Не махай так сильно руками исправить грамматические ошибки

исправьте ошибки в употреблении форм глагов. Семена подсолнуха дробятся,разминаются и отмываются холоднои водои от примесей.2. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности 3. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 4. Необходимо сосредотачивать, внимание на важнейших вопросах. 5 Где вы слыхали об этом. 6. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 7. По совету врача больнои полоскает горло раствором питьевои соды. 8. Не махай так сильно руками 9. Цветок без воды сохнул в вазе

Прежде чем исправлять ошибки в первой части упражнения, надо вспомнить, что обозначает местоимение. 

Если говорить о второй части упражнения, она направлена на употребление нужной формы глагола. Надо знать, что некоторые формы глаголов не употребляются вовсе.

Местоимение. Ошибки в его употреблении

Так как местоимение обозначает предмет не называя его, с употреблением этой части речи могут возникать некоторые путаницы. Дело в том, что если в речи (устной или письменной) будет слишком много местоимений, то сложно понять, к какому именно предмету они относятся. 

Например: 

Маша подарила книгу младшей сестре, и она (сестра) предложила ей (Маше) почитать ее (книгу) вместе.

Как видим, здесь даже три местоимения. Очень сложно понять, что именно они обозначают.

Есть одно правило, которое нужно знать: местоимение обозначает последнее существительное, которое перед ним идет. 

Исправляем ошибки

Мы будем исправлять ошибку в каждом предложении, объясняя почему изначальный вариант не является правильным.

  1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. («Ему» по правилам употребления местоимений должно относится к последнему существительному. Получается, что отцу было 3 года. Чтобы избежать такой ошибки, можно переписать предложение: мальчик теперь сирота; когда ему было три года, отец умер).
  2. Сзади его шла нагруженная вещами телега. (Здесь неуместно это местоимение, нужно использовать «него» (по правилам изменения местоимения): сзади него шла нагруженная вещами телега).
  3. Больной попросил сестру налить себе воды. («Себе» относится к последнему существительному — сестре, хотя по смыслу налить воды надо больному; меняем: больной попросил сестру налить ему воды).
  4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. («Его» относится к последнему слову — чемодан, что не подходит по смыслу. Скорее всего чемодан просто сняли со стола, а вот стол уже двигали в сторону).

Переходим к ошибкам в употреблении глаголов:

  1. Не махай так сильно руками. (Такая форма глагола является грубой ошибкой, так как ее не существует; правильно — не маши). 
  2. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. (Неправильная форма глагола, правильно полощет).
  3. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. (Надо помогать (что делать?) расти и проявлять).

Морфологические нормы

Морфологические нормы

Норма языка – это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи. Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова. При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки .

Норма языка это правильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи.

Морфологические нормы регулируют употребление слова в соответствии со свойственными ему грамматическими категориями, правильное образование форм слова.

При нарушении морфологических норм возникают грамматические ошибки .

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ И ЕГО ОСОБЫХ ФОРМ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ГЛАГОЛОВ И ЕГО ОСОБЫХ ФОРМ

  ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ФОРМ ГЛАГОЛОВ Вид ошибки Примеры 1. Неправильное образование форм настоящего времени глаголов Правильный вариант а) колыхает, хотишь 2. Неправильное Литературная норма: хочем махаю, а) колышет, хочешь образование форм бегите лескается, полоскает; хотим машу, плещется, бежите полощет; б) дремет, сыпет, настоящего времени б) дремлет, сыплет, треплешь, трепаешь, щипают разноспрягаемых щиплют глаголов

  ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕПРАВИЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ФОРМ ГЛАГОЛОВ

Вид ошибки

Примеры

1. Неправильное образование форм настоящего времени глаголов

Правильный вариант

а) колыхает,

хотишь

2. Неправильное

Литературная норма:

хочем

махаю,

а) колышет,

хочешь

образование форм

бегите

лескается, полоскает;

хотим

машу, плещется,

бежите

полощет;

б) дремет,

сыпет,

настоящего времени

б) дремлет,

сыплет, треплешь,

трепаешь, щипают

разноспрягаемых

щиплют

глаголов

3. Неправильное образование форм прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- 4. Неправильное образование форм повелительного наклонения глаголов 5.Неправильное образование видовых пар лечь — ляжь замерзнул Литературная норма: испечь — испечите оспорить - оспоривает, замерз охрипнули лечь — ляг класть — покластъ утихнула испечь — испеките оспорить- оспаривает, охрипли класть — положить утихла

3. Неправильное образование форм прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну-

4. Неправильное образование форм повелительного наклонения глаголов

5.Неправильное образование видовых пар

лечь — ляжь

замерзнул

Литературная норма:

испечь — испечите

оспорить — оспоривает,

замерз

охрипнули

лечь — ляг

класть — покластъ

утихнула

испечь — испеките

оспорить- оспаривает,

охрипли

класть — положить

утихла

При употреблении глагола особое внимание с точки зрения соблюдения морфологических норм следует обращать на: 1. образование некоторых личных форм; 2. образование форм прошедшего времени ряда глаголов с суффиксом -ну-; 3. образование форм повелительного накло- нения некоторых глаголов; 4. образование видовых пар некоторых глаголов.

При употреблении глагола особое внимание с точки зрения соблюдения морфологических норм следует обращать на:

1. образование некоторых личных форм;

2. образование форм прошедшего времени ряда глаголов с суффиксом -ну-;

3. образование форм повелительного накло- нения некоторых глаголов;

4. образование видовых пар некоторых глаголов.

