Опыт урок ошибок трудных

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные
                              

              * * *

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

(октябрь – ноябрь 1829)

Чем это интересно

В телепередаче были использованы первые четыре строки, что дало повод правдолюбам во времена перестройки упрекать власти (или телевизионное начальство) в сокрытии от населения «божественной» части. Мол, скрывали от народа самое главное в стихотворении.

Однако и сам Пушкин не спешил познакомить россиян с этой строкой. Как и со всеми прочими. При жизни Пушкина это замечательное стихотворение опубликовано не было. Спрашивается, почему? Ответ невероятный: такого стихотворения Александр Сергеевич не писал.

Вот что пишет известный пушкинист Натан Эйдельман (1930–1989) о «первой арзрумской» тетради Пушкина:

«На обороте 18-го и в начале 19-го листа этой же тетради – небольшой, трудно разбираемый черновик. Только в 1884 году уже знакомый нам внук декабриста Вячеслав Евгеньевич Якушкин опубликовал из него две с половиной строки [«О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И Опыт…» – С.М.А когда – уже в наше время – подготавливалось Полное академическое собрание Пушкина, пришел черед и всех остальных…

Сначала Пушкин написал:

О сколько ждут открытий чудных
Ум и труд…

Мысль сразу не дается, Поэт, видимо, находит, что Ум и Труд – слишком простые, маловыразительные образы. Постепенно они вытесняются другими – «смелый дух», «ошибки трудные».


И вдруг появляется «случай»:

И случай, вождь…

Позже – новый образ: «случай — слепец»:

И случай
отец
Изобретательный слепец…

Затем еще:

И ты слепой изобретатель…

Наконец:

И случай, бог изобретатель…

Стихи не закончены. Пушкин перебелил только две с половиной строки и почему-то оставил работу.


Этот текст для Полного академического собрания сочинений Пушкина готовила Татьяна Григорьевна Цявловская
[1897–1978, специалист по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. – С.М.] Она рассказывала, что ей жалко было отправлять чудесные строки в ту, финальную часть третьего тома, которая предназначалась для неосновных, черновых вариантов: ведь там стихи станут менее заметны и оттого – менее известны… В конце концов, редакция решила поместить среди основных текстов Пушкина две с половиной беловые строки, опубликованные В.Е. Якушкиным, и еще две с половиной строки, которые Пушкин окончательными не считал, но которые все же сделались «последней его волей»».

То есть Пушкин взял себе на заметку только первые две с половиной строки, остальное – фантазии (гениальные) Цявловской. Она взяла из черновика лучшие слова и расставила их в лучшем порядке.

Вот этот черновик. Попробуйте составить собственное стихотворение:

o_skolko_nam_otkritiy_chudnih.jpg

Надо сказать, что строки «О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух / И Опыт» разбудили поэта не только в Цявловской. Известны еще несколько продолжений. Вот примеры. После слов «и Случай, бог изобретатель» идут такие строки:

Внушил поэту сделать стих

Для тех, кто знание постиг,


И передав его прилежно,


Взирает на птенцов своих.


Мы славим вас учителя:


Тех, кто почил и поимённо.


Сей гимн звучит воодушевлённо.


В мир птицей фениксом летит.


Мы сердцем вас благодарим


За это молодое племя,


За то что вы, познаний семя,


Так щедро подарили им.

(«Гимн учителям, Щеваев Владимир Николаевич, 2018)

И еще один вариант:

И беззаботный созидатель –

Блаженный гений и талант –


Один – алмаз, другой – бриллиант,


Воображенье – дерзкий странник,


И восхищение творцом,


Чей неизвестный нам посланник


С неузнаваемым лицом


И в величайших откровеньях,


И в мимолётнейших прозреньях


Явленью всякому дал суд –


Всё достигается чрез труд.

(автор неизвестен)

Справка об авторе

Татьяна Григорьевна Цявловская (1897–1978) была пятым ребёнком в семье известного русского филолога Григория Эдуардовича Зенгера, профессора и ректора Варшавского университета. По окончании гимназии в 1914 году Татьяна поступила в петербургский Институт истории искусств, но с началом Первой мировой войны оставила учёбу. Вплоть до 1920 года работала медсестрой в госпиталях.

