Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии тип ошибки

Синтаксические нормы русского языка

Согласование сказуемого с подлежащим

Подлежащее

Сказуемое в ед.ч.

Сказуемое во
мн.ч.

1. Слова ряд,
большинство, меньшинство, часть,
несколько
+
Р.п. мн.ч.

если подлежащее
обозначает неодушевленные предметы:
Большинство
домов стояло в конце деревни

если речь идет
о предметах одушевленных: Большинство
учеников хорошо сдали экзамен.

2. Числительные
два, три,
четыре
+
Р.п.

В душе его
боролись два чувства – добра и зла.

3. Составное
числительное, оканчивающееся на один

Школу окончил
тридцать один ученик

4. Числительное
+ лет, дней,
часов, секунд

Пробило
одиннадцать часов.

5. Сложное
существительное с первой частью пол-

Полгода
пролетело. Полчаса пройдет.

6. Слова тройка,
сотня. пара +
существительное
в Р.п.

Сотня солдат
бросилась в атаку.

7. Масса,
уйма, бездна, пропасть, туча +
Р.п.

Дел у него была
бездна. Народу сбежалось бездна.

8. Все,
эти +
счетный
оборот

Все три всадника
ехали молча.

Речевые ошибки

I. Нестилистические
ошибки

1. Лексические
ошибки:

— употребление
слов в несвойственном им значении;

— нарушение
лексической сочетаемости слов;

— смешение
паронимов;

— употребление
лексических анахронизмов;

— смешение
компонентов в близких по значению
фразеологизмах;


несоответствие значения фразеологизма
контексту

Художник
нарисовал репродукцию и вышел из
комнаты.

Во всем мире
проходят лозунги за мир.

Печорин получил
путевку на Кавказ

сыграть значение

На
выпускном вечере выпускники спели
свою лебединую песню.

2. Морфологические
ошибки –
это
ошибки в образовании

— падежных форм
существительных,

— степеней
сравнения прилагательных,

— местоимений,

— глагольных
форм,


неправильное образование причастий
и деепричастий

более моложе

ихний

хочем

увидя,
работав

3. Синтаксические
ошибки:

— ошибки на разные
случаи согласования и управления;

— смешение кратких
и полных форм прилагательных в роли
сказуемого;

— нарушение
видовременной контекстной
соотносительности глаголов;

— ошибки при
однородных членах предложения;

— нарушение
порядка слов в причастном обороте;

— неправильное
употребление деепричастного оборота;

— нарушение правил
размещения слов в предложении;

— дублирование
подлежащего;


смешение прямой и косвенной речи.

Правительство
заключают мирные договоры.

Все были готовые
к походу.

Когда мать
узнает, что сын читает запрещенную
литературу, у нее появился страх за
него.

Книги помогают
нам в учебе и выбрать профессию.

приехавший
Онегин в деревню, поселился в доме
дяди

Читая пьесу,
Петя Трофимов мне очень понравился.

Лопухов и
Кирсанов они типичные демократы-разночинцы.

Володя
ответил, что я не делал этого.

II. Стилистические
ошибки

— немотивированное
повторение в узком контексте одного
и того же слова или однокоренных слов;

— плеоназмы
(плеоназм
повторение
сходных слов и оборотов),

— тавтология
(повторение тождественных по смыслу
слов);

— употребление
штампов;

— неблагозвучие,
которое создается скоплением гласных
или согласных;

— злоупотребление
канцеляризмами (в других стилях, кроме
официально-делового);


злоупотребление специальными терминами
в тексте ненаучного характера.

Собрание,
собранное вечером, постановило…

своя собственная
машина

приближались
ближе

а
у Андрея

1.
В данных ниже предложениях найдите и
исправьте морфологические ошибки.
Определите их тип.

1.
Несколько групп солдатов собрались на
плацу. 2. Я сегодня пропылесосю этот
ковер. 3. В универмаге девушки купили
девять полотенцев. 4. Мишка – мой самый
лучший друг. 5. Государством установлен
эмбарго на ввоз иностранный товаров.
6. Перу был одной из первых жертв испанских
конкистадоров. 7. В совещании участвовали
бухгалтера, шофера, инженеры. 8. Нам были
предоставлены более лучшие условия
проживания. 9. Общая сумма не должна
превышать триста тысяч рублей. 10.
Горнодобывающая отрасль является одной
из самых важнейших.

2.
Исправьте ошибки в употреблении
паронимов.

1.
Этот замечательный заварной чайник
получит тот, кто первым дозвонится в
студию. 2. Разрешите вашему вниманию
предоставить следующее выступление.
3. Лариса очень коммуникативная, уважает
товарищей. 4. Боржом Нуво – это легкий
игривый напиток. 5. Приятно сознавать,
что есть еще рискованные люди на свете.
6. Вы не могли бы задать какой-нибудь
наводной вопрос? 7. Наш стоматологический
цент имеет лучшую оснастку в городе. 8.
Этот человек был полный невежа в вопросах
искусства. 9. Для решения этой задачи
потребовались экскурсии в биологию и
химию.

3. Какие
из приведенных словосочетаний не
являются нормативными? С чем связаны
подобные речевые ошибки?

Биография
жизни, информационная заметка,
госпитализировать в больницу, вечерняя
серенада, первый дебют, демобилизоваться
из армии, кивать головой, экспонаты
выставки, главный лейтмотив, свободная
вакансия, мемориальный памятник, панацея
от всех болезней, заранее предчувствовать,
огромная махина, странный парадокс,
эмигрировать за границу, габаритные
размеры.

4. Исправьте предложения, устранив
нарушение лексической сочетаемости.

1.
Хороший руководитель должен во всем
показывать образец своим подчиненным.
2. Они твердо верили в неминуемую победу.
3. Тамада поднял тост за юбиляра. 4.
Отечественные производители пытаются
удешевить стоимость товаров. 5. Этот
роман произвел огромное воспитательное
значение. 6. Уровень культуры нашего
города растет из года в год. 7. Новая
методика привела к крайне положительным
результатам. 8. Вышедший на экраны фильм
обречен на большой успех у самых широких
кругов публики.

5.
Исправьте предложения, устранив нарушение
лексической сочетаемости.

1.
Хороший руководитель должен во всем
показывать образец своим подчиненным.
2. Они твердо верили в неминуемую победу.
3. Тамада поднял тост за юбиляра. 4.
Отечественные производители пытаются
удешевить стоимость товаров. 5. Этот
роман произвел огромное воспитательное
значение. 6. Уровень культуры нашего
города растет из года в год. 7. Новая
методика привела к крайне положительным
результатам. 8. Вышедший на экраны фильм
обречен на большой успех у самых широких
кругов публики.

6.
Отредактируйте предложения с неоправданным
нанизыванием падежей.

1.
Диссертация содержит анализ теории и
практики решения проблемы укрепления
экономической базы предприятия нашего
времени.
2.
Выступление группы проверки качества
продукции производственного отделения
фабрики нашло поддержку у большинства
производственников. 3. Сведениями,
собранными социологической группой,
делегатами съезда была проявлена
неудовлетворенность. 4. Пользование
аспирантами диссертациями может быть
разрешено лишь по требованиям, заверенными
учебными заведениями. 5. Внедрение новой
технологии обработки металлов давлением,
утвержденное решением технического
отдела комитета, стало обязательным.
6. Наш представитель вторично выдвинут
депутатами председателем комиссии. 7.
Полезность организации просмотра
технологических фильмов отдела
технической информации не нужно
доказывать. 8. Решение вопросов повышения
производительности труда рабочих
подобных производств шахты способствовало
выполнению задания.

7. Укажите ошибки в построении
словосочетаний и предложений, исправьте
их.

