Определите тип речевой ошибки отредактируйте предложения кто же не слышал об этом юном вундеркинде

Урок русского языка  в 11 классе 

Тема. Виды речевых и грамматических ошибок

Цели:1.Рассмотреть фактические, логические, речевые и грамматические ошибки.
2.Уметь определять тип ошибки, находить и исправлять ошибки в тексте.
3.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ход урока

 Работа над синтаксическими нормами русского языка с использованием опорного конспекта.

С нарушением синтаксических норм чаще всего мы сталкиваемся:

  • в предложениях с однородными членами;

  • именах собственных в предложении;

  • в предложениях с причастным оборотом;

  • в словосочетаниях при согласовании и управлении;

  • при выборе формы сказуемого при подлежащем местоимении;

  • при других формах согласования главных членов предложения;

  • при употреблении деепричастного оборота;

  • при замене придаточной определительной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом.

V. Закрепление изученного.

Тренировочные упражнения.

1. Комментированное письмо (все выполняют в тетрадях). Записать предложения, под диктовку, найти синтаксические ошибки, объяснить их, записать предложения в исправленном виде.

1). Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе. (Причастие ищущим относится не к существительному героев, а к числительному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в ед. числе и дательном падеже). Верный вариант предложения: Одному из героев романа, ищущему смысл жизни…

2). Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства. (В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным.) Верный вариант: Благодаря искусству Микеланджело.

3). Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога. (Нарушены нормы управления: хотел вникнуть куда? познать что). Правильный вариант: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

4). Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. (Обратился к кому? не хватает зависимого слова при управлении. Получил у кого?). Правильный вариант: Я обратился к специалисту и получил у него…

5). Мы оплатили за турпутевку и отправились на экскурсию. (В литературном языке принята беспредложная конструкция: оплатили турпутёвку и предложная уплатить за турпутёвку). Правильный вариант: Мы оплатили турпутёвку и отправились на экскурсию.

сегодня мы с вами поговорим об ошибках. Как вы понимаете, при проверке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, учитываются также фактические, логические, речевые и грамматические ошибки. Поскольку « врага надо знать в лицо», давайте рассмотрим перечисленные виды ошибок, чтобы избежать их в своих работах.

Что же такое фактическая ошибка?
Ученик. Как следует из самого названия, фактическая ошибка-это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения, обычно встречаются следующие виды ошибок:

  • Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте:

Травкин ценил в Аничкове его отвагу и преданность родине. ( В тексте фамилия героя Аниканов).
Хулиганы в трамвае издеваются над кассиром. (Речь идёт о кондукторе).

  • Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте:

В тексте талантливого публициста О.Мандельштама (по всей видимости, фамилия автора текста вообще ни о чём не говорит ученику, а домашняя заготовка зачина подвела: Осип Мандельштам прежде всего поэт).

  • Неверное изображение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии). Этот рассказ был написан в 1947 году (из сочинения по отрывку из повести Э.Казакевича «Звезда»).

В романе Булгакова «Мы» также изображено тоталитарное государство (речь идёт о романе Е.И.Замятина).
Таким образом, одни фактические ошибки появляются из-за невнимательности чтения исходного текста, другие — из-за узости кругозора, отсутствия необходимых знаний о различных областях жизни.
Учитель. Что такое логическая ошибка?
Ученик. Логические ошибки — это неразличение « близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения»
Учитель. Рассмотрим самые распространённые виды логических ошибок:

1.Подмена субъекта действия: Произведения писателя хотят показать его ненависть к войне (писатель в своих произведениях хочет показать).
2.Подмена объекта действия: Мне нравятся стихи Лермонтова, особенно тема любви.
3. Нарушение причинно- следственных отношений: Но вскоре дожди прекратились, так как установилась хорошая погода.
4.Нарушение логики развёртывания мысли: В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка (так ли уж тихо было в лесу?)
5. Отсутствие связи между предложениями: Великая Отечественная война началась в 1941 году. Астафьев говорит, что писать о войне трудно.
6. Двусмысленность, неясность высказывания: После возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы (рукописи вернули автору или в редакцию).
Учитель. Итак, все приведённые примеры представляют собой алогизмы- высказывания, противоречащие логике. Как видим, логические ошибки часто возникают из-за небрежности в построении высказывания.
Что такое грамматическая ошибка?
Ученик. Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Учитель. Можно выделить следующие виды грамматических ошибок.

  • Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость, вместо упрямство.

  • Ошибочное формообразование- ошибка при образовании формы слова той или иной части речи:

    • При образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков, бухгалтера вместо бухгалтеры.

    • При образовании форм имён прилагательных: более светлее, вместо более светлый, самый интереснейший вместо самый интересный.

    • При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около пятисот.

    • При образовании форм местоимений: ихнего сына вместо их сына.

    • При образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, сыпет вместо сыплет, лопнутый вместо лопнувший.

 
3.Нарушение согласования. Чаще всего нарушение согласования происходит из-за невнимательности. Например, Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно:…испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём).
Слайд 9.
4.Нарушение управления.
В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

  • Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины);

  • Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

  • Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис (правильно: партнёр по игре в теннис).

5.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Например: Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели – вопросительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто употребляются с глаголами в единственном числе: кто согласился. В конструкциях типа те, кто и все, кто также предпочтительнее глагол в единственном числе: те, кто пришёл…; все, кто пришёл.
6.Нарушение способа выражения сказуемого. Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму: иллюстрированы.

7. Ошибки в построении предложения с однородными членами:

  • Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В вольере содержались обезьяны и шимпанзе.

  • Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий — в однородный ряд объединяются понятия, частично совпадающие по своему объёму: Среди участников парада были ветераны и москвичи (эти понятия не исключают друг друга: среди ветеранов тоже могли быть москвичи).

  • Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами.

  • Смешение компонентов двойных союзов — создание неправильной пары союзов: Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: не только в Москве, но и Санкт-Петербурге).

  • Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах).

  • Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия

 (правильно: Англии, Франции, Бельгии).

  • Употребление в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения — в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и  которые активно участвуют в ходе урока (правильно: учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…).

