Нанизывание родительного падежа вид ошибки

Ошибки в использовании родительного субъекта и родительного объекта. Нанизывание падежей

К числу стилистических недостатков относится так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление паде жей затрудняет понимание фразы, например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А.М.

Пешковского). Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей в силу большой распространенности родительного приименного. Приведем несколько примеров: «В целях дальнейшего улучшения дела повышения идейно-теоретического уровня. »; «Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства. »; «Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы» (пример К. Чуковского); «Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия». Сохранение подобных текстов недопустимо. При правке отглагольные существительные обычно (см. § 125) заменяются инфинитивными или другими конструкциями, распространенные обороты — придаточными предложениями и т.д.; например, вместо первого словосочетания при правке напишем: Чтобы повысить идейно-теоретический уровень. ; вместо второго — Чтобы ускорить подъем сельского хозяйства. Иногда достаточно «разбить» в каком-нибудь месте цепь родительных падежей, чтобы облегчилось восприятие текста. Реже встречается стечение других одинаковых падежей, но и оно возможно, особенно нанизывание творительных падежей, например: «Вопрос будет разрешен назначенной дирекцией комиссией»; «Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями»; «Речь была встречена гостями шумными аплодисментами»; «Охотники любовались освещенной луной поляной»; «Внесла свой вклад “Мартеновка” и в процесс овладения кадрами завода культурой»; «Антипов вторично избран месткомом председателем»; «Вы недовольны чем-то мною»; «Беседа со студентом, пришедшим неподготовленным»; «Был поднят слоном хоботом» и т.п. То же при других падежах, например: «Приступили к подготовке к соревнованию»; «На конференции обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи» и т.п. Исправить тексты можно так: Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией; Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты; Беседа со студентом, который пришел на экза мен неподготовленным; На конференции обсуждалось соглашение о взаимной помощи; Слон поднял его хоботом и т.д. Следует также избегать падежных форм с одинаковыми предлогами, например: «Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем» (вместо. имеющим большой производственный стаж); «Комсомольское бюро составило обращение к стремящейся к знаниям молодежи завода» (вместо. к молодежи, стремящейся получить знания). Неудачно также стечение омонимических форм типа мать дочь любит, море небо отражает, листья деревья покрывают и т.п., так как в подобных случаях создается двусмысленность или затрудняется понимание предложения (см. § 89). Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата, выступление артистов; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи, правка текста. Наличие обоих родительных падежей в одном и том же предложении приводит к стилистическим ошибкам, например: «Повесть “Степь” — это итог сложных поисков Чехова своей творческой манеры»; «В. Алпатов остановился на некоторых новейших оценках медицины влияния на человеческий организм табака, алкоголя, диеты, витаминов»; «Не согласилась также Л. Чуковская и с оценкой Д. Еремина рассказов А. Яшина и Н. Жданова»; «С выходом двухтомника советские читатели смогут вновь ознакомиться с талантливыми зарисовками героических будней нашего народа таких писателей, как М. Кольцов, Лариса Рейснер, А. Аграновский, А. Тодорский, и многих других»; «Поиски Пушкина новых средств и приемов художественной выразительности»; «Оценка Добролюбова “темного царства”». Ср. также: Принцип активности и сознательности усвоения знаний учащихся; Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (примеры М. Шагинян). В этих случаях исправление текста обычно достигается заменой родительного субъекта творительным падежом. Так, в последних приведенных выше предложениях вместо оценка Добролюбова мы бы сказали оценка Добролюбовым; вместо усвоения знаний учащихся — усвоения знаний учащимися, вместо изложения учителя — изложения учителем. В отдельных случаях может возникнуть неясность или двусмысленность при использовании даже одного родительного падежа, например в назывных предложениях: «Возвращение детей» (они сами вернулись или их возвратили?); или в таких предложениях: «Проверка месткома показала. » (местком проверял или его проверяли?); «Характеристика старосты была положительной» (староста дал характеристику или его характеризовали?) и т.п. Правка подобных предложений заключается в замене родительного объекта или субъекта другой конструкцией, например: Проверка, проведенная месткомом. ; Характеристика, выданная старостой. — выданная старосте. Что касается предложений-заголовков, то в них возможна лексическая замена, распространение другими словами, и т.п.

Вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого строго определенной падежной/предложно-падежной формы, называется управлением. Наблюдается синонимия предложных и беспредложных конструкций (интересный всем – интересный для всех; лицо его покраснело – лицо у него покраснело; идти полем – идти по полю; вернуться поездом – вернуться на поезде).

Родительный падеж объекта – значение существительного в форме родительного падежа, при котором обозначается объект действия (чтение книги – читать книгу; постройка дома – строить дом). Родительный падеж субъекта – значение существительного в форме родительного падежа, при котором обозначается субъект действия (приказ начальника – начальник приказал; приезд друга – друг приехал).

Стилистической ошибкой является наличие в одном предложении двух слов в форме родительного падежа, но с разными значениями (поиск правительства денег на выплату пенсий) или неясность, двусмысленность предложения с родительным падежом существительного (передача заложников – они передавали? Их передавали? Письмо матери – ей или от нее). Двусмысленность может быть вызвана морфологической омонимией и других падежных форм, например дательного падежа субъекта и дательного падежа объекта (В таком случае демократам нужно было раздавать литературу бесплатно. – Демократы раздавали или им литературу раздавали?)

К разряду стилистических ошибок относится также нанизывание падежей. Суть этой ошибки состоит в том, что несколько слов в одной падежной форме располагаются цепочкой, завися друг от друга: Слушатели курсов подготовки помощников машинистов электропоездов. Часто наблюдается нанизывание родительного падежа Нанизывание родительного падежа во многих случаях является не стилистической ошибкой, а строевым элементом деловой или научной речи, в которой часто встречаются отглагольные существительные, предполагающие употребление другого, зависимого от него существительного в родительном падеже: Исследование вариантов синонимических конструкций; Разработка методов использования полезных ископаемых прибрежных районов реки Оби. Нанизывание других падежей встречается реже и только как стилистическая ошибка: Заделка щелей пеной нашими мастерами; Договор о соглашении о взаимозачете платежей.

Падеж управляемого слова зависит от его частеречной принадлежности.
Если зависимсое слово – имя существительное, то род. п.: доказательство чего доказательство теоремы, доказательство правоты; доказательства вины.
Если зависимое слово – указательное местоимение, то дат. п.: доказательство чему — доказательством тому служат следующие факты . БАС-2 квалифицирует это управление как устарелое.

Нельзя сочетать в одном предложении Родительный субъекта и Родительный объекта . Первый указывает на производителя действия (Выступление докладчика, приезд делегации ), второй На объект действия (Чтение книги, подбор иллюстраций ). При исправлении родительный субъекта обычно заменяется творительным падежом: вместо: Последовательное изложение ученика материала урокаНадо сказать: Последовательное изложение учеником материала урока.

В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одного родительного падежа:Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?). При первом значении можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений. ; При втором значении:Чтение стихов Маяковского.

При двух илинескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: Читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты И т. п.

Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: Любить и увлекаться поэзией (Любить Что? Увлекаться Чем?) .

Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить Поэзию и увлекаться ею.

