Нарушение сочетаемости речевая ошибка или средство выразительности презентация

1.

Нарушение лексической
сочетаемости как речевая
ошибка
Выполнил студент
500В группы
Крылов Максим Сергеевич

2.

Содержание
Введение
I. Лексическая сочетаемость слова.
• 1.1. Тип лексических значений.
• 1.2. Сочетаемость слов.
II. Логическая сочетаемость слов. Понятие алогизма. Основные
логические ошибки.
• 2.1. Логическая сочетаемость слов.
• 2.2. Понятие алогизма. Основные логические ошибки.
III. Речевая недостаточность и речевая избыточность.
• 3.1. Речевая недостаточность
• 3.2. Речевая избыточность
Список литературы

3.

Введение
Какие же типы ошибок встречаются в нашей речи? Каким должен быть принцип их
классификации? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить понятия
«язык» и «речь».
Язык — это стихийно возникшая и развивающаяся система знаков, используемая в
процессе общения людей. Если пренебречь деталями, то можно сказать, что язык это
совокупность слов и правил их соединения. Речь же — это конкретное применение языка
с целью общения, это процесс общения с помощью языка, это язык в действии.
Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение,
необходимо еще учитывать особенности их сочетаемости.

4.

Лексическая сочетаемость слова- это его способность вступать в сочетания
не с любыми словами, а только с некоторыми. Например, существует класс
слов, объединяемых общим смыслом «множество, совокупность» :
Стадо, табун, стая, рой, косяк и т.д.
При обозначении множества каких-нибудь животных нельзя
сочетать название любого животного с любым из этих слов
Говорят : стадо коров, табун лошадей, стая птиц, рой пчел, косяк
рыбы (но не «стая рыбы», «стадо пчел», «рой лошадей» и т.п.)

5.

Основой учения о сочетаемости слов
является теория академика В.В. Виноградова.
Известный лингвист предположил, что
способность единиц речи к созданию связи
друг с другом зависит от типа их
лексических значений. Всего их три:
I.
a)
b)
c)
d)
II.
a)
b)
c)
d)
На основе парадигматических
отношений:
Номинативное (прямое);
Номинативно-производное (переносное,
нет образности);
Метеорическое (опосредованная связь);
Экспрессивно-синонимическое.
На основе синтагматических отношений:
Свободное;
Фразеологический связанное;
Конструктивно ограниченное;
Синтаксически обусловленное;

6.

Повысить можно то, к чему приложим параметр высокий: высокая
урожайность — повысить урожайность; высокая скорость – повысить скорость.
Поэтому нельзя сказать: «повысить подготовку специалистов» (только: улучшить
подготовку специалистов), «повысить выпуск станков» (увеличить выпуск
станков).
Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга
смысловые признаки: «вследствие предстоящего отъезда». Предлог
вследствие подразумевает, что действие уже осуществилось, однако
прилагательное предстоящий предполагает обратное. Следует сказать :
ввиду предстоящего отъезда.
Ошибки в сочетаниях могут быть связаны с тем, что одно из слов
употребляется только в приложении к чему-либо отрицательному, плохому, а
другое обозначает, напротив, нечто положительное, хорошее. Например:
полчища (-) тружеников (+); благодаря (+) болезни (-).
Сочетаемость слова имеет свои границы.
Например:

7.

Логическая сочетаемость слов
Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания
не с любым словом из какого-либо семантического класса, а только с
некоторыми
Различают логичность предметную и понятийную.
Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений
языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной
деятельности.
Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли. Эти два
вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в
единстве. Одно из условий логичности высказывания – его непротиворечивость.

8.

Понятие алогизма. Основные логические ошибки
Алогизм – тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических
разрывах, в бездоказательных и неправильных выводах.
Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к
непреднамеренному комизму. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санитарнолесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем большим опытом».
Соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт.
Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов.
В синтаксической структуре предложении порядок слов определяет взаиморасположения компонентов
словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка
слов приводит к нарушению логической последовательности изложения к неясности смысловых акцентах в
нем.
Вот пример неудачного словорасположения в предложении:
«Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»
Это предложение следует исправить так: в начало вынести обстоятельство место и устранить слово «все»:
«На базы отдыха дети без путевок не принимаются».

9.

Речевая недостаточность – это пропуск в предложении
необходимого
слова.
Речевая
недостаточность
часто
порождает неясность высказывания и комизм, неуместный в
официально-деловой
речи:
Больные,
не
посещавшие
амбулаторию в течение трех лет, вкладываются в архив (речь в
данном случае идет о карточках больных); Я ударил его за то, что
он выкрутил болт у моего старшего брата (какой болт?
откуда?); Сейчас стали модными призывы не допускать на
страницы печати и телевидения высказывания, способные
разжечь межнациональную вражду (“страница телевидения”?).
Речевая недостаточность и речевая избыточность

10.

Речевая избыточность, или многословие, проявляется в употреблении
большего количества слов, чем требуется для выражения мысли.
Многословие может быть вызвано плеоназмом, тавтологией,
употреблением слов, ничего не прибавляющих к сказанному
Различают несколько видов речевой избыточности: абсурдизм, тавтология, плеоназм,
повтор слов и др.
Абсурдизм. Пример: «труп был мертв и не скрывал этого». Такие высказывания
называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он
образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825
году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: «Наш командир
еще за 25 минут до своей смерти был жив». Нелепость ляпалиссиады – в
самоутверждении самоочевидной истины. Ляпалиссиады придают речи
неуместный комизм, утверждая очевидные истины. А неуместность, как правило,
выражается в том, что подобные обороты всплывают в ситуациях, связанных с
самыми что ни на есть трагическими обстоятельствами.

11.

Плеоназм (с греч. pleonasmos –
“излишество”)

смысловая
избыточность, употребление в речи
близких по смыслу и потому
излишних слов.
Например:
Все
гости
получили
памятные
сувениры (сувенир — «подарок на
память поэтому памятные в этом
предложении – лишнее слово).
У
него
своеобразная
мимика
лица. Мимика – это «выражение
лица» или в мае месяце, или 100
рублей денег.
Тавтология (с греч. tauto – “то же
самое”,
logos

“слово”)

повторение однокоренных слов или
одинаковых морфем:
Руководители
предприятий
настроены
на
деловой
настрой;
Пилот
был вынужден совершить вынужденн
ую
посадку;
Сегодня
в
стране
сложилась
сложная
ситуация;
Питательная
маска питает кожу; Хоккеисты
предприняли ответную контратаку. В
одних высказываниях необходимо
тавтологическое слово заменить на
синоним, в других – совсем убрать
его. Например: Питательная маска
обогащает
кожу.
Хоккеисты
предприняли ответную атаку.

12.

В заключение можно сказать, что
внимательное отношение к слову, к
особенностям лексической сочетаемости в
русском языке поможет избежать подобных
ошибок в речи, а в иных случаях – позволит
использовать необычные сочетания слов для
создания ярких образов или как источник
юмора.

13.

Список литературы
1. Русский язык и культура речи; И. А. Ипполитова, О. Ю.
Князева, М. Р. Саввова; Москва, Проспект; 2006
2. Стилистика современного русского языка и культуры
речи; Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева; 3-е издание,
стереотипное; Москва, издательский центр
«Академия»; 2005
3. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск –
1994.
4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
М. – 1982.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • На примере  конкретных примеров покажите своеобразие  чеховского пейзажа
 Пос...

    1 слайд

    На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа
    Поспешность в решениях уже не раз загоняла его впросак.
    Охотник долго прицеливался, но все же промахнулся мимо.
    Реклама парикмахерской обещала эффективные стрижки.
    Это было по меньшей степени странно.

