На конференции выступал профессор только защитивший ученую степень ошибка

Задание 3. Определите нарушения лексических норм.

Я знал про своего друга, что он был сильно слабый человек. Лексическая несочетаемость. Весьма слабый, очень.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

В город ему пришлось ехать окружным путем. Пароним. Кружным путем.

Мне было грустно читать о несчастной девушке Асе: о ее жизни, повадках, характере. Неправильное словоупотребление. Повадки отн к живот, здесь – ее привычки.

Поэма эта является пиком в творчестве поэта. Неправильное словоупотребление. Пик и вершина синонимы не во всех ситуациях.

Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень. Неправильная сочетаемость слов. Ученую степень можно получить.

Я забыл поставить роспись в ведомости. Неправильсловоуп. Роспись бывает по дереву, настенная. Подпись.

Слово было представлено народному депутату Иванову. Предоставлено. Пароним.

К сожалению, я сам эту драку не видел, мне о ней поведал знакомый. Стил ошибка. Поведал – книжное слово.

Героем повести Куприна является образ поручика Ромашева. Лексическая сочетаемость. Герой был, человек. Образ может быть создан!

Дежурная служба усиленно ведет контроль за расходованием электроэнергии. Канцеляризм. Строго контролирует!

Очень важным является использование для этой цели химикатов. Штамп. Для этой цели необходимо использовать химикаты.

Задание 4. Объяснить заимствованные слова:

Задание 4. Прочитайте определения и дайте им назования:

— 1)противопоставление 2 или нескольких вариантов, каждый из которых исключает другой 2) вариант, противопоставленный другому;

— представитель неформального молодежного движения, которы ездят на момтоциклах на большой скорости.

– короткая пресс-конференция, но которой сообщается позиция правящего органа или лица, освещающего ход событий переговоров.

– торжественное открытие художественной выставки.

– фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара

– лишение полномочий высших должностных лиц в связи с допущением ими грубых нарушений закона.

– официальное сообщение о важнейших событиях (СМИ)

– практика оказания давления на законодателей, государственных чиновников со стороны какой-либо организации.

– система, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции и расширение рыночной зоны фирмы.

– искусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и производственными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности.

– устройство, преобразующее цифровые сигналы компьютера для передачи их по телефонной связи.

– красочный плакат, представляющий большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы и рекламирующее ее выступление.

– чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства.

– компания, использующая капитал для приобретения контрольного пакета акций других компаний.

– расширение сферы влияния.

– сфера полномочий данного государственного органа.

Задание 5. Определите тип ошибки:

горячий кипяток, необъяснимый феномен, памятный сувенир, ведущие лидеры, народный фольклор, масло масляное, молодая девушка, старая старушка, маленький ребенок

Задание 6.Определите тип речевой ошибки:

1.С вами будут беседовать учёные, которые активно влияют на положительные позитивные изменения в мире.

2.Мать постоянно была на работе, и большую часть времени мальчик был представлен самому себе.

3.Трилогия Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение» посвящена послевоенной судьбе русской интеллигенции.

4.На обложке книги — цитата из вышеназванного языковеда.

5.Игорь с отцом посадили берёзку, когда ему исполнилось тридцать лет.

6.Эти районы загрязнены в результате взрыва чернобыльской катастрофы.

7.Магазин «Богатырь» я обошёл быстро.

8.Составив предложение, ученики определяют, что слово является определением. Так определяются синтаксические признаки слова.

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Часть III. Тема 3. Фразеологические единицы русского языка

ü Внимательно изучите контент сайта «Я студент», перейдя по ссылке:

ü http://yastudent.com/russkij-yazyk/leksika-slovo-ego-leksicheskoe-znachenie-leksicheskie-i-frazeologicheskie-edinicy-russkogo-yazyka.html

ü выполните задания:

Задание 1. Дополните определения и допишите предложения:

Лексика языка непосредственно отражает реальную действительность. Основное назначение лексической единицы функция наименования. .
Сам термин «лексика» происходит от греческого «lexis» слово, и обозначает словарный состав языка. Лексика представляет собой сложную систему являющуюся составной частью общей системы языка. Говоря о системном характере лексики, имеется в виду то, что члены лексической системы цельнооформленные и раздельнооформленные лексические единицы, взаимосвязаны определенными отношениями. Словообразование тесно связано с другими уровнями языковой системы — фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой, так как результатом словообразовательных процессов является появление новых слов.

В слове различаются его звуковое оформление, морфологическая структура и заключенный в нем смысл, значение.

Лексическое значение слова — это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря».

