На острове западном шпицбергене есть российский населенный пункт баренцбург ошибка

Москва. 19 апреля. INTERFAX.RU — Норвежские власти обратились к России за разъяснениями в связи с визитом российского вице-премьера Дмитрия Рогозина на архипелаг Шпицберген. Об этом сообщает издание Barents Observer, напоминая, что Рогозин занесен в санкционный список ЕС и Норвегии в связи с событиями на Украине.

Россия и Норвегия подписали Договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, завершив тем самым 40-летние переговоры. В присутствии президента Дмитрия Медведева и премьера Йенса Столтенберга министры иностранных дел двух стран скрепили документ своими подписями.

      Согласно договору, Россия отдаёт Норвегии половину акватории площадью около 175 тыс. кв. км. В 1926 году СССР в одностороннем порядке объявил эти территории своими. Эти претензии никто не признавал, впрочем, и оспаривать не стремился. В 1976 году также в одностороннем порядке эту часть моря приписала себе Норвегия.
Читайте далее: http://svpressa.ru/society/article/30533/
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
«Мы четко выразили российскому посольству в Осло, что появление людей, занесенных в санкционный список, на Свальбарде (так норвежцы называют Шпицберген — ИФ) нежелательно», — сообщил изданию представитель МИД Норвегии Фроде Андерсен.

Норвежский дипломат отметил, что «визит Рогозина на Свальбард вызывает сожаление, и мы обратились к российским властям за разъяснениями».

«Пока неясно, как Рогозин путешествовал на Свальбард. Вероятно, он прибыл российским чартерным самолетом в аэропорт Лонгйира. Вице-премьер путешествовал вместе с губернатором Ненецкого автономного округа Игорем Кошиным, в пресс-службе которого сообщили, что со Свальбарда они отправились на Северный полюс», — отмечает Barents Observer.

Сам вице-премьер очень кратко прокомментировал претензии норвежской стороны. «После драки кулаками не машут», — написал он в своем твиттере.

Накануне Дмитрий Рогозин прибыл в Арктику для того, чтобы открыть полярную станцию Северный полюс-2015. Вице-премьер прилетел в Лонгйир — административный центр Шпицбергена, а затем посетил российский поселок Баренцбург.

«Российское присутствие на Шпицбергене должно закрепиться с учетом того внимания, которое сегодня президент и правительство уделяют российской Арктике. Сейчас для нас главное — посмотреть, как будет работать наша дрейфующая станция. Ну и второй важный момент — мы хотели посмотреть, что необходимо прежде всего для освоения Арктики с точки зрения технологий, будь то специальное арктическое судостроение, специальная техника, авиационная техника», — сказал Рогозин журналистам по прилету на Шпицберген.

Полярный архипелаг Шпицберген, расположенный в Северном Ледовитом океане, является самой северной частью Норвегии. Хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу Шпицбергена, имеет право осуществлять Россия. На острове Западный Шпицберген находится российский населенный пункт — поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант.

источник
Отсебятина:
          Предательская, односторонняя передача Путиным и путинистами суверенных российских прав на эксплуатацию недр и  территорий Шпицбергена и Арктических акваторий, сама по себе, содержит признаки тяжкого государственного преступления. Это обстоятельство трудно скрывать от  общественности ещё и потому, что Шпицбергенские угольные шахты, традиционно, эксплуатировали Донбасские шахтёры.
          С закрытием добычи угля на Шпицбергене, Россия утеряла право не только присутствия на островах архипелага, но и на  существенные акватории шельфа,  богатые промысловые рыбные районы.
          Демарш Рогозина, скорее всего, является ответом на недавний визит генсека НАТО Йенса Столтенберга в Исландию, в ходе которого он сделал жёсткое заявление в адрес путинской РФ и агрессивной  политики Путина на Донбассе. Интересно и то, что именно Столтенберг, в бытность президентом Норвегии, подписал с Медведевым договор о разграничении пограничной  с Россией акватории в 2010 году.
          Вопрос какими средствами, после Сердюковских реформ и фактического уничтожения боевого потенциала Северного флота,  Путин собирается отстаивать интересы РФ в Арктике, остаётся открытым.
           Вопрос о масштабном  предательстве высшего руководства России, сдаче шельфовых областей Арктики и Охотского моря более детально рассмотрен тут.

Город Лонгйир

Город Лонгйир

Гостевые домики

Гостевые домики

В разгар лета

В разгар лета

Где находится Шпицберген

Лето на островах

Северный архипелаг Шпицберген покрытый заснеженными скалами не лучшее место для жизни. Не удивительно что на 61 тысяче квадратных километров Шпицбергена проживает чуть более 2800 жителей. Плотность населения Шпицбергена составляет 0,046 человек на 1 квадратный километр, меньше только в Гренландии, где этот показатель составляет всего 0,027 человек на квадратный километр. Но не смотря на такую низкую плотность населения, на Шпицбергене существует семь постоянных поселений. Статус города на Шицбергене имеет только один населённый пункт Лонгйир — административный центр норвежской провинции Свальбард. Остальные поселения это шахтёрские посёлки и научно-исследовательские станции. В летнее время число жителей поселений немного увеличивается за счет приезда сезонных работников и различных исследовательских экспедиций. Вот фото и краткие описания всех городов Шпицбергена.

Норвежские города на Шпицбергене

Лонгйир или Лонгйирбюэн — своеобразная столица Шпицбергена, его административный центр. Лонгйир находится на берегу Адвентфьорда, на острове Западный Шпицберген, располагается на берегах пересыхающей зимой реки. Город назван в честь американского путешественника и предпринимателя Джона Лонгйира, основателя поселения, в 1906 году заложившим здесь угольный рудник. Население Лонгйира составляет порядка 2000 человек.