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое «нанизывание падежей» в других словарях:

нанизывание падежей — ед. (склонение падежей, ед.). В синтаксической стилистике: речевая ошибка, возникающая вследствие соединения длинного ряда падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего происходит нанизывание… …

Нанизывание одинаковых форм

Нанизывание одинаковых форм — 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание р о д и т е л ь н ы х падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»; «Для решения задачи ускорения… … Справочник по правописанию и стилистике

склонение падежей — То же, что и нанизывание падежей … Учебный словарь стилистических терминов

скопление падежей — Нанизывание одного родительного падежа на другой, цепная реакция падежей, приводящая к пустословию: дело развития художественной литературы (вм.: развитие художественной литературы). С.п. снижает выразительность речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике

СТИЛИСТИКА — @Выбор слова XXXV. Выбор слова § 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств § 140. Устранение канцеляризмов и штампов § 141. Плеоназмы и тавтологии § 142. Благозвучие речи § 143 … Справочник по правописанию и стилистике

→ → → нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов

нанизывание падежей — это

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А..

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/lingvistic/796/;
  • HTML-код ссылки: Что означает нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов;
  • BB-код ссылки: Определение понятия нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов.

Нанизывание падежей является одним из наиболее часто встречаемых речевых недостатков. Нанизывание падежей — это использование словосочетания из нескольких слов, имеющих форму одинаковых падежей. Очень часто можно встретить нанизывание родительных падежей : машина сестры племянника жены.

Подобные конструкции — это явление, относящееся к официально-деловому стилю и являющееся нормативным, но только в этой части русской речи: измерение колебаний уровня гемоглобина человека . Даже в официально-деловом стиле нужно пытаться упростить подобные конструкции, так как они сильно перегружают текст.

Это не всегда выдается возможным, так как может изменить значение выражения, что недопустимо в строгом официально-деловом и научном стиле. В обычной же речи предпочтительней использовать союзно-предложную связь для упрощения подобных конструкций:

Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручи — Чтобы не упасть при экстренном торможении, держитесь за поручни.

Опущение важных зависимых членов предложения.

Опущение зависимых членов предложения , важных для смысла предложения и текста в целом — грубая синтаксическая ошибка, которая, тем не менее, допускается очень часто. Так, можно встретить синтаксические ошибки в следующих предложениях:

Беседа по воспитанию — беседа по теме воспитания (корр.)

В этом свете… — В свете сказанного (корр.)

Желает лучшего — Оставляет желать лучшего (корр.)

Рейд по качеству — Рейд по проверке качества

Спросить с мастера, спросить за невыполнение — Спросить с мастера за невыполнение плана (корр.)

В живой разговорной речи очень распространено явление упрощения и сокращения конструкций. Так, часто можно встретить упрощение конструкций с глаголами «учиться» или «выучиться ». Из литературного варианта:

Он хотел выучиться, чтобы стать учителем — в живой речи появляется вариант: Он хотел выучиться на учителя.

Такие упрощения и сокращения допустимы в разговорной речи, но на письме и при официально-деловом общении все же лучше использовать полный вариант конструкций.

Символ антифашистского движения

В 1933 г. весь мир облетела весть: в Германии, 1886-1944 где пришел к власти фашист Гитлер, арестован вождь немецкого пролетариата Эрнст Тельман. Миллионы людей во всех концах планеты вышли в эти дни на.
Символ антифашистского движения

Родительный падеж существительных

Узнаем, что такое роди­тель­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

В рус­ском язы­ке име­на суще­стви­тель­ные име­ют строй­ную систе­му изме­не­ния по паде­жам и чис­лам. Термином «падеж» назы­ва­ют спо­соб­ность имён суще­стви­тель­ных изме­нять свою началь­ную фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа на дру­гие паде­жи. В рус­ском язы­ке выде­ля­ют шесть паде­жей имён существительных.

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему? к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем? с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Что такое родительный падеж существительных?

Именительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го назы­ва­ет пред­мет или лицо, кон­ста­ти­ру­ет его суще­ство­ва­ние в реаль­но­сти. По при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му роду (муж­ско­му, жен­ско­му или сред­не­му) и падеж­ным окон­ча­ни­ям в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа все суще­стви­тель­ные при­над­ле­жат к пер­во­му, вто­ро­му или тре­тье­му скло­не­нию:

  • (кто?) стар­шин а , тёт я , (что?) рук а , бан я — пер­вое склонение;
  • (кто?) стро­и­тель ; (что?) ствол , дерев о — вто­рое склонение;
  • (кто?) дочь , (что?) брошь — тре­тье склонение.

За име­ни­тель­ным паде­жом, пря­мо назы­ва­ю­щим объ­ек­ты дей­стви­тель­но­сти, сле­ду­ет кос­вен­ный роди­тель­ный падеж.

Чтобы обра­зо­вать фор­му роди­тель­но­го паде­жа, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «нет» или «не было»:

  • хозя­ин — не было (кого?) хозя­ин а ;
  • зем­ля — нет (чего?) земл и .

Родительный падеж

Каждое суще­стви­тель­ное в зави­си­мо­сти от типа скло­не­ния, а так­же твёр­дой или мяг­кой осно­вы сло­ва име­ет харак­тер­ные падеж­ные окон­ча­ния в фор­мах роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • р. п. не было (кого?) стар­шин ы — стар­шин
  • р. п. нет (кого?) тёт и — тёть
  • р. п. не было (кого?) стро­и­тел я — стро­и­тел ей
  • р. п. нет (чего?) ствол а — ствол ов
  • р. п. нет (чего?) дерев а — деревь ев
  • р. п. голос (кого?) дочер и — дочер ей
  • р. п. нет (чего?) брош и — брош ей .

Часто воз­ни­ка­ют рече­вые ошиб­ки при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя. В раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ют­ся фор­мы: «нет вре­мя», » вождь пле­мя», «чело­век без имя». Следует учесть, что у раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен-. В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа эти сло­ва име­ют окон­ча­ние .

  • вре­мя — нет времени;
  • пле­мя — вождь племени;
  • чело­век без имени.

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, соче­та­ясь с дру­гим суще­стви­тель­ным, име­ет опре­де­ли­тель­ное зна­че­ние, обо­зна­ча­ю­щее при­над­леж­ность дру­го­му пред­ме­ту или лицу:

  • голос (чей?) мамымамин голос;
  • лапа (чья?) елиело­вая лапа;
  • сооб­ще­ние (чьё?) папы — папи­но сообщение.

Родительный падеж существительных

Предлоги родительного падежа существительных

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­ных может быть обра­зо­ван с помо­щью непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных пред­ло­гов:

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы роди­тель­но­го паде­жа, назы­ва­ю­щей объ­ект дей­ствия или его отсут­ствие, вре­мя, место и пр.

Примеры

  • остать­ся до вторника;
  • отплыть от берега;
  • остать­ся без света;
  • капа­ет с ветки;
  • пока­зать­ся из-за дома;
  • рас­тет сре­ди поля;
  • прой­ти мимо здания;
  • оста­но­вить­ся воз­ле калитки.

Варианты окончаний родительного падежа существительных

Существительные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют вари­ант­ные окон­ча­ния -а/-я или -у/-ю:

  • лож­ка мёд а — хочет­ся мёд у
  • ста­кан кипятк а — дай­те кипятк у
  • зубок чес­нок а — поесть чес­нок у .

Формы роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -а/-я явля­ют­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны­ми. В лите­ра­тур­ной речи исполь­зу­ют­ся сло­ва с окон­ча­ни­ем -а/-я, при­чём в выбо­ре этой фор­мы име­ет зна­че­ние, если суще­стви­тель­ное упо­треб­ля­ет­ся с определением:

  • ста­кан чая — ста­кан тёп­ло­го чая;
  • сугро­бы сне­га — сугро­бы пуши­сто­го снега;
  • струя воз­ду­ха — струя тёп­ло­го воздуха.

