Не пренебрегай врагами они первыми замечают твои ошибки объяснение

Философ Антисфен и его учение

Философ Антисфен

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

В дорогу надо запасаться тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении

(Антисфен)

Диоген Лаэртский об Антисфене

Антисфен, сын Антисфена, был афинянин, но, по слухам, нечистокровный. Впрочем, когда его этим попрекнули,
он сказал: «Матерь богов – тоже фригиянка» 1. Собственная его мать, как кажется, была фракиянкой.
Поэтому-то, когда он отличился в сражении при Танагре, Сократ заметил,
что от чистокровных афинян никогда бы не родился столь доблестный муж.
А сам Антисфен, высмеивая тех афинян, которые гордились чистотою крови, заявлял, что они ничуть не родовитее улиток или кузнечиков.

Сперва он учился у ритора Горгия 3: из-за этого так заметен риторический слог в его диалогах,
особенно же в «Истине» и в «Поощрениях». Гермипп говорит, что однажды на истмийских празднествах
он даже хотел произнести речь и в порицание и в похвалу афинянам, фивянам и лакедемонянам,
но отказался от такой мысли, увидев, как много народу пришло из этих городов.

Потом он примкнул к Сократу и, по его мнению, столько выиграл от этого,
что даже своих собственных учеников стал убеждать вместе с ним учиться у Сократа.
Жил он в Пирее и каждый день ходил за сорок стадиев 4, чтобы послушать Сократа.
Переняв его твердость и выносливость и подражая его бесстрастию, он этим положил начало кинизму.
Он утверждал, что труд есть благо, и приводил в пример из эллинов великого Геракла, а из варваров – Кира 5.
Он первый дал определение понятию: «Понятие есть то, что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет».

Часто он говорил: «Я предпочел бы безумие наслаждению»,
а также: «Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны».
Один мальчик с Понта собирался слушать его и спросил, что для этого нужно приготовить;
Антисфен ответил: «Приготовить книжку, да с умом, и перо, да с умом, и дощечки, да с умом» 6.
На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием» 7.
Узнав однажды, что Платон дурно откликается о нем, он сказал:
«Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное» 8.

Когда он принимал посвящение в орфические таинства и жрец говорил, что посвященные приобщатся в Аиде несчетным благам,
он спросил жреца: «Почему же ты не умираешь?» Однажды его попрекали тем, что он происходит не от свободнорожденных родителей.
«Но ведь и атлетами мои родители не были, – возразил Антисфен, – а я тем не менее атлет» 9.
На вопрос, почему у него так мало учеников, он ответил: «Потому что я гоню их серебряной палкой».
На вопрос, почему он так суров с учениками, он ответил: «Врачи тоже суровы с больными».

Увидев прелюбодея, спасавшегося от погони, он сказал ему:
«Несчастный! От какой опасности мог бы ты избавиться за какой-нибудь обол!» 10
Как сообщает Гекатон в «Изречениях», он говаривал, что лучше попасться стервятникам, чем льстецам 11:
те пожирают мертвых, эти – живых. На вопрос, что блаженнее всего для человека, он сказал: «Умереть счастливым».
Однажды ученик пожаловался ему, что потерял свои записи: «Надо было хранить их в душе», – сказал Антисфен.

Он говорил, что, как ржавчина съедает железо, так завистников пожирает их собственный нрав.
Те, кто хочет обрести бессмертие, говорил он, должны жить благочестиво и справедливо.
По его словам, государства погибают тогда, когда не могут более отличать хороших людей от дурных.
Когда его однажды хвалили дурные люди, он сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?» 12
Братская близость единомыслящих, заявлял он, крепче всяких стен.
Он говорил, что в дорогу надо запасаться тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении.
Его попрекали, что он водится с дурными людьми; он сказал: «И врачи водятся с больными, но сами не заболевают».
Нелепо, говорил он, отвеивая мякину от хлеба и исключая слабых воинов из войска, не освобождать государство от дурных граждан.

На вопрос, что дала ему философия, он ответил: «Умение беседовать с самим собой» 13.
Однажды на пирушке кто-то сказал ему: «Спой!» – «А ты подыграй мне на флейте», – ответил Антисфен.
Когда Диоген просил у него хитон, он посоветовал ему вместо этого сложить свой плащ вдвое.
На вопрос, какая наука самая необходимая, он сказал: «Наука забывать ненужное».