1.
Необходимо разработать план-схему
согласно установленных норм. 2. Сейчас
эти изделия вырабатываются при в два
раза меньшей затрате труда. 3. Об этих
недостатках учитель указывал на прошлом
уроке. 4. Ряд вопросов остались нерешенными.
5. Ответ по его заявлению отправлен
своевременно. 6. Промотав все состояние,
ему нечего было оставить детям. 7. Хозяйка
сняла со стола чемодан и отодвинула его
в сторону. 8. В области разработки
компьютерных программ долгие годы
первой была США. 9. В этот период ловля
рыбы запрещена всеми способами. 10. На
столе у Манилова лежала книга, открытая
на одной и той же странице, которую он
никогда не читал. 11. Существует немало
произведений. посвященных теме любви
в русской литературе.

8. Исправьте ошибки в предложениях
с деепричастными оборотами

1.
Рекомендуя в аспирантуру, кафедры должны
быть ознакомлены с работой кандидатов
на производстве. 2. Резко повысив скорость
резания, рабочими участка была достигнута
наивысшая выработка по заводу. 3. Соблюдая
режим питания, ваше самочувствие намного
улучшится. 4. Имея высшее образование,
нам выдадут свидетельство об окончании
специальной школы, готовящей частных
детективов, на обучение которой требуется
не больше месяца. 5. При встрече, еще не
успев обменяться со мной парой фраз,
его вызвали к телефону. 6. Принимая заказы
на ремонт, работникам мастерской должно
быть ясно, что они будут выполнены в
срок. 7. Гарантируя полную и своевременную
оплату заказа, нами получено разрешение
треста на авансирование исследовательских
работ. 8. Употребление этих выражений и
оборотов может быть уяснено путем
наглядных примеров, взяв в качестве
иллюстраций образцы художественной
литературы. 9. От науки требуются такие
советы, применив которые получился бы
большой эффект в практической работе.
10. Приходя домой, у Петра слипались глаза
от усталости и он чувствовал страшную
ломоту в теле.

9. Исправьте ошибки в предложениях
с однородными членами предложения.
Укажите причины ошибок.

1.
Механизаторы
совхоза поддерживают и голосуют за
новые формы работы. 2. Комиссия приняла
решение и рекомендовала о быстрейшем
завершении сроков ремонта. 3. Для
переговоров избрали английский язык,
самый понятный среди всех участников
выставки. 4. Теперь каждый пассажир
сможет получить ответы на интересующие
вопросы, похвалить или предъявить свои
претензии железнодорожникам по этому
телефону. 5. На сегодняшний день бригадирами
учтены и влажность, и температурные
условия зернохранения, а также производился
ремонт зернохранилищ. 6. Примечательно,
что обрабатывать этим средством можно
не только руки, но и другие части тела
за исключением волос. 7. На дороге
образовалась пробка. Стояли автобусы,
троллейбусы, наземный транспорт. 8. В
современных изданиях по радиоэлектронике,
книгах, брошюрах и статьях по данному
вопросу постоянно отмечается
прогрессивность печатных схем. 9. Полиция
обрушила на молодежь дубинки, гранаты
со слезоточивым газом, огнестрельное
оружие. 10. Прием на комиссию радиоаппаратуры
и приемников высших классов, а также
иномарок прекращен.

10. Укажите ошибки в построении
сложных предложений. Исправьте их.

1.
Мы беседовали с участницей делегации,
которая недавно приехала в Москву. 2. На
заседании кафедры обсуждались итоги
сессии, и нет ли возможности в дальнейшем
досрочно сдавать зачеты. 3. Красивое
здание, из которого неслись звонкие
ребячьи голоса, было местной школой,
которая была построена еще до революции.
4. В те детские годы, в которые даже
маленький двор кажется большим интересным
миром, который очень трудно познать, я
любил воображать себя путешественником.
5. Бунин считал «Темные аллеи» своей
лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.
6. Журналист, с которым я познакомилась,
он был всегда в центре событий. 7. На
заводе было много сотрудников, хорошо
проявивших себя и характер работы
которых соответствует выбранной
специальности.

11. Поставьте
в форму Р.п., Тв.п., П.п. числительные

а) 795

б)
полтораста

12. Языковая
норма нарушена в словосочетании

а) играть роль

б) одержать успехи

в) много чулок

г)
горячий хлебушко

13. Управление
не соответствует литературной норме
в словосочетании

а) думать о нем

б) упрекать в
бездействии

в) удовлетворять
требованиям

г)
обижаться этими словами

14. Речевая
ошибка есть в предложении

а) Преподаватель
указал на то, что в работе есть ряд
ошибок.

б) Двое студенток
опоздали на лекцию.

в)
Кондуктор попросил оплатить проезд.

15. Установи
соответствие

А. Солнечный луч
освещает падающие листья с деревьев.

1. Несоответствие
значения фразеологизма контексту.

Б. Наше внимание
привлекли дешевые цены.

2. Нарушение
лексической сочетаемости слов

В. Я очень охотно,
скрепя сердце, согласился помочь ему.

3. Ошибка при
однородных членах предложения.

Г. Больше всего
я люблю книги и рисовать.

4. Нарушение
порядка слов в причастном обороте.

16. Установи
соответствие

А. В течение своей
жизни он одержал не один успех в большом
спорте.

1. Неправильное
употребление деепричастного оборота.

Б. Обсуждая
доклад, слушателями была отмечена его
актуальность.

2. Речевая
избыточность (плеоназм и тавтология).

В. Группа запорожцев
решили написать письмо турецкому
султану.

3. Смешение
компонентов в близких по значению
фразеологизмах.

Г. В начале 20 века
он эмигрировал за границу.

4. Нарушение
согласования.

Упражнение 1.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Над подлежащим и сказуемым укажите, чем они выражены.

Зеленеет цветет и веселится природа в мае.

Никто не плывёт по опасной реке.

Прохожие веселы и радостны.

Два студента опоздали на лекцию.

Три да два пять.

Ёлка самое красивое новогоднее украшение.

На западе догорала заря.

Мы хорошие приятели.

Неприятное осталось позади.

Семеро одного не ждут.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.

Обжеч… кирпич…, подстрич… акацию, береч… горючее, подбереш… факты, достан… багаж…, отреж… хлеба, дверь настеж…, гореч… микстуры, следы пожарищ…, крыши дач…, созревает рож…, жду новых встреч…, юноша горяч…, выходиш… замуж…, малыш… похож… на отц¬а, стрич… овец, наш выигрыш…, ненужная вещ…, хороший товарищ…, булатный меч…, будеш… печ… пироги.

Синтаксические нормы русского языка

Согласование сказуемого с подлежащим

Подлежащее

Сказуемое в ед.ч.

Сказуемое во
мн.ч.

1. Слова ряд,
большинство, меньшинство, часть,
несколько
+
Р.п. мн.ч.

если подлежащее
обозначает неодушевленные предметы:
Большинство
домов стояло в конце деревни

если речь идет
о предметах одушевленных: Большинство
учеников хорошо сдали экзамен.

2. Числительные
два, три,
четыре
+
Р.п.

В душе его
боролись два чувства – добра и зла.

3. Составное
числительное, оканчивающееся на один

Школу окончил
тридцать один ученик

4. Числительное
+ лет, дней,
часов, секунд

Пробило
одиннадцать часов.

5. Сложное
существительное с первой частью пол-

Полгода
пролетело. Полчаса пройдет.

6. Слова тройка,
сотня. пара +
существительное
в Р.п.

Сотня солдат
бросилась в атаку.

7. Масса,
уйма, бездна, пропасть, туча +
Р.п.

Дел у него была
бездна. Народу сбежалось бездна.

8. Все,
эти +
счетный
оборот

Все три всадника
ехали молча.

Речевые ошибки

I. Нестилистические
ошибки

1. Лексические
ошибки:

— употребление
слов в несвойственном им значении;

— нарушение
лексической сочетаемости слов;

— смешение
паронимов;

— употребление
лексических анахронизмов;

— смешение
компонентов в близких по значению
фразеологизмах;


несоответствие значения фразеологизма
контексту

Художник
нарисовал репродукцию и вышел из
комнаты.