Значение слов отражает не всю совокупность познанных признаков, предметов и явлений, а лишь те из них, которые помогают отличать один предмет от другого. Так, если мы говорим: это птица, то нас в данном случае интересует лишь то, что перед нами разновидность летающих позвоночных животных, тело которых покрыто перьями, а передние конечности преобразованы в крылья. Эти признаки позволяют отличить птицу от других животных, например млекопитающих.

В процессе совместной трудовой деятельности, в своей общественной практике люди познают предметы, качества, явления; и определенные признаки этих предметов, качеств или явлений действительности служат основой значения слова. Поэтому для правильного понимания значения слов необходимо широкое знакомство с общественной сферой, в которой слово существовало или существует. Следовательно, в развитии значения слова немаловажную роль играют внеязыковые факторы.

В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, в современном русском языке могут быть выделены четыре основных типа лексических значений слов.

1. По связи, соотнесенности с предметом действительности, т.е. по способу наименования, или номинации (лат. nominatio — называние, наименование), выделяются значения прямое, или основное, и переносное, или непрямое.

Прямым значением называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п. Например, прямыми будут первые два значения слова рука: «одна из двух верхних конечностей человека от плеча до конца пальцев…» и «…как орудие деятельности, труда».

Переносным является такое значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций. Например, переносными будут следующие значения слова рука:

1) (только ед.) манера письма, почерк; 2) (только мн.) рабочая сила;

3) (только мн.) о человеке, лице (…с определением) как обладателе, владельце чего-либо; 4) символ власти; 5) (только ед., разг.) о влиятельном человеке, способном защитить, оказать поддержку; 6) (только ед.) о согласии кого-либо на брак, о готовности вступить в брак.

Связи слов, обладающих прямым значением, меньше зависят от контекста и обусловлены предметно-логическими отношениями, которые достаточно широки и относительно свободны. Значение переносное гораздо больше зависит от контекста, оно обладает живой или частично потухшей образностью.

2. По степени семантической мотивированности значения разделяются нанемотивированные (или непроизводные, идиоматичные) и мотивированные (или производные от первых). Например, значение слова рука — немотивированное, а значения слов ручной, рукав и др. — уже мотивированы семантическими и словообразовательными связями со словом рука.

3. По степени лексической сочетаемости значения делятся на относительносвободные (к ним относятся все прямые значения слов) и несвободные.Среди последних выделяют два основных вида:

1) фразеологически связанным значением называется такое, которое возникает у слов в определенных лексически неделимых сочетаниях. Они характеризуются узкоограниченным, устойчиво воспроизводимым кругом слов, связи которых между собой обусловлены не предметно-логическими отношениями, а внутренними закономерностями лексико-семантической системы. Границы употребления слов с этим значением узкие. Так, у слова закадычный переносное значение «искренний, задушевный» реализуется, как правило, только в сочетании со словом друг (дружба);

2) синтаксически обусловленным значением называется такое, которое появляется у слова при выполнении им необычной роли в предложении. В развитии этих значений велика роль контекста. Например, при использовании слова дуб в роли характеризующего лицо: Эх, ты, дуб, так ничего и не понял — реализуется его значение «тупой, нечуткий» (разг.).

К разновидности синтаксически обусловленных значений относится так называемое конструктивно ограниченное, которое возникает только в условиях использования слова в определенной синтаксической конструкции. Например, сравнительно недавно возникшее значение «район, область, место действия» у слова география обусловлено его использованием в конструкции с существительным в родительном падеже: география спортивных побед.

4. По характеру выполняемых номинативных функций выделяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.

Номинативными называются такие, которые прямо, непосредственно называют предмет, явление, качество, действие и т.д. В их семантике, как правило, нет дополнительных признаков (в частности, оценочных). Хотя со временем такие признаки могут и появиться. (В этом случае развиваются разного рода переносные значения, но эта группа выделяется по другому классификационному признаку.

Собственно номинативным значением обладают, например, слова писатель, помощник, шуметь и мн. др.

Экспрессивно-синонимическим называется значение слова, в семантике которого преобладает эмоционально-экспрессивный признак. Слова с такими значениями существуют самостоятельно, отражены в словаре и воспринимаются как оценочные синонимы к словам, обладающим собственно номинативным значением. Ср.: писатель — писака, борзописец; помощник — пособник; шуметь — колобродить. Следовательно, они не только называют предмет, действие, но и дают особую оценку. Например, колобродить (прост.) не просто «шуметь», а «вести себя шумно, суетливо, беспутно, непорядочно».

Кроме указанных основных типов лексических значений, многие слова в русском языке имеют оттенки значений, которые, будучи тесно связанными с основным, все-таки имеют и отличия. Например, наряду с первым прямым значением слова рука в словарях дается и его оттенок, т.е. через точку с запятой указывается «часть этой же конечности от пясти да конца пальцев». (Ср. в словаре оттенки значений слова книга и многих других слов.)

