иллюзия- (лат. illusio —
обман, заблуждение) — искаженное
восприятие или представление
действительности.
импульс- (от лат. impulsus —
удар-толчок)
инкогнито- (лат. in-cogito —
придумывать, обманывать; лат. in-cognitus —
неузнанный, неизвестный; итал. incognito)
— скрытно, тайно, не раскрывая своего
имени, под вымышленным именем (например,
приехать инкогнито).
кворум- (лат. quorum
praesentia sufficit — которых присутствие
достаточно) — установленное законом,
уставом организации или регламентом
число участников собрания
коалиция- (от лат. coalitio
— союз) — добровольное объединение
нескольких групп людей (например,
государств, организаций, политических
партий) для достижения определённой
цели.
коллектор -(англ.
collector)
объект, устройство и т. п., что либо
собирающее
коммюнике- (фр. communique
от лат. соmmunicatio — сообщение, передача) —
официальное сообщение высших органов
государственной власти, органов внешних
сношений…
конъюнктура- (лат.
conjunctura, от лат. conjungo — связываю, соединяю)
— парадигма, отражающая стечение
обстоятельств, множество событий,
наступающих в какой-либо области
человеческой деятельности (на какой-либо
территории)…
лейтмотив -(нем. Leitmotiv,
букв. — ведущий мотив) — относительно
краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда
мелодия с гармонизацией, порученная
определённому инструменту и т. п.; в
нек-рых случаях отд. гармония или
последовательность гармоний…
локаут -а, м. [англ.
lock—out
< to lock out запирать дверь перед кем-н.].
Закрытие предприятия и массовое
увольнение рабочих как средство борьбы
против забастовок.
меценат -(англ. maecenas,
patron of the arts) -богатый покровитель наук и
искусств; лицо, оказывающее покровительство
(обычно в материальной форме) какому-либо
делу.
нюанс —(французское
nuance),
оттенок, тонкое различие, едва заметный
переход (в цвете, мысли, звуке и т.п.)
обструкция- (от латинского
obstructio — преграда, помеха), намеренный
срыв (какого-либо заседания, собрания)
как вид протеста, приём борьбы, главным
образом парламентской…
регресс- переход от более высоких
форм развития книзшим;движение назад,
изменение к худшему.
фетиш фетишизм
— термины сравнительного изучения
религии, ведущиесвое начало от
португальского слова «feiticо»
(латинское factitius -волшебный, чудодейственный).-
предмет слепого поклонения; амулет.
Фиаско- (итал. fiasco)
провал, полная неудача, неуспех …
филантропия (от греч.
phileo люблю vi anthropos человек) англ. philantropy;
нем. Philantropie. Помощь неимущим,
благотворительность.
экспозиция— (лат.
expositio — выставление напоказ, изложение):
(выставка) — выставление на показ
предметов искусства.
адаптация |
Привыкание, |
аксессуар |
Деталь, |
альтруизм |
Человеколюбие,самоотверженность, |
аномалия |
Недостаток, |
антагонизм |
Противоречие, |
апогей |
Точка, |
апологет |
Защитник, |
атрибут |
Черта, |
аудиенция |
Встреча, |
бестселлер |
Книга |
визави |
Против, |
генеалогия |
Родословная, |
геноцид |
Деградация, |
демагогия |
Политиканство |
дилемма |
Вопрос, |
диссонанс |
Противоречие, |
доктрина |
Теория, |
идиллия |
Пастораль |
иллюзия |
Надежда, |
импульс |
Толчок, |
инкогнито |
Тайно, |
кворум |
Достаточность |
коалиция |
Общество, |
коллектор |
Распределитель, |
коммюнике |
Сообщение |
конъюнктура |
Положение, |
лейтмотив |
Тема, идея, |
локаут |
Увольнение, |
меценат |
Покровитель, |
нюанс |
Оттенок, |
обструкция |
Препятствие, |
регресс |
Упадок, |
фетиш |
Божество, |
фиаско |
Неудача, |
филантропия |
Человеколюбие, |
экспозиция |
Положение, |
Задание
9. Выберите
синонимические пары иноязычного и
русского слова. Установите сходство и
различие в значении, границах сочетаемости,
стилистической окраске и сфере
распространения этих слов.
1.
На тех участках фронта, откуда уже ушли
многие части, саперы станут имитировать
оживление. – Подражать крикам животных,
этому сложному и тонкому искусству,
Ваня обучился у деда.
2.
Широкий показ продукции нашей
промышленности и сельского хозяйства
– такова основная задача выставки. –
Лекции по истории русского и западного
искусства всегда сопровождаются
демонстрацией диапозитивов.
3. Различия внутри стиля художественного
повествования определяются жанровыми
особенностями литературы. – Наличие
специальных химических терминов в труде
по химии детерминируется тем, что каждая
наука оперирует специфическими понятиями.
Подражать |
Следовать |
Имитировать |
Подражать |
Показ |
Предъявление |
Демонстрация |
Наглядный |
Определитель |
То, что |
Детерминируется, |
Определитель, |
Подражать, показ, определитель – слова,
принадлежащие общеупотребительной
лексике.
Имитировать, демонстрация, детерминант
– слова иноязычного происхождения,
употребляемые в книжной речи, чаще всего
в научном и научно-популярном стиле.
Задание
10. В
данных предложениях произведите
лексические замены, употребив вместо
неудачно использованных слов синонимы.
За справками обращайтесь к толковым
словарям и словарям синонимов.
1.
Мимолетное нахождение
денежных средств в банке усложняет
документацию. 2. Не секрет, что молодые
учителя ощущают
большие
затруднения в работе с родителями. 3.
Читая роман, мысленно окунаешься
в жизнь
патриархальной русской семьи. 4. Инженеры
соорудили
линейный
ускоритель. 5. Кровля выполнена
плохо. 6. За последние пять лет в селах
Ростовской области было воздвигнуто
около трехсот домов.
Слово |
значение |
синоним |
мимолетный |
Быстрый, |
Быстрый, |
ощущать |
Иметь, |
испытывать |
окунуться |
Предаться, |
погрузиться |
соорудить |
Устроить, |
создать |
выполнить |
Осуществить, |
сделать |
воздвигнуть |
Соорудить, |
построить |
1.
Непродолжительный
период оборота
денежных
средств в банке усложняет документацию.
2. Не секрет, что молодые учителя испытывают
большие затруднения в работе с родителями.
3. Читая роман, мысленно погружаешься
в жизнь
патриархальной русской семьи. 4. Инженеры
создали
линейный
ускоритель. 5. Кровлю сделали
плохо. 6. За
последние пять лет в селах Ростовской
области было построено
около трехсот домов.
Задание
11. Составьте
контексты к каждому из приведенных ниже
слов.
Легкая |
Промышленность |
Оказаться |
В |
Мир |
Шли |
У |
Вскоре |
В |
В |
Княгиня |
Студент |
Для |
Повторить |
Оркестр |
Оркестровое |
Задание
12. Из
слов в скобках выберите нужный вариант.
С помощью «Толкового словаря русского
языка» и «Словаря иностранных слов»
установите смысловое и стилистическое
сходство и различие между этими словами.
1.
Достижение этой гуманной цели (не
лимитируется, не
ограничивается)
ни состоянием науки и техники, ни
(ресурсами,
возможностями, запасами) труда и средств.
2. Отмеченные признаки (разнородны,
гетерогенны). 3. (Профилактическое,
предупреждающее) влияние новых
лекарственных средств еще более
разительно. 4. Сорта новых культур более
(константны,
устойчивы), то есть они лучше (передают,
трансформируют) потомству такие свойства,
как урожайность, величина плода, вкусовые
качества.
лимит |
фр. |
ограничение |
стеснение |
ресурс |
количественная |
возможность |
направление |
разнородный |
различный |
гетерогенный |
разнородный. |
профилактическое |
предохранительный, |
предупреждающее |
сообщение |
константный |
постоянный, |
устойчивый |
способный |
передавать |
1.подавать |
трансформировать |
преобразовывать, |
Задание
13. Укажите
речевые ошибки, возникшие вследствие
неоправданного употребления заимствованных
слов; исправьте предложения.
1.
Он считался гурманом ( любителем
и знатоком)
рыбных блюд. 2. Студенты-заочники
ограничены лимитом времени. 3. Этот
внешний антураж вскоре перестаешь
замечать. 4. Шансы у обоих спортсменов
обоюдные. 5. Древние наши города явились
цитаделью русского национального
зодчества. 6. Нарушители подвергаются
различным санкциям воздействия. 7. Все
аксессуары внутреннего интерьера
выполнены на высоком художественном
уровне. 8. Каждая ваза уникальна,
единственна в своем роде.
гурман |
Любитель |
лимит |
фр. |
антураж |
Окружение, |
обоюдный |
Общий |
цитадель |
Сильное |
санкции |
Строжайшее |
аксессуар |
1.Частная |
уникальный |
Редкий, |
1.
