Найдите ошибку к абстракционизму примыкали

ОБЛАСТНОЕ 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Смоленская
академия профессионального образования»

Гуманитарный
факультет

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ
МАТЕРИАЛОВ

по
программе учебной дисциплины

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

основной
профессиональной образовательной программы

по
специальности СПО

030912 Право и организация социального
обеспечения

по программе углубленной подготовки

Смоленск

2014

     Итоговый
контроль

в форме
зачетного тестирования

по
дисциплине Культурология

Уровень А

II  вариант

1.    
Основные
направления понимания типа российского цивилизационного развития в
XIX в.:

А) никонианцы и
старообрядцы

Б) западники и
славянофилы

В) интраверты и
экстраверты

Г) реформаторы и
консерваторы

2.     Первый
исторический тип культуры:

А) первобытная

Б)
западноевропейская

В) восточная

Г) крито-микенская

3.     Наличие в
интерьерах
XVIIXVIII вв. 
«завитков» указывает на стиль:

А) классицизм

Б) рококо

В) ампир

Г) модерн

4.    
Статуи
девушек-кор – служительниц  культа Афины – достижение периода развития культуры
Древней Греции:

А)
гомеровского

Б)
классического

В)
архаического

Г)
эллинистического

5.     Характерные
черты крестово-купольного  храма:

А) имеет
стрельчатые формы арок

Б) кубический
храм, с четырьмя колоннами внутри, поддерживающими барабан

В) в основу здания
положена римская арка и базилика

Г) является храмом
всех богов

6.     Какой из
названных памятников архитектуры был построен позже других:

А) Зимний дворец

Б) Теремной дворец
Кремля

В) «Золотой дом»
Нерона

Г) Колизей

7.    
Исключите 
лишнее из указанных имен  представителей  гуманизма эпохи Возрождения:

А) Франческо
Петрарка

Б) Анатоль Франс

В) Томазо
Кампанелла

Г) Эразм
Роттердамский

8.     Архитектором
был:

А) Баженов В. И.

Б) Брюллов К. П.

В) Щепкин М. С.

Г) Малевич К. С.

9.     К  памятникам
архитектуры
XVIII века
относится:

А) храм св. Софии
в Новгороде

Б) Таврический
дворец (И. Е. Старов)

В) Капелла Киджи
Церкви Санта Мария дель Поло в Риме

Г) Покровский
собор (храм Василия Блаженного в Москве)

10.
 Русская
портретная живопись
XVIII века представлена в творчестве:

А) Боровиковского
В. Л.

Б) Казакова М. Ф.

В) Пуссена Н.

Г) Посошкова  И.
Т.

11.  Содержание
понятия «секуляризация»:

А) освобождение искусства
от церковного влияния

Б) изменение
статуса и характера религии

В) появление
светской литературы

Г) все
перечисленное

12.  Русское барокко в
архитектуре нашло воплощение в творчестве:

А) Растрелли В. В.
(Зимний дворец)

Б) Казакова М. Ф.
(Здание Первой городской больницы)

В) Джованни
Бернини (собор святого Петра)

Г) К. Тон (Храм
Христа Спасителя)

13.  Создатель  монументальной 
скульптуры «Медный всадник»:

А) Ф. И. Шубин

Б) Б. Растрелли

В) Э. Фальконе

Г) Николо Пизано

14.
 Мотивам
упадка, настроения пессимизма, страха перед будущим соответствовала
книга
О.  Шпенглера:

А) «Россия и
Европа»

Б) «Закат Европы»

В) «Город Солнца»

Г) «Девяносто
третий год»

15.  Содержание
понятия «кубизм»:

А) один из стилей
древнегреческой архитектуры

Б) течение в
искусстве эпохи Просвещения

В) один из
вариантов готики

Г) одно из главных
течений авангардизма

16.  Сальвадор Дали (Испания)
– один из основных представителей:

А) футуризма

Б) фовизма

В)
социалистического реализма

Г) сюрреализма

17.  Представитель  критического 
реализма в русской литературе:

А) Д. С.
Мережковский

Б) В. В.
Маяковский

В) А. П. Платонов

Г) Ф. М.
Достоевский

18.
 В
 
XVII веке в
России была произведена  церковная реформа патриарха:

А) Аввакума

Б) Иова

В) Тихона

Г) Никона

19.  Имя великого
ученого эпохи  Просвещения в России:

А) Пирогов  Н. М.

Б) Тимирязев  К.
А.

В) Ломоносов  М.
В.

Г) Менделеев Д. И.

20.  Живописцами XIX века в
России были (исключить лишнее):

А) Репин И. Е.

Б) Перов В. Г.

В) Суриков В. И.

Г) Дейнека А. А.

21.  Представители
авангардизма, которых называли «дикими»:

А) футуристы

Б) сюрреалисты

В) фовисты

Г) импрессионисты

22.  Основной лозунг
стиля рококо:

А) «Хлеба и
зрелищ!»

Б) «Искусство как
наслаждение».

В) «Да здравствует
солнце, да скроется тьма!»

Г) «Красота спасет
мир».

23.  Главные темы
классицизма как художественного стиля:

А) Античность –
норма и образец произведений

Б) строгая
уравновешенность композиций

В) конфликт
общества и личности

Г) все
перечисленное

24.  Площадь и собор
Св. Петра в Риме являются ансамблем стиля:

А) рококо

Б) барокко

В) классицизма

Г) готического

25.  Яркий 
представитель  русского бытового жанра   в живописи:

А) К. Малевич

Б) П. Федотов

В) М. Шагал

Г) В. Кандинский

26.  Найдите ошибку. К
абстракционизму примыкали:

А) К. Малевич

Б) В. Кандинский

В) И. Машков

Г) И. Репин

27.  В творческую
группу «Мир искусства» в начале
XX в. входил:

А) А. Н. Бенуа

Б) И. Э. Грабарь

В) Ф. А. Малявин

Г) К. Ф. Юон

28.  Центральный образ
творчества Врубеля, как и  у Лермонтова:

А) три  богатыря

Б) мачеха и
падчерица

В) Демон

Г) юродивый

29.
 Период
развития отечественной культуры, для которого характерным направлением  в
искусстве  стал конструктивизм:

А)
советский период

Б) Золотой
век русской культуры

В) эпоха
русского Предвозрождения

Г)
«культурная революция» Петра
I

30.
 Стиль,
в котором выполнено ювелирное украшение конца
XIX-нач. XX в.
(Россия
):
    

А)
рококо            Б) модерн               В) барокко               Г)
классицизм

                                            Уровень 
В

В1.
Установите
соответствие между именами деятелей культуры и сферами их творчества.

