Наслаждение работа над ошибками

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Л.А. Шахова. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Раздел 2. ПРАВИЛА

ОРФОГРАФИЯ

Правило 1. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ

Безударные гласные в корнях слов бывают трёх типов:

проверяемые ударением (в однокоренных словах):

РОСКОШНЫЙ — РОСКОШЬ

непроверяемые (в словарных словах): КАРАВАИ, ВИНЕГРЕТ КАЛАЧ, БАДМИНТОН,

чередующиеся (по правилам): ПЛОВЕЦ – ПОПЛАВОК

БЛЕСТЕТЬ — БЛИСТАТЬ

Всего 22 корня с чередующимися гласными О — А, Е — И, их надо запомнить:

гар — гор- загар — загорать

твар — твор- (без ударения — О) тварь — творить

клан — клон- кланяться, поклон — преклоняться

— зор — зар- (без ударения — А) зори, зарево — озарять;

кас — косН-

лаГ — лоЖ —

касаться — коснуться предлагать — предложить

— мак — мок — моЧ-

макать, обмакнуть (что? во что?) перо в чернила

кисть в краску

вымокнуть под дождем, промокать чернила, намочить платок

— раСТ — раЩ — рос-

растение, выращенный — заросли (искл.: Ростов, Ростислав, ростовщик; отрасль)

— скаК — скоЧ-

скакать — вскочить (искл.: скачок, скачу)

— плав — плов — плыв

— плавать, поплавок — пловец, пловчиха, пловцы — плывуны;

— равн — равнина, равнение, сравнение, уравнение, уравновешенный, поравняться с прохожим, подравняться в строю;

— ровн- уровень, поровну, подровнять грядки, сровнять с землей

— бир — бер собирАть — соберу

— дир — дер задирАть — задеру

— мир — мер замирАть — замереть (умирАть, вымирАть, обмирАть)

— пир – пер отпирАть — отпереть

— тир — тер стирАть — стереть

— блист – блест блистАть — блестеть

— жиг – жег выжигАть — выжег

— стил – стел расстилАть — расстелить

— чит — чет вычитАть — вычет (искл. сочетАть, сочетАние)

— им — а(я), — ин — а(я) понимать — понять, заклинать — заклясть

1 корень мир-мер в словах примирять (противников) и т. п. и примерять (платье) и т. п. проверяется ударением: мир и мера.

Если корень слова начинается с И, то после русских приставок на согласный (кроме меж— и сверх-) И меняется на Ы в соответствии с произношением:

ИГРАТЬ — СЫГРАТЬ

ИСТОРИЯ — ПРЕДЫСТОРИЯ

ИСКУСНЫЙ — БЕЗЫСКУСНЫЙ

Но: межинститутский, сверхинициативный; дезинформация

Правило 2. ПРАВОПИСАНИЕ О ИЛИ Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПОД УДАРЕНИЕМ

В корне слова может быть и О и Ё: ШОВ, ШЁЛК.

О: ШОК, ЧОХ, ЖОМ,

ЧОПОРНЫЙ — ЧОПОРНОСТЬ

КРЫЖОВНИККРЫЖОВНИКОВЫЙ (в однокоренных словах нет безударной позиции после шипящих)

ОБЖОРА, ИЗЖОГА, БОРЖОМИ, МАЖОР

Ё: ДЕШЁВЫЙ — ДЕШЕВЛЕ (в однокоренных словах под ударением — Е)

КОШЁЛКА — КОШЕЛЬ

ЖЁЛТЫЙ — ЖеЛТЕТЬ (после шипящей — безударная гласная)

ЖЁЛУДЬ — ЖеЛУДЁВЫЙ БЕЧЁВКА — БЕЧеВА

ЧЁТКИЙ, ЧЕЧЁТКА (запомнить)

В суффиксах и в окончаниях — только О, если слово образовано не от глагола:

ПЛАЩОМ (сравните: без ударения — ТОВАРИЩЕМ)

ПЛЕЧОМ

СВЕЧОЙ

БОЧОК

БОЧОНОК, ЗАЙЧОНОК

ДЕВЧОНКА, РЕЧОНКА

НОЖОВКА

ЕЖОВЫЙ, КАМЫШОВЫЙ, ГРОШОВЫЙ, АЛЫЧОВЫЙ, ПАРЧОВЫЙ

СВЕЖО, ГОРЯЧО, ОБЩО

СМЕШОН

КНЯЖОН

ТРЕЩОТКА, ЧАЩОБА, ТРУЩОБА (запомнить)

В суффиксах и окончаниях только Ё, если это глагол или слово, образованное от глагола

ПЕЧЁТ, ТЕЧЁТ, БЕРЕЖЁТ ПЕЧЁНЫЙ, ТУШЁНЫЙ, БЕРЕЖЁНЫЙ,

ИСПЕЧЁННЫЙ, СООРУЖЁННЫЙ, ВООРУЖЁННЫЙ НОЧЁВКА

ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА

ДИРИЖЁР, СТАЖЁР, РЕТУШЁР, ТРЕНАЖЁР, УХАЖЁР

СРАВНИТЕ: ОЖОГ РУКИ — ОЖЁГ РУКУ

ПОДЖОГ САРАЯ — ПОДЖЁГ ХВОРОСТ

Правило 3. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО

  1. с существительными: НЕПОГОДА, НЕПРАВДА

  2. с наречиями: НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО, НЕПРАВИЛЬНО

  3. с прилагательными: НЕВЕСЁЛАЯ музыка, НЕЯРКОЕ солнце

НЕИЗВЕСТНЫЕ науке факты НЕПРОСТАЯ (= СЛОЖНАЯ) во многих отношениях задача

(утверждается отрицательный признак, а не отрицается положительный)

  1. с причастиями: НЕРАСПУСТИВШАЯСЯ СИРЕНЬ

НЕОПУБЛИКОВАННАЯ СТАТЬЯ и т. д.

НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО

1. с глаголами: «НЕ ЖАЛЕЮ, НЕ ЗОВУ, НЕ ПЛАЧУ…» (С.Есенин)

2. с деепричастиями: НЕ СПЕША, НЕ ШУТЯ

3. при наличии противопоставления С СОЮЗОМ А

НЕ ГЛУБОКАЯ, А МЕЛКАЯ РЕКА НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ

Но: неглубокая, но холодная река (СОПОСТАВЛЕНИЕ!)

