Найди ошибку думающего человека

Зачем надо знать о когнитивных искажениях

Ошибки надо исправлять. А чтобы это сделать, их нужно найти. Когнитивные искажения ловко маскируются под нормальные мыслительные процессы — никому в голову не придёт, что в рассуждениях что-то пошло не так.

Когнитивных искажений много. В «Википедии» приводится 175 способов самообмана — огромное число. Некоторые чем-то похожи, какие-то дублируют друг друга. Выучить и постоянно знать все невозможно, но время от времени полезно просматривать список ошибок, находить свои любимые и избавляться от них.

Почему мозг любит ошибаться

Каждое искажение зачем-то нужно. Они появились в процессе развития мозга, чтобы помочь человеку адаптироваться в мире, не сойти с ума, сберечь энергию и время.

Бастер Бенсон, тренер и блогер, потратил месяц, чтобы изучить и рассортировать их: сделал таблицу, вычистил дубли, сгруппировал основные ошибки. У него получилось 20 шаблонных сценариев, по которым работает мозг.

Эти сценарии решают четыре главные проблемы:

  1. Как справиться с информационной перегрузкой.
  2. Как действовать, когда ты ничего не понимаешь.
  3. Как действовать быстро.
  4. Как запомнить важное и не запоминать ненужное.

Сегодня мы разберём когнитивные искажения, которые решают первую проблему.

Первая проблема мозга: слишком много информации

Каждый день мозг переваривает кучу данных, начиная с того, как ярко светит солнце, заканчивая мыслями, которые лезут в голову перед сном. Чтобы не захлебнуться информацией, приходится выбирать, о чём думать, а на что не обращать внимания. Мозг использует несколько приёмов, чтобы выдёргивать важные сведения.

Мы замечаем информацию, которую уже знаем

Повторение помогает запоминать — это правило работает, даже если мы не заучиваем информацию специально. Мозгу удобно замечать то, что он и так знает. Эту особенность поддерживает несколько искажений.

Эвристика доступности. Мы на любую новую информацию клеим ярлыки, опираясь на воспоминания и ассоциации, которые возникают в памяти сами собой. В этом есть логика: если что-то можно вспомнить, значит, это важно. Ну или по крайней мере важнее, чем то, что вспомнить трудно. А что возникает в памяти само по себе? То, что вас зацепило. То, что случилось с вами или с близкими. То, что можно посмотреть, потрогать, понюхать. В общем, скудный личный опыт. Его-то мы и используем, чтобы понимать всю новую информацию.

Например, знакомый специалист уехал в столицу и отлично там устроился. И нам кажется, что все жители столицы занимают крутую должность и получают огромную зарплату.

Ошибка базового процента. Мы игнорируем статистику, зато обращаем внимание на частные случаи и делаем выводы на основе неполных данных. Например, после прививки от гриппа вы простудились, значит, будете считать её вредной. По статистике прививка спасает миллионы жизней, но вам всё равно: когнитивным искажениям плевать на правду.

Отклонение внимания. Мы замечаем то, о чём думаем. Мы обращаем внимание на то, что волнует, а если что-то нам неинтересно, мы этого и не увидим. Кто много думает об одежде и интересуется брендами, с ходу заметит новую сумку у коллеги, будет обращать внимание на одежду других. Кто не отмечает праздники, тот забывает поздравить друзей и близких — это просто не входит в круг его интересов.

Иллюзия частоты. Мы начинаем замечать предметы, которые изучаем и которые нас недавно заинтересовали. Например, вы прочитали статью о здоровом образе жизни и решили заниматься спортом, считать БЖУ. И вдруг оказалось, что на каждом углу стоит фитнес-центр или магазин спортивного питания. Раньше их не было? Были, но вы не обращали на магазины и спортзалы внимания.

Эффект мнимой правды. Тенденция верить сведениям, которые повторяют много раз. Давно известно: если сто раз сказать человеку, что он свинья, на сто первый раз он хрюкнет.

Мнимую правду активно используют для пропаганды, ведь так удобно заставлять людей верить во что-то, повторяя это много раз.

Эффект знакомства с объектом. Из нескольких объектов мы выбираем тот, с которым уже знакомы или о котором слышали. И чем лучше мы что-то знаем, тем больше оно нам нравится. На этом искажении работает реклама: мы услышали о стиральном порошке, пришли в магазин и купили его просто потому, что он кажется лучше, ведь о нём мы хоть что-то знаем. И раз за разом покупаем этот порошок, не пробуя другие: а что, ведь мы давно его используем. Это искажение бережёт от необдуманных поступков, но помните, что лучшее — враг хорошего.

