Он сделал ошибку сгоряча три девицы под окном пряли поздно вечером мы остановились перед воротами


Предмет: Русский язык,


автор: dmitxf536

Сформулируйте и задайте вопрос к выделенным словам.

Он сделал ошибку (
?) сгоряча.
Три девицы под окном пряли (
?) поздно вечерком.
Мы остановились (
?) перед воротами.

Ответы

Автор ответа: anastasiasamedova83





10

Ответ:

Зачем И с какой целью он сделал ошибку?

когда ты девицы под окном пряли

где мы остановились?

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Другие предметы,
автор: maximickmaxim

Зачем люди порой натягивают на лицо воротник водолазки или худи ? ​

3 месяца назад

Предмет: Математика,
автор: illatolik2007

В помножити 864320:30

3 месяца назад

Предмет: Алгебра,
автор: Аноним

ДОПОМОЖІТЬ БУДЬ ЛАСКА РОЗВ’ЯЗАТИ ЗАДАЧУ ДАЮ 50 БАЛІВ З ПОЯСНЕННЯМ!!!!
Розв”язати задачу: В першому кошику в чотири рази більше груш, ніж у другому. Якщо з першого кошика перекласти в другий 18 груш, то в обох кошиках груш стане порівну. Скільки груш було в другому кошику?​

3 месяца назад

Предмет: Алгебра,
автор: Vorobieva200601

Однородный шар диаметром 5 см имеет массу 500г. Чему равна масса шара, изготовленного из того же материала, с диаметром 2 см. Ответ дать в граммах

6 лет назад

Предмет: Информатика,
автор: aromishka

Пожалуйста, напишите в Паскале.
Напишите программу, которая по заданному числу вычисляет его вторую цифру справа.
input.txt
123
-139
9
output.txt
2
3
0

6 лет назад

Определите предложение, в котором обстоятельство
выражено сравнительным оборотом.

Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)

Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт. (Н. А Некрасов)

Я стою у дороги, прислонившись к иве. (С. Есенин)

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)

Выберите правильный вариант постановки знака препинания.

Осветив черепицу на крыше
и согрев древесину сосны
поднимается выше и выше
запоздалое солнце весны.

Сформулируйте и задайте вопрос к выделенным словам.

Он сделал ошибку (


?) сгоряча.
Три девицы под окном пряли (


?) поздно вечерком.
Мы остановились (


?) перед воротами.

Выберите ответ, соответствующий понятию:

Член предложения, который обозначают место, время,
причину, образ действия, меру и степень, цель называется…

Дополнением

Обстоятельством

Определением

Подлежащим

Сказуемым

Укажите предложение с обстоятельством образа действия.

При сильной засухе урожай может погибнуть.

Он шёл прихрамывая.

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

Укажите предложение, в котором неверно выделено обстоятельство.

Художник нарисовал автопортрет спустя рукава.

После обеда Алексей сел за стол и написал письмо.

В городе мы посетили этнографический музей.

Установите соответствие между разрядом обстоятельства и вопросами,
относящимися к нему.

«Когда?», «Как долго?»,
«С каких пор?», «До каких пор?»

«Где?», «Куда?», «Откуда?»

Установите соответствия между обстоятельством и его разрядом.

Обстоятельство образа
действия

Она работает не покладая рук.

Мужчина с любопытством оглядывал
своё новое владение.

От радости в зобу дыханье спёрло

Девушка сделала ошибку сгоряча.

Здесь будет город заложён
назло надменному соседу.

На этой станции остановился
я для перемены лошадей.

КГУ «Карабуйратская средняя школа-сад»

Открытый урок

по русскому языку

Тема:

«Обстоятельство.

Виды обстоятельств»

                                                 Провела:

                                    учитель
русского языка

                                                               и
литературы

                                 С.А.Серикбаева

2014-2015 учебный год

Тема
урока:       
Обстоятельство. Виды обстоятельств

Цель: Создать
условия для изучения новой темы, стимулировать развитие познавательного
интереса.

Образовательная: формирование
умений по различению видов обстоятельств по значению; навык определения
способов их выражения;

Развивающая: обобщение
сведений об обстоятельствах; осуществляют сотрудничество в ходе парной и
групповой формы работы на уроке; развивают творческое мышление.

Воспитательная: умение
использования обстоятельств для придания речи точности, ясности,
выразительности; самоанализа и взаимопомощи; проявляют интерес к учебному
материалу.

Тип урока:
комбинированный .

Методы и
приёмы
:  
Таксономия Блума

                                   1.
словесные  2. наглядные   3.практические

Оборудование:  компьютер-
презентация, карточки, тесты, дидактические игры. 

                                                  
Ход урока

І.
Организационный момент:

—  Приветствие;

—  Учёт
посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).

—  Психологический
тренинг « Добрый день». Учащиеся  говорят друг- другу  добрые слова
пожелания

 — Деление класса
на пары .

ІІ. Знание.

а ) «Взаимная
проверка»  Проверка домашнего задания оценивание по критериям.

Обмениваются
тетрадями и осуществляют взаимопроверку, ставят оценку и рассказывают о
допущенных ошибках

б) Повторение
изученной темы . Мозговой штурм.  Тест.

                           
Тест

     1.  
Укажите предложение, в котором   дополнение выражено  существительным.

А.  Спорить с ними
я не мог.

Б.  Земля от зноя
покрылась  трещинами.

В.  Я велел ему
ехать.

