Укажите
лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, парономазию. Исправьте предложения.
1. В новом
учебнике десятичные дроби не потерпели
существенных изменений. 2. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 3. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение
родителей. 4. Участники собрания строго обсудили
тех, кто забывает о своем долге. 5. Служба первое время поддавалась нелегко. 6. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища. 7. Перед нами целая галантерея образов (из сочинений
абитуриентов). 8. Чтобы покончить с войнами, каждый должен найти себе друга из
другого контингента. 9. Реальные
люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. 10. На собрании станичников
царствовала полная разноголосица.
11. Клещ тешит себя надеждой, что выкарабкается отсюда и вернется в общество
его полным членом (из сочинений).
12. Если мой друг не принесет мне завтра книгу, я сниму с него скальпель!
Найдите в приведенных предложениях нарушения норм литературного русского языка, исправьте ошибки
Ведущее значение в деятельности этой молодежной организации играет ее отношение к труду.
В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
Лидер фракции считает, что нужно вкладывать деньги в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу.
На собрании станичников царствовала разноголосица.
Ваше предложение выеденного гроша не стоит.
Наш театр вмещает до пятьсот зрителей.
Ни для кого не секрет о том, что положение нашей экономики оставляет желать лучшего.
После собрания Павел спросил у Риты, что может ли он проводить ее домой.
Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.
Он поблагодарил профессора и добавил, что непременно учту ваши пожелания.
Главная и заглавная роль…
— Кто сыграл заглавную роль в фильме «Анна Каренина»?
— Мы помним две экранизации этого романа Л. Н. Толстого: первый раз в заглавной роли выступила Алла Тарасова, второй — Татьяна Самойлова.
— А не скажете, кого подобрали для заглавной роли экранизации «Войны и мира» Толстого?
— Этого вам никто не скажет…
Вы не догадываетесь, почему этот диалог закончился столь безнадежным отрицанием? Дело в том, что слово заглавный означает «относящийся к заглавию, содержащий заглавие, являющийся заглавием, названием чего-либо». Но в названии фильма «Война и мир» нет имени героя, роль которого можно сыграть, поэтому в экранизации нет и заглавных ролей, а есть только главные.
Слова главный и заглавный нередко путают, искажая обычно смысл второго: «Заглавный для судьбы шаг — выбор профессии»; «Девочка будет играть заглавную роль в пьесе «Голубой портрет» (это значит, что она сыграет роль… портрета!). Лексические ошибки возникли из-за неправильного употребления паронимов, то есть однокоренных слов, разных по значению, но сходных, хотя и не тождественных по звучанию.
Термин пароним образован из греческих элементов: пара — возле, вблизи и онима — имя. Паронимия охватывает различные части речи, о чем можно судить по таким примерам: узнать — признать, представить — предоставить, лицо — личность, подпись — роспись, безответный — безответственный, тормоз — торможение, убежденно — убедительно, сыто — сытно. Паронимы могут отличаться приставками, суффиксами, один из них часто имеет непроизводную основу, а другой — производную. Количество примеров всевозможных паронимов легко увеличить, но это все равно не застрахует нас от ошибок на все случаи жизни. Чтобы не смешивать паронимы в речи, нужно внимательно относиться к созвучным, похожим словам, анализировать оттенки их значений.
Вам не приходилось наблюдать, как порой неправильно говорят?
— Ах, неужели вы меня не признали!
— Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке.
— В конце вечера трибуну представили гостям…
Тонкий знаток русского языка А. Т. Твардовский, обращая внимание на подобные ошибки, заметил: «Я сам, как песчинку в хлебе, попадающую на зуб, не выношу слова — одел шапку, а так упорно почему-то пишется вместо надел». В речи, действительно, то и дело смешивают эти паронимы: «Одень пальто, на улице холодно»; «На мебель одели чехлы»; «Обновка так понравилась Лене, что она одевала ее и вертелась перед зеркалом». Глагол надеть, который следовало употребить в этих случаях, как правило, имеет при себе предлог на или позволяет нам мысленно его подставить: надень пальто (на сына); надень очки (на нос) и т. д. Прямое дополнение при этом глаголе обычно выражено неодушевленным существительным. Вспомните, как это слово употреблял А. С. Пушкин: Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар; Мансуров, закадычный друг, надень венок терновый; Копье стальное взял он в руки, кольчугу он надел на грудь; Он взял ее руку и надел ей на палец кольцо.