Эффект контекста. Окружающая среда влияет на восприятие стимулов. Даже умственные способности зависят от окружающей обстановки: удобнее читать и запоминать текст в светлой комнате и в тишине, а не в душном метро. Этот эффект тоже используют в маркетинге. Если вы пришли в магазин и выбираете товары в приятной обстановке, то вы согласны на более высокую цену. Одна моя знакомая продавала квартиру и перед приходом покупателей пекла булочки с корицей и ванилью. Квартиру наполнял приятный аромат и тепло. В итоге жильё удалось продать в полтора раза дороже рыночной цены, и это только благодаря булочкам.

Забывание без контекста. Мозг не умеет искать информацию по ключевым словам. Иногда нужно вспомнить что-то важное, но не получается. Требуется ассоциация, чтобы вытащить из памяти нужные сведения. Например, на экзамене никак не приходит в голову определение, но вот шелест страниц тетрадки или запах бумаги напоминают, как вы писали конспект, как учили термины, — и вот оно, определение.

Стимулом, который помогает вспомнить всё, служат разные раздражители — от звуков и запахов до вашего настроения.

Разрыв эмпатии. Мы недооцениваем влияние внутренних факторов на поведение. Даже таких банальных, как голод и жажда. Сытый голодного не разумеет — в буквальном смысле. Когда хочется на кого-то наорать, может, стоит перекусить или вздремнуть, а не ругаться. Поэтому мы не понимаем чужих поступков. Мы же не знаем, в каком состоянии человек их совершил.

Недооценка бездействия. Вредные поступки мы осуждаем. А не менее вредное бездействие — нет. «Но я же ничего не сделал!» — в чём тут человека обвинить? Поэтому, когда нужно действовать, мы стоим в сторонке и ничего не предпринимаем. Так безопаснее.

Мы замечаем только необычные вещи

Причудливые, смешные, яркие, выстреливающие сведения заметнее, чем скучные и рутинные. Мозг преувеличивает важность всего удивительного и пропускает всё обыкновенное.

Эффект изоляции. Отдельно стоящие и нестандартные объекты запоминаются лучше, чем похожие. Это как цифра в ряду букв, шутка в скучной лекции, заметная упаковка на полке с одинаковыми товарами. А если все упаковки яркие, то выделится минималистичная. Сюда же относится эффект приоритета изображения: картинки запоминаются лучше, чем текст. А уж картинка в тексте — тем более.

Эффект соотнесения с собой. Чем сильнее новая информация связана с нами, тем легче её запомнить. Если герой книги похож на нас, его приключения остаются в памяти надолго.

Эффект причастности. Мы считаем, что дело или вещь, которую создали мы, важнее, чем вещи, которые создали другие. Это наш ребёнок лучше всех на свете, наш проект самый полезный, наш отдел больше всех работает на благо компании.

Склонность к негативу. Мы переоцениваем значение отрицательных вещей. Поэтому так популярны криминальные хроники, поэтому тянет посмотреть ток-шоу, в которых у героев всё очень плохо. Причём один мелкий недостаток способен перечеркнуть множество положительных черт. Это та самая ложка дёгтя, которая портит всем и всё. Во всём прекрасный человек ковыряет в носу, и мы считаем это показателем, по которому стоит оценивать даже его работу.

Мы замечаем только изменения

Мы оцениваем вещи и события не по тому, какие они, а потому, что с ними произошло. Если случилось что-то хорошее, мы считаем всё событие положительным, и наоборот. А когда мы сравниваем две вещи, то смотрим не на их сущность, а на их отличия. Сложно? Посмотрим на примерах.

Эффект якоря. Искажение при оценке числовых значений. Если нас познакомить с объектом и указать рядом с ним число, то мы будем принимать решение, опираясь на это число. Например: благотворительный фонд отправляет письма с просьбой пожертвовать деньги, сумма любая, минимального ограничения нет. Но в одном письме фонд пишет: «Дайте хотя бы 100 рублей», а в другом: «Хотя бы 200 рублей». Человек, который получил второе письмо, заплатит больше.

Это искажение используют в рекламе и в магазинах, когда указывают скидку на товар.

Эффект контраста. Всё познаётся в сравнении. И от этого сравнения зависит наша оценка события. Например, человек радуется тому, что купил какую-то вещь в магазине, но перестаёт радоваться после того, как узнаёт, что в соседнем магазине эта же вещь стоит в два раза дешевле.

Фрейминг. Мы реагируем на событие в зависимости от того, как оно описано, и умеем менять отношение к ситуации. Классический пример: стакан наполовину полон или стакан наполовину пуст. Можно после потери денег сказать: «Мы потеряли половину капитала», а можно: «Нам удалось сохранить половину средств». В первом случае мы проиграли, во втором выиграли, хотя событие одно.