4. при отрицании: КАРТИНА НЕ СТАРАЯ

НЕ СКОРО НАЧНЁТСЯ ВЕСНА

(отрицается положительный признак, а не утверждается отрицательный)

  1. при наличии у причастий пояснительных слов:

ЕЩЕ НЕ РАСПУСТИВШАЯСЯ СИРЕНЬ НЕ ОПУБЛИКОВАННАЯ В СРОК,

кроме наречия почти и наречия очень со всеми его синонимами и близкими по значению словами:

абсолютно, совершенно, весьма, крайне, в высшей степени, предельно, чрезвычайно:

СОВЕРШЕННО НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК Но: СОВЕРШЕННО НЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПО ФИЗИКЕ УЧЕНИК

6. при наличии у прилагательных в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не:

НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ДАЛЕКО НЕ ПРОСТАЯ ЗАДАЧА

  1. с краткими причастиями и с некоторыми прилагательными:

СОЧИНЕНИЕ НЕ ПРОВЕРЕНО

(сравните: непроверенное сочинение)

НЕ РАД, НЕ ГОТОВ, НЕ ДОЛЖЕН и др. (сравните: невелик, невесел)

  1. с прилагательными и наречиями в сравнительной степени:

НЕ БОЛЬШЕ, НЕ БОЛЕЕ НЕ МЕНЬШЕ, НЕ МЕНЕЕ

  1. с наречиями, не соотносительными с прилагательными:

НЕ НАДО, НЕ ЖАЛЬ, НЕ ВРЕМЯ,

НЕ ИНАЧЕ, НЕ СЕГОДНЯ

Правило 4. ПРАВОПИСАНИЕ -Н- или -НН- В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

В словах, образованных НЕ ОТ ГЛАГОЛА, (прилагательных и существительных) пишется

-Н-

1. в суффиксах:

-АН- песок — ПЕСЧАНЫЙ, ПЕСЧАНИК

-ЯН- нефть — НЕФТЯНОЙ, НЕФТЯНИК

-ИН- тополь — ТОПОЛИНЫЙ, гость — ГОСТИНАЯ

2. в прилагательных с основой набез суффикса:

ЗЕЛЁНЫЙ, ЮНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РДЯНЫЙ, РЬЯНЫЙ СВИНОЙ, КАБАНИЙ, ФАЗАНИЙ и др.

-НН-

в суффиксах:

-ОНН- ТРАДИЦИя — ТРАДИЦИОННЫЙ

-ЕНН- РЕМЕСЛо — РЕМЕСЛЕННЫЙ

Кроме ветреный

2. если суффикс -н- или -ник- следует за основой слова, которая также оканчивается на -н:

БАКЛАЖАННЫЙ, МАЛИННИК, НЕДЮЖИННЫЙ, ХОЛСТИННЫЙ и др.

В словах, образованных ОТ ГЛАГОЛА, (прилагательных, причастиях, существительных) возможны сочетания:

-АН- и –АНН

­-ЯН- и –ЯНН

­-ЕН- и -ЕНН-

Одна -Н- пишется в словах, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих зависимых слов:

ЗВАНЫЙ ОБЕД (ЗВАТЬ — что делать? ать — ан)

ВАЛЯНЫЙ САПОГ (ВАЛЯТЬ — что делать? ять — ян)

КРАШЕНЫЙ ЗАБОР (КРАСИТЬ — что делать? ить- ен)

НЕЗВАНЫЙ-НЕПРОШЕНЫЙ (НЕ ЗВАТЬ, НЕ ПРОСИТЬ)

МУЧЕНИК, ТРУЖЕНИК (МУЧИТЬСЯ, ТРУДИТЬСЯ)

-НН- пишется в словах, образованных

  1. от глаголов несовершенного вида, имеющих пояснительные слова:

КРАШЕННЫЙ ЖЁЛТОЙ КРАСКОЙ

ЗВАННЫЙ НА ОБЕД

ВАЛЯННЫЙ ДЕДОМ

2. от глаголов совершенного вида:

ОКРАШЕННЫЙ (красить — окрасить)

СОЗВАННЫЙ (созывать — созвать)

СВАЛЯННЫЙ (валять — свалять)

БРОШЕННЫЙ (бросать — бросить)

КУПЛЕННЫЙ (покупать — купить)

кроме названый брат, посажёный отец, прощёное воскресенье, приданое невесты

ЗАПОМНИТЕ!

-НН- пишется во всех полных прилагательных и причастиях с суффиксами -ОВА- и -ЁВА-:

ЭРУДИРОВАННЫЙ

БАЛОВАННЫЙ

ИЗБАЛОВАННЫЙ

КОРЧЁВАННЫЙ

Кроме кованый, жёваный

Но: закованный, кованный мастером

  1. ГЛАЖЕНЫЙ-ПЕРЕГЛАЖЕНЫЙ и т.п.

  1. Прилагательные и причастия, образованные от глаголов несовершенного вида, в которых пишется -НН-:

МЕДЛЕННЫЙ

ЖЕЛАННЫЙ

СВЯЩЕННЫЙ

НЕЧАЯННЫЙ

ЧВАННЫЙ

НЕОЖИДАННЫЙ

НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ

НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ

ВИДЕННЫЙ, ЧИТАННЫЙ

ДЕЛАННЫЙ

  1. Приставка удваивает -Н- во всех словах, кроме СМЫШЛЕНЫЙ

Правило 5. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ.

Предложения с отрицанием:

  1. НЕ: Кай складывал из льдинок слова, но слово «вечность»

НЕ давалось ему. (Г. Х. Андерсен)

  1. НЕ НИ: Глаза Снежной королевы сияли, как звёзды, но в них

НЕ было НИ тепла, НИ мира. (Г.Х.Андерсен)

  1. НИ НИ: Принцесса была такой красивой, что

НИ в сказке сказать НИ пером описать. (и не… и не)

  1. НИ: В полдень на старом пляже НИ души! ( = нет ни души)

  2. БЫ НЕ: Мы хотели найти место, куда БЫ НЕ ступала нога человека.

Предложения с общим утвердительным смыслом:

НЕ НЕ: Я НЕ мог НЕ улыбнуться, читая Ваше письмо.

( Я улыбнулся)

НЕЛЬЗЯ (невозможно) НЕ пожалеть о чём-то, глядя в ночное небо.

(Жалеем)

НЕ — в восклицательном и вопросительном предложении:

2. Кто НЕ волновался перед первым свиданием!

(Все волновались)

Чего он только НЕ делал, чтобы приручить волчонка!

(Он делал всё)

3. НИ — в придаточном предложении:

Как ни злилась зима, весна брала своё.

(Хотя зима злилась)

4. БЫ НИ: Работу нужно сделать, как БЫ НИ было трудно.

(хотя будет трудно)

ПУНКТУАЦИЯ

Задание: Внимательно прочитайте предложения и запомните расстановку знаков препинания в предложениях разных типов.

