Наблюдение виды наблюдения этапы его проведения типичные ошибки при его проведении

Среди древнейших
методов исследования можно выделить
наблюдение. «Наблюдение – активная
форма чувственного познания, имеющая
целью накопление фактов, образование
первоначальных представлений об объектах
окружающего мира. Наблюдение есть
восприятие, тесно связанное с мышлением»
(педагогическая энциклопедия).

«Наблюдение –
это целенаправленное систематизированное
восприятие какого-либо явления с
последующей фиксацией результатов на
бланке или в дневнике» (Бережная Е.В.).

Наблюдение является
наиболее информативным методом
исследования. Это единственный метод,
который позволяет увидеть все стороны
изучаемых явлений и процессов, доступные
восприятию наблюдателя – как
непосредственному, так и с помощью
различных приборов. Научное наблюдение
от обычной фиксации явлений отличается
целенаправленностью и систематичностью,
комплексным и аналитическим характером:

  1. цель
    – это направленность наблюдения на
    выбранные объекты при опоре на
    представления об истории предмета, его
    развитии и структуре;

  2. аналитический
    характер позволяет из общей картины
    выделить отдельные стороны, элементы,
    связи;

  3. комплексность
    наблюдения вытекает из целостного
    характера социально-педагогического
    процесса;

  4. систематичность
    наблюдения предполагает его достаточную
    продолжительность.

Научность
педагогического наблюдения обеспечивается
соблюдением следующих основных
требований
:

  • наблюдение
    проводится с заранее четко поставлен­ной
    целью. Чем уже и точнее цели наблюдения,
    тем легче регистрировать результаты
    наблюдения и делать достовер­ные
    выводы. Проводить «наблюдение вообще»
    или наблю­дение «на всякий случай»,
    а потом решать, как и где упот­ребить
    полученные данные, бесполезно;

  • наблюдение
    проводится по заранее продуманному и
    написанному плану. В плане детализируются
    все вопросы, по которым необходимо
    получить конкретные ответы;

  • если,
    например, наблюдатель изучает деятельность
    учи­теля на занятии, то он заранее
    составляет под­робный вопросник о
    том, что именно его интересует в этой
    деятельности на каждом этапе учебного
    занятия;

  • количество
    исследуемых признаков должно быть
    минимальным, и они должны быть точно
    определены. При этом необходимо исходить
    из известного факта, что оперативная
    память большинства людей способна
    оперировать не более, чем десятью
    объектами одновременно. А наблюдатель
    в ходе изучения педагогических явлений
    и процессов находится, как правило, в
    условиях острейшего дефицита времени
    (кроме наблюдений в лабораторных
    ус­ловиях). Чем точнее и детальнее
    сформулированы вопросы об исследуемых
    признаках и чем яснее определены
    критерии оценки этих признаков, тем
    большую научную ценность будут иметь
    получаемые данные. Если вопросы нечетки,
    и исследуемые признаки невозможно
    измерить до­статочно точно, то
    анализировать и интерпретировать
    результаты наблюдения намного труднее,
    а то и просто не­возможно;

  • наблюдатель
    должен тщательно предусматривать
    возможность появления ошибок в
    наблюдениях и, по возмож­ности,
    предупреждать их. Ошибки зависят, прежде
    всего, от личности наблюдателя.
    Исследователь, изучающий педаго­гический
    процесс, должен быть чрезвычайно
    наблюдательным6,
    обладать хорошей памятью и иметь
    определенный опыт проведения наблюдений,
    что достигается, в час­тности,
    специальными предварительными
    тренировками наблюдателя. На наблюдение
    несомненное влияние оказывает личное
    отношение наблюдателя к изучаемым
    яв­лениям. Например, исследователь
    посещает занятия. На одном занятии
    используются методы, рекомендуемые им
    самим, на другом – традиционная методика.
    Нередко в первом случае ис­следователь
    не замечает даже серьезных ошибок и
    тща­тельно фиксирует все удачные
    моменты, на другом же за­нятии –
    отмечает мельчайшие промахи и не придает
    значе­ния положительным сторонам
    занятия. Чтобы избежать подобного
    положения, наблюдатель должен быть
    нейт­ральным лицом, не имеющим
    предубеждений по отноше­нию к тому
    или иному используемому методу.

Педагогическое
наблюдение применяется для сбора
фактического материала, для подтверждения
гипотезы, данных опытов. Обычно наблюдение
проводится в соответствии с заранее
намеченным планом. Процесс наблюдения
может осуществляться с помощью кино-,
фото-, радио- и видеоаппаратуры.

Применение метода
наблюдения завершается анализом,
устанавливающим взаимосвязь между
фактами наблюдения и высказанными
предположениями, утверждениями.

Объектом
наблюдения

может быть:

1) деятельность
ребенка, педагога;

2) условия обучения
и воспитания (пособия, предметы труда
и т.д.);

3) речь и письмо
ребенка;

4) диалектика
процесса.

