Наиболее типичные ошибки допущенные выпускниками при выполнении задания 3 устной части экзамена

Подготовка к выполнению задания 3 устной части ЕГЭ базового уровня сложности – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию и визуальную информацию (В нем нам предлагают выбрать одно из трех фото и описать его. Понятно, что ученик должен выбрать ту картинку, где знает как рассказать про все, что на ней изображено).

Обучающийся должен полно осветить 5 аспектов содержания (5 пунктов плана).

Ответы на данное задание оцениваются по трём критериям: решение коммуникативной задачи/содержание (макс. – 3 балла);

организация устного высказывания (макс. – 2 балла);

языковое оформление высказывания (макс. –2 балла).  

Если коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%, т.е. 3 и более аспектов содержания не раскрыты, объем высказывания менее 6 фраз, ответ оценивается в 0 баллов по данному критерию. Важной особенностью оценивания задания 3 является то, что при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» выполнение задания по всем критериям этого задания оценивается в 0 баллов.  

Вторым критерием оценивания задания 3 является организация высказывания. Полное завершенное монологическое высказывание должно содержать вступление и заключение, быть логичным. Учащемуся предлагается план ответа, которому нужно строго следовать. Использование средств логической связи обязательно, это вынесено в отдельный пункт в схеме оценивания.

Третий критерий оценивания задания 3 – языковое оформление высказывания. Это задание базового уровня и, соответственно, к нему предъявляются требования в рамках программы базового уровня. Однако если понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (5 и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ 5 и более фонетических ошибок) ИЛИ более двух грубых ошибок, ответ оценивается в 0 баллов. 

Что такое грубые ошибки?  Грубые ошибки – это ошибки, искажающие смысл, приводящие к значительным затруднениям или сбою в коммуникации. 

например, игнорирование окончания –s 3-его лица единственного числа , he have. Неправильная постановка артикля( in background, we see a people) Употребление Present Simple при описании действия, которое происходит на фото). Ошибки в употреблении лексики( dress вместо wear, watch вместо look. Фонетические ошибки (beer вместо bear).

Таким образом, какие типичные ошибки допускают обучающиеся при выполнении задания 3: 

  1. Забывают сказать, какое фото выбрали для описания.

  2. отсутствие ответа или неполные ответы на все пункты плана , то есть забывают при описании первого пункта место или время, когда было сделано фото (where and when the photo was taken).

  3. Забывают описывать, что находится слева-справа, на переднем и заднем планах.

  4. Забывают проговорить или 4, или 5 пункт (для некоторых учеников они кажутся похожими).

  5. отсутствие адресности: хочу показать фото другу вместо хочу показать тебе

  6. Не делают вступления и заключения.

  7. Говорят клишированными фразами.

Также могут возникнуть фактические ошибки , когда говорящий приводит факты, противоречащие действительности, искажает факты из увиденного на фото. Например, изображены мальчики, экзаменуемый говорит, что на картинке девочки; женщина в брюках, а говорит, что в платье; и т.д Также, если экзаменуемый говорит: «Это мой сын/дочь/жена» – не снижаем балл, так как среди участников ЕГЭ становится больше людей, давно закончивших школу. 

Иногда при описании экзаменуемые путают времена года: лето – осень, ранняя весна – зима. Считаем неточным ответом только, если видны на картинке четкие указания на сезон, например, сугробы, снеговик.

Подготовка

Изучили общую информацию о задании, критерии оценивания. Предлагаем детям схему оценивания (памятку) для экспертов. Она очень удобна для самооценивания.

Рассмотрели пункты плана задания, и о том, что нужно обязательно проговорить все эти пункты в своем ответе,

Взяли полезные слова и фразы для раскрытия пунктов плана: слайды- сканы.

Рассмотрели примеры выполнения этого задания, так называемый эталон. Вот примеры упражнений из пособия Forward Вербицкой.

Обязательно говорим о необходимости делать вступление и заключение к своему высказыванию. Для вступления могут подойти следующие фразы:

I have a wonderful photo in my album. Have a look at it./ Would you like to see my photo album?/ Take a look at my holiday photos.

Для заключения могут быть использованы предложения:

That’s all I wanted to tell you. I hope you like my photo.

Для упрощения жизни учеников даю им вот такой “скелет” -заготовку ответа:

I’ve chosen photo № … .

Please, have a look at my photo.

1) This photo was taken last weekend (summer/winter/spring/autumn) when I was … in/at … (place). As far as I remember, it was …

2) In the photo you can see … (what, who). There is/are … in the background/foreground/centre of the picture. You can also see … on the left/ right.

3) … is/are doing smth. (Present Continuous)

4) I keep this picture in my album because I …

5) I decided to show this picture to you as …

That’s all I wanted to say. I hope you like this photo.

