На улице сегодня дождливая погода какая лексическая ошибка допущена

Исправить лексические ошибки в предложениях день обещал быть дождливым и ветреным

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Мне и ранее доводилось встречать АРТИСТИЧНЫХ и очень талантливых ребят, но выступление этих маленьких виртуозов буквально ошеломило меня.

День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ.

Несмотря на яркие, АРТИСТИЧЕСКИЕ задатки, никто из ниx нe стал человеком искусства.

Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ запах, дурманящий аромат цветущей липы.

Иначе чем БЕДСТВЕННЫМ состояние его дел было нельзя назвать.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка допущена в предложении День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ

ДОЖДЕВОЙ день — день, связанный с дождем. По контексту подразумевается ДОЖДЛИВЫЙ день.

Па­ро­ни­мы — это слова, близ­кие по зву­ча­нию, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся (ча­стич­но или пол­но­стью) зна­че­ни­ем.

Ино­гда в нашей речи встре­ча­ют­ся слова, по­хо­жие по зву­ча­нию, но раз­ли­ча­ю­щи­е­ся от­тен­ка­ми зна­че­ния или вовсе раз­ные по се­ман­ти­ке. Среди лек­си­че­ских оши­бок, вы­зван­ных не­зна­ни­ем точ­но­го зна­че­ния слова, наи­бо­лее часто встре­ча­ют­ся ошиб­ки, свя­зан­ные с не­раз­гра­ни­че­ни­ем, или сме­ше­ни­ем па­ро­ни­мов.

Гре­че­ский по сво­е­му про­ис­хож­де­нию линг­ви­сти­че­ский тер­мин «па­ро­ним» бук­валь­но зна­чит «оди­на­ко­вое имя»: греч. para — оди­на­ко­вый , onyma — имя.

Па­ро­ни­ма­ми можно на­звать как од­но­ко­рен­ные, так и близ­кие по зву­ча­нию слова, ко­то­рые при всей своей по­хо­же­сти всё же раз­ли­ча­ют­ся от­тен­ка­ми зна­че­ния или обо­зна­ча­ют раз­ные ре­а­лии дей­стви­тель­но­сти.

В «Ме­то­ди­че­ских ре­ко­мен­да­ций ФИПИ» от­ме­ча­ет­ся:

«Ана­лиз вы­пол­не­ния за­да­ния 5 по­ка­зал, что слож­ность для 40% ис­пы­ту­е­мых со­став­ля­ет не толь­ко рас­по­зна­ва­ние ошиб­ки, до­пу­щен­ной при упо­треб­ле­нии па­ро­ни­мов, но и под­бор со­от­вет­ству­ю­ще­го кон­тек­сту па­ро­ни­ма для ре­дак­ти­ро­ва­ния при­ме­ра с ошиб­кой, что об­на­ру­жи­ва­ет узость сло­вар­но­го за­па­са эк­за­ме­ну­е­мых.» В по­мощь уча­щим­ся в под­бо­ре слов-па­ро­ни­мов еже­год­но издаётся «Сло­ва­рик па­ро­ни­мов». Он не зря на­зы­ва­ет­ся имен­но «сло­ва­ри­ком», так как «Сло­ва­ри» со­дер­жат ты­ся­чи слов-па­ро­ни­мов. Включённый в со­став сло­ва­ри­ка ми­ни­мум будет ис­поль­зо­вать­ся в КИМах, но ведь вы­учить па­ро­ни­мы для за­да­ния 5 — это не са­мо­цель. Эти зна­ния поз­во­лят из­бе­жать мно­го­чис­лен­ных ре­че­вых оши­бок в пись­мен­ных ра­бо­тах.

Об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях РЕ­ШУ­ЕГЭ есть за­да­ния про­шлых лет, и в них встре­ча­ют­ся слова не из этого спис­ка.