Во всем мире
проходят лозунги за мир.

Печорин получил
путевку на Кавказ

сыграть значение

На
выпускном вечере выпускники спели
свою лебединую песню.

2. Морфологические
ошибки –
это
ошибки в образовании

— падежных форм
существительных,

— степеней
сравнения прилагательных,

— местоимений,

— глагольных
форм,


неправильное образование причастий
и деепричастий

более моложе

ихний

хочем

увидя,
работав

3. Синтаксические
ошибки:

— ошибки на разные
случаи согласования и управления;

— смешение кратких
и полных форм прилагательных в роли
сказуемого;

— нарушение
видовременной контекстной
соотносительности глаголов;

— ошибки при
однородных членах предложения;

— нарушение
порядка слов в причастном обороте;

— неправильное
употребление деепричастного оборота;

— нарушение правил
размещения слов в предложении;

— дублирование
подлежащего;


смешение прямой и косвенной речи.

Правительство
заключают мирные договоры.

Все были готовые
к походу.

Когда мать
узнает, что сын читает запрещенную
литературу, у нее появился страх за
него.

Книги помогают
нам в учебе и выбрать профессию.

приехавший
Онегин в деревню, поселился в доме
дяди

Читая пьесу,
Петя Трофимов мне очень понравился.

Лопухов и
Кирсанов они типичные демократы-разночинцы.

Володя
ответил, что я не делал этого.

II. Стилистические
ошибки

— немотивированное
повторение в узком контексте одного
и того же слова или однокоренных слов;

— плеоназмы
(плеоназм
повторение
сходных слов и оборотов),

— тавтология
(повторение тождественных по смыслу
слов);

— употребление
штампов;

— неблагозвучие,
которое создается скоплением гласных
или согласных;

— злоупотребление
канцеляризмами (в других стилях, кроме
официально-делового);


злоупотребление специальными терминами
в тексте ненаучного характера.

Собрание,
собранное вечером, постановило…

своя собственная
машина

приближались
ближе

а
у Андрея

1.
В данных ниже предложениях найдите и
исправьте морфологические ошибки.
Определите их тип.

1.
Несколько групп солдатов собрались на
плацу. 2. Я сегодня пропылесосю этот
ковер. 3. В универмаге девушки купили
девять полотенцев. 4. Мишка – мой самый
лучший друг. 5. Государством установлен
эмбарго на ввоз иностранный товаров.
6. Перу был одной из первых жертв испанских
конкистадоров. 7. В совещании участвовали
бухгалтера, шофера, инженеры. 8. Нам были
предоставлены более лучшие условия
проживания. 9. Общая сумма не должна
превышать триста тысяч рублей. 10.
Горнодобывающая отрасль является одной
из самых важнейших.

2.
Исправьте ошибки в употреблении
паронимов.

1.
Этот замечательный заварной чайник
получит тот, кто первым дозвонится в
студию. 2. Разрешите вашему вниманию
предоставить следующее выступление.
3. Лариса очень коммуникативная, уважает
товарищей. 4. Боржом Нуво – это легкий
игривый напиток. 5. Приятно сознавать,
что есть еще рискованные люди на свете.
6. Вы не могли бы задать какой-нибудь
наводной вопрос? 7. Наш стоматологический
цент имеет лучшую оснастку в городе. 8.
Этот человек был полный невежа в вопросах
искусства. 9. Для решения этой задачи
потребовались экскурсии в биологию и
химию.

3. Какие
из приведенных словосочетаний не
являются нормативными? С чем связаны
подобные речевые ошибки?

Биография
жизни, информационная заметка,
госпитализировать в больницу, вечерняя
серенада, первый дебют, демобилизоваться
из армии, кивать головой, экспонаты
выставки, главный лейтмотив, свободная
вакансия, мемориальный памятник, панацея
от всех болезней, заранее предчувствовать,
огромная махина, странный парадокс,
эмигрировать за границу, габаритные
размеры.

4. Исправьте предложения, устранив
нарушение лексической сочетаемости.

1.
Хороший руководитель должен во всем
показывать образец своим подчиненным.
2. Они твердо верили в неминуемую победу.
3. Тамада поднял тост за юбиляра. 4.
Отечественные производители пытаются
удешевить стоимость товаров. 5. Этот
роман произвел огромное воспитательное
значение. 6. Уровень культуры нашего
города растет из года в год. 7. Новая
методика привела к крайне положительным
результатам. 8. Вышедший на экраны фильм
обречен на большой успех у самых широких
кругов публики.

5.
Исправьте предложения, устранив нарушение
лексической сочетаемости.

1.
Хороший руководитель должен во всем
показывать образец своим подчиненным.
2. Они твердо верили в неминуемую победу.
3. Тамада поднял тост за юбиляра. 4.
Отечественные производители пытаются
удешевить стоимость товаров. 5. Этот
роман произвел огромное воспитательное
значение. 6. Уровень культуры нашего
города растет из года в год. 7. Новая
методика привела к крайне положительным
результатам. 8. Вышедший на экраны фильм
обречен на большой успех у самых широких
кругов публики.

6.
Отредактируйте предложения с неоправданным
нанизыванием падежей.

1.
Диссертация содержит анализ теории и
практики решения проблемы укрепления
экономической базы предприятия нашего
времени.
2.
Выступление группы проверки качества
продукции производственного отделения
фабрики нашло поддержку у большинства
производственников. 3. Сведениями,
собранными социологической группой,
делегатами съезда была проявлена
неудовлетворенность. 4. Пользование
аспирантами диссертациями может быть
разрешено лишь по требованиям, заверенными
учебными заведениями. 5. Внедрение новой
технологии обработки металлов давлением,
утвержденное решением технического
отдела комитета, стало обязательным.
6. Наш представитель вторично выдвинут
депутатами председателем комиссии. 7.
Полезность организации просмотра
технологических фильмов отдела
технической информации не нужно
доказывать. 8. Решение вопросов повышения
производительности труда рабочих
подобных производств шахты способствовало
выполнению задания.

7. Укажите ошибки в построении
словосочетаний и предложений, исправьте
их.

1.
Необходимо разработать план-схему
согласно установленных норм. 2. Сейчас
эти изделия вырабатываются при в два
раза меньшей затрате труда. 3. Об этих
недостатках учитель указывал на прошлом
уроке. 4. Ряд вопросов остались нерешенными.
5. Ответ по его заявлению отправлен
своевременно. 6. Промотав все состояние,
ему нечего было оставить детям. 7. Хозяйка
сняла со стола чемодан и отодвинула его
в сторону. 8. В области разработки
компьютерных программ долгие годы
первой была США. 9. В этот период ловля
рыбы запрещена всеми способами. 10. На
столе у Манилова лежала книга, открытая
на одной и той же странице, которую он
никогда не читал. 11. Существует немало
произведений. посвященных теме любви
в русской литературе.

8. Исправьте ошибки в предложениях
с деепричастными оборотами

1.
Рекомендуя в аспирантуру, кафедры должны
быть ознакомлены с работой кандидатов
на производстве. 2. Резко повысив скорость
резания, рабочими участка была достигнута
наивысшая выработка по заводу. 3. Соблюдая
режим питания, ваше самочувствие намного
улучшится. 4. Имея высшее образование,
нам выдадут свидетельство об окончании
специальной школы, готовящей частных
детективов, на обучение которой требуется
не больше месяца. 5. При встрече, еще не
успев обменяться со мной парой фраз,
его вызвали к телефону. 6. Принимая заказы
на ремонт, работникам мастерской должно
быть ясно, что они будут выполнены в
срок. 7. Гарантируя полную и своевременную
оплату заказа, нами получено разрешение
треста на авансирование исследовательских
работ. 8. Употребление этих выражений и
оборотов может быть уяснено путем
наглядных примеров, взяв в качестве
иллюстраций образцы художественной
литературы. 9. От науки требуются такие
советы, применив которые получился бы
большой эффект в практической работе.
10. Приходя домой, у Петра слипались глаза
от усталости и он чувствовал страшную
ломоту в теле.

