На уроках ребята хорошо ведут лексическая ошибка

vakinaoksana

6. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения.
Образец: На уроках ребята хорошо ведут. — На уроках ребята хорошо ведут диалог.
Чистота улиц в целом от этого не прогрессировала. Ожидается очень грандиозная акция. Все дети страшно обрадовались новому мультику. Любой человек бывает малость грубоват, хотя должен следить за собой. Здесь человека берут в такой оборот, что он поет прощальную лебединую песню.

Тема:    Лексические нормы русского
литературного языка

 Цели:

Обучающие: рассмотреть
распространённые нарушения лексических норм современного русского языка;
выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие
навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к
комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание
бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий 

Оборудование

Ход урока

I.  Организационный
момент

II.  Мотивация
учебной деятельности

При
встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?»  И в большинстве случаев
слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?


Что такое языковая норма?  (Норма – это признанный обязательный
порядок, строй чего- — нибудь)
   . Есть нормы орфоэпические, лексические,
морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.


Что вы понимаете под лексическими нормами?  (Правильность выбора слова и
уместность его применения)

 
Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного
общения людей  есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под
словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать
знаками».


Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

 III
Постановка цели и задач урока.

  Слов в русском
языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в
данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом
лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы
словоупотребления в русском языке.

 IV. Актуализация опорных знаний.

 Продолжите определения
  

1. Слова,
близкие по лексическому значению, но различные по звучанию (синонимы)

2. Словарный
состав языка (лексика)

3. Слова,
одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению (омонимы)

4. Основная
единица языка (слово)

5. Слова,
противоположные по лексическому значению (антонимы)

6. Устойчивые
словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение

(фразеологизмы)

7.Слова,
имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные)

8.Слова, образованные в связи с
появлением новых понятий, явлений (неологизмы)

9.Слова, употребляемые только в
данной местности (диалектизмы)

10. Что такое лексические нормы? (правила
употребления слов в соответствии с их значением)

Лексические ошибки

1. Плеоназм – это повтор смысла. Например: «На фирме
имеется свободная вакансия менеджера». Какая
ошибка допущена в подчёркнутом словосочетании? Вакансия – свободная,
незанятая должность. Совпадают значения слов: свободная и
вакансия. В отредактированном виде предложение будет
выглядеть следующим образом: На фирме имеется  
вакансия.менеджера.

  2. Тавтология – повтор
слов, основ слов в рамках одного микротекста
. Например: «Выступающий Иванов выступает первым».
Отредактированные предложения: «Докладчик Иванов выступает первым», «Иванов
выступает первым».

 Тавтология и плеоназм – ошибки, основанные
на многословии. Многословие – употребление в речи большого количества лишних
слов.

Ликвидируйте
плеоназмы, тавтологию. (на доске)

Своя
автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает
закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал
вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор,
жестикулируя руками.

3. Смешение паронимов – это неправильное употребление паронимов.

Паронимы — это
однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся
лексическим значением

Выделяют три группы паронимов:

1) слова, различающиеся приставками;
например, одеть ребёнка (полностью) – надеть пальто (что-то конкретное);

2) слова, различающиеся суффиксами;
например, командированный сотрудник (одушевлённое существительное) –
командировочное удостоверение (неодушевлённое существительное);

3) созвучные слова; например: адресат
(получатель) – адресант (отправитель), обаяние (привлекательность) – обоняние
(нюх).

     Устно

 Концертный 
(абонемент, абонент).

(Зрительные,
зрительские) аплодисменты.

(Искусно,
искусственно) рисовать.

(Крокодилий,
крокодиловый) чемодан.

 (Памятный,
памятливый) разговор.

(Сытно,
сыто) пообедать.

(Экономика,
экономия) времени.

(Одеть,
надеть) пальто.

 Растёт
число заболеваемостей гриппом (заболеваний).(на доске)

1.            
Привезли
красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

2.            
Порядок
оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не
описан
)

3.            
Спасателя
предоставили  (представили)  к награде.

4.            
Люди
простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

5.       
.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине
к устью реки.

6.       
.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая
туча.

7.       
Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить
большое

количество нового материала.

8.       
.Множество фактов — климатические и температурные условия,
сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

9.       
 .Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

10.    . Необходимо подписаться в акте приёма-передачи строительных материалов.

11.    . Заведующим кафедрами представить заведующей библиотекой списки учебной
литературы.

12.    . Петя одел куртку.

13.    . Акт составлен комиссией в составе: председатель – зам. главного
бухгалтера М.Д. Пурин, членов комиссии – старший бухгалтер М.К. Дуров,
бухгалтер – А.О. Лукина.

14.    . В этом документе надо поставить свою роспись.

