Найдите ошибки принципы современных налоговых систем

История построения налоговой системы в нашем государстве

Для того чтобы понять принципы построения налоговой системы в России, рассмотрим несколько исторических моментов, связанных с ее формированием. История построения налоговой системы в нашей стране довольно длинная.

Первым упоминанием о сборах с населения является дань. Она была прямым налогом и служила в качестве главного дохода казны древнерусского государства в конце IX века. Со становлением Киевского государства дань перешла в следующую форму — подать. Она взималась «подымно», то есть с печей и труб домашних хозяйств. Также была принята стрелецкая подать.

В период Золотой Орды было введено множество сборов с простого населения, так как разоренное в результате непрерывной войны русское государство нуждалось в поступлениях в казну и уплате дани монгольским ханам.

В XIV веке в Московском государстве сформировалась система кормлений — сборов за управление определенной территории в пользу великого князя.

Глобальными налоговыми реформами отличился император Петр I. Он ввел чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские, корабельные сборы. Также известны подушные подати, гербовые сборы, знаменитый налог за бороды, налог с орехов, продажи продуктов питания и другие. Примечательно, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, которые следили за уплатой податей и сборов, а также придумывали новые налоги. Это стало своего рода прототипом современной налоговой службы.

При Александре II система налогообложения была изменена ввиду отмены крепостного права в 1861 году. Было введено обложение земельных угодий и доходов от недвижимого имущества, приняты винный и табачный акцизы (за продажу спиртной продукции — чем не прототип современных акцизов?), соляной налог, таможенные сборы. Остался и подушный налог.

О том, кому сегодня положено платить акцизы, см. в материале «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Главным событием в экономической жизни Советской России стала НЭП (новая экономическая политика), введенная в 1921 году. Она фактически вернула ту налоговую систему, которая существовала до Революции. Были введены так называемые классовые налоги — индивидуальное обложение сельскохозяйственным налогом кулацких хозяйств.

Период с 1930 по 1932 год ознаменован кардинальными переменами в налоговой жизни государства. Была полностью упразднена система обложения акцизами, предприятиям был вменен налог с оборота и прибыли.

В военной и послевоенной России вводились весьма любопытные налоги, например, налог на холостяков (действовал вплоть до 1990 года). В связи с экономической ситуацией в стране граждане СССР дополнительно уплачивали военный налог, сбор с владельцев домашнего скота. С 1986 по 1991 год действовал налог с продаж, а также государственные пошлины за регистрацию и выдачу определенных документов. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая в дальнейшем была переименована в Государственную налоговую службу.

Становление современной налоговой системы России началось с распада СССР в конце 1991 года и принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Новый закон с января 1992 года вводил в действие такие налоги, как НДС, подоходный налог, акцизы и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, а в 2000-м — 2-я часть. Они объединили воедино все налоги и сборы, действовавшие на территории нашей страны. НК РФ стал главным законодательным актом в области налогообложения и определил взаимоотношения между государством и налогоплательщиками.

В 1998 году появилось Министерство РФ по налогам и сборам, которое затем было ликвидировано, а его функции переданы Минфину РФ. С 2004 года деятельность по контролю в сфере налогообложения осуществляет уже привычная нам Федеральная налоговая служба.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц.

Об характеристиках основных элементов налога читайте здесь.

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которя состоит из федеральных, региональных и местных налогов.

Подробнее читайте в материале «Налоговая система РФ: понятие, элементы, структура».

Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Какую систему налогообложения может выбрать организация? Сделать выбор вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:

  • Принцип определенности.

Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

  • Принцип справедливости.

Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

  • Принцип удобства.

Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

  • Принцип экономии.

Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

  • Принцип равенства.

Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.

Читайте также «Налоговая система США и других зарубежных стран».

Итоги

Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться после распада СССР в 1991 году одновременно со становлением рыночной экономики. С тех пор она претерпела множество изменений. Они касались не только налогового законодательства, но и деятельности налоговых органов. Ст. 3 НК РФ определяет базовые принципы, на которых строится налоговая система России.

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.

Принципы
налогообложения
— это принципы
построения налоговой системы, которые
можно объединить в группы:

1)  
 экономические:
справедливости;
эффективности (экономичности);
соразмерности; множественности.

2)  
 юридические:
нейтральности;
установления налогов законами; отрицания
обратной силы налогового закона;
приоритетности налогового законодательства;
наличия всех элементов налога в законе.

3)  
 организационные:
единства налоговой
системы; подвижности  (эластичности) 
налогообложения; стабильности налоговой
системы; налогового  федерализма;
гласности; днократности обложения.

Экономические
принципы налогообложения

Принцип
справедливости
предполагает
установление обязанно­сти каждому
юридическому и физическому лицу принимать
участие в финансировании расходов
государства соразмерно своим доходам
и возможностям. Зачастую этот принцип
также характеризуют как принцип
справедливости и равенства (распределение
налогового бремени должно быть равным)
либо как принцип справедливости и
всеобщности (обложение налогами должно
быть всеобщим и рав­номерно распределяться
между налогоплательщиками). Представля­ется,
что при неизменной сущности в силу
многогранности данного признака
уточнение его универсального названия
вполне допусти­мо, но не в полной мере
корректно в первую очередь по отноше­нию
к равенству, как будет показано ниже.

Принцип
горизонтальной справедливости (его еще
называют прин­ципом платежеспособности)
предполагает, что налогоплательщики,
находящиеся в равном экономическом
положении, должны нахо­диться и в
равной налоговой позиции, т.е. одинаковые
доходы должны облагаться налогом по
одинаковой налоговой ставке.

Принцип
вертикальной справедливости (его также
характеризуют как принцип выгод)
предполагает, что налогоплательщики,
находя­щиеся в неравном экономическом
положении, должны находиться в неравной
налоговой позиции, т.е. кто больше
получает от госу­дарства тех или иных
благ, тот и должен больше платить налогов.

Принцип
эффективности (принцип
экономичности)
подразуме­вает
необходимость установления таких
налогов, чтобы поступле­ния по каждому
налогу существенно перекрывали затраты
государ­ства на его администрирование.
По подавляющему большинству российских,
в первую очередь федеральных, налогов
этот принцип реализуется. Однако по
некоторым налогам — региональному
(транспортному)  и местному (на
имущество физических лиц)  — данный
принцип реализуется далеко не в полной
мере. Усилия на­логовых органов по
выявлению объектов обложения, рассылке
извещений, контролю за уплатой едва
перекрывают поступления от них, а уж
экономическую целесообразность
трудоемких усилий по взысканию
незначительных сумм в судебном порядке
вообще труд­но оценить.

Принцип
соразмерности
основан на
взаимозависимости про­цессов
наполняемости бюджетов и дестимулирования
в результате налогообложения экономической
активности налогоплательщиков. Его
зачастую характеризуют как принцип
экономической сбаланси­рованности
интересов налогоплательщиков и
государственной каз­ны, т.е. при
установлении налогов и определении их
элементов необходимо соизмерять
последствия с точки зрения и выгод для
бюджета, и ущерба для экономики. Причем
сопоставлять эти вы­годы и потери
следует не только в текущий момент
времени, но и на перспективу, чтобы не
получить в дальнейшем уменьшения
налоговой базы и соответственно снижения
налоговых поступле­ний.

Принцип
множественности налогов
синтезирует
в себе два аспекта.

