Орфографические нормы примеры ошибок

Содержание

Орфографические ошибки время от времени делают все — от учащихся начальных классов до мудрых профессоров. И если пару-тройку «ашибак» и «очепяток» в большом тексте мало кто заметит, то регулярное нарушение правил русского языка уже наводит на мысль о том, что человек плохо учился в школе.

Представляем вам топ-20 самых распространенных орфографических ошибок русского языка.

Одеть одежду

Как правильно: надеть одежду

Наверное, вы слышали легко запоминающееся (мнемоническое) правило про «одеть» и «надеть». Одевают Надежду, а надевают одежду.

Забавно, что в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» главная героиня Надежда, учительница русского языка и литературы, говорит: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье».

Компания и кампания

Как правильно: зависит от контекста

Одна из самых частых орфографических ошибок в русском языке связана с омофонами — словами, которые на слух воспринимаются одинаково, а пишутся по-разному. И имеют разные значения.

  • Когда мы говорим про компанию, то имеем в виду группу людей. Или же торговое или промышленное предприятие.
  • А вот когда речь идет о кампании, то под этим словом подразумевается какое-либо военное мероприятие, проводимое государством во время войны. Или совокупность мероприятий, которые направлены на решение важной хозяйственное, политической или общественной задачи (например, кампания по выборам президента).

Ухожёр

Как правильно: ухажёр

Когда видишь в тексте слово «ухожёр», то возникает ассоциация с червяком, который заползает в ухо и медленно прогрызает в нем дырки. Или с садистом, поедающим уши своих жертв.

А ведь слово «ухажёр» имеет красивое проверочное слово — «ухаживать».

От того и оттого

Как правильно: зависит от контекста

Если употреблять «оттого» в значении причины (потому что, по причине), то писать слово нужно слитно.

Если после «от того» идет определяемое слово, то писать слово нужно раздельно. Пример: я бежал от того ужа, оттого что принял его за гадюку.

В течении и в заключении

Как правильно: зависит от контекста

Как говорил персонаж одного из анекдотов: «Дети, понять это невозможно! Просто запомните!». На самом деле понять это можно, просто объяснение выйдет скучным и вы, вероятно, устанете его читать.

Поэтому просто запомните: пишем «в течении», когда речь идет о направлении движения воды. А «в заключении» — когда речь идет о заключенном, то есть человеке, который находится в тюрьме.

Во всех остальных случаях на концах этих слов надо писать букву «е».

Симпотично

Как правильно: симпатично

Если вы не обратите внимание на то, что Microsoft Word и другие текстовые редакторы подчеркивают это слово с буквой «о» в середине как неправильно написанное, то, возможно, вспомните, что есть проверочное слово. Симпатия.

Еденица

Как правильно: единица

Признаюсь, эта ошибка преследовала меня до 3 класса в школе. Но многие люди делают ее и в зрелом возрасте. А всего-то надо запомнить, что у слова «единица» есть проверочные слова — «единый», «един».

Так же и также

Как правильно: зависит от контекста

Если вы сомневаетесь, как правильно написать слово «также» — слитно или раздельно — то мысленно замените его на союз «и». Если получилось, то слово надо писать слитно. А если после слова «так же» следует союз  «как», то оно пишется раздельно. Точно так же, как в этом предложении.

Ться и тся в глаголах

Как правильно: зависит от того, на какой вопрос отвечает глагол

Признайтесь, вы хотя бы раз допустили эту ошибку? Если да, то не переживайте — вы в этом не одиноки! В Рунете путают «ться и тся» и стар и млад.

Можно и не путать. Достаточно мысленно ответить на вопрос, на какой вопрос отвечает глагол.

  • Если на вопрос «что делает» или «что сделает», то слово пишется без мягкого знака. Например: он любуется тобой.
  • А если на вопрос «что делать» или «что сделать» — то с мягким. Например: он хочет любоваться тобой.

Извените

Как правильно: извините

Что ж, на первый раз можно и извинить. А в дальнейшем нужно помнить, что речь идет о провинности, а не о вене в человеческом теле, и даже не о городе Вене.

Сдесь

Как правильно: здесь

Почему некоторые люди пишут звонкое слово «здесь» как угрожающе-глуховатое «сдесь» — для меня загадка. Возможно, в них говорят духи древнеславянских предков, которые писали это слово «сьде­се» в значении «этот».