8.Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
При использовании деепричастного оборота следует помнить, что действие деепричастия и сказуемого должно относиться к одному и тому же лицу: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь. Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом можно превратить в конструкцию с однородными сказуемыми: Я приехал в Москву и отправился на Красную площадь.
Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку.
Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

  • Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Подъезжая к городу, начался сильный ветер

  •  (правильно: Когда мы подъезжали к городу…)

  • Если в безличном предложении имеется смысловое подлежащее в косвенном падеже, и нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно.

(Правильно: Когда я приехал в Москву..).

  • В пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими.

(Правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

  • Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что определяемое слово помещают в середине причастного оборота: Живущие родственники в Сибири гостили у нас. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Живущие в Сибири родственники…или Родственники, живущие в Сибири.

  • Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

  • Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю. При переводе прямой речи в косвенную речь местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

  • Нарушение границ предложения. Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение. Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.

. Учитель: Что такое речевая ошибка?
Ученик. Речевые ошибки – это  ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.
Учитель. Рассмотрим основные типы речевых ошибок.

  • Употребление слова в несвойственном ему значении. Эта ошибка связана с непониманием значения слова.

Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художников- передвижников. (Слово вернисаж означает торжественное открытие художественной выставки).
2.Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией их употребления.
Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько означает «немного, чуть-чуть», поэтому не сочетается с прилагательным праведный: невозможно быть чуть-чуть справедливым или слегка добрым).
Нарушает правила сочетаемости такая ошибка, как анахронизм- употребление в одном контексте слов разных эпох:
Раскольников сидел в  баре (правильно: в трактире, в распивочной). В городе Калинове царила коррупция (правильно: процветало взяточничество).

3. Употребление слова иной стилистической окраски. Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый, высоко, лететь. Но есть и такие, употребление которых уместно только в разговорной речи, в бытовом общении: доходяга, ругаться. Существует и группа «благородных» слов, употребляемых в книжной речи: предстоит общность, блистательный. Слова, имеющие различную стилевую окраску, могут случайно оказаться рядом, и тогда получится что-нибудь вроде:
В нашей деревне возвели новый свинарник.
Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина..
4.Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого:
Памятный сувенир (сувенир – это подарок на память);
Местные аборигены (аборигены — это местные жители);
Жестикулировать руками (жестикулировать-делать движения руками).
В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова выделены курсивом: неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, успех победы, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, на самом переднем фронте, городской градоначальник, первый лидер, тоска по ностальгии, передняя авансцена, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, совместное сотрудничество, полное фиаско, сто рублей денег, прейскурант цен.

5.Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, зарасти зарослями.
6. Речевая недостаточность — случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли.
Для героини свобода — жить так, как хочется (не хватает слов это возможность). В нашем городе появилось немало талантливых музыкантов на духовых инструментах (пропущено слово играющих).

7.Смешение паронимов.
Паронимы — это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого: дипломат-дипломант, одеть-надеть, главный — заглавный.
Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «облечь кого-нибудь в одежду»: одеть ребёнка, одежду мы надеваем: надеть пальто, надеть на сына шапку).
8.Ошибки при употреблении фразеологизмов.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него вставить. Однако это простое правило часто нарушается:

  • Замена компонента фразеологизма: Львиная часть урожая была потеряна (правильно: львиная доля).

  • Неоправданное сокращение фразеологизма: Подготовка абитуриентов желает лучшего (правильно: оставляет желать лучшего).

  • Смешение двух фразеологизмов: Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы (правильно: пели дифирамбы).

  • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски (выражение лыка не вяжет употребляется по отношению к очень пьяному человеку, поэтому правильно: которые плохо знали русский язык).

  • Стилистическая неуместность использования фразеологизма: Командир приказал сматывать удочки (правильно: приказал отступать, приказал уходить).

9. Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе и падеже. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. Нарушение этого правила может привести к абсурдности, комизму высказывания: Эту селедку передала мне продавщица Люба. Ввиду жары она уже припахивала (местоимение следует заменить словом рыба).
10. Неоправданное повторение слова: Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает человечество опомниться. Неоправданного повторения слов можно избежать, используя местоименные замены, синонимы, родовые или видовые наименования предметов.
11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: Я тогда не смог вовремя извиниться, хотя знаю, что был не прав.
3.Тренировочные упражнения. Задания к уроку.
Тренировочные упражнения. Использование ИКТ на уроке
Цели:
1. Систематизировать материал на этапе обобщения и повторения.
2. Уметь самостоятельно формулировать правила, пользуясь интерактивными иллюстрациями.
3.Уметь правильно выполнять электронные задания и тесты.

1. Учитель. 
Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительност- жизн- цветов которые р-стут (во)круг наших домов в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты с-рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв-ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)прекратилась до нынешнего времени.
О (не)обычном долголетии- розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра.казывать легенды. В Ясной Полян- сохр-нились кусты роз которые цвели ещё при жизн- Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы которая живёт 500 лет.
Ученик.
Долголетие цветов.
Что вы знаете о продолжительности жизни цветов, которые растут  вокруг наших домов, в наших садах и парках?
Куст пиона на одном месте может прожить 16-20 лет. Десятки лет живут кусты сирени и жасмина. Известен сорт ириса, выведенный  более ста лет назад. Он размножался все эти годы, и жизнь его  не прекратилась до нынешнего времени.
О необычном долголетии розовых кустов, кажущихся  такими хрупкими и  недолговечными можно рассказывать легенды. В Ясной Поляне сохранились кусты роз, цветущие  ещё при жизни Л.Н.Толстого. В Германии. Известен куст розы, которая живёт 500 лет.
2.Определите, в чём заключается логическая ошибка высказывания.
1.Писатель рассказывает о прошлом своего героя. Он тоже был участником войны.

  • Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема была актуальна во все времена.

  • В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют.

  • самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары Кабановой.

  • Культура человека- это культура мышления, культура поведения.

  • Я согласен с мнением автора, но я думаю по-другому.

  • Никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

  • Мы живём в современном мире. Поэтому каждый из нас занят только теми житейскими  проблемами, с которыми сталкивается каждый день.

