Она промолвила что да я посещала этот дом исправить ошибку

Помогите найти, где правильный вариант
1
а) Она промолвила, что да, я посещала этот дом.
б) Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».
2
а) «Бабушка пела мне песни» — сказал мальчик. – «Спой и ты».
б) «Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. – Спой и ты».
3
а) Он прибавил, понизив голос, «что мне было тяжело с моим товарищем».
б) Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».
4
а) Людовиг XIV говорил — «Государство — это я».
б) Людовиг XIV говорил: «Государство — это я».
5
а) Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим.
б) Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим».
6
а) «Здравствуйте, дорогие телезрители»!: — Сказала ведущая программы».
б) «Здравствуйте, дорогие телезрители!» — сказала ведущая программы.

Ответы

Автор ответа: Menestrel2





8

Ответ:1-б

2-б

3-б

4-б

5-б

хахаха, тут все «б»

Автор ответа: amirhanov05maga





4

Ответ:

1-б)

2-б)

3-б)

4-б)

5-б)

6-б)

Реально все б, я не прикалываюсь.

Интересные вопросы

Предмет: Алгебра,
автор: slivadasa11

Предмет: История,
автор: gusewalerochka

Урок  русского языка в 8 классе

«Цитата. Оформление цитат» по
учебнику Л.А. Тростенцовой

РАЗДЕЛ:  Синтаксис и пунктуация.

ТЕМА:Цитата. Основные правила цитирования,
пунктуация.

ЦЕЛЬ: 
познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления
цитат.

ЗАДАЧИ:

образовательная: формирование новых знаний и способов действий,
повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности,
эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей,
мыслительной деятельности, внимания.

ФОРМА УРОКА:традиционный урок (комбинированный).

ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение,
обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые
технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ:модельный метод (элементы ролевой игры),  метод конструирования
правил, метод ошибок,  исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, доска, карточки с примерами, сборники  пословиц,
крылатых фраз и цитат.

ХОД УРОКА:

I.Организационно-психологический этап.

1.Подготовка психологического настроя;

Предупреждение уч-ся:
за каждый правильный ответ-смайлик.
http://www.russian-hawaii.ru/4room/download/file.php?id=687/В    конце урока считаем, у кого — сколько?/

-На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Предложения с прямой
речью». /Схемы на столах/

Вопросы для
повторения
(устная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫОБУЧАЮЩИХСЯ

1) Для чего нужна прямая речь?

Передать дословно чужую речь.

2) Какие знаки препинания используются при прямой
речи?

Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и
вопросительный знаки.

3) Из каких частей состоит прямая речь?

 Слова автора и прямая  речь.

4) Когда между авторскими словами и прямой речью
ставится тире?

Когда сначала стоит прямая речь, а потом слова автора.

5) Когда между авторскими словами и прямой речью
ставится двоеточие?

Когда сначала стоят слова автора,а  потом прямая речь.

6) Расскажите об особенностях постановки знаков
завершения в прямой речи.

Вопросительный и восклицательный знаки
ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек.

2.Проверьте свои
знания на практике
:

а) карточки с
заданиями разного уровня сложности (курсивом выделены правильные ответы)

1 уч-ся

2-уч-ся

Задание: поставьте знаки препинания.

Задание: поставьте знаки препинания.

1. Нет ничего здоровее  говорил отец,  как  просыпаться  на заре.

1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей.

«Нет ничего здоровее, —   говорил отец, —  как 
просыпаться  на заре».

«Кто научил тебя этой премудрости?» — спросил
Алексей.

2. Дай мне слово сказала она,наконец,  что  ты  никогда  не будешь 
искать  меня  в  деревне.

2. Алексей спросил Ты не обманешь меня.

Алексей спросил: « Ты не обманешь меня?»

«Дай мне слово, —  сказала она, наконец, —   что 
ты  никогда  не будешь  искать  меня  в  деревне».

Задания выполняются у доски.          