Сдержанность, говорил он, нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.
Над Платоном он издевался за его гордость.
Увидев однажды в процессии норовистого коня, он сказал Платону: «По-моему, и из тебя вышел бы знатный конь!» –
дело в том, что Платон постоянно нахваливал коней.
Однажды, когда Платон был болен, Антисфен, зайдя к нему, заметил лохань с его рвотой и сказал:
«Желчь я в ней вижу, а гордыни не вижу».

Он советовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями» 14; когда это сочли нелепостью, он заметил:
«А ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев».
Кто-то сказал ему: «Тебя многие хвалят». – «Что же, – спросил он, – я сделал дурного?»
Когда он старался выставлять напоказ дыру в своем плаще, то Сократ, заметив это, сказал:
«Сквозь этот плащ я вижу твое тщеславие!» 15
Фений в книге «О сократиках» сообщает, что на чей-то вопрос, как стать прекрасным и добрым,
он ответил: «Узнать от сведущих людей, что надо избавляться от тех пороков, которые в тебе есть».
Кто-то восхвалял роскошную жизнь. «Такую бы жизнь детям врагов наших!» – воскликнул Антисфен.

К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он обратился так:
«Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, стала она похваляться?» – «Красотою», сказал тот.
«И тебе не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?»

Юноша, приехавший с Понта, обещал наградить Антисфена, как только прибудет его корабль с соленой рыбой 16.
Антисфен, взяв его с собой и прихватив пустой мешок, отправился к торговке хлебом, набил мешок зерном и пошел прочь;
а когда та стала требовать денег, сказал: «Вот этот юноша заплатит, когда придет его корабль с соленой рыбой!»

Он же, говорят, был причиною изгнания Анита и смерти Мелета: повстречав однажды юношей с Понта,
привлеченных в Афины славою Сократа, он отвел их к Аниту, заявив, что тот превзошел Сократа и мудростью и нравственностью;
это вызвало такое возмущение присутствующих, что они изгнали Анита.

Если он встречал женщину в пышном наряде, то отправлялся к ней домой и требовал, чтобы ее муж показал ему свои доспехи и коня:
если они у него есть, он может позволить ей наряжаться, всегда имея против нее оружие, если нет, он должен снять с нее дорогой наряд.

Мнения его были вот какие. Человека можно научить добродетели. Благородство и добродетель – одно и то же.
Достаточно быть добродетельным, чтобы быть счастливым: для этого ничего не нужно, кроме Сократовой силы.
Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Мудрец ни в чем и ни в ком не нуждается, ибо все, что принадлежит другим, принадлежит ему.
Безвестность есть благо, равно как и труд.
В общественной жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а законами добродетели.
Он женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин;
он не будет избегать и любовных связей – ибо только мудрец знает, кого стоит любить.

Диокл приписывает ему также и следующие мнения. Для мудреца нет ничего чуждого или недоступного. Хороший человек достоин любви.
Все, кто стремится к добродетели, друзья между собой. Своими соратниками надо делать людей мужественных и справедливых.
Добродетель – орудие, которого никто не может отнять.
Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.
Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
Справедливого человека цени больше, чем родного. Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.
Добро прекрасно, зло безобразно. Все дурное считай себе чуждым.
Разумение – незыблемая твердыня: ее не сокрушить силой и не одолеть изменой. Стены ее должны быть сложены из неопровержимых суждений.

Свои беседы он вел в гимнасии Киносарге 17, неподалеку от городских ворот; по мнению некоторых,
отсюда и получила название киническая школа. Сам же он себя называл Истинный Пес.
Он первый, как сообщает Диокл, начал складывать вдвое свой плащ 18, пользоваться плащом без хитона и носить посох и суму;
Неанф тоже говорит, что он первым стал складывать вдвое свой плащ; а Сосикрат (в III книге «Преемств»), напротив,
приписывает это Диодору Аспендскому, равно как и обычай отпускать бороду и носить посох и суму.

Из всех учеников Сократа только один Антисфен заслужил похвалу Феопомпа, который говорит,
что он был искусный оратор и сладостью своей речи мог приворожить кого угодно.
Это видно и по его сочинениям, и по «Пиру» Ксенофонта.
По-видимому, именно он положил начало самым строгим стоическим обычаям, о которых Афиней, сочинитель эпиграмм, говорит так:

О знатоки стоических правд! О вы, что храните
В ваших священных столбцах лучший завет мудрецов!
Вы говорите: единое благо души – добродетель,
Ею сильны города, ею живет человек.
А услаждение плоти, для многих – предельная радость,
Есть лишь малый удел только единой из Муз 20.
Он был образцом бесстрастия для Диогена, самообладания для Кратета, непоколебимости для Зенона:
это он заложил основание для их строений 21. Ксенофонт сообщает 22, что он был очарователен в беседе и сдержан во всем остальном.