Лонгйир

С момента основания и до начала 1990-х гг. жизнь городка была основана на добыче каменного угля. Сегодня добыча ведётся только на шахте в Свеагрува, но и большая часть населения Лонгйира работает в этой сфере. Добыча угля на архипелаге малоприбыльна, весь уголь отправляется на материк и поэтому его себестоимость весьма высока, но правительство Норвегии поддерживает этот город на Шпицбергене из-за его особого стратегического положения в Арктике. Последние два с лишним десятилетия в Лонгйире большая доля экономики ориентирована на развитии туризма. Рядом с Лонгйиром находится аэропорт Свальбард — самый северный в мире аэропорт с регулярными рейсами.

Аэропорт Свальбард

В Лонгйире существует Свальбардский международный университет. Под эгидой ООН недалеко от Лонгйира находится подземное Всемирное хранилище семян, на случай глобальной катастрофы на земле.

Хранилище ссудного дня

В Лонгйире действует особые законы не такие как на материке. В Лонгйире алкоголь продается в ограниченном количестве, запрещено содержать кошек, существует положение что выходя на улицу каждый должен иметь при себе винтовку для защиты от белых медведей. На Шпицбергене много медведей, которые не редко приходят в город и поэтому всех студентов в университете обучают пользоваться оружием. То же касается и приезжих, за отсутствие оружия может быть наложен штраф. Здесь полиция ходит постоянно с оружием.

Полиция Шпицбергена

Кроме того на Шпицбергене запрещено хоронить людей, умерших или серьезно заболевших отправляют на материк. Это связано с тем, что в условиях вечной мерзлоты тела после погребения не разлагаются и привлекают к себе внимание белых медведей способных раскопать захоронение.

Свеагрува или Свеа — третий по величине городок Шпицбергена. Расположен на острове Западный Шпицберген, на берегу Ванмиенфьорда, на территории национального парка Норденшёльд Ланд. Градообразующим предприятием Свеа является угольная шахта компании «Store Norske Spitsbergen Kulkompani». В городке проживают около 200 рабочих. Ещё порядка 300 работников постоянно живут в Лонгйире, откуда приезжают на работу, обычно вахтовым методом.

Свеагрува

Свеагрува был основан шведами в 1917. Во время Второй Мировой войны Свеа был почти полностью уничтожен. Однако после войны был восстановлен после войны. Угледобывающее возобновилось в 1970 году. В 1990-х запасы угля начали иссякать, а так как открыли месторождения в Лонгйире, было мнение его вообще законсервировать. Однако в 2001 году были разведаны большие запасы угля и его добыча восстановилась.

Шахта в Свеа

Сегодня шахта в Свеагрува выдает на гора около 4 млн. тонн угля ежегодно, так что она является не только самой продуктивной на архипелаге, но и в Европе в целом. В 2005 году на шахте в Свеагрува возик пожар, который продолжался более пяти недель, чем нанёс ущерб норвежской экономике около 700 млн. крон.

Ню-Олесунн, по норвежски Ny-Alesund, что означает «Новый Олесунн» — населённый пункт в норвежской провинции Свальбард. Ню-Олесунн самый северный в мире постоянный поселок. Ню-Олесунн основан в 1916 году компанией «Kings Bay Kull Company» для добычи угля, которую начали в 1917 году. Однако уже в 1929 году угледобычу остановили. Возобновили только поле войны в 1945. Но в 1963 году, из-за снижения цен на уголь, постоянных взрывов метана и завалов с гибелью рабочих, добычу окончательно прекратили.

Ню-Олесунн

В 1968 году в Ню-Олесунне был построен научно-исследовательского центр, который стал образующим объектом. Кроме Норвегии здесь создали исследовательские станции нескольких стран: Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Южная Корея, Индия и Китай. Исследовательские работы являются единственным видом деятельности в Ню-Олесунне, туризм развит очень мало, потому как туристы мешают научной деятельности. Постоянное количество жителей Ню-Олесунна около 30 человек, летом к ним добавляются исследователи и набирается в общей сложности порядка 120 человек.

Научная база

В 1925, 1926 и 1928 годах из Ню-Олесунна на самолётах и дирижаблях стартовали экспедиции Р. Амундсена и У. Нобиле к Северному полюсу. Сегодня виды исследований проводимых в этом научном центре очень разнообразны, это: атмосферные науки, гидрология, гляциология, химия атмосферы, ледниковая и перигляциальная геоморфология и гидрология, биология, химия и геология, морская биология, окружающая среда и климат и прочие современные науки. Итальянцы содержат в Ню-Олесунне арктическую базу Дирижабль

Хорнсунн — польская научно-исследовательская станция, находится на острове Западный Шпицберген на берегу Исбьорн, территории Коммуны Лонгйирбюен. Станция построена в 1957 году, функционировала только в летнее время. В 1978 году станция реконструирована под круглогодичную деятельность, с тех пор там постоянно проживают и работают от 6 до 10 научных сотрудников.

Хорнсунн

На станции Хорнсунн ведутся исследования в сферах:
Метеорология — сбор данных для синоптических целей и для выявления климатических изменений;
Сейсмология — мониторинг мирового землетрясения, измерения сейсмичности района архипелага Шпицберген;
Геомагнетизм — регистрация изменений магнитного поля Земли;
Зондирование ионосферы — определение структуры и коэффициента поглощения ионосферы;
Гляциология — измерения динамики ледников;
Атмосферное электричество — определение величины электрического поля Земли;
Экологический мониторинг — регистрация климатических особенностей и анализ содержания загрязнения воздуха и воды, а также изотопный состав снежного покрова;
Исследований по геологии, геодезии, геоморфологии, океанологии и биологии.

Остров Медвежий к югу от острова Западный Шпицберген ещё одно место где круглый год живут люди. Это всего несколько жилых и технологических сооружений, а так же специальные площадки с научным оборудованием. Остров Медвежий был открыт 10 июня 1596 года голландскими мореплавателями Виллемом Баренцем и Якобом ван Хемскерком и использовался в основном для китобойного промысла, охоты на моржей и рыбной ловли в окрестных водах. Некоторое время на острове велась добыча каменного угля. Однако ни одного постоянного поселения долго не существовало, и остров Медвежий был необитаем. Сегодня постоянными жителями острова Медвежий являются сотрудники норвежской метеорологической станции и радиостанции  Хервигхамна в количестве не более 9 человек.