б) Работа со слайдами №1-4/самопроверка, ошибка в предложении№1/

II.Этап постановки темы, цели и задач урока:

Задачи:

1.    
организовать и
целенаправить познавательную деятельность учащихся;

2.    
показать значимость
изучения нового материала;

3.    
поставить перед учащимися
учебную проблему.

Правила, изучаемые
на уроках обязательно, пригодятся в жизни.

1.Блиц-опрос
класса
(фронтальная работа).

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1)Где и когда нам потребуются знания правильного
оформления прямой речи?

Сочинение, доклад, реферат, научная работа.

2) Какую функцию
выполняют предложения с прямой речью в  текстах?

Речь героев в художественных произведениях или цитаты.

3) Что такое
цитата?

Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь,
переданная дословно.

4) Для чего
нужны цитаты?

В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо
факта, мнения, утверждения.

Вывод:

Надо знать основные правила цитирования.

Поэтому цель нашего урока – (обучающиеся называют цель
самостоятельно
)-  освоить основные правила цитирования.

III.Этап организации восприятия и осмысления
новой информации.

Постараемся применить на практике первое
правило
: цитата должна быть точной. Очень часто  в своих сочинениях
и других работах  учащиеся  нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не
подходящие по смыслу.

1.Ролевая игра: вы — студент вуза, успешно сдавший  год назад ЕГЭ.
Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым
предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.

Подберите цитату для речи (работа с карточками):

Начните работу с определения  того, какой смысл должен быть у цитаты.

Совместная проверка.

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

(работа обучающихся)

1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека».
Герцен

Цитата не подходит, так как она  относится к другой
теме.

2) «Хочешь быть счастливым?  Выучись сперва  страдать». И.С. Тургенев

Цитата не подходит, так как она относится к другой
теме.

3) «Ты можешь,
потому что ты должен».    Кант

Цитата подходит, так как напоминает об ответственности,
долге, а также придает веры в свои силы: «Ты можешь…»

4) «Порой и мудрецу
расчет глупцом прикинуться».  Эсхил

Цитата не подходит, так как она относится к другой
теме.

5) «Умный в гору не
пойдет, умный гору обойдет». Пословица

Эта цитата скорее навредит, так как  может быть
понята как призыв к поиску возможности избежать испытания.

6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе
жестоки».

                                                 
Лессинг

Цитата слишком жесткая, но может быть использована с
объяснением ее смысла.

Проблемный вопрос:  Каким требованиям должна соответствовать цитата
для данной темы?

У цитаты, необходимой для указанной темы,
должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей.

2.Работа с учебником. Чтение учебника,упр.№ 405

3.РЕЛАКС-МИНУТА: Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох и
подумали о чем-то хорошем/шум моря и крики чаек/-2 минуты

Рассмотрим на практике соблюдение второго 
правила.
  Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но 
использовать ее нельзя по  этическим или стилевым  нормам.

Ролевая игра: Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире
сложная ситуация.  Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит
перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против
войны, подобрать точные и уместные  аргументы.

Подберите цитату для речи (работа по карточкам): Работа в парах.

Взаимопроверка, самооценка.

ЦИТАТА

АНАЛИЗ

«Война не терпит  никаких возражений. Оружие и законы не уживаются
друг с другом».

                      Кай Юлий Цезарь

Цитата точная, но она слишком агрессивна. Ее автор
известен как великий завоеватель.

Не подходит.

«На армию я всегда смотрел, как на  сборище  актеров героического
амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми».

                      Джеймс Олдридж

Эта цитата, скорее всего, покажется оскорбительной.
Не подходит.

«Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе».

                         Булат Окуджава

Цитата точная, но она не будет уместной, так как
слишком поэтична. Не  подходит.

«Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно  будет».

                   Наполеон Бонапарт

Цитата может быть использована только в качестве
опровержения.

«Самый великий маршал тот, кто не начнет войны». 

                   Ярослав Смеляков

Цитата точна и  уместна.

Подбирая цитату, нужно учитывать  назначение текста
(речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.

Третье
правило
цитирования: «Цитата
должна быть короткой».