За­пи­сы­вай­те слово в той форме, что тре­бу­ет­ся в пред­ло­же­нии. Это тре­бо­ва­ние ос­но­ва­но на том, что в пра­ви­лах за­пол­не­ния блан­ков ука­за­но: если крат­ким от­ве­том долж­но быть слово, про­пу­щен­ное в не­ко­то­ром пред­ло­же­нии, то это слово нужно пи­сать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в ко­то­рой оно долж­но сто­ять в пред­ло­же­нии.

Сло­ва­рик па­ро­ни­мов ЕГЭ. Рус­ский язык. 2019 год. ФИПИ.

Введите ответ в поле ввода

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.

Хотя остров Пасхи находится в зоне ВЕЧНОГО тепла, в это время года там часто бывает сильный ветер.

В Ельцé, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были ДВОЙНЫЕ.

Когда ты рядом – это ВЕЛИКОЕ счастье.

Руководство подтвердило ограничения на ВЫДАЧУ свидетельств о праве собственности.

Паронимы ДОЖДЕВОЙ — ДОЖДЛИВЫЙ

1.Лексическое значение паронимов дождевой — дождливый

2.Примеры словосочетаний с паронимом дождевой

3.Примеры предложений с паронимом дождевой

4.Примеры словосочетаний с паронимом дождливый

5.Примеры предложений с паронимом дождливый

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ДОЖДЕВОЙ — ДОЖДЛИВЫЙ

ДОЖДЕВОЙ — связанный с дождём, вызванный дождём, несущий дождь; предназначенный для защиты от дождя.

ДОЖДЛИВЫЙ — обильный дождями.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДОЖДЕВОЙ

7) дождевые капли

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДОЖДЕВОЙ

1)На ней [картине] не было ничего, кроме зелёных листьев смородины. В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная дождевая капля. (С. Щипачёв. Дождевая капля)

2)Назовите размеры дождевой капли.

3) При низких температурах водяной пар превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, из которых и состоит облако или туча. Необходимо около 100 000 000 таких капелек, чтобы образовалась одна дождевая капля.

4)Дождевые капли замерзают и выпадают в виде града.

5)Сдвигая камни вековые,

Текли потоки дождевые. (А.С.Пушкин. Кавказский пленник)

6)Лес останавливает, успокаивает дождевые потоки.

7)По земле побежали дождевые потоки.

8)Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

9) Я раскрыл дождевой зонтик, данный мне Кравчинским. (Н.Морозов. Повести моей жизни)

10)Ветер долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке, в которой застоялась дождевая вода.

11)Считается, что дождевая вода очень полезна.

12)Минеральная вода — это дождевая вода, которая множество столетий назад ушла глубоко в землю, просачиваясь сквозь расщелины и поры разных слоёв породы.

13)Дождевая вода стекает в реку, оттуда она попадает в море и вскоре опять начинает испаряться.

14)Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков.

15)Дождевые облака — плотный слой тёмных бесформенных облаков с разорванными краями.

16)Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.

17)Хмурое небо нависло над дорогой, холодный ветер гонит низко несущиеся дождевые облака.

18)Дождевое облако, как гигантская воздушная цистерна, наполнено миллионами тонн воды.

19)Небо всё чаще заволакивают тёмные дождевые облака.

20)С запада надвигалась дождевая туча.

21)Вдруг появилась дождевая туча.

22)Леса играют большую роль в круговороте воды: покрытая подстилкой поверхность лесных почв впитывает дождевые осадки и снеговые воды.

23)Чистоту воздуха можно определить по химическому анализу снегового покрова, кислотности дождевых осадков и запыленности воздуха.

24)Для сбора и ежедневного замера дождевых осадков служат плювиографы.

25)При помощи таких приборов, как ветромер, ветроуказатель, флюгер, определяют количество дождевых осадков, направление и силу ветра.

26)Реки полноводны, так как в их питании велико значение снеговых и дождевых осадков.

27)Бывает, что летом воздух быстро поднимается вверх, подхватывает дождевые тучи и несет их на высоту, где температура ниже 0 C.

28)Основной тип питания рек – дождевой.

29)Годовое количество и режим осадков в разных местах различны, поэтому и режим рек дождевого питания неодинаков.