Хервигхамна

На станции выполняются метеорологические наблюдения и логистические и телекоммуникационные услуги. Ведется круглосуточная радиовахта и дважды в сутки передается прогноз погоды. На станции есть посадочные площадки для вертолета. Здесь же Норвежский полярный институт проводит ежегодные экспедиции по орнитологическим исследованиям.

Хопен или Остров Надежды — еще один постоянно обитаемый остров в юго-восточной части архипелага Шпицберген. Небольшой остров длиной 33 км, шириной 2 км. и площадью 47 км. был открыт в 1613 году Томасом Мармадюком из Гулля, который дал ему название в честь своего судна «Hopewell». Остров ни когда не был обитаем. Пока во время Второй мировой войны, в ноябре 1942 года на острове укрылись 19 спасшихся членов экипажа советского парохода «Декабрист», потопленного германской торпедоносной авиацией. 15 из них погибли во время зимовки, остальные были взяты в плен и доставлены в Норвегию. На острове установлен памятник 77 погибшим советским морякам парохода «Декабрист», затонувшего 4 ноября 1942 года у берегов острова в результате налета гитлеровской авиации на следовавший в Архангельск полярный конвой.

Памятник марякам парохода Декабрист

Позднее Люфтваффе разместили на острове свою метеостанцию. В 1947-ом году Институт Метеорологии из Норвегии открыл собственную метеостанцию пункт. Эта станция работает и сегодня.

Метеостанция на острове Надежды

Уже длительное время на ней постоянно находится четыре специалиста, которые ведут свои наблюдения за погодой и природными явлениями и обслуживают данный пункт. Для передвижения по острову используются мотосани, но и сегодня там есть ездовые собаки используемые для упряжки. Два раза в год на остров на лодках доставляют провиант, почту, необходимое оборудование и вещи. Зимой по необходимости всё нужное доставляют вертолетами. Вертолетные площадки Хопена используется при проведения спасательных операций в Арктике.

Спасатели Норвегии

Международной организацией по защите птиц BirdLife International остров Хопен определен как Важная орнитологическая зона. На нем поддерживается размножение белых медведей, которые зимуют на острове, а так же северных редких птиц: черноногих моевок (40 000 пар), толстоклювых кайр (150 000 особей) и черных кайр (1000 пар). Хопен не имеет каких-либо особенных интересных мест и достопримечательностей, но летом на него часто организуют круизы. Сюда приезжают туристы из Германии, Англии, Японии, Австрии, Америки и других стран. Остров Надежды интересен не тронутой северной природой, величественными ледяными скалами, а также проживающими на нём белыми медведями и колониями птиц, за которыми можно наблюдать в среде их естественного обитания.

Российские города на Шпицбергене

Баренцбург — городок на Российской части Шпицбергена, второй на архипелаге по количеству жителей. Находится на острове Западный Шпицберген. Городок основан в 1920 году и назван в честь знаменитого мореплавателя Виллема Баренца. Население порядка Баренцбурга порядка 500 чел. Образующим производством Баренцбурга является добыча угля который отправляется морскими судами на материк. Так как Баренцбург находится на территории Норвегии, там имеется Генеральное консульство Российской Федерации. Вот так выглядел Баренцбург  в 1938 году.

Баренцбург в 1938 году

Сегодня Баренцбург небольшой, но вполне современный шахтерский городок со всеми структурами обеспечивающими достаточно комфортные условия для жителей в любое время года. Здесь современные многоэтажные здания, отель, дом культуры, школа, детский сад, магазины, ресторан, пивной бар, круглогодичный спортивный комплекс и прочие атрибуты современного города. Основной производственной зоной является угольная шахта, обогатительная фабрика, угольный склад и порт для отгрузки угля на морские суда-углевозы. Шахта Баренцбурга оборудована самым современным автоматизированным оборудованием, позволяющим добывать около 120 тыс. тонн угля в год.

Теплое лето

В связи с тем что угледобыча на Шпицбергене становится не рентабельной, но из-за важного стратегического положения Россия не желает отказываться от своей части Шпицбергена, то последние несколько лет в Баренцбурге начала развиваться сфера туризма. Для этого реставрирован отель и прочие структуры способные заинтересовать туристов их разных стран.

Пирамида — компактный современный российский поселок городского типа с полностью автономным обеспечением был построен в 50 годы. Жилая зона городка состоит из современных зданий с паровым отоплением, полностью электрифицирован, улицы выложены аэродромными ПАГами, хорошее уличное освещение. В городке есть все необходимые элементы: дом культуры, школа, магазины, ресторан, отель, детский сад и проч. Образующим городка была угольная шахта Пирамида, которая давала работу почти 2000 шахтеров.

Поселок на берегу

Пирамида была несбыточной мечтой советских шахтеров которые не боясь тяжелой и опасной работы под землей, могли заработать приличные, по тем временам, деньги. Труд шахтеров всегда основывался на выносливости и физическом здоровье человека. И только незначительные способы механизации облегчали добычу угля. А на шахтах Пирамида и Баренцбург впервые было организована по настоящему автоматизированная добыча каменного угля. А высокие заработки могли простым рабочим обеспечить достойные условия для своей семьи.

Фойе дворца культуры

Так случилось что после развала Союза уголь Шпицбергене стал не нужен России и в 1998 году шахту Пирамида закрыли, все население съехало на материк, кое кто остался в Баренцбурге, а поселок оказался брошенным. Сейчас в нем живет всего несколько человек для охраны. Все здания и сооружения сохраняются в нормальном виде. Шахта законсервирована.