Он считался любителем
и знатоком
рыбных блюд. 2. Студенты-заочники
ограничены временем. 3. Эту обстановку
вскоре перестаешь замечать. 4. Шансы у
обоих спортсменов одинаковые.
5. Древние наши города явились оплотом
русского национального зодчества. 6.
Нарушители подвергаются различным
мерам
воздействия. 7. Все детали
внутреннего интерьера выполнены на
высоком художественном уровне. 8. Каждая
ваза неповторима,
единственна в своем роде.
Задание 14. Подберите антонимы к
прилагательным в следующих сочетаниях.
мелкий |
мелкие |
мелкие |
мягкий |
мягкий |
мягкий |
низкие |
низкое |
низкий |
низкий |
общее |
общая |
общее |
общий |
общее |
прямая |
прямой |
прямой |
прямой |
прямая прямой |
Задание
15. Определите
значения данных паронимов и составьте
с ними словосочетания.
Архаический |
Архаичное |
Будний день |
Будничный |
Гармонический |
Гармоничный |
Демократический |
Демократичный |
Дипломатический |
Дипломатичный |
Добровольный |
Добровольческий |
Драматичный |
Драматический |
Исторически |
Историчный |
Командированный |
Командировочное |
Нестерпимый |
Нетерпимый |
Опасный |
Опасливый |
Осуждение |
Обсуждение |
Политический |
Политичный |
Приметливый |
Приметный |
Тактичный |
Тактический |
Задание
16. Выберите
из слов, данных в скобках, подходящий
пароним.
1. Необходимо принять эффективные
меры против нарушителей дисциплины.
2. Читал он мало, поэтому среди знакомых
слыл невеждой. 3. Критический
анализ этого исследования был не очень
критичным. 4. Мы не поняли, почему
он так поступил, и не считаем его действия
логичными. 5. Он привык работать
без надрыва методично, четко
выполняя все методические
рекомендации. 6. К моему пребыванию в
этом учреждении относятся нетерпимо,
это уже стало для меня нестерпимо.
7. Я собираюсь представить свою
работу на конкурс. 8. Думаю, что ваши
планы не могут считаться реалистичными.
9. Он проявил хозяйскую
заинтересованность в решении этих
хозяйственных вопросов.
Задание
17. В
приведенных словосочетаниях назовите
многозначные слова и слова-омонимы.
Система
воспитания – водопроводная система;
рассыпаться в комплиментах – звезды
рассыпались по небу; диетическое питание
– питание от сети; поле брани – наслушался
брани; шаг колонн – чеканный шаг; очки
от солнца – командные очки; свежая
рубашка – свежий номер газеты.
Из
представленных словосочетаний только
пара очки от солнца – командные очки
являются словами-омонимами. В толковых
словарях им соответствуют пометы под
соответствующей нумерацией: 1.2.3. в разных
словарных статьях. Остальные –
многозначные.
Задание 18.
А. Укажите причины возникновения
двусмысленности в данных предложениях;
отредактируйте их.
После проведения повторного анализа
был получен положительный результат.на
эту особенность поведения модели не
обратили внимания.Оставшись наедине с
самим собой, без поддержки друзей,
трудно расчитывать на успех.
Отличный – слово многозначное. Что
имели в виду: отличные- хорошие результаты
или различающиеся с другими?
Модель – многозначное. Модель –
манекенщица на подиуме, модель поведения
модель какой-либо детали и т.д.
Б.
Объясните
неудачное употребление выделенных
слов; исправьте ошибки в словоупотреблении.
Неизбежность
перехода к новым отношениям очевидна.
Новое перераспределение денег связано
с торговлей компонентами и технологиями,
а также с предоставлением дополнительных
услуг фирмой. Однако не следует относить
корни предпринимательства только к
середине XIX
века, они намного глубже. Недостаточное
количество приборов ставит под сомнение
результаты экспериментов. Компания
РИКО обеспечит обувью
всю страну.
Перспектива
—
ясное ви́дение, панорама, взгляд вдаль,
картина широкого пространства.
Недостаток-
изъян, несовершенство, неправильность
в ком-чем-н.
Причины:
незнание или плохое знание лексического
значения слов, перегруз текста,
лексическая несочетаемость.
Задание
19. Укажите
примеры нарушения лексической
сочетаемости; исправьте предложения.
1.
Серьезные проблемы
возникли у
руководителей. 2. Обратите внимание на
имеющиеся
недостатки. 3. В новых условиях борьба
за качество приобретает
первостепенное значение. 4. Эти задачи
поручаются отделу рекламы. 5. С него
взыскали ущерб. 6. В журнале я прочитала
большую
статью о
вреде и пользе астрологических прогнозов.
Задание
20. Укажите
случаи речевой недостаточности или
избыточности; исправьте предложения.
1. Мы хотим участвовать в соревнованиях
вместе с зарубежными спортсменами. 2.
Я беду предчувствую. 3. Переходите улицу
тольков положенных местах . 4. Награды
вручали в присутствии большого числа
людей. 5. Загрязнение атмосферного
воздуха – актуальная проблема. 6. Следует
возобновить встречи с интересными
людьми города. 7. Молодежь дебютировала
на сцене старейшего театра. 8. Все меньше
и меньше остается у природы неразгаданных
тайн. 9. Делаетя упор на более глубокое
изучение предметов.
Задание 21. В приводимых ниже
предложениях найдите устаревшие слова;
определите: 1) их значение, 2) группу, к
которой они относятся (историзмы,
архаизмы), 3) стилистические функции.
1. За атаманским стругом шел астраханский
стружок с полусотней стрельцов. 2. Разин
велел спустить паруса, ожидая когда
прибудет стольник. 3. В прежние времена
он давал девицам уроки игры на клавикордах.
4. Радоваться надо, что умру в честном
бою, а не под батожьем, под кошками, в
кандалах, в погребе, наг и бос, при
всегдашнем поругании. 5. Городничий
жаден, за грош удавится, сызнова барщину
завел. 6. Уж не знаю, как утешить великого
князя, — не будет в его Кирасирском полку
правофлангового в сажень ростом. 7. Эти
миллионы выколачивают бурмистры из
русских крестьян. 8. Гувернер молодого
графа обратил внимание на способности
мальчика к наукам. 9. Здесь пажеский
цирюльник бреет унтер-офицеров.
иллюзия- (лат. illusio —
обман, заблуждение) — искаженное
восприятие или представление
действительности.
импульс- (от лат. impulsus —
удар-толчок)
инкогнито- (лат. in-cogito —
придумывать, обманывать; лат. in-cognitus —
неузнанный, неизвестный; итал. incognito)
— скрытно, тайно, не раскрывая своего
имени, под вымышленным именем (например,
приехать инкогнито).
кворум- (лат. quorum
praesentia sufficit — которых присутствие
достаточно) — установленное законом,
уставом организации или регламентом
число участников собрания
коалиция- (от лат. coalitio
— союз) — добровольное объединение
нескольких групп людей (например,
государств, организаций, политических
партий) для достижения определённой
цели.
коллектор -(англ.
collector)
объект, устройство и т. п., что либо
собирающее
коммюнике- (фр. communique
от лат. соmmunicatio — сообщение, передача) —
официальное сообщение высших органов
государственной власти, органов внешних
сношений…
конъюнктура- (лат.
conjunctura, от лат. conjungo — связываю, соединяю)
— парадигма, отражающая стечение
обстоятельств, множество событий,
наступающих в какой-либо области
человеческой деятельности (на какой-либо
территории)…
лейтмотив -(нем. Leitmotiv,
букв. — ведущий мотив) — относительно
краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда
мелодия с гармонизацией, порученная
определённому инструменту и т. п.; в
нек-рых случаях отд. гармония или
последовательность гармоний…
локаут -а, м. [англ.
lock—out
< to lock out запирать дверь перед кем-н.].
Закрытие предприятия и массовое
увольнение рабочих как средство борьбы
против забастовок.
меценат -(англ. maecenas,
patron of the arts) -богатый покровитель наук и
искусств; лицо, оказывающее покровительство
(обычно в материальной форме) какому-либо
делу.
нюанс —(французское
nuance),
оттенок, тонкое различие, едва заметный
переход (в цвете, мысли, звуке и т.п.)
обструкция- (от латинского
obstructio — преграда, помеха), намеренный
срыв (какого-либо заседания, собрания)
как вид протеста, приём борьбы, главным
образом парламентской…
регресс- переход от более высоких
форм развития книзшим;движение назад,
изменение к худшему.
фетиш фетишизм
— термины сравнительного изучения
религии, ведущиесвое начало от
португальского слова «feiticо»
(латинское factitius -волшебный, чудодейственный).-
предмет слепого поклонения; амулет.
Фиаско- (итал. fiasco)
провал, полная неудача, неуспех …
филантропия (от греч.
phileo люблю vi anthropos человек) англ. philantropy;
нем. Philantropie. Помощь неимущим,
благотворительность.