Виды наблюдения:

  1. по
    временному признаку организации –
    непрерывное и дискретное;

  2. по
    частоте наблюдения – постоянное
    (например, занятия по какому-либо
    предмету в течение длительного времени
    – учебного года), периодическое (через
    определенные промежутки времени –
    например, один раз в неделю) и однократное;

  3. по
    «плановости» – неструктурированное
    (когда отсутствует детальный план
    наблюдения, обозначены лишь общие черты
    ситуаций) и структурированное (имеется
    детальный план наблюдения, инструкция,
    достаточная информация об объекте);

  4. по
    объему – широкое (например, ведутся
    наблюдения за группой в целом или за
    процессом развития личности как таковым)
    и узкоспециальное, направленное на
    выявление отдельных сторон явления
    или отдельных объектов;

  5. по
    типу связи наблюдателя и наблюдаемого
    – невключенное и включенное, когда
    исследователь работает или живет с
    изучаемой группой (например, в летнем
    оздоровительном лагере; проводит
    экскурсию, организует поход, дискуссию,
    консультации, творческую студию и др.);

5) по характеру
взаимодействия с объектом – скрытое,
при котором люди не знают, что являются
наблюдаемыми, и открытое, при котором
люди осведомлены о производимом
наблюдении;

6) в зависимости
от того, проводит ли наблюдение сторонний
наблюдатель или учитель, участвующий
в учебном процессе, – стороннее и
самостоятельное;

7) в зависимости
от объекта наблюдений – внешнее (за
поведением других людей) и самонаблюдение
(интроспекция);

8) по характеру
восприятия – сплошное, когда исследователь
обращает внимание в равной степени на
все доступные ему объекты, и выборочное,
когда его интересуют лишь определенные
параметры объектов;

9) по характеру
регистрации данных – констатирующее,
где задача исследователя состоит в том,
чтобы четко зафиксировать и собрать
факты, и оценивающее, где исследователь
сравнивает факты;

10) по способу
получения информации – непосредственное
и инструментальное (с использованием
технических средств и приемов: хронометраж,
кино-, фото- и телесъемка, магнитофонная
запись и т. д.)

Выделяют следующие
этапы
подготовки и проведения педагогического
наблюдения:

  1. выбор
    объекта (что?), цели наблюдения (для
    чего?), уточнение предмета;

2) составление
плана наблюдения, подготовка документов,
в том числе: бланков, протоколов
наблюдения, инструкций наблюдения;
оборудования для наблюдения;

3) сбор данных
наблюдения (записи, протоколы, таблицы
и т.д.);

5) анализ результатов
и выводы наблюдения.

Для того чтобы
каждое наблюдение имело четкие границы
и легче было делать заключения и выводы,
результаты наблюдения следует фиксировать
в протоколах, таблицах, стенограммах,
аудио- или видеозаписи, дополнениях к
конспектам уроков. Форма протокола7
может быть свободная, но в нем обязательно
должны быть указаны дата наблюдения,
наблюдаемые объекты, учебное заведение,
класс, учащиеся, преподаватель, тема
урока, содержание и характер наблюдаемых
действий, цель наблюдения. В протоколе
отмечается ход занятий вместе с дозировкой
времени, действия преподавателя, действия
учащихся, замечания и комментарии.

Как и любой другой
метод, наблюдение имеет свои сильные
стороны и недостатки. Наблюдение
позволяет изучить предмет в его
целостности, в естественных условиях,
в его живых, многогранных связях и
проявлениях. В то же время этот метод
не позволяет активно вмешиваться в
изучаемый процесс, изменять его или
намеренно создавать определенные
ситуации, делать точные замеры. Поэтому
результаты наблюдений нужно сопоставить
с данными, полученными другими методами,
дополнить и углубить их.

Типичные ошибки
исследователя
,
применяющего метод наблюдения:

— игнорирование
того, что противоречит гипотезе;

— смешивание
главного и второстепенного;

— преждевременность
обобщений и выводов;

— определяющее
влияние на итоги наблюдения первого
впечатления о человеке или группе;

— непринятие во
внимание самочувствия наблюдаемых,
значимых изменений условий ситуации.

Задания к теме
2.2. Наблюдение

1.
Определите, о каком наблюдении идет
речь в предложенных примерах:

Пример
1.
В
60-е гг. ХХ в. Джейн Гудолл изучала
особенности жизни диких шимпанзе. В
процессе исследований наблюдатель
обычно тихо сидел в зарослях, пока
объекты, привыкнув к нему, не переставали
обращать внимания на странного зрителя
и не возвращались к нормальному образу
действий. При этом в нескольких случаях
были запечатлены на пленку эпизоды,
свидетельствующие о том, что шимпанзе
используют и даже изготовляют орудия
труда. В частности, очистив от листьев
прутик, они медленно опускали «удочку»
внутрь термитника. Насекомые, вцепившиеся
в чужеродный предмет, извлекались наверх
и поедались хитроумными ловцами…

Пример
2.
Если
посторонний наблюдающий просто
характеризует подростка из кружка
«Умелые руки» как «склонного к
сотрудничеству», по «работающий» на
соседнем станке психолог фиксирует,
что этот подросток в течение одного
занятия 5 раз одолжил другим членам
кружка свой инструмент, 8 раз оказал
помощь и 2 раза обратился за помощью
сам. Кроме того, поведение наблюдаемого
сопоставляется с количественно
выраженными аналогичными характеристиками
поведения окружающих его людей.

Пример
3.
В
известном исследовании Курта Левина
испытуемые находились 10-15 минут в пустой
комнате, ожидая, что за ними вот-вот
зайдут, и не подозревали о проводившемся
наблюдении. Каждый из них, оказавшись
в такой ситуации, начинал рассматривать
окружающие вещи; его действия определялись
тем, что он видит. Вещи как бы притягивали
к себе, обусловливая поведение, которое
К. Левин назвал полевым.

(Горбатов
Д.С. Практикум по психологическому
исследованию: Учеб. пособие. – Самара:
Издательский Дом «БАХ-РАХ-М», 2000. – С.
8-9).