Консерватизм. Когда мы получаем новые данные, которые противоречат сложившейся картине мира, мы очень медленно их обрабатываем. И ещё медленнее меняем свои взгляды. Информацию, которая не покушается на старые убеждения, мы осваиваем быстрее. А всё из-за лени: куда проще не заметить данные, чем перестроить свои взгляды.

Денежная иллюзия. Мы оцениваем количество денег по номиналу. Миллион — это много. Хотя, если разобраться, это не так уж много, особенно если это миллион в слабой валюте. Мы оцениваем число, а не реальную стоимость денег. А их реальная стоимость складывается из того, сколько можно купить товаров на эту сумму.

Необъективная оценка отличий. Когда мы рассматриваем предметы по отдельности, мы замечаем между ними меньше различий, чем если сравниваем их одновременно. Порой невозможно различить близнецов, но, когда они рядом, их не перепутаешь. Или иногда ужин кажется не таким уж жирным. Подумаешь, там же просто макароны из твёрдых сортов пшеницы и котлета. А вот сравнишь такую тарелку с салатом и куриной грудкой — сразу видна разница.

Мы любим свои убеждения

Мы любим советы, которые подсказывают уже принятое решение. Мы плюём на детали, которые противоречат нашим убеждениям.

Предвзятость подтверждения и селективное восприятие. Мы ищем информацию, которая подтверждает знания и позицию. Это причина вечных споров и непримиримой вражды. Допустим, человек решил, что во всех его бедах виноват заговор. Он найдёт доказательства, что всё именно так. Любые аргументы противников пропустит мимо ушей либо скажет, что оппоненты и есть главные заговорщики.

Искажение в восприятии выбора. Сначала мы делаем выбор, потом оправдываем его. Сначала покупаем вещь, потом придумываем, зачем она нам нужна.

Чем хуже выбор, тем сильнее разыгрывается фантазия в поисках причин, которые оправдают наши поступки.

Эффект страуса. А это причина, по которой мы не замечаем негативную информацию, которая говорит о нашем выборе. Как в детстве: раз я вас не вижу, то и вы меня не видите, я спрятался.

Эффект ожидания наблюдателя. Наши ожидания определяют наше поведение. Если мы верим, что регулярные пробежки помогут похудеть, мы занимаемся чаще, чем если не верим в успех. В обратную сторону это тоже работает: если мы не ждём, что сможем выполнить задание, то делаем его кое-как.

Мы замечаем чужие ошибки

А вот свои признавать не хотим. Так что прежде, чем думать, что вы окружены идиотами, посмотрите на себя. Может, вы пропустили какое-то искажение?

Слепое пятно. Мы не видим когнитивных искажений в собственном мышлении. Тем они и коварны, что их трудно найти.

Наивный реализм и наивный цинизм. Кого мы считаем нормальным человеком, ориентиром, по которому оцениваем всех и всё? Конечно, себя. И тот, кто с нами не согласен, не прав.

Что делать с этой информацией

Читать и перечитывать. Здесь перечислены только те ошибки, которые мешают воспринимать информацию, и их условно можно разделить на четыре группы:

  1. Мы не любим новую информацию.
  2. Мы обращаем внимание только на необычное, но не думаем о рутине.
  3. Мы не умеем объективно сравнивать предметы.
  4. Мы не замечаем своих ошибок.

Из ложных данных нельзя сделать правильные выводы, как ни старайся. Поэтому эти когнитивные искажения так опасны: мы выстраиваем картину мира, которая не может работать.

Если в следующий раз, принимая решение, вы вспомните несколько искажений и сможете их исправить, то сделаете правильный выбор. А мы расскажем, какие ещё искажения есть в мире.

Читайте также 🧐

  • 20 когнитивных искажений, которые влияют на ваши решения
  • 30 ошибок мышления, из-за которых мы живём по шаблону
  • 14 ловушек памяти, которые меняют наше прошлое и влияют на будущее

ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!!!
1.Что изучается в разделе «Морфология»:
А) звуки,
Б) нормы произношения,
В) слово как часть речи,
Г) предлог,
Д) знаки препинания.
2. Выберите обязательное условие для обособления причастного оборота:
А) в середине предложения,
Б) после определяемого слова,
В) всегда,
Г) никогда.
3. Какими грамматическими признаками не обладает деепричастие:
А) возвратность,
Б) переходность,
В) неизменяемость,
Г) время.
4. Какую синтаксическую задачу выполняют прилагательные в предложении:
А) называют признак предмета, распространяя предложение,
Б) называет признак действия, распространяя предложение,
В) называет признак предмета по действию,
Г) называет предмет.
5.Какой навык необходим при выборе безударного личного окончания глагола:
А) навык определения переходности глагола,
Б) навык определения времени глагола,
В) навык определения синтаксической роли глагола,
Г) навык определения спряжения глагола.
6.Найди ошибку:
Думающего человека:
А) причастие, признак по действию,
Б) думающий,
В) думать + -ющ-
Г) возвратное, страдательное, несовершенного вида, настоящего времени,
Д) полная форма, единственное число, мужского рода, родительный падеж,
Е) человека думающего.
7.Найди ошибку
сущ. глаг. дееприч. сущ. глаг. сущ.
Небо потемнело, зажигаясь в ночи, разгорались звезды.
А.Простое,
Б.Невосклицательное
В. Повествовательное