Во-первых,
этот принцип предусматривает
целесообразность по­строения налоговой
системы на совокупности дифференцирован­ных
налогов и различающихся объектов
обложения. Множествен­ность налогов
создает предпосылки для повышения
адресности на­логообложения, в большей
мере улавливающей платежеспособность
налогоплательщиков и наличие у них
различных объектов обложе­ния,
позволяет более эффективно распределять
налоговое бремя по различным категориям
плательщиков, делает его для них более
неза­метным, формируя тем самым более
толерантное отношение к нему. Более
того, труднее избежать различных объектов
обложения и упла­ты множества налогов,
нежели одного объекта и единого налога.

Во-вторых,
этот принцип предусматривает
целесообразность формирования
множественности источников бюджетов
каждого уровня, недопустимости ситуации
«бюджета одного налога», по­скольку
при множественности источников
обеспечивается относи­тельная
гарантированность его наполнения вне
зависимости от возможных провалов
поступления того или иного налога.
Множе­ственность источников бюджета
экономически более целесообраз­на,
особенно в кризисные периоды. В этом
случае более эффектно наполнять бюджет
будет множество налогов с низкими
ставками и широкими налоговыми базами,
нежели ограниченное число нало­гов
с высокими ставками.

Юридические
принципы налогообложения

Принцип
нейтральности
предполагает
единообразный характер применения
налогов и равенство всех плательщиков
перед налого­вым законом. В соответствии
с этим принципом считается недопус­тимым 
установление  различных налогов 
или  элементов  налогов
дифференцированно исходя из социальных, 
национальных,  конфессиональных и
иных критериев, а также в зависимости
от формы собственности,   
организационно-правовой формы
предпринимательской деятельности,
местонахождения налогоплательщика и
иных дискриминационных оснований. Этот
принцип реализован вст.
3НК.

Принцип
установления налогов законами
означает,
что любой закон должен быть установлен
исключительно посредством приня­тия
представительной (законодательной)
властью страны соответствующего
законодательного акта. Этот принцип
воплощен вст.
12НК, в соответствии с которой
применительно к федеральным нало­гам
РФ законными могут считаться только те
налоги, которые ус­тановлены Налоговым
кодексом РФ, к региональным законам
относятся  только  те,  которые 
установлены  Кодексом  и  законами
субъектов РФ, к местным — только те,
которые установлены Ко­дексом и
нормативно-правовыми актами представительных
органов
местного самоуправления. В
соответствии со ст. 3 НК ни на кого не
может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные
Налоговым кодексом РФ либо установленные
в ином порядке, чем это определено в
нем.

Принцип
отрицания обратной силы
налогового
закона основан на том, что вновь
принимаемый закон, ухудшающий положение
нало­гоплательщиков, не может
распространяться на отношения, возник­шие
до его принятия. Он реализован в ст. 5
НК, где предусматрива­ется, что акты
законодательства о налогах и сборах,
устанавливаю­щие новые налоги и (или)
сборы, повышающие налоговые ставки,
размеры сборов, устанавливающие или
отягчающие ответственность за нарушение
налогового законодательства,
устанавливающие новые обязанности или
иным образом ухудшающие положение
налогопла­тельщиков или плательщиков
сборов, обратной силы не имеют.

Принцип
приоритетности налогового
законодательства
заклю­чается
в том, что нормативно-правовые акты,
регулирующие какие-либо отношения, в
целом не связанные с вопросами
налогообложе­ния, не должны содержать
норм, устанавливающих особый порядок
взимания налогов. Данный принцип
подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом,
если в неналоговых законах и актах
имеются нор­мы, так или иначе касающиеся
налоговых отношений, то приме­нять
их следует только тогда, когда они
подтверждены и соответст­вуют нормам
налогового законодательства, т.е. при
коллизии этих норм должны применяться
положения именно налогового
законо­дательства.

Принцип
наличия всех элементов налога
в
законе означает, что налог считается
установленным лишь в том случае, когда
соответст­вующим законом определены
налогоплательщики и все элементы налога.
К обязательным элементамст.
17НК относит: объект налогообложения;
налоговую базу; налоговый период;
налоговую ставку; порядок исчисления
налога; порядок и сроки уплаты налога.

Отсут­ствие
хотя бы одного элемента в законе означает,
что обязанности налогоплательщика по
уплате данного налога не установлены.

Организационные
принципы налогообложения

Принцип
единства налоговой системы
― не
должны устанавливаться налоги, 
нарушающие единство экономического
пространства и налоговой системы страны.
Кроме того, он предполагает недопустимым
установление налогов, прямо или косвенно
ограничивающих свободное перемещение
в пределах территории страны товаров
(работ, услуг) или денежных средств.
Данный принцип закреплен в ст. 3 НК.
Недопустимо установление налогов,
ограничивающих или создающих препятствия
не запре­щенной законом экономической
деятельности физических лиц и
организаций,
а также препятствующих реализации
гражданами своих конституционных прав.
Принцип единства налоговой системы
обеспечивается единой системой налоговых
органов, пронизанных вертикалью, а не
горизонталью управления.

Принцип 
подвижности  {эластичности) 
налогообложения
за­ключается
в том, что в целях приведения в соответствие
с объективно изменяющимися государственными
потребностями некото­рые обязательные
элементы налога и даже сам налог могут
быть оперативно изменены как в сторону
ослабления, так и в сторону усиления
его фискальной или иной функции. Кроме
того, подвиж­ность налогообложения
проявляется в регулярном заполнении
об­наруживающихся в налоговом
законодательстве пробелов и различ­ных
нестыковок. Данный принцип направлен
на эволюционное, а не революционное
развитие налоговой системы, и при
постепенном совершенствовании процесса
налогообложения он не будет противоречить
принципу стабильности.

Принцип
стабильности налоговой системы
основан
на том, что,   несмотря  на 
определенную   подвижность 
налогообложения, налоговая система
должна быть достаточно стабильной,
кардиналь­ное реформирование налоговой
системы должно проводиться лишь в
исключительных случаях и в строго
определенном порядке. Од­ним из
атрибутов данного принципа является
требование ст. 5 НК о том, что изменения
в части установления новых налогов или
сбо­ров должны вступать в силу не
ранее 1 января года, следующего за годом
их принятия, но не ранее одного месяца
со дня их офици­ального опубликования.

Принцип 
налогового  федерализма
следует
рассматривать как основной организационный
принцип функционирования налоговой 
системы страны, наделяющий различные
уровни государственного правления
налоговыми полномочиями и ответственностью
по пово­ду установления налогов,
налоговых отчислений и распределения
налоговых доходов между бюджетами
соответствующих уровней для обеспечения
их финансовой самостоятельности.

Принцип  
гласности 
основан   на  
требовании   обязательного
официального опубликования законов,
других нормативных актов, касающихся
тем или иным образом обязанностей
налогоплатель­щика. Исходя из этого
принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами
закреплена обязанность бесплатно
информировать налогопла­тельщиков
о действующих налогах и сборах, давать
разъяснения и консультации о порядке
исчисления и уплаты налогов.

Принцип
однократности обложения
базируется
на недопущении обложения одного и того
же объекта более чем одним налогом.
Другими словами, один и тот же объект
должен облагаться только одним налогом
и только один раз за определенный
законодательством налоговый период.
Данный принцип воплощен, в частности,
вст. 38НК,
где сказано, что каждый налог имеет
самостоятельный объект налогообложения.