2. Восстановите
пары признаков, характерных для метода
наблюдения:

1. Непрерывное

А. Стороннее

2. Широкое

Б. Дискретное

3. Включенное

В. Специальное

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Кунилова Ксения

Эксперт по предмету «Социология»

преподавательский стаж — 5 лет

Задать вопрос автору статьи

Наблюдение как метод социологического исследования и его виды

Замечание 1

Наблюдение – это один из методов социологического исследования, который часто используется в исследовательской практике. Метод наблюдения прост в применении, еще одно его преимущество состоит в том, что он не требует больших затрат.

Для получения полной и достоверной информации, метод наблюдения может быть использован в совокупности с некоторыми другими методами, например, наблюдение в совокупности с беседой, экспериментом.

Наблюдение является запланированным и целенаправленным восприятием объекта исследования. Наблюдать можно за определенным человеком или более широкой социальной группой, за явлением и процессом. Полученные результаты фиксируются исследователем для того, чтобы затем интерпретировать их. Сущность наблюдения как метода состоит в том, что исследователь, находясь в непосредственной близости от объекта или непрерывно наблюдая за объектом, может точно и полностью зафиксировать все факты. Сначала фиксация осуществляется с помощью органов чувств, а затем происходит интерпретация, исходя из жизненного опыта специалиста, его умений и знаний.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Таким образом, в отличие от многих других исследовательских методов, наблюдение является активной формой познания. Цель наблюдения состоит не только в фиксации фактов, но и в накоплении этих фактов. Если по результатам наблюдения информации о фактах недостаточно, то специалист может воспользоваться иными методами для добора информации и получения более достоверных фактов. Важная характеристика метода наблюдения – его тесная связь с мышлением наблюдателя. Исследователь должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума, он должен уметь находить взаимосвязи и зависимости даже там, где на первый взгляд и нет. Наблюдение неотделимо и от речи, поэтому исследователь должен не просто точно зафиксировать увиденное и услышанное, и умело описать то, что было перед его глазами, чтобы человек, который будет знакомиться с результатами наблюдения, имел четкую картинку и не додумывал что-то свое.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в наблюдение должен быть вовлечен исследователь, у которого развита наблюдательность, который имеет аналитический склад ума, может давать полное и четкое описание всего того, что он услышал или увидел. Несмотря на то, что метод кажется простым и понятным, для организации и проведения наблюдения необходимо тщательно подготовиться цель наблюдения состоит в исследовании характерных особенностей и специфических черт определенного явления, индивида или более широкой социальной группы. Также особенностью наблюдения является то, что результаты в многом зависят от самого исследователя, от его навыков и знаний, субъективного восприятия социальной реальности и происходящего в процессе наблюдения.

«Наблюдение: его виды, методика проведения » 👇

Наблюдение может быть нескольких видов. В современной науке принято выделять:

  1. Прямое наблюдение – исследователь принимает непосредственное участие в процессе, который он исследует, а также может взаимодействовать с испытуемыми, общаться с ними;
  2. Опосредованное наблюдение – иными словами этот вид наблюдения называют косвенным. При нем исследователь остается в стороне от наблюдаемого процесса или явления. Испытуемые самостоятельно общаются, решают определенную задачу;
  3. Самонаблюдение – созерцание собственных процессов и того, как эти процессы могут проявляться в ежедневной практике испытуемого.

Наблюдения могут различаться не только по методике проведения, но и по длительности. Здесь исследователи выделяют длительные, непрерывные и цикличные наблюдения. Все эти подвиды относятся к систематическим наблюдениям, которые реализуются регулярно, на постоянной основе в течение заданного промежутка времени. Есть и вторая группа – несистематические наблюдения. Они проводятся тогда, когда это необходим, могут быть эпизодическим. Например, исследователю требуется дополнительная информация об определенном явлении, и он ее дособирает.

Требования к методике проведения наблюдения

Как и любой другой метод исследования, наблюдение организуется и проводится в соответствии с четко обозначенной методикой. Дело в том, что этот метод очень прост и одновременно очень сложен, поэтому соблюдение определенных правил и требований позволяет специалисту лучше погрузиться в новую для него социальную реальность, при этом оказать минимальное воздействие на происходящий процесс. Если наблюдатель нарушает правила, то полученные данные могут носить недостоверный характер, что приведет к некорректной интерпретации. Такое наблюдение можно считать некачественно исполненным, а его результаты ничтожными.

Итак, в проведении наблюдения выделяют несколько определенных этапов. Соблюдение порядка этапов позволяет соблюсти общую методику. На первом этапе исследователь определяет цель наблюдения. Чем точнее поставлена цель, тем будет проще регистрировать в процессе наблюдения определенные явления, изменения. Также отталкиваясь от цели исследования специалист может делать корректные и полезные выводы, составлять дальнейшие рекомендации. На втором этапе происходит определение объекта и предмета исследования. Объектом могут быть социальные группы, сообщества, политические партии, группы подростков, учебные группы. Предмет – это непосредственно тот процесс, который должен быть изучен. Например, постановка политических задач, профессиональная переподготовка или процесс обучения.

Далее разрабатывается план наблюдения. Исследователь понимает, что ему требуется подготовить документы для проведения исследования, инструкцию для наблюдателя, если исследование будет осуществлять непосредственно подрядчик. Документальная часть – это еще и совокупность отчетов, аналитические записки с результатами исследования. Наблюдатель может выбрать, каким способом он зафиксирует полученные данные. Например, он может делать записи и пометки в специальном журнале, а может записывать все на видео, записывать разговоры на диктофон.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Метод наблюдения, виды его, методика организации и фиксации результатов наблюдения.

