Он уронил свой пенсне исправить ошибку

juselomen551

juselomen551

Вопрос по русскому языку:

Срочно!!!!! Заранее спасибо
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
Я вымыла голову хорошей шампунью. Окна были занавешены тонкой тюлью. Он уронил свой пенсне. Она высказала мне свои недовольства. В моей авторучке было красное чернило. Редактора исправили текст. У нее не было ни чулок, ни носок. Сегодня у меня совершенно нет время. В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Окно было закрыто красивым жалюзем. В таборе было много Цыганов. На вешалке висело несколько полотенцев. На завтрак бабушка напекла много оладьев. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

dequrege275

dequrege275

Я вымыла голову хорошим шампунем. Окна были занавешены тонким тюлем. Он уронил своё пенсне. Она высказала мне своё недовольство. В моей авторучке были красные чернила. Редакторы исправили текст. У неё не было ни чулок, ни носков.  Сегодня у меня совершенно нет времени. В зоопарке мы видели необыкновенного шимпанзе. Окно было закрыто красивыми жалюзи. В таборе было много Цыган. На вешалке висело несколько полотенец. На завтрак бабушка напекла много оладий. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдец.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

juselomen551

Вопрос по русскому языку:

Срочно!!!!! Заранее спасибо
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
Я вымыла голову хорошей шампунью. Окна были занавешены тонкой тюлью. Он уронил свой пенсне. Она высказала мне свои недовольства. В моей авторучке было красное чернило. Редактора исправили текст. У нее не было ни чулок, ни носок. Сегодня у меня совершенно нет время. В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Окно было закрыто красивым жалюзем. В таборе было много Цыганов. На вешалке висело несколько полотенцев. На завтрак бабушка напекла много оладьев. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

dequrege275

Я вымыла голову хорошим шампунем. Окна были занавешены тонким тюлем. Он уронил своё пенсне. Она высказала мне своё недовольство. В моей авторучке были красные чернила. Редакторы исправили текст. У неё не было ни чулок, ни носков.  Сегодня у меня совершенно нет времени. В зоопарке мы видели необыкновенного шимпанзе. Окно было закрыто красивыми жалюзи. В таборе было много Цыган. На вешалке висело несколько полотенец. На завтрак бабушка напекла много оладий. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдец.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от Незнайка709

Срочно!!!!! Заранее спасибо
В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:
Я вымыла голову хорошей шампунью. Окна были занавешены тонкой тюлью. Он уронил свой пенсне. Она высказала мне свои недовольства. В моей авторучке было красное чернило. Редактора исправили текст. У нее не было ни чулок, ни носок. Сегодня у меня совершенно нет время. В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Окно было закрыто красивым жалюзем. В таборе было много Цыганов. На вешалке висело несколько полотенцев. На завтрак бабушка напекла много оладьев. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

. Определите род следующих существительных.

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тёзка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, жалюзи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль, азу, равиоли, кольраби, коала, мачо, манго, сафари, хиппи, мулине.

2. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:

Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

3. Образуйте форму женского рода следующих национальностей:

Армянин, индиец, китаец, малаец, португалец, финн, чех, бразилец, казах, кореец, поляк, турок, черкес.

4. Образуйте множественное число у следующих существительных:

Фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, дворянин, сосед, болгарин, цыган, фарфор, крем, рожь, молоко, молодость, доктор, директор, корректор, инструктор, профессор, тополь, отпуск, паспорт, шофер, торт, инженер, офицер, автор, аптекарь, брелок, выбор, жемчуг, пекарь, соболь, слесарь, токарь, цвет, учитель, орден, сын, купол, герб, мех, договор.

5. Образуйте форму множественного числа родительного падежа:

Ампер, апельсин, армяне, баклажаны, башкиры, ботинки, буряты, валенки, вафли, граммы, грузины, гусары, дно, дупла, кадеты, караты, килограммы, кишки, колени, копья, кочерги, носки, чулки, рельсы, плечи, помидоры, свечи, свадьба, ставни, туфли, цапли.

6. Образуйте название жителей города:

Анапа, Архангельск, Владивосток, Ижевск, Иркутск, Киев, Керчь, Киров, Кострома, Кривой Рог, Курск, Минеральные воды, Мурманск, Нижний Новгород, Омск, Пенза, Псков, Смоленск, Тула.

7. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

Я вымыла голову хорошей шампунью. Окна были занавешены тонкой тюлью. Он уронил свой пенсне. Она высказала мне свои недовольства. В моей авторучке было красное чернило. Редактора исправили текст. У нее не было ни чулок, ни носок. Сегодня у меня совершенно нет время. В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Окно было закрыто красивым жалюзем. В таборе было много Цыганов. На вешалке висело несколько полотенцев. На завтрак бабушка напекла много оладьев. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Рояль — м. р.,
 какао — ср. р.,
 госпиталь — м. р.,
 лебедь — м. р.,
мозоль — ж. р.,
шампунь — м. р.,
дитя — ср. р.,
тёзка — ж. р.,
картофель — м. р.,
задира — общ. р.,
непоседа — 
общ. р.,
забияка — 
общ. р.,
кенгуру — м. р.,
Баку — м. р.,
жалюзи — ср. р.,
тюль — м. р.,
повидло — ср. р.,
коала — общ. р.,
манго — ср. р.,
сафари — ср. р., 
мулине — ср. р.

. Определите род следующих существительных.

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тёзка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, жалюзи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль, азу, равиоли, кольраби, коала, мачо, манго, сафари, хиппи, мулине.

2. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:

Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

3. Образуйте форму женского рода следующих национальностей:

Армянин, индиец, китаец, малаец, португалец, финн, чех, бразилец, казах, кореец, поляк, турок, черкес.

4. Образуйте множественное число у следующих существительных:

Фамилия, объединение, обещание, кольцо, сверло, колесико, платье, чудо, дворянин, сосед, болгарин, цыган, фарфор, крем, рожь, молоко, молодость, доктор, директор, корректор, инструктор, профессор, тополь, отпуск, паспорт, шофер, торт, инженер, офицер, автор, аптекарь, брелок, выбор, жемчуг, пекарь, соболь, слесарь, токарь, цвет, учитель, орден, сын, купол, герб, мех, договор.

5. Образуйте форму множественного числа родительного падежа:

Ампер, апельсин, армяне, баклажаны, башкиры, ботинки, буряты, валенки, вафли, граммы, грузины, гусары, дно, дупла, кадеты, караты, килограммы, кишки, колени, копья, кочерги, носки, чулки, рельсы, плечи, помидоры, свечи, свадьба, ставни, туфли, цапли.