  1. ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Характер — власть над самим собой, талантвласть над другими. (В. Ключевский)

Совесть — тысяча свидетелей. (Квинтилиан)

Стихи — совершеннейший из способов пользоваться человеческим словом. (В.Брюсов)

Спать долго — жить с долгом. (пословица)

Учениеэто изучение правил. Опытэто изучение исключений. (посл.)

Похвала вот пробный камень для дураков. (П. Буаст)

Обучать значит вдвойне учиться. (Ж. Жубер)

Дисциплина есть освобождение от рабства страстей. (Г. Гегель)

Пусть порой мне шепчет синий вечер, что была ты песня и мечта, всё ж кто выдумал твой гибкий стан и плечи, к светлой тайне приложил уста. (С.Есенин)

Попытка не пытка, а спрос не беда.

Но: Я один, всё тонет в фарисействе, жизнь прожить — не поле перейти. (Б.Пастернак) (сказуемое инфинитив)

Любовь как ртуть. Можно удержать её в открытой ладони, но не в сжатой руке. (Д. Паркер)

(как = будто, словно, точно, что, всё равно что)

Но: Прожить жизнь и остаться несовершенным — всё равно что выйти из бани невымытым. (Л.Толстой) (сказуемое — инфинитив)

Мода капризна.

Сравните: Гнев — человеческое, а злопамятство — дьявольское. (посл.)

Лев, как известно, царь зверей.

(вводное словосочетание.)

Изумруд тоже драгоценный камень.

(союз)

Книга по-прежнему лучший друг.

(наречие)

Ясное небо в сезон дождей лишь временное явление.

(частица)

Обратите внимание на выражение сказуемого в следующих предложениях:

У неё глаза как небо. (сказумое)

Её глаза сияют, как небо. (сравнительный. оборот).

Её глаза синие, как небо. (сравнительный. оборот )

У него глаза как ночь. (сказумое)

Его глаза сделались как ночь. (сказумое)

Его глаза сделались тёмными, как ночь. (сравнительный. оборот )

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным. (Ф.Бэкон)

(неполное предложение)

2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Заглуши в душе тоску тальянки,

Напои дыханьем свежих чар,

Чтобы я о дальней северянке

Не вздыхал, не думал, не скучал. (С.Есенин)

Я и молод, и свеж, и влюблён,

я в тревоге, в тоске и в мольбе,

зеленею, таинственный клён,

неизменно склонённый к тебе. ( А. Блок)

И веют древними поверьями её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука. ( А.Блок)

Когда я слышу из гостиной

Ваш лёгкий шаг, иль платья шум,

Иль голос девственный, невинный,

Я вдруг теряю весь свой ум. (А.Пушкин)

Ах, лето красное, любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А. Пушкин)

Наступила дождливая, грязная, темная осень. (А.Чехов)

Лёгкий ветерок то просыпался, то утихал. (И.Тургенев)

Свежеет ветер, меркнет ночь, а море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит, то прянет, то отхлынет прочь.

Поля тянулись до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова. (И.Тургенев)

Брови у Лизы не то чтобы нахмурились, а дрогнули. ( И.Тургенев)

Знакомы мы были если и не всю жизнь, то по крайней мере с раннего детства.

Она играла хорошо, хотя немного строго и сухо. ( И.Тургенев)

День был хотя и пасмурный, но теплый.

Холодный осенний дождь беспрерывно шел как вчера, так и сегодня.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом. (А.Пушкин) (фразеологизм)

Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса. (фразеологизм)

Умрёшь — начнёшь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А.Блок)

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Всё вторит весело громам. (Ф.Тютчев)

Грей охотно грузил фрукты, фарфор, животных, пряности, чай, табак, кофе, шелк, ценные породы деревьев: черное, сандал, пальму. ( А. Грин)

Судьба сокрушает нас двояким образом: отказывая нам в наших желаниях и исполняя их. ( Л. Толстой)

Ни одного следа: ни санного, ни человеческого, ни звериного — не было видно. ( Л. Толстой)

В ворота гостиницы въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс- капитаны, помещики — словом, все те, которых называют господами средней руки. (Н. Гоголь)

Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и прочими властями. ( И. Тургенев)

Мне нравятся осенние цветы, а именно: астры, георгины и хризантемы.

К ценным породам относятся и хвойные деревья, например: ель, сосна, кедр. (например, то есть, а именно, как то)

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица за водой поутру шла. (А.Пушкин)

(союз в сложном предложении)

Я послал тебе алую розу в бокале Золотого, как небо, Аи. (А.Блок)

(сравнение)

Всю ночь дождь лил как из ведра.

(сравнение выражено фразеологизмом)

Молчание мужчины воспринимается как отказ, в то время как молчание женщины воспринимается как согласие. (Л.Массиньон)

(в качестве)

Гость, как благовоспитанный человек, изо всех сил старался не замечать моих промахов.

(по причине хорошего воспитания, будучи благовоспитанным человеком, приложение)

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОСОБЛЕННЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ

Помедлим у реки, полощущей

Цветные бусы фонарей.

Я доведу тебя до площади,

Видавшей отроков-царей. (А. Ахматова)

Подгоняемая ветром лодка блестела на солнце.

(какая лодка?)

Но: Подгоняемая ветром, лодка быстро плыла.

(почему лодка быстро плыла? — потому что подгонял ветер)

Только недавно наступившая, весна уже одела деревья и раздела людей.

(хотя только недавно наступила)

(Обстоятельственное значение: причина, уступка и др.)

Виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги. (И.Тургенев)

(определение оторвано от определяемого слова)

Узкая, обдуваемая ветром тропинка шла через лес.

(прилаг.,+ прич. оборот )

Обдуваемая ветром узкая тропинка шла через лес.

(прич. оборот + прилаг.)

Саид был очень красивый: глаза, сверкавшие мужеством и отвагой, достоинство, несмотря на его молодость выражавшееся во всей его фигуре и редко встречающееся в его годы, осанка, с какой он легко и самоуверенно сидел на коне, привлекали к нему взоры многих путников. (В.Гауф)

Оранжевая, пробившаяся сквозь тучи любопытная луна смотрела в окно.

Взошло солнце, тусклое и холодное.

Освещённый красноватым жаром печи, он сидел в глубоком кресле и предавался воспоминаниям.

(Любое определение, которое относится к личному местоимению, обособляется независимо от места в предложении)

Но: После утренних прогулок я_ возвращался домой оживлённый и взволнованный.

(= возвращался оживлённым и взволнованным — часть сказуемого)

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИЛОЖЕНИЕМ

Сергей Рахманинов, великий русский композитор, был выдающимся пианистом и дирижёром.

Но: Великий русский композитор Сергей Рахманинов родился в селе Ивановка Тамбовской губернии.

Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег. (А. Пушкин)

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землёй. (М. Лермонтов)

В доме Андерсенов у маленького Ганса был только один благодарный слушатель — кот Карл.

