Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм примеры ошибок

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Задание 7

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Задание 7

В ЕГЭ 2016 по русскому языку ввели новый вопрос задания 7. Вам надо определить предложение с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм. Хотя название ошибки звучит непонятно и даже отпугивающе, ничего страшного здесь нет. Найти такую ошибку достаточно просто. Глачное понимать, что ищешь. Итак, что такое видовременная соотнесенность глагольных форм? Для краткости будем называть эту ошибку проще: видовой разнобой и временной разнобой.

Временной разнобой

Считается, что текст не будет выглядеть красиво, если внутри одного абзаца (тем более предложения) глаголы будут стоять в разных временных формах. Иногда временной разнобой значительно искажает смысл текста или затрудняет понимание. Итак старайтесь писать так, что в сочинении соседние глаголы были в форме одного времени, а в задании 7 ищите такое предложение, в котором это требование нарушено. Надо просто подписать над каждым глаголом в выданных предложениях время. 

Рассмотрим пример

Если столбики разрушались, то приходится разбирать кладку.

В этом предложении один глагол в форме прошедшего времени, другой — в форме настоящего. Видите, что выглядит коряво? Исправить такую ошибку можно, поставив глаголы или в форму прошедшего, или в форму настоящего времени. В общем, сделать так, чтоб время у них было одинаковое. Какое время выбрать? Это зависит от контекста.

Попробуйте сами найти ошибки в парочке предложений.

Сергей Ильич внимательно присматривается к жизни двора, где увидел, как по-разному живут его обитатели.

Брошюра дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно. 

Видовой разнобой

С видовым разнобоем всё примерно так же. Задайте вопросы ко всем глаголам в предложениях и определяйте вид.

  • Что делать? — несовершенный вид.
  • Что сделать? — совершенный вид.

Так вот, если в одном предложении у вас два глагола разного вида, вы нашли искомую ошибку. 

Ошибка также может выражаться и в искажении смысла высказывания из-за неправильного выбора вида глагола.

Попробуем обнаружить нарушение видовой соотнесённости глагольных форм в предложениях

Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

Что делать? — расти. Несовершенный вид.

Что сделать? — проявить. Совершенный вид.

Данный метод выгодно применить и для определения давления.

Здесь нет разнобоя, т.к. глагол в предложении всего один. Но его форма выбрана неудачно. Получается, что метод нужно применить лишь раз. И где же тогда выгода? Почему это метод, раз годится только на один раз? Явно нужно сказать «применять», а не «применить». Вот она ошибка.

А теперь подумайте сами

Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша.

Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки камыша. Правильно «взлетали». Что делал? — шумел. Что делали? — рвались. Что сделали? — взлетели. Видовой разнобой.

Хотелось найти человека, который понимал и поддержал бы меня.

Хотелось найти человека, который понимал и поддержал бы меня. Правильно «поддерживал». Получается, что человек должен понимать всегда, а поддержать один раз. Видовой разнобой.

Читая частные объявления и решив написать адресату, хорошо подумайте.

Читая частные объявления и решив написать адресату, хорошо подумайте. В ряду однородных деепричастия разных видов. Видовой разнобой.

Автор: 
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 442165 от 15 Февраля 2016

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм – одна из ошибок в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом:

  • не совпадает вид глаголов;
  • не совпадает время глаголов.

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.

В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».

Верный вариант:

Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.

Пример 2

Предложение:

Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.

В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».

Верный вариант:

Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.

Пример 3

Предложение:

Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Предложение является сложным: в первой части глагола нет, но подразумевается настоящее время, во второй части есть глагол прошедшего времени «водили». Поэтому нужно сделать, чтобы обе части были или в настоящем или в прошедшем времени.

Верный вариант 1:

Летом небо на юге было чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.

Верный вариант 2:

Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят хоровод.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в целых три первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.

8

5 447

Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023

В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.

За задание 8 можно получить целых три первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в два балла, если допустить 3-4 ошибки — за задание дадут один балл. А если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.

В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.

Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.

Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.

Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:

❌ Это стучат окна, открытых ветром.

✅ Это стучат окна, открытые ветром.

Как найти ошибку:

  1. Найти в предложении причастный оборот.
  2. Найти слово, от которого зависит причастный оборот.
  3. Проверить согласованность времени и падежа разными формами вопросов: «Какой?/Что делающий?/Что сделавший?».

