Описывание характера продажничество беспросвет это ошибка

Синтаксические
нормы предписывают правильное построение
основных синтаксических единиц —
словосочетаний и предложений. Эти нормы
включают правила согласования слов и
синтаксического управления, соотнесения
частей предложения друг с другом с
помощью грамматических форм слов с той
целью, чтобы предложение было грамотным
и осмысленным высказыванием. Нарушение
синтаксических норм имеется в следующих
примерах: читая ее, возникает вопрос;
Поэме характерен синтез лирического и
эпического начал; Выйдя замуж за его
брата никто из детей не родился живым.

Примеры нарушений
синтаксической нормы:

1. Нарушение
согласования в сложноподчинённом
предложении с сочетаниями тот, кто…;
те, кто…

Те, кто сидели на
берегу реки, не раз испытывали ни с чем
не сравнимое блаженство.

Норма: Те, кто сидел
на берегу реки, не раз испытывали ни с
чес не сравнимое блаженство.

2. Нарушение
согласования в модели: определяемое
слово + причастный оборот:

Одним из традиционных
видов прикладного искусства, существующим
с древности, является резьба по дереву.

Норма: Одним из
традиционных видов прикладного искусства,
существующего с древности, является
резьба по дереву.

3. Нарушение
согласования: главное слово существительное
+ несогласованное определение:

В картине Остроухова
«Золотой осени» лес словно яркий весёлый
ковер с нарядным орнаментом.

Норма: В картине
Остроухова «Золотая осень» лес словно
яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.

7.Словообразование. Словообразовательная норма.

Словообразоваание
— образование новых слов (дериватов)
от однокорневых слов и возникшее в
результате этого формально-семантическое
соотношение между дериватом и его
производящим словом. Например: профессор
→ профессорский, работа → работник.

Словообразовательные
нормы определяют порядок соединения
частей слова, образования новых слов.

Словообразовательной
ошибкой является употребление
несуществующих производных слов вместо
существующих производных слов с других
аффиксом, например: описывание характера,
продажничество, беспросвет, произведения
писателя отличаются глубизной и
правдивостью.

8.Акцентологическое и логическое ударение.

Логическое (или
смысловое) ударение — это опора мысли,
как говорил К. С. Станиславский, — это
«указательный палец», который выделяет
главное слово в фразе или группу слов
в предложении. Логические акценты
расставляются в зависимости от цели
высказывания, от главной идеи всей темы
и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ»,
«ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится
логическое ударение, выделено прописными.

Логическое ударение
чаще всего достигается повышением или
понижением тона — тональное ударение.
Иногда слово или группа слов в предложении
выделяются с помощью логических пауз
перед выделяемым словом, после него или
двумя паузами: до и после выделяемого
слова.

Акцентологические
нормы.