Следует
заметить, что совокупность представленной
системы принципов не является общепринятой
в теории и практике налого­обложения.

Соседние файлы в предмете Налоги и налогообложение

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить в «Нужное»

Принципы и методы построения налоговой системы

Мы рассказывали в отдельных консультациях о сущности налоговой системы, ее функциях и элементах системы налогообложения. А каковы принципы построения налоговой системы РФ?

Система принципов налоговой системы

Принципы налоговой системы РФ можно представить в виде следующих основных правил, характерных для построения любой налоговой системы. К ним можно отнести, в частности, следующие:

  • обязательность;
  • определенность;
  • справедливость;
  • рациональность;
  • денежная оценка;
  • гибкость;
  • стабильность;
  • однократность.

Обязательность предполагает обязанность уплачивать налоги для всех налогоплательщиков. Определенность характеризует установление определенных и ясных правил исчисления и уплаты налогов. Справедливость означает недопущение дискриминации отдельных налогоплательщиков, находящихся в сходных экономических условиях, и установление единства подходов к ним по вопросам налогообложения. Рациональность должна обеспечивать минимизацию затрат на сбор налогов, чтобы издержки фискальной функции налогообложения не превышали объем налоговых поступлений. Денежная оценка предполагает исчисление и уплату налогов в национальной валюте страны. Гибкость должна гарантировать чуткое реагирование государства на эффекты от налогообложения и обеспечивать способность адаптировать налоговую систему в зависимости от изменяющихся условий. В то же время модификация налоговой системы не должна происходить часто или допускать резкие изменения, т. е. должна сохраняться стабильность налоговой системы. Однократность налогообложения предполагает недопустимость повторного взимания налогов с одного и того же объекта за определенный период времени.

Методы налоговой системы предполагают установление конкретных механизмов, которые бы обеспечивали соблюдение заложенных принципов системы налогообложения, а также выполнение возложенных на нее функций. Так, к методу налоговой системы можно отнести налоговый контроль, который способствует не только реализации фискальной функции налоговой системы, но и достижению принципа обязательности в налогообложении.

Более полную информацию по теме вы можете найти в

КонсультантПлюс

.

Бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Форум для бухгалтера:

Налоговые поправки — 2023

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Микро-, макроэкономика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Налогообложение – это совокупность налогов и сборов и механизм их изъятия.

Система налогообложения является совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, включающих не только налоги и сборы, но и принципы их взимания, инструменты, используемые в процессе взимания и основные структурные компоненты налогов (объект, налоговая база, налоговая ставка). Важное значение имеет рациональная организация налогообложения в стране, что позволит обеспечить своевременность и полноту налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. А это имеет важно потому, что налоги составляют важную статью доходов бюджетов и обеспечивают выполнение государством своих основных функций и обязательств перед обществом.

Тренируй мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление c помощью онлайн-тренажеров

Выбрать программу

Принципы налогообложения

Принципы налогообложения были разработаны и обоснованы западным экономистом А. Смитом. В своих учениях он опирался на необходимость рационального распределения и перераспределения доходов граждан. Он рассматривал налоги в качестве инструмента, используемого государством для исполнения своих функций, в налогообложение в качестве принудительного отчуждения доходов и собственности в пользу государства. А. Смит исходил из того, что принудительное отчуждение налогов негативно воспринимается обществом в целом и его отдельными гражданами. Поэтому и принципы налогообложения по А. Смиту направлены в первую очередь на смягчение существующего противоречия нежелания уплачивать налоги и необходимостью налоговых поступлений в бюджеты, как основы функционирования государства и его институциональных форм.

Таким образом, А. Смит разрабатывает основные правила уплаты налогов и механизма организации их изъятия, которые позволят достичь эффективности налоговых поступлений и сгладить тяжесть налогового бремени для налогоплательщиков. Эти правила получили название принципов налогообложения, которые по сей день закладываются в основу построения налоговой системы государства.

«Принципы налогообложения и их реализация в России» 👇

Принципы налогообложения по А. Смиту включают:

  1. Принцип справедливости налогового бремени. Он отражает необходимость уплаты налогоплательщиками налогов, отвечающих их возможностям и уровню доходов. Это означает, что невозможно взимать налогов больше, чем размер доходов граждан и, более того, налоговая нагрузка должна возрастать только по мере роста доходов.
  2. Принцип определенности налоговой нагрузки. Он отражает необходимость четкого определения величины уплачиваемых налогов, времени взимания, приемов, используемых в процессе изъятия налогов. Все параметры взимания налогов должны быть известны, ясны, понятны налогоплательщикам.
  3. Принцип удобства. Он связан с созданием оптимальных условий разработкой рационального механизма по взиманию налогов, обеспечивающему удобство уплаты их налогоплательщиками.
  4. Принцип экономии. Данный принцип указывает на то, что необходимо обеспечивать эффективность каждого взимаемого налога. Предполагается сокращение расходов по сбору налогов и всю налоговую систему государства для повышения ее эффективности с сохранением качества.

Следует отметить, что данные принципы налогообложения носят экономический характер. Они были выдвинуты Смитом, в дальнейшем дополнялись другими экономистами- А. Вагнером и иными. Полноценное применение они нашли, только в XX столетии. На их основе современные государства формируют свои налоговые системы и реализуют работу по сбору налогов и контролю за их уплатой. Современные экономисты выделяют в качестве ведущих принципов налогообложения следующие: принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип определенности и удобства уплаты и принцип экономичности.

Принципы налогообложения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принципы налогообложения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Реализация принципов налогообложения в современной России

На сегодняшний день, Налоговым кодексом РФ устанавливается ряд принципов построения налоговой системы страны, которые носят организационно-правовой характер. К ним относятся:

  1. Принцип справедливости. Он означает всеобщий характер налогообложения и равенство налогового бремени. Предполагается учет возможностей налогоплательщиками уплачивать налоги в определенных суммах.
  2. Принцип универсализации. Он означает, что налоги и сборы не могут носить дискриминационного характера и применяться по-разному, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессионных и иных различий между налогоплательщиками. Ставки налогов не являются дифференцированными по одному и тому же налогу для разных налогоплательщиков и не вводятся дополнительные налоговые льготы.
  3. Принцип нейтральности. Он связан с невозможностью нарушения налогообложением единого экономического пространства России и прямыми или косвенными ограничениями перемещения товаров, работ, услуг для налогоплательщика.
  4. Принцип экономической обоснованности. Он связан с тем, что налоги требуют наличия экономического обоснования и не могут носить произвольного характера.
  5. Принцип определенности. Он требует четкого определение величины и временных параметров уплаты налогов, налоговых ставок и обозначения налоговой базы для налогоплательщиков.
  6. Принцип презумпции невиновности — все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в законодательстве по налогообложению используются в пользу интересов налогоплательщика.