Представьте, что я
беру у вас интервью. Очень коротко ответьте на вопрос: «Почему цитата должна
быть короткой?»

Ответы:

·       
Легче запоминается.

·       
Легче воспринимается.

·       
Показывают умение точно
выражать свою мысль.

·       
«Краткость – сестра
таланта». А.П. Чехов

·       
Быстрее «попадают в цель».

В русском фольклоре, так же  как в любом фольклоре, много мудрых
высказываний, созданных народом – пословиц. Вы, наверное, знаете, что  речь
талантливых людей  изобилует пословицами, крылатыми  фразами. Таких людей
интересно слушать, их речь привлекает внимание,  запоминается. И пословицы, и
крылатые фразы  имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его
память, но говорят о его эрудиции
,
 находчивости, грамотности.

Давайте проверим,  знаете ли вы русские пословицы, тем более что они
вполне могут быть процитированы в сочинении в качестве примера или аргумента.
Существуют  сборники русских пословиц, в которые полезно иногда заглядывать.

Задание: Все разрезано по фразам,нужно найти свою половинку.

·       
Капля камень точит.

·       
Ученье – свет, а неученье
тьма.

·       
Тише едешь – дальше будешь.

·       
Родная земля – мать, а
чужая – мачеха.

·       
Век живи — век учись.

Очень короткие, но емкие по смыслу строчки из художественных
произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и 
используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы?.
Устная работа.

Примеры:

·       
«Счастливые часов не
наблюдают». А.С. Грибоедов

·       
«Чем меньше женщину мы
любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин

·       
«Красота спасет мир».
Ф.М. Достоевский

·       
«А воз и ныне там».
И.А. Крылов

·       
«Ты навсегда в ответе
за тех, кого приручил».  Антуан де Сент-Экзюпери

Существует много мудрых  высказываний, собранных  в отдельных книгах.
Там они  распределены по тематике или по авторству.

IV. Этап творческогоприменения знаний, освоение способов
деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных
знаний и умений.

Задачи:

1.      
научить применять знания,
сформированные задания в переформулированных вопросах;

2.      
организовать деятельность
учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;

3.      
использование творческой
деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих
по-новому взглянуть на ранее изученное.

Задание: Исправь ошибку!  Карточки с примерами. Все цитаты представлены на
экране. / Уч-ся подходит и исправляет ошибки, каждому по 3 предло

жения/

Пример с ошибкой

Правильный вариант

1

Она промолвила, что да, я посещала этот дом.

Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».

2

«Бабушка пела мне песни» — сказал мальчик. – «Спой и ты».

«Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. – Спой и ты».

3

Он прибавил, понизив голос, «что мне было  тяжело  с моим 
товарищем».

Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».

4

Людовиг  XIV говорил —  «Государство — это я».

Людовиг  XIV говорил:   «Государство — это я».

5

Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им
самим.

Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной
им самим».

6

«Здравствуйте, дорогие телезрители»!: —  Сказала ведущая  программы».

«Здравствуйте, дорогие телезрители!» —  сказала ведущая  программы.

V. Этап обобщения изучаемого на уроке и
введение его в систему ранее усвоенных знаний.

        Задачи:

       1. выделить основное и сформулировать выводы;

       2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;

       3. выделять мировоззренческие идеи;

       4. установить причинно-следственные связи между понятиями.      

Сегодня на уроке мы повторили правила цитирования, которые вам
обязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках по
другим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни.

Вопросы классу (фронтальная работа):

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Перечислите
основные правила цитирования.

Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная
пунктуация.

Какие знания необходимы человеку, чтобы  правильно использовать и
написать цитату?

Эрудиция, знание  синтаксиса, пунктуации, правил цитирования.

Для чего нужны цитаты в тексте?

Для аргументации, примера.

Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить
нужную цитату?

Много читать, знать русский язык.

VI. Этап контроля за результатом учебной
деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.

         Задачи:

1.    
стимулировать класс к
овладению рациональными приемами обучения и самообразования;

2.    
выявить качество и уровень
знаний
;

3.    
обеспечить коррекцию
знаний;

Чтобы понять, как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем небольшую творческую
работу
. Прочитайте предложенный текст, согласитесь или не согласитесь с
утверждением автора, подтвердите свое мнение цитатой.

