Найдите речевую ошибку допущенную при нарушении синтаксической нормы


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи

долларов.

2)  По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.

3)  В повести А. С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

4)  В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

5)  Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

6)  Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

7)  Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8)  Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

9)  Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


2

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)  ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.

2)  Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

3)  В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.

4)  Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.

5)  Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах.

6)  Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

7)  Благодаря языку мы можем познакомиться с теми идеями, которые были высказаны задолго до нашего рождения.

8)  В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

9)  В начале работы над произведением автор может по-разному рассчитывать ход событий, определять судьбы героев.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


3

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  ошибка в построении предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

2)  Многие биологические процессы, в том числе сердечно-сосудистые заболевания, протекают в ритме, который задаётся солнечным ветром.

3)  В поэме «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

4)  После невкусного обеда, который принёс денщик из трактира, полковник сел писать донесение.

5)  Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.

6)  Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.

7)  Татьяна любила гадать и старинные предания.

8)  Нынешние эскимосы в большинстве своём живут в домах европейского типа и почти не охотятся на морского зверя и оленей.

9)  «Самая красивая женщина мира» — так называется выставка в Дрезденской галерее, посвящённая юбилею «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


4

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В)  ошибка в построении предложения с косвенной речью

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.

2)  Павел Петрович спросил у Аркадия, где его новый приятель.

3)  Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.

4)  Рассказ А. И. Куприна «Вечерний гость» заставил автора задуматься о процессе общения и речи.

5)  Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

6)  Научные интересы А. М. Пешковского нашли воплощение в его книгах «Нашем языке», «Синтаксисе в школе», «Школьной и научной грамматике».

7)  Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.

8)  Читая роман Маргарет Мадзантини «Рожденный дважды», я представляла улицы разгромленного войной Сараева.

9)  Около ста лет назад великий химик и микробиолог Пауль Эрлих назвал «волшебной пулей» лекарства, которые когда -нибудь смогут без побочных эффектов уничтожать только патогенные бактерии или больные клетки.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


5

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   Считается, что нотную грамоту придумал знаменитый греческий математик Пифагор.

2)  А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

3)  Для записи нот египтяне использовали иероглифы, обозначающие небесные светила, и по ним позже удалось датировать возникновение нотных символов у египтян.

4)  Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

5)  Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своего характера и моральных устоев.

6)  Хоть автор и не мечтал работать на шахте, но в состоянии испуга он подумал, что это не такая уж и плохая участь.

7)  Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения.

8)  Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.

9)  Многие тысячи лет Лена несет к океану ил, песок и мелкую гальку, которые, оседая на дне моря Лаптевых, образуют обширную дельту.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пройти тестирование по этим заданиям

№ п/п Содержание вопроса Варианты ответа 1 Универсальным средством общения людей язык является, выполняя: 1. фатическую функцию

2. метаязыковую функцию

3. эмотивную функцию

4. коммуникативную функцию

2 Под культурой речи/общения понимается: 1. владение нормами устного и письменного литературного языка

2. соблюдение правил речевого этикета

3. умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения

4. владение ненормативной лексикой, в том числе жаргоном

3 Выберите правильное определение.

Плеоназм – это речевая …

1. избыточность

2. недостаточность

3. выразительность

4. неточность

4 Нарушение лексических норм приводит: 1. к неправильному употреблению терминов, иностранных слов, фразеологизмов

2. к неточности в употреблении слов вследствие незнания их значений

3. к смешению паронимов и омонимов

4. к неправильному образованию морфологических форм слова

5 Разновидность национального языка, характерная для малообразованного сельского населения, это – : 1. сельский сленг

2. территориальный диалект

3. колхозный жаргон

4. деревенское просторечие

6 Отметьте пример тавтологии. 1. миротворческие силы объединились воедино для урегулирования военного конфликта

2. в своей автобиографии он указал не все данные

3. победителям олимпиады вручили памятные сувениры

4. главная суть дела с трудом улавливалась в докладе

7 Какие три аспекта культуры речи (культуры общения) считаются ведущими? 1. фатический, нормативный, фактический