Слово одеть обычно имеет дополнения без предлога, причем прямое дополнение часто выражено одушевленным существительным: одеть — кого?: Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан (А. С. Пушкин).
Исправляя рукописи начинающих авторов, М. Горький часто указывал на смешение паронимов. Например: «»Верней клади ступень ноги«, — советует один поэт, не замечая некоторого несходства между ступней ноги и ступенью лестницы».
Самые невероятные утверждения можно встретить и в ученических сочинениях: «Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить» (вместо дворовых); «Пушкин связан крепкими узлами с декабристами» (следовало: узами); «В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение» (в гостиной); «Писатель показывает «дно», которое приготовлено жестоким миром неудачникам» (уготовано); «Заветы отцов перевоплощаются в жизнь» (воплощаются). Многие речевые ошибки можно было бы избежать, если бы вы, друзья, правильно употребляли паронимы. Не утруждая себя анализом похожих слов, ученица и не подозревает, что смешение паронимов исказило смысл фраз: «Это была спокойная, чувственная девушка» (о пушкинской Татьяне) (следовало: чувствительная); «Татьяна любила вставать с зарницей» (с зарей); «Она охотно отдала бы эту праздничную жизнь за жизнь в деревне, где она встретила Онегина» (не праздничную, а праздную).
Укажите смешение паронимов в предложениях, взятых из сочинений абитуриентов (они хотели поступить на филологический факультет, но паронимы их подвели).
- Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
- На собрании станичников царствовала разноголосица.
- Клещ тешит себя надеждой, что вернется в общество полным членом его.
- Ученик, школьник, студент должен стать соучастником образования и воспитания.
К такому же печальному результату приводит и возникающее под влиянием ложных ассоциаций неразличение созвучных слов, имеющих разные корни. Из-под пера учащихся выходят «странные» утверждения: «День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет» (следовало: брезжил); «В ночлежке Костылева на нартах (нарах) ютятся ее обитатели». Особенно не везет почему-то словам косный — косвенный — закосневший и созвучным с ними: «Драматург изображает закостенелое (почему не закосневшее?) мещанство»; «Горько страдает Тихон, ставший косным (а не косвенным!) виновником гибели Катерины»; и даже: «Кульминация борьбы Чацкого с костной средой наступает на балу у Фамусова». Но где тут разобраться в словах, которые уже совпали в произношении (косный — костный), если ученик путает даже такие, как недюжинный — недужий (то есть «больной»), знамение — знамя: «Пьер тратил свои недужие силы на разгул»; «Обломов был знаменем (вместо знамением) своего времени».
И все-таки, несмотря на трудности, которые создает паронимия, она представляет собой интересное языковое явление, достойное изучения. Паронимы нам нужны для точного выражения мысли. Использование их в речи помогает передать тонкие оттенки значений. В книге «Думы о русском слове» А. Югов заметил: «Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и пустырь: пустошь распахивают, а пустыри застраивают». Вы помните знаменитую фразу Чацкого?
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Ведь игра слов здесь основана на противопоставлении паронимов. Писатели нередко прибегают к этому приему, чтобы усилить действенность речи: Морозка чувствовал, что именно из-за этой красивости, которой нет в нем, в Морозке, Варя предпочла Мечика, считая, что в Мечике это не только внешняя красивость, а подлинная душевная красота (А. Фадеев). Ведь при чтении мы невольно выделяем в подобных случаях созвучные слова, ставим на них логические ударения. Используя паронимы, писатели обращают наше внимание на их тонкие смысловые отличия: Вспомнил ли он [Сабуров] об Ане в эти дни? Нет, не вспомнил — он помнил о ней, и боль не проходила (К. Симонов).
Столкновение паронимов усиливает эмоциональность речи. Например, у М. Шолохова в «Тихом Доне»: Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. Такое использование паронимов особенно свойственно нашей публицистике: Суеверные считали кометы знамением войны, но все видят теперь, что наша комета — это знамение и знамя мира (имеется в виду космическая станция «Луна-9»). Или: Я слушал его и радовался, видя, как он убежденно и убедительно излагает свои мысли (Из газет). Похожие, созвучные слови (притом не только однокоренные) журналисты остроумно соединяют в заголовках: «Настающее настоящее»; «Нелады с наладкой», «Долг и должность»; «Дуэль и дуэт»; «И быт, и бытие»; «Вещие вещи»; «Грани гранита»; «Потоки патоки»…
Паронимы предоставляют речевые краски и для каламбуров: «памятник первоопечатнику». В словесную игру вовлекаются не только слова с одинаковыми корнями, но и разнокорневые, смешение которых оказывается еще более неожиданным и комичным: «червь самомнения», «освежеватель старинных романсов», «содрание сочинений». Такие шутки еще и еще раз убеждают нас в неисчерпаемых выразительных возможностях родного языка, в котором каждое слово открывает простор для творчества и фантазии.
