Он стал символом для подражания ошибка

Задание:
Укажите допущенные ошибки. Пользуясь
табл.4, определите тип каждой их них.
Там, где это возможно, укажите причину
их возникновения.

I.
1. Без
финансовых поддержек музею сейчас не
выжить. 2. На подмосток вышел мужчина в
скромном костюме с букетом цветов. 3.
Театр отправил его на пенсию, на которой
он больше не танцевал. 4. Технические
науки внесли несоизмеримый вклад в
условия жизни человека. 5. Сейчас в мире
увеличился процесс разведённых пар. 6.
В наше время всё меньше встречаются
люди, у которых нет проблем со здоровьем.
7. Молодой человек выбирает путь, по
которому ему жить. 8. Он стал символом
для подражания.

II.
1. Пришлось
выслушивать очередные проделки кота.
2. Мой ответ: смертной казни «НЕТ» с трёх
больших букв. 3.
Лошади казаков, которые были покрыты
пеной, с трудом взбирались по горной
тропе. 4. На улице началось сильное
движение, во время которого автомобилем
был сбит старик, которого отправили с
больницу. 5. Новая книга, казалось, что
будет иметь большой успех. 6. Большая
половина класса успешно справилась с
контрольной работой. 7. Мальчик теперь
сирота; отец умер, когда ему было три
года. 8. Экскурсовод давал объяснения
своим слушателям и просил их записывать,
чтобы потом можно было их напечатать.

Упражнение № 21

Задание:
Укажите ошибки, допущенные при употреблении
однородных членов предложения.
Отредактируйте предложения
. См.
правила 2.3.4.4., 2.3.3.4, 2.3.7.6., 2.3.8.4

1.
Не только пьесы Булгакова, а также и его
проза написаны необыкновенно смело. 2.
Необходимо определить план работы и
как мы его будем реализовать. 3. Молчалин
скромен, уступчив и не высказывает
своего мнения. 4. Больному давали фрукты,
бульон, какао и апельсины. 5. Жильцы
требовали ликвидации неполадок и
ремонта. 6. Вопрос этот освещался в книгах
и лекциях, газетах и брошюрах, докладах
и журналах. 7. Студенты группы приняли
на себя следующие обязательства:
ликвидация академической задолженности;
поднять дисциплину в группе; соблюдать
порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга
не только имеет познавательную ценность,
но и большое воспитательное значение.
9. Работа железнодорожников ведётся в
соответствии и на основе утверждённого
графика. 10. Мы не должны бояться трудностей,
смело идти вперед, преодолевая всяческие
трудности. 11. Нами сформирована специальная
комиссия, которая должна будет
координировать и руководить всеми
работами. 12. Очень хотелось чаю, отдохнуть,
выспаться и чтобы никто не беспокоил.

Упражнение № 22

Задание:
Укажите словоформы, не соответствующие
норме. Назовите тип лексической или
грамматической ошибки. Отредактируйте
предложения.

I.
1.
На небосклоне
Голливуда звёзды восходят и закатываются
в миллионы раз более быстрее, чем об
этом рассказывают астрономы. 2. Она
потеряла кошелёк с пятьсот семьдесят
восьми рублями. 3. Семена подсолнуха
дробятся, разминаются и отмываются
холодной водой от примесей? Где 4. Скоро
я очучусь в затруднительном положении.
5. Больной полоскает горло настоем
ромашки. 6. Прибыл груз общей массой в
тысяча двести тонн. 7. Ученик был способный
к математике. 8. Я прошу вас оставить
для меня бронь, за билетом потом приеду.
9. Подобный ответ бессмысленен. 10. У
мальчика появились и более худшие
привычки. 11. Стихи были удачные и по
содержанию и по форме.

II.
1.
Роль
Несчастливцева в «Лесу» Островского
исполнил молодой талантливый актёр. 2.
Современные учёные скептически относятся
ко многим открытиям, сделанным Чарльзом
Дарвиным. 3. У нас с братом разные
мировоззрения. 4. Все посылки, отправляющиеся
в Америку, проходят строгий эпидемиологический
контроль. 5. Чем конкретно занимаются
егери, писари, фельдшеры? 6. Друга Холмса,
доктора Ватсона, традиционно представляют
в клетчатой кепи. 7. Моего племянника
считали в городе наиболее талантливейшим
пианистом.
8. Что
делаю? Пылесошу квартиру. 9. Советую
почаще подзаряживать телефон. 10. Он
всегда подтянутый, всегда одетый по
форме, культурный в обращении. 11. Куда
делся мой правый тапочек?

Задание 8

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперерез употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа.

ПРАВИЛЬНО:
благодаря прогнозУ
вопреки указаниЮ
согласно приказУ

НЕПРАВИЛЬНО:
благодаря прогнозА
вопреки указаниЯ
согласно приказА

Неправильное употребление падежной формы сущ. с предлогом
1

Предлоги по прибытии, по окончании, по выбытии, по исключении, по приезде имеют форму П.п.

ПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по прибытиИ поезда.
По приездЕ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.

НЕПРАВИЛЬНО:
Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда.
По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.

Неправильное употребление падежной формы сущ. с предлогом

Определяемое слово не входит в причастный оборот.
Не рекомендуется отрывать причастный оборот от определяемого слова.

ПРАВИЛЬНО:
Дети увидели дельфина, плывущего в море.
Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

НЕПРАВИЛЬНО:
Дети увидели плывущего дельфина в море.
Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
2

Причастие в причастном обороте должно быть согласовано с определяемым словом (проверка – подстановка вопроса КАКОЙ? в нужной форме)

ПРАВИЛЬНО:
Мы играли на лугу, покрытОМ свежей травой.

НЕПРАВИЛЬНО:
Мы играли на лугу,
покрытЫМ свежей травой.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Глагол-сказуемое и деепричастие должны обозначать действия одного и того же лица.

НЕПРАВИЛЬНО:
Встретившись на вокзале, слёзы сами показались на глазах.

ПРАВИЛЬНО:
Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз.
Встретившись, мы заплакали.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
3

Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы.

НЕПРАВИЛЬНО:
Все, кто пришли в театр, были в восторге.
Все, кто пришёл в театр, был в восторге.

ПРАВИЛЬНО:
Все, кто пришёл в театр, были в восторге.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
4

НЕПРАВИЛЬНО:
5
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Если при приложении нет определяемого слова, оно ставится в нужном падеже.
Если при приложении есть определяемое слово, оно ставится в И.п.

НЕПРАВИЛЬНО:
В газете «Трибуне»…

ПРАВИЛЬНО:
В газете «Трибуна»..
В «Трибуне»…. .

Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления.

ПРАВИЛЬНО:
Бизнесмен организовал предприятия и руководит ими.

НЕПРАВИЛЬНО:
Бизнесмен организовал и руководит предприятиями.

6
Нарушение в построении предложения
с однородными членами

НЕПРАВИЛЬНО:

НЕПРАВИЛЬНО:
Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему».