Какбудто, как-будто

Как правильно: как будто

Эти два слова всегда пишутся отдельно. Коротко и просто, да?

Девченка

Как правильно: девчонка

Суффикс «-онк» используется в том случае, когда мы ходим подчеркнуть небольшой размер одушевленного или неодушевленного предмета.

Возможно, на слух слова с этим суффиксом лучше звучат с «-енк», однако пишутся они все-таки с «-онк».

Чтоли, врядли, чутьли

Как правильно: что ли, вряд ли, чуть ли

Мы произносим эти слова слитно, из-за чего создается ощущение, что так они и пишутся. Но по правилам русского языка эта троица частиц пишется отдельно от наречия «ли». Всегда. И даже дефис им не нужен.

Зачем и за чем

Как правильно: зависит от контекста

Помните финальный диалог агента Смита и Нео в «Матрица: Революция»? Начинался он так:

— Почему, мистер Андерсон, почему? Во имя чего? Что Вы делаете? Зачем, зачем встаете? Зачем продолжаете драться?

Вот если бы агент Смит спрашивал: «За чем встаете? За чем продолжаете драться?», то, возможно, Нео не нашелся бы, что ему ответить. Ведь слово «за чем» пишется раздельно в контексте «за какой-то преградой» (дом, стена, и т.д.).

Если же мы используем «зачем», имея в виду «для чего», то это слово должно быть написано слитно.

Вобщем

Как правильно: в общем

Иногда слово «в общем» выступает в роли вводного, и тогда имеет значение «по существу», «в сущности». Но чаще оно является наречием, и имеет значение «в целом», «не касаясь подробностей». И в обоих случаях оно пишется раздельно.

Придти

Как правильно: прийти

Глагол этот — один из самых древних среди всех индоевропейских языков. И когда-то он звучал так: «итти». И как его только не писали: и придти, и итти, и даже притти. Однако в наше время правильным является лишь один вариант написания — прийти.

Зделать

Как правильно: сделать

Многим людям привычно произносить это слово как «зделать». Увы, это тот случай, когда пишется не так, как слышится. В данном случае буква «с» является приставкой. А приставки «з» в русской морфемике нет.

Тайланд

Как правильно: Таиланд

Это одна из самых частых орфографических ошибок в Рунете. Мы пишем «тайцы» и «тайский», однако название страны все-таки Таиланд. Но согласитесь, что с буквой «й» это слово звучит приятнее.

Кстати, многие туроператоры и рекламные агентства, зная о привычке россиян писать Тайланд вместо Таиланд, употребляют именно неправильное написание на страницах своих сайтов, чтобы оставаться в первых строчках поисковой выдачи.

Мороженное, мароженое

Как правильно: мороженое

Пришло лето, а это значит, что мы начали произносить и писать слово мороженое гораздо чаще, чем зимой. Это существительное, и пишется оно с одной буквой «н».

А вот если «мороженное» является страдательным причастием (форель, мороженная в холодильнике, замороженный продукт, размороженная морозилка), тогда и появляется двойная буква «н».

Частые ошибки в русском языке

«Экспрессо», «ихние» и «чу чуть»: изучаем ошибки, которые регулярно встречаются в текстах современных авторов и рассказываем, как их избежать.

Каждый из нас — не Розенталь и даже не Даль, трудно представить себе обывателя, владеющего русским языком в идеале — не зря, по данным американского Института зарубежной службы, он входит в топ-5 самых сложных для изучения во всём мире (наравне с арабским, венгерским, китайским и японским). Однако для писателя правильность написанного — зачастую дело чести. В конце концов, некоторые ошибки способны исказить смысл. Или вызвать у читателя ироничную улыбку и убить желание продолжать чтение. Поэтому мы решили помочь начинающим (и не только) авторам «подстелить соломку» — собрали список типичных ошибок, перечитав который можно улучшить свои произведения.