6. Образуйте название жителей города:

Анапа, Архангельск, Владивосток, Ижевск, Иркутск, Киев, Керчь, Киров, Кострома, Кривой Рог, Курск, Минеральные воды, Мурманск, Нижний Новгород, Омск, Пенза, Псков, Смоленск, Тула.

7. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

Я вымыла голову хорошей шампунью. Окна были занавешены тонкой тюлью. Он уронил свой пенсне. Она высказала мне свои недовольства. В моей авторучке было красное чернило. Редактора исправили текст. У нее не было ни чулок, ни носок. Сегодня у меня совершенно нет время. В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Окно было закрыто красивым жалюзем. В таборе было много Цыганов. На вешалке висело несколько полотенцев. На завтрак бабушка напекла много оладьев. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Практическое
занятие № 7( 2 модуль)

Тема
«
Особенности
русской морфологической нормы».

Цель
:вырабатывать умение находить и исправлять
нарушение морфологических норм.

План

1.Теоретическая
часть.

1.Тенденции
развития морфологических норм.
2.Употребление
существительных, имеющих колебания в
роде, числе и падеже.

3.Склонение
иностранных фамилий и имен. 
4.
Морфологические
нормы имён прилагательных.

5.
Морфологические
нормы имён числительных.

6.Морфологические
нормы наречий.

7.Морфологические
нормы глаголов.

2.Практическая
часть.

1.Задание.
В следующих предложениях найдите ошибки
в употреблении форм имен существительных
и исправьте их:

а)
Я вымыла голову хорошейшампунью.

б)
Окна были занавешены тонкой тюлью.

в)
Он уронил свой пенсне.

г)
Она высказала мне свои недовольства.

д)
В моей авторучке было красное чернило.

e)
У нее не было ни чулок, ни носок.

з)
Сегодня у меня совершенно нет время.

и)
В зоопарке мы видели необыкновенноешимпанзе,

к)
Окно было закрыто красивымжалюзем.

л)
Мы видели маленького колибри.

2.Задание.Найдите
ошибки в употреблении форм прилагательных
и исправьте их.

а)
На этих соревнованиях он был самым
сильнейшим.

б)
Наиболее худшие игроки были удалены с
поля.

в)
Эта книга более интереснее, чем та.

г)
Это был самый наипрекраснейший день в
моей жизни.

д)
Эта блузка более красивее и оригинальна,
чем все остальные.

e)
Этот путь более ближе, чем тот.

ё)
Вчера
я посмотрел более интереснейший фильм.

ж)
На уроках я стал более внимательнее.

з)
Эти книги увлекательны и интересные.

3.
Задание.Раскройте
скобки, запишите словами имена
числительные, обозначенные цифрами,
поставьте их в нужной форме:

а)
Нам навстречу шли (2
юноша,
3 девушка).

б)
Музей располагает (1050 картина).

в)
Мы работали над проектом (22
сутки).

г)
На занятия пришли (32 студенты).

д)
Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е)
У нас одновременно сломались (оба сани).

ё)
Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

ж)
Мы отметили (800-летие) Москвы.

з)
Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту,

и)
Вас ждут в (320 комната).

4.Задание.Найдите
ошибки в употреблении местоимений и
исправьте их.

а)
Больной попросил сестру принести себе
воды.

б)
Отец позвал к себе его сына.

в)
Я так за тобой соскучился.

г)
Друзья помогли мне в работе, и благодаря
ним я успел к сроку.

д)
Ихняя команда заняла первое место.

е)
Я изучил этот курс без никакой пользы
для себя.

5.Задание.Найдите
ошибки в употреблении местоимений и
исправьте их.

а)
Больной попросил сестру принести себе
воды.

б)
Отец позвал к себе его сына.

в)
Я так за тобой соскучился.

г)
Друзья помогли мне в работе, и благодаря
ним я успел к сроку.

д)
Ихняя команда заняла первое место.

е)
Я изучил этот курс без никакой пользы
для себя.

6.Задание.Найдите
ошибки в употреблении наречий и исправьте
их:

а)
Эта дорога поширше будет.

б)
Это решение гораздо простее, но оно
требовало более луч­ше подготовиться.

в)
Никто не делает это ловчее его.

г)
Этот заказ выполнили несколько получше
предыдущего.

д)
Это платье гораздо красивше того.

е)
Мы сходили туда зазря.

ё)
Он завсегда на завтрак ест яичницу.

7.Задание.
Раскройте скобки, выбирая нужный падеж.

а)
Благодаря (новые впечатления) я повеселел.

б)
Вопреки (предсказания) я вышел из этой
ситуации побе­дителем.

в)
Не надо тосковать по (несбыточные мечты).

г)
Он соскучился по (свой дядя).

д)
По (окончание школы) он пошел учиться
дальше.

е)
По (прибытие) на место мы пошли осматривать
окрестности.

ж)
Согласно (мой план), мы должны были ехать
дальше.

з)
Мы
будем действовать наперекор (все
трудности).

и)
Он вернется по (завершение) работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Культура
    речи как наука и учебная дисциплина:
    цели и задачи, связь с другими науками.

  2. Культура
    речи как совокупность ее качеств.
    Условия успешного общения.

  3. Современная
    теоретическая концепция культуры речи
    как совокупность нормативного,
    коммуникативного и этического аспектов.

  4. Язык
    как знаковая система. Язык и речь. Формы
    речи.

  5. Функции
    языка как отражение его связи с мышлением
    носителя языка, а также с обществом,
    его историей и культурой.

  6. Русский
    язык как язык русской нации, история
    его формирования, его официальные
    статусы и роль в мировом сообществе.

  7. Формы
    общенародного языка. Литературный язык
    как нормированная и кодифицированная
    форма национального языка.

  8. Языковая
    норма, ее роль в становлении и
    функционировании литературного языка.

  9. Типы
    норм. Речевые ошибки.

  10. Понятие
    о кодификации. Типы ортологических
    словарей и принципы работы с ними.

  11. Понятие
    о речевом этикете, условия выбора
    этикетной формулы, своеобразие русского
    речевого этикета.

  12. Речевое
    взаимодействие: структура, единицы и
    средства (вербальные и невербальные)
    общения.

  13. Виды
    речевой деятельности. Основные
    направления совершенствования чтения,
    говорения, слушания, письма (один из
    видов речевой деятельности по выбору
    студента).