Текст представлен
на экране.

ТЕКСТ:

Ты, оставивший в мире злодейства печать,

Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.

Не надейся: вовеки не будет прощенья,

Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.

Абу Али ибн Сина
(Авиценна)

Полагают, что надо уметь прощать.

·       
«Некто спросил:
«Правильно ли говорят, что за зло надо платить добром?» Учитель сказал: «А чем
тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро –
добром». Конфуций

·       
«Справедливость
проявляется в воздаянии каждому по заслугам».  Цицерон

·       
«Нельзя прощать тем,
кто не умеет прощать». Ф. Ницше

·       
«Прощайте, и прощены
будете» Евангелие от Луки

·       
«Мы все хотим быть
прощены с той же силой, с какой не хотим прощать остальных». Лорин Хилл

·       
«За преступлением
следует наказание». Гораций

·       
«Безнаказанность бывает
лишь временной» Сенека

VII. Этап подведения итогов урока, рефлексии.

       Задачи:

             1.  дать возможность обучающимся оценить важность и
нужность  

                  изученного материала, свою работу на уроке;

             2. дать анализ и оценку успешности достижения цели;

             3. наметить перспективу дальнейшей работы.

1.Попросить уч-ся сдать учителюсмайлики.

2.Подводим итоги.

3.Подсчет кол-васмайликов, оценки.

Вербальная рефлексия.

Вопрос:

Каков результат учебной деятельности на уроке?

(Обучающиеся высказывают свое мнение)

Высказывания обучающихся:

* Темы, которые мы изучали и повторяли сегодня, позволят нам грамотно
использовать цитаты в  речи и письменных работах.

* Теперь я знаю, как правильно выбрать и оформит цитату.

* Полученная сегодня на уроке информация поможет мне  при написании
докладов, рефератов, сочинений.

Перспектива дальнейшей работы.

(Объявляет учитель)

На следующем уроке нам предстоит работать над сочинением по заданию
теста, у вас появится возможность применить ваши знания  правил цитирования
на практике.

Оценки

(Объявляет учитель)

Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки
за работу по карточкам.

1.

2.

3.

4.

5.      

6.

Помогите найти, где правильный вариант
1
а) Она промолвила, что да, я посещала этот дом.
б) Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».
2
а) «Бабушка пела мне песни» — сказал мальчик. – «Спой и ты».
б) «Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. – Спой и ты».
3
а) Он прибавил, понизив голос, «что мне было тяжело с моим товарищем».
б) Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».
4
а) Людовиг XIV говорил — «Государство — это я».
б) Людовиг XIV говорил: «Государство — это я».
5
а) Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим.
б) Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим».
6
а) «Здравствуйте, дорогие телезрители»!: — Сказала ведущая программы».
б) «Здравствуйте, дорогие телезрители!» — сказала ведущая программы.

Ответ:

1. «Курс лечения мне необходим, — заметил Николай Артемьевич, — у меня печень не в порядке».

Николай Артемьевич заметил, что курс лечения ему необходим, потому что у него печень не в порядке.

2. «Я тебя не понимаю,» — проговорил Берсенев.

Берсенев сказал, что не понимает его (меня).

3. «Мне совестно,» — шепнула Елена.

Елена прошептала, что ей совестно.

4. «Я никакого известия не получил, — возразил Инсаров, — но, по моим соображениям, мне нельзя здесь оставаться».

Инсаров возразил, что никакого известия не получил, но, по его соображениям, ему нельзя здесь оставаться.

5. «Мне незачем хитрить, — промолвила она. — Да, я посещала этот дом».

Она промолвила, что ей незачем хитрить, и призналась, что посещала этот дом.