9. Исправьте ошибки в предложениях
с однородными членами предложения.
Укажите причины ошибок.

1.
Механизаторы
совхоза поддерживают и голосуют за
новые формы работы. 2. Комиссия приняла
решение и рекомендовала о быстрейшем
завершении сроков ремонта. 3. Для
переговоров избрали английский язык,
самый понятный среди всех участников
выставки. 4. Теперь каждый пассажир
сможет получить ответы на интересующие
вопросы, похвалить или предъявить свои
претензии железнодорожникам по этому
телефону. 5. На сегодняшний день бригадирами
учтены и влажность, и температурные
условия зернохранения, а также производился
ремонт зернохранилищ. 6. Примечательно,
что обрабатывать этим средством можно
не только руки, но и другие части тела
за исключением волос. 7. На дороге
образовалась пробка. Стояли автобусы,
троллейбусы, наземный транспорт. 8. В
современных изданиях по радиоэлектронике,
книгах, брошюрах и статьях по данному
вопросу постоянно отмечается
прогрессивность печатных схем. 9. Полиция
обрушила на молодежь дубинки, гранаты
со слезоточивым газом, огнестрельное
оружие. 10. Прием на комиссию радиоаппаратуры
и приемников высших классов, а также
иномарок прекращен.

10. Укажите ошибки в построении
сложных предложений. Исправьте их.

1.
Мы беседовали с участницей делегации,
которая недавно приехала в Москву. 2. На
заседании кафедры обсуждались итоги
сессии, и нет ли возможности в дальнейшем
досрочно сдавать зачеты. 3. Красивое
здание, из которого неслись звонкие
ребячьи голоса, было местной школой,
которая была построена еще до революции.
4. В те детские годы, в которые даже
маленький двор кажется большим интересным
миром, который очень трудно познать, я
любил воображать себя путешественником.
5. Бунин считал «Темные аллеи» своей
лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл.
6. Журналист, с которым я познакомилась,
он был всегда в центре событий. 7. На
заводе было много сотрудников, хорошо
проявивших себя и характер работы
которых соответствует выбранной
специальности.

11. Поставьте
в форму Р.п., Тв.п., П.п. числительные

а) 795

б)
полтораста

12. Языковая
норма нарушена в словосочетании

а) играть роль

б) одержать успехи

в) много чулок

г)
горячий хлебушко

13. Управление
не соответствует литературной норме
в словосочетании

а) думать о нем

б) упрекать в
бездействии

в) удовлетворять
требованиям

г)
обижаться этими словами

14. Речевая
ошибка есть в предложении

а) Преподаватель
указал на то, что в работе есть ряд
ошибок.

б) Двое студенток
опоздали на лекцию.

в)
Кондуктор попросил оплатить проезд.

15. Установи
соответствие

А. Солнечный луч
освещает падающие листья с деревьев.

1. Несоответствие
значения фразеологизма контексту.

Б. Наше внимание
привлекли дешевые цены.

2. Нарушение
лексической сочетаемости слов

В. Я очень охотно,
скрепя сердце, согласился помочь ему.

3. Ошибка при
однородных членах предложения.

Г. Больше всего
я люблю книги и рисовать.

4. Нарушение
порядка слов в причастном обороте.

16. Установи
соответствие

А. В течение своей
жизни он одержал не один успех в большом
спорте.

1. Неправильное
употребление деепричастного оборота.

Б. Обсуждая
доклад, слушателями была отмечена его
актуальность.

2. Речевая
избыточность (плеоназм и тавтология).

В. Группа запорожцев
решили написать письмо турецкому
султану.

3. Смешение
компонентов в близких по значению
фразеологизмах.

Г. В начале 20 века
он эмигрировал за границу.

4. Нарушение
согласования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вот ответы на все ваши вопросы.

А’вгустовский, аге’нтство, агроно’мия, апартаме’нты, броня’, вкусны’, воспроизведе’нный,
газировать — не знаю,
газопро’вод, гастроно’мия, давни’шний, диспансе’р, доведе’нный, договоре’нность, звони’т, зу’бчатый, и’скристый,
и’сподволь, ко’лледж, костюми’рованный, обле’гчить, обме’ненный, осведомлю’сь, ретирова’ться, филантро’пия,
погруже’нный на платфо’рму, предвосхи’тить, путепро’вод.

    ЛЕКСИКА

Задание 2. Прочитайте предложения, взятые из речи госслужащих. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте их.

1. Проводимые правительством реформы содержат множество нюансов.
2. По сведениям, полученным из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».
3. Недостаточное количество приборов ставит под сомнение результаты экспериментов.
4. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборные должности.
5. Несмотря на положительные тенденции в вопросе устранения неплатежей,
эта проблема продолжает сохраняться на региональном уровне.
ИЛИ
Несмотря на достигнутые в целом успехи в решении вопроса устранения неплатежей,
эта проблема продолжает сохраняться на региональном уровне.
6. Последние встречи показывают, что стороны готовы искать пути решения этой давнишней проблемы.
7. Наступил момент, когда стороны в состоянии перейти от деклараций и заявлений к практическим решениям.
8. На повышение качества направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.
9. Однако реализация налоговой реформы повысит собираемость налогов,
стимулирует вывод доходов из теневого сектора экономики.
10. Это по существу первое системное описание особенностей использования языка в деловом общении,
стилевой природы устной и письменной форм деловой речи.
11. Обозначенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок.
12. Со средствами массовой информации я связан практически с начала своей трудовой деятельности.

    ГРАММАТИКА

Задание 3. Прочитайте предложения. Найдите грамматические ошибки, исправьте их. Укажите вид ошибки.

1. НАТО в принципе готово к развитию сотрудничества с восточно-европейскими странами.
2. Умение демонстрировать свои преимущества и способность показать себя в деле играют не менее важную роль,
чем усердие и высокое качество выполнения работы.
3. При изучении процесса разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был создан около ста лет назад доктором Заменгофом.
6. По обеим сторонам строительной площадки возвышались штабеля кирпичей.
7. Парохода ждали четверо женщин.
8. Наш представитель вторично выдвинут депутатами на должность председателя комиссии.
9. Нефтяной Баку – столица Азербайджана.
10. Автор рассказал, как действует военно-промышленное лобби.
12. Лекция была посвящена проблемам представителей различных национальностей – грузин, таджиков, казахов.
13. Много живописных мест вы найдете на реках Истре и Оке.
14. Правительство высоко оценило заслуги Сергея Яковлевича Жук.

    ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Задание 4. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Политический опыт потерял и определенную практическую значимость.
Об этом говорит, во-первых, массовый уход наиболее опытных работников из органов государственной и муниципальной власти,
 а, во-вторых, нежелание части руководителей брать на освободившиеся места опытных, самостоятельно мыслящих работников.
В результате, как справедливо отметил, например, министр внутренних дел, сегодня население не доверяет
каждому третьему работнику милиции. Нечто подобное приходится наблюдать и по отношению к сотрудникам других госорганов.
Именно поэтому необходимо сохранить опытные кадры уникальных специалистов, еще остающихся в различиных областях
государственной и общественной жизни, более эффективно использовать их знания и накопленный опыт на благо
реформирования и демократизации в России.
С этой целью, возможно, следует подготовить специальное постановление правительства, а, может быть,
даже и указ Президента РФ.

II. СТИЛИ РЕЧИ

1. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Задание 5. Составьте резюме, предполагая, что вы претендуете на должность менеджера в городской администрации.

Задание 6. Составьте доверенность на получение заработной платы.

Составлять тексты для вас я не буду, извините.

Задание 7. Прочитайте данные слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска
официально-делового стиля, объясните их значение.