Ударение — это фонетическое выделение
элемента высказывания. Это суперсегментное
понятие, соотносящееся с разными
структурами языка. Так, ударение может
быть словесным (выделяется ударный
слог), синтагматическим (слово в синтагме)
и фразовым. Выделение необходимого
компонента производится при помощи
увеличения интенсивности звучания
(динамическое ударение), высоты голосового
тона (музыкальное) или выделением долготы
ударного слога (количественное).
Акцентологические (связанные с постановкой
ударения) ошибки иногда можно исправить,
зная лишь ограниченный набор слой, где
такие ошибки могут возникнуть как
следствие неустоявшейся нормы. Возможность
неверного выбора ударения обусловливается
и влиянием повседневного слово¬употребления,
связанного с законом экономии речевых
усилий и нередко противоречащего
принятой норме. Перечень слов с возможными
акцентологическими затруднениями
приводится в конце параграфа. Подвижность
русского ударения — возможность его
раз¬личной постановки в словоизменительной
парадигме (новости — новостей; стол —
столы); разноместность — возможность
разных слогов и морфем быть ударными,
причем даже в структурно одноплановых
словах (деревянный — глиняный —
стальной). В чешском и немецком языках
ударение стоит обычно на первом слоге,
в польском — на предпоследнем, во
французском — на последнем слоге. В
сложных словах — тех, которые имеют
несколько корней, — в том числе
сложносоставных и сложнослитных,
выделяющихся особым графическим обликом
(постановкой дефиса между компонентами),
бывает основное ударение и побочное. В
словах «самолет», «теплоход», «газопровод»,
«гермошлем» основное ударение падает
на второй корень (на последний слог), а
побочное — на первый. Изменение написания
слова отражает трансформации в его
значении и постановке ударения. Так,
писалось когда-то «пионервожатый», что
означало относительное равноправие
компонентов (пионер и вожатый в одном
лице), а побочное ударение предполагало
почти ту же силу звучания, что и основное.
Графический облик изменился: теперь
пишут «пионервожатый», первая часть
стала усечением слова «пионерский»,
появилось отношение согласования, что
привело к установлению отчетливого
основного и почти не воспринимающегося
побочного ударения, которое слабо
выделяется звучанием. Не установилось
единой орфографической модели слова
«скаут-лидер» («скаутлидер»); характер
написания предполагает различный смысл
{скаут-лидер — скаут и лидер одновременно;
скаутлидер — скаутский лидер) и различное
соотношение основного и побочного
ударения. Постановка ударения меняется
с развитием языка — может быть, более
стремительно, чем нормы остальных
грамматических уровней. Так, словарь
Даля предлагает двоякое ударение в
словах «конкурс», «автограф», «библиотека»,
«вишнёвый». Ударение на втором слоге в
слове «компас» (у В. И. Даля — единственно
приемлемое, а сегодня — профессиональное)
соответствует итальянскому; немецкий
канал заимствования предполагает
ударение на первом слоге, нормативное
сегодня. В словах, когда-то звучавших
как «блеять», «кренить», «клеить»,
«кладбище», место ударения за прошедшее
столетие изменилось. В XVIII веке
акцентологические нормы тем более
отличались от современных. Чтобы избежать
«польского или низкого влияния», А. А.
Барсов рекомендует ставить ударение
так: страны, сестры (им. п. мн. ч.),
общественное, россияне, должны, издал,
— ориентируясь на такие факторы, как
церковный канон, гражданская печать и
имеющиеся словари. Множество
акцентологических изменений произошло
и в XX столетии. Несколько десятилетий
назад слова «доллар» (подтверждение —
фильм «Начальник Чукотки») и «побасенка»
(см. фильм «Весна», в котором по поводу
этого слова происходит интересный
диалог на киностудии) произноси¬ли с
ударением на втором слоге; «лыжня» имело
ударение на первом, теперь эти слова
произносят иначе. Д. Н. Ушаков в слове
«агентство» допускает два варианта
ударения. В фильме «Дело Румянцева»
(1955) произносят с ударением на первом
слоге, т. е. в английском орфоэпическом
варианте, слова «шофер» и «вахтер».
Сегодня французский вариант, а имен-но
из французского было заимствовано слово
«шофер» (пере-вод — «кочегар»), нормативен,
и ударение ставится на втором слоге.
Совсем недавние словари (1980-е гг.) давали
нормы «битум», «базилика»; последние
справочные издания или предлагают два
варианта ударения, или фиксируют его
соответственно лишь на первом и втором
слогах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема: Культура речи. Нормы русского литературного языка

Цели урока:

1) Раскрыть значение культуры речи.

2) Усвоить понятие “норма современного русского языка”.

3) Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную.

4) Формировать навык в использовании нормированной речи.

5) Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка.

6) Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Оборудование: компьютер, проектор;мультимедиа-презентация игры «Самый умный»; раздаточный материал с тестами.

Эпиграф к уроку:

«Для интеллигентного человека 
дурно говорить так же неприлично, 
как не уметь читать и писать». 
А. П. Чехов

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. Исследователи русского языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в нашей стране:

1) отступления от норм русского литературного языка, вульгаризация русской речи;

2) воздействие на русский язык американского варианта английского языка, что отражается в СМИ, рекламе, массовой культуре.

Все это может привести к разрушению языка. Чтобы не дать нашему языку деградировать и исчезнуть, мы должны заботиться о нем, соблюдая речевые нормы.