ПРАВИЛЬНО:
Некрасов писал, что он « лиру посвятил народу своему».

Нарушение в построении предложения
с косвенной речью
В косвенной речи местоимение 1-го лица меняется на 3-е.
7

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Нельзя употреблять глаголы разного времени и вида в пределах одного предложения.

НЕПРАВИЛЬНО:
Писатель откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся явления.

ПРАВИЛЬНО:
Писатель откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся явления.

8

ГРАММАТИЧЕСКИЕОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Новый исполнительный директор получил право распределять и управлять финансами компании.

Б)ошибка в построении сложного предложения

2) Вопреки обещанию не портить отношения с соседями брат продолжал браниться с бабой Клавой.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Директор оценил важность поставленной проблемы перед работниками предприятия.

Г)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) О романе Булгакова «Мастере и Маргарите» критики спорят до сих пор.

Д)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становится примером для подражания.

6) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

7) После удара стихии формируются добровольные дружины и будут помогать нуждающимся.

8) Беседуя с малознакомым человеком, разговор иногда не складывается.

9) Я.Ивашкевич удивлялся, что насколько у книги в наше время много соперников.

Тест 1.
3) Директор оценил важность проблемы, поставленной перед работниками предприятия.
9) Я.Ивашкевич удивлялся, насколько у книги в наше время много соперников.
4) О романе Булгакова «Мастер и Маргарита» критики спорят до сих пор.
5) Те, кто добивается в спорте больших успехов, становятся примером для подражания.
7) После удара стихии формируются добровольные дружины, они будут помогать нуждающимся.

ГРАММАТИЧЕСКИЕОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) Волонтеры марсельского батальона первыми стали распевать на улицах Парижа песню «Марсельезу»

Б)ошибка в построении предложения с однородными членами

2) Участникам первого Парада Победы, приехавшей в Москву, вручили памятные подарки.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) Благодаря системы условностей возник особый язык византийской живописи.

Г)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4) Даже те, кто не интересуются спортом, знают имя основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.

Д)нарушениевпостроениипредложениясдеепричастным оборотом.

5) В Петрозаводске я исследовал и начал серьезно интересоваться архивами.

6) Чуткий художник, он нередко откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.

7) Обучив лошадь всем премудростям выездки, наездника ждёт заслуженная награда.

8) Корчагин твердо заявляет, что к «буденовцам я обязательно перейду».

9) В этой передаче журналист очень верно подметил о смысле человеческой жизни.

Тест 2.
4) Даже те, кто не интересуется спортом, знают имя основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена.
5) В Петрозаводске я исследовал архивы и начал серьезно интересоваться ими.
1) Волонтеры марсельского батальона первыми стали распевать на улицах Парижа песню «Марсельеза»
6) Чуткий художник, он нередко откликается на события окружающей жизни и отмечает только что зарождающиеся в ней явления.
7) Обучив лошадь всем премудростям выездки, наездника ждёт заслуженной награды.

ГРАММАТИЧЕСКИЕОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) В начале апреля уже шумели скворцы и летают в саду желтые бабочки.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.

В)ошибка в построении сложного предложения

3) Некоторые из писем, написанными А.Н. Островским накануне его отъезда в Щелыково, хранятся в московском музее драматурга.

Г)нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

4) Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.

Д)нарушение в построении предложения с косвенной речью

5) Выбрав пьесу для постановки, началось распределение ролей.

6) Н.А.Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему».

7) Пьеса разоблачает « тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.

8) Есть у Васильева интересная картина «Старец», запечатлевший сильный характер.

9) Все, кто ехал из нашего села в Москву, останавливался в гостеприимной квартире Немоляевых.

Тест 3.
9) Все, кто ехал из нашего села в Москву, останавливались в гостеприимной квартире Немоляевых.
2) По приезде в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж,
7) Пьеса разоблачает « тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям.
5) Выбрав пьесу для постановки, начали распределение ролей.
6) Н.А.Некрасов писал «я лиру посвятил народу своему».

Тест 4.

ГРАММАТИЧЕСКИЕОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Положение в области использования шоссейных дорог, существовавшие до сих пор, не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта.

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) В пьесе «Власти тьмы» — показана история нравственного падения и последующего покаяния слабовольного крестьянина.

В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) На уроке учитель напомнил, что сдайте мне тетради вовремя.

Г)нарушениесвязимеждуподлежащимисказуемым

4) По окончанию университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.

Д)нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

5) Сергей Есенин писал о русской природе и отмечает ее поэтичность и живописность.

6) Все, кто приближается к площади Искусств в Санкт-Петербурге со стороны Невского, еще издали видит стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнаёт Пушкина.

7) Он считал, что будто мы его неправильно поняли.

8) Любуясь прекрасным пейзажем, мне захотелось его сфотографировать.

9) Охотник встретил и разговорился с егерем.

1) Положение в области использования шоссейных дорог, существовавшее до сих пор, не удовлетворяет уже возросшим требованиям транспорта.
4) По окончании университета выпускник может преподавать математику в школе или работать в одном из научно-исследовательских институтов.
2) В пьесе «Власть тьмы» — показана история нравственного падения и последующего покаяния слабовольного крестьянина.
6) Все, кто приближается к площади Искусств в Санкт-Петербурге со стороны Невского, еще издали видят стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнаёт Пушкина.
8) Любуясь прекрасным пейзажем, я захотел его сфотографировать.

Символов всего: {{ сharactersFull }}

Язык:

PRO версия:

  • {{ error }}


{{ infoService }}

Основное о сервисе

Текстовод Пунктуация расставляет заглавные буквы, запятые и другие знаки препинания на нескольких языках (выбирайте язык текста под окном ввода).

Для работы без рекламы и в отдельной очереди используйте PRO версию, повышайте удобство и скорость работы с программой.

Результаты хранятся в истории 7 дней.

Разметка результатов:

  • красным цветом обозначаются ненужные знаки препинания,

  • оранжевым цветом выделяются слова, в которых поставлена заглавная буква,

  • желтым цветом указываются новые знаки,

  • зеленый цвет означает, что знаки стоят по правилам и исправление не требуется.

При клике по выделенным знакам препинания, их можно заменить или убрать.

Немного цифр

Вы зашли, не зарегистрировались и хотите расставить знаки. Для вас доступна 1000 знаков.

Вы зашли, прошли быстрый процесс регистрации и теперь можете проверять текст размером в 1500 символов.

Вы зашли, зарегистрировались и приобрели PRO версию. Для вас открыто 100k знаков, а также, отключен просмотр рекламы и выделена отдельная очередь на проверку.

Порядок работы программы.

  1. Введите в рабочее окно проверяемый тест. Не забывайте, что буквы е и ё — это разные буквы русского алфавита.

  2. Если хотите воспользоваться PRO версией, поставьте соответствующую галочку. Язык устанавливается автоматически, либо вы можете скорректировать его сами.

