Наглядно показывает речевая ошибка

Скачать материал

Виды речевых ошибок и их исправление.

Скачать материал

  • Сейчас обучается 72 человека из 31 региона

  • Сейчас обучается 48 человек из 27 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды речевых ошибок и их исправление.

    1 слайд

    Виды речевых ошибок и их исправление.

  • Типичные речевые ошибки.1.Непонимание значения слова.
А. Употребление слова...

    2 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    1.Непонимание значения слова.
    А. Употребление слова в несвойственном ему значении.
    Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал
    Б. Употребление служебных слов без учета их семантики.
    Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
    В. Лексическая несочетаемость.
    Пример:  Их сильная, закаленная дружба у многих вызывала восхищение.

  • В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов?I.1)Необходимо сде...

    3 слайд

    В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость слов?
    I.1)Необходимо сделать упор на изучении гуманитарных предметов.
    2)Испытания новой техники имели положительные результаты.
    3)Большая часть времени проходит бесследно.
    4)Вам необходимо собственноручно сходить на родительское собрание.

    II.1)В мире постоянно возникают локальные конфликты.
    2)Сегодня мы наблюдаем чудовищное улучшение условий жизни.
    3)Одним из симптомов данного заболевания является высокая температура.
    4)Он безмятежно спал.

  • Типичные речевые ошибки.2.Употребление синонимов, паронимов
А.Неправильное у...

    4 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    2.Употребление синонимов, паронимов
    А.Неправильное употребление синонимов
    Пример:  Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.
    Пример:  Вчера мне было печально.
    Б.Неправильное употребление паронимов.
    Пример:    Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.

  • Подберите подходящие по смыслу слова к следующей группе синонимов:1.Старый-...

    5 слайд

    Подберите подходящие по смыслу слова к следующей группе синонимов:

    1.Старый- …
    Давний — …
    Старинный — …
    Ветхий — …
    Древний — …
    В чем смысловая разница между этими синонимами?
    2.Смелый — …
    Неустрашимый — …
    Мужественный — …
    Бесстрашный — …
    Храбрый — …
    Какое общее значение имеют эти слова- синонимы?
    В чем различия оттенков значений?

  • Подберите подходящие по смыслу слова к каждой паре слов, составив словосочета...

    6 слайд

    Подберите подходящие по смыслу слова к каждой паре слов, составив словосочетания.
    высокие — высотные
    сытый — сытный
    усвоил — освоил
    близкий — ближний
    скрытый — скрытный
    обидный — обидчивый
    бережливый — бережное
    мелкий – мелочный

  • Типичные речевые ошибки.3. Употребление антонимов. Неправильное употребление...

    7 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    3. Употребление антонимов. Неправильное употребление антонимов
    Подобрать антонимы к следующим словам.
    Быстро, потерять, мокрый, конный, временный, смех, нельзя, тишина, румяный, громко, скучно, весело, храбрость, уважение, счастье, пропажа, поражение, обвинять, погаснуть, причина, висеть, взлетать, миловать, опрятный, усталость, второпях.

  • Подберите различные антонимы к многозначным словам. Свежий –
Бледный -
Легкий...

    8 слайд

    Подберите различные антонимы к многозначным словам.
    Свежий –
    Бледный —
    Легкий –
    Глубокий –
    Тонкий –
    Сладкий –
    Грозный –
    Сильный –
    Умный —

  • Типичные речевые ошибки.4. Слова иноязычного происхождения
1.Назовите одним...

    9 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    4. Слова иноязычного происхождения
    1.Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словам
    Рейтинг- Сайт- Имидж- Ланч-
    Паркинг- Кастинг- Инвестиция – Баланс –
    Игнорировать – Менеджер- Лимит-
    2.Выберите правильный вариант написания:
    1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.
    2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.
    3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.
    4. а) безпрецендентный, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.
    5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

  • Типичные речевые ошибки.5.Многословие.
А. Слова- паразиты.
Пример: отрывок и...

    10 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    5.Многословие.
    А. Слова- паразиты.
    Пример: отрывок из пьесы Чехова «Вишневый сад»: «Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим, простите, я женат».
    Б. Плеоназмы.
    Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи логически излишних слов.
          Пример: Все гости получили памятные сувениры. Выражения: очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т.п.
    В.Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов.
    Пример: следует отметить следующие факты.