Грумант или Грумантбюен — ещё один из шахтерских поселков на российской части Шпицбергена. Грумант расположен на берегу Исфьорда, между российским Баренцбургом и Норвежским Лонгиром. Градообразующим производством поселка Грумант был угольный рудник, который 1931 году Советская Россия выкупила у англо-русского акционерного общества «Грумант» вместе со всем Грумантским угольным месторождением, площадью 80 кв. километров. За полгода была усовершенствована организация угледобычи и в 1932 году добыча угля увеличилась до 20 тыс. тонн угля вместо 2 тыс. тонн в 1931году.

Шахтеры Шпицбергена

Перед Второй мировой войны на Груманте была налажена полная производственная и социальная инфраструктура. Шахта стала одной из самых передовых в угольной отрасли. Добыча угля буровзрывным способом была заменена на механизированную, с применением отечественного горношахтного оборудования, и в 1939 году было «выдано на гора» более 100 тыс. тонн угля. С началом Второй Мировой Войны работы на Шпицбергене были остановлены, а шахтеры эвакуирована на материк. За время войны Фашистская Германия уничтожила всю промышленность и поселок.

Разгромленная шахта

После войны угольной промышленность была восстановлена. За 1947-1948 год на шахте Грумант было построено 6 км. железной дороги, восстановлено более 4 километров горных выработок, построена электростанция и шахтерский поселок. Уже в 1948 году шахта «Грумант» начала выдавать уголь на гора. Однако в 1956 году была запущена в эксплуатацию шахта «Пирамида». Там был построен современный угледобывающий комплекс и благоустроенный шахтерский городок. Так же развивалось и угольное месторождение в Баренцбурге. Добычу угля на грумантском месторождении в 1960-х годах было решено приостановить. Производство было брошено и со временем начало разрушаться. Остатки сортировочного цеха, потихоньку разваливающегося на отшибе, существуют и сейчас в плачевном состоянии. Сегодня от посёлка почти ни чего не осталось.

Ржавые баржи

Колсбей — бывший небольшой российский шахтерский поселок построенный после войны для работников угольного склад, сортировочной и порта отгрузки угля который добывали на шахте Грумант. Поселок имел несколько жилых домов, и необходимые производственные сооружения. Уголь туда бесперебойно круглый год доставлялся железнодорожным транспортом по узкоколейке. Работала и канатная дорога,остатки которой сохранились и сегодня.

Канатная дорога

После остановки шахты Грумант стал не нужен и был просто брошен. Со временем его просто разобрали на годные материалы, остатки этого поселка существуют и сейчас. В Колсбее сохранилось несколько домов. При чем существующие на Шпицбергене городки по возможности сохраняются в первозданном виде, здесь не кому грабить оставленные уехавшими людьми квартиры.

Поселок Колсбей

В большинстве здания и сооружения находятся в таком состоянии, что при необходимости их можно привести в порядок малыми затратами, запустить электростанции и возобновить производство. Так что от Заполярного Шпицбергена Россия не думает отказываться.

Отсюда : https://uritsk.livejournal.com/65995.html

В 1920 году в рамках мирной Парижской конференции был подписан договор о Шпицбергене, закреплявший суверенитет Норвегии над архипелагом, но при этом подчеркивавшей особый статус Шпицбергена – заключавшийся например, в том, что помимо Норвегии осуществлять научную, коммерческую и научно-исследовательскую деятельность на этих арктических островах, могло и любое другое государство. Предыстория подписания этого договора была довольно интересной.

Шпицберген был предположительно впервые обнаружен викингами или поморами в XII веке, а с 1194 года упоминается в норвежских летописях. «Бесспорно» острова были открыты и задокументированы в 1596 году голландцем Виллемом Баренцем, который дал главному острову название Шпицберген, что в переводе обозначает «острые горы». Примерно в то же время архипелаг появился и на русских картах под названием «Святые русские острова». Через несколько лет претензии на Шпицберген заявили Англия и Дания.  Вскоре после «официального» открытие в этих краях начал развиваться китобойный промысел – в XVII – XVIII веках Шпицберген был основной базой китобоев разных стран. В 1765-1766 годах Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к берегам Шпицбергена, но суровый климат не позволил тогда организовать там постоянного русского поселения.

После того, как китобойный промысел пришёл в упадок, Шпицберген на протяжении более ста лет был фактически заброшен и считался ничейной территорией. Новая волна интереса к архипелагу началась в конце XIX века, когда круглогодичный доступ к морским портам и относительно мягкий климат сделали Шпицберген основной базой для полярных экспедиций. В это время основными претендентами на этот архипелаг являлись Норвегия и Российская Империя. Несмотря на наличие постоянных поселений на архипелаге, суверенитет Норвегии над Шпицбергеном был закреплён только в 1920 году, когда США, Великобритания, Норвегия, Швеция, Голландия и еще ряд стран подписали в Париже Шпицбергенский трактат. Норвежцы спешили закрепить за собой спорные территории в отсутствие главного соперника (Российской Империи), что и определило беспрецедентные условия договора – по соглашению, несмотря на суверенитет Норвегии, все страны-участницы трактата сохраняли право на добычу и разработку полезных ископаемых на архипелаге. В 1935 году к соглашению присоединился и СССР.

После войны добыча угля на Шпицбергене вышла на новые масштабы и осуществлялась силами норвежских компаний и советского Арктикугля, который выступал также как основной представитель Советского Союза в Заполярье. При этом, несмотря на суверенитет Норвегии, советское влияние на Шпицбергене было намного больше — так в 80-е годы на Шпицбергене проживало более 2000 советских граждан, и всего около 1000 норвежцев (сейчас – 1800 норвежцев и 500 российских граждан), в наших посёлках Баренцбург, Грумант и Пирамида (последние два ныне заброшены) выполнялись масштабные угольные разработки – действовали уникальные шахты и подземные железные дороги. К концу 1980-х угольные запасы на Шпицбергене значительно истощились, и норвежское правительство переориентировало архипелаг на развитие туризма и экспедиционно-научной базы: в настоящее время экономика Шпицбергена на 100% прибыльна и самоокупаема. Арктикуголь же с подобной задачей справиться не смог, посёлки Грумант и Пирамида были законсервированы, и в постсоветский период единственный наш посёлок Баренцбург датируется из госбюджета. По сравнению с советскими временами Баренцбург пришёл в упадок. А с 2006 года посёлок добывает уголь и вовсе исключительно для собственного потребления.