3.Определите тип речевой ошибки. Отредактируйте предложения.

  • Кто же  не слышал об этом юном вундеркинде?

  • Каждое слово несёт определённую функцию в предложении.

  • Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне.

  • Наша страна выбрала демократичный путь развития.

  • Эти рослые парни — закоренелые сибиряки.

  • Футболисты «Спартака» третий раз забивают в первом тайме.

  • Наше предприятие играет большое значение в экономике города.

  • Поругавшись с другом, мы не желаем признавать свою неправоту.

  • К сожалению, отец не прислушался к моему мнению и полностью импонировал мои слова.

4.Определите тип грамматической ошибки. Отредактируйте предложения.

  • Усталые пекари доставали из печи ароматные хлеба.

  • Мы часто не понимаем, не доверяем друг другу.

  • По моему мнению, это социальная проблема. Так как она обнаруживается во всех сферах общественной жизни.

  • На протяжении пятиста лет эти статуи были скрыты под слоем песка.

  • Книги учат детей отличать добро и зло.

  • На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, а также первые русские пароходы.

  • Приезжайте скорее: мы по вас скучаем.

  • Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.

  • Меня возмущает то, что какое право они имеют насмехаться над слабыми.

4. Итог урока. Домашнее задание.

  • Выучить типы речевых ошибок.

  • Знать грамматические ошибки

  • Уметь находить стилистические ошибки, этические и фактические.

Тема: Русский литературный язык. Культура речи, языковая норма

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

  1. Закрепление понятия «русский литературный язык»; знакомство с понятием «языковая норма»; закрепление теоретических знаний и практических умений по теме.
  2. Развитие умения работать с компьютерными программами по русскому языку; развитие речи учащихся; развитие внимания.
  3. Воспитание любви к родному языку, бережного к нему отношения.

Средства обучения:

  1. А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2004.
  2. Программно-методический комплекс по русскому языку «Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. 7 класс» (обучающая компьютерная программа).
  3. Печатные карточки.
  4. Персональный компьютер.
  5. Задание для самостоятельной работы на компьютере – файл «Редактирование».

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учащихся

Учитель. Знаете ли вы, как правильно поставить ударение: жАлюзи или жалюзИ, обеспЕчение или обеспечЕние?

(Ответы учащихся).

А как правильно сказать: «у рыб нет зуб», «у рыбов нет зубов» или «у рыбей нет зубей»? А может быть, как-то иначе?

(Ответы учащихся).

Как записать числительное словами: «Дорожил своими 888 книгами»?

(Ответы учащихся).

Почему нельзя сказать «местные аборигены», «розовое фламинго»?

(Ответы учащихся).

На эти и многие другие вопросы отвечает культура речи – раздел языкознания, где изучаются нормы русского языка, т.е. правила литературного употребления языковых единиц: слов, словосочетаний, предложений.
Латинское слово «культура» восходит к глаголу «возделывать, ухаживать». Хлеборобы возделывают землю, ухаживают за ней, чтобы собрать богатый урожай. Наша речь, как и земля, тоже нуждается в заботе, бережном уходе.[1]
Сегодня на уроке вы продолжите познавать секреты литературного языка, познакомитесь с понятием «языковая норма» и будете развивать, совершенствовать свою речь.
Запишите в тетрадь тему урока.

II. Новый материал

1. Беседа

Учитель. Какой язык мы называем литературным?

(Ответы учащихся).

Запишите в тетрадь определение: «Литературным называется образцовый язык повседневного общения, официально-деловых документов, школьного обучения, науки, культуры, художественной литературы».
Какова отличительная черта литературного языка, вы узнаете из знакомой вам программы «Семейный наставник».

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Учитель. Откройте программу «Семейный наставник», выберите в учебном курсе «Часть 1», откройте «Справочник», в содержании активизируйте «Введение», откройте страницу «Понятие о литературном языке. Литературные нормы». Изучите теоретический материал.

3. Продолжение беседы

Учитель. Какова же отличительная черта литературного языка?

(Ответы учащихся).

Продолжите запись в тетради: «Его отличительная черта – нормированность, т.е. наличие правил, норм, соблюдение которых обязательно для всех членов общества».

Где закреплены эти правила, или нормы?

(Ответы учащихся: в справочниках, словарях, школьных учебниках).

Какие же нормы определяют литературный язык?

(Ответы учащихся: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические нормы).

III. Закрепление теоретического материала

1. Работа по карточке

Задание: В печатной таблице соотнесите названия норм с их определениями (Приложение 1).

(После выполнения задания – фронтальная проверка).

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Работа с программой «Семейный наставник»: «Русский язык. Часть 1» — «Уроки и экзамены» — «Закрепление теоретического материала» — «Основные разделы науки о языке» (Ученики самостоятельно выполняют тест, пользуясь памяткой «Языковые нормы литературной речи» — Приложение 2).

IV. Практикум

1. Фронтальная работа с классом

Учитель. А теперь на конкретных примерах определите, какие языковые нормы нарушены в следующих предложениях

(Примеры записаны на доске):

  1. Покладите тетради на стол. (Положите тетради на стол – морфологическая ошибка).
  2. Взятничество – бич нашего времени. (Взяточничество – бич нашего времени – словообразовательная ошибка).
  3. В подтверждение этому приведу такой пример. (В подтверждение этого приведу такой пример – синтаксическая ошибка).
  4. Кто же не слышал об этом юном вундеркинде? (Кто же не слышал об этом вундеркинде? — речевая ошибка).

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Работа с программой «Семейный наставник»: «Русский язык. Часть 1» — «Уроки и экзамены» — «Самоконтроль практического материала» — «Основные разделы науки о языке».

3. Редактирование

Учитель. Знать нормы литературной речи очень важно. Но это только первый шаг в развитии вашей речи. Следующий шаг – уметь исправлять ошибки согласно нормам. Отредактируйте предложения из школьных сочинений. Откройте файл «Редактирование» на рабочем столе (Приложение 3).

(После самостоятельной работы – ответы уч-ся с комментариями.)

V. Проверка знаний

Работа с печатными карточками: выполнение теста в формате ЕГЭ (Приложение 4).

