«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
О сколько нам открытий чудных…
Стихотворение Александра Пушкина
На этой странице читайти стихи «О сколько нам открытий чудных…» русского поэта Александра Пушкина, написанные в 1829 году.
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.
Другие стихи Александра Пушкина
Александр Пушкин
* * *
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
(октябрь – ноябрь 1829)
Чем это интересно
В телепередаче были использованы первые четыре строки, что дало повод правдолюбам во времена перестройки упрекать власти (или телевизионное начальство) в сокрытии от населения «божественной» части. Мол, скрывали от народа самое главное в стихотворении.
Однако и сам Пушкин не спешил познакомить россиян с этой строкой. Как и со всеми прочими. При жизни Пушкина это замечательное стихотворение опубликовано не было. Спрашивается, почему? Ответ невероятный: такого стихотворения Александр Сергеевич не писал.
Вот что пишет известный пушкинист Натан Эйдельман (1930–1989) о «первой арзрумской» тетради Пушкина:
«На обороте 18-го и в начале 19-го листа этой же тетради – небольшой, трудно разбираемый черновик. Только в 1884 году уже знакомый нам внук декабриста Вячеслав Евгеньевич Якушкин опубликовал из него две с половиной строки [«О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И Опыт…» – С.М.] А когда – уже в наше время – подготавливалось Полное академическое собрание Пушкина, пришел черед и всех остальных…
Сначала Пушкин написал:
О сколько ждут открытий чудных
Ум и труд…
Мысль сразу не дается, Поэт, видимо, находит, что Ум и Труд – слишком простые, маловыразительные образы. Постепенно они вытесняются другими – «смелый дух», «ошибки трудные».
И вдруг появляется «случай»:
И случай, вождь…
Позже – новый образ: «случай — слепец»:
И случай
отец
Изобретательный слепец…
Затем еще:
И ты слепой изобретатель…
Наконец:
И случай, бог изобретатель…
Стихи не закончены. Пушкин перебелил только две с половиной строки и почему-то оставил работу.
Этот текст для Полного академического собрания сочинений Пушкина готовила Татьяна Григорьевна Цявловская [1897–1978, специалист по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. – С.М.] Она рассказывала, что ей жалко было отправлять чудесные строки в ту, финальную часть третьего тома, которая предназначалась для неосновных, черновых вариантов: ведь там стихи станут менее заметны и оттого – менее известны… В конце концов, редакция решила поместить среди основных текстов Пушкина две с половиной беловые строки, опубликованные В.Е. Якушкиным, и еще две с половиной строки, которые Пушкин окончательными не считал, но которые все же сделались «последней его волей»».
То есть Пушкин взял себе на заметку только первые две с половиной строки, остальное – фантазии (гениальные) Цявловской. Она взяла из черновика лучшие слова и расставила их в лучшем порядке.
Вот этот черновик. Попробуйте составить собственное стихотворение:
Надо сказать, что строки «О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И Опыт» разбудили поэта не только в Цявловской. Известны еще несколько продолжений. Вот примеры. После слов «и Случай, бог изобретатель» идут такие строки:
Внушил поэту сделать стих
Для тех, кто знание постиг,
И передав его прилежно,
Взирает на птенцов своих.
Мы славим вас учителя:
Тех, кто почил и поимённо.
Сей гимн звучит воодушевлённо.
В мир птицей фениксом летит.
Мы сердцем вас благодарим
За это молодое племя,
За то что вы, познаний семя,
Так щедро подарили им.
(«Гимн учителям, Щеваев Владимир Николаевич, 2018)
И еще один вариант:
И беззаботный созидатель –
Блаженный гений и талант –
Один – алмаз, другой – бриллиант,
Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом
И в величайших откровеньях,
И в мимолётнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Всё достигается чрез труд.
(автор неизвестен)
Справка об авторе
Татьяна Григорьевна Цявловская (1897–1978) была пятым ребёнком в семье известного русского филолога Григория Эдуардовича Зенгера, профессора и ректора Варшавского университета. По окончании гимназии в 1914 году Татьяна поступила в петербургский Институт истории искусств, но с началом Первой мировой войны оставила учёбу. Вплоть до 1920 года работала медсестрой в госпиталях.
С 1928 года начала заниматься пушкиноведением, много работала с рукописями Пушкина как текстолог, комментировала различные издания его произведений.
При публикации статьи «Новые автографы Пушкина на русском издании «Айвенго» Вальтера Скотта» оказалась жертвой мистификации Раменского (пенсионер и бывший партийный работник Антонин Раменских успешно изготавливал «автографы» и «рисунки» Александра Пушкина; разоблачен после смерти).
В 1970 году опубликовала фундаментальный труд «Рисунки Пушкина», в котором мистифицированные работы не упоминаются (хотя они и не были дезавуированы публично).