Следует отметить, что современная система налогообложения России носит фискальную ориентацию. Это означает, что она полноценно реализует только сбор налогов и не реализуют остальные функции налогов в полной мере. Кроме того, реализация принципов налогообложения не всегда возможна в силу усложненного характера построения данной системы. Имеется множество налогов, имеющих идентичную налоговую базу, а также имеется ряд высоко затратных налогов, расходы на взимание которых превышают их суммы. Налоговая система полна косвенных налогов. Их величина превышает прямые налоги. Это приводят к развитию инфляционных процессов в стране и росту налогового бремени для налогоплательщиков, которые, по сути, не осознают возложенной на них налоговой нагрузки.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В настоящее время под «налогом» понимается: «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж…» [1]. “Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением. В современных социально – экономических условиях вопросы совмещения интереса государства, а также прав и обязанностей налогоплательщиков стоят особо остро. Государство всячески пытается восполнить бюджет, используя при этом налоги, а налогоплательщики пытаются всячески защитить свою интересы, добиваясь минимальной уплаты налогов, иногда абсолютно незаконными способами. Для российской действительности актуальность проблемы совершенствования налоговой системы чрезвычайно высока, ведь ни для кого не секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело характер национальной катастрофы. Государство всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика всё, что положено по закону, а также закрыть лазейки, с помощью которых налогоплательщик минимизирует свои налоговые платежи.

Для того, чтобы исключить страх и тревогу в сфере налогообложения, налогоплательщикам необходимо быть ознакомленными и компетентными в сфере уплаты налогов. Именно поэтому ознакомление с принципами налогообложениями и их реализацией в современных условиях актуально. Налогоплательщикам необходимо быть ознакомленными с базисом знаний, который они смогут использовать в случае нарушения своих прав или же несоблюдения обязанностей.

Вопрос о принципах налогообложения возник в XVIIIв. в связи с тем, что ученые впервые взглянули на роль финансов в жизни государства как с точки зрения интересов государства, так и с точки зрения интересов граждан. В финансовой науке принципы налогообложения известны как свод некоторых фундаментальных требований, которым должна удовлетворять любая система налогообложения [2].

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в трудах Д. Рикардо и А. Смита как требования определенности, эффективности, справедливости.

До Д. Рикардо и А. Смита были ученые, которые пытались сформулировать принципы налогообложения, но в большей степени их деятельность была направлена именно на критику существующей системы налогообложения. Но все же в классической форме принципы налогообложения были сформулированы именно шотландским экономистом и философом А. Смитом. Также А. Смит пояснил причину важности уплаты налогов. Данная причина заключается в необходимости формирования государственных финансовых средств, которые будут использованы государством для выполнения своих функций, но при этом следует соблюдать правила налогообложения [3].

Перечислим и поясним классические принципы налогообложения, выделенные А. Смитом:

1.Принцип справедливости — данный принцип указывает на то, что налогоплательщики должны уплачивать налоги в соответствии со своими возможностями. Т.е. размер налогового платежа должен соизмеряться с доходами того или иного гражданина.

2. Принцип определенности — данный принцип указывает на то, что должны быть четко определены размер уплаты налога, способ его взимания и время его взимания, налогоплательщики должны быть ознакомлены во всеми данными условиями.

3.Принцип удобства — данный принцип указывает на то, что взимание налога должно происходить в таких условиях, в такое время и таким способом, чтобы это было удобно налогоплательщику.

4.Принцип экономии — Данный принцип указывает на то, что необходимо обеспечивать эффективность каждого взимаемого налога. Необходимо максимально снизить издержки государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата, а также расходы на управление налоговым аппаратом.

Выделенные группы принципов нашли практическое применение только в начале ХХ, когда после Первой мировой войны начали происходить различные экономические реформы, которые повлекли за собой и налоговые реформы в ряде стран.

В настоящее время основные принципы реализации российской налоговой системы, которая вобрала в себя мировой опыт, закреплены в Конституции Российской Федерации и в части 1 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приведем краткий анализ принципов налогообложения, закрепленных в действующем законодательстве ч.1 ст.3 НК РФ:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

5. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.

6. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, которые не предусмотренные настоящим Кодексом

7. При установлении налога должны быть определены основные элементы налога.

8.Все неустранимые противоречия, сомнения актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

В современных условиях выделенные принципы налогообложения реализуются через определенные методы налогообложения. Под методом налогообложения следует понимать установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы. На сегодняшний день можно выделить четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный [4]:

— При равном методе для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. В рамках данного метода все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога, вне зависимости от имеющегося в их собственности имущества или дохода. Данный метод считает наиболее простым, но не совсем справедливым в силу того, что разные слои населения уплачивают одинаковую сумму налога, что является крайне тяжелым для малоимущих налогоплательщиков, и довольно незначительно для лиц с высокими доходами.

— При пропорциональном методе для каждого налогоплательщика устанавливается равная ставка налога. Но следует отметить, что в тоже время отчисляемые в бюджет суммы будут все же различных, вследствие того, что их величина зависит от размера базы обложения.

— При прогрессивном методе с ростом налоговой базы – возрастает налоговая ставка. Размер ставки налога растет одновременно с увеличением дохода или стоимости имущества.

— При регрессивном методе с ростом налоговой базы – уменьшается налоговая ставка. Данный метод заключается в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки налогообложения.

В данной работе хотелось бы рассмотреть не только принципы налогообложения России, но и других страны, которые реализуют принципы налогообложения с целью обеспечения экономического и правового единства страны. Данная информация поможет провести качественный анализ и сравнение принципов налогообложения различных страны в современных условиях.

Рассмотрим основные принципы налогообложения Республики Беларусь, данное государство реализуется следующие принципы:

— Первый принцип гласит, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, по которым данное лицо признается плательщиком.

— Второй принцип подчеркивает то, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины, которые не предусмотрены Кодексом и не определены Конституцией Республики Беларусь.

— Третий принцип гласит, что налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

— Четвертый принцип подчеркивает запрет на установление налогов, пошлин и сборов, которые могут нанести ущерб национальной безопасности Республике Беларусь, ее территориальной целостности и т.д.

— Пятый принцип гласит, что в Республике Беларусь допускается установление особых видов пошлин, согласно актам, составляющим право Евразийского экономического союза. [5]

Хотелось бы отметить, что в юридической и экономической литературе возможно описание другие принципы налогообложения, в соответствии с которыми должна строиться и функционирует налоговая система Республики Беларусь: стабильность налоговой системы, экономичность, справедливость и т.д.

Подводя итог, хочется еще раз отметить важность реализации выделенных принципов налогообложения в Российской Федерации. Система налогообложения любого государства в условиях динамики социально – экономических факторов активно претерпевает изменения и совершенствуется. В данной работе были рассмотрены основные аспекты формирования универсальных принципов налогообложения, которые были развиты в идеях А. Смита, а далее усовершенствованы и определены в различные направления. При анализе принципов налогообложения Республики Беларусь можно проследить связь общих принципов и принципов данных стран, которые все же берут начало от принципов А. Смита.

Четкое формулирование и определение принципов налогообложения, а также закрепление их в российском налоговом законодательстве будет эффективно способствовать повышению авторитета власти, политической и экономической стабильности, а также воспитанию компетентного налогоплательщика. Кроме того, постоянное усовершенствование принципов налогообложения является ориентиром при разработке и реализации государственной налоговой политики. При изменении и совершенствовании принципов налогообложения важно учитывать постоянно изменяющиеся социально – экономические условия, которые оказывает серьезное влияние на политическое, социальное и экономическое состояние страны.