  14. Виды
    стилистической окраски.

  15. Функциональные
    стили современного русского литературного
    языка: принципы выделение стилей,
    взаимодействие функциональных стилей.

  16. Научный
    стиль речи: общие особенности и языковое
    своеобразие. Специфика использования
    элементов различных языковых уровней
    в научной речи, речевые нормы научной
    и учебной сфер деятельности.

  17. Основные
    подстили и жанры научного стиля;
    специфика реферата, аннотации, тезисов,
    сообщения и других жанров учебно-научной
    сферы (2 жанра на выбор студента).

  18. Официально-деловой
    стиль: сфера функционирования,
    коммуникативные задачи, особенности,
    подстили. Языковые формулы официальных
    документов.

  19. Типы
    документов, приемы унификации языка
    служебных документов. Правила оформления
    документации различных групп (на выбор
    студента – организационно-распорядительные,
    инструктивно-методические, частные,
    информационно-справочные документы).

  20. Устные
    жанры делового общения: композиция,
    специфика организации и проведения
    деловых бесед, переговоров, телефонного
    разговора, совещаний, собраний (1 жанр
    на выбор студента), итоговые документы.

  21. Коммуникативные
    задачи, сфера функционирования и общие
    особенности публицистического стиля.

  22. Языковые
    особенности публицистического текста,
    приемы выразительности, тропы и фигуры
    речи.

  23. Языковое
    своеобразие разных средств массовой
    информации: радио, телевидения, печати.

  24. Газетные
    жанры: информационные, аналитические,
    художественно-публицистические;
    подробная характеристика статьи,
    заметки, репортажа (один из жанров на
    выбор студента).

  25. Особенности
    устной публичной речи: этапы подготовки
    публичного выступления, оратор и
    аудитория, приемы ораторского искусства.

  26. Типы
    речей; композиционные особенности
    презентационной или агитационной речи
    (на выбор студента).

  27. Разговорная
    речь в системе функциональных
    разновидностей русского литературного
    языка: условия функционирования
    разговорной речи, роль внеязыковых
    факторов.

  28. Художественный
    стиль в системе функциональных стилей.

  29. Рекламный
    текст в деловом и публицистическом
    стилях. Специфика языка и стиля рекламного
    сообщения.

  30. Искусство
    спора, организация споров, правила
    спора, уловки в споре.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК

Соседние файлы в папке модуль 2 ( лекция3-4),пр.з.6-9

  • #

    27.04.201514.17 Кб13~WRL0959.tmp

  • #

    27.04.201546.59 Кб13~WRL2763.tmp

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема 13, 14. Грамматические нормы. Практическое занятие № 12, 13

Цель: овладеть грамматическими нормами, вызывающими затруднения у говорящих на русском языке.

План

  1. Дайте определение, что такое главные члены предложения, второстепенные члены предложения, пунктуация, синтаксис, словосочетание.
  2. Заполните клетки кроссворда:

По горизонтали: 3. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. 5. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какие? чей? И обозначает признак предмета. 6. Разговор двух или нескольких лиц. 7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. 8. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. 9. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. 10. Что ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже?

По вертикали: 1. Главный член предложения. 2. Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. 4. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Рассказать о категории рода имени существительного:

а) несклоняемые существительные иноязычного происхождения;

б) род русских несклоняемых существительных;

в) обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию.

Рассказать о категории числа рода существительного.

  1. Просклоняйте, в тех случаях, когда это возможно, имена и фамилии.

Эрих-Мария Ремарк, Борис Пастернак, Ясунари Кавабата, МирейМатье, Тарас Шевченко, Элизабет Тейлор.

  1. Составьте текст (рассказ), добавив к предложенным существительным прилагательные в единственном числе.

МГУ, боржоми, авеню, кофе, кольраби, иваси, меню, фойе, леди, такси, пари.

  1. Откройте скобки и запишите словосочетания с данными словами.

Образец: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелости) – восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.

  1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Опираться, основываться, базироваться (новые изыскания). 4. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход операции). 5. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).
  1. Для следующих слов образуйте, где это допустимо, соответствующие существительные женского рода:

Учитель, кассир, парикмахер, врач, доктор, директор, бухгалтер, профессор, доцент, инженер.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

а) Я вымыла голову хорошей шампунью.

б) Окна были занавешены тонкой тюлью.

в) Он уронил свой пенсне.

г) Она высказала мне свои недовольства.

д) В моей авторучке было красное чернило.

е) Редактора исправили текст.

ж) У нее не было ни чулок, ни носок.

з) Сегодня у меня совершенно нет время.

и) В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе.

к) Окно было закрыто красивым жалюзем.

л) Мы видели маленького колибри.

м) В таборе было много цыганов.

н) На вешалке висело несколько полотенцев.

о) На завтрак бабушка напекла много оладьев.

п) На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

9. Определите род следующих существительных:

Рояль, какао, госпиталь, лебедь, мозоль, шампунь, дитя, тезка, картофель, задира, непоседа, забияка, кенгуру, Баку, СМИ, жалюзи, Сочи, пенальти, алиби, тюль, повидло, вуаль, вестибюль.

10. Выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (согласование):

1. Менеджер модного салона Ирина Васильевна … по радио. а) выступил, б) выступила.

2. В нашей фирме работает … программист Ольга Субботина. а) хорошая, б) хороший.

3. Президент кинофестиваля Лидия Федосеева-Шукшина… артистам Гран-при. а) вручил, б) вручила.

4. Москву … госсекретарь США Мадлен Олбрайт. а) вручил, б) вручила.

5. Произведения молодых прозаиков опубликованы в … роман-газете. а) новой, б) новом.

6. В этом году… музей-квартира академика Дмитрия Лихачева. а) открылся, б) открылась. 7. Студентов пригласили на … вечер-встречу с ветеранами войны. а) торжественную, б) торжественный. 8. Газета «Санкт-Петербургские ведомости»… о повышении курса рубля. а) сообщили, б) сообщила. 9. … Сочи привлекает всех туристов. а) солнечное, б) солнечный, в) солнечные.

11. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющие понимание.

1. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 2. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 3. Кинофильм был отмечен прессой восторженными откликами. 4. Нельзя было ограничиваться принятыми решениями. 5. Повесть – итог сложных поисков автором своей творческой манеры. 6. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 7. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.
12. Просклоняйте следующие целые числительные (по образцу):

От 5 до 20 и 30 От 50 до 80 От 500 до 900 200 300 400 40 90 100
И.п. пять
Р.п. пяти
Д.п. пяти
В.п. пять
Т.п. пятью
П.п. (о) пяти

13. Какими признаками характеризуется имя числительное? Назовите разряды числительных по значению и по составу.

14. Просклоняйте следующие словосочетания:

Полтора яблок, полторы груши, полтораста километров, оба приятеля, обе подруги, пятеро ребят, две пятых, 567 километров, 2340 килограммов, 20,7 секунды.

15. Раскройте скобки, запишите словами имена числительные, обозначенные цифрами, поставьте их в нужной форме:

а) Нам навстречу шли (2 юноша, 3 девушки).

б) Музей располагает (1050 картина).

в) Мы работали над проектом (22 сутки).

г) На занятия пришли (32 студенты).

д) Он пробежал дистанцию за (15,7 секунда).

е) У нас одновременно сломались (оба сани).

ж) Нам осталось отдыхать около (1,5 неделя).

з) Мы отметили (800-летие) Москвы.

и) Прилетел самолет с (345 пассажир) на борту.

к) Вас ждут в (320 комната).

16. Найдите ошибки в употреблении форм числительных и исправьте их.

а) Мы пригласили в гости обоих подруг.

б) Трое девочек играли в мячик.

в) Под окнами стояли четверо машин.

г) Грузовики стояли у обоих ворот.

д) Мне нужны двое ножниц.

е) Обоим студенткам поставили пятерки.

ж) В институте учится около двести человек.

з) Занятие будет в триста пятнадцатой аудитории.

и) Поезд пришел через 20, 5 секунд.

к) Он пробежал двестиметровую дистанцию.

17. Какими признаками характеризуется местоимение как часть речи? Назовите разряды местоимений и охарактеризуйте каждый из них (таблица).

18. Найдите ошибки в употреблении местоимений и исправьте их.

а) Больной попросил сестру принести себе воды.

б) В библиотеке размещались шкафы с книгами. Их было всего восемь.

в) Отец позвал к себе его сына.

г) Я так за тобой соскучился.

д) Вся молодежь пришла на этот праздник. Они веселились до утра.

е) В прихожей висело зеркало, а напротив его висела картина.

ж) Друзья помогли мне в работе, и благодаря ним я успел к сроку.

з) В этом фильме любые актеры играли хорошо.

и) Он собирал на улице каждый хлам.

к) Мы смотрели спектакль в новом театре, и он показался нам очень необычным.

л) Ихняя команда заняла первое место.

м) Этот парень, он ведет себя вызывающе.

н) Я изучил этот курс без никакой пользы для себя.

о) У всех создалось мнение таково, что это дело не стоило и начинать.

п) На судно пришло письмо, и скоро оно снялось с якоря.

ЗАПОМНИ: Грущу по вас, тоскуешь по нас, скучает по вас.

Тема 15, 16. Стилистические нормы. Практическое занятие № 14, 15.

Цель: научить определять стилистическую окраску слов, стилистическую окраску текстов, уметь производить стилистическую правку текста.

План

  1. Что такое стиль языка?
  2. Что имеется под стилистической окраской?
  3. Найдите в предисловии любого толкового словаря и проанализируйте пометы, при помощи которых создается стилистическая (эмоциональная, оценочная и функциональная) характеристика лексики в толковом словаре.
  4. Приведите примеры слов, в значениях которых выделяется дополнительный стилистический компонент. Проверьте по словарю, правильно ли вы подобрали слова.
  5. Используя любой толковый словарь современного литературного языка, выберите по одному примеру на каждую стилистическую помету, принятую в данном словаре.
  6. Используя любой толковый словарь современного русского литературного языка, выберите по одному примеру на каждую эмоционально-оценочную помету, принятую в данном словаре.
  7. Определите, какая помета в современных толковых словарях характеризует следующие слова.

Заморыш, объедала, здоровяга, злющий, высоченный, каша (путаница, беспорядок), корова (о толстой, неуклюжей женщине), скулить (жаловаться).

  1. Определите стилистическую окраску приведенных слов и подберите к ним стилистические синонимы.

Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

  1. Подберите синонимы к заимствованным словам. Определите, есть ли различия в сфере употребления этих слов?

Аллегория, амнистия, апатия, бартер, девальвация, демонстрировать, имидж, лаконичный, локальный, модернизировать, оптимальный, оптимистический.

  1. Определите значение приведенных жаргонизмов. Можно ли установить их происхождение? Как вы считаете, какие из них уже вошли в состав разговорной речи?

Глюк, дурь, беспредел, заморочка, кайф, напряг, отпад, темнить, прикид, расклад, разборка, совок, станок, тусовка.

  1. Определите стилистическую окраску текстов.
  1. Проблемы охраны окружающей среды традиционно относятся к области экологии. Однако биологическое происхождение экологии как науки накладывает определенный отпечаток на восприятие этого термина различными специалистами. В частности, широкая публика и специалисты немедицинского профиля включают в сферу экологических проблем и вопросы охраны здоровья человека. А медики, говоря об экологии, в первую очередь подразумевают влияние антропогенной деятельности на живую природу, отделяя его от медицинских проблем охраны окружающей среды: эти проблемы в отечественной медицинской науке традиционно выделены в особый раздел, называемый гигиеной, которая занимается средой обитания человека, то есть условиями его труда, быта и отдыха.
  2. Аллергию называют болезнью цивилизации. В странах с высоким уровнем развития промышленности аллергические заболевания являются социальной проблемой, поражая до четверти и более населения. В окружающей среде имеются разнообразные факторы, способные вызвать это заболевание. Аллергенами могут быть как простые вещества в виде отдельных химических элементов (йод, хлор, хром, никель, кобальт), так и сложные белковые комплексы в соединении с химическими веществами. Вирусы, микробы, грибки и продукты их жизнедеятельности, пыльца растений, клещи, слюна, шерсть животных, пылевые, лекарственные и другие аллергены способны активно воздействовать на организм человека. Установлена связь аллергии и нарушения иммунной системы.
  3. Автору принадлежит право: на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения: на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе. Ставки авторского вознаграждения устанавливаются законодательством.
  1. Подберите фрагменты текстов с использованием диалектизмов, жаргонизмов, просторечной лексики.
  2. Подберите фрагменты текстов с использованием разговорной лексики.
  3. Подберите фрагменты публицистических текстов.
  4. Подберите фрагменты официально-деловых текстов.
  5. Подберите фрагменты научных текстов.
  6. Прочитайте следующие примеры из газет. Найдите в них просторечные и жаргонные слова и выражения. Произведите стилистическую правку текстов.
  1. Выступающие «наехали» на церковь. Судя по всему, коммерсанты устраняли конкурентов, либо «крыши» выясняли отношения между собой. На этот раз передел идет в сфере охранного бизнеса, или, как его еще называют, на» рынке крышевания». По информации наших источников, очередные « медвежьи разборки» обусловлены приближающимися выборами в Заксобрание. Соратники пытались «перевести стрелки» на Алексея Маликова по кличке Медик. 2. Почему на Западе полицейские не берут на лапу в массовом порядке? 3. Партизанский отряд поголовно дрыхнет и без единого выстрела покорно бредет в загон для скота. 4. В течение многих десятилетий пропаганда вдалбливала в головы, что 7 ноября – главный праздник страны. 5. Половину поручений президента замордовали в кабинете правительства. 6. Был человек на белом коне, авторитетные бизнесмены с ним ручкались, нефтяные магнаты на прием напрашивались, а теперь – загнали в крысиную нору. 7. Народ грустно вздохнул и стал планировать, куда слинять из Питера на время юбилейной декады.
  1. Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко – этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Что нельзя подделать, так это совести слов.