Таким образом, в настоящее время смысл нашего Баренцбурга на Шпицбергене уже исключительно геополитический – продолжение хоть какого-то российского присутствия на норвежском арктическом архипелаге с особым статусом. Баренцбург  сейчас – исключительно убыточное дотационное поселение: частный российский бизнес здесь практически не развит, туристическая привлекательность из-за отсутствия инфраструктуры и отсутствия дороги к международному аэропорту и норвежскому Лонгйирбьёну практически отсутствует, а государственная собственность находится в упадке, используется крайне неэффективно и требует постоянных затрат как на содержание, так и для сохранения юрисдикции (норвежские законы устанавливают максимальный срок заброшенности объектов). В настоящее время периодически выдвигаются прожекты по дальнейшему развитию российских поселений Шпицбергена, восстановлению инфраструктуры и будущей экономической окупаемости наших поселений здесь, но в действительности до этого еще очень и очень далеко. А пока же наш теплоход заходит в Грёнфьорд — остановки в Баренцбурге не будет, но мы пройдём очень близко от берега.

1. Итак, посёлок Баренцбург – центр геополитического присутствия России на Шпицбергене.

2. Аэродром Баренцбурга принимает исключительно вертолеты:

3. КрАЗ и МАЗ на берегу воспринимаются с непривычки довольно необычно.

4. Центр Баренцбурга и православная церковь.

5.

6. «Наша цель – коммунизм!». А в правом нижнем углу, если присмотреться, виден памятник Ленину – самый северный в мире! :)

7. Сейчас Баренцбург добывает уголь исключительно для собственного потребления:

8.

9.

10. На улицах российского посёлка:

11. Ещё несколько общих кадров – и мы покидаем фьорд, прощаясь с Баренцбургом.

12.

13.

14.

Хочется верить, что когда-нибудь в будущем этот российский посёлок  Шпицбергена превратится из заброшенного и по сути никому не нужного в нормальное цивилизованное экономически развитое самоокупаемое поселение, благо пример норвежских посёлков Шпицбергена показывает, что это вполне возможно.

15. Теплоход же, прежде, чем попрощаться со Шпицбергеном и начать обратный путь на юг, еще около часа идёт Исфьордом. До чего ослепительный день! До чего яркое солнце! До чего красиво!

16.

17.

18.

19.

20.

21.

Москва. 19 апреля. INTERFAX.RU — Норвежские власти обратились к России за разъяснениями в связи с визитом российского вице-премьера Дмитрия Рогозина на архипелаг Шпицберген. Об этом сообщает издание Barents Observer, напоминая, что Рогозин занесен в санкционный список ЕС и Норвегии в связи с событиями на Украине.

Россия и Норвегия подписали Договор о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, завершив тем самым 40-летние переговоры. В присутствии президента Дмитрия Медведева и премьера Йенса Столтенберга министры иностранных дел двух стран скрепили документ своими подписями.

      Согласно договору, Россия отдаёт Норвегии половину акватории площадью около 175 тыс. кв. км. В 1926 году СССР в одностороннем порядке объявил эти территории своими. Эти претензии никто не признавал, впрочем, и оспаривать не стремился. В 1976 году также в одностороннем порядке эту часть моря приписала себе Норвегия.
Читайте далее: http://svpressa.ru/society/article/30533/
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
«Мы четко выразили российскому посольству в Осло, что появление людей, занесенных в санкционный список, на Свальбарде (так норвежцы называют Шпицберген — ИФ) нежелательно», — сообщил изданию представитель МИД Норвегии Фроде Андерсен.

Норвежский дипломат отметил, что «визит Рогозина на Свальбард вызывает сожаление, и мы обратились к российским властям за разъяснениями».

«Пока неясно, как Рогозин путешествовал на Свальбард. Вероятно, он прибыл российским чартерным самолетом в аэропорт Лонгйира. Вице-премьер путешествовал вместе с губернатором Ненецкого автономного округа Игорем Кошиным, в пресс-службе которого сообщили, что со Свальбарда они отправились на Северный полюс», — отмечает Barents Observer.

Сам вице-премьер очень кратко прокомментировал претензии норвежской стороны. «После драки кулаками не машут», — написал он в своем твиттере.

Накануне Дмитрий Рогозин прибыл в Арктику для того, чтобы открыть полярную станцию Северный полюс-2015. Вице-премьер прилетел в Лонгйир — административный центр Шпицбергена, а затем посетил российский поселок Баренцбург.

«Российское присутствие на Шпицбергене должно закрепиться с учетом того внимания, которое сегодня президент и правительство уделяют российской Арктике. Сейчас для нас главное — посмотреть, как будет работать наша дрейфующая станция. Ну и второй важный момент — мы хотели посмотреть, что необходимо прежде всего для освоения Арктики с точки зрения технологий, будь то специальное арктическое судостроение, специальная техника, авиационная техника», — сказал Рогозин журналистам по прилету на Шпицберген.

Полярный архипелаг Шпицберген, расположенный в Северном Ледовитом океане, является самой северной частью Норвегии. Хозяйственную деятельность на архипелаге помимо Норвегии, согласно особому статусу Шпицбергена, имеет право осуществлять Россия. На острове Западный Шпицберген находится российский населенный пункт — поселок Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант.

