На последних футбольных соревнованиях заводская команда потерпела фиаско ошибка

План
урока русского языка в 11 классе

Тема:  Контрольная работа по теме «Лексические нормы»

Цели:
создать условия для:

 1)  повторения и обобщения теоретических
знаний по данной теме, закрепления умений, полученных в процессе изучения темы;
2) развития логического мышления и речи учащихся, расширения кругозора;
3) воспитания интереса к русскому языку, желания пополнять свой лексикон.

Задачи:  
отработать умения:

1)      повторить
основные термины и понятия лексики;

2)      усвоить
понятие лексических норм;

3)      рассмотреть
распространённые нарушения лексических норм современного русского языка;
выработать способы их предупреждения;

4)      понять,
как можно применить полученные знания на ЕГЭ по русскому языку.

Тип урока:
Урок контроля, оценки и коррекции
знаний.
 

Ход
урока:

1
вариант.

Задание 1. Близкие
по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы
проверить, можете ли вы
правильно использовать
слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

1)     Любой
(поступок — проступок) заслуживает осуж­дения.

2)     Студент
быстро (усвоил — освоил) материал.

3)     Мать
приготовила (сытый — сытный) завтрак.

4)     (Болотистый
— болотный) ил является отличным удобрением.

5)     (Соседний
— соседский) кот важно прошел на кухню.

Задание 2. Определите значение фразеологических оборотов.

Бить баклуши. Рыльце в пуху.

Задание
3. 
Замените выделенные
иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант. 
1. На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела фиаско
2. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области
спортивной работы.

3.Строительство
канатных дорог в мире достигло апогея. 
4. У человека есть одна Родина, и, куда бы ни забросила его судьба, он
испытывает ностальгию. 

Задание 4. В каком предложении допущена ошибка, связанная с употреблением
лишних слов?

1.На дне лодки я нашел половину старого
весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

2.В передаче «Доброе утро» впервые
дебютировал певец Семенов.

3.Зимой мы надеваем теплые вещи обычно
темных цветов.

4.Проходя по Охотному Ряду, мы видим
памятник, поставленный в 1909 году.

Задание 5. В каком предложении допущена ошибка, связанная с
лексической сочетаемостью слов?

1.Ярмарка – одно из характерных явлений
народного быта в 19 веке.

2.Правительство всегда придавало большое
значение развитию промышленности.

3.Современный лингвист И. Р. Гальперин
выделил три вида информации: концептуальную, фактуальную и подтекстовую.

4.Это лекарство пользуется авторитетом у
большинства педиатров.

Задание 6. Вставьте в
данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.

1)     Мама
__________  чехол на чемодан.

2)     Девочка
__________ куклу Катю.

3)     Старший
брат __________ сестру.

4)     Сегодня
девочка __________  новые туфли.

Задание 7. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии.

1.Сатирическая карикатура, местный
абориген

2.Ладонь руки, соединить воедино

3.Коллеги по работе, мемориальный памятник

4.Подарить сувениры, оправданный риск

Задание 8.  У какого слова есть омоним(ы)?

1.кран 2.кошка 3.жар 4.армия

Контрольная
работа по теме «Лексические нормы»

2
вариант.

Задание 1. Близкие
по звучанию,  но разные по значению слова называются паронимами. Для того,
чтобы проверить, можете ли вы
правильно использовать
слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

1)      После
десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное — искусственное)
вскармливание.

2)      В жаркий
день приятно походить по (теневым — тенистым) аллеям.

3)      Молодой
рабочий (усвоил — освоил) профессию токаря.

4)      Эти
фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная —
бережливая).

5)      Знаток во
всем, он все же был (невежей — невеж­дой) в живописи.

Задание 2. Определите значение фразеологических оборотов.

Дело в шляпе. Сесть в калошу.

Задание
3. 
Замените выделенные
иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант. 
1. Песня исполнялась под аккомпанемент гитары. 
2. У пассажиров была альтернатива:
они могли загорать на палубе комфортабельного парохода или плавать в бассейне.

3. Аналогичное решение было принято студентами второй
группы.

4.
Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного парохода.

Задание 4. В каком
предложении допущена ошибка, связанная с употреблением лишних слов?

1.Хронометраж времени был просчитан до
секунды.

2.Книге предназначено быть спутником
человека.

3.Зимой деревья дышат в 200-400 раз
слабее, чем летом.

4.В сочной зеленой листве деревьев громко
пели птицы.

Задание 5. В каком предложении допущена ошибка, связанная с
лексической сочетаемостью слов?

1.Ярмарка – одно из характерных явлений
народного быта в 19 веке.

2.Правительство всегда придавало большое
значение развитию промышленности.

3.Современный лингвист И. Р. Гальперин
выделил три вида информации: концептуальную, фактуальную и подтекстовую.

4.Это лекарство пользуется авторитетом у
большинства педиатров.

Задание 6. Вставьте в
данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.

1)      Брат
__________  часы на руку.

2)      Бабушка
__________ внука.

3)      Модница
__________  новое пальто.

4)      Космонавт
__________  скафандр.

Задание 7. Укажите ряд словосочетаний, где нет тавтологии.

1.Памятный сувенир, маршрут движения

2.Стопа ноги, юмористическая сатира

3.Тариф оплаты, патриот своей Родины

4.Ехать по маршруту, сотрудничать с
коллегой

Задание 8.  У какого слова есть омоним(ы)?

1.кран 2.кошка 3.жар 4.армия

Ответы:

1
вариант:

1)
проступок, усвоить, сытный, болотный, соседский

2) Бить баклуши – бездельничать;
Рыльце в пуху – не без греха.

3) фиаско – поражение; перспективы –
ожидаемое, планы; апогей – пик, высшая точка; ностальгия – тоска.

4) 2

5) 4

6) надеть, одеть, одеть, надеть

7) 4

8) 1

2
вариант:

1)
Искусственное, тенистым, освоил, бережливая, невежда.

2)
Дело в шляпе – дело удается; сесть в калошу – оказаться в нелепом, трудном
положении.

3)
Аккомпанемент – сопровождение; альтернатива – выбор; аналогичное – такое же;
комфортабельный – отвечающий всем требования комфорта.

4)
1

5)
4

6)
надеть, одеть, надеть, надеть

7)
4

8)
1

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1.1. СИНОНИМЫ

Упражнение № 1

Выберите синонимы из предлагаемых в скобках рядов синонимов наиболее подходящие по смыслу.