Объяснение:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЦИТИРОВАНИЯ

Цитаты или дословно приведённые выдержки из высказываний и сочинений разных авторов являются разновидностью чужой речи. Знания правильного оформления чужой речи, в частности цитат, требуются при подготовке докладов, рефератов, научных работ, при написании сочинений. Цитаты необходимы в качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения. Также умение цитировать необходимо при написании части С1 итоговой аттестации, для этого важно включать в работу упражнения по формированию навыков цитирования.

Основных правил цитирования пять, следовательно, упражнения должны быть направлены на закрепление всех пяти правил:

  1. Точность
  2. Уместность
  3. Необходимость
  4. Минимальный объем
  5. Правильная пунктуация

Очень часто  в своих сочинениях и других работах  учащиеся  нарушают первое правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу. В данном случае можно предложить детям ролевую игру. Описываем ситуацию и условие и раздаём карточки с подборкой цитат. Дети должны определить, какая цитата подходит под условие. Например:

Вы — студент вуза, успешно сдавший  год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.

Необходимо подобрать цитату для речи и верно оформить её на доске:

«Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен

 «Хочешь быть счастливым?  Выучись сперва  страдать». И.С. Тургенев

«Ты можешь, потому что ты должен». Кант

«Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться».  Эсхил

«Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица

 «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки». Лессинг

     Важно обратить внимание детей на алгоритм работы, на её начало и формулировку определения  того, какой смысл должен быть у цитаты. И именно с этого начинать проверку предложенных вариантов.

Этим же методом можно укреплять на практике соблюдение второго  правила.  Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но  использовать ее нельзя по  этическим или стилевым  нормам. И в части С1 единого государственного экзамена одним из критериев является отсутствие этических ошибок.

Пример:

Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация.  Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные  аргументы.

Подберите и правильно оформите цитату для речи из предложенных (на карточках):

1) Жалкий  человек!

Чего он хочет!…небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

М.Ю. Лермонтов

2) «Война не терпит  никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом». Кай Юлий Цезарь

3) «На армию я всегда смотрел, как на  сборище  актеров героического амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми». Джеймс Олдридж

4) «Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе». Булат Окуджава

5) «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно  будет». Наполеон Бонапарт

6) «Самый великий маршал тот, кто не начнет войны».  Ярослав Смеляков

Анализ цитат в карточках можно проводить письменно и организовать работу и взаимопроверку по парам. Важно обратить внимание детей на то, что подбирая цитату, нужно учитывать назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.

Когда пишется рецензия или сочинение по тексту (как в ЕГЭ), уместно использовать цитаты из самого текста. В этом случае хорошо использовать упражнения, направленные на самостоятельный подбор цитаты для сочинения из текста. Для этого следует подготовить несколько вариантов текстов и небольших сочинений к ним. Работу можно проводить также по вариантам, как самостоятельную. Например:

Даны исходный текст и сочинение (все небольшого объема).

Задача обучающихся – добавить в сочинение цитату из исходного текста.

Варианты даны в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Текст

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                            Ф.И. Тютчев

Сочинение

В этом стихотворении Ф.И. Тютчев говорит о природе как о живом существе, у которого есть душа. Поэт утверждает, что окружающий нас мир  одухотворенный, гармоничный, постоянно развивающийся, имеющий  свой язык, свои чувства, главное из которых – любовь.

Добавление цитаты

Ключ: Нет необходимости в цитировании, так как даже частичное цитирование повторит слова сочинения, цитата не будет оправдана.

Таблица 2

Текст

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

                                                       Ф.И. Тютчев

Сочинение

В понимании Ф.И. Тютчева Россия — необычная страна, в которой всё и все руководствуются не разумом, а чувством, инстинктом. Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.

Добавление цитаты

Ключ: Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с «особенной статью»,   непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.

 ИЛИ

Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, которую «аршином общим не измерить».

Результаты можно проверить в виде дискуссии: обсуждение  вариантов, обмен мнениями, примерами.

