Наиболее часто встречающаяся ошибка при проверках смет тест

1. Ошибка, которая может быть выявлена в ходе проверки
превышение объемов финансирования над ЛБО
превышение расходов над финансированием
осуществление внебюджетных расходов

2. Бюджетный процесс в настоящее время организован по …
трехуровневой системе финансирования
прямому финансированию
финансированию через банки

3. Бюджетная смета — это …
основной плановый финансовый документ
бухгалтерская отчетность
бюджетная роспись

4. В первую очередь в бюджетных учреждениях проверяются …
составление сметы
исполнение сметы
движение бюджетных средств по счетам

5. Анализ использования бюджетных средств может быть проведен на …
соответствие расходов бюджетного учреждения бюджетной классификации расходов
использование бюджетных средств в проверяемом периоде в соответствии с кодами КОСГУ
соответствие внебюджетных доходов бюджетного учреждения принятым лимитам бюджетных обязательств

6. Наиболее часто встречающаяся ошибка при проверках смет
отсутствие ведения бюджетного учета полученных и принятых бюджетных обязательств
несоответствие данных бюджетного учета и бюджетной отчетности в части отражения лимитов бюджетных обязательств
не правильное отражение сметных показателей на забалансовых счетах

7. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения должна быть …
согласована с банком
утверждена
согласована с казначейством

8. Нецелевое использование средств бюджета выражается в использовании средств на цели, …
не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год
не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год
связанные с расходом по статье экономической классификации расходов 211

9. Чаще всего встречающиеся нарушения при проверке сметы доходов и расходов
отсутствие сметы доходов и расходов
отсутствие расчетов
отсутствие обоснований к сметам
неправильное указание кодов КОСГТУ
отсутствие названия учреждения

10. Внесение изменений в смету возможно в случае изменения …
доведенного учреждению в установленном порядке объема лимитов бюджетных обязательств
распределения сметных назначений по кодам КОСГУ
в бухгалтерской отчетности

10 вопросов

Выполним любые типы работ

  • Дипломные работы
  • Курсовые работы
  • Рефераты
  • Контрольные работы
  • Отчет по практике
  • Эссе
Узнай бесплатно стоимость работы

Одним из самых трудных для восприятия и применения на практике специалистами сметчиками является сборник «Государственные (Федеральные) элементные сметные нормы на пусконаладочные работы» сборник №2 на «Автоматизированные системы управления». Трудности по составлению сметной документации заключаются в том, что как правило, большинство специалистов по сметному ценообразованию получили строительное образование, которое не дает достаточных знаний по технологии проектирования и монтажа автоматизированных систем управления. Специалист не может квалифицированно оценить объемы информации и соответственно посчитать объемы работ (каналы, количество функций) и рассчитать коэффициенты, влияющие на трудозатраты (стоимость) персонала выполняющего пусконаладочные работы.

Прежде всего разберем, что такое пусконаладочные работы, согласно требованиям нормативно-технической документации, указанных в СП 77.13330.2016 «Системы автоматизации», раздел 8:

8.1 Общие положения

8.1.1 Пусконаладочные работы по системам автоматизации — это комплекс работ по проверке, включению и настройке измерительных систем и систем управления процессами в технологическом оборудовании, установке (агрегате, цехе и т.п.), обеспечивающих получение конечного продукта, предусмотренного технологическим регламентом.

8.1.2 Пусконаладочные работы по системам автоматизации (далее -пусконаладочные работы) должны быть выполнены таким образом, чтобы была обеспечена реализация технических решений по автоматизации технологического процесса или оборудования инженерных систем, принятых в проектной и рабочей документации.

8.1.3 Пусконаладочные работы по системам автоматизации проводят в соответствии с решениями и нормами, предусмотренными проектной и рабочей документацией, технологическим регламентом (производственной инструкцией), эксплуатационной документацией на технические и программные средства систем автоматизации предприятий-изготовителей и разработчиков, требованиями федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Следует обратить особое внимание, что ПНР — это не проверка отдельных элементов на работоспособность, эти мероприятия (проверка) выполняются при монтажных работах. Задача монтажников установить исправное оборудование и проверить его работоспособность. ПНР – это наладка системы – исправной системы до параметров, указанных в технической документации (программа на ПНР и указаний, прописанных в разделах проекта стадия ПД и РД). Эти требования указаны в статье 34 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Цель данной статьи указать на типичные ошибки, встречающиеся при составлении смет на автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Эти ошибки основаны на невнимательном, поверхностном изучении проектной и рабочей документации, нормативно-технической документации, в том числе по сметному нормированию, и непонимание технических и технологических процессов, происходящих в период пусконаладочных работ по доведению до работоспособного состояния данных систем.