  3. Нажмите «Расставить».

  4. Удалите красные знаки. Для этого просто щёлкните по ним.

  5. Проверьте верно ли добавлены жёлтые.

  6. Оставьте на месте зелёные знаки.

Учтите, что программа автоматически онлайн расставляет 80% знаков препинания, остальные 20% вам придётся поставить вручную.

Важная роль знаков препинания.

Правильно расставленные знаки препинания помогают верно понять вашу письменную речь.

Благодаря пунктуации, мы делаем нужные акценты на важных деталях.   

Если написать текст, совсем не используя знаки препинания, получится каша.

Паузы (запятые, точки, многоточия), эмоции (восклицательный и вопросительный знаки), сомнения    — вот короткий список чувств, выражаемых с помощью пунктуации.

Когда необходимо ставить знаки препинания:

Запятые:

  • Разделение независимых предложений внутри сложного, а также, придаточных в составе главного.

  • Между главным и придаточным предложениями.

  • Для обозначения границ однородных членов.

  • Во время перечня объектов, вещей, процессов, событий, операций или повторяющихся предметов.     

  • Для обозначение сравнительных, определительных и обстоятельственных оборотов.

  • При выделении слов или их групп, ограничивающих, поясняющих или уточняющих другие слова в одном предложении.

  • Для определения границ междометий, обращений, вводных слов.

Двоеточия:

  • Для оформления списков.

  • В начале перечисления однородных слов.

  • Для оформления прямой речи.

  • В других ситуациях.

Тире:

  • В случаях замены «а именно» перед пояснением в конце предложения.

  • Для того, чтобы указать пространственные пределы (в случае замены «от и до»).

  • Когда в предложении отсутствуют союзы, а второе предложение содержит итог первого. Или 1-е предложение имеет значение времени или условия.

  • В прямой речи.

  • Для отделения пояснительных и дополнительных членов.

  • Для связи подлежащего со сказуемым, являющимся существительным.

  • Перед обобщающим словом в конце перечисления однородных членов.

Точка с запятой:

  • Для отделения простых предложений в составе сложносочинённого в случае, когда уже присутствуют другие знаки препинания.

  • В бессоюзном, сложном предложении, содержащим много запятых, внутри простых предложений, не соединённых смысловым значением.

  • Для разделения простых предложений, соединённых союзами, но имеющих различный смысл.

  • При необходимости разделения фрагментов предложения для конкретизации определённой мысли.

В период постепенного роста Toyota служит примером для подражания другим отраслям, доказывая, что прибыль всё ещё можно получить, изменив методы производства.

Вам невдомёк, что для многих людей из вашего окружения вы являетесь примером для подражания.

Одним из нравственных императивов казачьего общества было то, что отец должен быть примером для подражания.

Многие начинающие коммерсанты в качестве примера для подражания брали именно его.

С точки зрения молодёжи, привыкшей всё время находиться в движении и всегда оставаться на связи, это едва ли кажется хорошим примером для подражания.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: купа — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Его навыки тайм-менеджмента восхищают, его усилия по поддержанию блестящей физической формы очевидны, а его концентрация на трассе – настоящий пример для подражания.

Для того чтобы всерьёз заниматься скандинавской ходьбой, необходимо иметь желание, подкреплённое сильной мотивацией, а также яркий пример для подражания.

Лишь написав эту книгу, я вдруг осознала, что все эти годы именно моя дорогая мама была для меня идеальным примером для подражания.

Запомните историю этой медсестры. Она – отличный пример для подражания, в какой бы сфере вы ни работали.

Если нам нужен пример для подражания, Голливуд предлагает кое-что получше реального мира политики.

Их личные взаимоотношения по большому счёту очень заразительный и положительный пример для подражания.

Сейчас американским девочкам, мечтающим об олимпийских медалях, не надо смотреть так далеко, чтобы найти пример для подражания в спорте.

Главным примером для подражания постепенно становится русская архитектура.

Этот рукотворный памятник гению человека, его творчеству на последующие тысячелетия оставался примером для подражания. Но разве может с ним что-то сравниться?

Ситуация признания бывших нарушителей закона примерами для подражания сегодня не идёт на пользу уважению к законности.

Трудно себе представить лучший пример для подражания.

Вот пример для подражания: когда матушка чем-то недовольна, она никогда этого не обнаружит перед людьми, в крайнем случае просто уединится, чтобы никого не смутить.

Это было лучшее время для спортивной подготовки: полноценное питание, жёсткий режим дня, активные занятия различными видами спорта (бег, лыжи, гимнастика, тяжёлая атлетика и т. п.), а также новые примеры для подражания среди спортсменов – сослуживцев.

Они сами выберут примеры для подражания.

Создатели «Книги порядка» («Лишу») сильно идеализировали прошлое, представив древнейший период китайской истории примером для подражания.

Беспорядочный брак его родителей был плохим примером для подражания.

Если тебе кажется, что твои мама и папа идеальны, что они – просто пример для подражания, это не менее токсично для твоей судьбы, чем сидеть в собственных обидах.

Когда те дети, в свою очередь, станут отцами и матерями, они правильно воспитают своих детей, являя собой прекрасный пример для подражания.

– Лучшего примера для подражания ребёнку не найти, потому что с тобой всё в порядке.

Вообще её жизнь, а именно становление её как личности путём самовоспитания, самопознания, самообразования и наряду со всем этим соблюдения строгой дисциплины – поистине великолепный пример для подражания.

Хотя наши отношения с самого начала были несколько напряжёнными, мне всегда не хватало перед глазами сильного мужского примера для подражания.

– А говорят, что ваша семья служит юношам и девушкам примером для подражания.

Его книги способны стать образцом, примером для подражания последующих поколений писателей-документалистов.

Мы не должны искать примеры для подражания – пусть подражают нам.

Разве можно пойти фактически в услужение растленному с детства жиду, вам человеку, которого мы все считаем примером для подражания для всего цивилизованного населения мира?

Нюхом чую, что прорисовывается ваша глобальная миссия – стать живым примером для подражания!

Сколько бы «лежачих полицейских» ни разместили перед школами и во дворах, это не обеспечит полной безопасности маленьким пешеходам, если родители собственным поведением не подадут пример для подражания.

Взрослые сливают свои накопления, дети видят пример для подражания.

А что делать, если рядом действительно нет примера для подражания или того, кто может научить, как делать правильно?

Как путеводная звезда ты не даёшь мне заблудиться во мраке лабиринтов судьбы и сама, испытавшая многие трудности, даёшь пример для подражания, для жизнелюбия и позитива.

Дурной пример для подражания.

Пример для подражания подрастающему поколению состоялся?

Они написаны с чувством искреннего уважения автора к женщине, как жене и подруге, и может быть полезным примером для подражания молодого поколения.

Цзюнь цзы (благородный муж) – ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителей двух других категорий.