  • Исправьте ошибки в предложениях.1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не за...

    11 слайд

    Исправьте ошибки в предложениях.
    1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.

  • Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте.1.Изображаемый о...

    12 слайд

    Найдите в следующих выражениях явление тавтологии, исправьте.
    1.Изображаемый образ наглядно показывает.
    2.Все население объединилось воедино.
    3.В поэме автор запечатлел свои впечатления.
    4.Все мысли и стремления героя были устремлены.
    5.В романе показаны черты характера, характерные для.

    !!! Иногда тавтология оправдана, но это бывает в художественных произведениях, например, А. Твардовский писал:
    Сила силе доказала!
    Сила силе — не родня
    Есть металл прочней металла,
    Есть огонь страшней огня.

  • Типичные речевые ошибки.6.Лексическая неполнота высказывания.
 Пример: Досто...

    13 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    6.Лексическая неполнота высказывания.
     Пример: Достоинство Лермонтова в том, что ничего лишнего.
    «… не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь вражду».
    7. Фразеологизмы.
    Исправьте фразеологизмы
    сломав голову
    скрипя сердцем
    как кур во щи
    показывать образец
    зеница глаза
    две большие разницы
    играет большое значение
    взял львиную часть
    подстреленный воробей

  • Подберите к словам фразеологизмы.один на один- 
очень быстро – 
некстати- 
в...

    14 слайд

    Подберите к словам фразеологизмы.

    один на один-
    очень быстро –
    некстати-
    вдоволь-
    работать усердно-
    быть в чем- то большим знатоком-
    перекусить-
    бездельничать-

  • Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.Alma mater- «кормящая...

    15 слайд

    Знакомство с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.
    Alma mater- «кормящая мать»- старинное неформальное название учебного заведения
    A priori- наперед, заранее, например, априорная ценность
    Post skriptum- приписка к письму
    Salte mortale- рискованный шаг, неожиданный переход
    Status guo- существующее положение
    Persona non grate- нежелательное лицо
    Nota bene- знак на полях текста, обозначающий «заметь, обрати внимание»

  • Типичные речевые ошибки.8. Грамматические ошибки.
А.Словообразовательные. О...

    16 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    8. Грамматические ошибки.
    А.Словообразовательные.
    Ошибка происходит не в значении, а в произношении, неправильном построении слова:
    Пример: 1) «беспощадство», «бессмертность», «заместо», «публицизм, два знамя . 2)Чулок, но носков.

    Б.Морфологические.
    а) ошибки в образовании форм существительных: «англичаны», «на мосте», «Во дворе построили большую качель».
    б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого». «Я приведу более лучший пример»
    в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом».
    г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился», «Мама всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок».
    «Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее».
    !!! Запомните: надеть одежду – одеть Надежду!

  • Определите лишнее слово.Кашпо
Кофе 
Пальто
Бюро
Такси

Тюль
Рояль
Шампунь
Тол...

    17 слайд

    Определите лишнее слово.
    Кашпо
    Кофе
    Пальто
    Бюро
    Такси

    Тюль
    Рояль
    Шампунь
    Толь
    Вуаль
    ??? Что общего в этих словах? Составьте устно словосочетания с этими словами.

  • Задания. 1.Образуйте от глаголов формы прошедшего времени.
Зябнуть, меркнуть,...

    18 слайд

    Задания.
    1.Образуйте от глаголов формы прошедшего времени.
    Зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.
    2.Образуйте формы глагола 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени от глаголов:
    Победить, чудить, убедить, ощутить, дерзить
    3.Исправьте ошибки:
    Базаров- молодой человек с захудалым лицом.
    Сатин первым раскусывает Луку.
    Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку.
    Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.
    При необходимости мы будем брать адекватные меры.
    Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.
    Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

  • Типичные речевые ошибки.9. Фактические ошибки. Логические ошибки.
А)Фактичес...

    19 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    9. Фактические ошибки. Логические ошибки.
    А)Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей, например: «В зимнем лесу звонко куковала кукушка».
    Причина фактических ошибок:
    1.недостаточное знание описываемых событий,
    2.бедность жизненного опыта,
    3.неверная оценка поступков.
    Пример:
    Кутузов участвовал в сражениях 1861 года.
    Пушкин в своем стихотворении «Бородино»….
    Роман «Обломов» принес известность Карамзину.

