Найди ошибку какая технология

Материал для “Банка успешного опыта”

Учитель математики: Сальникова Л.А 

Класс: 5-10 

Метод/Технология/Развивающее обучение/ Технология развития критического мышления / Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Прием: Найди/лови ошибку

Универсальные учебные действия: 

Виды УУД 

Личностные УУД:  личностное самоопределение, смыслообразовани;

Регулятивные УУД : целеполагание, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция, оценка;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

Форма: фронтальная / групповая

Аннотация: прием «Найди ошибку» используют на этапе повторения, обобщения и систематизации знаний, это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать, критически оценивать полученную информацию; применять знания в нестандартной ситуации.

Прием «Лови ошибку» может использоваться  в работе по группам, по парам  и в индивидуальной работе   на разных этапах урока:  

  • в начале – при устных упражнениях или при повторении; 

  • в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; 

  •  в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии. 

Нравится ребятам задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются в любых классах и по самым разнообразным темам. Таким образом, можно проверить знание и теории и практики. Использование на уроках геометрии игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Во время игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность, расширяются возможности для решения воспитательных задач.
      Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.  

Другой вариант. Выдается текст, предлагается найти ошибки, не получается. Тогда изучают новый материал, после чего возвращаемся к тексту и исправляем те ошибки,

которые не удалось выявить в начале урока.

Оценивание: группа получает определенное количество баллов

Пример: 5 класс. Тема: «Перевод единиц измерения площади»

92 см2 = 920 мм2

30 000 м2 = 3 га

8 дм2 = 80 см2

100 м2 = 1 а

6 га = 6000 м2

5 га 3 а = 503 а

19 дм2 = 190 см2

100 мм2 = 10 см2

200 мм2 = 20 см2

16 км2 = 1600 га

7 класс ТЕМА: ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ

6 класс. Тема: «Решение уравнений»»

Материал для “Банка успешного опыта”

Учитель математики: Сальникова Л.А 

Класс: 5-10 

Метод/Технология/Развивающее обучение/ Технология развития критического мышления / Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Прием: Найди/лови ошибку

Универсальные учебные действия: 

Виды УУД 

Личностные УУД:  личностное самоопределение, смыслообразовани;

Регулятивные УУД : целеполагание, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, коррекция, оценка;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

Форма: фронтальная / групповая

Аннотация: прием «Найди ошибку» используют на этапе повторения, обобщения и систематизации знаний, это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует умение анализировать, критически оценивать полученную информацию; применять знания в нестандартной ситуации.

Прием «Лови ошибку» может использоваться  в работе по группам, по парам  и в индивидуальной работе   на разных этапах урока:  

  • в начале – при устных упражнениях или при повторении; 

  • в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; 

  •  в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии. 

Нравится ребятам задания на исправление преднамеренно-сделанных ошибок в решениях, в доказательствах, на восстановление частично стертых записей. Такие задания используются в любых классах и по самым разнообразным темам. Таким образом, можно проверить знание и теории и практики. Использование на уроках геометрии игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Во время игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность, расширяются возможности для решения воспитательных задач.
      Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время.  

Другой вариант. Выдается текст, предлагается найти ошибки, не получается. Тогда изучают новый материал, после чего возвращаемся к тексту и исправляем те ошибки,

которые не удалось выявить в начале урока.

Оценивание: группа получает определенное количество баллов

Пример: 5 класс. Тема: «Перевод единиц измерения площади»

92 см2 = 920 мм2

30 000 м2 = 3 га

8 дм2 = 80 см2

100 м2 = 1 а

6 га = 6000 м2

5 га 3 а = 503 а

19 дм2 = 190 см2

100 мм2 = 10 см2

200 мм2 = 20 см2

16 км2 = 1600 га

7 класс ТЕМА: ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ

6 класс. Тема: «Решение уравнений»»

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения  на уроках
я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого  приёма? Как и
зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле
ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание
учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или
несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность,
учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

·         
универсален, его применение
возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

·         
приводит в тонус внимание,
мыслительную деятельность учащихся;

·         
развивает аналитические
способности;

·         
предоставляет поле для
практического применения полученных знаний;

·         
заставляет взглянуть на
получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить
надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

·         
воздействует на эмоциональную
сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать
как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для
повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема
«Лови ошибку» на уроках русского языка

1)     
Учащимся предлагается задание:  

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.