Одно из особенностей аквааэробики (является, можно считать, констатируется) выполнение упражнений в горизонтальном и вертикальном положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом (работают, движутся, бодрствуют) практически все мышцы тела, что (стимулирует, облегчает, способствует) гармоническому развитию мускулатуры и глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела- всё это (помогает, способствует, содействует) притоку крови к сердцу и в целом существенно (стимулирует подвижности в основных суставах. Давление воды на подкожное венозное русло (облегчает, поддерживает), его работу. Поэтому занятия аквааэробикой при соответствующей дозировке (допустимы, возможны, полезны) для людей с ослабленным сердцем и (рекомендуется, предлагаются, могут использовать) как одно из средств укрепления сердечно-сосудистой системы.

Упражнение № 2

Замените однокоренные слова синонимами.

а) Спортсмен выполняет высокий наскок и мощное прожимание трамплина. Выполнив примерно пол оборота вперед и полвинта, он быстро, с поворотом влево, разводит руки в стороны и начинает группироваться. Выполнив ещё около 1,5 оборота, спортсмен отпускает ноги и резко выпрямляем их перед собой. – в обратную от вращения сторону. Выполнив несколько более 1,5 оборота вперед в группировке, спортсмен отпускает ноги и одновременно с их разгибанием и выпрямлением туловища делает быстро винтообразующее движение руками.

б) Методы аутогенной тренировки описаны во многих специальных, научно- популярных книгах и брошюрах. Здесь мы опишем в общих чертах методику аутогенной тренировки, принятую в Московской клинике неврозов.

1.2. ПАРОНИМЫ

Упражнение № 3

Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.

1. Пловец спас утопающего и сделал ему (искусное, искусственное) дыхание.
2. (Соседняя, соседская) команда готовится к чемпионату уже два месяца.
3. Легкоатлеты тренируются на одном стадионе, но на (разных, различных) площадках.

Упражнение № 4

Вставьте подходящие по смыслу слова.

1. Выбранный (туристический – туристский) маршрут проходил по (болотистый – болотный) местности.
2. Возникшая на футбольном поле ситуация оказалось (проблемный – проблематичный).
3. Очередные соревнования целесообразно (проводить – производить) на (соседний – соседский ) стадионе.

1.3. ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИКА

Упражнение № 5

Замените иноязычные слова или иначе запишите предложения.

1. Тренеры отнесли индифферентно к снаряжению конькобежцев.
2. Среди победителей превалировали фигуристы из России.
3. Судья конфиденциально признался журналистам в нарушениях совершенных гимнастом.
4. Система тренировок импонировала тяжелоатлетам.
5. На последних футбольных соревнованиях заводская команда потерпела фиаско.
6. В бассейне были комфортабельные раздевалки.
7. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.
8. Зрители уже видели идентичное выступление.
9. Никакие резоны не действовали на упрямого хоккеиста.
10. Предлагаем пролонгировать договор о проведении спортивных сборов.

2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

2.1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Упражнение № 6

Выпишите и исправьте ошибки связанные с неправильным определением рода.

1. Серьезное жюри.
2. Водный поло
3. Мощные пенальти.
4. Напряженные дерби.
5. Захватывающие шахматы
6. Увлекательный регби.
7. Лечебная гимнастика

Упражнение № 7

Запишите существительные в форме именительного падежа множественных чисел.

Ректор, тренер, вымпел, договор, лагерь, катер, пропуск, форвард, голкипер, идол, менеджер, колено.

Упражнение № 8

Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

1. Тренер положил в раздевалке несколько (ласта).
2. За год спортсмен снашивает несколько пар (кроссовки, кеды, бутсы и носки)
3. Тренировки продолжились только после (заморозки).
4. В рацион спортсмена должно входить много (апельсинов, мандарины, помидоры, баклажаны, (яблоки) и других фруктов и овощей.

2.2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Упражнение № 9

Найдите и исправьте ошибки.

1. К соревнованиям нужно относиться более серьезнее.
2. Пловец Петров достиг финиша более раньше, чем другие.
3. Конькобежцы показали в этом году более высокие показатели, чем в прошлом
4. Наша цель – показать наиболее лучшие выступления фигуристов.
5. Сейчас мы обсудим матч более подробнее.

2.3. ГЛАГОЛ

Упражнение № 10

Выберите нужную форму глагола.

1.

а) Многие спортивные клубы обезденеж (е, и) ли после этого сезона.
б) Они обезденеж (е, и) ли своих спонсоров.

2.

а) У гребцов кровав(е, и )ли руки.
б) Раны кровав (е, и) ли .

3.

а) На ринге боксер обессил (е, и ) л в схватке и упал.
б) Борец обессил (е, и )л противника.

4.

а)  Кожа шершаве(е, и)т от мороза почти у любой лыжницы.
б) Холодный ветер шершав(е, и)т лицо.

2.4. ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Упражнение № 11

Запишите цифровые обозначения словами.

На Московской олимпиаде прыгуны в воду будут соревноваться в новом, специально построенном для Игр 1980 года, бассейне на проспекте Мира, расположенном в 25 км от Олимпийской деревни. Трибуны вмещают 5070 зрителей. Со стороны перегородки размещаются 10- метровая вышка с лифтом и платформами на высоте 1;5;7,5 и 10м. По обе стороны от вышки размещаются по два 3-метровых трамплина. С противоположной стороны сооружены две гидравлические платформы с трамплинами, которые можно поднимать до 4-метровой высоты.

Упражнение № 12

Запишите цифровые обозначения словами.

Всего в этапе Гран-при, который прошел в Москве со (2) по (4) марта, приняли участие (62) спортсменки из (34) стран. Московский этап элитной серии традиционно является премьерой сезона. Впервые он прошел в (1998) году,  и с тех пор состязания стали проводиться ежегодно.

3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

3.1. ПОРЯДОК СЛОВ

Упражнение № 13

Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов.

1. Теннисисты продолжили тренировку в бодром настроении.
2. Олимпиада прошла давным уже давно, а мы хорошо помним её.
3. Ждёт капитального ремонта зал гимнастики во Владимире.
4. Он выступил на соревнованиях после тяжелой травмы в хорошей форме.
5. Журналисты по очереди выслушали выступления всех фигуристов.
6. Спроси как иногда трудно добиться хороших результатов у прославленного боксера.
7. Во время тренировок по очереди они выполняют кувырки.

Упражнение № 14

Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

1. Два (лучшие, лучших) лыжника уехали на соревнования еще в четверг.
2. За три (последние, последних) месяца спартаковцы уверенно выигрывали.
3. Поступили в продажу два (новых, новые) вида горных лыж.
4.
(Целые, целых) два месяца боксёры готовились к спартакиаде.
5. Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований.

Упражнение № 15

Вставьте, где нужно,  пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

Сочи готовится

Оценочная комиссия Международного олимпийского ко­митета /МОК/ пр…летит в Сочи — российский город-кандидат на пр…ведение зимних Олимпийских игр- 2014 — 19-24 февра­ля будущего года. Ее примет новый международный аэр…вок­зал в Адлере.

