Определите вид речевой ошибки сделайте стилистическую правку предложений необходимо ускорить

Стилистические ошибки: виды и примеры

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.

27 распространенных видов стилистических ошибок

Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1 Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2 Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3 Тавтология В книге записей записано. В книге записей отмечено.
4 Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5 Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6 Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать либо «управление», либо «менеджмент»
7 Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8 Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9 Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10 Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11 Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12 Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13 Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14 Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15 Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16 Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17 Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18 Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19 Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20 Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21 Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22 Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23 Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников. Чтобы повысить квалификацию сотрудников.
24 Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25 Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26 Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы27Избыток придаточных предложенийОн пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу.Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:

  • Используйте только те слова, в значении которых вы уверены.
  • Не применяйте фразеологизмы, пословицы и т.д. Они редко уместны. Умелое использование крылатых выражений требует мастерства.

Используйте простые предложения. Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Лексические и стилистические ошибки

Практическое занятие № 2

Редактирование текстов официально-делового стиля

Основу языковых норм официально-деловой речи составляет использование традиционных для официально-делового стиля языковых средств. Правила официально-деловой речи подразумевают также строгое соблюдение стилистических, лексических и грамматических норм русского литературного языка, а также норм правописания.

При подготовке деловых бумаг нередко приходится проводить языковую правку документа, когда необходимо устранить орфографические и пунктуационные ошибки, а также ошибки, связанные с нарушением лексических, стилистические и грамматические норм русского литературного языка.

Лексические и стилистические ошибки

Наиболее частотными в официальных документах являются следующие речевые лексические и стилистические ошибки:

1. Употребление слова без учета его значения. Неправильное использование слов-терминов.

Неправильный вариант: В объектах Российской Федерации комиссии референдума образуются представительными и исполнительными органами государственной власти.

Исправленный вариант: В субъектах Российской Федерации …

ЗАПОМНИТЕ: все термины в официально-деловых документах должны использоваться в точном соответствии с их значением.

2. Неуместное или неоправданное употребление иноязычного слова.

Неправильный вариант: Участники конкурса должны репрезентовать свои материалы к указанному сроку.

Исправленный вариант: Участники конкурса должны предоставить свои материалы …

ЗАПОМНИТЕ: не следует использовать иноязычный термин, если имеется соответствующий ему русский вариант.

3. Неразличение слов-паронимов.

Неправильный вариант: Гарантированный срок — 12 месяцев со дня изготовления.

Исправленный вариант: Гарантийный срок — 12 месяцев со дня изготовления.

4. Ошибки в выборе слова из ряда синонимов.

Неправильный вариант: Ритуал открытия Олимпийских игр должен быть проведен в полном соответствии с Олимпийским кодексом МОК.

Исправленный вариант: Церемония открытия Олимпийских игр …

5. Неправильное или неоправданное употребление архаизмов.

Неправильный вариант: При сем направляем Вам наш последний каталог.

Исправленный вариант: При этом направляем Вам наш последний каталог.

Направляем Вам наш последний каталог.

! Однако некоторые архаичные слова и обороты получили распространение в деловой переписке: каковой (вместо который), вышепоименованный (вместо указанный выше) и др.

6. Нарушение лексической сочетаемости слова.

Неправильный вариант: Вынести благодарность следующим сотрудникам…

Исправленный вариант: Объявить благодарность следующим сотрудникам…

7. Неправильное или неоправданное использование фразеологических оборотов.

Неправильный вариант: Предложения финансового отдела оказались ниже любой критики

Исправленный вариант: Предложения финансового отдела оказались ниже всякой критики

8. Употребление слова без учета его стилистической окраски.

Неправильный вариант: Дело об убиении гражданки Сидоровой Ю.Н.

Исправленный вариант: Дело об убийстве гражданки Сидоровой Ю.Н.

Неправильный вариант: 25.02.98 около половины десятого вечера возле дома № 3 по ул. Садовой неизвестный молодой человек стащил у меня сумку с документами.

Исправленный вариант: … украл

ЗАПОМНИТЕ: В официальных документах недопустимо использование слов, форм слов, словосочетаний и предложений с функционально-стилистической окраской разговорной речи, просторечия, жаргона, диалекта, а также языковых средств с экспрессивно-стилистической окраской.

! Специфические профессионализмы — разговорные наименования того или иного явления нужно отличать от книжно-письменной лексики:

Профессионализмы Книжная лексика
расходник платежка безнал (по безналу) нал оперативка кадровик оптовик расходный ордер платежное поручение безналичный расчет наличные деньги оперативное совещание работник отдела кадров оптовый покупатель

Подобная профессиональная лексика, уместная в неофициальной обстановке делового общения, абсолютно недопустима в языке документов.

9. Тавтология и плеоназм.

Тавтология — повторение однокоренных слов. Плеоназм — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.

Неправильный вариант: Прошу оказать материальную помощь ввиду отсутствия материальных средств.

Исправленный вариант: Прошу оказать материальную помощь в связи с тяжелым финансовым положением.

Неправильный вариант: Ему были нанесены тяжкие телесные повреждения посредством побоев.

Исправленный вариант: Ему были нанесены тяжкие телесные повреждения.

Упр. 1. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки, определите их характер и исправьте их.

1. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака.

2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.

3. Пишите Ваши инициалы полностью.

4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы.

5. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

6. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. Народного Ополчения.

Упр. 2.Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ, собранные вместе материалы, продолжающиеся далее инциденты, сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что. ; приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я прошу Вас.

Упр. 3. Замените архаичные слова и обороты, встречающиеся в деловых бумагах, на современные.

Каковой; вышепоименованный; на предмет; при сем прошу не отказать; вверенный Вам отдел; сим отношением; уведомляем Вас.

Упр. 4. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг. Найдите слова, искажающие смысл фразы. Определите характер ошибок и исправьте их.

1. Придется еще раз обсчитать все данные.

2. Осталось затвердить это на собрании.

3. Он отказал мне под благоприятным предлогом.

4. Был провозглашен приговор суда.

5. Это достигалось самыми неугодными средствами.

6. Он дал мне взаимообразно 5000 рублей.

7. На заводе возникло нестерпимое положение.

8. Прошу срочно оформить командированное удостоверение нашему сотруднику Грязнову Е.Д., командировочному в г. Москву.

Упр. 5. Прочитайте предложения, взятые из различных документов. Найдите ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов, и исправьте их.

1. Пришлось ознакомиться с выводами комиссии, проведенной год назад.

2. Эта проблема с каждым днем ухудшается.

3. В этом главное место переживаемого момента.

4. Он пытался провозгласить на практике свои идеи.

5. Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели.

6. К заявлению присоединяется медицинское заключение о состоянии здоровья.

7. Платеж должен быть сделан через банк страны экспортера.

8. Просим восполнить убытки в размере 42 тыс. рублей.

Упр. 6. В данных предложениях найдите фразеологические обороты. Отметьте случаи ненормативного или ошибочного употребления фразеологизмов. Объясните характер допущенных ошибок.

1. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 2. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 3. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах. 4. Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании. 5. Мастер не раз уверял собрание, что сделает все по силе возможности, однако порядки остались прежними. 6. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава и закона. 7. Такой руководитель любого саботажника подведет под ярлык. 8. Ему пришлось проглотить эту горькую пилюлю.

Упр. 7. Исправьте стилистические ошибки в предложениях, взятых из деловых текстов.