Слово как основная единица языка изучается в различных разделах языкознания.

Так, с точки зрения фонетической рассматривается звуковая оболочка, выделяются те гласные и согласные звуки, которые составляют слово, определяется слог, на который падает ударение, и т.д.

Лексикология (описательная) в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений, определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску и т.п. Для лексикологии (исторической) важным является вопрос о происхождении слова, его семантике, сфере употребления, стилистической принадлежности и т.д. в разные периоды развития языка.

С точки зрения грамматической выявляется принадлежность слова к той или иной части речи, присущие слову грамматические значения и грамматические формы, роль слов в предложении. Все это дополняет лексическое значение слова.

Грамматические и лексические значения тесно между собой связаны, поэтому изменение лексического значения нередко приводит к изменению грамматической характеристики слова. Например, в словосочетании глухой согласный словоглухой (в значении «звук, образуемый только при участии одного шума, без участия голоса») — это имя прилагательное относительное. А в словосочетанииглухой голос слово глухой (в значении «приглушенный, неясный») — это имя прилагательное качественное, имеющее степени сравнения, краткую форму. Следовательно, изменение значения повлияло и на морфологическую характеристику слова.

Лексические значения оказывают влияние не только на способы образования отдельных грамматических форм, но и на образование новых слов. Так, в результате исторического развития значений одного слова мех появилось два разных слова, которые обозначают разные понятия: мех беличий и мех кузнечный.

Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова (такие слова называются многозначными).

Лексика русского языка в зависимости от характера функционирования разделяется на две большие группы общеупотребительную и ограниченнуюсферой употребления.

В первую группу входят слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей; она составляет основу словарного состава русского языка. Сюда включаются наименования понятий и явлений из разных областей жизни общества: политической, экономической, культурной, бытовой, что дает основание выделить в составе общенародной лексики различные тематические группы слов. Причем все они понятны и доступны каждому носителю языка и могут быть использованы в самых различных условиях.

Лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определенной местности или в кругу людей, объединяемых профессией, социальными признаками, общими интересами, времяпрепровождением и т.д. Подобные слова используются преимущественно в устной ненормированной речи. Однако и художественная речь не отказывается от их употребления: писатели находят в них средства для стилизации художественного повествования, создания речевой характеристики героев.

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Часть IV. Тема 4. Лексико-фразеологические нормы

Языковая норма (норма литературная) — это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________пр).аНорма обязательна как устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.

Различают нормы:

Характерные особенности нормы литературного языка:

Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

К основным источникам языковой нормы относятся:

Нормы помогают литературному языкусохранять свою целостность и общепонятность.

Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию — культурную.

Литературная нормазависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение).

Норма не делит средства языка на хорошие и плохие, а указывает на их коммуникативную целесообразность.

Грамматические нормы делятся на: словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.

Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.).

Типичным нарушениемморфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующейконтексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом).

Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка — неправильно оформлен род имен существительных.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц — словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах:

читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и — шире — с целью и условиями общения.

Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраскивызываетстилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.

Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста.

Тема 5. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

Задание 1. Прочитайте текст. Составьте сжатый конспект, выделив основную (ключевую мысль) каждого предложения. Запишите в виде плана выступления. Озаглавьте текст.

Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная выразительность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, усиливающим выразительность, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.

Лексическая система языка сложна и многолика. В нее входят различные группы слов, внутри каждой такой группы слова объединены некоторой общностью признаков (семантических, семантико-стилевых, словообразовательных и иных). Есть слова книжные и разговорные, общелитературные и областные, устаревшие и только что введенные в язык, профессиональные и жаргонные, слова, отражающие природу и человека, мир звуков и мир красок, предметные и качественные и т. д, Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают всебе ивозможности обновления речевой

выразительности и ее типов.

Тема 6. Лексические ошибки, их исправления: плеоназм, тафталогия и алогизм

В процессе литературного редактирования рукописи редактору часто приходится отмечать ошибки в словоупотреблении. Неправильный выбор слова делает речь неточной, а порой искажает смысл высказывания:

Погода сопутствовала хорошему отдыху (вместо благоприятствовала); У куниц скоро появится наследство (имеется в виду потомство); Я хочу продолжить семейную династию и потому решил стать офицером (вместо традицию).

В таких случаях говорят об использовании слова без учета его семантики. Подобные лексические ошибки возникают в результате стилистической небрежности автора, невнимательного отношения к слову или плохого знания языка. Так, в газетной статье читаем: Новые железные дороги возникнут в трудных для освоения районах. Слово «возникнуть» означает «появиться, начаться, образоваться, зародиться», оно не подходит для наименования действия, которое требует значительных усилий. Возникнуть могут подозрение, тревога, сомнение (состояния самопроизвольные), возникают трудности, препятствия… Железные дороги не могут возникнуть, их прокладывают люди.