Стр…ительство аэров…кзала нач…лось в 1936 году, а в 1996-м было приостановлено на 10 лет. Работы возобновились только в начале 2006 года.

«К февралю буд…т готов один из трех терминалов и прив…к зальная площадь», — рассказал п…казывая журналистам стр…ительную площадку и зону отдыха с высаженными там экз…тическими деревьями которая буд…т доступна любому пассажиру начальник капитального стр…ительства Акоп Эскюзан. Он рассказал о том  что взлетно-пос…дочная полоса аэродрома удлинится до 3,5 тыс. метров что позволит принимать любые самолеты. Причем впервые вРоссии аэродромная п…лоса пр…йдет через горную реку. Общая площадь первого терминала — 5 тыс. квадратных, метров. Уже известно что самым первым на новый аэродром пр…летит самолет внутреннего рейса. Интересно было также узнать что в 2007 году из Европы начнет функционировать прямой рейс Франкфурт-Сочи.

Кафедра теории и практики журналистики

К О Н Т Р О Л
Ь Н А Я Р А Б О Т А

по практической
стилистике русского языка

Выполнила

студентка группы
Жур 04-1

Иванова И.И.

Проверила

доцент кафедры

рекламы и журналистики

Романцова Т.Д.

Иркутск 2009

Упражнения к теме
«Лексическая стилистика русского языка»

Выбор слова

  1. Дополните
    предложения, выбирая из скобок наиболее
    удачный вариант. Мотивируйте свой
    выбор, опираясь на толкование слов.

Образец выполнения:

Оратор
медленно произносил слова, придавая
каждому из них (особенное значение –
особенную значимость – особенную
значительность).

Толковый
словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой (далее
ТСО) (М., 1999) дает следующее объяснение
паронимов:

Значение,
— я, с. 1. Смысл, то, что данный предмет
(слово, знак, жест) обозначает. Определить
значение слова. Значение взгляда. 2.
Важность, значительная роль. Придавать
чему-н. большое значение.

Значимость,
-и, ж. (книжн.). То же, что значение (во 2
знач.) Социальная значимость чего-л.

Значительный,
— ая, -ое; -лен, -льна. 1. Большой по размеру,
силе. Значительный урон. Он значительно
(нареч.) развился. 2. Имеющий большое
значение, важный. Значительные события.
3. Очень выразительный, наполненный
каким-н. значением. Значительный вид.
Значительно (нареч.) посмотрел // сущ.
Значительность, -и, ж.

В предложении более уместно употребить
слово «значимость», т.к. оратор желал
подчеркнуть важность слов, поэтому
произносил их медленно. Употребление
слова «значение» предполагает придание
словам особого, нового смысла; слово
«значительность» сделает речь оратора
торжественной и высокопарной.

Оратор медленно произносил слова,
придавая каждому из них особенную
значимость.

1.
Люди простодушные принимают (желаемое
– желательное) за действительное. 2.
Автор брошюры не приводит никаких
(обоснований –оснований) для своих
выводов. 3. Несколько раз в течение суток
по радио производится (поверка –
проверка) времени. 4. В толковых словарях
даются различного рода стилистические
(пометы – пометки). 5. Многим студентам
нашей группы (представилась –
предоставилась) возможность принять
участие в диалектологической экспедиции.
6. Предложенное в статье решение кажется
(проблемным – проблематичным –
проблематическим). 7. С героем фильма
постоянно происходят какие-то (романические
– романтические – романтичные) истории.
8. Редактор прочитал рукопись и внес в
нее некоторые (стилевые – стилистические)
поправки. 9. Утвержден (статус – статут)
новой организации, объединяющей любителей
природы. 10. Работа написана простым
языком, сразу уясняется (существо –
сущность) вопроса. 11. Идеалом счастья
Обломов считал (сытую – сытную) жизнь.

  1. Укажите
    стилистическую функцию выделенных
    слов. Подберите к ним синонимы.

Образец выполнения:

Я
занялся рассмотрением картинок,
украшавших его смиренную, но опрятную
обитель
(П.).

ТСО:
Обитель, -и, ж. 1. То же, что монастырь
(устар.) Древняя обитель. 2. Место, где
кто-н. живет, жилище (устар. и шутл.) Вот
моя обитель. // прил. обительский, -ая,
-ое (к 1 знач.).

Стилистическая
функция слова – номинативная, эстетическая
(худож. текст). Поскольку слово устаревшее,
высокое, но используется в иностилевом
контексте, то имеет специфическую
эмоционально-экспрессивную окраску,
выполняет ироническую функцию.

Обитель
– жилище (разг.), обиталище, жилье (разг.),
берлога (разг.), логово (прост.), монастырь.

  1. В
    вашем заведении высокий посетитель
    вкусил
    хлеба (Г.). 2. Я другую ночь почти не сплю
    и людям не даю спать: неравно приедет,
    а мы все дрыхнем
    хорошо
    будет (Гонч.)! 3. Клянися мне … от злых
    стяжаний отречься ныне, дай обет
    (Л.). 4. Глаза,темно-серые, с черной каемкой
    вокруг зениц,
    великолепные, торжествующие глаза
    (Т.). 5. И стезею
    благодатною Русь вперед помчится
    вольная (Ог.). 6. Я вам, тятенька, во всю
    жизнь свою ни в одном слове не перечил
    (Остр.). 7.
    Ему почему-то казалось, что суд еще не
    кончился, что проволочка
    еще тянется и что настоящего «решения»
    еще не было (Ч.). 8. Присев на корточки в
    лодке, двое или трое греков быстро, с
    привычной ловкостью хватают правой
    рукой две, а левой три рыбы и швыряют
    их в корзину (Купр.). 9. Григорий Иванович,
    широко улыбаясь, трясся на волглом
    сене (А.Т.). 10. Ведь и я когда-то была
    молодая да пригожая
    (Гл.).

  1. Укажите
    стилистическую функцию антонимов в
    данных предложениях (их употребление
    усиливает речевой контраст или
    противопоставление, придает афористическую
    отточенность речи, способствует
    раскрытию противоречивой сущности
    предмета или явления, придает речи
    повышенную экспрессию или эмоциональность,
    отрицает контрастные признаки у
    предмета, передает оттенки разговорной
    речи, создает новое понятие, показывает
    полноту охвата явления, широту временных
    границ, создает чередование действий,
    указывает на быструю смену явлений,
    создает иронический/комический эффект,
    образует антифразис, т.д.).

  1. Я
    царь – я раб, я червь – я Бог! (Держ.). 2.
    Дома новы, да предрассудки стары (Гр.).
    3. Твой взор насмешлив и ужасен, ты
    безобразен, он прекрасен (П.). 4. Ты –
    богат, я – очень беден. Ты прозаик – я
    поэт… (П.). 5. Час разлуки, час свиданья
    им не радость, не печаль (Л.). 6. В толпе
    друг друга мы узнали, сошлись и разойдемся
    вновь. Была без радости любовь – разлука
    будет без печали (Л.). 7. День цветем,
    неделю вянем (М.Г.). 8. Ученье – свет, а
    неученье – тьма (Посл.). 9. Готовь сани
    летом, а телегу зимой (Посл.). 10. Лучше
    смерть в борьбе, чем жизнь в неволе
    (Ф.).