Анализ
типичных ошибок при выполнении заданий устной части ОГЭ по английскому языку(из
опыта работы)

Новая модель устной части ОГЭ была разработана с
учетом формата устной части ЕГЭ, которую большинство участников ОГЭ будут
сдавать через два года.

В качестве основных положений модели устной части
можно выделить следующие:

— соответствие
требованиям действующему в настоящее время Федеральному компоненту
государственных образовательных стандартов по иностранному языку и кодификатору
ОГЭ по иностранным языкам, но в то же время учет перспективы перехода на ФГОС 2012
г. Согласно существующим нормативным документам выпускники основной
общеобразовательной школы должны достичь допорогового уровня иноязычной
коммуникативной компетенции;

— реализация
современных дидактических и методических подходов: деятельностного,
коммуникативно-когнитивного и системного, в основе которых лежат
такие
лингводидактические принципы, как научность, посильность, доступность,
дифференциация и интеграция, соответствие условиям обучения, объективность,
репрезентативность, адекватность, надежность, экономичность, простота выявления
и оценки результатов, ясность и четкость формулировки контрольных заданий и
др.;


личностно-ориентированный характер содержания, который достигается за счет
соответствия интересам и уровню психофизиологического развития экзаменуемых
данного возраста (14–15 лет), а также дифференциации заданий по уровню
сложности;


проверка сформированности у участников наиболее существенных для общения
коммуникативных умений в говорении (в рамках допорогового уровня);
сбалансированность заданий, предусматривающих разные формы устно-речевого
общения (монологическая и диалогическая речь);


использование вербальных опор в заданиях по говорению, принимая во внимание
психологические особенности участников экзамена (в частности, развитие разных
видов мышления и памяти);

— отсутствие
экзаменаторов-собеседников во избежание ряда содержательных и организационных
трудностей.

Устная речь отличается от письменной и имеет свою
специфику. Она выражается в организации устного текста, стиле и языковом
оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь
всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи
является владение выпускниками основной школы умениями неподготовленной
спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, данных в стандарте и примерных программах.

Содержанием говорения является решение коммуникативной
задачи в заданном объеме и озвученное в устной форме.

Говорение имеет несколько форм. Обычно
выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь. Принимая во
внимание содержание Федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования по иностранным языкам (2004 г.) и цели ОГЭ,
представляется целесообразным проверить устно-речевые умения участников ОГЭ в
диалогической и монологической речи.

Новая модель устной части экзамена содержит также
задание по чтению вслух. Это задание позволяет настроить участников ОГЭ и
облегчить им выполнение других заданий раздела 5 экзаменационной работы на
английском языке. Кроме того, данный формат задания призван повысить внимание учащихся
и учителей к совершенствованию навыков чтения вслух на основном этапе обучения.
Работа над фонетическими навыками имеет важное значение, так как способствует
успешности речевого общения. Нарушение фонетической корректности речи часто
приводит к непониманию получаемой информации. Следует также отметить, что
овладение фонетическими навыками является существенным условием развития всех
видов речевой деятельности: аудирования, чтения, говорения и письменной речи.

Проанализируем типичные ошибки совершаемые школьниками
при выполнении  устной части экзамена. Анализ статистики показал, что устная
часть в 2018 г. была выполнена достаточно успешно, хотя и хуже, чем в
предыдущем году (в 2017 г. средний процент выполнения – 69; в 2018 г. – 64,9).

К общим ошибкам можно отнести:

— нечеткую и тихую речь;

— незнание формата заданий устной части;

— невнимательное прочтение заданий;

— несоблюдение временных ограничений.

Также при проведении
устной части ОГЭ сказывается чрезмерное волнение и напряжение учащихся, так как
обе части экзамена проводятся в один день.

Ученикам 9-х классов
нашей школы, которые в 2018/19 учебном году собираются сдавать ОГЭ по
английскому языку(13 человек), было предложено проделать все задания устной
части демоверсии 2018 года. Рассмотрим типичные ошибки на их примере.

Задание 1
предусматривает чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера
.

The ninth planet of the solar system was
discovered not long ago. It happened in 1930. Scientists had been hunting for
the planet for a long time.  They had calculated its probable position but
there was no proof that the planet really existed. It was too far away for
the telescopes of that time to find it. It’s worth mentioning that the first
photos of the planet were taken by a very young researcher.  He was only
twenty-four and had no formal education in astronomy. However he was deeply
involved in the search for the ninth planet. The planet at the edge of the
solar system was called Pluto, after the Roman god. The name for the planet
was suggested by an 11-year-old British girl.