Список использованной литературы:

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/fd3039f558e14477ce752eb9789b02a023fbc006/

2. Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Г. А. Волкова, Г. Б. Поляк, Л. А. Крамаренко [и др.]; под редакцией Г. Б. Поляк, А. Е. Суглобов. — 3-е изд. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 631 c. — ISBN 978-5-238-01827-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71218.html (дата обращения: 13.12.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

3. Назарова, А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие для СПО / А. В. Назарова. — 2-е изд. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 86 c. — ISBN 978-5-4486-0363-1, 978-5-4488-0207-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76995.html (дата обращения: 13.12.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

4. Налоги и налогообложение: учебник / коллектив авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. — Москва: КНОРУС, 2018. — 240 с. — (Среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-406-06188-6

5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002 г. N 166-З Статья 2. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь. http://www.nalog.gov.by/ru/article2/

История построения налоговой системы в нашем государстве

Для того чтобы понять принципы построения налоговой системы в России, рассмотрим несколько исторических моментов, связанных с ее формированием. История построения налоговой системы в нашей стране довольно длинная.

Первым упоминанием о сборах с населения является дань. Она была прямым налогом и служила в качестве главного дохода казны древнерусского государства в конце IX века. Со становлением Киевского государства дань перешла в следующую форму — подать. Она взималась «подымно», то есть с печей и труб домашних хозяйств. Также была принята стрелецкая подать.

В период Золотой Орды было введено множество сборов с простого населения, так как разоренное в результате непрерывной войны русское государство нуждалось в поступлениях в казну и уплате дани монгольским ханам.

В XIV веке в Московском государстве сформировалась система кормлений — сборов за управление определенной территории в пользу великого князя.

Глобальными налоговыми реформами отличился император Петр I. Он ввел чрезвычайные налоги: рекрутские, драгунские, корабельные сборы. Также известны подушные подати, гербовые сборы, знаменитый налог за бороды, налог с орехов, продажи продуктов питания и другие. Примечательно, что именно Петр I принял на государственную службу прибыльщиков, которые следили за уплатой податей и сборов, а также придумывали новые налоги. Это стало своего рода прототипом современной налоговой службы.

При Александре II система налогообложения была изменена ввиду отмены крепостного права в 1861 году. Было введено обложение земельных угодий и доходов от недвижимого имущества, приняты винный и табачный акцизы (за продажу спиртной продукции — чем не прототип современных акцизов?), соляной налог, таможенные сборы. Остался и подушный налог.

О том, кому сегодня положено платить акцизы, см. в материале «Кто является плательщиками акцизов (нюансы)?».

Главным событием в экономической жизни Советской России стала НЭП (новая экономическая политика), введенная в 1921 году. Она фактически вернула ту налоговую систему, которая существовала до Революции. Были введены так называемые классовые налоги — индивидуальное обложение сельскохозяйственным налогом кулацких хозяйств.

Период с 1930 по 1932 год ознаменован кардинальными переменами в налоговой жизни государства. Была полностью упразднена система обложения акцизами, предприятиям был вменен налог с оборота и прибыли.

В военной и послевоенной России вводились весьма любопытные налоги, например, налог на холостяков (действовал вплоть до 1990 года). В связи с экономической ситуацией в стране граждане СССР дополнительно уплачивали военный налог, сбор с владельцев домашнего скота. С 1986 по 1991 год действовал налог с продаж, а также государственные пошлины за регистрацию и выдачу определенных документов. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая в дальнейшем была переименована в Государственную налоговую службу.

Становление современной налоговой системы России началось с распада СССР в конце 1991 года и принятия закона «Об основах налоговой системы в РФ». Новый закон с января 1992 года вводил в действие такие налоги, как НДС, подоходный налог, акцизы и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, а в 2000-м — 2-я часть. Они объединили воедино все налоги и сборы, действовавшие на территории нашей страны. НК РФ стал главным законодательным актом в области налогообложения и определил взаимоотношения между государством и налогоплательщиками.

В 1998 году появилось Министерство РФ по налогам и сборам, которое затем было ликвидировано, а его функции переданы Минфину РФ. С 2004 года деятельность по контролю в сфере налогообложения осуществляет уже привычная нам Федеральная налоговая служба.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Налоговая система Российской Федерации — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются в пользу государства с физических и юридических лиц.

Об характеристиках основных элементов налога читайте здесь.

В РФ действует трехуровневая налоговая система, которя состоит из федеральных, региональных и местных налогов.

Подробнее читайте в материале «Налоговая система РФ: понятие, элементы, структура».

Она строится на определенных принципах и регулирует налоговые взаимоотношения государства и плательщиков налогов и сборов.

Какую систему налогообложения может выбрать организация? Сделать выбор вам помогут рекомендации от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Принципы налоговой системы РФ можно найти в Налоговом кодексе, в частности, в ст. 3 прописаны основные понятия. Если их обобщить, то можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:

  • Принцип определенности.

Каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика.

  • Принцип справедливости.

Он предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов.

  • Принцип удобства.

Каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов.

  • Принцип экономии.

Государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков. Здесь применима всем известная фраза: «Экономика должна быть экономной!».

  • Принцип равенства.

Все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.

Итоги

Современная налоговая система Российской Федерации начала формироваться после распада СССР в 1991 году одновременно со становлением рыночной экономики. С тех пор она претерпела множество изменений. Они касались не только налогового законодательства, но и деятельности налоговых органов. Ст. 3 НК РФ определяет базовые принципы, на которых строится налоговая система России.

На сегодняшний день продолжают вноситься изменения в обе части НК РФ. Прежде всего, они направлены на улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков, уменьшение неопределенностей в нашем налоговом законодательстве.

Добавить в «Нужное»

Принципы и методы построения налоговой системы

Мы рассказывали в отдельных консультациях о сущности налоговой системы, ее функциях и элементах системы налогообложения. А каковы принципы построения налоговой системы РФ?

Система принципов налоговой системы

Принципы налоговой системы РФ можно представить в виде следующих основных правил, характерных для построения любой налоговой системы. К ним можно отнести, в частности, следующие:

  • обязательность;
  • определенность;
  • справедливость;
  • рациональность;
  • денежная оценка;
  • гибкость;
  • стабильность;
  • однократность.

Обязательность предполагает обязанность уплачивать налоги для всех налогоплательщиков. Определенность характеризует установление определенных и ясных правил исчисления и уплаты налогов. Справедливость означает недопущение дискриминации отдельных налогоплательщиков, находящихся в сходных экономических условиях, и установление единства подходов к ним по вопросам налогообложения. Рациональность должна обеспечивать минимизацию затрат на сбор налогов, чтобы издержки фискальной функции налогообложения не превышали объем налоговых поступлений. Денежная оценка предполагает исчисление и уплату налогов в национальной валюте страны. Гибкость должна гарантировать чуткое реагирование государства на эффекты от налогообложения и обеспечивать способность адаптировать налоговую систему в зависимости от изменяющихся условий. В то же время модификация налоговой системы не должна происходить часто или допускать резкие изменения, т. е. должна сохраняться стабильность налоговой системы. Однократность налогообложения предполагает недопустимость повторного взимания налогов с одного и того же объекта за определенный период времени.

Методы налоговой системы предполагают установление конкретных механизмов, которые бы обеспечивали соблюдение заложенных принципов системы налогообложения, а также выполнение возложенных на нее функций. Так, к методу налоговой системы можно отнести налоговый контроль, который способствует не только реализации фискальной функции налоговой системы, но и достижению принципа обязательности в налогообложении.