Какие же ошибки бывают в русском языке? Подробной классификацией занимаются русисты, мы бы хотели рассказать об основных. К ним относятся:

  • орфографические (ошибки в написании слов);

    • грамматические (ошибки в образовании слов и их форм);

    • пунктуационные (ошибки в постановке знаков препинания);

    • речевые (ошибки в использовании лексики);

    • стилистические (ошибки в использовании слов и выражений, не подходящих по стилю);;

    • фактические (ошибки в описании мест, времени, известных личностей и так далее);

    • логические ошибки (нарушения абзацного членения, логические «скачки» и пробелы)

      Орфографические ошибки:

      «Как нибудь» вместо «как-нибудь», «в нутри» вместо «внутри» — это самые что ни на есть орфографические ошибки. Такие проблемы возникают при написании слов, как в корнях, приставках и окончаниях, так и их в слитном или раздельном употреблении. Распространенный пример орфографических ошибок — «также» и «так же». Чтобы понять, раздельно нужно писать или слитно, достаточно запомнить проверочные слова: для «также» — «тоже», для «так же» — «точно», и мысленно заменять ими в минуты сомнений. Или ещё одна типичная проблема — «моё день рождения». В подобных ситуациях необходимо выделить главное слово. Что празднуется? Правильно, день. Он мужского рода, значит не «моё», а «мой». Таким «препарированием» словосочетаний можно решить многие проблемы.

      Кроме этого, к орфографическим ошибкам относятся нарушения написания гласных и мягкого знака после шипящих (как «жыр» и «шырота» или «слышиш»), неправильное написание начальной формы слова («сонце» вместо «солнце»), неверное написание строчных и прописных букв («москва»), а также неправильная расстановка переносов («соз-нание»). Отдельно выделяют фонетико-орфографические ошибки, когда искажаются не только орфографические правила, но и орфоэпические нормы. К ним относятся те, что вызваны отражением диалектных или индивидуальных особенностей произношения звуков («листоран» вместо «ресторан» и так далее). Однако такое написание допустимо, если необходимо передать характерную речь персонажа (например, уборщицы, которая ругается на натоптавших по свежевымытому полу: «И ходют, и ходют, и топчут, и топчут»).

      Слово корректорам Самиздата: «-ться» и «тся» — Ахиллесова пята многих авторов. Чтобы запомнить, просто задайте вопрос к глаголу. Если «что делает?» — ставьте «-тся», «что делать» — без сомнения пишите «-ться».

      Грамматические ошибки:

      Не специалисту не так легко почувствовать разницу. Но особенность грамматических ошибок в том, что они связаны с нарушением языковых норм. Типичные грамматические ошибки: морфологические, возникающие при неверном образовании форм слов (к примеру, «хочут» вместо «хотят», «надсмехаться» вместо «насмехаться»), словообразовательные (когда словотворчество происходит по несуществующим моделям, например, «взятничество» вместо «взяточничество»), ошибки при использовании предлогов («приехал с Петербурга» вместо «приехал из Петербурга») и при образовании числительных («у него не хватало пятьсот рублей» — правильно «пятисот»). В последних и впрямь запутаться несложно — склонение зависит от того, количественные они или порядковые, целочисленные, собирательные или дробные. Чтобы разобраться, можно изучить правила. Или воспользоваться сайтами-подсказками, вроде numeralonline.ru.

      Пунктуационные ошибки:

      Знаки препинания придуманы не просто так, и применять их нужно по правилам. Иногда они решают многое — вспомним «Казнить нельзя помиловать», где от места запятой смысл меняется полностью. Самая частая трудность, с которой сталкиваются корректоры — недостаточная или избыточная постановка запятых. Не стоит ставить их при любом намёке на интонацию. Но и бояться их не следует, например, в сложносочиненных предложениях, при употреблении причастных и деепричастных оборотов без запятых точно не обойтись. Точки, тире, дефисы, восклицательные и вопросительные знаки и другие знаки препинания, которые существуют в русском языке (всего из десять) должны стоять там, где надо — и лишних добавлять не следует.

      Знаки завершенности мысли — точка, вопросительный и восклицательный знаки. Знаки незаконченности высказывания — тире, точка с запятой, двоеточие и запятая. Они должны стоять в середине предложения. Двойные знаки — это скобки и кавычки. Скобки используют для указания дополнительной информации. Кавычки могут применяться в различных целях: для оформления цитат, прямой речи, указании названий, постановки акцента на то, что слова употребляются в переносном значении, имеют иронический смысл, понятный из контекста («Он построил этот, если можно так выразиться, «дом»). В русском языке есть 4 вида кавычек: «ёлочки», они же французские или полиграфические (««), «лапки» (,»), марровские или одинарные (»), и компьютерные (««). Запрета на их использование не существует, но есть определенные нормы. Так «лапки» типичны для рукописных текстов. «Ёлочки» присущи печатным текстам, правда, в последнее время за счёт простоты набора их вытесняют компьютерные, популярные в Сети (однако в литературе это не является правильным). Самые редкие — марровские кавычки, которые используются при пояснении к переводам (пример: «Фуэте — от французского fouetté ‘хлестать’»).