источник
Отсебятина:
          Предательская, односторонняя передача Путиным и путинистами суверенных российских прав на эксплуатацию недр и  территорий Шпицбергена и Арктических акваторий, сама по себе, содержит признаки тяжкого государственного преступления. Это обстоятельство трудно скрывать от  общественности ещё и потому, что Шпицбергенские угольные шахты, традиционно, эксплуатировали Донбасские шахтёры.
          С закрытием добычи угля на Шпицбергене, Россия утеряла право не только присутствия на островах архипелага, но и на  существенные акватории шельфа,  богатые промысловые рыбные районы.
          Демарш Рогозина, скорее всего, является ответом на недавний визит генсека НАТО Йенса Столтенберга в Исландию, в ходе которого он сделал жёсткое заявление в адрес путинской РФ и агрессивной  политики Путина на Донбассе. Интересно и то, что именно Столтенберг, в бытность президентом Норвегии, подписал с Медведевым договор о разграничении пограничной  с Россией акватории в 2010 году.
          Вопрос какими средствами, после Сердюковских реформ и фактического уничтожения боевого потенциала Северного флота,  Путин собирается отстаивать интересы РФ в Арктике, остаётся открытым.
           Вопрос о масштабном  предательстве высшего руководства России, сдаче шельфовых областей Арктики и Охотского моря более детально рассмотрен тут.

Баренцбург: российский город в Норвегии

Автор:

08 сентября 2015 09:47

Когда я слышу фразу «полярный поселок», перед глазами возникает полуразрушенное поселение-призрак, старые бараки с пустыми глазницами окон и вездесущий Ильич, протягивающий руку в сторону светлого будущего. Баренцбург — русский город на норвежском архипелаге Шпицберген, — полностью разорвал старый шаблон (хотя и Ленин там есть тоже). Дома, инфраструктура, улицы и городские объекты — всё на очень высоком уровне.

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Чтобы понимать географию архипелага, посмотрите на карту. Шпицберген заселен лишь в районе одного крупного фьорда Нордре Исфьорден. Именно на правом его берегу и расположились Лонгйир и Баренцбург. Выше по карте точка Пирамида — это законсервированный российский город. О нём поговорим отдельно. Свеагрува и Грумант — шахты:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Первое что бросается в глаза — Баренцбург стоит достаточно высоко над уровнем моря:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Город вытянут вдоль побережья. Ближе к воде расположены угольные склады, откуда полезные ископаемые забирают приходящие в Баренцбург баржи:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Центр города. Видно, что практически все здания отремонтированы и отреставрированы. Реконструкция Баренцбурга началась в 2008 году и даже по сравнению с фотографиями годичной давности изменения налицо:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Спустимся чуть ниже. Центральная улица посёлка. Пока ещё по ней ездят машины, но скоро её сделают полностью пешеходной, а дорогу перенесут выше. Хотя и сейчас автомобилей не встретишь чаще чем раз в час. Ездят главным образом грузовики с рудой:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Территория Баренцбурга называется «Зоной ноль» — другими словами, встретить медведя в городе практически невозможно. Если мишка вдруг появится на горизонте, его сразу же возьмут под контроль. Тем не менее, если вы соберетесь за город, то для спокойствия лучше взять с собой ружье. Это кстати Фёдор, наш гид:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Пройдемся по городу. Это здание компании Арктикуголь. Вообще, весь город, все постройки, шахты и т.д. принадлежат этой компании. Вход в шахту находится прямо в здании управления:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Красное здание справа — больница. Как и у норвежцев, здесь оказывают исключительно первую помощь. В случае сложных операций предписано лететь на Большую Землю. Оснащение стационара на хорошем уровне.

Слева отель. Давайте посмотрим что там внутри:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Гостиница сделана очень хорошо. Номера, сервис, питание — всё на уровне. Честно говоря, в некоторых городах, где счёт жителей идет на сотни тысяч такого не увидишь. Жить было очень комфортно, мои предположения, что придется тусоваться неделю в спартанских условиях не оправдались:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Культурный центр, объединенный со спортивным комплексом. Место, где под одной крышей находится музей, бассейн и спортзал. Поскольку развлечений в городе немного, в Центре кипит самодеятельность:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Ресторан и самая северная пивоварня в мире:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Зал ресторана «Красный медведь». Местные сюда не часто ходят, а вот у туристов это излюбленное место:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Раньше здесь была столовая, сейчас здание законсервировано. Скоро и из него сделают какой-нибудь объект инфраструктуры, и я надеюсь, сохранят расцветку фасада и банер со стихами Рождественского:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Памятник «поседевшему» Ленину. Даже сюда добрался:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Недавно нашли надпись советских времен. Вернее, она стояла и раньше, но на ней был другой слоган, который сделали после 1991 года. Всё уже забыли об оригинальном послании, как вдруг первые буквы отвалились и проступило «НА». Начали разбирать и «откопали» оригинальный слоган. Решили оставить её в исходном виде. Теперь это арт-объект.

На заднем плане жилые дома, они полностью отреставрированы. Раньше это была общага, а сейчас двухкомнатные квартиры для сотрудников Арктикугля. Жилье выдают всем. После первого полугодового контракта можно привезти с собой всю семью:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Часовня. Священник приезжает пару раз в год из норвежского отделения РПЦ. Своего священнослужителя на Шпицбергене нет:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Церковь все время открыта:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Те дома которые ещё недоделаны, активно ремонтируются. Сперва облагораживают фасад, потом делают капремонт внутри:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Детская площадка. Тоже в процессе реставрации:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

В Баренцбург приезжает порядка 20 000 туристов в год. В основном это иностранцы с круизов или экскурсий. Для них есть сувенирный магазин:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Центральный парк поселка. До ландшафтного дизайна руки ещё не дошли, но, уверен, это вопрос времени:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Центральная площадь. В обычных городах на площадях стоят платные аттракционы, тут же — бесплатные машинки для детворы:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Катер установлен в качестве детской лазелки:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Набережная со смотровой площадкой и двумя скамеечками. Местные называют её «телевизором»: приходишь, садишься на лавку и смотришь круглосуточный «канал» Дискавери:

Баренцбург: российский город в Норвегии

С площадки видны старые домики. По норвежскому законодательству реставрировать или сносить их запрещено — все что старше 50 лет представляет ценность для ученых:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Так выглядит набережная, площадки и домики со стороны моря:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Постройки уже вросли в землю по окна. Двери в них переодически заколачивают, однако местная молодежь всё равно вскрывает их для своих посиделок:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Есть в городе футбольное поле (полноразмерное), хотя по словам старожилов, последний раз на нём играли лет 10 назад:

