Наши знакомые принадлежат к различным социальным средам ошибка

derenge

derenge

Вопрос по русскому языку:

Найдите ошибки в предложениях.
Наши знакомые принадлежат различным социальным средам. Партизаны часто попадали в окружения, но смело вырывались из них. В партизанских движениях учавствовали самые различные слои населения.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

qunvenarcher986

qunvenarcher986

Партизаны часто попадали в окружение, но смело вырывались из него.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Найдите ошибки в предложениях.

Наши знакомые принадлежат различным социальным средам.

Партизаны часто попадали в окружения, но смело вырывались из них.

В партизанских движениях учавствовали самые различные слои населения.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос
Найдите ошибки в предложениях?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся
10 — 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по
интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории,
чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы
расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос,
который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс
позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


входит в состав фразеологического
оборота,


входит в состав сказуемого,

+
входит в состав придаточного предложения,


имеет значение «в качестве»

Задание
{{487}} ТЗ 487 Тема 2-0-0

В
предложении Высокий юноша выглядел не
как все отдыхающие запятая перед союзом
как не ставится, потому что

+
перед сравнительным оборотом стоит
отрицание,


как входит в состав сказуемого,


как входит в состав придаточного
предложения,


как имеет значение «в качестве»

Задание
{{488}} ТЗ 488 Тема 2-0-0

В
предложении Наш коллега прославился
как талантливый оратор запятая перед
союзом как не ставится, потому что он


входит в состав фразеологического
оборота,


входит в состав сказуемого,


входит в состав придаточного предложения,

+
имеет значение «в качестве»

Задание
{{489}} ТЗ 489 Тема 2-0-0

Запятая
на месте пропуска ставится в предложении:


Солнце светило ласково и нежно () и
согревало лес, луг, озеро

+
Становилось жарко () и я поспешил домой


Немцы от бешеного натиска опрокинулись
() и, как писалось в старину, наголову
были разбиты


Неужели вы этого не знали () и я вам сказал
новость?

Задание
{{490}} ТЗ 490 Тема 2-0-0

Запятая
на месте пропуска ставится в предложении:


Думаю, что () если захочешь, то все
получится

+
Помню, что () когда я уже засыпал, позвонили


Мы смотрели, как () и чем держатся зернышки
снега друг за друга


Ищите людей, разговор () с которыми стоил
бы хорошей книги

Задание
{{491}} ТЗ 491 Тема 2-0-0

Двоеточие
на месте пропуска нельзя поставить в
предложении:

+
И лес, и вода () все горит багровым заревом


Я очень рано понял () человека создает
его сопротивление окружающей среде


Все () лицо, походка, взгляд – изменилось
в ней


В доме царствовал порядок () все было
чисто

Задание
{{492}} ТЗ 492 Тема 2-0-0

Тире
на месте пропуска нельзя поставить в
предложении:


Семь раз отмерь () один раз отрежь


Разгадка тайн Байкала () задача, стоящая
перед учеными

+
На темном небе звезды () точно яркие
искры


Еще несколько слов мамы () и крепкий сон
овладевает мною

Задание
{{493}} ТЗ 493 Тема 2-0-0

Пунктуационная
ошибка допущена в предложении:


Олеся пряла лён, сидя на очень высокой
скамейке когда я, входя, стукнул дверью,
нитка оборвалась под её руками


Гоголь воистину наш вечный спутник


Однако он ушел и не сказал куда

+
Собачка потянулась, зевнула и угрюмая,
сердитая, побежала по комнате

Задание
{{494}} ТЗ 494 Тема 2-0-0

Слова,
выделенные курсивом, выделяются запятой
(-ыми) в предложении:


Ваше намерение помочь мне совершенно
очевидно

+
Видно вам не придется отдохнуть


К нашей радости примешивалась мысль о
предстоящей разлуке


Он может быть отличным работником

Задание
{{495}} ТЗ 495 Тема 2-0-0

Пунктуационная
ошибка допущена в предложении:


Когда я вернулся в свою комнату, уже
совсем рассвело и народ стал подниматься


Он остановился там, где кусты были чаще,
припоминая, что беседка была около этого
места


Он любил скрипку, может быть, потому,
что во время игры можно было молчать

+
Он сел и сказал, что, если дадут войско,
то он поднимет весь аул

Задание
{{496}} ТЗ 496 Тема 2-0-0

Двоеточие
на месте пропуска ставится в предложении:


Он шёл по глинистой грязи, раздумывая
() зачем он нужен командиру полка


И лучших дней надежды и любовь в груди
моей () все оживает вновь

+
Здесь ловится крупная рыба, а именно ()
сомы, щуки, судаки


Вижу () что на остановке очередь

Задание
{{497}} ТЗ 497 Тема 2-0-0

В
предложении Мальчик любил ходить в
школу (1) потому (2) что (3)слушая учительницу
(4) и читая книги (5) он воображал в своём
уме весь мир (6) которого он еще не видел
(7) и который был (8) решительно вдали от
него правильный вариант расстановки
знаков препинания представлен в ряду:

+
1, 3, 5, 6


1, 2, 4, 5, 6, 7


1, 2, 3, 4, 6, 8


1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Задание
{{498}} ТЗ 498 Тема 2-0-0

В
предложении А между тем (1) степь уже
давно приняла их всех в свои зеленые
объятия, и высокая трава (2) обступившая
людей (3) скрыла их (4) и только казачьи
черные шапки (5) одни мелькали между её
колосьями правильный вариант расстановки
знаков препинания представлен в ряду:

+
1, 2, 3, 4


1, 2, 3, 5


2, 3, 4, 5


1, 2, 4, 5

Задание
{{499}} ТЗ 499 Тема 2-0-0

Пунктуационная
ошибка допущена в предложении:


Мы могли бы получить ой какие увечья!

+
Стали искать детей во всех углах и
разумеется никого не нашли


О мой милый, о мой нежный, прекрасный
сад!


Шепчу слова, пишу слова то слитно, то
раздельно

Задание
{{500}} ТЗ 500 Тема 2-0-0

Запятая
перед союзом И ставится в предложении:


Мне было слышно, как он спал и как подходил
к тарелке с крыжовником


По утрам вся комната была полна света
и в ней крепко и бодро пахло морским
воздухом

+
По небу плыли, ползли тучи и на улице не
было видно ни зги


Но вот солнце выглянуло в последний
раз, осветило мрачную сторону небосклона
и скрылось