Она – сильная, самодостаточная, амбициозная гордячка, с отличным вкусом и невероятной наблюдательностью, временами бывавшая деспотичной, – стала для сына примером для подражания, мудрым советником и наставником.

Если ещё не так давно в качестве примера для подражания приводилась «пустотелая» американская или английская экономика со стремлением к аутсорсингу, к перебазированию всего промышленного производства за границу, то сейчас многие видные государственные деятели и эксперты считают, что кризис 2009 г. уже преподал два серьёзных урока.

Вина его заключалась в том, что он давал своим современникам слишком высокий пример для подражания.

– Самые, что ни на есть великодушные и добрые примеры для подражания

Понятно. Будут делать пример для подражания всем остальным. Политика и ничего тут не попишешь.

Пишу исправленные варианты с пояснениями.

1. Без финансовой поддержки музею сейчас не выжить. Финансовая поддержка — не иначе. Поддержки во мн.ч. встречаются в профессиональной речи танцоров, фигуристов… Ошибка при употреблении мн.числа.

2. На подмостки вышел мужчина в скромном костюме с букетом цветов.  Театральные ПОДМОСТКИ. Ошибка в употреблении числа существительного. 

3. Театр отправил его на пенсию, и с тех пор он больше не танцевал. Пенсия — не танцпол. Ошибка в построении сложного предложения.

4. Технические науки внесли неизмеримый вклад в условия жизни человека. Ошибка в употреблении паронимов: несоизмеримый — неизмеримый. «Несоизмеримый» предполагает возможность сопоставить (сопоставления нет в приведенном предложении). «Неизмеримый» — огромный. 

5. Сейчас в мире увеличился процент разведённых пар.
Ошибка в употреблении паронимов — процесс, процент. 

6. В наше время всё реже встречаются люди, у которых нет проблем со здоровьем.
Неуместное употребление. Вариант: все меньше встречается людей… но тогда обратите внимание на падеж.

7. Молодой человек выбирает жизненный путь.
Лексическая избыточность.

8. Он стал примером для подражания.
Ошибка сочетаемости слов. Символ — чего? — требует родительного падежа (символ эпохи, символ сопротивления…)

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) По окончанию Лицея Пушкин стал жить в Петербурге.
2) Те, кто добивается в спорте наибольших успехов,становится примером для подражания.
3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.
4) Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.
5) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.
6) Выпускники высших учебных заведений должны быть знающими профессионалами основы наук.
7) В ответ на просьбу мы услышали, что «Я не привыкла уступать».
8) К 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.
9) В опере «Русалочка» используются элементы народной музыки.

Предложения со словосочетанием «пример для подражания»

В период постепенного роста Toyota служит примером для подражания другим отраслям, доказывая, что прибыль всё ещё можно получить, изменив методы производства.

Вам невдомёк, что для многих людей из вашего окружения вы являетесь примером для подражания.

Многие начинающие коммерсанты в качестве примера для подражания брали именно его.

С точки зрения молодёжи, привыкшей всё время находиться в движении и всегда оставаться на связи, это едва ли кажется хорошим примером для подражания.

Для того чтобы всерьёз заниматься скандинавской ходьбой, необходимо иметь желание, подкреплённое сильной мотивацией, а также яркий пример для подражания.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: иногородний — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Лишь написав эту книгу, я вдруг осознала, что все эти годы именно моя дорогая мама была для меня идеальным примером для подражания.

Запомните историю этой медсестры. Она – отличный пример для подражания, в какой бы сфере вы ни работали.

Если нам нужен пример для подражания, Голливуд предлагает кое-что получше реального мира политики.

Их личные взаимоотношения по большому счёту очень заразительный и положительный пример для подражания.

Сейчас американским девочкам, мечтающим об олимпийских медалях, не надо смотреть так далеко, чтобы найти пример для подражания в спорте.

Главным примером для подражания постепенно становится русская архитектура.

Этот рукотворный памятник гению человека, его творчеству на последующие тысячелетия оставался примером для подражания. Но разве может с ним что-то сравниться?

Ситуация признания бывших нарушителей закона примерами для подражания сегодня не идёт на пользу уважению к законности.

Вот пример для подражания: когда матушка чем-то недовольна, она никогда этого не обнаружит перед людьми, в крайнем случае просто уединится, чтобы никого не смутить.

Это было лучшее время для спортивной подготовки: полноценное питание, жёсткий режим дня, активные занятия различными видами спорта (бег, лыжи, гимнастика, тяжёлая атлетика и т. п.), а также новые примеры для подражания среди спортсменов – сослуживцев.

Они сами выберут примеры для подражания.

Создатели «Книги порядка» («Лишу») сильно идеализировали прошлое, представив древнейший период китайской истории примером для подражания.

Беспорядочный брак его родителей был плохим примером для подражания.

Когда те дети, в свою очередь, станут отцами и матерями, они правильно воспитают своих детей, являя собой прекрасный пример для подражания.

– Лучшего примера для подражания ребёнку не найти, потому что с тобой всё в порядке.

Вообще её жизнь, а именно становление её как личности путём самовоспитания, самопознания, самообразования и наряду со всем этим соблюдения строгой дисциплины – поистине великолепный пример для подражания.

Хотя наши отношения с самого начала были несколько напряжёнными, мне всегда не хватало перед глазами сильного мужского примера для подражания.

– А говорят, что ваша семья служит юношам и девушкам примером для подражания.

Его книги способны стать образцом, примером для подражания последующих поколений писателей-документалистов.

Мы не должны искать примеры для подражания – пусть подражают нам.

Разве можно пойти фактически в услужение растленному с детства жиду, вам человеку, которого мы все считаем примером для подражания для всего цивилизованного населения мира?

Нюхом чую, что прорисовывается ваша глобальная миссия – стать живым примером для подражания!

Сколько бы «лежачих полицейских» ни разместили перед школами и во дворах, это не обеспечит полной безопасности маленьким пешеходам, если родители собственным поведением не подадут пример для подражания.

Взрослые сливают свои накопления, дети видят пример для подражания.

А что делать, если рядом действительно нет примера для подражания или того, кто может научить, как делать правильно?

Как путеводная звезда ты не даёшь мне заблудиться во мраке лабиринтов судьбы и сама, испытавшая многие трудности, даёшь пример для подражания, для жизнелюбия и позитива.

Дурной пример для подражания.

Пример для подражания подрастающему поколению состоялся?

Они написаны с чувством искреннего уважения автора к женщине, как жене и подруге, и может быть полезным примером для подражания молодого поколения.

Цзюнь цзы (благородный муж) – ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителей двух других категорий.

Она – сильная, самодостаточная, амбициозная гордячка, с отличным вкусом и невероятной наблюдательностью, временами бывавшая деспотичной, – стала для сына примером для подражания, мудрым советником и наставником.

Если ещё не так давно в качестве примера для подражания приводилась «пустотелая» американская или английская экономика со стремлением к аутсорсингу, к перебазированию всего промышленного производства за границу, то сейчас многие видные государственные деятели и эксперты считают, что кризис 2009 г. уже преподал два серьёзных урока.