  • Трудные случаи 
лексической сочетаемости

    2 слайд

    Трудные случаи
    лексической сочетаемости

  • Толковый словарь

  • Расслоение лексикиПросторечная  лексикаРазговорная лексикаНейтральная лексика...

    5 слайд

    Расслоение лексики
    Просторечная лексика
    Разговорная лексика
    Нейтральная лексика
    Книжная лексика

  • Лексическая сочетаемость – это способность слова  соединяться с другими слова...

    6 слайд

    Лексическая сочетаемость – это способность слова соединяться с другими словами
    Свободная сочетаемость слова
    Несвободная сочетаемость слова

  • Речевая избыточность (или многословие)
Тавталогия (однокоренные или повторени...

    7 слайд

    Речевая избыточность (или многословие)

    Тавталогия (однокоренные или повторение)
    (проливной ливень, спроектировать проект)
    Плеоназм (одинаковое значение)
    (первая премьера)

  • Проект «Нарушение сочетаемости – речевая ошибка или средство выразительности»...

    9 слайд

    Проект «Нарушение сочетаемости – речевая ошибка или средство выразительности»
    Проект «Словарь плеоназмов»
    Проект «Русская культура в зеркале фразеологии»

1.

Нарушение лексической
сочетаемости как речевая
ошибка
Выполнил студент
500В группы
Крылов Максим Сергеевич

2.

Содержание
Введение
I. Лексическая сочетаемость слова.
• 1.1. Тип лексических значений.
• 1.2. Сочетаемость слов.
II. Логическая сочетаемость слов. Понятие алогизма. Основные
логические ошибки.
• 2.1. Логическая сочетаемость слов.
• 2.2. Понятие алогизма. Основные логические ошибки.
III. Речевая недостаточность и речевая избыточность.
• 3.1. Речевая недостаточность
• 3.2. Речевая избыточность
Список литературы

3.

Введение
Какие же типы ошибок встречаются в нашей речи? Каким должен быть принцип их
классификации? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить понятия
«язык» и «речь».
Язык — это стихийно возникшая и развивающаяся система знаков, используемая в
процессе общения людей. Если пренебречь деталями, то можно сказать, что язык это
совокупность слов и правил их соединения. Речь же — это конкретное применение языка
с целью общения, это процесс общения с помощью языка, это язык в действии.
Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение,
необходимо еще учитывать особенности их сочетаемости.

4.

Лексическая сочетаемость слова- это его способность вступать в сочетания
не с любыми словами, а только с некоторыми. Например, существует класс
слов, объединяемых общим смыслом «множество, совокупность» :
Стадо, табун, стая, рой, косяк и т.д.
При обозначении множества каких-нибудь животных нельзя
сочетать название любого животного с любым из этих слов
Говорят : стадо коров, табун лошадей, стая птиц, рой пчел, косяк
рыбы (но не «стая рыбы», «стадо пчел», «рой лошадей» и т.п.)

5.

Основой учения о сочетаемости слов
является теория академика В.В. Виноградова.
Известный лингвист предположил, что
способность единиц речи к созданию связи
друг с другом зависит от типа их
лексических значений. Всего их три:
I.
a)
b)
c)
d)
II.
a)
b)
c)
d)
На основе парадигматических
отношений:
Номинативное (прямое);
Номинативно-производное (переносное,
нет образности);
Метеорическое (опосредованная связь);
Экспрессивно-синонимическое.
На основе синтагматических отношений:
Свободное;
Фразеологический связанное;
Конструктивно ограниченное;
Синтаксически обусловленное;

6.

Повысить можно то, к чему приложим параметр высокий: высокая
урожайность — повысить урожайность; высокая скорость – повысить скорость.
Поэтому нельзя сказать: «повысить подготовку специалистов» (только: улучшить
подготовку специалистов), «повысить выпуск станков» (увеличить выпуск
станков).
Недопустимы сочетания слов, которые содержат отрицающие друг друга
смысловые признаки: «вследствие предстоящего отъезда». Предлог
вследствие подразумевает, что действие уже осуществилось, однако
прилагательное предстоящий предполагает обратное. Следует сказать :
ввиду предстоящего отъезда.
Ошибки в сочетаниях могут быть связаны с тем, что одно из слов
употребляется только в приложении к чему-либо отрицательному, плохому, а
другое обозначает, напротив, нечто положительное, хорошее. Например:
полчища (-) тружеников (+); благодаря (+) болезни (-).
Сочетаемость слова имеет свои границы.
Например:

7.

Логическая сочетаемость слов
Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания
не с любым словом из какого-либо семантического класса, а только с
некоторыми
Различают логичность предметную и понятийную.
Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений
языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной
деятельности.
Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли. Эти два
вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в
единстве. Одно из условий логичности высказывания – его непротиворечивость.

8.

Понятие алогизма. Основные логические ошибки
Алогизм – тип логической (речевой) ошибки, состоит в нарушении логических связей в тексте, в логических
разрывах, в бездоказательных и неправильных выводах.
Нарушение логических связей между словами и частями высказывания может привести к
непреднамеренному комизму. Например: «Хочу выразить искреннюю благодарность врачу санитарнолесной школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем большим опытом».
Соединены в один ряд несоотносимые понятия: располагающая внешность и профессиональный опыт.
Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов.
В синтаксической структуре предложении порядок слов определяет взаиморасположения компонентов
словосочетания и общую организацию группы подлежащего и группы сказуемого. Нарушение порядка
слов приводит к нарушению логической последовательности изложения к неясности смысловых акцентах в
нем.
Вот пример неудачного словорасположения в предложении:
«Напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»
Это предложение следует исправить так: в начало вынести обстоятельство место и устранить слово «все»:
«На базы отдыха дети без путевок не принимаются».

9.

Речевая недостаточность – это пропуск в предложении
необходимого
слова.
Речевая
недостаточность
часто
порождает неясность высказывания и комизм, неуместный в
официально-деловой
речи:
Больные,
не
посещавшие
амбулаторию в течение трех лет, вкладываются в архив (речь в
данном случае идет о карточках больных); Я ударил его за то, что
он выкрутил болт у моего старшего брата (какой болт?
откуда?); Сейчас стали модными призывы не допускать на
страницы печати и телевидения высказывания, способные
разжечь межнациональную вражду (“страница телевидения”?).
Речевая недостаточность и речевая избыточность

10.

Речевая избыточность, или многословие, проявляется в употреблении
большего количества слов, чем требуется для выражения мысли.
Многословие может быть вызвано плеоназмом, тавтологией,
употреблением слов, ничего не прибавляющих к сказанному
Различают несколько видов речевой избыточности: абсурдизм, тавтология, плеоназм,
повтор слов и др.
Абсурдизм. Пример: «труп был мертв и не скрывал этого». Такие высказывания
называют ляпалиссиадами. Происхождение этого термина небезынтересно: он
образован от имени французского маршала маркиза ля Палиса, погибшего в 1825
году. Солдаты сочинили о нем песню, в которой были такие слова: «Наш командир
еще за 25 минут до своей смерти был жив». Нелепость ляпалиссиады – в
самоутверждении самоочевидной истины. Ляпалиссиады придают речи
неуместный комизм, утверждая очевидные истины. А неуместность, как правило,
выражается в том, что подобные обороты всплывают в ситуациях, связанных с
самыми что ни на есть трагическими обстоятельствами.

11.