В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит
Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а
можно работать в паре с товарищем.

  Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки.  Какое
правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная
зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в
окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель
даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо
кочялись   камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как
на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты.
Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не
указывать число ошибок в тексте.

Рибята  пришли в лез. У пенка лижал ёш. По
трапинке прополс уж.   Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя  способ и
метод писать грамотно и без ошибок.

Прием «Лови ошибку!»

Для того чтобы вызвать интерес в процессе обучения на уроках я использую методический приём «Лови ошибку!». В чем суть этого приёма? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;

приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;

развивает аналитические способности;

предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;

воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка

Учащимся предлагается задание:

Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.

В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака пальма.

2) Можно работать индивидуально — у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.

Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?

Вьюга.

На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.

3)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.

Найди ошибки (11 ошибок)

Пруд ожил.

      Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт  у пруда.

4)Можно не указывать число ошибок в тексте.

Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.

Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и метод писать грамотно и без ошибок.

Современное образование становится все более-более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. ФГОС определяет направленность общего образования на личностное развитие детей: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Новое поколение стандартов уточняет основные ориентиры современного образования: от предмет-центрированной модели образования — к модели вариативного личностно-ориентированного образования. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).

Задача учителя заключается не только в необходимости формирования у школьников знаний и умений, но и в обеспечении возможностей для становления и развития вышеперечисленных функций личности. В этом контексте учебный процесс приобретает смысл, отличный от традиционно признанного. Можно привести высказывание известного американского психолога К.Роджерса, который на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком. Л.С.Выготский (1896-1934), являясь основателем деятельностного подхода, говорил, что «…до тех пор, пока будем давать ребенку нашу науку, нашу истину, школьное обучение будет внушением, а не развитием собственной мысли ученика…»

Учитель должен стать не только транслятором информации, но и должен помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы.

Технология развития критического мышления — один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение — продвижение от незнания к знанию — в совместный и интересный поиск.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы — американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Д.Стилл. Она развивалась при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики подробно рассмотреть дидактические, психологические и философские основы предложенного подхода, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления» (ТРКМ).

Структура педагогической технологии развития критического мышления стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д.

Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом.

Особенность технологии

Критическое мышление — это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Что же означает понятие «критическое мышление»? По поводу его определения существует большое разнообразие мнений и оценок. Некоторые исследователи объединяют понятия: «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление» и т.д., — и с этим можно согласиться, вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого kritike — «оценка, разбор, обсуждение»); следовательно, «критический» — «делающий оценку, разбор». Критическое мышление (альтернатива — догматическое) можно понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения, мы будем рассматривать его в качестве активного и интерактивного процесса познания. Критическое мышление — интерактивное, творческое, рефлексивное мышление. Мыслить критически — значит, понять и осознать собственное «я» быть объективным, логичным, воспринимающим другие точки зрения.

Критические мыслители:

  • умеют решать проблемы;
  • проявляют известную настойчивость в решении проблем;
  • контролируют себя, свою импульсивность;
  • открыты для других идей;
  • умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми;
  • умеют слушать собеседника;
  • эмпатичны;
  • терпимы к неопределенности;
  • умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;
  • умеют устанавливать множественные связи между явлениями;
  • терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов;
  • могут рассматривать несколько возможностей решения какой-то проблемы;
  • часто задают вопросы: «Что, если?..»;
  • умеют строить логические выводы;
  • размышляют о своих чувствах, мыслях — оценивают их;
  • умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
  • могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях;
  • любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
  • активно воспринимают информацию.