Деятели
культуры                                                       

Сферы
творчества

1)
В. В. Растрелли, К. А. Тон                                      

А) драматический театр

2)
О. А. Кипренский, И. Е. Репин                            

Б) живопись

3)
Д. С. Бортнянский,

А.
С. Даргомыжский         

В) скульптура

4)
Ф. И. Шубин, М. М. Антокольский                    

Г) архитектура

Д) музыкальное искусство

В2.
Определите название и автора представленной картины.

Неизвестная (1883) Крамской

 В3.
Продолжите предложение.
Романы Гоголя Н. В.  «Мертвые души»,
Толстого Л. Н.  «Анна Каренина», Достоевского Ф. М.  «Братья Карамазовы»
написаны в стиле

Ответ:
_________________________________________________.

В4.
Определите имя классика русского романса, оперы.

Этот человек стоял у истоков русской национальной
оперы и инструментальной музыки. Он автор оперы «Жизнь за царя», «Руслан и
Людмила», романса на слова Пушкина А. С. «Я помню чудное мгновенье».

Ответ:
________________________________________________

В5.
Определите
общее
название основных течений и тенденций в живописи и скульптуре
XX века,
основанных на идее отвлечения образа от конкретной формы и цвета предмета.

Ответ:
___________________________

В6.
Установите соответствие
между именами деятелей российского
искусства и видами искусства, в котором они прославились.

Деятели
искусства                                                       

Виды
искусства

1) В. Э.
Мейерхольд                                   

А) живопись

2) М. А. Врубель                                          

Б) скульптура

3) Вера
Мухина                                           

В) театр

4)  М.
Плесецкая                                          

Г) музыка

5) М.
Ростропович                                      

Д) архитектура

6) А.
Щусев                                                   

Е) балет

7) Л. С.
Бакст                                                

Ж) декоративно-прикладное                 

1

2

3

4

5

6

7

В7. Установите
соответствие между архитектурными сооружениями и их стилями.

               Архитектурные
сооружения                                              Стили

1) здание
Адмиралтейства в Санкт-Петербурге         А) русско-византийский

2) здание
гостиницы «Метрополь» в Москве             Б) классицизм

3) храм Христа
Спасителя в Москве                           В) готика

4) дворец в
Царском Селе под Санкт-Петербургом   Г) барокко

                                                                        
                Д) модерн

Уровень
С

Задания
С1-С2.

Дать
развернутые ответы, записав их в свободной форме.

 
С1.
Охарактеризуйте
значение принятия христианства Русью. Выясните, почему этот факт считается
переломным моментом в истории русской культуры?

  С2. Выясните
и кратко охарактеризуйте основные причины кризиса культуры
XX
века.

       

Дифференцированный зачет

по предмету  «Культурология»

для специальности «Туризм»

                                                          
-2020-

1
Условия выполнения заданий

 Дифференцированный
зачет проводится в письменной форме  с трехуровневыми тестовыми заданиями.
Задание выполняется в аудитории.

Используемое
оборудование
: распечатки индивидуальных вариантов для тестирования, для
выполнения работы шариковая синяя ручка, индивидуальный лист ответов.

Время
выполнения задания – 90 минут.

2
Инструкция по выполнению задания

Задание
выполняется в учебной аудитории.

Общее
количество заданий по дисциплине – 45. Из них по уровню сложности: уровня А —
34, уровня В – 8, уровня С – 3.

Уровень
А – 34 тестовых заданий на выбор одного правильного ответа из четырех
предложенных. Задания оцениваются в 1 балл.

Уровень
В — 10 тестовых заданий на нахождение соответствия, установления правильной
последовательности; группировки событий, фактов, задания с кратким ответом . Задания
оцениваются в 2 балла.

Уровень
С — 2 задания с развернутым ответом. В каждом варианте эти задания представляют
различные содержательные линии (выборочно). Ответ дается в виде самостоятельно
сконструированного письменного аргументированного ответа. Задания оцениваются в
3 балла каждое.

Задания:

Уровень
А

1.     Основные направления понимания типа
российского цивилизационного развития вXIX
 в.:

А) никонианцы и старообрядцы,

Б) западники и славянофилы,

В) интраверты и экстраверты,

Г) реформаторы и консерваторы.

2.     Первый исторический тип культуры:

А) первобытная,

Б) западноевропейская,

В) восточная,

Г) крито-микенская.

3.     Наличие в интерьерах XVII-XVIII вв.
«завитков» указывает на стиль:

А) классицизм,

Б) рококо,

В) ампир,

Г) модерн.

4.     Период развития культуры Древней Греции,
достижением которого стали статуи девушек-кор – служительниц культа Афины:

А) гомеровский,

Б) классический,

В) архаический,

Г) эллинистический.

5.     Имена, с которыми связан высокий
Ренессанс:

А) Никола Пуссен,

Б) Амадей Моцарт,

В) Мартин Лютер,

Г) Микеланджело Буонаротти.

6.     Характерные черты крестово-купольного
храма:

А) имеет стрельчатые формы арок,

Б) кубический храм, с четырьмя колоннами
внутри, поддерживающими барабан,

В) в основу здания положена римская арка и
базилика,

Г) является храмом всех богов.

7.     К основным идеям Ренессанса не относится:

А) гуманизм,

Б) титанизм,

В) эстетизм,

Г) космизм.

8.     Позже других из названных памятников
архитектуры был построен:

А) Зимний дворец,

Б) Теремной дворец Кремля,

В) «Золотой дом» Нерона,

Г) Колизей.

9.     Исключите лишнее из указанных имен
представителей гуманизма эпохи Возрождения:

А) Франческо Петрарка,

Б) Анатоль Франс,

В) Томазо Кампанелла,

Г) Эразм Роттердамский.

10. Архитектором был:

А) Баженов В. И.,

Б) Брюллов К. П.,

В) Щепкин М. С.,

Г) Малевич К. С.

11. Основные достоинства средневекового рыцаря:

А) сила,

Б) смелость,

В) благородство,

Г) все перечисленное.

12. К памятникам архитектуры XVIII века относится:

А) храм св. Софии в Новгороде,

Б) Таврический дворец (И. Е. Старов),

В) Капелла Киджи Церкви Санта Мария дель Поло
в Риме,

Г) Покровский собор (храм Василия
Блаженного в Москве).

13. Направления протестантизма:

А) лютеранство,

Б) кальвинизм,

В) англиканство,

Г) все перечисленные.

14. Русская портретная живопись XVIII века
представлена в творчестве:

А) Боровиковского В. Л.,

Б) Казакова М. Ф.,

В) Пуссена Н.,

Г) Посошкова И. Т.,

15. Содержание понятия «секуляризация»:

А) освобождение искусства от церковного
влияния,

Б) изменение статуса и характера религии,

В) появление светской литературы,

Г) все перечисленное.