Две верных подруги — любовь и разлука

Не ходят одна без другой. (Б.Окуджава)

  1. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ

Где, в гаремах наслаждаясь,

Дни проводит мусульман,

Там волшебница, ласкаясь,

Мне вручила талисман. (А. Пушкин)

Спой о том, как вдаль плывут корабли, не сдаваясь бурям. (Л. Дербенёв)

Но: Я люблю читать лёжа. (одиночное деепричастие на конце )

«Лунную сонату» Бетховена мы слушали затаив дыхание. (фразеологизм)

Они шли, держась за руки, и не замечали идущих навстречу людей.

Они шли, держась за руки и не замечая идущих навстречу людей.

Обратите внимание, что на месте паузы совсем не обязательно ставится запятая. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВРЕМЕНИ, МЕСТА И ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, если они не выражены деепричастиями или деепричастными оборотами или не являются уточнениями:

В одной из сказок Андерсена (где?) розовый куст расцветает зимой.

Вдруг (как?) на лесную дорогу выскочил заяц.

Однажды (когда?) в маленьком городе (где?) произошла удивительная история.

Но: И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне. (А.Блок)

(когда? когда именно?)

  1. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

(в составе сложного предложения 3 грамматические основы)

Это было у моря, где ажурная пена,

Где встречается редко городской экипаж.

Королева играла в башне замка Шопена,

И, внимая Шопену, полюбил её паж. (И.Северянин)

составе сложного предложения 5 грамматических основ)

Сейчас брызнет майский дождь и начнётся настоящая гроза. (А.Чехов)

(общий второстепенный член предложения)

Когда наступает весна, прилетают птицы и цветут сады.

(общее придаточное предложение)

Утёнок не знал, как зовут этих прекрасных птиц и куда они улетели, но полюбил их так, как не любил до сих пор никого на свете. (Г.Х.Андерсен)

(Чего утёнок не знал? — однородные придаточные предложения относятся к одному главному и соединены одиночным союзом «и»)

В лопуховом лесу жила последняя пара старых улиток, которые не знали, сколько им лет, но отлично помнили, что прежде улиток было много, что сами они очень древней породы и что весь этот лес был насажен исключительно для них и их родни. (Г.Х.Андерсен)

(Что они помнили? — однородные придаточные предложения относятся к одному главному и соединены одиночным союзом «и»)

Но: Отец сказал, что завтра погода изменится, и что у нас будут гости, и что мы все вместе поедем за город на пикник.

(«и» — повторяющийся союз)

— ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Следите за своими мыслями: они становятся словами, следите за своими словами: они становятся поступками, следите за своими поступками: они превращаются в привычки, следите за своими привычками: они становятся характером, следите за своим характером: он определяет вашу судьбу.

(на месте двоеточия возможен союз потому что / причина)

2. Там чудеса: там леший бродит, русалка на ветвях сидит. (А. Пушкин)

(а именно? / разъяснение)

3. Маленький Андерсен видел: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку, но всё ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек. (что)

4. Смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет, лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт. (А. Пушкин)

(и видит, что)

5. Одного я не могу понять: как ты решился поселиться в такой глуши?

(прямой вопрос)

ТИРЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

1. Утром корабль снимется с якоря — через два дня мы будем в Барселоне.

(и)

2. Хвалы приманчивы — как их не пожелать? (И.Крылов)

(поэтому)

3. В молодости учатся — в старости понимают.

(а)

4. Идет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. (А. Пушкин)

(Когда идёт направо, песнь заводит)

5. … А на камне надпись: направо пойдёшь — коня найдёшь, налево пойдёшь жену найдёшь, прямо пойдёшь — счастье найдёшь.

(если направо пойдёшь, коня найдёшь)

6. Глядит на меня — огнём жжёт.

(словно, будто, как и т.д.)

  1. Говорят — весна будет ранняя.

(что, но без интонационного предупреждения о последующем изложении какого-либо факта)

В день свадьбы идёт дождь — хорошая примета.

(это)

7. ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Он, может быть, хороший художник.

Сравните: Он может быть хорошим художником.

(сказуемое)

Простые вещи вызывают наслажденье: шум дождя, запах сирени, кружка молока, наконец, ветер, вздувающий занавески на окнах.

(наконец = и ещё)

Сравните: Наконец на горизонте показалась земля.

(наконец = наконец-то)

Всмотревшись в морскую даль, мы увидели птиц, значит, земля уже близко.

(значит = следовательно)

Сравните:

Слово Сахара по-арабски значит «пустыня».

(значит = означает)

Погода была ветреная, ветер, однако, не был попутный.

Сравните: Лев дремал, однако глаза его были приоткрыты.

(однако = но)

По словам Гете, даже за день до смерти не поздно начать жизнь сначала.

Сравните: Гете писал: «Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив

чужим счастьем».

ЗАПОМНИТЕ: Не являются вводными (и не выделяются на письме знаками препинания) слова и словосочетания:

авось, буквально, в конечном счёте, вот,

вроде бы, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли,

исключительно, именно, как будто, как бы,

как раз, к тому же, между тем, небось,

по предложению, по решению,

приблизительно, примерно, притом, почти,

просто, решительно, словно, якобы.

А между тем ничего ведь не может быть легче, как переоценить свои силы. (Сергеев-Ценский)

К утру ветер не только не стих, а даже усилился.

Сравните: Она ни разу, даже украдкой, не взглянула на меня. (обособленный оборот)

Она как будто не замечала моего присутствия.

Сравните: Брызги пены, как будто чайки, летали в воздухе. (сравнительный оборот)

Когда в русских сказках говорилось о молочной реке с кисельными берегами, то имелся в виду именно Млечный Путь. (Д. Гулютин)

Сравните: В 1610 году Галилео Галилей навел на небо свой первый телескоп и увидел Млечный Путь, а именно «необъятное скопище звёзд». ( Д. Гулютин)

(а именно = то есть; обособленное приложение)

Пожалуй, нет такого учителя русского
языка, который не задумался над этой
проблемой. Казалось, что все уже отработано,
испробованы разные методики, но ожидаемого
результата приходится ждать. И тогда
задаешься вопросом: почему опять допущена
ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и
правило знает, и что-то шепчет под нос во
время диктанта, и комментирует правильно, а
результат не радует. И снова возвращаемся к
работе над ошибками.

Через многое приходилось пройти. Сначала
словарные диктанты на уроках, затем
комментированное письмо, разные формы
зачетов, шпаргалки для запоминания.
Открытий не собираюсь делать. Хочу
поделиться тем, что наработано по этой
проблеме. Работа над ошибками проводится
после каждого диктанта. После изложений,
сочинений ученики ее делают самостоятельно.
В рабочих тетрадях, выполняя домашнее
задание, сначала делают работу над ошибками
и только потом упражнение.