Плеоназм (с греч. pleonasmos –
“излишество”)

смысловая
избыточность, употребление в речи
близких по смыслу и потому
излишних слов.
Например:
Все
гости
получили
памятные
сувениры (сувенир — «подарок на
память поэтому памятные в этом
предложении – лишнее слово).
У
него
своеобразная
мимика
лица. Мимика – это «выражение
лица» или в мае месяце, или 100
рублей денег.
Тавтология (с греч. tauto – “то же
самое”,
logos

“слово”)

повторение однокоренных слов или
одинаковых морфем:
Руководители
предприятий
настроены
на
деловой
настрой;
Пилот
был вынужден совершить вынужденн
ую
посадку;
Сегодня
в
стране
сложилась
сложная
ситуация;
Питательная
маска питает кожу; Хоккеисты
предприняли ответную контратаку. В
одних высказываниях необходимо
тавтологическое слово заменить на
синоним, в других – совсем убрать
его. Например: Питательная маска
обогащает
кожу.
Хоккеисты
предприняли ответную атаку.

12.

В заключение можно сказать, что
внимательное отношение к слову, к
особенностям лексической сочетаемости в
русском языке поможет избежать подобных
ошибок в речи, а в иных случаях – позволит
использовать необычные сочетания слов для
создания ярких образов или как источник
юмора.

13.

Список литературы
1. Русский язык и культура речи; И. А. Ипполитова, О. Ю.
Князева, М. Р. Саввова; Москва, Проспект; 2006
2. Стилистика современного русского языка и культуры
речи; Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева; 3-е издание,
стереотипное; Москва, издательский центр
«Академия»; 2005
3. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск –
1994.
4. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
М. – 1982.

Инфоурок


Родной язык

ПрезентацииПрезентация по родному языку (русскому) на тему «Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.» (10 класс)



Скачать материал

Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.МБОУ «Восход...



Скачать материал

  • Курс добавлен 13.12.2022

  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

  • Сейчас обучается 59 человек из 32 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.МБОУ «Восход...

    1 слайд

    Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
    МБОУ «Восходненская школа имени В.И.Криворотова»
    Учитель: Сорокина Юлия Александровна

  • Лексические ошибки включают:  речевое многословие  речевую недостаточность...

    2 слайд

    Лексические ошибки включают:
    речевое многословие
    речевую недостаточность
    незнание лексической сочетаемости слов

  • Речевое многословие – это  употребление в речи тавтологии (тавтология – повт...

    3 слайд

    Речевое многословие – это
    употребление в речи тавтологии (тавтология – повторение слов с одинаковыми корнями, например: соединить воедино, возобновить вновь, приближаться все ближе); можно встретить в предложениях: «Строители работали на стройке в течение месяца», или «Когда окончательно будет закончен ремонт , никто не знает», «Старик облокотился локтем на стол»
    употребление в речи плеоназмов (лишних по смыслу компонентов: ценные сокровища, вернуть обратно, упал вниз, главная суть и др)

  • Такие ошибки (плеоназмы) чаще всего получаются в результате соединения русско...

    4 слайд

    Такие ошибки (плеоназмы) чаще всего получаются в результате соединения русского слова с иноязычным, например: свободная вакансия, памятные сувениры, в конечном итоге, странный парадокс, необычный феномен, ведущий лидер и др.
    Найдите в данных предложениях подобные ошибки и продолжите список словосочетаний:
    1.Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шоферского дела.
    2.Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца.
    3.Всем участникам семинара подарили сувениры на память.
    4.На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле хотят лишить их последних льгот.

  • Речевая недостаточность может быть связана с  пропуском слова (например , на...

    5 слайд

    Речевая недостаточность может быть связана с
    пропуском слова (например , надпись на дверях рентгенкабинета «Делаем только срочные переломы» или объявление в учреждении «Страховая компания приглашает в любой четверг для получения травмы»)
    неверным употреблением понятия (например: «Стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване», или «В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа», или «Железнодорожник постукивал молоточком по чугунным колесам паровоза»)

  • Лексическая сочетаемость слов подразумевает связанность существительных тольк...

    6 слайд

    Лексическая сочетаемость слов подразумевает связанность существительных только с определенными глаголами. При оценке какого –либо факта
    используются следующие устойчивые сочетания слов:
    играет (важную) роль
    роль принадлежит
    имеет (важное) значение
    придается (особое) значение
    занимает (важное) место
    отводится (особое) место
    уделяется (особое) внимание

  • Используя данные устойчивые сочетания слов, исправьте следующие предложения:...

    7 слайд

    Используя данные устойчивые сочетания слов, исправьте следующие предложения:
    1.Новые инициативы России сыграли важное значение в разрешении конфликта на Балканах.
    2.Особое место в исследовании космоса принадлежит российским ученым.
    3. Значительная роль в подготовке инженеров отводится практике на заводе.
    4.Правительство всегда придавало большую роль развитию промышленности в Московской области.
    5.Самое большое значение уделялось акциям, связанным с 500-летием Арбата.
    6.Отношения России и Германии всегда играли важное значение в жизни обоих народов.
    7.Сейчас важно осознать ту роль, которую заняла церковь в жизни общества.

  • Кроме того, некоторые глаголы соединяются по смыслу только с определенным на...

    8 слайд

    Кроме того, некоторые глаголы соединяются по смыслу только с определенным набором существительных. Так, например, глагол «оказывать» может быть связан только с существительными: помощь, поддержку, воздействие, влияние, знаки внимания. Исправьте ошибки в предложениях с глаголом «оказывать»:
    1.Медики города оказывают медицинское обслуживание морякам.
    2.До определенного времени ученые не касались того значения, которое оказала блокада Ленинграда на ход войны.
    3.Герань, алоэ и некоторые другие растения оказывают неплохой терапевтический эффект на больных.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 094 086 материалов в базе

  • Выберите категорию:
  • Выберите учебник и тему
  • Выберите класс:
  • Тип материала:
    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

««Абат (Букварь)»», Солтаханов Э.Х., Солтаханов И.Э.

««Абат (Букварь)»», Солтаханов Э.Х., Солтаханов И.Э.

  • 10.01.2023
  • 14
  • 0
  • 10.01.2023
  • 26
  • 0
  • 10.01.2023
  • 20
  • 0

«Русский родной язык. Просвещение», Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И

  • 10.01.2023
  • 45
  • 0
  • 10.01.2023
  • 27
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Сорокина Юлия Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Сорокина Юлия Александровна

    • На сайте: 19 дней
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 563
    • Всего материалов:

      6

Речевые ошибки
Предисловие

  • Одним из критериев оценивания экзаменационных
  • изложения и сочинения является критерий
  • «Соблюдение речевых норм» (ГК4):
    1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
    2.
    Допущены 3 ошибки – 1 балл
    3.
    Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
  • Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
  • называют речевыми, и продемонстрирует основные
  • типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
  • экзаменационной работе.

Какие ошибки называют речевыми?

  • Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
  • в употреблении слова.
  • Например: Они потеряли на войне двух
  • единственных сыновей.
  • Комментарий: Само по себе слово «единственный»
  • ошибки не содержит, оно лишь неудачно
  • употреблено, не «вписывается» в  контекст, не
  • сочетается по смыслу со своим ближайшим
  • окружением.

Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Например: Мы были шокированы прекрасной
  • игрой актёров.
  • Комментарий: В данном случае неуместно слово
  • «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
  • чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
  • своим поведением, нарушением правил приличия,
  • общепринятых норм поведения. Это слово нужно
  • заменить словом «восхищены».

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом

  • Например: Были приняты эффектные
  • меры.
  • Комментарий: В данном контексте слово
  • «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
  • значит «производящий эффект, впечатляющий».
  • Его следует заменить однокоренным
  • «эффективный» — значит «дающий эффект,
  • действенный».

Неразличение синонимичных слов

  • Например: В конечном  предложении
  • автор применяет градацию.
  • Комментарий: В данном случае вместо
  • прилагательного «в конечном» необходимо
  • употребить существительное «в конце».