  • Типичные речевые ошибки.Б)Логические ошибки
К этому типу ошибок относятся сл...

    20 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    Б)Логические ошибки
    К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании сочинений:
    1) нарушения последовательности высказывания;
    2) отсутствие связи между частями и предложениями;
    3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
    4) отсутствие необходимых частей;
    5) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
    8) неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

  • Типичные речевые ошибки.10. Синтаксические ошибки.
Самые распространенные ош...

    21 слайд

    Типичные речевые ошибки.
    10. Синтаксические ошибки.
    Самые распространенные ошибки- это синтаксические ошибки в построении словосочетания, а следовательно, предложения.
    Примеры:
    Неправильное составление словосочетаний :
    «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».
    «Если в жаркий день дотронешься к березе, то…
    «Жажда к славе».
    Неправильное составление предложений:
    «В комнату проникли сноп лучей солнца».
    «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».
    «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
    «Многие книги их можно читать несколько раз».
    «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».
    «Я учу уроки на столе».
    «Мальчик был лобастый, но серьезный».

  • Виды речевых ошибок и их исправление.11.Неправильное употребление профессиона...

    22 слайд

    Виды речевых ошибок и их исправление.
    11.Неправильное употребление профессионализмов.
    Слесаря – слесари?
    В цехе- в цеху?
    Зуби́ло — зубила?
    Договоры- договора?
    Сверло – в род. падеже?
    Пассатижи, тиски – в род. падеже?
    Резьба- классификация резьб…?

    Составьте 5 предложений со словами, связанными с вашей будущей профессией.

  • Устраните повторы в предложениях.1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в в...

    23 слайд

    Устраните повторы в предложениях.
    1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой.
    2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод.
    3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.
    4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.
    5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот.
    6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

  • Устраните повторы в предложениях. 1.Отображая помещиков в «Мертвых душах», Г...

    24 слайд

    Устраните повторы в предложениях.

    1.Отображая помещиков в «Мертвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина.
    2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный поэт ответил на это насмешливым стихотворным ответом. Оскорбленный Воронцов пожаловался царю.
    3. В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с игроками другой команды.
    4. В этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали.
    5. Большую роль в показе образе Андрея Болконского играет показ его любви к Наташе.

  • Задание.Назовите главные критерии грамотной красивой речи. 
1.
2.
3.
4.
5.
6....

    25 слайд

    Задание.
    Назовите главные критерии грамотной красивой речи.
    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.
    9.

  • Главные критерии грамотной красивой речи. 
1.Правильность
2.Ясность
3.Логичн...

    26 слайд

    Главные критерии грамотной красивой речи.

    1.Правильность
    2.Ясность
    3.Логичность
    4.Простота
    5.Богатство

    6.Сжатость
    7.Чистота
    8.Живость
    9.Благозвучие

Краткое описание документа:

Тема данной презентации относится к разделу русского языка «Язык и речь». В данной работе рассматриваются наиболее распространенные речевые ошибки. Приведены примеры их употребления. В презентации содержатся упражнения для закрепления изучаемого материала. Кроме того, ученики могут познакомиться с новыми иноязычными устойчивыми выражениями.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 299 919 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Другие материалы

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

  • 17.07.2018
  • 419
  • 0

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

Мини-сборник  для подготовки выполнения  задания  ЕГЭ №6

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитайте задание и определите, к какому из двух типов оно относится — на исключение или замену.
  2. Внимательно прочитайте предложение, приведённое в задании. Найдите в нём словосочетание, в котором, по вашему мнению, допущена речевая избыточность (если вам предлагается исключить лишнее слово).
  3. Вспомните лексическое значение слов, входящих в это сочетание. Существенную помощь вам окажет Словарь плеоназмов, который содержит 96 «ошибкоопасных» слов и примеров с лишними словами. Структура словаря наглядно показывает, какое слово и почему оказывается в словосочетании лишним.
  4. Уберите зависимое слово и проверьте, сохранился ли смысл предложения.
  5. Если вы выполняете задание 6 с заменой, то вам нужно выявить речевую ошибку и заменить неверно употреблённое слово правильным. Что подразумевается под речевой ошибкой? Перечислим основные из них:
    • неверное использование устойчивых словосочетаний и смешение слов во фразеологических оборотах: 
    играть роль и иметь значение  играть значение, иметь роль;
    • употребление слова в несвойственном ему значении: 
    В концерте принял участие известный оперный магнат;
    • смешение в одном контексте слов разной стилевой и стилистической окраски:
     В описании переживаний героя мы видим сплошную авторскую болтовню и др.