Происхождение, значение и употребление афоризма «Опыт, сын ошибок трудных».
Опыт приобретается в результате долгих усилий и труда, которые немыслимы без ошибок.
Опыт приобретается в результате долгих усилий и труда, которые немыслимы без ошибок.
Цитата из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) «О, сколько нам открытий чудных» (1829):
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
[block background=»#dff0d8″ color=»#2c8109″ padding=»15px»]
О́ПЫТ, СЫН ОШИ́БОК ТРУ́ДНЫХ
Опыт приобретается в результате долгих усилий и труда, которые немыслимы без ошибок.
[/block]
ВОЗМОЖНО, ВАМ ПОНРАВИТСЯ!
Случайная статья
Поделитесь с друзьями в социальных сетях!
Нажмите на иконку, чтобы опубликовать на своей странице
-
Вы здесь:
- АФОРИЗМЫ
- На букву «О»
- Опыт, сын ошибок трудных
Новое на сайте
Все материалы
Популярные статьи
* * *
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
октябрь — ноябрь 1829
Примечания
- ↑ Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 16 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 3. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. — С. 464.
«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ»
(С. 464 и 1069)
При жизни Пушкина напечатано не было.
Автограф — в тетради ЛБ № 2382, л. 19. Опубликовано В. Е. Якушкиным в описании рукописей Пушкина — «Русская Старина» 1884, ноябрь, с. 349.
Печатается по автографу.
Датируется предположительно концом декабря 1829 г.
Опубликовано в 1884 г. (см. выше).
В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с издания под ред. Брюсова, 1919. (Т. З.)
Варианты
«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ»
(С. 464)
А. Черновой автограф
(ЛБ 82, л. 19)
О сколько ждут открытий чудных
Ум и Труд
*
О сколько ждем открытий чудных
*
О сколько нам открытий чудных
Еще готовят Ум и Труд[* 1]
*
Готовят деятельный Ум
дум
*
Готовят Опыты веков
И смелый дух
*
Готовят дух
И Гений просвещенья друг[* 2]
И опыт сын ошибок трудных[* 3]
И Случай, вождь
*
И Случай отец
Изобретательный слепец[* 4]
*
И Случай бог изобретатель[* 5]
*
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Гений [парадоксов] друг
И Опыт [сын] ошибок трудных
[И Случай, бог изобретатель]
Б. Перебеленный текст начала.
(Там же)
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт [сын]
- ↑
а. Готовит Труд
б. Готовят Ум и Труд - ↑
И Гений просвещенья
- ↑
а. Начато: И Случай друг
б. И Опыт, сын ошибок трудных
в. И Опыт, сын <нрзб.> трудных
г. И Гений трудных - ↑
Вместо двух стихов:
а. И Случай всех
б. И Случай отец
в. И Случай слепой - ↑
И ты слепой изобретатель
Александр Пушкин — О сколько нам открытий чудных: Стих
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
- Следующий стих → Александр Пушкин — Эпиграмма (Журналами обиженный жестоко)
- Предыдущий стих → Александр Пушкин — Фазиль-хану
Читать стих поэта Александр Пушкин — О сколько нам открытий чудных на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
* * *
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
(октябрь – ноябрь 1829)
Чем это интересно
В телепередаче были использованы первые четыре строки, что дало повод правдолюбам во времена перестройки упрекать власти (или телевизионное начальство) в сокрытии от населения «божественной» части. Мол, скрывали от народа самое главное в стихотворении.
Однако и сам Пушкин не спешил познакомить россиян с этой строкой. Как и со всеми прочими. При жизни Пушкина это замечательное стихотворение опубликовано не было. Спрашивается, почему? Ответ невероятный: такого стихотворения Александр Сергеевич не писал.
Вот что пишет известный пушкинист Натан Эйдельман (1930–1989) о «первой арзрумской» тетради Пушкина:
«На обороте 18-го и в начале 19-го листа этой же тетради – небольшой, трудно разбираемый черновик. Только в 1884 году уже знакомый нам внук декабриста Вячеслав Евгеньевич Якушкин опубликовал из него две с половиной строки [«О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И Опыт…» – С.М.] А когда – уже в наше время – подготавливалось Полное академическое собрание Пушкина, пришел черед и всех остальных…
Сначала Пушкин написал:
О сколько ждут открытий чудных
Ум и труд…
Мысль сразу не дается, Поэт, видимо, находит, что Ум и Труд – слишком простые, маловыразительные образы. Постепенно они вытесняются другими – «смелый дух», «ошибки трудные».
И вдруг появляется «случай»:
И случай, вождь…
Позже – новый образ: «случай — слепец»:
И случай
отец
Изобретательный слепец…
Затем еще:
И ты слепой изобретатель…
Наконец:
И случай, бог изобретатель…
Стихи не закончены. Пушкин перебелил только две с половиной строки и почему-то оставил работу.