После очередного диктанта для этой цели
отводится целый урок. Сначала идет
коллективная работа, и ее я веду по тем
ошибкам, которые допущены большинством
учащихся.

Страница тетради делится на три столбика,
в первой записываем ошибки, во второй-правило,
в третьей — примеры. Ученики на последней
странице дневника записывают орфограммы
или пунктограммы с допущенными ошибками.
Над ними они будут работать самостоятельно.
Время на таком уроке остается и для
индивидуальной работы. Кроме того, мои
помощники помогают разобраться в ошибках
своим одноклассникам. На последующих
уроках всем предстоит сдавать зачет по
ошибкам учитель. Время для зачета отвожу на
уроке. Ученик рассказывает правило,
приводит примеры и проводит подобный
диктант (словарный или из двух предложений)
для всего класса, составленный им по своим
ошибкам.

Проводила и другую работу по методике
Шаталова. Ученики на таком уроке писали
правило по допущенной ошибке и приводили
примеры, затем рассказывали друг другу. У
каждого ученика была заведена тетрадь для
схем-алгоритмов. Результат был хороший.

А еще проводила пресс- опрос. Я его условно
называла пресс — конференцией. Перед
классом за столом сидели по 3-4 ученика «ученые»,
а ведущий предлагал задавать вопросы на
интересующую их тему. Это были вопросы по
орфографии и пунктуации. Такая работа
нравилась ученикам: одним задавать вопросы,
другим быть в роли всезнающих. Нужно
отметить, что только некоторым ученикам не
хотелось быть на месте «ученых», ведь нужно
было быстро и без ошибок ответить на вопрос,
а с этим не каждый мог справиться. Но с каким
удовольствием они задавали вопросы! А уж
если «ученый» не успевал ответить, тогда
они с чувством достоинства давали ответ и
приводили примеры.

После письменной работы над ошибками
проводила и пресс — опросы по условным
знакам, которые готовила сама. Показывала,
например, «Ъ» , и ученики должны ответить
все, что знают о его написании и привести
примеры. Такие знаки делала на картоне,
вырезая букву или сочетание, например : «НЕ»,
«Ь», «ПРЕ» , « ,» и другие. Много времени на
уроке такая работа не занимала, но для
подготовки к самостоятельной работе над
ошибками очень помогала.

Придумала и такую форму, как работа с
сорбонками. Ее подсмотрела на одном
районном семинаре для учителей математики.
Решила попробовать на своих уроках. Каждый
ученик на картоне ( маленькой удобной для
руки карточке) писал на одной стороне слово
по орфограмме, которую изучаем, а на другой
– ответ. Например: «РОЖ…» на 1 стороне, а на
обороте — « Ь после шипящих у сущ. 3 скл.».
Если правило забыто, то можно подсмотреть.
Примеры каждый приводит самостоятельно.
После работы над ошибками отводила время
для работы с сорбонками, которые
раскладывали на парте. Вопросы задавала я, а
ученики находили быстро ответ . Чего этим
добивалась? Прежде всего — автоматическое
знание правила и умение применить его на
практике. Дома ученики самостоятельно
работали с ними. На уроке могли задавать
вопросы друг другу. Такая работа позволяла
мне экономить время на уроке и проводить
работу над ошибками не только на
специальном уроке, но и на любом другом .

Очень понравилось ребятам работать со
схемами-таблицами «Орфография и пунктуация»,
которые приобрели для кабинета русского
языка. С ними очень удобно работать. Ученики
повторяют и передают карточку соседу по
парте, либо рассказывают друг другу. Нужно
не только знать правило, но и привести как
можно больше примеров. Такую работу я
назвала «Грамматической разминкой». Перед
диктантами провожу ее обязательно. На уроке
по теме:« Работа над ошибками» предлагаю
использовать эти схемы-таблицы, которые
лежат на последних партах, и любой может
подойти к ним по мере необходимости.
Ученики работают с ними, когда выполняют
индивидуальную работу над ошибками. Кроме
того, используют нужную таблицу для ответа
на вопрос по допущенным ошибкам, приводят
примеры. Что это дает? Ученики не только
проговаривают правило, но и видят алгоритм
перед собой. Зрительное и слуховое
восприятие позволяет ученикам лучше
запомнить. Такая работа тоже дала свой
результат: ошибок стало меньше.

Когда в компьютерном классе появились
программы по русскому языку «Репетитор» и «Фраза»,
их стала использовать для работы над
ошибками. Сначала вместе делали работу над
ошибками в тетрадях, затем ученики
самостоятельно работали с программой «Фраза».
Задание выполняли по допущенным ошибкам. В
чем преимущество такой работы? Прежде всего,
не только в закреплении знаний, но и в
получении оценки за выполненное задание.
Ученики любят заниматься на компьютере.
Такие уроки более продуктивны и интересны.
Жалко, что не на каждом уроке можно
позволить такую роскошь.

Проделанная работа позволила перейти к
продумыванию новых уроков. Появился урок-путешествие
по ошибкам. Учащимся приходилось
преодолевать

  • темный лес (большее количество
    допущенных ошибок),
  • пропасть (ошибки из-за незнания
    правила),
  •  реку (ошибки, которые допущены на
    изученное ранее),
  • искупаться в озере (самостоятельная
    работа над ошибками),
  • совершить подъем по отвесной скале (объяснение
    правила и приведение примеров),
  •  пуститься в свободное плавание (выполнение
    заданий на карточках). Здесь каждый
    учитель может сам решить, что предложить
    ученикам.

Интересным стал разработанный мной урок «
Карусель». Для такого урока в центре класса
размещала 5 столов в форме *, на них
раскладывала карточки с заданиями,
содержащими вопросы по орфографии,
фонетике, словообразованию, синтаксису и
пунктуации, ставила в центр барабан. Пока он
крутится, нужно ответить устно на 5 вопросов.
Один ученик отвечает, остальные думают.
После правильного ответа он переходит к
другому столу. Всего приглашались по 4
ученика, весь класс в это время делал работу
над ошибками, выполнял задание на карточках.
Барабан останавливался тогда, когда один
ученик проходил все 5 столов.

Например, такие задания я предлагала на
карточках.

№1 Сколько Н пишется в словах и почему?
Ю…ый, си…ий, зеле..ый, пря…ый, сви..ой.

№2 Нужен ли Ь знак в словах и почему?
Еш…, настеж…, реч…, теч…, тиш… .

№ 3 Почему эти слова объединены?
Крыж…вник, ш…рох, ш…в, капюш…н, ш…ссе.

№4. Объясни знаки препинания, если они
нужны.
Я скинул с себя пальто и подойдя к этому
окну облокотился на стол.

