Найдите слово где допущена орфографическая ошибка положить росток прикоснуться отрасль

Контрольные
измерительные материалы

по
дисциплине
 «Русский
язык »

для
обучающихся по профессии

35.01.13
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

                                            
             Пояснительная записка

Тестовая
проверочная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной
подготовки по русскому языку обучающихся общеобразовательных учреждений,
изучающих курс русского языка на базовом уровне.

     Содержание проверочной работы
определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта
начального  профессионального образования по русскому языку, в соответствии с
примерной программой учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального
профессионального образования, разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной
программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального образования в
соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными
планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования» (письмо
Департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), одобренной 
ФГУ «Федеральный институт развития образования»

       При разработке содержания
контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения
элементов знаний, представленных в кодификаторе. В проверочной работе
проверяются знания и умения из следующих разделов курса русского языка:

— Фонетика, орфоэпия, графика, орфография;

— Лексика и фразеология;

— Морфемика, словообразование, орфография;

— Морфология и орфография;

— Служебные части речи;

— Синтаксис и пунктуация;

— Язык и речь. Функциональные стили речи.

     Данные
контрольно-измерительные материалы по русскому языку  можно использовать для
проверки знаний и умений студентов за второй курс обучения.

     На выполнение
работы отводится 45 минут.

Кодификатор
элементов содержания контрольно-измерительных материалов тестирования по
русскому языку для второго курса

    
Кодификатор элементов содержания
контрольно-измерительных материалов тестирования по русскому языку для
обучающихся составлен на основе Федерального компонента государственных
стандартов  начального  профессионального образования  по русскому языку
(письмо Департамента
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России от 29.05.2007
№ 03-1180)
и программ по
русскому языку для начального профессионального образования

Перечень
элементов содержания, проверяемых контрольной работой по русскому языку для
обучающихся первого курса.

     Перечень
элементов содержания, проверяемых контрольной работой по русскому языку,
составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных
образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов 
начального профессионального образования по русскому языку, базовый уровень.

Спецификация
контрольно- измерительных материалов

по русскому
языку

1.
Назначение проверочной  работы

     Оценить уровень общеобразовательной
подготовки по русскому языку обучающихся первого курса.

     Содержание проверочной работы
соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта начального
профессионального образования по русскому языку в
соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Русский язык» для
профессий начального  профессионального образования, разработанной в
соответствии с «Рекомендациями по реализации
образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными
учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования» (письмо
Департамента
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России от 29.05.2007
№ 03-1180),
одобренной  ФГУ «Федеральный институт развития
образования»

2. Структура  проверочной  работы

         Каждый вариант проверочной работы  включает 20 заданий.

     К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один
из которых только  верный.

     Задание  №20  предполагает краткий ответ.

3.
Распределение заданий проверочной работы по содержанию и по уровню сложности

     При разработке содержания контрольно-измерительных
материалов учитывается необходимость проверки усвоения всех пройденных тем. Проверяются
знания и умения из всего курса русского языка            

           4. Время выполнения работы

     На выполнение всей работы отводится 45 
минут.

5. Система
оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом

     Задание с выбором ответа считается выполненным, если
выбранный студентом номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания 
оцениваются в 1 балл.

     Максимальное количество баллов – 20.

     Система оценивания работы в целом:

     18-20 баллов – оценка «5»

     14-17 баллов – оценка «4»

     10-13 баллов – оценка «3»

     9 баллов и менее – оценка «2»

           Вариант 1

1. Укажите,
какой частью речи является  выделенное слово в предложении

Столовая находилась
справа от гостиной

а) существительное

б) прилагательное

в) причастие

г) деепричастие

2. Укажите 
предложение с простым глагольным  сказуемым

а) Множество звуков
вливается в ночной птичий хор.

б) Я уже начинал
беспокоиться.

в) Я готов с вами
согласиться.

г) Он рад был бы
уйти.

3. Какой
знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

 Воображение
моё так живо воспроизводило лица  любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя
Курбского и Палецкого.

а) Ставится
двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.

б) Ставится
двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

в)  Ставится
двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

г) Ставится тире
между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным.

4. Укажите
слово, которое стоит в родительном падеже

а) книгой

б) ручка

в) другу

г) куклы

5. Сколько
твердых согласных звуков в скороговорке

 Летели
лебеди с лебедятами

а) 2

б) 3

в) 7

г) 11

6. Укажите
притяжательное местоимение

а) я

б) себя

в) свой

г) никто

7. Укажите
способ образования  слова ДИВАН-КРОВАТЬ

а) приставочный

б) суффиксальный

в)
приставочно-суффиксальный

г) сложение слов

8. Укажите
побудительное предложение

а) Не правда ли,
что мы краса долины всей?

б) Она  посмотрела
мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами.

в) Пусть сильнее
грянет буря!

г) Как красиво!

9. Укажите
верное утверждение

а)  Диалектизмы –
слова, одинаковые по звучанию.

б)  Диалектизмы –
слова, употребляемые  жителями той или иной местности.

в)  Диалектизмы –
слова,  связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,
профессии.

г)  Диалектизмы-
слова, разные по звучанию

10. Найдите
слово, где допущена орфографическая ошибка

а) полажить

б) росток

в) прикоснуться

г) отрасль

11. Укажите
предложение, в котором есть фразеологизм

а) Подъем на гору
был нелегок.

б) Олег легок на
подъем.

в) Подъем в гору
был труден.

г) Труден был его
путь.

12. Укажите
распространенное предложение

а) Карета
подъехала  и остановилась.

б) Версты уходят
назад.

в) Были гости
веселы и красивы.

г) Наступила весна.     

13. Укажите
неверное утверждение

а)
Сложноподчиненное предложение состоит из частей, представляющих собой тесное
смысловое и грамматическое единство.

б) Части
сложноподчиненного предложения соединены при помощи  подчинительных союзов или союзных
слов.

в) Придаточная
часть сложноподчиненного  предложения может стоять  после главной части, перед
ней или в середине ее.

г) Подчинительные
союзы находятся  в придаточной части и являются членами предложения.

14.
Укажите, какое слово является архаизмом

а) ланиты

б) губы

в) отрасль

г) глаза

15. Каким
способом словообразования образовано слово Нахлебник?