1. По причине непредвиденных обстоятельств нам срочно требуется поставка нового оборудования.

2.Обвиняемый, наверняка, будет приговорен к 5 годам лишения свободы.

3.Это может нам отбить охоту размещать в дальнейшем заказы на таких условиях.

4.Обшарив место преступления, старший инспектор уголовного розыска Беляев обнаружил орудие убийства.

Упр. 8. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2.Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 3. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 4.. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда “Стрела”.5. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 6. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 7.. Сверх плана торгующими организациями было сдано много сверхплановой продукции. 8. На производстве следует беречь каждую минуту времени. 9. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 10. Были бы Вам признательны, если бы Вы прислали нам текущий прейскурант цен. 11. Мы интересуемся, можете ли Вы назвать на адрес другого поставщика, или, в случае невозможности, сможете ли Вы проинформировать о Вашей возможности поставить нам товар напрямую.

Грамматические ошибки

1. Ошибки при склонении фамилий.

ЗАПОМНИТЕ: Русские и иноязычные фамилии на согласный звук склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам; ср.: студенту Щербаку — студентке Щербак, у Адама Мицкевича—у Марии Мицкевич. Однако если фамилия созвучна с названием животного или предмета неодушевленного (Дрозд, Камень), правило часто не соблюдается, так как при склонении подобных фамилий получаются непривычные сочетания: «у господина Дрозда», «к гражданину Камню». В этих случаях сохраняют фамилию в начальной форме (руководство практикой студентов поручено преподавателю Ивану Сергеевичу Жук)

ЗАПОМНИТЕ: Не склоняются фамилии славянского происхождения на –а, -о (Ковба, Лучко, Гречко); -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко (-енко) (Дурново, Долгих, Давиденко).

2. Ошибки при употреблении количественных имен числительных.

ЗАПОМНИТЕ: Склоняются все количественные числительные; при склонении количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются обе части. Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением норм современного литературного языка.

Неправильный вариант: В ходе боев погибло до триста восемьдесят человек.

Исправленный вариант: В ходе боев погибло до трехсот восьмидесяти человек.

Нередко вызывает затруднения склонение сложных слов, которые все активнее проникают в деловую речь.

ЗАПОМНИТЕ: 1. Склоняются обе части слова, если они обозначают рабочие профессии: токарь-карусельщик, токаря-карусельщика; летчик-испытатель, летчика-испытателя.

2. В других случаях склоняются обе части слова, если они выражены склоняемыми частями: по счету-фактуре; из письма-запроса; от фирмы-партнера по телексу-предложению.

Склоняется только вторая часть сложных слов, если первая часть сложного слова — неизменяемое слово: по соло-векселю; жиро-чека.

Склоняется только вторая часть сложных слов, если первая часть сложного слова — иностранное слово, недавно вошедшее в состав русской лексики: из шоп-тура, по таймшиту, о бизнес-центре.

3. Нарушение согласования между словами.

ЗАПОМНИТЕ: Согласование со сложносокращенными словами ведется в соответствии с их родом. Род сложносокращенных существительных (буквенных и звуковых аббревиатур), как правило, определяется по главному слову. Например: ТЮЗ (Театр юного зрителя) закрыт, РАН (Российская академия наук) объявила конкурс.

ЗАПОМНИТЕ: Согласование с сочетанием сущ.+ приложение ведется по главному слову, которое, как правило, стоит на первом месте). Например: наш счет-фактура, новая фирма-поставщик.

4. Неправильное употребление падежных форм существительных и местоимений.

благодаря чему? (дат. падеж)

Неправильный вариант: Согласно настоящего договора мы имеем право на скидку с фактурной стоимости.

Исправленный вариант: Согласно настоящему договору

Предлог благодаря, не потерявший еще своего первоначального лексического значения, следует употреблять в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат

начальник чего? (род.п.)

Неправильный вариант: Заведующий кафедры физики твердых тел проводит консультации в понедельник с 14 ч. до 17 ч.

Исправленный вариант: Заведующий кафедрой физики твердых тел …

ЗАПОМНИТЕ: говорить, докладывать о чем?

отметить, обнаружить что?

Неправильный вариант: Члены избирательной комиссии указали о некоторых недостатках проведения голосования на некоторых избирательных участках.

Исправленный вариант: Члены избирательной комиссии указали на некоторые недостатки проведения голосования ….

ЗАПОМНИТЕ: Предложные сочетания с временным значением — «после чего-нибудь» (род. п.) — пишутся на конце с и: по окончании школы, по истечении срока договора, по прибытии делегации, по возвращении из командировки, — если в их состав входит предлог «по».

Предложные сочетания с временным значением, начинающиеся с предлога «до» имеют на конце -я (род. п.): до истечения пятидневного срока, до принятия решения, до завершения срока реконструкции.

5. Нарушение правил употребления деепричастных оборотов.

ЗАПОМНИТЕ: действия, выраженные в предложении деепричастным оборотом и сказуемым, должны осуществляться одним и тем же лицом или относиться к одному лицу. В связи с этим нельзя использовать деепричастие и деепричастный оборот в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам;

2) если в безличном предложении имеется логическое подлежащее (предмет мысли);

3) если предложение выражено страдательной конструкцией.

Неправильный вариант: Ознакомившись с положением дел на заводе, комиссией были изменены нормы и расценки.

Исправленный вариант: После ознакомления с положением дел на заводе комиссией были изменены нормы и расценки.

6. Нарушение порядка слов в предложении.

Неправильный вариант: Возобновление игры производится после остановки ударом по мячу по команде судьи.

Исправленный вариант: Возобновление игры после ее остановки производится по команде судьи ударом по мячу.

Упр. 9. Оформите вступительную часть заявления: от кого и кому оно адресовано.

1. От кого подано заявление?

(Иван Семаго, Булат Окуджава, Степан Лемех, Николай Гусь, Михаил Романенко, Петр Горло).

2. Кому адресовано заявление?

(Наталья Хромых, Елена Венда, Ирина Данкевич, Светлана Карась, Лариса Петрушенко, Нина Коромысло).

Упр. 10. Правильно прочитайте числительные, а затем запишите их.

1. Покупатель запрашивает ООО «Авиаэкспорт» о возможности поставки 5 самолетов и 12 вертолетов.

2. Сыры будут отгружены в течение марта и апреля с.г. 2 равными партиями.

3. Вы сообщили нам о возможности поставки 50000 тонн каменного угля.

4. Просим рассмотреть наше предложение и подтвердить его в течение 15 дней от даты этого письма.

5. Стоимость поврежденного товара составляет 563 785 руб.

6. Благодарим Вас за предложение на поставку 4 тыс. метров шерстяных тканей и 1,5 тыс. метров шелковых тканей.

7. В связи с изложенным убедительно просим Вас возместить понесенные нами убытки в размере 1 865 243 руб.

8. Ожидается прибытие самолета с 387 пассажирами на борту.

9. Депутат встретился с 645 рабочими завода.

Упр. 11. Выберите определение «наш», «наша» или «наше» к следующим именам существительным, имеющим при себе приложение.

Счет-фактура, письмо-запрос, предприятие-изготовитель, телекс-просьба, счет-проформа, фабрика-поставщик, фирма-партнер, телекс-предложение, письмо-рекламация, акт-извещение, предприятие-потребитель, агент-фирма.

Упр. 12. Поставьте слова в нужном падеже. Вставьте пропущенные буквы.