Вина его заключалась в том, что он давал своим современникам слишком высокий пример для подражания.

– Самые, что ни на есть великодушные и добрые примеры для подражания

Понятно. Будут делать пример для подражания всем остальным. Политика и ничего тут не попишешь.

Ассоциации к словосочетанию «пример для подражания»

Синонимы к словосочетанию «пример для подражания»

Цитаты из русской классики со словосочетанием «пример для подражания»

  • Мелузов. Саша, Саша, да разве честная жизнь укор для других? Честная жизнь — хороший пример для подражания.
  • Итак, со стороны службы, Сенечка был счастлив; он имел прекрасный, шитый золотом мундир, был баловнем своих начальников, служил предметом зависти для сверстников и примером подражания для подчиненных.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Значение слова «пример»

  • ПРИМЕ́Р, -а, м. 1. Действие или явление, служащее образцом для кого-л., вызывающее подражание. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПРИМЕР

Значение слова «подражание»

  • ПОДРАЖА́НИЕ, -я, ср. 1. Действие по знач. глаг. подражать. Подражание взрослым. Склонность к подражанию. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПОДРАЖАНИЕ

Афоризмы русских писателей со словом «пример»

  • Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.
  • Видимо, нет на свете такой глупости, которую бы умные люди не освятили своим примером.
  • Кто мог бы словом и примером
    Нас удержать, как крепкою возжой
    От жалкой тошноты по стороне чужой.
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

8.3. Согласование сказуемого с подлежащим

ВВЕДЕНИЕ

Подлежащее — главный член предложения, который согласуется со своим сказуемым по законам грамматики.

Подлежащее и сказуемое обычно имеют одинаковые грамматические формы числа, рода, лица, например: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна.

В таких случаях можно говорить о согласовании сказуемого с подлежащим. Однако соответствие грамматических форм главных членов предложения не обязательно, возможно неполное соответствие грамматических форм главных членов: Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой — соответствие форм числа, но разные формы рода; Твой удел — нескончаемые хлопоты — несоответствие форм числа.

Грамматическая связь главных членов предложения рассматривается как координация. Эта грамматическая связь более широкая и свободная в сравнении с согласованием. В неё могут вступать разные слова, их морфологические свойства не обязательно должны соответствовать друг другу.

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда род/число подлежащего трудно определить. Рассмотрению этих вопросов и посвящён этот раздел «Справки».

СОДЕРЖАНИЕ

→В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

→Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

  →В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению

  →В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением типа БОЛЬШИНСТВО/РЯД

  →В роли подлежащего выступает сочетание числительного и существительного

→Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

  →Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

  →Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены

→Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно

  →Координация с аббревиатурами, условными наименованиями.

  →Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

→Координация сказуемого с подлежащим, при котором находится приложение

→Подлежащее выражено однородными членами

→Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

8.3.1. В сложноподчинённом предложении в роли подлежащих выступают местоимения

Если в предложении ( и не обязательно в СПП !) в роли подлежащего используется местоимение, то нужно знать ряд правил, предписывающих, как правильно согласовать с ним сказуемое.

А) Если подлежащее выражено местоимениями КТО, ЧТО, НИКТО, НИЧТО, КОЕ-КТО, НЕКТО, КТО БЫ НИ, то сказуемое ставится в форме единственного числа: Например: [Те, (кто пренебрегает мнением других), рискуют остаться в одиночестве].

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЛИ), [все узнают].

ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знали].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 (Кто бы ни пришЁЛ, [все узнают].

ПРИМЕР 2 [О том, (что занятие перенесено), никто не знаЛ].

Б) Если подлежащее выражено местоимением во множественном числе ТЕ, ВСЕ, сказуемое ставится в форме множественного числа. Если подлежащее выражено местоимениями в единственном числе ТОТ, ТА, ТО, сказуемое ставится в форме единственного числа.Например: [ТЕ, (кто закончил школу с отличием), имеЮт больше шансов поступить в ВУЗ на бесплатной основе].

Это предложение построено по такой модели:

[Те, (кто+ сказуемое), …сказуемое…]. И это  — самая распространённая модель, в которой предлагается найти ошибку. Проанализируем строение сложного предложения: в главном предложении местоимение «те» — является подлежащим, мн. ч; «имеют»—сказуемым, мн.ч. Это соответствует правилу Б.

Теперь внимание на придаточное предложение: «кто»—подлежащее, «закончил»— сказуемое а единственном числе. Это соответствует правилу А.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должЕн самостоятельно зарегистрироваться на рейс].

ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не сможЕт забыть это необыкновенное явление].

ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЮт отпуск на лето), покупают билеты весной ].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1 [Все, (кто приобрёл билеты в кассах), должНЫ самостоятельно зарегистрироваться на рейс].

ПРИМЕР 2. [Те, (кто хоть однажды видел северное сияние), уже не смоГУТ забыть это необыкновенное явление].

В примерах 1 и 2 ошибку легко увидеть: достаточно выбросить придаточное предложение. В следующем примере ошибка часто остаётся незамеченной.

ПРИМЕР 3. [Те, (кто планируЕТ отпуск на лето), покупают билеты весной ].

В) Если подлежащее выражено словосочетанием ОДИН ИЗ.., КАЖДЫЙ ИЗ…, НИКТО ИЗ.. то сказуемое ставится в форме единственного числа. Если подлежащее выражено словосочетанием МНОГИЕ ИЗ…, НЕКОТОРЫЕ ИЗ…, ВСЕ ИЗ.. то сказуемое ставится в форме множественного числа. Например: [Никто из тех, (кто занял призовое место), не захотеЛ ехать на республиканский конкурс].

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражаЛся величине старинных усадебных деревьев].

ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думалИ о путях выхода из неё].

ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалИ его преимущества перед другими проектами].

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 [Многие из тех, (кто бывал в парке Михайловского), поражалИсь величине старинных усадебных деревьев].

ПРИМЕР 5 [Каждый из нас, (кто бывал в подобной ситуации), непременно думал о путях выхода из неё].

ПРИМЕР 6 [Каждая из сторон, (которая представила свой проект), отстаивалА его преимущества перед другими проектами].

Г) Если в предложении имеется оборот КТО, КАК НЕ.., сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода. Например: Кто, как не родители, ДОЛЖЕН учить детей умению общаться?

Данный оборот можно рассматривать как уточняющий, см. другие примеры в пункте 8.3.3, часть Б.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должнЫ беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподал тебе образец выносливости и жизнелюбия?

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 7 Кто, как не мы, должЕн беспокоиться о чистоте своих городов?

ПРИМЕР 8 Кто, как не мама, преподаЛ тебе образец выносливости и жизнелюбия?

НАВЕРХ

8.3.2 Координация сказуемого с подлежащим, выраженным словом или сочетанием слов со значением количества

При координации главных членов предложения возникает проблема выбора форм числа сказуемого, когда подлежащее указывает на множество предметов, но выступает в единственном числе.