Этот текст для Полного академического собрания сочинений Пушкина готовила Татьяна Григорьевна Цявловская [1897–1978, специалист по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. – С.М.] Она рассказывала, что ей жалко было отправлять чудесные строки в ту, финальную часть третьего тома, которая предназначалась для неосновных, черновых вариантов: ведь там стихи станут менее заметны и оттого – менее известны… В конце концов, редакция решила поместить среди основных текстов Пушкина две с половиной беловые строки, опубликованные В.Е. Якушкиным, и еще две с половиной строки, которые Пушкин окончательными не считал, но которые все же сделались «последней его волей»».
То есть Пушкин взял себе на заметку только первые две с половиной строки, остальное – фантазии (гениальные) Цявловской. Она взяла из черновика лучшие слова и расставила их в лучшем порядке.
Вот этот черновик. Попробуйте составить собственное стихотворение:
Надо сказать, что строки «О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И Опыт» разбудили поэта не только в Цявловской. Известны еще несколько продолжений. Вот примеры. После слов «и Случай, бог изобретатель» идут такие строки:
Внушил поэту сделать стих
Для тех, кто знание постиг,
И передав его прилежно,
Взирает на птенцов своих.
Мы славим вас учителя:
Тех, кто почил и поимённо.
Сей гимн звучит воодушевлённо.
В мир птицей фениксом летит.
Мы сердцем вас благодарим
За это молодое племя,
За то что вы, познаний семя,
Так щедро подарили им.
(«Гимн учителям, Щеваев Владимир Николаевич, 2018)
И еще один вариант:
И беззаботный созидатель –
Блаженный гений и талант –
Один – алмаз, другой – бриллиант,
Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом
И в величайших откровеньях,
И в мимолётнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Всё достигается чрез труд.
(автор неизвестен)
Справка об авторе
Татьяна Григорьевна Цявловская (1897–1978) была пятым ребёнком в семье известного русского филолога Григория Эдуардовича Зенгера, профессора и ректора Варшавского университета. По окончании гимназии в 1914 году Татьяна поступила в петербургский Институт истории искусств, но с началом Первой мировой войны оставила учёбу. Вплоть до 1920 года работала медсестрой в госпиталях.
С 1928 года начала заниматься пушкиноведением, много работала с рукописями Пушкина как текстолог, комментировала различные издания его произведений.
При публикации статьи «Новые автографы Пушкина на русском издании «Айвенго» Вальтера Скотта» оказалась жертвой мистификации Раменского (пенсионер и бывший партийный работник Антонин Раменских успешно изготавливал «автографы» и «рисунки» Александра Пушкина; разоблачен после смерти).
В 1970 году опубликовала фундаментальный труд «Рисунки Пушкина», в котором мистифицированные работы не упоминаются (хотя они и не были дезавуированы публично).
А.С. ПУШКИН:
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
В советское время четыре строки пушкинского стиха служили заставкой в телепередаче С.Капицы «Очевидное – невероятное», а пятая строка была опущена, как не вписывающаяся во временной контекст – из-за слова ли «бог» или по другой причине. Эта самая пятая нерифмованная строка наводит на размышления…
Чудные отКРЫТия (новые знания, откровения) готовят:
— Просвещенья дух
Про-свещ(Ч)енье — то, что просвечивает, озаряет. Дух света. Волна света. Дух света подменили на «святой дух». Слово «сва» на санскрите означает «СВой», «собственный». Свети сам, просвещайся, не жди чудес от «святости», и результат не замедлит!
— Опыт, сын ошибок трудных
О-пыт (поПЫТка) всегда связан с трудностью преодоления – ошибаться могли предки, и ты – не исключение, прежде чем усвоить урок, набьешь себе множество шишек (о-шибка, у-шиб). Совместный опыт предыдущих поколений, прежних воплощений идет параллельно с духом просвещенья.
— Гений, парадоксов друг
Среди русских слов у Пушкина только одно греческого происхождения – ПАРАДОКС (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь). То, что может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Приставка «пара» означает «вне», «за пределами», «докс» – «доктрина» (ср. с лат. doctrina учение — научная, философская, религиозная и пр. система воззрений). Если «ортодоксия» есть «правильное мнение, учение, что я исповедую, славлю» (ὀρθός – «прямой», «правильный» +δόξα – «мнение», «слава»), то парадоксы – вне-доктрины. Вот им-то ГЕНИЙ и друг!
Но вот что при этом бросается в глаза: единственное «иноземное» слово ПАРАДОКС сильно напоминает русское слово ПОРЯ-ДОК (ну и производное от него «парад»). ПО РА ДОК. (Латинский алфавит, как известно, происходит от этрусского).
Что же получаем?
