На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города где ошибка

Исправьте ошибки в предложениях.
1. Он учился в школе хорошо, благодаря своих хороших способностей.
2. Девушка очень тосковала по брате.
3. Первый год по приезду его жизнь складывалась нормально.
4. Он выехал из города согласно предписания.
5. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
6.В отделе критики и библиографии “толстых” журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы.
7. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.
8. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
9.Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.
10. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

Содержание

  1. Итоговый контроль по блоку №1 (по И.Гусаровой), 10 класс, 5 вариантов тест по русскому языку (10 класс) по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»
  5. Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

Итоговый контроль по блоку №1 (по И.Гусаровой), 10 класс, 5 вариантов
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Итоговая работа по блоку №1 состоит из 5 заданий по правописанию сложных слов, по нормам орфоэпии, по синтаксическим нормам, по лексическим нормам и синтаксический разбор предложения.

Скачать:

Вложение Размер
Итоговая контрольная работа по блоку №1 (по И.Гусаровой), 10 класс 144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый контроль по блоку № 1 — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

  1. Правописание сложных слов

(Авто)школа, метео(бюро), (архи) сложный, (суб)продукты, (контр)адмирал, (пол)мира, (полу)открытый, (лже)Анастасия, (северо)морский, (трех)годичный, почтительно(вежливый), (велико)светский, военно(служащий), жюль(верновский), (пресс)конференция.

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Красивее, языковая подготовка, позвонит, временные, суповой набор, мизерный, щавелевый, джинсовая, факсимиле, золотых кудрей, дремота, жалюзи.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Найдите ошибки и недочеты в управлении, исправьте их.
  1. Я признался маме обо всех своих «двойках».
  2. Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ.
  3. Тогда от разъяренного зверя отнимали бочку.
  4. Согласно заявления его перевели на другую работу.
  5. Благодаря Вас я узнала много о вашем городе.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
  1. В парке запрещен выпас собак.
  2. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.
  3. Большое внимание было оказано благоустройству города.
  4. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
  5. Уже в глубокой юности А. С. Пушкин начал писать стихи.
  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. Махатма Ганди

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Итоговый контроль по блоку № 1 — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

  1. Правописание сложных слов.

(Электро) двигатель, (аэро)динамика, (анти)исторический, (гипер)активный, (экстра)класс, (пол)листа, (полу)финальный, (Лже)Дмитрий, юго(восточный), (древне)русский, ярко(синий), велико(державный), перекати(поле), (экс)президент, бледно(лицый).

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Крестное знамение, ломота в теле, мозаичный пол, обеспечение продуктами первой необходимости, глашатай весны, вересковый мед, красивейшие места, языковая колбаса, временные категории, бомбовые удары, продать втридорога, выполнить мастерски.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке.
  1. Я спросил Валеру, выдал ли он кому-нибудь о нашем секрете?
  2. Если на нее приглядеться, она не такая уж молодая.
  3. В книге дана характеристика развитию самоуправления за последние десять лет.
  4. Согласно распоряжения директора, курение в институте запрещено.
  5. Прототипом Базарову является Печорин.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
  1. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.
  2. Этой проблеме мы придаем особое внимание.
  3. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.
  4. Уютное впечатление произвела на нас эта гостиница.
  5. К нам пришли работники, удручённые опытом.
  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Итоговый контроль по блоку № 1 — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

  1. Правописание сложных слов

(Анти)народный, (мульти)миллионер, (инфра)красный, (контр)предложение, (пан)Европа, (псевдо)классический, (супер)обложка, (ультра)правый, (экстра)ординарный, (тонно)километр, (глав)врач, шарико(подшипниковый), (химико)технологический, (Центрально)африканская республика, (снежно)белый шарф.

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, плесневеть, вероисповедание, августовский, буксировать, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Найдите ошибки и недочеты в управлении, исправьте их.
  1. В журнале опубликована рецензия о книге.
  2. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
  3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг.
  4. Это был характерный ему почерк.
  5. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Наступила война.

2. На стадионе жители приморского города стали свидетелями большого театрализованного представления.

3. Лектории выполняют большую роль.

4. Вдали показалась стая уток и зайцев.

5. На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия.

  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Итоговый контроль по блоку № 1 — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

  1. Правописание сложных слов

(Авто)школа, метео(бюро), (архи) сложный, (суб)продукты, (контр)адмирал, (пол)мира, (полу)открытый, (лже)Анастасия, (северо)морский, (трех)годичный, почтительно(вежливый), (велико)светский, военно(служащий), жюль(верновский), (пресс)конференция.

