Он простой человек выросший на деревенском привале ошибка

1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?  

4) Мне предоставили отпуск летом.

Предоставили — дали возможность пойти в отпуск.

2. В каком предложении правильно употреблен глагол одеть?  

3) Я одела свою куклу в праздничное платье.

Одеть в одежду можно кого-то (человека, животное, антропоморфное существо).

3. В каком предложении значение слова не соответствует смыслу высказывания?


4)
Он простой человек, выросший на деревенском привале.

Вместо слова привал (место для отдыха) нужно употребить приволье (широкое свободное пространство, раздолье), которое соответствует смыслу высказывания.

4. В каком предложении встречается тавтология?


4)
Он рассказал свою автобиографию.

​Автобиография — описание своей жизни. Это не тавтология, а плеоназм — лишнее слово (свою). Возможна замена на словосочетание «свою биографию».

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

      Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

Текст научной статьи
на тему «ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНИКУ С. И. ЛЬВОВОЙ, В. В. ЛЬВОВА «РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС» НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД (II ЧЕТВЕРТЬ)»

Г. Н. ВЛАДИМИРСКАЯ

Москва

Ориентировочное планирование по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» на 2009/2010 учебный год

II четверть

Уроки 1—8. Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи. § 8, с. 113—136.

На первом уроке ученики рассматривают правильное употребление имен существительных — орфоэпические и грамматические нормы.

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на упр. 287—289, 294, 296, 299. В них собраны слова, в которых чаще всего нарушаются орфоэпические и грамматические нормы. Особого внимания требует работа с приложением (упр. 286, 301 и др.).

Словарь: подавляющее большинство, сосредоточить внимание, обеспечение жизнедеятельности, канцелярские товары.

На дом: § 8, с. 113-117; упр. 301.

Второй урок рекомендуем посвятить изучению лексических норм имен существительных.

В учебнике названы наиболее часто встречающиеся ошибки (см. с. 118). Упр. 302, 304—306 содержат примеры, в которых надо найти лексическую ошибку. Ошибки на выбор слова допущены в упр. 302: 1) мех вместо шерсть, 3) лиственница вместо листва, 4) совесть вместо тяжесть, 8) горбушка вместо горбинка; в упр. 304: гимнастика вместо гимнастические упражнения, дрессируют вместо тренируют или занимаются; в упр. 305: 1) выполнить вместо свершить, 4) забелело вместо показалось, 5) сидит вместо изображена сидящая, 6) заковала вместо приковала, 7) распространился вместо находился. Примеры на тавтологию встречаются в упр. 302 (библиотека книг) и в упр. 306. Лексическую несочетаемость можно найти в упр. 304 (подняла нос, закинула челку) и в упр. 305 (налился сил). Неоправданное использование однокоренных слов — в упр. 302 (4) служила служанкой) и в

упр. 304 (танцевала танцы). Неуместное употребление стилистически окрашенных слов нередко встречается в упр. 305 (жутко хотела, сильная тренировка, классно танцевала, клево каталась, реально обидели, поплелась домой) и в упр. 305 (9) напялил рубашку). Употребление слов-паразитов можно найти в упр. 302 (6) как бы).

Упр. 307, 308, где представлены сло-ва-паронимы, и упр. 309, где приведены слова, имеющие омонимы, также учат внимательно относиться к значению слов.

Словарь: жилищно-строительный кооператив, журналистское расследование, комфортабельная гостиница.

На дом: § 8, с. 118; упр. 303.

На третьем уроке рассматриваем правильное употребление имен прилагательных: орфоэпические, грамматические и лексические нормы. При работе с этим материалом необходимо использовать орфоэпический и толковый словарики «Приложения». Ошибки в вынесенных на плашку прилагательных дерматиновый, чрезвычайный, встречаются очень часто, поэтому рекомендуем выполнить упр. 311. Очень полезно упр. 313, так как при образовании форм сравнительной степени нередко встречаются ошибки.

Упр. 314 помогает лучше усвоить лексические нормы и избежать типичных лексических ошибок (см. с. 118). В упр. 314 неправильно образовано слово (1) писальный вместо письменный, 4) под-лизливая вместо подлиза); неправильно выбрано слово (5) единогласен вместо согласен, 6) приплюснутые вместо прищуренные). Встречается тавтология (2) сильный проливной дождь, сладкий сахар).