Главной и основной ошибкой при составлении сметной документации на пусконаладочные работы является отсутствие утвержденной застройщиком (заказчиком) рабочей документации, с учетом проекта производства работ (ППР), отсутствие утвержденных программ и графика выполнения работы. Причиной данной ситуация является нехватка обязательных требований в нормативных документах к проектной документации о необходимости проведения ПНР и, следовательно, разработки программы на эти работы (нет обязательных указаний в ПП РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», что в проекте необходимо указать о проведении ПНР).

Разберем часто встречающиеся ошибки:

1. В практике, часто встречается, что сметчики применяют расценки из сборника 2. «Автоматизированные системы управления» неправомерно, в нарушение пункта 1.2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001, особенно это касается, когда необходимо сделать сметы на автоматизированные системы охраной и пожарной сигнализации.

ФЕРп сборника №2 отдела 1 не предназначены для определения затрат:

• по прецизионным поточным анализаторам физико-химических свойств сред и продуктов, обращающихся в технологическом процессе: рефрактометрам, хроматографам, октанометрам и другим аналогичным анализаторам единичного применения;

• по комплексам программно-технических средств вычислительных центров экономической или иной информации, не связанной с технологическими процессами;

• по системам видеонаблюдения (охраны) с использованием телевизионных установок, громкоговорящей связи (оповещения) системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации и др., затраты на которые определяются по ФЕРм сборника №10 «Оборудование связи».

В случае с составлением смет по системам автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации, необходимо обратится к технической части сборника №10 «Оборудование связи ФЕРм 81-03-10-2017».

В пункте 1.10.115. указанно:

• в сметных нормах сборника №10 отдела 8 раздела 1 не учтены затраты на испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ (автоматизированное рабочее место) в целом, определяемые по ГЭСНп сборника №2 – по нормам для систем I категории технической сложности (табл. 02-01-001).

Как перефразировать, расшифровать данное утверждение, указанное в технической части сборника №10 «Оборудование связи»:

• если проектом предусмотрен монтаж системы пожарно-охранной сигнализации (далее ПОС), при этом в систему ПОС проектом заложено установка (монтаж) «программируемой логической станции» или автоматизированного рабочего места, то нам специалистам сметчикам надо дополнительно предусмотреть затраты, то есть составить смету на испытание данной исправной автоматизированной системы по расценкам, указанным в сборнике №2 на АСУ ТП. При этом количество каналов определяем по данным, указанным в технической части сборника №2 приложение 2.4 согласно группе каналов (сборник №2 отдел 1). Категория сложности системы первая, несмотря на то, что у нас используются комплексы программно-технических средств (далее КПТС) – программируемые.

В данном месте у специалистов сметчиков и специалистов КИПиА появляется «сдвиг сознания» или недопонимание технических формулировок, указанных в сметных нормативах. Эти противоречия обусловлены неточностью технических понятий для специалистов сметчиков (указания в технических частях сборника №10 «Оборудования связи» и сборника №2 «Автоматизированные системы управления»).

В чем заключаются данные противоречия?

а) Сборник №2 запрещает выполнять расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР пожарно-охранной сигнализации.

б) Сборник №10 указывает, что затраты на испытания систем охранно-пожарной сигнализации на базе программируемой логической станции или АРМ (автоматизированное рабочее место) в целом, определяемые по ГЭСНп сборника 2 – по нормам для систем I категорий технической сложности (табл. 02-01-001).

Какой из этого можно сделать вывод: расчет трудозатрат (стоимости) на ПНР на ОПС можно выполнять исходя из требований технической части сборника 10 на основании сметных нормативов, указанных в сборнике №2. Формальное условие, что автоматизированные системы в своем составе имеют АРМ и(или) программируемую логическую станцию.