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Крестное знамение, ломота в теле, мозаичный пол, обеспечение продуктами первой необходимости, глашатай весны, вересковый мед, красивейшие места, языковая колбаса, временные категории, бомбовые удары, продать втридорога, выполнить мастерски.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Найдите ошибки и недочеты в управлении, исправьте их.
  1. В журнале опубликована рецензия о книге.
  2. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
  3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг.
  4. Это был характерный ему почерк.
  5. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
  1. В парке запрещен выпас собак.
  2. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.
  3. Большое внимание было оказано благоустройству города.
  4. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
  5. Уже в глубокой юности А. С. Пушкин начал писать стихи.
  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Итоговый контроль по блоку № 1 — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

  1. Правописание сложных слов.

(Электро) двигатель, (аэро) динамика, (анти)исторический, (гипер)активный, ( экстра)класс, (пол)листа, (полу)финальный, (Лже)Дмитрий, юго(восточный), (древне)русский, ярко(синий), велико(державный), перекати(поле), (экс)президент, бледно(лицый).

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, плесневеть, вероисповедание, августовский, буксировать, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Найдите ошибки и недочёты в управлении, исправьте их.
  1. Я признался маме обо всех своих «двойках».
  2. Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ.
  3. Тогда от разъярённого зверя отнимали бочку.
  4. Согласно заявления, его перевели на другую работу.
  5. Благодаря Вас я узнала много о вашем городе.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
  1. В парке запрещен выпас собак.
  2. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.
  3. Большое внимание было оказано благоустройству города.
  4. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
  5. Уже в глубокой юности А. С. Пушкин начал писать стихи.
  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим. Аристотель

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Источник

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

Источник

(Мах. количество
баллов – 5. За один правильный вариант
ответа 0.5б.)

Тире ставится в
предложениях №3,4, 8,10

Тире не ставится,
если есть отрицательная частица, союз,
слово есть
между подлежащим и сказуемым.

Задание 10

( Мах. количество
баллов — 2)

Все слова исторически
имеют в своем составе корень со значением
четыре. Квартал
– четверть года, четверг
– четвертый день недели, древнерусское
значение слова «тетрадь»
— четыре листа пергамента или бумаги,
сшитые вместе.

Задание 11

(Мах. количество
баллов – 3. За каждый правильный вариант
ответа 1 б.)

1) гора
( слово с проверяемой безударной гласной,
все остальные с чередующимися гласными);
2) наклонился
(слово с чередующейся гласной, все
остальные с безударными)

Задание 12

(Мах. количество
баллов – 5. Из 10 возможных правильных
вариантов за каждый пример 0,5б.)

Игарка – игарец,
игарчанин, игарцы, игарчан. Канск –
канцы, Талнах – талнашка, талнахцы.
Тюхтет – тюхтетец, тюхтетцы. Диксон –
диксонец, доксоновец, диксончанин,
диксонцы, диксоновцы, диксончане.

Максимальное
количество возможных баллов — 43

8 класс

Вариант 2

Задание 1

Поставьте ударение
в словах.

Балованный, тесны,
оптовый, петля. разогнутый, форзац, хвоя,
клала, сливовый, заржаветь

Задание 2

Какие гласные
буквы могут обозначать два звука? В
каких позициях гласные буквы обозначают
два звука, а в каких – один? Приведите
примеры на каждый случай.

Задание 3

Постройте
словообразовательное гнездо.

Горка, гористый,
пригорок, горняк, горняцкий, гора.

Задание 4

Какой частью
речи являются выделенные слова?

1.
Впоследствии

об этом случае я не вспоминал.

2. Помещение не
убиралось давно и было грязно.

3. Мусор был небрежно
свален в
кучу.

4. Сторож ходит
вокруг
усадьбы и стучит в свою колотушку.

5. На поле осталось
немало убитых.

6.
Благодаря

хорошим учебникам я подготовился к
экзамену.

Задание 5

Составьте
словосочетания с приведенными ниже
словами-паронимами.

Желанный-желательный,
гордость-гордыня, эстетический-
эстетичный.

Задание 6

Приведенные ниже
слова поставьте в форме родительного
падежа множественного числа.

Тетя, дупло, низовье,
кочерга, дно (кастрюли), башня, баржа,
вольт, помидор, колено.