Употребление слов иной стилевой окраски

  • Например: Автор, обращаясь к этой
  • проблеме, пытается направить людей
  • немного в другую колею.
  • Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
  • звучать в данном контексте слово «русло».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

  • Например: Астафьев то и дело прибегает
  • к употреблению метафор и олицетворений.
  • Комментарий: Эмоционально-окрашенное
  • выражение «то и дело» следует заменить
  • стилистически нейтральным синонимом
  • «неоднократно».

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Например: Таким людям всегда удаётся
  • объегорить других.
  • Комментарий: В данном предложении
  • просторечное слово «объегорить» следует
  • заменить стилистически нейтральным синонимом
  • «обмануть».

Нарушение лексической сочетаемости

  • Например: Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные
  • особенности.
  • Комментарий: Слово «особенности» необходимо
  • заменить словом «средства».

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

  • Например: молодой юноша
  • очень прекрасный
  • бесплатный подарок
  • Комментарий: В этих словосочетаниях
  • выделенные слова являются лишними, т.к. они
  • дублируют лексическое значение невыделенных
  • слов.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • Например: В этом рассказе
  • рассказывается о реальных событиях.
  • Комментарий: В данном предложении
  • необоснованно повторяются однокоренные слова.
  • Одно из них следует заменить синонимичным:
  • вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
  • «рассказывается» — «повествуется».

Неоправданное повторение слова

  • Например: Герой рассказа не задумывается
  • над своим поступком. Герой даже не
  • понимает всей глубины содеянного.
  • Комментарий: Во втором предложении
  • повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
  • личным местоимением «он».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

  • Например: Когда писатель пришёл в
  • редакцию, его принял главный редактор.
  • Когда они поговорили, писатель отправился
  • в гостиницу.
  • Комментарий: В данном случае оба предложения
  • построены однотипно: они представляют собой
  • сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
  • которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
  • речевую ошибку, придаточное во втором предложении
  • можно заменить существительным с предлогом
  • «после разговора».

Неудачное употребление местоимений

  • Например: Данный текст написал В.Белов.
  • Он относится к художественному стилю.
  • Комментарий: Употребление личного
  • местоимения «он» делает второе предложение
  • двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
  • художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Послесловие

  • Будьте внимательны!
  • Не допускайте ошибок!

Слайд 1

Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение. Подготовила : И.М. Архирейская , преподаватель русского языка и литературы.

Слайд 2

План. 1.Понятие о языковой норме. 2. Общее понятие о лексических нормах русского языка. 3. Лексические ошибки и способы их устранения.

Слайд 3

Понятие о языковой норме. Языковая норма- это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

Слайд 4

Понятие о языковой норме. Различают нормы: орфоэпические (произносительные, акцентологические, интонационные); словообразовательные; лексические; грамматические ( морфологические, синтаксические); правописания (орфографические и пунктуационные).

Слайд 5

Понятие о языковой норме. Характерные особенности нормы литературного языка: относительная устойчивость; распространенность; общеупотребительность; общеобязательность; соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Слайд 6

Общее понятие о лексических нормах русского языка. Лексические нормы- это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.

Слайд 7

Лексические ошибки и их устранение. 1.Незнание лексического значения слова. Например: Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах. Гарцевать- молодецки ездить верхом. Не осуществились наши замыслы на успех. Замысел- задуманный план действий, деятельности, намерение.

Слайд 8

Лексические ошибки и их устранение. 2.Смешение паронимов. Паронимы — это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению: эффектный — эффективный; искусный- искусственный; элементный-элементарный . Например: На ней было красное эффективное платье.

Слайд 9

Лексические ошибки и их устранение. 3.Нарушение лексической сочетаемости. Например: Большинство времени ушло на подготовку к экзаменам. Уровень культуры нашего народа растет из года в год. Молодежи необходимо постоянно работать над собой, т.е повышать свой кругозор.

Слайд 10

Лексические ошибки и их устранение. Нарушение лексической сочетаемости. Неправильно Правильно Играть значение Иметь роль Львиная часть Одержать успехи Носить значение Тратить нервы Играть главную скрипку Заварился сыр-бор Иметь значение Играть роль Львиная доля Добиться успехов Одержать победу Носить характер Трепать нервы Играть первую скрипку Загорелся сыр-бор

Слайд 11

Лексические ошибки и их устранение. 4. Плеоназмы. Плеоназмы — это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого. Например, человек двадцать людей; своя автобиография; коренной абориген.

Слайд 12

Лексические ошибки и их устранение. 5. Тавтология. Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов. Например, образное изображение; жители живут; неотложная экстренная помощь.

Слайд 13

Лексические ошибки и их устранение. 6. Немотивированное использование высокой книжной лексики. Например: Она двадцать лет трудилась на посту санитарки. Мы обязались к концу года возвести коровники.

Слайд 14

Лексические ошибки и их устранение. 7.Неоправданное использование иноязычной лексики. Например: Срок выполнения заказа может быть пролонгирован . Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

Слайд 15

Лексические ошибки и их устранение. 8.Использование канцеляризмов в чуждом контексте. Это в основном слова и выражения, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску (где они вполне уместны и даже необходимы). Например, входящие-исходящие; мы, нижеподписавшиеся…; имеет место согласно приказу….

Слайд 16

Лексические ошибки и их устранение. 9.Анахронизмы. Это неправильное соотнесение событий с явлениями времени. Например, Герасим имел маленькую жилплощадь (каморку для жилья).

Слайд 17

Лексические ошибки и их устранение. 10.Речевые штампы. Речевыми штампами обычно называются любые примелькавшиеся, надоевшие и безвкусные выражения, являющиеся результатом небрежного отношения к речи. Например, на данном этапе; целиком и полностью; нельзя не отметить; за истекший период времени.

Слайд 18

Отредактируйте предложения. 1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Можно начинать собрание : форум уже есть. 3. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 4. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 5. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.

Слайд 19

Отредактируйте предложения. 6. Когда покупаешь импортную вещь, обязательно изучи лэйбл . 7. Партнер-это соучастник какого-либо действия, события, игры. 8. Пейзаж города обогатился новыми зданиями 9. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 10. Модельеры предложили несколько новых конструкций женского платья.

1

Речевые ошибки УРОК-практикум Русский язык,10 класс

2

Цели урока: 1.Повторить классификацию речевых ошибок. 2.Научиться определять тип речевой ошибки. 3. Отработать способы коррекции дефектных предложений. 4. Научиться оценивать качество речи

3

Знаете ли вы типы ошибок? Задача 1: актуализировать знания по классификации ошибок. орфографические пунктуационные грамматические фактические стилистические речевые

4

Помните ли вы речевые ошибки? Задача 2: конкретизировать классификацию речевых ошибок Типология ошибок: Нарушение лексической лексической сочетаемости Лишнее слово ( плеоназм) Тавтология Неуместное повторение слов Употребление слова в несвойственном ему значении

5

Типология ошибок: Синтаксическая бедность Нарушение порядка слов Нарушение видо- временных отношений глаголов Стилистическая неуместность. Двусмысленность при употреблении местоимения

6

Задача 3: отработать навык определения типа речевой ошибки и коррекции предложений Тренинг устный: определите ошибки и исправьте дефектные предложения 1.Он сунул ноги в удила и поскакал рысью. 2.Курагин шлялся по барам. 3.Мелочную рыбу отдали кошке. 4.Рейд выявил целую плеяду жуликов. Тренинг письменный

7

Домашнее задание. Ресурсы. Прочитать материал, составленный на основании классификации, предложенной Т.Л.Служевской в практикуме по культуре речи «Уроки словесности». Найти в Интернете материал по теме урока: примеры предложений с речевыми ошибками для проведения практической работы в классе (на слайдах в программе Power Point)

9

Причины употребления слова в несвойственном ему значении: Незнание значения слова. Незнание «возраста» слова – отнесение его к чуждой исторической эпохе. Смешение паронимов. Непонимание различий в значении синонимов. Незнание фразеологического оборота с данным словом.