Существительные с окон­ча­ни­ем -у/-ю отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром. Они упо­треб­ля­ют­ся в быто­вой речи в сле­ду­ю­щих случаях:

1. суще­стви­тель­ные с пред­ло­га­ми из, до, с, от

  • вый­ти из лесу;
  • осла­беть с голоду;
  • семь лет от роду;
  • прой­ти до дому;

2. при обо­зна­че­нии части от цело­го у веще­ствен­ных существительных

  • выпить лимо­на­ду;
  • долить кипят­ку;
  • пред­ло­жить чаю;
  • насы­пать перцу;
  • достать сыру;

3. суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным суф­фик­сом -к-

  • попро­бо­вать кваску;
  • поло­жить сахарку;
  • попро­бо­вать сырку;
  • под­но­сить медку;

4. отвле­чён­ные суще­стви­тель­ные с коли­че­ствен­ным значением

  • мно­го шуму;
  • набол­тать вздору;
  • наде­лать скандалу;

5. во фра­зео­ло­ги­че­ских сочетаниях

  • при­пу­стить что было духу;
  • не до смеху;
  • с миру по нитке;
  • сбить с толку.

Синтаксическая роль существительных родительного падежа

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа чаще все­го выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль вто­ро­сте­пен­ных членов:

В соста­ве неде­ли­мых соче­та­ний со сло­ва­ми более, менее, свы­ше, ряд, часть, боль­шин­ство, мень­шин­ство, мно­го, мало, сколь­ко, несколь­ко, столь­ко и пр., а так­же с чис­ли­тель­ны­ми фор­ма роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных явля­ет­ся подлежащим.

Примеры

Мы не зна­ем (чего?) горя со спо­кой­ным малышом.

Ветка (чья?) клё­на сту­чит­ся мне в окно.

Дети выбе­жа­ли (отку­да?) из д верей школы.

В лесу под дере­вья­ми еще лежит мно­го сне­га .

Двое р ыба­ков сидят в лод­ке посре­ди озера.

Пять котят весе­ло рез­ви­лись во дворе.

Большинство ребят согла­си­лись прий­ти на тре­ни­ров­ку зав­тра утром.

Меньшинство депу­та­тов про­го­ло­со­ва­ли про­тив проекта.

Часть стра­ниц кни­ги ока­за­лась с каран­даш­ны­ми пометками.

Свыше пяти­де­ся­ти озёр Тверской обла­сти при­вле­ка­ют тури­стов для отдыха.

Видеоурок

источники:

https://shkolyariki.ru/klassnomu/oshibki-v-ispolzovanii-roditelnogo-subekta-i-roditelnogo-obekta.html

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/roditelnyy-padezh.html

Нанизывание
падежей – это расположение цепочкой
нескольких одинаковых падежных форм.
Такое скопление одинаковых падежных
форм затрудняет понимание фразы. В
такого рода речевых ошибках различаем
несколько типичных случаев:

1.
Формы родительного падежа, употребляемые
при имени существительном (права
руководителя, обязанности подчиненного),
широко распространены в языке. Этими
формами нередко злоупотребляют, используя
их по нескольку подряд, например: Для
решения задачи ускорения подъема уровня
сельского хозяйства. Такое нанизывания
форм одного падежа затрудняет выделение
в высказывании наиболее существенной
части. Рекомендуется заменять отглагольные
существительные глаголами в форме
инфинитива с относящимися к ним словами,
распространенные обороты заменять
придаточными предложениями, например:
Чтобы ускорить подъем сельского
хозяйства…Иногда достаточно разбить
в каком-лтбо месте инфинитивом цепь
родительных падежей, чтобы облегчилось
восприятие текста.

2.
Реже встречается стечение других
одинаковых падежей, но и онон возможно,
в частности, нанизывание существительных
в форме творительного падежа, например:
Вопрос будет разрешен назначенной
дирекцией комиссией. Нельзя было
ограничиться принятыми рядовыми
сотрудниками решениями. Эти высказывания
следовало построить так: Вопрос решит
комиссия, назначенная дирекцией. Нельзя
было ограничиться решениями, которые
приняли рядовые сотрудники. Еще реже
отмечается в деловых текстах стечение
существительных в форме дательного или
предложного падежей: Приступили к
подготовке к соревнованию. На конференции
обсуждался вопрос о соглашении о взаимной
помощи. Следовало построить высказывания
следующим образом: Начали к подготовку
к соревнованию. На конференции обсуждалось
соглашение о взаимной помощи.

3.
Следует избегать падежных форм с
одинаковыми предлогами. Предлоги, как
и окончания указывают на отношение
данного слова к другим словам в
высказывании. Употребление подряд
нескольких одинаковых предлогов (с
существительными) так же затрудняет
понимание фразы, например: Мы беседовали
с инженером с большим производственным
стажем (следовало имеющим большой
производственный стаж).

16.Использование различных типов сложного предложения в тексте документов.

В
официально-деловом и научном стилях
наблюдается преобладание сложных
предложений, как правило, со стилистически
нейтральным расположением частей и
сложными (составными) союзами, имеющими
книжную стилистическую окраску и
выражающими строго логические отношения
высказываний.

Стилистическая
окраска сложного предложения в большой
мере зависит от характера союза: например,
разговорные союзы да и, а то, а не то, раз
(в значении если) не используются в
условиях официального общения; окраску
книжной речи придают предложению союзы
с тем чтобы, благодаря тому что, ибо, в
то время как и другие; устаревшие союзы
ежели, кабы, доколе, покамест, дабы, даром
что придают сложному высказыванию
просторечный характер.

В
письменной речи встречаются следующие
стилистические ошибки, связанные с
нарушением синтаксической конструкции
сложного предложения:


объединение в однородный ряд
различных синтаксических элементов
предложения, например члена предложения
и придаточной части: Надо выяснить
причины происшедшего и какие следует
сделать выводы, или причастного оборота
и придаточного предложения: Автор
показал такого героя, который не был
допущен в приличное общество и вызывающий
отвращение;


перегруженность придаточными
предложениями;


разнотипность частей придаточного
предложения – в соподчиненных придаточных
используется разный порядок слов: В
передаче говорилось, что выставка
открывается в Центральном выставочном
зале и что уже подготовлено все;


отсутствие необходимого в
письменной речи местоимения в главном
предложении: Самое трагичное, что выхода
из создавшегося положения нет;


неправильное употребление союзов
и союзных слов: Новый кабинет будет
заниматься примерно тем же, что и
предыдущие;


контаминация (смешение) прямой
и косвенной речи: Во-вторых, он сказал,
что после заявления об обнаружении
пропавшего автомобиля никуда я его не
отгонял.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Нанизывание
падежей – это расположение цепочкой
нескольких одинаковых падежных форм.
Такое скопление одинаковых падежных
форм затрудняет понимание фразы. В
такого рода речевых ошибках различаем
несколько типичных случаев:

1.
Формы родительного падежа, употребляемые
при имени существительном (права
руководителя, обязанности подчиненного),
широко распространены в языке. Этими
формами нередко злоупотребляют, используя
их по нескольку подряд, например: Для
решения задачи ускорения подъема уровня
сельского хозяйства. Такое нанизывания
форм одного падежа затрудняет выделение
в высказывании наиболее существенной
части. Рекомендуется заменять отглагольные
существительные глаголами в форме
инфинитива с относящимися к ним словами,
распространенные обороты заменять
придаточными предложениями, например:
Чтобы ускорить подъем сельского
хозяйства…Иногда достаточно разбить
в каком-лтбо месте инфинитивом цепь
родительных падежей, чтобы облегчилось
восприятие текста.