Задания
выполняли школьники разного уровня подготовки. Чаще всего они совершали
следующие ошибки

Слова

Типичные ошибки

Кол-во учащихся допустивших данную
ошибку

called,god, happened

Оглушение окончания слова

3

long, hunting, mentioning, young

Появление звука[g] в конце слова

7

worth, were

Замена монофтонга [ɜ:] на монофтонг [o:]

4

far away, for a long time, 11-year-old

Не была озвучена конечная «linkingr”»  в позиции перед гласной

5

they, there, that

Замена межзубных [ð] на фрикативные [z]

8

прилагательное probable

было прочитано, как наречие probably

3

Что касается
интонационного рисунка, то были допущены необоснованно длинные паузы перед числительными,
не все школьники правильно делили текст на смысловые синтагмы, слова,
составляющие ритмические группы, читались обособленно

Можно прийти
к выводу, что основными ошибками  являются следующие:

— неверно выбранная интонация
при прочтении различных типов коммуникативных предложений;

— чтение текста без интонации,
пауз, деления предложения на смысловые части

— фонетические ошибки
(неправильные ударения в словах, оглушение /озвончение)

— незнание правил чтения
многих слов;

— низкий/медленный темп речи;

— необоснованно большие паузы.

Задание 2
предусматривает участие в диалоге-расспросе
.

 You are going to take part
in a telephone survey. You have to answer six questions. Give full answers to
the questions. 

 Remember that you have 40 seconds to answer each question.

 Electronic assistant: Hello! It’s the electronic
assistant of the Dolphin Sports Club. We kindly ask you to take part in our
survey. We need to find out how people feel about doing sports in our region.
Please answer six questions. The survey is anonymous – you don’t have to give
your name. So, let’s get started.  

Electronic assistant: How old
are you?

Student:
________________________

Electronic assistant: How many
times a week do you do sports?  Student:_________________________

Electronic assistant: What sport
is the most popular with teenagers in your region?

Student:
________________________  

Electronic assistant: What
sports facilities are available in the place where you live? 

Student:
_________________________

Electronic assistant: Why do you
think it is important to keep fit?

Student:
________________________

Electronic assistant: What would
you advise a person who wants to keep fit? Student:
________________________

Electronic assistant: This is
the end of the survey. Thank you very much for your cooperation. 

Рассмотрим типичные ошибки на
примере ответов 2х учащихся, один получил 5 баллов, а второй всего 3 балла.

Вопрос №1:

— How old are you?

Ответы:

        
I am fifteen.

        
I am fifteen years old.

Комментарий:

Оба
ответа зачитаны, несмотря на краткость  ответа. Нужно признать, что на такие
вопросы распространенно ответить практически невозможно.

Вопрос №2:

— How many times a week do you do sports? 

Ответы:

I do sports one or two times a
week.

— Personally I do sports regularly. I jog in the morning and go to
the gym three times a week.

Комментарий:

                    
В первом ответе допущена
лексическая ошибка
one or two timesonce or twice.(ответ не засчитан)

        
Второй ответ развернутый  и соответствует задаваемому
вопросу.
(ответ засчитан)

Вопрос №3:

— What sport is the most popular with teenagers in your region?

Ответы:

— The most popular sports with
teenagers in my region are football and basketball.

— I think, the most popular sport
with teenagers in my region is football. I like to play it with my friends too.

Комментарий:

— Первый ответ слишком общий, без вводных слов

Второй ответ развернутый  и
соответствует задаваемому вопросу.

(оба ответа засчитаны)

Вопрос №4:

— What sports facilities are available in the place where you
live? 

Ответы:

— We have a lot of sport
grounds, football fields, gyms and other sports facilities in the place where
you live

— A lot of sports facilities
are available in the place where I live. In my district there are 2 stadiums, 2
skating rinks, a swimming pool and many football fields.

Комментарий:

— Первый ответ слишком общий, без вводных слов

Второй ответ развернутый  и
соответствует задаваемому вопросу.

(оба ответа засчитаны)

Вопрос №5:

— Why do you think it is important to keep fit?

Ответы:

To keep fit very important for
us.

— In my opinion, to keep feet is very important for our health. 
Moreover
, keeping feet makes people more disciplined.

Комментарий:

— Ответ дан неправильно,
не соответствует заданному вопросу, пропущен вспомогательный глагол.(ответ не
засчитан)

— Второй ответ полный  и соответствует задаваемому вопросу. (ответ засчитан)

Вопрос №6:

— What would you advise a person who wants to keep fit?

Ответы:

— Eat healthy food and do sports.

Sorry, I didn’t understand
the question.