ТРКМ направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты ТРКМ:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

Технология развития критического мышления представляет собой целостную с Базовая модель технологии состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Практически на любом уроке можно обращаться к ТРКМ и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия — вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия — осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия — рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Характеристика приемов технологии

Прием «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
  2. Обмен информацией в парах или группах.
  3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
  4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
  5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием «Составление кластера»

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей».

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда — это наша тема. Вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием «Верные и неверные утверждения»

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием «Знаю — хочу узнать — узнал»

Прием «Знаю — хочу узнать — узнал» — это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Развернуть таблицу.

Узнал

(реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации

Прием «Написание синквейна»

Синквейн — самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

  1. На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это тема синквейна.
  2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  4. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
  5. Пятая строчка — это слово — резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

Звуки

Гласные и согласные.

Льются, звенят, гремят.

Используются в устной речи.

Фонетика.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления — вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) — демонстрация понимания пройденного.

«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.

Развернуть таблицу

Тонкие?

Толстые?

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Могли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите: что будет, если…?

Что, если…?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. (Например: Какие производные предлоги пишутся в одно слово?)

В левой колонке — вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Какие трудности существуют в правописании предлогов?)

Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Прием «Ключевые слова»

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, «ключевые слова», по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием «Нарисуйте счастье»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

Прием «Письмо по кругу»

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием «Пометки на полях»

Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • Знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику.
  • Знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания.
  • Знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Может быть несколько вариантов пометок:

  • 2 значка — «+» и «V»,
  • 3 значка — «+», «V», «?» или
  • 4 значка — «+», «V», «?», «-» (думал иначе).

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

Развернуть таблицу

«V» — знаю

«+» — новое

«?» — есть вопросы

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием «Написание эссе»

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии — эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе — это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе — художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Собственная позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
  5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.

Заключение

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии — довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:

  1. Регулярная возможность писать.
  2. Выбор интересной темы для письма.
  3. Наличие образцов.
  4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
  5. Привычка править — значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
  6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. ТРКМ помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Библиография

  1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2004.
  2. Е.А.Козырь. Характеристика приемов технологии РКМЧП. //газ. «Русский язык», 2009, №7.
  3. И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя — СПб; Альянс «Дельта», 2003.
  4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. М.; АК, 2006.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование. 1998.

Как Яндекс научил искусственный интеллект находить ошибки в новостях

Время на прочтение
7 мин

Количество просмотров 12K

Мы часто рассказываем о технологиях и библиотеках, которые зародились и сформировались в Яндексе. На самом деле мы ничуть не реже применяем и развиваем сторонние решения.

Сегодня я расскажу сообществу Хабра об одном из таких примеров. Вы узнаете, зачем мы научили нейросеть BERT находить опечатки в заголовках новостей, а не воспользовались готовой моделью, почему нельзя взять и запустить BERT на нескольких видеокартах и как мы использовали ключевую особенность этой технологии — механизм attention.

Задача

Яндекс.Новости — это сервис, собирающий новости подключённых к нам изданий. Это не только наиболее читаемые и цитируемые новости СМИ на главной, но и тематические разделы или даже персональные подборки со всех изданий. В любом случае это тысячи сайтов и миллионы заголовков, из которых машина каждые несколько минут должна сформировать подборку.

Именно машина, потому что мы никогда не вмешиваемся в картину дня: не добавляем туда новости вручную, не удаляем их оттуда (как бы сильно этого ни хотелось), не правим заголовки. Вокруг этого уже было сломано множество копий. У полностью алгоритмического подхода есть и плюсы, и минусы. Что-то мы можем улучшить с помощью технологий, что-то нет. Даже если в заголовках есть орфографические ошибки и опечатки — мы не исправляем их. Мы добавили фавиконки изданий к заголовкам, чтобы было понятно, откуда взяты новости. Отчасти это помогло, но мы не смирились с ошибками и стали искать способ избавиться от них, не внося правки в текст.