15.    . Иван очень экономичный человек.

16.    . Катерина заранее предчувствовала свою гибель.

17.    . Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.

18.    . Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

19.    . Вышел сборник народного фольклора.

20.    . На уроке дали задание написать свою автобиографию.

21.    . Дружба дружбой, а служба службой.

22.    . В июне месяце начинается сессия.

23.   
. Зимой необходимо одевать шубу.

.​24        Капитан корабля стоит за
штурвалом руля.

25 В прошедшие дни прошли
снегопады.

 26. Внезапный крик филина разрушил тишину
ночи.

 27. Всем гостям подарили памятные
сувениры.

3.Тестирование

1.Лексическое
значение  какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный –
относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский
— относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить –
приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить –
выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из
перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый
вне сравнения с чем-либо»?

А)
Образцовый;                                                 б) абсолютный;

в)
идеальный;                                                     г) безупречный.

3.В каком предложении
вместо слова ПРИМЕТНЫЙ  нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ
?

а) Ваш дом самый
приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий
огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе
появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки  и площади.

г) Всякий знает,
как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком
предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я
нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж
времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы
надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г)
В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник,
поставленный в 1909 году.

 VI.
Практическая  работа

Литературное 
редактирование.

Задание: Спишите,
озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему
произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

 Карточка

Русский
язык это национальный язык великого русского народа.

В
русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная
часть, которая зовётся языком литературным.

Русский
литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой
науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение
которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал
русский язык  «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому
поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими
предшественниками… »

Самостоятельная
работа

1
группа (ошибка – неразличение паронимов)

  1. Письмо
    отправили  адресанту по почте. (адресату)
  2. Человек
    ведет праздничную жизнь. (праздную)
  3. Заглавный
    герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора. (главный)
  4. Этот
    человек был полный невежа в вопросах искусства. (невежда)
  5. Как
    только предоставится возможность, я поеду на юг. (представится)

 2
группа (ошибка – лексическая несочетаемость)

  1. Хороший
    руководитель должен во всем показывать образец своим
    подчиненным.(показывать пример)
  2. Два
    единственных
    вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
  3. Внеклассная
    работа играет положительное значение в развитии детей. (роль)
  4. Подавляющее
    количество
    заданий было выполнено. (большинство)
  5. В
    голове у него метнулась мысль о побеге. (возникла)

 
группа (ошибка – ошибочное употребление иноязычных слов)

  1. Девушка
    конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на
    Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово
    конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует –
    соответствует).
  2. Презентация
    парфюма состоялась в прошлую пятницу. (духи).
  3. Срок
    выполнения заказа может быть пролонгирован. (продлен)
  4. Нас
    попросили репрезентовать некоторые материалы. (представить)
  5. Дефекты в
    подготовке выпускников вскроются во время экзаменов. (недостатки)

4
группа (ошибка – плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому
логически излишних слов)

  1. Он
    крепко держит в своих руках штурвал руля.
  2. Все
    гости получили памятные сувениры.
  3. Эта
    девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
  4. О моей
    автобиографии
    я уже рассказывал во вступительной статье.
  5. Больной
    был немедленно госпитализирован в больницу.

 5
группа (ошибка – тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых
морфем
)

  1. Руководители
    предприятий настроены на деловой настрой.
  2. Пилот
    вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе
    Ла-Манш.
  3. Но
    ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
  4. Активисты
    активно

    участвуют в работе с молодежью.
  5. В
    конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

 6
группа (ошибки, связанные с неполнотой высказывания)

  1. Достоинство
    Куприна в том, что ничего лишнего.
  2. Наши
    дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их
    ведении.
  3. На
    уроках ребята хорошо ведут.
  4. Необходимо
    повысить эффективность.
  5. Я уже
    чувствую после болезни хорошо.

7
группа (ошибка – неуместное употребление стилистически сниженной лексики)

  1. Эта
    история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
  2. Куприн
    потрясающий писатель своего времени.
  3. Есть
    большое желание заполучить очередное издание детектива.
  4. Этот
    фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
  5. Хорошие
    ученики завсегда выполняют домашние задания.

 8
группа (ошибка – употребление слова в несвойственном ему значении)

  1. Костер
    все больше и больше распалялся, пылал. (разгорался)
  2. Любителям
    холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других
    пропорциях. (компоненты)
  3. Благодаря
    пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. (в
    результате)
  4. Докладчики
    обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает
    помощь» и т.п. (пользуются)
  5. Перед
    началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова. (снова)

    
II.  Воссоздание текста. Вместо точек вставьте слова, которые
наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

Человек
… (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что
обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал,
объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал,
обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества
всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает,
фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие)
в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не
отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники,
науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить,
указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения,
обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных
идей и понятий.