10

Причины нарушения лексической сочетаемости: пишущий не знает, что объединенные им в словосочетании слова: 1. противоречат друг другу; 2. несовместимы, так как одно из них употребляется только в приложении к чему-либо отрицательному, плохому, а другое обозначает, напротив, нечто положительное, хорошее; 3. разнородны стилистически; 4. несовместимы по традиции.

11

Причины тавтологии и неуместного повторения слов : Бедность речи, неумение использовать синонимы. Неразвитость «речевого слуха» (пишущий и мог бы заменить назойливо повторяющееся слово синонимами или подобрать слова так, чтобы однокоренные не встречались рядом, но не замечает, что это нужно сделать: ему самому его фраза ухо не режет)

12

Синтаксическая бедность Использование однотипных синтаксических конструкций — речевая ошибка, которая называется «синтаксическая бедность». Чтобы избежать её, нужно уметь использовать различные синтаксические конструкции для выражения одной и той же мысли, уметь легко переходить от одной конструкции к другой.

13

Нарушение порядка слов В русском языке порядок слов в предложении является свободным: однако традиция взаиморасположения отдельных его компонентов все же существует. В большинстве предложений можно выделить ТЕМУ (то, о чем говорится) и РЕМУ (то, что говорится об этом). Тема может быть выражена как подлежащим («Я Вас любил…), так и другими членами предложения, например, дополнением («Мне грустно и легко…) – в обоих случаях поэт говорит о себе, следовательно, это и есть тема. В обычной речи ТЕМА ИДЁТ ВПЕРЕДИ РЕМЫ.

14

Устный тренинг: 1.Полчища тружеников приняли участие в праздничном шествии. 2.В деревне возвели новый коровник и воздвигли баню. 3.Сильная дружба соединяла Обломова и Штольца.

15

Устный тренинг: 1. Сегодня выдался очень прекрасный день. 2. Вступительная преамбула доклада вызвала недоумение слушателей. 3. На самом деле Хлестаков – человек, очень оторванный от жизненной реальности. 4. У выпускников театрального института состоялась первая премьера спектакля. 5. Прейскурант цен вывешен на доске.

16

Устный тренинг: устраните двусмысленность Эту селедку продала мне продавщица Люба, ввиду жаркой погоды она уже припахивала. Отец умер, когда ему было девять лет.

17

Письменный тренинг: устраните речевые ошибки С голубыми глазами девочка отправилась в лес. Я встретил в шляпе ковбоя. Надо продумывать свой каждый шаг. Ваш этот роман станет бестселлером. Засушу кленовый красный лист. Образ героя не нуждается в возвеличении, а в раскрытии. Вечером мы сидим у костра, а вожатая рассказывала нам разные истории. Когда медвежата подросли, их сажали на цепь.

18

Письменный тренинг: «Скажи иначе» Постройте максимальное количество синтаксических вариантов одного и того же высказывания: «Самые необыкновенные чувства, становясь привычными, перестают удивлять»(Ф.Мориак).

Слайд 1



Слайд 2

Описание слайда:

Фактические — любая неточность в содержании высказывания — искаженная цитата, неверная дата, имена собственные, ошибки в пересказе, описании факта и т.д.
Логические — передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики:
А) неоднозначность;
«Стадион запустили» — то ли начал работать, то ли зарос травой.
Б) противоречивость;
У писателя не было детей, но живы его внуки.
В) непоследовательность;
Чапаев был очень смелый. Он даже пел песни.
Г) абсурдность;
Захар ходил в сером жилете с широкими и густыми бакенбардами.


Слайд 3

Описание слайда:

Собственно-речевые — нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность, богатство, уместность и краткость.


Слайд 4

Описание слайда:

орфографические и пунктуационные погрешности (неправильное написание слова или знаков пунктуации);
орфографические и пунктуационные погрешности (неправильное написание слова или знаков пунктуации);
орфоэпические и акцентологические (неправильное ударение и произношение);
морфологические — неумелое образование грамматических форм рода, числа, падежа и т.д. или ошибочное их употребление:
Нерп (нерпа) тихо поплыл к берегу.
В обоих (обеих) ссылках поэт много работает.
словообразовательные — неумелое словотворчество:
У нее был вспыхчивый характер;
Много раз страдальная планета.


Слайд 5

Описание слайда:

А) ненормативное словоупотребление — употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении:
А) ненормативное словоупотребление — употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении:
Пришли порядка (около) тридцати человек.
Яблоня покрылась белым саваном (цветом).
Б) семантическая несочетаемость:
Сережа Иванов — художественное существо.
В) паронимия — сходные по звучанию, но различные по смыслу слова:
Апрель — месяц — период массивного прилета птиц.
Г) плеоназм — неоправданное употребление однозначных единиц языка:
Пушкин самый величайший поэт.
Д) анахронизм — немотивированное объединение лексики разных эпох:
На шее у каждого раба висела его техническая характеристика.


Слайд 6

Описание слайда:

А) искажение устойчивого словосочетания в следствие незнания его значения:
А) искажение устойчивого словосочетания в следствие незнания его значения:
Мы готовы идти за ни в огонь и в пламя (в воду).
Б) фразеологическая несочетаемость:
Ты что молчишь, как рыба об лед?
Уши у него торчат кто куда.
Раненый хотел пить как резаный.
В) плеоназм — избыточность:
Он дал торжественную Аннебалову клятву.


Слайд 7

Описание слайда:

А) смешение прямой и косвенной речи:
А) смешение прямой и косвенной речи:
Больной нацарапал, что я (он) умираю (умирает).
Б) ошибочный порядок сов или предложений:
После совершения убийства Раскольников мучиться, терзается, и хоть считает себя правым.
В) неверное грамматическое оформление однородных компонентов:
Лучше быть убитым, чем полоненному.
Г) ненормативные синтаксические связи слов или предложений:
Остается только поражаться тем (тому), что такая деятельность всех устраивает.
Д) независимый деепричастный оборот:
Проверяя контрольную, в ней было много ошибок.
Играя на фортепиано, его голова склонялась все ниже.
Е) соподчинение слов, требующих дополнений в разных грамматических формах:
Здесь каждый может узнать и увидеть о всех новинках.


Слайд 8

Описание слайда:

А) неоправданное, немотивированное использование единиц разных стилей в одном контексте:
А) неоправданное, немотивированное использование единиц разных стилей в одном контексте:
Мам, а куры употребляют в пищу червячков?
Русь отбивалась от печенегов и прочей дряни.
Намеренно: изобразительно-выразительный эффект.
Ненамеренно: речевая ошибка.
Б) неоправданное объединение в одном контексте слов разной стилистической оценки:
Уже с детства Пушкин занимался писаниной.
В) немотивированные повторы.
Г) речевые штампы — единицы, которые от частого употребления потеряли выразительность, превратившись в казенные слова. Например: «широкий отклик», «люди преклонного возраста».


Презентация на тему «Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ» 11 класс

  • Скачать презентацию (0.17 Мб)


  • 6 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему «Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ» по педагогике. Презентация состоит из 10 слайдов. Для учеников 11 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.17 Мб.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    10

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ

    Слайд 1

    Речевые и грамматические ошибки в изложении и сочинении на ОГЭ и ЕГЭ

  • Слайд 2

    Грамматические ошибки

    Грамматическая ошибка – нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
    Т.е. грамматические ошибки связаны с образованием слов и построением.
    Грамматика=морфология + синтаксис

  • Слайд 3

    Речевые ошибки

    Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слов.
    Речь=лексика

  • Слайд 4

    Задания ЕГЭ № 5 (лексическая сочетаемость) и № 6 (лексические ошибки) соответствуют речевым нормам в сочинении.
    Задания ЕГЭ № 7 (морфология) и № 8 (синтаксические нормы) соответствуют грамматическим нормам.