Очень худой симптом – то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, носитель которого умер столетия или тысячелетия назад.

С. Аверинцев. Надежды и тревоги.

Какие черты публицистического стиля обнаруживаются в тексте? В каких словах и выражениях отражается авторская позиция? Напишите сочинение в жанре рецензии, где проиллюстрируйте идею этого текста анализом какого-либо факта небрежного отношения к языку.

ПАМЯТКА! Рецензия — (лат. recensio — рассмотрение)– отзыв, разбор произведения, жанр литературной критики и газетно-журнальной публицистики. В рецензии обычно дается библиографическое описание, краткая информация о содержании, проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 190201 «АВТОМОБИЛЕ- И ТРАКТОРОСТРОЕНИЕ»

Разработал: Широких Ксения Анатольевна

Дисциплина: РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ЗАДАНИЯ БЛОКА А

задания

Выберите правильный ответ и обведите кружком  его номер

Правильный ответ

Предметная область (тема)

Источники: учебники методические пособия (с указанием автора)

К литературному языку относится слово:

1. сюда;

2. опосля;

3. надоть;

4. туды.

1

Современный русский язык и его нормы

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Седящ, увенчан осоко́ю,
В тени развесистых древес,
На урну облегшись рукою,
Являющий лице небес.
 
Прекрасный вижу я источник.

                               (В. Жуковский)

Значению «седящ» соответствует современный глагол (ответы даны в форме инфинитива):

1. сидеть;

2. сиять;

3. седеть;

4. щадить.

1

Современный русский язык и его нормы

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Неверно поставлено ударение в слове:

  1. аристокрАтия;
  2. втрИдорога;
  3. облегчИть;
  4. сосредоточЕние.

4

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Постановка ударения верна в слове:

  1. гастрономИя;
  2. двоюрОдный;
  3. усугубИть;
  4. маркИровать.

3

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Ударение на первом слоге в слове:

  1. эксперт;
  2. благовест;
  3. баловать;
  4. договор.

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Укажите верную постановку ударения в словосочетаниях:

  1. ударить по лбУ;
  2. провести рукой по лбУ;
  3. подвиги великИ;
  4. брюки велИки.

2

Фонетика. Орфоэпия. Графика

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Омоним имеет слово:

  1. кисть;
  2. предложение;
  3. солома;
  4. стол.

1

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Слова, противоположные по значению:

  1. синонимы;
  2. антонимы;
  3. паронимы;
  4. омонимы.

2

Лексика и фразеология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Слова, вышедшие из активного употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке:

  1. алогизмы;
  2. неологизмы;
  3. архаизмы;
  4. историзмы.

3

Лексика и фразеология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Троп, состоящий в соединении несоединимого:

  1. аллегория;
  2. перифраза;
  3. оксюморон;
  4. гипербола.

3

Лексика и фразеология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Нормы сочетаемости нарушены в словосочетании:

  1. нанести урон хозяйству;
  2. держать ответственность перед товарищами;
  3. способствовать победе;
  4. планировать дела.

2

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Лексическое значение слов неправильно указано в примере:

  1. комплимент – лестное мнение, похвала;
  2. мишура – обманчивый блеск;
  3. скаред – жадный человек;
  4. искусственный – имеющий отношение к искусству.

4

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Речевые ошибки допущены в предложении:

  1. Сняв с себя в темноте верхнюю одежду, неожиданно зажегся свет.
  2. Не вслушиваясь в слова преподавателя, студент продолжал неправильно отвечать.
  3. Чем больше денег, тем человек становится скупее.
  4. Таких красивых туфель у меня никогда не было.

1

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Слово употреблено в несвойственных ему значениях в предложении:

  1. В анонсе научно-популярной передачи прозвучало много интригующего.
  2. Кавалькада автобусов двигалась по шоссе.
  3. Кемпинг располагался рядом с пляжем.
  4. Это была не жизнь, а кромешный ад.

2

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Лексическое значение слов неправильно указано в примере:

  1. Корифей – пряное растение.
  2. Дипломник – студент последнего курса учебного заведения, который пишет выпускную работу.
  3. Архаичный – представляющий собой пережиток прошлого.
  4. Адаптированный – упрощенный до определенного уровня.

1

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Паронимы – это:

  1. употребление в речи большого количества слов;
  2. слова, которые не входят в лексическую систему русского литературного языка;
  3. слова, употребляющиеся преимущественно в устной речи;
  4. близкие по звучанию однокоренные слова с разным лексическим значением.

4

Лексика и фразеология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Правильное предложение:

  1. Утолить жизнь сделалось для героя целью всей жизни.
  2. Парень облокотился спиной о стену дома и замер в ожидании.
  3. Нерадивый студент молчал как рыба об лед.
  4. В курене валялись гнилой хворост и прошлогодние арбузные корки.

4

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Определите, в каком предложении есть речевая избыточность.

  1. Чайковский преумножил славу России.
  2. Девушка произвела на всех неизгладимое впечатление.
  3. Вместе с М.А. Булгаковым сотрудничал Ю.К. Олеша.
  4. Мне надолго запомнится эта поездка.