В требованиях к части С1  ЕГЭ  есть следующее: «Избегайте чрезмерного цитирования».  Это значит: не нужно использовать большое количество цитат и включать в текст сочинения большие цитаты. Четвертое правило цитирования: «Цитата должна быть короткой» можно отрабатывать, используя в упражнениях пословицы и крылатые фразы. И пословицы, и крылатые фразы  имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции,  находчивости,  грамотности. Можно проводить маленькие разминки в течение урока, когда учитель начинает фразу, а ученики должны её закончить. Таким образом, у детей сформируется базовый набор коротких выражений, пословиц, и будет меньше затруднений при написании сочинений.

Например:

Ученье — свет, а (неученье —  тьма)

Тише едешь — (дальше будешь)

Родная земля – мать, а (чужая — мачеха)

Век живи — (век учись)

 «И дым отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов

«Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин

«Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский

«А воз и ныне там». И.А. Крылов

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Антуан де Сент Экзюпери.

Правила пунктуации при оформлении разных цитат можно повторять в виде такого упражнения: работа на доске и в тетрадях. Учитель называет вид цитаты, один ученик рассказывает правила оформления цитаты, другой пишет на доске схему. Проверяющие — весь остальной класс. Пример дан в Таблице3.

Таблица 3

Вид цитаты

Правила оформления

(называется обучающимися)

Схема

(выполняется обучающимися)

 Полная цитата

Пунктуация как при прямой речи.

А: «Ц».

Неполная цитата

Пунктуация как при прямой речи, где многоточие указывает на пропуск слов.

А: «…ц….».

Частичное цитирование

Цитата —несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках.

…… «ц»…….

Стихотворная цитата

Пишется без кавычек, в центре  страницы, каждая строка с прописной буквы.

А:

       Ц,

       Ц –

       Ц

       Ц.

Формированию правописных пунктуационных навыков при цитировании способствуют творческие задания, такие, где требуется исправить ошибку. Упражнения можно выполнять индивидуально, подготовив карточки с примерами. Примеры представлены в Таблице 4.

Таблица 4

варианта

Пример с ошибкой

(задание варианта)

Правильный вариант

(ответы обучающихся)

1 вариант

Она промолвила, что да, я посещала этот дом.

Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».

2 вариант

«Бабушка пела мне песни» — сказал мальчик. — «Спой и ты.»

«Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. — Спой и ты».

3 вариант

Он прибавил, понизив голос, «что мне было  тяжело  с моим  товарищем».

Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».

4 вариант

Людовиг  XIV говорил —  «Государство —  это я».

Людовиг  XIV говорил:   «Государство— это я».

5 вариант

Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим.

Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим».

6 вариант

«Здравствуйте, дорогие телезрители»!: —  Сказала ведущая  программы.»

«Здравствуйте, дорогие телезрители!» — сказала ведущая  программы.

Самая распространенная форма цитаты — прямая речь. Поэтому для формирования правописных пунктуационных навыков при оформлении цитат подойдут и упражнения, используемые при изучении прямой речи. Можно использовать тот же материал, однако отдавать предпочтение следует творческим заданиям и заданиям с повышенной сложностью, для развития в детях большей самостоятельности.

Если рассматривать схематические диктанты, то можно взять два-три известных высказывания и зашифровать их в схеме-ребусе, используя картинки (смайлы или стикеры) из современных электронных средств коммуникации, например:

красота спасёт мир

Достоевский писал: «Красота спасёт мир».

счастливые

«Счастливые часов не наблюдают», — писал Грибоедов.

Подобные упражнения подходят и для уроков-викторин по теме, но при этом требуют значительных временных затрат для подготовки со стороны учителя.

Как и при изучении пунктуации других способов передачи чужой речи, при формировании навыков цитирования важно использовать несколько видов упражнений, постепенно повышая уровень сложности. Такой подход к изучению поможет развить в детях пунктуационную зоркость, расширит активный словарный запас для дальнейшего уверенного его использования при написании творческих работ и выполняя задания итоговой аттестации.

  • Она проговорила что не могу как я могла так жить раньше исправить ошибку
  • Она приготовила сытный завтрак ошибка
  • Она прекрасный учитель речевая ошибка
  • Она прекрасная педагог найти ошибку
  • Она писала дочери что ей следует приехать ошибка