      Как поставить нужные кавычки? В Microsoft Word можно воспользоваться «горячими клавишами» (как Shift+2 для «ёлочек») или пунктом меню «вставка — символ — другие символы». В Google Doc, где по умолчанию применяются компьютерные кавычки, задать нужный тип можно функцией «настройки — инструменты». Создать автозамену можно для любого сочетания символов, тогда при наборе, к примеру «ыыы» будут ставиться «лапки».

      А вот многоточие — обозначение незавершенности мысли, оно может стоять в любой части предложения. Означает паузу или задумчивость, но хорошо в меру. Если в повествовании это уместно — пожалуйста. А вот если переборщить — герой может показаться тугодумом. Некоторые психологи вообще считают, что, если в письменной речи слишком часто встречается многоточие, это может говорить о депрессивном состоянии автора.

      Слово корректорам Самиздата: Кажется, что оформить диалог — не так трудно. На деле — это отдельная наука. Например, у многих нет понимания разницы между длинным и коротким тире и дефисом. Дефис — это орфографический знак, короткий, не отделяется пробелами и используется внутри слова. А вот тире — знак пунктуационный, длинный ставится между отдельными словами, при написании диалогов, передаче прямой речи. Короткий — при обозначении числовых диапазонов.

      Речевые (лексические) ошибки:

      «Молодая девушка» (как будто девушка может быть немолодой), «горячий кипяток», «прейскурант цен» — тавтология является типичным примером речевых ошибок. К видам речевых ошибок также относится неверное применение паронимов (однокоренных слов, близких по звучанию, но различных по значению, как «адресант» и «адресант»), омонимов (слов, которые пишутся одинаково, но означают совсем не одно и то же, как лук — это и растение, и оружие) и синонимов (близких по смыслу слов, но имеющих особенности в сфере употребления, сочетаниях с другими словами или оттенках, как «глаза» и «очи» или «миловидный» и «смазливый»). «Вчера мне было печально» — автор такого предложения, возможно, хотел блеснуть богатством словарного запаса, но лучше бы использовал «грустно». Ещё один пример — лексико-семантические ошибки, вызванные неверным толкованием смысла слова. Роспись — это живопись, а подпись — символы, написанные от руки для идентификации человека. То есть написать «он поставил на документе свою роспись» будет ошибкой, если, конечно, герой не изобразил на листе причудливый орнамент. Поэтому при использовании слов, в значении которого вы не уверены, стоит лишний раз свериться с толковым словарём (в сети можно найти онлайн версии словарей Ожегова slovarozhegova.ru, Даля slovardalja.net и других).

      Слово корректорам Самиздата: «Дорого-богато» не всегда равно «красиво». Речевые излишества не делают текст лучше. Поэтому боритесь с плеоназмами вроде «май месяц», «моргать глазами», «повседневная обыденность» и так далее.

      Стилистические ошибки:

      Разговорный, художественный, публицистический, официально-деловой и научный — вот пять стилей, существующих в русском языке. И слова, подходящие для употребления в одном, могут быть неуместны в другом, в конце концов, они имеют и эмоционально-экспрессивную окраску. Конечно, многое зависит от контекста. В детективах без употребления криминального жаргона часто бывает не обойтись, но в романе, где действие происходит в XVIII веке слово «лохануться», согласитесь, будет выглядеть странно.

      Слово корректорам Самиздата: Автор вправе писать так, как считает нужным. Но читают его не только друзья, а разные люди — по уровню культуры, образования. Поэтому, к примеру, обсценную лексику стоит использовать осторожно и при необходимости. До уровня владения матом Юза Алешковского нужно дорасти, иначе текст рискует быть отвергнутым частью читателей.

      Графические ошибки:

      Легко промахнуться мимо нужной кнопки на клавиатуре. А потом читатель, встретив фразу «девушка помЫЯла машину», будет некоторое время гадать, к лучшему это или к худшему. Главная причина таких ошибок — невнимательность или поспешность автора.