2.
Реже встречается стечение других
одинаковых падежей, но и онон возможно,
в частности, нанизывание существительных
в форме творительного падежа, например:
Вопрос будет разрешен назначенной
дирекцией комиссией. Нельзя было
ограничиться принятыми рядовыми
сотрудниками решениями. Эти высказывания
следовало построить так: Вопрос решит
комиссия, назначенная дирекцией. Нельзя
было ограничиться решениями, которые
приняли рядовые сотрудники. Еще реже
отмечается в деловых текстах стечение
существительных в форме дательного или
предложного падежей: Приступили к
подготовке к соревнованию. На конференции
обсуждался вопрос о соглашении о взаимной
помощи. Следовало построить высказывания
следующим образом: Начали к подготовку
к соревнованию. На конференции обсуждалось
соглашение о взаимной помощи.

3.
Следует избегать падежных форм с
одинаковыми предлогами. Предлоги, как
и окончания указывают на отношение
данного слова к другим словам в
высказывании. Употребление подряд
нескольких одинаковых предлогов (с
существительными) так же затрудняет
понимание фразы, например: Мы беседовали
с инженером с большим производственным
стажем (следовало имеющим большой
производственный стаж).

16.Использование различных типов сложного предложения в тексте документов.

В
официально-деловом и научном стилях
наблюдается преобладание сложных
предложений, как правило, со стилистически
нейтральным расположением частей и
сложными (составными) союзами, имеющими
книжную стилистическую окраску и
выражающими строго логические отношения
высказываний.

Стилистическая
окраска сложного предложения в большой
мере зависит от характера союза: например,
разговорные союзы да и, а то, а не то, раз
(в значении если) не используются в
условиях официального общения; окраску
книжной речи придают предложению союзы
с тем чтобы, благодаря тому что, ибо, в
то время как и другие; устаревшие союзы
ежели, кабы, доколе, покамест, дабы, даром
что придают сложному высказыванию
просторечный характер.

В
письменной речи встречаются следующие
стилистические ошибки, связанные с
нарушением синтаксической конструкции
сложного предложения:


объединение в однородный ряд
различных синтаксических элементов
предложения, например члена предложения
и придаточной части: Надо выяснить
причины происшедшего и какие следует
сделать выводы, или причастного оборота
и придаточного предложения: Автор
показал такого героя, который не был
допущен в приличное общество и вызывающий
отвращение;


перегруженность придаточными
предложениями;


разнотипность частей придаточного
предложения – в соподчиненных придаточных
используется разный порядок слов: В
передаче говорилось, что выставка
открывается в Центральном выставочном
зале и что уже подготовлено все;


отсутствие необходимого в
письменной речи местоимения в главном
предложении: Самое трагичное, что выхода
из создавшегося положения нет;


неправильное употребление союзов
и союзных слов: Новый кабинет будет
заниматься примерно тем же, что и
предыдущие;


контаминация (смешение) прямой
и косвенной речи: Во-вторых, он сказал,
что после заявления об обнаружении
пропавшего автомобиля никуда я его не
отгонял.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Главная
>
Выпуск № 22
>
Работа с нормами управления на уроках русского языка.

 Наталья Медведева,

Лариса Фоминых

Работа с нормами управления

на уроках русского языка

Работа с синтаксическими нормами  на уроках русского языка в разных школьных учебниках проводится несистемно. В них дается только теоретическое понятие управления как вида синтаксической связи в словосочетании, однако отсутствуют теоретические сведения  по нормам предложного и беспредложного управления. Эта тема является очень важной для освоения, поскольку любая письменная творческая работа, в том числе и итоговая аттестация в 9 (ГИА) и 11 (ЕГЭ) классах, предполагает, что учащиеся владеют речевыми умениями в области управления. Анализ изложений и сочинений выпускников показывает, что наибольшее количество ошибок – грамматические, среди которых много нарушений касается норм управления. Кроме того,  такие же нарушения наблюдаются и в устных высказываниях.

Задача нашей заметки – предложить теоретические материалы к урокам и практические задания, которые могут быть использованы учителем как на уроке, так  и для организации самостоятельной работы  учащихся в процессе самоподготовки.

Теоретические сведения.

Управление – вид  подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в определенной падежной форме без предлога (беспредложное управление)  описывать что? события  или с предлогом (предложное управление)   рассуждать о чем? о событии.

В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает ошибка, например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика.

Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а пред­ложным с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия наоборот (рецензия на спектакль); существитель­ное характеристика должно управлять родительным паде­жом без предлога (характеристика ученика).

Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях.

В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные  слова имеют разное управление, что часто является причиной смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице.

Вариант управления

Вариант управления

Обидеться на что? на эти слова

 Обижен чем? этими словами

Доказывать что? правоту

Доказательство чего? правоты

Заботиться о ком?/ о чем? об экологии

Озабочен чем? экологией

Заинтересовать кого? собеседника

Заинтересовать чем? рассказом

Заинтересован в чем? в результате

Радоваться  чему? подарку

Обрадован чем? подарком

Подтвердить что? распоряжение

Подтверждение чего? распоряжения

Рецензировать что? статью

Рецензия на что? на статью

Основываться на чем? на фактах

Обосновывать чем? фактами

Опираться на что? на факты

Базироваться на чем?  на фактах

Различать что и что? причастия и прилагательные

Отличать что от чего? причастия от прилагательных

Различия между чем и чем? союзом и предлогом

Отличие чего? от чего? союза от предлога

(У)платить за что? за проезд

Оплатить что? проезд

Превосходство над кем?/чем? над врагом

Преимущество перед кем?/чем? перед противником

Удивляться чему? обстоятельствам

Удивлен чем? обстоятельствами

Рассердиться на что? на шутку

Рассержен чем? шуткой

Препятствовать чему? переговорам

Тормозить что? переговоры

Обращать внимание но что? на мелочи

Уделять внимание чему? мелочам

Уверенность в чем?/ в ком?   в себе

Верить( вера) во что?/ в кого? в себя

Свойственный чему? тексту

Характерный для чего? для текста

 Употребление предлогов

 Предлоги  благодаря, согласно, вопреки, наперекор  употребляются с дательным падежом

благодаря

КОМУ? ЧЕМУ?

Благодаря помощи

согласно

Согласно заявлению

вопреки

Вопреки требованиям

 наперекор

 Наперекор судьбе

 Предлог  ПО в значении предлога ПОСЛЕ употребляется с предложным падежомУпотребление предлога   ПО в этом значении характерно для книжной речи.

Предлог ПОСЛЕ употребляется с родительным падежом. Употребление предлога ПОСЛЕ  имеет стилистически нейтральную окраску. 

ПО = ПОСЛЕ

предложный падеж

По окончании вуза

По приходе поезда

По истечении года

По завершении работы

ПОСЛЕ

родительный падеж

После окончания вуза

После прихода поезда

После завершения года

После завершения работы

Употребление предлогов с учетом их смысловых оттенков.

При употреблении предлогов необходимо учитывать их смысловые оттенки, в частности оттенок причинности у предлогов благодаря, ввиду, вследствие.

Предлог

Ошибка

Правильный вариант 

благодаря

Благодаря сильному урагану с дома сорвало крышу.

(не имеет значения «благодарить»)

Из-за сильного урагана  с дома сорвало крышу.

ввиду

Предоставить отпуск ввиду болезни.

(не имеет значения «результата »)

Предоставить отпуск вследствие болезни.

вследствие

Вследствие  предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

(не имеет значения «результата»)

Из-за  предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

Управление при глаголах с отрицанием.