Если нельзя исправить ошибку, то можно натренировать машину находить заголовки, которые из-за ошибок не годятся для топа. Тем более что Яндекс специализируется на русской морфологии с тех времён, когда и название-то ему ещё не придумали. Казалось бы, берём нейросеть — и дело в шляпе.

Инструменты

У Яндекса есть технология Спеллер для поиска и исправления ошибок. Благодаря библиотеке машинного обучения CatBoost Спеллер может расшифровывать искажённые до неузнаваемости слова («адникасниеи» → «одноклассники») и учитывать контекст при поиске опечаток («скучать музыку» → «скачать музыку»). Может показаться, что Спеллер идеален для нашей задачи, но нет.

Спеллер (который внутри известен как поисковый опечаточник) уже на уровне архитектуры заточен для решения совершенно другой задачи: помогать пользователям восстановить корректную форму запроса. В Поиске не так важно, верно ли подобран падеж, проставлена заглавная буква или запятая. Там важнее по поисковому запросу «Хамингуэль» догадаться, что человек имел в виду Хемингуэя.

Ошибки в заголовках делают относительно грамотные люди, которые вряд ли напишут «Хамингуэль». А вот неверное согласование («рейс задержалась»), пропущенные слова («молодой человек пытался автомобиль») и лишние заглавные буквы («Президент Банка») — обычное дело. Наконец, бывает формально верное предложение «В Пскове отремонтирую улицу Горького», к которому нормальный опечаточник не придерётся (ну а вдруг это обещание автора?), — но это очевидно испорченный новостной заголовок. Кроме того, в Новостях задача ставилась не такая, как в Поиске: не исправить опечатки и ошибки, а обнаружить их.

У нас были и другие варианты, например модели, основанные на DSSM (если интересно, то об этом подходе мы коротко рассказывали в посте про алгоритм Палех), но и они имели ограничения. Например, не идеально учитывали порядок слов.

В общем, готовые инструменты или не подходили для нашей задачи, или были ограниченными. А значит, надо создавать свой собственный — тренировать свою модель. И это был хороший повод поработать с технологией BERT, которая стала доступна разработчикам в 2018 году и демонстрировала впечатляющие результаты.

Знакомство с BERT

Основная проблема современных задач обработки естественного языка (NLP) — найти достаточно размеченных людьми примеров, чтобы обучить нейросеть. Если вам нужен рост качества, то обучающая выборка должна быть очень большой — миллионы и миллиарды примеров. При этом задач в NLP много и все они разные. Собрать данные в подобных объёмах под каждую задачу долго, дорого, а зачастую невозможно. Даже для крупнейших компаний в мире.

Но есть вариант обойти эту проблему — с помощью обучения в два этапа. Сначала долго и дорого на огромном корпусе в миллиарды слов нейросеть учат структуре языка (это pre-training). Потом сеть быстро и дёшево подкручивают под конкретную задачу — например, для разделения отзывов на плохие и хорошие (это fine-tuning). Хватит каких-нибудь 10 тысяч примеров, размеченных в Толоке.

На этой идее и основана технология BERT (Bidirectional Encoder Representations from Transformers). Сама идея не нова и применялась раньше, но есть существенное отличие. Transformer — это такая архитектура нейросетки, которая позволяет учитывать весь контекст сразу, включая другой конец предложения и причастный оборот где-нибудь в середине. И в этом её отличие от предыдущих модных архитектур, которые учитывали контекст. Например, у нейросети LSTM длина контекста — в лучшем случае десятки слов, а тут все 200.

На GitHub доступен исходный код на TensorFlow и даже предобученная универсальная модель на 102 языка, от русского до волапюка. Бери, казалось бы, решение из коробки — и получай результат немедленно. Но нет.

Оказалось, что универсальная модель на русских текстах показывала существенно меньшее качество, чем английская модель, бьющая рекорды на английских текстах (что, согласитесь, логично). На русских текстах она проигрывала нашим внутренним моделям на DSSM.