      Фактические ошибки:

      Ошибки такого типа иногда способны ускользнуть от взгляда читателей, но это не значит, что к ним нужно относиться легкомысленно. Если действие происходит зимой, а автор вдруг говорит о шелестящей листве, или в историческом романе вдруг возникает мобильный телефон, который на тот момент точно ещё не существовал — всё это может вызвать вопросы, а то и сомнения в качестве проработки материала, и вовсе подорвать доверие читателей. Причиной такого рода ошибок чаще всего становится недостаточное владение темой, поэтому то, о чём вы пишете необходимо изучать — будь это редкие спортивные машины, особенности профессиональной деятельности или медицинские термины.

      Логические ошибки:

      «Ни с места, а то я убью сначала её, а потом себя!» — такой оборот, по понятным причинам, возможен только в шутку. Но иногда логические ошибки не столь очевидны. К ним относятся ошибки абзацного членения — когда текст вообще не разделен на смысловые части, или деление сделано необоснованно, просто потому, что автору нравится жать на Enter. Другой вид логической ошибки, назовём его «логический скачок», возникает, когда писатель делает указание на предыдущий контекст, который на самом деле в тексте отсутствует — распространенная проблема в случае, если писатель в процессе переработки «тасует» сцены: в объемных произведениях за ними уследить сложно, но необходимо. К этому же виду ошибок относится включение в одно предложение относительно далеких друг от друга мыслей, к примеру: «Он родился в Петербурге, а ещё был страстным охотником», и использование несогласованных частей предложения — над этим иронизировал ещё Чехов: «Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа».

      Слово корректорам Самиздата: Иногда восстановление временной структуры текста превращается в настоящую головную боль, когда в пределах одной сцены смешиваются несколько времен.

      Пять способов улучшить грамотность:

      • Читайте. Не интернет-форумы или инструкции к холодильнику, а хорошую литературу. Это как тренировка для мозга. В нужный момент он сам среагирует на ошибку в слове или потребует поставить запятую. К тому же, чтение расширяет словарный запас

      • Пользуйтесь сайтами по проверки орфографии и пунктуации (к примеру, gramota.ru), сохраните ссылку на словарь синонимов (например, sinonim.org, synonymonline.ru).

      • Не используйте длинные предложения. Да, у Достоевского в «Идиоте» есть предложение из 136 слов. К таким тяготел и Толстой. Но прежде, чем бегать, учатся ходить. Поэтому стремиться побить рекорд классиков не стоит. К тому же, длинные предложения затрудняют чтение

      • Учите правила — пунктуации, грамматики, синтаксиса и так далее. Большинство из нас уже далеки от школы. Но от основ не уйти — теория серьёзно помогает в практике. И не ленитесь перепроверять правила при малейших сомнениях в написанном

      • Слушайте аудиокниги. Они не менее полезны, чем традиционные, особенно в исполнении профессиональных декламаторов, которые способны качественно передавать интонации — это позволит лучше разбираться в пунктуации.

      Стесняться проблем с русским языком не стоит, в конце концов, и у великих писателей с этим были трудности. Так Александр Пушкин вольно обращался с окончаниями слов, Владимир Маяковский «не дружил» со знаками препинания, а Ганс Христиан Андерсен, как думают некоторые, вообще страдал дислексией. Но работать над повышением грамотности стоит — хотя бы из уважения к языку и читателям. И, при необходимости, обращаться к корректорам — это делали даже Джейн Остин и Эрнест Хэмингуэй.

      Была ли данная статья полезна для Вас?

      Как сказать и написать правильно. Самые распространенные ошибки в русском языке

      Русский язык довольно сложен и,  конечно,  большинство из нас не может знать абсолютно все правила и тонкости языковых, литературных норм. Даже специалисты, филологи иногда не могут прийти к единому мнению относительно правильности употребления тех или иных слов.
      Но есть не слишком большое количество слов и выражений, которые мы используем очень часто, и так же часто ошибаемся в их использовании. Иногда эти ошибки бывают довольно нелепыми и неприятными.
      Как правильно сказать? Где поставить ударение? Какое выражение лучше использовать? «Одеть» или «надеть»? «Сходить» или «выходить»? «Кушать» или «есть»?
      Не обязательно разбираться во всех языковых тонкостях русского языка, но познакомиться со списком самых распространённых ошибок, проверить себя и сделать соответствующие выводы точно не помешает.