 После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в родительном падеже, если

1) в предложении есть НИ

Я не имел ни времени,  ни денег.

2) в предложении есть глагол восприятия, мысли, желания, ожидания: видеть, слышать, чувствовать, хотеть, знать, думать, понимать

Я не видел  резона в этом мероприятии.

Я не ощутил вкуса этой еды.

3) при глаголе есть дополнение, которое имеет значение части от целого предмета

Отрежь мне хлеба.

Положи мне сахара в чай.

4) дополнение выражено отвлеченным существительным

Он не теряет времени даром.

Он не упустит удобного случая, чтобы напомнить мне о долге.

После переходного глагола с отрицанием дополнение ставится в винительном падеже, если

1) есть указание на конкретный определенный предмет

Эти туфли я не куплю.

Эту рукопись я не рецензировал.

2) дополнение выражено одушевленным существительным

Он давно не видел Ольгу.

Он не захотел завести собаку.

3) есть двойное отрицание, которое обозначает усиленное утверждение

Мы не можем не осознавать ответственность  за своих близких.

Не могу не высказать признательность за помощь.

4) есть составное глагольное сказуемое с отрицанием

Не успел купить путевку.

Не смог заказать нужную книгу.

 ПРИМЕЧАНИЕ: После переходного глагола с отрицанием дополнение может стоять в  родительном и винительном падежах. Это употребление вариативно и различается стилистическими оттенками. Конструкции с родительным падежом носят книжный характер, с винительным падежом – разговорный:

Родительный падеж

Винительный падеж

Я не намерен умалять его заслуг.

Я не буду умалять твои заслуги.

Я не мог слышать ее грустного голоса.

Я не мог слышать ее грустный голос.

 Управление при однородных членах предложения.

1. Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеется общее дополнение, то каждое управляющее слово требует того же падежа и предлога:

Английские зрители были восхищены и поражены (чем?)  мастерством русских артистов.

2.                 Если при двух или нескольких глаголах (или других частях речи) имеются  дополнения к каждому, то каждое управляющее слово требует соответствующих  падежей  и предлогов

Я много слышал (о чем?) об этом спектакле и  наконец посмотрел (что?) его.

3. Если управляющие слова требуют разного управления, а при них стоит одно дополнение, то это грамматическая ошибка.

Давайте ценить и заботиться о нашей природе.

Правильный вариант:

Давайте ценить (что?) природу и заботиться (о чем?) о ней.

Нарушение норм управления, ведущие к двусмысленности.

Затрудняет понимание фразы скопление одинаковых форм дополнений, выраженных одной и той же частью речи. 

Характер  нарушений

Примеры нарушений

1. Нанизывание родительных падежей

ПРИМЕЧАНИЕ:

Нанизывание родительных  падежей допустимо в текстах документов официально-делового стиля. При этом смысл фразы должен быть понятен. 

Есть понимание необходимости формирования бюджета развития на текущий год.

2. Нанизывание дательных падежей.

Приступили к подготовке к летнему походу.

3. Нанизывание творительных падежей.

Выступление докладчика неоднократно прерывалось слушателями аплодисментами.

4. Нанизывание предложных падежей.

Все понимали актуальность вопроса о соглашении о взаимном разоружении.

5. Нанизывание инфинитивов.

Я не решался обратиться просить написать заметку в газету.

6. Сочетание в одном предложении при одном управляющем слове слов, называющих производителя действия и объекта действия в одном падеже.

Оценка В.Г. Белинского повести Н.В. Гоголя.

 Удаленный пример содержит ошибку, а не нарушение.

Знание теории не гарантирует отсутствие ошибок.

Важно систематически анализировать творческие работы  учащихся, сделать выборку типичных нарушений, для того чтобы потом предлагать формы и виды работы по их коррекции.

Примеры наиболее распространенных ошибок, допущенных выпускниками в сочинениях ЕГЭ:

Вариант с нарушением нормы управления

Правильный вариант

беспокоиться про сына

беспокоиться о сыне

достигать до двадцати метров

достигать  двадцати метров

заведующий кафедры

заведующий кафедрой

задуматься на поставленной проблеме

задуматься о поставленной проблеме

грозит вымиранию

грозит вымиранием

заверять о честности

заверять в честности

запомнить об этих разговорах

запомнить эти  разговоры

что касается до заработной платы

что касается  заработной платы

 усилия направлены  к освоению новой техники

усилия направлены  на  освоение  новой техники

в книге описывается о подвиге партизан

в книге описывается  подвиг партизан

пренебрежение к технике безопасности грозит трагедией

пренебрежение  техникой безопасности грозит трагедией

подводя итог сказанного

подводя итог сказанному

оплатить за учебу

оплатить  учебу

отметить о достоинствах книги

отметить  достоинства книги

памятник о погибших воинах

памятник  погибшим  воинам

поступил сообразно своих убеждений

поступил сообразно своим убеждениям

над такими вопросами рассуждает автор текста

о  таких вопросах  рассуждает автор текста

никто не сомневался об успехе начатого дела

никто не сомневался в  успехе начатого дела

я за тобой так соскучилась!

я по тебе  так соскучилась!

беспорядок и неорганизованность тормозят нашему делу

беспорядок и неорганизованность тормозят наше дело

выпускник удостоен золотой медалью

выпускник удостоен золотой медали

Практические задания

1. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.       О своих впечатлениях от поездки я поделился с другом.

2.      Болельщики были разочарованы результатами матча.

3.      Комментатор подтвердил о том, что гол забил Аршавин.

4.      Концерт доставил для нас огромное удовольствие. 

2. Укажите правильный вариант управления.

1) различать 

а) причастие и деепричастие  

б) причастие от деепричастия

2) отличать              

а) гласные и согласные   

б) гласные от  согласных

 3) удостоили  

 а) награды                                 

б) наградой

 4) предусмотрел  

а) опасность                              

б) об опасности

3. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.       Долгими зимними вечерами мы любили с ним обсуждать о том, какая интересная жизнь ждет нас после школы.

2.      Необходимо вовремя оплачивать за услуги Ростелекома.

3.      Хорошая подготовка команды вселяет уверенность в ее победу.

4.      Я считаю, что не следует подвергать себя  такому риску.

 4. Установите соотношение между существительными и управляемыми ими словами.

1) вера

а) о фильме

2) рецензия

б) на фильм

3) отзыв

в) в справедливость

4) уверенность

г) в справедливости

 5. В каких словосочетаниях нарушены нормы управления?

1.       вопреки предсказания

2.      согласно требования пожарных

3.      по прибытию на конференцию

4.      по приезде домой

 6.Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.   По окончании института он вернулся в родное село.

2.  Билеты будут продаваться по приходу поезда.

3.  Согласно заключению врача больному необходимо стационарное  лечение.

4.  Мать все убеждала меня о необходимости учиться дальше.

7. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1.   Брат утверждает о том, что бандероль не получена.

2.  Противники проекта доказывали о невозможности строительства в районе вечной мерзлоты.

3.  Сейчас наши усилия направлены к освоению новых технологий.

4.  Ей приятно было услышать подтверждение того, о чем она догадывалась.

8. Укажите предложения, в которых употребление предлога благодаря противоречит смыслу высказывания.

1.   Благодаря отцу я и сестры знаем три иностранных языка.

2.  Благодаря сильному морозу наш поход на каток не состоялся.

3.  Благодаря проведенным раскопкам археологи нашли предметы быта жителей Помпеи.

4.  Благодаря небывалой засухе погиб урожай зерновых.

9. Укажите соответствие ошибки ее типу.