экспозиция— (лат.
expositio — выставление напоказ, изложение):
(выставка) — выставление на показ
предметов искусства.
адаптация |
Привыкание, |
аксессуар |
Деталь, |
альтруизм |
Человеколюбие,самоотверженность, |
аномалия |
Недостаток, |
антагонизм |
Противоречие, |
апогей |
Точка, |
апологет |
Защитник, |
атрибут |
Черта, |
аудиенция |
Встреча, |
бестселлер |
Книга |
визави |
Против, |
генеалогия |
Родословная, |
геноцид |
Деградация, |
демагогия |
Политиканство |
дилемма |
Вопрос, |
диссонанс |
Противоречие, |
доктрина |
Теория, |
идиллия |
Пастораль |
иллюзия |
Надежда, |
импульс |
Толчок, |
инкогнито |
Тайно, |
кворум |
Достаточность |
коалиция |
Общество, |
коллектор |
Распределитель, |
коммюнике |
Сообщение |
конъюнктура |
Положение, |
лейтмотив |
Тема, идея, |
локаут |
Увольнение, |
меценат |
Покровитель, |
нюанс |
Оттенок, |
обструкция |
Препятствие, |
регресс |
Упадок, |
фетиш |
Божество, |
фиаско |
Неудача, |
филантропия |
Человеколюбие, |
экспозиция |
Положение, |
Задание
9. Выберите
синонимические пары иноязычного и
русского слова. Установите сходство и
различие в значении, границах сочетаемости,
стилистической окраске и сфере
распространения этих слов.
1.
На тех участках фронта, откуда уже ушли
многие части, саперы станут имитировать
оживление. – Подражать крикам животных,
этому сложному и тонкому искусству,
Ваня обучился у деда.
2.
Широкий показ продукции нашей
промышленности и сельского хозяйства
– такова основная задача выставки. –
Лекции по истории русского и западного
искусства всегда сопровождаются
демонстрацией диапозитивов.
3. Различия внутри стиля художественного
повествования определяются жанровыми
особенностями литературы. – Наличие
специальных химических терминов в труде
по химии детерминируется тем, что каждая
наука оперирует специфическими понятиями.
Подражать |
Следовать |
Имитировать |
Подражать |
Показ |
Предъявление |
Демонстрация |
Наглядный |
Определитель |
То, что |
Детерминируется, |
Определитель, |
Подражать, показ, определитель – слова,
принадлежащие общеупотребительной
лексике.
Имитировать, демонстрация, детерминант
– слова иноязычного происхождения,
употребляемые в книжной речи, чаще всего
в научном и научно-популярном стиле.
Задание
10. В
данных предложениях произведите
лексические замены, употребив вместо
неудачно использованных слов синонимы.
За справками обращайтесь к толковым
словарям и словарям синонимов.
1.
Мимолетное нахождение
денежных средств в банке усложняет
документацию. 2. Не секрет, что молодые
учителя ощущают
большие
затруднения в работе с родителями. 3.
Читая роман, мысленно окунаешься
в жизнь
патриархальной русской семьи. 4. Инженеры
соорудили
линейный
ускоритель. 5. Кровля выполнена
плохо. 6. За последние пять лет в селах
Ростовской области было воздвигнуто
около трехсот домов.
Слово |
значение |
синоним |
мимолетный |
Быстрый, |
Быстрый, |
ощущать |
Иметь, |
испытывать |
окунуться |
Предаться, |
погрузиться |
соорудить |
Устроить, |
создать |
выполнить |
Осуществить, |
сделать |
воздвигнуть |
Соорудить, |
построить |
1.
Непродолжительный
период оборота
денежных
средств в банке усложняет документацию.
2. Не секрет, что молодые учителя испытывают
большие затруднения в работе с родителями.
3. Читая роман, мысленно погружаешься
в жизнь
патриархальной русской семьи. 4. Инженеры
создали
линейный
ускоритель. 5. Кровлю сделали
плохо. 6. За
последние пять лет в селах Ростовской
области было построено
около трехсот домов.
Задание
11. Составьте
контексты к каждому из приведенных ниже
слов.
Легкая |
Промышленность |
Оказаться |
В |
Мир |
Шли |
У |
Вскоре |
В |
В |
Княгиня |
Студент |
Для |
Повторить |
Оркестр |
Оркестровое |
Задание
12. Из
слов в скобках выберите нужный вариант.
С помощью «Толкового словаря русского
языка» и «Словаря иностранных слов»
установите смысловое и стилистическое
сходство и различие между этими словами.
1.
Достижение этой гуманной цели (не
лимитируется, не
ограничивается)
ни состоянием науки и техники, ни
(ресурсами,
возможностями, запасами) труда и средств.
2. Отмеченные признаки (разнородны,
гетерогенны). 3. (Профилактическое,
предупреждающее) влияние новых
лекарственных средств еще более
разительно. 4. Сорта новых культур более
(константны,
устойчивы), то есть они лучше (передают,
трансформируют) потомству такие свойства,
как урожайность, величина плода, вкусовые
качества.
лимит |
фр. |
ограничение |
стеснение |
ресурс |
количественная |
возможность |
направление |
разнородный |
различный |
гетерогенный |
разнородный. |
профилактическое |
предохранительный, |
предупреждающее |
сообщение |
константный |
постоянный, |
устойчивый |
способный |
передавать |
1.подавать |
трансформировать |
преобразовывать, |
Задание
13. Укажите
речевые ошибки, возникшие вследствие
неоправданного употребления заимствованных
слов; исправьте предложения.
1.
Он считался гурманом ( любителем
и знатоком)
рыбных блюд. 2. Студенты-заочники
ограничены лимитом времени. 3. Этот
внешний антураж вскоре перестаешь
замечать. 4. Шансы у обоих спортсменов
обоюдные. 5. Древние наши города явились
цитаделью русского национального
зодчества. 6. Нарушители подвергаются
различным санкциям воздействия. 7. Все
аксессуары внутреннего интерьера
выполнены на высоком художественном
уровне. 8. Каждая ваза уникальна,
единственна в своем роде.
гурман |
Любитель |
лимит |
фр. |
антураж |
Окружение, |
обоюдный |
Общий |
цитадель |
Сильное |
санкции |
Строжайшее |
аксессуар |
1.Частная |
уникальный |
Редкий, |
1.
Он считался любителем
и знатоком
рыбных блюд. 2. Студенты-заочники
ограничены временем. 3. Эту обстановку
вскоре перестаешь замечать. 4. Шансы у
обоих спортсменов одинаковые.
5. Древние наши города явились оплотом
русского национального зодчества. 6.
Нарушители подвергаются различным
мерам
воздействия. 7. Все детали
внутреннего интерьера выполнены на
высоком художественном уровне. 8. Каждая
ваза неповторима,
единственна в своем роде.
Задание 14. Подберите антонимы к
прилагательным в следующих сочетаниях.
мелкий |
мелкие |
мелкие |
мягкий |
мягкий |
мягкий |
низкие |
низкое |
низкий |
низкий |
общее |
общая |
общее |
общий |
общее |
прямая |
прямой |
прямой |
прямой |
прямая прямой |
Задание
15. Определите
значения данных паронимов и составьте
с ними словосочетания.
Архаический |
Архаичное |
Будний день |
Будничный |
Гармонический |
Гармоничный |
Демократический |
Демократичный |
Дипломатический |
Дипломатичный |
Добровольный |
Добровольческий |
Драматичный |
Драматический |
Исторически |
Историчный |
Командированный |
Командировочное |
Нестерпимый |
Нетерпимый |
Опасный |
Опасливый |
Осуждение |
Обсуждение |
Политический |
Политичный |
Приметливый |
Приметный |
Тактичный |
Тактический |
Задание
16. Выберите
из слов, данных в скобках, подходящий
пароним.
1. Необходимо принять эффективные
меры против нарушителей дисциплины.
2. Читал он мало, поэтому среди знакомых
слыл невеждой. 3. Критический
анализ этого исследования был не очень
критичным. 4. Мы не поняли, почему
он так поступил, и не считаем его действия
логичными. 5. Он привык работать
без надрыва методично, четко
выполняя все методические
рекомендации. 6. К моему пребыванию в
этом учреждении относятся нетерпимо,
это уже стало для меня нестерпимо.
7. Я собираюсь представить свою
работу на конкурс. 8. Думаю, что ваши
планы не могут считаться реалистичными.
9. Он проявил хозяйскую
заинтересованность в решении этих
хозяйственных вопросов.
Задание
17. В
приведенных словосочетаниях назовите
многозначные слова и слова-омонимы.
Система
воспитания – водопроводная система;
рассыпаться в комплиментах – звезды
рассыпались по небу; диетическое питание
– питание от сети; поле брани – наслушался
брани; шаг колонн – чеканный шаг; очки
от солнца – командные очки; свежая
рубашка – свежий номер газеты.