№5 Дай характеристику этим предложениям.
Никогда я не видел такой реку. Она то
светилась, то мрачнела, то становилась
гладкой. И все это происходило потому, что
ветер налетал порывами.

(Это примерный материал по русскому языку
для 7 класса.)

На каждом столе лежало по пять карточек
подобных заданий. Ученик отвечал по одной и
пересаживался за следующий свободный стол.

Такие задания не вызывают затруднений,
они заставляют учеников мыслить логически.
По какому принципу объединены слова? Почему
нужно писать так?

На этом уроке у меня были ассистенты,
получавшие за диктант «5». Они первые
выполняли задание на «карусели» и
принимали зачет по ошибкам. Для каждого
ассистента ставились по углам класса столы,
готовились вопросы для тех, кто будет
отвечать. ( Ученики сдавали зачет после «карусели».)
Работу с ассистентами проводила до урока.
Ученик подсаживался со своей тетрадкой и
отчитывался по ошибкам. Почему же все-таки
карусель? Просто каждому приходилось
отвечать на один и тот же вопрос
неоднократно. После такого урока проводила
диктант для тех, кто хотел бы исправить
оценку. И результат был хороший.

Другой урок работы над ошибками «Марафон»
предполагал не только самостоятельную
работу над ошибками, но и выполнение
различных заданий:

  1. Составить словарный диктант по своим
    ошибкам.
  2. Найти в орфографическом словаре и
    выписать слова на эту орфограмму (по 3-4
    слова).
  3. Произвести фонетический разбор любого
    слова, в котором была допущена ошибка.
  4. Далее предлагаются задания по ошибкам,
    допущенным в диктанте.
    Произвести морфологический разбор
    существительного, прилагательного,
    глагола.
  5. Произвести словообразовательный разбор
    слова.
  6. Произвести разбор словосочетаний в
    предложении.
  7. Произвести синтаксический разбор
    предложения.
  8. Списать предложенный текст.

В последнем задании нужно было вставить
пропущенные буквы, раскрыть скобки,
расставить знаки препинания. Ученикам,
получившим неудовлетворительную оценку,
предлагалось списать текст без ошибок.

И за этот урок каждый ученик получал
положительную оценку.

В этом году кабинет русского языка
пополнился интерактивной доской,
компьютером, медиапроектором, ноутбуком.
Поэтому работать на уроках стало намного
интереснее. Предложила после очередного
диктанта урок с использованием ИКТ. Вот
таким он получился.

Урок соответствует Программе по русскому
языку для основной общеобразовательной
школы (учебник Т.А.Ладыженской «Русский
язык в 5 классе). Урок проводится после
изучения темы «Синтаксис. Пунктуация.
Культура речи». На предыдущем уроке был
проведен диктант с подготовкой по тексту
упражнения 250 « Стыдно перед соловушкой». [2]

Цель урока: Учить учащихся видеть
ошибки.

Задачи урока:

  1. Формировать умение применять
    полученные знания на практике.
  2. Развивать умение различать предложения,
    ставить правильно знаки препинания.
  3. Воспитывать у учащихся серьезное
    отношение к грамматике.

Оборудование урока: Медиапроектор,
интерактивная доска, дискета, маркер.

Подготовка к уроку: Учителем
подготовлена презентация к уроку. ( Приложение
1).

На уроке нужен будет белый халат.

Ход урока.

1. Оргмомент. Учитель приветствует
учеников, сообщает цели и задачи урока.(Учитель
работает одновременно с компьютером:
управляет слайдами).

2. Анализ диктанта.

3. Почему здесь стоят запятые? (Слайд
4 )

  1. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
  2. Когда девочки закончили обед, недалеко
    от них запел соловей.

[2] (Разбираются предложения, чертится
схема 1 и 2 предложений.)

4. Почему в этих предложениях запятые не
нужны?
(Слайд 5)

  1. После утомительной дороги сели они на
    траву отдохнуть и пообедать.
  2. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги
    и бросила под куст.
  3. Лида же завернула в газету яичные
    скорлупки и хлебные крошки и положила
    кулек в сумку. [2]

(В предложениях подчеркиваются
однородные члены предложения, выделяются
союзы. Уточняется, почему не нужны запятые,
чертятся схемы.)

5. Почему в этих предложениях
расставлены так знаки препинания?
(Слайд
6)

-Зачем ты берешь с собой мусор? – сказала
Оля. – Брось под куст. Никто не увидит.

— Стыдно … перед соловушкой,- тихо
ответила Лида. [2]

( Выделяются тире перед репликой в диалоге
и перед словами автора. Подчеркиваются
знаки препинания ? и, и объясняется причина
выставления таких знаков.)

6. Какое правило объединяет эти слова? (Слайд
7)

  • Траву
  • Собрала
  • Своей
  • Недалеко

(Ученики объясняют. Возле каждого слова
записывают на доске и в тетрадях
проверочное слово и ставят ударение.)

7. Что объединяет эти слова? (Слайд 8)

  • Влес
  • Натраву
  • Отних
  • Подкуст
  • Вгазету
  • Всумку
  • Ссобой

(Их объединяет ошибка. Предлоги со словами
пишутся раздельно. Исправляем маркером и в
тетради.)

8. В одном классе мальчики написали слово,
и каждый допустил ошибку. Кто из них прав?

(Слайд 9).

  1. Петя написал: пошевелнутся.
  2. Саша написал: пошевелнуца.
  3. Вова написал: пошевельнуться.

Ученикам предлагается найти во втором
абзаце последнее предложение и решить эту
проблему.

9. Повторение. (Слайд 10).

-Что изучается в синтаксисе?

-Какие члены предложения составляют
грамматическую основу?

-Какие члены предложения распространяют
грамматическую основу?

(Учащиеся отвечают на вопросы.)

10. А теперь мы немного поиграем. (Учитель
одевает белый халат).

Ребята, представляете? Безграмотного
человека можно сравнить с больным. А
больные бывают разные. Одним требуется
срочная помощь. И тогда мы вызываем Скорую
помощь. (Слайд 11).

Пословица – это мудрое изречение народа.
[1]

(Находим подлежащее и сказуемое, выясняем,
какой частью речи они выражены.

Почему ставится такой знак препинания? По
ходу работы подчеркиваем грамматическую
основу и тире.)

Учитель: А некоторым больным
требуется хирургическое вмешательство. И
тогда Скорая помощь доставляет больного к
хирургу.

(Слайд 12).

Пасловицы лехко и быстро запаминаются
патаму, што пахожи накароткие стихи и песни.
[1]

(Ученики делают «операцию» по исправлению
ошибок, записывают исправленное
предложение в тетради, а на доске маркером
исправляют ошибки.)