Наблюдение это древнейший метод познания. Многие выдающиеся ученые, придерживавшиеся естественнонаучного подхода, от Ч. Дарвина до К. Лоренца, признавали его главным источником получения научных фактов. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития, социологии, а с начала XX века — в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия объекта со средой.

В педагогике  данному методу также уделяется большое внимание, его используют как основной метод сбора информации в процессе педагогического исследования.

Педагогическое наблюдение — метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного восприятия с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов педагогической практики.

Оно носит созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.

Cуществуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

Особенностями наблюдения как научного метода являются: направленностью к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксации; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность, техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения.

Наблюдение имеет несколько видов.

Опосредованное (косвенное) наблюдение ведется с применением вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры, или полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Опосредованное наблюдение происходит также и при исследовании продуктов деятельности испытуемых.

Непосредственное (прямое) наблюдение имеет место тогда, когда между объектом и его исследователем имеются прямые отношения. Выделяются три позиции исследователя при непосредственном наблюдении: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель педагогического процесса; исследователь-участник педагогического процесса (включенный в состав испытуемых.

Открытое наблюдение, когда факт присутствия исследователя осознается испытуемыми. Например, исследователь присутствует в помещении, педагогическая ситуация при этом изменяется, т.к. испытуемые знают, что за ними наблюдают со стороны. Этот эффект возрастает, если наблюдатель неизвестен группе или индивиду, значим и может компетентно оценить поведение.

Скрытое наблюдение дает более реалистичную картину. При этом используются технические средства такие, как съемка скрытой камерой, запись на диктофон. Скрытое наблюдение может также осуществляться за поведением испытуемых в тех ситуациях, когда они не обращают внимания на исследователя. В любом случае важнейшую роль играет личность наблюдателя — его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время участники привыкают к наблюдателю и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует «особое» отношение к себе.

Непрерывное наблюдение используется в тех случаях, когда конкретный педагогический процесс необходимо исследовать от начала и до конца в его развитии.

Дискретное (прерывистое) наблюдение применяется, когда педагогический процесс очень длительный.

Монографическое наблюдение охватывает множество взаимосвязанных явлений. Узкоспециальное наблюдение, когда вычленяется небольшая задача из целостного объекта.

Наблюдение-поиск  строится так, чтобы захватить широкий круг участков и отыскать интересующие факты в педагогическом процессе. То есть, когда исследователю еще неизвестно, где искать. Этот вид наблюдения требует много времени и большой анализирующей работы.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

Нестандартизированное наблюдение чаще всего бывает на начальном этапе исследования. Его не следует смешивать с наивным наблюдением, так как здесь имеется, хоть и широкая, постановка вопроса.

Выборочное наблюдение направлено на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого.

Сплошное наблюдение, фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Однако эффективность метода наблюдения во многом зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

  • успех метода наблюдения в конкретном педагогическом исследовании во многом определяется личностью наблюдателя: его мировоззрением, способностями, профессионализмом, общительностью, отзывчивостью, скромностью, ненавязчивостью и другими качествами;
  • наблюдение должно служить строго сформулированным действительно научным задачам исследования и ничем не вредить тем, кого наблюдает;
  • исследователь должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию и, следовательно, изменение её было минимальным;
  • наблюдение не должно быть субъективным, исследователь обязан фиксировать все факты, а не те, которые его устраивают;

Наблюдение обычно проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

  1. Определить цель, задачи стоящие перед наблюдением (для чего, с какой целью ведется наблюдение). Чем уже и точнее цели, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить наблюдение «вообще» или наблюдение «на всякий случай», а потом решать, как и где употребить полученные данные, бесполезно.
  2. Наметить объекты наблюдения. Ими могут быть отдельные субъекты, а также условия, явления, ситуации.
  3. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации.
  4. Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — бланки протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и правил пользования необходимой аппаратурой. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы. Заранее составляется подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе наблюдения. Детализируются качественные и количественные характеристики наблюдаемых явлений, процессов. На бланке протокола должно быть указано: дата наблюдения, исследуемый объект, явление или процесс, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
  5. Подобрать адекватные способы фиксации результатов: протоколирование (словесное описание, графическая запись, стенографирование),  запись на диктофон (наговаривание, комментирование, полная аудиозапись),  фотографирование или видеосъемка,  использование специального оборудования (динамометр, датчики, секундомер и пр.).

В процессе первоначальных наблюдений можно использовать не только составленные заранее протоколы, а развернутые и более или менее упорядоченные дневниковые записи. По мере систематизации этих записей можно выработать вполне адекватную задачам исследования и в то же время более лаконичную и строгую форму протокольных записей.

Результаты наблюдений можно систематизировать в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего анализа.

  1. Выбрать методы анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно только наблюдать и фиксировать то или иное явление или процесс, необходимо обеспечить возможность последующего анализа и синтеза. Поэтому мало только «фотографировать» действительность, более значимо давать правильное истолкование наблюдаемым явлениям и фактам, вскрывать их причинно-следственную связь.

Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

К достоинствам метода наблюдения относятся:

  • наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;
  • регистрация событий в момент их протекания;
  • независимость наблюдателя от мнений испытуемых. 
  • изучение предмета в целостности, в естественном функционировании.

Недостатки наблюдения состоят в том, что этот метод не позволяет:

  • активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации;
  • наблюдать одновременно за большим количеством явлений, лиц;
  • охватить некоторые труднодоступные явления, процессы, некоторые стороны наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность);
  • делать точные замеры;
  • избежать вероятности ошибок, связанных с личностью наблюдателя.