  • Слайд 5

    Типы грамматических ошибок

    Ошибочное словообразование (упрямость), образование форм различных частей речи (более страннее, с восьмистами, ихний и др.)

  • Слайд 6

    2) Нарушение согласования или управления (благодаря применения; писателю, рассказавшего)
    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым (большинство людей одобрило)
    Нарушение границ предложения. (Хотелось бы рассказать о любви. Потому что эта тема всегда актуальна).
    Нарушение видовременной соотнесенности глаголов. (Митрофанушку воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом).

  • Слайд 7

    3) Построение предложения с однородными членами, причастным оборотом, деепричастным оборотом, при построении сложного предложения и прямой и косвенной речи. (Вернувшись домой, мне не хотелось делать уроки. Рассмотренная тема мною очень актуальна.)

  • Слайд 8

    Типы речевых ошибок

    Употребление слова не в том значении (Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты)
    Употребление лишних слов – плеоназм (моя автобиография)
    Употребление рядом однокоренных слов – тавтология (в повести повествуется)

  • Слайд 9

    2) Неразличение паронимов (эффектное решение)
    Неразличение синонимов (в конечном предложении)

  • Слайд 10

    3) Неуместное употребление эмоционально-красочных слов и фразеологизмов (Пушкин то и дело использует средства выразительности)
    Неуместное употребление слов иной окраски, просторечия, жаргона (автор зациклился на этой проблеме)
    Неуместное повторение слова (Автор рассказывает о любви. Позиция автора заключается…)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Речевые ошибки

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Соблюдение стилистических, лексических и грамматических норм

Презентация: Классификация ошибок в части С

Презентация: Учимся писать сочинение ЕГЭ (презентация)

Презентация: ЕГЭ. Русский язык. Задание 7 Грамматические ошибки

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Методика обучения русскому языку учащихся с интеллектуальными нарушениями

Презентация: Готовимся к ЕГЭ - 2016Подготовка к выполнению задания 7 части i

Презентация: Классификация ошибок. Как их избежать при подготовке к ЕГЭ и итоговому сочинению.

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Слайд 1Задание 20 ЕГЭ
Лексические ошибки

Задание 20 ЕГЭЛексические ошибки


Слайд 22 варианта Формулировки задания 20 ЕГЭ 2018: исключение и замена

Отредактируйте предложение:

исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В районе южного полюса Юпитера астроном заметил темное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь а этой планете часто бушуют бури.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В конце 17 столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

2 варианта Формулировки задания 20 ЕГЭ 2018: исключение и замена Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.


Слайд 3Основные виды лексических ошибок
Плеоназм – смысловая (речевая) избыточность: полный аншлаг, памятный

сувенир, впервые дебютировал, главный приоритет, самый оптимальный. Разновидностью плеоназма являются многословие, или «сорные слова», — ничего не значащие слова, устранение которых только усилит действенность текста. Часто излишне употребляются местоимения: Перед своей смертью преступник покаялся.
Тавтология – повтор одного и того же слова, омонимов или однокоренных слов: красивые украшения, получить получку, последнее время Мадонна много времени уделяла писательской карьере.
Нарушение лексической сочетаемости. Контаминация – нарушение устойчивых сочетаний слов: играть значение, морил голод.
Неправильное употребление слова: Я не успел подготовиться к вашим занятиям, но у меня есть алиби (нельзя давать иное значение — уважительная причина, оправдание). Сотрудниками милиции была задержана плеяда распоясавшихся хулиганов.
Употребление слова без учета его стилистической окрашенности: Совершив косяк, директор завода сразу же стал его исправлять

Основные виды лексических ошибокПлеоназм – смысловая (речевая) избыточность: полный аншлаг, памятный сувенир, впервые дебютировал, главный приоритет, самый


Слайд 4Алгоритм выполнения задания
Найти смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).
Распознать возможную ошибку, определить её вид (не смешивать со средствами выразительности).
Если это ошибка, исправить её в зависимости от условия задания: выписать слово, которое нужно убрать из предложения, или записать замену слову, которое

нужно исправить

Алгоритм выполнения заданияНайти смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки). Распознать возможную ошибку, определить её вид (не смешивать со средствами выразительности). Если это ошибка, исправить её в зависимости от условия задания: выписать слово, которое нужно убрать из предложения, или записать замену слову, которое нужно исправить


Слайд 5Плеоназм: Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность, исключив лишнее слово
1)

Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал.
3) Сергей – настоящий меломан пения и музыки.
4) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.
5) Он крепко держал в своих руках штурвал руля.
6)Все гости получили памятные сувениры

1) Я подпрыгнул и сорвал вишню.
2) От стыда парнишка опустил голову и молчал.
3) Сергей – настоящий меломан.
4) Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
5) Он крепко держал в своих руках штурвал.
6)Все гости получили сувениры

Плеоназм: Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность, исключив лишнее слово1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.2)


Слайд 6Тренировочные упражнения.
Укажите, какое слово лишнее. Выпишите его
Птенцы падают вниз на

землю.
Начало в 19 часов вечера.
В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.
Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
Не задирайте нос кверху!
В самые ближайшие дни мы это выясним.
Взаимоотношения между супругами улучшились.
Ошибки чтеца неприятно резали слух.
В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.
Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.
На самом деле Хлестаков — человек, очень оторванный от жизненной реальности.

Птенцы падают на землю. (вниз)
Начало в 19 часов. (вечера)
В декабре было отмечено шесть прогулов. (самовольных)
Проработал пять лет, не получая ни копейки. (денег)
По моему мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
Не задирайте нос! (кверху)
В ближайшие дни мы это выясним.(самые)
Отношения между супругами улучшились. (взаимоотношения)
Ошибки чтеца резали слух.(неприятно)
В литературном наследии писателя видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок. (большое)
Вольнолюбивая тема является лейтмотивом всего творчества Некрасова (основным)
На самом деле Хлестаков — человек, оторванный от реальности. (очень)

Тренировочные упражнения. Укажите, какое слово лишнее. Выпишите егоПтенцы падают вниз на землю. Начало в 19 часов


Слайд 7Нарушение лексической сочетаемости (контаминация)
При выборе слова следует учитывать не только его

значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются значением слов, их стилистической принад­лежностью, эмоциональной окраской, граммати­ческими свойствами и др.
Например, неудачной следует признать такую фразу: Личная неприязнь постепенно переросла в сильную вражду. Существительное вражда может сочетаться с прилагательным открытая, но не с прилагательным – сильная.
Очень распространёнными стали в речи такие ошибочные сочетания:
не смыкать взгляда (правильно: не смыкать глаз);
уютное впечатление (правильно: приятное впечатление; впечатление уюта);
встреча созвана (правильно: встреча состоялась);
повысить кругозор (правильно: расширить кругозор).

Нарушение лексической сочетаемости (контаминация)При выборе слова следует учитывать не только его значение, но и лексическую сочетаемость. Далеко


Слайд 8Нарушение лексической сочетаемости (контаминация)
Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают

потому, что в одной и той же ситуации могут использоваться несколько устойчивых словосочетаний. И употребление компонента одного сочетания в составе другого приводит к смысловой неточности.
Например, такую ошибку содержит фраза: Разрешите поднять тост за нашего юбиляра. В ситуации застолья у нас традиционно используются два словосочетания: поднять бокал и произнести тост. В данном случае мы имеем дело с неправомерной заменой одного члена сочетаний другим.
Смешение внешне похожих словосочетаний – одна из самых распространённых в речи ошибок.
Так, уже традиционной стала ошибка типа: Улучшился уровень обслуживания пассажиров в нашем аэропорту. Уровень может возрасти, повыситься, а улучшиться может качество. Поэтому корректной будет фраза: Улучшилось качество (повысился уровень) обслуживания пассажиров в нашем аэропорту

Нарушение лексической сочетаемости (контаминация)Речевые ошибки, связанные с сочетаемостью слов, часто возникают потому, что в одной и той


Слайд 9Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость

стилистической правки предложений из левой колонки.