По РА учен (по РА мни (мысли) по РА славь).
Гений – это дух дома, гены Рода, наследие прежних жизней и воплощений. Гений дружит с парадоксами. Гений живет ПО РА ДОКсально, ему открывается Космос (порядок вещей в РЯДу, Золотой цепи жизни).
— Случай, бог изобретатель
Из-Обретатель не тот, кто при-Обретает, а тот, кто получает знание ИЗвне – (к примеру, изучив крыло птицы, строит летательный аппарат). Изобретают часто благодаря подсказкам извне (во сне приходит решение).
Что же такое СЛУ ЧАЙ? (Слухал чай? Слышал чай? Слово чай!)
Слово «случай» относится к Древу слов, стоящих на корне СЛ: (прежде всего, глагол СЛыть (от него – СЛава, СЛышать (СЛУх), СЛово, СЛог, СЛуЧай, мыСЛь, СеЛо, вСеЛенная и пр.)
Вторая часть слова – ЧАЙ (см. Словарь Фасмера: от др.-русск. ЧАЯТИ «ожидать, надеяться», ст.-слав. чаѩти, чаѭ (ср. с болг. ча́ям се «глазею, иду куда глаза глядят», сербохорв. чаjати, чаjем «ждать», словен. čаj «подожди», польск. przyczaić się, др.-польск. czaić się «устроить засаду, притаиться, подкрадываться». Праслав. *čаjаti родственно др.-инд. сā́уаti «наблюдает, опасается».
В словаре Ушакова интересны примеры: «Не чаяла я, глупая, остаться сиротой» (Некрасов). «Уж не чаяла, как и дождаться-то такой радости!» (А.Островский). «И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» (Крылов). «Души не чаять» (простонародн. выражение). «Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин статских и военных, которые, как я узнал после, составляли особенный класс людей между чающими движения воды» (Лермонтов).
Что получаем в итоге? СЛуЧАЙ – это чаять СЛОВУЩЕЕ (слово вещее), то, что СЛывет (звучит во вселенной). Слух связан со звуком, со словом. На то человек и СЛовек, обладающий даром слова и слышания. Он чает (ждет) от Вселенной подсказки и бог изобретений СЛУЧАЙ тут как тут!
Ничего сверхъестественного. Имей только развитый слух, чутье, терпение. Ошибешься, поймешь искаженно, — можешь выбросить свое неудачное изобретение, свой велосипед на квадратных колесах. Поймешь подсказку верно – обретешь удачу, и, благодаря случаю, совершишь открытие, приобретешь полезное для развития, станешь помощником Жизни, участником Вселенской игры, да еще и других приобщишь к ней!
Гений Пушкин начинает с О, открывая бесконечный простор для открытий…
Дополнение:
А.С, Пушкин:
«Провидение не алгебра. Ум ч<еловеческий>, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая —мощного мгновенного орудия Провидения».
Согласно Фасмеру СЛУЧАЙ происходит от глагола ЛУЧИТЬ
I др.-русск. лучити (укр. лучи́ти «метить, попадать», блр. лучы́ць «случиться, попасть», ст.-слав. лоучити τυγχάνειν , болг. луча́ «целюсь», сербохорв. слу́чити се «случиться, очутиться», словен. lučíti, lučī́m «бросать, кидать», чеш. lučiti «бросать, попадать», польск. ɫuczyć «метить, попадать».
Первонач. «смотреть за чем-либо, выжидать«, отсюда «метить, попадать, бросать, получать»; родственно лит. láukiu, láukti «ждать», suláukti «дождаться, дожить, получить», susiláukti – то же, др.-прусск. laukīt «искать»; с другой ступенью чередования гласного: лит. lūkiù, lūkė́ti «поджидать», лтш. lũkât «глядеть, пытаться», nùolũks «цель, намерение», др.-инд. lṓсаtē «видит, замечает», lōсаnаm «глаз», греч. λεύσσω «вижу, замечаю«;
II лучи́ть
лучу́ I., напр. отлучи́ть, разлучи́ть, случи́ть, укр. лучи́ти «соединять», блр. лучы́ць – то же, ст.-слав. лѫчити χωριζειν, болг. лъ́ча «отделяю, разлучаю», сербохорв. лу́чити, лу̑чи̑м «отделять», словен. lǫ́čiti «разделять, разлучать», чеш. loučiti, слвц. lúčit᾽ «разлучать», польск. ɫączyć «соединять».
Праслав. *lǫčiti, первонач., вероятно, «гнуть, связывать», получило в сложениях с приставками оtъ (см. отлучить), *оrzзнач. «разделять»; ср. лит. lankýti, lankaũ «посещать», lánkioti «обходить», lankúoti «гнуть, делать гибким», лтш. lùocît, lùoku «наклонять, направлять».