2. коммуникативный, нормативный, этический

3. концептуальный, нормативный, лингвистический

4. метафизический, нормативный, орфографический

8 С мыслительной деятельностью человека язык связывает: 1. эмотивная функция

2. когнитивная функция

3. фатическая функция

4. апеллятивная функция

9 Морфологические нормы – это: 1. правила использования форм разных частей речи

2. правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений

3. уместность использования слов в тех или иных ситуациях общения

4. употребление слов в тех значениях, которые они имеют в языке

10 Синонимы – это слова… 1. одинаковые по звучанию, но различные по значению

2. разные по звучанию, но сходные по значению

3. с переносным значением

4. сходные по звучанию, но различные по значению

11 Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи, в состав которых входят: 1. нормы произношения звуков и слов

2. правила риторики

3. правила постановки ударения

4. интонационные нормы публичной речи

12 Литературный язык – это… 1. такая разновидность национального языка, носителями которой являются образованные жители городов

2. понятие, синонимичное понятию «национальный язык»

3. исторически сложившаяся высшая форма национального языка

4. язык группы людей, объединенных профессиональными интересами

13 Выберите верные утверждения. 1. при выявлении нормы важно учитывать среду, в которой распространено данное языковое явление

2. любое распространенное языковое явление следует считать нормой

3. нормы характерны преимущественно для письменной формы существования языка

4. нормы языка чаще не подвержены изменениям, чем наоборот

14 Отметьте примеры плеоназмов. 1. предложено следовать следующим рекомендациям

2. сверх плана выпущена сверхплановая продукция

3. участники встречи высказались за совместное сотрудничество

4. было объявлено о свободной вакансии

15 В какой паре слов «ь» и «ъ» вписаны верно? 1. субъект, арьергард

2. въюн, разьяснение

3. разъяснение, адьютант

4. субьект, аръергард

16 Выберите вариант с правильным написанием суффиксов «чик-щик» 1. вкладчик, извозщик

2. асфальтщик, подписчик

3. каменщик, ремонтчик

4. разносчик, грузщик

17 В каком из вариантов наречие должно быть написано слитно? 1. пироги с грибами шли (на)ура

2. участники команды бились двое (на)двое

3. мы условились собираться (по)трое

4. бабушка (на)двое сказала

18 Какой знак препинания следует ставить на месте пробела в предложении: «Он любил мать __ и отца, и сестру»? 1. запятая

2. знак препинания не требуется

3. точка с запятой

4. двоеточие

19 В предложении «И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя» перед выделенным деепричастным оборотом… 1. запятая ставится

2. запятая не ставится

20 В предложении «Ночью просторы черны ихолмы кажутся сплошь затянутыми лесом» перед выделенным союзом… 1. запятая ставится

2. запятая не ставится

21 Найдите неправильный вариант постановки ударения в имени существительном: 1. благовест

2. сретение

3. вечеря

4. псалтырь

22 Укажите неправильный вариант постановки ударения в приведенных глагольных словоформах 1. премируешь

2. конструируешь

3. приватизируешь

4. пломбируешь

23 Укажите правильный вариант постановки ударения в приведенных кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода 1. заперта

2. налита

3. заселена

4. создана

24 В каких словах сочетание согласных «чн» произносится как [шн]? 1. Никитична

2. пустячный

3. сказочный

4. скворечник

25 Какие из выделенных согласных произносятся твердо? 1. Цюрих

2. парашют

3. Жюль

4. брошюра

26 В окончаниях родительного падежа форм мужского и среднего рода прилагательных, числительных, местоимений «– ого/-его» на месте «г» произносится… 1. [в]

2. [ф]

3. [г]

4. нет правильного ответа

27 Выберите варианты, в котором на месте гласной «и» в начале слова звучит [Ы] 1. в изгнании

2. дочь Ивана

3. речь иронична

4. к Ивану

28 В какой группе слов выделенные согласные произносятся мягко? 1. акварель, рефери, брюнет

2. ателье, бижутерия, терьер

3. безе, пастель, антре

4. шинель, агрессия, регент

29 В каком из указанных ответов реализуется первая степень соотношения «языковая норма – вариант нормы», а именно – «1) норма обязательна – 2) вариант запрещен»? 1. 1) хозЯева – 2) хозяевА

2. 1) тУннель – 2) тОннель

3. 1) грабЕЛЬ – 2) грабЛЕЙ

(род. п., мн. ч.)