  • Мои уведомления
    1

  • Войти
  • Зарегистрироваться / Создать сайт

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 05.06.2023 12:03

Радостева Александра Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

35 лет

рейтинг49 908
место234

Презентация «Грамматика.Морфология.Синтаксис.

08.12.2017 15:18

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа

«Презентация «Грамматика.Морфология.Синтаксис.»

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Слайд 1Презентация к уроку:
« Грамматика: морфология и синтаксис»
Выполнила: Аржанова И.В.

Презентация к уроку:  « Грамматика: морфология и синтаксис»Выполнила: Аржанова И.В.


Слайд 2Спишите, вставьте пропущенные орфограммы
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная пора


Люблю я пышное природы ув..данье,
В б..грец и золото одетые л..са…

Спишите, вставьте пропущенные орфограммыУнылая пора! Очей очарование!Приятна мне твоя прощальная пора -Люблю я пышное природы ув..данье,В б..грец


Слайд 3Люблю я пышное природы увяданье,
в багрец и золото одетые леса…

Люблю я пышное природы увяданье,в багрец и золото одетые леса…


Слайд 4Тема урока:
Грамматика: морфология и синтаксис.
Цель урока:
знать морфологические признаки и синтаксическую

роль частей речи, уметь различать и правильно употреблять их в предложении

Тема урока: Грамматика: морфология и синтаксис.Цель урока: знать морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, уметь различать


Слайд 51. Что(то) грус-ное слыш-тся и вид-тся в опустевш-м лесу. 2. Ещё

цветут последни- цветы. 3. Зелёный стоит старый дуб и р-няет ж-луди, но уже ог-лились вершины берёз. 4. Отчетливо видны яркие краски клёнов и осин.
5. Осень — красивое время года. 6) Багря-ые и золотые листья ра-ст-лаются по земле и оживляют засыпающий лес. 7. Они шуршат под ногами, когда ты наступаеш- на них. 8. Яркие гроздья рябины украшают деревья.
9. Осенью обилие цветов, овощей, фруктов.

1. Что(то) грус-ное слыш-тся и вид-тся в опустевш-м лесу. 2. Ещё цветут последни- цветы. 3. Зелёный стоит


Слайд 6Морфологический разбор:
в опустевшем( в каком?) – причастие
Н.Ф. опустеть, опустевший
Пост.пр: невозвр; действ;

сов.вид; прош.вр;
Непост.пр: ед.ч; м.р;
Предл.падеж
5) определение

1)Засыпающий ( какой?) причастие
2) Н.Ф. засыпать, засыпающий
3)Пост.пр: невозв; действ; несов.вид; наст.вр;
Непост.пр: ед.ч; м.р;
Вин.падеж
5) определение

Морфологический разбор:в опустевшем( в каком?) – причастиеН.Ф. опустеть, опустевшийПост.пр: невозвр; действ; сов.вид; прош.вр;Непост.пр: ед.ч; м.р;


Слайд 7Тест 

1.Что изучается в разделе «Морфология»: 
А) звуки,
Б) нормы произношения,
В) слово как часть

речи,
Г) предлог,
Д) знаки препинания.
2. Выберите обязательное условие для обособления причастного оборота:
А) в середине предложения,
Б) после определяемого слова,
В) всегда,
Г) никогда.
3. Какими грамматическими признаками не обладает деепричастие:
А) возвратность, Б) переходность, В) неизменяемость,
Г) время.

Тест   1.Что изучается в разделе «Морфология»: А) звуки,Б) нормы произношения,В) слово как часть речи,Г) предлог,Д) знаки препинания.2.