в) Остается только определить, что такое «программируемая логическая станция». В технической литературе нет четкого словосочетания «программируемая логическая станция» имеется понятие «программируемый логический контролер» — ПЛК (PLC) (англ. programmable logic controller, сокр. PLC; более точный перевод на русский — контроллер с программируемой логикой), программируемый контроллер — специальная разновидность электронной вычислительной машины, применяемый в производстве. Чаще всего ПЛК используют для автоматизации технологических процессов. В качестве основного режима работы ПЛК выступает его длительное автономное использование, зачастую в неблагоприятных условиях окружающей среды, без серьёзного обслуживания и практически без вмешательства человека.

ПЛК изготавливаются как самостоятельные изделия, отдельные от управляемого при его помощи оборудования, которое можно отдельно смонтировать. Поэтому можно сделать вывод по формальному признаку:

На небольших ОПС, в которых применяются блок контроля и управления, не предусмотрена установка «программируемой логической станции», следовательно, на данную систему для расчета затрат на испытания не применяется сборник 2 по АСУ ТП.

В данном контексте со мной будут не согласны специалисты по КИПиА, но хочется им в этом возразить, сметные нормативы указывают путь по расчету трудозатрат на производство ПНР, а не указывают методику их выполнять. В правилах сметного нормирования мы не указываем специалистам по КИПиА как надо проектировать системы автоматизации, как надо их налаживать и испытывать, мы, сметчики, по своим нормативам рассчитываем трудозатраты, влияющие на стоимость данных работ.

1.1. Самые большие ошибки, следовательно, неправильный расчет трудозатрат (стоимости) при составлении локальных сметных расчетов по сборнику 2, по первому разделу бывают при определении объемов работ.

В большинстве случаев, специалисты сметного нормирования, рядовые и опытные сметчики неправильно определяют количество каналов связи. В технической части, пункт 1.2.7 указанно определение канала связи:

«Канал связи формирования входных и выходных сигналов (далее – канал)» включает совокупность технических средств и линий связи, обеспечивающих преобразование, обработку и передачу информации для использования в системе.

Автор указывает на обстоятельство, что канал связи не одно и тоже, что и сигнал, проходящий по данному каналу. По каналу связи могут в единицу времени проходить много сигналов как в одну, так и в другую сторону. Задача сметчиков при расчете объемов работ — определить количество каналов, а не составление таблицы сигналов. В приложении 2.4 технической части ФЕРп 81-05-02-2001 указаны правила определения каналов связи, которые учитываются при определении объемов работ. На основании этих данных и будет выполнен расчет трудозатрат (стоимости).

Специалисты сметчики зачастую включают в расчеты объемов работ каналы связи IV группы (каналы аналоговые и дискретные (и) отображения информации, поступающей от КПТС (КТС) к оператору, при определении числа каналов системы не учитываются), или учитываются в сметах без понижающего коэффициента. Понижающий коэффициент применяется, когда проектом предусмотрено отображение одних и тех же технологических параметров (состояния оборудования) более чем на одном терминальном устройстве (монитор, принтер, интерфейсная панель, информационное табло и т.п.), они учитываются с коэффициентом 0,025 — аналоговые, с коэффициентом 0,01 — дискретные.

Все эти ошибки (неправильные расчеты каналов связи) является нарушением требований пунктов 2.2.11.1 и 2.2.11.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001, а именно, неправильное определения группы каналов связи, указанных в приложения 2.4.

Соответственно на данные ошибки специалист сметного нормирования (эксперт) должен сделать замечания: объемы работ, указанные в сметах (смете) на пусконаладочные работы не подтверждены проектными решениями. Нарушением требований пункта 3.9 и 4.1 МДС 81.35-2004 года «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Количество канало определено с нарушением требований пункта 2.2.11.1 и 2.2.11.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.

1.2. Практика показывает, что АСУ ТП, в своей архитектуре имеют несколько систем, которые объеденяются каким-то алгоритмом, заложенным в программном обеспечении (ПО). Эта архитектура состоит из нескольких элементов – подсистем. Одна подсистема состоит из отдельных комплексов технических средств (КТС- не программируемые устройства) и (или) комплексов программно-технических средств (КТПС — программируемые устройства).

Каждая отдельная подсистема имеет свою категорию сложности, которую определяют по приложению 2.1. технической части сборника №2. Поэтому, затраты времени (стоимость работ) на производство комплекса работ одного технологического цикла пусконаладочных работ по вводу в эксплуатацию АСУ ТП по сложным системам, которые в своем составе имеют подсистемы с разной категорией технической сложности, определяются применением к соответствующей базовой расценке для системы I категории технической (РI) сложности коэффициента сложности (С), рассчитываемого по формуле:

C = ( 1 + 0,313 × КIIобщ / Кобщ ) × ( 1 + 0,566 × КIIIобщ / Кобщ )

В этом случае базовая расценка для сложной системы рассчитывается по формуле:

Рб = РI × C 

в технической части — это формула №2.