     2. 
Укажите предложение, в котором  дополнение выражено словосочетанием

А.  Летом я
прочитал много книг.

 Б.  Семья
приготовилась к отъезду.

 В.  Брат не
написал мне письма.

    3.  
Укажите предложение  с прямым дополнением

А.  Я взял ручку и
начал  писать  сочинение.

Б.  Полученному
письму рады.

В.  За поворотом  мы
остановились

   4.  
Укажите предложение   с несогласованным определением

А.  Кудрявый и
краснощекий мальчик  сидел в санях.

Б.  Изба лесника
состояла из одной  комнаты.

В.  Мы
остановились в маленькой  деревне

   5.  
Укажите предложение  с согласованным определением

А.  В нем рано
проснулась страсть   к рисованию.

Б.  В коробке
из-под ваксы лежало  много пуговиц.

В.  Он жил близ
деревянной церкви.

   6. 
Укажите предложение   с подлежащим- существительным

А.  Он пошел
прямым путем.

Б.  К утру мы были
дома.

В.  Весь день в
Петербурге шел дождь.

   7.   Укажите
предложение  с дополнением –существительным  в  тв.п.

А.  Величаво стоят
сосны.

Б.  Он был доволен
призом.

В.  В течение утра
было пасмурно

   8.  
Укажите предложение   с подлежащим — местоимением

А.  Пловец с
усталости в сон крепкий  погрузился.

Б.  Он шел по
кругу.

В.  Ему нет равной
реки в мире.

 
9.  Определите предложение без второстепенных  членов

А. 
Поезд тронулся

Б. 
Он медленно набирал скорость.

В. 
Поезд застучал по рельсам.

  10.
Укажите предложение    с несогласованным
определением                                                                             
А.  Белые чайки с криком носились над рекой.                                                                                                        Б. 
На вечере звучал старинный вальс.                                                                                                              В. 
Это был юноша лет шестнадцати.                                                                                                               
Г.  Над Невой взошла желтая луна

11.  Определите предложение без
дополнения                                                                                               
А.
С ветром  дружат
облака.                                                                                                                                                         
Б.  Книги могут говорить.                                                                                                                                        В. 
Дружит дерево с
землёю.                                                                                                        
                                                       

12.  Найдите предложение без
определения                                                                                                 
А.  Худое слово доведет до зла.                                                                                                                                     Б. 
В Неве водилось много
корюшки.                                                                                                                       
                   В.  В зимний холод всякий
молод                                                                                                                          
Г.  Пушистый снег падал медленно и бесшумно

13.  Определите предложение без
подлежащего                                                                                         
А. 
Зима была тёплой                                              .                                                                                           Б. 
И скучно, и грустно.                                                                                                                                     В. 
Не очень-то я его
боюсь.                                                                                                                               
Г.  Чуден Днепр при тихой погоде.

14.  Укажите предложение   с прямым
дополнением                                                                                
А. 
Брат прислал письмо.                                                                                                                                           Б. 
Письму были рады.                                                                                                                                              В. 
В письме брат рассказал о работе.                                                                                                              Г. 
Письмо шло неделю.

15.  Укажите предложение, в котором
дополнение выражено числительным
                                      
А.  Второй раз приехали мы в этот прекрасный
город.                                                                                   Б. 
Трое вышли из леса.                                                                                                                                     В. 
К двум прибавить пять.                                                                                                                                       Г. 
На столе лежали два акварельных  рисунка.

16.  Укажите предложение  с прямым
дополнением                                                                                      
            
А.  Отец налил
чаю.                                                                                                                                                    
Б.  Поговорим о бурных днях Кавказа…                                                                                                                     В. 
Я к вам
пишу…                                                                                                                                              
Г.  Расскажи мне о себе

                   Проверь себя:

1. 
Б                                                        9.    А                                         
« 5 »             14-16

 2. А                                                       10.  
В                                          « 4 »             10- 13

 3. 
А                                                       11.   Б                                         
« 3 »             6  — 9                                                    4.
Б                                                         12.   Б                                         
« 2 »             1 —  5

5.   В                                                     13.  
Б

6.   В                                                     14.  
А

7.  Б                                                      15.  
В

8.   Б                                                     16.  
А

ІІІ. Понимание
.

Объяснение
новой темы

Сегодня
очень важный урок. Соберитесь, работаем быстро, четко, слаженно.

Скажите,
какую часть речи я сейчас употребила, чтобы сказать – как будем работать?    (Наречия).
Знания о наречиях сегодня пригодятся нам на уроке.

А теперь попробуем
вместе составить «Корзину идей» по обстоятельству. Слайд

обстоятельство 

                      
Место                Время                  Цель                     Условие

               
Причины                                                                                      Образа
действия

                            
 Где?   Куда?  Откуда?  Почему?   Зачем?   Когда?   При
каком условии?

Учащиеся
предлагают свои идеи, составляют правило по теме «Обстоятельство». Все идеи
принимаются учителем, даже самые нелепые, повторяющиеся. Здесь важно, чтобы каждый
ученик высказался, был соучастником учебного процесса.

Формативное
оценивание
(Устно
ученики оценивают друг- друга)

Работа по
таблице
.Ребята,
откройте учебники на стр 63 и прочитайте правила. Слайд  Подумайте, какие ваши
мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание.

ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

Где? Куда? Откуда?

С
горы
бежит поток проворный.

Времени

Когда? Как долго?