Выполняя упр. 315—317, ученики тренируются в различении паронимов.

Словарь: клеящий карандаш, занавешенное окно, экономическое сообщество, спасательная команда.

На дом: § 8, с. 122-124; упр. 318.

На четвертом уроке учащиеся работают над орфоэпическими и грамматическими нормами употребления числительных. Выполняют упр. 319—323.1, 324. Особое внимание следует уделить склонению числительных (упр. 319, 321.1, 322).

Словарь: замечательное настроение, неизгладимое впечатление, обращать внимание, приобрести популярность.

На дом: § 8, с. 125-126; упр. 323.2.

На пятом уроке учащиеся усваивают орфоэпические, грамматические и лексические нормы при употреблении местоимений. Обязательно надо обратить внимание на упр. 327, поскольку в косвенных падежах местоимений сколько, столько, несколько нередко нарушаются правила произношения и ударения.

Упр. 329 не вызовет затруднений у большинства учащихся. Лишние местоимения употреблены в предложениях 1), 11), 12). Лишняя буква н в начале местоимения — в предложении 8); отсутствует буква н в начале местоимения в предложениях 3), 9). Неправильная форма местоимения: 2) у ней вместо у нее 5) себе вместо себя 6) мене вместо мне 10) самою вместо саму; 13) ихние вместо их. Нет ошибок в предложениях 4), 7).

В упр. 330 двусмысленность возникает оттого, что местоимение может относиться к двум различным существительным данного предложения: 1) её — и к рыбе, и к корзине.

В упр. 331 замена местоимения мой на свой и наоборот допустима в предложениях 1), 3), 4), 7), 8); недопустима в предложениях 2), 5), 6), 9), 10).

Упр. 332 позволит повторить правописание отрицательных и неопределенных местоимений с не и ни.

На дом: § 8, с. 127-128; упр. 333.

На шестом уроке ученики знакомятся с орфоэпическими нормами употребления глаголов, причастий и деепричастий. Обязательно привлекаем к работе орфоэпический словарик из «Приложения».

Учащиеся выполняют упр. 334—341.

Словарь: окружаемый заботой, вдохновляемые успехом, поразительное искусство, колеблемые ветром, приоткрыть зеркальце, преодолевающий препятствие.

На дом: § 8, с. 129-130; упр. 342.

На седьмом уроке учащиеся знакомятся с грамматическими нормами употребления глаголов, причастий и деепричастий.

При выполнении упр. 344 необходимо сообщить учащимся, что в последнее время форма пылесошу, пропылесошу получила право на существование. Подобные примеры встречаются в заданиях ЕГЭ.

Выполнение упр. 345—349 не вызовет затруднений у большинства учеников.

Словарь: быстрорастворимый кофе, взаимовыгодное сотрудничество, общевойсковой устав, миллиарды водяных капель, калейдоскоп с причудливыми узорами, рекомендуемая литература.

На дом: § 8, с. 131-133; упр. 351.

На восьмом уроке ученики знакомятся с лексическими нормами употребления глаголов и деепричастий.

Рассматриваем значения паронимов представить — предоставить и надеть — одеть (упр. 352, 353). Далее говорим о стилистических синонимах (упр. 354) и о разнице в значении одно-коренных глаголов: чернеть — чернить и т.д. В упр. 356 речь идет о фразеологизмах, в состав которых входят бывшие деепричастия. Наиболее устойчивой, на наш взгляд, является ошибка в использовании паронимов надеть — одеть. Им следует уделить на уроке основное внимание.

Словарь: инфекционное заболевание, искусственный водоем, растительными красителями, оказаться в одиночестве, сокращение территории.

На дом: § 8, с. 134-136; упр. 353.3,4.

Уроки 9, 10. Тестовая контрольная работа и анализ ее результатов.

I вариант Орфоэпические нормы

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать; 2) взяла; 3) включит; 4) врало. (4)

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) гнало; 2) кухонный; 3) послала; 4) свекла. (3)

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) жАлюзи; 2) красивЕе; 3) Эксперт; 4) ждалА. (4)

4. В каком слове произносится твердый согласный [д]?