Раздел:
Культура речи

Тема:
Акцентологические нормы

Задание
{{501}} ТЗ 501 Тема 3-18-0

Ударение
правильно поставлено в слове

+
алкоголь


диспансер


безудержный


откупорить

Задание
{{502}} ТЗ 502 Тема 3-18-0

Ударение
правильно поставлено в слове


арест

+
изобретение


газопровод


бунгало

Задание
{{503}} ТЗ 503 Тема 3-18-0

Ударение
правильно поставлено в слове

+
закупорить


еретик


жалюзи


запломбировать

Задание
{{504}} ТЗ 504 Тема 3-18-0

Ударение
неправильно поставлено в слове

+
диспансер


договор


донельзя


пасквиль

Задание
{{505}} ТЗ 505 Тема 3-18-0

Ударение
неправильно поставлено в слове

+
туфля


трубчатый


коклюш


маркетинг

Задание
{{506}} ТЗ 506 Тема 3-18-0

Ударение
правильно поставлено в слове


углубить


украинский

+
танцовщица


щавель

Задание
{{507}} ТЗ 507 Тема 3-18-0

Ударение
правильно поставлено в слове


жалюзи

+
диспансер


щавель

+
фетиш

Задание
{{508}} ТЗ 508 Тема 3-18-0

Ударение
правильно поставлено в слове

+
плесневеть


молох


мытарство


некролог

Задание
{{509}} ТЗ 509 Тема 3-18-0

Ударение
правильно поставлено в слове


низина

+
обетованный


ободрить


плесневеть

Задание
{{510}} ТЗ 510 Тема 3-18-0

Ударение
правильно поставлено в слове


обеспечение

+
поисковый


озвучение

+
наискось

Тема:
Морфологические нормы

Задание
{{511}} ТЗ 511 Тема 3-19-0

Морфологические
нормы нарушены в словосочетании

+
свыше четыре тысячи метров


спросить у подмастерьев


не дремли на лекции


новые паспорта

Задание
{{512}} ТЗ 512 Тема 3-19-0

Морфологические
нормы нарушены в словосочетании


к две тысячи пятьдесят пятому году

+
самый интереснейший фильм


совсем промок


несколько помидоров

Задание
{{513}} ТЗ 513 Тема 3-19-0

Морфологические
нормы нарушены в словосочетании


килограмм яблок


будущие выборы


более важный

+
до двух тысяч второго года

Задание
{{514}} ТЗ 514 Тема 3-19-0

Морфологические
нормы нарушены в паре слов

+
вексель — вексели


директор — директора


договор — договоры


лектор — лекторы

Задание
{{515}} ТЗ 515 Тема 3-19-0

Морфологические
нормы нарушены в паре слов


кузов — кузова


инженер — инженеры

+
округ — округи


купол — купола

Задание
{{516}} ТЗ 516 Тема 3-19-0

Морфологические
нормы нарушены в словосочетании


адреса новоселов

+
адресы и телефоны


в годы войны


мои годы

Задание
{{517}} ТЗ 517 Тема 3-19-0

Морфологические
нормы нарушены в слове

+
абрикос (мн ч )


апельсинов (мн ч )


бананов (мн ч )


помидоров (мн ч )

Задание
{{518}} ТЗ 518 Тема 3-19-0

Морфологические
нормы нарушены в слове


ананасов (мн ч )


гранатов (мн ч )


томатов (мн ч )

+
яблоков (мн ч )

Задание
{{519}} ТЗ 519 Тема 3-19-0

Ошибка
в образовании слова допущена в слове

+
положь


в обеих сумках


не кладите на полку


беги в школу

Задание
{{520}} ТЗ 520 Тема 3-19-0

Ошибка
в образовании слова допущена


эмалированные вёдра


более красивая вещь


на самом верху

+
разные возраста

Задание
{{521}} ТЗ 521 Тема 3-19-0

Все
слова ряда в форме именительного падежа
множественного числа имеют окончание
— Ы, -И


доктор, фронт

+
консул, торт


юнкер, приговор


шифер, корпус (здание)

Задание
{{522}} ТЗ 522 Тема 3-19-0

Все
слова ряда в форме именительного падежа
множественного числа имеют окончание
–А, -Я


корм, округ, мастер, конструктор


тенор, купол, ректор, пропуск (документ)


жёрнов, адрес, тон(звуковой), сорт

+
лагерь, обшлаг, жемчуг, кузов

Задание
{{523}} ТЗ 523 Тема 3-19-0

Все
слова ряда относятся к существительным
общего рода


брюзга, плакса, стулья


агроном, космонавт, задира

+
тихоня, непоседа, скряга


кассир, недоучка, невежа, разиня

Задание
{{524}} ТЗ 524 Тема 3-19-0

Все
слова ряда относятся к существительным
среднего рода


коммюнике, какао, бра


зебу, кашне, рантье, салями


метро, пианино, кофе

+
пари, такси, кашпо, бюро

Задание
{{525}} ТЗ 525 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
словосочетание:


черное кофе,


красная георгина,

+
больная мозоль,


густой тушь

Задание
{{526}} ТЗ 526 Тема 3-19-0

Вариантное
окончание недопустимо в падежной форме:

+
наломать дров…


стакан горячего ча…


беситься с жир…


задать перц…

Задание
{{527}} ТЗ 527 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка не соответствует
словосочетание:

+
покрыть крышу толью


правая туфля


покрыть крышу толем


розовый фламинго

Задание
{{528}} ТЗ 528 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка не соответствует
словосочетание:


белый лебедь


маринованная иваси

+
программу вела талантливая журналист


в комнату вошла молодой хирург Иванова

Задание
{{529}} ТЗ 529 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
вариант:

+
для неё нет имени


для ней нет имени


ихний ребенок


около его толпился народ

Задание
{{530}} ТЗ 530 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:

+
Мичурин творчески переработал многое
из того, что было создано Дарвином


Сегодня можно было ясно увидеть на небе
Сириуса


Просим все лица, имеющие билеты, занять
свои места


Врагов разбили под городом Калининым

Задание
{{531}} ТЗ 531 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Ученик способный к математике


Мы были в еще более худших условиях

+
Подобный ответ бессмыслен


Первый ученик отвечал бойчее, чем второй

Задание
{{532}} ТЗ 532 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Комната низкая для такой мебели

+
Комната низка для такой мебели


Партия была отложена в более лучшем
положении для белых


Самый способнейший студент

Задание
{{533}} ТЗ 533 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Жизненный путь героя тяжел и трагичный


Его вклад в работу был существенен


Это произведение более худшее

+
Это самое плохое его произведение

Задание
{{534}} ТЗ 534 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:

+
Мой брат очень талантливый и способный


Кто из вас виноватый, кто правый, —
разберемся


Он из тех людей, которые способные на
самопожертвование


С возрастом угловатая девочка превратилась
в наикрасивейшую девушку

Задание
{{535}} ТЗ 535 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Этот перевал наиболее опаснейший


Как показала проверка, сведения, указанные
в письме, верные

+
Эта женщина всегда мила и очаровательна


Дети очень довольные, что экскурсия
состоялась

Задание
{{536}} ТЗ 536 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


В Никитинском ботаническом саду растут
наиредчайшие породы деревьев


Уроки русского языка стали удивительно
интереснейшие

+
Он из тех людей, которые способны на
самопожертвование


Эта женщина всегда мила и очаровательная

Задание
{{537}} ТЗ 537 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Этот переход составил около четыреста
шестьдесят пяти километров