Известны десять томов его сочинений 23.

В первом томе:
«О слоге» (или «Об особенностях слова»),
«Аянт» (или «Аянтова речь»),
«Одиссей» (или «Об Одиссее»),
«Апология Ореста» (или «О судебных речетворцах»),
«Тождесловие» (или «Лисий и Исократ»),
«Возражение на Исократову ‘Речь без свидетелей’».

Во втором томе:
«О природе животных»,
«О деторождении» (или «О браке, речь любовная»),
«О событиях, речь физиологическая»,
«О справедливости и мужестве, речь поощрительная» в трех книгах, «О Феогниде» 2 книги.

В третьем томе:
«О благе», «О мужестве», «О законе» (или «О государстве»),
«О законе» (или «О прекрасном и справедливом»), «О свободе и рабстве»,
«О вере»,
«О блюстителе» (или «О повиновении»), «О победе, речь домоводственная».

В четвертом томе: «Кир», «Геракл больший» (или «О силе»).

В пятом томе: «Кир» (или «О царской власти»), «Аспазия».

В шестом томе: «Истина»,
«О собеседовании, речь возражающая»,
«Сафон» (или «О противоречии») в трех книгах,
«О наречии».

В седьмом томе: «О воспитании» (или «Имена») – 5 книг,
«Об употреблении имен, речь спорящая»,
«О вопросе и ответе»,
«О мнении и знании» 4 книги,
«О смерти»,
«О жизни и смерти»,
«Об Аиде»,
«О природе» 2 книги,
«Вопрошение о природе» – 2 книги,
«Мнения» (или «Речь спорящая»),
«Вопросы о науке».

В восьмом томе:
«О музыке»,
«О толковании»,
«О Гомере»,
«О несправедливости и нечестии»,
«О Калханте»,
«О дозорном»,
«О наследовании».

В девятом томе:
«Об Одиссее»,
«О посохе»,
«Афина» (или «О Телемахе»),
«О Елене и Пенелопе»,
«О Протее»,
«Киклоп» (или «Об Одиссее»),
«Об употреблении вина» (или «О пьянстве», или «О киклопе»),
«О Цирцее»,
«Об Амфиарае»,
«Об Одиссее, Пенелопе и псе».

В десятом томе:
«Геракл» (или «Мидас»),
«Геракл» (или «О разумении или силе»),
«Кир» (или «Возлюбленный»),
«Менексен» (или «О власти»),
«Алкивиад»,
«Архелай» (или «О царской власти»).

Таковы его сочинения. Тимон, издеваясь над их многочисленностью, называет его «болтуном на все руки».

Умер он от чахотки, как раз тогда, когда к нему пришел Диоген
и спросил: «Не нужен ли тебе друг?»

А однажды Диоген принес с собою кинжал, и, когда Антисфен воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!»,
он показал ему кинжал и произнес: «Вот кто». – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» – возразил Антисфен.
По-видимому, он и в самом деле слишком малодушно переносил свою болезнь, не в меру любя жизнь.

Вот наши стихи о нем:

В жизни своей, Антисфен, ты псом был недоброго нрава,
Речью ты сердце кусать лучше, чем пастью, умел.
Умер в чахотке ты злой. Ну что же? Мы скажем, пожалуй:
И по дороге в Аид нужен для нас проводник 24.

Антисфенов было трое: один – последователь Гераклита; другой из Эфеса; третий – родосский историк.

Теперь, как мы перечислили в своем месте учеников Аристиппа
и Федона, так пересмотрим тех киников и стоиков,
которые берут начало от Антисфена.

  • .

На правах рекламы (см.
условия):


Ключевые слова для поиска сведений об учении Антисфена:

На русском языке: философия греческого мудреца Антисфена;

На английском языке: Antisthenes.