1) академия; 2) дефект; 3) детектив; 4) дебаты. (3)

5. В каком слове произносится мягкий согласный [т’]?

1) ателье; 2) бутерброд; 3) деликатесы; 4) тема. (4)

6. В какой паре слов в существительном твердый согласный, а в прилагательном мягкий?

1) кофе — кофейный; 2) купе — купейный;

3) морфема — морфемный; 4) эксперт — экспертный. (2)

7. Какое из слов содержит ошибку?

1) прецедент; 2) бессребреник; 3) чрезвычайный; 4) переспективный. (4)

Грамматические нормы

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) слаще; 2) много носков; 3) нет чулок;

4) восьмидесятые. (4)

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) езжай; 2) их; 3) тысячью; 4) десять граммов. (1)

3. Укажите пример с ошибкой в синтаксической связи слов:

1) МВД сообщило; 2) ЖСК поставил всех в известность; 3) ТЮЗ сообщил; 4) КБ поставил в известность. (4)

4. Укажите пример с ошибкой в управлении:

1) заплатить штраф; 2) оплатить проезд; 3) заплатить за труд; 4) платить за штраф. (4)

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

1) мне хочется поступить в институт.

2) мой любимый учитель посоветовал мне продолжить учебу.

3) я отправился служить в армию.

4) мне советовали начать трудовую деятельность. (3)

Лексические ошибки

1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

98

1) Ему представили молодого сотрудника.

2) Я люблю представлять лай собаки.

3) Этот город представляет собой маленький грязный городишко.

4) Мне представили отпуск летом. (4)

2. В каком предложении правильно употреблен глагол одеть?

1) Я одену новый костюм.

2) Деревья одели свой осенний наряд.

3) Я одела свою куклу в праздничное платье.

4) Одень пальто, сегодня холодно. (3)

3. В каком предложении значение слова не соответствует смыслу высказывания?

1) Директор школы посоветовал мне подать документы на конкурс.

2) Цель моего исследования — узнать, какие факторы влияют на выбор клички для собаки.

3) В начале XIX века в России по ланкастерской системе взаимного обучения работало несколько учебных заведений.

4) Он простой человек, выросший на деревенском привале. (4)

4. В каком предложении встречается тавтология?

1) Не так часто, но все-таки появляются новинки.

2) Отец никогда не искал дополнительного способа заработать.

3) Пушкин старался написать как можно больше стихотворений о любви.

4) Он рассказал свою автобиографию. (4)

II вариант Орфоэпические нормы

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) брала; 2) заняв; 3) завидую; 4) ждало. (4)

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) туфля; 2) статуя; 3) сливовый; 4) цемент. (4)

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нЕ была; 2) гусенИчный; 3) красИвей-ший; 4) звОнит. (3)

4. В каком слове произносится твердый согласный [д]?

1) дебош; 2) девиз; 3) деградация; 4) дезинфекция. (3)

5. В каком слове произносится мягкий согласный [т’]?

1) тезис; 2) тембр; 3) темп; 4)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

До недавнего времени проверка пунктуации была делом не просто сложным, но практически невыполнимым. На что только не шли тысячи людей, чтобы суметь разобраться в правильной расстановке знаков препинания… Написание текстов становилось достаточно большой проблемой, ведь даже при полном отсутствии орфографических и стилистических ошибок были еще и пунктуационные. Самые коварные, вредные и незаметные… В принципе, особых вариантов правильно расставить запятые не было: нужно было или досконально знать правила русской пунктуации или же надеяться на WORD, который зачастую очень своеобразно относится к расстановке знаков препинания в тексте.

Полуавтоматический сервис пунктуации на сайте TEXTIS

Как мы уже с вами выяснили, далеко не всегда стоит доверять программам вроде Ворд при проверке правильной расстановки запятых в тексте. Как правило, программа не учитывает множественных особенностей и наличия массы правил и исключений, а потому ставит запятые автоматически, нарушая подчас все очевидные требования и нормы.Естественно, что при таком подходе страдает зачастую качество работы, отсутствует гарантия, что знаки в статье расставлены действительно верно.