    
Примечание.
Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает,
происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

Итог урока.

Презентация «Лексические ошибки»

В презентации представлена классификация лексических ошибок к новому варианту ЕГЭ 2018г.

Содержимое разработки

Лексические ошибки Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Тополево Семенова Н. Н.

Лексические ошибки

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

с. Тополево Семенова Н. Н.

Найти ошибки, исправить. 1. Подытоживая эти выводы, хочу обратить ваше внимание на следующие моменты. 2. Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам этой выставки. 3.  Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения. 4. Две школы разработали план совместного сотрудничества.   5. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала .

Найти ошибки, исправить.

  • 1. Подытоживая эти выводы, хочу обратить ваше внимание на следующие моменты.
  • 2. Я хотел бы выразить слова благодарности организаторам этой выставки.
  • 3.  Петр I ввел христианство, так как разноязыческая религия не давала единого сплочения.
  • 4. Две школы разработали план совместного сотрудничества.  
  • 5. К недостаткам работы можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала .

Виды лексических ошибок Неразличение паронимов; Лексическая несочетаемость; Ошибочное употребление иноязычных слов; Плеоназм; Тавтология; Ошибки, связанные с неполнотой высказывания; Неуместное употребление стилистически сниженной лексики; Употребление слова в несвойственном ему значении.

Виды лексических ошибок

  • Неразличение паронимов;
  • Лексическая несочетаемость;
  • Ошибочное употребление иноязычных слов;
  • Плеоназм;
  • Тавтология;
  • Ошибки, связанные с неполнотой высказывания;
  • Неуместное употребление стилистически сниженной лексики;
  • Употребление слова в несвойственном ему значении.

Неразличение паронимов Письмо отправили  адресанту по почте. Человек ведет праздничную жизнь. Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора. Этот человек был полный невежа в вопросах искусства. Как только предоставится возможность, я поеду на юг.

Неразличение паронимов

  • Письмо отправили  адресанту по почте.
  • Человек ведет праздничную жизнь.
  • Заглавный герой романа «12 стульев» никогда не терял чувства юмора.
  • Этот человек был полный невежа в вопросах искусства.
  • Как только предоставится возможность, я поеду на юг.

Лексическая несочетаемость Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. Подавляющее количество заданий было выполнено. В голове у него метнулась мысль о побеге.

Лексическая несочетаемость

  • Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  • Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.
  • Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей.
  • Подавляющее количество заданий было выполнено.
  • В голове у него метнулась мысль о побеге.

Ошибочное употребление иноязычных слов Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.

Ошибочное употребление иноязычных слов

  • Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.
  • Презентация парфюма состоялась в прошлую пятницу.
  • Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.
  • Нас попросили репрезентовать некоторые материалы.
  • Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов.

Плеоназм Он крепко держит в своих руках штурвал руля. Все гости получили памятные сувениры. Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Плеоназм

  • Он крепко держит в своих руках штурвал руля.
  • Все гости получили памятные сувениры.
  • Эта девочка оставила о себе очень прекрасное впечатление.
  • О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.
  • Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Тавтология Руководители предприятий настроены на деловой настрой. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш. Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей. Активисты активно участвуют в работе с молодежью. В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

Тавтология

  • Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
  • Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла-Манш.
  • Но ведь вскрываются все новые факты беззаконных деяний различных деятелей.
  • Активисты активно участвуют в работе с молодежью.
  • В конце шестидесятых годов сложилась сложная ситуация.

Ошибки, связанные с неполнотой высказывания Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. На уроках ребята хорошо ведут. Необходимо повысить эффективность. Я уже чувствую после болезни хорошо

Ошибки, связанные с неполнотой высказывания

  • Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.
  • Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении.
  • На уроках ребята хорошо ведут.
  • Необходимо повысить эффективность.
  • Я уже чувствую после болезни хорошо

Неуместное употребление стилистически сниженной лексики Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика. Куприн – потрясающий писатель своего времени. Есть большое желание заполучить очередное издание детектива. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком. Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания

Неуместное употребление стилистически сниженной лексики

  • Эта история вполне тянет на сюжет для фильма-боевика.
  • Куприн – потрясающий писатель своего времени.
  • Есть большое желание заполучить очередное издание детектива.
  • Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
  • Хорошие ученики завсегда выполняют домашние задания

Употребление слова в несвойственном ему значении Костер все больше и больше распалялся, пылал. Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Костер все больше и больше распалялся, пылал.
  • Любителям холодных коктейлей смешивают те же компаньоны, но в других пропорциях.
  • Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
  • Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.п.
  • Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П. Чехова.

Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор. Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий

Вместо точек вставьте слова, которые наиболее точно выражают мысль; мотивируйте свой выбор.

  • Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий

Проверьте себя Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной . Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Проверьте себя

  • Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной . Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта. 1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/ 2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка /   3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

Нарушения логики высказывания используются как стилистический приём создания комического эффекта.

  • 1) Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью  и  братом… на дачу.      (А.П.Чехов)    / Отсутствие логики/
  • 2)  Взять жену без состояния я в состоянии,  но входить в долги из-за тряпок я не в состоянии.  (А.С.Пушкин).  / Каламбур, словесная шутка /
  •   3) Вдруг какой – нибудь  эдакой, можете себе представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь  Гороховая,  чёрт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная;  там шпиц эдакой какой – нибудь  в  воздухе; мосты там висят эдаким чёртом…   ( Н.В. Гоголь ).   / Повтор слов, ругательные слова/.

Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.). Народ был, народ есть, народ будет есть. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (П.).

  • Любил студентов засыпать он, видно, оттого, Что те любили засыпать на лекциях его (Марш.).
  • Народ был, народ есть, народ будет есть.
  • Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (П.).

Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»). Одно, брат, дело - огурцов посол. Другое - если ты посол (Козл.) Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).

  • Ведь ваши принципы просты: Вы очень любите остроты. Но вы боитесь остроты (А. Безыменский. Эпиграмма «Многим журналам, издательствам, редакторам»).
  • Одно, брат, дело — огурцов посол. Другое — если ты посол (Козл.)
  • Но свою неправую правую не сменю на правую левую (Выс. «Песня про прыгуна в высоту»).

Исправьте ошибки     1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства 2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей 3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий. 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения 7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий 8.  Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи

Исправьте ошибки

  •     1. Не стоит быть даже искушенным читателем, чтобы понять, насколько это произведение далеко от совершенства
  • 2. Поэма, напечатанная вместе с «Мойдодыром» и «Тараканищем», стала одним из самых любимых произведений юных читателей
  • 3. Писатель извлекает своих героев из самой действительности
  • 4. Улицы в нашем городе протяженные, пешком ходить по ним трудно
  • 5. У нас имеется несколько охотничьих заказников, которые обыкновенно относят к разряду особо охраняемых территорий.
  • 6. Новый завод был богат новой техникой, требующей деликатного обращения
  • 7. Этого успеха удалось достичь благодаря повышению применения средств авиации и повышению технического оснащения предприятий
  • 8.  Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь патриархальной русской семьи

    1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства     2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят     3. Писатель берет своих героев из жизни.     4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко. 5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения 7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий     8. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи

  •     1. Не нужно даже быть слишком взыскательным читателем, чтобы понять, как далеко это произведение от подлинного искусства
  •     2. Опубликованная одновременно с «Мойдодыром» и «Тараканищем» поэма стала одним из самых любимых произведений ребят
  •     3. Писатель берет своих героев из жизни.
  •     4. Улицы в нашем городе длинные, ходить по ним нелегко.
  • 5. У нас есть несколько заповедников, которые обычно относят к числу особо охраняемых территорий
  • 6. Новый завод был оснащен современной техникой, требующей умелого обращения
  • 7. Этого успеха удалось добиться благодаря широкому применению возможностей авиации и увеличению технической оснащенности предприятий
  •     8. Читая роман, мысленно погружаешься в жизнь патриархальной русской семьи

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!



-80%

Похожие файлы

  • Урок русского языка «Группы слов по значению. Синонимы»

  • Презентация к уроку русского языка «Буквы О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц»

  • Массивы

  • Урок русского языка по теме: «Ы-и после ц»

  • Конспект урока и презентация по русскому языку «Слова исконно русские и заимствованные»

Вы смотрели

Помогите пожалуйста найти и исправить речевые ошибки в предложениях:
1. На уроках ребята хорошо ведут.
2. Вчера  я нёс дежурство в школьной столовой.
3. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.
4. Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.
5. Конвенция новой фирмы нас не устроила.
6. Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком.
7. Скрепляют стены при помощи сбалчивания

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Русский язык

6. Найдите речевые ошибки, исправьте предложения. Образец: На уроках ребята хорошо ведут. — На уроках ребята хорошо ведут диалог.
А) Мой друг особенно уважает стихи. Б) Вчера я нес дежурство в школьной столовой. В) Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый. Г) Задержалось доставление книг в школьную библиотеку. Д) Этот фильм оказался абсолютно плоским боевиком

Попроси больше объяснений

Следить

Отметить нарушение

Автор: Гость

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

  • На улице проливной ливень ошибка
  • На улице найден кожаный дипломат ошибка
  • На улице идет дождь грамматическая ошибка
  • На улице будет жарко даже тепло ошибка
  • На улицах раскольников видит повсюду пьяные морды лексическая ошибка