Баренцбург: российский город в Норвегии

В правой части города расположены здания научных университетов. Любопытно, что данное место называется «тупик Науки»:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Если в Лонгйире есть мусороперерабатыващий завод, у нас пока что строят мусоросортирующий:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Доска почета с советских времен:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Интересная особенность всего Шпицбергена — правило разуваться на входе. Даже в гостинице вас попросят разуться до ресепшена. Везде предлагают тапочки:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Единственный продуктовый магазин Баренцбурга:

Баренцбург: российский город в Норвегии

По словам местных жителей, на еду уходит не больше 12-15 тысяч рублей в месяц. Больше здесь тратить некуда. Для понимания, зарплата на вакансию айтишника — 60 тысяч:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Баренцбург: российский город в Норвегии

Через город постоянно ездят угольные КрАЗы:

Баренцбург: российский город в Норвегии

С каждым годом в Баренцбурге развиваться туризм, в город приходит много кораблей и яхт:

Баренцбург: российский город в Норвегии

Источник:

Ссылки по теме:

Наука

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

Город Баренцбург — единственное российское поселение, сохранившееся на архипелаге Шпицберген после распада СССР. Остальная часть островов, которые расположены на просторах Северного Ледовитого океана, принадлежит Норвегии. Здесь по-прежнему можно увидеть колоритные лозунги советского периода и работает шахта по добыче угля. Но в последние несколько лет Баренцбург привлекает к себе внимание радужными планами на будущее и масштабной реконструкцией. Давайте посмотрим, как живется в самом северном российском поселке.

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

Архипелаг Шпицберген помимо северной романтики привлекает людей своими колоссальными запасами каменного угля. По оценкам специалистов, в его недрах содержится около 10 миллиардов тонн угля, который имеет высочайшее качество. Несмотря на сложные горные условия, арктический климат и значительную удаленность от материковой Европы, здесь живут и работают около 2700 человек, большая часть из которых — норвежцы.

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

Город Баренцбург был основан в 1932 году на западном побережье острова Западный Шпицберген. Это самая благоприятная с климатической точки зрения часть архипелага, которую согревает теплое течение Гольфстрим. Средняя температура июля, самого жаркого летнего месяца в Баренцбурге, составляет +6 градусов. А средняя температура воздуха зимой всего -15 градусов, что на несколько градусов выше, чем, например, в южной части Сибири или Урала.

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

Сегодня, как и в советские времена, вся жизнь Баренцбурга сосредоточена вокруг добычи угля, которая ведется в одноименной шахте. Единственное угледобывающее предприятие поселка — ФГУП «Арктикуголь». На этом предприятии функционирует самая северная железная дорога в мире. Помимо шахты и теплоэлектростанции, работающей на местном топливе, в поселке функционируют все необходимые для полноценной жизни социальные объекты: порт, поликлиника, школа, детский сад, спортивный и культурный центр, гостиница, музей и магазины. Здесь также расположено российское консульство, а воздушное сообщение с материком осуществляется из аэропорта соседнего норвежского города Лонгйир. За счет добычи угля поселок находится на полной самоокупаемости.

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

В 90-х годах прошлого века Баренцбург вместе со всей страной пережил не самые лучшие времена. На начало 1990-х годов русское население архипелага Шпицберген составляло 2400 человек, а норвежцев здесь было всего 1125 человек. К настоящему времени ситуация кардинально поменялась: на Западном Шпицбергене проживает 2200 норвежцев и других иностранцев и лишь 530 россиян. Почти все они проживают в Баренцбурге, население которого на сегодняшний день составляет около 470 человек.

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

Помимо Баренцбурга, в рамках Договора о Шпицбергене 1920 года на том же острове существовало еще два советских поселка: Пирамида и Грумант. Грумант был куплен в 1931 году у иностранных владельцев и просуществовал до 1961 года, когда добыча угля стала нерентабельной. Затем поселок был законсервирован, и в настоящее время его инфраструктура пришла в полный упадок. Пирамида также была приобретена у зарубежной компании и долгое время являлась крупнейшим населенным пунктом по добыче угля на Шпицбергене, пока в 1998 году шахты не были законсервированы. Сегодня в шахтерском поселке Пирамида круглогодично живут и работают всего 3 человека, хотя летом к ним присоединяются еще около 20-ти сезонных рабочих. В бывшем угледобывающем поселке планируют развивать туристический сектор, и первые шаги в этом направлении уже сделаны: здесь обустроили порт, а также имеется музейный комплекс и гостиница, которые принимают летом иностранных туристов.

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

Баренцбург на сегодняшний день остался единственным крупным населенным пунктом, где постоянно проживают российские граждане и приезжие рабочие из стран СНГ. Внешний вид Баренцбурга в последние годы изменился в лучшую сторону: были отреставрированы жилые дома и социальные объекты. Хотя здесь по-прежнему можно встретить оригинальные памятники советской эпохи, в жизни поселка заметны перемены. Расширяет свою деятельность научно-исследовательский центр и развивается туристическая отрасль. Морские круизы на Шпицберген пользуются все большой популярностью как у российских, так и зарубежных туристов. Поэтому русский Баренцбург с его колоритом советской эпохи, музеями и крупным портом, способным принимать круизные лайнеры, становится одним из значимых центров развития туризма в Арктике.