Согласно Ваш… просьб… высылаем Вам инструкцию по эксплуатации машин последней модели. 2. Сообщаем, что мы можем поставить необходимую Вам линию сельскохозяйственных машин в 3 квартале с.г. согласно прилагаем… спецификаци…3. Согласно наш… договоренност… товары должны быть отгружены не позднее 15 ноября с.г. 4. Согласно контракт… № 4 мы имеем право на скидку с фактурной стоимости. 6. Благодаря своевременн…. вмешательств… специалистов положение на фирме было выправлено. 7. Предоставить Сергеевой внеочередной незапланированный отпуск согласно личн… заявлени…. 8. Объем продаж будет увеличен благодаря использован… PR-технологий. 9. Вопреки расчет… западных инвесторов цены на сырье не изменились. 10. Ответственность за сохранность химических препаратов несет заведующий лаборатор….

Упр. 13. Употребите правильные предложно-падежные формы с предлогом О или без него.

1. Ваша анкета и рекомендация показывают …, что Вы обладаете теми качествами, которые нам необходимы. 2. Мы узнали, что у Вас возникли трудности с принятием решения … поставк… нам труб. 3. На заседании жилищного комитета рассматривался вопрос …предоставлени…квартир молодым семьям. 4. Нет сомнений, что произошла ошибка и что ежеквартальные платежи будут осуществляться своевременно.

Упр. 14. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки. Объясните характер допущенных ошибок и исправьте их

1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 3. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные. 4. В 2017 году на предприятие были приняты двадцать один специалист. 5. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 1997 года. 6. В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. 7. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 8. Институт ходатайствует о постоянной прописке в Москве сотруднику Петлак А.И. 9. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. 10. Зарплата не была выплачена пятистам сорок двум рабочим.

Вопросы по теме:

1. Перечислите основные виды ошибок, встречающихся в деловой речи.

2. Какие лексические ошибки в официально-деловом стиле являются наиболее частотными?

3. Расскажите о нарушениях языковых и этических норм в официально-деловом стиле.

Домашнее задание. В следующих предложениях найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением языковых норм официально-деловой речи.

1. Дочерними предприятиями задолженность по зарплате сотрудникам оплачивается самостоятельно.

2. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вами.

3. Гарантируя полную и своевременную оплату заказа, нами получено разрешение треста на авансирование исследовательских работ.

4. Прошу заплатить мне расходы по командировке.

5. ГСМ было доставлено в сроки, указанные в контракте.

6. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

7. Цена комплекта запасных частей согласно прилагаемого списка составляет 50 тыс. руб.

8. Денежный вклад в размере девятьсот пятьдесят семи рублей переведен на имя Супрун М.В.

9. Полные детали моей карьеры изложены в прилагаемой анкете.

10. Рабочие, что допустили брак, получили выговор.

Стилистические ошибки в тексте

Что такое стилистические ошибки в тексте? Это неуместные употребления слов, нарушения ясности, точности, выразительности изложения.

Многие неопытные копирайтеры грешат ими наряду с оплошностями в орфографии или пунктуации. Это портит тексты, снижая их убедительность и ясность. Поэтому установка такая: при каждой работе над материалом стараемся найти стилистические ошибки в тексте, чтобы не прослыть халтурщиками .

Распространенные стилистические ошибки с примерами

# Неуместность речи

Пример: «Майор приказал сушить весла».

Оборот «сушить весла» не подходит контексту. Правильно: «Майор приказал отступать».

# Плеоназм – излишнее дублирование смысла

Пример: «Дополнительные опции».

Опция – это и есть дополнительная функция. Правильно: «Опции».

# Тавтология – повторение понятий, часто встречается при употреблении однокоренных слов

Пример: «Спросить вопрос», «Вновь возобновили работу».

Правильно: «Задать вопрос», «Возобновили работу».

Ролик на YouTube

# Штампы – избитые выражения, перегружающие речь

Пример штампа: «Динамично развивающаяся компания», «Красной нитью».

# Слова-паразиты, перекочевавшие из разговорной речи в печать

Стараемся вычищать текст от разных «Так сказать», «Как бы», «Типа», Скажем так» и пр.

# Необоснованное использование нелитературной лексики

Заголовок «На кой хрен нам это правительство?» в публицистической статье смотрелся бы нелепо. Также не стоит употреблять жаргонизмы, просторечия, диалектизмы, неуместные в контексте.

# Немотивированное употребление ненормативной лексики

«В интернете до***я возможностей заработать»

Матерные слова способны уничтожить положительно впечатление от любого самого полезного текста. Если вы не умеете орудовать матом так же искусно, как Сергей Довлатов, не рискуйте.

# Канцелярит

Яркие примеры канцелярита, когда вместо простых и понятных «Решили» и «Устали» автор сооружает избыточные конструкции с пассивным залогом: «Нами было принято решение», «Находились в состоянии усталости».

Другая частая стилистическая ошибка в тексте из разряда канцелярита – копирайтер ставит подряд несколько существительных: «При наличии отсутствия пропитанных шпал…».

# Ненужная экспрессия

Излишние экспрессивные средства создают ощущение, что автор искусственно хочет придать значимости описываемому. Кроме того, это смотрится смешно.

«Студенты пересекли экватор недели», «Титанические усилия педагога привели к росту успеваемости в 5 «А».

# Употребление слов в несвойственном им значении

«Опытные копирайтеры обладают широким жаргоном, потому что много пишут и читают».

Употребленное слово «Жаргон» здесь – явный пример стилистической ошибки. Правильно – «Словарный запас».

# Неверная лексическая сочетаемость

«Выполнять роль» вместо «Играть роль».

«Дешевые цены» вместо «Низких цен».

# Паронимы

Авторы путают слова, звучащие похоже, но с разным значением. Классическая стилистическая ошибка с паронимами – «Одеть – надеть». Или: «Абонентский – абонентный», «Представиться – преставиться».

# Немотивированное повторение одного слова или однокоренных слов в предложении

«На стройке работали опытные строители», «Газонокосилка работает на 1 батарее 6 часов. Газонокосилка управляется одной рукой».

# Неблагозвучие, вызванное скопление шипящих или согласных

Стилистические ошибки распространены как в официальных, так и в неофициальных текстах. Многие из них, например – канцелярит и штампы, тяжело вычислить, потому что они стали привычными. Поэтому рекомендую каждый текст проверять на наличие стилистических ошибок, даже если вы полностью уверены в их отсутствии.

источники:

http://poisk-ru.ru/s36553t22.html

http://smv-copywriting.ru/stilisticheskie-oshibki/

Срочно помогите пожалуйста

Проведите стилистическую правку следующих предложений, устранив немотивированное использование некоторых языковых средств. При осмотре больных бронхитом отклонений в конфигурации грудной клетки мы не видим. Гастрит случается острым и хроническим. Характерными жалобами больных гипертонией являются жалобы на головную боль, на то, что голова постоянно кружится, быструю утомляемость. Удаляя воздух из шприца, не выпускайте лекарственный раствор в помещение, так как вы создаёте в окружающем нас воздухе токсичный аэрозоль, который имеет опасность для вашего здоровья. Быстрыми движениями извлечь иглу, прижавши шарик к месту инфекции. Открыть флакон и взять палочкой чуть-чуть мази. Ярко-розовое окрашивание реактива (положительная проба) говорит о наличии моющего средства. Растение страшно ядовито, но препараты из него убирают боль и спазмы. Время хранения растительного сырья до 2 лет.​

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.