Комментарий:

— Первый ответ слишком
краткий и односложный. (ответ не засчитан)

— К сожалению, вопрос не
отвечен. (ответ не засчитан)

Итак, основными ошибками в задании
2
были:

— неверное употребление
лексических единиц;

— непонимание заданных
уточняющих вопросов, потеря ответа на вопрос why;

— неумение отвечать полностью
на специальные вопросы;

— грамматические ошибки
(отсутствие  вспомогательных глаголов);

— отсутствие вводных слов;

-несоблюдение временных
ограничений.

По мнению экспертов предметной подкомиссии по английскому языку к
основным ошибкам в задании 2 можно также отнести:

— неверное употребление
видовременных форм глаголов;

— ошибки в преобразовании
лексических единиц;

— грамматические ошибки
(отсутствие  вспомогательных глаголов, неправильное согласование  подлежащего и
сказуемого, потеря  окончания–s  в
Present Simple Tense);

Задание 3 предусматривает составление монолога-рассуждения на заданную тему. В демоверсии было представлено следующее задание.

You
are going to give a talk about photography. You will have to start in 1.5
minutes and speak for not more than 2 minutes (10-12 sentences). 

Remember
to say:


why people like taking pictures


why taking photos is more popular today than it was in the past


what the best photo you have ever taken is 

You
have to talk continuously.  

Для анализа возьмем вариант ответа, в котором было
допущено наибольшее количество ошибок.

        
Hello, I want to tell you
about
photography.

I really like photography and my friends too. It very merry to find something new and
interesting and take pictures.  I have a good camera on my phone and can
always take photos of everything I see. Today
taking
photo is more popular than it was in the past because easy.

I prefer taking photos of
my friends. I take my best photo last summer at my friend birthday party. He
was very happy.

Комментарии
к ответу:

Критерий №1 —  Решение коммуникативной задачи, определяющий
полноту, точность и развернутость всех аспектов, указанных в задании (максимум
3 балла).

В ответе на первый вопрос не сказано, почему людям нравится делать
фотографии, ответы на остальные два вопроса хотелось бы увидеть более
содержательными.

1/3 – один балл из трех за решение коммуникативной задачи.

Критерий №2 – Организация высказывания, оценивает насколько логично
высказывание, правильно ли использованы средства логической связи, наличие
вступительной и заключительной фразы (максимум 2 балла).

Высказывание в основном логично, средства логической связи
(because, and) использованы, но, отсутствует заключительная фраза.

1/2 – один балл из двух за организацию высказывания.

Критерий №3 – Языковое оформление высказывания, проверяет соответствие
использованного словарного запаса и грамматических структур поставленной задаче
(максиму 2 балла – при этом, допускается не более четырех не грубых ошибок).

Ошибки ответа

It very merry it’s very merry

taking photo — taking photos

because easy — because it is easy

take – took

my friend birthday party
— my friend’s  birthday party

1/2 – один балл из двух за
языковое оформление .(5 ошибок)

В
итоге, за данный ответ ученик получит не более 3 х баллов.

По мнению экспертов предметной подкомиссии по английскому языку
основными ошибками в задании 3 были следующие:

        
несоблюдение временных
ограничений;

        
неумение составить
монологическое высказывание, отсутствие логической связи между высказываниями;

        
отступление от темы;

        
объем высказывания не
соответствует поставленной задаче (включение по одной фразе на каждый пункт
плана);

        
ограниченный словарный запас :
использование примитивной лексики, многочисленные повторы слов;

        
отсутствие вступительной и
заключительной фразы;

        
многочисленные грамматические ошибки.

Уровень
сформированности иноязычных коммуникативных умений участников ОГЭ во многом
определяется уровнем развития их языковой компетенции. Конечной целью обучения
устной речи является выработка
у учащихся умений неподготовленной спонтанной речи в рамках тем
и ситуаций, предложенных в стандартах и примерных программах. Научить
стратегиям выполнения заданий формата ОГЭ возможно, и как учителя- практики мы
и занимаемся этим на своих уроках.

Именно устная часть ОГЭ по английскому становится тем самым камнем преткновения для многих выпускников 9 классов. Даже успешно справившись с письменной частью, ученик может допустить досадные ошибки в части «говорения» и лишиться заветных дополнительных баллов.
Устная часть ОГЭ состоит из трех заданий:

  • Чтение небольшого текста;
  • Условный диалог-расспрос;
  • Тематическое монологическое высказывание.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №1 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 2

Чтение текста:

  • внимательно прочитать текст задания про себя;
  • просмотреть текст и выделить синтагмы в длинных предложениях, трудные для произношения слова;
  • продумать интонацию различных типов коммуникативных предложений;
  • прочитать текст шепотом, а потом вслух, обращая внимание на слитность и беглость речи.