С
каких пор? До каких пор?

Однажды
в
студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Причины

Почему? Отчего?

 По
какой причине?

Сенокос
запоздал из-за дождей.

Образа действия

Как? Каким образом?

Они
работали увлеченно.

Степени

В какой степени?

Мне
немного грустно.

Сравнения

Как?

За
печкой тикал, как ходики, сверчок.

Цели

Зачем? Для чего?

С
какой целью?

Пчела
за данью полевой летит из кельи восковой.

Условия

При каком условии?

При
желании
можно добиться многого.

Уступки

Несмотря на что?

В
домах, несмотря на ранний час, горели лампы.

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Виды обстоятельств

Способ выражения

Примеры

Места

Наречие,
существительное в косвенных падежах

Мы
остановились (где?) перед воротами.

(Где?) В
лесу
раздавался топор дровосека.

Времени

Наречие,
существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот

Три
девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком.

(Когда?)
К вечеру луг опять зазеленел.

Причины

Наречие,
существительное в косвенных падежах, деепричастный оборот

Он
сделал ошибку (почему?) сгоряча. (Отчего?) От радости девочка
запрыгала на месте.

Образа действия

Наречие,
существительное в косвенных падежах, деепричастие,

деепричастный оборот,
фразеологизм

Люди
работали (как?) спокойно, споро, молчаливо.

Давыдов
(как?) с любопытством оглядывал дом.

Она
работает не покладая рук.

Цели

Наречие,
существительное в косвенных падежах, неопределенная форма глагола

Здесь
будет город заложен (зачем?) назло надменному соседу.

На этой
станции остановился я (с какой целью?) для перемены лошадей.

Условия

Существительное в
косвенных падежах, деепричастный оборот

(При
каком условии?) При сильной засухе урожай может погибнуть.

Уступки

Существительное с предлогом,
деепричастный оборот

(Вопреки
чему?) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

Ученики
сформулируют правило об обстоятельствах и о  выделении запятыми на письме.

ІV. Применение
.
Закрепление первоначальных знаний

Тренировочные
упражнение . Два  ученика  работают у доски.

Заменить
фразеологизмы наречиями

Он живет у
черта на куличках
— далеко

Наши дома стоят бок 
о бок
– рядом

Саша проснулся ни
свет ни заря
– рано

Петя бежал сломя
голову
— быстро

Он работает засучив
рукава  — 
хорошо

V. Анализ.
Работа по учебнику.
 

— Упр. 133, стр.64

Списать,
раскрывая  скобки, вставляя  пропущенные буквы  и расставляя  недостающие знаки
препинания. Выделить обстоятельства, определить их вид.

— Упр. 134, стр.64

Списать, вставляя
пропущенные предлоги.Выделить графически обстоятельства и определить их вид. (Ученики
выполняют задание  в тетрадях и пары проверяют друг-друга. (методом «автобусная
остановка») и ставят оценку. Оценка комментируется.)

VІ. . Синтез
.

Творческая работа. Закрепление и подведение итогов.

 Работа по стратегии «авторский
стул»

Упражнение
«Сказка»

Вставьте
слова, отвечающие на вопросы определения и обстоятельства.

На 
необыкновенной   ______________  жили _______________  человечки, у них были
____________  глаза, ____________  волосы, ____________ уши. Зато очень
_______________  характер. Домики у человечков были ___________________  с
_________________  крышами.  Возле каждого ___________сидела _____________ 
собачка. Собачки на этой _____________________ планете были вместо кур, потому
что домики охраняли ____________  дракончики  и  ___________  страусы. Они
сидели на __________  верёвочках и рычали____________. На ____________ 
деревьях пели ___________ песни ________________ мухи. В __________ лесах  
водились __________ слонята, ________________ цыплята, ______ ёжики и ___________
ящерицы. А на __________ черепахах ____________  человечки ездили____________ в
гости.

VІІ. Рефлексия. Заполнение
таблицы.

Я знаю

Узнал

 Хочу
знать

VІІІ. Оценка. Подведение
итогов . Обобщение по теме

Выставление о комментирование
оценок активным ученикам за урок

Учащиеся
высказывают свое мнение к теме урока

ІХ
.Домашнее задание
Выучить таблицу на стр.63, выполнить упр 136,140
письменно.Упр 135 устно.

Обстоятельство

Вариант 1

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

А1 Что такое обстоятельство?

1) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия.

2) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак признака.

А2 На какие виды по значению делятся обстоятельства?

1) Места, времени, условия.

2) Образа действия или степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки.

3) Образа действия или степени, места, времени, условия, причины.

А3 В каком предложении есть обстоятельство?

1) Деревья голы, но уже живут, дышат.

2) От добра добра не ищут.

3) При сильной засухе урожай может погибнуть.

4) Ложь ходит на гнилых ногах.

А4 В каком предложении есть обстоятельство цели?

1) Через несколько дней я снова уехал в Петербург.

2) В течение восьми лет Алексей ни разу не видел свою мать.

3) Собака кусает не для сытости, а для лихости.

4) Крайне царь был изумлён.

А5 В каком предложении есть обстоятельство причины?

1) Он приспосабливается из трусости, малодушия, честолюбивых стремлений.

2) Чертя за кругом плавный круг, над сонным лугом коршун кружит.

3) С шумом встретил их народ.

4) По-видимому, здесь когда-то был мост.

А6 В каком предложении есть обстоятельство уступки?