Из
представленных словосочетаний только
пара очки от солнца – командные очки
являются словами-омонимами. В толковых
словарях им соответствуют пометы под
соответствующей нумерацией: 1.2.3. в разных
словарных статьях. Остальные –
многозначные.
Задание 18.
А. Укажите причины возникновения
двусмысленности в данных предложениях;
отредактируйте их.
После проведения повторного анализа
был получен положительный результат.на
эту особенность поведения модели не
обратили внимания.Оставшись наедине с
самим собой, без поддержки друзей,
трудно расчитывать на успех.
Отличный – слово многозначное. Что
имели в виду: отличные- хорошие результаты
или различающиеся с другими?
Модель – многозначное. Модель –
манекенщица на подиуме, модель поведения
модель какой-либо детали и т.д.
Б.
Объясните
неудачное употребление выделенных
слов; исправьте ошибки в словоупотреблении.
Неизбежность
перехода к новым отношениям очевидна.
Новое перераспределение денег связано
с торговлей компонентами и технологиями,
а также с предоставлением дополнительных
услуг фирмой. Однако не следует относить
корни предпринимательства только к
середине XIX
века, они намного глубже. Недостаточное
количество приборов ставит под сомнение
результаты экспериментов. Компания
РИКО обеспечит обувью
всю страну.
Перспектива
—
ясное ви́дение, панорама, взгляд вдаль,
картина широкого пространства.
Недостаток-
изъян, несовершенство, неправильность
в ком-чем-н.
Причины:
незнание или плохое знание лексического
значения слов, перегруз текста,
лексическая несочетаемость.
Задание
19. Укажите
примеры нарушения лексической
сочетаемости; исправьте предложения.
1.
Серьезные проблемы
возникли у
руководителей. 2. Обратите внимание на
имеющиеся
недостатки. 3. В новых условиях борьба
за качество приобретает
первостепенное значение. 4. Эти задачи
поручаются отделу рекламы. 5. С него
взыскали ущерб. 6. В журнале я прочитала
большую
статью о
вреде и пользе астрологических прогнозов.
Задание
20. Укажите
случаи речевой недостаточности или
избыточности; исправьте предложения.
1. Мы хотим участвовать в соревнованиях
вместе с зарубежными спортсменами. 2.
Я беду предчувствую. 3. Переходите улицу
тольков положенных местах . 4. Награды
вручали в присутствии большого числа
людей. 5. Загрязнение атмосферного
воздуха – актуальная проблема. 6. Следует
возобновить встречи с интересными
людьми города. 7. Молодежь дебютировала
на сцене старейшего театра. 8. Все меньше
и меньше остается у природы неразгаданных
тайн. 9. Делаетя упор на более глубокое
изучение предметов.
Задание 21. В приводимых ниже
предложениях найдите устаревшие слова;
определите: 1) их значение, 2) группу, к
которой они относятся (историзмы,
архаизмы), 3) стилистические функции.
1. За атаманским стругом шел астраханский
стружок с полусотней стрельцов. 2. Разин
велел спустить паруса, ожидая когда
прибудет стольник. 3. В прежние времена
он давал девицам уроки игры на клавикордах.
4. Радоваться надо, что умру в честном
бою, а не под батожьем, под кошками, в
кандалах, в погребе, наг и бос, при
всегдашнем поругании. 5. Городничий
жаден, за грош удавится, сызнова барщину
завел. 6. Уж не знаю, как утешить великого
князя, — не будет в его Кирасирском полку
правофлангового в сажень ростом. 7. Эти
миллионы выколачивают бурмистры из
русских крестьян. 8. Гувернер молодого
графа обратил внимание на способности
мальчика к наукам. 9. Здесь пажеский
цирюльник бреет унтер-офицеров.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Обновлено: 23.06.2023
1. Берков, Валерий Павлович. Большой словарь крылатых слов русского языка: Ок. 4000 единиц / В.П.Берков, В.М.Мокиенко, С.Г.Шулежкова.—М.: Русские словари и др., 2000.—623с.
2. Бирих А.К. Словарь русской фразеологии: Историко-этимол. справ. / А.К.Бирих, В.М.Мокиенко, Л.И.Степанова; Под ред. В.М.Мокиенко.—СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та: Фолио-пресс, 1999.—700с.)
Задание 1. Устраните ошибки. Определите причины этих ошибок (не учитывается значение слова или его стилистическая характеристика или др.).
1. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий явлений НЛО (не учитывается оттенок значения).
2. На сцену выходит очередная претендентка на звание чемпионки победительницы этого фестиваля.
3. В результате всем видным политикам пришлось публично определить своё отношение к наезду нападкам . на премьера.
4. Когда Таня и Вячеслав познакомились, оба были уже женаты в браке.
5. Ради любопытства заглянули в теплицы. На ветках болтались висели, дозревая, помидоры.
6. Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена сделана только из японских деталей.
7. Французское трио оставило захватывающее яркое впечатление.
8. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников читателей.
9. Докладчики обычно фигурируют оперируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывать помощь» и т.п.
10.Тренер: «У нас хромают слабые защитники».
11.Недостаток приборов Неточные приборы ставитят под сомнение результаты экспериментов.
12.На костре – на костер собрались лучшие люди нашего села.
Задание 2. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.
1.После десятимесячного возраста ребёнка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание.
2.Мы живём в одном доме, но на (разных, различных) этажах.
3.В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.
4.Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.
5.Всё вокруг привлекательно: и (ближние, близкие), и (далёкие, дальние) холмы.
6.Студент быстро (усвоил, освоил) материал.
7.В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.
8.Беженцам (представили, предоставили) временное жильё.
9. Без вашей (подписи, росписи) документ недействителен.
10.Мне не нужна теория, мне нужен (практичный, практический) результат.
Задание 3. Укажите слова, употреблённые ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.
1. Самолёты значительно укоротили ускорили путь от Камчатки до Москвы.
2.Население страны возросло увеличилось на миллион человек.
3.В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток объем писем о плохой работе энергетиков.
4. Мы были свидетелями поединка хоккеистов нашего факультета и хоккеистов сотрудников коммерческой фирмы.
5.Нас встретили с неподкупной неподдельной теплотой, как самых дорогих гостей.
6.Мне надо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной рекомендованной литературы.
7.Весь иллюстрированный иллюстрационный материал он хранит в специальной папке.
8.Взаимопонимание обобщает сплачивает людей, делает их ближе, добрее, доверчивее.
9.Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются не учитываются.
10.В полку царило воинствующее воинственное настроение.
Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением логической сочетаемости слов.
1. Большая половина часть игры уже прошла.
2. Уже в 1900 году имя писателя вышло на мировую арену стало известным.
3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. .
4. Быстро и качественно! Фотографии на документы и памятные фото. (реклама).
5. У нас установились человеческие личные и деловые отношения.
6. Именно при нём расцвела выросла финансовая пирамида.
7. Вода у нас всегда несчитана была Воды у нас всегда было много.
8. Переговоры вошли в более другой виток другое русло.
9. Этот препарат не имеет противопоказаний и передозировок ограничений в дозировке
10.Эта выставка обогатит расширит ваш кругозор (реклама).
11.По нашему мнению, это тупиковый выход путь.
12.Черта бедности Прожиточный минимум московского пенсионера впервые перевалила за тысячу рублей.
Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости:
а) прилагательных и существительных:
1.На улице лил большой сильный дождь.
2.В разговоре он допустил сильную большую ошибку.
3.Никогда не прибегайте к сильным крепким словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.
4.В этом случае оказывается сильное напряжение давление на сердце.
5.Это так идёт к сочетается с твоей белокурой причёской!
6.Подавляющее количество Большинство заданий было выполнено.
7.Особенный интерес посетители выставки проявили к картинам молодых художников. .
8.Его скоропостижный скорый отъезд взволновал всех.
б) глаголов и существительных:
1.Все сотрудники отдела постоянно наращивают совершенствуют мастерство.
2.Спектакль оказал на ребёнка большое впечатление влияние .
3.Большое внимание благоустройству города будет оказано уделено в следующем году.,
4.В городе много людей, которые осуществляют имеют власть.
5.Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.
6.Спикеру было рекомендовано не делать давать напрасных обещаний.
7.Не нужно из этого факта строить делать проблему.
8.Продукт пользуется авторитетом спросом у покупателей.
9. Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели понесли
ущерб.
Задание 6. Найдите примеры лексической избыточности, определите ее вид (тавтология или плеоназм), исправьте ошибки:
Тавтология (риторика) (от др.-греч. ταυτολογία) — риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.
Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование [1] . Плеоназм — оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению.
1.Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
2.В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.
3.Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю нашего класса.
4.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
5.Депутату приходится встречаться со всеми социальными слоями общества.
6.Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.
7.Если вы любите чёрный чай, не кладите лимон — он обесцвечивает цвет чая.
8.Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний.
9.Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку.
10.На территории Казанского собора были найдены археологические находки.
11.Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.
12.Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.
13.Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.
14.Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.
Задание 7. Какие из приведённых слов содержат элемент –ман(ия) (страсть)? Объясните значения слов.