Это событие состоялось в начале тысячи
восьмисот четвертого года

+
Этот переход составил около четырехсот
шестидесяти пяти километров


Я обоими руками голосую за неё

Задание
{{538}} ТЗ 538 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Совхозный сад занимает больше ста гектар


Помножьте числителя первой дроби на
знаменателя второй


В ночь на второй ударил сильный заморозок

+
Документы нужно оформить к первому
августа

Задание
{{539}} ТЗ 539 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Наши знакомые принадлежат к различным
социальным средам


Партизаны часто попадали в окружения,
но смело вырывались из них

+
Неправильные выражения нередко
встречаются в речи детей


Татьяне свойственны тонкие понимания
русской природы

Задание
{{540}} ТЗ 540 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Он часто ложит вещи на стол


Я ощущу это, когда сам испытаю нечто
подобное


Я побежду

+
После лекции слушатели нередко остаются
в аудитории

Задание
{{541}} ТЗ 541 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка не соответствует
предложение:

+
Тем, кто спускался в глубь Северного
моря, одели теплое бельё


Надев очки, он долго читает, рассматривает
бюллетени, расспрашивает о депутате


Я поблагодарил его за подарок и тут же
надел браслет на руку


Городовые в этот день надели нитяные
перчатки

Задание
{{542}} ТЗ 542 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Он откликается на события окружающей
жизни и отмечал зарождающиеся в ней
явления


Он откликался на события окружающей
жизни и отмечает зарождающиеся в ней
явления

+
Он откликается на события окружающей
жизни и отмечает зарождающиеся в ней
явления


Он откликнулся на события окружающей
жизни и отмечал зарождающиеся в ней
явления

Задание
{{543}} ТЗ 543 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Внук часто одевается бабушкой


Деталь бросается в ванну и затем
вымывается

+
Дверь открывается автоматически


Цветы сохнули в вазе

Задание
{{544}} ТЗ 544 Тема 3-19-0

Нормам
литературного языка не соответствует
предложение:


Уплатить за проезд по железной дороге

+
Оплатить за проезд по железной дороге


Оплатить проезд


Оплатить счет

Задание
{{545}} ТЗ 545 Тема 3-19-0

Речевая
ошибка не допущена в предложении:


Редкий цветовод может похвастаться
тем, что в его саду растет более трехста
видов цветов

+
Перед праздником магазин проводит
распродажу чулок и носков


Я себя чувствую более скромнее
телевизионным ведущим, нежели музыкантом


Мы как-то свыклись к тому, что нет никаких
больших потрясений

Задание
{{546}} ТЗ 546 Тема 3-19-0

Речевая
ошибка допущена в предложении:

+
Гринев был честным, правдивым, но иногда
доверчивый


В городе не было нигде ни единого огня,
ни одной живой души


Сердце у нее не то окаменело, не то
исчезло из груди


Он рощи полюбил густые, уединенье,
тишину, и ночь, и звуки, и луну

Тема:
Синтаксические нормы

Задание
{{547}} ТЗ 547 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


В «Лесу» Островского с большим талантом
выписаны все персонажи пьесы


Уже много учеников посетили эту выставку

+
В этом мертвом лесу, пожалуй, была своя
поэзия


Согласно плана нам необходимо прибыть
вовремя

Задание
{{548}} ТЗ 548 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
вариант:


Она писала дочери в письме, что ей следует
приехать


В комедии обличается провинциальное
чиновничество Среди них процветают
взяточничество, беззаконие, воровство

+
Тургенев приводит героя к постепенному
осознанию совершенных им ошибок


Каждый уговаривает почтенного гостя
поехать к себе

Задание
{{549}} ТЗ 549 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Мальчик теперь сирота: отец умер, когда
ему было три года


Жилец попросил дворника отнести вещи
к себе

+
Профессор предложил ассистенту, чтобы
тот прочитал свой доклад


Группа сдала все зачеты и просила
проэкзаменовать их в начале месяца

Задание
{{550}} ТЗ 550 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
вариант:

+
Отец умер, когда ребенку было три года


Хозяйка сняла со стола чемодан и
отодвинула его в сторону


Когда наступили каникулы, студенты
поехали к своим родным они ждали их с
большим нетерпением, надеясь хорошо
отдохнуть


Больной попросил сестру налить себе
воды

Задание
{{551}} ТЗ 551 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Валерий Брумель преодолел планку,
установленную на 38 см выше его роста

+
Он опытный работник и знает все тонкости
в своем деле


Герои картины борются за их права, но
власти не признают их


В первый же погожий день мать взяла
детей с ней на прогулку

Задание
{{552}} ТЗ 552 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


«Иванов и сыновья» образованы два года
назад


«Волгоградская шина» выбралась из
долговременного кризиса

+
Фирма «Иванов и К» образована совсем
недавно


«Московские новости» выходит раз в
неделю

Задание
{{553}} ТЗ 553 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
вариант:

+
Предприятие «Волгоградская шина»
выплатило все долги


Стенд-витрина отражал основные направления
деятельности нашего предприятия


Группа студентов-первокурсников
занимаются в спортзале


Собака Кинг пропал два дня назад

Задание
{{554}} ТЗ 554 Тема 3-20-0

Речевая
ошибка не допущена в предложении:


Я хочу спросить вопрос о положении дел
в области работы с младшими школьниками


К 1 Маю все объекты должны быть сданы в
срок


Прослушав все доклады, у меня сложилось
самое благоприятное впечатление о
конференции

+
В мае необходимо уделить внимание
поздним сортам помидоров

Задание
{{555}} ТЗ 555 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Прошли четыре дня, обусловленные
контрактом


Администрация завода, особенно
замдиректора и главный инженер, много
времени уделяют решению социальных
проблем

+
Группа студентов-первокурсников
занимается в спортзале


Абсолютное большинство хорошо подготовлены
к сдаче экзамена

Задание
{{556}} ТЗ 556 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Все изложение в книге сделано предельно
коротко, учитывая бюджет времени студента


Зайдя в машинное отделение, меня обдало
жаром

+
Читая статью, я всегда делаю выписки


Подъехав к терминалу, состав разгрузят
за короткое время

Задание
{{557}} ТЗ 557 Тема 3-20-0

Нормам
литературного языка соответствует
предложение:


Переходя через рельсы, стрелочника
оглушил неожиданный свисток паровоза


Уезжая из родного дома, мне стало грустно

+
Приходилось работать в трудных условиях,
не имея в течение многих недель ни одного
свободного дня


Выступая на судебном разбирательстве
в качестве свидетеля, у меня даже руки
начали дрожать

Задание
{{558}} ТЗ 558 Тема 3-20-0

Синтаксическая
ошибка допущена в предложении:

+
Юрий сказал, что буду летчиком


Вы, говорит, как цветок


Молчание – знак согласия


Иди в огонь за честь Отчизны

Задание
{{559}} ТЗ 559 Тема 3-20-0

Речевая
ошибка не допущена в предложении:


Не окончив школы, Сергею пришлось
работать


Он любит людей, добр, справедлив


Он рассказал все о трудностях летчика
Виктору

+
Над горной пустыней, окружавшей меня,
сиял легкий лазурный купол

Задание
{{560}} ТЗ 560 Тема 3-20-0

Речевая
ошибка допущена в предложении:


У томатов оказалась очень толстая кожица


Наш театр вмещает до пятисот пятидесяти
зрителей

+
Мой рассказ будет неоконченным, не
упомянув о дорожном происшествии


Я с готовностью окажу вам любую помощь

Задание
{{561}} ТЗ 561 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании:


благодаря хорошему отношению

+
согласно распоряжения


вопреки желанию


наперекор судьбе

Задание
{{562}} ТЗ 562 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании

+
оплата телефона


вопреки распоряжению


описывает встречу


скучать по сестре

Задание
{{563}} ТЗ 563 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании


преимущество перед ними


согласно договору

+
доказать о чем-то


огорчён чем-то

Задание
{{564}} ТЗ 564 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании


достоин награды


доказательство моей правоты

+
заведующий лаборатории


рад встрече

Задание
{{565}} ТЗ 565 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании


рецензия на книгу


согласно распоряжению

+
превосходство перед однокурсником


талант к музыке

Задание
{{566}} ТЗ 566 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании


оскорбиться отношением


разочароваться в друге


приемлемый для всех

+
отзыв на работу

Задание
{{567}} ТЗ 567 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании


тенденция к развитию


удивляться случившемуся


руководить фирмой

+
вопреки желания

Задание
{{568}} ТЗ 568 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании

+
оскорбиться на товарища


претендовать на должность


обращать внимание на мелочи


сделать отчет

Задание
{{569}} ТЗ 569 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании

+
дискутировать на тему


благодаря приказу


точка зрения на проблему


рассказать о повести

Задание
{{570}} ТЗ 570 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании

+
заведующий кафедры


тенденция развития


уверенность в победе


вера в удачу

Задание
{{571}} ТЗ 571 Тема 3-20-0

Нормы
управления нарушены в словосочетании

+
талант учения


жалоба на сына


курировать студента


уделять внимание другу

Тема:
Лексические нормы

Задание
{{614}} ТЗ 614 Тема 3-21-32

Соответствие
между словами и их значениями

L1:
ретроспектива

R1:
обращенность, взгляд в прошлое

L2:

R2:
драгоценный камень

L3:
реликвия

R3:
вещь, предмет, свято хранимые как память
о прошлом

L4:
резюме

R4:
краткий вывод из сказанного, написанного

L5:
референдум

R5:
всенародное голосование для решения
важного вопроса

Задание
{{615}} ТЗ 615 Тема 3-21-32

Соответствие
между словами и их значениями

L1:
ретивый

R1:
усердный, исполнительный

L2:
высокопарный

R2:
напыщенный

L3:

R3:
обиженный

L4:
косный

R4:
консервативный

L5:
бравый

R5:
мужественный, молодцеватый

Задание
{{616}} ТЗ 616 Тема 3-21-32

Соответствие
между словами и их значениями

L1:
антология

R1:
сборник избранных художественных
произведений разных авторов

L2:
пасквиль

R2:
сочинение, содержащее грубые, резкие
нападки

L3:
пародия

R3:
комическое или сатирическое подражание

L4:
прелюдия

R4:
предвестие чего-либо

L5:

R5:
краткое изложение книги, статьи

Задание
{{617}} ТЗ 617 Тема 3-21-32

Соответствие
между словами и их значениями

L1:
бенефис

R1:
спектакль, сбор с которого шел в пользу
одного из участников

L2:
бельведер

R2:
круглая башенка над зданием или небольшая
постройка на возвышенном месте

L3:
балаган

R3:
временная легкая постройка, обычно из
досок

L4:

R4:
карманные часы с боем

L5:
бурса

R5:
мужское духовное учебное заведение

Задание
{{618}} ТЗ 618 Тема 3-21-32

Соответствие
между словами и их значениями

L1:
вертоград

R1:
сад, виноградник

L2:
ветрило

R2:
парус

L3:
вещий

R3:
мудрый

L4:
виктория

R4:
победа

L5:

R5:
пещера

Задание
{{619}} ТЗ 619 Тема 3-21-32

Соответствие
между словами и их значениями

L1:
жребий

R1:
судья

L2:
лорнет

R2:
складные очки в оправе с ручкой

L3:
раут

R3:
званый вечер без танцев

L4:
супостат

R4:
неприятель, недруг

L5:

R5:
штатский

Задание
{{620}} ТЗ 620 Тема 3-21-32

Соответствие
между словами и их значениями

L1:
банальный

R1:
лишенный оригинальности, избитый

L2:
бравый

R2:
мужественный и молодцеватый

L3:
адекватный

R3:
вполне соответствующий чему-либо,
тождественный

L4:
бравурный

R4:
наглый, бесцеремонный

L5:

R5:
подчеркнуто мажорный и шумный

Задание
{{621}} ТЗ 621 Тема 3-21-32

Словообразовательный
элемент авиа означает ###

+
вода

Задание
{{622}} ТЗ 622 Тема 3-21-32

Словообразовательный
элемент архи означает ###

+
главный

+
старший

Задание
{{623}} ТЗ 623 Тема 3-21-32

Словообразовательный
элемент гелио означает ###

+
солнце

Задание
{{624}} ТЗ 624 Тема 3-21-32

Словообразовательный
элемент гидро означает ###

+
вода

+
влага

Задание
{{625}} ТЗ 625 Тема 3-21-32

Словообразовательный
элемент мания означает ###

+
безумие

+
страсть

Задание
{{626}} ТЗ 626 Тема 3-21-32

словообразовательный
элемент вице означает ###

+
вместо

+
наподобие

Задание
{{627}} ТЗ 627 Тема 3-21-32

словообразовательный
элемент мульти означает ###

+
много

+
многое

Задание
{{628}} ТЗ 628 Тема 3-21-32

словообразовательный
элемент орнито означает ###

+
птица

Задание
{{629}} ТЗ 629 Тема 3-21-32

словообразовательный
элемент прото означает ###

+
первый

Задание
{{630}} ТЗ 630 Тема 3-21-32

словообразовательный
элемент сан означает ###

+
лечить

+
исцелять

Задание
{{631}} ТЗ 631 Тема 3-21-32

словообразовательный
элемент хрон означает ###

+
время

Задание
{{632}} ТЗ 632 Тема 3-21-32

словообразовательный
элемент фил означает ###

+
друг

+
любящий

Задание
{{633}} ТЗ 633 Тема 3-21-33

Соответствие
между словами-синонимами

L1:
абстрактный

R1:
отвлеченный

L2:
бдительный

R2:
недремлющий

L3:
бесталанный

R3:
бездарный

L4:

R4:
хаотичный

L5:
безупречный

R5:
идеальный

Задание
{{634}} ТЗ 634 Тема 3-21-33

Соответствие
между словами-синонимами

L1:
вензель

R1:
монограмма

L2:
заветный

R2:
сокровенный

L3:
дюжинный

R3:
заурядный

L4:
деградация

R4:
упадок

L5:

R5:
ручательство

Задание
{{635}} ТЗ 635 Тема 3-21-33

Соответствие
между словами-синонимами

L1:
грубый

R1:
аляповатый

L2:
деспот

R2:
тиран

L3:
дилетант

R3:
любитель

L4:

R4:
демократия

L5:
доктрина

R5:
теория

Задание
{{636}} ТЗ 636 Тема 3-21-33

Синонимический
ряд нарушен в группе слов


чахнуть, угасать, таять


опасаться, робеть, трусить

+
возражать, протестовать, восклицать


бродить, блуждать, слоняться

Задание
{{637}} ТЗ 637 Тема 3-21-33

Синонимический
ряд нарушен в группе слов

Раздел 4. Стилистика частей речи

Занятие 12

Формы имен существительных
Задание. Выполнение тренировочных заданий с комментированием.
1. Запишите слова в графы таблицы, определите их род.
Авеню, аэрозоль, бандероль, бистро, вермишель, вуаль, депо, кадриль, какаду, какао, картофель, кашне, колибри, конферансье, кофе, манго, маэстро, мозоль, ноль, пальто, пенсне, рояль, салями, тополь, турне, тюль, фамилия, фасоль, фламинго, цеце, шампунь, шимпанзе, шинель, шоссе, шрапнель.

Мужской род Средний род Женский род
Несклоняемое сущ., обозначающее предмет.
Несклоняемое сущ., обозначающее животное.
Несклоняемое сущ., обозначающее лицо.
Склоняемое существительное.

Комментарий.

Когда речь идет о существительных, обозначающих лиц, то слова относятся к м.р. или к ж.р. в зависимости от своего значения, т.е. соотнесенности с реальным полом обозначаемого лица: усатый кули (носильщик), старая леди.

Существительные, обозначающие животных, относятся к м.р.: пестрый какаду. При этом учитывается реальный пол животного: шимпанзе кормила детеныша. Исключения: иваси – ж.р. (под влиянием слова рыба), цеце – ж.р. (муха).

Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду слов город, река, озеро, гора: солнечны Батуми, полноводное Эри.

Сохраняется форма м.р., когда сущ. обозначают названия людей по профессии , выполняемой работе: судья Иванова объявила (гл. ставится в ж.р., если нужно подчеркнуть ,что производителем действия является женщина).

Образуются парные формы: артист- артистка, портной – портниха, продавец – продавщица.
2.Выберите словосочетания, соответствующие нормам литературного языка.
1. Чёрное кофе. 2. Чёрный кофе. 3. Красная георгина. 4. Красный георгин. 5. Больная мозоль. 6. Больной мозоль. 7. Густая тушь. 8. Густой тушь. 9. Великолепный зал. 10.Великолепная зала. 11. Травяная шампунь. 12. Травяной шампунь. 13. Холёная бакенбарда. 14. Холёный бакенбард. 15. Покрыть крышу толем. 16. Покрыть крышу толью. 17. Правая туфля. 18. Правый туфель. 19. Розовый фламинго. 20. Розовое фламинго. 21. Вкусный киви. 22. Вкусное киви. 23. Крепкий виски. 24. Крепкое виски. 25. Белая лебедь. 26. Белый лебедь. 27. Маринованная иваси. 28. Маринованный иваси. 29. Зелёный Сочи. 30. Зелёные Сочи. 31. Мой протеже. 32.Моя протеже. 33.Моё протеже. 34.Программу вела талантливый журналист. 35.Программу вела талантливая журналист. 36.В комнату вошла молодая хирург Иванова. 37.В комнату вошла молодой хирург Иванова. 38.Широкий просек. 39.Широкая просека. 40.Лопнул левый рельс. 41.Лопнула левая рельса.
3. Поставьте имена сущ. в форму И.п. мн. ч.

Адрес, бухгалтер, вензель, волос, голос, директор, договор, доктор, инструктор, кум, отпуск, паспорт, повар, полотенце, профессор, слесарь, токарь, шофер.
4. Поставьте имена сущ. в форму Р.п. мн. ч.

Армянин, басня, блюдце, гребень, дно, доля, комментарий, кочерга, курица, няня, полено, полотенце, простыня, прут, пруд, свадьба, свеча, тетя, цапля, шприц, апельсины, баклажаны, башкиры, бигуди, ботинки, будни, валенки, вафли, грабли, грузины, заморозки, зразы, килограммы, кроссовки лохмотья, мандарины, носки, оладьи, партизаны, помои, сапоги, солдаты, татары, туфли, чулки, чулочки, яблоки, ясли.

  1. Выбери правильно построенное предложение.

Дом построили на Москва-реке. Схоронили его за Москвой-рекой. (Второй вариант правильный, т.к. склоняются обе части).

Похождения Робин Гуда или Робина Гуда? (Второй вариант правильный).

На улице много народу или народа? Я выпил стакан чая или стакан чаю? (Формы на –а(я) при обозначении части целого возникли как книжные, а формы на –у(ю) – разговорные.

А.П. Петров был в отпуске с… по… Я был в отпуску. (Формы на –е присущи книжной речи).

Выберите предложения, соответствующие нормам литературного языка

1.В этом мёртвом лесу, пожалуй, была своя поэзия. 2.В «Лесу» Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы. 3.Рассказ, написанный Грином, был «Остров Рено». 4.При всей быстроте избранного Чарли Чаплиным темпа его не покидала уверенность в своей правоте. 5.Ни слуху ни духу. 6.Декорации в «Вишнёвом саду» были искусно сделаны. 7.Согласно плана нам необходимо прибыть вовремя. 8.Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актёр. 9.Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвином. 10.Купите мне пару чулок и две пары носок. 11.Сегодня можно было ясно увидеть на небе Сириуса. 12.Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места. 13.Девочке хотелось купить все эти куклы. 14.Мы наблюдали пролетающий спутник Земли. 15.Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 16.Документы нужно оформить к первому августа. 17.Собран большой урожай помидоров. 18.Разделите всё это на несколько равных доль. 19.Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. 20. В ночь на второе ударил сильный заморозок.

Д.З. Решить тест.

Занятие 13

Формы имен прилагательных
Задание. Выполнение тренировочных заданий с комментированием.

1. Убедитесь, что вы умеете правильно образовывать простую форму сравнительной степени. Заполните правый столбик таблицы.

Начальная форма прилагательного Форма сравнительной степени прил.
Красивый
Лёгкий
Сухой
Тугой
молодой
Богатый
Простой
Близкий
Гладкий
Жидкий
Низкий
Редкий
Слабый
Длинный
Узкий
Широкий
Высокий
Поздний
Сладкий
Глубокий
Мерзкий
Бойкий
Плохой
Звонкий
Дикий
Ловкий

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Пять апельсинов

более решительнее

В двухстах метрах

На их территории

Форма типа «более решительнее» неправильная, т.к. сравнительная степень выражена дважды.