1) Люди очень тревожились из-за долгого отсутствия дождя.

2) Он сделал ошибку сгоряча.

3) Имея плащ, я мог бы ловить рыбу под дождём.

4) Несмотря на предсказания моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

А7 В каком предложении есть обстоятельство образа действия?

1) По возвращении Пушкину пришлось выслушать немало неприятных слов от Бенкендорфа.

2) Люди работали спокойно, споро, молчаливо.

3) Мы остановились перед воротами.

4) К вечеру луг опять позеленел.

Часть В

Утомившись в дороге, я крепко заснул.

В1 Из приведённого предложения выпишите обстоятельство.

_______________________________________________________________________________

В2 Определите его вид.

_______________________________________________________________________________

Часть С[1]

С1 Придумайте и запишите предложение с обстоятельством времени.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Вариант 2

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

А1 Что такое обстоятельство?

1) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета.

2) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак признака.

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

А2 На какие виды по значению делятся обстоятельства?

1) Места, времени, условия, причины.

2) Образа действия или степени, места, времени, условия.

3) Образа действия или степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки.

А3 В каком предложении есть обстоятельство?

1) Дождь начался, когда рассвело.

2) Проходя над косогором, тучи отяжелели и обессилели.

3) Потеря матери осиротила тигрят.

4) Волны стали ниже и ровнее.

А4 В каком предложении есть обстоятельство степени?

1) Внизу, у подножья хребта, растёт смешанный лес.

2) Ленивые крупные хлопья снега бесшумно скользили мимо окна.

3) До вечера оставалось не более получаса, а заря едва-едва зажигалась.

4) При желании можно всего добиться.

А5 В каком предложении есть обстоятельство времени?

1) Голубым хрусталём загорается на заре Венера.

2) В Петербурге вопреки его собственным ожиданиям ему повезло.

3) Жадно пили они обильную росу с пушистого мохового ковра.

4) По всей станице лаяли собаки.

А6 В каком предложении есть обстоятельство цели?

1) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

2) В лесу раздавалось пение птиц.

3) Жаворонки, трепеща, поднимались ввысь.

4) Летом мы будем всей семьёй путешествовать по Уралу.

А7 В каком предложении есть обстоятельство места?

1) Здесь будет город заложен назло надменному соседу.

2) Взрыхлённая земля набухла и почернела.

3) От радости девочка запрыгала.

4) Выскочил большой волк.

Часть В

Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах.

В1 Из приведённого предложения выпишите обстоятельство.

________________________________________________________________________________

В2 Определите его вид.

________________________________________________________________________________

Часть С[2]

С1 Придумайте и запишите предложение с обстоятельством образа действия.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Вариант 3

1. Отметьте знаком «+» ошибку в характеристике обстоятельства.

1. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

2. Обстоятельство может быть выражено только наречием или существительным с предлогом.

3. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения.

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

С обстоятельством

места

причины

образа действия

1. И, цепляясь за порог, заходил в любую хату.

2. В лесу раздавался топор дровосека.

3. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

4. Вмиг тогда мой петушок приподнимет гребешок.

5. Утомившись в дороге, я крепко уснул.

6. От ярости она затопала ногами.

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+»

I — обстоятельство выражено наречием

II — обстоятельство выражено существительным с предлогом

I

II

1. Я все шел и уже собирался было прилечь где-нибудь.

2. Для укрепления здоровья надо заниматься физкультурой.

3. Человек грёб быстро и вместе с тем осторожно.

4. Потом отец научил меня ловить рыбу.

5. Сенокос запоздал из-за дождей.

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

Есть

обст.

Нет

обст.

1. Петербург — выдающийся культурный центр страны.

2. Эрнест Сетон-Томпсон родился в 1860 году в Англии.

3. В доме учёных был вечер отдыха.

4. Афанасий Никитин был не единственным путешественником древней Руси.

5. На тёмном небе начинали мелькать звёзды.

5. Отметьте знаком «+» предложение, в котором инфинитив является обстоятельством.

1. Встречать отца из дальнего плавания — большая радость для нашей семьи.

2. Завтра мы будем встречать участников экспедиции.

3. Интереснейшее занятие перечитывать классическую литературу.

4. Мы вышли из душной комнаты освежиться.

Вариант 4

1. Отметьте знаком «+» ошибку в характеристике обстоятельства.

1. Обстоятельство выражается наречием, существительным в косвенных падежах, деепричастием, деепричастным оборотом, инфинитивом.

2. Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

3. Обстоятельство поясняет только сказуемое.

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+»

С обстоятельством

цели

условия

места

1. За дюнами открывалась небольшая мелковатая бухта.

2. Анна Васильевна робко шагнула вперёд.

3. В Тайсанауре остановился я для перемены лошадей.

4. Это врёшь ты мне назло.

5. Отсюда, сверху, открывался великолепный вид во все стороны.

6. Все трудности можно преодолеть при настойчивости.

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

I — обстоятельство выражено инфинитивом

II — обстоятельство выражено деепричастием

I

II

1. Рыбаки остановились на берегу удить рыбу.

2. Один раз кто-то, пригнувшись, перебежал дорогу.

3. Море, пенясь, шумело всю ночь.

4. Я вышёл из дому опустить письмо в почтовый ящик.

5. В театр я пришёл послушать знаменитого певца.

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

Есть

обст.

Нет

обст.

1. Капает, течёт с крыш, шумит вода по желобам.