При 1 < С < 1,313 , расчет проводим по формуле: Pб = РбI × C

При 1,313 < С < 1,556 , расчет проводим по формуле: Pб = РбII × C / 1.313  

Соответственно на данные ошибки специалистов сметного нормирования эксперт делает следующие замечания: не рассчитан коэффициент сложности системы С, согласно требованиям пункта 2.2.2. технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Не правильно определена базовая расценка.

1.3. Как правило сметчики необоснованно назначают на сложную систему наивысшую II или III категорию сложности по одному признаку, который имеется в какой-то подсистеме, без расчета коэффициента С.

При этом необходимо на каждую подсистему определить ее категорию сложности согласно приложению 2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Необходимо очень внимательно определять категорию сложности подсистемы или не сложной системы, III категорию сложности определяют не из-за наличия сервера и сложной архитектуры, а на основании наличия ПО, для организации последующих уровней управления используются прессовые (PCS) или операторские (OS) станции, реализованные на базе проблемно-ориентированного ПО. Наличие такого ПО и такой архитектуры должно быть указано в проектной документации.

Отсутствие таких указаний будет основанием указать на ошибки в локальном сметном расчете: не верно определены категории сложности отдельных подсистем, с нарушением приложения 2.1 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.

1.4. При определении затрат на пусконаладочные работы для учета характеристики конкретной системы к базовой расценке (Рб) следует применять следующие коэффициенты: коэффициент Фми , учитывающий два фактора: «метрологическую сложность» и «развитость информационных функций» системы и коэффициент Фу , учитывающий «развитость управляющих функций».

Не правильное определение дискретных и аналоговых каналов связи, искусственное увеличение количества аналоговых каналов связи увеличивает значение коэффициента Фим, коэффициента Фу, этот момент наглядно показывает математическая модель определения их значения.

Фим = 0,5 + Киа / Киобщ × М × И

Фу = 1,0 + (1,31 × Куа + 0,95 × Куд) / Кобщ × У

Отсутствие расчетов данных коэффициентов, не правильный их расчет в локальной смете будет основанием указать на ошибки: не верно определены коэффициент Фим, коэффициент Фу, это является нарушением пунктов 2.2.3.1. и 2.2.3.2 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.

1.5. При составлении сметных расчетов на АСУ ТП, часто повторяющаяся ошибка в локальных расчетах по отделу 1 (расчет объемов и стоимости работ по определению каналов связи), заключается в том, что специалисты сметчики и монтажники рассматривают систему автоматизации не в комплексе, а отдельными элементами, блоками (подсистемами) и составляют локальные сметы на каждую подсистему отдельно.

В технической части №2 сборника в пункте 2.2.9 указанно:

Не допускается, при определении затрат, искусственное, вопреки проекту, разделение автоматизированной системы на отдельные системы измерения, контуры управления (регулирования), подсистемы.

Например: для централизованной системы оперативного диспетчерского управления вентиляцией и кондиционированием воздуха, включающей несколько подсистем приточно-вытяжной вентиляции, затраты определяются в целом для централизованной системы управления; при необходимости, затраты для отдельных подсистем определяются в рамках общей стоимости в целом по системе с учетом количества каналов, относимых к подсистемам.

Искусственное разделение системы на подсистемы в общем проекте будет основанием указать на ошибки: нарушение пункта 2.2.9 технической части ФЕРп 81-05-02-2001. Не допускается при определении затрат, искусственное, вопреки проекту, разделение автоматизированной системы на отдельные системы измерения, контуры управления (регулирования), подсистемы.

1.6. При сдаче работ и составлении исполнительной документации, работы по наладке АСУ ТП, можно закрывать справки формы КС-2 по процентам согласно таблице, указанной в приложении 2.3 технической части ФЕРп 81-05-02-2001 и примечания к данному приложению:

Примечания:

1. Содержание этапов выполнения работ соответствует п. 1.2.4 общих положений ФЕРФЕРп.