 Теоретический материал

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

 Плеоназм 

Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.

Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография,  первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки. и др.

 Тавтология

Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.

Примеры тавтологии: Заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций;Нарушение лексической сочетаемости 


Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.


Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д. Ошибки в употреблении фразеологизмов 

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

  • Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
  • Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

 Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 


Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т. д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова; Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть). «Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу). В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

 Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема

Словарик плеоназмов и тавтологий

Лишнее слово в словарике осталось невыделенным

А
автоматический 
рефлекс
акватория водных объектов
антагонистическая 
борьба
ареал обитания
ароматные 
духи
арсенал оружия
атмосферный 
воздух
Б
бесполезно 
пропадает
бесплатный 
подарок
бестселлер продаж
биография жизни
большое и 
видное место
большое человеческое 
спасибо
бывший 
экс-чемпион
букет цветовВ
взаимо
отношения между супругами
взаимный 
диалог
водная 
акватория
возобновиться вновь
ведущий 
лидер
вернуться назад
взлетать вверх
видел своими глазами
визуальное 
изображение
всенародный 
референдум
возвращаться обратно
воспоминания о былом
в конечном итоге
внутренний 
интерьер
впервые 
дебютировал
впервые 
знакомиться
впереди 
лидирует
временная 
отсрочка
все и каждыйГ
героический 
подвиг
гигантский/огромный 
исполин
главная 
суть
главный 
лейтмотив
главный 
приоритет
голубая 
синева
госпитализация 
в больницуД
депиляция 
волос
демобилизоваться 
из армии
действия и поступки (одно слово лишнее)
движущий 
лейтмотив
долгий и продолжительный (одно лишнее)
дополнительный 
бонус
дополнительный 
овертайм
другая 
альтернативаЕ
единогласный 
консенсусЖ
жестикулировал 
рукамиЗ
заданные
 данные
заведомая
 клевета
заезжий 
гастарбайтер
занудный и скучный (одно слово лишнее)
захватывающий 
триллерИ
избитая 
банальность
изобиловал большим количеством
имеет место быть
импортировать из-за рубежа
интервал перерыва
информационное 
сообщение
исключительно 
эксклюзивныйК
карательная 
репрессия
коллега по работе/по профессии
короткое 
мгновение
коррективы и поправки (одно слово лишнее)
крайне 
экстремистский
краткое 
резюме
круглосуточный 
нон-стопЛ
ладони рук
ледяной 
айсберг
лично 
я
лицо в 
анфасМ
маршрут движения
международный 
интернационализм
мемориальный 
памятник
меню блюд
местный 
абориген
мёртвый 
труп
молодая 
девушка
молодой 
юноша
монументальный 
памятник
моргнул глазами
молчаливая 
пауза
моя 
автобиография
мизерные 
мелочи
минус три градуса мороза ниже нуля
минута времени
мимика лица
мужественный и смелый (одно слово лишнее)
Н
наглядно 
демонстрировать
наиболее 
оптимальный
на сегодняшний день = 
на сегодня
наследие прошлого
народный 
фольклор
на удивление 
странно
начальные 
азы
негодовать от возмущения
незаконные 
бандформирования
необоснованные 
выдумки
необычный 
феномен
немного 
приоткрыть
неподтверждённые 
слухи
нервный 
тик
неустойчивый 
дисбаланс
ностальгия по родинеО
объединённый 
союз
объединиться воедино
огромная 
махина
опытно–экспериментальный (одно лишнее)
опытный 
эксперт
основной 
лейтмотив
отара овец
ответная 
контратака
ответная 
реакция
отступать назад
очень 
крохотныйП
памятный 
сувенир
патриот родины
первая 
премьера
пережиток прошлого
период времени
пернатые 
птицы
перманентное 
постоянство
перспектива на будущее
повторить снова
подводный 
дайвинг
подняться вверх по…
повседневная 
обыденность
пожилой 
старик
полный 
карт-бланш
планы на будущее
помог и поспособствовал (одно слово лишнее)
по моему личному мнению
популярный 
шлягер
посетить/побывать с визитом
поступательное движение вперед
предварительное 
планирование
предварительная 
предоплата
предварительный 
анонс
предчувствовать  заранее
предупредить заранее
прейскурант цен, тарифов
приснилось во снепростаивать без дела
проливной 
ливень
промышленная 
индустрия
прошлый 
опыт
полный 
аншлаг
полное 
фиаско
популярный 
шлягер
потрясающий
 шок
пять рублей (любой другой вариант) денегР
равная 
половина
рассказчик рассказывал (другой глагол)
реальная 
действительность
революционный 
переворот
регистрационный 
учет
рыбная 
ухаС
самовольный 
прогул
самое 
ближайшее время
самое 
выгоднейшее
саммит на высшем уровне
самый 
лучший
сатирическая 
карикатура
свободная 
вакансия
сжатый
 кулак
скоростной 
экспресс
скриншот с экрана монитора
смешивать вместе
совместная 
встреча
совместное 
соглашение
совместное 
сотрудничество
соединить воедино
спуститься вниз по …
странный 
парадокс
суеверная 
вераТ
так, например (одно слово лишнее)
тайный 
аноним
тем не менее, однако (одно слово лишнее)
тестовые 
испытания
тёмный 
мрак
толпа людей
только лишь (одно из слов лишнее)
топтать ногами
травматическое 
повреждение
тридцать человек строителей (и другие варианты)
трудоустройство на работу
торжественная церемония 
инаугурацииУ
увидеть своими глазами
увидеть собственными глазами
уже 
имеющийся
уже 
существовал
услышать своими ушами
упал вниз
установленный 
факт
устойчивая 
стабилизация
утренний 
рассветФ
финальный 
конец
форсирует ускоренными темпамиХ
храбрый 
герой
хронометраж времениЦ
целиком и полностью (одно лишнее)
ценные
 сокровища
цейтнот времениЧ
человеческое 
общество
честолюбивые 
амбиции
чрезвычайно 
громадныйЭ
экспонаты выставки
эмоциональные 
чувстваЮ
юная 
молодёжьЯ
январь (и любой другой) месяцВ роли плеоназма может выступать местоимение свой
Перед 
своей смертью он написал завещание.
В 
своей повести писатель…