Тема нашего урока сегодня: «Культура речи. Нормы русского литературного языка».  Целью нашего урока является – обобщить и закрепить ваши знания по различным разделам языкознания, связанным с речевыми нормами – орфоэпией, лексикой, словообразованием, грамматикой – морфологией и синтаксисом. А работать мы будем в форме любимой вами игры «Самый умный».

Класс делится на 5 команд, каждой соответствует определенное цветовое обозначение (оно необходимо для подсчета баллов и для игры во 2 туре по цветным ячейкам): красный, синий, желтый, голубой, розовый.

В начале игры команды отвечают на задание «Дешифровщик». Таким образом определяется порядок выступления команд. В первом туре команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Во втором туре порядок участия команд определяется по количеству баллов первого тура. Каждому цвету ячеек соответствует определенный раздел: красный – орфоэпические нормы, синий – лексические нормы, желтый – словообразовательные нормы, голубой – морфологические нормы, розовый – синтаксические нормы. Команды выбирают ячейки своего цвета (за правильный ответ – 1 балл, за ответ на вопрос соперника – 2 балла). 

2. «Самый умный». 1 тур

  1. Какая речь считается правильной? Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка. 
  2. Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
  3. Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.
  4. Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации? Орфоэпические
  5. Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением? Лексические
  6. Какие нормы русского языка отражают правила образования слов?  Словообразовательные
  7. Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи?  Морфологические
  8. Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений? Синтаксические
  9. Произнесите правильно слово ДИСПАНСЕР  диспансе’р [сэ]
  10. В каком слове ударение падает на второй слог: КИЛОМЕТР  ПОЗВОНИМ ХОДАТАЙСТВО?  ходАтайство 
  11. Расставьте ударение в словах: БАЛОВА′ТЬ МАРКИРОВА′ТЬ ПРЕМИРОВА′ТЬ
  12. В каком случае синоним подобран неверно:
    1) ринуться – устремиться
    2) ревизия — пересмотр, изменение
    3) превратный — решающий, поворотный 
  13. Какая норма нарушена в следующих примерах: стадо зайцев, под гнетом гуманности, костяной тип мышлениялексическая
  14. Исправьте ошибку в предложении «Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова». Вследствие (из-за) наводнения…
  15. Какая норма нарушена в следующих примерах: описывание характера, продажничество, беспросветсловообразовательная
  16. Исправьте словообразовательные ошибки: подчерк, уклонство, полность.  Почерк, уклонение, полнота
  17. В каком из примеров нарушена морфологическая норма:
    1) черная вуаль
    2) царящиеся порядки  
    ˅
    3) красивейший цветок
  18. Исправьте грамматическую ошибку в предложении «Сегодня она пела более лучше, чем вчера».  Пела лучше…
  19. Выберите правильный вариант продолжения предложения:
    Уезжая с дачи,
    1) все двери были заперты.
    2) родители закрыли все двери.  
    ˅
  20. Исправьте ошибку в предложении «Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым».  Когда она вышла замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

«Самый умный». 2 тур
1. В каком слове ударение падает на первый слог?

понявший

брала

свекла    свЁкла

2. В каком предложении выделенное слово употреблено в несвойственном ему значении?

1) Чукотка издавна считается традиционной ЖИТНИЦЕЙ народов Севера.

2) Средства массовой информации ДИСКУССИРУЮТ о президентских выборах. 
3) Мои друзья-однокурсники считались наиболее активными 
ЗАЧИНЩИКАМИ добрых традиций и интересных дел.  ˅

3. Найдите и исправьте словообразовательную ошибку в предложении:

“Музыка помогает человеку почувствовать всё очаровательство природы”.  (очарование)

4. Найдите и исправьте морфологическую ошибку:

«В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние договора».

договорЫ

5.  В каком слове ударение падает на второй слог?

засветло

некролог

модерновый      модЕрновый
6.  Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок:

1) Он не преступник, он стал несчастным жертвой обстоятельств.

2) Цветок быстро увянул.