VI. Заключительный этап

1. Работа с учебником

Учитель. Мы говорили с вами о культуре речи как разделе языкознания. Но у слова культура есть несколько значений. Какое ещё значение имеет выражение «культура речи»?

(Ответы учащихся: культура – высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение; культура речи – это высокое умение владеть родным языком).

Упр. 34. Чтение и запись высказывания учёного-лингвиста В.В.Виноградова.

2. Заключительное слово учителя.

Персидский поэт и мыслитель 13 века Саади писал:

Умён ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал.

Если вы хотите занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением людей, вы должны овладеть родным языком, культурой речи и постоянно совершенствовать свою речь.
Об этом – рассуждение Д.С.Лихачёва в тексте упр. 31, которое вы выполните дома.

VII. Домашнее задание

Упр. 31. Списать весь текст, определить его тему, основную мысль, выполнить задание 1-3.

Литература

1. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки// Русский язык и литература для школьников. – 2005. – №1. – С.2-9

1. Расставьте ударения в выделенных словах.

Красивее других; принудить к действию; баллотироваться в президенты; тайная вечеря; издала книгу; прибыл к месту назначения; ежегодные торги; семинария; экспертная оценка, заключен двусторонний договор, эта бумага очень важна, завидно, ты применишь знания, предложения расценены правильно,

вероисповедание, генезис, найти в каталоге.

2. Исправьте и объясните лексические ошибки.

1. Кто же не слышал об этом юном вундеркинде?

2. Каждое слово несет определенную функцию в предложении.

3. Об этом случае никто не узнал, подробности остались втуне.

4. Наша страна выбрала демократичный путь развития.

5. Когда Марина вышла из кабинета, на глазах у нее еще стояли слезы.

6. Ленин заботился о здоровье Горького и проверял, не мокрые ли у него простыни.

7. Позвольте вам вручить этот сувенир на память!

8. Ностальгия по родине не давала им покоя.

9. Корпоративные интересы толкали его на нарушения государственных законов.

10.Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета.

Решение:

3. Из двух форм сказуемого, помещенных в скобках, выберите нужную. Объясните ваш выбор.

1. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода.

2. Женщина — врач (дал, дала) направление в больницу.

3. Любопытство, а не жажда познания (взяли, взяло) верх.

4. Наградили тех, кто (были инициаторами -был инициатором) соревнования.

5. Печать, в частности стенные газеты, (должна -должны) играть большую роль в пропаганде передового опыта.

4. Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных. Объясните ваш выбор.

Вафли, полотенце, баклажаны, макароны, очки, яблоки, места, чулки, сандалии, бананы.

5. Найдите в приведённых предложениях нарушения норм русского литературного языка, дайте и объясните правильный вариант.

1. Два инфаркта подорвало его здоровье.

2. Мне кажется, что А.С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси.

3. Мы видим, какие мысли и страдания терзало сердце поэта.

4. Для Блока все старое, все образы старого мира -враждебно.

5. Существует немало произведений, посвященных теме любви, в мировой литературе.

6. Самая любимейшая героиня Толстого -Наташа Ростова.

7. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ни­чего хорошего.

6. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните ваш выбор. Определите, к какому стилю относится текст.

Любая (электронно) выч_слительная машина (ЭВМ) сложнейшая т_хническая с_стема состоящая из ми_лионов и даже сотен ми_лионов пр_стейших устройств эл_ментов. При создании современных выч_слительных машин использу_тся т_хнология оп_рающаяся на последние дост_жения многих отр_слей науки информатики мат_матики физики химии а также материал_ведения (микро) электроники и др.

(Не) смотря на разницу в размерах внешнем виде выполня_мых функциях различные ЭВМ имеют общую структуру и принц_пы работы. Эти принц_пы достаточно просты. Для того что (бы) понять их нужно познаком_ться с назначен_ем пам_ти проце_сора и устройства ввода и вывода информации основных комп_нентов из которых состоит любая ЭВМ.

Поэтична наша ру(с/сс)кая природа во(с/з)росшая где(нибудь) на меже между ржаным и клеверным полем; р..мантичен сибирский кедр подн..мающийся, как из скалы, а кроной впутавш..йся в облака; уд..вителен эвкалипт ф..нтастичен ба..баб экз..тична пальма. Но ни одно из з..мных дерев..ев (не)может сравни(т/ть)ся с замечательной славой оливы. Ей выпала доля служить символом з..мной тиш..ны и благ..получия символом веры на земле. Оливковую ветвь н..сёт голубь в св..ём клюве. И уродливые железные птицы нач..нё(н/нн)ые смертью и (не)навистью бе(с/сс)ильны против него. Здесь, на к..менистой з..мле раскалё(н/нн)ой полдневным солнцем мы поняли, за что выпала оливам такая честь. Пожалуй, ни в одно дерево (не)вкладыва..тся столько человеческого труда, как в оливу. Оливковую ветвь в клюве голубя мог(бы) зам..нить разве только тяж..лый кол..с.

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Понятие плеоназма шире и включает в себя тавтологию как разновидность.

Если «ветеран» — «опытный воин», «участник многих боёв», то «старый ветеран» — не плеоназм. Если «старый, заслуженный работник», то плеоназм.

«Юный вундеркинд» и «ведущий лидер» — плеоназм, если прилагательные «юный» и «ведущий» лишь усиливают значение слов «вундеркинд» и «лидер» соответственно. Теоретически можно было бы сказать «ведущий лидер европейской страны» (ведущий среди глав европейских держав), и это не было бы плеоназмом, но я такого словосочетания не встречал. Однокоренные слова или нет — не важно, так как речь в случае плеоназма идет о полном или частичном дублировании смысла.

В языке встречаются различные плеонастические словосочетания. Например, «самый первый». Иногда нужно подчеркнуть характеристику. Можно подчеркнуть абсолютное первенство. Но в словосочетаниях «юный вундеркинд» и «ведущий лидер», скорее, речевая ошибка («ведущий лидер» вместо «ведущая компания», «юный вундеркинд» вместо «юное дарование»).