Субъект Российской Федерации — да, составить протокол — да, политология — нет, установленный порядок — да,
социальная помощь — да, приказать — нет, лексический минимум — да, доставка — нет, договор о купле-продаже — да,
несоблюдение — да, курсовая работа — да, просрочка — нет, ответчик — да, недоимка — нет, номенклатура — да,
федеральный округ — да, займ — нет, денежно-кредитное регулирование — да.
Значения этих выражений ищите в словарях, я их расписывать не буду.

Задание 8. Составьте текст делового письма-поздравления.

Составлять тексты для вас я не буду, извините.

Задание 9. Напишите заявление, используя форму и языковые клише, с просьбой вас уволить.

Составлять тексты для вас я не буду, извините.

2.НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Задание 10. Составьте отзыв о любой статье по вашей специальности.

Составлять тексты для вас я не буду, извините.

3.РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ, СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПУБЛИЦИСТИКИ

Задание 11. Распределите отрывки по стилям речи. Докажите их стилевую принадлежность.

1. — Скажите, пожалуйста, отчего у вас Хорь живет отдельно от прочих ваших мужиков?

— А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять
тому назад изба у него сгорела; вот и пришел он к моему покойному батюшке и говорит:
дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам стану оброк платить
хороший.— «Да зачем тебе селиться на болоте?» — «Да уж так;
только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не извольте,
а оброк положите, какой сами знаете». — «Пятьдесят рублев в год!» — «Извольте». — «Да без недоимок у меня, смотри!»
— «Известно, без недоимок…»
Это разговорный стиль

2. Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Это стихи. Стиль художественной литературы

3. Сегодня речь пойдет об атомном оружии. Согласитесь, что эта тема сегодня — одна из главных тем в мире.
Так что же можно сказать о нем… Оно нужно или не нужно? Постараемся выяснить это.
Да, я согласен с предыдущим выступающим, что ядерное оружие разделяет человечество, угрожает ему.
Но есть же мирное использование ядерной энергии, которое должно способствовать объединению человечества..
Конечно, я согласен с выступающим в том, что катастрофа в Чернобыле является примером трагического несовершенства техники
и человеческих ошибок.
Нельзя тем не менее переносить на мирное использование ядерной энергии то неприятие,
которое люди вправе иметь к ее военным применениям.
Человечество не может обойтись без ядерной энергетики. Мы обязаны поэтому найти такое решение проблемы безопасности,
которое полностью исключило бы возможность повторения чего-либо подобного чернобыльской катастрофе.
Это стиль публицистики, но со смыслом я не согласен.
Человечество МОЖЕТ обойтись без ядерной энергетики!

Можно привлечь Ваше внимание!Заранее спасибо! ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Тимон

помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 08.02.2010
Образование: студент
Откуда: Мурманск

Можно привлечь Ваше внимание!Заранее спасибо!

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости.
1.Строительство детских площадок имеет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города.
2. Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.
3. Не люблю давать комплименты.
4. Особое место должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.
5. Фирма предлагает товары широкого ассортимента и по самым дешевым ценам.
6. Предвыборная программа кандидата здесь не играла решающего значения.
7. Этому вопросу следует уделить серьезное значение.

Исправте нанизывание падежей.
1. В связи с вопросом необходимости увелечения прдолжительности действия аппарата, сконструированного в лаборатории, мы поставили ряд опытов.
2. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.
3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.
4. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.
5. Докладчик остановился не некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства.

Исправте ошибки, связанные с нарушением управления при однородных членах.
1. Теперь каждый пассажир сможет получить ответы на интересующие вопросы, похвалить или прдъявить свои претензии железнодорожникам по этому телефону.
2. Я понимаю и сочувствую стремлению автора статьи расширить содержание программы.
3. По мнению газет, экстремалисты хотели избавиться или нейтрализовать левого политического деятеля.

Аватара пользователя

Pearl

романист
романист
Всего сообщений: 255
Зарегистрирован: 08.01.2010
Образование: высшее гуманитарное
Откуда: Москва

Re: Можно привлечь Ваше внимание!Заранее спасибо!

Сообщение

Pearl » 09 фев 2010, 11:16

Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости.
1.Строительство детских площадок играет важную роль в развитии социальной инфраструктуры города.
2. Мы были вынуждены задать интересующие нас вопросы по телефону.
3. Не люблю говорить комплименты.
4. Особое внимание должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.
5. Фирма предлагает товары широкого ассортимента и по самым низким ценам.
6. Предвыборная программа кандидата здесь не имела решающего значения.
7. Этому вопросу следует придать серьезное значение.

Исправьте нанизывание падежей.
1. В связи с необходимостью увеличения продолжительности действия аппарата, сконструированного в лаборатории, мы поставили ряд опытов.
2. Речь была встречена шумными аплодисментами депутатов.
3. Нашего представителя депутаты вторично выдвинули председателем комиссии .
4. С выходом книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известным современным писателем.
5. Докладчик остановился не некоторых новейших научных оценках влияния химического производства на природу .

Исправьте ошибки, связанные с нарушением управления при однородных членах.
1. Теперь каждый пассажир сможет получить ответы на интересующие его вопросы, похвалить железнодорожников, или предъявить им свои претензии по этому телефону.
2. Я понимаю автора статьи и сочувствую его стремлению расширить содержание программы.
3. По мнению газет, экстремисты хотели избавиться левого от политического деятеля или нейтрализовать его.

Автор темы

Тимон

помощник писаря
помощник писаря
Всего сообщений: 4
Зарегистрирован: 08.02.2010
Образование: студент
Откуда: Мурманск

Re: Можно привлечь Ваше внимание!Заранее спасибо!

Сообщение

Тимон » 09 фев 2010, 12:55

Спасибо большое Вам за помощь!!!

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 4 Ответы
    1624 Просмотры
    Последнее сообщение Селена

    28 сен 2009, 14:35

  • 20 Ответы
    3155 Просмотры
    Последнее сообщение Мария Фёдоровна

    30 ноя 2011, 18:19

  • 5 Ответы
    2555 Просмотры
    Последнее сообщение Rostik

    30 май 2011, 14:38

  • 0 Ответы
    719 Просмотры
    Последнее сообщение toria

    08 сен 2011, 13:57

  • 2 Ответы
    1463 Просмотры
    Последнее сообщение Екатерина***

    20 янв 2012, 10:52

Трудные случаи управления

Управление
— вид подчинительной связи, при котором
главное слово требует постановки
зависимого в форме определённого падежа
(существительное, местоимение с
существительным). Глагольное и именное
управление.

  1. Нанизывание
    падежей

  2. Управление
    при словах близких по значению

  3. Управление
    при однородных членах предложения

  4. Столкновение
    в контексте омонимичных форм предлога

Апеллировать
(д.п. к чему?) к доказательствам, беспокоиться
о (п.п.) детях, восхищаться (тв.п.) игрой,
выставка (р.п.) картин, говорить (п.п.) об
искусстве, держаться (р.п.) за руки,
добиться (р.п.) успеха, долг (д.п.) банку,
заведующий (т.п.) отделением, заплатить
(р.п.) за квартиру, заявить (п.п.) о себе,
игнорировать (р.п.) оскорбление, идентичный
(д.п.) натуральному, контроль за/чего/над
(тв.п.) исполнением, каяться в/перед
грехах, обидеться (р.п.) на друга, оплатить
проезд, отчитаться (р.п.) в чем-то/перед
кем-то, поражаться (д.п.) увиденному,
преклоняться (тв.п.) перед героями,
радоваться (д.п.) солнцу, свойственный
(д.п.) ему ответ, скучать по (о) тебе,
следовать инструкциям, справиться с
трудностями, о здоровье, тяготиться к
знаниям, удостоен (чего?) звания, ордена
.

ДЗ:
упражнение 50 и 52, 273 с прошлой распечатки
на редактирование.

Упражнение
50.