а) приставочный

б) суффиксальный

в) сложение

г) приставочно –
суффик
cальный

16. Укажите
глагол сослагательного наклонения

а)  читай

б)  читает

в)  прочитай

г)  прочитал бы

17. Как
называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но   совершенно разные по
лексическому значению?

а) антонимы

б) омонимы

в) синонимы

г) историзмы

18. Укажите
существительные, в суффиксах которых пишется и:

А) ореш..к;

Б) поясоч..к;

В) кирпич..к;

Г) пенеч..к.

19. В каком
предложении слово употреблено в переносном значении?

а) На стенах висели
два пейзажа хорошей кисти.

б) Желтые листья
медленно падали на землю.

в) Утром бухта
наполнилась плавучим льдом.

г) Яркое солнце
быстро съело тонкий ледок.

20.
Прочтите и запишите определение

…- раздел
языкознания, изучающий нормы произношения слов и их формы.

Вариант
2

1. Укажите
ряд синонимов

а) красный — алый

б) летний – зимний

в) иголка (ели) –
иголка (для шитья)

г) твердый – мягкий

2. Укажите
относительное прилагательное

а) золотой

б) светлый

в) жесткий

г) красный

3. Какой
член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей?

а) обстоятельство

б) определение

в) дополнение

г) подлежащее

4.
Определите склонение существительного Луч

а) I

б) II

в) III

г) IV

5. Укажите
правильное утверждение

а) в словосочетании
есть главное и зависимое слово

б)  грамматическая
основа является словосочетанием

в) в словосочетании
есть главное, но нет зависимого слова

г) подлежащее и
сказуемое являются словосочетанием

6. Что
является грамматической основой предложения?

а)  подлежащее и
дополнение

б)  сказуемое и
дополнение

в)  подлежащее и
сказуемое

г)  дополнение и
определение

7. Укажите 
вариант, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире

а) Скала словно
медведь.

б) Поэзия Николая
Клюева это прежде всего любовь к России.

в) Пятью пять
двадцать пять.

г) Дмитров
жемчужина Подмосковья.

8. В каком
слове все согласные звуки мягкие?

а) смех

б) цикорий

в) венец

г) синий

9. Жанр
официально-делового стиля:

а)  устав

б) интервью

в) монография

г) дружеская беседа

10. Какое
прилагательное не имеет краткой формы?

а) плохой;

б) хороший;

в) маленький;

г) дорогой.

11. Укажите
ряд антонимов

а) крошечный –
мизерный

б) (зеленый) лук –
лук (для стрельбы)

в) красивый –
уродливый

г) хороший –
отличный

12. Укажите
верное утверждение

а)
Сложносочиненным  называется  такое сложное предложение,  предикативные части
которого связаны между  собой интонацией и союзами.

б)
Сложносочиненным   называется такое сложное предложение, предикативные части
которого  связаны между собой сочинительными союзами.

в)
Сложносочиненным  называется  такое сложное предложение,  предикативные части
которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.

г)
Сложносочиненным  называется  такое сложное предложение,  предикативные части
которого  связаны  между собой интонацией и союзными словами.

13.
Укажите, каким членом предложения является выделенное слово:

           Моей
сестре подарили роликовые коньки.

а) определение

б) дополнение

в) сказуемое

г) подлежащее

14. Укажите
относительное прилагательное

а) зимнее (утро)

б) красивая
(девочка)

в) смелый (мальчик)

г) волчий (хвост)

15. Укажите
прилагательные с –НН-:

а) кожа…ый,
глиня…ый

б) це…ый, оловя…ый

в) нефтя…ой, сви…ой

г) песча…ый,
льня…ой              

 16.
Укажите, что не относится к самостоятельной части речи

а)  местоимение

б)  союз

в)  существительное

г)  наречие

17.
Укажите  словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ

а) интересная книга

б) очень красиво

в) читающий мальчик

г) маленький домик

18. Укажите
словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении

а) железный гвоздь

б) железная воля

в) железная труба

г) железная маска

д) железное
терпение

19. Жанр
художественного стиля:

а) справка

б) роман

в)ораторская речь

г) словари

20.
Прочтите и запишите определение

… — это служебная
часть речи, которая связывает члены предложения, а также простые предложения в
составе сложного.

                                                                             
Вариант3

1. Укажите
слово, которое стоит в родительном падеже

а) книгой                                б)
ручка

в) другу                 г)
куклы

А2.
Укажите  словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

а) плохо выглядеть

б) неопытный
человек

в) пойти направо

г) слушать
внимательно

А3. Укажите
правильное объяснение пунктуации в предложении

Мы позавтракали (  )и двинулись дальше.

а) сложное
предложение с общим  второстепенным членом, перед союзом  И запятая не
нужна

б) простое 
предложение с однородными  членами, перед  союзом И  запятая не  нужна

в) сложное
предложение, перед союзом И нужна запятая

г) простое
предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

А4. Укажите
глагол
I спряжения

а) видеть

б) ненавидеть

в) брить

г) дышать

А5. Укажите
предложение, которому соответствует следующая      

характеристика 
простое, односоставное, безличное

а) Зимой рано
темнеет

б) Жаркий летний полдень

в) Спасибо, мне уже
принесли

г) Ей позвонят с
работы вечером

А6. Как
называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

а) морфология

б) лексика

в) синтаксис

г) фонетика

А7. Укажите
ряд антонимов

а) крошечный –
мизерный

б) (зеленый) лук –
лук (для стрельбы)

в) красивый –
уродливый

г) хороший –
отличный

8. Укажите
притяжательные прилагательные

а) золотой

б) красный

в) красивый

г) волчий

9. Что
является грамматической основой предложения?

а)  подлежащее и
дополнение

б)  сказуемое и
дополнение

в)  подлежащее и
сказуемое

г)  дополнение и
определение

10. Укажите
словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении

а) железный гвоздь

б) железная воля

в) железная труба

г) железная маска

11. Укажите
словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении

а) железный гвоздь

б) железная воля

в) железная труба

г) железная маска

12.
Определите спряжение глагола читать

а) I

б) II

в) III

г) IV

13. Укажите
двусоставное предложение

а) Пыльная
привокзальная площадь.