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.

Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:

❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.

✅ Готовясь к экзамену, он переживал.

Как найти ошибку

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.

Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «‎по»:

Пример с предлогом

Ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:

❌ Она закончит читать и идёт спать.

✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.

Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.

Неправильное употребление имени числительного

Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:

1. Несогласованность с существительными в роде: «‎5 коты» вместо «‎5 котов».

2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «‎более 15,5 миллионов» вместо «‎более 15,5 миллиона».

3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «‎трёхстам» вместо «‎трёмстам».

Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:

Пример

Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:

Пример и как найти ошибку

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:

❌ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшка».

Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.

Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.

Несогласованность видовой формы

Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.

Несогласованность временной формы глагола

Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестат. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «‎СОТКУ»‎! У нас можно готовиться сразу ко всем пердметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.

Грамматические ошибки

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

  1. Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно употребляются только с существительными в дательном падеже:

Например: согласно законУ, воопреки непогодЕ

  1. Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется только с существительными в предложном падеже:

Например: по приездЕ, по прилетЕ, по возвращении.

  1. Предлоги в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством употребляются только с существительными в родительном падеже:

Например: в силу обстоятельств, в течение недели, по причине отсутствия

  1. После глаголов, обозначающих эмоции (скучать, горевать, плакать, тосковать), предлог ПО требует предложного падежа, если после него стоят местоимения МЫ и ВЫ:

Скучаем по вас (П. п)

Тоскуют по нас (П. п)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот.

Сказуемое должно стоять в той же форме, что и подлежащее:

либо в форме единственного числа: кто (ед.ч.) + читает (ед.ч.),

либо в форме множественного числа: те (мн.ч.) + знают (мн.ч.).

Например: На встречу с писателем пришли мн.ч. те, кто ед.ч. любит современный детектив.

Сказуемое при однородных подлежащих:

  • При прямом порядке слов (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа: Жара и засуха стояли более трёх недель.

  • При обратном порядке (сказуемое перед однородными подлежащими) — форма единственного числа: Хорошо работала связь и комендантские службы.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Несогласованные приложения – названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений в кавычках: «Орел и решка», «Щелкунчик»

Если в предложении есть определяемое слово, то несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже: Сын прочитал сказку (определяемое слово) «ЗолушкА».

Если в предложении нет определяемого слова, то несогласованное приложение изменяется по падежам: Сын прочитал «ЗолушкУ».

Ошибка в построении предложения с однородными членами.

  1. Объединять можно только те глаголы, которые требуют одного и того же падежа после себя:

Она ждала (кого?) его и звонила (кому?) ему весь вечер. – Правильно

Она ждала и звонила ему весь вечер. – Неправильно

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать и др. (кого? чего?).

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?).

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрожать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?).

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать и др. (кого? что?).

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?).

  1. Полные и краткие формы прилагательных не употребляются в качестве однородных членов предложения.

Объединять можно только прилагательные в одной форме.

На небосклоне звезды были бледны и неярки

На небосклоне звезды были бледные и неяркие

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

  • Первое и самое главное правило: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастным оборотом, должны совершаться одним лицом.

Пример:Испугавшись шума, стая улетела.

Стая → улетела → испугалась.

  • Если нарушается основное правило ― основное и добавочное действие относятся к разным лицам.

Пример:Спрыгнув с трамвая, у меня улетела шляпа.

Шляпа → улетела -/-> спрыгнула.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Определение, выраженное причастным оборотом должно стоять в том же падеже, что и определяемое слово. Нужно правильно найти определяемое слово и задать от него вопрос:

Я бродил по улицам определяемое слово,(каким?) заросшИМ одуванчиками и цветущей травой

Причиной ошибки может быть неверный порядок слов в предложении: определяемое слово не должно находиться внутри определения

Неправильно: Опубликованная статья в газете вызвала большой интерес

Правильно: Статья, опубликованная в газете, вызвала большой интерес

Неправильное построение предложения с косвенной речью

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица.

Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются, если они не относятся к говорящему.

Пример: П.И. Багратион о себе говорил, что последнюю каплю крови пожертвует он России.- косвенная речь, все глаголы и местоимения в форме 3го лица

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Совершенный вид глагола — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать?). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что Делать?).