Форум для бухгалтера:

ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ «НАЛОГОВОЕ ПРАВО В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Литвинова Юлия Алексеевна, студентка 4 курса факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В любой отрасли права принципы играют если не главную, то значительную роль. И налоговое право не является исключением. Здесь принципы являются неким компасом в построении всей налоговой системы государства. Будь то принятие нового законопроекта или же вынесение судебного решения. Все будет основываться на тех основополагающих началах, которые именуются принципами. Однако, стоит различать, принципы законодательства о налогах и сборах, сформулированные в ст.3 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее: НК РФ), принципы налогового права как отрасли, которые сформулированы научной и судебной доктриной, и принципы, сформулированные наукой без особой привязки к норме, нормам-принципам. От того, как данные принципы будут реализовываться на практике, зависит весь политический курс в данной сфере. 

Несмотря на то, что основополагающие принципы законодательства о налогах и сборах уже сформулированы в ст.3 НК РФ, в юридическом сообществе не утихают спор о «недостаточности» данного перечисления. Все дело в том, что НК РФ был подписан президентом Б.Н. Ельциным еще в июле 1998 года, и с того времени вышеупомянутая статья никак не изменялась. Соответственно, за двадцать два года судебная практика, как арбитражных судов, так и Конституционного суда РФ, сформулировала множество новых принципов. Однако не один из них не был удостоен упоминания в Федеральном законе № 146-ФЗ[1]. Таким образом, ст.3 НК РФ уже не отвечает потребностям современной налоговой системы, которая за двадцать с лишним лет претерпела достаточно серьезные изменения. 

Зачем закреплять?

1) Нормативное закрепление принципов свидетельствует о смене их статуса: с определенных начал, идей правосознания они поднимаются до статуса норм-принципов. Таким образом, они уже могут непосредственно регулировать общественные отношения, а не просто существовать в сознании людей или же в актах Конституционного суда РФ. 

2) Согласно Постановлению КС РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П, «общие принципы налогообложения и сборов – это основные гарантии, установление которых именно федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ». [2] То есть, закрепив основные начала налогового законодательства в НК РФ, законодатель закрепит основные гарантии. 

3) В результате отсутствия нормативного закрепления принципов страдает правоприменение, так как их неоднозначное толкование может вызывать споры. 

4) Налоговое право есть отрасль публичного права, что предполагает нормативное закрепление, которое в свою очередь выступает в качестве гарантии законности. Отнесение отрасли к публичной уже автоматически предполагает «формальную определенность правовых норм, легальное закрепление их в соответствующих нормативных актах государства». [3]

5) Закрепление принципов «сейчас» поможет законодателю «потом», так как будет своеобразным компасом, подсказывающим правильное направление в законотворческих процессах.

 6) Согласно ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Проведя аналогию, можно сделать вывод, что само «установление» принципов предполагает не просто их хаотичное перечисление, а определение элементов.

Что закреплять?

Отрасль налогового права, как и любая другая, не стоит на месте и развивается. Соответственно, развивается и вся система налогообложения в России. Те принципы, которые были зафиксированы в НК РФ более 20 лет назад, по сути, были сформулированы Конституционным судом еще до их нормативного закрепления в федеральном законе при толковании базовых норм самой Конституции РФ. Однако за такой долгий промежуток времени как теория, так и практика уже сформировали новые базисы, которые активно используются на практике и применяются судами. В настоящее время отдельно формируются принципы «налогообложения» и «построения налоговой системы». На данный счет вполне обоснованно высказалась Е.А.Лопатникова, указав, что они воплощаются в принципах всего «налогового права», а их нормативное закрепление способствует четкому определению границ и целей функционирования налогово-правовых норм. [4]

Итак, на данный момент представители юридического сообщества предлагают включить в НК РФ следующие принципы. Например, на Конференции «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации», которая состоялась 19-20 апреля в 2013 году в г. Москве, профессор А.В. Демин впервые в рамках своего выступления выразил озабоченность по вопросу нормативного закрепления новых принципов и предложил обозначить в НК РФ следующие: 

1)   Всеобщность налогообложения 

2)   Принцип верховенства права

3)   Принцип равенства налогообложения

4)   Принцип соразмерности налогообложения и фактической платежеспособности налогоплательщика

5)   Принцип федерализма и единого экономического пространства Российской Федерации

6)   Принцип экономического основания налога и однократности налогообложения

7)   Принцип определенности налогообложения

8)   Запрет на злоупотребление правом в сфере налогов и сборов.[5]

Развивая данную мысль уже в 2017 году В.М.Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп», в своем блоге на сайте zakon.ru[6]вновь обратился к вопросу выделения, поименования и раскрытия принципов налогового права в НК РФ. Он также внес свои предложения по включению следующих принципов:

1)     Законное установление 

2)     Наличие экономического основания 

3)     Эффективность взимания

4)     Исключительность целевого назначения

5)     Сохранение единого экономического пространства

6)     Недопустимость препятствий реализации конституционных прав

7)     Учет платежеспособности 

8)     Равенство обложения 

9)     Нормативная определенность

10)Разумная достаточность налогового контроля.

Получается, что современные «налоговые» реалии диктуют новые правила. Налоговая система уже не может существовать, руководствуясь только теми старыми общими началами, которых, возможно, и было достаточно более двадцати лет назад, но явно не хватает сейчас. 

Как закреплять?

Что же касается формы, то здесь возникает следующая проблема. В юридическом сообществе вызывает множество вопросов сама техника нормативного закрепления основополагающих начал. Во-первых, принципам была выделена всего лишь одна статья НК РФ. Во-вторых, самое изложение носит достаточно хаотичный характер. Безусловно, такой подход законодателя в целом к нормативному закреплению принципов налогового права (не говоря уже о том, что нужно закреплять и другие принципы) представляется неудачным. В российской правовой системе вполне успешно существуют другие формы закрепления. Наиболее удачными представляются техники закрепления в Уголовном Кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Бюджетном кодексе РФ. Например, в Уголовном кодексе РФ есть отдельные статьи, каждая из которых посвящена определенному принципу, Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит отдельную главу, которая также представляет собой совокупность статей, отдельно расписывающих каждый принцип. В Бюджетном кодексе РФ сначала ст. 28 перечисляет принципы, на которых основана бюджетная система, а затем уже идет их постатейное разъяснение. </o:p>

Показательными примерами удачного нормативного закрепления принципов также могут служить налоговые кодексы Казахстана, Беларуси и Кыргызстана. Так, например, статья 4 НК Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет содержит перечисление принципов, а последующие статьи уже более детально разъясняют каждый принцип. Схожее нормативное закрепление представлено в НК Кирзизской республики. Статья 5 данного кодекса также перечисляет все принципа налогового законодательства, а далее идет постатейное разъяснение каждого. Несколько иное закрепление принципов представлено в ст.2 НК Республики Беларусь. Здесь мы можем видеть, что каждый подпункт статьи – это некий «домик» для отдельного принципа, причем идет не просто перечисление: после обозначения принципа содержится подробная информация о том, что означает каждый из них. </o:p>

Актуальность обращения к принципам проиллюстрирована Определением Конституционного Суда РФ от 26.03.2019 № 817-О. Итак, Якимов Ф.Ф. оспаривал положения ст. 3 и абз. 2 п. 1 ст. 38 НК РФ, так как считал, что они противоречат ст. 15, 19, 34, 35, 45, 46, 47,57 Конституции РФ. По мнению заявителя, правоприменительная практика придала оспариваемым нормам НК РФ смысл, допускающий возможность обложения одного объекта налогообложения как налогом на доходы физических лиц, так и налогом, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Таким образом, оспариваемые законоположения допускают возможность двойного налогообложения. Из этого следует, что правовая позиция заявителя в целом основывалась как раз на принципе недопустимости налогообложения, что в очередной раз подчеркивает возможность принципов выступать в роли инструмента разрешения юридических споров и прикладного средства правового регулирования, которым могут руководствоваться субъекты налогового права.[7]Однако Конституционный суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, определив данные положения как не нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте. 