б) Во дворе
поставили новые качели.

в) Стол был накрыт
празднично.

г) Чахлые цветы на
клумбах.

14. Как
называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

а) морфология

б) лексика

в) синтаксис

г) фонетика

15. Укажите
словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

а) читать книгу

б) березовая роща

в) очень хорошо

г) вставать рано

16. Найдите
слово, где допущена орфографическая ошибка

а) полажить

б) росток

в) прикоснуться

г) отрасль

17. Укажите
правильное объяснение пунктуации в предложении

За рекой были слышны музыка ( ) и
протяжное пение.

а) сложносочиненное
предложение с общим  второстепенным членом, перед союзом  И  запятая  не нужна

б) простое
предложение с однородными членами, перед  союзом И  запятая не нужна

в) сложносочиненное
предложение, перед союзом И нужна запятая

г) простое
предложение с однородными членами, перед союзом  И нужна запятая

18. Укажите
слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук

а)  тамОжня

б) тАможня

в) навЕрх

г) стАтуя

19. Жанр
официально-делового стиля

а) диссертация

б) договор

в) басня

г)  записка

20.
Прочтите и запишите определение

…- это особая
неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном
действии, выраженном глаголом.

Вариант 4

1.Укажите
верное утверждение

а)  Диалектизмы –
слова, одинаковые по звучанию.

б)  Диалектизмы –
слова, употребляемые  жителями той или иной местности.

в)  Диалектизмы –
слова,  связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,
профессии.

г)  Диалектизмы-
слова, разные по звучанию.

2. Укажите
побудительное предложение

а) Не правда ли,
что мы краса долины всей?

б) Она  посмотрела
мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами.

в) Пусть сильнее
грянет буря!

г) Как красиво!

3. Как
называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но  

совершенно
разные по лексическому значению?

а) антонимы

б) омонимы

в) синонимы

г) историзмы

4. Укажите 
сложноподчиненное предложение

а) На грядках
растаял снег и появились первые  росточки.

б) Левитан писал
картины так, чтобы был ощутим воздух.

в) Взошло  солнце,
но земля еще не прогрелась.

г) Его поражала
световая дымка, придавшая громаде собора невесомость.

5. Укажите
собирательное числительное

а) три

б) трое

в) третий

г) одна третья

6. Найдите
слово, где допущена орфографическая ошибка

а) полажить

б) росток

в) прикоснуться

г) отрасль

7. Укажите
предложение, осложненное одиночным деепричастием

а)  Недавно
приехавшие, вы вызывали всеобщее любопытство.

б)  Рассмеявшись,
она продолжила рассказ.

в) Дождь, наконец,
прошел.

г) К тебе,
малолетке, придираться не будут.

8. Укажите
распространенное предложение

а) Карете
подъехала  и остановилась.

б) Версты уходят
назад.

в) Были гости
веселы и красивы.

г) Наступила
весна.     

9. Служебная
часть речи, которая связывает члены предложения, а также простые предложения в составе
сложного

а) союз                                                          

б) предлог

в) частица

г) междометие

10. Укажите,
что не относится к самостоятельной части речи

а)  местоимение

б)  союз

в)  существительное

г)  наречие

11. Укажите
верное утверждение

Все звуки делятся

а) на гласные и
согласные

б) на звонкие и
глухие

в) на твердые и
мягкие

г) оглушаемые и
озвончаемые

12.
Укажите, какой частью речи является  выделенное слово в предложении:

Узнай  подробнее насчет
поездки.

а) существительное

б) наречие

в) предлог

г) союз

13. Укажите
бессоюзное сложное предложение со значением времени в первой части

а) Я слышал: ежик
мышей ловит

б) Он гость — я
хозяин

в) Ехал сюда — рожь
начала желтеть.

г) Однажды
проснулся он и видит: против его норы стоит рак.

14. Определите
род существительного Сочи

а) средний род

б) женский род

в) общий род

г) мужской род

15. Какую
форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой  в творительном    падеже?

А) семьсот
шестьдесят восьмому;

Б) семьюстами
шестьюдесятью восемью;

В) семьсот
шестьюдесятью восьмым;

Г) семьсот
шестьдесят восьмым

16. Укажите
пример с пунктуационной ошибкой

а) Ничто: ни поля,
ни луга, ни леса не радовали глаз.

б) Ни поля, ни
луга, ни леса- ничто не радовало глаз.

в) Поля, и луга, и
леса напоминали о доме.

г) И поля, и луга,
и леса напоминали о доме.

17. Укажите
фразеологизм – синоним к словосочетанию С утра до вечера

а) в два счета

б) от зари до зари

в) поднять на смех

 г) взять себя в
руки

18. Найдите
односоставное предложение

а) Крокодил – искусный
охотник.

б) Выйду, сяду под
рябиной, буду слушать соловья.

в) И звуки полетят,
красуясь и играя.

г)Уже безмолвие
лесное налетом ветра смущено.

19.
Укажите  словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

а) интересная книга

б) очень красиво

в) читающий мальчик

г) маленький домик

20.
Прочтите и запишите определение

… — это служебная
часть речи, которая придает различные смысловые и эмоциональные оттенки словам
и предложениям или служит для образования форм слов.

Вариант 5

1. Укажите
способ образования  слова ДИВАН-КРОВАТЬ

а) приставочный

б) суффиксальный

в)
приставочно-суффиксальный

г) сложение слов

2. Укажите 
предложение с пунктуационной ошибкой

а) Книга, которая
лежала на столе  принадлежала Анатолию.

б) Тучи плывут
оттуда, откуда дует ветер.

в) Я все смотрел на
дорогу, где в пыли неслась конница.

г) Это был
маленький дом, в котором мы проводили лето.

3. Найдите
слово, где допущена орфографическая ошибка

а) полажить

б) росток

в) прикоснуться

г) отрасль

4. Укажите
причастие

а) побитые

б) побить

в) растаяв

г) таять

5. Укажите
предложение, в котором есть фразеологизм

а) Подъем на гору
был нелегок.

б) Олег легок на
подъем.

в) Подъем в гору
был труден.

г)Труден был его
путь

6. Укажите
односоставное предложение

а) Откуда ты
взялся?