Просторечные выражения зазря и напополам следует произносить ЗРЯ и ПОПОЛАМ.

Тренировочные упражнения

   I. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1.Чтобы закрыть свою вину перед мальчиком, старик Хоттабыч помогает ему, ведь джин поклялся своему юному спасителю в верности.

2.Сегодня, когда мне предстоит порекомендовать молодым читателям книгу избранных рассказов Джека Лондона, я  прежде всего вспомнил именно рассказ «Любовь к жизни», который поразил меня когда-то в глубокой юности.

3.Если искусство не должно ограничиваться отвлечением человека от злой жизни, а должно улучшать саму эту злую жизнь, то эта великая цель не может быть решена простым воспроизведением действительности.

4.Почуяв, что Тема вошел во двор, собака с придворной яростью залаяла и бросилась в сторону мальчика, хотя сразу узнала его.

5. В Московском театре русской драмы случилось событие, к которому стоит отнестись как явлению в театральной жизни России: впервые осуществлена постановка прозы выдающегося русского писателя И.С. Шмелева.

  II. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку,  исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

6.Изучением необычных загадок природы занялись ученые, объединившиеся воедино в общественную творческую лабораторию «Инверсор».

7.Отказ  Льва Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году стал внезапной неожиданностью для всей общественности, однако добавил еще одну важную строчку в биографию великого писателя.

8.Уже больше месяца весь дом жил в страхе перед угрозами, содержащимися в письмах неизвестного анонима, которые странным образом попадали по утрам в гостиную.

9.Существенно увеличить эффективность бизнес-процессов поможет краткое резюме встречи с клиентом, которое также называется протоколом результатов переговоров.

     10.Если вы когда-нибудь видели фильмы немого кино, то, безусловно, обратили внимание  на то, что все актеры активно жестикулируют руками, да и мимика их отличается особой выразительностью.

11.Завод в нашем городе был самым большим предприятием: его обслуживали сто десять человек рабочих, по утрам заводской гудок ревел так громко, что его было слышно и на Заречье, и даже у нас в школе.