16. Русское барокко в архитектуре нашло воплощение в
творчестве:

А) Растрелли В. В. (Зимний дворец),

Б) Казакова М. Ф. (Здание Первой городской
больницы),

В) Джованни Бернини (собор святого Петра),

Г) К. Тон (Храм Христа Спасителя).

17. Создатель монументальной скульптуры «Медный всадник»:

А) Ф. И. Шубин,

Б) Б. Растрелли,

В) Э. Фальконе,

Г) Николо Пизано.

18. Мотивам упадка, настроения пессимизма, страха перед будущим
соответствовалакнига О. Шпенглера:

А) «Россия и Европа»,

Б) «Закат Европы»,

В) «Город Солнца»,

Г) «Девяносто третий год».

19.Содержание понятия «кубизм»:

А) один из стилей древнегреческой
архитектуры,

Б) течение в искусстве эпохи Просвещения,

В) один из вариантов готики,

Г) одно из главных течений авангардизма.

20.Сальвадор Дали (Испания) – один из
основных представителей:

А) футуризма,

Б) фовизма,

В) социалистического реализма,

Г) сюрреализма.

21.Представитель критического реализма в
русской литературе:

А) Д. С. Мережковский,

Б) В. В. Маяковский,

В) А. П. Платонов,

Г) Ф. М. Достоевский.

22.В XVII в. в России была произведена
церковная реформа патриарха:

А) Аввакума,

Б) Иова,

В) Тихона,

Г) Никона.

23.Имя великого ученого эпохи Просвещения
в России:

А) Пирогов Н. М.,

Б) Тимирязев К. А.,

В) Ломоносов М. В.,

Г) Менделеев Д. И.

24.Живописцами XIX века в России
были (исключить лишнее):

А) Репин И. Е.,

Б) Перов В. Г.,

В) Суриков В. И.,

Г) Дейнека А. А.

25.Представители авангардизма, которых
называли «дикими»:

А) футуристов,

Б) сюрреалистов,

В) фовистов,

Г) импрессионистов.

26.Основной лозунг стиля рококо:

А) «Хлеба и зрелищ!»,

Б) «Искусство как наслаждение»,

В) «Да здравствует солнце, да скроется
тьма!»,

Г) «Красота спасет мир».

27.Главные темы классицизма как
художественного стиля:

А) Античность – норма и образец
произведений,

Б) строгая уравновешенность композиций,

В) конфликт общества и личности,

Г) все перечисленное.

28.Поэт «Серебряного века»:

А) Есенин С. А.,

Б) Пушкин А. С.,

В) Лермонтов М. В.,

Г) Тредиаковский В. К.

29.Площадь и собор Св. Петра в Риме
являются ансамблем стиля:

А) рококо,

Б) барокко,

В) классицизма,

Г) готического.

30.Яркий представитель русского бытового
жанра в живописи:

А) К. Малевич,

Б) П. Федотов,

В) М. Шагал,

Г) В. Кандинский.

31. К абстракционизму примыкали:

А) К. Малевич,

Б) В. Кандинский,

В) И. Машков,

Г) И. Репин.

32.В творческую группу «Мир искусства» в
начале
 XX в.
входил:

А) А. Н. Бенуа,

Б) И. Э. Грабарь,

В) Ф. А. Малявин,

Г) К. Ф. Юон.

33.Центральный образ творчества Врубеля,
как и у Лермонтова:

А) три богатыря,

Б) мачеха и падчерица,

В) Демон,

Г) юродивый.

34.Период развития отечественной культуры,
для которого характерным направлением в искусстве стал конструктивизм:

А) советский период,

Б) Золотой век русской культуры,

В) эпоха русского Предвозрождения,

Г) «культурная революция» Петра I.

Эталоны ответов:

Б; 2)а; 3)а; 4)а; 5)г; 6) в; 7) г; 8) б;
9) б; 10) а; 11) г; 12) а; 13) г; 14) а; 15) б; 16) а; 17) в; 18) б; 19) б; 20)
г; 21) г; 22) г; 23) в; 24) г; 25) в; 26) б; 27) а; 28) а; 29) в; 30) б; 31) б;
32) а; 33) в; 34) а.

Критерии оценивания:

Уровень
А – 34 тестовых заданий на выбор одного правильного ответа из четырех
предложенных. Задания оцениваются в 1 балл.

34
балла- «5»,

30
баллов- «4»,

26
баллов- «3»,

Менее
25 – «2».

Уровень
В — 8  заданий на нахождение соответствия, установления правильной
последовательности; группировки событий, фактов, задания с кратким ответом . Задания
оцениваются в 2 балла.

Уровень
В

1. Определите, что объединяет имена: Андрей
Рублев, Феофан Грек, Дионисий, Даниил Черный
?

Эталон ответа:__В конце 14 века в Новгороде появляется
мастер, оставивший заметный след в русском искусстве -Феофан Грек. Покинув
Византию, где культура вступает в полосу упадка, Феофан находит на Руси
благоприятную почву для творчества и широкое признание. Наиболее достоверным
созданием Феофана являются росписи Спасо- Преображенской церкви в Новгороде…
Мир, согласие, любовь- это к чему призывал современников Андрей Рублев. Не
только в Москве можно увидеть творения великого мастера. В 1408 году он вместе
с Даниилом Черным, своим товарищем, расписал Успенский собор во Владимире.
Здесь до наших дней сохранились фрески на тему « страшного суда» ( по церковным
догмам- это божий суд над грешниками и воздаяние праведникам, которые яко бы
произойдут во времена «конца света». Вторая половина 15 века ознаменована
деятельностью Дионисия.________________________________________________

2. Прочтите записки очевидца об освящении храма, определите, о
каком храме идет речь в отрывке. (Этот храм был разрушен большевиками в
начале XX века, в конце XX века заново отстроен).

«И площадь и берега Москвы-реки, и крыши
домов были усыпаны народом. И когда из храма вышла процессия с царем и
царицею…, и за ними войска со своими покрытыми славою знаменами, среди которых
… красовались изодранные знамена двенадцатого года, с шедшими возле них
немногими, оставшимися в живых ветеранами … Россия … освящала память
знаменательнейшего события в ее истории…»

Эталон ответа:_5 декабря 1931 года был уничтожен Храм
Христа Спасителя. Этот храм был заново отстроен в 1999 году. На стенах храма
были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по
времени близких военных походах. Храм рассчитан на 10.000 человек._____________________________________________________

3. Определите название и автора
представленной картины.

hello_html_m768d2f7e.jpg

Эталон ответа:

Картина «Неизвестная» была написана
русским художником Иваном Крамским. Была создана в 1883 году и является частью
собрания Государственной Третьяковской галереи.