Примеров тавтологии (разновидность плеоназма) в Вашем вопросе нет. Пример тавтологии: спортсмен — это тот, кто занимается спортом, а спорт — сфера деятельности спортсменов.

Подробнее о плеоназме здесь.

Виды речевых и грамматических ошибок

Виды речевых и грамматических ошибок

1. Фактическая ошибка Что же такое фактическая ошибка? фактическая ошибка-это искажение информации о событиях,

1. Фактическая ошибка Что же такое фактическая ошибка? фактическая ошибка-это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения, обычно встречаются следующие виды ошибок: • Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте: Травкин ценил в Аничкове его отвагу и преданность родине. ( В тексте фамилия героя Аниканов). Хулиганы в трамвае издеваются над кассиром. (Речь идёт о кондукторе).

 • Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте: В тексте

• Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте: В тексте талантливого публициста О. Мандельштама (по всей видимости, фамилия автора текста вообще ни о чём не говорит ученику, а домашняя заготовка зачина подвела: Осип Мандельштам прежде всего поэт). • Неверное изображение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии). Этот рассказ был написан в 1947 году (из сочинения по отрывку из повести Э. Казакевича «Звезда» ). В романе Булгакова «Мы» также изображено тоталитарное государство (речь идёт о романе Е. И. Замятина). Таким образом, одни фактические ошибки появляются из-за невнимательности чтения исходного текста, другие — из-за узости кругозора, отсутствия необходимых знаний о различных областях жизни.

2. Логическая ошибка Что такое логическая ошибка? Ученик. Логические ошибки - это неразличение «

2. Логическая ошибка Что такое логическая ошибка? Ученик. Логические ошибки — это неразличение « близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко пишущий или говорящий не различает сферы деятельности, причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения»

1. Подмена субъекта действия: Произведения писателя хотят показать его ненависть к войне (писатель в

1. Подмена субъекта действия: Произведения писателя хотят показать его ненависть к войне (писатель в своих произведениях хочет показать). 2. Подмена объекта действия: Мне нравятся стихи Лермонтова, особенно тема любви. 3. Нарушение причинно- следственных отношений: Но вскоре дожди прекратились, так как установилась хорошая погода. 4. Нарушение логики развёртывания мысли: В лесу было тихо. Рядом пела звонким голосом лирическую песню, перелетая с дерева на дерево, иволга. Где-то далеко куковала невидимая кукушка (так ли уж тихо было в лесу? )

5. Отсутствие связи между предложениями: Великая Отечественная война началась в 1941 году. Астафьев говорит,

5. Отсутствие связи между предложениями: Великая Отечественная война началась в 1941 году. Астафьев говорит, что писать о войне трудно. 6. Двусмысленность, неясность высказывания: После возвращения рукописи в редакцию поступили новые материалы (рукописи вернули автору или в редакцию).

3. Грамматическая ошибка Что такое грамматическая ошибка? Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы:

3. Грамматическая ошибка Что такое грамматическая ошибка? Грамматическая ошибка-это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость, вместо упрямство. • Ошибочное формообразование- ошибка

Ошибочное словообразование – ошибка в структуре слова: упрямость, вместо упрямство. • Ошибочное формообразование- ошибка при образовании формы слова той или иной части речи: ◦При образовании форм имен существительных: картофельных очисток вместо очистков, бухгалтера вместо бухгалтеры. ◦При образовании форм имён прилагательных: более светлее, вместо более светлый, самый интереснейший вместо самый интересный.

◦При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около

◦При образовании форм числительных: с шестистами солдатами вместо с шестьюстами, около пятиста вместо около пятисот. ◦При образовании форм местоимений: ихнего сына вместо их сына. ◦При образовании форм глагола, причастия и деепричастия: выздоровят вместо выздоровеют, сыпет вместо сыплет, лопнутый вместо лопнувший.

 . Нарушение согласования. Чаще всего нарушение согласования происходит изза невнимательности. Например, Воздух был

. Нарушение согласования. Чаще всего нарушение согласования происходит изза невнимательности. Например, Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождём (причастный оборот ошибочно согласован не с тем членом предложения; правильно: …испарениями земли, незадолго до вечера смоченной дождём).

 Нарушение управления. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: • Употребление предложного

Нарушение управления. В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки: • Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции: установить о причинах аварии (правильно: установить причины); • Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность); • Неправильный выбор предлога: партнёр в игре в теннис (правильно: партнёр по игре в теннис).

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Например: Те, кто согласились с этим решением, об

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Например: Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели – вопросительные местоимения кто, что и отрицательные никто, ничто употребляются с глаголами в единственном числе: кто согласился. В конструкциях типа те, кто и все, кто также предпочтительнее глагол в единственном числе: те, кто пришёл…; все, кто пришёл.

 Нарушение способа выражения сказуемого. Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в

Нарушение способа выражения сказуемого. Например: Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные – в качестве второго сказуемого следовало использовать краткую форму: иллюстрированы

 Ошибки в построении предложения с однородными членами: • Соединение в одном ряду видовых

Ошибки в построении предложения с однородными членами: • Соединение в одном ряду видовых и родовых понятий: В вольере содержались обезьяны и шимпанзе. • Соединение в одном ряду скрещивающихся понятий — в однородный ряд объединяются понятия, частично совпадающие по своему объёму: Среди участников парада были ветераны и москвичи (эти понятия не исключают друга: среди ветеранов тоже могли быть москвичи). • Соединение в одном ряду логически несовместимых понятий: Демонстранты шли с плакатами и радостными лицами. • Смешение компонентов двойных союзов создание неправильной пары союзов: Побывали не только в Москве, а также в Санкт-Петербурге (правильно: не только в Москве, но и Санкт. Петербурге).

Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях,

Пропуск предлога: Группы туристов можно встретить на улицах, площадях, скверах (правильно: на улицах, площадях, в скверах). • Нарушение согласования в падеже членов однородного ряда и обобщающего слова: В форуме принимали участие представители различных стран: Англия, Франция, Бельгия (правильно: Англии, Франции, Бельгии). • Употребление в качестве однородных различных синтаксических элементов предложения — в однородный ряд ошибочно объединяются член предложения и придаточное предложение, причастный и деепричастный обороты. Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока (правильно: учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих…).

. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. При использовании деепричастного оборота следует помнить,

. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. При использовании деепричастного оборота следует помнить, что действие деепричастия и сказуемого должно относиться к одному и тому же лицу: Приехав в Москву, я отправился на Красную площадь. Правильно построенное предложение с деепричастным оборотом можно превратить в конструкцию с однородными сказуемыми: Я приехал в Москву и отправился на Красную площадь. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве: Заполняя бланк ответов, следует использовать гелевую ручку. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Подъезжая к

Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам: Подъезжая к городу, начался сильный ветер • (правильно: Когда мы подъезжали к городу…) • Если в безличном предложении имеется смысловое подлежащее в косвенном падеже, и нет инфинитива: Приехав в Москву, мне стало грустно. (Правильно: Когда я приехал в Москву. . ). • В пассивной конструкции: Уходя домой, оборудование проверяется рабочими. (Правильно: Уходя домой, рабочие проверяют оборудование).

 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что определяемое слово помещают в середине причастного оборота: Живущие родственники в Сибири гостили у нас. Определяемое слово должно находиться перед причастным оборотом или после него: Живущие в Сибири родственники…или Родственники, живущие в Сибири.

 Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства,

Ошибки при построении сложного предложения. Например: Этот человек стал для меня образцом благородства, у которого я многому научился. Придаточное определительное должно зависеть от другого слова в главном предложении: Этот человек, у которого я многому научился, стал для меня образцом благородства.

 Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а

Смешение прямой и косвенной речи. Например: Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю. При переводе прямой речи в косвенную речь местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменить местоимениями и глаголами в форме третьего лица: Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

 Нарушение границ предложения. Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза

Нарушение границ предложения. Например: Когда сошёл лёд. Мы решили отправиться в путь. Фраза должна быть оформлена как сложноподчиненное предложение. Когда сошёл лёд, мы решили отправиться в путь.

4. Речевая ошибка Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще

4. Речевая ошибка Речевые ошибки – это ошибки в использовании слова или фразеологизма. Чаще всего это нарушение лексических норм.

 Употребление слова в несвойственном ему значении. Эта ошибка связана с непониманием значения слова.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Эта ошибка связана с непониманием значения слова. Целых два месяца проходил в нашем городе вернисаж художниковпередвижников. (Слово вернисаж означает торжественное открытие художественной выставки).

. Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также

. Нарушение лексической сочетаемости слов. Сочетаемость определяется смысловыми признаками, лексическими значениями слов, а также традицией их употребления. Она старается показаться добродетельной и несколько праведной женщиной (наречие несколько означает «немного, чуть-чуть» , поэтому не сочетается с прилагательным праведный: невозможно быть чуть-чуть справедливым или слегка добрым). Нарушает правила сочетаемости такая ошибка, как анахронизм- употребление в одном контексте слов разных эпох: Раскольников сидел в баре (правильно: в трактире, в распивочной). В городе Калинове царила коррупция (правильно: процветало взяточничество).

Употребление слова иной стилистической окраски. Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый,

Употребление слова иной стилистической окраски. Многие слова могут быть употреблены в любой ситуации: белый, высоко, лететь. Но есть и такие, употребление которых уместно только в разговорной речи, в бытовом общении: доходяга, ругаться. Существует и группа «благородных» слов, употребляемых в книжной речи: предстоит общность, блистательный. Слова, имеющие различную стилевую окраску, могут случайно оказаться рядом, и тогда получится что-нибудь вроде: В нашей деревне возвели новый свинарник. Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.

 . Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл

. Плеоназм – сочетание сходных по значению слов, одно из которых дублирует смысл другого: Памятный сувенир (сувенир – это подарок на память); Местные аборигены (аборигены — это местные жители); Жестикулировать руками (жестикулировать-делать движения руками). В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова выделены курсивом: неожиданный сюрприз, первая премьера, электорат избирателей, весь цвет элиты, саммит на высшем уровне, свободная вакансия, успех победы, иммунитет неприкосновенности, положительный успех, на самом переднем фронте, городской градоначальник, первый лидер, тоска по ностальгии, передняя авансцена, трудоустройство на работу, полный аншлаг, передовой авангард, совместное сотрудничество, полное фиаско, сто рублей денег, прейскурант цен.

. Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы,

. Тавтология – стечение в одной фразе однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, зарасти зарослями. 6. Речевая недостаточность — случайный пропуск слов, необходимых для точного выражения мысли. Для героини свобода — жить так, как хочется (не хватает слов это возможность). В нашем городе появилось немало талантливых музыкантов на духовых инструментах (пропущено слово играющих).

Смешение паронимов. Паронимы - это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно

Смешение паронимов. Паронимы — это близкие, но не тождественные по значению однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого: дипломат-дипломант, одеть-надеть, главный — заглавный. Было холодно, поэтому Маша одела шубу (слово одеть означает «облечь кого-нибудь в одежду» : одеть ребёнка, одежду мы надеваем: надеть пальто, надеть на сына шапку).

 . Ошибки при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из

. Ошибки при употреблении фразеологизмов. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Обычно из состава фразеологизма нельзя ничего изъять или что-либо в него вставить. Однако это простое правило часто нарушается: • Замена компонента фразеологизма: Львиная часть урожая была потеряна (правильно: львиная доля). • Неоправданное сокращение фразеологизма: Подготовка абитуриентов желает лучшего (правильно: оставляет желать лучшего). • Смешение двух фразеологизмов: Все хвалили Игоря и пели ему фимиамы (правильно: пели дифирамбы). • Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении: Среди слушателей были студенты, которые лыка не вязали по-русски (выражение лыка не вяжет употребляется по отношению к очень пьяному человеку, поэтому правильно: которые плохо знали русский язык). • Стилистическая неуместность использования фразеологизма: Командир приказал сматывать удочки (правильно: приказал отступать, приказал уходить).

 Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие

Неудачное употребление местоимений. Местоимения обычно указывают на употребленные ранее в тексте существительные, стоящие в том же роде, числе и падеже. Из контекста должно быть ясно, какое именно существительное заменяется местоимением. Нарушение этого правила может привести к абсурдности, комизму высказывания: Эту селедку передала мне продавщица Люба. Ввиду жары она уже припахивала (местоимение следует заменить словом рыба).

 Неоправданное повторение слова: Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает

Неоправданное повторение слова: Автор пишет о том, что природа в опасности. Автор призывает человечество опомниться. Неоправданного повторения слов можно избежать, используя местоименные замены, синонимы, родовые или видовые наименования предметов.

 Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания. Долголетие цветов. Что

Отредактируйте текст, устраняя неоправданное повторение союзного слова. Расставьте знаки препинания. Долголетие цветов. Что вы знаете о продолжительност- жизн- цветов которые р-стут (во)круг наших домов в наших садах и парках? Куст пиона на одном месте может прожить 16 -20 лет. Десятки лет живут кусты с-рени и жасмина. Известен сорт ириса который был выв-ден более ста лет назад. Он размножался все эти годы и жизнь его (не)прекратилась до нынешнего времени. О (не)обычном долголетии- розовых кустов которые кажутся такими хрупкими и (не)долговечными можно ра. казывать легенды. В Ясной Полян- сохр-нились кусты роз которые цвели ещё при жизн- Л. Н. Толстого. В Германии. Известен куст розы которая живёт 500 лет.

Долголетие цветов. Что вы знаете о продолжительности жизни цветов, которые растут вокруг наших домов,

Долголетие цветов. Что вы знаете о продолжительности жизни цветов, которые растут вокруг наших домов, в наших садах и парках? Куст пиона на одном месте может прожить 16 -20 лет. Десятки лет живут кусты сирени и жасмина. Известен сорт ириса, выведенный более ста лет назад. Он размножался все эти годы, и жизнь его не прекратилась до нынешнего времени. О необычном долголетии розовых кустов, кажущихся такими хрупкими и недолговечными можно рассказывать легенды. В Ясной Поляне сохранились кусты роз, цветущие ещё при жизни Л. Н. Толстого. В Германии. Известен куст розы, которая живёт 500 лет.

 . Определите, в чём заключается логическая ошибка высказывания. 1. Писатель рассказывает о прошлом

. Определите, в чём заключается логическая ошибка высказывания. 1. Писатель рассказывает о прошлом своего героя. Он тоже был участником войны. • Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема была актуальна во все времена. • В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют. • Самым бедным из этой группы действующих лиц является язык Варвары Кабановой. • Культура человека- это культура мышления, культура поведения. • Я согласен с мнением автора, но я думаю подругому. • Никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. • Мы живём в современном мире. Поэтому каждый из нас занят только теми житейскими проблемами, с которыми сталкивается каждый день.

 Определите тип речевой ошибки. Отредактируйте предложения. • Кто же не слышал об этом

Определите тип речевой ошибки. Отредактируйте предложения. • Кто же не слышал об этом юном вундеркинде? • Каждое слово несёт определённую функцию в предложении. • Об этом случае никто не узнал, подробности остались втайне. • Наша страна выбрала демократичный путь развития. • Эти рослые парни — закоренелые сибиряки. • Футболисты «Спартака» третий раз забивают в первом тайме. • Наше предприятие играет большое значение в экономике города. • Поругавшись с другом, мы не желаем признавать свою неправоту. • К сожалению, отец не прислушался к моему мнению и полностью импонировал мои слова.

 Определите тип грамматической ошибки. Отредактируйте предложения. • Усталые пекари доставали из печи ароматные

Определите тип грамматической ошибки. Отредактируйте предложения. • Усталые пекари доставали из печи ароматные хлеба. • Мы часто не понимаем, не доверяем другу. • По моему мнению, это социальная проблема. Так как она обнаруживается во всех сферах общественной жизни. • На протяжении пятиста лет эти статуи были скрыты под слоем песка. • Книги учат детей отличать добро и зло. • На этих предприятиях были созданы не только первые отечественные паровые машины, а также первые русские пароходы. • Приезжайте скорее: мы по вас скучаем. • Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной. • Меня возмущает то, что какое право они имеют насмехаться над слабыми.

Список использованных источников. 1. Александров В. Н, Александрова О. И. « Русский язык» ,

Список использованных источников. 1. Александров В. Н, Александрова О. И. « Русский язык» , Челябинск, 2005. 2 Ивашова О. Д. , Пучкова, Л. И. «Экспресскурс подготовки к ЕГЭ» , М, 2006 г 3. Сенина Н. А. Русский язык ЕГЭ 2007, Ростов – на — Дону. Л. 2006. 4. Сокольницкая Т. Н. Русский язык. Сочинение – рассуждение (часть С), М, Эксмо, 2007

 

Тема: Русский литературный язык. Культура речи, языковая норма

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

  1. Закрепление понятия «русский литературный язык»; знакомство с понятием «языковая норма»; закрепление теоретических знаний и практических умений по теме.
  2. Развитие умения работать с компьютерными программами по русскому языку; развитие речи учащихся; развитие внимания.
  3. Воспитание любви к родному языку, бережного к нему отношения.

Средства обучения:

  1. А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2004.
  2. Программно-методический комплекс по русскому языку «Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. 7 класс» (обучающая компьютерная программа).
  3. Печатные карточки.
  4. Персональный компьютер.
  5. Задание для самостоятельной работы на компьютере – файл «Редактирование».

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учащихся

Учитель. Знаете ли вы, как правильно поставить ударение: жАлюзи или жалюзИ, обеспЕчение или обеспечЕние?

(Ответы учащихся).

А как правильно сказать: «у рыб нет зуб», «у рыбов нет зубов» или «у рыбей нет зубей»? А может быть, как-то иначе?

(Ответы учащихся).

Как записать числительное словами: «Дорожил своими 888 книгами»?

(Ответы учащихся).

Почему нельзя сказать «местные аборигены», «розовое фламинго»?

(Ответы учащихся).