Ключи:

  1. Загладить вину
  2. Ранней юности
  3. Цель достигнута
  4. Притворной яростью
  5. Произошло событие
  6. Необычных
  7. Внезапной
  8. Неизвестного
  9. Краткое
  10. Руками
  11. Человек или рабочих

Была в сети 05.06.2023 14:32

Лысцева Майя Александровна

Учитель русского языка и литературы

42 года

рейтинг5 949
место5 403

Типы речевых ошибок

01.10.2019 22:43

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация наглядно показывает речевые ошибки учащихся и способы их исправления.

Просмотр содержимого документа

«Типы речевых ошибок»

Типы речевых ошибок  и их исправление

Типы речевых ошибок и их исправление

Исправьте ошибки. Сегодня выдался очень прекрасный день. Отец умер, когда ему было девять лет. Вечером мы сидим у костра, а вожатая рассказывала нам истории.

Исправьте ошибки.

  • Сегодня выдался очень прекрасный день.
  • Отец умер, когда ему было девять лет.
  • Вечером мы сидим у костра, а вожатая рассказывала нам истории.

Исправьте ошибки. Солнечные лучи освещают падающие листья с деревьев. Ребята спешат к реке, приехавшие в лагерь. Разожженное лицо морозом горело.

Исправьте ошибки.

  • Солнечные лучи освещают падающие листья с деревьев.
  • Ребята спешат к реке, приехавшие в лагерь.
  • Разожженное лицо морозом горело.

Исправьте ошибки. Собака гуляла с тетей Варей, у которой был намордник. Плющ, который вьющийся на стене, украшает комнату. Я бегом побежала в лес.

Исправьте ошибки.

  • Собака гуляла с тетей Варей, у которой был намордник.
  • Плющ, который вьющийся на стене, украшает комнату.
  • Я бегом побежала в лес.

Исправьте ошибки. Мне хотелось бы поделиться своими планами на будущее. Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. Домашние коты преданны своим хозяевам.

Исправьте ошибки.

  • Мне хотелось бы поделиться своими планами на будущее.
  • Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. Домашние коты преданны своим хозяевам.

Исправьте ошибки. Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня. Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо. Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу.

Исправьте ошибки.

  • Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня.
  • Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо.
  • Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу.

Исправьте ошибки. Он упал ничком и уткнулся лицом в землю. Он пристально слушал мой рассказ. Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.

Исправьте ошибки.

  • Он упал ничком и уткнулся лицом в землю.
  • Он пристально слушал мой рассказ.
  • Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.

Исправьте ошибки. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. Эта фотография доставила для меня огромное удовольствие. Мама закутала дочку в шаль и унесла её.

Исправьте ошибки.

  • Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука.
  • Эта фотография доставила для меня огромное удовольствие.
  • Мама закутала дочку в шаль и унесла её.

Исправьте ошибки. Она была красивая и счастлива. Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом. Юная девушка жертвовала всем, чтобы помочь своей семье.

Исправьте ошибки.

  • Она была красивая и счастлива.
  • Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом.
  • Юная девушка жертвовала всем, чтобы помочь своей семье.

Исправьте ошибки. Я, короче, решил вернуться. Несколько ребят вышли из леса. Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.

Исправьте ошибки.

  • Я, короче, решил вернуться.
  • Несколько ребят вышли из леса.
  • Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.

Исправьте ошибки. Строители работали на стройке в течение месяца. Дорога каждая минута времени. День экзамена приближался все ближе. Это, значит, было так.

Исправьте ошибки.

  • Строители работали на стройке в течение месяца.
  • Дорога каждая минута времени.
  • День экзамена приближался все ближе.
  • Это, значит, было так.

Исправьте ошибки. Более семиста жителей нашего города не трудоустроены. Вы не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда! Мы остались довольны ихней работой.

Исправьте ошибки.

  • Более семиста жителей нашего города не трудоустроены.
  • Вы не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда!
  • Мы остались довольны ихней работой.

Любите и уважайте русский язык.

Любите и уважайте русский язык.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Все люди, хоть раз в жизни, да допускают речевые ошибки. Примеры исчисляются тысячами, особенно если это касается русского языка, который, как известно, отличается богатством и разнообразием. Но говорить нужно грамотно, потому лучше заниматься развитием своей речи. Для собственного развития стоит узнать, какие виды речевых ошибок существуют и что нужно делать, чтобы избежать их употребления.