С 1928 года начала заниматься пушкиноведением, много работала с рукописями Пушкина как текстолог, комментировала различные издания его произведений.

При публикации статьи «Новые автографы Пушкина на русском издании «Айвенго» Вальтера Скотта» оказалась жертвой мистификации Раменского (пенсионер и бывший партийный работник Антонин Раменских успешно изготавливал «автографы» и «рисунки» Александра Пушкина; разоблачен после смерти).

В 1970 году опубликовала фундаментальный труд «Рисунки Пушкина», в котором мистифицированные работы не упоминаются (хотя они и не были дезавуированы публично).

О сколько нам открытий чудных…

Стихотворение Александра Пушкина

На этой странице читайти стихи «О сколько нам открытий чудных…» русского поэта Александра Пушкина, написанные в 1829 году.


О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.


Другие стихи Александра Пушкина


Александр Пушкин

Александр Пушкин

Sound-icon.svg

* * *

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

октябрь — ноябрь 1829

Примечания

  1. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 16 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 3. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. — С. 464.

«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ»
(С. 464 и 1069)

При жизни Пушкина напечатано не было.

Автограф — в тетради ЛБ № 2382, л. 19. Опубликовано В. Е. Якушкиным в описании рукописей Пушкина — «Русская Старина» 1884, ноябрь, с. 349.

Печатается по автографу.

Датируется предположительно концом декабря 1829 г.

Опубликовано в 1884 г. (см. выше).

В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с издания под ред. Брюсова, 1919. (Т. З.)

Варианты

«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ»
(С. 464)
А. Черновой автограф
(ЛБ 82, л. 19)

О сколько ждут открытий чудных
Ум и Труд

*

О сколько ждем открытий чудных

*

О сколько нам открытий чудных
Еще готовят Ум и Труд[* 1]

*

Готовят деятельный Ум
дум

*

Готовят Опыты веков
И смелый дух

*

Готовят дух
И Гений просвещенья друг[* 2]
И опыт сын ошибок трудных[* 3]
И Случай, вождь

*

И Случай отец
Изобретательный слепец[* 4]

*

И Случай бог изобретатель[* 5]

*

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Гений [парадоксов] друг
И Опыт [сын] ошибок трудных
[И Случай, бог изобретатель]

Б. Перебеленный текст начала.
(Там же)

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт [сын]


  1. а. Готовит Труд
    б. Готовят Ум и Труд

  2. И Гений просвещенья

  3. а. Начато: И Случай друг
    б. И Опыт, сын ошибок трудных
    в. И Опыт, сын <нрзб.> трудных
    г. И Гений трудных

  4. Вместо двух стихов:
    а. И Случай всех
    б. И Случай отец
    в. И Случай слепой

  5. И ты слепой изобретатель

Смысл стихотворения Пушкина «…и опыт, сын ошибок трудных»

На чтение 3 мин Опубликовано 08.01.2022
Обновлено 08.01.2022

Это стихотворение хотя бы раз в жизни слышали все культурные жители нашей страны. Оно состоит всего из пяти строк. Первые четыре составляют целую рифмованную строфу, а вот о пятой мало кто слышал. Стихотворение «О, сколько нам открытий…» в советское время было эпиграфом к популярной телепередаче «Очевидное-невероятное», которую вел академик Капица.

Каждая строчка стихотворения наполнена смыслом. О, сколько на открытий чудных…Начало стихотворения настраивает читателя на то, что ему предстоит узнать что-то новое. Строка наполнена оптимизмом – ведь открытия бывают разные, в том числе, и не самые приятные. Чудо…чудный – старые русские слова, в которых есть какая-то неразгаданная тайна.

Готовит просвещения дух…Вторая строка стихотворения. Становится ясно, что без просвещения открытий не видать, как своих ушей. Пушкин делает акцент на важности просвещения для развития науки и культуры. Просвещение по Александру Сергеевичу – это цель, к которой должен стремиться человек разумный, если он хочет чем-то отличаться от животного. И слово «просвещение» в устах поэта не имеет никакого бюрократического подтекста, тогда как в сегодняшней России этот термин присвоила себе чиновничья номенклатура.