Далеко не каждому под силу и перерыть сотни правил русского языка, чтобы разобраться в том, стоит ли ставить запятую в тексте или же можно вполне прожить без оной. Увы, не все идеально знают школьную программу по русскому языку и, естественно, не могут сразу же четко ответить на вопрос о том, нужна ли запятая в каком-то конкретном случае или нет. Проблема? Да еще какая! Даже если текст написан без ошибок, неумение правильно расставить пунктуацию совершенно девальвирует его качество, что, конечно же, недопустимо. Деловые документы и письма компаньонам, труды по копирайтингу и статьи для сайтов, sms послания и посты в социальных сетях – все это требует проверки пунктуации.

К счастью, сегодня эти проблемы уже в прошлом, ведь появился новый уникальный сервис проверки пунктуации русского языка в режиме онлайн! Отныне вам не страшны даже самые каверзные правила, ведь теперь расставить запятые в тексте стало действительно просто! Деепричастия, местоимения, частицы, сложносочиненные предложения, предлоги, глаголы, наречия — все это теперь можно безбоязненно писать так, как хочется, не искажая смысл текста подбором похожих слов, где вы знаете, как расставить знаки пунктуации.

Важно, что онлайн проверка пунктуации осуществляется в полуавтоматическом режиме, что позволяет не только правильно расставить нужные знаки препинания, но и выучить правила русской пунктуации. Первое время будет казаться, что правил так много, что запомнить их все попросту невозможно. Нет, это только кажется! Уже через несколько посещений сервиса вы заметите, что значили улучшили свои навыки и знания, можете уже самостоятельно определиться с тем, как поставить запятую в каждом конкретном случае. Сайт помогает не только создавать грамотные тексты, но еще и постепенно изучать правила русского языка. Двойная польза!

Принципы работы сервиса по расстановке запятых в тексте

Как именно осуществляется онлайн проверка пунктуации в этом сервисе? Все достаточно просто: в специальном окошечке вы пишете ключевое слово, которое хотите проверить на правильность. Например «что», «когда» и так далее. Система онлайн проверки необходимости простановки запятых сама подбирает для вас все правила, связанные с конкретным словом или выражением. Даже если нужного слова не нашлось, вполне возможно, что вам подойдет аналогичное правило для другого слова. Просто включите интуицию и немного подумайте о том, чем можно заменить нужный вам пример. Как правило, обязательно находятся альтернативы, по которым можно определить необходимость использования правил в каждом конкретном случае.

Теперь вам не нужно тратить свое время на долгие поиски нужных пунктов правил в словарях и справочниках, ведь проверка пунктуации в режиме он-лайн обязательно поможет вам правильно расставить запятые и узнать требования, по которым они необходимы в каждом конкретном случае. Не нужно больше и надеяться на Word, который хоть и осуществляет быструю автоматическую проверку необходимости расстановки и использования запятых в тексте, но зачастую грешит многочисленными неточностями. Плюс к этому, вы не только теперь занимаетесь анализом корректности применения знаков препинания. Вы еще и учитесь, ведь все правила даны с массой примеров, а потому усвоенные знания отлично откладываются в памяти.

И еще одно преимущество сервиса пунктуации

Не нужно больше вводить различные поисковые запросы в Яндекс или Google, пытаясь найти сервис для проверки знаков препинания. Русский язык становится одной большой зоной комфорта вместе с этой удобной и полезной программой. Главное же его преимущество в том, что здесь все абсолютно бесплатно, да и регистрация для работы с сервисом совершенно необязательно. Можно зайти на страничку сайта и сразу же начать онлайн проверку запятых.

Пользуйтесь, ставьте like, делитесь с друзьями. Искренне надеюсь, что сервис расстановки запятых в тексте и отдельных предложениях будет вам действительно полезен. Кстати, если разместить страничку в закладки (слева серенький ряд кнопочек, ваша – со звездочкой), то не придется искать его снова. Также можно отправить ссылку на сайт через любые социальные сети, чтобы ваши друзья и коллеги тоже оценили удобство этого простого и надежного сервиса проверки запятых.

Да пребудут с нами Лопатин, Розенталь и Полный академический справочник пунктуации!

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

      Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

     Задание:  поставьте правильно ударение.