Также стоит отметить Определение КС РФ от 19 декабря 2019 г. № 3531-О. В данном случае ООО «ЗИС» тоже оспаривало ст. 3 НК РФ, а если быть точнее, то пункты 1, 3, 4 и 7 ст. 3 НК РФ. По мнению Общества, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, так как допускают возможность повторного налогообложения. Однако КС РФ отметил, что данные законоположения направлены на установление основных начал законодательства о налогах и сборах, т.е. на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов. Данные законоположения, определяя гарантии прав налогоплательщиков, сами по себе не допускают возможности доначисления налогоплательщику сумм налогов в размере большем, чем это установлено законом, притом что налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе в целях пресечения злоупотреблений налогоплательщиков, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды.

Если до сих пор сам Конституционный суд РФ отводит такую значимую роль принципам, ныне закрепленным в ст. 3 НК РФ, как создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налогов, неужели данные принципы не имеют право на достойное установление, а не на обычное хаотичное перечисление? Более того, подразумевая надлежащая нормативная основа уже давно зиждится далеко не только на том, что установлено ст. 3 НК РФ.

Таким образом, принципы – это фундамент для построения всей системы. Однако система налогообложения развивается, что порождает необходимость в более крепком фундаменте. Говоря простым языком, фундаменты у девятиэтажного и сорокаэтажного домов явно будут отличаться. Более того, «состав этого фундамента» (а состоит он из принципов) требует особых «условий» (формы закрепления) для своего существования: уже недостаточно просто через запятую перечислить весь массив принципов в одной статье без подробных разъяснений.


[1]Федеральныйзаконот 31.07.1998 N 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» // СПС КонсультантПлюс</o:p>

[2]Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»// СПС КонсультантПлюс</o:p>

[3]Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33 — 56. Постатейный научно-практический комментарий / Отв. ред. Л.А. Воскобитова. М., 2015 // СПС «КонсультантПлюс».</o:p>

[4]Лопатникова Е.А. Реализация принципов налогового права / под ред.д.ю.н., И.И. Кучерова. М.: Юриспруденция, 2012. С.3.</o:p>

[5]Демин А.В. Общие принципы налогообложения: каждому принципу – отдельная статья / Конференция «Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации» 19–20 апреля 2013 г. в Москве // Налоговед. 2013. № 1. </o:p>

[6]Зарипов В.М. Налоговый кодекс: каждому принципу — по статье [Электронный ресурс]  // URL:  https://zakon.ru/blog/2017/07/22/nalogovyj_kodeks_kazhdomu_principu__po_state#comment_407235</o:p>

[7]Демин А. В. Принцип определенности налогообложения: Монография/ДеминА.В., БакаеваО.Ю. — Москва : Статут, 2015. С. 119-125.</o:p>

Принципы
налогообложения
— это принципы
построения налоговой системы, которые
можно объединить в группы:

1)  
 экономические:
справедливости;
эффективности (экономичности);
соразмерности; множественности.

2)  
 юридические:
нейтральности;
установления налогов законами; отрицания
обратной силы налогового закона;
приоритетности налогового законодательства;
наличия всех элементов налога в законе.

3)  
 организационные:
единства налоговой
системы; подвижности  (эластичности) 
налогообложения; стабильности налоговой
системы; налогового  федерализма;
гласности; днократности обложения.

Экономические
принципы налогообложения

Принцип
справедливости
предполагает
установление обязанно­сти каждому
юридическому и физическому лицу принимать
участие в финансировании расходов
государства соразмерно своим доходам
и возможностям. Зачастую этот принцип
также характеризуют как принцип
справедливости и равенства (распределение
налогового бремени должно быть равным)
либо как принцип справедливости и
всеобщности (обложение налогами должно
быть всеобщим и рав­номерно распределяться
между налогоплательщиками). Представля­ется,
что при неизменной сущности в силу
многогранности данного признака
уточнение его универсального названия
вполне допусти­мо, но не в полной мере
корректно в первую очередь по отноше­нию
к равенству, как будет показано ниже.

Принцип
горизонтальной справедливости (его еще
называют прин­ципом платежеспособности)
предполагает, что налогоплательщики,
находящиеся в равном экономическом
положении, должны нахо­диться и в
равной налоговой позиции, т.е. одинаковые
доходы должны облагаться налогом по
одинаковой налоговой ставке.

Принцип
вертикальной справедливости (его также
характеризуют как принцип выгод)
предполагает, что налогоплательщики,
находя­щиеся в неравном экономическом
положении, должны находиться в неравной
налоговой позиции, т.е. кто больше
получает от госу­дарства тех или иных
благ, тот и должен больше платить налогов.

Принцип
эффективности (принцип
экономичности)
подразуме­вает
необходимость установления таких
налогов, чтобы поступле­ния по каждому
налогу существенно перекрывали затраты
государ­ства на его администрирование.
По подавляющему большинству российских,
в первую очередь федеральных, налогов
этот принцип реализуется. Однако по
некоторым налогам — региональному
(транспортному)  и местному (на
имущество физических лиц)  — данный
принцип реализуется далеко не в полной
мере. Усилия на­логовых органов по
выявлению объектов обложения, рассылке
извещений, контролю за уплатой едва
перекрывают поступления от них, а уж
экономическую целесообразность
трудоемких усилий по взысканию
незначительных сумм в судебном порядке
вообще труд­но оценить.

Принцип
соразмерности
основан на
взаимозависимости про­цессов
наполняемости бюджетов и дестимулирования
в результате налогообложения экономической
активности налогоплательщиков. Его
зачастую характеризуют как принцип
экономической сбаланси­рованности
интересов налогоплательщиков и
государственной каз­ны, т.е. при
установлении налогов и определении их
элементов необходимо соизмерять
последствия с точки зрения и выгод для
бюджета, и ущерба для экономики. Причем
сопоставлять эти вы­годы и потери
следует не только в текущий момент
времени, но и на перспективу, чтобы не
получить в дальнейшем уменьшения
налоговой базы и соответственно снижения
налоговых поступле­ний.

Принцип
множественности налогов
синтезирует
в себе два аспекта.

Во-первых,
этот принцип предусматривает
целесообразность по­строения налоговой
системы на совокупности дифференцирован­ных
налогов и различающихся объектов
обложения. Множествен­ность налогов
создает предпосылки для повышения
адресности на­логообложения, в большей
мере улавливающей платежеспособность
налогоплательщиков и наличие у них
различных объектов обложе­ния,
позволяет более эффективно распределять
налоговое бремя по различным категориям
плательщиков, делает его для них более
неза­метным, формируя тем самым более
толерантное отношение к нему. Более
того, труднее избежать различных объектов
обложения и упла­ты множества налогов,
нежели одного объекта и единого налога.