11.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя
ни злобе, ни любви,

И царствует в душе
какой-то холод тайный,

Когда
огонь кипит в крови (Л.)

Стилистические свойства
слов, связанные с их отнесением к
активному или пассивному составу языка

  1. Выделите
    в предложениях архаизмы и историзмы
    (в том числе, архаические элементы на
    уровне словообразования и синтаксиса).
    Укажите функции устарелой лексики в
    отрывке из повести А.К. Толстого «Князь
    Серебряный» (называют реалии прошлых
    лет, рисуют картину прошлого, делают
    описание более конкретным и реалистичным,
    играют роль средств стилизации, дают
    речевую характеристику персонажей,
    придают оттенок торжественности и
    патетичности, выполняют ироническую
    или сатирическую функцию, являются
    средством стилевого столкновения,
    придают речи шутливый характер, т.д.).

Князь
[Вяземский] хотел отвечать, но царь не
дал ему времени. – Раб лукавый! –
произнес он грозно, и по жилам присутствующих
пробежал холод, – раб лукавый! Я приблизил
тебя ко престолу моему; я возвеличил
тебя и осыпал милостями; а ты что учинил?
Ты в смрадном сердце своем, аки аспид,
задумал погубить меня, царя твоего, и
чернокнижием хотел извести меня, и
затем, должно быть, ты в опричнину
просился? Что есть опричнина? – продолжал
Иоанн, озираясь кругом и возвышая голос,
дабы весь народ мог услышать его. – Я,
аки господин винограда, поставлен
Господом Богом над народом моим
возделывати виноград мой. Бояре же мои,
и Дума, и советники, не от них виноград
мой и отдал другим делателям. И се есть
опричнина! Званные мною на пир не пришли,
и я послал на торжища и на исходища путей
и повелел призывать елицех, какие
обретутся. И се опять есть опричнина!

  1. Определите
    уместность использования иноязычной
    лексики в приводимых текстах. Произведите,
    где нужно, синонимические замены,
    причины правки объясните (случайное
    стилевое смешение, нагромождение
    иноязычных слов в предложении,
    неоправданная замена русского слова,
    семантическое несоответствие
    заимствования).

Образец выполнения:

Многие
дореволюционные интеллигенты, считавшие
себя либералами, относились индифферентно
к вопросам религии.

В
предложении 3 группы заимствований: 1)
слова, давно вошедшие в состав русской
лексики и почти не осознающиеся как
заимствования: революция, религия, 2)
слова, достаточно недавно вошедшие в
лексикон, но не имеющие абсолютно точной
замены в русском языке: интеллигенты,
либералы, 3) слово, имеющее эквивалент
в русском языке: индифферентно –
безразлично, нейтрально, равнодушно,
безучастно. По причине наличия русского
эквивалента и потому, что нейтральный
письменный текст «отягощается» редко
употребляемым книжным латинизмом,
необходимо заменить слово «индифферентно»:

Многие революционные интеллигенты,
считавшие себя либералами, равнодушно
(безразлично) относились к вопросам
религии.

1.
Ровный ряд матовых плафонов тускло
освещал коридор госпиталя. 2. Среди
собравшихся превалировали представители
молодежи. 3. Девушка конфиденциально
призналась подругам, что переменила
имя Катя на Кармен, потому что последнее
импонирует ее внешности. 4. Эффективность
режима экономии во многом зависит от
того, насколько лимитируются финансовые
расходы. 5. На последних соревнованиях
заводская футбольная команда потерпела
полное фиаско. 6. Пассажиры отдыхали в
парусиновых шезлонгах на палубе
комфортабельного лайнера. 7. Кардинальный
пункт расхождений между участниками
дискуссии путем компромисса был сведен
на нет. 8. Истинным стимулом деятельности
каждого человека должно быть сознание
долга и ответственности перед обществом.
9. Новый сезон открывает хорошие
перспективы дальнейшей эволюции в
области спортивной работы. 10. Характеризуя
роль отдельных видов искусства в жизни
общества, нельзя игнорировать специфические
их особенности. 11. Идентичное решение
было принято студентами второй группы.
12. В качестве свидетелей на суде
фигурировали самые разнообразные люди.
13. Никакие резоны не действовали на
упрямого спорщика, и никакие аргументы
не могли его переубедить.

Стилистические
свойства слов, связанные со сферой их
употребления

  1. Из
    произведений художественной литературы,
    из прессы выписать по 20 диалектизмов,
    канцеляризмов, профессионализмов/терминов
    в составе предложения. Нужные слова в
    предложении выделить, в скобках после
    предложения указать автора, произведение,
    выходные данные источника.

Образец выполнения:

Канцеляризмы

1.
Прошли трудовые
будни

время праздника настало. (Обществ.-полит.
газета г. Тулуна и Тулунского района
«Наша жизнь в Присаянском крае» //2004. —
№ 40. – С. 1.)

2.
Педагоги высокой
квалификации
,
надежда и
опора коллектива
,
им по плечу
решение
важных задач
,
которые жизнь
ставит
перед
школой. (Обществ.-полит. газета г. Тулуна
и Тулунского района «Наша жизнь в
Присаянском крае» //2004. — № 40. – С. 1.)

Стилистическое
использование фразеологических средств
языка

  1. В
    предложениях вычлените устойчивые
    сочетания слов, дайте их толкование.
    Охарактеризуйте стилистическое
    использование фразеологических оборотов
    (придают эмоциональную окраску речи,
    усиливают экспрессию путем столкновения
    иностилевых единиц, создают градационный
    ряд, служат для воссоздания речевого
    колорита эпохи, создают образ, дают
    оценку явлению, создают стилистическую
    тональность, рисуют ситуацию общения,
    т.д.).