Страница обновлена 22.07.2019

Яндекс.Метрика

Мы подобрали для Вас 20 мудрых цитат античных философов, каждая из которых – самая настоящая кладезь знаний:

1) Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
Сократ

2) Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать.
Аристотель

3) Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.
Антисфен

4) Первая чаша принадлежит жажде, вторая — веселью, третья — наслаждению, четвертая — безумию…
Анахарсис

5) Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

6) Торжество над самим собой есть венец философии.
Диоген

7) Самая великая победа — победа над своим негативным мышлением.
Сократ

8)  При философской дискуссии больше выигрывает побежденный — в том отношении, что он умножает знания.
Эпикур

9) Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.
Антисфен

10) Твоё право – ругаться, моё право – не слушать.
Аристипп

11) Дружба — золотая середина между стремлением нравиться и хамством.
Аристотель

12) Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ

13) Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель

14) Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»
Сократ

15) Трудности похожи на собак: они кусают лишь тех, кто к ним не привык…
Антисфен

16) Лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им.
Аристипп

17) Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца? Потому что сын — его создание. Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали.
Аристотель

18) Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.
Сократ

19) Кто боится других, тот раб, хотя он этого не замечает.
Антисфен

20) Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать.
Аристотель

Антисфен
(ок. 455 – ок. 360 гг. до н.э.) ученик Горгия и Сократа, основатель философской школы киников

Человека можно научить добродетели.

Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.

Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.

Начало образования состоит в исследовании слов.

[О платоновских «идеях»:] Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.

Глазами его [бога] нельзя увидеть, он ни на что не похож.

Безвестность есть благо.

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.

Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.

Удовольствие – благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния.

Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.

Праздник – это повод для обжорства.

Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.

С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.

На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».

На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [Антисфен] сказал: «Умереть счастливым».

На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: «Умение беседовать с самим собой».

На вопрос, какая наука самая необходимая, он [Антисфен] сказал: «Наука забывать ненужное».

Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он [Антисфен] сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; (…) Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве».

Когда его однажды хвалили дурные люди, он [Антисфен] сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»

Когда Платон в своей школе о чем-то долго рассуждал, Антисфен заметил: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора».

Когда какой-то человек спросил Антисфена. чему надо учить сына, он ответил: «Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике».

Умер он от чахотки. (…) Однажды, когда он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто» – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!» – возразил Антисфен.

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.

Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.

Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным.

Добродетель – орудие, которого никто не сможет отнять.

Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.

Справедливого человека цени больше, чем родного.

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, нежели тем, в кого бросают камнями.

Как ржавчина съедает железо, так завистников – их собственный нрав.

Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти – живых.

Удовольствиями пользоваться можно по праву только после трудов, а не прежде них.

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей – ибо только мудрец знает, кого стоит любить.

Секст Эмпирик

Афоризмы Секста Эмпирика (философ-скептик и врач)


Гесиод

Афоризмы Гесиода древнегреческого поэта

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки.

Самая необходимая наука — это наука забывать ненужное.

Надо запастись либо умом, чтобы понимать, либо веревкой, чтобы повеситься.

Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.

Трудности похожи на собак: они кусают лишь тех, кто к ним не привык…

Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших.

Кто боится других, тот раб, хотя он этого не замечает.

Лучше достаться стервятникам, чем попасть к льстецам. Те пожирают мертвых, а эти — живых.

Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.

Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав.

Справедливого человека цени больше, чем родного.

Сходиться нужно с теми женщинами, которые сами за это будут благодарны.

Мудрец женится, чтобы иметь детей, притом от самых красивых женщин; он не будет избегать и любовных связей — ибо только мудрец знает, кого стоит любить.

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки?

Андрей 3101
[69.3K]

7 лет назад 

[поль­зоват­ель забло­киров­ан]
[140K]

7 лет назад 

Не знаю как кого, а меня подобные фразеологизмы не впечатляют. Как можно пренебрегать врагами, если они сами себя постоянно проявляют? По-моему это обычное словоблудие, подобных фраз можно «наштамповать» великое множество. Снег- белый, зола чёрная, примерно одно и тоже. А ошибки могут замечать и должны об этом говорить друзья, ибо враги никогда не дают добрых советов.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

комментировать

в избранное

ссылка

отблагодарить

Знаете ответ?

Ответы

И Е

И Е

Не заводи дурных приятелей,
Уж лучше заведи врага —
Он постоянней и внимательней,
Его направленность строга.

ЛН

Лека Никонова

не прямо анализируй это…живи в кайф и враги будут тебе завидовать и подражать если у них это получится…

Искандер Амиров

Искандер Амиров

Враги не те кого мы считаем врагами.Бывает злейший враг среди близких .Враг не посмеет такого.

ВЛ

Валентина Ли

Врагов вообще нельзя недооценивать…Они на страже нашей бдительности.

Лариса

Лариса

врагов имеет в мире всяк, а от друзей спаси нас Боже ( А.С. Пушкин)

Мuсс Зарuна

Мuсс Зарuна

Верное высказывание. Объективная критика делает тебя сильнее.

Ева Адамова

Ева Адамова

враги они и без погрешностей ничего хорошего не скажут

Елена

Елена

я уважаю своих врагов…они искренны в своих чувствах

Полина Гуленок

Полина Гуленок

Да потому как им нечем заняться.Мир вам люди!!!!!!!!!!!!!