4.     В каком стиле были написаны эти
произведения:
 романы
Гоголя Н. В. «Мертвые души», Толстого Л. Н. «Анна Каренина», Достоевского Ф. М.
«Братья Карамазовы» ?_

Эталон ответа:_Последний свой роман « Братья Карамазовы»
Достоевский писал два года. Роман был напечатан частями в журнале

« Русский вестник». Достоевский задумывал
роман как первую часть эпического романа. Это произведение затрагивает вопросы
о Боге, свободе, морали. «Анна Каренина» была задумана и реализовалась как
философское рассуждение Толстого о браке, счастье и любви. А вот Гоголь свое
произведение долгое время считал сатирическим романом, в котором показал всю
Русь. Изначально это произведение было задумано как трехтомный роман. Первый
том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том Гоголь сжег, но
сохранилось несколько глав в черновиках. Лев Толстой говорил: « Возьмите
«Мертвые души» Гоголя… Это не роман в традиционной форме (нет крупных
исторических событий), но все-таки эпопея в смысле исключительной широты
изображения нравов и типов». Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, подчеркнув
равноправие эпического и лирического  начал._______________________________________________.

5. Определите имя классика русского
романса, оперы.

Этот человек стоял у истоков русской
национальной оперы и инструментальной музыки. Он автор оперы «Жизнь за царя»,
«Руслан и Людмила», романса на слова Пушкина А. С. «Я помню чудное мгновенье».

Ответ: ____Михаил Иванович Глинка________________________________

hello_html_m1a9292e8.jpg

6. Определите общее название основных течений и
тенденций в живописи и скульптуре XX века, основанных на идее отвлечения
образа от конкретной формы и цвета предмета.

Эталон ответа:  В скульптуре наиболее близок к
импрессионистам французский скульптор  Опост  Рподен. Фовизм- течение в
живописи , которое возникло в 1905 году. Кубизм- модернистское течение,
сложившееся в 20-е годы 20 века и представлено творчеством  П.Пикассо, Ж.Брака,
М. Дю-шана. Основное кредо этого направления- отказ от иллюзорности
пространства на картине, от всякого намека в ней на воздушную перспективу.
Гиперреализм, фотореализм, сюрреализм- стиль в живописи и скульптуре,
основанное на фотографии, воспроизведении действительности. Направления
живописи, возникшие в 20 веке в России, принято  объединять под названием-
авангардизм. на западе под влиянием аналитической психологии уже с 20-х годов
20 века становится популярным новое течение в живописи- сюрреалистическое.______________________________

7. Вставьте пропущенное слово.

Ф. Г. Волков был создателем первого
русского профессионального  …

Эталон ответа___Фёдор Григорьевич Волков создал русский
театр. В это же время он сам учится рисовать и чертить, что впоследствии ему
очень пригодилось. Отчим, подержав Федора пару лет дома, отправляет его в
Петербург учиться современным приёмам коммерции. поступив в немецкую торговую
компанию и серьезно занявшись делами, Федор Волков случайно попадает на
спектакль итальянской оперы. В придворном театре он пришел в полный восторг от
виденного им в первый раз настоящего профессионального спектакля. Но
правильнее предположить, что в итальянский оперный театр Волкова привела не
простая случайность. В спектаклях итальянской оперы, руководимой знаменитым
композитором Франческо Арайя, молодого Волкова пленила прежде всего внешняя
постановочная роскошь._________________

8. Установите соответствие между архитектурными сооружениями и
их стилями.

Архитектурные сооружения  и стили

1) здание Адмиралтейства в
Санкт-Петербурге А) русско-византийский,

2) здание гостиницы «Метрополь» в Москве
Б) классицизм,

3) храм Христа Спасителя в Москве В)
готика,

4) дворец в Царском Селе под
Санкт-Петербургом Г) барокко, Д) модерн.

Эталон ответа:

1)    здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге- Г)
барокко;

2)    здание гостиницы «Метрополь» в Москве- Д)
модерн.

3)    храм Христа Спасителя в Москве- А)
русско-византийский,

4)    дворец в Царском Селе под
Санкт-Петербургом- Г) барокко

Критерии оценивания:

16 баллов- «5»;

14 баллов-«4»;

10 баллов-«3»;

Менее 10 б.- «2».

Уровень
С

Уровень
С — 2 задания с развернутым ответом. В каждом варианте эти задания представляют
различные содержательные линии (выборочно). Ответ дается в виде самостоятельно
сконструированного письменного аргументированного ответа. Задания оцениваются в
3 балла каждое.

 Задание 1.

 Прочитайте текст и ответьте на вопросы,
указывая при записи номер вопроса, по которому дается ответ. Ответы
предполагают использование информации из источника, а также применение знаний и
умений по курсу.

Из книги Артамонова С. Д. Литература
Древнего мира.

«Некий критский купец по имени Минос
Халокеринос, живший во второй половине XIXвека, тезка знаменитого царя
Миноса, натолкнулся на развалины древней постройки, нашел древнюю утварь.
Сообщения об этом открытии облетели мир, заинтересовали знаменитого Г. Шлимана,
но раскопки начал производить англичанин Артур Эванс в 1900 году, ставший
первооткрывателем критской культуры. Взору Эванса открылся великолепный дворец
Миноса (так назвал его Эванс), многоэтажный, с огромным количеством комнат,
коридоров, купален, кладовых, с водопроводом, канализацией. В дворцовых залах
стены были расписаны фресками. Вместе с огромными сосудами (пифосами), оружием,
украшениями были найдены таблички с письменами. Гомер не лгал, Крит был
действительно сосредоточением богатств и искусств древности».

1.     Определите, как в науке именуют
открытую Эвансом культуру?

Примерный ответ:

Открытие  крито-микенской культуры
принадлежит Артуру Эвансу. Поразительно, что до начала 20 столетия об этой
замечательной культуре человечество ничего не знало. Около тридцати лет
посвятил Эванс изучению Кносского дворца, а открытая им культура была названа
по двум наиболее известным в тот период центрами Крито-Микенской. Эванс
полагал, что Минойский Крит оказывал существенное влияние на континентальный мир.
Дворцовый комплекс, открытый Эвансом оказался грандиознее, чем в Микенах и
Тиринфе, и имел более сложный план. Стены украшали фрески. Дворец был огромным
и возводился на протяжении столетий путем присоединения новых построек с
помощью коридоров. Подобные сооружения известны в горных областях по всему
миру.