3) Книга открыта на пятисот пятой странице.    ˅   

7. Какие предложения построены неправильно:

1) Посмотрев в глаза дочери, мама всё поняла.

2) Беседуя с другом, ему позвонили.           ˅

3) Уехав в другой город, его мечта не изменилась.          ˅

4) Заметив друзей, мы подошли к ним.

8. В каком примере неверно указано лексическое значение?

1) Изразец — плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей.
2) Фатальный — нужный, насущно необходимый.        
˅

3) Позерство — привычка гримасничать.

9. Исправьте словообразовательную ошибку в предложении:

«С детства у нее были приклонности к музыке». (наклонности)

10.В каком предложении вместо слова АБОНЕМЕНТ нужно употребить АБОНЕНТ?

1) Приобретённый абонемент стоил очень дорого.

2) Завтра я планировал получить заказанный абонемент, а потом пойти в школу.

3) Сергеев вообще был абонементом добросовестным, вовремя платил за телефон.   ˅

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) упрочЕние             2) красивЕйший

3) создалА                 4) протОренный

12. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) КОМАНДИРОВАННЫЙ в соседнюю страну спецпредставитель ООН встретился с министром иностранных дел.

2) Письмо было доставлено АДРЕСАТУ через 14 дней.

3) Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.             величавая

13. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дозвонИтся             2) красИвее

3) каталОг                    4) сОзыв

14. Исправьте грамматические ошибки в следующих примерах:

1) С ихней девочкой                     с их

2) Красивые торта                        торты

3) К восьмиста ученикам             восьмистам

15. В каком примере не допущена словообразовательная ошибка:

1) общественный устрой

2) просторечные слова   ˅

3) оплошки героев

4) проявлять упорность

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) Около восьмисот человек

2) Эти ягоды слаще

3) Ложите на полку         ˅ (кладите)

4) Обоих деревьев

17В каком предложении допущена словообразовательная ошибка?

1) Надо понять, что все это не зря делалось.

2) Бороться с нахальством трудно. 

3) Вызывает уважение неколебимость характера героев.     ˅  (непоколебимость)

4) Взяточничество – бич нашего времени. 

18. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) Говорили о вас

2) Моложе брата

3) Более пятидесяти рублей

4) Рисунок более красивее    ˅

19. Укажите пример с грамматической (синтаксической) ошибкой:

1) Рецензия на книгу должна быть сдана через два дня.

2) В сочинении было хорошо описано про характеры героев.     ˅

3) Трудно иметь дело с человеком, про которого известно, что он настоящий ханжа.

20. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1) ГОРДЫНЯ за свой народ, за свою землю помогала нам выдержать самые тяжелые испытания.    (гордость)

2) Многие современные школьники думают, что дворяне вели ПРАЗДНУЮ жизнь.

3) В ходе расследования установлены ЕДИНИЧНЫЕ  факты продажи поддельной продукции.

21Укажите предложение без грамматической (синтаксической) ошибки:

1) Прочитайте списки абитуриентов, успешно сдавших экзамены.   ˅

2) Старшеклассники интересуются и посещают дни открытых дверей в вузах.

3) Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма. 

22. Исправьте словообразовательные ошибки:

1) По асфальтной дорожке;          асфальтовой

2) Главной чертой России всегда было чинопочитательство;        чинопочитание

3) Испытал стыдство за бедный вид матери.              стыд

23. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Вернувшись из путешествия,

1) нам рассказали много интересного.

2) друга ждали новые заботы.

3) друг рассказал нам много интересного.          ˅

4) книга была закончена.

24. В каком слове ударение падает на первый слог?

банты     ˅ бАнты

верна

дефис

сироты

25. Укажите грамматически правильное продолжение предложения:

Осознавая свои ошибки,

1) это обогащает опыт каждого.

2) может обнаружиться неожиданное решение.

3) накапливается жизненный опыт.

4) человек не повторит их в дальнейшем.   ˅

3. Анализ допущенных учащимися ошибок. Работа над ошибками.

4. Выполнение тестовых заданий (задания типа А1-А5 ЕГЭ).

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал и дневники.

6. Домашнее задание: в сборниках типовых тестовых заданий прорешать задания А1-А5; повторить стили речи и их особенности.