Д.З. Решить тест.

Занятие 14

Формы имен числительных
Задание. Решение лингвистических задач с комментариями.
1.Запишите: а) Стеллаж с 1785 книгами. Стеллаж с одной тысячей семьюстами восемьюдесятью пятью книгами ( книжный вариант). …тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами (нейтральный или разговорный вариант). б) После футбольного матча 8765 фанатов пожали руку своему любимому игроку Мячикову. Со сколькими своими поклонниками обменялся рукопожатием Мячиков?
2. Представь, что ты пробыл в санатории 20 суток, а потом твоё пребывание продлили ещё на 1 сутки. Но если прибавили 1 сутки, то как ты прочитаешь сочетание «22 суток»? (Нельзя сказать «двадцать два сутки», «двадцать две сутки», «двадцать двоё суток». Количественное числительное двадцать и собирательное числительное двое не могут вступать в сочетание. Необходима лексическая замена: Пробыл двадцать два дня или пробыл в течение двадцати двух суток.
3. В каких предложениях допущены ошибки.

А) Посёлок находится в полтора километрах от города.

Б) Мы добрались за полтора часа.

В) Взибавайте миксером не более полуторы минуты.

Г) Космический экипаж проведёт на орбите полтораста дней.

Д) Гроссмейстер провёл сеанс одновременной игры на полтораста досках.

(Неверны предложения а, в, д. И.п., В.п. – полтора, полтораста, в остальных падежах – полутора, полутороста.)
4. Почему нельзя сказать «трое девочек», а можно «трое мальчиков»? (Собирательные числительные сочетаются: 1) с сущ. м. и об.р., называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот; 2) с сущ., имеющими только форму мн.ч..: двое суток, трое саней, но начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц; 3) с сущ. дети, ребята, люди, а также со словом лицо (человек): двое детей, двое незнакомых лиц; 4) с личными местоимениями: нас двое; 5) с субстантивированными числ.: вошли двое; 6) с сущ. обозначающих детёнышей животных: трое медвежат.

5. Отметьте слова, которые можно употребить вместе с сущ. пятеро: людей, человек, школьниц, пар валенок, детей, героических личностей, подозрительных лиц.

Д.З. Решить тест.

Занятие 15

Формы местоимений
Задание.

1. Выбери правильную форму местоимения и устрани двойное понимание смысла предложения.

      • Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной. (Когда Оля заболела, мать её стала очень нервной.
      • Мать попросила дочь отнести покупку к себе. (Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе. Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.
      • Мать попросила дочь принести своё платье. ( Мать попросила, чтобы дочь принесла своё платье. Мать попросила, чтобы дочь принесла её платье.

2. Найдите ошибки в употреблении форм местоимений.

А) Он шел навстречу ей. Б) Справа стояли высокие дома, мимо их проходили прохожие. В)Благодаря ему она обрела счастье. Г) Впереди шёл высокий мужчина, сзади его шла небольшая девочка. Д) В отношении его возбудили уголовное дело. Е) Сестра стершее его. Ж) По стенам развешаны географические карты, выше них висят портреты известных путешественников.

(Неверны предложения Б, Г, Ж. В современном русском языке указанный звук (Н) добавляется, если местоимение стоит после любого простого предлога., а также наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади…), управляющих род. падежом.

Д.З. Решить тест.

Занятие 16

Формы глагола

Задание. Лингвистическая игра «Почему так?» Каждой группе учащихся предлагаются задания для выполнения. Используется справочная литература.

1. Диалог: — Каждое утро полощи рот.

— Я и полоскаю.

В обеих репликах употреблен один и тот же глагол полоскать, но образованные от него формы различаются стилистической окраской: формы полощу, полощи – книжные, формы полоскаю, полоскай – разговорные. Определи, какая форма глагола книжная, а какая разговорная.

Колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, машет – махает, плещет — плескает, рыщет – рыскает,

2. Некоторые параллельные формы различаются не стилистически, а оттенками значения. Форма брызгает имеет значение «спрыскивает, окропляет» (брызгает водой, брызгает бельё), а форма брызжет означает «разлетается каплями, разбрасывает капли» (грязь брызжет, брызжет слюной). Объясни, в чем различие форм глагола движет – двигает, капает – каплет. Составь предложения. Движет означает «приводить в движение» и переносно «побуждает, руководит». Им движет посторонняя ужасная сила. (Д.). Двигает означает «перемещать». С трудом двигаются усталые лошади. Капает – «падает каплями». Пот капает со лба. Каплет – «протекает». Крыша протекает.

3.Объясните смысл замен глагольных времен, наклонений, лиц в предложениях.

1. Еду сегодня в ночь. (П.) (Горький)

2. Герасим глядел, глядел, глядел, да как засмеётся вдруг. (Тургенев)

3. Знай я ремесло – жил бы в городе. (Горький)

4. Ефим, ты бы пошел к нему.

5. Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы… приходят на память (Тургенев)

Д.З. Решить тест.

Занятие 17

Предупреждение грамматических ошибок

Задание. Найдите и исправьте ошибки в следующих предложениях. Прокомментируйте исправленное предложение. Индивидуальная работа с использованием справочной литературы.

    1. В олимпиаде победила ученица тысяча двухсот тридцать второй школы.
    2. Вчера на аэродроме под Калининым прошли показательные полеты.
    3. На двухсот пятьдесят второй странице я заснул.
    4. Наш учебник написан авторским коллективом во главе с профессором Львовом.
    5. Наша дача расположена под Голицыным.
    6. Мне очень нравится собака моей сестры, которая всегда встречает меня на пороге.
    7. От метро до нашей школы нужно добираться трёхсот шестидесятым автобусом.
    8. Три незнакомцев остановились у забора.
    9. У обоих учениц замечательные сочинения.
    10. Четверых девочек из класса попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.
    11. Отец Онегина, который «давал три бала ежегодно», в конце концов обеднел.
    12. Перед читателями выступил заведующий библиотеки.
    13. Сейчас для вас будут представлены диаграммы.
    14. По окончанию практики каждый студент должен написать отчет на проведенную работу.
    15. Этот диван-кровать совсем состарилась.
    16. По приезде из Петербурга друг поселился в моем доме.
    17. Вчера у меня было день рождения.
    18. Прочитайте характеристику на ученика десятого класса.

Д.З. Решить тест.

Литература
Анализ художественного произведения в школе.- Л., 1972 год.

Арефьева С.А. Рецензия как жанр школьного сочинения. – Йошкар-Ола, ЛИК ПРЕСС, 2002 г.

Безымянная О.М. Диктанты с комплексным анализом текста.- М.,2003 год.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., «Русский язык»,1986

Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2001 год.

Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М, «Просвещение», 1989 г.

Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., «Русский язык», 1988 г.

Скороходов Л.К. Словарная работа на уроках русского языка. М, «Прсвещение», 1990 г.