4. 1) орангутан__ – 2) орангутанГ

30 Вставьте пропущенный фрагмент:

«Перед [j] все согласные, кроме ___, произносятся мягко»

1. [б] и [п]

2. [ш] и [ж]

3. нет правильного ответа

31 Найдите нарушение морфологической нормы, связанное с неверным употреблением имени числительного 1. семеро ребят

2. двое часов

3. пятеро щенят

4. трое подруг

32 Укажите вариант с речевой ошибкой в предложении: 1. лекция интересна и поучительна

2. мой брат более способный и умнее меня

3. студент остался глух к просьбам товарищей

4. самый крупный город в мире – Мехико

33 Среди вариантных пар повелительного наклонения глагола выберите ту, в которой допускается употребление обоих вариантов 1. уведоми – уведомь

2. выкини – выкинь

3. закупори – закупорь

34 Определите род имен существительных «иваси» и «цеце» 1. мужской

2. женский

3. средний

35 Определите род имени существительного «сирокко» 1. мужской

2. женский

3. средний

36 В русском литературном языке это слово имеет формы как единственного, так и множественного числа: 1. студенчество

2. гантели

3. мошкара

4. подмостки

37 Найдите речевую ошибку, допущенную при нарушении синтаксической нормы (а именно – правил согласования сказуемого с подлежащим) 1. детвора благодарна старшеклассникам за подарок

2. двадцать парней стояли в стороне

3. уже много учеников посетило эту выставку

4. хирург Петрова пришла раньше времени

38 Найдите ошибку в согласовании определения с определяемым словом в указанных предложениях: 1. мы побывали в городе Гусь-Хрустальный

2. самолет пролетел над горой Казбеком

3. туристы шли по реке Ладоге

4. поезд подошел к станции Рига

39 Укажите, в каком предложении неоправданно употреблены в качестве однородных членов логически неоднородные слова: 1. больше всего я люблю бананы, ананасы и нектарины

2. в лесу растут хвойные деревья, сосны и ели

3. он поет о косе, о пашне, об урожае, о трудовом поте

4. но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди

40 Какая синтаксическая ошибка содержится в предложении «С каждым годом растет число людей, которые хотят путешествовать в странах, которые раньше им были знакомы только по книгам»? 1. «нанизывание» придаточных предложений

2. постановка рядом двух однозначных союзов

3. смешение прямой речи и косвенной

41 Кончен пир – умолкли хоры –

Опорожнены амфоры –

Опрокинуты корзины –

Не допиты в кубках вины –

На главах венки измяты –

Лишь курятся ароматы

В опустевшей светлой зале…

Преобладание знака «тире» в приведенных выше стихотворных строках Ф.И. Тютчева является примером…

1. нормативного графического выделения однородных членов

2. правильного оформления придаточной части сложного предложения

3. авторской пунктуации

42 Перед вами четыре иноязычных слова, которые со временем вошли в активный словарь носителей русского языка. Найдите среди них тюркизм 1. шоколад

2. бегемот

3. киоск

4. кухня

43 В каких предложениях встречаются ошибки, допущенные в результате смешения паронимов? 1. филология – очень увлекательная наука

2. Хлестова была бережная хозяйка

3. в основании романа – события полувековой давности

4. образ его жизни был праздный и беспечный

44 Какая речевая ошибка, связанная с нарушением лексических норм, присутствует в предложении «Не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь ксенофобию в отношении мигрантов»? 1. немотивированное использование речевых штампов

2. многословие

3. лексическая неполнота высказывания

4. тавтология и плеоназм

45 Слово «демо-версия» является… 1. неологизмом

2. окказионализмом

3. историзмом

4. канцеляризмом

46 В предложении «Он опустил алебарду и перегородил проход» выделенное слово является… 1. архаизмом