Все глаголы в предложении должны стоять в одном времени и виде.

Неправильно: Надо помогать молодежи расти-несов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

Правильно: Надо помогать-несов.вид молодежи расти-несов.вид и проявлять-несов.вид свои способности.

или

Надо помочь-сов.вид молодежи вырасти-сов.вид и проявить-сов.вид свои способности.

Ошибки в построении сложного предложения

  • Один из вариантов ошибки — употребление нескольких союзов с одним значением, что приводит к избыточности. 

Лучше переоценить риск, чем нежели не заметить его. 

  • Распространённая ошибка — избыточное употребление частицы бы. 

Я хочу, чтобы вы напомнили бы секретарю о вечерней встрече.

  • Еще одна ошибка — неоправданное употребление соотносительного слова то. 

Я понимаю о том, что встречу перенесли из-за разногласий участников.

Я понимаю то, что встречу перенесли из-за разногласий участников. 

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Я хотел, чтобы вы напомнили секретарю, чтобы она уточнили время встречи. =>

Я бы хотел, чтобы вы напомнили секретарю следующее: пусть она уточнит время встречи.

  • Определительное придаточное предложение не может быть однородным с причастным оборотом.

Доктор, назначивший лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел. => Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел

  • Если в сложноподчинённом предложении есть придаточное определительное, то важно обратить внимание на то, к какому слову в главном предложении относится который, иначе может возникнуть двусмысленность. 

Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. (Кто дорог — автограф или писатель?).

  • В сложных предложениях внимательно проверяем форму слова который (род, число, падеж): форма определяется его ролью в предложении (если оно является подлежащим, то именительный падеж, если дополнением, то форму диктует управляющее слово). 

Это был тот самый аргумент, который нам так не хватало. => Это был тот самый аргумент, которого нам так не хватало (чего?).

Ошибки в образовании форм числительного

Образование падежных форм числительных: у порядковых числительных изменяется только последнее слово: студенты перешли из двести пятой аудитории в триста одиннадцатую; контракт продлен до две тысячи десятого года.

Употребление собирательных числительных: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро допустимо только в следующих случаях: с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое братьев; обозначающими детенышей животных: пятеро котят, семеро козлят; обозначающими парные или составные предметы и имеющими форму только мн. ч.: двое ножниц, четверо суток.

Собирательные числительные НЕ употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола: две дочери, три сестры.

  • Главная
  • ЕГЭ. Теория по векам. Правители
  • Петр Первый
  • Первый — последний
  • ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 8.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

 Находя предложение с ошибкой в нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм, помните, что глаголы-сказуемые в предложении должны быть в одинаковых формах лица и вида.

Рекомендации по выполнению задания.

Найдите предложение, в котором есть однородные глаголы- сказуемые.

Определите, какого вида и времени данные глаголы.

Вспомним теорию.

Два вида глаголов:

  • совершенный (глаголы отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?);
  • несовершенный (глаголы отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?).

Три времени глаголов:

  • прошедшее (действие уже произошло, определяем по суффиксу -);
  • настоящее (действие происходит в настоящее время, сейчас);
  • будущее (действие ещё только произойдёт в будущем).

 Помните, что глаголы должны быть в одном предложении одного и того же ВИДА и стоять в одном и том же ВРЕМЕНИ.

Если глаголы РАЗНОГО вида и времени, то это ошибка. Номер данного предложения записывает в ответе.

 ПРИМЕРЫ.

Задание № 8.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Тип грамматической ошибки: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

Пример № 1.

 М. Горький в пьесе «На дне» показывал людей, не сумевших справиться с жизненными трудностями, и раскрывает их внутренний мир чрез диалог с обитателями ночлежки.

Пояснение: однородные сказуемые стоят в разных временных формах.

Верно: показал и раскрыл ИЛИ показывает и раскрывает.

Пример № 2.

Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

Показывает – ЧТО ДЕЛАЕТ? Это глагол настоящего времени, несовершенного вида.

Изобразил – ЧТО СДЕЛАЛ? Это глагол прошедшего времени, совершенного вида.

Верно.

Л. Толстой в романе «Война и мир» показал сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

Пример № 3.

В детстве особенно важно научиться любить природу и понять её красоту и тайну.

Пояснение.