  1. Какое
    мне поприще откроется, когда он сломит
    рог боярству родовому (П.). 2. Так,
    понимаете, и слухи о капитане Копейкине
    канули в реку забвения, в какую-нибудь
    эдакую Лету, как называют поэты (Г.). 3.
    Я же им недолго глаза мозолить буду. Не
    за горами смерть-то – за плечами (Т.).
    4. И сыплет щедрою рукой червонцы челяди
    ямской (Н.). 5. Поздоровавшись, папа
    сказал, что будет нам в деревне баклуши
    бить, что мы перестали быть маленькими
    и что пора нам серьезно учиться (Л.Т.).
    6. Обходительность и ласковость были
    не более как средство отвести покупателями
    глаза, заговорить зубы и всучить тем
    временем гнилое, линючее (Усп.). 7. Помни:
    не всегда смелость города берет, особенно
    на службе. Можно и головы не сносить
    (Ст.). 8. Так за каким делом-то приехала?
    Говори уж прямо, не разводи бобов-то
    (М.-С.). 9. «В этой части он собаку съел».
    «Ох, ах, не говорите так, наша мама очень
    брезглива» (Ч.). 10. Я теперь по мачты
    влюблена в серый «Коминтерн», трехтрубный
    крейсер (М.). 11. Провидение последние
    триста лет смотрело сквозь пальцы на
    беды негров (В.М.). 12. Он велик, этот мир
    искусства, в нем найдется предмет
    увлечения для любого. Ищите и обрящете
    (Газ.).

  1. Укажите
    приемы использования (прямая цитата,
    неизмененная пословица, поговорка,
    устойчивый речевой оборот, изменение
    формы слова, замена компонента, расширение
    фразеологизма, перестановка слов, т.д.)
    и функцию (придание новых смысловых
    оттенков, создание индивидуального
    образа, раскрытие внутреннего мира
    героя, характеристика речевой манеры,
    характеристика действий, оценка
    результата действия (процесса), усиление
    выразительности речи, усиление
    политической заостренности, характеристика
    ситуации, т.д.).

  1. Ничего
    не упомяну… о том соусе, который есть
    лебединая песня старинного повара
    (Г.). 2. Где же безопасный проход между
    Сциллой бессистемности и Харибдой
    теории? (Бел.) 3. Антон Иваныч сделал
    полную честь этому гомерическому
    завтраку (Гонч.). 4. Ведь уж мало нас
    остается, брат; ведь мы с тобой последние
    могикане (Т.). 5. Тут-то именно и выказывается
    ахиллесова пята наших прогрессистов
    (С.-Щ.). 6. Выйдя в отставку, я сожгу свои
    корабли. Оставаясь на службе, я ничего
    не потеряю (Л.Т.). 7. Из тех, кто одушевлял
    литературу в сороковых годах, иных уж
    нет, а те далече. Из новых же деятелей
    нет никого, кто бы по своему таланту и
    влиянию равнялся Гоголю или Белинскому
    (Добр.). 8. Говорит чепуху, но с чувством,
    с толком, с расстановкой (Ч.). 9. Да и ночка
    же выдалась! Египетская тьма, прости
    Господи! (Кор.). 10. Мы узнаем «земли родной
    минувшую судьбу» только тогда, когда
    хорошо будем знать условия жизни и
    работы трудового народа (М.Г.). 11. На
    последней стадии перед горами
    столпотворение вавилонское; шум, крики,
    плач… ругань, разрозненные воинские
    части, отдельные группы солдат (Сер.).
    12. А если гора не идет к Магомету, то и
    черт с ней (М.).

  1. Исправьте
    данные тексты, устраняя ошибки в
    словоупотреблении. Укажите характер
    каждой ошибки (непонимание значения
    слова, смешение паронимов, тавтология,
    употребление слова с несоответствующей
    экспрессивно-стилистической окраской,
    разрушение фразеологизма и т.д.).

Образец выполнения:

Стремление к
психологической конкретности изображаемого
человека побуждало художника фиксировать
внимание на отдельных чертах лица и
подчеркивать их.

В
предложении существуют следующие
ошибки: употребление слова без учета
семантики («конкретность» в словаре
толкуется как «реальное существование,
предметная определенность, четкая
обозначенность», следовательно, неверно
употреблено в контексте; скорее всего,
речь идет о точности изображаемого);
тавтология («фиксировать внимание»
означает «отмечая, выделять» и равнозначно
глаголу «подчеркивать», значит, последнее
словосочетание предложения можно убрать
совершенно безболезненно для всего
выражения); неуместное употребление
заимствования при наличии русского
эквивалента («фиксировать» =
«сосредоточивать», «заострять»);
многословие («отдельные черты лица» по
значению равно словосочетанию «черты
лица»); кроме того, выражение «психологическая
конкретность изображаемого человека»
семантически несостоятельно, существует
устойчивое выражение «психологическая
точность изображения». Правка будет
выглядеть примерно так:

Стремление к психологически точному
изображению побуждало художника
заострять внимание на чертах лица.

1.
В театр был приглашен режиссер, обладавший
определенной ярко выраженной программой
и интересными постановочными идеями.
2. Первая работа молодого ученого была
фактически и первым опытом новых
принципов исследования объектов смежных
наук. 3. Вопрос о напечатании этих очерков
усугубляется тем, что большинство из
них уже были напечатаны. 4. Развернутая
в данный период времени работа по
решительной перестройке работы в ряде
предприятий дала положительные
результаты. 5. На пространстве нескольких
километров от станции земельное полотно
дороги уже усеяно ровным слоем гравия
и утрамбовано. 6. В спорте большое значение
играет упорная тренировка, выдержка,
упорство. 7. Комиссия отметила, что
большинство времени уходило на
предоставление излишних отчетов. 8.
Вначале молодым рабочим было трудно,
но, преодолевая силу воли, они на примерах
показали, как надо работать. 9. Строители
дома придавали на всем протяжении
строительства первоочередное внимание
своевременному окончанию работы. 10.
Председатель кооператива не смог
выполнить всех порученных ему вопросов
и недостаточно качественно подготовился
к отчетному докладу. 11. Ясный ум и
руководящие способности помогли молодому
руководителю организовать большую
организацию.

Фоника.
Устранение недочетов звуковой организации
речи

  1. В
    отрывках из научных статей и газетных
    материалов укажите недочеты фоники.
    Устраните их, если звуковая организация
    речи мешает ее восприятию.

Образец выполнения:

Три принципа русской пунктуации и их
единство в языке.

В предложении
отмечаются следующие недостатки фоники:

неблагозвучие,
вызванное внутренним («пунктуации»)
и внешним («пунктуации
и и
х») зиянием
и стечением согласных разного места и
способа производства («пунктуации»);

неблагозвучие в результате употребления
сходных консонантных сочетаний
(аллитерация «три принципа»): слова
становятся похожими друг на друга
вопреки смыслу, это сказывается на
логике восприятия лексем, причем данный
повтор не оправдан стилистическими
задачами;

нарушен
закон ритмического равновесия, поскольку
во фразе пять безударных слогов подряд
(клитики «пунктуáции
и их
едúнство»).

Логическая
основа предложения также может быть
откорректирована: поскольку речь идет
о единстве принципов пунктуации,
следовательно, перед доказательством
единства языковые правила должны быть
перечислены и охарактеризованы. Значит,
вторая часть фразы семантически может
«поглотить» первую.

Правка
будет выглядеть примерно так: Единство
(в языке) трех законов русской пунктуации.