б) Там всегда пахло
лаком и краской.

в) Все  было
хорошо.

г) Курить –
здоровью вредить.            

7. Укажите
вариант с одной –н-:

А) прийти
одновреме..о,

Б) таинстве..о
шептать,

В) возражать
пута..о,

Г) открове..о
признаться,

8.
Определите, что не относится к жанру публицистического стиля речи

а) путевой очерк

б) устав

в) устное
выступление

г) портретный очерк

9. В разделе
«Фонетика» изучается:

а)  правописание
слов

б)   постановка
знаков препинания

в)  словарный
состав языка

г)  звуки речи

10. Найдите
слово с нулевым окончанием:

а)  книга

б)  умный

в)  стул

г) сильное

11.  
Укажите неверное утверждение

а)  словарный запас
языка изучается в разделе  «Лексика»

б)  части
речи изучаются в разделе  «Морфология»

в) звуки  речи
изучаются  в разделе «Морфемика»

г) правила
произношения и ударения даются в разделе «Орфоэпия»

12.
Укажите, какой частью речи является  выделенное слово в предложении:

Столовая комната 
находилась справа от гостиной.

а) существительное

б) прилагательное

в) причастие

г) деепричастие

13. Найдите
фразеологизм со значением «обманывать»

а) повесить нос

б) водить за нос

в) поднять на смех

г) в два счета

14.
Определите тип связи в словосочетании  лесной воздух

а)  управление

б)  зависимое

в) примыкание

г) согласование

15. Укажите
предложение с орфографической ошибкой

а) Дискуссия шла в
продолжение часа.

б) В продолжении
сериала мы узнали дальнейшую судьбу героев.

в) В течении реки
наблюдались пороги.

г) В течении дня
шел дождь.

16. Укажите
способ образования существительного Тишь

а) приставочный

б) суффиксальный

в) приставочно-
суффиксальный

г) бессуфиксный

17.
Укажите  предложение, где допущена лексическая ошибка

а)  Все гости
получили сувениры.

б)  Все гости
получили памятные подарки.

в)  Все гости
получили памятные сувениры.

г)  Все гости
получили на память подарки.

18. Какие
пары слов не являются словосочетаниями?

а) медведь заревел

б) заревел неистово

в) схватил за
комбинезон

г) удобный
комбинезон

19. Укажите
притяжательное прилагательное

а) зимнее (утро)

б) красивая
(девочка)

в) смелый (мальчик)

г) волчий (хвост)

20.
Прочтите и запишите определение

… — это сочетание
предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически

                                   Ключ к
тестам

Номер 
задания

вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

       1

а

а

б

г

а

в

г

в

б

а

б

б

г

а

г

г

б

в

г

орфоэпия

2

а

а

в

б

а

в

а

г

а

в

г

в

б

а

б

б

б

б

союз

3

г

б

б

в

а

г

в

г

в

б

б

а

в

г

а

а

б

б

б

деепричастие

4

б

в

б

б

б

а

б

б

а

б

а

в

в

г

г

в

б

б

б

частица

5

г

а

в

а

б

б

в

б

г

в

в

б

б

г

г

г

в

а

г

текст

Контрольные
измерительные материалы

по
дисциплине
 «Русский
язык »

для
обучающихся по профессии

35.01.13
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства

                                            
             Пояснительная записка

Тестовая
проверочная работа предназначена для оценки уровня общеобразовательной
подготовки по русскому языку обучающихся общеобразовательных учреждений,
изучающих курс русского языка на базовом уровне.

     Содержание проверочной работы
определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта
начального  профессионального образования по русскому языку, в соответствии с
примерной программой учебной дисциплины «Русский язык» для профессий начального
профессионального образования, разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной
программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях
начального профессионального и среднего профессионального образования в
соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными
планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы
общего образования» (письмо
Департамента государственной политики и
нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), одобренной 
ФГУ «Федеральный институт развития образования»

       При разработке содержания
контрольно-измерительных материалов учитывается необходимость проверки усвоения
элементов знаний, представленных в кодификаторе. В проверочной работе
проверяются знания и умения из следующих разделов курса русского языка:

— Фонетика, орфоэпия, графика, орфография;

— Лексика и фразеология;

— Морфемика, словообразование, орфография;

— Морфология и орфография;

— Служебные части речи;

— Синтаксис и пунктуация;

— Язык и речь. Функциональные стили речи.

     Данные
контрольно-измерительные материалы по русскому языку  можно использовать для
проверки знаний и умений студентов за второй курс обучения.

     На выполнение
работы отводится 45 минут.

Кодификатор
элементов содержания контрольно-измерительных материалов тестирования по
русскому языку для второго курса

    
Кодификатор элементов содержания
контрольно-измерительных материалов тестирования по русскому языку для
обучающихся составлен на основе Федерального компонента государственных
стандартов  начального  профессионального образования  по русскому языку
(письмо Департамента
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России от 29.05.2007
№ 03-1180)
и программ по
русскому языку для начального профессионального образования

Перечень
элементов содержания, проверяемых контрольной работой по русскому языку для
обучающихся первого курса.

     Перечень
элементов содержания, проверяемых контрольной работой по русскому языку,
составлен на основе раздела «Обязательный минимум содержания основных
образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов 
начального профессионального образования по русскому языку, базовый уровень.

Спецификация
контрольно- измерительных материалов

по русскому
языку

1.
Назначение проверочной  работы

     Оценить уровень общеобразовательной
подготовки по русскому языку обучающихся первого курса.

     Содержание проверочной работы
соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта начального
профессионального образования по русскому языку в
соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Русский язык» для
профессий начального  профессионального образования, разработанной в
соответствии с «Рекомендациями по реализации
образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных
учреждениях начального профессионального и среднего профессионального
образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными
учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования» (письмо
Департамента
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России от 29.05.2007
№ 03-1180),
одобренной  ФГУ «Федеральный институт развития
образования»

2. Структура  проверочной  работы

         Каждый вариант проверочной работы  включает 20 заданий.

     К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один
из которых только  верный.

     Задание  №20  предполагает краткий ответ.