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ 2. У ряда глаголов при образовании стилистически нейтральных форм настоящего времени происходит чередование конечных согласных основы (с усечением конечного гласного в основе инфинитива), например: плескать — плещет внимать — внемлет полоскать — полощет дремать — дремлет кудахтать — кудахчет махать - машет курлыкать — курлычет колыхать — колышет 1. Некоторые глаголы не образуют форму 1-го лица единственного числа, например: бороздить обессмертить убедить дерзить очутиться убедиться При необходимости употребления данных глаголов при местоимениях 1-го лица используется описательная конструкция «вспомогательный глагол + инфинитив»: надеюсь убедить, смогу убедить, попытаюсь убедить, хочу убедить и т. п.

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ФОРМ ГЛАГОЛОВ

2. У ряда глаголов при образовании стилистически нейтральных форм настоящего времени происходит чередование конечных согласных основы (с усечением конечного гласного в основе инфинитива), например:

плескать — плещет внимать — внемлет

полоскать — полощет дремать — дремлет

кудахтать — кудахчет махать — машет

курлыкать — курлычет колыхать — колышет

1. Некоторые глаголы не образуют форму 1-го лица единственного числа, например:

бороздить обессмертить убедить

дерзить очутиться убедиться

При необходимости употребления данных глаголов при местоимениях 1-го лица используется описательная конструкция «вспомогательный глагол + инфинитив»: надеюсь убедить, смогу убедить, попытаюсь убедить, хочу убедить и т. п.

3. У ряда глаголов на -чь ( беречь, жечь, стричь и др.) происходит чередование конечных согласных основы (кроме форм 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч.): (я) берегу, жгу (ты) бережёшь, жжёшь (она, оно) бережёт, жжёт   (мы) бережём, жжём (вы) бережёте, жжёте (они) берегут, жгут У иных глаголов на -чь (влечь, печь, сечь, извлечь, то л очь и др.) чередование конечных согласных основы происходит только в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: (я) пеку (мы ) печём (ты ) печёшь (вы ) печёте (он, она, оно) печёт (они ) пекут

3. У ряда глаголов на -чь ( беречь, жечь, стричь и др.) происходит чередование конечных согласных основы (кроме форм 1-го лица ед. ч. и 3-го лица мн. ч.):

(я) берегу, жгу

(ты) бережёшь, жжёшь

(она, оно) бережёт, жжёт

(мы) бережём, жжём

(вы) бережёте, жжёте

(они) берегут, жгут

У иных глаголов на -чь (влечь, печь, сечь, извлечь, то л очь и др.) чередование конечных согласных основы происходит только в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа:

(я) пеку (мы ) печём

(ты ) печёшь (вы ) печёте

(он, она, оно) печёт (они ) пекут

4. Глагол ткать образует формы настоящего времени без чередования согласных:   (я) тку (мы) ткём (ты ) ткёшь (вы ) ткёте (он, она, оно ) ткёт (они ) ткут 5. Нормативными формами будущего времени глаголов обессилеть, выздороветь, опостылеть, опротиветь и др. являются обессилею (обессилеет), выздоровею (выздоровеет ), опостылею (опостылеет), опротивею (опротивеет ). 6. Глагол чтить относится ко второму спряжению (чтишь, чтит и т. п.), однако в 3-м лице множественного числа возможны варианты чтят и чтут .

4. Глагол ткать образует формы настоящего времени без чередования согласных:   (я) тку (мы) ткём (ты ) ткёшь (вы ) ткёте (он, она, оно ) ткёт (они ) ткут

5. Нормативными формами будущего времени глаголов обессилеть, выздороветь, опостылеть, опротиветь и др. являются обессилею (обессилеет), выздоровею (выздоровеет ), опостылею (опостылеет), опротивею (опротивеет ).

6. Глагол чтить относится ко второму спряжению (чтишь, чтит и т. п.), однако в 3-м лице множественного числа возможны варианты чтят и чтут .

Задания   Поставьте глаголы в форме настоящего времени. По лесу (рыскать )______________ волк голодный. Всю ночь в окна (хлестать)______________ дождь. Природа словно (дремать)______________. Лёгкий ветерок (колыхать)___________ветви берёз. Малыши энергично (махать)___________ руками. Рыба (метать)_____________ икру. Наверху целый день (двигать)_________мебель. Портниха (метать)______платье. Игорем (двигать)______ чувство честолюбия. Ответ По лесу рыщет волк голодный. Всю ночь в окна хлещет дождь. Природа словно дремлет. Лёгкий ветерок колышет ветви берёз. Малыши энергично машут руками. Рыба мечет икру. Наверху целый день двигают мебель. Портниха метает платье. Игорем движет чувство честолюбия.

Задания  

Поставьте глаголы в форме настоящего времени.

  • По лесу (рыскать )______________ волк голодный.
  • Всю ночь в окна (хлестать)______________ дождь.
  • Природа словно (дремать)______________.
  • Лёгкий ветерок (колыхать)___________ветви берёз.
  • Малыши энергично (махать)___________ руками.
  • Рыба (метать)_____________ икру.
  • Наверху целый день (двигать)_________мебель.
  • Портниха (метать)______платье.
  • Игорем (двигать)______ чувство честолюбия.

Ответ

  • По лесу рыщет волк голодный.
  • Всю ночь в окна хлещет дождь.
  • Природа словно дремлет.
  • Лёгкий ветерок колышет ветви берёз.
  • Малыши энергично машут руками.
  • Рыба мечет икру.
  • Наверху целый день двигают мебель.
  • Портниха метает платье.
  • Игорем движет чувство честолюбия.