Окей, предобучиться можно и самим — к счастью, русских текстов и опыта в машинном обучении у Яндекса хватает. Но есть нюанс. Обучаться надо год!

Дело в том, что BERT заточена под тензорные процессоры Google (TPU), поэтому из коробки умеет работать только с одной видеокарточкой (GPU). И распараллелить в лоб с помощью какого-нибудь horovod нельзя: перебрасывать с карты на карту 400 мегабайт данных на каждом шаге очень дорого, распараллеливание станет бессмысленным. Что делать?

Оптимизация

Начали искать любые идеи и решения, способные значительно ускорить дело. В первую очередь обратили внимание на то, что каждое число в нашей модели занимало 32 бита памяти (стандартный float для чисел в компьютере). Вроде бы мало, но когда у вас 100 миллионов весов, то это критично. Такая точность нам не везде была нужна, поэтому мы решили частично перевести числа в 16-битный формат (это то, что называется mixed precision training).

Попутно с помощью множества напильников и костылей прикрутили XLA-компиляцию, опираясь на тогда ещё сырой коммит NVIDIA. Благодаря этому наши карточки NVIDIA Tesla V100 (небольшой сервер из них стоит как квартира в недорогом районе Москвы) смогли в полной мере раскрыть свой потенциал за счёт 16-битной арифметики на Tensor Cores.

Нас интересовали только русскоязычные заголовки, но мультиязыковая модель, которую мы взяли за основу, обучена на сотне языков, включая даже искусственный волапюк. Слова всех языков, переведённые в векторное пространство, хранились в модели. Причём взять и просто так удалить их оттуда нельзя — пришлось попотеть, чтобы сократить размер словаря.

И ещё кое-что. Если ты учёный и твой компьютер стоит под столом, то ты можешь всё там перенастроить под каждую конкретную задачу. А в реальном вычислительном облаке, где тысячи машин сконфигурированы одинаково, достаточно проблематично, например, пересобирать ядро под каждую новую фичу TensorFlow. Поэтому мы потратили немало усилий на то, чтобы собрать такие версии пакетов, которые и умеют все новомодные фишки, и не требуют радикального обновления и перенастройки видеокарт в облаке.

В общем, выжимали все соки везде, где могли. И у нас получилось. Год превратился в неделю.

Обучение

Собрать правильный датасет — обычно самая трудная часть работы. Сначала мы учили классификатор на трёх миллионах заголовков, размеченных толокерами. Вроде бы много, но только 30 тысяч из них — с опечатками. Где взять ещё примеров?

Мы решили поглядеть, какие заголовки исправляют сами СМИ. Таких за всю историю Яндекс.Новостей набралось больше 2 миллионов. Бинго! Хотя радоваться было рано.

Оказалось, что очень часто СМИ переделывают заголовки не из-за ошибок. Выяснились новые детали — и редактор заменил одну правильную формулировку другой. Поэтому мы ограничились только исправлениями с разницей между версиями до трёх букв (хотя и здесь некоторый шум остался: было «нашли двоих» — стало «нашли троих»). Так мы набрали миллион опечаток. Обучились сначала на этой большой подборке с шумом, а затем на небольшой толокерской разметке без шума.

Качество

В подобных задачах принято измерять точность и полноту. В нашем случае точность — это доля правильных вердиктов среди всех вердиктов об ошибке в заголовке. Полнота — доля заголовков с ошибками, которые мы поймали, среди всех заголовков с ошибками. И то и другое в идеальном мире должно стремиться к 100%. Но в задачах машинного обучения эти показатели, как правило, конфликтуют. То есть чем сильнее выкручиваем точность, тем больше падает полнота. И наоборот.

В нашем предыдущем подходе на базе DSSM мы уже добились точности 95% (то есть 5% ложноположительных вердиктов). Это уже достаточно высокий показатель. Поэтому мы решили сохранить такой же уровень точности и посмотреть, как с помощью новой модели изменится полнота. И она подскочила с 21 до 78%. И это определённо успех.