3.
Распределение заданий проверочной работы по содержанию и по уровню сложности

     При разработке содержания контрольно-измерительных
материалов учитывается необходимость проверки усвоения всех пройденных тем. Проверяются
знания и умения из всего курса русского языка            

           4. Время выполнения работы

     На выполнение всей работы отводится 45 
минут.

5. Система
оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом

     Задание с выбором ответа считается выполненным, если
выбранный студентом номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания 
оцениваются в 1 балл.

     Максимальное количество баллов – 20.

     Система оценивания работы в целом:

     18-20 баллов – оценка «5»

     14-17 баллов – оценка «4»

     10-13 баллов – оценка «3»

     9 баллов и менее – оценка «2»

           Вариант 1

1. Укажите,
какой частью речи является  выделенное слово в предложении

Столовая находилась
справа от гостиной

а) существительное

б) прилагательное

в) причастие

г) деепричастие

2. Укажите 
предложение с простым глагольным  сказуемым

а) Множество звуков
вливается в ночной птичий хор.

б) Я уже начинал
беспокоиться.

в) Я готов с вами
согласиться.

г) Он рад был бы
уйти.

3. Какой
знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

 Воображение
моё так живо воспроизводило лица  любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя
Курбского и Палецкого.

а) Ставится
двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.

б) Ставится
двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

в)  Ставится
двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.

г) Ставится тире
между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным.

4. Укажите
слово, которое стоит в родительном падеже

а) книгой

б) ручка

в) другу

г) куклы

5. Сколько
твердых согласных звуков в скороговорке

 Летели
лебеди с лебедятами

а) 2

б) 3

в) 7

г) 11

6. Укажите
притяжательное местоимение

а) я

б) себя

в) свой

г) никто

7. Укажите
способ образования  слова ДИВАН-КРОВАТЬ

а) приставочный

б) суффиксальный

в)
приставочно-суффиксальный

г) сложение слов

8. Укажите
побудительное предложение

а) Не правда ли,
что мы краса долины всей?

б) Она  посмотрела
мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами.

в) Пусть сильнее
грянет буря!

г) Как красиво!

9. Укажите
верное утверждение

а)  Диалектизмы –
слова, одинаковые по звучанию.

б)  Диалектизмы –
слова, употребляемые  жителями той или иной местности.

в)  Диалектизмы –
слова,  связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,
профессии.

г)  Диалектизмы-
слова, разные по звучанию

10. Найдите
слово, где допущена орфографическая ошибка

а) полажить

б) росток

в) прикоснуться

г) отрасль

11. Укажите
предложение, в котором есть фразеологизм

а) Подъем на гору
был нелегок.

б) Олег легок на
подъем.

в) Подъем в гору
был труден.

г) Труден был его
путь.

12. Укажите
распространенное предложение

а) Карета
подъехала  и остановилась.

б) Версты уходят
назад.

в) Были гости
веселы и красивы.

г) Наступила весна.     

13. Укажите
неверное утверждение

а)
Сложноподчиненное предложение состоит из частей, представляющих собой тесное
смысловое и грамматическое единство.

б) Части
сложноподчиненного предложения соединены при помощи  подчинительных союзов или союзных
слов.

в) Придаточная
часть сложноподчиненного  предложения может стоять  после главной части, перед
ней или в середине ее.

г) Подчинительные
союзы находятся  в придаточной части и являются членами предложения.

14.
Укажите, какое слово является архаизмом

а) ланиты

б) губы

в) отрасль

г) глаза

15. Каким
способом словообразования образовано слово Нахлебник?

а) приставочный

б) суффиксальный

в) сложение

г) приставочно –
суффик
cальный

16. Укажите
глагол сослагательного наклонения

а)  читай

б)  читает

в)  прочитай

г)  прочитал бы

17. Как
называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но   совершенно разные по
лексическому значению?

а) антонимы

б) омонимы

в) синонимы

г) историзмы

18. Укажите
существительные, в суффиксах которых пишется и:

А) ореш..к;

Б) поясоч..к;

В) кирпич..к;

Г) пенеч..к.

19. В каком
предложении слово употреблено в переносном значении?

а) На стенах висели
два пейзажа хорошей кисти.

б) Желтые листья
медленно падали на землю.

в) Утром бухта
наполнилась плавучим льдом.

г) Яркое солнце
быстро съело тонкий ледок.

20.
Прочтите и запишите определение

…- раздел
языкознания, изучающий нормы произношения слов и их формы.

Вариант
2

1. Укажите
ряд синонимов

а) красный — алый

б) летний – зимний

в) иголка (ели) –
иголка (для шитья)

г) твердый – мягкий

2. Укажите
относительное прилагательное

а) золотой

б) светлый

в) жесткий

г) красный

3. Какой
член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей?

а) обстоятельство

б) определение

в) дополнение

г) подлежащее

4.
Определите склонение существительного Луч

а) I

б) II

в) III

г) IV

5. Укажите
правильное утверждение

а) в словосочетании
есть главное и зависимое слово

б)  грамматическая
основа является словосочетанием

в) в словосочетании
есть главное, но нет зависимого слова

г) подлежащее и
сказуемое являются словосочетанием

6. Что
является грамматической основой предложения?

а)  подлежащее и
дополнение

б)  сказуемое и
дополнение

в)  подлежащее и
сказуемое

г)  дополнение и
определение

7. Укажите 
вариант, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире

а) Скала словно
медведь.

б) Поэзия Николая
Клюева это прежде всего любовь к России.

в) Пятью пять
двадцать пять.

г) Дмитров
жемчужина Подмосковья.

8. В каком
слове все согласные звуки мягкие?

а) смех

б) цикорий

в) венец

г) синий

9. Жанр
официально-делового стиля:

а)  устав

б) интервью

в) монография

г) дружеская беседа

10. Какое
прилагательное не имеет краткой формы?

а) плохой;

б) хороший;

в) маленький;

г) дорогой.

11. Укажите
ряд антонимов

а) крошечный –
мизерный

б) (зеленый) лук –
лук (для стрельбы)

в) красивый –
уродливый

г) хороший –
отличный

12. Укажите
верное утверждение

а)
Сложносочиненным  называется  такое сложное предложение,  предикативные части
которого связаны между  собой интонацией и союзами.