На эти и многие другие вопросы отвечает культура речи – раздел языкознания, где изучаются нормы русского языка, т.е. правила литературного употребления языковых единиц: слов, словосочетаний, предложений.
Латинское слово «культура» восходит к глаголу «возделывать, ухаживать». Хлеборобы возделывают землю, ухаживают за ней, чтобы собрать богатый урожай. Наша речь, как и земля, тоже нуждается в заботе, бережном уходе.[1]
Сегодня на уроке вы продолжите познавать секреты литературного языка, познакомитесь с понятием «языковая норма» и будете развивать, совершенствовать свою речь.
Запишите в тетрадь тему урока.

II. Новый материал

1. Беседа

Учитель. Какой язык мы называем литературным?

(Ответы учащихся).

Запишите в тетрадь определение: «Литературным называется образцовый язык повседневного общения, официально-деловых документов, школьного обучения, науки, культуры, художественной литературы».
Какова отличительная черта литературного языка, вы узнаете из знакомой вам программы «Семейный наставник».

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Учитель. Откройте программу «Семейный наставник», выберите в учебном курсе «Часть 1», откройте «Справочник», в содержании активизируйте «Введение», откройте страницу «Понятие о литературном языке. Литературные нормы». Изучите теоретический материал.

3. Продолжение беседы

Учитель. Какова же отличительная черта литературного языка?

(Ответы учащихся).

Продолжите запись в тетради: «Его отличительная черта – нормированность, т.е. наличие правил, норм, соблюдение которых обязательно для всех членов общества».

Где закреплены эти правила, или нормы?

(Ответы учащихся: в справочниках, словарях, школьных учебниках).

Какие же нормы определяют литературный язык?

(Ответы учащихся: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические нормы).

III. Закрепление теоретического материала

1. Работа по карточке

Задание: В печатной таблице соотнесите названия норм с их определениями (Приложение 1).

(После выполнения задания – фронтальная проверка).

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Работа с программой «Семейный наставник»: «Русский язык. Часть 1» — «Уроки и экзамены» — «Закрепление теоретического материала» — «Основные разделы науки о языке» (Ученики самостоятельно выполняют тест, пользуясь памяткой «Языковые нормы литературной речи» — Приложение 2).

IV. Практикум

1. Фронтальная работа с классом

Учитель. А теперь на конкретных примерах определите, какие языковые нормы нарушены в следующих предложениях

(Примеры записаны на доске):

  1. Покладите тетради на стол. (Положите тетради на стол – морфологическая ошибка).
  2. Взятничество – бич нашего времени. (Взяточничество – бич нашего времени – словообразовательная ошибка).
  3. В подтверждение этому приведу такой пример. (В подтверждение этого приведу такой пример – синтаксическая ошибка).
  4. Кто же не слышал об этом юном вундеркинде? (Кто же не слышал об этом вундеркинде? — речевая ошибка).

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Работа с программой «Семейный наставник»: «Русский язык. Часть 1» — «Уроки и экзамены» — «Самоконтроль практического материала» — «Основные разделы науки о языке».

3. Редактирование

Учитель. Знать нормы литературной речи очень важно. Но это только первый шаг в развитии вашей речи. Следующий шаг – уметь исправлять ошибки согласно нормам. Отредактируйте предложения из школьных сочинений. Откройте файл «Редактирование» на рабочем столе (Приложение 3).

(После самостоятельной работы – ответы уч-ся с комментариями.)

V. Проверка знаний

Работа с печатными карточками: выполнение теста в формате ЕГЭ (Приложение 4).

VI. Заключительный этап

1. Работа с учебником

Учитель. Мы говорили с вами о культуре речи как разделе языкознания. Но у слова культура есть несколько значений. Какое ещё значение имеет выражение «культура речи»?

(Ответы учащихся: культура – высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение; культура речи – это высокое умение владеть родным языком).

Упр. 34. Чтение и запись высказывания учёного-лингвиста В.В.Виноградова.

2. Заключительное слово учителя.

Персидский поэт и мыслитель 13 века Саади писал:

Умён ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал.

Если вы хотите занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением людей, вы должны овладеть родным языком, культурой речи и постоянно совершенствовать свою речь.
Об этом – рассуждение Д.С.Лихачёва в тексте упр. 31, которое вы выполните дома.

VII. Домашнее задание

Упр. 31. Списать весь текст, определить его тему, основную мысль, выполнить задание 1-3.

Литература

1. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки// Русский язык и литература для школьников. – 2005. – №1. – С.2-9

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от Aominedaikiknblove

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    ga543918

    Ответ:

    6

    Объяснение:

    Оглянуться можно только назад, я так думаю

  2. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    mariebenzo

    Ответ:

    1. без очень

    2. без народный

    3. опустить

    4. не кладите

    5. без человеком

    6. оглянуться назад

    7. приклонить(в значении физического поворота головы)

    8. согнуть колени/склонить голову

    9. одержать победу

    10. не забив голов

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вид лексической ошибки + исправленный вариант  

1. Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом. (плеоназм)  

   Корректно: Хочу познакомить вас с этим вундеркиндом.

2. Утверждая документацию, начальник отдела ставит на ней свою роспись. (смешение паронимов)

   Корректно: Утверждая документацию, начальник отдела ставит на ней свою подпись.

3. Он одел форму. (смешение паронимов)

    Корректно:  Он надел форму.

4. Юристы на юридических конференциях делятся между собой своими проблемами. (тавтология)

  Корректно: Юристы на профильных конференциях делятся между собой своими проблемами.

5. Главная суть статьи заключалась в опровержении приведённых ранее доказательств. (плеоназм)

  Корректно: Суть статьи заключалась в опровержении приведённых ранее доказательств.

6. Жители, проживающие в нашем районе, собрались на встречу с депутатом. (тавтология)

  Корректно: Жители нашего района собрались на встречу с депутатом.

7. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица. (лексическая несочетаемость)

 Корректно: Чтобы больше впечатлить читателя, автор ведет повествование от первого лица.

  • Определить величину статической ошибки системы автоматического управления
  • Определите логическую ошибку смертный приговор это убийство
  • Определение что значит признать свои ошибки
  • Определите тип ошибки чтения град драг нос сон танк кант
  • Определите какие нормы русского литературного языка нарушены исправьте ошибки текет жгет