  1. В
    ораторской речи употребляется и ирония
    как один из стилистических приемов. 2.
    Нельзя не отметить и такую яркую черту
    южнорусских говоров, как аканье. 3. Эту
    проблему мы обсуждали с учеными с
    мировым именем. 4. Система «Старт»
    содержит регулирующие, управляющие,
    функциональные и вычислительные
    устройства, приборы контроля,
    регистрирующие и показывающие, – всего
    более тридцати наименований. 5. Все
    устройства построены на элементах
    универсальной системы элементов
    промышленной пневмоавтоматики. 6.
    Журавлев – прирожденный пейзажист,
    последовательно следующий лучшим
    традициям русской художественной
    школы. 7. Вот какие нам заданы задачи в
    части участия в конкурсе. 8. Председатель
    студсовета выражал еще надежду, что
    одежду можно будет вешать хоть на…
    гвоздики. 9. Справки по отправке грузов
    можно получить по телефону.

  1. В
    газетных текстах укажите случайные
    звуковые повторы, определите их типы
    (аллитерация, ассонанс, смежная и
    раздельная анафора, эпифора), обратите
    внимание на неуместную рифму и ритмизацию
    речи. Устраните недостатки фоники, если
    они наносят ущерб стилю письменной
    речи, а также лексические ошибки.

  1. Проблем
    предостаточно, и главная – сюрприз
    капризной природы. 2. Успешно выдержавшие
    экзамены в ГАИ получают удостоверения
    водителя автомобиля-любителя. 3. После
    экспедиции, по традиции, состоится
    отчет любителей подводного транспорта.
    4. Местком принял решение об улучшении
    выдвижения на награждение премиями.
    5. Этот дом надо снести и на месте его
    возвести новый пищеблок. 6. После
    прохождения основного насаждения
    мутность воды уменьшается на 20%. 7. На
    клавиатуре, словно пианисты, работали
    линотиписты. 8. Одетые в национальные
    костюмы алькадессы привлекали внимание
    прессы. 9. Пассажиры, курящие во время
    полета, аннулируются из салона самолета.
    10. Организуем систематически тематические
    выставки. 11. Пользуются успехом
    выступления по радио юристов и других
    специалистов. 12. Обычно распоряжение
    на выполнение задания и распоряжение
    на вознаграждение за затраченный труд
    отдаются одновременно. 13. Увеличение
    объема и усложнение технической
    информации вызвало необходимость ее
    организации и систематизации. 14.
    Отсутствие данных документов служит
    симптомом плохой организации управления,
    функция координирования осуществляется
    интуитивно, в связи с чем координирование
    малоэффективно. 15. Запуск в производство
    насосов перенесен из-за задержки с
    поставкой нержавеющей стали.

  1. Проанализируйте
    фонику газетных заголовков; выделите
    те из них, в которых фоника стала
    источником экспрессии, и те, в которых
    вы находите недочеты в звуковой
    организации; устраните их. При этом
    различайте случайные звуковые повторы,
    неуместную рифму и сознательное
    использование звукописи с целью усиления
    действенности речи.

Образец выполнения:

За
штилем – шторм.

Заголовок
построен на аллитерации (повторе
аналогичных сочетаний согласных) и на
явлении анафоры (единоначатия слов). В
данном случае аллитерация из шипящего
и глухого шумного звуков представляется
слишком искусственной, она мешает
восприятию основной семантики слов,
делает похожими их семантические поля,
затрудняет целостное восприятие фразы.
Неискушенный в теме слушатель в похожих
по звучанию словах, скорее всего, будет
искать разный или сходный смысл, понимание
короткого эллиптического предложения
осложнится, усиления действенности
речи не произойдет.

1.
Урок – впрок. 2. Недостаток внимания
руководства к развитию производства.
3. Магистраль, зовущая вдаль. 4. Медали
за модели. 5. Твои планы, планета? 6.
Полный ход, водоход! 7. Кто за тобой,
горновой? 8. Старая ставка на страх. 9.
Целебное дыхание калины. 10. Грани гранита.
11. Льготы Аэрофлота.

ТЕСТ

по дисциплине
«Стилистика и литературное редактирование»

(V
семестр)

Выберите
один
вариант ответа из пяти предлагаемых и
напишите его
на
отдельном листе бумаги
.
В правом верхнем углу листа укажите
свою фамилию.

Образец:

Иванов
Л.Д.

1. Б

2. В

3.
Г

и
т.д.

Стилистика
– филологическая дисциплина о …,
изучающая наиболее целесообразные
для разных условий языкового общения
принципы отбора, способы организации
языковых единиц в единое смысловое и
композиционное целое, разновидности
употребления языка, определяемые
этими различиями, систему стилей.

А
средствах речевой выразительности и
закономерностях функционирования
языка

Б типологии
речевых ошибок

В системе
лексико-морфологических средств языка

Г особенностях
индивидуально-авторской речи

Д правилах
употребления лексических и синтаксических
единиц в речи

Стиль
– это свойство языковой единицы …

А сжато передавать
информацию

Б обеспечивать
общение

В
давать представление о языковой
системе

Г
передать информацию наиболее
выразительно и экспрессивно

Д строить текст

… – стилистическая
фигура, основанная на сознательном
пропуске того или иного члена предложения
для создания особой выразительности.

А подмена понятия

Б алогизм

В эллипсис

Г контаминация

Д многословие

В
структуру современной стилистики
входят составляющие – …

А
сопоставительная, диахроническая,
функциональная стилистики, стилистика
ресурсов и текста

Б
только фоника и стилистика частей
речи

В
стилистика композиции и архитектоники

Г
только словообразовательная и
морфологическая стилистики

Д
только морфологическая и синтаксическая
стилистики

… (излишество)
– употребление в речи близких по
смыслу и потому излишних слов.

А плеоназм

Б подмена понятия

В неоправданное
расширение термина

Г алогизм

Д
использование слова без учета семантики

Как
называется стилистический прием
образной речи, созданный на основе
антонимии и использованный во фразе:
«Где начало того конца, которым
оканчивается начало?»

А градация

Б уточнение

В сопоставление

Г разъяснение

Д каламбур

… – совпадение
в звучании и написании слов, различных
по значению, внешне напоминает
многозначность.

А
полисемия

Б омонимия

В
антонимия

Г
синонимия

Д
тавтология

Как
называются выделенные слова, звучащие
одинаково, но пишущиеся по-разному:
луг – лук, столб – столп, пядь – пять?

А омофоны

Б омографы

В омоформы

Г
семантико-стилистические синонимы

Д языковые
антонимы

… – однокоренные
слова, близкие по звучанию, но не
совпадающие в значении, относящиеся
к одной части речи и выполняющие
аналогичные синтаксические функции.