Сравните предложения в левой и правой колонках. Объясните, чем вызвана необходимость стилистической правки предложений из левой колонки.


Слайд 10Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.
Особое внимание губернатор обратил

на достигнутые недостатки.
Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпринимателей врасплох.
Этой проблеме мы придаём особое внимание.
В Токио примут старт спортсмены из многих стран.
Большое внимание было оказано благоустройству города.
Премьеру балета почтили вниманием президент и премьер-министр.
Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа.
В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
Наша теплица уже несколько десятилетий обеспечивает город молодыми овощами.
Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал писать стихи.
Крупную роль в подготовке к чемпионату имели товарищеские матчи сборной с командами Украины и Словении.

Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными. Особое внимание губернатор обратил на достигнутые недостатки. Серьёзные проблемы обрушились


Слайд 11Лексическая сочетаемость: Тренировочные упражнения. Учитывая оттенки лексического значения слов, составьте словосочетания
Аморфный,

бесформенный, расплывчатый;

Иностранный, заграничный, зарубежный;
Быстрый, стремительный, скорый;

Часть, доля, доза, порция;

Увеличить, усилить, ускорить;

Тихий, безмолвный, беззвучный, бесшумный;

Вещество, требование, определение, масса, формулировка
Музыка, командировка, корабль, пресса, валюта, делегация;
Развитие, темпы, течение, рост, бег, танец, шаг, марш, поезд, движение;
Земля, вода, истина, забота, участие, класс, лекарство, мороженое;
Темпы, контроль, потенциал, влияние, доходы;
Шорох, звук, смех, шаги, всплеск, весна, разговор, ночь, движение, мотор, ученик

Лексическая сочетаемость: Тренировочные упражнения. Учитывая оттенки лексического значения слов, составьте словосочетанияАморфный, бесформенный, расплывчатый;Иностранный, заграничный, зарубежный;Быстрый, стремительный, скорый;Часть,


Слайд 12Лексическая сочетаемость: Тренировочные упражнения.
Образуйте словосочетания, которые раскрывали бы оттенки значений слов
Надоедливый,

назойливый, навязчивый, неотвязный, докучный;
Однородный, тождественный, адекватный, одинаковый;
Наклониться, нагнуться, накрениться;
Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окостенеть, окоченеть, замереть, застыть, одеревенеть;
Удачный, успешный, удачливый, преуспевающий

Лексическая сочетаемость: Тренировочные упражнения. Образуйте словосочетания, которые раскрывали бы оттенки значений словНадоедливый, назойливый, навязчивый, неотвязный, докучный;Однородный, тождественный,


Слайд 13Лексическая сочетаемость: Тренировочные упражнения. Перепишите, вставляя вместо точек подходящее слово из

стоящего в скобках синонимического ряда

У многих из нас есть…(дурная, скверная, плохая, негодная, порочная) привычка…(фиксировать, отмечать, записывать) свои мысли, впечатления и номера телефонов на папиросных коробках. Потом,… (как водится, как всегда, как правило, как обычно, по обыкновению), коробки эти… (исчезают, пропадают, теряются), а с ними…(пропадают, теряются, исчезают) из памяти целые дни нашей жизни. День жизни – это совсем не так мало, как может…(показаться, представиться). Попробуйте вспомнить…(каждый, любой, всякий)…(ваш, свой) день минута за минутой: все …(свидания, встречи), мысли, поступки, все … (события, случаи, происшествия)и душевные состояния, свои и чужие, и вы… (убедитесь, уверитесь, удостоверитесь), что…(восстановить, воспроизвести) все, весь этот поток времени можно, только написав новую книгу (По К. Паустовскому)

Лексическая сочетаемость: Тренировочные упражнения. Перепишите, вставляя вместо точек подходящее слово из стоящего в скобках синонимического рядаУ многих


Слайд 14Лексическая сочетаемость: Тренировочные упражнения. Укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости
Сын

его работал подпольщиком.
Надо было возводить разрушенное хозяйство.
Некоторые вопросы не выполнены из-за нашей неорганизованности.
Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время.
Единогласно они воскликнули: «Давно пора!»
После войны произошел Варшавский договор.
Нужно учиться строить предложения так, чтобы мысль была выражена полно, точно, благозвучно.

Лексическая сочетаемость: Тренировочные упражнения. Укажите ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемостиСын его работал подпольщиком.Надо было возводить разрушенное


Слайд 15Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмов
Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано

в тексте
На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …
Бросились искать приезжего, а его и след …
У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …
Мы его расспрашиваем, а он словно воды …
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как …

Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмовВспомните фразеологические обороты, начало которых дано в текстеНа садовом участке ребята работали


Слайд 16Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмов.
В каком предложении нет фразеологического

оборота?
Сам я стараюсь держаться с ними не на дружеской ноге, а в пределах служебного приличия.
Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме.
Девочка сидела на диване, поджав ноги.
Можно было подумать, что еще нога не ступала в этих диких местах.

Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмов. В каком предложении нет фразеологического оборота?Сам я стараюсь держаться с ними


Слайд 17Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмов
В каком ряду НЕ все фразеологические

обороты являются синонимами?
Важная птица, птица высокого полета, сильные мира сего;
В мгновение ока, в два счета, одним духом;
Во весь голос, во всю ивановскую, во время оно;
Сломя голову, что есть мочи, во все лопатки.

Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмовВ каком ряду НЕ все фразеологические обороты являются синонимами?Важная птица, птица высокого


Слайд 18Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмов
Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
Рукой

подать, за три девять земель;
Семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает;
Раз-два и обчелся, как с гуся вода;
Прежде всего, в последнюю очередь.

Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмовКакая пара фразеологизмов не является антонимами?Рукой подать, за три девять земель;Семи пядей


Слайд 19Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмов
Какой фразеологизм имеет значение «мера, под

которую насильственно подгоняют что-то»?

Тришкин кафтан
Прокрустово ложе
Дамоклов меч
Пиррова победа

Какой фразеологизм имеет значение «наиболее уязвимое место»?

Авгиевы конюшни
Вавилонское столпотворение
Ахиллесова пята
Филькина грамота

Тренировочные упражнения, связанные с употреблением фразеологизмовКакой фразеологизм имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?Тришкин кафтанПрокрустово ложеДамоклов


Слайд 20предпринять меры (принять меры — предпринять шаги);
заслужил известность (приобрел известность

— заслужил уважение);
неослабная помощь (постоянная помощь — неослабное внимание);
не играет значения (не играет роли — не имеет значения);
Одержать успехи (одержать победу -добиться успехов)
Тратить нервы (тратить силы – трепать нервы- портить нервы)
Производить воздействие (производить действие – оказывать воздействие)
Внушать сомнения (внушать опасения – вызывать сомнение)
Заслужить известность (добиться известности)
Показывать образец (показывать пример – быть образцом)
Поднять тост (провозгласить тост – поднять бокал)
Пока суть да дело (пока суд да дело)
Результаты не замедлили себя ждать (результаты не заставили себя ждать, не замедлили сказаться)

О вкусах не спорят:
Одни уважают урюк в рассоле,
Другие любят с горчицей варенье.
Но все это не имеет роли
И, кроме того, не играет значенья.
(Е. Свистунов)

ПАМЯТКА

предпринять меры (принять меры - предпринять шаги); заслужил известность (приобрел известность - заслужил уважение); неослабная помощь (постоянная


Слайд 21Памятка!!! Обратите внимание на следующие пары словосочетаний (в речи частотно смешение их

компонентов — контаминация)

удовлетворять требованиям – отвечать потребностям;
возместить ущерб – взыскать деньги, штраф;
принять меры – предпринять шаги;
приобрести известность – заслужить уважение;
постоянная помощь – неослабное внимание;
играть роль – иметь значение.