      Квартал, дремота,  намерение,  издавна, позвонишь, проклял, предложить, агентство, документ,  озвучить, уведомить, столяр, путепровод, кулинария, искра, пиццерия, принял, домовая, премированный,  соболезнование, каталог,  щавель, исчерпан,  мизерный, втридорога, звонит, молода, редки, кухонный, обеспечение, ворота, астроном, диспансер, предположить, жалюзи, украинка, давнишний, избаловать, начал, электропровод, завидно,  апокалипсис,  камбала,  ободрить, гербовый, свёкла.

7 класс

Тест по теме „Культура речи»

I вариант

Орфоэпические нормы

1.В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать;  2) взяла;  3) включит;  4) врало.

  1. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) гнало;  2) кухонный;  3) послала;  4) свекла.

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) жАлюзи;  2)  красивЕе;  3) Эксперт;  4)ждалА.

  1. В каком слове произносится твердый согласный ] ?

1) академия;  2) дефект;  3) детектив;  4) дебаты.

  1. В каком слове произносится мягкий согласный [т’ ] ?

1) ателье;  2) бутерброд;  3) деликатесы;  4) тема.

  1. В какой паре слов в существительном твердый согласный, а в прилагательном мягкий?

1) кофе — кофейный;  2) купе — купейный;  3) морфема — морфемный;  4) эксперт — экспертный.

  1. Какое из слов содержит ошибку?

1) прецедент;  2) бессребреник;  3) чрезвычайный;  4) переспективный.

Грамматические нормы

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) слаще;  2) много носков;  3) нет чулок;  4) восьмидесятью.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) езжай;  2) их;  3) тысячью;  4) десять граммов.

  1. Укажите пример с ошибкой в синтаксической связи слов:

1) МВД сообщило;  2) ЖСК поставил всех в известность;  3) ТЮЗ сообщил;  4) КБ поставил в известность.

  1. Укажите пример с ошибкой в управлении:

1) заплатить штраф; 2) оплатить проезд;  3)заплатить за труд;  4) платить за штраф.

5.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

1) мне хочется поступить в институт.

2) мой любимый учитель посоветовал мне продолжить учебу.

3) я отправился служить в армию.

4) мне посоветовали начать трудовую деятельность.

Лексические ошибки

1.В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

1) Ему представили молодого сотрудника.

2) Я люблю представлять лай собаки.

3) Этот город представляет собой маленький  грязный городишко.

4) Мне представили отпуск летом.

  1. В каком предложении правильно употреблен глагол одеть?

1) Я одену новый костюм.

2) Деревья одели свой осенний наряд.

3) Я одела свою куклу в праздничное платье.

4) Одень пальто, сегодня холодно.

  1. В каком предложении значение слова не соответствует смыслу высказывания?

1) Директор школы посоветовал мне подать документы на конкурс.

2) Цель моего исследования – узнать, какие факторы влияют на выбор клички для собаки.

3) В начале XIX века в России по ланкастерской системе взаимного обучения работало несколько учебных заведений.

4) Он простой человек, выросший на деревенском привале.

  1. В каком предложении встречается тавтология?

1) Не так часто, но все-таки появляются новинки.

2) Отец никогда не искал дополнительного способа заработать.

3) Пушкин старался написать как можно больше стихотворений о любви.

4) Он рассказал свою автобиографию.

7 класс

Тест по теме „Культура речи»

II вариант

Орфоэпические нормы

1.В каком слове ударение падает на первый слог?

1) брала;  2) заняв;  3) завидую;  4) ждало.

  1. В каком слове ударение падает на второй слог?
  • туфля; 2) статуя;  3) сливовый;  4) цемент.
  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нЕ была;  2) гусенИчный;  3) красИвейший;  4) звОнит.

  1. В каком слове произносится твердый согласный ] ?

1) дебош;  2) девиз;  3) деградация;  4) дезинфекция.

  1. В каком слове произносится мягкий согласный [т’] ?

1)тезис;  2)тембр;  3) темп;  4)термин.

  1. В какой паре слов в существительном твердый согласный, а в прилагательном мягкий?

1) тевтон – тевтонский;  2) тент – тентовый;  3) демократ – демократический;  4)плиссе – плиссированный.

  1. В каком из слов допущена ошибка в написании?

1) дерматиновый;  2)поскользнуться;  3)одышка;  4)прецендент.