Из слов, данных в скобках, выберите формы, соответствующие литературной норме. 1. Давай встретимся позже, когда я (выздоровею, выздоровлю). 2. Паучок под окном ловко (тчёт, ткёт) паутинку. 3. (Хотишь, хочешь) на качелях покататься? 4. Целый день (сыплет, сыпет) снежная крупа. 5. В нашей стране (чтят, чтут) память солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.   Ответ Давай встретимся позже, когда я выздоровею. Паучок под окном ловко ткёт паутинку. Хочешь на качелях покататься? Целый день сыплет снежная крупа. В нашей стране чтят (чтут) память солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Из слов, данных в скобках, выберите формы, соответствующие литературной норме. 1. Давай встретимся позже, когда я (выздоровею, выздоровлю). 2. Паучок под окном ловко (тчёт, ткёт) паутинку. 3. (Хотишь, хочешь) на качелях покататься? 4. Целый день (сыплет, сыпет) снежная крупа. 5. В нашей стране (чтят, чтут) память солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.  

Ответ

  • Давай встретимся позже, когда я выздоровею.
  • Паучок под окном ловко ткёт паутинку.
  • Хочешь на качелях покататься?
  • Целый день сыплет снежная крупа.
  • В нашей стране чтят (чтут) память солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Отметьте словосочетания, в которых формы глаголов образованы правильно: а) внезапно очутюсь; б) убежусь в правоте; в) тихонько мурлычет; г) лазиешь по деревьям; д) внемлет просьбе. Ответ в) тихонько мурлычет; д) внемлет просьбе.  

Отметьте словосочетания, в которых формы глаголов образованы правильно: а) внезапно очутюсь; б) убежусь в правоте; в) тихонько мурлычет; г) лазиешь по деревьям; д) внемлет просьбе.

Ответ

в) тихонько мурлычет;

д) внемлет просьбе.

ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ -НУ- У ряда глаголов, имеющих в инфинитиве суффикс -ну-, форма прошедшего времени образуется без этого суффикса, например: возникнуть — возник (возникла, возникло, возникли) исчезнуть — исчез ослепнуть — ослеп повергнуть — поверг Примечание . У некоторых глаголов несовершенного вида существуют параллельные формы с -ну- и без -ну-, при этом формы с -ну - считаются разговорными либо устаревшими: гаснуть — гас, гаснул; глохнуть — глох, глохнул; киснуть — кис, киснул; пахнуть — пах, пахнул; мёрзнуть — мёрз, мёрзнул и др.

ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛОВ С СУФФИКСОМ -НУ-

У ряда глаголов, имеющих в инфинитиве суффикс -ну-, форма прошедшего времени образуется без этого суффикса, например:

возникнуть — возник (возникла, возникло, возникли)

исчезнуть — исчез

ослепнуть — ослеп

повергнуть — поверг

Примечание . У некоторых глаголов несовершенного вида существуют параллельные формы с -ну- и без -ну-, при этом формы с -ну считаются разговорными либо устаревшими: гаснуть — гас, гаснул; глохнуть — глох, глохнул; киснуть — кис, киснул; пахнуть — пах, пахнул; мёрзнуть — мёрз, мёрзнул и др.

ЗАДАНИЯ Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени, соответствующей литературной норме. 1. В комнату (проникнуть)________солнечные лучи. 2. От такого громкого пения Гришка даже немного (охрипнуть)_________. 3. Двигатель внезапно (заглохнуть)_______________. 4. Этим летом мы хорошо (отдохнуть)__________. 5. Молоко уже (скиснуть)____________, можно печь блины. Ответ В комнату проникли солнечные лучи. От такого громкого пения Гришка даже немного охрип. Двигатель внезапно заглох. Этим летом мы хорошо отдохнули. Молоко уже скисло, можно печь блины.

ЗАДАНИЯ

Поставьте глаголы, данные в скобках, в форме прошедшего времени, соответствующей литературной норме.

1. В комнату (проникнуть)________солнечные лучи.

2. От такого громкого пения Гришка даже немного (охрипнуть)_________.

3. Двигатель внезапно (заглохнуть)_______________.

4. Этим летом мы хорошо (отдохнуть)__________.

5. Молоко уже (скиснуть)____________, можно печь блины.

Ответ

  • В комнату проникли солнечные лучи.
  • От такого громкого пения Гришка даже немного охрип.
  • Двигатель внезапно заглох.
  • Этим летом мы хорошо отдохнули.
  • Молоко уже скисло, можно печь блины.

Отметьте словосочетания, в которых нарушены морфологические нормы; исправьте ошибки: а) возникнули трудности б) прыгнули высоко в) повергли в смятение г) промокнула насквозь д) совсем замёрзнул Ответ а)(возникли трудности); г) (промокла насквозь); д)(совсем замёрз).

Отметьте словосочетания, в которых нарушены морфологические нормы; исправьте ошибки: а) возникнули трудности б) прыгнули высоко в) повергли в смятение г) промокнула насквозь д) совсем замёрзнул

Ответ

а)(возникли трудности);

г) (промокла насквозь);

д)(совсем замёрз).

ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ 2-ГО ЛИЦА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ 1. Формы 2-го лица повелительного наклонения глаголов образуются от основы настоящего (несов. вид) либо простого будущего (сов. вид) времени:   бежать — бегу — беги( те) беречь — берегу — береги( те) вытереть — вытру — вытри (те) запрячь — запрягу — запряги (те) извлечь — извлеку — извлеки (те)

ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ 2-ГО ЛИЦА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ

1. Формы 2-го лица повелительного наклонения глаголов образуются от основы настоящего (несов. вид) либо простого будущего (сов. вид) времени:

бежать — бегу — беги( те)

беречь — берегу — береги( те)

вытереть — вытру — вытри (те)

запрячь — запрягу — запряги (те)

извлечь — извлеку — извлеки (те)

2 . Глагол ехать и глаголы, образованные от него приставочным способом ( выехать, заехать, доехать, объехать, переехать, подъехать, приехать и др .), не образуют форм 2-го лица повелительного наклонения по традиционной модели. Хотя в разговорной речи постоянно встречаются формы едь (от еду), заедь (от заеду), объедь (от объеду), приедь (от приеду) и т. п., они пока не являются нормативными.

Для выражения повеления рекомендуется использовать формы несовершенного вида поезжай(те), выезжай(те), заезжай(те), доезжай(те), объезжай(те), переезжай(те), подъезжай(те) и т. п. либо описательные конструкции следует ехать, надо заехать и т. п.

3. При возможности выбора формообразующего суффикса -и- либо нулевого (выстави выставь, вымажи вымажь) необходимо помнить о том, что литературной норме соответствуют формы единственного числа с суффиксом -и: почисти, выучи, выглади и т. д.

Формы с нулевым суффиксом (выучь, выгладь, почисть, выставь и т. п.) либо считаются разговорными, либо признаются равноценными формам с -и.

1. Формы 2-го лица повелительного наклонения глаголов образуются от основы настоящего (несов. вид) либо простого будущего (сов. вид) времени:

бежать — бегу — беги( те)

беречь — берегу — береги( те)

вытереть — вытру — вытри (те)

запрячь — запрягу — запряги (те)

ЗАДАНИЯ Запишите глаголы, данные в скобках, в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения, соответствующей литературной норме. (Лечь)_______________ровно; (печь)_______________торт; (стеречь)____ _________дом; (почистить)___________сапоги; (выгладить)___________бельё; (прогладить)__________брюки. Ответ Ляг ровно; пеки торт; стереги дом; почисти сапоги; выглади бельё; прогладь брюки .

ЗАДАНИЯ

Запишите глаголы, данные в скобках, в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения, соответствующей литературной норме.

  • (Лечь)_______________ровно;
  • (печь)_______________торт;
  • (стеречь)____ _________дом;
  • (почистить)___________сапоги;
  • (выгладить)___________бельё;
  • (прогладить)__________брюки.

Ответ

  • Ляг ровно;
  • пеки торт;
  • стереги дом;
  • почисти сапоги;
  • выглади бельё;
  • прогладь брюки .

Отметьте словосочетания, в которых формы повелительного наклонения глаголов образованы правильно. а) поезжай прямо; б) вытерите доску; в) подъедьте к дому; г) покладите на стол; д) стереги дом. Ответ а) поезжай прямо; д) стереги дом.  

Отметьте словосочетания, в которых формы повелительного наклонения глаголов образованы правильно. а) поезжай прямо; б) вытерите доску; в) подъедьте к дому; г) покладите на стол; д) стереги дом.

Ответ

а) поезжай прямо;

д) стереги дом.

ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ПАР 1 . В глаголах несовершенного вида, образованных при помощи суффиксов -ива-, -ыва- от глаголов совершенного вида, корневое о может либо сохраняться, либо чередоваться с а . Если в глаголе совершенного вида корневое о безударное , то в корне парного глагола несовершенного вида оно чередуется с а : выработать — вырабатывать выпорхнуть — выпархивать Если же в глаголе совершенного вида корневое о ударное , то в корнях многих парных глаголов несовершенного вида оно сохраняется , например: обусловить — обусловливать подытожить — подытоживать Однако во многих глаголах несовершенного вида происходит чередование с а , например: заболотить — заболачивать задобрить — задабривать застроить — застраивать

ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ПАР

1 . В глаголах несовершенного вида, образованных при помощи суффиксов -ива-, -ыва- от глаголов совершенного вида, корневое о может либо сохраняться, либо чередоваться с а .

Если в глаголе совершенного вида корневое о безударное , то в корне парного глагола несовершенного вида оно чередуется с а :

выработать — вырабатывать

выпорхнуть — выпархивать

Если же в глаголе совершенного вида корневое о ударное , то в

корнях многих парных глаголов несовершенного вида оно сохраняется ,

например:

обусловить — обусловливать

подытожить — подытоживать

Однако во многих глаголах несовершенного вида происходит

чередование с а , например:

заболотить заболачивать

задобрить задабривать

застроить застраивать

2. В некоторых случаях глаголы, составляющие видовую пару, имеют разные корни , например: ловить — поймать (неправильно: споймать) класть — положить (неправильно: ложить, покласть) вкладывать — вложить наложить — накладывать (повязку), налагать (взыскание).

2. В некоторых случаях глаголы, составляющие видовую пару,

имеют разные корни , например:

ловить поймать (неправильно: споймать)

класть положить (неправильно: ложить, покласть)

вкладывать вложить

наложить накладывать (повязку), налагать (взыскание).

ЗАДАНИЯ Вставьте пропущенные буквы. 1 . Сосредот…чивали силы 2. Подгот…вливали декорации 3. Усл…вливались о встрече 4. Надо узак…нивать 5. Осп…ривать в суде 6. Удв..ивает зарплату  Ответ Сосредоточивали силы, подготавливали декорации, условливались о встрече, надо узаконивать, спаривают в суде, удваивает зарплату.

ЗАДАНИЯ

Вставьте пропущенные буквы.