Языковые нормы(нормы литературного языка, литературные нормы) — это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма — это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как:

  • -соответствие структуре языка;
  • -массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих людей
  • -общественное одобрение и признание.


Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом — они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

К основным источникам языковой нормы относятся:

  • -произведения писателей-классиков;
  • -произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
  • -публикации средств массовой информации;
  • -общепринятое современное употребление;
  • -данные лингвистических исследований.

Характерными чертами языковых норм являются:

  • относительная устойчивость;
  • распространенность;
  • общеупотребительность;
  • общеобязательность;
  • соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.


Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций — культурную.


Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в


процессе общественной коммуникации.


Нормированность речи — это ее соответствие литературно-языковому идеалу.

В литературном языке различают следующие типы норм:

    • нормы письменной и устной форм речи;
    • нормы письменной речи;
    • нормы устной речи.


К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:

  • — лексические нормы;
  • — грамматические нормы;
  • — стилистические нормы.


Специальными нормами письменной речи являются:

  • — нормы орфографии;
  • — нормы пунктуации.


Только к устной речи применимы:

  • — нормы произношения;
  • — нормы ударения;
  • — интонационные нормы.


 Императивные и диспозитивные (вариантные) нормы  


Языковые нормы, особенно нормы такого развитого литературного языка, как русский язык, – это явление сложное и многоаспектное, отражающее и общественно-эстетические взгляды на слово, и внутренние, не зависимые от вкуса и желания говорящих закономерности языковой системы в ее непрерывном развитии и совершенствовании.


В то же время культура речи предполагает соблюдение этих норм с разной степенью обязательности, строгости, отмечаются колебания норм, что отражается на оценке речи, которая происходит по шкале правильно/допустимо/неправильно. В связи с этим принято различать два типа норм императивные (обязательные) и диспозитивные (восполнительные). Нарушения императивных и диспозитивных норм могут быть осмыслены как грубые и негрубые.

Императивные нормы в языке – это обязательные для реализации правила, отражающие закономерности функционирования языка. Примером императивных норм являются правила спряжения, склонения, согласования и т. п. Такие нормы не допускают вариантов (невариативные нормы), и любые другие реализации расцениваются как неправильные, недопустимые. Например: алфавИт (не алфАвит), прИнял (не принЯл), курица (не кура), благодаря чему (не благодаря чего).

Лингвисты отмечают, что варьирование нормы – это объективное и неизбежное следствие языковой эволюции. Наличие вариантности, т. е. стадии сосуществования старого и нового качества, с их точки зрения, даже полезно, целесообразно: варианты позволяют привыкнуть к новой форме, делают изменение нормы менее ощутимым и болезненным, (например, волнАм – вОлнам, Искристый – искрИстый, трАвниковый – травникОвый). Эти варианты охватывают разные уровни языка: существуют варианты нормы орфоэпические (будни[ш]ний и будни[ч’]ный), морфологические и словообразовательные (спазм муж. род и спазма жен. род, проказить и напроказничать), варианты грамматических форм (чаю и чаякаплет и капает), синтаксические варианты (исполненный чем и исполненный чегожду письмо и жду письма).

Варьирование формы – это не постоянное свойство конкретных языковых единиц. Колебание продолжается более или менее длительный период, после чего варианты расходятся в значениях, приобретая статус самостоятельных слов. Например, в прошлом необразованного человека (невежду) можно было назвать и невежей. (У И. А. Крылова: Невежи судят точно так. В чем толку не поймут, то все у них пустяк.) В другом случае продуктивный вариант полностью вытесняет своего конкурента (так случилось, например, с вариантами тОкарь и нормативным в XVIII–XIX в. токАрь).

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.  

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в «Русской грамматике» (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка – неправильно оформлен род имен существительных.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и – шире – с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи. Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. 

Нормы орфографии – это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции:

  • отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой;

  • фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента;

  • объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое.