      Знание типичных ошибок поможет вам подтянуть свою грамотность, чувствовать себя увереннее и избежать неприятных ситуаций во время разговора, выступления или в процессе переписки.
      Наверное, невозможно говорить безупречно на любом языке. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное – стараться их исправлять, постигать логику языка и совершенствоваться.

       cours1

      60 типичных ошибок в письменной и устной речи

      N

      Правильно

      Неправильно

      Пояснение

      1

      кладут

      ложат

      Можно положить, но нельзя «ложить». Глагол «ложить» употребляется только с приставками («положить», «доложить», «уложить»), а «класть», наоборот, без приставок

      2

      платят

      плотят

      В основе слова — «плАта», потому правильно «платить», «заплатить»

      3

      есть

      кушать

      Считается, что слово «кушать» устарело, в современном языке оно звучит церемонно, подобострастно, некультурно. По современной литературной норме, этот глагол можно употреблять в вежливой форме приглашения гостей к столу, а ещё при обращении к детям или в речи женщин. В повседневной литературной речи, и особенно в речи мужчин нормой считается употребление глагола «есть»

      4

      надеть что-то на себя

      одеть что-то на себя

      Надеть можно на себя, а одеть кого-то. Например, надеть пальто, но одеть ребенка

      5

      мой день рождения

      мое день рождение

      «День рождения» — устойчивое выражение, в котором склоняется главное слово «день», а зависимое — «рождения» — остаётся неизменным. День – мужской род.

      6

      до свидания

      до свидание, до свиданья

      К главному слову нужно правильно задать вопрос. До — чего? — свидания. Другой вопрос, честно говоря, и не задашь. Вариант «до свиданья» допускается в разговорной речи.

      7

      поезжай

      ехай, едь, езжай

      Правильный вариант повелительного наклонения глагола «ехать» — «поезжай». В некоторых случаях подойдет слово «съезди»

      8

      садитесь

      присаживайтесь

      Глагол «присесть» на самом деле означает «опуститься на полусогнутых ногах» («присесть от неожиданности» или «присесть на корточки»), а также «сесть на что-либо куда-либо на короткое время» («присесть на дорожку»). Таким образом, замена глагола «садитесь» на «присаживайтесь» может быть, напротив, расценена собеседником как невежливое приглашение

      9

      кто последний? (в очереди)
      последний раз

      кто крайний?   крайний раз

      Часто причиной употребления слова «крайний» вместо «последний» является языковое суеверие. Но замена прилагательного «последний» на «крайний» — грубое нарушение норм русского языка. Слово «последний», как и многие другие слова русского языка, многозначное, среди его значений и такие, не имеющие никаких отрицательных коннотаций: ‘самый новый’; ‘современный’. Тем не менее, миф о недопустимости вопроса «кто последний?» продолжает быть на удивление жизнестойким. Если вас смущает негативный оттенок слова «последний» в некоторых значениях, то стоит вспомнить, что у прилагательного «крайний» он тоже есть. 

      10

      выходить из … сходить с …

      сходить из … выходить с…

      В трамвае, автобусе, троллейбусе есть вход и выход. Здесь уместен вопрос: «Вы выходите?» Но, например, с парохода мы сходим. Подсказкой в таких ситуациях может быть и предлог: из вагона, из трамвая, из автобуса мы выходим; с поезда, с парохода, с трапа самолёта, с лестницы мы сходим

      11

      оплатить проезд

      оплатить за проезд

      За проезд можно платить (или заплатить), а оплачивать только проезд — без всяких предлогов, так как по правилам переходному глаголу предлог не нужен. Член-корреспондент РАН Владимир Плунгян считает, что с точки зрения языка эти варианты равноправны, но норма говорит, что вариант «оплатить проезд» — всё-таки лучше. А значит правильнее.

      12

      одолжи мне денег

      займи мне денег

      Если вы хотите попросить у кого-то дать взаймы, в долг, правильно будет сказать: «одолжи мне денег» или «можно занять у тебя денег?» Никак нельзя просить другого человека «занять» вам денег, поскольку «занять» — это, наоборот, взять взаймы

      13

      созвонИмся

      созвОнимся

      Проверочное слово — «звонить»

      14

      в течение часа

      в течении часа

      «В течение» —предлог, связанный с временными промежутками. Если к словам «в течении/в течение» нельзя задать вопрос «где?», пишите на конце -е.