Библиоман – чрезмерно увлечен собранием книг, наркоман, меломан – любитель музыки разной без разбора, агреман — Согласие правительства одного государства принять какое-л. лицо, предложенное другим государством в качестве дипломатического представителя последнего, пироман – страдает пироманией — психическая болезнь, выражающаяся в неодолимом болезненном влечении к поджогам, возникающим импульсивно., галломан — Тот, кто имеет пристрастие ко всему французскому , шпильман — первоначально средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах. Впоследствии от слова образовалась фамилия., кульман — Установленная вертикально или под углом доска для черчения, пульман, брахман — человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально — касте жрецов), клептоман – склонный к воровству, графоман — увлеченный пустым многословным сочинительством.
Задание 8. Какие слова пишутся через дефис, какие – слитно или раздельно? Что они обозначают?
Де-факто, (де)-юре, (депо, (декольте, (ва)-банк, (а)-конто, (виз(ви), (тет)-а-(тет), (персона) грата, (далай)-лама, дежавю), (донжуан, (метрдотель, рандеву), метранпаж), карт-(бланш), (альма)-матер, (альпари, (ленд)-лиз, кишмиш).
Задание 9. Найдите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.
1. Юноша во всём имитировал подражал старшему брату.
2. В последнем туре соревнований команда нашего института потерпела фиаско.
3. Незабываемый прецедент незабываемое событие произошло во время нашей поездки по Волге.
4. Рецензент отметил, что стихи написаны на некардинальные темы нашей жизни.
5. Преподаватель информировал сообщил о предстоящей контрольной по культуре речи.
6. Среди собравшихся превалировали преобладали студенты старших курсов.
7. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию негативный эффект негативное впечатление.
8. Закон должен надёжно защищать права тинэйджеров молодежи в России.
9. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж коллектив Эрмитажа.
10.Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим
санкциям воздействия.
Задание 10. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины. Исправьте искажения.
1.Отношения России и Германии всегда играли имели важное значение в жизни обоих народов.
2.Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс сыграли роль по всей стране.
3.Пётр 1 придавал особую роль особое значение созданию флота.
4.Медики города оказывают медицинское обслуживание медицинскую помощь морякам.
5.Почему деревья оказывают на нас обладают такую притягательную силу? .
6.Правительство могло бы оказывать осуществлять большую защиту населения Севера.
7.Сбербанк несёт ответственность и гарантии за гарантирует сохранность наших вкладов.
8.У нас есть компьютерная сеть, которая может нести иметь самое разнообразное применение.
9.Медицина несёт на себе ответственность в случае возникновения эпидемии.
10. Хозяйства, нарушающие экологическую обстановку, должны быть подвержены штрафным санкциям Нести штрафные санкции.
Задание 11. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
(Б) Вылитый Плюшкин — Человек, у которого скупость доходит до мании, до крайности; вообще скряга. (По имени помещика Плюшкина, действующего лица «Мертвых душ» Гоголя.) / Курить фимиам — (книжн. ирон.) льстиво, преувеличенно восхвалять кого-либо. Выражение — калька с греческого. Фимиам — благовонное вещество для курения, которое сжигали в храме в честь божества и при дворах царей. Курение фимиама сопровождалось восхвалениями. / Перейти Рубикон — (книжн.) сделать решительный шаг. Вопреки запрещению сената Цезарь со своими легионами перешел реку Рубикон. Это стало началом войны между сенатом и Цезарем, в результате которой Цезарь овладел Римом и стал диктатором. / Пиррова победа / Гомерический смех — неудержимый, громовой хохот, — от имени Гомера, описавшего смех богов на Олимпе в поэме «»Илиада»». Гомерический в переносном смысле — изобильный, огромный. / Дамоклов меч — (книжн.) о постояннно грозящих кому-либо опасностях. Калька с греческого. Выражение из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (ок. 432-367 гг. до н. э.), рассказанного Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»: желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе. Этот меч — символ постоянных опасностей, угрожающих властителю / Этакий Голиаф — великан, гигант / Тришкин кафтан — ирон.) о непродуманном и небрежном, поспешном устранении одних недостатков, которое влечет засобой возникновение новых. Выражение — название басни (1815) И. А. Крылова, в которой рассказывается, как ее геройТришка для починки локтей кафтана, обрезал рукава, а чтобы надставить рукава, обрезал полы, в результате чего кафтан стал таким, «которого длиннее и камзолы». / Прокрустово ложе — мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под нее. Выражение из античной мифологии. Прокруст Полипомен, сын Нептуна, разбойник и истязатель, ловил прохожих и клал их на свое ложе. Тем, у кого ноги были длиннее ложа, он обрубал их, а тем, у кого они были короче, — вытягивал, подвешивая к ногам тяжести. / Синий чулок / Современный Дон Кихот — Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чье благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью. / Настоящий Квазимодо — урод / Петь дифирамбы – восхвалять / Робинзонада — робинзонады, ·жен. (от имени главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»). 1. Сюжет литературного произведения, основанный на описаниях путешествия с приключениями ( лит. ). 2. Цепь приключений, преодолевание, подобно Робинзону, длинного ряда препятствий. Проделать робинзонаду. 3. Ироническое название, употребленное К.Марксом для высмеивания буржуазных и мелкобуржуазных экономических теорий, исходящих из представлений о совершенно изолированном индивидуальном хозяйстве, как об исходном пункте развития человеческого общества ( экон. ирон. ). / Фигура, как у Аполлона – красивая хорошо сложенная фигура / Дон Жуан — созданный средневековой легендой образ рыцаря-повесы, дерзкого нарушителя моральных и религиозных норм, искателя чувственных наслаждений; один из вечных образов / Троянский конь — дар врагу с целью его погубить). / Вернуться к своим пенатам – вернуться в Родной дом, родной кров [от имени пенатов — древнеримских богов, покровителей домашнего очага]
Задание 12. Прочитайте текст и объясните значения заимствованных слов.
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Найдите плеоназмы и тавтологию в предложениях. Выберите из слов, данных в скобках, нужный пароним. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических единиц. Отметьте словосочетания, в которых наблюдается плеоназм. Установите значение слов.
1. Берков, Валерий Павлович. Большой словарь крылатых слов русского языка: Ок. 4000 единиц / В.П.Берков, В.М.Мокиенко, С.Г.Шулежкова.—М.: Русские словари и др., 2000.—623с.
2. Бирих А.К. Словарь русской фразеологии: Историко-этимол. справ. / А.К.Бирих, В.М.Мокиенко, Л.И.Степанова; Под ред. В.М.Мокиенко.—СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та: Фолио-пресс, 1999.—700с.)
Задание 1. Устраните ошибки. Определите причины этих ошибок (не учитывается значение слова или его стилистическая характеристика или др.).
1. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий явлений НЛО (не учитывается оттенок значения).
2. На сцену выходит очередная претендентка на звание чемпионки победительницы этого фестиваля.
3. В результате всем видным политикам пришлось публично определить своё отношение к наезду нападкам . на премьера.
4. Когда Таня и Вячеслав познакомились, оба были уже женаты в браке.
5. Ради любопытства заглянули в теплицы. На ветках болтались висели, дозревая, помидоры.
6. Вся представленная на выставке аппаратура была выполнена сделана только из японских деталей.
7. Французское трио оставило захватывающее яркое впечатление.
8. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников читателей.
9. Докладчики обычно фигурируют оперируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывать помощь» и т.п.
10.Тренер: «У нас хромают слабые защитники».
11.Недостаток приборов Неточные приборы ставитят под сомнение результаты экспериментов.
12.На костре – на костер собрались лучшие люди нашего села.
Задание 2. Выберите из предлагаемых паронимов подходящий по смыслу.
1.После десятимесячного возраста ребёнка перевели на (искусное, искусственное) вскармливание.
2.Мы живём в одном доме, но на (разных, различных) этажах.
3.В квартире нужно было (провести, произвести) ремонт.
4.Любой (поступок, проступок) заслуживает осуждения.
5.Всё вокруг привлекательно: и (ближние, близкие), и (далёкие, дальние) холмы.
6.Студент быстро (усвоил, освоил) материал.
7.В новых кварталах города находятся самые (высокие, высотные) дома.
8.Беженцам (представили, предоставили) временное жильё.
9. Без вашей (подписи, росписи) документ недействителен.
10.Мне не нужна теория, мне нужен (практичный, практический) результат.
Задание 3. Укажите слова, употреблённые ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.
1. Самолёты значительно укоротили ускорили путь от Камчатки до Москвы.
2.Население страны возросло увеличилось на миллион человек.
3.В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток объем писем о плохой работе энергетиков.
4. Мы были свидетелями поединка хоккеистов нашего факультета и хоккеистов сотрудников коммерческой фирмы.
5.Нас встретили с неподкупной неподдельной теплотой, как самых дорогих гостей.
6.Мне надо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной рекомендованной литературы.