Задание 7

Исправьте
предложения

1. Проснувшись
завтра, за окном уже будет ноябрь. 2.
Решив задачу, у меня заболела голова.
3. Глядя на то, что происходит сегодня,
у меня руки развязаны. 4. Прочитав вторично
рукопись, мне думается, она нуждается
в серьезной доработке. 5. Придавая большое
значение методологии исследования, был
выполнен ряд экспериментов. 6. Применяя
ту или иную форму организации труда, в
каждом отдельном случае учитываются
местные особенности.

Задание 8

Исправьте ошибки
в употреблении падежных форм и предлогов.

1. Он выехал из
города согласно предписания. 2. На этот
вечер смогли приехать престарелые люди
со всех районов города. 3. Вчера брат
приехал с Москвы. 4. Решимость парламента
свелась лишь в предоставлении полномочий.
5. По окончанию переговоров представители
делегаций подписали совместное заявление.
6. Уверенность каждого за свой завтрашний
день. 7. Факты, о которых изложил автор
письма, при проверке полностью
подтвердились. 8. Студенты уделяют
внимание на записи во время лекций.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нарушение лексических и синтаксических норм. ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Ксения

Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 30.11.2009
Образование: студент
Профессия: концертмейстер
Откуда: от туда

 

Нарушение лексических и синтаксических норм.

Вот задание
Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических и синтаксических норм. Объясните, в чем заключаются ошибки.
1)Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
Лично меня смущает слово «шахтером».
2) На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.

Аватара пользователя

Марго

Гениалиссимус
Гениалиссимус
Всего сообщений: 13772
Зарегистрирован: 11.11.2009

Лучшие Ответы: 2

Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Моcква

 

Re: Нарушение лексических и синтаксических норм.

Сообщение

Марго » 30 ноя 2009, 20:05

1). Здесь не может быть деепричастного оборота, так как он должен относиться только к глаголу в активной форме. Потому от деепричастного оборота нужно избавиться: Когда читаешь этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.

2). В этом предложении неправильно использован предлог. Должно быть изо/из всех районов (поскольку во все районы). То есть здесь используем предлог из, парный предлогу в (а предлогу со парным будет на).

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 16 Ответы
    19426 Просмотры
    Последнее сообщение slava1947

    23 окт 2012, 23:06

  • 0 Ответы
    1363 Просмотры
    Последнее сообщение Кваки

    02 фев 2011, 16:23

  • 3 Ответы
    4661 Просмотры
    Последнее сообщение H_N

    22 окт 2012, 00:34

  • 0 Ответы
    755 Просмотры
    Последнее сообщение AmiLain

    20 сен 2009, 12:34

  • 1 Ответы
    4583 Просмотры
    Последнее сообщение Анча

    06 дек 2009, 16:53

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

Итоговый контроль по блоку № 1  — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

Вариант 1

  1. Правописание сложных слов

(Авто)школа,  метео(бюро), (архи) сложный, (суб)продукты, (контр)адмирал, (пол)мира, (полу)открытый, (лже)Анастасия, (северо)морский, (трех)годичный, почтительно(вежливый), (велико)светский, военно(служащий), жюль(верновский), (пресс)конференция.

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Красивее, языковая подготовка, позвонит, временные, суповой набор, мизерный, щавелевый, джинсовая, факсимиле, золотых кудрей, дремота, жалюзи.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Найдите ошибки и недочеты в управлении, исправьте их.
  1. Я признался маме обо всех своих «двойках».
  2. Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ.
  3. Тогда от разъяренного зверя отнимали бочку.
  4. Согласно заявления его перевели на другую работу.
  5. Благодаря Вас я узнала много о вашем городе.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
  1. В парке запрещен выпас собак.
  2. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.
  3. Большое внимание было оказано благоустройству города.
  4. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
  5. Уже в глубокой юности А. С. Пушкин начал писать стихи.
  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного.  Махатма Ганди

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Итоговый контроль по блоку № 1 — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

Вариант 2

  1. Правописание сложных слов.

(Электро) двигатель, (аэро)динамика, (анти)исторический, (гипер)активный, (экстра)класс, (пол)листа, (полу)финальный, (Лже)Дмитрий, юго(восточный), (древне)русский, ярко(синий), велико(державный), перекати(поле), (экс)президент, бледно(лицый).