Слайд 84. Какую синтаксическую задачу выполняют прилагательные в предложении:
А) называют признак предмета,

распространяя предложение,
Б) называет признак действия, распространяя предложение,
В) называет признак предмета по действию,
Г) называет предмет.
5.Какой навык необходим при выборе безударного личного окончания глагола: 
А) навык определения переходности глагола,
Б) навык определения времени глагола,
В) навык определения синтаксической роли глагола,
Г) навык определения спряжения глагола

4. Какую синтаксическую задачу выполняют прилагательные в предложении:А) называют признак предмета, распространяя предложение,Б) называет признак действия, распространяя


Слайд 96.Найди ошибку:
Думающего человека:
А) причастие, признак по действию,
Б) думающий,
В) думать +

-ющ-
Г) возвратное, страдательное, несовершенного вида, настоящего времени,
Д) полная форма, единственное число, мужского рода, родительный падеж,
Е) человека думающего.
7.Найди ошибку
сущ. глаг. дееприч. сущ. глаг. сущ.
Небо потемнело, зажигаясь в ночи, разгорались звезды. А.Простое,
Б.Невосклицательное
В. Повествовательное

6.Найди ошибку: Думающего человека:А) причастие, признак по действию,Б) думающий,В) думать + -ющ-Г) возвратное, страдательное, несовершенного вида, настоящего


Слайд 10Ответы:
1.В
2.Б
3.Г
4.А
5.Г
6.Г
7.А
Самооценка:
0ошибок- 5баллов
1-2 ошибки – 4 балла
3-4 ошибки – 3 балла

Ответы:1.В2.Б3.Г4.А5.Г6.Г7.АСамооценка:0ошибок- 5баллов1-2 ошибки – 4 балла3-4 ошибки – 3 балла


Слайд 11С. Маршак в статье «Письмо ученику» писал:
«Тот, кто не изучал

грамматики, не знает законов языка…
Конечно, нас учит правильно и толково говорить не одна только грамматика. Надо читать хорошие книги, прислушиваться к живому человеческому слову. Но грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе».

С. Маршак в статье «Письмо ученику» писал: «Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка…Конечно, нас


Слайд 12Я вспомнил, что…
Мне понравилось…
Было сложно…
Нужно выучить…
Я оцениваю свою работу…

Я вспомнил, что…Мне понравилось…Было сложно…Нужно выучить…Я оцениваю свою работу…


Слайд 13Домашнее задание
Стр.70, упр.183
1 уровень- 2 абзац, задания 2,4
2 уровень-

1 абзац, задания 2,4
3 уровень- все упр., задания 2,3,4

Домашнее заданиеСтр.70, упр.183 1 уровень-  2 абзац, задания 2,42 уровень-  1 абзац, задания 2,43 уровень-


Обновлено: 23.06.2023

формировать навык создания текста по заданному началу.

развитие навыка лингвистического анализа текста;

развитие творческих способностей учащихся;

актуализация навыка причинно-следственной связи при работе с опорной схемой;

развитие навыка объединения различных областей в единое лингвистическое пространство.

формирование правильного отношения к семье, ее членам;

формирование ответственного отношения к своим обязанностям перед семьей;

Тип урока: урок комплексного повторения

Оборудование:

1) интерактивная доска;

2) карточки с текстом для орфографического и пунктуационного анализа;

3) опорные схемы для самостоятельной работы;

4) учебник Русский язык. 7 класс. / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М. :Просвещение

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Вступительное слово учителя: 2008 год объявлен в России годом семьи. Что такое семья для нас?

Учитель читает стихотворение:

Что семья для меня?
Это дом мой родной,
Это бухта спокойствия,
Остров любви.
Это мама родная,
Бабуля и дед,
И дочурка моя,
Словно солнышка свет.

– Ребята, а что для вас значит слово “семья”?

– Дома вы должны были сочинить несколько строк о вашей семье. Давайте послушаем желающих.

(Ответы детей. 3–4 чел.)

– Спасибо за ответы, такие интересные и разнообразные. Видно, что вы серьезно отнеслись к заданию.

3. Объявление темы и целей урока (запись числа и темы в тетрадях)

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Грамматика: морфология и синтаксис”.

Возникает вопрос, как связана тема урока с домашним заданием.

Ваше домашнее задание было неслучайным.

В работе над обобщением грамматических знаний и умений нам поможет тема “Семья”

4. Актуализация знаний.

Работу по теме мы начнем с повторения теории.

Давайте подумаем и вспомним, что включает в себя грамматика как наука? (Какие разделы)

А что изучает каждый раздел?

Проверим себя по учебнику – упражнение 160 на с. 62 п. 6 (работа с учебником — самопроверка)

А теперь вспомним, что нам необходимо знать при изучении слова как части речи?

(Что такое самостоятельные и служебные части речи, признаки частей речи — постоянные, непостоянные, синтаксическая роль частей речи).

А при изучении синтаксиса?

(Синтаксическая роль слова в предложении, виды предложений по цели высказывания, интонации, синтаксической структуре, количеству главных членов, наличию второстепенных членов, степень осложненности (у простых).

Как вы думаете, почему два этих раздела объединены наукой грамматикой?