27 распространенных видов стилистических ошибок

Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1 Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2 Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3 Тавтология В книге записей записано… В книге записей отмечено…
4 Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5 Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6 Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать либо «управление», либо «менеджмент»
7 Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8 Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9 Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10 Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11 Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12 Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13 Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14 Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15 Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16 Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17 Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18 Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19 Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20 Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21 Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22 Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23 Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников… Чтобы повысить квалификацию сотрудников…
24 Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25 Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26 Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы

27 Избыток придаточных предложений Он пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу. Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:

  • Используйте только те слова, в значении которых вы уверены.
  • Не применяйте фразеологизмы, пословицы и т.д. Они редко уместны. Умелое использование крылатых выражений требует мастерства.
  • Используйте простые предложения. Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Рекомендуем

Как научиться писать тексты? Руководство для начинающих копирайтеров

Каждый человек способен писать тексты на хорошем уровне. Это навык, который можно освоить. В этой статье я собрал личный опыт и также опыт …

Как составить план текста?

План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это …

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    Задание 1. Обусловьте тип и вид ошибки, сделайте стилистическую правку текста.
    1. Лес стоит в сказочном уборе, но теснее начинают обсыпаться клены и березы. .2. Чацкий выступал против устроя фамусовского общества, 3. Читая роман, на уровне мыслей погружаешься в жизнь патриархальной российской семьи. 4. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 5. Писатель извлекает героев из самой реальности. 6. Он говорил нам о своих планах на будущее. 7. Герой целеустремленно устремляется к намеченной цели. 8. Клещ считает ночлежку временным местом собственного присутствия и надеется вернуться к жизни посредством упорного и правдивого труда. 9. Печорин понимает, что даже того, кто он обожал, были злосчастны. 10. Толпа людей ворвалась в здание. 11. Великое внимание будет оказано благоустройству нашего городка. 12. Внешняя наружность героини довольно презентабельна. 13. У их все было шито-крыто белоснежными нитками, но тогда никто этого не заметил. 14. Прочитав вторично повесть, мне думается, что она правдиво отображает события военных лет. 15. Чехов живописует Петю обычным интеллигентом, человеком, не лишенного беспомощности и изъянов. 16. В поэме Гоголя перед нами целая галантерея образов помещиков. 17. На этой фото он заснят во весь рост. 18. В эти годы наблюдается бешеный рост нашей кинематографии. 19. Поездка на отчизну С. Есенина стала окном в великолепный мир русской природы. 20. Разработка этого месторождения остается для нас более наиглавнейшей задачей. 21. Сложилось странноватое положение: согласно этому соглашению мы обязаны добиться таких характеристик, которых еще не демонстрировали и показать не сможем. 22. Правительство в это трудное и нелегкое время должно представлять единичный монолит. 23. Обитатели городка Калинова живут однообразной, безотрадной жизнью. 24. Он теснее в глубокой молодости начал писать стихи. 25. В оставшийся месяц коллектив предприятия электронных сетей работал с великим напряжением. 26. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 27. Со стороны отдельных служащих имеет место формальное отношение к своим повинностям. 28. Очень почти все зависит от того, насколько инициативны широкие слои народонаселенья в деле наведения образцового порядка в собственных городках. 29. Он строил на Урале большие промышленные великаны. 30. Степь цвела: будто факелы стояли степные маки и голубые колокольчики. 31. По традиции краткий блиц для нашего гостя.

    Задать свой вопрос


    1 ответ

    2019-02-26 13:03:46

    1. Осыпаться . Ошибочное словообразование

    • Вопросы ответы

    Добро пожаловать!

    Для того чтобы стать полноценным пользователем нашего портала, вам необходимо пройти регистрацию.

    Авторизоваться
    Уже зарегистрированны? А ну-ка живо авторизуйтесь!

    Войти на сайт

    Обновлено: 23.06.2023

    Пример готовой контрольной работы по предмету: Русский язык

    Содержание

    1. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

    1. Подсудимый Бариков, злоупотребляя служебным положением, решил оплатить за работу авансовой премией.

    2. Сумма премии превышает предел, установленный Положением о премировании, согласно которого премия не должна превышать 0,5 тарифной ставки рабочего.

    3. С отдела кадров пришло письмо о направлении бригады на другой объект.

    4. Подсудимый Посохов, изменив свои показания, хочет избежать от уголовной ответственности.

    5. Шилов совершил разбойное нападение с целью завладения личного имущества потерпевшей.

    6. Совершение преступления стало возможным, благодаря отсутствию по-терпевших в квартире.

    7. Об этом же пояснил свидетель Рогов.

    8. Мы уже сегодня получаем предложения с наших заказчиков.

    2) Выберите нужное слово. Как называются такие слова?

    1.Оппоненту представили/ предоставили слово.

    2. Спасателя представили / предоставили к награде.

    3. Адвокат начал речь с основания/ обоснования заключения по делу.

    4. Испытания проводятся/ производятся в соответствии с ГОСТом.

    5. За нетактическое / нетактичное поведение пассажиру сделали замечание.

    6. Свидетелей, дающих заведомо ложные/ лживые показания, следова-тель продуманной системой вопросов должен уличить / изобличить во лжи.

    7. Ваши доводы кажутся мне не слишком логичными/ логическими.

    8. На этом предприятии у вас будут гарантийные / гарантированные заработки.

    9. Заплатите/ оплатите взносы!

    3) Употребите данные существительные в дательном падеже.

    Юрий Живаго, Булат Окуджава, Константин Рерих, Евгений Крыса, Пётр Горло, Михаил Петренко, Наталья Жук, Павел Глоба, Иван Белых, Демьян Бедный, Анна Седых, Ирина Хакамада, Марина Мицкевич, Дитмар Розенталь, Леонид Якубович, Григорий Сковорода, Виталий Вульф, Станислав Жук, Николай Сванидзе, Иван Короленко.

    4) Напишите цифры прописью, поставив числительные в нужных падежах.

    1.Прибыл океанский лайнер 1485 пассажирами.

    2. Библиотека пополнилась в этом году 570 (книг).

    3. Атлет поднял штангу весом 139, 5 (килограмм).

    28. прибавить 312.

    5. Фруктовый сад разбит на 590.

    6. Лагерь находился в

    34. метрах от вулкана.

    31. литров бензина.

    8. В 2009 году я получу степень магистра.

    5) Поставьте существительные в скобках в форму именительного паде-жа множественного числа.

    1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные (лектор).

    2. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: (врач, учитель, бухгалтер, инженер).

    3. На трехдневный семинар для обмена опытом съехались (директор) всех российских школ-интернатов.

    4. Каждый раз, глядя на взлетную полосу со множеством самолетов, он думал о том, как же со всем этим могут разобраться (диспетчер).

    5. Те, кто не получит (допуск), на экзамене могут и не появляться.

    6. Фролов любил пошутить, что его любимые люди в дороге – это (инспек-тор) ГИБДД.

    7. (Выбор) в местную администрацию прошли гладко.

    8. В институте на доске объявлений были вывешены (выговор) нескольким участникам вчерашней драки.

    6) Поставьте существительные в скобках в форму родительного падежа множественного числа.

    1. Взвод (курсанты) маршировал на плацу, топот их (сапоги) раздавался по всей округе.

    2. Все армейские чины, кроме (генералы) и (маршалы), носят брюки без (лампасы).