б)
Сложносочиненным   называется такое сложное предложение, предикативные части
которого  связаны между собой сочинительными союзами.

в)
Сложносочиненным  называется  такое сложное предложение,  предикативные части
которого связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.

г)
Сложносочиненным  называется  такое сложное предложение,  предикативные части
которого  связаны  между собой интонацией и союзными словами.

13.
Укажите, каким членом предложения является выделенное слово:

           Моей
сестре подарили роликовые коньки.

а) определение

б) дополнение

в) сказуемое

г) подлежащее

14. Укажите
относительное прилагательное

а) зимнее (утро)

б) красивая
(девочка)

в) смелый (мальчик)

г) волчий (хвост)

15. Укажите
прилагательные с –НН-:

а) кожа…ый,
глиня…ый

б) це…ый, оловя…ый

в) нефтя…ой, сви…ой

г) песча…ый,
льня…ой              

 16.
Укажите, что не относится к самостоятельной части речи

а)  местоимение

б)  союз

в)  существительное

г)  наречие

17.
Укажите  словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ

а) интересная книга

б) очень красиво

в) читающий мальчик

г) маленький домик

18. Укажите
словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении

а) железный гвоздь

б) железная воля

в) железная труба

г) железная маска

д) железное
терпение

19. Жанр
художественного стиля:

а) справка

б) роман

в)ораторская речь

г) словари

20.
Прочтите и запишите определение

… — это служебная
часть речи, которая связывает члены предложения, а также простые предложения в
составе сложного.

                                                                             
Вариант3

1. Укажите
слово, которое стоит в родительном падеже

а) книгой                                б)
ручка

в) другу                 г)
куклы

А2.
Укажите  словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ

а) плохо выглядеть

б) неопытный
человек

в) пойти направо

г) слушать
внимательно

А3. Укажите
правильное объяснение пунктуации в предложении

Мы позавтракали (  )и двинулись дальше.

а) сложное
предложение с общим  второстепенным членом, перед союзом  И запятая не
нужна

б) простое 
предложение с однородными  членами, перед  союзом И  запятая не  нужна

в) сложное
предложение, перед союзом И нужна запятая

г) простое
предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

А4. Укажите
глагол
I спряжения

а) видеть

б) ненавидеть

в) брить

г) дышать

А5. Укажите
предложение, которому соответствует следующая      

характеристика 
простое, односоставное, безличное

а) Зимой рано
темнеет

б) Жаркий летний полдень

в) Спасибо, мне уже
принесли

г) Ей позвонят с
работы вечером

А6. Как
называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

а) морфология

б) лексика

в) синтаксис

г) фонетика

А7. Укажите
ряд антонимов

а) крошечный –
мизерный

б) (зеленый) лук –
лук (для стрельбы)

в) красивый –
уродливый

г) хороший –
отличный

8. Укажите
притяжательные прилагательные

а) золотой

б) красный

в) красивый

г) волчий

9. Что
является грамматической основой предложения?

а)  подлежащее и
дополнение

б)  сказуемое и
дополнение

в)  подлежащее и
сказуемое

г)  дополнение и
определение

10. Укажите
словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении

а) железный гвоздь

б) железная воля

в) железная труба

г) железная маска

11. Укажите
словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении

а) железный гвоздь

б) железная воля

в) железная труба

г) железная маска

12.
Определите спряжение глагола читать

а) I

б) II

в) III

г) IV

13. Укажите
двусоставное предложение

а) Пыльная
привокзальная площадь.

б) Во дворе
поставили новые качели.

в) Стол был накрыт
празднично.

г) Чахлые цветы на
клумбах.

14. Как
называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?

а) морфология

б) лексика

в) синтаксис

г) фонетика

15. Укажите
словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ

а) читать книгу

б) березовая роща

в) очень хорошо

г) вставать рано

16. Найдите
слово, где допущена орфографическая ошибка

а) полажить

б) росток

в) прикоснуться

г) отрасль

17. Укажите
правильное объяснение пунктуации в предложении

За рекой были слышны музыка ( ) и
протяжное пение.

а) сложносочиненное
предложение с общим  второстепенным членом, перед союзом  И  запятая  не нужна

б) простое
предложение с однородными членами, перед  союзом И  запятая не нужна

в) сложносочиненное
предложение, перед союзом И нужна запятая

г) простое
предложение с однородными членами, перед союзом  И нужна запятая

18. Укажите
слово, в котором выделенная буква неверно обозначает ударный звук

а)  тамОжня

б) тАможня

в) навЕрх

г) стАтуя

19. Жанр
официально-делового стиля

а) диссертация

б) договор

в) басня

г)  записка

20.
Прочтите и запишите определение

…- это особая
неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном
действии, выраженном глаголом.

Вариант 4

1.Укажите
верное утверждение

а)  Диалектизмы –
слова, одинаковые по звучанию.

б)  Диалектизмы –
слова, употребляемые  жителями той или иной местности.

в)  Диалектизмы –
слова,  связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,
профессии.

г)  Диалектизмы-
слова, разные по звучанию.

2. Укажите
побудительное предложение

а) Не правда ли,
что мы краса долины всей?

б) Она  посмотрела
мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами.

в) Пусть сильнее
грянет буря!

г) Как красиво!

3. Как
называются слова одинаковые по звучанию и написанию, но  

совершенно
разные по лексическому значению?

а) антонимы

б) омонимы

в) синонимы

г) историзмы

4. Укажите 
сложноподчиненное предложение

а) На грядках
растаял снег и появились первые  росточки.

б) Левитан писал
картины так, чтобы был ощутим воздух.

в) Взошло  солнце,
но земля еще не прогрелась.

г) Его поражала
световая дымка, придавшая громаде собора невесомость.

5. Укажите
собирательное числительное

а) три

б) трое

в) третий

г) одна третья

6. Найдите
слово, где допущена орфографическая ошибка

а) полажить

б) росток

в) прикоснуться

г) отрасль

7. Укажите
предложение, осложненное одиночным деепричастием

а)  Недавно
приехавшие, вы вызывали всеобщее любопытство.

б)  Рассмеявшись,
она продолжила рассказ.

в) Дождь, наконец,
прошел.

г) К тебе,
малолетке, придираться не будут.

8. Укажите
распространенное предложение

а) Карете
подъехала  и остановилась.