Основными ошибками при выполнении этого задания, разумеется, выступают фонетические ошибки, искажающие смысл. К этим ошибкам можно отнести неправильное произношение звука (замена фонемы), которая приводит к искажению значения слова, если пара слов различается именно на его основе, например ship – sheep. Другой случай этого рода – когда слово становится неузнаваемым из-за его неправильного произношения, например put произносится с тем же звуком, что cut, или слово science – с двумя согласными в начале.

Фонетические ошибки, искажающие смысл высказывания, могут быть также при неверной расстановке пауз.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №2 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 6

Условный диалог-расспрос:

  • прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания: количество вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд);
  • давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
  • использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.

Часто допускаемые ошибки:

Ответ на вопрос не дан, ИЛИ ответ не соответствует заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетические, и лексические, и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа.

СТРАТЕГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ №3 ПО ГОВОРЕНИЮ

Максимальное количество баллов — 7

Тематическое монологическое высказывание:

  • внимательно прочитать текст задания, обращая особое внимание на условия задания: аспекты, которые необходимо раскрыть, и время ответа (40 секунд);
  • продумать монологическое высказывание: вступление (о чем будете говорить), основную часть (раскрытие трех аспектов задания), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения).

При ответе на данное упражнение, важно соблюдать три аспекта: решение коммуникативной задачи (дать ответы на все вопросы, раскрыть содержание), придерживаться организации высказывания (логики и связности в речи) и языковое оформление речи (словарный запас, грамматические структуры, фонетическая сторона речи).

Часто допускаемые ошибки:

  • учащиеся часто не начинали с общего представления темы;
  • раскрывали содержание не всех аспектов задания;
  • не давали развернутую аргументацию, когда в одном из аспектов задания было “Why”;
  • допускали лексические и грамматические ошибки;
  • не подводили итог, обобщив сказанное в основной части высказывания.

В этом году экзамен по английскому языку выбрали 20 учащихся нашей школы.

Результаты пробного экзамена по английскому языку

Класс

Устная часть

Чтение

Диалог

Монолог

Общий
балл

1

9

2

5

5

12

2

9

2

6

4

12

3

9

1

3

2

6

4

9

1

6

4

11

5

9

1

4

2

7

6

9

2

6

5

13

7

9

2

6

7

15

8

9

2

5

6

13

9

9

2

5

5

12

10

9

1

3

0

4

11

9

2

5

5

12

12

9

1

2

4

7

13

9

0

2

0

2

14

9

2

6

6

14

15

9

2

6

6

14

16

9

2

4

6

12

17

9

2

6

6

14

18

9

2

5

4

11

19

9

2

4

3

9

20

9

2

6

6

14

 Исходя из результатов пробного экзамена, можно сделать вывод, что наименее сложное задание для девятиклассников оказалось задание на чтение, 70% учащихся получили максимальный балл за данное задание, а это значит, что их речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов практически без нарушений нормы. Наиболее сложным заданием оказалась 3-я часть экзамена — монолог. Только 5% процентов учащихся набрали максимальный балл за это задание, 30% были близки к максимальному баллу. Обучение монологу как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся, требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся.

Мы надеемся, что такой разбор ошибок, дорогие читатели и коллеги, хоть немного, но поможет вам при подготовке своих учащихся к экзамену.

Литература

  1. Мильруд Р.П. ОГЭ. Английский язык. Устная часть. Тренировочные тесты. М., Титул, 2017.
  2. Журнал «Педагогические измерения». М., 2017. «Школьные технологии».
  3. Сайт ФИПИ http://fipi.ru (электронный ресурс).

№ 1 — 2016 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 372.881.111.1

ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ И ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ВЫПУСКНИКАМИ В РАЗДЕЛАХ «ПИСЬМО» И «ГОВОРЕНИЕ»

А. Д. Иванова, В. Ю. Мендограло

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

(г. Новосибирск)

Представленная статья посвящена необходимости внедрения программы повышения качества преподавания иностранных языков в школах. В настоящей работе рассмотрены объекты контроля ЕГЭ по английскому языку и типичные ошибки, допускаемым старшеклассниками при выполнении заданий разделов «Письмо» и «Говорение». Авторы статьи пришли к выводу, что разработка комплекса мероприятий, направленного на предупреждение ошибок, приведет к повышению эффективности подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

Иванова Анна Дмитриевна — студент 4-го курса заочного отделения факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: annykoltsova@gmail.com

Мендограло Валерия Юрьевна — студент 4-го курса заочного отделения факультета иностранных языков ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-mail: mendogra@rambler.ru

Федеральные образовательные стандарты предполагают, что с 2022 года экзамен по английскому языку станет третьим обязательным экзаменом наряду с экзаменами по русскому языку и математике. Первоначально запланированное на 2020 год введение в качестве обязательного ЕГЭ по иностранному языку решено отложить до 2022 года не случайно. Уровень знаний английского языка большинства выпускников не соответствует требованиям подготовки к ЕГЭ. Необходимо внедрение серьезной программы повышения качества преподавания иностранных языков в школах. Это потребует большего временного диапазона как для повышения качества подготовки к ЕГЭ по английскому языку, так и для работы по совершенствованию всех аспектов

непосредственно экзамена.