Баренцбург — самый северный российский поселок, расположенный в Норвегии

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

(напечатано в № 19/2009)

Поступило 150 работ. Напомним: от участников конкурса требовалось найти четыре ошибки на 15 приведенных картосхемах субъектов федерации с официального сайта президента России. Задание потребовало кропотливой работы с картой, детального ее изучения.
Вот эти ошибки:
1. Неправильно показана Архангельская обл. (скриншот 8). Этот субъект федерации включает в себя, во-первых, территорию другого субъекта федерации — Ненецкого а.о., а во-вторых, архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
2. Неправильно показан Ненецкий а.о. (скриншот 14). Ему не принадлежат Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. (Эта ошибка позднее на президентском сайте была исправлена, но на первых порах, до начала сентября, сайт руководителя страны эту ошибку содержал.)
3. Неправильно показаны контуры Нижегородской обл. (скриншот 12) на северо-западе. В нее входит Сокольский район, ранее (до середины 90-х годов) состоявший в Ивановской обл.
4. Неправильно показаны контуры Ивановской обл. (скриншот 6) на северо-востоке. Сокольский район в нее уже полтора десятилетия не входит.
Есть на сайте и другие ошибки, на которые обратили внимание наши молодые читатели: неправильно показана Тюменская обл. (этот субъект федерации — не южный огрызок, а вся территория от казахстанской границы до о. Вилькицкого), некорректно показана граница Чечни и Ингушетии (граница окончательно не установлена, но Джейрахский район, управляемый Ингушетией, картографами kremlin.ru передан Чечне* ). За эти дополнительные указания участники получали поощрительные доли балла, но небольшие, т.к. здесь они выходили за пределы формулировки задания.
Такой вот сайт. Невольно вспоминаешь о нашей «веселой царице Елисафет», которая, согласно Ключевскому («География», № 19/2009), до конца своего государст­венного правления была уверена, что до Англии можно доехать сухим путем **. В те времена не было каратэ и «Led Zeppelin», а если бы были — царица наверняка бы весело кувыркалась на татами и не вынимала из ушей наушников плеера. У нее, впрочем, было вдоволь других развлечений. География же, как известно, наука не дворянская, и уж тем более не царская.
Но нужная. И об этом участники конкурса своими, преимущественно верными, ответами напомнили. Молодцы, будущие коллеги, будущие умные менеджеры нашего государства.
О недочетах.
Не все приняли во внимание, что Ненецкий (не Ненский!) а.о. входит в состав Архангельской обл., хотя и имеет статус самостоятельного субъекта федерации. Некоторые вообще утверждали, что его нельзя указывать среди субъектов РФ, т.к. он не имеет такого статуса. Встретилось и утверждение, что не НАО входит в Архангельскую обл., а наоборот, Архангельская обл. является составной частью этого округа.
Некоторые неверно или не полностью определили архипелаги, находящиеся под юрисдикцией Архангельской обл. Забывали обычно Землю Франца-Иосифа, где располагается самая северная островная точка России. А если не забывали, то коверкали название («призовой» вариант: Франция Иосифа). В наиболее продвинутых работах упоминался о. Виктория, самый западный среди островов Российского сектора Арктики, административно считающийся частью Приморского района Архангельской обл., также не отмеченный на президентском скриншоте. Жюри поощрительно оценивало такие ответы, хотя упоминание Виктории не было обязательным, так как остров такого размера (в длину ок. 5 км, в ширину — 2,5 км) на столь мелкомасштабных картосхемах правомерно мог быть подвергнут генерализации.
Некоторые участники конкурса слишком увлеклись «отбиранием» островов у Ненецкого а.о. и отнесли острова Вайгач и Колгуев непосредственно к Архангельской области, а не к Ненецкому а.о. (в состав которого они действительно входят). Кое-кто под юрисдикцию Архангельской обл. передал норвежский архипелаг Шпицберген, что было бы приятно, но это не так. Действительно, Россия ведет на Шпицбергене значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность (согласно особому статусу архипелага, определяемому Шпицбергенским трактатом). На острове Западный Шпицберген есть де-факто российский населенный пункт — пос. Баренцбург, а также законсервированные поселки Пирамида и Грумант. И всё же Шпицберген, увы, — не часть России, и тем более — не часть Архангельской обл.
При оценке ответов по скриншотам 6 и 12 жюри с удовольствием констатировало, что многие не только нашли картографическую ошибку, но и объяснили причину передачи Сокольского района Ивановской обл. в состав Нижегородской области. В ряде работ приведены рассуждения о зонах влияния крупных городов, изменении ЭГП во времени. Создание Горьковского водохранилища — фактор, ухудшающий положение Сокольского района, особенно при условии сохранения его в составе Ивановской обл. В рамках своего поощрительного фонда жюри «премировало» такие работы долями балла, но только долями, ведь это уже «сверхплановая», выходящая за рамки задания информация.
Встретилось оригинальное утверждение, что Ивановская обл. в феврале 1994 г. была присоединена к Нижегородской обл. Некоторые участники конкурса увидели на скриншоте № 12 в составе Нижегородской области Чувашию и Мордовию (??). Выяснилось, что отдельные участники конкурса, несмотря на солидный возраст, до сих пор используют недопустимый в географии детсадовский понятийный аппарат: вместо «север», «юг», «западнее», «восточнее», употребляют «верх», «низ», «левее», «правее». Можете считать это жестокостью, но жюри за это снижало баллы, или, чтобы было понятнее, делало их южнее.
Наиболее полные, правильные и грамотно сформулированные ответы прислали А. Воробьева и Ю. Хадысова из с. Красное Самарской обл. (тренер — О.М. Шутова); Ю. Агафонова из д. Черногрязка Орловской обл. (тренер — В.П. Гурьев); команда «Мечта» из хутора Войнов Ростовской обл. (тренер — Н.Ф. Ефимов).

По поручению жюри А.А. МЕДВЕДКОВ, С.В. РОГАЧЕВ

* Эту ошибку обнаружил одиннадцатиклассник 64-го лицея г. Омска Павел Утков (тренер — Галина Михайловна Полухина). Молодцы, омичи.
** Впрочем, живи она сейчас, она была бы права.

  • На ошибках учатся на немецком
  • На основе данного текста составьте обобщающую схему или таблицу основные виды лексических ошибок
  • На ошибках учатся на латыни
  • На околоземных орбитах постоянно работают спутники связи службы погоды речевая ошибка
  • На ошибках учатся картинка к пословице