2.     Выясните, какая страна стала
наследницей этой культуры?

3.     Примерный ответ:

Возникает микенская культура (Крит и
материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В 3-2
тыс. до н.э. в Балканской Греции обитали пеласги, лелеги и карийцы. Вся страна,
по словам Геродота, называлась Пеласгией. Поздние греческие историки считали
эти народности варварами, хотя в действительности их культура находилась на
более высоком уровне развития, чем культура греков-ахейцев, вторгшихся на
территорию Греции на рубеже 3-2 тыс до н.э.

4.     Укажите, в результате чего погибла
эта культура?

Примерный ответ:

Вероятно, микенцы вели войны с критянами,
а когда погиб кристский флот и остров остался без защиты, вторглись на его
земли чужестранцы. Другая версия говорит о том, что сами люди жили в ожидании
катастрофы. Частые толчки из-под земли только напоминали людям о предстоящем
ужасе. В середине 2-го тысячелетия до н.э. большая часть деревень и дворцов в
Крите была разрушена. Это связано с извержением вулкана  Тиры на острове.
Вулкан был такой мощный, что центральная часть острова ушла под воду. Остался
только небольшой островок, позднее названный Санторин. До Крита докатились
огромные приливные волны, подводные толчки вызвали землетрясения, хлынувшие на
остров воды затопили остров.

Выделите особенности этой погибшей
древнейшей цивилизации, считавшейся когда-то жемчужиной этого региона?

Примерный ответ:

Значимой особенностью минойской культуры
является то, что сохранившиеся памятники представляют собой не культовые
сооружения, а жилые постройки. Сохранились не только дворцовые покои, но и
жилища простых горожан. На Крите не было храмов. Критяне изобрели театральную
сцену. В честь Минотавра устраивали священные ристалища быков. Женщины наряду с
мужчинами принимали участие в этой опасной игре. За ристалищами быков следовали
состязания в боксе.

5. Сделайте вывод об уровне развития этой цивилизации?

Дать развернутые ответы, записав их в
свободной форме.

Примерный ответ:

Крито-Микенская цивилизация бронзового
века существовала во втором тысячелетии до н.э. в бассейне Эгейского моря и на
юге Балканского полуострова, предшествовала античной греческой цивилизации,
повлияла на ее становление. На рубеже 3-2 тыс. до н.э. на Крите возникли первые
государства. Крит владычествовал над Эгейским морем. Высокого уровня достигла
культура. Существовала слоговая письменность ( линейное письмо). Выдающихся
успехов достигли архитектура, скульптура и особенно фресковая живопись. Первые
центры культуры открыты  раскопками Генриха Шлемана в Микенах (1876), Артура
Эванса на острове Крит (1899).

Вторжение на Крит греков-ахейцев привело
не к упадку культуры, а к новому этапу в ее развитии- возникновению смешанной
Микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию.
Крито-Мекенский период характерен развитием мореплавания, установлением торговых
и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока.

Задание 2.

 Охарактеризуйте значение принятия
христианства Русью. Выясните, почему этот факт считается переломным моментом в
истории русской культуры.

Примерный ответ:

В 988 году князь Владимир велел киевлянам
собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и
совершали святое таинство крещения. В 991 году язычники подняли мятеж в
Новг7ороде и были усмирены силой оружия. После чего киевлян собрали на берегу
реки и окрестили. Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил
из Византии образованных священников, открыл церковные школы. Укрепился
международный авторитет Киевской Руси.

Изменился быт людей. Церковь запретила
жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Развивалась культура, письменность. Принятие христианства сплотило народ вокруг
единой религии.Благодаря влиянию греческой культуры появилась кириллица, первая
азбука, рукописные книги.

hello_html_3f89f796.jpg

Задание 3. 

Выясните и кратко охарактеризуйте основные
причины кризиса культуры XXвека.

Примерный ответ:

Выдающийся русский философ Николай Александрович
Бердяев в своем труде «Кризис искусства» писал так: « Много кризисов
искусство пережило за свою историю. Переходы от античности к средневековью и от
средневековья к возрождению ознаменовались такими кризисами. Но то, что
происходит с искусством в нашу эпоху, не может быть названо одним из кризисов в
ряду других. Мы присутствуем при кризисе искусства вообще, при глубочайших
потрясениях в тысячелетних его основах. Окончательно померк старый идеал
классического искусства, нет возврата к его образам
…»

Полагаю, что все сказанное Бердяевым о кризисной
ситуации в искусстве, вполне можно сопоставить кризису в культуре. Опираясь на 
вывод, сделанный выдающимся философом можно сказать, что культура стремительно
выходит за свои пределы и границы.

Кризисные явления в культуре  двадцатого столетия
проявляются во всех областях и сферах жизнедеятельности человека. Явственно
чувствуется отрыв человечества от истоков, укоренение его неверия в высшие
силы, Бога. Происходит отрыв от цивилизации прекрасного мира природы, от
созерцания ее красоты и величия. Прослеживается стремление человека поработить
природу, научиться управлять ею. Человечество встает на путь изучения ее тайн:
освоение недр Земли, глубин мирового океана и морей, космического пространства.
И в своем стремлении преуспеть мы не замечаем,  как изо дня в день разрушаем
первозданную красоту и чистоту мира.

В мир победоносно вошли «умные машины», но они же
разрушают вековой лад органической жизни человека, все в ней надломилось. В
картинах гениального художника Пикассо представлена идея кубизма. Когда
смотришь на его картины, в голове проносится вихрь тревожных мыслей. Пропала
радость воплощенной солнечной жизни. Зимний космический ветер сорвал покров за
покровом, опали все цветы, все листья. Кажется, что никогда не наступит
космическая весна, не будет листьев, зелени,цветов. Кажется, что после страшной
зимы Пикассо мир не зацветет уже как прежде,, что в эту зиму падают не только
покровы, но и весь предметный, телесный мир расшатывается в своих основах.

Те же мысли прослеживаются в литературе, а именно в
астральном романе Андрея Белого «Петербург». Он охарактеризовал ту атмосферу, в
которой происходило действие романа. И здесь кубизм! В описании Петербурга
прослеживается та же параллель, что и в картинах Пикассо.

Если сопоставить данные факты, то кризис в живописи и
литературе нельзя назвать иначе как  дематиреализация.

Критерии оценивания:

6 баллов- «5»,

4 балла –«4»,

3 балла-«3»,

Менее 3-«2».