3

Лексика и фразеология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Анаграмма – это:

  1. Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово.
  2. Игра слов, основанная на нарочитой или невольной двусмысленности, порожденной омонимией или средством звучания и вызывающая комический эффект.
  3. Слово, образованное на базе словосочетания путем значительного сокращения его единиц.
  4. Короткое сатирическое стихотворение, содержащее остроумную насмешку, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

1

Лексика и фразеология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Синонимы — это:

  1. слова, противоположные по значению;
  2. слова, близкие по значению;
  3. однокоренные слова с разным лексическим значением;
  4. слова с неопределенным значением.

2

Лексика и фразеология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Из перечисленных характеристик положительной является следующая:

  1. недоверчивый;
  2. неуживчивый;
  3. незаурядный;
  4. несдержанный.

3

Лексика и фразеология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Выражение, связанное с традицией зачитывать указы русских царей на городских площадях:

  1. во всю Ивановскую;
  2. вот тебе, бабушка, и Юрьев день;
  3. иерихонская труба;
  4. вавилонское столпотворение.

1

Лексика и фразеология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

К словам с оттенком разговорности относится:

  1. ойкумена;
  2. понавыращивать;
  3. беднота;
  4. самомнение.

2

Стилистика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

К словам с оттенком книжности относится:

  1. рисунок;
  2. вариативность;
  3. настроение;
  4. холст.

2

Стилистика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Слова и выражения, употребление которых возможно только в официально-деловом стиле речи:

  1. канцеляризмы;
  2. штампы;
  3. клише;
  4. арго.

1

Стилистика

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Не нуждается в стилистической правке следующее предложение:

  1. Во время экзаменов дорога каждая минута времени.
  2.  Россия должна посмотреть в будущее с тем, чтобы чувствовать себя демократической страной.
  3. Императорское Русское географическое общество внесло весомый вклад в изучение стран Востока.
  4. Для обнаружения движения в космосе можно допустить, что перемещение звезд беспорядочные, хаотичные.

3

Стилистика

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Не нарушены словообразовательные нормы в слове:

  1. подхалимник;
  2. очаровательство;
  3. надувательство;
  4. винитель.

3

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Следующее предложение составлено без ошибок в словообразовании:

  1. Бессомненно, это очень важно для меня.
  2. Ты очень устал, пойди поотдохни.
  3. Вдалеке показался какой-то невзрачный домушко.
  4. Нас всех поразило его бесстрашие.

4

Словообразование

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Суффикс -к- не имеет разговорную окраску в слове:

  1. тетрадка;
  2. гармошка;
  3. дорожка;
  4. мамка.

3

Словообразование

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Образовано приставочным способом слово:

  1. нарисоваться;
  2. подоконник;
  3. застенок;
  4. присниться.

4

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Нарушены словообразовательные нормы в словах:

  1. мешанина;
  2. преклонник;
  3. чинопочитание;
  4. провинность.

2

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Образовано сложносуффиксальным способом слово:

  1. просыпать;
  2. красноармеец;
  3. додуматься;
  4. настроиться.

2

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Неверно указана форма:

  1. пылесосит;
  2. пылесосил;
  3. пылесосу;
  4. пылесошу.

3

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Неверно указана форма:

  1. почерк;
  2. надсмехаться;
  3. поскользнуться;
  4. вонжу.

2

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Форму единственного числа имеет слово:

  1. макароны;
  2. перила;
  3. кочерги;
  4. сутки.

3

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Женского рода слово:

  1. кепи;
  2. шампунь;
  3. имбирь;
  4. бандероль.

4

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Председатель правления нашего садоводства был избран

  1. двумя тысячами пятьюстами сорока семью голосами;
  2. две тысячью пятьсот сорок семью голосами;
  3. две тысячи пятистами сорок семью голосами;
  4. двумя тысячами пятьсот сорока семью голосов.

1

Морфология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Краткую форму нельзя образовать от следующего прилагательного:

  1. гибкий;
  2. молодой;
  3. сестрицын;
  4. похожий.

3

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Неудачный выбор формы множественного числа существительного в следующем примере:

  1. шоферы;
  2. ректоры;
  3. профессора;
  4. слесаря.

4

Морфология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Глагол в правильной форме используется в следующем предложении:

  1. Пружина движет часовой механизм.
  2. Я не знаю, что им двигает.
  3. Я торопилась, мне надо было одеть детей.
  4. Сегодня холодно, надо одеть пальто.

3

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с

Допустимый вариант формы местоимения:

  1. возле его;
  2. впереди ее;
  3. благодаря нему;
  4. над всеми ними.

4

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Грамматическая ошибка содержится в следующем словосочетании:

  1. воодушевлять к написанию гимна;
  2. вдохновлять на новые открытия;
  3. способствовать выздоровлению;
  4. привлечь к работе над проектом.

1

Синтаксис

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Моя сестра была … Украине, … Белоруссии, … Урале, … Крыму, … Кавказе.

Верный вариант выбора предлогов:

  1. В,  в, на, в, в;
  2. В,  в, на, на, в;
  3. На, в, на, в, на;
  4. Все предлоги в.

3

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Когда умирают кони — дышат,

Когда умирают травы — сохнут,

Когда умирают солнца — они гаснут,

Когда умирают люди — поют песни.

                                (В. Хлебников)

Автор использовал следующее средство выразительности:

  1. эпифора;
  2. анафора;
  3. однородные члены предложения;
  4. эпитеты.

2

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Пароход шел … Волгограда … Астрахань.

Верный вариант выбора предлогов:

  1. из, на;
  2. из, в;
  3. с, на;
  4. с,  в.

2

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Корректная форма управления:

  1. Нас убеждали о том, что;
  2. Доказательство о том, что;
  3. Сообщалось о том, что;                                              
  4. Нам внушают о том, что…

1

Синтаксис

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Синтаксическая ошибка допущена в предложении:

  1. Каждый из этих призывов похожи друг на друга.
  2. Мы выписывали журнал «Наука и жизнь».
  3. Оратор аргументировано доказал это в своем выступлении.

1

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Следующее предложение без ошибок:

  1. Я пил чай с женой и баранками.
  2. В магазине имеется большой выбор пироженных.
  3. Студенты проходили практику в одном из цехов завода который недавно был реконструирован.
  4. Работа была выполнена в течение шести дней.