2. Всякому овощу своё время.

3. Тимур, мечтавший стать врачом, изучал растения и собирал гербарий.

4. Шло быстрое освобождение нашей земли от разбойничьих полчищ.

5. Летучая мышь с лёгким шорохом пронеслась над головой, чуть не задев платка.

5. Отметьте знаком «+» предложения, в которых обстоятельство выражено сравнительным оборотом.

1. Как пахарь, битва отдыхает.

2. Подальше, за пляжем, на морском берегу виднелось несколько человек.

3. Словно разъярённый зверь, река металась в своих берегах.

4. Кто крепок плечом, тому ноша нипочём.

Обобщающий тест по изученным темам

Вариант 1

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

А1 Какое из данных сочетаний слов является подчинительным словосочетанием?

1) вечер чудесный;

2) берёзы и осины;

3) капля дрожит;

4) неподвижные тучи.

А2 В каком случае правильно определён тип связи в словосочетании?

1) ласковое море (управление);

2) предложили выйти (примыкание);

3) признак предмета (примыкание);

4) языки пламени (согласование).

А3 В каком случае неправильно определено главное слово в словосочетании?

                     х

1) совсем новые;

                       х

2) ранним утром;

         х

3) толкаю сильнее;

            х

4) гордится успехами.

А4 Какое из данных предложений простое?

1) Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек.

2) Читайте не торопясь, чтобы не терпеть ни одной капли драгоценного содержания книг.

3) Читайте, но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения, от работы.

4) Книги встречают нас в самом раннем детстве, они сопровождают нас всю жизнь.

А5 В каком случае неправильно дана характеристика предложения?

1) День был прекрасный, светлый и нежаркий. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, осложнено однородными членами.)

2) После душной ночи потянул на рассвете восточный, свежий ветерок. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, осложнено однородными членами.)

3) В этой песне нет ничего от старого, рабьего мира. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, односоставное, осложнено однородными членами.)

4) Разведчики не явились? (Вопросительное, невосклицательное, простое, нераспространённое, двусоставное.)

А6 В каком случае правильно найдено подлежащее в предложении?

1) На одной неделе семь пятниц не живёт.

2) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы с домашней утварью.

3) Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

4) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости.

А7 В каком случае неправильно определено, чем выражено подлежащее?

1) Семеро не один, в обиду не дадим. (Числительным.)

2) Собравшиеся обсуждали повестку дня. (Прилагательным в значении существительного.)

3) Каждый отправился в комнату, ему назначенную. (Местоимением.)

4) В поле вышли от мала до велика. (Фразеологизмом.)

А8 В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Солнце взошло, багровое и холодное.

2) Тут силой всей народ тушить пожар принялся.

3) Весна была весною даже и в городе.

4) Слово — это тоже дело.

А9 В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) На тёмном небе начинали мигать звёзды.

2) Он старался казаться молодым.

3) Научи ты меня, как мне жить теперь.

4) Вишнёвый сад теперь мой.

А10 В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Я был третьим по списку.

2) Вечером небо было синего цвета.

3) От воды потянуло сыростью.

4) Он постарался побыстрее миновать брод.

А11 В каком случае неправильно найдена грамматическая основа предложения?

1) Плохой товарищ не подмога.

2) Солнце день ото дня становилось горячей.

3) Хотелось бы надеяться на удачу.

4) Люблю бродить в лугу росистой весной.

А12 В каком предложении есть прямое дополнение?

1) Павлуша, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипевшую воду.

2) Ещё в школе я выбрал себе профессию.

3) Летом день длиннее ночи.

4) Скорбные, жгучие слёзы тихо скатились с его славных глаз.

А13 В каком предложении есть косвенное дополнение?

1) После первого поворота над нами нависла таинственная тишина.

2) Утреннюю сонливую тишину нарушало лишь стрекотание птиц.

3) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

4) Однажды весной я сидел в парке и читал «Остров сокровищ» Стивенсона.

А14 В каком предложении одно слово (сочетание слов) может быть воспринято как дополнение и обстоятельство?

1) Раскалённые лучи заливают круглую клумбу с цветами, тёмную зелень сирени, садовые аллеи.

2) Густой тёплый воздух гудел от весенней мошки.

3) Откуда-то снаружи доносился беспокойно нарастающий шум громадной толпы.

4) Дрожащий воздух был наполнен гулом авиации.

А15 Найдите предложение с согласованным определением.

1) Меня всегда привлекал отдых на природе.

2) Они вошли во дворик перед бараком.

3) Побледневшее небо стало опять синеть.

4) В углу стоял шкаф из красного дерева.

А16 Найдите предложение с несогласованным определением.

1) Величавые горы рассыпались в прах.

2) Смотри, как золотом облит наш парк печальный.

3) Любимой забавой детей была игра в прятки.

4) Человек высокого роста, с усами вышёл из чащи.

А17 Найдите предложение с несогласованным приложением.

1) В сени вошёл царь-отец.

2) Она играла Лизу в пьесе «Дворянское гнездо».

3) Десяток больших рек и сотни малых речек несут воды в матушку Обь.

4) Мохнатая ёлка-шатёр поманила спрятаться от дождя.

А18 Найдите предложение с приложением, которое необходимо заключить в кавычки.

1.) Над рекой Москвою поднимались здания.

2) Вот я снова в городе Кургане.

3) Я решил опубликовать этот роман в журнале Москва.