речевые ошибки примеры

Речь и её специфика

Речь – это абстрактная категория, которую непосредственно воспринять никак не получится. Также это важный показатель человеческой культуры, мышления и, конечно же, интеллекта. Разговаривая, можно познать многие вещи, разобраться в сложностях, связанных с обществом, природой, и передать полученную информацию коммуникативным путём. Но ошибки делают все – как в устной, так и в письменной речи. И чтобы добиться совершенства в плане знания русского языка, надо распознавать все ошибки – начиная стилистическими, заканчивая речевыми. И для начала хотелось бы затронуть тему понятий. Что собой представляют речевые ошибки в русском языке? Это отклонение от существующих языковых норм. Можно спокойно жить, не зная о них, однако насколько будет эффективно общение такого человека с остальными – это вопрос. Он просто может быть неправильно понят.

Произношение

Стоит вкратце перечислить виды речевых ошибок, которые существуют в русском языке. Итак, это произносительные, лексические, фразеологические, стилистические, орфографические, морфологические, пунктуационные и, наконец, синтаксические. К первым из перечисленных относятся те ошибки, которые допущены из-за нарушения орфоэпии. Самые часто встречающиеся речевые ошибки в русском языке. Если человек говорит вместо “почти” слово “пошти”, путает ударения (“а́лкоголь” – “алкого́ль”), сокращает “тысячу” до “тыщи” – это значит то, что он допускает такие помарки, которые для носителя языка являются позорными.

виды речевых ошибок

Лексикология

Говоря про типы речевых ошибок, нельзя не затронуть вниманием лексические. Они также встречаются довольно часто. К таковым относятся те помарки, которые случаются из-за употребления фраз или слова в том значении, что является для них несвойственным. Таким образом искажается морфемная форма слов, а также правила смыслового согласования. Кстати, в лексикологии также существует классификация речевых ошибок. Есть три типа. К первому относится смешение тех слов, которые близки между собой по значению. Некоторые умудряются выразиться таким образом: “Я пешком постою”. Второй вид – это смешение тех слов, что близки по звучанию. Встречается довольно часто: одинарный – ординарный, кларнет – корнет, эскалатор – экскаватор и т.д. И наконец, третий вид ошибок – это смешений слов, которые близки и по звучанию, и по значению. Часто путают адресанта с адресатом, а дипломанта с дипломатом. Нельзя не сказать об “авторских” ошибках. Если быть точнее, то о сочинительстве несуществующих слов. Например, “грузинец”, “мотовщик”, “героичество” и т.д.

речевые ошибки в русском языке

Смысловое согласование

Нарушение смысла предложения путём введения в него неподходящего слова — это тоже частые речевые ошибки. Примеры можно взять из повседневной жизни: “Я поднимаю этот тост”. Так говорить нельзя, ведь “поднять” – значит переместить что-то. А тост – это торжественные слова. Их поднять никак не получится. Потому лучше в данном случае либо “тост” заменить словом “бокал” либо же вместо “поднимаю” сказать “произношу”. В обоих случаях будет и грамотно, и логично. Кстати, на этом же примере можно понять, как определить речевую ошибку и что нужно сделать, чтобы избежать её вообще. Перед тем как произнести фразу, в правильности которой есть сомнения, следует вспомнить значение слов, участвующих в её построении. Как в случае с приведенным примером. Также часто встречаются в речи тавтологии и так называемые плеоназмы. К последним относятся сочетания двух слов, являющихся полностью идентичными. Самый яркий пример – это фраза “огромный мегаполис”. Лучше сказать “большой город”. Ведь “мегаполис” так и переводится, потому не нужно сюда добавлять определение “огромный”. Анализируя, таким образом, всё, что хочется произнести, получится избежать массы ошибок. К тому же такие тренировки развивают речь и мышление. И наконец, тавтология. Тут всё просто: “видел видео”, “стрелял стрелами”, “задала задание”, “сделал дело” и т.д. Тут спасают синонимы – можно заменить одно слово на другое — и фраза уже будет смотреться более логично.