2. В том случае, если заказчик привлекает для выполнения пусконаладочных работ по программно-техническим средствам одну организацию (например, разработчика проекта или производителя оборудования, имеющих соответствующие лицензии на выполнение пусконаладочных работ), а по техническим средствам — другую пусконаладочную организацию, распределение объемов выполняемых ими работ (в рамках общих затрат труда по системе), в том числе по этапам согласно приложения 2.3, производится, по согласованию с заказчиком, с учетом общего количества каналов, относимых к ПТС и ТС.

Существенное обстоятельство при выполнении повторных пусконаладочных работ (до сдачи объекта в эксплуатацию) к расценкам необходимо применять коэффициент 0,537. Под повторным выполнением пусконаладочных работ следует понимать работы, вызванные необходимостью изменения технологического процесса, режима работы технологического оборудования, в связи с частичным изменением проекта или вынужденной заменой оборудования.

Необходимость в повторном выполнении работ должна подтверждаться обоснованным заданием (письмом) заказчика. Коэффициент 0,537 будет применяться к конкретному этапу, в котором проводились эти повторные ПНР, а именно к 25%, 55% или 20 % от объема работ, или ко всему объему работ, согласно указаний Заказчика.

Эти работы могут быть вызваны как недостатками монтажа (оплачивает эти работы тот, кто допустил брак в работе или поставил неисправное оборудование, либо Заказчик, у которого поменялось задание к технологическим процессам, он поменял задание).

2. Рассмотрим ошибки, встречающиеся при составлении смет по отделу 2 сборника 2 на АСУ ТП. Автор обращает внимание, что отдел 2 распространяется на расчет затрат (стоимости) на аппаратно-программные средства вычислительной техники, в части, касающейся инсталляции и настройки программного обеспечения автоматизированных систем, не указанных в п. 1.2.1 для отдела 1.

Что такое инсталляция, указано в приложение 2.9:

Инсталляция — процесс установки (переноса) программного обеспечения на аппаратные средства.

Мы сами неоднократно устанавливали из интернета на мобильные устройства программное обеспечение (далее ПО), всякого рода приложения или игры. В практике, часто необходимо на операторскую станцию (АРМ) или сервер установить ПО для управления автоматизированными процессами.

Сметчики ошибочно применяют расценки из сборника 2 отдела 2 «Аппаратно-программные средства вычислительной техники» для красивой концовки при составлении локального сметного расчета по каналам связи 1 одела принимают расценку Таблицы ФЕРп 02-02-007 «Приемосдаточные испытания АС системы», указывают категорию сложности I; II или III, при этом почему-то стесняются указать категорию сложности IV, так в отделе 1, указано всего три категории сложности. Это пример того, что специалисты не понимают процессы происходящие при выполнении ПНР и применяют расценку по ее «красивому названию».

2.1. Разберем ошибки применительно к сборнику 2 отдела 2 «Аппаратно-программные средства вычислительной техники.

Прежде всего расценки сборника 2 отдела 2 «Аппаратно-программные средства вычислительной техники» применяются при выполнении ПНР на аппаратно-программные средства вычислительной техники, в части, касающейся инсталляции и настройки программного обеспечения автоматизированных систем, не указанных в п. 1.2.1 для отдела 1. 1, а именно:

  • автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП);

  • системы централизованного оперативного диспетчерского управления;

  • системы контроля и автоматического управления пожаротушением и противодымной защитой;

  • телемеханические системы.

Если подойти по формальному юридическому принципу, все другие. Так как в отделе 1 учтен полный комплекс работ по ПНР АСУ ТП с загруженным системным и прикладным программным обеспечением. Соответственно установка ПО, его инсталляция, настройка ПО — это другая работа, которая требует трудозатрат специалистов и их специальные знания.

Пункт 1.2.9 указывает на то, что в расценках сборника 2 отдела 2 учтены затраты на выполнение следующих самостоятельных законченных процессов пусконаладочных работ: инсталляцию и базовую настройку общего и специального программного обеспечения АС, функциональную настройку общего и специального программного обеспечения АС, автономную наладку АС, комплексную наладку АС, проведение предварительных и приемосдаточных испытаний АС. Каждый из этих процессов, должен быть обоснован проектной документацией или программой на ПНР согласно требованиям.

Расчет объемов работ указан в пункте 1.2.11.