На личности наблюдателя хочу остановиться подробнее, т.к.  принципиальная трудность объективного наблюдения связана с однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов.  На результатах наблюдения в существенной степени сказывается и уровень опыта и квалификация наблюдателя. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу. Так же может сказаться усталость, наблюдатель может адаптироваться к ситуации и перестать замечать важные изменения, делать ошибки при записях.

А.А.Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения.

Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Возможны различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанные с различными известными эффектами.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что выдвигая исходную гипотезу, исследователь непроизвольно стремится истолковывать наблюдаемые факты в ее пользу.

Эффект ореола, приводит к неправомерному обобщению конкретных впечатлений исследователя и перенесения оценок с одной ситуации на другую.

Галло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

Таким образом, благодаря своим достоинствам и, несмотря на недостатки, наблюдение является незаменимым методом  при исследовании групп, групповых взаимоотношений, межличностных отношений, общения детей и т.д., если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Данный метод нельзя заменить каким-то иным, т.к. именно наблюдение позволяет уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц,  получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
  • предубеждение наблюдателя,
  • комплексность наблюдаемых ситуаций,
  • эффект первого впечатления,
  • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
  • ошибки в оценках,
  • «гало-эффект»,
  • «эффект снисходительности»,
  • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
  • ошибки моделирования,
  • ошибка контрастности.
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
  • Сложность соблюдения операциональной валидности.

Этапы проведения наблюдения

Наблюдение – это своего рода небольшой эксперимент, в ходе которого автор научной или иной работы будет наблюдать за испытуемым. Здесь важно понимание алгоритма проведения:

Этап №1. Правильно определяем цель исследования и выбираем соответствующий объект.

Этап №2. Конкретизируем вид наблюдения: здесь целесообразно определить сроки проведения мероприятий, наличие плана, необходимость вмешательств, разрабатывается шкала оценки результатов и пр.

Этап №3. Проведение непосредственного наблюдения и моментальное фиксирование полученных результатов.

Этап №4. Обработка полученных в ходе наблюдения данных.

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные

и
нестандартизированные
. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

3.8.1 Задачи педагогического эксперимента

Задачи конкретных экспериментов в области дидактики и методик обучения отдельным предметам чаще всего сводятся к следующим:

1. проверка определенной системы обучения (например, проверка эффективности системы на­чального обучения, разработанной Л. В. Занковым);

2. срав­нение эффективности определенных методов обучения (ис­следования И. Т. Огородникова и его учеников);

3. проверка эффективности системы проблемного обучения (исследования М. И. Махмутова);

4. разработка систем мер по формированию у учащихся познавательных интересов и потребностей (исследования Г. И. Щукиной, В. С. Иль­ина);

5. проверка эффективности мер по формирова­нию у учащихся навыков учебного труда (эксперимент В. Ф. Паламарчук);

6. развитие познавательной самостоя­тельности школьников (эксперименты Н. А. Половниковой, П. И. Пидкасистого).

7. дидактические исследования, связанные с выбором оптимального варианта той или иной системы мер или педагогических действий:

— обновле­ние системы мер по предупреждению неуспеваемости (Ю. К. Бабанский и др.),

— оптимизация объема и сложнос­ти учебного материала, включаемого в школьные учеб­ники (Я. А. Микк),

— выбор оптимального числа упражне­ний для формирования определенного умения (П. Н. Во­ловик),

— выбор оптимальных вариантов системы мер по формированию у учащихся навыков планирования (Л. Ф. Бабенышева),

— построение проблемного обучения слабоуспевающих школьников (Т. Б. Генинг),

— дифференци­рованная работа с учениками на основе разной степени оказываемой им помощи в учении (В. Ф. Харьковская),

— обоснование оптимальной системы преподавания курса технического черчения в вузе (А. П. Верхола),

— оборудова­ние школьного физического кабинета (С. Г. Броневщук)).

Все эти задачи в определенной мере переплетаются друг с другом, но каждая из них имеет и некоторый спе­цифический акцент, определяющий особенности педаго­гического эксперимента. Таким образом, круг задач, которые решаются с по­мощью педагогического эксперимента, весьма широк и разносторонен, охватывает все основные проблемы педаго­гики.[6]

3.8.2 Модель типичного педагогического эксперимента

Модель наиболее типичного педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп. Результат эксперимента проявля­ется в изменении, которое произошло в эксперимен­тальной группе по сравнению с группой контрольной. Такой сравнительный эксперимент в практике приме­няется в разных вариантах. При помощи статистических процедур выясняется, отличаются ли эксперимен­тальная и контрольная группы. Сравниваются данные, полученные перед экспериментом и по его окончанию, либо только в конце экспериментального исследова­ния.

Если исследователь не располагает двумя группа­ми — экспериментальной и контрольной, он может сопоставлять данные эксперимента с данными, полу­ченными до эксперимента, при работе в обычных ус­ловиях. Например, учитель использует новую методику в преподавании математики в 4 классе и в конце года подводит итоги. Полученные результаты он сравнивает с результатами прошлых лет в этой же школе. При этом выводы необходимо делать очень осторожно, так как данные были собраны в разное время и в разных условиях.

Большие возможности предоставляет экспериментальная работа с одной группой, когда исследователь имеет точные данные об уровне знаний учащихся до начала эксперимента и за несколько предшествующих лет.

При создании экспериментальных и контрольных групп экспериментатор сталкивается с двумя различ­ными ситуациями: он может либо сам организовать эти группы, либо работать с уже существующими группами или коллективами (например, классами). В обоих случаях важно, чтобы экспериментальная и контрольная группы были сравнимы по основным по­казателям равенства начальных условий, существен­ным с точки зрения исследования.