классификация речевых ошибок

Морфологическая и синтаксическая неграмотность

Предложения с речевыми ошибками, относящимися к морфологическим, можно слышать каждый день – на рынке, в метро, на улице, в магазине. Речь идёт о неправильном образовании того или иного слова. Людям, которые хорошо владеют русским, такие “перлы” режут слух. Допустим, “сыграй на пианине”, “там было дешевше”, “одна джинса”, “тот полотенец” и т.д. В данном случае нужно просто заучивать слова, чтобы не употреблять в неправильной форме. Синтаксические ошибки заключаются в неправильном сочетании слов. “Чтение Есенина произвело огромное впечатление” – тут возникает логичный вопрос, читали его произведения, или же читал сам Сергей Александрович? Или, например, такое предложение: “На полке стоят много банок” — тут явное неправильное согласование. И таких примеров масса. Некоторые люди так говорят случайно, в спешке, другие – из-за незнания. В любом случае стоит исправлять себя, чтобы собеседник не посчитал своего оппонента безграмотным.

грамматические и речевые ошибки

Правила написания

Грамматические и речевые ошибки люди совершают не только в процессе живого общения. Многие допускают помарки во время переписок, составления отчетов, написании текстов. К таковым относятся орфографические ошибки. Их человек допускает из-за того, что он не знает, как нужно переносить, писать или сокращать слова. Забывают ставить две “нн” вместо одной, вместо “о” пишут “а”, пренебрегают мягкими знаками в окончаниях глаголов на “ш”. Ошибки могут быть незначительными (допустим, человек пропустил букву, промахнувшись мимо клавиши), а существуют и откровенные несуразицы. Был даже случай, когда школьник допустил в слове “ёж” четыре ошибки, написав “иошь”. Однако это ребёнок, который только учится, а когда взрослые, состоявшиеся личности совершают абсурдные помарки, это как минимум странно. Потому нужно следить за своей речью, чтобы, как говорится, не попасть впросак.

Логика в речи

Наша речь должна быть логичной – это известно всем. Потому надо стараться не нарушать причинно-следственные отношения, не пропускать звена в своих объяснениях, не переставлять части предложения и, конечно же, не “бежать” вперёди своей мысли. Чтобы понятно изъясняться, нужно преподносить информацию такой, какой её могут усвоить собеседники. Это не так трудно, нужно просто сконцентрироваться на своей мысли.

определить речевую ошибку

Расширенная классификация

Были рассмотрены многие речевые ошибки, примеры которых наглядно показывают, в чём именно заключается тот или иной недочет. Но на самом деле видов подобных “помарок” намного больше, расширенная классификация речевых ошибок, соответственно, более объемна. Взять, к примеру, ошибки, заключающиеся в неоправданном употреблении определенных слов. “Благодаря тебе он заболел” – предложения, подобные этому, встречаются очень часто. Употребление слова “благодаря” здесь невозможно, поскольку оно несет совершенно иную эмоциональную окраску. А порой люди допускают такие ошибки, которые даже звучат смешно. Например, “«Нос» Гоголя наполнен глубоким смыслом” или “Во двор въехали две лошади. Это были сыновья Тараса Бульбы” – очень неудачно употреблены местоимения. Кстати, к речевым ошибкам также можно отнести бедность лексики человека. Обычно это объясняется его небольшим словарным запасом. Он часто употребляет одни и те же слова, много повторяется. Этого тоже надо избегать.

типы речевых ошибок

Развитие речи

Рассмотрев речевые ошибки, примеры таковых и выяснив природу их возникновения, можно понять, что грамотно разговаривать – это не так-то просто. А ведь практически каждый человек хочет изъясняться так, чтобы его понимали. Для этого нужно постоянно работать над собой и своей речью, развивая её. Как предупредить речевые ошибки? Для этого нужно читать художественную литературу, посещать выставки, музеи и театры, разговаривать с умными и образованными личностями. Всё это нужно, чтобы расширить свой словарный запас и набраться опыта в плане употребления тех или иных слов. Кстати, между подобным развитием речи и изучением иностранного языка можно провести параллель. Ведь все знают, что человек, попадая в языковую среду, усваивает его лучше. В данном случае то же самое – больше общаясь с грамотными людьми и уделяя время культурным мероприятиям, можно стать образованнее.

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

  • Наглядно демонстрирует лексическая ошибка
  • Навьен делюкс 40к ошибка 12
  • Навьен смарт ток ошибка е 302
  • Навьен делюкс 35к ошибка 13
  • Навьен премиум ошибка е 302