…И опыт, сын ошибок трудных. Эта строка почти не требует пояснений. Человек набирается опыта, используя метод проб и ошибок. Ошибка – это отрицательный результат, но он не менее важен, чем положительный. Умный человек учится на чужих ошибках…и далее по тексту пословицы. Просвещенный человек больше знает, поэтому он не допустит таких ошибок, как человек невежественный. Как мы видим, логика поэта безупречна.

Четвертая строчка — …и гений, парадоксов друг. Действительно, если внимательно изучить биографии людей, которые признаны гениями, то окажется, что стать такими им помог парадоксальный способ мышления. В их головы приходят такие мысли, какие никогда не возникнут в мозгу здравомыслящего человека. Известно, что многие гении страдали психическими расстройствами и имели определенный тип личности, отличающий их от простых смертных. Часто гении приходят к решению какой-либо невероятно сложной задачи во сне, в простой бытовой ситуации, когда их мысли заняты совсем другим, либо в случае возникновения сильного стресса. Это звучит, как парадокс, но такое нередко случается.

Стихотворение можно считать незаконченным. Почему Пушкин не дописал его – неизвестно. Завершает стихотворение строчка, о которой большинство людей даже не подозревает. Она звучит так: …и случай, Бог изобретатель. Просто не паханное поле для различных интерпретаций. Трактовать эти слова можно по-разному. Всё в жизни человека решает случай, а его изобретателем является Бог. В смысле случая. Или согласно еще одной пословице – человек предполагает, а Бог…далее по тексту.

Прочитав несколько раз данное стихотворение, можно прийти к выводу, что Александр Сергеевич был еще тем выдумщиком. Скорее всего, он специально его не закончил, чтобы дать работу неисчислимому множеству исследователей его творчества. Любил поэт пошутить, ничего не скажешь.

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
1829

Нисколько не удивлюсь тому, что было, есть и будет много людей с первого же прочтения понимающих весь смысл приведённых строк. Но вот незадача, я не из их числа. И поражаюсь самому себе. И без самоиронии обойтись не могу. Ведь вот своим обликом пигмей пигмеем, а доходит почему-то как до жирафа. И не за горами то время, когда к лицу будет только деревянный макинтош, а я только-только распознал какие-то основательные смыслы.
И увидел я в этих строках рассказ о сторонах познания, о путях постижения мира человеком и человечеством. И приступлю с конца. «Бог изобретатель» — каково сочетание. У эллинов были бог войны, бог врачевания и пр., а тут бог изобретатель. У нынешнего христианского сколько лиц, да титулов. А о его  склонности к изобретательству упоминаний не слышал. А ведь это ж чуть не главным качеством быть бы должно в начале-то времён, когда из материалов под рукой только хаос и безвидность.