Неточность словоупотребления объясняется не только низкой речевой культурой автора; иногда сознательно не хотят употребить то или иное слово, чтобы завуалировать отрицательный смысл высказывания.

Пишут: фантазирует вместо врет, принимал подарки вместо брал взятки и т.д. Вспомним эпизод из рассказа А.И. Куприна «Дознание»: «Спроси его, взял он у Есипаки голенища?
Подпоручик опять убедился в своей неопытности и малодушии, потому что из какого-то стыдливого и деликатного чувства не мог выговорить настоящее слово «украл».

Слова и выражения, смягчающие грубый смысл речи, называютсяэвфемизмами (от гр. eu — хорошо, phēmi — говорю).

Эвфемистичность речи нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказывания при описании негативных явлений нашей жизни.

Например, в местной газете корреспондент сообщал: Правление колхоза уделяло мало внимания охране общественной собственности, в то время как следовало бы признать, что правление колхоза безответственно отнеслось к охране общественной собственности (или закрывало глаза на расхищение общественной собственности). Неточность речи в подобных случаях уводит читателя от истины, искажает смысл.

Неправильный выбор слова может стать причиной различных речевых ошибок. Так, из-за неточного словоупотребления может возникнуть анахронизм (нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой): В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги (слово «митинг» появилось значительно позднее, причем в Англии); В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий (название города на Неве, которое употребил автор, было неизвестно в XVIII веке, следовало написать: в Петербурге).

Неправильное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам.

В числе их назовем алогизм — сопоставление несопоставимых понятий, например:

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями. Устраняя алогизм, можно написать: Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей, или: Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных синтаксису других научных статей.

Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма. Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать: Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм. Подобные ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).

В случае подмены понятия стилистическая правка может быть различной: иногда достаточно заменить неудачно употребленное слово, в других случаях лексическая замена сочетается с использованием новых, уточняющих слов, наконец, порой необходимо переделать предложение, чтобы верно передать авторскую мысль.

Нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано контаминацией….

Ответы для студентов

Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:

Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.

Для подготовки ответов были использованы:

  • толковые словари;
  • юридические словари;
  • этимологические словари;
  • правовые системы (Консультант +, Гарант);
  • учебные пособия и книги;
  • курсы лекций;
  • энциклопедии;
  • личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.

Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:

ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ
ЭКОНОМИКА ЭТИКА
РИМСКОЕ ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ТРУДОВОЕ ПРАВО
УГОЛОВНОЕ ПРАВО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ИНФОРМАТИКА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВА ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.

Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.

Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!

Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!

Конкурс — Я русский бы выучил. Паронимы. Продлён!

ВНИМАНИЕ! Конкурс продлён ещё на две недели. Надо набрать стихов побольше!

Задание простое! Народ, давайте с ним справимся!)

Итак, ждём стихов до 18 ноября. Призы заждались.

Дорогие друзья, всем доброго дня!

Начинаем Шестой тур конкурса « Я русский бы выучил…».

С вами ведущая Татьяна Шорохова.

Небольшое предисловие к заданию.

«Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог.» (С)Толстой Л.Н.

– эти слова великого писателя я позволю себе сделать эпиграфом нашей сегодняшней беседы о русском языке, потому что имя ей:

Лексика! Наука о слове!

А если быть более точной, то речь пойдет о ПАРОНИМАХ.

Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

1. Дипломат – дипломант. Дипломат — это работник посольства или консульства, а дипломант — участник конкурса, фестиваля, отмеченный за свое исполнительское мастерство дипломом.

2. Гарантированный – гарантийный. Гарантированным (обеспеченным) может быть доход, зарплата, работа, тираж, а гарантийным (содержащим гарантию) назовем письмо, кредит, договор, ремонт.

3. Одеть — надеть. Глагол «одеть» сочетается с одушевлёнными существительными, поэтому правильно скажем: одеть ребенка, одеть бабушку, одеть куклу Барби.

Слово «надеть» употребляется в сочетании с неодушевлёнными существительными: надеть кольцо на палец, надеть шляпу, сапоги,
варежки. Перед прогулкой я надел ошейник своей собаке. Мама надела куртку на сына.

4. Адресат –адресант Адресат — лицо (организация), которому адресовано почтовое отправление; получатель (точный адресат; адресат выбыл); адресант — лицо (организация), посылающее почтовое отправление.

5. Абонент – абонемент. Абонемент — право на пользование чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право (концертный, библиотечный, театральный абонемент); абонент — владелец абонемента (абонент телефонной сети, заказ журнала абонентом).

6. Невежа – невежда. Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек, а невежда — малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан.