7.Весь иллюстрированный иллюстрационный материал он хранит в специальной папке.
8.Взаимопонимание обобщает сплачивает людей, делает их ближе, добрее, доверчивее.
9.Бывшие заслуги здесь во внимание не принимаются не учитываются.
10.В полку царило воинствующее воинственное настроение.
Задание 4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением логической сочетаемости слов.
1. Большая половина часть игры уже прошла.
2. Уже в 1900 году имя писателя вышло на мировую арену стало известным.
3. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. .
4. Быстро и качественно! Фотографии на документы и памятные фото. (реклама).
5. У нас установились человеческие личные и деловые отношения.
6. Именно при нём расцвела выросла финансовая пирамида.
7. Вода у нас всегда несчитана была Воды у нас всегда было много.
8. Переговоры вошли в более другой виток другое русло.
9. Этот препарат не имеет противопоказаний и передозировок ограничений в дозировке
10.Эта выставка обогатит расширит ваш кругозор (реклама).
11.По нашему мнению, это тупиковый выход путь.
12.Черта бедности Прожиточный минимум московского пенсионера впервые перевалила за тысячу рублей.
Задание 5. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости:
а) прилагательных и существительных:
1.На улице лил большой сильный дождь.
2.В разговоре он допустил сильную большую ошибку.
3.Никогда не прибегайте к сильным крепким словечкам, даже если окружающие позволяют себе это.
4.В этом случае оказывается сильное напряжение давление на сердце.
5.Это так идёт к сочетается с твоей белокурой причёской!
6.Подавляющее количество Большинство заданий было выполнено.
7.Особенный интерес посетители выставки проявили к картинам молодых художников. .
8.Его скоропостижный скорый отъезд взволновал всех.
б) глаголов и существительных:
1.Все сотрудники отдела постоянно наращивают совершенствуют мастерство.
2.Спектакль оказал на ребёнка большое впечатление влияние .
3.Большое внимание благоустройству города будет оказано уделено в следующем году.,
4.В городе много людей, которые осуществляют имеют власть.
5.Эти слова окончательно подорвали терпение депутатов.
6.Спикеру было рекомендовано не делать давать напрасных обещаний.
7.Не нужно из этого факта строить делать проблему.
8.Продукт пользуется авторитетом спросом у покупателей.
9. Многие предприятия в результате неправильной политики потерпели понесли
ущерб.
Задание 6. Найдите примеры лексической избыточности, определите ее вид (тавтология или плеоназм), исправьте ошибки:
Тавтология (риторика) (от др.-греч. ταυτολογία) — риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов.
Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста — а также само языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование [1] . Плеоназм — оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению.
1.Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.
2.В пищу животным стали добавлять минеральные добавки.
3.Все материалы о выставке мы отдали классному руководителю нашего класса.
4.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
5.Депутату приходится встречаться со всеми социальными слоями общества.
6.Деятельность центра будет способствовать дальнейшему совместному сотрудничеству между народами разных стран.
7.Если вы любите чёрный чай, не кладите лимон — он обесцвечивает цвет чая.
8.Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний.
9.Мы каждый месяц платим абонементную плату за радиоточку.
10.На территории Казанского собора были найдены археологические находки.
11.Открылось новое совместное предприятие, выпускающее 30 тысяч штук изделий в год.
12.Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.
13.Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.
14.Эти компьютеры просты по устройству и дешевы по стоимости.
Задание 7. Какие из приведённых слов содержат элемент –ман(ия) (страсть)? Объясните значения слов.
Библиоман – чрезмерно увлечен собранием книг, наркоман, меломан – любитель музыки разной без разбора, агреман — Согласие правительства одного государства принять какое-л. лицо, предложенное другим государством в качестве дипломатического представителя последнего, пироман – страдает пироманией — психическая болезнь, выражающаяся в неодолимом болезненном влечении к поджогам, возникающим импульсивно., галломан — Тот, кто имеет пристрастие ко всему французскому , шпильман — первоначально средневековый бродячий артист в немецкоязычных странах. Впоследствии от слова образовалась фамилия., кульман — Установленная вертикально или под углом доска для черчения, пульман, брахман — человек, принадлежащий к высшей касте (первоначально — касте жрецов), клептоман – склонный к воровству, графоман — увлеченный пустым многословным сочинительством.
Задание 8. Какие слова пишутся через дефис, какие – слитно или раздельно? Что они обозначают?
Де-факто, (де)-юре, (депо, (декольте, (ва)-банк, (а)-конто, (виз(ви), (тет)-а-(тет), (персона) грата, (далай)-лама, дежавю), (донжуан, (метрдотель, рандеву), метранпаж), карт-(бланш), (альма)-матер, (альпари, (ленд)-лиз, кишмиш).
Задание 9. Найдите иноязычные слова, употреблённые неуместно. Замените подходящими по смыслу синонимами.
1. Юноша во всём имитировал подражал старшему брату.
2. В последнем туре соревнований команда нашего института потерпела фиаско.
3. Незабываемый прецедент незабываемое событие произошло во время нашей поездки по Волге.
4. Рецензент отметил, что стихи написаны на некардинальные темы нашей жизни.
5. Преподаватель информировал сообщил о предстоящей контрольной по культуре речи.
6. Среди собравшихся превалировали преобладали студенты старших курсов.
7. Оратор говорил весьма напыщенно, что произвело на аудиторию негативный эффект негативное впечатление.
8. Закон должен надёжно защищать права тинэйджеров молодежи в России.
9. Гран-при за лучший сайт получил Эрмитаж коллектив Эрмитажа.
10.Нарушители порядка, как правило, подвергаются штрафам и другим
санкциям воздействия.
Задание 10. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний, назовите их причины. Исправьте искажения.
1.Отношения России и Германии всегда играли имели важное значение в жизни обоих народов.
2.Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, сыграли резонанс сыграли роль по всей стране.
3.Пётр 1 придавал особую роль особое значение созданию флота.
4.Медики города оказывают медицинское обслуживание медицинскую помощь морякам.
5.Почему деревья оказывают на нас обладают такую притягательную силу? .
6.Правительство могло бы оказывать осуществлять большую защиту населения Севера.
7.Сбербанк несёт ответственность и гарантии за гарантирует сохранность наших вкладов.
8.У нас есть компьютерная сеть, которая может нести иметь самое разнообразное применение.
9.Медицина несёт на себе ответственность в случае возникновения эпидемии.
10. Хозяйства, нарушающие экологическую обстановку, должны быть подвержены штрафным санкциям Нести штрафные санкции.
Задание 11. Укажите, какие значения соответствуют приведенным образным выражениям.
(Б) Вылитый Плюшкин — Человек, у которого скупость доходит до мании, до крайности; вообще скряга. (По имени помещика Плюшкина, действующего лица «Мертвых душ» Гоголя.) / Курить фимиам — (книжн. ирон.) льстиво, преувеличенно восхвалять кого-либо. Выражение — калька с греческого. Фимиам — благовонное вещество для курения, которое сжигали в храме в честь божества и при дворах царей. Курение фимиама сопровождалось восхвалениями. / Перейти Рубикон — (книжн.) сделать решительный шаг. Вопреки запрещению сената Цезарь со своими легионами перешел реку Рубикон. Это стало началом войны между сенатом и Цезарем, в результате которой Цезарь овладел Римом и стал диктатором. / Пиррова победа / Гомерический смех — неудержимый, громовой хохот, — от имени Гомера, описавшего смех богов на Олимпе в поэме «»Илиада»». Гомерический в переносном смысле — изобильный, огромный. / Дамоклов меч — (книжн.) о постояннно грозящих кому-либо опасностях. Калька с греческого. Выражение из древнегреческого предания о сиракузском тиране Дионисии Старшем (ок. 432-367 гг. до н. э.), рассказанного Цицероном в сочинении «Тускуланские беседы»: желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, Дионисий приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе. Этот меч — символ постоянных опасностей, угрожающих властителю / Этакий Голиаф — великан, гигант / Тришкин кафтан — ирон.) о непродуманном и небрежном, поспешном устранении одних недостатков, которое влечет засобой возникновение новых. Выражение — название басни (1815) И. А. Крылова, в которой рассказывается, как ее геройТришка для починки локтей кафтана, обрезал рукава, а чтобы надставить рукава, обрезал полы, в результате чего кафтан стал таким, «которого длиннее и камзолы». / Прокрустово ложе — мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под нее. Выражение из античной мифологии. Прокруст Полипомен, сын Нептуна, разбойник и истязатель, ловил прохожих и клал их на свое ложе. Тем, у кого ноги были длиннее ложа, он обрубал их, а тем, у кого они были короче, — вытягивал, подвешивая к ногам тяжести. / Синий чулок / Современный Дон Кихот — Имя Дон Кихота стало нарицательным для обозначения человека, чье благородство, великодушие и готовность на рыцарские подвиги вступают в трагическое противоречие с действительностью. / Настоящий Квазимодо — урод / Петь дифирамбы – восхвалять / Робинзонада — робинзонады, ·жен. (от имени главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо»). 1. Сюжет литературного произведения, основанный на описаниях путешествия с приключениями ( лит. ). 2. Цепь приключений, преодолевание, подобно Робинзону, длинного ряда препятствий. Проделать робинзонаду. 3. Ироническое название, употребленное К.Марксом для высмеивания буржуазных и мелкобуржуазных экономических теорий, исходящих из представлений о совершенно изолированном индивидуальном хозяйстве, как об исходном пункте развития человеческого общества ( экон. ирон. ). / Фигура, как у Аполлона – красивая хорошо сложенная фигура / Дон Жуан — созданный средневековой легендой образ рыцаря-повесы, дерзкого нарушителя моральных и религиозных норм, искателя чувственных наслаждений; один из вечных образов / Троянский конь — дар врагу с целью его погубить). / Вернуться к своим пенатам – вернуться в Родной дом, родной кров [от имени пенатов — древнеримских богов, покровителей домашнего очага]
Задание 12. Прочитайте текст и объясните значения заимствованных слов.