Обновлено: 23.06.2023

Наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Наблюдение(в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Цель реферата рассмотреть теоретические аспекты метода наблюдения в психологии.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Особенности метода наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

• непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

• пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

• сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

Преимущества метода наблюдения

• Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

• Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

• Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

• Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

• Многочисленность, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,

• социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

• комплексность наблюдаемых ситуаций,

• эффект первого впечатления,

• усталость наблюдателя и наблюдаемого,

• ошибки в оценках,

• ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),

• Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

• Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

• Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). [2]

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным. Оно бывает:

• Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным,

• Явным и скрытым,

• Непосредственным и опосредованным,

• Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

• Прямым и косвенным,

• Сплошным и выборочным (по определенным параметрам).

Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

Кроме того, различают наблюдение систематическое и нет. Несистематическое наблюдение — такое, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений. Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Если же наблюдение проводится по определённому плануи исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды, говорится о систематическом наблюдении. Результат систематического наблюдения — регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Правила проведения наблюдения

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений). [1]

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

• Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.

• Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.

• Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.

• Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением. Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков. Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Готовые работы на аналогичную тему

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

  • исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
  • исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.

Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

По длительности наблюдения:

Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

Систематические наблюдения могут быть:

  • длительными,
  • непрерывными,
  • циклическими.

Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
  2. Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Требования к организации наблюдения

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Применяется в тех условиях, когда особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

Существует несколько видов наблюдения:

несистематическое – проводится в ходе полевого исследования, при этом важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явление, а создание некоторой обобщенной картины поведения человека или группы;

систематическое предполагает наличие определенного плана. Выделяются регистрируемые особенности поведения и классифицируются условия внешней среды;

срезовое наблюдение – выделяется по временной характеристике, это единоразовое, кратковременное наблюдение;

лонгитидное – длительное по времени наблюдение, иногда проводимое в течение ряда лет;

сплошное наблюдение – фиксируются все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения;

выборочное наблюдение – обращается внимание только на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов;

включенное наблюдение – предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. Существует два варианта включенного наблюдения: наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем и наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется.

Включенное наблюдение, когда исследователь инкогнито, порождает серьезные этические проблемы, многие психологи считают недопустимым проведение исследований методом обмана, когда испытуемые не знают, что они объекты наблюдения или экспериментальных манипуляций.

Процедура исследований методом наблюдения состоит из следующих этапов:

1) определяются предмет наблюдения (поведение), объект (отдельные индивиды или группа), ситуации;

2) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;

3) строится план наблюдения (время, частота, место наблюдения);

4) выбирается метод обработки результатов;

5) проводится обработка и интерпретация полученной информации.

Так, исследователь может наблюдать и фиксировать в разных средо-
вых условиях:

– речевые акты (содержание, последовательность, частоту, продолжительность и т.д.);

– выразительные движения, экспрессию лица, глаз, тела и др.;

– движения (перемещения и неподвижные состояния людей, дистанцию, скорость и направление и т.д.);

– физические воздействия (качания, толчки, удары, усилия, передачи и т.д.).

Основная проблема регистрации результатов метода наблюдения – категоризация поведенческих актов и параметров поведения. Кроме того, очень велико влияние субъекта исследования – наблюдателя, его индивидуально – психологических особенностей. Субъективную интерпретацию данных наблюдения можно снизить, используя средства регистрации (аудио- и видеозапись). Однако, субъективную оценку нельзя исключить на этапе вторичной интерпретации результатов.

Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремиться подтвердить свою гипотезу, также он устает, адаптируется к ситуации и перестает замечать важные изменения, делает ошибки
при записях и т.д.

Выделяют следующие типичные ошибки наблюдения:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Тем не менее, наблюдение является незаменимым методом, когда нужно исследовать естественное поведение, без вмешательства извне в ситуацию.

Диагностическое наблюдение в группе детей

Рассмотрим более подробно наблюдение, целью которого является выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, то есть выделение детей группы риска с целью создания для них специальных образовательных условий. В ситуации электронной записи в школы и отсутствия собеседования или тестирования при приеме детей школу такое наблюдение является инструментом педагога и психолога, позволяющим выделить детей, нуждающихся в углубленном обследовании специалистов, и создании на этой основе рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для их успешной адаптации.

Наблюдение, которое будет описано ниже, трудно отнести к какому – либо одному виду, описанному выше. Скорее его можно назвать скрининговым интегративным наблюдением, поскольку при таком виде наблюдения можно фиксировать самые различные параметры и характеристики деятельности группы детей (или одного ребенка), в зависимости от задач, поставленных перед наблюдателем. Такое наблюдение можно осуществляться в различных учебных и вне учебных ситуациях. Например, во время урока или во время перемены, в различное время дня – на первых уроках или на протяжении последних уроков, на занятиях основного цикла или на уроках физкультуры или труда и т.п.

Прежде всего, наблюдатель должен оценить следующие показатели поведения и состояния ребенка, в том числе, психические процессы:

— Операциональные характеристики деятельности (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания).

— Характер поведения ребенка в целом, а также такой его параметр как целенаправленность (регуляторная зрелость).

— Особенности речевого развития.

— Аффективные и эмоциональные особенности ребенка.

— Специфика взаимодействия ребенка с детьми и взрослыми (коммуникативный аспект).

— Моторная гармоничность, ловкость ребенка (включая оценку латеральных моторных и сенсорных предпочтений ребенка).