2. историзмом

3. неологизмом

47 В предложении «Умерщвление произошло по причине утонутия» (А.П. Чехо3. пародируется засилье в русском языке этого вида слов: 1. неологизмов

2. окказионализмов

3. историзмов

4. канцеляризмов

48 Слово «алиби» относится к… 1. профессионализмам

2. окказионализмам

3. исконно русской лексике

49 Данный фразеологизм в русском языке когда-то имел вполне определенное значение – «Несерьезный, легкомысленный человек». Выберите правильный вариант из предложенных 1. ситный друг

2. профессор кислых щей

3. отставной козы барабанщик

4. сирота казанская

50 Найдите среди предложенных слов архаизмы: 1. толмач

2. дщерь

3. рамена

4. пищаль

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.

Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных

не видеть ошибку — не видеть ошибки

(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.),  т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,

  • порядком слов

Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:

Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

  • использованием причастных и деепричастных оборотов

Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.

По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;

  • однородных членов предложения:

Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.

  • построением сложного предложения

Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.

(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)

Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

  • нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

  • нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г)  нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

  • ошибки при употреблении причастных оборотов:  

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

1. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию. +
б) Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.
в) Двое девушек собирали цветы на лугу.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
б) Части общей темы называются микротемами. +
в) Бойцы верили и надеялись в победу.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
б) Он в своих высказываниях недалёк к истине.
в) Поезд пришёл согласно расписанию. +

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Синонимы – это богатство языка. +
б) Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
в) Я люблю и наслаждаюсь морем.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
а) Зимой он очень тосковал по южному морю.
б) Я не претендую на эту должность.
в) В пьесе «Вишнёвом саде» Чехов показал представителей нового поколения России. +

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
б) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен +
в) Мы выписываем журнал «Природа»

7. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) С Ростова я вернулась поздним вечером.
б) Летом я поеду до дедушки в деревню.
в) Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь. +

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей. +
б) Он хотел вникнуть во все тайны мироздания.
в) Все желающие могут пройти в зал.

9. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
б) Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
в) Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику. +

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Критики приняли спектакль благосклонно.
б) Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат. +
в) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.

11. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) На выставке представлена не только живопись, но и скульптура. +
б) Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
в) По истории нам задано пересказ параграфа.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
б) Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление. +
в) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.

13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
а) В «Науке и жизни» печатают много полезной информации. +
б) Эти претензии ни на чем не обоснованы.
в) Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) :
а) Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
б) Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
в) На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше. +

15. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат. +
б) Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
в) Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.

16. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм:
а) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. +
в) Человеку показалось то, что это сон.

17. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
б) Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
в) «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу. +

18. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
а) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям. +
в) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.

19. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Те, кто собирается в путешествие по делу или для удовольствия, имеют в своём распоряжении различные виды транспорта.
б) Похоронив отца, Григорий сам заболевает тифом и остаётся в живых только благодаря преданности и самоотверженности Прохора.
в) Иван Васильевич, герой рассказа «После бала», любит и восторгается Варенькой. +

20. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
а) Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах». +
в) Все, кто изучал творчество М. Ю. Лермонтова, знают много его стихотворений.

21. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Все, кто могли, выбежали к реке. +
б) Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
в) Прошу вас оплатить проезд в оба конца.

22. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
ошибка в построении сложного предложения:
а) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Человеку показалось то, что это сон. +
в) Благодаря состоявшемуся разговору с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

23. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
б) В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
в) Сказки любят как дети, но и взрослые. +

24. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
а) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс. +
в) Человеку показалось то, что это сон.

25. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
б) «Гранатовый браслет» А. Куприна — шедевр не только русской, но и мировой литературы.
в) К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова. +

26. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
б) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. +
в) Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».

27. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. +
б) В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
в) Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.

28. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
б) А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
в) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. +

29. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В комедии «Недоросль» развёртывается конфликт, которым ведут герои. +
б) Ю.M. Лермонтова волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своём стихотворении «Три пальмы».
в) Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего.

30. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Н. В. Гоголь писал, что ему хочется в «Мёртвых душах» показать всю Русь.
б) Гринёв восхищается и уважает Машу, даже пишет стихи в её честь. +
в) Я спросил её, можно ли переночевать в их доме.

Типы ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм

1.
Согласование подлежащего и сказуемого:

1).
При связке был
существительное и прилагательное
употребляется в И.п. для обозначения
постоянного признака: «Он был человек
практичный».
Для обозначения временного признака
используется форма Т.п.: «Он был в то
время студентом»

2)
правильно: ряд,
большинство, часть, несколько

учеников хорошо сдали
экзамены
(так как здесь используются одушевленные
существительные, при которых глагол
обозначает активное действие), но ряд
домов стоял
(используется неодушевленное
существительное, при котором глагол
обозначает пассивное действие);

3)
при словах много,
масса, немало, сколько

сказуемое употребляется в ед. ч. (много
птиц сидело
на ветвях.);

4)
при числительных 2,3,4
сказуемое
употребляется во мн.ч.: 3 книги лежат,
при числительных тысяча,
миллион
— в
ед.ч. (и согласуется в роде): получена
тысяча книг, получен
миллион рублей;

5)
правильно: прошло
две недели, десять часов, 15 лет (сказуемое
в форме ед. ч.); 21 ученик окончил
школу», так как числительное оканчивается
на цифру 1;

6)
не нарушают норму разговорного стиля
литературного языка такие примеры:
молодой физик Яковлева выступила.
В словаре «Грамматическая правильность
русской речи» отмечается, что в письменной
официальной и нейтрально-деловой речи
правильным является следующий вариант:
«Выдающийся математик Софья Ковалевская
написала…»
(если указано имя собственное). Если имя
собственное не указано, правильно
сказать: «Молодой профессор рассказал…»
(даже когда речь идет о женщине);

6)
при сложных названиях сказуемое
согласуется с главным
словом – более широким понятием
(машина-фургон привлекла внимание,
книга-справочник полезна, кресло-кровать
стояло);

7)
правильно: МГУ объявил,
НЛО исчез,
так как эти сложносокращенные слова
образованы по первым буквам и главные
слова в них имеют форму м.р. (МГУ –
Московский государственный университет,
НЛО – неопознанный летающий объект);

8)
при однородных подлежащих следует
говорить: «промышленность и сельское
хозяйство нуждаются»
(мн.ч.), так как сказуемое идет после
однородных подлежащих, НО: «в деревне
послышался
(ед.ч.) топот и крики», так как сначала
идет сказуемое, а потом однородные
подлежащие. Если между однородными
подлежащими стоит разделительный или
противительный союз, то сказуемое
употребляется в ед.ч.: «Пережитый страх
или испуг уже кажется
смешным»;

9)
запомните: брат
с сестрой

пошли
(равноправные субъекты), мать с
ребенком

пошла
(второй сопутствует основному субъекту);
НО: брат вместе
(совместно) с сестрой уехал.

3.
Согласование определений и существительных:

1)
правильно: 2 — 4 больших
дома ( Р.п. у прилагательных при
существительных м. р. или ср. р.), 2 — 4
большие
комнаты
(И.п. у прилагательных при существительных
ж.р.); НО: первые
два года (так как в этом примере другой
порядок слов: сначала прилагательное,
а затем сочетание числительного с
существительным);

2)
правильно: головной и спинной мозг
(ед.ч., так как подчеркивается связь
предметов, терминологическая близость),
технический или гуманитарный вуз
(ед.ч., так
как между однородными прилагательными
стоит разделительный союз); НО: Московский
и Ивановский университеты (подчеркивается
наличие нескольких предметов); языки
немецкий и французский (существительное
предшествует определениям – мн. ч.);

3)
географические названия, как правило,
согласуются с существительными; однако
в географической и специальной литературе
названия городов, сел, деревень, хуторов
на –O
часто не склоняются, чтобы не путать их
со сходными названиями мужского рода:
в городе Иваново
(исчезает
двусмысленность: город Иваново или
Иванов?).