Здесь можно было бы поставить точку, но я помню про обещание рассказать об attention.

Нейросеть с фломастером

Принято считать, что нейросеть — это такой чёрный ящик. Мы подаём что-то на вход и получаем что-то на выходе. А почему и как — загадка.

Это ограничение призваны обойти интерпретируемые нейронные сети. BERT — одна из них. Её интерпретируемость заключается в механизме attention. Грубо говоря, в каждом слое нейросетки мы повторяем один и тот же приём: смотрим на соседние слова с разным «вниманием» и учитываем взаимодействие с ними. Например, когда нейросеть обрабатывает местоимение «он», то «внимательно смотрит» на существительное, к которому «он» относится.

Картинка ниже показывает разными оттенками красного, на какие слова «смотрит» токен, который накапливает информацию обо всём заголовке для финального слоя-классификатора. Если опечатка в слове — attention подсвечивает его, если слова рассогласованы — то оба (и, возможно, зависимые от них).

В этом месте, кстати, можно разглядеть возможности нейросетей в полный рост. Ни на одном этапе обучения наша модель не знает, где именно находится опечатка в примере: она знает только, что весь заголовок неправильный. И всё равно она выучивает, что «школа на 1224 мест» писать неправильно из-за несогласованного числительного, — и подсвечивает конкретно цифру 4.

На опечатках мы не остановились и начали применять новый подход не только для поиска ошибок, но и для определения устаревших заголовков. Но это уже совсем другая история, с которой мы надеемся вернуться на Хабр в ближайшем будущем.

Полезные ссылки для тех, кто хочет углубиться в тему

  • TensorFlow code and pre-trained models for BERT
  • Open Sourcing BERT: State-of-the-Art Pre-training for Natural Language Processing
  • TPUs vs GPUs for Transformers (BERT)
  • The Illustrated Transformer
  • NVIDIA Achieves 4X Speedup on BERT Neural Network

Прием «Лови ошибку!», или Маленькие хитрости для больших успехов

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Впервые идея была описана в книге А.А. Гина «Приемы педагогической техники». При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.

Преимущества приема «Лови ошибку»:

  • универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
  • приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
  • развивает аналитические способности;
  • предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
  • заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
  • воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.

Недостатки приема «Лови ошибку!»

Их нет, если правила его применения не нарушены. Чтобы дети запомнили верный вариант, а не предложенный в тексте, усвоили «особо опасные места», то есть те, где может быть допущена неточность, необходимо соблюдение некоторых правил.

Инструкция по «Ловле ошибок»

Использовать такую хитрость, как ознакомление ребят с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока, в любом классе. Подготовка учителя должна быть обязательна. Важно учитывать способности учащихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации своего выбора. Итак:

  • Предупредите детей о наличии ошибок, неточностей, неверной информации в задании.
  • Дайте установку найти определенное количество неверных пунктов, внести правки. При высоком уровне знаний у детей и большом опыте работы с подобными заданиями можно не указывать число ошибок в тексте.
  • Применяя прием «Лови ошибку!» на уроке с младшими школьниками, намекните им с помощью мимики, жестов на месторасположение неточности.
  • Составляя задание, продумайте с позиции ученика, по каким признакам он найдет ошибку, какие аргументы приведет в пользу своей точки зрения.
  • Используйте прием в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
  • Не переусердствуйте. Следуйте принципу «хорошего — понемногу».
  • Обязательно после обнаружения ошибки, акцентируйте внимание детей на правильном варианте так, чтобы именно он отложился в сознании.
  • Используйте доску, мультимедиа, карточки.
  • Организуйте работу в парах, группах по обсуждению информации из текста, по корректировке. Результаты, проведенной работы в группах, оглашают избранные спикеры-представители.
  • Индивидуальную форму приема «Лови ошибку» используйте в качестве контроля или работы с одаренными/ отстающими учащимися (здесь требуется индивидуальный подход в выборе степени сложности заданий).

Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках по разным предметам

Русский язык

Ошибки в правописании/ грамматике: «деревяное крыльцо» (деревянное).