4) Воронов стал хорошим инженером-строителем.

А19 Найдите предложение, в котором инфинитив является обстоятельством.

1) Доктор посоветовал отцу поехать в санаторий лечиться.

2) Я хотел выполнить наказ моего учителя самым лучшим образом.

3) Из вежливости мы не решаемся отказаться твёрдо.

4) Он хочет что-то сказать, но не может.

А20 Найдите предложение, в котором инфинитив входит в состав сказуемого.

1) Врач предложил нам прийти на приём через два дня.

2) В грибную пору мы почти перестали спать.

3) Даже голова кружится от одной мысли отправиться в поход на Север.

4) Коллекционировать значки — большое удовольствие.

А21 Найдите предложение с ошибкой в постановке тире.

1) Хорошее дело — уметь удивляться.

2) Люди — как реки.

3) Пушкин — самое грандиозное явление, связанное с историей Лицея.

4) Работы бояться — счастья не видать.

Часть В

На фоне тёмных елей переплетается тонкое кружево осиновых ветвей.

В1 Дайте характеристику данного предложения.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

В2 Выпишите из данного предложения все словосочетания, определите тип связи.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

В3 Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

_______________________________________________________________________________

В4 Выпишите из данного предложения второстепенные члены, определите их вид.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Часть С[3]

С1 Придумайте и запишите простое предложение, имеющее такую характеристику: вопросительное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Вариант 2

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

А1 Какое из данных сочетаний слов является подчинительным словосочетанием?

1) звенят бубенцы;

2) клочья тумана;

3) не случайно, а закономерно;

4) в течение отпуска.

А2 В каком случае правильно определён тип связи в словосочетании?

1) обвинение в лицемерии (примыкание);

2) чересчур громко (согласование);

3) отчаянно бороться (примыкание);

4) под раскрывшимся парашютом (управление).

А3 В каком случае неправильно определено главное слово в словосочетании?

                         х

1) говорить улыбаясь;

            х

2) заливается лаем;

            х

3) участвовать в соревнованиях;

                            х

4) нехоженые тропы.

А4 Какое из данных предложений простое?

1) Леса шумят великим океанским гулом, и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

2) С каждым днём этот край делается всё богаче, разнообразнее, милее сердцу.

3) К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья, аллея стриженых ёлок вела к подъезду.

4) Было жарко, пахло сеном.

А5 В каком случае неправильно дана характеристика предложения?

1) Шатры чёрных ив нависают над головой. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное.)

2) Как весело сверкает всё кругом! (Повествовательное, восклицательное, простое, распространённое, односоставное.)

3) Утро малоросистое. (Повествовательное, невосклицательное, простое, нераспространённое, двусоставное.)

4) Ветер внезапно налетел и промчался. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, двусоставное, осложнено однородными членами.)

А6 В каком случае неправильно найдено подлежащее в предложении?

1) Все сорок человек немедленно сгрудились возле него.

2) Охранять природу — значит охранять родину.

3) Трое незаметно проскользнули во двор.

4) Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.

А7 В каком случае неправильно определено, чем выражено подлежащее?

1) Никто не спал в эту ночь. (Местоимением.)

2) Девять делится на три. (Числительным.)

3) Заставить засмеяться аудиторию — наполовину убедить её в своей правоте. (Инфинитивом.)

4) Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь. (Существительным.)

А8 В каком предложении есть простое глагольное сказуемое?

1) Ночь была лунная и холодная.

2) Художественная литература — это искусство слова.

3) Из песни слова не выкинешь.

4) Олег начинал сильно беспокоиться.

А9 В каком предложении есть составное именное сказуемое?

1) для чтения надо выбирать книги, облагораживающие душу, тревожащие сердце, формирующие вкус.

2) Я уеду из этой деревни.

3) Я с удовольствием прочитал бы эту книгу.

4) Смех — силе брат.

А10 В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

1) Вернейший признак силы — знание своих недостатков.

2) На этом месте он будет строить дом.

3) Из-под гусениц потоками взлетала и падала на стекла ржавая жижа.

4) День выдался жаркий.

А11 В каком случае неправильно найдена грамматическая основа предложения?

1) День вечеру не указчик.

2) Будет грязь на дворе глубокая.

3) И пусть травой покроется дорога.

4) Слово — это великий зодчий всей культуры, всей цивилизации.

А12 В каком предложении есть прямое дополнение?

1) Кузьма затеял точить косу.

2) Я хочу рассказать о своём проекте.

3) Завтра не будет похоже на сегодня.

4) Поля тянулись до самого небосклона.

А13 В каком предложении есть косвенное дополнение?

1) Охотник разжёг огонь.

2) Утро не принесло ясности.

3) Потерянного времени не воротишь.

4) И медведя плясать учат.

А14 В каком предложении одно слово (сочетание слов) может быть воспринято как дополнение и обстоятельство?

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну.

2) Про меня забыли.

3) Лоси гложут кору

4) Мне хотелось бы вот на что обратить ваше внимание.

А15 Найдите предложение с согласованным определением.

1) День торжества наступил.

2) Чтение вслух помогает мне совершенствовать произношение.

3) В углу стоял стол из красного дерева.

4) Одна из девушек, постарше, на меня едва обратила внимание.

А16 Найдите предложение с несогласованным определением.

1) В настоящую лесную глушь забираются только белка да пёстрый дятел.

2) Какая-то пичуга запела протяжную вечернюю песню.