1 . Сосредот…чивали силы

2. Подгот…вливали декорации

3. Усл…вливались о встрече

4. Надо узак…нивать

5. Осп…ривать в суде

6. Удв..ивает зарплату 

Ответ

  • Сосредоточивали силы,
  • подготавливали декорации,
  • условливались о встрече,
  • надо узаконивать,
  • спаривают в суде,
  • удваивает зарплату.

Отметьте словосочетания, в которых нарушены нормы русского литературного языка; исправьте ошибки: а) споймал рыбу б) покладу книгу на стол в) ложит телефон в сумочку г) не надо накладывать штраф д)надо накладывать гипс   Ответ а) споймал рыбу (поймал рыбу); б) покладу книгу на стол (положу книгу на стол); в) ложит телефон в сумочку (кладёт телефон в сумочку); г) не надо накладывать штраф (не надо налагать штраф).

Отметьте словосочетания, в которых нарушены нормы русского литературного языка; исправьте ошибки: а) споймал рыбу б) покладу книгу на стол в) ложит телефон в сумочку г) не надо накладывать штраф д)надо накладывать гипс  

Ответ

а) споймал рыбу (поймал рыбу);

б) покладу книгу на стол (положу книгу на стол);

в) ложит телефон в сумочку (кладёт телефон в сумочку);

г) не надо накладывать штраф (не надо налагать штраф).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЦТ Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм: 1) расторгнул, увял, мокнул, погас, отверг 2) брызжет яркими искрами, убежу вас 3) уведомь, откупорь, взгляни, выйди, полезай 4) приурачивает, удостаивает, обусловливает, подытаживает, приспосабливает Анализ задания. Правильный ответ: 1, 2, 4. 1 – в официальных ситуациях общения в формах глаголов прошедшего времени утрачивается суффикс -ну-: расторг, увял, мок. 2 – глагол убедить не образует форму 1-го лица ед.ч. будущего простого времени. 4 – несовершенный вид глаголов приурочивает, подытоживает сохраняет в корне гласный о.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЦТ

Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:

1) расторгнул, увял, мокнул, погас, отверг

2) брызжет яркими искрами, убежу вас

3) уведомь, откупорь, взгляни, выйди, полезай

4) приурачивает, удостаивает, обусловливает, подытаживает, приспосабливает

Анализ задания. Правильный ответ: 1, 2, 4.

1 – в официальных ситуациях общения в формах глаголов прошедшего времени утрачивается суффикс -ну-: расторг, увял, мок. 2 – глагол убедить не образует форму 1-го лица ед.ч. будущего простого времени. 4 – несовершенный вид глаголов приурочивает, подытоживает сохраняет в корне гласный о.

Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм: 1) Не махай так сильно руками. 2) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 3) Яд каплет сквозь его кору. 4) С восьмисот пятидесяти гектаров, которые занимались пшеницей, собран богатый урожай. Ответ 1, 2, 4

Укажите примеры с ошибками в образовании грамматических форм:

1) Не махай так сильно руками. 2) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 3) Яд каплет сквозь его кору. 4) С восьмисот пятидесяти гектаров, которые занимались пшеницей, собран богатый урожай.

Ответ 1, 2, 4

Отметьте предложения без грамматических ошибок. Прилягте, отдохните немного. Многие факторы обусловливают отток сельских жителей из деревень. Буря утихнула, однако снег продолжал идти. Наконец я вволю наслаждусь чистым лесным воздухом, сосновым ароматом, пением птиц, вкусом свежей земляники! «Нужно влаживать деньги в прибыльное дело», — заметила Нина. Ответ 1,2

Отметьте предложения без грамматических ошибок.

  • Прилягте, отдохните немного.
  • Многие факторы обусловливают отток сельских жителей из деревень.
  • Буря утихнула, однако снег продолжал идти.
  • Наконец я вволю наслаждусь чистым лесным воздухом, сосновым ароматом, пением птиц, вкусом свежей земляники!
  • «Нужно влаживать деньги в прибыльное дело», — заметила Нина.

Ответ 1,2

ОСНОВНЫЕ ГРАМММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТИЙ Вид ошибки Примеры Правильный вариант 1. Неправильное образование 2. Образование причастий с Студенты, примущие броющий Студенты, которые примут бреющий суффиксами настоящего 3. Неправильное образование причастий настоящего будующий Студенты, пожелавшие бы 4. Употребление при частий с расцвёвший участие в этой акции, будут времени от глаголов причастий прошедшего времени Студенты, которые участие в этой акции, будут расцветший будущий сдать экзамен досрочно, умеревший частицей бы премированы. умерший времени премированы. совершенного вида пожелают сдать экзамен ослепнувший должны будут написать досрочно, должны будут ослепший заявление. написать заявление.

ОСНОВНЫЕ ГРАМММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТИЙ

Вид ошибки

Примеры

Правильный вариант

1. Неправильное образование

2. Образование причастий с

Студенты, примущие

броющий

Студенты, которые примут

бреющий

суффиксами настоящего

3. Неправильное образование

причастий настоящего

будующий

Студенты, пожелавшие бы

4. Употребление при частий с

расцвёвший

участие в этой акции, будут

времени от глаголов

причастий прошедшего

времени

Студенты, которые

участие в этой акции, будут

расцветший

будущий

сдать экзамен досрочно,

умеревший

частицей бы

премированы.

умерший

времени

премированы.

совершенного вида

пожелают сдать экзамен

ослепнувший

должны будут написать

досрочно, должны будут

ослепший

заявление.