      15

      договОры

      договорА

      ДоговорА — южный просторечный диалектизм, ошибочный вариант.

      16

      заём

      займ

      В производных словах – «заёмщик», «заёмный» – основа заем сохраняется. А в остальных падежах используется займ – «займа», «займу», «займом»…

      17

      эспрессо

      экспрессо

      Эспрессо — это способ приготовления кофе

      18

      мороженое

      мороженное

      «Мороженое» — существительное, образованное от глагола несовершенного вида «морозить», пишется с одной «н».

      19

      участвовать

      учавствовать

      В слове «участвовать» две «в», не больше

      20

      хотим

      хочем

      Глагол «хотеть» – разноспрягаемый и одни формы образует по первому спряжению: я хочу, ты хочешь, он хочет; другие — по второму: мы хотим, вы хотите, они хотят

      21

      в общем, вообще

      вообщем

      Слова «вообщем» в русском языке не существует. Вместо него используются два похожих наречия «в общем» и «вообще».

      22

      носков, чулок

      носок, чулков

      Правильное употребление в родительном падеже множественного числа

      23

      пойдёмте!

      пошлите!

      У глагола «пойти» в побудительном наклонении есть сразу три правильных варианта: «пойдём», «пойдёмте» или «идём». Также есть еще разговорное слово-синоним «пошли».

      24

      прийти (куда-то)

      придти (куда-то)

      В современном русском языке в инфинитиве, то есть в начальной форме слова «прийти» используется «Й». При этом еще около 50-ти лет назад грамматической нормой была именно форма «придти». Считается писать это же слово с корнем «-ид-» («придти») не будет грубой ошибкой в частной переписке.

      25

      помаши рукой

      помахай рукой

      Правильными формами этого глагола в третьем лице в настоящем времени будет «машет» и «машут». В то время как в прошедшем времени верно говорить «махал» и «махали». С недавних пор форма «махает» считается допустимой в разговорной речи. Но все же лучше использовать литературную норму «машу, машешь, машет, машут» и так далее.

      26

      сажать (дерево)

      садить

      В овременном русском языке во всех значениях предпочтение отдается глаголу «сажать»— например, деревья в саду , гостей за стол, ребёнка на колени. Хотя еще 100 лет назад глаголы «садить» и «сажать» считались равноправными синонимами.

      27

      много народа

      много народу

      У слова «народ» в значении люди две формы родительного падежа: народу и народа. Допустимы оба варианта, но с окончанием на «-у» — больше разговорный, лучше писать: здесь много народа.

      28

      отдохнуть в выходные

      отдохнуть на выходных

      «На выходных» — это разговорно-просторечный вариант, недопустимый в литературной речи.

      29

      полощи рот

      полоскай рот

      Правильный вариант — «полощи».

      30

      надеть обувь

      обуть обувь

      Глагол «набуть» когда-то всё-таки существовал в русском языке, но теперь считается архаизмом. Во-вторых, обуть обувь (себе) — грамматическая ошибка. И сейчас в русском языке действует своя обувная норма: надеть обувь (на себя), обуть — кого-то.

      31

      нести что-то под мышкой

      нести что-то подмышками

      Подмышка — существительное, пишется слитно. «Под мышкой» —наречие, которое отвечает на вопрос «как?» или «каким образом?»

      32

      вы пишете неправильно

      вы пишите неправильно

      Если второе лицо множественного числа, то будет: «Вы пишете неправильно». Под ударением пишется «И», в безударном положении — «Е». Глагол «писать» в повелительном наклонении пишется через «и»: «Обязательно пишите мне письма»

      33

      борются

      борятся

      У глаголов первого спряжения пишутся гласные «е, у (ю)». Я борюсь, ты борешься, он борется, мы боремся, вы боретесь. А в третьем лице множественного числа будет по аналогии с «я борюсь» — «они борются» с буквой Ю.

      34

      течёт

      текет

      В спряжении у глаголов, которые оканчиваются на -ечь,(жечь, печь, лечь, течь) происходит чередование в суффиксе: «г» и «к» на «ж» и «ч». Например: я теку, ты течёшь, он течёт, мы течём, вы течёте, они текут.