Конкретизируем объекты контроля, которые представлены в разделах ЕГЭ по английскому языку.

В разделе «Аудирование»:

• понимание основного содержания прослушанного текста;

• понимание в прослушанном тексте запрашиваемой информации;

• полное понимание прослушанного текста.

В разделе «Чтение»:

• понимание основного содержания текста;

• понимание структурно-смысловых связей текста;

• полное и точное понимание информации в тексте.

В разделе «Письмо»:

• умение написания письма личного характера;

• умение создания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной проблеме «Мое мнение».

В разделе «Грамматика и лексика» в качестве объектов контроля выделяются знание языковых единиц и навыки их употребления в коммуникативно-значимом контексте:

• распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и грамматических структур иностранного языка;

• знание основных способов словообразования и навыки их применения;

• употребление в речи изученных лексических единиц (с особым вниманием к лексической сочетаемости, синонимии, антонимии);

• знание правил орфографии и навыки их применения.

В разделе «Говорение»:

• техника чтения вслух (владение произносительными навыками и навыками ритмико-интонационного оформления различных типов предложений);

• умение вести диалог-расспрос;

• умение выстраивать тематическое монологическое высказывание с использованием основных коммуникативных типов речи (описание, повествование, рассуждение, характеристика);

• умение выстраивать связное тематическое монологическое высказывание — передавать основное содержание увиденного с выражением своего отношения, оценки, аргументации (сравнение двух фотографий).

Как можно видеть из приведенного перечня, проверяемые в ЕГЭ по иностранным языкам умения и навыки полностью соответствуют требованиям Федерального компонента и с введением в ЕГЭ устной части контролируют все формируемые в ходе школьного обучения компетенции [1, с. 3].

Для повышения качества преподавания иностранных языков в школах необходимо выявить наиболее типичные ошибки и эффективные способы их устранения, чтобы с их учетом осуществлять подготовку школьников к ЕГЭ по английскому языку.

Признаком грамотной речи до недавнего времени считалось отсутствие грамматических, лексических и орфографических ошибок. В настоящее время ошибка в иноязычной речи

и грамотная речь стали оцениваться иначе, поскольку одной из ключевых целей современного образования является формирование коммуникативной компетенции, а именно «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [2, с. 23]. Таким образом, наиболее эффективным обучение учащихся построению иноязычной речи становится, если в процессе обучения иностранному языку также учитываются ошибки организации письменной и устной речи в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка, и ошибки, препятствующие успешному решению коммуникативной задачи.

Остановимся подробнее на разделах «Письмо» и «Говорение», являющихся наиболее проблемными для успешного выполнения выпускниками.

В разделе «Письмо» можно выделить следующие типичные ошибки старшеклассников при выполнении письма личного характера:

1. неумение представить ответ на запрашиваемую в письме информацию;

2. неумение ставить вопросы по предложенной теме и/или недостаточное количество вопросов;

3. нарушение стиля письма личного характера: а) неправильное обращение, отсутствие запятой после обращения;

б) отсутствие подписи, указание фамилии в подписи;

в) неправильно выбранная завершающая фраза, отсутствие запятой после нее, отсутствие завершающей фразы;

4) отсутствие реакции на письмо-стимул (благодарности, ссылки на предыдущий и надежды на последующий контакты);

5) ошибки в оформлении и организации текста:

а) неправильное написание почтового адреса (отсутствие адреса, указание адреса друга по переписке вместо своего, неправильный порядок элементов адреса, адрес написан не в правом верхнем углу, указание фамилии в адресе);

6) отсутствие даты;

в) отсутствие логических связей и деления на абзацы;

г) завершающая фраза и подпись даны не на отдельных строчках.

При выполнении письменного высказывания с элементами рассуждения наиболее характерными являются следующие ошибки:

1. отсутствие введения;

2. несоблюдение письменного жанра;

3. отсутствие аргументации и примеров;

4. неумение сформулировать проблему своими словами;

5. отсутствие деления текста на абзацы в соответствии с его логической структурой;

6. отсутствие или неправильное использование средств логической связи внутри предложений и между абзацами;

7. отсутствие сформулированного мнения экзаменуемого по предложенной проблеме.