Адресовать
к зрителю – предназначать к зрителю –
рассчитывать на зрителя

Базироваться
на результатах – опираться на результаты

Беспокоиться
о ребёнке – тревожиться за ребёнка

Вера
в победу – уверенность в победе

Влиять
на взгляды – сказываться на взглядах
– отражаться во взглядах —

      1. Трудные случаи глагольного и именного управления

Общее
дополнение при однородных членах
возможно:

1.
Если у однородных членов одинаковое
управление: подбирать и готовить
кадры, трест создаёт, финансирует и
снабжает предприятие. Однако если
однородные члены предложения управляют
разными падежными формами, то здесь
общее дополнение невозможно. В этом
случае возникнет ошибка – общее
дополнение при разных падежах (подбор
и наблюдение над фактами).

Подготовка
аспирантов и руководство ими

Помощь
родственным предприятиям и сотрудничество
с ними

Руководство
местными организациями и контроль за
ними

Надеяться
на своих выпускников и верить в них

Понять
трудности переходного периода и смириться
с ними

Подбор
фактов и наблюдение над ними

Координировать
деятельность смежных организаций и
руководить ими

Распределяет
и управляет имуществом и финансами –
распределяет имущество и финансы и
управляет ими, читать и конспектировать
научную литературу, регламентировала
и вносила порядок, образуют и распоряжаются
внебюджетными фондами – образуют
внебюджетные фонды и распоряжаются
ими, формируют самостоятельность,
ответственность за конечные (конечными)
результатами и заинтересованность в
них, составить и изучить библиографию,
не имеет лидера и очень нуждается в нём,
подбор и изучение фактов.

2.
Управление при словах близких по
значению. Если не учитывать разность в
управление, то возникнет ошибка смешения
управления при словах близких по
значению.

3.
Выбор правильного падежа и предлога

4.
Нанизывание падежей. Чаще всего
нанизываются формы родительного падежа.
Пример: для решения задачи ускорения
подъема уровня сельского хозяйства. В
данном случае цепочку можно разбавить
придаточным с инфинитивом: чтобы решить
задачу ускорения сельского хозяйства.
Могут нанизываться и другие падежи, что
является стилистическим недостатком:
вопрос будет решён назначенной дирекцией
комиссией (вопрос решит комиссия), с
дательными: мы приступили к подготовке
к соревнованию (начата подготовка к
соревнованию). На конференции обсуждался
вопрос о соглашения о взаимной помощи
(обсуждалось соглашение и взаимной
помощи). Нужно избегать конструкций с
одинаковыми предлогами и предложными
формами. Особое внимание нужно уделить
родительному падежу: особенно часто
встречается ошибка столкновения
родительного падежа-субъекта (выступление
артистов) и родительного-объекта
(редактирование рукописи). Например:
поиски Пушкина (Пушкиным) новых средств
художественной выразительности; принцип
активности и сознательности усвоения
знаний учащихся (учащимися) метод
систематического и последовательного
изложения учителя (учителем) учебного
материала. Редактирование: употребление
творительного падежа.

Речь
была встречена депутатами шумными
аплодисментами – депутаты встретили
речь шумными доделаттами

2.
Докладчик остановился на некоторых
новейшх оценках науки влияния на природу
химичес кого производства – оценка
наукой

ДЗ:
№26, №29, №30, №31 + №33

Учебник
Колтунова «Деловое общение», прочитать
первую главу «Деловое общение, его виды
и принципы».

23.03.12

Тренинг
по орфографии: правописание
глагольных форм

Удвоил
(пр.вр.глагола) дивиденды, реявший
(причастие пр.вр.) буревестник, повторить
усвоенное (пр.вр., причастие страдательное),
рассчитанный на неукоснительное
исполнение, увенчанный лаврами,
пристроенная терраса, неприемлемый
( отглагольное прилагательное), принять
– 1 спряжения) результат, песок зыблется
(зыбится)), бичевать (бичуют – 3-е л. мн.ч.)
пороки, чуть брезжущий (словарное слово)
(брезжить – разноспрягаемый глагол, .)
рассвет, унаследовал (унаследуют)
недюжинные способности, увещевали
(искл.) привередливого посетителя,
крестьянин обезземелел
(непереходное) , остекленевший
взгляд, перелицевать костюм (перелицут)
, туча затмевала (затмевают, искл.) небо,
вынянченный мной ребёнок, постигаешь
все тайны, птицы защебечут,
ветки заиндевеют,
на мельнице мелют зерно, не к чему
рассматривать
( я рассматриваю) ваши жалобы.

Обессилеет,
обессилею; но: обессилим (кого?) человека

Обратное
согласование

Экспонируются
более 30 различных моделей

Погибло
59 животных

Меньшинство
было против

Один,
тысяча, миллион, миллиард

Двадцать
один день пролетел незаметно

Сто
двадцать один компьютер, доставленные
на склад

Активность
действия каждого лица – множественное
число, формально – единственное

Ехал
мужик и две женщины, мужик и две женщины
ехали

Подавляющее
большинство электората отправилось

Большинство
предприятий отправило

Большинство
барсучьих городков служит

Сколько
сметено сметено

Десяток
росомах бегали

30.03

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Гость:

1. Глава администрации распределяет имущество и управляет им. 2. Речь была встречена депутатами бурными аплодисментами. 3. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции малых ферм и фермерских хозяйств. 4. Новый рояль стоял в комнате и очень красиво смотрелся. 5. Следует добиваться уверенности каждого в своем завтрашнем дне. 6. Опубликованная статья содержит краткий обзор научных достижений. 7. В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. 8. Вследствие запланированной работы многим придется трудиться сверхурочно. 9. Торговый зал был очищен от людей, тка как опасались обрушения потолка. 10. После того как выяснили, что объем производства уменьшился, возник вопрос о причинах этого.

Гость:

ага

Гость:

1. Глава администрации распределяет имущество и управляет им. 2. Речь депутатов приветствовали шумными аплодисментами. 4. Новый рояль, который стоял в комнате, очень красив. 5.следует добиваться успехов, чтобы быть уверенным в завтрашним дне. 6. Опубликованная статья содержит краткий обзор о научных достижениях. 7. По причине недостаточности освещения многие растения гибнут 8. Вследствие запланированной работы многим придется работать сверхурочно. 9. Торговый зал был очищен от людей из-за опасений, что рухнет потолок. 10. Когда выяснили, что объём производства уменьшился, возник вопрос о причинах этого.

Гость:

1. Глава администрации распределяет имущество и управляет им. 2. Депутаты шумными аплодисментами встретили (одобрили) речь. 4. Новый очень красивый рояль стоял в комнате. 7. Из-за недостаточности (недостатка) освещения многие растения гибнут. 9. Торговый зал очистили от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 10. Когда выяснили, что объём производства уменьшился, возник вопрос о причинах этого. Как-то так. =)

Гость:

1.Глава администрации распределяет имущество и управляет им. 2. Речь депутатов была встречена бурными апплодисментами. 3. Оставляем без изменений, правильно написано. 4. Также 5. Каждому следует добиваться уверенности в завтрашнем дне. 6. Без изменений. 7. В силу недостатка освещения, многие растения гибнут 8. Без изменений. 9. Торговый зал был освобожден от людей, всвязи с опасением обрушения потолка. 10. Предложение вообще корявое, не получается правильно переделать. Если что не так, извините.

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ
ВПО «Сибирский государственный
технологический университет»

Контрольная
работа

По
предмету: Русский язык и культура речи

7
вариант

Подготовила:
студентка

Заочного
отделения, 46.03.02-11

Мальцева
Анжелика

Проверил:

Белых
Игорь Николаевич

Красноярск
— 2015

РАЗДЕЛ
1. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ.
СТИЛИСТИКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Задание
1.1. Языковая норма и ее типы: орфоэпические,
лексические, морфологические и
синтаксические нормы.

Задание
1.
Поставьте
ударения в данных словах и формах слов.
Укажите варианты ударения, допустимые
нормой.