написать заявление.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ Причастия настоящего времени 1. Причастия настоящего времени образуются, как правило, от основы глагола настоящего времени несовершенного вида: брить — бре-ют — бре-ющ-ий быть — буд-ут — буд-ущ-ий внимать — внемл-ют — внемл-ющ-ий исследовать — исследу-ют — исследу-ющ-ий, исследу-ем-ый оборудовать — оборудуют — оборуду-ющ-ий, оборуду-ем-ый 2. У глаголов с суффиксом -ва- страдательные причастия настоящего времени образуются от основы инфинитива: за дава-ть — задава-ем-ый издава-ть — извава-ем-ый признава-ть — признава-ем-ый

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

Причастия настоящего времени

1. Причастия настоящего времени образуются, как правило, от основы глагола настоящего времени несовершенного вида:

брить бре-ют бре-ющ-ий

быть буд-ут буд-ущ-ий

внимать внемл-ют внемл-ющ-ий

исследовать исследу-ют исследу-ющ-ий, исследу-ем-ый

оборудовать оборудуют оборуду-ющ-ий, оборуду-ем-ый

2. У глаголов с суффиксом -ва- страдательные причастия настоящего времени образуются от основы инфинитива:

за дава-ть задава-ем-ый

издава-ть извава-ем-ый

признава-ть признава-ем-ый

ЗАДАНИЯ Выберите из слов в скобках те, которые соответствуют литературной норме. Быстро (скакающий, скачущий) всадник, (броющий, бреющий) клиента парикмахер, (брызжущиеся, брызгающиеся) водой дети, (метающая, мечущая) икру рыба, (двигающие, движущие) силы прогресса, (передающийся, передавающийся) по наследству дом; машина, стирающая, (полоскающая, полощущая) и отжимающая бельё. Ответ Быстро скачущий всадник, бреющий клиента парикмахер, брызгающиеся водой дети, мечущая икру рыба, движущие силы прогресса, передающийся по наследству дом; машина, стирающая, полощущая и отжимающая бельё.

ЗАДАНИЯ

Выберите из слов в скобках те, которые соответствуют

литературной норме.

Быстро (скакающий, скачущий) всадник,

(броющий, бреющий) клиента парикмахер,

(брызжущиеся, брызгающиеся) водой дети,

(метающая, мечущая) икру рыба,

(двигающие, движущие) силы прогресса,

(передающийся, передавающийся) по наследству дом;

машина, стирающая, (полоскающая, полощущая) и отжимающая бельё.

Ответ

Быстро скачущий всадник,

бреющий клиента парикмахер,

брызгающиеся водой дети,

мечущая икру рыба,

движущие силы прогресса,

передающийся по наследству дом;

машина, стирающая, полощущая и отжимающая бельё.

Причастия прошедшего времени 1. Причастия прошедшего времени образуются, как правило, от основы глагола прошедшего времени: получить — получи-л — получи-вш-ий, получ-енн-ый узнать — узна-л — узна-вш-ий, узна-нн-ый идти — шё-л — шед-ш-ий войти — вошёл — вошед-ш-ий   возникнуть — возник — возник-ш-ий ослепнуть — ослеп — ослеп-ш-ий 2. 2. Глаголы на -сти образуют причастия прошедшего времени от основы настоящего (будущего) времени, например: брести — бред-ут — бред-ш-ий ввести — введ-ут — введ-ш-ий, введ-ённ-ый вести — вед-ут — вед-ш-ий заплести — заплет-ут — заплет-ш-ий, заплет-ённ-ый изобрести — изобрет-ут — изобрет-ш-ий, изобрет-ённ-ый 3. У глагола ошибиться причастие прошедшего времени образуется от формы инфинитива : ошибившийся.

Причастия прошедшего времени

1. Причастия прошедшего времени образуются, как правило, от основы глагола прошедшего времени:

получить — получи-л — получи-вш-ий, получ-енн-ый

узнать — узна-л — узна-вш-ий, узна-нн-ый

идти — шё-л — шед-ш-ий

войти — вошёл — вошед-ш-ий  

возникнуть — возник — возник-ш-ий

ослепнуть — ослеп — ослеп-ш-ий

2. 2. Глаголы на -сти образуют причастия прошедшего времени от основы настоящего (будущего) времени, например:

брести бред-ут бред-ш-ий

ввести введ-ут введ-ш-ий, введ-ённ-ый

вести вед-ут вед-ш-ий

заплести заплет-ут заплет-ш-ий, заплет-ённ-ый

изобрести изобрет-ут изобрет-ш-ий, изобрет-ённ-ый

3. У глагола ошибиться причастие прошедшего времени образуется от формы инфинитива : ошибившийся.

ЗАДАНИЯ Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени: узнать изобрести ослепнуть прийти расцвести Ответ узнать — узнавший изобрести — изобретший ослепнуть — ослепший прийти — пришедший расцвести — расцветший

ЗАДАНИЯ

Образуйте от данных глаголов действительные причастия прошедшего времени:

узнать

изобрести

ослепнуть

прийти

расцвести

Ответ

узнать узнавший

изобрести изобретший

ослепнуть ослепший

прийти пришедший

расцвести расцветший

Отметьте сочетания, в которых формы причастий образованы правильно: а) ребёнок, приобрёвший навык езды на велосипеде; б) ошибившийся человек; в) издавающая этот журнал организация; г) узнаваемый всеми артист; д) человек, откроющий дверь. Ответ б) ошибившийся человек; г) узнаваемый всеми артист.  

Отметьте сочетания, в которых формы причастий образованы правильно: а) ребёнок, приобрёвший навык езды на велосипеде; б) ошибившийся человек; в) издавающая этот журнал организация; г) узнаваемый всеми артист; д) человек, откроющий дверь.

Ответ

б) ошибившийся человек;

г) узнаваемый всеми артист.

ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЙ Вид ошибки Примеры Правильный вариант Образование 2. Образование при ткать — ткав, нарисовать — Подобные глаголы не деепричастий бежать — бежавши, помощи суффикса -вши Литературная норма: нарисовавши, несовершенного вида имеют деепричастных узнать — узнавши деепричастий, не тянуть — тянувши нарисовав, узнав при по мощи суффиксов форм имеющих постфикса -в, -вши

ОСНОВНЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НАРУШЕНИЕМ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Вид ошибки

Примеры

Правильный вариант

  • Образование

2. Образование при

ткать — ткав,

нарисовать —

Подобные глаголы не

деепричастий

бежать — бежавши,

помощи суффикса -вши

Литературная норма:

нарисовавши,

несовершенного вида

имеют деепричастных

узнать — узнавши

деепричастий, не

тянуть — тянувши

нарисовав, узнав

при по мощи суффиксов

форм

имеющих постфикса

-в, -вши

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ 1. В образовании деепричастий несовершенного вида есть некоторые особенности: а) глаголы с суффиксом -ва- образуют деепричастия от основы неопределённой формы: отдавать — отдавая, создавать — создавая, узнавать — узнавая; б) деепричастие от глагола быть — будучи ; остальные деепричастия с суффиксами -учи, -ючи являются просторечными либо разговорными , употребляются в стилизациях под народную речь: крадучись, играючи . 2. Не образуют деепричастий несовершенного вида глаголы: а) с суффиксом -ну-: тянуть, вянуть, сохнуть; б) оканчивающиеся на - чь: беречь, мочь, печь, жечь : в) не имеющие в основе настоящего времени гласных звуков: ткать (ткут), мять (мнут); г) бежать, ехать, хотеть, петь, лезть, плясать и др.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

1. В образовании деепричастий несовершенного вида есть некоторые особенности:

а) глаголы с суффиксом -ва- образуют деепричастия от основы неопределённой формы:

отдавать — отдавая, создавать — создавая,

узнавать — узнавая;

б) деепричастие от глагола быть будучи ;

остальные деепричастия с суффиксами -учи, -ючи являются просторечными либо разговорными , употребляются в стилизациях под народную речь: крадучись, играючи .

2. Не образуют деепричастий несовершенного вида глаголы:

а) с суффиксом -ну-: тянуть, вянуть, сохнуть;

б) оканчивающиеся на чь: беречь, мочь, печь, жечь :

в) не имеющие в основе настоящего времени гласных звуков:

ткать (ткут), мять (мнут);

г) бежать, ехать, хотеть, петь, лезть, плясать и др.

ЗАДАНИЯ Подчеркните глаголы, от которых деепричастия не образуются. Вязать, пахать, писать, написать, тонуть, согнуть, стеречь, испечь, ждать, ожидать, спать, лить, быть. Ответ Вязать, пахать, писать, тонуть, стеречь, ждать, спать, лить.

ЗАДАНИЯ

Подчеркните глаголы, от которых деепричастия не образуются.

Вязать, пахать, писать, написать, тонуть, согнуть, стеречь, испечь, ждать, ожидать, спать, лить, быть.

Ответ

Вязать, пахать, писать, тонуть, стеречь, ждать, спать, лить.

Выберите из предложенных деепричастных форм те, которые соответствуют литературной норме. Узнав— узнавши, глядя— глядючи, быв— будучи, побыв — побудучи, склеив — склеивши, умывши — умывшись, доставая — доставаючи, испекя — испёкши, заперевшись — запершись. Ответ Узнав, глядя, будучи, побыв, склеив, умывшись, доставая, испёкши, запершись

Выберите из предложенных деепричастных форм те, которые соответствуют литературной норме. Узнав— узнавши, глядя— глядючи, быв— будучи, побыв — побудучи, склеив — склеивши, умывши — умывшись, доставая — доставаючи, испекя — испёкши, заперевшись — запершись.

Ответ

Узнав, глядя, будучи, побыв, склеив, умывшись,

доставая, испёкши, запершись

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЦТ Отметьте сочетания, в которых нарушены морфологические нормы: 1. в будующем году 2. предприятие, произведшее этот термос 3. девочка, заплёвшая волосы в косу 4. отцветшая сирень 5. зашёвший в гости сосед Ответ 1,3,5 Анализ задания. 1. в будующем году (в будущем году); 3. девочка, заплёвшая волосы в косу (девочка, заплетшая волосы в косу); 5. зашёвший в гости сосед(зашедший в гости сосед).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЦТ

Отметьте сочетания, в которых нарушены морфологические нормы:

1. в будующем году

2. предприятие, произведшее этот термос

3. девочка, заплёвшая волосы в косу

4. отцветшая сирень

5. зашёвший в гости сосед

Ответ 1,3,5

Анализ задания.

1. в будующем году (в будущем году);

3. девочка, заплёвшая волосы в косу (девочка, заплетшая волосы в косу);

5. зашёвший в гости сосед(зашедший в гости сосед).

Отметьте предложения, в которых нарушены морфологические нормы. 1. Спортсмены, победящие на этих состязаниях, будут представлять нашу республику на Олимпиаде. 2. Поезд № 190 задерживается на два часа. Пассажиры, желавшие бы сдать билеты, могут подойти к кассе № 3. 3. Исследоваемый участок был в десяти минутах ходьбы от станции. 4. Опадшие с деревьев листья похожи на разноцветный ковёр. 5. Человек, заведший меня в заблуждение, оказался не коренным жителем, а приезжим. Ответ 1,2,3,4

Отметьте предложения, в которых нарушены морфологические нормы. 1. Спортсмены, победящие на этих состязаниях, будут представлять нашу республику на Олимпиаде. 2. Поезд № 190 задерживается на два часа. Пассажиры, желавшие бы сдать билеты, могут подойти к кассе № 3. 3. Исследоваемый участок был в десяти минутах ходьбы от станции. 4. Опадшие с деревьев листья похожи на разноцветный ковёр. 5. Человек, заведший меня в заблуждение, оказался не коренным жителем, а приезжим.