Источник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/3064825/?partner=mvg2327303
Инфоурок
›
Русский язык
›Презентации›ЕГЭ. Презентация «Лексические ошибки» для подготовки 20 задания
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 261 человек из 57 регионов
- Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
- Сейчас обучается 372 человека из 66 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Лексических норм современного русского литературного языка
Задание 20ЕГЭ
-
2 слайд
Какая норма русского литературного языка нарушена в данном предложении?
Прочитайте, что пишет корреспондент газеты “Известия”: “Эпицентр — не центр. Если бомба или граната взрывается на земле, то никакого эпицентра не существует – есть только центр этого взрыва. Так что фраза “мы находимся в эпицентре событий” звучит совершенно нелепо, так как буквально означает “мы находимся не в центре событий”. -
-
-
-
6 слайд
Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
-
7 слайд
Закрепление
Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.
1. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений.
2. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием.
3. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге.
4. Служба первое время поддавалась нелегко. -
8 слайд
Самостоятельная работа
Исправьте лексическую ошибку,
заменив неверно употребленное слово.
Он понял, что стал косным виновником гибели товарища.
Перед нами целая галантерея образов (из сочинений абитуриентов).
Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы.
На собрании станичников царствовала полная разноголосица.
5. Если мой друг не принесет мне завтра книгу, я сниму с него скальпель! -
9 слайд
Проверь себя
1.косвенным
2. галерея
3. образы
4. разногласица
5. скальп -
10 слайд
Исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Выпишите это слово.1.Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным.
2. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости.
3. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”.
4. Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения.
5. Две школы разработали план совместного сотрудничества. -
11 слайд
Исправь ошибки
1. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.
Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
Подавляющее количество заданий было выполнено.
В голове у него метнулась мысль о побеге.
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.(показывать пример) -
12 слайд
Исправь лексическую ошибку
Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
Все гости получили памятные сувениры.
Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
Больной был немедленно
госпитализирован в больницу.
6. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. -
13 слайд
Руководители предприятий
настроены на деловой настрой.
2. Пилот вынужден был совершить
вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
3. Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
4. Вперед всех к реке прибежал Вова.
5. Впереди лидирует команда наших спортсменов. -
14 слайд
Костер все больше и больше распалялся, пылал.
Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях.
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п.
Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.
На Дворцовой площади много страшно красивых зданий. -
15 слайд
Упражнение. Устная работа (по цепочке)
Найдите речевую избыточность, объясните.1. Патриот своей Родины
2. Родился в марте месяце
3. Отступить назад
4. Сообщить о плохом инциденте
5. Главная суть книги
6. Разговариваю с коллегой по работе
7. Свободная вакансия
8. Необычный феномен
9. Пожилые старички
10. Народный фольклор -
16 слайд
Упражнение. Устная работа (по цепочке)
Найдите речевую избыточность, объясните
1. Юный вундеркинд
3. Коренные аборигены
4. Возобновить вновь
5. Будущая перспектива
Краткое описание документа:
В экзаменационную работу включено новое задание (20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов).Презентацию можно использовать на уроках и факультативах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 10, 11 классах, а также в других классах при изучении раздела «Лексика».
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 299 916 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Рейтинг:
3 из 5
- 09.09.2017
- 9692
- 1072
- 09.09.2017
- 521
- 1
- 09.09.2017
- 1763
- 3
- 09.09.2017
- 1516
- 0
- 09.09.2017
- 1760
- 0
- 09.09.2017
- 1871
- 5
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Настоящий материал опубликован пользователем Лукашенко Юлия Анатольевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 6 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 44193
-
Всего материалов:
30
Упражнение 83. Укажите лексические ошибки, возникшие в результате смешения паронимов, парономазию. Отметьте случаи нарушения лексической сочетаемости, искажения смысла, абсурдность и комизм высказывания. Исправьте предложения.