Что находим у В.И.Даля «Изобретатель … кто изобрел, изобретает что». «Изобретенье также то, что изобретено, придумано, открыто; измысл или вымысел, выдумка, открытие, находка умственная». «ИЗОБРЕТАТЬ — измышлять, вымышлять, вы(при)думывать, открывать что-либо новое».
Это ж такой бог, который совершает находки умственные, открывает что-либо новое, то есть такое, которого до него не существовало. Ведь и человечество когда скачками рвалось вперёд? Когда какого-нибудь индивидуума торкало и он бац – изобретал что-то архиполезное.
И кто возведён в такую должность. Случай. Слово вроде простое, да не совсем. Есть отсылка — «со-лучать». К глаголу лучать.  Который в некотором роде имеет смысл некоего внешнего веления. А вообще-то как мудро со стороны Пушкина так выделить случай – это «безотчетное и беспричинное начало». То есть, конечно, ты безусловно  должен быть основательно в теме, если претендуешь на изобретательство. Но даже при этом если уж звёзды никак не сходятся, то и не похватаешь запросто их с неба. Так ничего и не изобретёшь.
Но вернусь к началу.  «О сколько нам открытий чудных».  Не знаю, догадывался ли А.С.Пушкин о том, что некоторые потомки будут доискиваться особых, сокрытых смыслов в буквах как таковых, но так или иначе начал он с буквы «о». Но это так, к слову.
И как говорил, за «открытиями чудными» стоит постижение мира.  Хочешь постигать, смотришь на тех, которые для тебя это готовят, припасают, запасают. Первым указан дух – этот «бесплотный житель недоступного нам духовного мира». Его специализация просвещенье. Не абы-кабы. От глагола просвещать  – «даровать свет умственый, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце». Таким образом для начала имеем  «недоступный нам духовный мир». И одного из его обитателей — духа просвещенья, много чего имеющего нам дать. Было б у нас желание получать. И добывание «умственого, научного и нравственного» багажа и есть та база, основа – всесторонняя образованность.
Скачем дальше. Следующий, кто для нас что-то припас, это опыт. Назван сыном. Получаем мать – ошибки. С юмором всё в порядке. Понятно мать, сын – роды, разумеется, не простые, трудные. Много вложено труда. Афористично. Вообще опыт это и действия, направленные на выпытывание истин, и сами накопленные результаты этих попыток. И ступень в постижении действительно трудозатратная, как и первая — желание «образовать ум и сердце». Без твёрдого характера и прочных знаний результативных опытов не поставишь.
Наконец «гений, парадоксов друг». Как и в случае с случаем, который у нас «бог изобретатель», эта ступень мало кому доступна. Не уверен, что и при великом желании накопаешь в себе «самобытный, творческий дар», «высший творческий ум; созидательную способность; высокий природный дар, дарование; самобытность изобретательного ума». А ведь все эти красивости и зовутся кратко — Гений.   Но тем не менее это сгодиться для совокупного постижения мира всем человечеством. Гении подсобят, сработают на общую пользу. Тем более, что в друзьях парадоксы – «мнения странные, на первый взгляд дикие, озадачливые, противные общему». Но при этом большие проблемы у самих гениев. Очень непросто быть с мнением противным общему среди прорвы простых граждан. И словечко ещё то – противное. И иное противоположное, и противное – нелицеприятное, отвратительное. Но уж это меня понесло. Остановлюсь.

Хоть и не даёт мне покоя словосочетание «бог изобретатель». Ведь вот этот случай, эта склонность и желание изобретать, чем не причина для Архимегаума ни с того ни с сего делать умственные находки и энергично превращать хаос во что-то удобоваримое. То есть это возможный ответ на вопрос, чего это спокойно не жилось Всевышнему. И может это и есть та первопричина, по которой возник наш мир. Захотелось Всевышнему поиграть в изобретателя. Вот и профессор Преображенский. Жил, не тужил. И бух — сотворил Шарикова. Эдакой головной боли нарыл на пустом месте.
Ну а нам ещё долго дерзать, постигать, познавать всё это понаизобретённое. Простора предостаточно. Будем надеяться, что наиверховнейшая первопричина мира или миров есть быть искусный изобретатель. И с ним не соскучишься.

А.С. ПУШКИН:

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…

В советское время четыре строки пушкинского стиха служили заставкой в телепередаче С.Капицы «Очевидное – невероятное», а пятая строка была опущена, как не вписывающаяся во временной контекст – из-за слова ли «бог» или по другой причине. Эта самая пятая нерифмованная строка наводит на размышления…

Чудные отКРЫТия (новые знания, откровения) готовят:

Просвещенья дух
Про-свещ(Ч)енье — то, что просвечивает, озаряет. Дух света. Волна света. Дух света подменили на «святой дух». Слово «сва» на санскрите означает «СВой», «собственный». Свети сам, просвещайся, не жди чудес от «святости», и результат не замедлит!
 

Опыт, сын ошибок трудных
О-пыт (поПЫТка) всегда связан с трудностью преодоления – ошибаться могли предки, и ты – не исключение, прежде чем усвоить урок, набьешь себе множество шишек (о-шибка, у-шиб). Совместный опыт предыдущих поколений, прежних воплощений идет параллельно с духом просвещенья.