    3. Обед сегодня состоял из (макароны) и резаных (помидоры).

    4. На стрельбах надо было поразить не так много (мишень), как мы ожидали.

    5. Без (комментарии) этот текст непонятен.

    6. Он всех принимал одинаково радушно: (русские), (монголы), (татары), (буряты).

    7. Следует в тревожный чемодан положить банки (консервы).

    8. От сильного удара поезд сошел с (рельс).

    7) Определите род существительных.

    Кофе, ЖЭК, ФСБ, МВД, иваси, провансаль, тюль, вуаль, досье, интервью, Сухуми, визави, меню, дуэль, евро, МИД, СНГ, атташе, сирота, крупье.

    8) Расставьте ударение в следующих словах.

    Афера, августовский, баловать, Бурятия, дактилоскопия, диспансер, договор, документ, закупорить, звонит, звонят, идентификация, избалованный, каталог, квартал, километр, красивее, кухонный, намерение, незаконнорожденный, некролог, обеспечение, облегчить, осведомить, оптовый, поимка, протокол, сливовый, шасси, Якутия.

    9) Устраните недочеты, связанные с согласованием.

    1. Присутствовавших охватило чувство негодования, презрения и ненависти к преступникам, ограбивших и совершивших убийство человека.

    2. Летом 2012 года Сухарев вместе с Хоревым из машин, стоящие возле ГБСМП –

    4. Кроме того, в апреле 2012 года Зелинский в группе с другими подростками совершили кражу мотоцикла у гр-на Сорокина.

    5. Рычкова на протяжении восьми лет систематически скандалили с мужем.

    6. Хорьков и Петунин не довели до конца свой преступный умысел по причинам, от него не зависящих.

    10) В соответствии с нормативными требованиями составьте образцы документов: рапорта (заявления), объяснительной записки.

    Стилистические вопросы, связанные с именем су и. ств и тель­ным, включают в себя: варианты падежных окончаний в един­ственном и множественном числе: особенности склонения неко­торых имен и фамилий, употребление единственного числа в зна­чении множественного и множественного в значении единствен­ного: колебания в роде; род несклоняемых и сложносокращенных имен существительных.

    Особенности употребления падежных окончаний имен существительных

    Родительный падеж единственного числа

    Имена существительные мужского рола в родительном паде­же единственного числа могут иметь окончания -а и -у*. Такие варианты окончаний характерны только для одного из значений родительного падежа — количественного (партитивного), когда обозначается неполное количество чего-либо: купить сахара (са­хару/. ложка меда (меду/. Формы на -у постепенно устаревают и сохраняются в основном в устойчивых оборотах, фразеологиче­ских сочетаниях (с ходу, сбить с толку, с глазу иа глаз) и в умень­шительных формах с суффиксом -к с ударным окончанием (по­есть медку, попить чайку). В остальных случаях следует выбирать окончание -а.

    Предложный надеж единственного числа

    В предложном падеже единственного числа имен существитель­ных возможны окончания -у(ю) или -е.

    Варианты с окончанием на -у распространены лишь в сочета­ниях с предлогами в и на при обозначении места, реже — состо­яния или времени действия: в шкафу, на берегу, в жару, в цвету, в году. Заметна обшая тенденция к сокращению круга слов, прини­мающих окончание -у. Такие слова, как правило, употребляются в устойчивых сочетаниях.

    Лишь немногие слова допускают свободное варьирование окон­чания -е и -у. бак вал, ветер, грунт, жир. дуб. зоб, зуб, квас, крюк, круг, мыс, отпуск, пар, пир, суп, стог, слой, спирт, хіев, холм, холод, цех, чай, чан, шкаф, шелк. Эти варианты различаются в основном сферой приме­нения.

    Варианты на -е употребляются в письменной речи: в от­пуске, в грунте, на холоде, в цехе, в чае. Варианты на -ф имеют разго­ворную или просторечную окраску: в отпуску, в грунту, на холоду, в цеху, в чаю.

    147. Выберите форму имени существительного. Отметьте вариантные форм ы.

    1. Окно было большое, и занавески спускались до самого (низа, низу). До (низа, низу) горы мы шли очень долго. 2. Он здесь без (года, году) неделя. Мы с нетерпением ждали (года, году) окон­чания школы, 3. Нам было не до (смеха, смеху). Мы пошутили, сделали это (смеха, смеху) ради. Дети боялись (смеха, смеху) Карабаса-Барабаса. 4. Этот вопрос так вот с (хода, ходу) и не решишь. Мы обычно не замечаем (хода, ходу) времени. 5. Ребенок и (часа, часу) не может посидеть спокойно. Не прошло и (часа, часу), как мой друт вернулся. Это случилось около (часа, часу) дня. 6, Дети решали задачи, и до устного счета так дело и не до­шло, а жаль, потому что им очень легко сбиться со (счета, счету).

    148, Дайте стилистическую характеристику следующих предложений. Обратите внимание на окончания существительных.

    1. От него ни слуху ни духу. 2. Я не верю, что от меня не будет толку. 3. Делам конца краю нет. 4. Она в нашем коллективе без 126 голу неделя. 4. Наконеи-то в нашей группе появились новенькие, значит, нашего полку прибыло! 5. Он человек неизвестный в на­шем городе, что называется без роду и племени. 6. На концерте юмориста зрители прямо умирали со смеху! 7, Папа всегда шутил, что увел свою невесту прямо из-под носу ее родителей.

    149. Охарактеризуйте стилистически имена существительные. Обра­тите внимание на окончания существительных.

    1. Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю. (В. В.)

    2. Хорошо летом вдеревне: попить кваску, поесть медку! 3. Конь­яку в буфете не оказалось. 4. Головную боль можно снять стаканом зеленого чая. 5, Можно добавить туда и ложечку темного сахара.

    150. Объясните, чем различаются формы предложного падежа един­ственного числа с окончаниями на -у(ю) и на -е.

    І. Ночью нас никто не встретит, мы простимся на мосту. (Я.П.)

    151. Определите, чем различаются вариантные формы предложного падежа имени существительного на -у(ю) н на -е. Данте стилистическую характеристику этих форм.

    Определите, возможны ли варианты форм предложного падежа существительного. От чего зависит форма существительного?

    гда 61,1.1 снят в цвете. 4. «Пол сенью левхшек в цвету* — один из романов цикла «В поисках потерянною времени- Марселя Пруста. 5. В академическом часе 45 минут 6. Он работал допоздна к воз­вращался всегда в первом часу ночи. 7. Стол стоял очень неудоб­но. в темном углу. К, В прямом угле 90 градусов. 9. Поведение гол­кипера оградилось на счете матча. 10. У него достаточно денег на текущем счету. 1 I. В грамматическом строе алтайских языков еще много неясного, . Он был небольшого роста, по лому в строю стоял последи нм. 15. В свете последних событии мы должны сроч­но принимать адекватные меры. 14. Мои папа всю жн знь работал в поте липа, 15. Так жарко, ребенок весь в поту 16. Родители Пет­руши Гринева жили в мире п согласии. 17. На миру и смерть красна 1S. Он родился в краю рек п озер, как называют Карелию. 19. В кругу дру зей он прослыл сумасбродом, 20. Мы скоро уже бу­дем жить в двадцать первом веке 21. Порадуемся на своем веку красавице и кубку, счастливому клинку’ 22. Ребенок хорошо при­бавляет в весе, 25. Нельзя ре зать ткань на весу. 24. Он был чемпио­ном города ь беге на 100 метров. 25. Мои друг всегда торопится, все делает на бегу.