Словарь иностранных слов, М., «Русский язык», 1987г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1987 г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. – М: «Международные отношения», 1993 г.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.Айрис пресс, 2006 г

Шанский Н.М. В мире слов. М, «Просвещение», 1985 год.

Упражнение 30. Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор.

Черное кофе — черный кофе, красная георгинакрасный георгин, больная мозоль — больной мозоль, густая тушьгустой тушь, великолепный зал — великолепная зала, травяная шампунь — травяной шампунь, холеная бакенбардахоленый бакенбард, покрыть крышу толем — покрыть крышу толъю, правам туфля — правый туфель, розовый фламинго — розовое фламинго, вкусный киви — вкусное киви, крепкий виски — крепкое виски, белая лебедь — белый лебедь, маринованная иваси — маринованный иваси, зеленый Сочи — зеленые Сочи, мой протеже — моя протеже — мое протеже, программу вела талантливый журналист — программу вела талантливая журналист, в комнату вошла молодая хирург Иванова — в комнату вошла молодой хирург Иванова, широкий просек — широкая просека, лопнул левый рельслопнула левая рельса.
Упражнение 31. Вставьте окончания имен существительных, мотивируйте свой выбор.

В этом мертвом лес…, пожалуй, была своя поэзия. В «Лес…» Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы. Рассказ, написанный Грин…, был «Остров Рено». При всей быстроте избранного Чаплин… темпа его не покидала уверен., .ость в своей правоте. От него не было ни слух…, ни дух…. С мир… по нитке. Деревья в вишневом садДекорации в «Вишневом сад…» были искус., .но сделаны. Согласно план… нам необходимо пр…быть вовремя.
Упражнение 32. Найдите ошибки в употреблении падежных форм, мотивируйте свой ответ.

1. Девочке хотелось купить все эти куклы. 2. Мы наблюдали пролетающий спутник Земли. 3. Совхозный сад занимает свыше ста гектар. 4. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. 5. Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано Дарвином. 6. Купите мне пару чулок и две пары носок. 7. Сегодня можно было ясно увидеть на небе Сириуса. 8. Просим все лица, имеющие билеты, занять свои места. 9. Документы нужно оформить к первому августа. 10. Собран большой урожай помидоров. 11. Разделите все это на несколько равных долей. 12. Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. 13. В ночь на второе ударил сильный заморозок.
Упражнение 33. Объясните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

1.Наши знакомые принадлежат к различным социальным средам. 2. Неправильные выражения нередко встречаются в речах детей. 3. Партизаны часто попадали в окружения. но смело вырывались из них. 4. Все цехи завода работают на полную мощность. 5. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 6. В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения. 7. Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.

  1. Употребление форм имен прилагательных

ЗАПОМНИТЕ:

• При полной форме имени прилагательного, употребленной в именительном падеже в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме — могут (сравни: он болей ангиной — неправильно: он больной ангиной).

  • Не употребляются формы более лучший, более худший и.т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени.
  • Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного (сравни: он богатый и умный — неправильно: он богатый и умен).
  • Многие прилагательные имеют краткую форму на -ен, а не -енен: бедственный — бедствен, бессмысленный — бессмыслен и т.д.

Упражнение 34. Исправьте ошибки, мотивируйте свой выбор.

1. Ученик был способный к математике. 2. Подобный ответ бессмысленен. 3. Мы были еще в более худших условиях. 4. Стихи были удачные по содержанию и по форме. 5. Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. 6. Комната низкая для такой мебели. 7. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. 8. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 9. Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении. 10. Жизненный путь героя тяжел и трагичный. 11. Его вклад в работу был существенен. 12. Самый способнейший студент. 13. Это произведение более худшее. 14. Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.
Упражнение 35. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормативным употреблением.

1. Мой брат очень (талантливый, талантлив) и (способный, способен). 2. Сделать уборку быстро не удалось, потому что пылесос оказался (неисправный, неисправен, неисправным). 3. Кто из вас (виноватый, виноват), кто (правый, прав) — разберемся беспристрастно. 4. Он из тех людей, которые (способные, способны) на самопожертвование. 5. С возрастом угловатая девочка превратилась в (красивую, красивейшую, наикрасивейшую) девушку. 6. Этот перевал наиболее (опасный, опасен, опаснейший) для перехода в зимнее время. 7. Как показала проверка, факты, указанные в письме, (верны, верные). 8. Эта женщина всегда (милая, мила) и (очаровательная, очаровательна). 9. Дети остались очень (довольные, довольны, довольными), что экскурсия состоялась. 10. В Никитском саду растут (редчайшие, наиредчайшие, самые редкие) породы деревьев. 11. Уроки русского языка стали удивительно (интересные, интересны, интереснейшие). 12. Необходимо завершить работу в самое (близкое, ближайшее) время и в (кратчайшие, наикратчайшие) сроки.
3. Употребление имен числительных.
ЗАПОМНИТЕ:

  • Собирательные числительные двое – десятеро употребляются:

— только с существительными, обозначающими лиц мужского пола;

— с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении человек);

— с существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое саней);

— с существительными, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

— с личными местоимениями мы, вы, они (нас было трое).

  • Собирательные числительные не употребляются с одушевленными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола.
  • При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав; при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово.

Упражнение 36. Исправьте ошибки, мотивируя свой выбор.

  1. Корабль находился на орбите 383 суток. 2. Износ оборудования составляет 56,5 процентов. 3. Было закуплено 22 ножниц. 4. Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. 5. Наша библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. 6. Машины стояли у обоих ворот. 7. Надо добавить полтора полные стакана муки. 8. Наш город отметил двестипятидесятилетие. 9. Поймали трое зайцев. 10. В спектакле задействованы двое новых героинь.

Упражнение 37. Выберите правильный вариант.

  1. Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров. 2. Этот переход составил около четырехсот шестидесяти пяти километров. 3. Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвертого года. 4. Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвертого года. 5. Я обоими руками голосую за нее. 6. Я обеими руками голосую за нее.

Упражнение 38. Выберите нужный вариант, запишите цифры словами.

  1. Обеспеченность населения продуктами первой необходимости составляет 85,7 (процента, процентов). 2. Из 21 (участника, участников) соревнования особенно выделились (три, трое) спортсменок. 3. Начинать свое дело с (пятиста, пятистами, пятьюстами) тысячами – значит провалить дело с самого начала. 4. Отец воспитывал (трех, троих) детей. 5. У (обоих, обеих) претенденток на медаль равные шансы.

Упражнение 39. Составьте словосочетания со словами.

  1. Два – двое (друзья, герои, мнения, бакенбарды, ягнята, сани). 2. Три – трое (рельс, граждане, испытатели, шахматы, ножницы, домохозяйки, неожиданности). 3. Четыре – четверо (гуси, малыши, сироты, здания, брюки, щенки). 4. Пять – пятеро (строители, профессора, сутки, буквы, детишки, студентки). 5. Шесть – шестеро (ученики, спортсмены, хитрости, мечты (формы р.п. мн.ч. вообще нет). 6. Семь – семеро (мы, больных, слоны, лица).