Грамматические нормы

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) жиже;  2)пять килограммов;  3)много монголов;  4) семидесятью.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) положи;  2) ихний;  3) тысячей;  4) пять киргизов.

  1. Укажите пример с ошибкой в синтаксической связи слов:

1) СНГ решило;  2) ВВС соединились;  3) ДК объявил;  4) КВН начал.

  1. Укажите пример с ошибкой в управлении:

1) заплатите за работу;  2) оплатите за труд;  3) заплатите премию;  4) платите деньги.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Закрыв книгу,

  • мне захотелось походить на ее главного героя.
  • я тотчас же начал читать другую.
  • мне порекомендовали взять другую.
  • главный герой очень мне понравился.

Лексические ошибки

1.В каком предложении вместо слова одеть  нужно употребить надеть?

1) Я одела свою сестру в праздничный костюм.

2) Пора одеть братишку!

3) Я одела новое пальто.

4) Надо одеть его потеплее.

  1. В каком предложении правильно употреблен глагол представить?

1) Представляю вам возможность уехать.

2) Представляю вам слово.

3) Его хотели представить к ордену.

4) Ему представили кредит в банке.

  1. В каком предложении употреблены слова-паразиты?

1) А сейчас скорее вперед.

2) Они быстро собрались в дорогу.

3) Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там…

4) Сатирически показаны мертвые души помещиков.

  1. В каком предложении встречается неуместное употребление слов, имеющих окраску, не соответствующую стилю?

1) Это был несчастный случай, который растиражировали в таком смачном виде.

2) Дело было так.

3) Я ему долго аплодировал.

4) Высокие чины часто даются не по заслугам.

Источник

Текст научной статьи
на тему «ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНИКУ С. И. ЛЬВОВОЙ, В. В. ЛЬВОВА «РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 КЛАСС» НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД (II ЧЕТВЕРТЬ)»

Г. Н. ВЛАДИМИРСКАЯ

Москва

Ориентировочное планирование по учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова «Русский язык. 7 класс» на 2009/2010 учебный год

II четверть

Уроки 1—8. Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи. § 8, с. 113—136.

На первом уроке ученики рассматривают правильное употребление имен существительных — орфоэпические и грамматические нормы.

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на упр. 287—289, 294, 296, 299. В них собраны слова, в которых чаще всего нарушаются орфоэпические и грамматические нормы. Особого внимания требует работа с приложением (упр. 286, 301 и др.).

Словарь: подавляющее большинство, сосредоточить внимание, обеспечение жизнедеятельности, канцелярские товары.

На дом: § 8, с. 113-117; упр. 301.

Второй урок рекомендуем посвятить изучению лексических норм имен существительных.

В учебнике названы наиболее часто встречающиеся ошибки (см. с. 118). Упр. 302, 304—306 содержат примеры, в которых надо найти лексическую ошибку. Ошибки на выбор слова допущены в упр. 302: 1) мех вместо шерсть, 3) лиственница вместо листва, 4) совесть вместо тяжесть, 8) горбушка вместо горбинка; в упр. 304: гимнастика вместо гимнастические упражнения, дрессируют вместо тренируют или занимаются; в упр. 305: 1) выполнить вместо свершить, 4) забелело вместо показалось, 5) сидит вместо изображена сидящая, 6) заковала вместо приковала, 7) распространился вместо находился. Примеры на тавтологию встречаются в упр. 302 (библиотека книг) и в упр. 306. Лексическую несочетаемость можно найти в упр. 304 (подняла нос, закинула челку) и в упр. 305 (налился сил). Неоправданное использование однокоренных слов — в упр. 302 (4) служила служанкой) и в

упр. 304 (танцевала танцы). Неуместное употребление стилистически окрашенных слов нередко встречается в упр. 305 (жутко хотела, сильная тренировка, классно танцевала, клево каталась, реально обидели, поплелась домой) и в упр. 305 (9) напялил рубашку). Употребление слов-паразитов можно найти в упр. 302 (6) как бы).

Упр. 307, 308, где представлены сло-ва-паронимы, и упр. 309, где приведены слова, имеющие омонимы, также учат внимательно относиться к значению слов.

Словарь: жилищно-строительный кооператив, журналистское расследование, комфортабельная гостиница.