3) Лестница на чердак была очень крутая.

4) Сухая, позабывшая про дожди земля обдавала зноем.

А17 Найдите предложение с несогласованным приложением.

1) В школу пришёл молодой учитель-словесник.

2) Я выписываю газету «Комсомольская правда».

3) Старик пастух медленно шёл за стадом.

4) Попугаи-неразлучники легко переносят неволю.

А18 Найдите предложение с приложением, которое необходимо заключить в кавычки.

1) Город Нижний Новгород стоит на слиянии двух рек — Оки и Волги.

2) Спартак вышёл в полуфинал чемпионата России.

3) Дерево пихта принадлежит к семейству сосновых.

4) А Иж-река бежала себе и бежала.

А19 Найдите предложение, в котором инфинитив является обстоятельством.

1) Во время пребывания в горах нам пришлось порядком поволноваться из-за урагана.

2) Всей душой она желала помочь вам.

3) Когда вы начнёте учить уроки?

4) Я наклонился над цветком полюбоваться его нежными очертаниями.

А20 Найдите предложение, в котором инфинитив входит в состав сказуемого.

1) В наших местах стали появляться бобры.

2) Ребята побежали на речку купаться.

3) Врач немедленно выехал осмотреть пострадавшего.

4) Мы поехали за город подышать свежим воздухом.

А21 Найдите предложение с ошибкой в постановке тире.

1) Июль — макушка лета.

2) Небольшой снегопад — не помеха для охотников.

3) Жить — народу служить.

4) Читать — это не только узнавать факты.

Часть В

Над скошенной травой изредка перелетают белые бабочки.

В1 Дайте характеристику данного предложения.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

В2 Выпишите из данного предложения все словосочетания, определите тип связи.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

В3 Выпишите из данного предложения грамматическую основу.

_______________________________________________________________________________

В4 Выпишите из данного предложения второстепенные члены, определите их вид.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Часть С[4]

С1 Придумайте и запишите простое предложение, имеющее такую характеристику: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, полное, распространённое.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Двусоставные и односоставные

предложения

Вариант 1

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

А1 По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

1) По наличию или отсутствию второстепенных членов.

2) По наличию главных членов.

3) По количеству грамматических основ.

А2 На какие виды делятся односоставные предложения?

1) Назывные, определённо-личные.

2) Назывные, определённо-личные, неопределённо личные.

3) Назывные, определённо-личные, неопределённо личные, безличные, обобщённо-личные.

А3 Какое предложение является односоставным?

1) Вечернее небо гляделось в зеркальный затон.

2) От лип душистым мёдом тянет.

3) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

4) Здесь розы больше кулака.

А4 Какое предложение является назывным?

1) На улице пустынно.

2) Вчерашний день не воротишь.

3) Загрустив, всплакнула осень маленьким дождём.

4) Чудная ночь!

А5 Какое предложение является безличным?

1) Не жалею, не зову, не плачу.

2) Не презирай совета ничьего.

3) Вороне соколом не бывать.

4) Из воды пустой масла не извлечёшь.

А6 Какое предложение является определённо-личным?

1) Начнут советовать и вкривь и вкось.

2) Под музыку осеннего дождя иду во тьме.

3) Его здесь не забудут.

4) На миру и работа спорится.

А7 Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Вспоминали события прошлого, думали о будущем.

2) В лесу стало тихо.

3) Колокольчика не было слышно.

4) Не относись к природе свысока.

Часть В

Взойдите на эту гору, и вы увидите весь город.

В1 Из приведённого предложения выпишите грамматическую основу (грамматические основы).

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

В2 Составьте схему данного предложения.

_______________________________________________________________________________

Часть С[5]

С1 Придумайте и запишите сложное предложение, имеющее в своём составе двусоставное и односоставное простые предложения.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Вариант 2

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

А1 По какому признаку предложения делятся на двусоставные и односоставные?

1) По наличию или отсутствию второстепенных членов.

2) По наличию или отсутствию членов предложения.

3) По наличию главных членов.

А2 На какие виды делятся односоставные предложения?

1) Назывные, неопределённо-личные.

2) Назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3) Назывные, безличные, неопределённо-личные.

А3 Какое предложение является односоставным?

1) Жди ясного на завтра дня.

2) Чёрные сосны на белый песок кинули странные тени.

3) На заре ты её не буди.

4) Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

А4 Какое предложение является безличным?

1) При работе следите за осанкой.

2) Дадим друг другу руки и молча двинемся вперёд.

3) Кругом ни души.

4) Звёздное небо.

А5 Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Мне не спалось.

2) Выхожу на крыльцо.

3) Далеко-далеко погромыхивает.

4) О произошедшем будут долго вспоминать.

А6 Какое предложение является назывным?

1) Недавно дом отремонтировали.

2) Былой славой боя не выиграешь.

3) Ясное и морозное утро.

4) Небо в тучах.

А7 Какое предложение является определённо-личным?

1) Уходить из парка не хотелось.

2) Теперь в лесах везде косят.

3) Люблю сырые запахи ненастья и влажный шум взволнованных лесов.

4) Солнечный день.

Часть В

Дорога была в снегу, и нам посоветовали переночевать в деревне.

В1 Из приведённого предложения выпишите грамматическую основу (грамматические основы).

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

В2 Составьте схему данного предложения.

_______________________________________________________________________________

Часть С[6]

С1 Придумайте и запишите сложное предложение, имеющее в своём составе двусоставное и односоставное простые предложения.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Вариант 3

1. Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях.