А) В роли подлежащего выступает собирательное имя существительные и слова, близкие к ним по значению.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое: ЛИСТВА, ДУБНЯК, ОСИННИК, ДЕТВОРА, СТУДЕНЧЕСТВО, УЧИТЕЛЬСТВО, ПРОФЕССУРА, КРЕСТЬЯНСТВО.Они имеют форму только единственного числа, не сочетаются с количественными числительными и со словами, обозначающими единицы меры, но могут сочетаться со словами много/мало или сколько: МАЛО РОДНИ, НЕМНОГО ЛИСТВЫ, МНОГО МОШКАРЫ.

Близким к ним по значению собирательности можно отнести и слова НАРОД, СТАЯ, ВОЙСКО, ГРУППА, ТОЛПА; ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, СОТНЯ; ТРОЙКА, ПАРА; ТЬМА, БЕЗДНА, УЙМА И ДРУГИЕ

Подлежащее, выраженное собирательным существительным, требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Детвора резвилАсь во дворе дома; молодёжь часто проявляЕт инициативу.

Подлежащее, выраженное существительным типа ГРУППА, ТОЛПА также требует постановки сказуемого только в форму единственного числа:

Например: Группа участников фестиваля поделилАсь своими впечатлениями; тройка лошадей пронеслась под окнами

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращались с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебетали на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделИ на лавочке.

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 1. В течение трёх последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно обращалОсь с жалобами в вышестоящие организации.

ПРИМЕР 2. Стайка разноголосых птичек наперебой щебеталА на лужайке.

ПРИМЕР 3. Пара влюблённых сиделА на лавочке.

Б) В роли подлежащего выступает собирательное существительным с количественным значением

Существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ, несмотря на грамматическую форму единственного числа, обозначают не один предмет, а много, и поэтому сказуемое может принимать не только форму единственного числа, но и множественного. Например: На этом-то пруде… выводилось и держалось бесчисленное множество уток ; Множество рук стучат во все окна с улицы, и кто-то ломится в дверь. Какой же из форм отдать предпочтение?

Подлежащее, имеющее в своём составе собирательные существительные БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ требует постановки сказуемого только в форму единственного числа, если :

а) от собирательного существительного нет зависимых слов

Часть ушлА в отпуск, а часть осталАсь; множество разбежалОсь, меньшинство осталОсь

б) у собирательного существительного есть зависимое слово единственного числа

Большинство коллектива проголосовалО за проведение репетиции.Часть класса всталА на сторону девушки. Большинство группы вернулОсь в занятиям.

При подлежащем, имеющем в своём составе слова БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО, МНОЖЕСТВО, РЯД, ЧАСТЬ можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и множественного, если при существительном есть зависимое слово во множественном числе:

Большинство студентов сдалИ зачёт; ряд участников продемонстрировалИ отличные знания.

Часть книг была закупленА для библиотеки; ряд объектов сдаН раньше срока

Множественное число сказуемого в подобных конструкциях обычно указывает на активность действующих лиц.

Рассмотрим случаи, при которых использование множественного число сказуемого разрешено и допустимо.

Сказуемое ставят
в единственном числе, если во множественном числе, если
Активность одушевлённых лиц не подчёркивается:

Большинство авторов согласилось с замечаниями.

Часть участников конференции не приняла участие в обсуждении

Активность подчёркивается. Подлежащее —одушевлённое.

Большинство писателей решительно отвергали исправления редактора. Большинство учеников хорошо отвечали на уроке.

Активность не подчёркивается, страдательное причастие говорит о том, что предмет сам не выполняет действие.

Ряд работников привлечён к ответственности.

Часть произведений была опубликована.

Активность подчёркивается при наличии причастного или деепричастного оборота.

Большинство авторов, заключивших договоры с издательством, представили рукописи.

Большинство авторов, заключив договор, работают над рукописями.

Активность не подчёркивается, подлежащее — неодушевлённое

Большинство предметов лежало в беспорядке

Ряд мастерских изготавливает детали для нашего цеха.

На активность также указывает ряд однородных членов:

Большинство редакторов, корректоров, авторов, рецензентов изучили эти документы.

Большинство редакторов получили приказ, ознакомились с его содержанием и сделали необходимые выводы. Ряд однородных сказуемых.

Тем не менее надо учитывать, что форма единственного числа сказуемого в большей мере соответствует традиции книжно-письменных стилей и употребление формы множественного числа сказуемого должно быть чётко обосновано. Ошибкой в заданиях ЕГЭ будет необоснованная постановка сказуемого во множественное число.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий былИ выполненЫ недостаточно грамотно.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдУт в Ельце, Воронеже, Орле.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора изданЫ в серии «Детская библиотека»

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвященЫ истории нашего города

Приведём исправленные варианты:

ПРИМЕР 4 Большинство заданий было выполнено недостаточно грамотно.Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 5 Ряд мероприятий пройдЁт в Ельце, Воронеже, Орле. Мероприятия не могут сами действовать, поэтому сказуемое нужно употребить во единственном числе.

ПРИМЕР 6 Множество стихотворений этого автора издано в серии «Детская библиотека». Сказуемое в форме страдательного причастия указывает на пассивность действующего лица.

ПРИМЕР 7 Ряд статей этого автора посвящеН истории нашего города.Сказуемое — краткое причастие.

НАВЕРХ

В) В роли подлежащего выступает сочетание числительного с существительным

При подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием, возникает та же проблема: в каком числе лучше употребить сказуемое. У Чехова находим: Какие-то три солдата стояли рядом у самого спуска и молчали; У него было два сына. Л. Толстой предпочёл такие формы: В санях сидело три мужика и баба; В душе его боролись два чувства — добра и зла.

Примечание: В заданиях ЕГЭ подобные случаи не встречаются, так как велика возможность неверной классификации типа ошибки — подобные случаи можно отнести к ошибке на употребление имени числительного. Поэтому ограничимся замечаниями общего характера и отметим наиболее грубые ошибки, допускаемые в письменных работах.

При подлежащем, имеющем в своём составе числительное или слово со значением количества, можно поставить сказуемое как в форму множественного числа, так и единственного числа:

Прошло пять лет; десять выпускников выбрали наш институт

Употребление разных форм зависит от того значения, которое вносит сказуемое в предложение, активность и общность действия подчёркивается множ. числом.

Сказуемое ставят обычно в единственное число, если

• в подлежащем числительное, оканчивающееся на «один»:

Двадцать один студент нашего института входИт в сборную команду города по волейболу, но Двадцать два (три, четыре, пять…) студента нашего института входЯт в сборную команду города по волейболу

• если сообщение фиксирует тот или иной факт, итог или когда сообщению придаётся безличный характер:

ПроданО двадцать два костюма; В другой класс будет переведенО три или четыре ученика.