7. Двигатель – движитель. Двигатель — часть автомобиля, которая приводит его в движение, сила (электрический двигатель); движитель — то, что приводит в движение, способствует ему (движитель общества, прогресса).

8. Преемник – приемник. Преемник — Тот, кто получил от кого-либо преемственно какое-либо положение, обязанности, право на что-либо. Приемник — аппарат для приема сигналов, сообщений, речи, музыки, изображений и т.п., употребляемый в электросвязи, радиотехнике и телемеханике.

9. Диктат — диктант. Диктант — вид письменной работы (трудный диктант, объяснительный диктант, диктант с комментариями); диктат — требование, продиктованное одной сильной стороной, требующей безусловного выполнения другой, слабой стороной (диктат правящей верхушки)

10. Описка — отписка Описка — случайная ошибка при письме; отписка — ответ, не затрагивающий существа дела.

11. Отметка и оценка. Отметка – цифра, выражающая степень освоения учащимся образовательной программы. Оценка — сжатое или развернутое суждение о достижениях учащегося.

Паронимов в русском языке достаточное количество, поэтому перечислять их нет смысла, поэтому предлагаю посмотреть, поэтому предлагаю посмотреть примеры заданий по паронимам из ЕГЭ 2015 года. К заданиям даны ответы. Они дадут ориентировочное понимание характера и сложности заданий.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Для изменения типа предоставляемых услуг АБОНЕМЕНТУ требуется заполнить особую форму в главном офисе компании.
2. ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.
3. Члены комиссии выразили благодарность за ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ в их распоряжение материала инспекции.
4. Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные КОРИЧНЕВЫЕ глаза.
5. На прогулку Катя ОДЕЛА теплую шапку.
6. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным ФАКТОМ в развитии каждого человека.
7. Со временем исследовательская лаборатория ПРЕОБРАЗИЛАСЬ с последней нашей встречи в специальное конструкторское бюро.
8. Комната выполняла ДВОЙСТВЕННОЕ назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.
9. Демидов прямо утверждал в те дни, что слухи о возбуждении уголовного дела против него — ЗЛАЯ клевета.
10. Во время работы вам разрешено пользоваться КОРОТКИМ справочником по физике.

Ответы: 1. абоненту, 2. гарантийное, 3. предоставленные, 4. карие, 5. надела, 6. фактором, 7. преобразовалась, 8. двойное, 9. злостная, 10. кратким.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Одежда настоящего туриста должна быть надежной и ПРАКТИЧЕСКОЙ.
2. Со временем лабораторию расширили, она ПРЕОБРАЗИЛАСЬ в филиал научно-исследовательского института.
3. Из уклончивого и ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО выступления адвоката следовало, что пересмотр договора стоит отложить.
4. Котовский редко чему удивлялся, был проницательным и ПАМЯТНЫМ юношей.
5. Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая ЭФФЕКТНАЯ защита от гриппа и ОРВИ.
6. ДОВЕРЧИВЫЙ тон в общении с клиентами обеспечивает нашей компании хорошую репутацию.
7. Больше всего нас поразил ЯБЛОЧНЫЙ сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.
8. Вспоминая о вчерашней встрече, Сергей тяжело ВДЫХАЛ.
9. На Викторе Александровиче красиво смотрелся ГЕНЕРАЛЬНЫЙ мундир.
10. РАСЧЕТЛИВЫЙ центр находился в доме, расположенном на углу улицы.

Ответы: 1. практичной, 2. преобразовалась, 3. дипломатичного, 4. памятливый, 5. эффективная, 6. доверительный, 7. яблоневый, 8. вздыхал, 9. генеральский, 10. расчетный.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Народ стекал туда в большом числе, несмотря на БУДНИЧНЫЙ день.
2. Он так и остался на всю жизнь убежденным монархистом и противником ДЕМОКРАТИЧНОГО образа правления.
3. Дома перед отъездом его долго инструктировали, чтобы на новом месте он не попал в дурную КАМПАНИЮ.
4. Оксана получила от него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность секретаря.
5. Самый ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ способ улучшить память — создать себе мощную мотивацию.
6. Пальтишко на нем было жидкое, на РЫБНОМ меху.
7. Они уже стали москвичами, как и многие их более УДАЧНЫЕ земляки.
8. Результаты перевода текстов сравнивались и в случае совпадения считались ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ.
9. Он был склочный, МЕЛКИЙ, высокомерный, себялюбивый.
10. КОСТНЫЙ панцирь черепахи очень прочен.

Ответы: 1. будний, 2. демократический, 3. кампания, 4. предоставил, 5. действенный, 6. рыбий, 7. удачливый, 8. значимый, 9. мелочный, 10. костяной.