Расценки сборника 2 отдела 2 разработаны для систем I, II, III и IV категории технической сложности, в зависимости от количества используемых при создании АС функций программного обеспечения. Категории технической сложности систем, состав работ и коэффициенты, учитывающие особенности выполнения пусконаладочных работ, приведены в приложениях с 2.6 по 2.8 технической части ФЕРп 81-05-02-2001.

Категорию сложности определяют по количеству функций, которые определяют исходя из данных проекта и определения, указанного в приложении 2.9:

Функция – функция ПО, используемая для достижения требований к АС и направленная на выполнение определенной задачи АС, описанной в проектных решениях. В расчетах учитываются только функции, достигаемые целенаправленным ручным воздействием в процессе настройки ПО АС, описанных в проектных решениях. Функции, реализованные автоматически при настройке, АС (в процессе установки ПО или присутствующие по умолчанию) и не требующие участия наладчика, в расчеты не включаются.

Проанализируем данное определение и исходя из его трактовки, сделаем выводы. В проектных решениях программное обеспечение может выполнять много задач – функций. Эти задачи выполняются по определенному алгоритму (математической модели) в автоматическом режиме (задача системы все автоматизировать, что бы система работала без оператора (Оп) — человека). Но некоторые параметры функционирования системы, как например: температура, давление, скорость, частота, масса и другие параметры определяются человеком, который их устанавливает и на основании этих параметров далее автоматизированная система функционирует самостоятельно. На практике это происходит, когда персонал, который выполняет ПНР, проводит установку этих параметров на интерфейсе программного обеспечения в виде номинальных значений, либо выбирает алгоритм действий устанавливая маркеры (галочки или точки). Эти операции можно сравнить с работай сметчика, когда он формирует локальный расчет в программном комплексе, выбирая алгоритм расчета по НР и СП (новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, северные территории и так далее). Учитываются при определении количества функций только эти действия оператора по настройке АС.

На основании количества функций (определяется по приложению 2.6 технической части ФЕРп 81-05-02-2001) определяем ее категорию сложности. При составлении локального сметного расчета, где согласно проектным данным существуют операции по наладке АС, состоящие из самостоятельных законченных процессов пусконаладочных работ определяем:

• инсталляцию и базовую настройку общего и специального программного обеспечения АС;

• функциональную настройку общего и специального программного обеспечения АС;

• автономную наладку АС;

• комплексную наладку АС;

• проведение предварительных и приемосдаточных испытаний АС.

Соответственно при отсутствии описания технологических процессов по отделу 2 специалист сметного нормирования (эксперт) может сделать замечания: объемы работ, указанные в сметах (смете) на пусконаладочные работы не подтверждены проектными решениями. Это является нарушением требований пункта 3.9 и 4.1 МДС 81.35-2004 года «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».

2.2. Существуют усложняющие факторы, которые увеличивают трудозатраты на ПНР отдела 2 «Аппаратно-программные средства вычислительной техники». Эти факторы указаны в приложении 2.7 и 2.8

В приложении 2.7 указано, что при наличии нескольких удаленных станций стоимость наладки увеличивается не в кратные разы, а на величины, указанные в таблице, как пример: ПНР АС состоящих из 3 рабочих станций увеличивает стоимость и трудозатраты не в 3 раза, 300 %, а на 24 %.

В приложении 2.8 указаны особенности ПНР — усложняющие факторы.

Соответственно при анализе архитектуры АС и проектным данным по технологическим процессам по отделу 2 (инсталляция и настройка ПО) специалист сметного нормирования (эксперт) может сделает замечания: объемы работ, указанные в сметах (смете) на пусконаладочные работы не завышены. Нарушением требований технической части ФЕРп 81-05-02-2001, будет неприменение или неправильное применение коэффициентов, указанных в приложении 2.8.

Автор: Дмитрий Работкин, заместитель директора Института стоимостного инжиниринга и контроля качества строительства, г. Москва

 Важным разделом проекта строительства дома является сметный расчёт. Правильно составленная смета — это залог того, что между Заказчиком и Подрядчиком в ходе строительства не возникнет финансовых разногласий при которых строительство может остановиться. Отметим, что у каждой строительной организации существуют собственные расценки на работы и материалы. Естественно Заказчик стремиться найти подрядчика с оптимальной стоимостью строительства дома, как правило с самой низкой ценой, но здесь нужно учесть, что при составлении сметы могла быть допущена ошибка, и чтобы Заказчик не попал в неприятную ситуацию ниже мы приводим самые типичные ошибки.