• сказуемое выражено глаголом со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве:

Три царства перед ней стоялО. В комнате былО два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилО на север

Ошибочно: Три царства стоялИ. В комнате былИ два окна с широкими подоконниками.Три окна комнаты выходилИ на север

• единственное число, создающее представление о едином целом, употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени:

На покраску крыши потребуЕтся тридцать четыре килограмма олифы. До конца пути оставалОсь двадцать пять километров. ПрошлО сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилО. Пять месяцев истеклО с тех пор

Ошибочно: На покраску крыши потребуЮтся тридцать четыре килограмма олифы; До конца пути оставалИсь двадцать пять километров. ПрошлИ сто лет. Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробилИ. Пять месяцев истеклИ с тех пор.

• при подлежащем, выраженном сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, сказуемое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем времени — в среднем роде, например: полчаса пройдЁт, полгода пролетелО, полгорода участвовалО в демонстрации.

Ошибочно: полкласса участвовалИ в конкурсе, пройдУт полчаса

НАВЕРХ

8.3.3 Координация между подлежащим и сказуемым, оторванными друг от друга

Между подлежащим и сказуемым могут находиться второстепенные обособленные члены предложения, уточняющие члены, придаточные предложения. В этих случаях нужно чётко соблюдать общее правило: сказуемое и подлежащее должны быть согласованы.

Рассмотрим частные случаи.

А) Координация подлежащего и составного именного сказуемого в предложении, построенном по модели «сущ. – это сущ.»

Примечание для учителя: такой тип ошибки в СПП отмечает в своём пособии «Как получить 100 баллов ЕГЭ» (2015 год) И.П. Цыбулько, при этом в «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д. Розенталя такая ошибка называется смещением конструкции в сложном предложении.

Именная часть сказуемого в предложении, построенном по модели сущ+сущ., должна стоять в именительном падеже.

Например: [Первое, (чему следует научиться), –это выделениЕ основы предложения].

Грамматическая основа главного предложения состоит из подлежащего первое и сказуемого выделение. Оба слова стоят в именительном падеже.

А вот так выглядит предложение с ошибкой: [Первое, (чему следует научиться), –это выделениЮ основы предложения]. Под влиянием придаточного сказуемое получило родительный падеж, что и является ошибкой.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 1 [Главное, (чему необходимо уделить внимание), — это идейной стороне произведения]

ПРИМЕР 2 [Последнее, (на чём следует остановиться), — это на композиции книги]

ПРИМЕР 3 [Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это к исполнению мечты]

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 1Главное, (чему необходимо уделить внимание),— это идейнАЯ сторонА произведения]

ПРИМЕР 2[Последнее, (на чём следует остановиться), — это ккомпозициЯ книги]

ПРИМЕР 3[Самое важное, (к чему стоит стремиться), — это исполнениЕ мечты]

НАВЕРХ

Б). Координация сказуемого с подлежащим, при котором есть уточняющие члены.

Для того, чтобы уточнить подлежащее, иногда употребляют уточняющие (поясняющие обороты), присоединительные члены предложения, обособленные дополнения. Так, в предложении Жюри конкурса, в том числе выбранные из зала представители косметической фирмы, не смогло определить победителя выделенный оборот является присоединительным ( в других пособиях он называется уточняющим).

Наличие в предложении любого члена, уточняющего значение подлежащего, не оказывает влияния на число сказуемого. Такие обороты прикрепляются словами: ДАЖЕ, ОСОБЕННО, В ТОМ ЧИСЛЕ, НАПРИМЕР; КРОМЕ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ и подобными. Например: Редакция журнала, в том числе и редакторы интернет-портала, выступаЕт за проведение реорганизации.

Рассмотрим предложения с грамматической ошибкой:

ПРИМЕР 4. Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалИсь за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5. Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалИ приезда дедушки.

ПРИМЕР 6. Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилИ за проведение расширенного родительского собрания.

Приведём исправленные варианты:

Ошибку легко увидеть, если выбросить придаточное предложение.

ПРИМЕР 4 Весь коллектив, включая танцоров и жонглёров, высказалСЯ за участие в конкурсе.

ПРИМЕР 5 Вся семья, а особенно младшие дети, с нетерпением ждалА приезда дедушки.

ПРИМЕР 6 Администрация школы, включая членов родительского комитета, выступилА за проведение расширенного родительского собрания.

НАВЕРХ

8.3.4 Координация сказуемого с подлежащим, род или число которого определить сложно.

Для правильной связи подлежащего со сказуемым очень важно знать род имени существительного.

А) Определённые разряды или группы существительные имеют сложности в определении рода или числа.

Род и число несклоняемых существительных, аббревиатур, слов-условных наименований и ряда других слов определяются особыми правилами. Для правильного согласования таких слов со сказуемым нужно знать их морфологические признаки.

Незнание этих правил вызывают ошибки: Сочи стали столицей Олимпиады; какао остыЛ; шампунь закончилАсь; вуз объявило набор студентов, МИД сообщило

Нужно : Сочи стаЛ столицей Олимпиады; какао остылО; шампунь закончилСЯ, вуз объявил набор студентов, МИД сообщил

Имена существительные, род/число которых трудно определяется, рассматриваются в разделе «Морфологические нормы. Имя существительное». Изучив приведённый материал, вы сможете успешно выполнить не только задание 6, но и 7.

Рассмотрим предложения с ошибками

ПРИМЕР 1. Бандероль был отправлен в начале недели.

В предложении слово «бандероль» является подлежащим, женского рода. Сказуемое «был отправлен» стоит в мужском. Это ошибка. Исправляем: Бандероль былА отправленА в начале недели

ПРИМЕР 2. Тюль прекрасно гармонировала с цветом мягкой мебели.

В предложении слово «тюль» является подлежащим, мужского рода. Сказуемое «подошла» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: Тюль прекрасно гармонироваЛ с цветом мягкой мебели.

ПРИМЕР 3. ООН собралось на очередное заседание.

В предложении слово «ООН» является подлежащим, женского рода (организация). Сказуемое «собралось» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: ООН собралАсь на очередное заседание.

ПРИМЕР 4. МИД сообщило об участии в заседании

В предложении слово «МИД» является подлежащим, оно не изменяется. При расшифровке получаем «Министерство

иностранных дел». При этом вспоминаем, что данное слово относится к мужскому роду. Сказуемое «сообщило» стоит в среднем. Это ошибка. Исправляем: МИД сообщиЛ об участии в заседании.

ПРИМЕР 5. «Московский комсомолец» напечатала рейтинг лучших вузов страны.

В предложении словосочетание «Московский комсомолец» является подлежащим, это условное русское наименование, слово мужского рода, как слово «комсомолец». Сказуемое «напечатала» стоит в женском. Это ошибка. Исправляем: «Московский комсомолец» напечатаЛ рейтинг лучших вузов страны.

ПРИМЕР 6. Тбилиси привлекают туристов.