Учитель: А иногда больным требуется
пластическая операция, например, после
ожога или обморожения. Ее делают, чтобы
человек изменил свою внешность. Давайте и
мы сделаем предложение красивым: добавим
слова и изменим предложение.

(Слайд 13)

√(a)Сохранилось много √(б)пословиц, в
которых говорится о √(в)жизни √(г) народа. [1]

а) В России или литературе
б) старых
в) трудной или тяжелой
г) русского или нашего

Получилось красивое предложение.

В литературе сохранилось много старых
пословиц, в которых говорится о тяжелой
жизни нашего народа.

Учитель: Иногда нам нужно оказать
помощь, чтобы облегчить страдания больного.
Например, при вывихе ноги.

В травмпункте мы попробуем наложить шины,
исправить недочеты.

(Слайд 14).

Есть пословицы, где высмеиваются лентяи;
болтуны. [1]

(Подчеркиваем грамматические основы,
чертим схему, исправляем ; на ,).

Учитель: Порой мы глядим в книгу, а
говорят, что видим фигу. Нам нужно посетить
врача. А как он называется? Правильно,
офтальмолог. Он поможет нам лучше видеть.

(Слайд 15). Жызень, ценица, знаим, аценка.

(Ученики исправляют ошибки).

Учитель: Но самую быструю помощь нам
оказывает терапевт, который выписывает
таблетки и микстуры.

(Слайд 16).

— Для чего нужна пунктуация?

-Какие знаки препинания нужны в конце
предложения?

— Какие знаки препинания ставятся в
предложениях с прямой речью? С диалогом? При
однородных членах предложения? При
обращении? (Ученики устно отвечают на
вопросы).

Учитель: Есть такой кабинет в
поликлинике, в котором заседает комиссия и
дает заключение: либо болен, либо здоров.

(Слайд 17).

Вам предлагается списать и расставить
знаки препинания.

*Шепчут тонкие осинки в темных зарослях
лесных (,) приходите к нам с корзинкой после
дождика в четверг. [1]

* Шепчут тонкие осинки в темных зарослях
лесных (,) чтобы приходили к ним с корзинкой
после дождиков грибных. [1]

(Это задание можно предложить по
вариантам, учитель ориентируется по
времени).

(Слайд 18)

10.Домашнее задание: (Слайд 19)

Ответить на вопросы стр.100

Упражнение 253 (Пушкин входит в нашу жизнь.)

11. Итог урока. (Слайд 20)

Выставление оценок.

Чему учились мы на этом уроке? (Видеть
ошибки.)

Зачем нужна грамматика?

Какого человека называют грамотным?

Учитель: Надеюсь, что все вы выздоровели, и
не будете допускать ошибки.

Литература:

  1. И.В.Карасева. Русский язык. 5 класс.
    Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской.-
    Волгоград .:Учитель, 2002.
  2. Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник
    для 5 класса.- М.: Просвещение ,2004.

Памятка по работе над орфографическими ошибками

Пишу правильно

(напиши слово верно)

Объясняю

Закрепляю

(3-4 примера на правило)

Подъезд

Разделительный
твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на
согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.

Подъем, съемка, объявление

1.      
Пропущена
буква.
Пишу
слово З раза, подчёркиваю пропущенную букву.

2.      
Замена
буквы.
Пишу
слово З раза, подчёркиваю правильно написанную букву.

3.      
Мягкий
знак на конце и в середине слова.

4.      
Гласные
после шипящих: жи–ши, ча–ща, чу–щу.

5.      
Безударная
гласная, проверяемая ударением.

6.       
Безударная
гласная, непроверяемая ударением.
Напиши слово правильно три раза.

7.      
Непроверяемые
согласные в корне слова.

8.      
Парные
звонкие и глухие согласные
. Проверь согласную.

9.      
Разделительный
мягкий знак (ь).

10.   
Разделительный
твердый знак (ъ).

11.   
Заглавная
буква в именах собственных.

12.   
Удвоенный
согласный в корне.

13.   
Удвоенный
согласный на стыке морфем.

14.   
Правописание
непроизносимых согласных.

15.   
Правописание
неизменяемых приставок.

16.   
Правописание
приставок на –з, -с.

17.   
Слитное
правописание приставки со словом.

18.   
Раздельное
правописание предлога со словом.

19.   
Мягкий
знак (Ь) на конце существительных после шипящих.

20.   
НЕ
с глаголами.

21.   
Правописание
буквосочетаний ЧК, ЧН.

22.   
Неправильный
перенос слова
.
Пишу слово, делю
вертикальными чёрточками на слоги, показываю все возможные способы переноса.

23.   
Правописание
корней с чередованиями –раст-/-ращ-/-рос

24.   
Правописание
корней с чередованиями –лаг-/-лож-

25.   
Правописание
корней с чередованиями –кас-/-кос-

26.   
Правописание
корней с чередованиями –зар-/-зор-

27.   
Правописание
корней с чередованиями –гар-/-гор-

28.   
Правописание
корней с чередованиями –дер-/-дир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-.
–блест-/-блист-, -жег-/-жиг-, -мер-/-мир-, -бер-/-бир.

29.   
Буквы
о/ё после шипящих в корне слова.

30.   
Буквы
и/ы после ц.

31.   
Буквы
е/и в падежных окончаниях существительных.

32.   
Буквы
о/е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных.

33.   
Безударные
гласные в окончаниях имен прилагательных.

34.   
Неупотребление
Ь на конце кратких прилагательных.

35.   
–ТСЯ-
и –ТЬСЯ- в глаголах.

36.   
Буквы
е/и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Работа над пунктуационными ошибками

1.      
Точка,
вопросительный знак, восклицательный знак в конце

предложения.
Выпиши
предложение. Поставь нужный знак. Составь схему.

2.       
Знаки
препинания при однородных членах
. Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения, поставь знаки
препинания. Составь схему. Подбери пример на это правило.

3.      
Знаки
препинания при обращении
. Выпиши предложение. Выдели обращение (О), поставь знаки препинания.
Составь схему. Подбери пример.

4.       
Знаки
препинания при обобщающем слове.
Выпиши предложение. Найди обобщающее слово (О.с.), подчеркни однородные
члены предложения, поставь знаки препинания. Составь схему. Подбери пример на
это правило.

5.       
Знаки
препинания в сложном бессоюзном предложении.
Выпиши предложение. Подчеркни
грамматические основы. Раздели смысловые части, пронумеруй их, поставь знаки
препинания. Составь схему. Подбери пример.

6.       
Знаки
препинания в сложном союзном предложении.
Выпиши предложение. Подчеркни
грамматические основы. Раздели смысловые части, пронумеруй их. Найди союз
(союзы) между частями предложения, обведи их в кружок. Поставь знаки
препинания. Составь схему. Подбери пример.