б) Версты уходят
назад.

в) Были гости
веселы и красивы.

г) Наступила
весна.     

9. Служебная
часть речи, которая связывает члены предложения, а также простые предложения в составе
сложного

а) союз                                                          

б) предлог

в) частица

г) междометие

10. Укажите,
что не относится к самостоятельной части речи

а)  местоимение

б)  союз

в)  существительное

г)  наречие

11. Укажите
верное утверждение

Все звуки делятся

а) на гласные и
согласные

б) на звонкие и
глухие

в) на твердые и
мягкие

г) оглушаемые и
озвончаемые

12.
Укажите, какой частью речи является  выделенное слово в предложении:

Узнай  подробнее насчет
поездки.

а) существительное

б) наречие

в) предлог

г) союз

13. Укажите
бессоюзное сложное предложение со значением времени в первой части

а) Я слышал: ежик
мышей ловит

б) Он гость — я
хозяин

в) Ехал сюда — рожь
начала желтеть.

г) Однажды
проснулся он и видит: против его норы стоит рак.

14. Определите
род существительного Сочи

а) средний род

б) женский род

в) общий род

г) мужской род

15. Какую
форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой  в творительном    падеже?

А) семьсот
шестьдесят восьмому;

Б) семьюстами
шестьюдесятью восемью;

В) семьсот
шестьюдесятью восьмым;

Г) семьсот
шестьдесят восьмым

16. Укажите
пример с пунктуационной ошибкой

а) Ничто: ни поля,
ни луга, ни леса не радовали глаз.

б) Ни поля, ни
луга, ни леса- ничто не радовало глаз.

в) Поля, и луга, и
леса напоминали о доме.

г) И поля, и луга,
и леса напоминали о доме.

17. Укажите
фразеологизм – синоним к словосочетанию С утра до вечера

а) в два счета

б) от зари до зари

в) поднять на смех

 г) взять себя в
руки

18. Найдите
односоставное предложение

а) Крокодил – искусный
охотник.

б) Выйду, сяду под
рябиной, буду слушать соловья.

в) И звуки полетят,
красуясь и играя.

г)Уже безмолвие
лесное налетом ветра смущено.

19.
Укажите  словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

а) интересная книга

б) очень красиво

в) читающий мальчик

г) маленький домик

20.
Прочтите и запишите определение

… — это служебная
часть речи, которая придает различные смысловые и эмоциональные оттенки словам
и предложениям или служит для образования форм слов.

Вариант 5

1. Укажите
способ образования  слова ДИВАН-КРОВАТЬ

а) приставочный

б) суффиксальный

в)
приставочно-суффиксальный

г) сложение слов

2. Укажите 
предложение с пунктуационной ошибкой

а) Книга, которая
лежала на столе  принадлежала Анатолию.

б) Тучи плывут
оттуда, откуда дует ветер.

в) Я все смотрел на
дорогу, где в пыли неслась конница.

г) Это был
маленький дом, в котором мы проводили лето.

3. Найдите
слово, где допущена орфографическая ошибка

а) полажить

б) росток

в) прикоснуться

г) отрасль

4. Укажите
причастие

а) побитые

б) побить

в) растаяв

г) таять

5. Укажите
предложение, в котором есть фразеологизм

а) Подъем на гору
был нелегок.

б) Олег легок на
подъем.

в) Подъем в гору
был труден.

г)Труден был его
путь

6. Укажите
односоставное предложение

а) Откуда ты
взялся?

б) Там всегда пахло
лаком и краской.

в) Все  было
хорошо.

г) Курить –
здоровью вредить.            

7. Укажите
вариант с одной –н-:

А) прийти
одновреме..о,

Б) таинстве..о
шептать,

В) возражать
пута..о,

Г) открове..о
признаться,

8.
Определите, что не относится к жанру публицистического стиля речи

а) путевой очерк

б) устав

в) устное
выступление

г) портретный очерк

9. В разделе
«Фонетика» изучается:

а)  правописание
слов

б)   постановка
знаков препинания

в)  словарный
состав языка

г)  звуки речи

10. Найдите
слово с нулевым окончанием:

а)  книга

б)  умный

в)  стул

г) сильное

11.  
Укажите неверное утверждение

а)  словарный запас
языка изучается в разделе  «Лексика»

б)  части
речи изучаются в разделе  «Морфология»

в) звуки  речи
изучаются  в разделе «Морфемика»

г) правила
произношения и ударения даются в разделе «Орфоэпия»

12.
Укажите, какой частью речи является  выделенное слово в предложении:

Столовая комната 
находилась справа от гостиной.

а) существительное

б) прилагательное

в) причастие

г) деепричастие

13. Найдите
фразеологизм со значением «обманывать»

а) повесить нос

б) водить за нос

в) поднять на смех

г) в два счета

14.
Определите тип связи в словосочетании  лесной воздух

а)  управление

б)  зависимое

в) примыкание

г) согласование

15. Укажите
предложение с орфографической ошибкой

а) Дискуссия шла в
продолжение часа.

б) В продолжении
сериала мы узнали дальнейшую судьбу героев.

в) В течении реки
наблюдались пороги.

г) В течении дня
шел дождь.

16. Укажите
способ образования существительного Тишь

а) приставочный

б) суффиксальный

в) приставочно-
суффиксальный

г) бессуфиксный

17.
Укажите  предложение, где допущена лексическая ошибка

а)  Все гости
получили сувениры.

б)  Все гости
получили памятные подарки.

в)  Все гости
получили памятные сувениры.

г)  Все гости
получили на память подарки.

18. Какие
пары слов не являются словосочетаниями?