    Именительный падеж множественного числа

    В именительном падеже множественного числа существитель­ные могут иметь окончания -ы(и). -а(я).

    I Окончания -ы(и) или -а(я) имеют существительные, кото­рые ра зличаются по значению. Эти слова представляют собой омо­нимы. Это значит, что замена в іексте одного слова другим при­водит к искажению смысла высказывания.

    АонбгАч.чнря (работники) — конйгкшоры (летали машин); кор­пуса (здания) — корпусы (туловища люден или животных); лагеря (стоянки, временные поселения) — лпгери (общественно-поли­тические гру ппировки); меха (выделанные шкуры зверей) — мехи (приспособления лля подачи воздуха); образа (икопія) — образы (в художественном творчестве): ордена (знаки отличия) — ордены (общественные органи .пиши): попса (часть костюма) — /шясмМео- грнфические); провода (электрические) — проводы (кого-либо): пропуска (документы) — пропуски (отсутствие); счета (докумен­ты) — счеты (прибор); табели (список чего-лд — табеля (жето­ны); тона (оттенки цвета) — тоны (звуки): тормоза (приборы) — тормозы (препятствия): стапеля (преподаватели) оттеїи (выс­шие авторитеты): хлеба (зерновые растения) > ■ ■ с^с-ные); цвета (краски) — цветы (растения).

    2. Окончание -а(я) имеют следующие существительные с ней­тральной стилистической окраской,

    Автопоезда, адреса, бега, берега, боки. борта, буфера, веера, века, век­селя, вензеля, вечера, вороха, глаза, голоса, города, директора, доктора.

    flaw, желоба. жемчуга, жернова. катера, кителя, колокола. края, купо­ла. кучера, луга, мастера, номера, обшлага, округа, ордера, острова, пару­са. паспорта, перепела, повара, погреба. пое-Юа. потроха, профессора, рога, рукава, снега, сорта, сторожа, тетерева, тома, топот. , ячменыи, я).

    4, Окончание -ы(и) закрепилось у некоторых существительных. Если в речи встречается вариант с окончанием -а(я), то он носит ярко выраженную просторечную окраску, т.е. выхолит іа рамки лнтеракурного языка.

    Особо следует обратить внимание на некоторые слова этой груп­пы: кремы, торты, полисы, порты, аэропорты, шоферы, офицеры, рек­торы, плоскости, лап части, возрасты, волосы, ведомости, выборы, вы­говоры, выпуски, вырезы, выходы, гербы, госпитали. гробы, громы, грун­ты, инспекторы, конструкторы.

    В именительном падеже множественного числа окончания -ья или -и имеют:

    1. Существительные, которые различаются по значению; зубы (у живых существ) — зубья (пилы); колы (школьные отметки) — ко­лья (палки); корни (часть растения) — коренья (овощи); крюки (стер­жень с загнутым конном или лишнее расстояние по дороге) — крючья (металлическое острие палки или багра с загнутым кон­ном): листы (бумаги) ■— листья (часть растения): колени (часть ноги) — колена (поколения) — коленья (части сгиба к лоскуты (куски ткани, бумаги, кожи, земли) — лоскутья (обрывки, лох­мотья): мужи (государственные деятели) — мужья (в семье): сыны (родины) — сыновья (лети).

    2. Существительные, которые имеюг одинаковое значение, но различаются стилистической окраской: друзья (нейтральное) — други (высокое, поэтическое); деревья (нейтральное) — дерева (вы­сокое, поэтическое); крылья (нейтральное) — крыла (высокое, поэтическое); листья (нейтральное) — листы (в том же значе­нии — поэтическое): грозди (нейтральное) — гроздья (устаревшее.

    высокое); камни (нейтральное) — каменья (устаревшее, поэти­ческое); дяди (нейтральное) — дядья (устаревшее); у гаи (нейтраль­ное) — угоаья (устаревшее).

    153, Выберите форму именительного падежа существительного. Объяс­ните свои выбор, лаіне с піл нс і и вескую характеристику выбранного вами варианта.

    I. Попытавшись вернуться к прежнему образу жизни, он по­чувствовал. что (голы, года), проведенные на чужбине, не про­шли даром. 2, Во время воины больше всего кочевали военные (госпитали, госпиталя), они перемешались вслед за линией фронта.

    3. Кто бы мог подумать, что за этой яркой, жизнерадостной вы­веской скрывается столярная мастерская, где делают (гробы, гро­ба). 4. Все мои (джемперы, джемпера), как оказалось, подошли и моей сестре, 5. На трехдневный семинар для обмена опытом съе­хались (директора, директоры) всех российских пі код-интерна­тов. 6. Каждый раз. глядя на взлетную полосу со множеством са­молетов. он думал о том. как же со всем этим могут разобраться (диспетчеры, диспетчера), 7, Николай так много работал, стараясь забыться, что даже ночью не мог отдохнуть — ему снились (дого­воры, договора), заключенные днем. X. Журналисту очень важно не терять уверенности в себе, но так трудно ее сохранить, когда на каком-нибудь симпозиуме тебя окружают (доктора, доктори) наук. 9. Те, кто не подучит (допуски, допуска), на экзамене могут и не появляться. 10. Среди его друзей были люди самых разных специальностей, в основном все же (инженеры, инженера) и (авиаконструкторы, авиаконструктора). I! . Фролов любил пошу­тить, что его любимые люди в дороге — это (инспектора, инспек­торы) ГИБДД. 12. В учебных полетах обязательно присутствуют летные (инструктора, инструкторы). 13. Вернувшись из госпиталя в свою часть, лейтенант наконец-то почувствовал себя комфорт­но: теперь его окружали люди, одетые в (кителя, кители), а не в белые халаты. 14. Насколько же похоже строение некоторых изоб­ретений человека п его собственного организма, к примеру, (кла­пана, клапаны) и в сердце человека, и в сердце автомобиля вы­полняют одинаковую функцию.

    154. Выберите форму именительного падежа существительного. Дайте стилистическую характеристику выбранного вахт варианта.

    155. Дайте стилистическую характеристику выделенных имен суще­ствительных.

    156. Определите значение имен существительных, имеющих во мно­жественном числе разные окончания при одинаковой форме в един­ственном числе.

    Родительный падеж множественного числа

    Имена существительные в родительном падеже множествен­ного числа имеют или нулевое окончание, или окончание -ов (гру­ши, но греков), а некоторые слова зтой группы могут иметь вари­антные окончания: нулевое в разговорном стиле и -ов в книжно­письменных стилях (грамм — граммов),

    В современном языке наблюдается тенденция к выбору нулево­го окончания.

    Нулевые окончания закрепились в названиях:

    единиц измерения: ампер, аршин, бит. бон. ватт, гектар, рентген’,

    овошей, идолов. фруктов; анепьсии. мандарин, тмидор. пакна-

    дни по национальности: башкир, бурят, груши, карен, румын. турк­мен, цыган:

    дин по принадлежности к воинским полра печениям; гардема­рин, гусар, драгун, еондат, партизан, кадет:

    парных предметов пли предметов с парными частями; ботинок, бот, ботфорт, брюк, бу ніс, на каюк. гетр, гопьф. к аньсон, кед, краг, .шт, замиае, манжет, мокасин, пантопон. пьекс. погон, рейтуз, еандапеш, сапог, чуюк. шаровар, шпор, штабнет, шорт, эпопет.