В предложении слово «Тбилиси» является подлежащим, это неизменяемое условное наименование. Это слово мужского рода, как слово «город». Сказуемое «привлекают» стоит во множественном числе. Это ошибка. Исправляем: Тбилиси привлекаЕт туристов . 

Б) Координация сказуемого с подлежащим со значением профессии

При имени существительном мужского рода, обозначающем профессию, должность, звание и т.д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идёт речь. Например: педагог сделал доклад, директор вызвал к себе сотрудника

С ошибкой будут предложения, в которых педагог сделала доклад, директор вызвала к себе сотрудника .

Обратите внимание: при наличии собственного имени лица, особенно фамилии, при котором указанные слова выступают в роли приложений, сказуемое согласуется с собственным именем: Педагог Сергеева прочла лекцию. Подробнее об этом пункт ниже, 8.3.5

НАВЕРХ

8.3.5 При подлежащем находится приложение

Приложение — это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: город (какой?) Сочи, птица (какая?) колибри, сайт (какой?) «РешуЕГЭ»

По общему правилу сказуемое согласуется с подлежащим, и наличие при последнем приложения в форме другого рода или числа не влияет на согласование

Например: Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже быЛ кораблем неслыханных размеров Ошибочным будет предложение Завод, эта грандиозная махина, казалось, тоже былА кораблём неслыханных размеров.

Если при подлежащем есть приложение, то, прежде всего, необходимо выяснить, какое из слов является подлежащим, а какое – приложением, а после этого ставить сказуемое в том или ином роде.

Таблица 1. Приложение и подлежащие написаны раздельно. При сочетании родового наименования и видового или видового и индивидуального подлежащим считается слово, обозначающее более широкое понятие, и сказуемое согласуется с ним. Приведём примеры:

Приложение —имя нарицательное:

цветок роза изумительно пах; дерево дуб разрослось; суп харчо сварен

Приложение — имя собственное

река Днепр разлилась; газета «Московский комсомолец» вышла; собака Барбос залаяла

Исключение: фамилии людей. В парах инженер Светлова сообщила, доктор наук Званцева вышла, завуч Марина Сергеевна отметила имена собственные являются подлежащим.

Таблица 2. Подлежащим является сложное существительное, образует термины, в которых одна часть по функции напоминает приложение. В этих случаях ведущим (определяемым) словом является то слово, которое выражает более широкое понятие или конкретно обозначает предмет.

Сказуемое согласуется с первым словом, оба слова изменяются

кресло-кровать стоялО в углу; завод-лаборатория выполниЛ заказ; счет-фактура выписаН своевременно; театр-студия воспитаЛ немало актеров; внимание привлекалА таблица-плакат; песня­-романс сталА весьма популярной

Сказуемое согласуется со вторым словом, первое слово не изменяется:

кафе-столовая открыта (столовая- более широкое понятие); автомат-закусочная открыта (в этом сочетании носителем конкретного значения выступает часть закусочная); плащ-палатка лежала (палатка в виде плаща, а не плащ в виде палатки); «Роман-газета» вышла большим тиражом (газета более широкое название).

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Торт-мороженое разрезано на равные части.

Сложное существительное «торт-мороженое» по главному, более общему слову «торт» мужского рода, поэтому: Торт-мороженое разрезаН на равные части

ПРИМЕР 2 Повесть «Дети подземелья» написаны В.Г. Короленко..

Условное наименование является приложением, поэтому согласовывать сказуемое нужно со словом «повесть»: Повесть «Дети подземелья» написанА В.Г. Короленко.

ПРИМЕР 3 Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаял..

Подлежащим является слово «собачка», оно женского рода, поэтому: Крохотная собачка, совсем щенок, вдруг громко залаяла.

ПРИМЕР 4 Вчера прочитал первую лекцию молодой преподаватель Петрова. .

Подлежащим является фамилия «Петрова», оно женского рода, поэтому: Вчера прочиталА первую лекцию молодой преподаватель Петрова.

НАВЕРХ

А) В предложении однородные подлежащие и одно сказуемое

Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединённым союзами или связанным посредством соединительного союза, то применяются следующие формы координации:

Сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обычно ставится во множественном числе:

Промышленность и сельское хозяйство в России неуклонно развиваются.

Сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них:

В деревне послышался топот и крики

Если между подлежащими стоят разделительные или противительные союзы, то сказуемое ставится в единственном числе.

Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным. Не ты, но судьба виновата.

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделал своё дело..

Два подлежащих, сказуемое стоит после ряда однородных членов, поэтому должно стоять во множественном числе: Увлечение спортом и жёсткий распорядок дня сделалИ своё дело.

ПРИМЕР 2 Не разум, а страх вдруг овладели мной..

Два подлежащих, с союзом а, сказуемое поэтому должно стоять в единственном числе: Не разум, а страх вдруг овладеЛ мной.

ПРИМЕР 3 Вдали раздавалИсь привычный шум и громкие голоса. .

Два подлежащих, сказуемое стоит перед рядом однородных членов, поэтому должно стоять в единственном числе: Вдали раздавалСЯ привычный шум и громкие голоса.

НАВЕРХ 

Б) Сочетание в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой»

Постановка сказуемого во множественное или единственное число зависит от того, какое значение придаётся словосочетанию: совместного действия или раздельного.

При сочетании в подлежащем существительного в именительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа «брат с сестрой» сказуемое ставится:

во множественном числе, если оба названных предмета (лица) выступают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими);

Паша с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались.

в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (является дополнением):

Мать с ребёнком пошла в амбулаторию. Николай с младшей сестрой пришёл позже всех.

Только в единственном числе при наличии слов ВМЕСТЕ, СОВМЕСТНО:

Отец вместе с матерью уехал за город.

Только в единственном числе при подлежащем, выраженном местоимением Я, ТЫ

я с другом приду; ты с мамой поссорился

Рассмотрим предложения с ошибками:

ПРИМЕР 1 Брат вместе с друзьями отправились на пляж..

При слове «вместе» сказуемое не может стоять во множественном числе: Брат вместе с друзьями отправиЛся на пляж.

ПРИМЕР 2 Я с Русланом придём сегодня на занятие..

При подлежащем я (+кто-то ещё ) сказуемое не может стоять во множественном числе: Я с Русланом придУ сегодня на занятие. Или: Мы с Русланом придём сегодня на занятие.

ПРИМЕР 3 Ты с сестрой будете жить в этой комнате..

При подлежащем ты (+ кто-то ещё) сказуемое не может стоять во множественном числе: Ты с сестрой будеШЬ жить в этой комнате.Или: Вы с сестрой будете жить в этой комнате.

НАВЕРХ

  • Он хочет донести до нас фразу берегись канцелярита тип ошибки
  • Он спросил что увидимся ли мы еще раз ошибка
  • Он согласился на это скрепя сердце вид ошибки
  • Он хотел причинить радость своим родным ошибка
  • Он совершил больше чем преступление он совершил ошибку