а) медведь заревел

б) заревел неистово

в) схватил за
комбинезон

г) удобный
комбинезон

19. Укажите
притяжательное прилагательное

а) зимнее (утро)

б) красивая
(девочка)

в) смелый (мальчик)

г) волчий (хвост)

20.
Прочтите и запишите определение

… — это сочетание
предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически

                                   Ключ к
тестам

Номер 
задания

вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

       1

а

а

б

г

а

в

г

в

б

а

б

б

г

а

г

г

б

в

г

орфоэпия

2

а

а

в

б

а

в

а

г

а

в

г

в

б

а

б

б

б

б

союз

3

г

б

б

в

а

г

в

г

в

б

б

а

в

г

а

а

б

б

б

деепричастие

4

б

в

б

б

б

а

б

б

а

б

а

в

в

г

г

в

б

б

б

частица

5

г

а

в

а

б

б

в

б

г

в

в

б

б

г

г

г

в

а

г

текст

  1. Главная

  2. ГДЗ

  3. 6 класс
  4. Русский язык
  5. Рыбченкова, Александрова. Учебник

  6. Упражнение Практикум стр. 36. Часть 1

Вернуться к содержанию учебника

Страница 36

Вопрос

     Сл..жение, прик..саться, пол..гать, выр..щенный, р..сти, р..стительность, изл..жение, к..снуться, к..сательная, распол..жение, р..сток, зар..сли.

Подсказка

Объясним правописание слов:

  • сложение, прикасаться, полагать, выращенный, расти, растительность, изложение, коснуться, касательная, расположение, росток (искл.), заросли — корни с чередованием гласных.

Ответ


Вернуться к содержанию учебника


ratheal843

ratheal843

Положить-полагать,
низложить-низлагать,
разрастаться-возросли,
выращенный- выросший,
растение-росток,
ростовщик-отрасль,
Ростислав,Ростов,
коснуться-касаться,
прикосновение-касательная,
вскочить-поскакать,
скачок,
гореть-загар,
отклонил-откланялся,
заря-зори,
зарница-зорька,
равнина-ровный,
поравняться-выровнять,
подмочить-обмакнуть,
промокать-макать,
плавать-пловчиха,
соберут-собирать,
подберут-подбирать,
протереть-протирать,
отмереть-отмирать,
продерешься-продираться,
застелить-застилать,
запереть-запирать,
поджечь-поджигать,
блестел-блистать,
блестящий-блистающий,
начать-начинать,
внять-внимать,
памятный-напоминать,
упомянуть-упоминать,
прокляну-проклинать,
клялись-проклинать,
донять-донимать,
поднял-поднимать,
сжил-сжимать,
плавучий-пловец,
плывун.

Тесты без выбора ответа по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской и др. — Г. Н. Потапова 2019

Морфемика. Орфография. Культура речи
Буквы А — О в корнях -ЛАГ- -ЛОЖ-, -РАСТ- -РОС-

Вариант 1

1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква О. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

изл_гать, пол_гает

подл_жить, предпол_гаешь

возл_гать, сл_жение

сл_жить, предпол_жение

пол_жение, прил_гательное

Ответ: сложить, предположение

2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква А. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

прор_сли, пор_сль

выр_щенный, недор_сль

перер___ сти, отр_сль

выр_щу, произр_сли

р_сточек, р_стение

Ответ: перерасти, отрасль

3. Определите слово, которое относится к орфограмме «Буквы а — о в корнях -лаг- — -лож-». Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

летние л_геря

верное пол_жение

плыть в л_гуне  

обл_городить территорию

лежит в л_жбине

Ответ: положение

4. Прочитайте текст. Найдите среди выделенных слов такое, правописание которого определяется правилом: «В корнях -раст- — -рос- безударная о пишется перед с». Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Это была большая, зар_стающая зелёными бугорками поляна. Эти бугорки когда-то были наработаны кротами и потом зар_сли мхом. На эти холмики р_ссыпались семена, а потом выр_стали берёзки.

(По М. Пришвину)

Ответ: заросли

5. Подберите однокоренные слова так, чтобы произошло чередование гласных о/a в корне. Запишите получившиеся слова, обозначьте корни.

сложить — …

предлагать — …

выросли — …

разрастаются — …

Ответ: слагать, предложить, вырастали, разрослись

6. Определите слово, в котором допущена орфографическая ошибка. Выпишите это слово, исправив ошибку.

сложился

излагает

расток

выросли

подрастает

Ответ: росток

7. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

прил_гать, подр_сли

изл_гать, р_сток

водор_сли, сл_жение

выр_щен, подл_жить

выр_стает, предл_жить

Ответ: водоросли, сложение

Вариант 2

1. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква А. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

сл_гать, предл_гать

перел _жить, изл_жение

прил_жение, сл_гаемое

прол_жить, подл_жить

предл_ _жить, пол_гать

Ответ: слагать, предлагать

2. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена буква О. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

прор_стает, разр_слись

подр_сла, ср_стается

водор_сли, обр_стают

отр_слевой, зар_сли

р_сток, ср_слись

Ответ: росток, срослись

3. Определите слово, которое относится к орфограмме «Буквы а — о в корнях -лаг- — -лож-». Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

кругом бл_годать  

предл_гать помощь

мой бл_годетель  

его бл_госостояние

испытать бл_женство

Ответ: предлагать

4. Прочитайте текст. Найдите среди выделенных слов такое, правописание которого соответствует правилу: «В корнях -раст- — -рос- безударная о пишется перед с». Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

После рубки соснового леса сюда ворвалось р_скаленное солнце, оттого и выр_сли гигантские травы, которые не давали прор_стать семенам сосны. Однако маленькие осинки побеждают даже траву несмотря ни на что. Когда осинник заглушил траву, ёлка начинает р_сти в осиннике.

(По М. Пришвину)

Ответ: выросли

5. Подберите однокоренные слова так, чтобы произошло чередование гласных о/a в корне. Запишите получившиеся слова, обозначьте корни.

прилагать — …

разложился — …

подрастали — …

срослись — …

Ответ: приложить, разлагался, подросли, срастались

6. Определите слово, в котором допущена орфографическая ошибка. Выпишите это слово, исправив ошибку.

обросли 

слагает

приложение

предлагает

отросль

Ответ: отрасль

7. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Перер_сли, прил_гательное

р_стение, зал_жить

пол_гать, обр_сли

выр_стает, сл_гаемое

прир_сли, предл_гать

Ответ: вырастает, слагаемое

  • Найдите ошибку полностью демилитаризованной зоной является
  • Найдите ошибку к постоянным затратам производства относятся премия рабочим оплата труда управляющего
  • Найдите ошибку к постоянным зарубежным органам внешних сношений относятся
  • Найдите ошибку к некомбатантам относятся
  • Найдите ошибку к международным преступлениям относятся