Названия
озер, островов, гор, станций, заливов,
каналов, улиц, планет не согласуются с
родовым понятием: у горы Эльбрус.

4.
Нарушение управления:

Управление
– способ подчинительной связи, при
котором зависимое слово ставится при
главном в определенном падеже.

1)
Употребление предлогов и местоимений.

Следует
говорить:
ввиду

предстоящего отъезда, но
вследствие

прошедших дождей (хотя используются
предлоги-синонимы, но они имеют разные
оттенки значения: ввиду
— о предстоящих событиях, вследствие
— о прошедших).

Из-за
и благодаря
– синонимы, но есть разница в смысловых
оттенках этих предлогов: благодаря
указывает причину, вызвавшую желательный
результат (правильно: благодаря
правильному лечению; неверно: благодаря
болезни). После предлогов согласно,
благодаря, вопреки

Д.п.(согласно приказу); по
окончании

– П.п.

Правильно:
скучаю по
нему, по ним

(Д.п.), но по
нас, по вас

(П.п.)

2)
Ошибки в выборе падежа в конструкциях
с близкими по значению и однокоренными
словами, требующими разного управления
(падежа):

обращать
внимание на кого, что-нибудь – уделять
внимание кому, чему-нибудь;

беспокоиться
о чем, ком-нибудь – тревожиться за
кого-нибудь;

удивляюсь
чему – удивлен чем;

описывать
что-то – рассказывать о чем-то;

уплатить
за что – оплатить что;

руководитель
чего – заведующий чем.

3)
Ошибки в управлении при однородных
членах предложения:

организовать
(что – В.п.) и руководить (чем – Т.п.)
группой (правильно: организовать группу
и руководить ею).

5.
Ошибки в построении предложений с
однородными членами:

1)
в ряд однородных членов нельзя включать
видовые и родовые понятия, поэтому
нельзя сказать: я купил в магазине
фрукты, апельсины
и печенье;

2)
при однородных членах можно опускать
только одинаковые предлоги: они несли
поднос с
тарелками
,
ложками,
вилками;

3)
не сочетаются как однородные существительное
и инфинитив (Я люблю футбол
и плавать
).

6.
Ошибки в употреблении причастных
оборотов:

1)
причастный оборот следует употреблять
перед определяемым словом или после
него;

2)
нельзя употребить действительное
причастие в конструкции «сын,
воспитывающийся
отцом». Правильно: «сын, воспитываемый
отцом»
(используется не действительное, а
страдательное причастие, так как
необходимо употребить не активную, а
пассивную конструкцию);

3)
причастия не употребляются с частицей
бы
(выступление, вызвавшее
бы
возражения);

7.
Ошибки в употреблении деепричастных
оборотов.

1)
Деепричастие обозначает добавочное
действие к основному, которое совершает
подлежащее. Следовательно, действие,
выраженное сказуемым, и действие,
выраженное деепричастием, должны
относиться к одному подлежащему. Нельзя
сказать «возвращаясь
домой,
меня
застал дождь», так как в этом предложении
подлежащим является слово дождь,
оно совершает основное действие (застал),
деепричастие возвращаясь
не может обозначать добавочное действие
к основному, так как по смыслу относится
к отсутствующему в предложении субъекту
я.
Чтобы исправить ошибку, необходимо
заменить деепричастный оборот на
придаточное предложение и ввести в него
отсутствующий субъект: когда
я возвращался домой,

меня застал дождь.

2)
Деепричастный оборот не может употребляться
в безличном предложении, так как в нем
нет и не может быть подлежащего. Нельзя
сказать: «Подходя
к лесу
, мне
стало холодно». Здесь уместно использовать
придаточное предложение: «Когда
я подходил к лесу
,
мне стало холодно».

  • Найти ошибку допущенную при перечислении назначения повязки
  • Найдите примеры речевой избыточности исправьте речевые ошибки
  • Найдите предложения где сделаны ошибки мать бережно
  • Найти ошибку 1 кбайт 210 бит
  • Найдите предложения где есть грамматические ошибки исправьте их свой ответ аргументируйте художник