А лексические
омонимы

Б стилистические
синонимы

В паронимы

Г контекстуальные
синонимы

Д омографы

Официально-деловой
стиль речи относится к … стилям

А разговорным

Б профессиональным

В научным

Г книжным

Д ограниченного
употребления

Стилистика
языковых ресурсов и функциональная
стилистика – два … направления в
изучении стилистики русского
литературного языка.

А обособленных

Б взаимоисключающих

В взаимосвязанных

Г факультативных

Д малопродуктивных

Слова
лицо,
препятствие, хороший, умный, плакать,
бояться, прогнать

относятся к …

А стилистически
сниженным

Б стилистически
нейтральным

В высоким

Г просторечиям

Д профессионализмам

Изменение
состава фразеологизма во фразе «пеший
голодному не товарищ»
произошло
вследствие …

А
искажения форм подчинительной
конструкции

Б
неоправданного сокращения конструкции

В обновления
морфологических форм

Г контаминации

Д искажения
образного значения

В
стихотворной строке «…молчалиных
тихоньствующих сонм и многоликость
рожи Скалозуба»
используются
поэтические фигуры …

А эпитет,
синекдоха, антономазия

Б метафора,
метонимия, литота

В перифраза,
олицетворение, сравнение

Г перифраза,
метонимия

Д гипербола,
олицетворение

По
общему правилу несклоняемые одушевленные
существительные типа кенгуру,
шимпанзе

(без контекстуальных указателей)
относятся к … роду.

А женскому

Б мужскому

В среднему

Г общему

Д не согласуются
в роде

Формы
существительных в родительном падеже
мн. ч., не имеющие флексий (апельсин,
носок, помидор, рельс
)
имеют оттенок …

А книжности

Б официальности

В разговорности

Г научности

Д литературности

Собирательные
числительные могут сочетаться с …

А
существительными женского рода на

Б существительными
среднего рода на -е

В существительными
мужского рода на -а

Г
существительными м. р., обозначающими
взрослых животных

Д существительными,
называющими ученые степени

Принадлежность
слова кофе
к мужскому
роду удерживается в соответствии с …

А
общим правилом отнесения его к этой
категории

Б
тенденцией развития морфологической
системы

В
сходством с существительными шоссе,
кашне

Г
историко-культурной традицией

Д стремлением
языка к экономичности

Причиной
вариативности в формах слов меда-меду,
дома-дому, воска-воску, гороха-гороху
является

А
воздействие территориальных диалектов

Б
противоречие между формой и содержанием

В
воздействие профессиональных диалектов

Г
смешение древних типов склонения на
*-о и *-u

Д воздействие
заимствований

Наличие вариантных
форм в языке – это …

А
доказательство слабости языковой
политики

Б
индивидуально-личностные ошибки в
речи

В объективное
следствие языковой эволюции

Г требование
лингвистов-теоретиков

Д веление языковой
моды

… – социально
одобряемое, объективированное реальной
речевой практикой правило, отражающее
закономерности развития языковой
системы и подтверждаемое авторитетными
писателями.

А язык

Б вариант

В синоним

Г речевая практика

Д норма

Слова
банкнот,
ботфорт, занавес, корректив, табель,
толь, рельс
по
современной литературной норме
употребляются … роде

А
в женском

Б
в мужском

В
в мужском или женском (в зависимости
от семантики)

Г
в мужском или женском (в зависимости
от стиля речи)

Д
какие-то в мужском, какие-то в женском

Встречи
с Чарльзом Дарвином; беседы с Владимиром
Путиным; отец и дочь Чарли и Джеральдина
Чаплин; «Фигаро» отказалась от интервью;
изучать Венеру и Марс; отметка бригадира
в табеле.

А
везде разговорный стиль при согласовании
собственных и нарицательных имен сущ.

Б везде просторечные
формы

В в отдельных
предложениях соблюдены книжные нормы

Г нигде не
соблюдены книжные нормы

Д все формы
литературные (книжная речь)

В
сложных словах дроссель-эффект,
луна-парк, плащ-палатка, кресло-капсула,
комедия-буфф, чулки-эластик,
национал-либералы, кварц-лампа,
штаб-офицер, кварц-песок…

А изменяется
первая либо вторая, либо обе части

Б изменяется
только вторая часть

В изменяется
только первая часть

Г не изменяются
обе части

Д изменяются обе
части

В
словосочетаниях купить
немного табака/-у, съесть супа/-у, стакан
кваса/-у, ложка риса/-у, капля воска/-у,
ведро гороха/-у, килограмм сахара/-у,
достать чеснока/-у

при согласовании

А вариативность
недопустима

Б
выбираем только форму на -а

В
выбираем только форму на -у

Г вариативность
связана с оттенком смысла

Д возможны оба
варианта в зависимости от стиля фразы

В
предложениях В
сумке шесть абрикос. По комнате
разносился запах апельсин. В Азии жило
племя курыкан. У аварцев красивые
танцы.

у
сущ. мн. ч. род. пад. использована

А
просторечная форма флексии во всех
значениях

Б
«национальность» – литер. (кн.) норма,
«фрукты» – разговорная норма

В
«национальность» – разговорная норма,
«фрукты» – литер. (кн.) норма

Г везде литературная
(книжная) форма флексий

Д
везде литературная (разговорная) форма
флексий

В
сочетаниях птицы
искали корм в снегу, он знает толк в
лесе, речь идет о Новом годе, она приедет
в Новом году, искать грибы в саду,
пирсинг в носу, в «Носе» Гоголя
флексии

А
-е имеют объектное значение, -у –
обстоятельственное

Б везде употреблены
без учета значения

В
на -е дают разговорный оттенок речи

Г
на -е дают книжную характеристику речи

Д
допускают вариативность (-у/-е)

Флексии
существительных за
домишком/-ой, пылали огромные пожарищи/-а,
от села остались только пожарища/-и,
взяли в дом уличную/-ого собачонку/-а
имеют

А
вариативность в употреблении (с учетом
значения)

Б в первом случае
литературную (книжн.) форму

В
во втором случае литературную (книжную)
форму

Г разговорный
оттенок в том и в другом случае

Д
во втором случае – диалектное
употребление

В
выражениях лекция
очень удачная по содержанию; он всегда
подтянутый, всегда одетый по форме;
лицо его было бескровное;
форма
прилагательного

А придает
разговорный оттенок речи

Б употреблена в
соответствии с нормой книжной речи

В имеет равноправный
краткий вариант в любом стиле

Г придает речи
категоричность

Д
придает речи оттенок смягченного
выражения

Библиотека
пополняется пятьюстами книг/книгами;
учебник насчитывает 4,5 тысяч/тысячи
слов; с полутора десятком /десятками;
в полуторастах/полутораста метрах.