В данных предложениях НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.
1. Это был почти ЦАРСТВЕННЫЙ подарок.
2. Нужно еще было много трудиться, чтобы достичь ЖЕЛАННОГО результата.
3. Председатель объявил судебное следствие законченным и ПРЕДСТАВИЛ слово обвинителю.
4. Ему и в школе не раз говорили, что у него есть ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ талант.
5. Украшательство, внешняя ЭФФЕКТИВНОСТЬ чужды японской архитектуре.
6. Боль была очень сильной, временами НЕТЕРПИМОЙ.
7. В руке он держал трость с КОСТНЫМ набалдашником.
8. Был такой ливень, что хоть сапоги ОДЕВАЙ.
9. Нет возможности назвать специалистов, которые внесли ВКЛАДЫШ в исследование.
10. Дети размещаются в уютных помещениях, имеют все удобства, обеспечены ВКУСОВЫМ питанием.

Ответы: 1. царский, 2. желательный, 3. предоставил, 4. изобретательский, 5. эффектность, 6. нестерпимой, 7. костяной, 8. надеть, 9. вклад, 10. вкусным.

А теперь задание: Написать одно — два стихотворения, используя одну пару паронимов (например: невежда-невежа).

Так что выбираем понравившийся пароним (или находим сами) и.

Стихи, написанные ранее, не принимаются. Пародии на чьи-либо стихи тоже.

Рецензия оформляется так:

1. Выбранная тема (в данном случае паронимы)
2. Само стихотворение (не менее 3 стоп и не более 6 стоп в размере от 8-ми до 24-х строк – каждый (плюс две строки в исключительных случаях) – принцип Золотого Сечения.
3. Автор

Конкурс рассчитан на серьёзную аудиторию — это значит, что мы стараемся ответственно относиться к своим стихам.

Пишем не «на коленке», а вносим вклад в мировую поэзию, хоть и осознаём своё несовершенство.

источники:

http://youranswers.ru/otvety-po-russkomu-yazyku/laboratornye-raboty-po-russkomu-yazyku

http://stihi.ru/2018/09/18/7356

Задание на 20_21.05.20. 204  для
дистанционного обучения по дисциплине «Родной язык» 2 пары

Практическая часть

Задание 1. Исправьте в предложениях
лексические и стилистические ошибки.

1. Большая половина игры уже
прошла.

2. Внеклассная работа играет положительное
значение в развитии детей.

3. Этот актер уже давно заслужил
славу зрителей.

4. Ученый стоял у источников
ракетостроения.

5. О моей автобиографии я уже
рассказывал во вступительной статье.

6. Получить фиаско может каждый
спортсмен.

7. До сих пор неизвестно, кто же
творец этого уникального творения.

8. На конференции выступал
профессор, только защитивший ученую степень.

9. Вскрытие рек еще больше
увеличило уровень воды.

10. Сейчас отечественные
производители стараются удешевить стоимость товаров.

11. Ателье пошива швейных изделий.

12. Последним остатком свободной
торговли являются стихийные базары.

13. Одновременно с духовным ростом
героев растет их речь.

14. Цветные витражи поразили наше
воображение.

15. Толстой негодует от возмущения,
когда показывает нам Наполеона в этом эпизоде.

16. Последний свой автопортрет
художник пишет в последние годы жизни.

17. Он знает много интересного и
очень понятливо рассказывает.

18. Вот такой удивительный случай
случился со мной прошлым летом.

19. Над доской развешаны великие
писатели.

20 . Всем надоело слушать дискуссию
двух глупых упрямцев.

Задание 2. Проанализируйте
употребление омонимов и многозначных слов.

Исправьте предложения, устранив
неясность высказывания, неуместный комизм, искажение смысла, каламбур.

1. Рост юных спортсменок стал
особенно заметным в этом году.

2. Защита команды явно хромает.

3. Коллектив электростанции
обязался работать в этом году с бОльшим

напряжением.

4. Руками молодёжи нашего района
посажены сотни деревьев, разбиты десятки

клумб.

5. Вечер, посвященный творчеству
поэта, состоялся в субботу утром.

6. Билет годен только для помывки в
бане одного лица.

7. На одного оператора падает 51
корова.

8. Окна так и остались бы
незастеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке.

9. Долг врача не отмахиваться от
больного, а довести его до конца.

10. Объявляется соревнование между
классами на лучшее вязание детей.

11. Студенты прослушали все, что
сказал преподаватель.

12. Нападающий довел до ворот мяч,
а добить его было некому.

13. На олимпиаде по русскому языку
я потерял очки из-за невнимательности.

14. Адвокат добивался, чтобы его
подзащитного обелили.

Задание 3. Выпишите из скобок
слова, соответствующие норме сочетаемости.