Оценка «5» выставляется обучающемуся, если он глубоко усвоил
программный материал, знает терминологию по дисциплине, не испытывает
затруднений при выполнении тестовых заданий; если умеет применять теоретические
знания по дисциплине при выполнении практического задания; формулирует и
правильно обосновывает ответ при решении проблемных задач, анализе
представленного текста; ясно и аргументировано использует изученный материал
при интерпретации высказывания, суждения.

Оценка «4» выставляется обучающемуся, если он твердо знает
программный материал, но им допущены некоторые ошибки в тестовой части; студент
грамотно и по существу излагает программный материал, не допускает существенных
неточностей в ответе при анализе текста, но испытывает затруднение с
формулировками ответов на задания, предусматривающими аргументацию, логичность
и точность изложения; если студентом продемонстрировано понимание основного
содержания всех теоретических заданий, но допущены небольшие неточности при
выполнении практического задания.

Оценка «3» выставляется, если ответ правилен в основных
моментах, но допущены неточности в тестовой части, ответ неполный в заданиях
повышенного уровня; нарушена логическая последовательность, выявляется недостаточность
аргументации при изложении программного материала, если студент испытывает
затруднение при выполнении заданий на анализ источника, его интерпретацию; не
может объяснить феномен культуры и ее роль; затрудняется называть и
характеризовать культурно-исторические центры, ценности и закономерности их
развития.

Оценка «2» выставляется обучающемуся, если он не показал
знание значительной части программного материала, допустил серьезные ошибки в
тестировании, не знает ключевых понятий дисциплины; если студент не может
выполнить практическую часть, где требуется показать знание стилевых и жанровых
особенностей произведений, произвести анализ текста, сформулировать
аргументированные выводы, неправильно понимает и интерпретирует культурные
процессы современного общества, не может оценить значение отечественной
культуры.

Итоговая оценка:

56 баллов- «5»,

48 баллов — «4»,

32 балла — «3»,

Менее 30 баллов- «2».

 Литература для студентов:

1.Гуревич П. С. Культурология. Учебное
пособие.- 5-е изд. – М.: КноРус, 2013. – 448 с.

2.Маркова А. Н. Культурология. Учебное
пособие. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 376 с.

3.Борзова Е. П., Большаков В. П.,
Иконникова С. Н. Культурология. Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 528 с.

4.Викторов В. В. Культурология: Учебник.
Изд. доп. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2014. – 411 с.

5.Данильян О. Г., Тараненко В. М.
Культурология: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 239 с. – (Высшее
образование:Бакалавриат).

6.Культурология. Учебник для студентов
техн. вузов /Н. Г. Багдасарьян, А. В. Литвинцева, А. П. Назаретян и др., Под
ред. Н. Г. Багдасарьян. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2010.

7.Горохов В. Ф. Античная культура: у
истоков европейской цивилизации:
http://www.sociology.mephi.ru/docs/kulturologia/html/gorohov.htm

8.Драч Г. В. Штомпель О. М., Штомпель Л.
А., Королев В. К. Культурология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 384
с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

9.Культура Возрождения:
http://www.countries.ru/library/renesans/vzretaps.htm

10.Долгов В. Д. Краткий очерк истории
русской культуры с древнейших времен до наших дней:
http://gardariki.ques.info/history

11.Ильина Т. В. История отечественного
искусства. От крещения Руси до начала третьего тысячелетия. Учебник. – 5-е изд.
– М.: Юрайт, 2013. – Серия: Бакалавр.

12.Костина А. В. Массовая культура как
феномен постиндустриального общества. – М., 2011. – 232 с.

13.Кравченко А. И. Культурология. Учебник.
– М.: Проспект, 2013. – 288 с.

14.Культурологический словарь:
http://kulturoznanie.ru

15.Лихачев Д. С. Русская культура.
http://www.lihachev.ru/nauka/kulturologiya/biblio/1834/

16.Учебник по культурологии. Электронная
гуманитарная библиотека: http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/content.shtml

17.Христич Л. А. Учебно-практическое
пособие по дисциплине Культурология. – Изд. 3-е, доп. и переработ. – Смоленск,
2015.

Найдите случаи плеоназма и тавтологии, исправьте ошибки и запишите правильный вариант. 1. Основная суть разговора свелась к обсуждению повестки дня. 2. Мы надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество между представителями наших фирм. 3. Учебный год у старшекурсников начинается в октябре месяце. 4. Каковы причины мотивации ваших прогулов. 5. Этот политический деятель был настоящим патриотом Родины. 6. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 7. На предприятии пока еще не существует специального отдела информатизации, а все функции пока выполняет инженер-программист. 8. Реформа проводится при одновременном сосуществовании старых и новых структур. 9. Во время сессии важной оказывается каждая минута времени. 10. Куратор надеется, что в группе сложатся доброжелательные взаимоотношения студентов друг с другом. 11. На территории древнего города были найдены ценнейшие находки. 12. Сейчас в нашем учреждении нет свободных вакансий. 13. Делегаты конференции обменялись памятными сувенирами. 14. Немаловажное значение при приеме на работу в качестве секретаря играло умение кандидаток печатать на машинке. 15. На научном семинаре автор изложил главную суть созданной им программы. 16. Внешняя наружность её была вполне привлекательна.

искусства]], отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Современная абстрактная живопись, Наталья Плахта Фернандес, Края

Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1909 году. В настоящее время она находится в Национальном музее Грузии — таким образом он открыл новую страницу в мировой живописи — абстракционизм, подняв живопись до музыки[1].

В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были Василий Кандинский (завершивший в Германии переход к своим абстрактным композициям), Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, основавшие в 1910—1912 годах «лучизм», создатель супрематизма как нового типа творчества Казимир Малевич, автор «Чёрного квадрата» и Евгений Михнов-Войтенко, творчество которого отличает, в том числе, беспрецедентно широкий диапазон направлений абстрактного метода, примененных в его работах (ряд из них, в том числе «граффитистский стиль», художник использовал первым среди не только отечественных, но и зарубежных мастеров.

Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.

Содержание

  • 1 История абстракционизма в России и СССР
    • 1.1 1900—1949
    • 1.2 1950—1970
    • 1.3 Современный абстракционизм в живописи
  • 2 Галерея
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

История абстракционизма в России и СССР[править | править вики-текст]

1900—1949[править | править вики-текст]

С 1907 по 1915 год живописцы в России, Западной Европе и США начали создавать абстрактные произведения искусства, так полагают исследователи и называют первыми Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. И всё же годом рождения беспредметного искусства считается 1910-й, когда в Германии, в Мурнау, Кандинский написал свою первую абстрактную композицию. В следующем году в Мюнхене он опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве»[2], в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера. Один из первых абстракционистов, создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света; цветовую пыль».