30)Летние дождевые паводки на этой реке непродолжительные, бурные.

31)Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам… (Ф.И. Тютчев)

32)Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

33)Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

34)Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДОЖДЛИВЫЙ

4)дождливое время года

8)дождливая ночь
9)дождливая осень

11)дождливое утро
12)дождливая погода

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДОЖДЛИВЫЙ

1)День обещал быть дождливым и ветреным. (В. Солоухин. Владимирские просёлки)

2)Весь день стояла дождливая погода.

3)Гуляя в дождливый день, англичанин часто держит зонтик не над головой, а несет его на вытянутой руке, чтобы капли не попадали на собаку.

4)В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам.

5)Осенью в дождливый, серый день
Проскакал по городу олень,
Он летел по гулкой мостовой
Рыжим лесом пущенной стрелой. (Слова Ю.С. Энтина. Музыка Е.А.Крылатова)

6)В дождливый день и день погожий,

Когда машины на пути,

Не торопись вперёд, прохожий.

На светофор внимательно гляди.

7)Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождливые дни, и природа быстро сбросит свой праздничный наряд.

8) Был осенний, теплый, дождливый день… То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь. (Л.Н.Толстой. Война и мир)

9)И вот в дождливый вечер кто-то вдруг постучался к ним в ворота.

10)Бутылочное дерево накапливает в утолщённом стволе в дождливый сезон влагу, которую расходует в сухой сезон.

11)В дождливый период баобабы покрываются крупными белыми цветами, а в засушливый период на ветках остаются плоды, похожие на огурцы.

12)В сухой период саванна окрашена в желто-бурые тона. Зато в дождливый период она выглядит очень яркой, зеленой и нарядной.

13)Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.

14)Зима снежная — лето дождливое.

15)Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.

16)В это дождливое лето недостает солнца.

17)Большие его урожаи льна-долгунца получают лишь в районах с прохладным, дождливым и облачным летом.

18)Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.

19)Индия никогда, говорят, не знала голода… Ведь каждый год там бывает по два дожд­ливых сезона — один зимний …, другой – летний… (Диодор Сицилийский)

20)В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало рябины – сухая.

21)В дождливых лесах Коста-Рики есть необычный тип дерева, известный как шагающее дерево.

23)Уж последние скрылись во мгле буфера,

И сошла тишина до утра,

А с дождливых полей всё неслось к нам ура,

В грозном клике звучало: пора! (А.А.Блок)

24)У многих видов растений цветки имеют приспособления к опылению с помощью насекомых. Почему эти приспособления оказываются неэффективными в дождливую погоду?

25)Почему дождливая и прохладная погода в период цветения плодовых деревьев приводит к снижению урожая фруктов?

26)В дождливую погоду город выглядит не очень привлекательно.

27)Люди называют одуванчик – природным барометром. Еще до рассвета чувствует цветок, какой будет день. Если хмурая и дождливая погода, то цветок не раскроется, если солнечная, то цветки раскрываются в 6 часов утра и до 2-3 часов дня золотятся его головки.

28)Саламандра предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду.

В такую погоду саламандра оставляет убежища и днем, за что в Карпатах ее прозвали «дождевой ящерицей».

29)Прежде чем копать землю, поищите вокруг признаки наличия воды. Ройте в долине под крутым склоном или в местах, густо покрытых травой, где в дождливое время года, возможно, был родник.

30)Так как первая половина мая была дождливой, посев проводился с небольшим опозданием от обычных сроков.

31)В картине И.И.Левитана «После дождя» (1889г.) заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.

32)И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь

Дождливым утром — утром без отрады. (Перевод С.Я.Маршака. Сонет № 90)

33)Приближалась холодная и дождливая русская осень, а за ней — и зима. Мира с Александром I заключить не удавалось. Маршалы уже давно требовали от Наполеона активных действий, понимая, что время работает на русских.

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)дождливое утро
2)дождливые струи

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Считается, что дождевая вода очень полезна.