— Анализ продуктов деятельности как дополнительный элемент метода наблюдения.

Технология наблюдения и условия его проведения

Допустим, внимание наблюдателя в основном направлено на детей, находящихся на местах № 24, 26, 25 – то есть дети, сидящие за этими партами, требуют наиболее пристального внимания, но, боковым зрением при этом вы можете заметить и то, что на местах 3 и 5 или 3 и 4 тоже что- то происходит, например, дети начали играть под партами в машинки. При этом проще и быстрее занести в листы наблюдений номера мест и ваше наблюдение, чем прописывать фамилии детей.

Следует заметить, что дело даже не в количестве посещений детей одного и того же класса. Наиболее важно то, что наше наблюдение должно происходить в различных учебных (жизненных) ситуациях.

Можно идентифицировать все эти ситуации. Хорошо, если психологу удалось наблюдать детей в нескольких из них, например:

— Начало учебного дня: 1-й, 2-й уроки. При этом важно, чтобы психолог мог присутствовать на уроках, реализующих разные учебные задачи и требующих от ребенка включения различных видов активности.

— Конец учебного дня: 4-й, 5-й уроки.

— Начало недели (четверти).

— Конец недели (четверти).

— Урок физкультуры, урок труда; (в обоих случаях информация, получаемая в ходе наблюдения за детьми на этих уроках крайне важна).

— Начало учебного дня, 1-й, 2-й уроки – контрольная или самостоятельная работа.

— Конец учебного дня, 4-й, 5-й уроки – контрольная или самостоятельная работа.

— Репетиция какого-либо мероприятия.

— Сам праздник или какое-либо выступление.

— Свободное поведение детей на перемене.

— Дети в столовой.

— Дети во время прогулки.

Остановимся на наблюдении за операциональными характеристиками деятельности и их влияния на поведение ребенка в целом.

Эти параметры очень тесно связаны с общим уровнем психической активности ребенка с одной стороны, а с другой, – являются характеристиками динамическими, то есть изменяющимися в процессе самой деятельности.

К операциональным характеристикам деятельности, в первую очередь, относятся работоспособность и темп деятельности.

Общая схема выделяемых особенностей детей в процессе наблюдения

Фамилия и имя ребенка

Наличие особенностей детей

Целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость)

Однако пресыщение может наблюдаться и в сочетании с утомлением.

Анализируя утомление, можно говорить о том, что оно может оцениваться не только по результативности деятельности (это будет отчетливо проявляться в тетрадях в изменении почерка, нарастании количества ошибок,
пропусков кусков заданий или заданий целиком, недописках и т.п.), так и по внешним признакам. К последним (объективным с точки зрения физиологических механизмов проявлений утомления) следует отнести появление двигательного дискомфорта, проявляющегося в суетливости, частых изменениях позы, посадки, подгибании под себя ног, опоры на парту руками, всем телом, подпор головы руками, но и появление зевоты, частых и глубоких вздохов. Ребенок может начать тереть глаза и т.п. Безусловно, утомление будет сказываться и на характеристиках внимания. В частности: сужении объема внимания, длительности его сосредоточения на задании, все более легкая отвлекаемость на внешние раздражители (снижение помехоустойчивости).

К иного типа проявлениям утомления (психологическим) можно отнести появление стереотипных двигательных реакций: жевание ручки, накручивание волос на палец, потирания, комканье краев одежды и т.п., в том числе и появление истинных аутостимуляционных движений, таких как раскачивания, ритмическое похлопывание стопой, пальцами по парте.

— слишком быстрое некомпенсируемое утомление (выраженная сниженная работоспособность);

— относительно медленное, но стойкое, некомпенсируемое утомление (сниженная работоспособность);

— быстрое, но компенсируемое утомление, связанное, в первую очередь, не только с утомлением от определенного вида деятельности (например, письма), но, отчасти, с мотивационным фактором;

— пресыщение деятельностью, связанное, в первую очередь, с мотивационными механизмами деятельности;

Совершенно очевидно, что появление признаков утомления и наступление самого утомления (то есть снижения работоспособности) сказывается не только на характере деятельности и параметрах внимания, но, в первую очередь, на темпе деятельности.

Нормативным следует считать равномерный, устойчивый темп деятельности, когда ребенок успевает сделать все, что запланировал педагог.

Наблюдая за поведением детей на уроке, в других условиях можно выделить несколько категорий детей, с точки зрения темпа их деятельности.

Также можно говорить и о ситуативно обусловленном замедлении темпа деятельности в сложных для ребенка, в том числе психотравмирующих и экспертных ситуациях. Подобное замедление темпа вплоть до полной невозможности работать может наблюдаться во время контрольных и самостоятельных работ, а также при ответах у доски в раз-
личных условиях.

Ситуативным можно назвать снижение темпа соматически ослабленного или заболевающего ребенка. В этом случае сегодня мы увидим проблемы темпа, но в ситуации наблюдения в следующий раз такой ребенок не должен будет выделяться по темповым характеристикам среди
одноклассников.

Еще одна особенность изменения темпа деятельности, связанная с импульсивностью – в этом случае ребенок работает быстро, но бестолково, не видит собственных ошибок, не способен контролировать свою деятельность. Такая импульсивность может быть присуща ребенку, и в тех случаях, когда мы предполагаем незрелость функций регуляции, программирования и контроля, но может быть и следствием утомления, когда функции контроля просто ослабевают.