А вторые варианты
– книжная норма

Б первые варианты
– книжная норма

В обе формы
считаются литературными (книжными)

Г в обеих формах
допущена ошибка

Д обе формы
считаются литературными (разговорными)

В
семье их пять/пятеро; три/ трое вышли
из леса; пятеро/пять одиноких женщин;
четверо/четыре тигра; две/двое сани/-ей;
пара /двое ножниц; около двоих/двух
суток.

А
первый вариант – литературная (книжная)
форма

Б нет разницы в
выборе варианта

В
второй вариант – литературная (книжная)
форма

Г
второй вариант – литературная
(разговорная) форма

Д
выбор формы зависит от значения
существительного

Лоскутья/лоскуты
кашемира пригодны для пошива юбки.
Синие тоны/тона картины. Хлебы/хлеба
еще стояли на корню. Мехи/меха с молодым
вином. Токи/тока совхоза.

А
формы на -а/-я разговорные

Б
формы на -и/-ы разговорные

В обе формы
разговорные

Г
выбор формы зависит от семантики
существительного

Д
выбор формы зависит от стиля предложения

К
основным причинам изменения и колебания
ударения в русском литературном языке
относятся …

А
остатки древней акцентологической
системы

Б территориальные
диалекты

В
социально-профессиональные диалекты

Г
воздействие иноязычной среды и
заимствования

Д формальная
аналогия, ассоциации по смежности и
сходству

Акцентологическое
развитие в группах акцентных вариантов

в
русском языке является прогрессивным
или регрессивным в зависимости от …

А характера
перемещения ударения (к началу или
концу слова)

Б семантики
слова

В морфологической
принадлежности слова

Г
словообразовательной структуры слова

Д наличия
определенной падежной формы слова

В
силу тенденции к ритмическому равновесию
наиболее употребительные слова в
русском языке не имеют более …
неударяемых слогов подряд.

А одного

Б двух

В пяти

Г шести

Д трех-четырех

Слова
бакенбарда,
консоль, мозоль, парафраза, плацкарта
по современной
литературной норме употребляются …
роде

А в женском

Б в мужском

В
в мужском или женском (в зависимости
от семантики)

Г
в мужском или женском (в зависимости
от стиля речи)

Д
какие-то в мужском, какие-то в женском

В
субстантивированных прилагательных
и причастиях при обозначении женщины
по профессии формы заведующий
сектором тов. Иванова, управляющий
делами тов. Широкова

допустимы

А в устной речи

Б в любом стиле
речи

В
в обиходной письменной и устной речи

Г
в строгом деловом стиле речи (письменная
форма)

Д в нейтральной
речи

В
образцовом литературном стиле (сцена,
ТВ, РВ) географические наименования
на –ово, -ево, -ино, -ыно (при отсутствии
кавычек и параллелей в мужском роде)
в предложных сочетаниях до
Клушин(о), из Бабкин(о), от Поронин(о),
около Усов(о)
изменять…

А не следует

Б следует

В
следует или не следует в зависимости
от семантики текста

Г
следует или не следует в зависимости
от типа сказуемого

Д
следует или не следует в зависимости
от падежа предлога

Наличие
в глаголах II
спр. в 3 л. мн. ч. флексии -ут/-ют
слыш[ут],
ход[‘ут]
;
в первом предударном слоге после Ж и
Ш вместо звука [а] произнесение звука,
среднего между [ы] и [э] [жыэра]
– черта …
произношения.

А старомосковского

Б петербургского

В южно-великорусского

Г сибирского

Д приближенного
к написанию

Редуцирование
постук[ъ]вать,
размах[ъ]вать, отпуг[ъ]вать;
ассимилятивное
смягчение (мягкое произнесение
согласных) пе[т’л’]я,
[д’в’]ерь
характерно
для …

А старомосковского
произношения

Б петербургского
произношения

В восточно-сибирских
диалектов

Г произношения,
близкого к написанию

Д западно-сибирских
диалектов

КОНТРОЛЬНЫЕ
ЗАДАНИЯ

ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ СТИЛИСТИКЕ РУССКОГО
ЯЗЫКА

(VI семестр,
повторение пройденного материала)

Инструкции по
выполнению.

В правом верхнем
углу листа укажите свою фамилию.

При
выполнении теста в табличной форме
выберите
один
вариант ответа из пяти предлагаемых и
запишите его.

Образец:

Иванов
Л.Д.

1.
1

2.
4

Оцените оправданность использования иноязычных слов в следующих предложениях. Замените эти слова соответствующими синонимами.
1.
Среди собравшихся превалировали представитель молодежи. 2. Профсоюзы
делают сильный акцент на культурную работу. 3. Девушка конфиденциально
призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что
последнее импонирует ее внешности. 4. Общее внимание привлекал новый
анонс, вывешенный на входной двери учреждения. 5. На последних
состязаниях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско. 6.
Нельзя неглижировать своими обязанностями. 7. Идентичное решение было
принято учащимися параллельного класса. 8. Новый сезон открывает большие
возможности для дальнейшей эволюции отдельных видов спорта. 9.
Строительство средней школы, начатое весной, форсируется ускоренными
темпами. 10. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию
негативный эффект.

Определите корректность использования иноязычных слов в данных

предложениях; замените слова русскими эквивалентами.

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

2. Профсоюзы

делали сильный акцент на культурную работу.

3. Девушка конфиденциально призналась

подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее

внешности.

4. Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери

заведения. 5. На последних состязаниях футбольная команда потерпела полное фиаско.

6.

Идентичное решение было принято студентами параллельной группы.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Определите корректность использования иноязычных слов в данных предложениях; замените слова русскими эквивалентами. 1. Среди собравшихся …» по предмету 📙 Русский язык, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов.

Искать другие ответы

Главная » Русский язык » Определите корректность использования иноязычных слов в данных предложениях; замените слова русскими эквивалентами. 1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 2. Профсоюзы делали сильный акцент на культурную работу. 3.

triolana

Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, производя, где нужно, синонимические замены.
1. Эффективность режима экономии во многом зависит от того насколько лимитируются финансовые расходы. 2. На последних соревнованиях заводская футбольная команда потерпела полное фиаско. 3. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера. 4. Кардинальный пункт расхождений между участниками дискуссии путём компромисса был сведён на нет.

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Определите корректность использования иноязычных слов в данных
предложениях; замените слова русскими эквивалентами.

1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
2. Профсоюзы
делали сильный акцент на культурную работу.
3. Девушка конфиденциально призналась
подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее
внешности.
4. Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери
заведения. 5.На последних состязаниях футбольная команда потерпела полное фиаско.
6.
Идентичное решение было принято студентами параллельной группы.

  • На последней остановке посадки нет какая речевая ошибка
  • На полу были обнаружены осколки стекла разбитой винной бутылки ошибка
  • На поезд посадки нет лексическая ошибка
  • На поезд посадки нет где ошибка
  • На погрузчике выдает ошибку