На дом: § 8, с. 118; упр. 303.

На третьем уроке рассматриваем правильное употребление имен прилагательных: орфоэпические, грамматические и лексические нормы. При работе с этим материалом необходимо использовать орфоэпический и толковый словарики «Приложения». Ошибки в вынесенных на плашку прилагательных дерматиновый, чрезвычайный, встречаются очень часто, поэтому рекомендуем выполнить упр. 311. Очень полезно упр. 313, так как при образовании форм сравнительной степени нередко встречаются ошибки.

Упр. 314 помогает лучше усвоить лексические нормы и избежать типичных лексических ошибок (см. с. 118). В упр. 314 неправильно образовано слово (1) писальный вместо письменный, 4) под-лизливая вместо подлиза); неправильно выбрано слово (5) единогласен вместо согласен, 6) приплюснутые вместо прищуренные). Встречается тавтология (2) сильный проливной дождь, сладкий сахар).

Выполняя упр. 315—317, ученики тренируются в различении паронимов.

Словарь: клеящий карандаш, занавешенное окно, экономическое сообщество, спасательная команда.

На дом: § 8, с. 122-124; упр. 318.

На четвертом уроке учащиеся работают над орфоэпическими и грамматическими нормами употребления числительных. Выполняют упр. 319—323.1, 324. Особое внимание следует уделить склонению числительных (упр. 319, 321.1, 322).

Словарь: замечательное настроение, неизгладимое впечатление, обращать внимание, приобрести популярность.

На дом: § 8, с. 125-126; упр. 323.2.

На пятом уроке учащиеся усваивают орфоэпические, грамматические и лексические нормы при употреблении местоимений. Обязательно надо обратить внимание на упр. 327, поскольку в косвенных падежах местоимений сколько, столько, несколько нередко нарушаются правила произношения и ударения.

Упр. 329 не вызовет затруднений у большинства учащихся. Лишние местоимения употреблены в предложениях 1), 11), 12). Лишняя буква н в начале местоимения — в предложении 8); отсутствует буква н в начале местоимения в предложениях 3), 9). Неправильная форма местоимения: 2) у ней вместо у нее 5) себе вместо себя 6) мене вместо мне 10) самою вместо саму; 13) ихние вместо их. Нет ошибок в предложениях 4), 7).

В упр. 330 двусмысленность возникает оттого, что местоимение может относиться к двум различным существительным данного предложения: 1) её — и к рыбе, и к корзине.

В упр. 331 замена местоимения мой на свой и наоборот допустима в предложениях 1), 3), 4), 7), 8); недопустима в предложениях 2), 5), 6), 9), 10).

Упр. 332 позволит повторить правописание отрицательных и неопределенных местоимений с не и ни.

На дом: § 8, с. 127-128; упр. 333.

На шестом уроке ученики знакомятся с орфоэпическими нормами употребления глаголов, причастий и деепричастий. Обязательно привлекаем к работе орфоэпический словарик из «Приложения».

Учащиеся выполняют упр. 334—341.

Словарь: окружаемый заботой, вдохновляемые успехом, поразительное искусство, колеблемые ветром, приоткрыть зеркальце, преодолевающий препятствие.

На дом: § 8, с. 129-130; упр. 342.

На седьмом уроке учащиеся знакомятся с грамматическими нормами употребления глаголов, причастий и деепричастий.

При выполнении упр. 344 необходимо сообщить учащимся, что в последнее время форма пылесошу, пропылесошу получила право на существование. Подобные примеры встречаются в заданиях ЕГЭ.

Выполнение упр. 345—349 не вызовет затруднений у большинства учеников.

Словарь: быстрорастворимый кофе, взаимовыгодное сотрудничество, общевойсковой устав, миллиарды водяных капель, калейдоскоп с причудливыми узорами, рекомендуемая литература.

На дом: § 8, с. 131-133; упр. 351.

На восьмом уроке ученики знакомятся с лексическими нормами употребления глаголов и деепричастий.