Дружба ( сильная, крепкая)

Водить (дружба, любовь)

Приходить в (ярость, радость)

Зияющий (пропасть, вершина)

Высказать (мнение, вопрос)

Глухой (овраг, обрыв).

Достичь (успех, положение)

Верный (обещание, клятва)

Задание 4. Словосочетания,
приведенные во множественном числе, поставьте в форму единственного числа.

Высокие жирафы, ужасные неряхи,
красные георгины, новые туфли, строгие старосты, измятые банкноты, детские
коленки, старые рояли, ранние овощи, домашние тапочки, старые мозоли,
доброжелательные коллеги, купленные  шампуни.

Задание 5. Определить род существительных,
согласовать с глаголом в прош.вр.

Платье-халат (висеть) на вешалке;

(Открыть) выставка-просмотр картин
молодых художников;

Библиотека-музей (приобрести)
неизданные рукописи писателя;

Музей-квартира (пополниться) новыми
экспонатами;

Полка-прилавок (завалить) книгами;

Клуб-читальня (открыть) ежедневно.

Задание 6. Образуйте от
существительных родительный падеж множественного числа:

Носки, грузины, килограммы,
апельсины, джинсы, валенки, туфли, погоны,

кроссовки, судьи, ясли, простыни,
манжеты, шорты, вафли, гектары, яблоки, места,

кухни, макароны, баклажаны,
ведомости, копья, солдаты, брызги, сандалии, войска,

чулки, граммы, тапки, плечи.

Задание 7. Спишите, употребляя
числительные в нужном падеже и нужной форме.

1. Частное от деления 6884 на 6 равно
1144.

2. Библиотека института ежемесячно
пополняется 300 книгами.

3. Разность между 87и 58 составит
29.

4. Это небольшой старинный город с
4675 жителями.

5. Мой родной город расположен по
(оба) стороны реки.

6. (Три, трое) котят уже открыли
глаза.

7. Строительство завода должно
завершиться к 2012 году.

Задание 8. Раскройте скобки,
поставьте глаголы в форму второго лица

повелительного наклонения. Если
глагол не имеет нужной формы, измените

предложение так, чтобы выразить
данное содержание.

Справка: 2 л. – соответствует
местоимение ты/вы; повелит. накл. – что сделай? что

сделайте? что делай? что делайте?

1. Алексей! (Поглядеть), кто это
стоит под окном? 2. Ямщик! (Доехать) до поворота и поверни направо. 3. Андрей!
Пожалуйста, (заехать) за мной после обеда! 4. Ты только (захотеть) помочь мне!
5. Сын, не (лазить) на деревья! 6. Дети! Не (класть) портфели на парты. 7.
Сергей, (лечь) у окна и не двигайся! 8. Матросы! (Налечь) на вёсла! 9. Мама!
(Отложить) свой отъезд на три дня! 10. Брат! (Поехать) к матери в

воскресенье! 12. Анна! (Увидеть)
этот фильм – не пожалеешь! 13. Как только получишь перевод, (уведомить) меня об
этом. 14. Здесь вы не сможете проехать, лучше (объехать) эту лужу справа.

Задание 9. Составьте
словосочетания, выбирая правильную падежную форму  существительного.

1. Встретились благодаря (случая,
случаю)

2. Поступил вопреки (совету,
совета)

3. Дежурство согласно (графику,
графика)

4. Не мог оплатить в связи
(отсутствия, с отсутствием) доходов

5. Закрыли ввиду (с нехваткой,
нехватки) финансирования.

Задание 10. Спишите, исправляя
ошибки в построении предложений.

1. Те, кто не пошли с нами, позже
об этом пожалели.

2. Те из вас, кто прошел курс
обучения, может приступить к работе.

3. Все, кто пожаловали на наш
праздник, будут дружно веселиться.

4. Тот, кого не было на
консультации, пусть сами готовятся к зачету.

5. Каждый, кто любит поэзию
Пушкина, с интересом послушают выступление

актеров.

Задание 11. Обратите внимание на
порядок слов в предложениях. Измените его, запишите в исправленном виде.

1. Нам предложили поселиться в
новой гостинице для туристов со всем набором услуг.

2. Мы не только любовались красотой
заката, но и окружающей воды.

3. Изложенные факты в
объяснительной записке не выглядят убедительными.

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки
в конструкциях сложных предложений.

1. Чувства, которые чистые и
бескорыстные , тоже исчезают.

2. И как жестокий укор на
католической иконе остается висеть браслет, который  героиня вернула ему со
своим мужем.

3. Боги, каких человек выбирает,
меняются с развитием общества.

4. Салют – это когда много – много
огней и очень красиво.

5. Журналист, с которым я
познакомилась, он был старше меня всего на два года.