2)Реки полноводны, так как в их питании велико значение снеговых и дождевых осадков.

3)Леса играют большую роль в круговороте воды: покрытая подстилкой поверхность лесных почв впитывает дождевые осадки и снеговые воды.

4)В картине И.И.Левитана «После дождя» (1889г.) заключена вся прелесть дождевых сумерек в приволжском городке.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Назовите размеры дождевой капли.

2)Лес останавливает, успокаивает дождевые потоки.

3)Так как первая половина мая была дождевой, посев проводился с небольшим опозданием от обычных сроков.

4)Чистоту воздуха можно определить по химическому анализу снегового покрова, кислотности дождевых осадков и запыленности воздуха.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Почему дождливая и прохладная погода в период цветения плодовых деревьев приводит к снижению урожая фруктов?

2)Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождливые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

3)Индия никогда, говорят, не знала голода… Ведь каждый год там бывает по два дожд­ливых сезона — один зимний …, другой – летний… (Диодор Сицилийский)

4)Зима снежная — лето дождливое.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Дождевые капли замерзают и выпадают в виде града.

2)Ветер долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке, в которой застоялась дождевая вода.

3)В дождевых лесах Коста-Рики есть необычный тип дерева, известный как шагающее дерево.

4)Дождевые облака обрушивают на землю ливневые дожди, грозы, град.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)По земле побежали дождливые потоки.

2)В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало рябины – сухая.

3)Большие его урожаи льна-долгунца получают лишь в районах с прохладным, дождливым и облачным летом.

4)Сухой март обещает плодородный год, дождливый – неурожай.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Дождевая вода стекает в реку, оттуда она попадает в море и вскоре опять начинает испаряться.

2)Вслед за теплой и сухой осенью начнутся ненастные дождевые дни, и природа быстро сбросит свой праздничный наряд.

3)Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков.

4)Я раскрыл дождевой зонтик, данный мне Кравчинским. (Н.Морозов. Повести моей жизни)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

2)На ней [картине] не было ничего, кроме зелёных листьев смородины. В их тёмной, сумрачной гущине блестела одна-единственная дождевая капля. (С. Щипачёв. Дождевая капля)

3)Хмурое небо нависло над дорогой, холодный ветер гонит низко несущиеся дождевые облака.

4)Из березы весной течет много сока – к дождевому лету.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Основной тип питания рек – дождливый.

2)День обещал быть дождливым и ветреным. (В. Солоухин. Владимирские просёлки)

3)Весь день стояла дождливая погода.

4)У многих видов растений цветки имеют приспособления к опылению с помощью насекомых. Почему эти приспособления оказываются неэффективными в дождливую погоду?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)И вот в дождливый вечер кто-то вдруг постучался к ним в ворота.

2)Бутылочное дерево накапливает в утолщённом стволе в дождливый сезон влагу, которую расходует в сухой сезон.

3)В дождливый период баобабы покрываются крупными белыми цветами, а в засушливый период на ветках остаются плоды, похожие на огурцы.

4)Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождливый поток принесет его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Был осенний, теплый, дождливый день… То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь. (Л.Н.Толстой. Война и мир)

2)При помощи таких приборов, как ветромер, ветроуказатель, флюгер, определяют количество дождливых осадков, направление и силу ветра.

3)Люди называют одуванчик – природным барометром. Еще до рассвета чувствует цветок, какой будет день. Если хмурая и дождливая погода, то цветок не раскроется, если солнечная, то цветки раскрываются в 6 часов утра и до 2-3 часов дня золотятся его головки.

4)Приближалась холодная и дождливая русская осень, а за ней — и зима. Мира с Александром I заключить не удавалось. Маршалы уже давно требовали от Наполеона активных действий, понимая, что время работает на русских.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)В дождливую погоду город выглядит не очень привлекательно.

2)В сухой период саванна окрашена в желто-бурые тона. Зато в дождливый период она выглядит очень яркой, зеленой и нарядной.