Научиться (ЧТО ДЕЛАТЬ) – любить, несовершенный вид.

(ЧТО СДЕЛАТЬ?) – понять, совершенный вид.

Верно.

В детстве особенно важно научиться любить природу и (ЧТО ДЕЛАТЬ?) понимать её красоту и тайну.

E-mail

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Подготовила: учитель русского языка и литературы Кириллина Т.С Республика Саха (Якутия), Усть-Алданский район, МБОУ « Тумульская СОШ имени В.М. Прокопьева »

Слайд 2

Задание 8 Синтаксические нормы русского языка нормы Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца .

Слайд 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) Кто бы ни изучал биографию Пушкина, подчёркивал, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Поутру обои подруги отправились в институт, чтобы пересдать экзамен. В ) неправильное построение предложения с косвенной речью 3) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели, композиторы и художники. Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 4) Организм человека, в котором работают сложные биохимические механизмы, требуют ежедневного поступления необходимых питательных веществ. Д) ошибка в употреблении имени числительного 5) Мы взяли с собой нехитрую еду: вымоченная накануне в молоке просоленная рыба, вареная картошка, маринованные огурцы. 6) Древнегреческий философ Платон узнал об Атлантиде от своего деда Крития , который, в свою очередь, прослышал об этом от «мудреца мудрецов» Солона. 7) Незнакомец спросил у прохожего, «как мне добраться к вокзалу.» 8) Артём очень любит своего четвероногого друга, появившегося в его жизни столь загадочным образом, и позаботится о нём 9) Пьеса Горького «На дне», которая была написана в 1902 году, изображала жизнь «бывших людей».

Слайд 4

Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ Категория времени – это категория, обозначающая действие к моменту речи. Настоящее время – действие в момент речи (я учу); Прошедшее время – действие, предшествующее моменту речи (я учил); Будущее время – действие, которое совершается после момента речи (я буду учить).

Слайд 5

Пример предложения с грамматической ошибкой, связанной с нарушением синтаксической нормы М.Ю. Лермонтов подвергает Печорина сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Слайд 6

Правильный вариант построения предложения М.Ю. Лермонтов подвергает Печорина сложному испытанию – «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя .

Слайд 7

Комментарий, поясняющий, чем вызвана эта ошибка Глагол «подвергает» употреблен в НАСТОЯЩЕМ времени; Глагол «раскрыл» употреблен в ПРОШЕДШЕМ времени. НЕЛЬЗЯ ТАК!!! ДОЛЖНО быть: Либо НАСТОЯЩЕЕ время + НАСТОЯЩЕЕ время; Либо ПРОШЕДШЕЕ время + ПРОШЕДШЕЕ время.

Слайд 8

Приведите верное написание Никто не удивился, что он идёт и стал копать вместе с рабочими; Взошло солнце, позолотило перила веранды и открывает вокруг необыкновенную чистоту и свежесть; История обогатила нас новыми идеями и расширяет наш умственный горизонт; В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова; Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит неслучайно и не шло само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.

Слайд 9

Верное написание предложений Никто не удивился, что он ПОШЁЛ и стал копать вместе с рабочими; Взошло солнце, позолотило перила веранды и открыЛО вокруг необыкновенную чистоту и свежесть; История обогатила (обогащает) нас новыми идеями и расширила (расширяет) наш умственный горизонт; В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует (использовал) мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показывает (показал) своё отношение к городу Раскольникова; Все в мире этом, бушующем страстями, взрывающемся катаклизмами, происходит (происходило) неслучайно и идёт (не шло) само собой, как порой думают те, кто не хочет нести ответственность за происходящее.

Слайд 10

Приведите верное написание В жизни случаются разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать; Иван Андреевич внимательно осмотрелся и идёт прямо к столу, о котором только что говорили свидетели; Спасительный оазис то показывался, то исчез снова; Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует; В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыто отношение автора к молодому поколению.

Слайд 11

Верное написание предложений В жизни случаются разочарования, и неприятности есть – их нужно научиться преодолевать. Или: В жизни случались разочарования, и неприятности были – их нужно научиться преодолевать; Иван Андреевич внимательно осмотрелся и ПОШЁЛ прямо к столу, о котором только что говорили свидетели; Спасительный оазис то показывался, то исчезАЛ снова; Мы – его ученики – шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикОСНУТЬСЯ к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует ; В тексте поднимается проблема «отцов и детей», ставшая традиционной для русской классики, и раскрыВАЕТСЯ отношение автора к молодому поколению .