4

Синтаксис

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Большей степенью выразительности обладает текст:

  1.  Около крыльца громко кукарекал петух. Бестолково по двору носились цыплята. Повсюду кудахтали и крякали, хрюкали и ржали. Словом, все звуки, которые только можно услышать на белом свете, были представлены в этом орущем дворовом царстве.
  2. Около крыльца громко кукарекал петух; бестолково по двору носились цыплята. Повсюду кудахтали и крякали, хрюкали и ржали – словом, все звуки, которые только можно услышать на белом свете, были представлены в этом орущем дворовом царстве.

3 Около крыльца громко кукарекал петух. Бестолково по двору носились цыплята. Повсюду кудахтали. И крякали. Хрюкали и ржали. Словом, все звуки, которые только можно услышать на белом свете, были представлены в этом орущем дворовом царстве.

4        Около крыльца громко кукарекал петух. По двору носились цыплята. Бестолково. Повсюду кудахтали. Крякали. Хрюкали. Ржали. Словом, все звуки, которые только можно услышать на белом свете, были представлены в этом орущем дворовом царстве.

2

Синтаксис

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

ЗАДАНИЯ БЛОКА Б.

задания

Задание

Правильный ответ

Предметная область

Источники: учебники методические пособия (с указанием автора)

  1. 1

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

Дайте ответ в именительном падеже.

Фонетическая транскрипция – это особая система знаков, в которой каждый знак во всех случаях соответствует одному и тому же …

звук

Фонетика.

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

Дайте ответ в именительном падеже множественного числа.

Слова, совпадающие по звучанию лишь в одной или нескольких формах, называются : мой – притяжательное местоимение (мой галстук) и мой – повелительная форма глагола мыть (мой окно).

омоформы

Лексика

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

Дайте ответ в именительном падеже.

        Метонимия – это замена одного названия другим, при этом эти названия тесно связаны друг с другом в нашем сознании. Например, «я читаю Пушкина» вместо «я читаю произведения Пушкина».

        Метонимия – это еще один способ употребления слова в … (прямое, переносное) значении для создания более ярких, сжатых образов.

переносное

Лексика

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

… степень – такая форма степеней сравнения, которая указывает на качество предмета безотносительно к тем же качествам какого-либо другого предмета (то есть не содержит сравнения).

положительная

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

Дайте ответ в именительном падеже.

Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, называется

инверсия

Синтаксис

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Дополните определение,  вписав вместо многоточия пропущенное слово или словосочетание.

… — это особый вид определения, которое выражается именем существительным и согласуется с определяемым словом в числе и падеже: попрыгунья-стрекоза, француз-учитель.

приложение

Синтаксис

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

  1. 2

Выпишите существительное мужского рода.

Задира, УФСБ, забияка, алиби, конферансье, мозоль, авеню, цунами, МВД, повидло, тушь.

конферансье

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Вместо многоточия впишите пропущенное слово в нужной форме.

Он уронил … (свой, свою, свое) пенсне.

свое

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Вместо многоточия впишите пропущенные слова (слово) в нужной форме.

Он мечтает объехать … (пол от половина, (Е,е)вропа) на мотоцикле.

пол-Европы

Орфография

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Выпишите частицу.

Бывало сядет в уголок и пишет что-то.

бывало

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Вместо многоточия впишите пропущенное слово.

Великая Отечественная … (война, Война).

война

Морфология

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Установите соответствие между типом нормы и функцией,  вписав в ответе вместо многоточия соответствующие буквы

62.

Типы норм

Функции

1-Г;

2-Д;

3-Б;

4-В;

5-А.

Нормы литературного русского языка

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

1. акцентологические;

2. произношения;

3. словоупотребления;

4. морфологические;

5. синтаксические.

Ответ:

1……….

2……….

3…………..

4…………..

5……….

А. регулируют правила построения словосочетаний и предложений,

Б. отражают правильность выбора слова и уместность его употребления в речи,

В. отражают правильность образования форм слов,

Г. отражают особенности русского ударения,

Д. фиксируют правильное произношение слов.

Установите соответствие между предложением и необходимой формой слова,  вписав в ответе вместо многоточия соответствующие буквы.

Предложение.

Форма глагола.

1.-В;

2.-Е;

3.-З;

4.-Ж.

Морфология.

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

  1. Героем … чувство долга.
  2. Если ты заболел, … в кровать.
  3. Я верю, что … в конкурсе.
  4. Я им говорю, не … книги на пол.

А.         ложьте,

Б.         ляж,

В.         движет,

Г.         побежу,

Д.         побежду,

Е.         ляг,

Ж.         кладите,

З.         одержу победу,

И.         двигает.

Установите соответствие между предложением и необходимой формой слова,  вписав в ответе вместо многоточия соответствующие буквы.

Предложение.

Форма наречия.

1.-Е;

2.-И;

3.-З;

4.-В.

Морфология.

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

  1. Это дорога … будет.  (широко)
  2. Он ведет себя все более … (принципиально)
  3. Это платье гораздо … того. (красиво)
  4. Это решение гораздо … (просто)

А.          ширше;

Б.        принципиальнее;

В.         проще;

Г.         красивЕе;

Д.        красивше;

Е.        шире;

Ж.        простее;

З.        красИвее;

И.        принципиально.

Установите верную последовательность предложений в тексте.

А. В театре временами происходят удивительные вещи: ставится новый спектакль, ярко проходит премьера, актеры совершенствуют игру, зритель откликается на новое творение.

Б. По всей вероятности, любовь зрителей не дает умереть спектаклю.

В. Спектакль живет долго, обновляется, создается новая сценография, привлекаются молодые актеры.

Г. Но проходит время, и все с сожалением обнаруживают, что спектакль вдруг ветшает, становится скучным, серым, невостребованным.

Д. Но, к счастью, чаще всего бывает наоборот.

Ответ:

1………..

2………..

3………….

4………….

5………….

1-А;

2-Г;

3-Д;

4-В;

5-Б.

Синтаксис

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Установите верную последовательность предложений в тексте.

А.         Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.

Б.         Ибо самое главное иногда кроется именно в мелочах.

В.         Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

Г.         Но всё это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

Д.         Одним словом, делает вас мудрыми.

Е.         А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Ответ:

1………..

2………..

3………….

4………….

5………….

  1. В;
  2. А;
  3. Д;
  4. Г;
  5. Б;
  6. Е.

Синтаксис

Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 368 с.

Выберите правильные ответы.

Нормы сочетаемости нарушены в словосочетаниях:

  1. Рецензия о пьесе;
  2. Мифологический образ;
  3. Получить урон;
  4. Сильная дружба;
  5. Крепкие объятия.