3)При низких температурах водяной пар превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, из которых и состоит облако или туча. Необходимо около 100 000 000 таких капелек, чтобы образовалась одна дождливая капля.

4)В дождливый день крупные капли барабанят по крыше и по стеклам.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Летние дождливые паводки на этой реке непродолжительные, бурные.

2)В это дождливое лето недостает солнца.

3)Осенью в дождливый, серый день
Проскакал по городу олень,
Он летел по гулкой мостовой
Рыжим лесом пущенной стрелой. (Слова Ю.С. Энтина. Музыка Е.А.Крылатова)

4)Уж последние скрылись во мгле буфера,

И сошла тишина до утра,

А с дождливых полей всё неслось к нам ура,

источники:

http://ege.spravochnick.ru/russkiy_yazyk/1297/

http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russian/2156/

Контрольная
работа

в
рамках проведения промежуточной аттестации

по
родному языку для 6 класса

I
Вариант

1.  Отметьте слово, в котором
неправильно выделен ударный звук.

1.  звОнишь

2.  облегчИть

3.  тОрты

4.  дефИс

2.  Укажите словосочетание, в
котором слово крепкий употребить нельзя:

1.  крепкая ткань

2.  крепкие руки

3.  крепкий ливень

4. крепкий орех

3.  Укажи, в каком слове
употреблена лексическая ошибка:

1.  В гостиной что-то небольшое упало
со стола.

2.  Мише почудился какой-то шорох за
дверью.

3.  Вдоль берега моря тянулись
болота.

4.  Надо вывести его на свежую воду.

4.  Укажи, в каком слове
употреблена лексическая ошибка:

1. Луговые цветы в этом году были
необыкновенно яркими.

2.  Маша любила яркие, эффективные
платья.

3. Девушка неуверенно шла по льду.

4.  Эта семья жила на центральной
улице города.

5.  Укажите предложение с
грамматической ошибкой:

1.  Первый экзамен прошел для меня
особенно успешно.

2. Я видел здесь ещё много неизвестных
птиц.

3.  И тут Ксения увидела седую
старушку.

4.  Сегодня Костя был более угрюмее,
чем всегда.

6.  Выберите слово, в котором
неправильно выделен ударный звук.

1. кОфе

2.  диалОг

3.  атЕлье

4.  модЕль

7.  Укажи, в каком слове
употреблена лексическая ошибка:

1.  Море вечно и неумолкаемо шумит и
плещет.

2.  Кто предложит другое предложение?

3.  Соревнования были проведены по
лёгкой 
атлетике.

4. Хорошо идти по земле ранним утром.

8.  Укажите предложение с
грамматической ошибкой:

1. У ней получаются очень вкусные пирожки.

2.  Я часто гулял с их собакой.

3.  Света смогла показать себя с
лучшей стороны.

4.  Мама собирала ягоды, а дети
бегали вокруг неё.

9.  Укажи предложение, в котором
допущена лексическая ошибка.

1.  Художник написал репродукцию.

2.  Наступила дождливая, темная
осень.

3. После теплой, ясной погоды внезапно
пришли заморозки.

4.  Новые рекорды были установлены по
прыжкам в длину.

10.  Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1.  Я люблю мороженое и экзотические
фрукты.

2.  Артем любил смотреть на ихние
игры.

3.  Дрова у него всегда горели лучше,
чем у нас.

4.  Мы взялись с Аленкой за руки и
побежали в большой магазин.

II
Вариант

1. Отметьте слово, в котором неправильно
выделен ударный звук.

1.     щавЕль

2.     тОрты

3.     дОговор

4.     дефИс

2. Отметьте слово со звукосочетанием
[шн] 

1. гречневый

2. скучный

3. облачный

4. точный

3. Выберите правильный вариант

1.     два
шагА

2.     два
шАга

4. Отметьте слово, в котором неправильно
выделен ударный звук.

1.     взялА

2.     вралО

3.     сгнилА

4.     взЯли

5.     Найдите
предложение с нарушением лексической нормы
 

1. Загрязнение воздуха — актуальная проблема нашего века.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Николай всегда был лидером нашего дружного коллектива.