1. Укрупнённый сметный расчёт

 Как правило неопытные строительные организации заходят на строительство дома без сметы, договариваясь на цену за м2 дома. Этого делать ни в коем случае делать нельзя, так как подробная смета будет отличаться от договорной цены, если в большую сторону будет недоволен Заказчик, если в меньшую подрядчик, и строительство останавливается вплоть до расторжения контракта. При этом оба могут понести финансовые потери: Переавансирование и перевыполнение соответственно, по факту разница может составлять 20-30%. Вывод: ни в коем случае нельзя заключать договор без сметы.

2. Отсутствие правильного наименования работ и материалов — сокращенность

 Часто в сметном расчёте неопытные строители не достаточно подробно (без сопутствующих) расписывают наименование работ и материалов, самый типичный, можно сказать, классический пример: В смете указан вид работ – стены, стоит цена за м2, и итого, и в процессе производства работ и их приёмке возникают разногласия между тем, что закладывал в расценки подрядчик и думал входит в расценку Заказчик, так как Заказчик, как не специалист, вкладывает в смысл этих расценок все операции, которые должны дать качественный результат. Заказчик со своей стороны прав, он подписывал смету «под ключ», сколько раз, например, шпаклюются и шлифуются стены подрядчиком его не интересует. Главное что бы было качественно.

Вывод: состав работ, набор и наименование материалов следует расписывать подробно.

3. Чрезмерная подробность

 Абсолютно противоположная ошибка это чрезмерная подробность сметного расчёта, образно говоря «до гвоздя». Во первых Заказчик пугается от объёма сметы, во вторых лишние трудозатраты составлении и проверки смет, сложности при составлении промежуточных актов выполненных работ и так далее, что повышает вероятность ошибки.

Вывод: не надо «раздувать» смету

4. Искусственное завышение объемов работ

 Многие ненадёжные подрядчики на этапе составления закладывают завышенный объём очевидных работ и материалов в надежде на то, что Заказчик, а также труднопроверяемых   работ и материалов в надежде, что Заказчик не сможет их пересчитать, предостеречся от этого можно указав в договоре, что объёмы работ принимаются по факту.

Вывод: необходимо грамотно составить договор.

5. Случайное завышение и занижение объёмов работ

 Многие неопытные подрядчики на этапе подсчёта объёмов совершают ошибки, чаще всего они видны невооружённым взглядом, потому что чаще всего эти ошибки совершаются «в разы». Также неопытные подрядчики делают типичную ошибку путая единицы измерения(например м3 вместо м2) указав неверную расценку. Случайное завышение и занижение объёмов ведёт к конфликтной ситуацию аналогично п.1.

Вывод: необходимо проверять подозрительно большие и маленькие объёмы.

6. Нивелирование расценок

 Это скорей не ошибка, а хитрость. При одинаковой сметной стоимости работ по сравнению с другими фирмами в смете расценки на подготовительные работы применяется повышающий коэффициент. Заказчик не является специалистом по ценообразованию и, подписывая смету, не подозревает что попадает в ловушку. А делается это для того, чтобы на этапе подготовительных работ забрать основную часть денег от общей стоимости работ вначале строительства. Затем складывается такая ситуация, что Заказчик не может отказаться от работ следующих за подготовительными, так как у них низкая цена и никто не возьмётся их доделывать и получается, что подрядчик может выставлять различные требования или грозиться уйти.

Вывод: перед подписанием сметы необходимо ознакомиться со среднерыночными ценами.

7. Ошибки в формулах

 У неопытных и ненадёжных подрядчиков, как и объёмы, ошибки в формулах могут быть случайными и специальными. Ошибки, смотря сметы визуально на бумаге, заметить невозможно, случайные обязательно всплывут при составлении промежуточных актов выполненных работ, а специальные же ненадёжный подрядчик будет старательно прятать.

Вывод: необходимо проверять арифметику на калькуляторе, а если смета большая требовать смету в формате Excel.

8. Мошенничество с самой низкой ценой

 К сожалению, мошенничество очень распространено в строительстве. Схема простая: создаётся некая организация, рекламирует себя, находит Заказчика, заключает договор , берёт аванс на материалы(обычно 30% от стоимости дома) и начинает экономить на стоимости материалов, вследствие чего снижается качество выполняемых работ, также задерживать или даже не выплачивать заработную плату рабочим, что также ведёт к снижению качества работ, а иногда намеренную порчу уже выполненных, и неоплаченных рабочим работ. Заказчику приходится искать нового опытного подрядчика при уже понесённых убытках.