Окружающий мир

Рассказ мальчика-фантазера: «И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз, и полетела дальше» (Пчела жалит только однажды, после этого умирает)

Литература

«А.С. Пушкин величайший поэт серебряного века русской литературы» (золотого века)

Английский язык

What he has done? Нарушен порядок слов. (What has he done?)

Математика

10 – 4 × 2 = 12. Так будет, если сначала вычесть, а потом умножить — типичное «ошибкоопасное» место. Сначала умножение, потом вычитание. Правильный ответ: 2.

Фантазия учителя безгранична, разработать собственные дидактические материалы по своему предмету может каждый. А как вы «ловите ошибки»? Поделитесь в комментариях.

Об  авторе: Меркулова Светлана Владимировна, учитель английского и немецкого языков.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Порядок вывода комментариев:

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ГПОУ «ТОРЕЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ имени А.Г.СТАХАНОВА  Методист 
Лаври...

    1 слайд

    ГПОУ «ТОРЕЗСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ имени А.Г.СТАХАНОВА
    Методист
    Лавриненко Валентина Николаевна, специалист первой категории

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ:
    НАЙДИ ОШИБКУ

    Методический семинар
    (дистанционно)
    Я — ПЕДАГОГ

  • Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же н...

    2 слайд

    Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным.
    В чем суть приема «Лови ошибку!»?
    Как и зачем его использовать на занятии?
    Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

  • 1 МЕТОД :универсален, его применение возможно на занятиях практически по всем...

    3 слайд

    1
    МЕТОД :универсален, его применение возможно на занятиях практически по всем дисциплинам;
    2
    приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность студентов;
    3

    воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
    4
    предоставляет поле для практического применения полученных знаний;

  • Использовать такую хитрость, как ознакомление обучающихся с заведомо ложной и...

    4 слайд

    Использовать такую хитрость, как ознакомление обучающихся с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе занятия.

    Подготовка преподавателя должна быть обязательна.

    Важно учитывать способности обучающихся, имеющиеся знания и опыт, необходимые для обнаружения ошибок, нахождения правильного варианта и аргументации
    ЛОВИ ОШИБКУ !

  • ИСПОЛЬЗУЙТЕ          ПРИЕМ  В начале занятия, в качестве разминки  для а...

    5 слайд

    ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРИЕМ

    В начале занятия, в качестве разминки для активизации внимани
    В середине, для повторения нового материала, чтобы
    «не теряли бдительность»
    В конце, чтобы подитожить пройденный материал

  • ПРИЕМ ФОРМИРУЕТ: 
умение анализировать информацию; 
 умение применять знания...

    6 слайд

    ПРИЕМ ФОРМИРУЕТ:
    умение анализировать информацию;

    умение применять знания в нестандартной ситуации;

    * умение критически оценивать полученную информацию.

  • ПРИЁМ “ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА”
Универсальный прием. Внимание слушателя уводитс...

    7 слайд

    ПРИЁМ “ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА”

    Универсальный прием. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
    ПРИМЕР
    Преподаватель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, обучающиеся должны их угадывать и указывать их тип.

  • ПРИМЕРЫ:Русский язык Преподаватель дает несколько грамматических (синтакси...

    8 слайд

    ПРИМЕРЫ:
    Русский язык
    Преподаватель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.

    Литература, История Обучающиеся получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.

    Математика
    Преподаватель намеренно дает ошибочные равенства или неравенства. Обучающиеся находят ошибки и исправляют их

    Биология, география, химия
    Обучающиеся находят ошибки в соотнесении понятий и определений к ним, либо ошибки в характеристике объекта

  • Найди ошибку ельник ель черник люцерна клевер мох кислица лишайники
  • Найди ошибку единицы длины км см мм дм м
  • Найди звуковое обозначение слова которое не соответствует записи слова буквами исправь ошибку мячики
  • Найди 21 ошибку спиши исправляя их у даши чулковой
  • Найдены ошибки при форматной проверке на портале фсс что это значит