1. Запишите слова. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения.
Иконопись, ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, асимметрия, береста, битум, новорожденный, глашатай, планер, гофрированный, камбала, иссиня-черный, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, вероисповедание, баловать, балуешь, заиндеветь, искриться, кирза, кулинария, лубок, костюмировать, искра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жалюзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, кремень, дозировать, досуг, каталог, квартал, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пурпур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, украинский, знамение, зубчатый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, приструнить.
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
2. Сигнификативное ударение — разделяющее грамматические и семантические формы омографов. Пользуясь словарем, для каждого случая постановки ударения запишите семантическое толкование слова. В приводимых словах объясните грамматическую и семантическую вариантность постановки ударения. Как значение слов подчеркивается постановкой ударения?
Замки, колледж, проясниться, планировать, атлас, видение, свойство, броня, призывного, подвижного, отзыв, хаос, учителей, угольный, растворенный, напоенный, образа, община, наголо, лоскут, кредит, кругом, лавровый, корпуса, клубы, ирис, забронировать, артикул.
ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
3. Произнесите приводимые слова. Что обусловливает трудности в их устной интерпретации? Обратите внимание на твердость-мягкость согласных перед (э) и другими гласными звуками.
Агрессия, конкретный, декан, кафетерий, диета, интервью, музей, демаскировать, интервент, идентичный, гейзер, ватерлиния, тенденция, реле, тезис, фарватер, критерий, компетентный, контекст, кредо, крем, депо, деградация, бутерброд, бижутерия.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
4. В приведенных ниже парах слов затруднения в семантической дифференциации возникают вследствие явления паронимии — различия значений при внешней схожести (не тождественности) лексических единиц. Записав слова, укажите их лексические или грамматические значения, влияющие на семантические признаки.
Личный — личной, гололед — гололедица, давить — довлеть, адресат — адресант, ложа — ложе, основать — обосновать, форум — кворум, одеть — надеть, район — регион, нарочно — нарочито, сытый — сытный, дипломник — дипломант, ванна — ванная, войти — взойти, лирический — лиричный, эмигрант — иммигрант, различать — отличать, факт — фактор, индийка — индейка, главный — заглавный, обеих — обоих, проблема — дилемма, встать — стать, сойти — выйти, командированный — командировочный, невежа — невежда, вдох — вздох, латышский — латвийский, представить — предоставить, на поверку — на проверку.
5. В приводимых парах слов одно соответствует норме, другое в силу каких-либо причин вненормативно или ограничено в употреблении. Запишите слова. Пользуясь словарями, определите лексически ограниченные элементы и укажите причину этого ограничения.
Профессора — профессоры, учителя — учители, мичманы — мичмана, есть — кушать, крайний (в очереди) — последний, подойти (в кабинет) прийти, мышление — мышление, шоферы — шофера, муз(е)й — муз(э)й, электропоезд — электричка, звонит — звонит, водомет — фонтан, гола — гола (сущ.), брала— брала, заговор — заговор, каталог — каталог, револьвер — револьвер, желчный — жёлчный, белёсый — белесый, делов — дел, помидоров — помидор, зал — зала, туфля — туфель, хлеще — хлестче, бархатистый — бархатистый, желатин — желатина, журавль — журавель, их — ихний.
СЕМАНТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
6. Все приводимые фразы не соответствуют норме, но есть некий общий признак, лежащий в основе семантического искажения. Назовите его и измените фразы так, чтобы они соответствовали норме.
Сняться в анфас, моя автобиография, февраль месяц, кавалькада всадников, большая масса людей, памятный сувенир, крайний с левого края, двоякая дилемма, равные половины, автор своей статьи, глубокая бездна, свободная вакансия, первая премьера.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
7. Запомните произнесение и написание следующих слов (объясните их значение): инцидент, интендант, прецедент, яства, летосчисление, времяисчисление, светопреставление, беспрецедентный, бивак, времяпрепровождение, бранчливый, будущий, следующий, более или менее, дерматин.
ЛЕКСИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
8. Составьте словосочетания, используя один из вариантов, данных в скобках. Варианты, выбранные вами, объясните. Почему другие сочетания ненормативны?
благодаря (миру, войне, гибели);
согласно (распоряжению, распоряжения);
дверь в (ванну, ванную);
большинство (написало диктант, написали диктант);
(широкие, широкое) галифе;
две (долгие, долгих) недели;
оплатить (за проезд, проезд);
одеть (девочку, платье);
(ужасно, необыкновенно) хороший вечер;
быть учителем по (профессии, специальности);
прийти (около, в районе, примерно) в . час(а);
заведующий (магазина, магазином);
игнорировать (факт, фактом);
поднять (бокал, тост);
вернисаж (трехнедельный, торжественный);
(автор, исполнитель) прыжка;
(построить, возвести) детский городок;
(дипломник, дипломант) конкурса;
сделать глубокий (вздох, вдох);
боковая (ложа, лоджия) в зале театра;
играть (значение, роль) в этом деле;
одолжить (ему, у него);
(вторая, настоящая) ахиллесова пята;
(лирический, лиричный) пейзаж акварелью;
быть в математике (невежей, невеждой);
(познакомить, ознакомить) с другом;
озеро и пруд (отличать, различать);
молодежный (кворум, форум).
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
9. В данных словосочетаниях вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.
Громадн.. цунами, зелен., авеню, больш.. кафе-бар, стремительного дизел.. — электрохода, компактн.. диван-кровать, свеж., салями, влажн.. сирокко, спел., кольраби, черн.. кофе, разведенн.. какао, погоны генерал..-лейтенанта, дом премьер..-министра, ярк.. колибри, стар., танго, стремительн.. такси, очередн.. выставка-просмотр, вновь построенн.. театр-студия, думать о нов.. библиотек..-музее, бел., тюль, розоват., шампунь.
10. Написанные цифрами имена числительные замените прописным вариантом; там, где это невозможно, измените фразу. Быстро прочитайте вслух получившиеся конструкции. Задача предложена 22 ученикам.
Мы плыли по морю 1,5 суток.
Было приобретено 4 ножниц, 5 граблей, 3 вил.
Поезд шел с 368 пассажирами в 10 вагонах. Длина реки равна 4749 километр.. .(пропущенное вставить).
Это произошло в 1242 году.
Рабочими отремонтировано 34 яслей. Приобрели 22 новых кеглей.
В сумке было около 1,5 килограмм., яблок. (пропущенное восстановить ).
Празднование 850-летия Москвы.
11. Перечисленные глаголы поставьте, если это возможно, форме 1 лица ед. числа наст. вр. и в форму деепричастия несов. вида. Сделайте вывод, в каких случаях этого сделать невозможно.
Будить, ходить, лудить, убедить, тузить, дерзить, двигаться, двигать, брызгать, мяукать, махать, писать, видеть, жевать, спать, чудить, победить, ржаветь, очутиться, течь, сквозить, кружить, следить, пахать, капать, свистеть, вертеть, грузить, варить, лепить.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
12. В предлагаемых словесных структурах имеются речевые ошибки. Определив их характер, реконструируйте нормативное звучание фраз.
Памятный мемориал, автор праздничного пирога, ванная из чугуна, приехать в районе пяти часов, вызов редактора, памятник Кутузова, сколько много, вопреки ожидания, заведующий детского сада, отдыхать послеобеденным сном, меньшая половина буханки, завоевать победу, оплатить за билет, одеть весеннюю куртку, основать вескими аргументами, второе боевое крещение, вернуться в свои пенаты, плеяда бандитов, роспись учителя в дневнике, предоставить тетрадь на проверку, различать небо от земли, логическая лекция, нетерпимая жара, благодаря наводнения, играть главную скрипку, довлеть над миром, взойти в комнату.
ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ОРФОЭПИЧЕСКОЙ НОРМОЙ
ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ
С ЛЕКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ
Соедините пары антонимов.