Нормы орфографии и пунктуации закреплены в «Правилах русской орфографии и пунктуации» (М., 1956), единственном наиболее полном и официально утвержденном своде правил правописания, изданном дважды – в 1956 и 1962 гг. На основе указанных правил составлены различные справочники по орфографии и пунктуации.

Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, так как их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в «Русской грамматике» (М., 1980) и учебниках русского языка.

Морфологические нормы русского языка

Задание А3 (морфологические нормы русского языка) проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:

имени прилагательного и наречия;

Подробно об остальных частях речи можно почитать в статье морфологический анализ слова.

Имя существительное.

Правило.

1) Предложный падеж единственного числа (окончания – у или –е):

-у используется в случае обстоятельственного значения: в шкафу, в саду.

-е при объектном значении: разбираться в саде.

2) Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы).

морфологические нормы (а или ы в существительных)

Различай!

Кондукторы – приспособления в технике Кондуктора – работники транспорта
Пропуски – что-либо пропущенное Пропуска – документа
Хлебы – печёные Хлеба – злаки

3) Употребление форм рода

Различай!

женский род мужской род
вуаль (смотрю за темную вуаль)

гуашь (белой гуашью)

Имя прилагательное и наречие (степени сравнения).

иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

Правило.

НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

Помни!

бойкий – бойчее и бойче,

горький (опыт) – горше,

горький (на вкус) – горче,

дикий – диче или дичее,

ловкий – ловче или ловчее,

Имя числительное.

склонение числительных

Различай!

Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух

Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

обе части оканчиваются одинаково

склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)

в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году)

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:

к пятому января,

морфологические нормы для числительных

сочетание собирательных числительных с существительными

Местоимение.

Ошибка Пример Исправленный вариант
случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н) я к ей с душой я к ней с душой
Ловушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его (но: посреди него!), посредством его, согласно ему
сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер от ней что годно можно ожидать от нее что годно можно ожидать
ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается
неоправданный пропуск возвратного местоимения себя Она ничего не представляет!

Глагол.

Правило.

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.

морфологические нормы (глагол)

Алгоритм действий.

1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.

2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)

3) Подумай, где могут содержаться ошибки.

Разбор задания.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в тысяча восьмисотом году

2) несколько горячих оладий

4) идти навстречу ним

Вариант №1.

В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.

Вариант №2.

Несколько горячих оладий. Обращаем внимание на существительное оладий, которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья, это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано правильно.

Вариант №3.

В словосочетании лягте на пол использован глагол в повелительном наклонении (см.: Глагол. Помни!) От глагола совершенного времени лечьобразуется форма повелительного наклонения лягте.

Вариант №4.

Идти навстречу ним. В этом словосочетании используется форма дательного падежа единственного числа личного местоимения в сочетании с предлогом. Хотя мы знаем, что после предлогов личные местоимения имеют наращение н-, но есть и исключения (см. Ловушка!). К ним и относится предлог навстречу, поэтому правильная форма будет навстречу им.

Таким образом, правильный вариант №4.

Потренируйся.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек

4) в день именин

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пара ботинков

3) с шестьюдесятью миллионами

4) наименее удачной попыткой

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) более семисот человек

3) до две тысячи пятого года

4) две пары чулков

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Морфологические нормы употребления имен прилагательных

Категории

Морфологические нормы

Раздел ОГЭ по русскому языку: 9.3 Грамматические нормы (морфологические нормы)

Морфологические нормы касаются правильного выбора и употребления форм слов.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов.

Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо уже существующих слов с другим суффиксом или приставкой, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью .

Морфoлогические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме ( проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом ). Морфологическая ошибка допущена и в таких словосочетаниях: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель . В них неправильно выбран род имён существительных.

Конспект урока по русскому языку «Нормы морфологии». Другие конспекты по разделу «Языковые нормы»:

источники:

https://5-ege.ru/morfologicheskie-normy-yazyka/

Морфологические нормы

  • Описка это какая ошибка
  • Описка опечатка допущенная органом кадастрового учета считается ошибкой
  • Оплатитьплатежнойкартой ответ терминала ошибка 4191
  • Описка опечатка грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка допущенная органом
  • Оплатить штраф речевая ошибка