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Крестное знамение, ломота в теле, мозаичный пол, обеспечение продуктами первой необходимости, глашатай весны, вересковый мед, красивейшие места, языковая колбаса, временные категории, бомбовые удары, продать втридорога, выполнить мастерски.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке.
  1. Я спросил Валеру, выдал ли он кому-нибудь о нашем секрете?
  2. Если на нее приглядеться, она не такая уж молодая.
  3. В книге дана характеристика развитию самоуправления за последние десять лет.
  4. Согласно распоряжения директора,  курение в институте запрещено.
  5. Прототипом Базарову является Печорин.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
  1. Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.
  2. Этой проблеме мы придаем особое внимание.
  3. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.
  4. Уютное впечатление произвела на нас эта гостиница.
  5. К нам пришли работники, удручённые опытом.
  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Итоговый контроль по блоку № 1  — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

Вариант 3

  1. Правописание сложных слов

(Анти)народный, (мульти)миллионер, (инфра)красный, (контр)предложение, (пан)Европа, (псевдо)классический, (супер)обложка, (ультра)правый, (экстра)ординарный, (тонно)километр, (глав)врач, шарико(подшипниковый), (химико)технологический, (Центрально)африканская республика, (снежно)белый шарф.

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, плесневеть, вероисповедание, августовский, буксировать, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Найдите ошибки и недочеты в управлении, исправьте их.
  1. В журнале опубликована рецензия о книге.
  2. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
  3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг.
  4. Это был характерный ему почерк.
  5. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Наступила война.

2. На стадионе жители приморского города стали свидетелями большого театрализованного представления.

3. Лектории выполняют большую роль.

4. Вдали показалась стая уток и зайцев.

5. На крыше сидела кошка и повизгивала от удовольствия.

  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Прощение — это дорога с двусторонним движением. Прощая кого-нибудь, мы прощаем в этот миг и самих себя. Пауло Коэльо

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Итоговый контроль по блоку № 1  — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

Вариант 4

  1. Правописание сложных слов

(Авто)школа,  метео(бюро), (архи) сложный, (суб)продукты, (контр)адмирал, (пол)мира, (полу)открытый, (лже)Анастасия, (северо)морский, (трех)годичный, почтительно(вежливый), (велико)светский, военно(служащий), жюль(верновский), (пресс)конференция.

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Крестное знамение, ломота в теле, мозаичный пол, обеспечение продуктами первой необходимости, глашатай весны, вересковый мед, красивейшие места, языковая колбаса, временные категории, бомбовые удары, продать втридорога, выполнить мастерски.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Найдите ошибки и недочеты в управлении, исправьте их.
  1. В журнале опубликована рецензия о книге.
  2. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
  3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг.
  4. Это был характерный ему почерк.
  5. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
  1. В парке запрещен выпас собак.
  2. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.
  3. Большое внимание было оказано благоустройству города.
  4. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
  5. Уже в глубокой юности А. С. Пушкин начал писать стихи.
  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А. Дюма

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Итоговый контроль по блоку № 1  — 10 класс

(к учебнику Гусаровой И. В.)

Вариант 5

  1. Правописание сложных слов.

(Электро) двигатель, (аэро) динамика, (анти)исторический, (гипер)активный,                     ( экстра)класс, (пол)листа, (полу)финальный, (Лже)Дмитрий, юго(восточный), (древне)русский, ярко(синий), велико(державный), перекати(поле), (экс)президент, бледно(лицый).

  1. Нормы орфоэпии. Перепишите слова, расставьте ударение!

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, плесневеть, вероисповедание, августовский, буксировать, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый.

  1. Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Найдите ошибки и недочёты в управлении, исправьте их.
  1. Я признался маме обо всех своих «двойках».
  2. Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ.
  3. Тогда от разъярённого зверя отнимали бочку.
  4. Согласно заявления, его перевели на другую работу.
  5. Благодаря Вас я узнала много о вашем городе.
  1. Лексические нормы. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.
  1. В парке запрещен выпас собак.
  2. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом.
  3. Большое внимание было оказано благоустройству города.
  4. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
  5. Уже в глубокой юности А. С. Пушкин начал писать стихи.
  1. Оформите предложение в виде прямой и косвенной речи:

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим. Аристотель

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения:

  • На этом участке мой сосед незаконно возвел сарай ошибка
  • На этом примере мы видим речевая ошибка
  • На этом концерте был полный аншлаг ошибка
  • На этом компьютере недостаточно свободного места для временных файлов код ошибки 0x80070103
  • На этом вернисаже собрана неплохая коллекция речевая ошибка