1. На селе приступили к подготовке к посевной.

а) нанизывание творительного падежа

2. В целях ускорения решения этой процедуры открыты дополнительные пункты по оформлению документов.

б) нанизывание родительного падежа

3. Оплата производилась заказчиком  безналичным расчетом.

в) нанизывание инфинитивов

4. Мы хотели пойти просить ее перенести нам  экзамен.

г) нанизывание дательного падежа

10. Подберите и вставьте в каждое  предложение подходящий по смыслу производный предлог.

1. … большого наплыва посетителей работа выставки продлена на месяц.

а) вследствие

2. …повышения цен на энергоносители  решения будут согласованы с муниципалитетами.

б) по причине

3.…поступления финансовых средств будут выплачиваться социальные пособия.

в) ввиду

4. …ожидаемых заморозков нужно принять меры предосторожности.

г) по мере

11. Установите соотношение между существительными и управляемыми ими словами.

1) не встретить

а) сопротивление  б) сопротивления

2) не проявить

а) заботы       б) заботу

3) не чувствовать

а) уныния      б) уныние

4) не замечать

а) присутствие   б) присутствия

12. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления при глаголах с отрицанием. 

1.   Сначала эта пьеса не имела успеха у зрителей.

2.  А ты все-таки не теряешь надежду на поступление в театр?

3.  Печали в ее словах не чувствовалось.

4.  Отец не заслужил такое отношение!

13. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления при однородных членах.

1.   Нам задали прочитать и законспектировать статью Белинского.

2.  Мы еще верили и надеялись на победу в турнире.

3.  Некрасов любил и восхищался русским народом.

4.  Сажать и ухаживать за цветами совсем не просто.

14. Укажите предложения, в которых нарушены нормы управления.

1. Надо оперировать с проверенными фактами!

2. Сколько бы мы ни рассуждали над темой истинной красоты, она неисчерпаема.

3.  Никто не сомневался в успехе начатого дела.

4.  Эта победа в кроссе еще раз подчеркивает о хорошей подготовке спортсменов в нашей школе.

Ответы для проверки.

Номер     Ответ

задания

1.                     1, 3, 4

2.                    1а, 2б, 3а, 4а

3.                     1, 2, 3

4.                     1в, 2б, 3а, 4г

5.                             1, 2, 3

6.                             2,  4

7.                             1, 2, 3

8.                             2, 4

9.                             1г, 2б, 3а, 4в

10.                         1 а, в; 2в; 3г;  4в;

11.                           1б, 2а, 3а, 4б

12.                          2, 4

13.                          2, 3, 4

14.                          1, 2, 4

Литература

1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева; под ред. И.П.Цыбулько. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск: Взгляд, 2004.

2. Бердникова Е.Д. Тесты по культуре речи / Е.Д.Бердникова, А.Г.Петрякова. – М.: Флинта, 2002.

3. Дускаева Л.Р. На пути к речевому мастерству /Л.Р.Дускаева, О.В.Протопопова.- Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002.

4. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов / В.И.Капинос, Ю.А.Гостева, В.В.Львов и др.; Центр тестирования Минобразования России. – М., 2012, 2013.

5. Нарушевич А.Г. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку / А.Г.Нарушевич // «Русский язык» — Библиотека «Первого сентября». -2008. — № 23.

6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка // Д.Э.Розенталь – М.: ООО « Издательство АСТ- ЛТД», 1998.

Словари

1. Ефремова Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф.Ефремова, В.Г.Костомаров. – М.: Русский язык, 2003.

2. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т.В.Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003.

3. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка / Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. – М.: Айрис Пресс; Рольф, 2001.

Нанизывание падежей — это. Нанизывание падежей и другие ошибки управления в русском языке Нанизывание родительного падежа примеры

→ → → нанизывание падежей
в Словаре лингвистических терминов

нанизывание падежей — это

нанизывание падежей

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А..

Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://сайт/lingvistic/796/;
  • HTML-код ссылки: Что означает нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов;
  • BB-код ссылки: Определение понятия нанизывание падежей в Словаре лингвистических терминов.

Правильное построение предложений

1) Грубая ошибка — неправильное употребление деепричастного оборота
. Он всегда должен указывать на допол­нительное действие
субъекта (подлежащего). Например: Подъ­езжаяк дому,я
вспомнилбылое.
Возможно употребление дее­причастного оборота в безличном предложении при инфинити­ве: Решаяконтрольную работу
, нужно помнитьоб отведенном на нее времени
.
Деепричастный оборот не должен
употребляться, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам
либо если в безличном предложении есть логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом. Например: Подъезжая к дому, у меня закружилась голова
. Следует употреблять конструкцию с придаточным предложением: Когда я подъезжал к …
2) Причастный оборот по отношению к определяемому слову может находиться в препозиции и постпозиции, но никогда не включает
его в свой состав. Неправильно построены фразы: В окна был виден занесенный садснегом;Приехавшие студенты на фестиваль проходили в актовый зал
.
3) В состав однородных членов не должны входить родовое и видовое понятие:
Мне купили обувь и ботинки
; Прилетелиптицы и грачи.
4) Ошибки возникают при замене прямой речи косвенной, особенно в употреблении форм лица: Она сказала: «Я приду зав­тра» (правильно). Она сказала, что придет завтра (правильно). Она сказала, что я приду завтра
(речь идет об одном субъекте действия; построение неправильное).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Определите место данных слов в предложении.

1. В читальном зале установили (А) дубовые (Б) столы. – [новые]

2. Перед выступлением надо обдумать (А) каждое (Б) слово. – [своё]

3. (А) Ваше (Б) высказывание станет афоризмом. – [это]

4. (А) есть немало произведений о детстве автора (Б). — [в мировой литературе]

Задание 2

. Согласуйте подлежащее и сказуемое.

Большинство учеников хорошо сдал… выпускные экзамены.

На концерте выступил… 21 певица.

Бездна забот свалил…сь на бригадира.

Много птиц си­дел… на ветвях.

Сережа с Петей долго ждал… возвращения матери.

Задание 3.

Укажите, какого управления требуют приве­денные ниже слова.

беспокоиться =>
тревожиться =>
за кого-нибудь
о ком-нибудь
касаться относиться кого-нибудь
к кому-нибудь
упрекать
порицать
в чем-нибудь за что-нибудь одеть
надеть
что
кого/ что во что
удивляюсь
удивлён
чему-нибудь
чем-нибудь
препятствовать
тормозить
что-нибудь
чему-нибудь
превосходство преимущество над чем-нибудь перед чем-нибудь отзыв
рецензия
о чём/на что
на что (не о чём!)
уверенность вера во что-нибудь
в чем-нибудь
идентичный одинаковый с кем/ чем
чему
оплатить заплатить что-нибудь
зa что-нибудь
управляющий руководитель чем
чего

Задание 4.

Исправьте речевые недочёты в предложениях.

Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразия, при­влекает туристов.

Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

Детвора с утра резвились во дворе.

Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.

Река Днепр этой весной вышел из берегов.

Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.

Артист был удостоен высокой наградой.

Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?

В турнире принимали участие пред­ставители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия, Франция и другие.

Ваш сын — такая умница!

Фирма реализовала двадцать две льготных туристических путевок.

Тема природы в лирике этого поэта близка для меня.

Задание 5.

Выберите правильные варианты, обращайте внимание на согласование подлежащего и сказуемого.