ОгнИво,
кедрОвый,
костюмИрованный,
жИзнеобеспЕчение,
убыстрИть,
ворОта,
избалОванный,
меновАя,
заклИнИть,
призЫв,
страхОвщик.

Задание
2.
Поставьте
ударения в словах. Укажите нормы
произношения подчеркнутых гласных,
согласных и их сочетаний, используя
упрощенную транскрипцию. Отметьте
случаи допустимого нормой вариантного
произношения.

БрюнЕт
[бр’ун’`эт],
нЕчто
[н’`эч’та], помОщник
[пам`ощ’н’ик], ШопЕн,
дотАция,
чАртер,
критЕрий,
шЕрстка
[ш`орстка].

Задание
3.
Определите
значения данных слов, подберите к ним
(если это возможно) синонимы. С подчеркнутыми
словами составьте предложения, с
остальными – словосочетания.

Опасный — способный
причинить вред, угрожающий несчастьем.
Страшный, серьезный, грозный, подозрительный,
жуткий, угрожающий, вредный, агрессивный,
небезопасный. Опасный
момент миновал.

Опасливый
— выражающий опасение человек. Недоверчивый,
подозрительный, сомнительный,
осмотрительный, боязливый, осторожный,
пугливый. Мы
слышали опасливые шаги, приближающиеся
к нам.

Компактный –
краткий, сжатый, небольшой, мелкий.
Компактная сумочка.

Фатальный –неизбежный,
роковой, трагический, неотвратимый,
неминуемый, непредотвратимый. Фатальный
момент.

Констатировать –
установить, удостоверить, подтвердить.
Констатировать вывод.

Хобби –занятие,
увлечение, пристрастие, ремесло. Свободное
время для хобби.

Амплуа – роль, герой,
образ. Сценический амплуа.

Супермаркет –
магазин, универмаг, универсам, гастроном,
гипермаркет. Дорогой супермаркет.

Демпинг – экспорт,
продажа. Демпинг автомобилей.

Эмиссия – выпуск.
Эмиссия ценных бумаг.

Задание
4.
Поставьте
данные существительные в форму
единственного числа, определите их род.
Укажите два варианта, если они имеются
у существительного.

Изящные
жирафы – изящный жираф (муж.род);

ужасные
неряхи – ужасный/ужасная неряха (род
зависит от прилагательного, муж./жен.);

распахнутые
ставни – распахнутый ставень (муж.род);

красные
георгины – красный георгин (муж.род);

белые
клавиши – белая клавиша (жен.род);

грязные
манжеты – грязный манжет (муж.род);

новые
туфли – новая туфля (жен.род)

театральные
занавесы – театральный занавес (муж.род)

измятые
банкноты – измятая банкнота (жен.род)

черные
пожарища – черное пожарище (ср.род)

одинаковые
фамилии – одинаковая фамилия (жен.род)

резиновые
присоски – резиновая присоска (жен.род

Задание
5
.
Найдите ошибки,
определите причину каждой и исправьте
предложения.

1. Такого
оптимистического взгляда на жизнь я
редко встречала в своей практике. — Такой
оптимистический взгляд на жизнь редко
встретишь в своей практике. 2. Отсмотрев
актеров, иностранцам понравился Видов.
– В процессе отсмотра актеров, иностранцам
понравился Видов. 3. Их проект рассыпался,
как мыльный пузырь. – Их проект лопнул,
как мыльный пузырь. 4. Наш представитель
вторично выдвинут депутатами председателем
комиссии. – Наш представитель вторично
выдвинут депутатами в качестве
председателя комиссии. 5. Те, кто
переписывают контрольную работу, садится
на первый ряд. — Те, кто переписывает
контрольную работу, садятся в первом
ряду. 6. Особое внимание на конгрессе
было отведено проблемам молодежи. —
Особое внимание на конгрессе было
уделено проблемам молодежи.

Задание
6.
Исправьте
ошибки.

Предварительный
анонс — предварительная программа;

багминтон
— бадминтон;

в
полтораста километров – в полутораста
километрах;

положить
в долгий ящик – отложить в долгий ящик;

две
пары джинс – пара джинс;

выборочная
должность – выборная должность;

учередительный
съезд – учредительный съезд.

Задание
1.2. Стили современного русского
литературного языка.

Изложите одну и
ту же тему, используя языковые средства:

1) научного стиля,

2) официально-делового
стиля,

3) публицистического
стиля,

4) художественной
речи,

5) разговорной
речи.

Укажите жанр
составленного текста.

  1. Книга
    является одним из видов печатной
    продукции, состоящая из сброшюрованных
    листов, на которых нанесена информация,
    имеющая объём более сорока восьми
    страниц и, как правило, твёрдый переплёт

  2. Уважаемые
    коллеги! Прошу ознакомиться вас с данной
    книгой в обязательном порядке!

  3. Эта
    книга откроет нам правду! Только в ней
    уникальные сочинения известного автора!

  4. Софья
    долго ходила по саду с задумчивым видом.
    Книга, которую она прочитала накануне,
    не давала ей покоя, будоражила ее
    сознание и не давала спокойно находиться
    в доме.

  5. Привет!
    Помнишь, ты мне советовал прочесть
    книгу? В общем, я ее прочитал, но она мне
    не очень понравилась, извини. Посоветуй
    какую-нибудь другую.

РАЗДЕЛ
2. РИТОРИКА. ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Задание
2.1. Риторика.

Составьте план
публичного выступления на заданную
тему, напишите зачин (вступление) и
концовку (заключение). Основную часть
изложите в виде развернутых тезисов.
Укажите состав слушателей.

Здравствуйте,
уважаемые члены комиссии! Меня зовут
Агрипина и мне 18 лет. Цель моего выступления
дать информацию для размышления всем
заинтересованным людям. Название моей
темы «Легко ли быть молодым»

Основная часть:

— Известно, что в
молодости много увлечений.

— Следует отметить,
что молодежь стремится зарабатывать
самостоятельно и не всегда легальным
способом.

— Без опыта работы
не найти работы .

— Власть пытается
привлекать молодежь к бесплатной работе,
придавая значимость молодым людям.

— Многие считают,
что вся молодежь не воспитана и не
образована.

— Однако молодые
люди продолжают жить так, как считают
нужным и брать от жизни своё.

В
заключении хотелось бы сказать, что у
всех молодость проходит по разному,
кому-то легко, кому-то не очень, но, в
любом случае, мы не забудем это время.
Спасибо за внимание.

Состав слушателей:

Студенты различных
ВУЗов.

Члены комиссии:

Заместитель директора
по воспитательной работе;

Специалист по работе
с молодежью;

Инспектор по делам
несовершеннолетних;

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

25. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления.

26. Вопреки постановления собрания работа была прекращена.

27. На презентации присутствовали 51 сотрудник фирмы.

28. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил.

29. Мы признаем о том, что проект станка неудачный.

30. Был проведен социологический опрос среди семьсот сорок пяти руководителей средних и малых предприятий России.

31. Прилагая данный счет, прошу оплатить мне за проделанную работу.

32. Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чем не были обоснованы.

33. Принятое решение положительно скажется на работу коллектива.

34. Правительство предприняло решение повысить пенсии в марте текущего года.

35. Заседание комиссии назначено на март месяц.

Раздел 3. Культура научной речи.

Составление и оформление вторичных учебно-научных текстов

Типичные грамматические ошибки в научных текстах

Тип ошибки

Неотредактированный вариант

Отредактированный вариант

1.Нарушение управления (неверный выбор падежа)

Находиться между двух полюсов, привести цифры в подтверждение этим предпо-ложениям, наблюдение над состоянием источников под-земных вод.

Находиться между (чем?) двумя полюсами, привести цифры в подтверждение (чего?) этих предположений, наблюдение за (чем?) состоянием источников под-земных вод

2. Ошибки в построении предложения с причаст-ным оборотом

Одним из основных требо-ваний является возможность управления приложениями, работающих в сети реального времени.