    К этой же группе существительных с нулевым окончанием от­носятся существительные, употребляющиеся только во множе­ственном числе: каш/кун, брызг, крестин, потемок, сумерек, шахмат, шпрот.

    Остальные существительные в родительном падеже множествен­ною числа могут иметь иди нулевое окончание, пли окончание -ов.

    слов дядя, тетя, допе, ясна нормативным в родительном паде­же множественного числа считается окончание -ей: дядей, тетей, допей, ясней.

    Существительные среднего ролі! на -ище в родительном ты деже м ножесытен ною числа имеют, как и рати ио. формы без оконча­нии; корневище — корневищ, хранипище — храни.ниц.

    Подавляющее большинство существительных среднего рода, окан­чивающихся в именительном падеже единственного числа на -ье, принимают в родительном падеже множественного числа оконча­ние -«й.

    Несколько форм колеблются в употреблении: ущельев и уще­лий, верховьев и верховий, низовьев и низовий, угобьев и угодий, кочевьев и кочевий, копьев и копий.

    Вариантные формы допускаются у слов: дурней и буден (реже); граблей и грабель’, двойней и двоен’, яслей и ясель (разг.).

    Лишь отдельные слова сохранили прежнюю форму: платьев, устьев, подмастерьев, лохмотьев, разводьев, отребьев.

    157. Выберите форму родительного падежа множествен ного числа имен существительных. Отметьте вариантные формы. Лапте стилистическую характеристику вариантов.

    1. (Монголы) отличает узкий разрез глаз и широкое дико.

    158. Постаньте существительные в скобках в роліпельном падеже мно­жественного числа.

    1. Мама обнаружила, что не хватает (кастрюля). 2. В городе было отреставрировано пяті^ (колокольня). 3. Во время лесного пожара было спасено двенадцать (косуля), 4. До острова оставалось не ме­нее пятнадцати (миля). 5. На стрельбах надо было поразить не так много (мишень), как мы ожидали. 6, Мне в детстве не повезло, у меня сменилось множество (няня), 7. За этот месяц священником было отслужено немало (обедня). 8. Компания планирует постро­ить несколько (пекарня) к новому году. 9. За время работы на этом посту он повидал немало (простофиля), но такого, как этот, ни­когда. 10. На полке в бабушкином шкафу лежало с десяток (про­стыня) — приданое для внучки. 11. Не много (пустыня) образова­лось таким необычным способом, как эта. 12. Для детского сада закупили партию игрушечных (сабля). 13. Войдя в комнату, она увидела множество (свеча). 14. Сладки)) вкус спелых (абрикосы) напоминал о летнем зное. 15. На рынке часто попадались пира­мидки из красивых, блестящих (баклажаны). 16. К столу подали несколько очищенных (апельсины). 17. Емкость дисковода состав­ляет 360 (килобайты). IS. Байт — часть машинного слова, состоя­щего из восьми (биты),

    159. Поставьте существительные в скобках в родительном падеже мно­жественного числа.

    I. Нам подарили на память несколько оригинальных (брелок).

    2. Зимой не обойтись в деревне без (валенки), а весной — без (боты). 3. Тридцать (гектары) земли занимали подсолнухи. 4, Вам не избежать удаления (гланды). 5, Следы от его (кеды) еше долго оставались на песке. 6, Он всех принимал одинаково радушно: (рус­ские), (грузины), (казахи), (англичане), (киприоты). 7. В молодо­сти ее мать была без ума от (гусары). 8. Мы уже все устали от нескончаемых шумных (дебаты). 9, Сейчас трудно лаже себе пред­ставить, что было такое время, когда не было (джинсы) и женс­ких (сапоги). 10, Не бывает деревни без (задворки). I I. Без (ком­ментарии) этот текст непонятен. 12. На всех не хватило одной баночки рыбных (консервы). 13, В наш замечательный план (кор­рективы) вносить не стоит. 14, Между тем из (кулуары) власти доносился недовольный ропот. 15. Мы нс имели никаких его (ко­ординаты). 16. Возможно, (критерии) истины не существует.

    160. Пос тавые существительные в скобках в родительном падеже мно­жественного числа.

    1. Спруту все же не хватило всех его (щупальца) — и жертве удалось вырваться. 2. Во многих больницах даже (полотенца) нет.

    161. Пост аиьте сшесты пел ьные и скобках в родительном падеже. Если возможны варианты, даіііе их стилистическую характерно ш-а .

    Е Дождя так и не было, только несколько (капли) срыгнули на асфальт, 2. От этих (ляли к тети) слышишь только замечания и придирки. 3. Интересно, сколько сюжетов (басни) погапмегво- вал Лафонтен у Эзопа? 4. Модельер использовал мягкую замшу для (голеншпа) модных в этом сезоне (сапоги). 5. Если у вас нет (гантели), то можно использовать толстые книги пли банки с во­дой. 6. В прошлом голу на всех школьников не хватило (грабли), и им пришлось убирать мусор вручную. 7. Большинство (двойня) разнополые, но связь между ними так же сильна, как и у однопо­лых. 8. В Москве сегодня одна тысяча (ясли) л полторы тысячи детских домов. 9. Иван Иванович вернулся в свое седо спустя трид­цать дет. Не было уже покосившихся (домишки) и (баржи) на реке. 10. Для приготовления этою торта бабушка не использует покупных (вафли), она их делает сама. 1 I. Пять (будни), .ига вы­ходных — вот жизнь работающего человека. 12. Не люблю я (тихо­ни): никогда не знаешь, чего от mix ожидать, 13. По летели с (яб­лони) белые лепестки и покрыли дорожку ароматным снегом.

    14. Нет такой страны, где бы не было нескольких (таможни).

    Склонение некоторых имен и фамилий

    Иностранные имена на согласный звук склоняются независи­мо от того, употребляются ли они отдельно или вместе с фамили­ей: романы Жюля Верна, площадь имени Джанахариала Неру.

    Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на соглас­ный, склоняются, если относятся к мужчинам, н не склоняют­ся, если относятся к же шин нам: к Евгению Полину — и Анне Полип, с Джорджем Бушем — с Барбарой Буш.

    Украинские фамилии на -о в русском языке не склоняются.

    Славянские и романские фамилии на -а склоняются; фильмы Александра Митты, о Джульетте Мазане, но к Генри Фонда.

    Ответы

    я считаю, что этот мальчик ответственный, все время маме и заботится о младшем брате. все зрители увлечены и на игре, даже младший брат последнего мальчика с интересом смотрит на происходящее. возможно, что собака, лежащая рядом с братьями, им и принадлежит.

    на заднем плане изображены здания. я думаю, действия этой картины происходят в крупном городе, вероятно, в москве, где-то золотой осенью, примерно при хрущеве, в годах 50 – 60. небо мне кажется пасмурным да, и на улице не так уж жарко.

    эта картина символизирует футбол. на ней изображено одиннадцать человек и черно-белая собака. одиннадцать человек символизируют количество игроков в команде, а черно-белая собака – футбольный мяч.

    в целом картина мне понравилась, но лучше бы было, если на ней было изображено все поле и все игроки.