4. Недалеко от парка возвышался дворец.

6. Найдите предложение с
нарушением лексической нормы
 

1. У Пушкина в Михайловском была хорошая библиотека.

2. Мне бы хотелось совершить подвиг.

3. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

4. Площадь этого виноградника — около пяти гектаров.

7. В каком предложении вместо слова ИСКУССТВЕННЫЙ надо употребить ИСКУСНЫЙ?

1. В 

реку были выпущены мальки,
выращенные в ИСКУССТВЕННЫХ водоёмах.

2. По околоземной орбите двигаются бесчисленные космические летательные
аппараты – ИСКУССТВЕННЫЕ спутники.

3. Комнату украшали ИСКУССТВЕННЫЕ цветы в высоких вазонах.

4. Слушателей поразило ИСКУССТВЕННОЕ исполнение романса.


8. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.

1. пара носок

2. трое партизан

3. пять пар чулок

4. шесть помидоров

9. Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота

1.     Метель,
усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.

2.     Не
размышляя над ошибками, экзамены были сданы.

3.     Раскинув
крылья, ястребы парили в воздухе.

4.     Сверкнув
в вышине, молния рассекла майское небо.

10. Найдите ошибку в словосочетаниях

1. обращать внимание на вопросы

2. оплатить за проезд

3. удивляться произошедшему

4. платить штраф

1.      Пояснительная записка

На выполнение работы по
родному языку дается 20 минут. Работа состоит из 10 заданий с выбором ответа.

2.      Кодификатор элементов
содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса

Код

Контр р

элем

Элементы содержания, проверяемые в ходе
контрольной работы

1

Язык и культура

2

Культура речи

3

Речь. Речевая
деятельность, Текст.

Ключи
к заданиям:

1 Вариант

1-1, 2-3, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-2, 8-1,
9-1, 10-2


2 Вариант

1 – 3 
2 -2   
3 – 1  
4 – 2

5 – 2

6 – 3

7 – 4

8 – 1

9 – 2

10 – 2

Критерии
оценивания:

«5» – 10 баллов

«4» – 8 – 9

«3» – 5 – 7

«2» – до 4 баллов

Промежуточная аттестация по русскому языку в 6 классе.

r6.docx

r6.pdf

1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

1. звОнишь
2. облегчИть
3. тОрты
4. дефИс

2. Укажите словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя:

1. крепкая ткань
2. крепкие руки
3. крепкий ливень
4. крепкий орех

3. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:

1. В гостиной что-то небольшое упало со стола.
2. Мише почудился какой-то шорох за дверью.
3. Вдоль берега моря тянулись болота.

4. Надо вывести его на свежую воду.

4. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:
1. Луговые цветы в этом году были необыкновенно яркими.
2. Маша любила яркие, эффективные платья.
3. Девушка неуверенно шла по льду.
4. Эта семья жила на центральной улице города.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1. Первый экзамен прошел для меня особенно успешно.
2. Я видел здесь ещё много неизвестных птиц.
3. И тут Ксения увидела седую старушку.
4. Сегодня Костя был более угрюмее, чем всегда.

6. Выберите слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

1. кОфе
2. диалОг
3. атЕлье
4. модЕль

7. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:

1. Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.
2. Кто предложит другое предложение?
3. Соревнования были проведены по лёгкой атлетике.
4. Хорошо идти по земле ранним утром.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1. У ней получаются очень вкусные пирожки.
2. Я часто гулял с их собакой.
3. Света смогла показать себя с лучшей стороны.
4. Мама собирала ягоды, а дети бегали вокруг неё.

9. Укажи предложение, в котором допущена лексическая ошибка.

1. Художник написал репродукцию.
2. Наступила дождливая, темная осень.
3. После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.
4. Новые рекорды были установлены по прыжкам в длину.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1. Я люблю мороженое и экзотические фрукты.
2. Артем любил смотреть на ихние игры.
3. Дрова у него всегда горели лучше, чем у нас.
4. Мы взялись с Аленкой за руки и побежали в большой магазин.