Одним из основных требо-ваний является возможность управления приложениями, работающими в сети реального времени.

3. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Расчет может выполняться по обычным формулам гидродинамики, предполагая, что результирующая сила пред-ставляет собой суперпозицию сил.

Изучив правило, всем понят-но, как делать упражнение.

Расчет может выполняться по обычным формулам гидрод-намики, если предположить, что результирующая сила представляет собой супер-позицию сил.

После изучения правила

всем понятно, как делать уп-ражнение.

4. Ошибки в построении предложения с однород-ными членами

Появляется необходимость определения границ экологи-ческих и социальных ограни-чений, т.е. провести квотиро-вание в природных и социаль-ных системах.

Появляется необходимость определения границ экологи-ческих и социальных ограни-чений, т.е. проведения квоти-рования в природных и соци-альных системах.

5. Нанизывание падежей

Для решения задачи ускорения подъема уровня сельского хозяйства

Вопрос будет разрешен назна-ченной дирекцией комис-сией.

На конференции обсуждался вопрос о соглашении о взаимной помощи.

Для ускорения подъема сель-ского хозяйства

Вопрос решит комиссия, назначенная дирекцией.

На конференции обсуждалось соглашение о взаимной помощи.

6. Недопустимость сочета-ния в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта

Принцип активности и созна-тельности .усвоения знаний учащихся является одним их главных в методике.

Принцип активности и созна-тельности усвоения знаний учащимися является одним их главных в методике.

Исправление грамматических ошибок в научных текстах

1. Выберите правильный вариант.

1. Привести цифры в подтверждение

А) этих гипотез

Б) этим гипотезам

2. Иметь способность

А) к неограниченному росту

Б) неограниченного роста

В) на неограниченный рост

3. Способ магнитного контроля

А) новых материалов

Б) за новыми материалами

В) над новыми материалами

4. Главная причина

А) торможения процессов

Б) торможению процессов

5. Наблюдение

А) солнечного затмения

Б) над солнечным затмением

В) за солнечным затмением

6. Привести пример

А) применения метода

Б) применению метода

В) на применение метода

7. Загрязнение природы

А) отходами производства

Б) от отходов производства

8. Поставить задачу

А) изучения химических процессов

Б) об изучении химических процессов

В) по изучению химических процессов

2. Исправьте ошибки (ошибки в предложном управлении, неправильный выбор предлога, пропуск предлога), допущенные в следующих предложениях.

1) Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения. 2) Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Монтажный» стол» можно использовать при подготовке каких-либо файлов в формате RTF для Windows.3) Интересные результаты получены изучением структуры некоторых дифференциальных уравнений. 4) В зависимости содержание, задачи и характер воздействия рекламные издания можно подразделить на два основных типа.

3. Замените неточно употребленный предлог.

1) Главная идея концепции состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач.. 2) Из-за дифференциации наук к началу ХХ в. было накоплено огромное количество сведений. 3) Экспедиция Басова привела к присоединению к России Северных островов и Аляски, потерянных только в 1860-х годах благодаря государственной ошибке Александра 11.

4. Найдите ошибки в употреблении однородных членов. Отредактируйте предложения.

1) Решение экологических проблем в индустриальной цивилизации возможно только путем рационального размещения свалок отходов или вывозом «грязных» технологий в страны третьего мира. 2) Как правило, хорошие каталоги Интернета обеспечивают разнообразный дополнительный сервис: поиск по ключевым словам в своей базе данных, выдача случайной ссылки, списки последних выступлений.

5. Найдите в предложениях последовательное «нанизывание» падежей. Отредактируйте предложения.

1) В докладе рассматривался метод систематического и последовательного изложения учителя учебного предмета. 2) Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления химической базы предприятия нашего времени. 3) Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

Типичные лексические ошибки в научных текстах

Тип ошибки

Неотредактированный вариант

Отредактированный вариант

1. Употребление слова в несвойственном ему значении (неточность словоупотребления)

В настоящее время сетевые технологии претерпевают бурное развитие.

В настоящее время сетевые технологии переживают бурное развитие.

2. Употребление слов иной стилевой окраски (нару-шение функционально-стилевой нормы научного стиля (использование слов и фразеологизмов разговорно-просторечной и эмоционально-экспрессивной окраски)

Электронно-вычислитель-ные машины запросто вы-полняют сложные операции

Электронно-вычислитель-ные машины легко вы-полняют сложные операции

3. Ошибки в употреблении устойчивых сочетаний

Астрономия и ее методы игра-ют большое значение в жизни современного общества.

Астрономия и ее методы игра-ют большую роль в жизни современного общества.

Исправление лексических ошибок в научных текстах

1. Найдите неточно употребленное слово (слова). Исправьте неточность.

1) Сохранение ихтиофауны является наиболее популярным и болезненным вопросом в России, препятствующим строительству малых ГЭС. 2) Таким образом, описание условий для топочного объема обеспечивается достаточно подробно. 3) Это одна часть постановки вопроса. 4) Из-за несовместимости отечественного бухгалтерского учета зарубежному в нашей стране используются почти исключительно отечественные бухгалтерские программы.

2. Прочитайте фрагмент текста и найдите слова, не соответствующие научному стилю.

Само это утверждение весьма и весьма отвлеченно; это по существу математический принцип, утверждающий, что существует некоторая численная величина, которая не изменяется ни при каких обстоятельствах. Это отнюдь не описание механизма явления или чего-то конкретного, просто-напросто отмечается то странное обстоятельство, что можно подсчитать какое-то число и затем спокойно следить, как природа будет выкидывать любые свои трюки, а потом опять подсчитать это число – и оно останется прежним.

3. Найдите ошибки в употреблении устойчивых сочетаний. Отредактируйте предложения.

1) При проектировании узлов машин и механизмов, использующих газовую смазку, на первые позиции выходит математический эксперимент. 2) Полученные распределения освещенностей для каждого полигона упаковываются в световую карту, которая представляет из себя дополнительную текстуру. 3) Эта операция имеет под собой целью наведение порядка в налоговом законодательстве. 4) Это соотношение показало огромное влияние на развитие квантовой механики. 5) Идея дискретности пространства увлекала внимание выдающихся мыслителей с незапамятных времен.

Правила оформление библиографии

Элементы библиографического описания:

1. Заголовок описания – фамилия и инициалы автора.

2. Заглавие – название произведения.

3. Издание – сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.

4. Выходные данные – место издания, наименование издательства и год издания.

5. Фактическое количество страниц.

Условные разделительные знаки:

1.Заголовок описания. Основное название.

2. : Другое заглавие.

3. / Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).

4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена составная часть.

5. .- Место издания.

6. : Издательство (книга).

7. . — Год издания (журнал).

8. . – Номер (журнал).

9. . – Количество страниц (в книге: — 178 с.; страницы, на которых помещена составная часть: — С. 118-123).

Схема библиографического описания книги:

Фамилия и инициалы автора или коллективного автора.

Основное название: Другое название или сведения, относящиеся к заглавию/ Сведения об авторах; Сведения о других лицах. – Сведения о повторности издания. – Место издания: Издательство, год издания. – Количество страниц, сведения об иллюстрациях. – Примечания.

Например:

Бахвалов, Н.С. Численные методы [Текст] : учеб. Пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков ; под общ. Ред. Н.И. Тихонова. – 2-е изд. – М.: Физматлит: Лаб. базовых знаний; СПб.: Нев.диалект, 2002. –630 с.: ил.; 25 см. – (Технический университет Математика). – Библиогр.: с.622-626. – Предм. Указ.:с.627-630. – 30000 экз. –ISBN 5-93208-043-4 (в пер.).

  • Наш опыт это наши ошибки
  • Наш класс успешно закончил полугодие проделав сизифов труд исправить ошибки
  • Наш квартал еще не окабелили ошибка
  • Наш интерес к медицине вполне понятный тип ошибки
  • Наш завод производит телевизоры высокого качества речевая ошибка