В 1920-е годы, во время стремительного развертывания всех авангардных направлений абстрактное искусство включало в свою орбиту кубофутуристов, беспредметников, конструктивистов, супрематистов: Александру Экстер и Любовь Попову, Александра Родченко и Варвару Степанову, Георгия Стенберга и Михаила Матюшина, Николая Суетина и Ильи Чашника. Язык нефигуративного искусства лежал в основе культуры новой, современной пластической формы, станковой, декоративно-прикладной или монументальной, и имел все возможности для дальнейшего плодотворного и перспективного развития. Но внутренние противоречия авангардного движения, усиленные давлением идеологического официоза, в начале 1930-х годов заставили его деятелей искать иные творческие пути. Антинародное, идеалистическое абстрактное искусство отныне не имело права на существование.

С приходом к власти фашистов центры абстракционизма из Германии и Италии перемещаются в Америку, так как концепция абстракционизма не нашла поддержки у идеологов фашизма. В 1937 году в Нью-Йорке создается музей беспредметной живописи, основанный семьей миллионера Гуггенхайма, в 1939 году — Музей современного искусства, созданный на средства Рокфеллера. Во время Второй Мировой войны и после её окончания в Америке собрались вообще все ультралевые силы художественного мира.

В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». За два года до этого события современное мировое искусство было представлено на художественной выставке в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Информационный прорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы[источник не указан 424 дня]. Абстрактное искусство теперь ассоциировалось с внутренним освобождением от тоталитарного гнета, с иным мировосприятием[источник не указан 424 дня]. Проблемы актуального художественного языка, новой пластической формы оказались неразрывно связаны с общественно-политическими процессами. Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактного искусства с властью. Начался новый этап в развитии советского абстракционизма — 1950—1970-е годы.

Для молодых советских художников, воспитанных в традициях академической системы и материалистического видения мира, открытие абстракции означало возможность воспроизведения личного субъективного переживания. Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной»[источник не указан 424 дня]. Подобные чувства испытывали молодые живописцы в СССР, осмыслявшие незнакомое им актуальное искусство и одновременно строившие собственные формы сосуществования с властями или противостояния им. Рождался андеграунд, и среди художников-неформалов обращение к абстрактному искусству было общепринятым и широко распространённым.

В эти годы многие живописцы испытывали потребность в языке беспредметного искусства. Необходимость овладения формальным лексиконом зачастую связывалась не только с погружением в спонтанное творчество, но и с сочинением продуманных теоретических трактатов. Как и в начале века, для этих живописцев абстракция не означала отрицания разных уровней смысла. Современное европейское и американское абстрактное искусство опиралось на такие фундаментальные пласты, как исследование первобытного мифологического сознания, фрейдизм, начала экзистенциализма, восточные философии — дзен[источник не указан 424 дня]. Но в условиях советской действительности художники абстракционисты не всегда могли достаточно полно и глубоко знакомиться с первоисточниками, они интуитивно находили ответы на волновавшие их проблемы[источник не указан 424 дня] и, отвергая упреки в простом копировании западных образцов, серьёзно относились к собственной профессиональной репутации[источник не указан 424 дня].

1950—1970[править | править вики-текст]

Возвращение абстрактного искусства в культурное пространство России не было всего лишь следствием изменения политического климата или имитацией художественных явлений Запада. Законы «саморазвития искусства» выстраивали «жизненно необходимые самому искусству» формы. Происходил: «Процесс реперсонализации искусства. Появилась возможность создания индивидуальных картин мира».[источник не указан 424 дня] Последнее и вызвало мощную отрицательную реакцию на государственном уровне, долгие годы приучавшую рассматривать абстракционизм как: «Крайне формалистическое направление, чуждое правдивости, идейности и народности»[источник не указан 424 дня], а произведения созданные абстракционистами, как: «Бессмысленное сочетание отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий».[источник не указан 424 дня]

На протяжении почти тридцати лет (с конца 1950-х по 1988 год) разрабатывал собственный стиль абстрактного творчества Евгений Михнов-Войтенко, уникальный мастер по диапазону использованных методов. Разные периоды его работы отмечены множеством экспериментов в области живописи и декоративно-прикладного искусства; наследие художника включает графику, картины, выполненные в смешанной технике, нитроэмалью, пастелью, соусом, маслом, гуашью, темперой, а также произведения из дерева, металла, стекла, пенопласта.

Первым[источник не указан 523 дня] неформальным художественным объединением периода «оттепели», развивавшим принципы абстрактного искусства, стала студия «Новая реальность», которой собралась вокруг Белютина Элия Михайловича. Изначально студия функционировала в качестве курсов повышения квалификации при Горкоме художников графиков. Курс на общую либерализацию, заданный XX съездом, открывал перспективы для свободы творчества и художественных поисков. Однако выставка 1962 года в Манеже, резкая критика со стороны партии искусства художников «Новой реальности» и кампания против абстракционизма заставила художников уйти в подполье. На протяжении следующих 30 лет[3] студия непрерывно работала в мастерских в Абрамцево, в доме, принадлежавшем Белютину.

Разрабатывая принципы внефигуративного изображения, художники студии опирались как на опыт русских авангардистов начала века, так и на современных западных художников. Особенностью «Новой реальности» была установка на коллективную работу, к которой стремились футуристы начала XX века[4]. «Новая реальность» объединила московских художников, которые придерживались различных взглядов на методику построения абстракции. Художники Люциан Грибков и Тамара Тер-Гевондян работали в стиле, ближе всего примыкающему к абстрактному экспрессионизму[5]. Сохраняя элементы реальных форм в своих работах, они развивали категории выражения эмоциональных состояний посредством визуально-пластических ходов. Вера Преображенская, бывшая на протяжении долгого времени старостой студии и зафиксировавшая теорию и методику школы, прошла долгий путь от экспрессионизма через эстетику оп-арт к геометрической абстракции. Совместно с Элием Белютиным Преображенская занималась разработкой модулей-«психогранул», символов, которые выражали бы конкретные состояния и абстрактные понятия при помощи четких цвето-пластических решений[6]. Вера Преображенская говорила: «В моих картинах Бог — это почти всегда черный квадрат»[источник не указан 424 дня]. В процессе работы со студийцами Элий Белютин сформировал теорию «всеобщей контактности», в которой выразил принципы развития творческого потенциала художника.

Из школы Белютина вышел Владислав Зубарев, первым разработавший принципы выражения категорий времени в живописи. Группа художников, увлеченных идеей времени, объединились под его началом в Студии «Темпоральная реальность». Способность выразить третье измерение в двухмерном жанре живописи стояло проблемой для художников, начиная со Ренессанса. В книге «Темпоральная реальность» Владислав Зубарев выделяет пять видов времени: изогнутое, реликтовое, субъективное, разорванное, плоское время. Для каждого из типов времени, по теории Зубарева, существует свой способ пластического выражения. В книге «Темпоральное искусство» и в программных циклах работ «Образы темпоральности» Зубарев привел свое учение о времени к единой системе[7].