Памятка!!! Обратите внимание на следующие пары словосочетаний (в речи частотно смешение их компонентов - контаминация)удовлетворять требованиям – отвечать


Речевые ошибки
Предисловие

  • Одним из критериев оценивания экзаменационных
  • изложения и сочинения является критерий
  • «Соблюдение речевых норм» (ГК4):
    1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
    2.
    Допущены 3 ошибки – 1 балл
    3.
    Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
  • Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
  • называют речевыми, и продемонстрирует основные
  • типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
  • экзаменационной работе.

Какие ошибки называют речевыми?

  • Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
  • в употреблении слова.
  • Например: Они потеряли на войне двух
  • единственных сыновей.
  • Комментарий: Само по себе слово «единственный»
  • ошибки не содержит, оно лишь неудачно
  • употреблено, не «вписывается» в  контекст, не
  • сочетается по смыслу со своим ближайшим
  • окружением.

Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Например: Мы были шокированы прекрасной
  • игрой актёров.
  • Комментарий: В данном случае неуместно слово
  • «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
  • чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
  • своим поведением, нарушением правил приличия,
  • общепринятых норм поведения. Это слово нужно
  • заменить словом «восхищены».

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом

  • Например: Были приняты эффектные
  • меры.
  • Комментарий: В данном контексте слово
  • «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
  • значит «производящий эффект, впечатляющий».
  • Его следует заменить однокоренным
  • «эффективный» — значит «дающий эффект,
  • действенный».

Неразличение синонимичных слов

  • Например: В конечном  предложении
  • автор применяет градацию.
  • Комментарий: В данном случае вместо
  • прилагательного «в конечном» необходимо
  • употребить существительное «в конце».

Употребление слов иной стилевой окраски

  • Например: Автор, обращаясь к этой
  • проблеме, пытается направить людей
  • немного в другую колею.
  • Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
  • звучать в данном контексте слово «русло».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

  • Например: Астафьев то и дело прибегает
  • к употреблению метафор и олицетворений.
  • Комментарий: Эмоционально-окрашенное
  • выражение «то и дело» следует заменить
  • стилистически нейтральным синонимом
  • «неоднократно».

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Например: Таким людям всегда удаётся
  • объегорить других.
  • Комментарий: В данном предложении
  • просторечное слово «объегорить» следует
  • заменить стилистически нейтральным синонимом
  • «обмануть».

Нарушение лексической сочетаемости

  • Например: Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные
  • особенности.
  • Комментарий: Слово «особенности» необходимо
  • заменить словом «средства».

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

  • Например: молодой юноша
  • очень прекрасный
  • бесплатный подарок
  • Комментарий: В этих словосочетаниях
  • выделенные слова являются лишними, т.к. они
  • дублируют лексическое значение невыделенных
  • слов.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • Например: В этом рассказе
  • рассказывается о реальных событиях.
  • Комментарий: В данном предложении
  • необоснованно повторяются однокоренные слова.
  • Одно из них следует заменить синонимичным:
  • вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
  • «рассказывается» — «повествуется».

Неоправданное повторение слова

  • Например: Герой рассказа не задумывается
  • над своим поступком. Герой даже не
  • понимает всей глубины содеянного.
  • Комментарий: Во втором предложении
  • повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
  • личным местоимением «он».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

  • Например: Когда писатель пришёл в
  • редакцию, его принял главный редактор.
  • Когда они поговорили, писатель отправился
  • в гостиницу.
  • Комментарий: В данном случае оба предложения
  • построены однотипно: они представляют собой
  • сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
  • которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
  • речевую ошибку, придаточное во втором предложении
  • можно заменить существительным с предлогом
  • «после разговора».

Неудачное употребление местоимений

  • Например: Данный текст написал В.Белов.
  • Он относится к художественному стилю.
  • Комментарий: Употребление личного
  • местоимения «он» делает второе предложение
  • двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
  • художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Послесловие

  • Будьте внимательны!
  • Не допускайте ошибок!

Слайд 1Типы речевых ошибок
и их исправление

Типы речевых ошибок 
 и их исправление


Слайд 2Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были

шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении

всего текста.

Мы были очарованы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на протяжении всего текста.

Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.


Слайд 3Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой

и суффиксом
Мое отношение к этой проблеме не

поменялось.
Были приняты эффектные меры.

Мое отношение к этой проблеме не изменилось.
2. Были приняты эффективные меры.

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Мое отношение к


Слайд 4Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет

градацию.
Старик трудился поставить телегу на колеса.

В последнем

предложении автор применяет градацию.
Старик старался поставить телегу на колеса.

Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. Старик трудился поставить


Слайд 5Употребление слов иной стилевой окраски
Автор, обращаясь к

этой проблеме, пытается направить людей немного в

другую колею.
Лермонтов обливает горькой правдой век нынешний.
Читатель захлебывается во множестве примеров.

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другое русло.
Лермонтов разоблачает горькой правдой век нынешний.
Читатель утопает во множестве примеров.

Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить


Слайд 6Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то

и дело прибегает к употреблению метафор и

олицетворений.
Потрясающие ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Астафьев постоянно прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
Реальные ужасы крепостной эпохи отразились в комедии «Горе от ума».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к


Слайд 7Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается

объегорить других.
Петя шел взади.
На вратаре майка,

напяленная на рубашку.

Таким людям всегда удается обмануть других.
Петя шел сзади.
На вратаре майка, одетая на рубашку.

Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Петя шел


Слайд 8Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные

особенности.
У девочки были коричневые глаза.
Дешевые цены.

Автор усиливает

впечатление.
Автор использует художественные средства.
У девочки были карие глаза.
Низкие цены.

Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности. У девочки


Слайд 9Употребление лишних слов,
в том числе плеоназм
Красоту

пейзажа автор передает нам с помощью художественных

приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный.

Красоту пейзажа автор передает с помощью художественных приемов.
Это был прекрасный юноша.

Употребление лишних слов,
  в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает


Слайд 10Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В

этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
В рамках

исторического развития русского общества развивается и «личность человека.»

В этом рассказе повествуется о реальных событиях.
В рамках исторической эволюции русского общества развивается «личность человека».

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о


Слайд 11Неоправданное повторение слов
Герой рассказа не задумывается над

своим поступком. Герой даже не понимает всей

глубины содеянного.
Недавно я прочитала одну интересную книгу. Эта книга называется «Собачье сердце».

Герой рассказа не задумывается над своим поступком и даже не понимает всей глубины содеянного.
Недавно я прочитала одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце».

Неоправданное повторение слов Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже


Слайд 12Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел

в редакцию, его принял главный редактор. Когда

они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Татьяна была простой, скромной девушкой. Она рано начала читать французские романы. Ее воспитывал француз-гувернер. Татьяна была задумчивой девушкой.

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Поговорив с ним, писатель отправился в гостиницу.
Татьяна была простой, скромной и задумчивой девушкой. Ее воспитывал француз-гувернер, поэтому она рано начала читать французские романы.

Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял


Слайд 13Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В.Белов. Он

относится к художественному стилю.
Встреча Чацкого с

Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

Данный текст написал В.Белов. Это произведение относится к художественному стилю.
Встреча с Фамусовым не принесла Чацкому ничего хорошего.

Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.


  • Нарушение согласования примеры ошибок
  • Нарушение смыслового согласования слов это какая ошибка
  • Нарушение смысла предложения это какая ошибка
  • Нарушение синтаксической сочетаемости как речевая ошибка
  • Нарушение рода слова какая ошибка