1. Полезный. А. Скрытный.
2. Талантливый. Б. Лживый.
3. Искренний. В. Рассеянный.
4. Правдивый. Г. Вредный.
5. Откровенный. Д. Бездарный.
6. Внимательный. Е. Лицемерный.
7. Щедрый. Ж. Прославленный.
8. Враждебный. 3. Бережливый.
9. Расточительный. И. Скупой.
10 Безвестный. К. Дружелюбный.
Ошибки исправьте.
1. Ее внешний вид тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания.
2. В своей деятельности руководители руководствуются заранее составленными планами.
3. Приурочьте дату окончания прекращения курения к какому-то знаменательному событию, обязательно к свободному от работы дню.
4. Резюмируя, можно кратко обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию.
5. Мы стремились проанализировать характер Теплякова — характерный для людей его поколения.
6. Его взор внушал страх и боязнь.
7. Прогулы уроков являются самым нежелательным явлением.
8. Художественно оформленный интерьер библиотеки как и внимательность ее работников понравились всем.
9. Требуется лечение за границей. Дорога каждая минута времени.
10. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.
28. Распределите обнаруженные вами речевые ошибки на группы:
а) многословие;
б) неполнота высказывания.
Ошибки исправьте.
1. В семье взрослые не обращают на жаргон ребенка.
2. Если я не согласен с учителем, то я имею высказать свою точку зрения.
3. Я бы заключил со многими институтами, чтобы моим выпускникам было легче поступать в высшие заведения.
4. Одесса с давних времен была местом, куда прибывали и отбывали различные суда.
5. Школьники привыкли вести себя в коллективе.
7. Вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал поэт тринадцать лет спустя.
8. Сердце заледенело. Губы ссохлись. Он облизнул их языком.
9. Закупаем словари, литературу по спорту и туризму вторник, среду, четверг и пятницу.
10. К нам подошел молодой мальчик.
11. И худо-бедно, но дело пошло: к сожалению, именно в нашем городе дела идут хуже, чем в других.
12. Большая часть поступивших овощей погублена зря.
13. Так, мальчик на задней парте! Ведите тихо!
14. Продавать векселя мы намереваемся не только столичным жителям, но и других городов.
15. Сейчас будем веселую комедию смотреть.
29. Выпишите из предложений неудачно образованные слова. Замените их соответствующими норме вариантами.
1. А для кого-то унылье — это вся жизнь.
2. Он не раз признавался жене, что юридическая карьера начинает ему прискучивать.
3. Учитель выставляет нам оценки по поведению и хотению работать.
4. Прививайтесь от экзотических болезней.
5. Характерно, что авторы подобных опубликаций и не пытаются опровергать очевидные факты.
30. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту. Объясните разницу между данными словами.
1. В этом выступлении рабочие впервые (узрели, увидели) свою силу.
2. (Нынче, сегодня) воскресенье. На работу не пойду!
3. А воз и (ныне, сейчас) там.
4. Ученик усиленно морщил (чело, лоб), решая задачу.
5. Сверхзвуковые (аэропланы, лайнеры) были представлены на международной выставке.
ТЕСТЫ, СВЯЗАННЫЕ
С СИНТАКСИЧЕСКОЙ НОРМОЙ
А. Нарушен порядок слов.
Д. Нарушено согласование.
1. Его герои, которые описываются на протяжении всего произведения, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце.
2. Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравится, ближе и доступнее.
3. Унылая пора связана у меня с одиночеством, когда человек закрывается в своем маленьком мире и которому не с кем поговорить и некому излить свою душу.
4. Школа — это где учатся дети.
5. Волк попросил лису, чтобы она дала мне немного рыбки.
I . Орфоэпический.
II. Лексический.
III. Морфологический.
IV. Синтаксический.
А. Равноправные.
Б. Семантические.
В. Стилистические.
А. Плеоназм.
Г. Орфоэпическая ошибка.
Д. Смешение паронимов.
1. Дубровский знал, какой смертной опасности он подвергается.
2. Его первый дебют был удачным.
3. Еще учась в школе, он уже вращался со студентами.
4. Лицо мамы скрывал густой вуаль.
5. Наши мастера установят жалюзи любых размеров.
Д. Смешение паронимов.
1. Путники сдвинули лежачий на дороге камень.
2. Красноречие юноши произвело на девушку надлежащий эффект.
3. Становьте сюда свой чемодан.
4. Артисты выступали в потрясных костюмах.
5. К праздничному столу я купил пять килограмм банан.
В. Смешение паронимов.
Г. Плеоназм.
А. Смешение паронимов.
В. Ошибка в согласовании.
Д. Орфоэпическая ошибка.
1. Из этих шестиста наемников две трети — граждане Пакистана.
2. В отдельных местностях выпадают чрезмерные осадки.
3. Церковь всегда занимает примиряющую роль.
4. Моя точка такая: пусть выходят новые книги.
В. Ошибка в управлении.
Г. Многословие.
Д. Ошибка в образовании формы сравнительной степени прилагательного.
1. Его язык остолбенел от страха.
2. Греки были более образованнее, чем римляне.
3. Детей пригласили поиграть в игру.
4. Я однажды нашел большого боровика.
5. Многие относятся предвзяточно к безработным.
А. Орфоэпическая ошибка.
А. Многословие.
В. Ошибка в управлении.
Г. Словообразовательная ошибка.
А. Орфоэпический словарь.
В. Словарь паронимов.
Г. Словарь управления.
Д. Словарь синонимов.
Е. Этимологический словарь.
З. Толковый словарь.
1. Надеть или одеть.
2. Баловать или баловать.
3. Естественный или натуральный.
4. Спустив рукава или спустя рукава.
5. Благодаря успеху или успеха.
6. Ирис или ирис.
7. Фальшивый или искусственный.
8. Согласно распоряжению или распоряжения.
9. Поделки или подделки.
10. Ш[о]пен или Ш[а]пен.
11. Пустой — пустынный.
12. Компания — кампания.
13. Кредит — кредит.
14. Прикус — прикус.
15. Красный — киноварный — шарлаховый.
16. Ахиллесова пята.
17. Девичий — девичий.
18. Эффективность— эффектность.
98. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы:
1. . продолжить ряд: красный, алый, рубиновый;
2. . узнать варианты произношения слова;
3. . узнать значения слов: релятивный, пролонгировать;
4. . к слову вакуум подобрать слово с противоположным значением;
5. . выяснить происхождение слова.
6. . узнать значение выражения колосс на глиняных ногах;
7. . проверить правописание слов преамбула, приоритет;
8. . уточнить значение слов: дантист, вещий;
9. . узнать значения одинаково звучащих слов бор, бор: панама, Панама;
10. . восстановить ряд однокоренных слов: цветастый, цветистый.
А. Орфоэпический словарь.
Б. Словарь иностранных слов.
В. Фразеологический словарь.
Г. Толковый словарь СИ. Ожегова.
Д. Орфографический словарь.
Е. Этимологический словарь.
Ж. Словарь паронимов.
3. Словарь синонимов.
И. Словарь антонимов.
К. Словарь омонимов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
1. Запишите слова. Пользуясь толковыми и орфоэпическими словарями, поставьте ударения.
Иконопись, ракурс, маркетинг, индустрия, облегчить, вечеря, газопровод, алкать, апостроф, асимметрия, береста, битум, новорожденный, глашатай, планер, гофрированный, камбала, иссиня-черный, диспансер, маркированный, загримировать, заклеить, вероисповедание, баловать, балуешь, заиндеветь, искриться, кирза, кулинария, лубок, костюмировать, искра, бряцать, мышление, запломбировать, знахарка, ивовый, асимметрия, жалюзи, высокообразованный, петля, всполох, жестяные, кета, кремень, дозировать, досуг, каталог, квартал, ровня, нормировать, обыденный, оленина, заржаветь, черстветь, пурпур, розга, свекла, комбайнер, тефтели, украинский, знамение, зубчатый, копировать, каучук, наперченный, отвар, плато, предвосхитить, асбест, незаконнорожденный, приструнить.
Читайте также:
- Как сделать жезл дпс своими руками для детского сада
- Общий план это кратко
- Какое значение в организме имеют лимфатические узлы кратко
- К какой трудовой группе относится повар какой у него суточный расход энергии кратко
- Право как объект труда юристов кратко
1 Промышленная индустрия в нашей стране стремительно развивается
2 Ученики должны сберегать каждую минуту времени
3 Отношения героев романа сложны и противоречивы
4 .Загрязнение атмосферы-актуальная экологическая неувязка
5 Нарушители дисциплины подвергаются различным санкциям
6 Труды В.И.Даля аккумулировали в для себя русскую национальную культуру
7 Князь не обожал находиться в светском сообществе, так как оно претило ему
8 В Москве открыт новый мемориал Петру работы архитектора З.Церетели
9 Срок сдачи зачета продлен (пролонгирован — неуместно)
10 Наше общество ожидает всплеск активности креативных людей.