С каких сторон рассматривают слово эти 2 раздела? (Слово как часть речи и член предложения.)

5. Практическая часть.

Итак, мы переходим к следующему этапу нашего урока.

Применить наши теоретические знания поможет работа с текстом по картине Ф.П.Решетникова “Опять двойка!”

А) Слово учителя об авторе картины.

Федор Павлович Решетников – известный русский художник, с юных лет увлекался рисованием. Мысль написать картину “Опять двойка!” (1952 г.) родилась у Ф.П.Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с двойкой дома и решил написать об этом картину.

Да, невесело приходить домой с двойкой! Почему?

(Ответы детей. Вывод – этим ты расстраиваешь своих близких, родных тебе людей)

Б) Работа над грамматической и синтаксической характеристикой текста.

Давайте познакомимся с текстом, написанным по картине “Опять двойка!”, точнее, с его началом, и вместе поработаем над этой частью (Приложение 1)

В) Работа над составлением собственного текста по заданному началу и его анализ.

Учитель: Итак, мы с вами прочитали начало текста, его вступительную часть, поработали над его грамматической стороной.

Следующее задание – творческое.

Основную часть рассказа вам предстоит составить самим.

Давайте подумаем, какой она будет.

На доске мы видим 3 схемы, соответствующих трем типам речи (устный анализ схем типологической характеристики текста с опорными словами). (Приложение 2)

Самостоятельно по вариантам пишем текст по опорным слова. (3–4 предложения) (дети зачитывают свои тексты, выясняем, какую роль играют глаголы, существительные, прилагательные, наречия с точки зрения изобразительной задачи)

Г) Орфографический и пунктуационный повтор.

Последней задачей по работе с текстом станет выполнение орфографических и пунктуационных заданий (ведь морфология немыслима без орфографии, а синтаксис – без пунктуации)

Перед вами листочки с заключительной частью текста (Приложение 3)

Ваша задача – вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Того, кто справится быстрее всех, ждет сюрприз.

Работу первого справившегося учитель сканирует на доску (фронтальная проверка).

Д) Подведение итогов по тексту.

Какова основная мысль нашего текста? Какой заголовок можно придумать? (Варианты, предлагаемые учащимися) Стиль речи?(Художественный) Типы речи – разные (наиболее часто встречается смешение стилей).

6. Домашнее задание.

Дома вместе с родителями составьте небольшой текст-сочинение (не менее 100 слов) на тему “Идеальная семья” (тезис “идеальная семья это”) либо “Сказку о Любви и Семье” (повествование).

7. Итоговый контроль.

Учитель: Подводя итоги, мы проверим свои знания.

2-й вариант – на листочках. (Приложение 5)

Итоги – оценки за работу – 1в на доске.

2 в – к следующему уроку.

8. Итоги урока.

Учитель: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

Как вы считаете, достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

В завершении урока хотелось бы вернуться к теме нашего разговора – “Семья”.

Мы с вами знаем, что семьи бывают разные. Какие? (Дети называют – счастливые, несчастные, дружные, спортивные, многодетные, разрушенные войной).

Вспомните художественные произведения, в которых освещается тема семьи.

(М.Шолохов “Судьба человека”,Н.В.Гоголь “Тарас Бульба”, В.Г.Короленко “Дети подземелья”, М.Ю.Лермонтов “Песня про царя…”, В.Железников “Чучело”, В.Распутин “Уроки французского”, А.И.Куприн “Белый пудель” и др.) Мы видим на этих примерах, что тема семьи довольно популярна среди художников слова.

“Поэтическая минутка” (при наличии свободного времени).

Л.Н.Толстой утверждал, что “все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастная семья несчастна по- своему”.

Мы можем посмотреть изображения счастливых семей (видели).

А вот как М.И.Цветаева изображает одну картину из жизни несчастливой семьи.

Настя Санталина подготовила выразительное чтение стихотворения “Столовая”. (Приложение 6)

Да, печальную, даже ужасную картину нарисовала нам поэтесса.

А что мы с вами должны делать, чтобы наши семьи не были похожими на эту, а были счастливыми и благополучными?

Что делал неправильно герой картины Ф.П.Р. “Опять двойка!”?

(Ответы детей)

Составьте рейтинговую лексическую цепочку значимых ценностей для вашего понятия семья (можно в качестве домашнего задания как опорные слова для сочинения). (Приложение 7)

Можете добавить свои понятия в эту цепочку.

Дома при написании сочинения можете воспользоваться этими словами как опорными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Грамматика: морфология и синтаксис.

Предметные: учащиеся должны знать морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, уметь различать и правильно употреблять в предложении.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

— обучающие: выявить уровень владения учащимися темой урока, организуя работу в разноуровневых группах; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки.