—  Гений, парадоксов друг
Среди русских слов у Пушкина только одно греческого происхождения – ПАРАДОКС (от др.-греч. παράδοξος — неожиданный, странный от др.-греч. παρα-δοκέω — кажусь). То, что может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Приставка «пара» означает «вне», «за пределами», «докс» – «доктрина» (ср. с лат. doctrina учение — научная, философская, религиозная и пр. система воззрений). Если «ортодоксия» есть «правильное мнение, учение, что я исповедую, славлю» (ὀρθός – «прямой», «правильный» +δόξα – «мнение», «слава»), то парадоксы – вне-доктрины. Вот им-то ГЕНИЙ и друг!

Но вот что при этом бросается в глаза: единственное «иноземное» слово ПАРАДОКС сильно напоминает русское слово ПОРЯ-ДОК (ну и производное от него «парад»).  ПО РА ДОК. (Латинский алфавит, как известно, происходит от этрусского).
Что же получаем? 
По РА учен (по РА мни (мысли)  по РА славь).

Гений – это дух дома, гены Рода, наследие прежних жизней и воплощений. Гений дружит с парадоксами. Гений живет ПО РА ДОКсально, ему открывается Космос (порядок вещей в РЯДу, Золотой цепи жизни).

Случай, бог изобретатель
Из-Обретатель не тот, кто при-Обретает, а тот, кто получает знание ИЗвне – (к примеру, изучив крыло птицы, строит летательный аппарат). Изобретают часто благодаря подсказкам извне (во сне приходит решение).

Что же такое СЛУ ЧАЙ? (Слухал чай? Слышал чай? Слово чай!)
Слово «случай» относится к Древу слов, стоящих на корне СЛ: (прежде всего, глагол СЛыть (от него – СЛава, СЛышать (СЛУх), СЛово, СЛог, СЛуЧай, мыСЛь, СеЛо, вСеЛенная и пр.) 

Вторая часть слова – ЧАЙ (см. Словарь Фасмера: от др.-русск. ЧАЯТИ «ожидать, надеяться», ст.-слав. чаѩти, чаѭ (ср. с болг. ча́ям се «глазею, иду куда глаза глядят», сербохорв. чаjати, чаjем «ждать», словен. čаj «подожди», польск. przyczaić się, др.-польск. czaić się «устроить засаду, притаиться, подкрадываться». Праслав. *čаjаti родственно др.-инд. сā́уаti «наблюдает, опасается».
В словаре Ушакова интересны примеры:  «Не чаяла я, глупая, остаться сиротой» (Некрасов). «Уж не чаяла, как и дождаться-то такой радости!» (А.Островский). «И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» (Крылов). «Души не чаять» (простонародн. выражение).  «Подымаясь по узкой тропинке к Елизаветинскому источнику, я обогнал толпу мужчин статских и военных, которые, как я узнал после, составляли особенный класс людей между чающими движения воды» (Лермонтов).

Что получаем в итоге? СЛуЧАЙ – это чаять СЛОВУЩЕЕ (слово вещее), то, что СЛывет (звучит во вселенной). Слух связан со звуком, со словом. На то человек и СЛовек, обладающий даром слова и слышания. Он чает (ждет) от Вселенной подсказки и  бог изобретений СЛУЧАЙ тут как тут!

Ничего сверхъестественного. Имей только развитый слух, чутье, терпение. Ошибешься, поймешь искаженно, — можешь выбросить свое неудачное изобретение, свой велосипед на квадратных колесах. Поймешь подсказку верно – обретешь удачу, и, благодаря случаю, совершишь открытие, приобретешь полезное для развития, станешь помощником Жизни, участником Вселенской игры, да еще и других приобщишь к ней!

Гений Пушкин начинает с О, открывая бесконечный простор для открытий…

Дополнение:

А.С, Пушкин:

«Провидение не алгебра. Ум ч<еловеческий>, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая —мощного мгновенного орудия Провидения».