К ошибкам, характерным как для личного письма, так и для эссе, относятся несоблюдение объема и лексико-грамматические ошибки.

При выполнении устной части экзамена, которая включает в себя 4 задания, выпускники допускают ошибки, которые можно разделить на 4 группы соответственно заданиям.

В первом задании при чтении фрагмента текста, как правило, допускаются фонетические

ошибки разного плана:

1. неправильное произношение звуков и чтение слов с непроизносимыми буквами, что меняет смысл слов;

2. несоблюдение ударения в ряде слов;

3. неумение делить простые и сложные предложения на смысловые синтагмы, а также несоблюдение корректной интонации в разных коммуникативных типах предложений.

К типичным ошибкам при выполнении второго задания, условного диалога-расспроса, участниками экзамена относятся:

1. описание картинки или составление монолога вместо уточняющих вопросов;

2. запрос не требуемой в задании информации;

3. использование вопросов «Как насчет…» либо утвердительных предложений «Расскажите о…» вместо составления пяти прямых вопросов согласно формулировке задания;

4. несоблюдение грамматических правил при построении прямых вопросов.

При выполнении третьего задания при описании выбранной фотографии типичны следующие ошибки:

1. описание трех картинок вместо одной;

2. утверждение (в противовес инструкции задания), что фото снимал кто-то из друзей или родственников или что это они на фотографии;

3. отсутствие адресности при ответе (например, обращение к другу);

4. неправильная интерпретация содержания картинки;

5. нарушение последовательности пунктов плана и нарушения логичности высказывания.

При сравнении двух фотографий при выполнении четвертого задания чаще всего допускаются следующие ошибки:

1. подробное описание одной фотографии вместо краткого описания двух;

2. описание сюжета картинок и отсутствие их сравнения;

3. отсутствие в ответе общих и отличительных характеристик картинок.

К ошибкам, присущим как тематическому монологическому высказыванию (описание выбранной фотографии), так и тематическому монологическому высказыванию с элементами рассуждения, можно отнести следующие ошибки выпускников:

1. наличие фонетических и лексико-грамматических ошибок в ответе;

2. соответствие лишь одной фразы каждому пункту плана;

3. отсутствие выражения личного отношения к картинкам;

4. неупотребление фраз-клише при сравнивании картинок;

5. отсутствие вступительной и заключительной фраз.

Таким образом, программа повышения качества преподавания иностранных языков в школах должна включать в себя комплекс мероприятий, нацеленный на предупреждение ошибок в письменной и устной речи. В рамках данной программы необходимо планировать обучение с учетом ошибок, наиболее часто допускаемых выпускниками, что приведет к повышению эффективности подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

Список литературы:

1. Вербицкая М. В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе

анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам [Электронный ресурс] / М. В. Вербицкая, К. С. Махмурян, В. Н. Симкин. — М. : ФИПИ, 2015. — Режим доступа :

(http://fipi.ru/sites/default/files/document/1440157521/metod-rek_inostrannye_yazyki_2016. pdf). — Дата обращения : 07.02.2016. 2. Седов К. Ф. Дискурс и личность : эволюция коммуникативной компетенции / К. Ф. Седов. — М. : Лабиринт, 2004. — 320 с.

USE ON ENGLISH: OBJECTS OF CONTROL AND TYPICAL MISTAKES MADE BY GRADUATES IN «WRITING» AND «SPEAKING» SECTIONS

A. D. Ivanova, V. Y. Mendogralo

FSBEIHPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk)

The presented article is devoted to the need of implementation of the program of improvement of quality of teaching foreign languages at schools. objects of control on English USE and typical mistakes, made by seniors at performing tasks from the «Writing» and «Speaking» sections are considered in the work. Authors of article concluded that elaboration of set of actions referred on the prevention of mistakes will lead to rising of efficiency of revising for USE English.

About authors:

Ivanova Anna Dmitriyevna — forth-year-student of correspondence department of faculty of foreign languages at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», e-mail: annykoltsova@gmail.com

Mendogralo Valeria Yurevna — forth-year-student of correspondence department of faculty of foreign languages at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», e-mail: mendogra@rambler.ru

List of the Literature:

1. Verbitskaya M. V. The methodical references for teachers prepared on the basis of the analysis of typical mistakes of participants of USE 2015 on foreign languages [electron resource] / M. V. Verbitskaya, K. S. Makhmuryan, V. N. Simkin. — M. : FIPI, 2015. — Access mode :

(http://fipi.ru/sites/default/files/document/1440157521/metod-rek_inostrannye_yazyki_2016. pdf). — Access date : 07.02.2016.

2. Sedov K. F. Discourse and person : evolution of communicative competence / K. F. Sedov. — M. : Labyrinth, 2004. — 320 p.