7.      
Знаки
препинания при прямой речи.
Выпиши предложение. Выдели смысловые части (прямая речи П и слова автора
А), поставь знаки препинания, составь схему. Подбери пример.

8.      
Знаки
препинания при оформлении диалога.
Выпиши диалог, поставь тире перед каждой репликой.
Приведи свой пример.

Разборы:

1.      
Фонетический
разбор
.
Выпиши слово, выполни его фонетический разбор правильно.

2.      
Морфемный
разбор
.
Выпиши слово, разбери его по составу.

3.      
Морфологический
разбор.

Выпиши слово, разбери его как часть речи.

4.       
Синтаксический
разбор.
Выпиши предложение, разбери
его по членам предложения с указанием вопросов, укажи части речи, составь схему
и характеристику.

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Памятка по выполнению

работы над ошибками по русскому языку.

Страшна не сама по себе ошибка, а не проработанная ошибка!
Необходимо
проработать, по возможности, все свои ошибки. У кого ошибок очень-очень много, проработайте хотя бы 10 основных ошибок. Самое главное — чтобы ошибки эти больше не повторялись в ваших работах!

В работе над ошибками главное слово – работа.

Итак, цель работы над ошибками — так проработать ошибки, чтобы они не повторялись в дальнейшем. Как проработать?

Работа состоит из трех частей:

  1. Объяснение допущенных орфографических ошибок.
  1. Работу над ошибками начинай всегда со списывания по целой строчке слова, в которых ты допустил исправления: буква на букве, грязь, или где ты описался (вместо одной буквы случайно написал другую). Подчёркивай то место, где у тебя исправления.
  2. Далее идёт работа над ошибками, которые нашел учитель.

Сначала определи, на какую орфограмму твоя ошибка.

Внимание! Место, где была допущена ошибка, необходимо выделять (подчёркивать).

Слово, в котором допущена ошибка

Напиши слово верно.

Правило, объясняющее написание

Три примера (чем больше, тем лучше) на это правило

Не_выучил

НЕ с глаголами пишется отдельно.

Не_знать

Не_ был

Не_ читают

объяснил

Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными: е, ё, я, ю.

Съезд

 Объём

Подъехать

у нас

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

ко мне

 с тобой

к нему

вьюга

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.

Деревья

 Обезьяна

Воробьи

2. Объяснение допущенных пунктуационных  ошибок.

1. Указать причину, по которой необходимо поставить знак препинания (например: обособленное определение, однородные члены предложения, сложное предложение, вводное слово…)

2. Выписать  предложение, графически объясняя постановку знака препинания, составить схему, подобрать из учебника или из художественной литературы  3 предложения на это правило и записать, объясняя пунктограмму.  

ОБРАЗЕЦ:

  1. Знаки препинания при однородных членах

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

Нужно было продавать мебель, лошадей, дачу. (А. Чехов)

Земля, воздух, месяц, звёзды скованы вместе, склёпаны морозом. (А. Пушкин)

У набережной теснятся пароходы, шхуны, баржи. (А. Серафимович)

  1. Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Программа, │написанная в спешке│, выполнила недопустимую операцию.

Матушка,│ знавшая наизусть все его свычаи и обычаи│, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее.(А.С.Пушкин)

Я видел только верхушки лозняка, │теснившегося на этом берегу│. (А.П.Чехов)

С утра до утра шел мелкий дождик, │

превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь│. (А.И.Куприн)

3. Работа над грамматическими ошибками.

Грамматическая ошибка — это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Прочитай предложение, в котором допущена ошибка, выясни смысл каждого слова. Записать без ошибок всё предложение.

Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок


п/п

Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Трудолюбимый, надсмехаться

2

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более интереснее, красившее

4

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети

6

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

7

Нарушения согласования

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающимися джазом

8

Нарушения управления

Нужно сделать свою природу более красивую

Повествует читателей

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея

11

Ошибки в построении  предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом

В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимися снегом под ногами

14

Ошибки в построении сложного предложения

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве

Человеку показалось то, что это…

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Для более глубокого анализа ошибок напиши отчет

 «Почему я сделал ошибки?»

           Примерный план

              1.   Количество ошибок. Правила, на которые были допущены ошибки. Степень трудности диктанта.

              2    Причины, послужившие плохому (хорошему ) результату:

             А.  Не усвоил новый материал.

             Б.  Забыл пройденное (приведи примеры на забытое правило).

             В.  Допустил ошибку в словарном слове,

             Г.  Обстановка в классе во время диктанта.

             Д. Твоё собственное самочувствие на уроке и поведение (не мог                      сосредоточиться, мешал соседу или он тебе, волновался и т.д.).

                   Оценка собственных знаний, выводы.

В слове «наслаждение» пишется этимологическая приставка на-, безударный гласный «а» в его корне проверит слово-синоним «услада».

В слове «наслажде́ние» ударным является гласный суффикса, из-за чего можно сомневаться в написании безударных гласных в корне:

наслаждение — корень/суффикс/окончание.

Какую букву, «а» или «о», следует написать в корне интересующего нас слова? Чтобы правильно написать это существительное, поищем проверочное слово.

Правописание слова «наслаждение»

В морфемном составе этого существительного в современном русском языке уже не выделяется этимологическая приставка на-, которая, конечно, пишется только с буквой «а», например:

  • напусти́ть — на́пуск;
  • наре́зать — на́резь.

Вкусный торт - услада для ребенка

Вкусный торт — услада для ребенка!

Безударные гласные проверяют ударением, используя принцип русской орфографии, что в безударном положении пишется та же гласная буква, которая выступает под ударением в том же слоге любой грамматической формы слова или в подобранной однокоренной лексеме.

Посмотрим, как следует проверить безударные гласные в корне следующих слов:

  • умоля́ть — он мо́лит;
  • дари́ть — пода́рок;
  • листо́к — лист;
  • весёлый — ве́село.

У словарного слова «наслаждение» в современном русском языке нет проверочного слова, так как в  однокоренном глаголе «наслади́ться» наблюдаются те же безударные гласные.

Написание буквы «а» в корне существительного «наслаждение» докажет этимологически родственное слово-синоним «услада».

Примеры

Чистое наслажде́ние пройти по лугу и вдыхать аромат цветущих трав!

Какое наслажде́ние окунуться в прохладу речной воды в жаркий июльский день!

А ты испытываешь наслажде́ние, когда смотришь на звездопад в тихую августовскую ночь?

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 26

  • Настенный котел baxi ошибка е01
  • Настенный котел baxi коды ошибок
  • Настенный котел ariston ошибка 501
  • Настенный газовый котел электролюкс коды ошибок
  • Настенный газовый котел ферроли коды ошибок