Согласно Фасмеру СЛУЧАЙ происходит от  глагола ЛУЧИТЬ

I  др.-русск. лучити  (укр. лучи́ти «метить, попадать», блр. лучы́ць «случиться, попасть», ст.-слав. лоучити τυγχάνειν , болг. луча́ «целюсь», сербохорв. слу́чити се «случиться, очутиться», словен. lučíti, lučī́m «бросать, кидать», чеш. lučiti «бросать, попадать», польск. ɫuczyć «метить, попадать».
Первонач. «смотреть за чем-либо, выжидать«, отсюда «метить, попадать, бросать, получать»; родственно лит. láukiu, láukti «ждать», suláukti «дождаться, дожить, получить», susiláukti – то же, др.-прусск. laukīt «искать»; с другой ступенью чередования гласного: лит. lūkiù, lūkė́ti «поджидать», лтш. lũkât «глядеть, пытаться», nùolũks «цель, намерение», др.-инд. lṓсаtē «видит, замечает», lōсаnаm «глаз», греч. λεύσσω «вижу, замечаю«;
II лучи́ть
лучу́ I., напр. отлучи́ть, разлучи́ть, случи́ть, укр. лучи́ти «соединять», блр. лучы́ць – то же, ст.-слав. лѫчити χωριζειν, болг. лъ́ча «отделяю, разлучаю», сербохорв. лу́чити, лу̑чи̑м «отделять», словен. lǫ́čiti «разделять, разлучать», чеш. loučiti, слвц. lúčit᾽ «разлучать», польск. ɫączyć «соединять».
Праслав. *lǫčiti, первонач., вероятно, «гнуть, связывать», получило в сложениях с приставками оtъ (см. отлучить), *оrzзнач. «разделять»; ср. лит. lankýti, lankaũ «посещать», lánkioti «обходить», lankúoti «гнуть, делать гибким», лтш. lùocît, lùoku «наклонять, направлять».

О сколько нам открытий чудных…

Стихотворение Александра Пушкина

На этой странице читайти стихи «О сколько нам открытий чудных…» русского поэта Александра Пушкина, написанные в 1829 году.


О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.


Другие стихи Александра Пушкина


Александр Пушкин

Александр Пушкин

* * *

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]

октябрь — ноябрь 1829

Примечания

  1. Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 16 т. — М.: Художественная литература, 1948. — Т. 3. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. — С. 464.

«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ»
(С. 464 и 1069)

При жизни Пушкина напечатано не было.

Автограф — в тетради ЛБ № 2382, л. 19. Опубликовано В. Е. Якушкиным в описании рукописей Пушкина — «Русская Старина» 1884, ноябрь, с. 349.

Печатается по автографу.

Датируется предположительно концом декабря 1829 г.

Опубликовано в 1884 г. (см. выше).

В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с издания под ред. Брюсова, 1919. (Т. З.)

Варианты

«О СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ»
(С. 464)
А. Черновой автограф
(ЛБ 82, л. 19)

О сколько ждут открытий чудных
Ум и Труд

*

О сколько ждем открытий чудных

*

О сколько нам открытий чудных
Еще готовят Ум и Труд[* 1]

*

Готовят деятельный Ум
дум

*

Готовят Опыты веков
И смелый дух

*

Готовят дух
И Гений просвещенья друг[* 2]
И опыт сын ошибок трудных[* 3]
И Случай, вождь

*

И Случай отец
Изобретательный слепец[* 4]

*

И Случай бог изобретатель[* 5]

*

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Гений [парадоксов] друг
И Опыт [сын] ошибок трудных
[И Случай, бог изобретатель]

Б. Перебеленный текст начала.
(Там же)

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт [сын]


  1. а. Готовит Труд
    б. Готовят Ум и Труд

  2. И Гений просвещенья

  3. а. Начато: И Случай друг
    б. И Опыт, сын ошибок трудных
    в. И Опыт, сын <нрзб.> трудных
    г. И Гений трудных

  4. Вместо двух стихов:
    а. И Случай всех
    б. И Случай отец
    в. И Случай слепой

  5. И ты слепой изобретатель

  • Опыт суть ошибок трудных
  • Опыт строится на ошибках
  • Опыт путь ошибок горьких
  • Опыт появляется через ошибки
  • Опыт мать ошибок горьких