Вывод: Следует работать только с надёжными подрядчиками.

9. Важно

 При составлении смет неопытные подрядчики используют сметные нормы расхода материалов из ГЭСН или нормы изготовителей материалов и не учитывают, что данные нормы разработаны для крупного строительства и не подходят для коттеджного строительства. Приведём пример: норма расхода газобетона по ГЭСН на м3 кладки 1,05, если у нас объём кладки 1,5 м3 то расход составит 1,575м3, но привезти данный объём не возможно так как газобетон упакован на паллете 2 м3 и соответственно надо учитывать расход 1,27, что ведёт к существенному увеличению стоимости.

Вывод: следует учитывать фактические расходы материалов.

10. Давальческий материал — головная боль Заказчика

 Часто Заказчик считает, что поставляя строительные материалы своими силами он сумеет сэкономить, но практика показывает совсем обратное. Следует понимать, что покупка материалов это не просто расчёт на кассе, это и погрузка, и доставка ,и разгрузка и складирование материала, ответственность за качество и гарантийные обязательства. Рекомендуется все обязательства по снабжению строительства материалами и оборудованием возложить на подрядчика.

11. Справочно

 Заказчику следует обратить внимание на то, что ни один подрядчик не будет отчитываться перед Заказчиком ни по накладным квитанциям, ни по кассовым чекам о стоимости материалов, ни по ведомости оплаты труда рабочим. Это внутренние документы подрядчика.

12. Рекомендации — дом с кирпичными стенами это оптимально

В настоящее время существует множество типов конструкций индивидуальных домов это каркасные, со стенами из газобетона, СИП панелей, кирпича и т.д. Стоит обратить внимание на то, первые дома из кирпича появились 3000 лет назад до новой эры и с веками доказали свою надёжность. В отличии от других материалов кирпич имеет ряд преимуществ перед ними: экологичность, практичность, сейсмоустойчивость, морозустойчивость, огнестойкость, а самое главное долговечность. При примерно одинаковой стоимости всех технологий соотношение цена/качество естественно на стороне конструкций из кирпича.

Минусы СИП панелей — низкая огнестойкость, не экологичны, короткий срок службы. Минусы газобетона — короткий срок службы.

НЕ СТОИТ РАСЧИТЫВАТЬ, ЧТО ПРИ САМОЙ НИЗКОЙ ЦЕНЕ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО, СКОРЕЕ ВСЕГО НАОБОРОТ. ЧУДЕС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕ БЫВАЕТ.

Сметное дело — это очень сложное дело, так как существует огромное число видов работ, наименований материалов и для составления сметы нужен опытный специалист. Стоит отметить, что это далеко не все ошибки допускаемые подрядчиками.

Общее заключение

Чтобы избежать финансовых рисков необходимо обратиться в надёжную, с большим опытом компанию. В нашей компании есть железное правило: не начинать работы без подписанной сметы и объяснению Заказчику каждой расценки, чтобы Заказчик видел, что он обратился в надёжную компанию.

Тест: Финансы. Финансовый контроль Проверка составления и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения..


Тест состоит из 8 вопросов.
После прохождения теста вы увидите
количество набранных баллов.

Участие в тестировании бесплатное.
Если вас устраивает результат,
вы сможете перейти к
оформлению заявки на получение
сертификата.
Орг. взнос за получение электронного
сертификата о прохождении
тестирования составляет 39 рублей

Выполнено заданий: 0 из 8

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Наиболее часто встречающаяся ошибка при проверках смет

  • не правильное отражение сметных показателей на забалансовых счетах
  • отсутствие ведения бюджетного учета полученных и принятых бюджетных обязательств
  • несоответствие данных бюджетного учета и бюджетной отчетности в части отражения лимитов бюджетных обязательств

К сожалению, у нас пока нет статистики ответов на данный вопрос,
но мы работаем над этим.

  • Наиболее увлекательные путешествия предлагают солидные турфирмы ошибка
  • Наиболее точным методом определения относительной ошибки площади является двукратный обвод участка
  • Наиболее типичные ошибки реаниматоров
  • Наиболее типичные ошибки допущенные выпускниками при выполнении задания 3 устной части экзамена
  • Наиболее распространенные синтаксические ошибки