12. Задание. Переписать текст,
выставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Из исповеди предпринимателя

(1)Ребята эти конкуренты (с)начала
на нас хулиганов с распальц…вкой наслали.

(2)Ничего, у нас на этих хулиганов
свои нашлись.

(3)Тогда они прес…инговать
(по)взрослому стали с демонстративными «хвостами»,

с угрозами.

(4)А каково жить когда боиш…ся
входить в под…езд?

(5)Когда подходиш… к гаражу и
следиш… а кто идет за тобой?

(6)А какая машина рядом?

(7)Внешне ты гора мускулов ты еще
пытаеш…ся держат…ся а внутри все дрожит

как желе.

(8)Конечно, дядь Лешины друзья
проинструктировали меня.

(9)Я знал например что нельзя на
производстве появлят…ся одному что главное, не

пр…вести «хвост» на дачу
куда мы свезли моих – беремен…ую жену и маму.

(10)Мне об…яснили что если я еду
ночью из города а меня начали прижимать — то

все: «(Не)задумывайся, тарань,
выкидывай всех с дороги!..»

(11) Да, меня подстраховывали но
кто бы знал как противно просыпаясь с утра

вдруг вспоминать что за день
предстоит…

(12) И, главное, неясно сколько еще
таких дней (в)переди.

(13) Да, я сломался; да, я по…писал
то что меня попросили.

(14) Скажу больше: я понимал что
делаю но мне было (не)выносимо жить в этом

кошмаре все время чего(то) боят…ся
и чего(то) ждать.

(15)Ты ищеш… опоры а ее (н…)где
нет!

(16)И я (не)выдержал.

(17)Ле…ко судить меня тем кто
(не)был в моей шкур… .

 (18)А для меня тогда эта по…пись
эта закорючка была освобождением — от

изматывающ…го чу…ства страха.

. Найдите ошибки в приведенный словосочетаниях, объясните, чем они обусловлены.
Местный абориген, народный фольклор, смелый риск, сатирическая карикатура, мемориальный памятник, громко грянуть.
Задание 7. Выделите в предложениях лексические и стилистические ошибки, исправьте их.
Поэма эта является пиком в творчестве поэта.
Рисунки получились немного неудачные.
Такой прием обработки наиболее эффектен в наших условиях.
Не из-за чего было ломать дрова.
Председательствует на заседании профессор, только что защитивший ученую степень.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1. Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка. 2. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор. 3. Председательствует на заседании профессор, только что защитивший учёную степень. 4. Это шляпка так идёт к твоей белокурой причёске. 5. Его скоропостижный отъезд взволновал всех. 6. Она была отъявленная красавица. 7. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 8. На собрании уже который раз обсуждался вопрос о повышении дисциплины. 9. В 1918 году началась гражданская интервенция. 10. Мы впервые познакомились с произведениями Сервантеса.

Получи верный ответ на вопрос 🏆 «Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1. Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка. 2. Роль …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!

Найти готовые ответы

Главная » Русский язык » Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. 1. Скрутившись клубком в своём гнезде, спит белка. 2. Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор. 3.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
1) Профессор Ларионова, выступавшая на конференции, сделала интересный доклад.
2) Очень яркое описание оптического телеграфа оставил нам А. Дюма в романе «Графе Монте-Кристо».
3) Мигая бледнеющими на рассвете огнями, хотелось любоваться приближающимся пароходом.
4) Восхищаться и рассказывать об Италии можно бесконечно.
5) Те, кто не сдал рефераты вовремя, не будут допущены к экзамену.
6) В поэме «Золотой век» Джеффри Чосер пишет о том, как было хорошо в старину и как плохо сейчас.
7) Согласно указу Петра I все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию.
8) Землеройки, вопреки своему названию, обычно не роют нор, а пользуются теми, что проложены грызунами или кротами.
9) Благодаря различных видов искусства человек может передавать самые сложные чувства.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. А — 3. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом («Хотелось любоваться приближающимся пароходом, который мигал бледнеющими на рассвете огнями».).
  2. Б — 4. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом (восхищаться Италией и рассказывать о ней).
  3. В — 2. Несогласованное приложение стоит в именительном падеже, независимо от того, в каком падеже определяемое слово (в романе «Граф Монте-Кристо»).
  4. Г — 7. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. (кто сбрасываЛ).
  5. Д — 9. Предлог БЛАГОДАРЯ употребляется только с Д. п. (кому? чему?) (благодаря различнЫМ видАМ).

Ответ: 34279

  • На каком этапе создания программы могут появиться синтаксические ошибки
  • На компьютере произошла ошибка нужно его перезагрузить виндовс 10
  • На каком этапе решения на эвм выявляются синтаксические ошибки
  • На компьютере ошибка 0х80070490
  • На компьютере ошибка 0xc0000022