1, 3, 4

Нормы литературного русского языка

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Грамматические ошибки допущены в словосочетаниях:

  1. пять апельсинов;
  2. о трехста семидесяти восьми;
  3. эскадрон гусаров;
  4. пара сандалий;
  5. разница во времени.

2, 3

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Нет предлога в следующих словосочетаниях:

  1. вера (свои силы);
  2. уверенность (победа хоккеистов);
  3. обидеться (сказанные слова);
  4. обижен (оказанный прием);
  5. обрадоваться (возвращение брата);
  6. обрадован (полученные результаты);
  7. обращать внимание (недостатки);
  8. уделять внимание (каждая мелочь);
  9. опираться (научные данные);
  10. базироваться (результаты опыта).

4, 5, 6, 8

Синтаксис

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Суффикс -ов- есть в словах:

  1. деш…вый;
  2. грош…вый;
  3. парч…вый;
  4. борщ…вый;
  5. блаженствовать.

2, 3, 4

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Суффикс -н- есть в словах:

  1. ю(н,нн)ый;
  2. дикови(н,нн)ый;
  3. стари(н,нн)ый;
  4. неви(н,нн)ый;
  5. отверженный.

2, 3, 4

Словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выпишите все имена существительные, которые в современном русском языке не имеют формы множественного числа.

Сокрылися навек мои прекрасны дни, За ними скрылися и смехи, и забавы, И нежные мечты, и обещанья славы… (Ю. Нелединский-Мелецкий).

смехи

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Никогда не бывают вводными следующие слова:

  1. однако;
  2. вряд ли;
  3. именно;
  4. небось;
  5. к тому же;
  6. наконец;
  7. во-вторых;
  8. вдруг;
  9. очевидно.

2, 3, 5, 8

Морфология

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Выпишите устаревшую форму существительного, имеющего в современном русском языке только форму множественного числа. Ответ дайте в именительном падеже единственного числа.

Один остался; несколько мгновений

Он был объят глубокой думой; вдруг –

Как будто что напомнилось ему —

Пошел поспешным шагом

К потоку, где могучий Гром

Под деревом привязанный стоял.

Была недалеко оттуда

Утесистая дебрь. И много лет

Прошло с тех пор, как в этой дебри

Имел Рустам свиданье с горным духом.

                                 (В. Жуковский)

дебрь

Морфология

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

В научном стиле используется лексика:

  1. общеупотребительная,
  2. термины,
  3. экспрессивная лексика,
  4. абстрактная лексика,
  5. разговорная,
  6. слова в их прямых, конкретных значениях.

1, 2, 4, 6

Стилистика

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Выберите правильные ответы.

К словам с оттенком разговорности относятся:

  1. врач;
  2. юнец;
  3. столешница;
  4. генеральша.
  5. назойливость;
  6. радуга;
  7. исследовать;
  8. понавыписывать.

2, 4, 8

Лексика, стилистика, словообразование

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Специальными словами являются:

  1. амортизатор;
  2. скульптор;
  3. скальпель;
  4. василек.
  5. ножницы;
  6. стартёр;
  7. скалолаз;
  8. спелеология.

1, 3, 6, 8

Лексика, стилистика

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Плеоназм встречается в следующих предложениях:

  1. Премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.
  2. Первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.
  3. В последнее время отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.
  4. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания – 15 минут.
  5. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.
  6. После прохождения обучения наш центр гарантирует вам трудоустройство.

3, 4, 5

Лексика, стилистика

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Выберите правильные ответы.

Верно употреблены формы причастий в предложениях:

  1. По перрону шли хорошо одевающаяся женщина и стригущийся наголо мужчина.
  2. Все, интересующиеся этим предметом, могут прийти сегодня.
  3. Это был человек, с детства проникнувшийся любовью к поэзии.
  4. На деревьях лопнули набухающие почки.
  5. Вопрос, обсуждающийся нами, решить очень трудно.
  6. Мы сделали работу раньше намеченных сроков.

2, 6

Морфология, стилистика.

Потемкина, Т.В., Соловьева, Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 256 с.

Выберите правильные ответы.

Верно использованы деепричастные обороты в предложениях:

  1. Читая Гоголя, я обратил внимание на отрывок про птицу-тройку.
  2. Перед нами теория Раскольникова, в долгих муках рождавшаяся в его сознании, находя аргументы в окружающей жизни.
  3. Стоя на набережной Невы, мы не раз вглядывались в эту действительно прекрасную панораму.
  4. Пресытившись жизнью, на него нападает хандра.
  5. Булгаков работал над романом десять лет, так и не успев его отредактировать.
  6. Услышав ее голос, сердце у меня забилось сильнее.
  7. Совершив преступление, неминуемо жди наказания.

8) Идя по улице, у него вертелась мысль.   

1, 3, 7

Синтаксис, стилистика.

Соколова, Л.Л., Яковлева, Ю.Г. Стилистика и культура речи. Элективный курс по русскому языку 10-11 классы. – СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. – 212 с.

Срочно!!!!! Заранее спасибо

В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

Я вымыла голову хорошей шампунью. Окна были занавешены тонкой тюлью. Он уронил свой пенсне. Она высказала мне свои недовольства. В моей авторучке было красное чернило. Редактора исправили текст. У нее не было ни чулок, ни носок. Сегодня у меня совершенно нет время. В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Окно было закрыто красивым жалюзем. В таборе было много Цыганов. На вешалке висело несколько полотенцев. На завтрак бабушка напекла много оладьев. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

Срочно!!!!! Заранее спасибо

В следующих предложениях найдите ошибки в употреблении форм имен существительных и исправьте их:

Я вымыла голову хорошей шампунью. Окна были занавешены тонкой тюлью. Он уронил свой пенсне. Она высказала мне свои недовольства. В моей авторучке было красное чернило. Редактора исправили текст. У нее не было ни чулок, ни носок. Сегодня у меня совершенно нет время. В зоопарке мы видели необыкновенное шимпанзе. Окно было закрыто красивым жалюзем. В таборе было много Цыганов. На вешалке висело несколько полотенцев. На завтрак бабушка напекла много оладьев. На столе стояло шесть чашек и шесть блюдцев.

  • Он уже распелся ошибка
  • Она была отъявленная красавица ошибка
  • Он тяжело задумался поэтому глаза его так печальны ошибка
  • Она более младше его ошибка
  • Он теряет под собой землю ошибка