метки: Ошибка, Пренебрегать, Замечать, Первое, Жизнь, Нельзя, Допустить, Указать

Противник, вскрывающий ваши ошибки,

полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть

(Леонардо да Винчи)

«Не ошибается только тот, кто ничего не делает», – эта известная фраза, с одной стороны, говорит о том, что возможно в жизни избежать каких-то ошибок, если не действовать, а с другой – о том, что любому человеку свойственно ошибаться. Но не всегда и не все люди замечают свои ошибки. Намного чаще мы встречаемся с ситуацией, когда человек обращает внимание своё и окружающих людей на чужие ошибки, забывая о своих. В такой ситуации важно, кто находится рядом с ним, кто друг, а кто враг ему. Леонардо да Винчи сказал: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть». Я считаю, что это сказано верно и мудро.

Ошибка – это, прежде всего, урок, который преподносит нам жизнь. И то, как мы относимся к этому уроку, с позитивной или негативной точки зрения, и формирует нас как личность. Ошибки человек совершает всю свою жизнь. От них нельзя застраховаться, так как если ты действуешь, то не всегда можешь просчитать все возможные последствия. Если ты делаешь из совершённого выводы, анализируешь то, что сделал, – ты будешь допускать меньше ошибок. Но кто станет утверждать, что жизненные ситуации обязательно повторятся, чтобы использовать накопленный опыт?

Какую же роль в нашей жизни могут сыграть дружеские отношения, друзья? Народная мудрость не раз обращалась к теме дружбы: дерево живёт корнями, а человек друзьями; друзья познаются в беде; не имей сто рублей, а имей сто друзей; старый друг лучше новых двух. Мы привыкли к тому, что друг всегда поможет, подставит плечо в трудной ситуации. Но бывает и так: друг, чтобы не обидеть тебя, не осложнить с тобой отношения, не отзовётся отрицательно о твоём негативном поступке. И здесь думается о следующем: во-первых, друг допустил твой проступок или не осудил тебя за совершённое, не предпринял попытки сделать тебя лучше; а во-вторых, истинный ли это друг? Тут можно вспомнить пословицу: «Не бойся умного врага, а бойся глупого друга».

Дружба между людьми – тема достаточно яркая и в русской литературе. Мы видим её изображение в отношениях Онегина и Ленского, Печорина и Максима Максимыча, Базарова и Аркадия Кирсанова… Например, Аркадий Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети» всецело поглощён своим кумиром-нигилистом, его в друге восхищает всё. Впоследствии Аркадий понимает, что идеи Базарова несвоевременны, они полностью разрушают этические каноны. Но сказать об этом Евгению он не решается… Тут и подумаешь: лучше бы у Базарова не было такого друга, который не смог настоять на своём мнении, не смог объяснить, что так жить нельзя. Ведь автор приводит главного героя к гибели именно из-за его нигилистических убеждений.

2 стр., 730 слов

Сочинение синонимы друзья грамотного человека

… не расслышали. Какие слова называются синонимами? Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его Друзья. Как по-другому можно … опоздал? — спросил Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что провинился: Не сердитесь на нас. Не обижайтесь,— попросил Пончик. … вид? Какие синонимы вы подберете к словам; ограда (забор, изгородь), летчик (пилот), богатырь (силач)? [/smszamok] Сочинение! . Потом не …

В жизни мы редко сталкиваемся с ситуацией, когда враг говорит нам о допущенной нами ошибке. Ведь потому он и враг, что скрывает проблему, делает тебе хуже. И если твой противник вдруг указал на допущенную ошибку – надо не отвергать это, а использовать. Ведь друг, как это проявилось в примерах выше, мог о твоём просчёте не сказать. А, возможно, и не враг он вовсе, а человек, которому небезразлична твоя жизнь.

Следовательно, стоит согласиться с высказыванием Леонардо да Винчи: «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, желающий их скрыть». Тот, кто указал на допущенную ошибку, принесёт тебе больше пользы, чем тот, кто промолчит. Пусть даже это будет потенциальный враг – главное, что ошибка найдена и в дальнейшем можно избежать её повторения.

  • Не пренебрегай врагами они первыми замечают твои ошибки антисфен поясните смысл высказывания
  • Не получается установить вайбер на телефон выдает ошибку
  • Не получается установить вайбер на компьютер выдает ошибку
  • Не получается установить автокад ошибка 1603
  • Не получается установить cisco anyconnect выдает ошибку