-развивающие: развивать умение грамотного письма, строить высказывание с учётом существующих норм русского языка; способствовать развитию речи учащихся; развивать умение работать в команде, навыки самостоятельного поиска и получения информации в сети Интернет; развивать умение работы с учебной информацией;

-воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.

Планируемые образовательные результаты:

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки

Основные термины, понятия: грамматика, морфология, синтаксис, части речи, члены предложения, грамматические признаки: постоянные и непостоянные.

Оборудование:

карточки с текстом для орфографического и пунктуационного анализа;

опорные схемы для самостоятельной работы;

учебник Русский язык. 7 класс. / М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под. ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М. :Просвещение
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

1.Организационный момент-1мин

Мотивирование к деятельности

Цель:Создать благоприятную атмосферу.

Акцентировать внимание учащихся на значимость обобщения, систематизации знаний; оценить готовность учащихся к активной учебно-познавательной

2.Учебно-познавательная деятельность-5мин.

Формулирование темы и цели урока

Цели: организовать формулировку темы урока;

— организовать постановку цели урока самими учащимися.

Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная пора —

Люблю я пышное пр..роды ув..данье,

В б..грец и золото одетые л..са…

— О чем это четверостишие?

— Запишите второе предложение и объясните орфограммы.

— Подчеркните главные члены .

— Определите части речи в данном предложении.

— Кто скажет, что мы повторили? (Орфограммы, части речи и члены предложения)

Какие разделы изучают части речи и члены предложения?

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

А теперь давайте сформулируем тему и цель урока

А что изучает каждый раздел? Морфология изучает слово как часть речи.

Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений.

Чтение теоретического материала на ст 69

3.Актуализация знаний – 4мин.

Цель: повторить и обобщить полученные знания. Упр№179

4.Самостоятельная работа – 10мин.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод, как он усвоил материал

6.Интеллектуально-преобразовательная деятельность- 10мин.

Контролирующее задание

— проверить умение работать с текстом;

-организовать выполнение самопроверки, самооценки,

работы над ошибками.

Глубокая осень. Старые деревья давно облетели, и только молодые березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья. Они блестят золотом под тронувшими их косыми лучами невысокого осеннего солнца.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Спишите, вставьте пропущенные орфограммы Унылая пора! Очей очарование! Приятн.

Спишите, вставьте пропущенные орфограммы Унылая пора! Очей очарование! Приятна мне твоя прощальная пора — Люблю я пышное природы ув..данье, В б..грец и золото одетые л..са…

 Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…

Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса…

Тема урока: Грамматика: морфология и синтаксис. Цель урока: знать морфологиче.

Тема урока: Грамматика: морфология и синтаксис. Цель урока: знать морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, уметь различать и правильно употреблять их в предложении

1. Что(то) грус-ное слыш-тся и вид-тся в опустевш-м лесу. 2. Ещё цветут посл.

1. Что(то) грус-ное слыш-тся и вид-тся в опустевш-м лесу. 2. Ещё цветут последни- цветы. 3. Зелёный стоит старый дуб и р-няет ж-луди, но уже ог-лились вершины берёз. 4. Отчетливо видны яркие краски клёнов и осин. 5. Осень — красивое время года. 6) Багря-ые и золотые листья ра-ст-лаются по земле и оживляют засыпающий лес. 7. Они шуршат под ногами, когда ты наступаеш- на них. 8. Яркие гроздья рябины украшают деревья. 9. Осенью обилие цветов, овощей, фруктов.

Морфологический разбор: в опустевшем( в каком?) – причастие Н.Ф. опустеть, оп.

Морфологический разбор: в опустевшем( в каком?) – причастие Н.Ф. опустеть, опустевший Пост.пр: невозвр; действ; сов.вид; прош.вр; Непост.пр: ед.ч; м.р; Предл.падеж 5) определение 1)Засыпающий ( какой?) причастие 2) Н.Ф. засыпать, засыпающий 3)Пост.пр: невозв; действ; несов.вид; наст.вр; Непост.пр: ед.ч; м.р; Вин.падеж 5) определение

4. Какую синтаксическую задачу выполняют прилагательные в предложении: А) на.

4. Какую синтаксическую задачу выполняют прилагательные в предложении: А) называют признак предмета, распространяя предложение, Б) называет признак действия, распространяя предложение, В) называет признак предмета по действию, Г) называет предмет. 5.Какой навык необходим при выборе безударного личного окончания глагола: А) навык определения переходности глагола, Б) навык определения времени глагола, В) навык определения синтаксической роли глагола, Г) навык определения спряжения глагола

6.Найди ошибку: Думающего человека: А) причастие, признак по действию, Б) ду.