4. Употребление местоимений.
ЗАПОМНИТЕ:

  • Формы для ней, от ней носят разговорный или устарелый характер.
  • Местоимения ихний в русском языке нет.
  • Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное.
  • Собирательные существительные (студенчество, беднота, группа, народ) нельзя заменять местоимением в форме множественного числа.
  • Возвратные местоимения свой, себя указывают на лиц, которые производят действие.

Упражнение 40. Выберите правильный вариант.

1. Для ней нет имени. 2. Для нее нет имени. 3. Ихний ребёнок. 4. Их ребенок. 5. Около его толпился народ. 6. Около него толпился народ. 7. Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, ее захватила полиция. 8. Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла. 9. Она писала дочери в письме, что ей следует приехать. 10. Она писала дочери, что той следует приехать. 11.В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 12. В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство. 13. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своих ошибок. 14. Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершенных им ошибок. 15. Каждый уговаривает почтенного гостя поехать к себе. 16. Каждый предлагает, чтобы почтенный гость приехал к нему.

Упражнение 41. Исправьте ошибки.

1. Жилец попросил дворника отнести вещи к себе. 2. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 3. Мальчик теперь сирота, отец умер, когда ему было три года. 4. Сзади его шла нагруженная машина. 5. Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в начале месяца. 6. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 7. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они ждали их с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. 8. Больной попросил сестру налить себе воды. 9. Партнерские отношения развивались таким образом, что они были выгодными для лиц, курировавших наиболее важные отрасли народного хозяйства, и, может быть, даже являлись для них единственным условием движения вперед. 10. Первое выступление молодого артиста принесло ему большой успех, и от него можно ждать много в дальнейшем. 11. Вся команда собралась у тренера и просила предоставить им следующие два дня для отдыха.
Упражнение 42. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант.

1. Валерий Брумель преодолел планку, установленную на 38 см выше (своего, его роста). 2. Он опытный работник и знает все тонкости в (своем, его) деле. 3. Герои картины борются за (их, свои) права, но власти не признают их. 4. Троекуров уважал Дубровского и не прочь был (свою, его) дочь выдать замуж за Владимира. 5. Все это было интересно, а главное — помогло нам всесторонне обсудить это волнующее для всех (их, нас) событие. 6. В первый же погожий день мать взяла детей с (ней, собой) на прогулку.
5. Употребление форм глагола

ЗАПОМНИТЕ:

•В литературном языке не употребляются формы 1-го лица ед. ч. настоящего или будущего простого времени от глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и некоторых других. Отсутствующие формы выражаются описательно: могу очутиться, сумею убедить.

•В современном русском языке нет форм ложит, ездиет, а есть только кладет, но положит; ездит.

  • Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида.
  • Некоторые глаголы на -ся имеют двоякое значение -страдательное и возвратное, что создает неясность смысла. Например, выпускники направляются в разные уголки нашей страны (сами или их направляют?).
  • Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом- сказуемым или окружающей лексикой.
  • Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное. Например, исправленная рукопись редактором — неверно, следует заменить на: 1) исправленная редактором рукопись или 2) рукопись, исправленная редактором.
  • Причастный оборот обычно примыкает к определяемому существительному; переносить оборот не следует. Например, горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов — неверно, следует заменить на: 1) горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад или 2) состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад.
  • Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий. Например, читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки, надо: читая статью (прочитав) и отмечая (отметив) нужный материал, я всегда делаю выписки.
  • Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например: Подъезжая к станции, у меня с головы слетела шляпа.
  • Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.
  • Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, в котором подлежащее логически выражено: Подходя к лесу, мне стало холодно.

Упражнение 43. Выберите правильный вариант.

1. Он часто (ложит, кладет) вещи на стол. 2. Он ложится в больницу. 3. Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 4. Я (побежду, смогу победить, одержу победу). 5. Я (убежу, убеждю) его в правильности решения. 6. Результаты (подытоживовалнсъ, подытоживались). 7. После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории. 8. После лекции слушатели нередко остаются в аудитории. 9, После лекции слушателей нередко задерживают в аудитории. 10. Он (откликается, откликался) на события окружающей жизни и (отмечал, отмечает) зарождающиеся в ней явления. 11. Чтобы правильно (составить, составлять) документы, необходимо тщательно (изучить, изучать) документоведение. 12. В центре повести представитель (нарождающего, нарождающегося) класса. 13. На собрании были представители всех отделов, за исключением двух сотрудников, (отсутствующих, отсутствовавших) по уважительным причинам. 14. Мечет икру. 15. Мечет гром и молнии. 16. Метает гром и молнии. 17. Метает петли, шов.
Упражнение 44. Исправьте ошибки, мотивируя свой ответ.

1. Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вечера. 2. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примеси. 3. Внук часто одевается бабушкой. 4. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 5. Деталь бросается в ванну, а затем вымывается. 6. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 7. Где вы слыхали об этом? 8. По совету врача больной полоскает горло раствором соды. 9. Цветы сохну ли в вазе. 10. Дверь открывается автоматически. 11. Собранный урожай отправляется в разные уголки по железной дороге, по воздуху и по воде. 12. Наш отдел неоднократно премировался.
Упражнение 45. Исправьте предложения.

1. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. 2. Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром. 3. Подъехав к терминалу, состав разгрузят за короткое время. 4. Читая статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки. 5. Делая разработку чертежа, у нас возникли разногласия по поводу целесообразности этого аппарата. 6. Выполняя маневр и сохранив дистанцию, поезд приблизился к опасном переезду. 7. Ездя в Петербург, можно узнать необычайно интересные вещи. 8. Проходя по перрону, у меня появилась интересная мысль. 9. Поданный состав машинистом точно остановился на переезде. 10. Состав, поданный машинистом, точно остановился на переезде.
Упражнение 46. Найдите правильное употребление деепричастий.

1. Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания. 2. Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза. 3. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение многих недель ни одного свободного дня. 4. Уезжая из родного города, мне стало грустно. 5. Пользуясь этими средствами защиты, ваши руки останутся невредимыми. 6. Выступая на судебном разбирательстве в качестве свидетеля, у меня даже руки начали дрожать.

Найдите ошибки в предложениях.Наши знакомые принадлежат различным социальным средам. Партизаны часто попадали в окружения, но смело вырывались из них. В партизанских движениях учавствовали самые различные слои населения.

Русский язык

Найдите ошибки в предложениях.
Наши знакомые принадлежат различным социальным средам. Партизаны часто попадали в окружения, но смело вырывались из них. В партизанских движениях учавствовали самые различные слои населения.

Попроси больше объяснений

Следить

Отметить нарушение

Автор: Гость

  • Наши спортсмены завоевали мировой рекорд речевая ошибка
  • Наши воины совершили много геройских подвигов лексическая ошибка
  • Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке где ошибка
  • Нашему герою все удается должно быть он родился под счастливой луной ошибка
  • Наши родители работали не покладая сил тип ошибки