Рассматриваем значения паронимов представить — предоставить и надеть — одеть (упр. 352, 353). Далее говорим о стилистических синонимах (упр. 354) и о разнице в значении одно-коренных глаголов: чернеть — чернить и т.д. В упр. 356 речь идет о фразеологизмах, в состав которых входят бывшие деепричастия. Наиболее устойчивой, на наш взгляд, является ошибка в использовании паронимов надеть — одеть. Им следует уделить на уроке основное внимание.

Словарь: инфекционное заболевание, искусственный водоем, растительными красителями, оказаться в одиночестве, сокращение территории.

На дом: § 8, с. 134-136; упр. 353.3,4.

Уроки 9, 10. Тестовая контрольная работа и анализ ее результатов.

I вариант Орфоэпические нормы

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) баловать; 2) взяла; 3) включит; 4) врало. (4)

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) гнало; 2) кухонный; 3) послала; 4) свекла. (3)

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) жАлюзи; 2) красивЕе; 3) Эксперт; 4) ждалА. (4)

4. В каком слове произносится твердый согласный [д]?

1) академия; 2) дефект; 3) детектив; 4) дебаты. (3)

5. В каком слове произносится мягкий согласный [т’]?

1) ателье; 2) бутерброд; 3) деликатесы; 4) тема. (4)

6. В какой паре слов в существительном твердый согласный, а в прилагательном мягкий?

1) кофе — кофейный; 2) купе — купейный;

3) морфема — морфемный; 4) эксперт — экспертный. (2)

7. Какое из слов содержит ошибку?

1) прецедент; 2) бессребреник; 3) чрезвычайный; 4) переспективный. (4)

Грамматические нормы

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) слаще; 2) много носков; 3) нет чулок;

4) восьмидесятые. (4)

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) езжай; 2) их; 3) тысячью; 4) десять граммов. (1)

3. Укажите пример с ошибкой в синтаксической связи слов:

1) МВД сообщило; 2) ЖСК поставил всех в известность; 3) ТЮЗ сообщил; 4) КБ поставил в известность. (4)

4. Укажите пример с ошибкой в управлении:

1) заплатить штраф; 2) оплатить проезд; 3) заплатить за труд; 4) платить за штраф. (4)

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Окончив школу,

1) мне хочется поступить в институт.

2) мой любимый учитель посоветовал мне продолжить учебу.

3) я отправился служить в армию.

4) мне советовали начать трудовую деятельность. (3)

Лексические ошибки

1. В каком предложении вместо слова представить нужно употребить предоставить?

98

1) Ему представили молодого сотрудника.

2) Я люблю представлять лай собаки.

3) Этот город представляет собой маленький грязный городишко.

4) Мне представили отпуск летом. (4)

2. В каком предложении правильно употреблен глагол одеть?

1) Я одену новый костюм.

2) Деревья одели свой осенний наряд.

3) Я одела свою куклу в праздничное платье.

4) Одень пальто, сегодня холодно. (3)

3. В каком предложении значение слова не соответствует смыслу высказывания?

1) Директор школы посоветовал мне подать документы на конкурс.

2) Цель моего исследования — узнать, какие факторы влияют на выбор клички для собаки.

3) В начале XIX века в России по ланкастерской системе взаимного обучения работало несколько учебных заведений.

4) Он простой человек, выросший на деревенском привале. (4)

4. В каком предложении встречается тавтология?

1) Не так часто, но все-таки появляются новинки.

2) Отец никогда не искал дополнительного способа заработать.

3) Пушкин старался написать как можно больше стихотворений о любви.

4) Он рассказал свою автобиографию. (4)

II вариант Орфоэпические нормы

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) брала; 2) заняв; 3) завидую; 4) ждало. (4)

2. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) туфля; 2) статуя; 3) сливовый; 4) цемент. (4)

3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нЕ была; 2) гусенИчный; 3) красИвей-ший; 4) звОнит. (3)

4. В каком слове произносится твердый согласный [д]?

1) дебош; 2) девиз; 3) деградация; 4) дезинфекция. (3)

5. В каком слове произносится мягкий согласный [т’]?

1) тезис; 2) тембр; 3) темп; 4)

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

  • Он пристально слушал мой рассказ вид ошибки
  • Он принял решительное решение лексическая ошибка
  • Он принял решительное решение вид речевой ошибки
  • Он принял решение произвести ремонт автомобиля ошибка
  • Он приехал на стройку два года тому назад ошибка