(/) Большинство студентов нашей группы успешно (а)
защи­тило, (б)
защитили) курсовой проект. (2)
Еще один ряд предложе­ний (а)
возник, б)
возникли) у главного инженера. (3)
Меньшинство сотрудников все-таки (а)
проголосовало, (б)
проголосовали) против. (4) (а)
Засеяно, б)
засеяны) сто двадцать гектаров. (5) Не­сколько сотрудников (а)
отказалось, б)
отказались) от сверх­урочной работы. (6) Три заявления о приеме на работу (а)
ле­жали, (б)
лежало) на столе. (7) Тридцать два человека (а)
работа­ло, (б)
работали) на новом участке. (8)
Сто сорок один депутат (а)
участвовал, (б)
участвовали) в работе сессии. (9)
На строи­тельство нового объекта (а)
получен, (б)
получено) миллион дол­ларов. (10)
Тысяча человек (а)
отправилась, б)
отправились) на переподготовку. (//) (а)
Про­шло, (б)
прошли) полтора часа. (12) (а)
Новый, (б)
новая) эколог города выступила с заявлением.

Нанизывание падежей
является одним из наиболее часто встречаемых речевых недостатков. Нанизывание падежей — это использование словосочетания из нескольких слов, имеющих форму одинаковых падежей. Очень часто можно встретить нанизывание родительных падежей
: машина сестры племянника жены.

Подобные конструкции — это явление, относящееся к официально-деловому стилю и являющееся нормативным, но только в этой части русской речи: измерение колебаний уровня гемоглобина человека
. Даже в официально-деловом стиле нужно пытаться упростить подобные конструкции, так как они сильно перегружают текст.

Это не всегда выдается возможным, так как может изменить значение выражения, что недопустимо в строгом официально-деловом и научном стиле. В обычной же речи предпочтительней использовать союзно-предложную связь
для упрощения подобных конструкций:

Во избежание падения при экстренном торможении просьба держаться за поручи — Чтобы не упасть при экстренном торможении, держитесь за поручни.

Опущение важных зависимых членов предложения.

Опущение зависимых членов предложения
, важных для смысла предложения и текста в целом — грубая синтаксическая ошибка, которая, тем не менее, допускается очень часто. Так, можно встретить синтаксические ошибки
в следующих предложениях:

Беседа по воспитанию — беседа по теме воспитания (корр.)

В этом свете… — В свете сказанного (корр.)

Желает лучшего — Оставляет желать лучшего (корр.)

Рейд по качеству — Рейд по проверке качества

Спросить с мастера, спросить за невыполнение — Спросить с мастера за невыполнение плана (корр.)

В живой разговорной речи очень распространено явление упрощения и сокращения конструкций. Так, часто можно встретить упрощение конструкций с глаголами «учиться»
или «выучиться
». Из литературного варианта:

Он хотел выучиться, чтобы стать учителем
— в живой речи появляется вариант: Он хотел выучиться на учителя.

Такие упрощения и сокращения
допустимы в разговорной речи, но на письме и при официально-деловом общении все же лучше использовать полный вариант конструкций.

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

  • — прием подготовки табачных листьев для сушки. Заключается в прокалывании средней жилки листа на 1-1,5 см от черешка особыми иголками. С иголок листья перемещаются на шпагат…

    Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • — 1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание р о д и т е л ь н ы х падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»…

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Справочник по правописанию и стилистике

  • — В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом – дом отца, горная вершина –…

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

  • — Нанизывание одного родительного падежа на другой, цепная реакция падежей, приводящая к пустословию: дело развития художественной литературы…
  • — 1) Одно из языковых средств, характерное для книжных стилей, в том числе, и для научной речи. Цепь родительных падежей помогает выразить точность: Ощущается влияние Алеутской барической депрессии и ее циклонов 2)…

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • — Пр. о…

    Орфографический словарь русского языка

  • — НАНИ́ЗЫВАНИЕ, нанизывания, мн. нет, ср. Действие по гл. нанизывать…

    Толковый словарь Ушакова

  • — нани́зывание ср. 1. процесс действия по гл. нанизывать 2. Результат такого действия…

    Толковый словарь Ефремовой

  • — нан»…

    Русский орфографический словарь

  • — …

    Формы слова

  • — Использование в художественном тексте многоплановости семантики слова в качестве стилистического приема…

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

«нанизывание падежей» в книгах

Нанизывание

Из книги
Амазонкой будь – оседлай судьбу
автора

Андреева Юлия

Нанизывание
Господи
погоди.
А.Смир
Подобно тому как вода в озере собирается капля за каплей, и тому как день за днем миллиметр за миллиметром растет растение все в мире развивается по принципу постепенности. Новорожденный ребенок не может сразу же начать разговаривать

§ 163. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных

автора

Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 163. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных
В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом – дом

Из книги
Справочник по правописанию и стилистике
автора

Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 204. Нанизывание одинаковых форм
1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание родительных падежей, например: «В целях лучшей постановки дела повышения теоретического уровня…»; «Для решения задачи ускорения

§ 165. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных

автора

Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 165. Синонимическое использование прилагательных и косвенных падежей существительных
В одинаковой функции определения могут выступать прилагательные и однокоренные с ними существительные в косвенных падежах без предлогов или с предлогами, например: отцов дом — дом

§ 204. Нанизывание одинаковых форм

Из книги
Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию
автора

Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 204. Нанизывание одинаковых форм
1. Затрудняет понимание текста скопление одинаковых падежных форм. Чаще всего встречается нанизывание форм родительного падежа, например: «В целях лучшей постановки дела повышения уровня жизни…»;«Для решения задачи ускорения подъема

Об изменчивости падежей

Из книги
Литературная Газета 6462 (№ 19 2014)
автора

Литературная Газета

Об изменчивости падежей
М.Ю. Лермонтов. Вид Тифлиса. Масло. 1837
Мы продолжаем публикацию цикла эссе «Заметы о Лермонтове» из книги Анатолия Парпары, готовящейся к изданию.
Теперь чуть ли не каждый школьник, цитируя строку Михаила Лермонтова «из
пламя
и света рождённое

НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ

Расположение цепочкой, обычно с последовательным подчинением, нескольких одинаковых падежных форм. Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа. Творческая обработка образа дворового идет по линии усиления показа трагизма его судьбы (пример К. И. Чуковского). Стилистически неудачно соседство даже двух форм родительного падежа, если одну образует родительный субъекта, а другую — родительный объекта. Метод систематического и последовательного изложения учителя учебного материала (пример М. Шагинян). Возможно также нанизывание форм:

а) творительного падежа. Доклад был встречен слушателями шумными аплодисментами. Вопрос будет рассмотрен назначенной дирекцией комиссией. Дрессировщик был поднят слоном хоботом. Вы недовольны чем-то мною.

б) дательного падежа. Приступили к подготовке к экзаменам. Стремились к выполнению к назначенному сроку.

в) предложного падежа. Рассказал о дискуссии о методах работы. Обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Словарь лингвистических терминов.