Слайд 12

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Все , кто изучал труды Г.О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики . Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. Кто , как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком? Спортсмены , приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны .

Слайд 13

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4) Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и ВЕРИЛИ в неё.

Слайд 14

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома. Благодаря зрителей за интересные вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем «. Нам , к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. М . Горький иронично замечал, что «человек в конце концов захрюкает, если всё время ему говорить, что он свинья ». Кто , как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

Слайд 15

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3) Нам, к всеобщей радости, оплатили( прош . время) сверхурочную работу и отпустили ( прош . время) отдыхать.

Слайд 16

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть. Опера Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» – это два с половиной часа непрерывной музыки, почти нестерпимой в своём драматизме. Проблема поэтического языка А. Платонова настолько сложна, что она всё ещё ждёт исследователя, способного вскрыть глубинные языковые основания неповторимого стиля писателя. И.С . Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников. Мы подолгу беседуем о прочитанном (так случилось, что круг нашего чтения очень совпадал) и иногда злоупотребляли временем

Слайд 17

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Мы подолгу беседОВАЛИ о прочитанном (так случилось, что круг нашего чтения очень совпадал) и иногда злоупотребляли временем.

Слайд 18

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) Определяя значение непонятных слов, обращайтесь к словарю. 2) Все радовались тому, что экзамены закончатся и теперь можно немного отдохнуть. 3) В 1789 г. волонтеры марсельского батальона первыми запели на улицах Парижа песню «Марсельезу». 4) В истории мировой фортепианной литературы было немало произведений, в которых авторы « звукописали » картины природы. 5) Вследствие сильным снегопадам движение автотранспорта по улицам и площадям города сильно ограничено .

Слайд 19

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 2) Все радовались тому, что экзамены закончИЛИСЬ и можно немного отдохнуть.

Слайд 20

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский . 2) Я ещё не решил, буду ли поступать в этом году в университет. 3)Журналист беседовал с командой футболистов, принявшими участие в чемпионате мира. 4 ) Он был одним из тех, кто не любили говорить по пустякам. 5) Писатель начинает и закончил рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.

Слайд 21

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Писатель начинает и закАНЧИВАЕТ рассказ рассуждениями о роли детства в жизни человека.

Слайд 22

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) Молнии не столько вспыхивали, сколько трепетали, как крыло умирающей птицы. 2) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама . 3) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимается за книгу, то хочет мыслить — безуспешное хотенье. 4) Он идет по этому полю, задыхаясь от жары, а свет все накаляется и накаляется, синеет и пышет огнем. 5) Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо.

Слайд 23

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 3) То садился он на диван, то подходил к окну, то принимаЛСЯ за книгу, то хоТЕЛ мыслить — безуспешное хотенье. При этом мы можем все сказуемые поставить в форму настоящего времени, ошибки не будет.

Слайд 24

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася. 2) Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами. 3) На платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки. 4) Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? 5) Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха .

Слайд 25

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Он проталкивался к двери и кашляЛ от морозного воздуха.

Слайд 26

Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм 1) С начала 1919 года в Витебске работало Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом. 2) Тем, кто любит поэзию Лермонтова, будет интересно узнать об открывшемся в Середникове музее поэта. 3) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвященное Великой Отечественной войне. 4) После ужина пили чай и просматриваем газеты, только что привезенные с почты. 5) В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова .

Слайд 27

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 4) После ужина пили чай и просматриВАЛИ газеты, только что привезенные с почты.

Слайд 28

1) Портмоне нашёлся, но вот денег и карт в нём не оказалось. 2) Это досадное приключение нарушило не столько наши планы, сколько расстроило нас. 3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам. 4) Девушку подполковник спросил, что ли не сестра она тебе? 5) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и выучил теорию . Найдите предложение с ошибкой, связанной с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм

Слайд 29

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 5) Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и учу теорию.

  • Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм какая ошибка
  • Нарушение аскезы как исправить ошибку
  • Нарушение абзацного членения текста это какая ошибка
  • Народному фольклору лексическая ошибка
  • Народная мудрость про ошибки