1. В новом учебнике десятичные дроби не потерпели существенных изменений. 2. Насекомые обладают хорошо развитым обаянием. 3. Ребята близко к сердцу воспринимают недостойное поведение родителей. 4. Участники собрания строго обсудили тех, кто забывает о своем долге. 5. Служба первое время поддавалась нелегко. 6. Он понял, что стал косным виновником гибели товарища. 7. Перед нами целая галантерея образов (из сочинений абитуриентов). 8. Чтобы покончить с войнами, каждый должен найти себе друга из другого контингента. 9. Реальные люди, события силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. 10. На собрании станичников царствовала полная разноголосица. 11. Клещ тешит себя надеждой, что выкарабкается отсюда и вернется в общество его полным членом (из сочинений). 12. Если мой друг не принесет мне завтра книгу, я сниму с него скальпель! (Из устн. речи.)
Упражнение 84. Укажите лексические ошибки и стилистические недочеты; исправьте их.
1. Вследствие неблагоприятных погодных условий и понесенного в связи с этим ущерба урожайность в этом году уменьшилась. 2. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою роспись. 3. Третий товарный сорт яблок охватывает всю пригодную для использования (в основном для переработки) продукцию, но не подлежащую перевозке на длительные расстояния. 4. Институт получает вещества, определяющие игривость шампанского. 5. Петр Васильевич высказал, что обувь комбината пользуется большим спросом. 6. Комиссия установила, что вследствие конструктивных и производственных дефектов плит перекрытия нередки случаи промерзания стен и потолков. 7. Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 8. Первый выпуск ежегодника был встречен с большой заинтересованностью. 9. Произведение — та же жилищная площадь, ее перенаселять очень опасно. 10. В диктант по теме «Изобразительное искусство» включены слова: фреска, мозаика, вираж. 11. Потребовались экскурсии в математику, геометрию, тригонометрию. 12. Как расширился круг познаний студентов! 13. Большинство учащихся могло ответить на вопрос, данный преподавателем. 14. Напрягая последние усилия, он вел солдат в атаку. 15. Мужчины преклоняют голову, а женщины не сдерживают слез… 16. В работе крановщика нужна стопроцентная точность, ведь краном правит не только меткий глаз, не только движение рук, но и какое-то чутье. 17. Избыток микроэлементов в почве приводит к тому, что повышается плодовитость зерновых культур. 18. Название «Градостроители» не отражает существа фильма.
Упражнение 85. Прочитайте отрывок из очерка «Ежи», укажите лексические недочеты и ошибки (неправильный выбор лексического эквивалента, нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, речевая недостаточность, неудачная метафоризация при употреблении многозначных слов, смешение паронимов и др.). Предложите варианты стилистической правки отрывков текста, в которых вы отметите речевые ошибки.
Приходилось ли вам лично сталкиваться с ежом? Посветив фонариком, вы увидите эту неприступную для многих животных крепость — колючки торчат во все стороны. Волк, собака, медведь, ткнув морду в колючки, навсегда теряют к ежу интерес и охоту. Ботинком можно колючий шар покатить. Ежу от этого ни жарко, ни холодно. Он колобком без вреда для здоровья может скатиться с откоса, упасть с высоты двухэтажного дома — иглы паданье амортизируют, и ежик не убьется. Настигнутый, он вновь моментально обращается в шар и теперь уже долго не разомкнет свою крепость.
Ежи, устраиваясь на зиму в какой-нибудь ямке, выстланной высушенными листьями и мягкой травою, впадают в оцепененье, при котором жизнь в них почти замирает — сердце сокращается редко, дыхание еле заметно, температура тела падает с 34 градусов до 2. Ледяшка! Однако с приходом тепла весною зимовщик «оттаивает» и оживает. Похудевшим — колючая одежонка висит на нем тряпкой — еж начинает искать пропитание. Но, бывает, пробуждение не наступает: ежик не ожил; он мертв. Это случается с молодыми ежами, не умеющими без ошибок выбирать место для спячки, либо с ежами, почему-либо не набравшими нужного им минимума жира и поэтому погибшими от голодной смерти.
Не защищают иголки ежа от филина. Мощные когти разрывают беднягу на части, и, поедая ежа, большая сова съедает мясо вместе с иголками. Но филинов везде крайне мало, и дань этим совам платят ежи без ущерба для своих популяций. Враг номер два — лисица. Эта хитрая бестия знает: от воды мгновенно ослабевает мышца, сворачивающая ежа в комок, и тогда лисица стремится, где можно, подтолкнуть колючий комок к воде: тут он станет доступен.