Таким образом, анализируя наблюдение за темпом деятельности можно выделить следующие его параметры:

— резкое снижение темпа деятельности, обусловленное утомлением (физическим или психическим);

— неравномерность или колебания темпа деятельности;

— низкий индивидуальный темп деятельности, проявляющийся во всех сферах психической деятельности (как правило, связанный с общим невысоким уровнем психической активности, психического тонуса);

— ситуативное, соматически обусловленное снижение темпа дея-
тельности;

— ускорение деятельности, ее импульсивный характер.

Нам важно понимать, что это не проявление высокого уровня психической активности и не противоречит тому, что мы наблюдали только что в ситуации регулярного обучения. По сути дела ребенок демонстрирует нам то же утомление, что и раньше, но имеет в данной ситуации возможность двигательной разрядки. Другой вариант противоречий между наблюдаемым поведением ребенка на уроке и вне его, в свободной, неконтролируемой ситуации будет полностью противоположным. Активный, работающий в достаточном темпе на уроке ребенок может безучастно сидеть на перемене, не включаясь в общую суету. И это также не должно смущать наблюдателя, поскольку оба приведенных примера являются всего лишь разными моделями реагирования на утомление. При этом первый из описанных случаев отражает специфику работоспособности ребенка с риском по школьной дезадаптации, а второй – особенности темпа деятельности ребенка с риском по коммуникативным проблемам.

Таким образом, мы можем оценить влияние утомления, как на темповые характеристики, так и на изменения характера поведения у различных детей. Особенности работоспособности и темповых характеристик деятельности ребенка объединены в табл. 4.

Метод наблюдения в данном случае является достаточно адекватным задаче оценки операциональных характеристик школьника, включенного в образовательную среду.

Особенности работоспособности
и темповых характеристик деятельности ребенка

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».

ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников определяет познавательное развитие (п. 2.6. ФГОС ДО).

Задачи познавательного развития направлены на :

— развитие интересов детей, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представление о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах окружающего мира, об особенностях природы.

Развитию познавательного интереса способствует такая организация деятельности, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Таким видом деятельности ребенка является наблюдение, так как это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные, психические, мыслительные процессы, опирающийся на эмоциональные и волевые стороны личности ребенка. Именно наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения рассматриванием картин, иллюстраций, просмотром телепередач и т. д.

Таким образом, наблюдение – это специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста.

Целью наблюдения может быть формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений.

Метод наблюдения в познавательно – исследовательской деятельности детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с возрастными особенностями детей.

Наблюдение являются эффективным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Через него ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

Структура и содержание наблюдения.

Каждое наблюдение состоит из трех структурных компонентов, функции которых различны.

1)Начало наблюдения.

Задача данного этапа – концентрация внимания детей.

В конце данной части воспитатель ставит цель нового наблюдения.

Задача данного этапа — обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями или рассказом.

3)Завершение наблюдения.

Задача данного этапа — подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний.

Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

Классификация наблюдений :

— по продолжительности наблюдения могут быть : кратковременные (в течение нескольких минут — за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой) и длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев — за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком).

— по форме организации детей наблюдения бываю индивидуальные, подгрупповые и фронтальные;

-по степени активности детей : по инициативе воспитателя и по инициативе детей;

— по этапам усвоения знаний: первичные, повторные, сравнительные, итоговые.

— по характеру познавательных задач : распознающие и воссоздающие.

Распознающие наблюдения — это наблюдения для формирования у детей представлений о разнообразии растений, животных, объектов неживой природы, представлений детей о свойствах и качествах предметов и объектов природы (величина, форма и т. д., а также о связях наблюдаемых объектов с другими. Воссоздающие – это восстановление картины целого по отдельным признакам.

Виды наблюдений.

1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами).

2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья. кустарники).

3) Наблюдения за транспортом (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная группа – экскурсия).

4) Наблюдения за живым объектом.

5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая, средняя группа – на территории д/с, старшая, подготовительная – экскурсии).

Требования к организации наблюдения.

При организации наблюдения педагог задает вопросы, направляющие внимание ребенка к наиболее характерным особенностям внешнего вида и поведения наблюдаемого объекта. При этом не следует отвлекать внимание детей вопросами, которые непосредственно не связаны с наблюдением. Во время наблюдения все внимание детей должно быть сосредоточено на объекте. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно – бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10 – 15 минут. Наблюдения должны планироваться в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. Наблюдения проводятся на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения — «капельки дождя за окном», в старшей группе — «птичья столовая» и т. д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная «копилка» — картотека наблюдений, в которой содержатся цель, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений :

1) Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.

2) Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг представлений.

3) В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

4) Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

5) Наблюдение должно возбудить интерес детей к окружающему, желание как можно больше узнать.

6) Представления, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы (рассказ воспитателя, чтение книги, рисование, лепка, беседы и т. д.).

7) В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.

Запомнить происходящее с объектом изменения детям помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения.

1) Устанавливать факты;

2) Формировать связи между частями объекта;

3) Накапливать представления у детей;

4) Проводить сопоставления;

5) Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

В процессе наблюдений дети учатся : видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. У детей формируются такие социально – нормативные возрастные характеристики, как:

— ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

— ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Читайте также:

      

  • Конспект химия и производство
  •   

  • Конспект урока по математике банк
  •   

  • Общественный роман господа головлевы конспект
  •   

  • Тон речи риторика 2 класс конспект урока
  •   

  • Информационная модель объекта конспект

  • На ютубе смешные ошибки windows
  • На этот раз шахматисту не повезло он получил фиаско исправить ошибки
  • На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города ошибка
  • На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города где ошибка
  • На этом факультете изучаются два заграничных языка исправьте лексические ошибки