Во-вторых,
этот принцип предусматривает
целесообразность формирования
множественности источников бюджетов
каждого уровня, недопустимости ситуации
«бюджета одного налога», по­скольку
при множественности источников
обеспечивается относи­тельная
гарантированность его наполнения вне
зависимости от возможных провалов
поступления того или иного налога.
Множе­ственность источников бюджета
экономически более целесообраз­на,
особенно в кризисные периоды. В этом
случае более эффектно наполнять бюджет
будет множество налогов с низкими
ставками и широкими налоговыми базами,
нежели ограниченное число нало­гов
с высокими ставками.

Юридические
принципы налогообложения

Принцип
нейтральности
предполагает
единообразный характер применения
налогов и равенство всех плательщиков
перед налого­вым законом. В соответствии
с этим принципом считается недопус­тимым 
установление  различных налогов 
или  элементов  налогов
дифференцированно исходя из социальных, 
национальных,  конфессиональных и
иных критериев, а также в зависимости
от формы собственности,   
организационно-правовой формы
предпринимательской деятельности,
местонахождения налогоплательщика и
иных дискриминационных оснований. Этот
принцип реализован вст.
3НК.

Принцип
установления налогов законами
означает,
что любой закон должен быть установлен
исключительно посредством приня­тия
представительной (законодательной)
властью страны соответствующего
законодательного акта. Этот принцип
воплощен вст.
12НК, в соответствии с которой
применительно к федеральным нало­гам
РФ законными могут считаться только те
налоги, которые ус­тановлены Налоговым
кодексом РФ, к региональным законам
относятся  только  те,  которые 
установлены  Кодексом  и  законами
субъектов РФ, к местным — только те,
которые установлены Ко­дексом и
нормативно-правовыми актами представительных
органов
местного самоуправления. В
соответствии со ст. 3 НК ни на кого не
может быть возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные
Налоговым кодексом РФ либо установленные
в ином порядке, чем это определено в
нем.

Принцип
отрицания обратной силы
налогового
закона основан на том, что вновь
принимаемый закон, ухудшающий положение
нало­гоплательщиков, не может
распространяться на отношения, возник­шие
до его принятия. Он реализован в ст. 5
НК, где предусматрива­ется, что акты
законодательства о налогах и сборах,
устанавливаю­щие новые налоги и (или)
сборы, повышающие налоговые ставки,
размеры сборов, устанавливающие или
отягчающие ответственность за нарушение
налогового законодательства,
устанавливающие новые обязанности или
иным образом ухудшающие положение
налогопла­тельщиков или плательщиков
сборов, обратной силы не имеют.

Принцип
приоритетности налогового
законодательства
заклю­чается
в том, что нормативно-правовые акты,
регулирующие какие-либо отношения, в
целом не связанные с вопросами
налогообложе­ния, не должны содержать
норм, устанавливающих особый порядок
взимания налогов. Данный принцип
подтверждается ст. 4 и 6 НК. Таким образом,
если в неналоговых законах и актах
имеются нор­мы, так или иначе касающиеся
налоговых отношений, то приме­нять
их следует только тогда, когда они
подтверждены и соответст­вуют нормам
налогового законодательства, т.е. при
коллизии этих норм должны применяться
положения именно налогового
законо­дательства.

Принцип
наличия всех элементов налога
в
законе означает, что налог считается
установленным лишь в том случае, когда
соответст­вующим законом определены
налогоплательщики и все элементы налога.
К обязательным элементамст.
17НК относит: объект налогообложения;
налоговую базу; налоговый период;
налоговую ставку; порядок исчисления
налога; порядок и сроки уплаты налога.

Отсут­ствие
хотя бы одного элемента в законе означает,
что обязанности налогоплательщика по
уплате данного налога не установлены.

Организационные
принципы налогообложения

Принцип
единства налоговой системы
― не
должны устанавливаться налоги, 
нарушающие единство экономического
пространства и налоговой системы страны.
Кроме того, он предполагает недопустимым
установление налогов, прямо или косвенно
ограничивающих свободное перемещение
в пределах территории страны товаров
(работ, услуг) или денежных средств.
Данный принцип закреплен в ст. 3 НК.
Недопустимо установление налогов,
ограничивающих или создающих препятствия
не запре­щенной законом экономической
деятельности физических лиц и
организаций,
а также препятствующих реализации
гражданами своих конституционных прав.
Принцип единства налоговой системы
обеспечивается единой системой налоговых
органов, пронизанных вертикалью, а не
горизонталью управления.

Принцип 
подвижности  {эластичности) 
налогообложения
за­ключается
в том, что в целях приведения в соответствие
с объективно изменяющимися государственными
потребностями некото­рые обязательные
элементы налога и даже сам налог могут
быть оперативно изменены как в сторону
ослабления, так и в сторону усиления
его фискальной или иной функции. Кроме
того, подвиж­ность налогообложения
проявляется в регулярном заполнении
об­наруживающихся в налоговом
законодательстве пробелов и различ­ных
нестыковок. Данный принцип направлен
на эволюционное, а не революционное
развитие налоговой системы, и при
постепенном совершенствовании процесса
налогообложения он не будет противоречить
принципу стабильности.

Принцип
стабильности налоговой системы
основан
на том, что,   несмотря  на 
определенную   подвижность 
налогообложения, налоговая система
должна быть достаточно стабильной,
кардиналь­ное реформирование налоговой
системы должно проводиться лишь в
исключительных случаях и в строго
определенном порядке. Од­ним из
атрибутов данного принципа является
требование ст. 5 НК о том, что изменения
в части установления новых налогов или
сбо­ров должны вступать в силу не
ранее 1 января года, следующего за годом
их принятия, но не ранее одного месяца
со дня их офици­ального опубликования.

Принцип 
налогового  федерализма
следует
рассматривать как основной организационный
принцип функционирования налоговой 
системы страны, наделяющий различные
уровни государственного правления
налоговыми полномочиями и ответственностью
по пово­ду установления налогов,
налоговых отчислений и распределения
налоговых доходов между бюджетами
соответствующих уровней для обеспечения
их финансовой самостоятельности.

Принцип  
гласности 
основан   на  
требовании   обязательного
официального опубликования законов,
других нормативных актов, касающихся
тем или иным образом обязанностей
налогоплатель­щика. Исходя из этого
принципа в ст. 32 НК за налоговыми органами
закреплена обязанность бесплатно
информировать налогопла­тельщиков
о действующих налогах и сборах, давать
разъяснения и консультации о порядке
исчисления и уплаты налогов.

Принцип
однократности обложения
базируется
на недопущении обложения одного и того
же объекта более чем одним налогом.
Другими словами, один и тот же объект
должен облагаться только одним налогом
и только один раз за определенный
законодательством налоговый период.
Данный принцип воплощен, в частности,
вст. 38НК,
где сказано, что каждый налог имеет
самостоятельный объект налогообложения.

Следует
заметить, что совокупность представленной
системы принципов не является общепринятой
в теории и практике налого­обложения.

Соседние файлы в предмете Налоги и налогообложение

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Найдите ошибки напишите правильный вариант на витрине стояла вкусная повидла солнце слепило глаза
  • Найдите ошибки папоротниковидные это высшие растения
  • Найдите ошибки на чертеже на рисунке б объясните как их исправить
  • Найдите ошибки на сочетаемость объяснить их предложения исправьте первая трудность произошла
  • Найдите ошибки на сочетаемость объяснить их предложения исправьте особое внимание на конгрессе