ЕГЭ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК РАЗДЕЛ «ПИСЬМО» РАЗДЕЛ «ГОВОРЕНИЕ» use english «writing» section «speaking» section

Устная часть ЕГЭ:

Термины и типичные ошибки

Что это значит?

Что значит «правильная грамматическая форма прямого вопроса? – Учитывается порядок слов в вопросе, форма глагола в нужной видовременной форме. Тип вопроса должен соответствовать содержанию плана, т.е. установке. Не учитываются ошибки в артиклях, предлогах (если они не меняют смысл высказывания). Вопрос, начинающийся с вежливого оборота “Could you tell me …?” принимается только если за ним следует полный вопрос косвенный вопрос с соответствующим порядком слов, т.е. “Could you tell me where the hotel is situated?”. В этом случае мы рассматриваем  “Could you tell me …?” как прямой вопрос «Не могли бы вы сказать…?» Владение грамматической нормой экзаменуемый демонстрирует, используя в продолжение прямого вопроса придаточное (косвенный вопрос). Если в  придаточном предложении используется вопросительный порядок слов “Could you tell me where is the hotel situated?” — это грамматическая ошибка, вопрос не принимается. Сокращенные вопросы типа “Could you tell me about the price?” и “What about…” не принимаются.

Что значит возможные фонетические погрешности? – любые фонетические ошибки, не затрудняющие восприятие смысла высказывания. Необходимо, чтобы интонация  соответствовала типу  вопроса (общий, специальный и т.п.).

Что такое «решение коммуникативной задачи»? — Соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, полнота и точность раскрытия темы, продуктивность речи, соответствие объему высказывания.

Что такое «организация текста»? — логичность в изложении материала, связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.), композиция текста, т.е. деление текста на вступительную фразу, основную часть и заключительную фразу согласно плану.

Что означает «высказывание логично и носит завершенный характер»? – Участник строит последовательно, связно и в соответствии с планом свое высказывание, которое имеет четкую композицию, в том числе вступительную и заключительную фразу, соответствующую ситуации. Монологическое высказывание не заканчивается на середине фразы.

Что понимается под использованием средств логической связи? – Средства логической связи придают связность монологическому высказыванию и часто показывают характер монологического высказывания — рассуждение, описание, повествование.

Что понимается под языковым оформлением высказывания? — точность в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения; правильность формирования лексических словосочетаний, соблюдение узуальной (общепринятой) сочетаемости английского языка; запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы) и их соответствие базовому уровню в задании 3 и высокому уровню в задании 4; точность в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания, разнообразие и правильность используемых грамматических средств, соответствие используемых конструкций базовому уровню  в задании 3 и высокому уровню в задании 4.

Что понимается под лексическими ошибками? — Нарушения в использовании слов в контексте, словосочетаний.

Что понимается под грамматическими ошибками? — Нарушения в использовании грамматических средств.

Что понимается под фонетическими ошибками? – нарушения в использовании фонетических средств.

Типичные ошибки

Грубые ошибки – это либо ошибки, искажающие смысл и ведущие к сбою в коммуникации (например, учащийся вместо слова “reason” использует слово “cause” — грубая лексическая ошибка), либо ошибка базового уровня (например, игнорирование окончания –s 3-его лица единственного числа глаголов в настоящем простом времени). Таким образом, под грубыми ошибками, понимаются ошибки, которые приводят к значительным затруднениям или сбою в коммуникации.

Типичные ошибки в задании 1  неправильное чтение слов, проглатывание окончаний и добавление лишних звуков при быстром чтении, неверная расстановка пауз и логического ударения.

Наиболее типичные ошибки в задании 2 – коммуникативное задание не понято, вместо вопросов экзаменуемый дает монологическое высказывание; вопросы заданы не по всем указанным в задании пунктам; порядок слов прямого вопроса не соблюдается; интонация не соответствует выбранному типу вопроса.

Типичные ошибки в задании 3 описание двух картинок вместо одной; неправильная интерпретация содержания картинки, отсутствие ответа или неполные ответы на пункты плана; описание себя на фото (в инструкции к заданию сказано: ты сделал это фото, следовательно тебя на фото нет, на фото – другие люди).

Типичные ошибки в задании 4 – отдельное описание двух картинок вместо их сравнения; неумение найти и сформулировать общее и различное; неумение высказать свои предпочтения и обосновать их.

  • Наиболее распространенные синтаксические ошибки
  • Наиболее распространенные ошибки телефонного разговора
  • Наиболее распространенные ошибки при оказании первой помощи при поражении электрическим током
  • Наиболее распространенные ошибки при делегировании
  • Наиболее распространенные орфоэпические ошибки