6.Найди ошибку: Думающего человека: А) причастие, признак по действию, Б) думающий, В) думать + -ющ- Г) возвратное, страдательное, несовершенного вида, настоящего времени, Д) полная форма, единственное число, мужского рода, родительный падеж, Е) человека думающего. 7.Найди ошибку сущ. глаг. дееприч. сущ. глаг. сущ. Небо потемнело, зажигаясь в ночи, разгорались звезды. А.Простое, Б.Невосклицательное В. Повествовательное

Ответы: 1.В 2.Б 3.Г 4.А 5.Г 6.Г 7.А Самооценка: 0ошибок- 5баллов 1-2 ошибки –.

Ответы: 1.В 2.Б 3.Г 4.А 5.Г 6.Г 7.А Самооценка: 0ошибок- 5баллов 1-2 ошибки – 4 балла 3-4 ошибки – 3 балла

Я вспомнил, что… Мне понравилось… Было сложно… Нужно выучить… Я оцениваю сво.

Я вспомнил, что… Мне понравилось… Было сложно… Нужно выучить… Я оцениваю свою работу…

Домашнее задание Стр.70, упр.183 1 уровень- 2 абзац, задания 2,4 2 уровень- 1.

Домашнее задание Стр.70, упр.183 1 уровень- 2 абзац, задания 2,4 2 уровень- 1 абзац, задания 2,4 3 уровень- все упр., задания 2,3,4

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 305 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Цели: закрепить умения опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

I. Организационный момент.

-Добрый день, ребята! И снова русский язык!

-Посмотрите, внимательно на слайд, подумайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке.

— Какой раздел науки о языке изучает части речи?

— Что изучает синтаксис? Как он связан с морфологией?

— А теперь определим цели нашего урока. (Учитель знакомит с целями урока) .

II. Морфологический разбор .

— У вас на партах лежат карточки с заданием выполнить морфологический разбор выделенного слова из предложения: Пока вы учитесь в школе, постарайтесь определить, какая область науки, вас всерьёз интересует.

(Работаем парами). Проверка работ.

III. Морфологический марафон .

Задание: учитель называет часть речи, учащиеся – синтаксическую роль.

Существительное – … и т. д. (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство).

Прилагательное – … (определение, сказуемое).

Местоимение – … (любой член предложения).

Числительное – … (любой член предложения).

Глагол – … (сказуемое, подлежащее, реже дополнение).

Причастие – … (определение, сказуемое, реже подлежащее).

Наречие – … (обстоятельство, определение).

Категория состояния – … (сказуемое).

Предлог – … (не является членом предложения).

Союз – … (не является членом предложения).

Частица – … (не является членом предложения).

IV. Фронтальная работа по упражнению 49.

V. Исследовательская работа

Ребята, мы вспомнили грамматическое значение разных частей речи, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении, постарайтесь установить разницу между самостоятельными и служебными частями речи. (слайд 5)

VI. Занимательная лингвистика .

Все мы знаем. Что лексика и грамматика идут рука об руку в русском языке. И если в лексике подвоха нет, значит, он точно есть в грамматике. Отправляемся на поиски.

Поразмышляйте над выделенными глаголами. Они довольно непростые. А какие они? Ответ запишите одним словом в форме именительного падежа, множественного числа.

Стойте! Я прикажу вас всех казнить !

VII. Индивидуальная работа по упражнению 59.

VIII. Итак, подведем итоги.

Мы достигли поставленных целей?

Что узнали нового? Чему научились?

А теперь запишем домашнее задание: выполнить упражнение 55, составить словосочетания со словами в рамке на стр.26 и 28.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Повторение синтаксиса простого и сложного предложений»

Урок обощающего повторения и ситематизации знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

Конспект урока русского языка по теме «Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Урок русского языка построен на основе компетентносно- ориентированных заданий, используются ЦОРы, краеведческий материал. В течение урока ученики выполняют задания, подобные заданиям ЕГЭ части В .

Конспект урока по теме «Синтаксис и культура речи», 11 класс

Данный материал поможет учащимся вспомнить и закрепить трудные случаи согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

«Синтаксис и пунктуация» конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока Обобщение и систематизация знаний по теме Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

Читайте также:

      

  • Гибель византии конспект урока
  •   

  • Частушки как малый песенный жанр 8 класс конспект урока
  •   

  • Имя числительное конспект урока начальная школа
  •   

  • Конспект основы российского законодательства
  •   

  • Конспект на тему развитие культуры

  • Найди ошибку выполни деление
  • Найди ошибку весело смеяться грустно плакать
  • Найди ошибку this is a new car over there
  • Найди пять орфографических ошибок спиши текст правильно соловьи второй вариант
  • Найди ошибку e fp toz lped pecfd edfcdp