1. По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

2. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из одного или двух главных членов.

3. У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего или сказуемого.

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

Определенно-личное

Неопределенно-личное

Безличное

1. К шести часам совсем рассвело.

2. Вдруг отворяют ворота.

3. Разложили костёр и повесили над ним котелок.

4. Под этаким небом невольно художником станешь.

5. Спи, дитя моё, усни.

6. До наступления белых ночей было ещё далеко.

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

Односост.

Двусост.

1. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

2. Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь.

3. Чист и прозрачен воздух.

4. Моросил дождь, слегка шумя по деревьям.

5. А вот поляна.

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+»

Назывное

Двусоставное

1. Воздух горячий.

2. Безлюдны поля.

3. Голый, сумрачный лес.

4. Тёмное небо.

5. Утро ясное и морозное.

5. Отметьте знаком «+» сложные предложения, в составе которых есть простое односоставное.

1. Ветер разогнал облака, и к утру лужи затянуло тонким ледком.

2. Прошли сутки, и над болотом слабо засветился тусклый день.

3. В лесу стемнело, и некстати подул с востока пронизывающий ветер.

4. Тайны искусства есть, и постижение этих тайн — важная задача поэта.

Вариант 4

1. Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях.

1. У односоставных простых предложений грамматическая основа состоит из одного или двух главных членов.

2. Грамматическая основа двусоставных простых предложений состоит из двух главных членов.

3. По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

Неопределенно-личное

Безличное

Определенно-личное

1. Пахло мёдом, липовым цветом, вереском и чем-то ещё.

2. Потушу перед зеркалом свечи.

3. К готовому костру легко и щепы класть.

4. Его именем назвали город.

5. Подумаем хорошенько над этими словами.

6. В читальном зале просят соблюдать тишину.

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

Односост.

Двусост.

1. Дождливое лето хуже осени.

2. Не гордись званием, а гордись знанием.

3. Отольются волку овечьи слёзки.

4. Друзей познают в несчастье.

5. На миру и работа спорится.

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+».

Назывное

Двусоставное

1. Летний сад.

2. Небо облачное.

3. Чудная картина.

4. Лицо длинное.

5. Зима.

5. Отметьте знаком «+» сложные предложения, в составе которых есть простое односоставное.

1. Кончился дождь, и сразу потеплело.

2. Ветер гнал мелкие острые волны, с неба лился пронзительный золотой свет, и на воде играли солнечные котята.

3. Колеблющаяся мгла поглотила лес совсем, и различать горизонт стало невозможно.

4. Ветер понемногу усиливается, и рано или поздно позёмка разгуляется снова.

Мы остановились ПЕРЕД ВОРОТАМИ(обстоятельство места).
В ЛЕСУ (обстоятельство места) раздавался топор ДВОРОСЕКА (несогласованное определение).
ТРИ ДЕВИЦЫ (подлежащее, выражено цельным словосочетанием) под окном (обстоятельство места) пряли ПОЗДНО ВЕЧЕРКОМ(обстоятельство времени).
К ВЕЧЕРУ (обстоятельство времени) луг опять позеленел.
Лягушка, НА ЛУГУ УВИДЕВШИ ВОЛА, (обстоятельство времени, выражено деепричастным оборотом) задумала В ДОРОДСТВЕ(косвенное дополнение) С НИМ (косвенное дополнение) СРАВНЯТЬСЯ ((прямое дополнение — кого? что? задумала).
Он сделал ОШИБКУ(прямое дополнение) СГОРЯЧА(обстоятельство причины).
ОТ РАДОСТИ (обстоятельство причины) девочка запрыгала НА МЕСТЕ(обстоятельство места).
УТОМИВШИСЬ В ДОРОГЕ, (обстоятельство причины), я КРЕПКО (обстоятельство образа действия) заснул.
ЗДЕСЬ (обстоятельство места) БУДЕТ город ЗАЛОЖЕН(составное именное сказуемое) НАЗЛО(обстоятельство цели) НАДМЕННОМУ(согласованное определение) СОСЕДУ(косвенное дополнение).
В Тайсанауре(обстоятельство места) остановился я ДЛЯ ПЕРЕМЕНЫ ЛОШАДЕЙ(обстоятельство цели).
Душно стало В САКЛЕ(обстоятельство места), и я вышел НА ВОЗДУХ (обстоятельство места) ОСВЕЖИТЬСЯ(обстоятельство цели).
ПРИ СИЛЬНОЙ ЗАСУХЕ(обстоятельство условия) урожай МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ (составное глагольное сказуемое),
ИМЕЯ ПЛАЩ(обстоятельство условия), я МОГ БЫ ЛОВИТЬ (составное глагольное сказуемое) РЫБУ(прямое дополнение) ПОД ДОЖДЕМ(обстоятельство места).
ВОПРЕКИ ПРЕДСКАЗАНИЮ МОЕГО СПУТНИКА(обстоятельство уступки), погода прояснилась и обещала НАМ(косвенное дополнение) ТИХОЕ(согласованное определение) УТРО(прямое дополнение),

  • Он решил поесть медка ошибка
  • Он редко бывал дома так как там никто не уделял ему заботу ошибка
  • Он рассказал свое решение есть ли грамматическая ошибка
  • Он рассказал нам еще несколько своих воспоминаний лексическая ошибка
  • Он работает хуже нее ошибка