2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое НАНИЗЫВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • НАНИЗЫВАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:

    нани»зывание, нани»зывания, нани»зывания, нани»зываний, нани»зыванию, нани»зываниям, нани»зывание, нани»зывания, нани»зыванием, нани»зываниями, нани»зывании, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:

    надевание, натыкание, нашпиливание, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:

    ср. Процесс действия по знач. глаг.: …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:

    нан`изывание, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:

    нанизывание, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Орфографическом словаре:

    нан`изывание, …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:

    нанизывания, мн. нет, ср. Действие по глаг. …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:

    нанизывание ср. Процесс действия по знач. глаг.: …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:

    ср. процесс действия по гл. …
  • НАНИЗЫВАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:

    ср. 1. процесс действия по гл. нанизывать 2. Результат такого …
  • ХОРА в Словаре постмодернизма:

    — понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен самодвижения семиотических сред, характеризующегося имманентными пульсационными версификациями своего направления и форм. …
  • НЕВОЗМОЖНОСТЬ в Словаре постмодернизма:

    — понятие, фиксирующее модальность бытия и мышления, радикально альтернативную не только действительности, но и возможности. В классической философии под Н. …
  • РОССИЯ, РАЗД. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗВУКОВ И ФОРМ РУССКОГО ЯЗЫКА в Краткой биографической энциклопедии:

    Р течение многовекового существования русского языка его звуки и формы, его синтаксический строй и лексический состав подвергались значительному изменению. Проследить …
  • ФИНСКИЙ ЯЗЫК в Литературной энциклопедии:

    — принадлежит к системе финно-угорских языков (см.), распространен в Финляндии [кроме частей, заселенных шведами, лопарями (саамами), …
  • ПОВЕСТЬ в Литературной энциклопедии:

    широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им …
  • КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:

    — совокупность лит-ых произведений зап.-европейского христианского средневековья, объединенных комплексом однородных тематических и стилистических признаков. В основном …
  • КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ в Литературной энциклопедии:

    песни, исполняемые матерью или нянькой при укачивании ребенка. Назначение их — размеренным ритмом и монотонным мотивом успокаивать и усыплять ребенка, …
  • ХАНТЫЙСКИЙ ЯЗЫК
    язык, остяцкий язык, язык хантов. Распространён в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, в Александровском и Каргасокском районах …
  • СКЛОНЕНИЕ (В ЯЗЫКОЗНАНИИ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:

    падежное словоизменение. С. свойственно именам, местоимениям и именным формам глагола. Падежные значения (см. Падеж) выражаются в любом языке, …
  • ОДУШЕВЛЁННОСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:

    одна из категориальных языковых форм, свойственная главным образом существительным, которые обозначают названия живых существ, и составляющая универсальное семантичесчкое противопоставление О. …
  • АГЕНС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:

    источник глагольного действия, субъект, производитель действия (в отличие от пациенса — объекта действия). В индоевропейских языках А. выражается формой именительного …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ
    (в лингвистическом смысле) — в значении речи человеческой. Это название применяется в русском Я. переносно, метафорически, причем главный, видимый орган …
  • ФИНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:

    (Суоми) — принадлежит к финско-угорской группе и распространен во всей Финляндии (где на нем говорят около 2200000 чел.), за исключением …
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:

    известны также под названием «алтайских», «туранских», «финно-угро-татарских»; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную Азию, …
  • УКРАШЕНИЯ
  • ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СТЕКЛЯРУС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:

    Для С. и бисера, выделываемых из стеклянных трубок (см. Стеклянное производство), состав массы употребляется по преимуществу легкоплавкий на свинцово-щелочном основании, …
  • СИНТАКСИС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:

    (греч. ????????— «строй, система», в грамматике «конструкция, грамматический строй речи») — в европ. грамматике этим термином обозначалась та часть ее, …
  • ОБЪЕКТ, ПОНЯТИЕ В ГРАММАТИКЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:

    О. или дополнение в предложении — выражает отношение предмета к действию, носителем которого является подлежащее. Это отношение выражается различными косвенными …
  • ЕВРЕЙСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:

    Е. язык принадлежит к средней группе семитических языков и занимает среднее место между арабскими и арамейскими, т. е. северными семитическими …
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:

    (dualis) — употреблялось обыкновенно для обозначения двух предметов, дополняющих друг друга, т. е. парных по природе (части тела и т. …
  • ПАДЕЖ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПАДЕЖ
    грамматическая категория имени, выражающая его синтаксические отношения к другим словам предложения, а также всякая отдельная форма этой категории (конкретный падеж). …
  • ГРАДАЦИЯ в Энциклопедическом словарике:

    [от латинского gradatio постепенное возвышение, усиление] 1) по степенность перехода от одного к другому, размеренный, последовательный переход от низшей ступени …
  • ЯЗЫК И ЯЗЫКИ
  • ФИНСКИЙ ЯЗЫК в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • УРАЛО-АЛТАЙСКИЕ ЯЗЫКИ
    ? известны также под названием «алтайских», «туранских», «финно-угро-татарских»; на них говорят многочисленные народы, населяющие, главным образом, северо-восточную и, отчасти, центральную …
  • УКРАШЕНИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СТЕКЛЯРУС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

    ? Для С. и бисера, выделываемых из стеклянных трубок (см. Стеклянное производство), состав массы употребляется по преимуществу легкоплавкий на свинцово-щелочном …
  • СИНТАКСИС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

    (греч. ????????? «строй, система», в грамматике «конструкция, грамматический строй речи») ? в европ. грамматике этим термином обозначалась та часть ее, …
  • ОБЪЕКТ, В ГРАММАТИКЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

    О. или дополнение в предложении? выражает отношение предмета к действию, носителем которого является подлежащее. Это отношение выражается различными косвенными …
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ЧИСЛО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

    (dualis) ? употреблялось обыкновенно для обозначения двух предметов, дополняющих друг друга, т. е. парных по природе (части тела и т. …
  • ЭСТОНСКИЙ ЯЗЫК
    —ОДИН ИЗ прибалтийско-финских языков (южная группа). Распространен в Эст. ССР (ЧИСЛО говорящих 938,2 тыс. чел.; 1979, перепись), в др. р-нах …
  • ЭСКИМОССКО-АЛЕУТСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:

    — генетически изолированная семья языков, условно отнесенная к палеоазиатским языкам. Ареал распространения — Чукотский п-ов (СССР), о. Беринга (СССР), п-ов …
  • ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:

    —семья языков, входящая в состав более крупного генетического объединения языков, названных уральскими языками. До того как было доказано генетич. родство …

Скопление в предложении нескольких одинаковых падежных форм слов, следующих друг за другом (как звенья цепочки), —

это и есть так называемое нанизывание падежей.

Обычно при этом затрудняется восприятие сказанного, такое скопление падежей влечет за собой часто двоякое понимание общего смысла предложения и даже всего текста. Это стилистический недостаток, которого следует избегать.

Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей.

Например.

Для решения вопроса улучшения работы мозгового кровообращения был создан консилиум врачей.

Или пример К. Чуковского:

———————————————————————————­—————

Бывает и скопление других падежей, например, творительных падежей (правда, реже, чем скопление более распространенного падежа родительного).

Например.

Отдыхающие приходили любоваться освещаемым лунным светом морем.

———————————————————————————­—————

Употребление падежей с одинаковыми предлогами также относится к упомянутому стилистическому недостатку.

Например. Ребята в конце концов выехали на дорогу на озеро. Состоялась встреча с человеком с интересной биографией.

Обсуждали вопрос о договоре о сотрудничестве.

———————————————————————————­—————

Неудачны такие сочетания падежей, в результате которых создается двусмысленность, понять смысл сказанного трудновато.

Например. Небо море отражает. След оленя лижет мороз.

Непонятно, небо ли отражается в море, море ли отражается в небе.

Естественно, такие тексты со всякими затруднениями, двусмысленным пониманием смысла, нагромождениями, возникающими из-за «нанизывания падежей», необходимо корректировать, изменять, а таких способов в нашем языке русском очень много.

  • Нанизывание падежей это синтаксическая ошибка
  • Нанизывание падежей как речевая ошибка розенталь
  • Нанизывание падежей как речевая ошибка примеры
  • Нанести поражение речевая ошибка
  • Нами опрошено 160 человек респондентов ошибка