    Инструкция для друга «как заваривать чай» 1) прежде, чем начать заваривать чай, тебе необходимо выбрать заварку: чёрный чай, белый чай, зелёный чай, классический или с разными добавками. 2) если заварка уже куплена, тогда нужно поставить чайник, чтобы у нас был кипяток. 3) подготовь заварочный чайник, пока закипает вода. 4) итак, давай приступим! 5) сначала тебе нужно ополоснуть кипятком заварочный чайник, желательно несколько раз, чтобы его нагреть. 6) затем, насыпь в него сухой чай в расчёте одна чайная ложка на стакан воды. 7) теперь ты можешь залить его кипятком. 8) сперва подожди минутку, чтобы чай немного разбух и его листья раскрылись. 9) а потом долей ещё немного кипятка. 10) сейчас тебе следует закрыть заварочный чайник крышкой и накрыть его полотенцем. 11) дадим ему настояться около 5 минут и мы можем с тобой приступать к чаепитию.

    Другие вопросы по: Русский язык

    Определите вид речевой ошибки, сделайте стилистическую правку предложений. 1 Необходимо ускорить уре.

    Задание 1.Определите вид ошибки, проведите стилистическую правку предложений.

    1.Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам проверки. 2.Ленту первенства по дорожным происшествиям в эти выходные завоевал Екатеринбург. 3. Состояние нашей армии желает лучшего. 4. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 5. Мы этой проблеме уделяем одно из первых мест. 6. Театр в Андреевском Воронцов организовал на боле широкую ногу. 7. Приведенные показатели играют мало места для нашей экономики. 8. Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов. 9. Необходимо уделить самое серьезное значение борьбе с преступностью. 10. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни. 11. В нашем административном округе придается большое внимание благоустройству дворовых территорий.

    1. Для повышения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 2. Для погружения поплавка, а также для опускания насадки и удержания ее около дна применяются свинцовые грузила в форме дробинки или расплющенного свинца. 3. Наибольшее распространение на сахарных заводах получили сушилки барабанного типа. 4. Главное их стремление – постоянно сокращать время нахождения оборудования в ремонте. 5. Для решения острой проблемы покрытия переменной части суточных графиков нагрузок энергосистем должны быть созданы специальные пиковые электростанции. 6. В нашей школе имеют место занятия легкой атлетикой. 7. Наша задача – это проведение совещания с составом группы, распределение обязанностей, доведение заданий до исполнителя. 8. Ведутся изыскания возможности создания турбин большей мощности. 9. На всех этапах обучения русскому языку большое внимание уделяется привитию школьникам грамматических навыков, повышению их орфографической и пунктуационной грамотности. 10. Таким образом, один и тот же языковой материал может послужить двум целям: обучению правописанию и привитию учащимся стилистических знаний.

    Задание 4 . Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствующие языковой норме. За справками обращайтесь к словарям трудностей и иностранных слов.

    Задание 5. Укажите речевые штампы и другие стилистические недочеты в предложениях, взятых из репортажей и газетных статей. Отредактируйте предложения.

    1. Тишина надолго прописывается среди поблекших красок художественных фотографий и акварелей, украшающих стены комнаты. 2. Неплохими темпами организованы работы на строительстве коровника. 3. Нельзя сбрасывать со счетов погодные условия нынешнего года. 4. Необходимо поднять на должную высоту уровень преподавания специальных дисциплин на нашем факультете. 5. Еще один судебный процесс над малолетним преступником стартовал вчера в американском штате Невада. 6. На окружной базе имелись случаи нарушения правил заготовки овощей. 7. Многие вопросы, касающиеся дальнейшего подъема туризма, еще ждут своего решения. 8. Острота экологических проблем требует сегодня активизации всех структур, способных ускорить улучшение сложившейся ситуации. 9. В силу отсутствия коммуникационных сооружений застройка этого микрорайона задерживается. 10. Необходимо внести ясность в дело популяризации новых массовых видов спорта. 11. Вопросы повышения интенсификации производства детально разработаны и применяются на практике. 12. Необходимо осуществить запрет заплыва за знаки ограждения.

    Задание 7. Укажите во фразеологизмах искажение грамматической формы слов, неоправданную замену предлогов; отредактируйте предложения.

    Задание 8. Проанализируйте использование фразеологизмов в каламбурах; разграничьте случаи неудачного, с точки зрения требований стилистики, применения фразеологических средств. Объясните причины неудач авторов.

    1. Скоро сказка сказывается, да не скоро печатается. 2. Критика почтила роман молчанием. 3. Попал в переплет, но утешился, прочитав свое имя на обложке. 4. Беда никогда не приходит одна, и его роман вышел в двух томах. 5. Со всеми доводами он сел в галошу и тщетно старался вырулить к истине. 6. Вот и остался я за бортом разбитого корыта. 7. Дела тренера пошли в гору, когда он стал гото­вить прыгунов с трамплина. 8. Красная нить горячего проката увела Юрия из инструменталки на дело более трудное, горячее. 9. Зима для работников отопительной системы – сезон жаркий, а в наших котельных еще не все работают с огоньком. 10. Не сразу наш коллектив на дрейфующей льдине обрел почву под ногами. 11. Отец, бывший морской летчик, пригласил в дом старых друзей, чтобы с их помощью наставить Бориса на авиационную стезю. 12. Он простился с таким чувством, будто Гринчик показал ему весь самолет, предупредил о подводных камнях, которые могут встретиться на пути пилота. 13. Летчику не ставят в вину, что он оторвался от земли. 14. Его песня была спета, он перепевал чужие (Из газет).

    Задание 9. Найдите в предложениях метафоры; объясните, на чем основана их образность. Насколько они удачны? Придумайте с ними свои примеры.

    1. Тишину разрубает хриплый рев теплохода. 2. В длительное плавание по кипящему морю политических страстей пустился парламентский корабль. 3. Человек – чистая доска, на которой жизнь вышивает самые нестандартные узоры. 4. Висели над трассой шестидесятиградусные морозы. 5. По дороге скачет серая проселочная пыль. 6. На матч съедется весь цвет ассоциации, и именно там будет решено, кому поручить представлять команду на очередной футбольной битве. 7. Астрономы и сегодня, когда приходит безоблачная ночь, нацеливают в небо свои инструменты, чтобы снять показания со звездного циферблата. 8. Он находился в федеральном розыске: за ним тянулся шлейф из трех уголовных дел. 9. Сверху кажутся маленькими и ракеты, и люди. Каждая ракета – опора моста, перебрасываемого между Землей и Вселенной – звездным домом человечества. 10. Молодая поросль наших фигуристов вышла на лед.

    Задание 10. Проанализируйте метафоры в газетных заголовках, отметьте недостатки некоторых из них. Дайте, где возможно, свои варианты.

    Читайте также:

        

    • Занятия в школе рисунок
    •   

    • Константин арбенин секундант рассказ из школьной жизни
    •   

    • Балет спящая красавица краткое содержание для детей 3 класса видео уроки
    •   

    • Изадора мун путешествие по звездам краткое содержание
    •   

    • Детский сад 113 рыбинск самообследование

  • Определите вид ошибок характерный для артикуляторно акустической дисграфии
  • Определите предложение исправьте лексическую ошибку исключив лишнее слово выпишите это слово
  • Определение слова признать свои ошибки
  • Определите вид ошибки речевая или грамматическая у толстого каждый персонаж
  • Определите правильность вопроса найдите вид ошибки