Ответы

1-1,
2-3,
3-4,
4-2,
5-4,
6-3,
7-2,
8-1,
9-1,
10-2

 Выпишите словосочетания, где нарушена лексическая
сочетаемость. Исправьте ошибки.

 1)      
На
улице лил большой дождь.

2)      
В
разговоре он допустил сильную ошибку.

3)      
Грехи
мои тяжелые!

4)      
Никогда
не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.

5)      
При
подготовке к выступлению мы соблюдаем крепкую конспирацию.

Светило науки — 8230 ответов — 98133 помощи

1) 
На
улице лил сильный дождь. (или просто лил, это слово подразумевает сильный).

2) 
В
разговоре он допустил грубую ошибку.

3) 
Грехи
мои тяжкие! 

4) 
Никогда
не прибегайте к сильным выражениям, даже если окружающие позволяют себе это.

5) 
При
подготовке к выступлению мы соблюдаем конфидециальность..(конспирация  для нелегальной организации характерна)

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?
  • Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,…

  • Как писать статьи для сайтов разных тематик
  • Подготовка Получение ТЗ от SEO-специалиста Изучение сайта и страницы, на которой будет размещён текст Получение информации от владельца/контент-менеджера сайта Анализ информации в интернете Написание Проверка…

  • Текст для пользователя и Яндекса. 5 «НЕ» для копирайтера – о наболевшем
  • Основываясь на опыте, хотим дать несколько советов. Как писать текст так, чтобы он подходил и оптимизатору, который в первую очередь ориентируется на алгоритмы поисковых систем,…

  • Создавая идеальный текст: 5 сервисов в помощь копирайтеру
  • При написании или правке текстов копирайтер опирается на такие показатели: читабельность; грамотность; уникальность; раскрытие темы. Но есть моменты, которые сложно проверить самому. Верно ли использовано…

  • Как раскусить горе-копирайтера и оптимизировать работу на бирже
  • Вы подготовили ТЗ копирайтеру, разместили его на бирже и теперь не знаете, как выбрать хорошего автора. Есть ряд нюансов, благодаря  которым можно определить, насколько хорошо…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Контрольная
работа

в
рамках проведения промежуточной аттестации

по
родному языку для 6 класса

I
Вариант

1.  Отметьте слово, в котором
неправильно выделен ударный звук.

1.  звОнишь

2.  облегчИть

3.  тОрты

4.  дефИс

2.  Укажите словосочетание, в
котором слово крепкий употребить нельзя:

1.  крепкая ткань

2.  крепкие руки

3.  крепкий ливень

4. крепкий орех

3.  Укажи, в каком слове
употреблена лексическая ошибка:

1.  В гостиной что-то небольшое упало
со стола.

2.  Мише почудился какой-то шорох за
дверью.

3.  Вдоль берега моря тянулись
болота.

4.  Надо вывести его на свежую воду.

4.  Укажи, в каком слове
употреблена лексическая ошибка:

1. Луговые цветы в этом году были
необыкновенно яркими.

2.  Маша любила яркие, эффективные
платья.

3. Девушка неуверенно шла по льду.

4.  Эта семья жила на центральной
улице города.

5.  Укажите предложение с
грамматической ошибкой:

1.  Первый экзамен прошел для меня
особенно успешно.

2. Я видел здесь ещё много неизвестных
птиц.

3.  И тут Ксения увидела седую
старушку.

4.  Сегодня Костя был более угрюмее,
чем всегда.

6.  Выберите слово, в котором
неправильно выделен ударный звук.

1. кОфе

2.  диалОг

3.  атЕлье

4.  модЕль

7.  Укажи, в каком слове
употреблена лексическая ошибка:

1.  Море вечно и неумолкаемо шумит и
плещет.

2.  Кто предложит другое предложение?

3.  Соревнования были проведены по
лёгкой 
атлетике.

4. Хорошо идти по земле ранним утром.