Художники «Новой реальности» считали себя наследниками, в первую очередь, искусства Василия Кандинского. Родоначальник русской абстракции ориентировался на изображение мира духовного посредством пластического искусства. Их художественные поиски были обогащены и достижениями европейских абстракционистов середины века, частично возвращавших фигуратив в свои произведения уже в новом качестве оптической иллюзии или же фетиша.

Кандинский говорил, что: «Сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу, испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов, из которых надлежит создавать искусство»[источник не указан 424 дня]. Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Во второй половине 1950-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», — «Cysp I» Николя Шёффера. Александр Кальдер создает свои «стабили». Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма — оп-арт. В то же время почти одновременно в Англии и США появляются первые коллажи, использующие этикетки массовых изделий, фотографии, репродукции и тому подобные предметы новой стилистики поп-арта.

Московская абстракция рубежа 1960-х, углубившись в поиски нового формообразования, соответствующего внутреннему состоянию «творческой озаренности», своего рода медитации, дала убедительные примеры собственного понимания культуры беспредметного. Например, в творчестве Владимира Немухина, Лидии Мастерковой, Михаила Кулакова, безусловно, увлеченных абстрактным экспрессионизмом, который они сумели наполнить высоким духовным напряжением. Иной тип абстрактного мышления демонстрировал наиболее последовательный в своей аналитической и практической работе Юрий Злотников, автор обширной серии «Сигналы», созданной в конце 1950-х. По словам художника: «Динамизм, ритм, ярко выраженные в геометрической абстракции», привели его к анализу: «Инамических представлений, заложенных в искусстве», и далее: «К изучению моторных реакций человека»[источник не указан 424 дня]. В «Сигналах» художник исследовал «обратную связь» спонтанных психологических реакций на цветовые символы.

Следующий этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Это время знакомства современных художников с творчеством Малевича, с супрематизмом иконструктивизмом, с традициями русского авангарда, его теорией и практикой. «Первоэлементы» Малевича вызвали стабильный интерес к геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. «Геометрическая» абстракция позволяла приблизиться к проблемам, волновавшим мастеров 1920-х годов, почувствовать преемственность и духовную связь с классическим авангардом. Современные авторы открывали для себя труды русских философов и теологов, богословов и мистиков, приобщались к неисчерпаемым интеллектуальным источникам, которые в свою очередь наполняли новым смыслом творчество Михаила Шварцмана, Валерия Юрлова, Эдуарда Штейнберга.

Геометрическая абстракция легла в основу методов работы художников, объединившихся в начале 1960-х в группу «Движение». Среди её членов были Лев Нусберг, Вячеслав Колейчук, Франциско Инфантэ. Последний был особенно увлёчен супрематизмом. В «Динамических спиралях» Инфантэ занимался изучением модели бесконечной спирали в пространстве, внимательно анализировал: «Несуществующую пластическую ситуацию».

Американская живопись 1970-х гг. возвращается к фигуративности. Считается, что 1970-е это: «Момент истины для американской живописи, которая освобождается от питавшей ее европейской традиции и становится чисто американской».[источник не указан 424 дня]

Середину 1980-х годов можно рассматривать как завершение очередной стадии развития абстракции в России, накопившей к этому времени не только громадный опыт творческих усилий, осмысленную философскую проблематику, но и убедившейся в востребованности абстрактного мышления.

1990-е годы подтвердили особенный «русский путь» беспредметного искусства. С точки зрения развития мировой культуры абстракционизм как стилевое направление завершился в 1958 году. Однако в: «Постперестроенном российском обществе только теперь возникла потребность в равноправном общении с абстрактным искусством, появилось желание увидеть не бессмысленные пятна, но красоту пластической игры, ее ритмов, проникнуть в их значение. Услышать, наконец, звучание живописных симфоний».[источник не указан 424 дня] Художники получили возможность выражения в формах не только классических — супрематизма или абстрактного экспрессионизма, но лирической и геометрической абстракции, минимализме, скульптуре, объекте, рукотворной авторской книге, в бумажной массе, отлитой самим мастером.

Современный абстракционизм в живописи[править | править вики-текст]

Важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет. Для Марины Кастальской, Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелиха пространство белого — высшего напряжения цвета вообще наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

Пространство как понятийная категория обладает в современном искусстве разной смысловой нагрузкой. Например, существует пространство знака, символа, возникшего из глубины архаического сознания, иногда преображенного в структуру, напоминающую иероглиф. Существует пространство древних рукописей, образ которых стал своеобразным палимпсестом в композициях Валентина Герасименко.

Галерея[править | править вики-текст]

См. также[править | править вики-текст]

  • Лучизм
  • Неопластицизм
  • Орфизм
  • Супрематизм
  • Систематизм
  • Ташизм
  • Абстрактный экспрессионизм
  • Геометрическая абстракция

Примечания[править | править вики-текст]

  1. Бруни Л., Хлебникова В. Андрей Сарабьянов: Авангард был временем невероятных открытий // Однако. — 2011. — 29 октября.
  2. Кандинский Василий. О духовном в искусстве. — М., 1992.
  3. Белютин Элий. Абрамцево — остров свободы. — М., 2012
  4. Лариса Кашук. Абстрактное искусство Москвы 1950-х — 2000 годов
  5. Генрих Сапгир. Лианозово и другие
  6. Вера Преображенская
  7. Владислав Зубарев

Литература[править | править вики-текст]

q: Абстракционизм в Викицитатнике?
commons: Абстракционизм на Викискладе?
  • Наков Андрей. Беспредметный мир: Абстрактное и конкретное искусство: Россия и Польша / Пер. с фр. Е. М. Титаренко. — М.: Искусство, 1997. — 416 с.
  • Abstraction in Russia: XX Century: Государственный Русский музей. Альманах. № 17 / На русском и английском языках; ред. Евгения Петрова. — Государственный Русский музей, Palace Editions, 2001. — 814 с. — ISBN 5-93332-070-6, 3-935298-50-1.

  • Найдите ошибку индия бразилия мексика италия египет
  • Найдите ошибку основными источниками международного права являются
  • Найдите ошибку защитные сооружения гражданской обороны классифицируются
  • Найдите ошибку основное средство согласно фсбу 6 2020 должно соответствовать следующим признакам
  • Найдите ошибку определение гражданства ребенка при рождении происходит на основании