Ответ 1,2,3,4

Отметьте предложения, в которых деепричастия образованы правильно. 1. Хотя сделать маме приятное, я выбрал самую пушистую мимозу. 2. Пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, хороший человек всё равно останется хорошим. 3. Пройдясь по городу, Елена Сергеевна свернула к реке и пошла вдоль набережной. 4. Экскурсовод, подойдя к группе, ещё раз напомнил о времени и месте встречи. Ответ 2,3,4

Отметьте предложения, в которых деепричастия образованы правильно. 1. Хотя сделать маме приятное, я выбрал самую пушистую мимозу. 2. Пройдя сквозь огонь, воду и медные трубы, хороший человек всё равно останется хорошим. 3. Пройдясь по городу, Елена Сергеевна свернула к реке и пошла вдоль набережной. 4. Экскурсовод, подойдя к группе, ещё раз напомнил о времени и месте встречи.

Ответ 2,3,4

Отметьте предложения, в которых нарушены нормы образования деепричастий. 1. Дед, гнувши свою линию, настаивал на поездке. 2. Дед, гнув свою линию, настаивал на поездке. 3. Дед, гня свою линию, настаивал на поездке. 4. Дед, продолжая гнуть свою линию, настаивал на поездке. 5. Согнувшись в три погибели под тяжёлыми рюкзаками, мы еле добрели до деревни. Ответ 1,2,3

Отметьте предложения, в которых нарушены нормы образования деепричастий. 1. Дед, гнувши свою линию, настаивал на поездке. 2. Дед, гнув свою линию, настаивал на поездке. 3. Дед, гня свою линию, настаивал на поездке. 4. Дед, продолжая гнуть свою линию, настаивал на поездке. 5. Согнувшись в три погибели под тяжёлыми рюкзаками, мы еле добрели до деревни.

Ответ 1,2,3

Отметьте предложения, в которых нарушены нормы образования особых форм глагола. 1. Татьяна стояла, оперясь руками о спинку стула. 2. Интересно, будет ли создан препарат, окончательно победящий вирус гриппа? 3. Мне ещё не встречались люди, легко и с радостью признававшие бы свои ошибки. 4. Алексей, ждав худшего, почти не огорчился. 5. Сергей Иванович обратил внимание на парня, чертящего на песке палочкой какие-то необычные схемы. Ответы 1,2,3,4 Анализ задания. 1.Татьяна стояла, оперясь руками о спинку стула. (...опершись...) 2. Интересно, будет ли создан препарат, окончательно победящий вирус гриппа? (...который сможет окончательно победить...) 3. Мне ещё не встречались люди, легко и с радостью признававшие бы свои ошибки. (...признававшие свои ошибки...) 4. Алексей, ждав худшего, почти не огорчился. (...ожидая худшего...)

Отметьте предложения, в которых нарушены нормы образования особых форм глагола. 1. Татьяна стояла, оперясь руками о спинку стула. 2. Интересно, будет ли создан препарат, окончательно победящий вирус гриппа? 3. Мне ещё не встречались люди, легко и с радостью признававшие бы свои ошибки. 4. Алексей, ждав худшего, почти не огорчился. 5. Сергей Иванович обратил внимание на парня, чертящего на песке палочкой какие-то необычные схемы.

Ответы 1,2,3,4

Анализ задания.

1.Татьяна стояла, оперясь руками о спинку стула. (…опершись…)

2. Интересно, будет ли создан препарат, окончательно победящий вирус гриппа?

(…который сможет окончательно победить…)

3. Мне ещё не встречались люди, легко и с радостью признававшие бы свои ошибки. (…признававшие свои ошибки…)

4. Алексей, ждав худшего, почти не огорчился. (…ожидая худшего…)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Исправьте и объясните ошибки.
— Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.
— Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.
— Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.
— Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.
— Где вы слыхали об этом.
— Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении.
— По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.
— Не махай так сильно руками.
— Цветок без воды сохнул в вазе​

Кикапу

Трудные случаи употребления местоимений и глаголов.Исправьте ошибки в следующих предложениях (на употребление местоимений):
4. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
5. Исправьте ошибки в следующих предложениях (на употребление глаголов):
6. Не махай так сильно руками.
7. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевойсоды.
8. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

Polly2908

Светило науки — 6092 ответа — 105047 раз оказано помощи

4. Хозяйка сняла со стола чемодан, затем  отодвинула чемодан в сторону.
5. Исправьте ошибки в следующих предложениях (на употребление глаголов):
6. Не маши так сильно руками.
7. По совету врача больной полощет горло раствором питьевой соды.
8. Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности.

diana201195

Светило науки — 11 ответов — 0 раз оказано помощи

6.Не маши так сильно руками
7.По совету врача больной полощет горло раствором питьевой соды.
8.Надо помогать молодежи расти и проявлять свои способности
в4 не вижу ошибки,к сожалению

  • Не ложите вещи на диван речевая ошибка
  • Не крутится заднее колесо на машине зимой абс ошибка
  • Не копируется файл ошибка данных crc
  • Не копируется файл ошибка 0х80070079 превышен таймаут семафора
  • Не конфискованные товары ошибка не замечена ничуть не испугавшийся курсант