8.  Укажите предложение с
грамматической ошибкой:

1. У ней получаются очень вкусные пирожки.

2.  Я часто гулял с их собакой.

3.  Света смогла показать себя с
лучшей стороны.

4.  Мама собирала ягоды, а дети
бегали вокруг неё.

9.  Укажи предложение, в котором
допущена лексическая ошибка.

1.  Художник написал репродукцию.

2.  Наступила дождливая, темная
осень.

3. После теплой, ясной погоды внезапно
пришли заморозки.

4.  Новые рекорды были установлены по
прыжкам в длину.

10.  Укажите предложение с
грамматической ошибкой.

1.  Я люблю мороженое и экзотические
фрукты.

2.  Артем любил смотреть на ихние
игры.

3.  Дрова у него всегда горели лучше,
чем у нас.

4.  Мы взялись с Аленкой за руки и
побежали в большой магазин.

II
Вариант

1. Отметьте слово, в котором неправильно
выделен ударный звук.

1.     щавЕль

2.     тОрты

3.     дОговор

4.     дефИс

2. Отметьте слово со звукосочетанием
[шн] 

1. гречневый

2. скучный

3. облачный

4. точный

3. Выберите правильный вариант

1.     два
шагА

2.     два
шАга

4. Отметьте слово, в котором неправильно
выделен ударный звук.

1.     взялА

2.     вралО

3.     сгнилА

4.     взЯли

5.     Найдите
предложение с нарушением лексической нормы
 

1. Загрязнение воздуха — актуальная проблема нашего века.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Николай всегда был лидером нашего дружного коллектива.

4. Недалеко от парка возвышался дворец.

6. Найдите предложение с
нарушением лексической нормы
 

1. У Пушкина в Михайловском была хорошая библиотека.

2. Мне бы хотелось совершить подвиг.

3. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

4. Площадь этого виноградника — около пяти гектаров.

7. В каком предложении вместо слова ИСКУССТВЕННЫЙ надо употребить ИСКУСНЫЙ?

1. В 

реку были выпущены мальки,
выращенные в ИСКУССТВЕННЫХ водоёмах.

2. По околоземной орбите двигаются бесчисленные космические летательные
аппараты – ИСКУССТВЕННЫЕ спутники.

3. Комнату украшали ИСКУССТВЕННЫЕ цветы в высоких вазонах.

4. Слушателей поразило ИСКУССТВЕННОЕ исполнение романса.


8. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.

1. пара носок

2. трое партизан

3. пять пар чулок

4. шесть помидоров

9. Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота

1.     Метель,
усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.

2.     Не
размышляя над ошибками, экзамены были сданы.

3.     Раскинув
крылья, ястребы парили в воздухе.

4.     Сверкнув
в вышине, молния рассекла майское небо.

10. Найдите ошибку в словосочетаниях

1. обращать внимание на вопросы

2. оплатить за проезд

3. удивляться произошедшему

4. платить штраф

1.      Пояснительная записка

На выполнение работы по
родному языку дается 20 минут. Работа состоит из 10 заданий с выбором ответа.

2.      Кодификатор элементов
содержания и требований к уровню подготовки обучающихся 6 класса

Код

Контр р

элем

Элементы содержания, проверяемые в ходе
контрольной работы

1

Язык и культура

2

Культура речи

3

Речь. Речевая
деятельность, Текст.

Ключи
к заданиям:

1 Вариант

1-1, 2-3, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-2, 8-1,
9-1, 10-2


2 Вариант

1 – 3 
2 -2   
3 – 1  
4 – 2

5 – 2

6 – 3

7 – 4

8 – 1

9 – 2

10 – 2

Критерии
оценивания:

«5» – 10 баллов

«4» – 8 – 9

«3» – 5 – 7

«2» – до 4 баллов

  • На улице проливной ливень ошибка
  • На улице найден кожаный дипломат ошибка
  • На улице идет дождь грамматическая ошибка
  • На улице будет жарко даже тепло ошибка
  • На улицах раскольников видит повсюду пьяные морды лексическая ошибка