      35

      печёт (блины)

      пекет (блины)

      Печет — форма глагола в третьем лице единственного. числа,  в инфинитиве — печь. .А вот во множественном числе в корне будет »-к-»: пекут.. Я пеку и дети пекут

      36

      сгибать

      сгинать

      Правильный вариант  — «сгибать»

      37

      нагибаться

      нагинаться

      Правильный вариант  — «нагибаться»

      38

      в смысле, в принципе

      всмысле, впринципе

      Оба этих наречия всегда пишутся раздельно

      39

      вряд ли

      врятли

      «Вряд ли» и «навряд ли» всегда пишутся раздельно

      40

      чересчур

      черезчур

      Языковая норма

      41

      девчонки

      девчёнки

      «Девчонка» образуется от «девочка» с помощью суффикса «онк». Под ударением пишется «о», без ударения — «е»

      42

      в аэропорту

      В аэропортЕ

      Хотя «-е» — типичное окончание предложного падежа для существительных мужского рода второго склонения, все же у некоторых слов (не больше сотни), в предложном падеже можно встретить окончание «-у». Его называют «местным падежом» (подтип «предложного»), а используют, когда мы говорим о пространстве.

      43

      жжет, зажжём

      жгет, зажгем

      В формах глагола «зажечь» (и «жечь») происходит корневое чередование «жж» и «жг». Трудно сказать «я зажжу», а «они зажжут», поэтому в первом лице и третьем лице (множественного числа) все очевидно: «я зажгу», а «они зажгут».

      44

      пылесошу

      пылесосю

      Корректная форма первого лица глагола «пылесосить» — это «пылесошу» или «пропылесошу»

      45

      выиграл

      выйграл

      В глаголе «выиграть» почти во всех формах пишется «и», за небольшим исключением: в окончании повелительного наклонения появляется  «й»— выиграй и выиграйте.

      46

      офшор

      оффшор

      Современная словарная фиксация — «офшор», «офшорный»

      47

      трафик

      траффик

      В соответсвии с новой языковой нормой, связанной с «исчезновением» одной согласной в заимствованиях: office — офис, offside — офсайд, offline — офлайн.

      48

      граффити

      графити

      От итальянского   graffiti, сохраняется удвоение буквы «ф». И это существительное во множественном числе, несклоняемое,   ударение падает на второй слог: граффИти.

      49

      плацкарта

      плацкарт

      «Плацкарта» (от немецкого platzkarte — «карта места») обозначает посадочный билет. Это существительное женского рода.

      50

      сровнять с землей

      сравнять с землей

      На самом деле оба глагола (паронимы) верные, дело в контексте и в смысле сказанного. Если имеется в виду «сделать что-то ровным» (выровнять) — нужен глагол «сровнять». Если мы говорим о «сделать что-то равным» (сравнить/уравнять) — пишет «сравнять».

      51

      да пребудет с вами сила

      да прибудет с вами сила

      «Прибывать» — значит «приближаться, приходить, появляться». А «пребывать» — «быть, находиться».

      52

      цифры разнятся

      цифры рознятся

      «Розниться» — значит, отличаться чем-либо, не совпадать, не сходиться в мнениях. «Разниться» — различаться, отличаться. Сейчас вариант через «а» — считается стилистически нейтральным, а через «о» — устаревшим и просторечным.

      53

      в лес за грибами

      в лес по грибы

      В лес идти за чем? За грибами. В современных словарях «по грибы» и «по ягоды» встречаются с пометкой «разговорное», а стилистически нейтральными считаются варианты «за грибами» и «за ягодами».

      54

      без толку

      бестолку

      Современные правила языка устанавливают, что наречные сочетания с предлогами «без» пишутся раздельно. Например, без толку, без умолку, без разбора. Хотя, некоторые русские классики использовали слово «бестолку» в своих произведениях

      55

      понарошку

      понорошку

      Писать необходимо слитно и через букву «а» во втором слоге.

      56

      на носу, в глазу

      на носе, в глазе

      В данном случае так называемый местный падежом, употребляется с предлогами «в» или «на», когда называем определённое место (даже если это не пространство) или время действия.

      57

      вместо

      заместо

      «Заместо» — просторечие, которое не рекомендуется употреблять даже в разговорной речи

      58

      презентация к встрече

      презентация ко встрече

      Предлог «ко» употребляется в конкретных случаях. Перед словом «мне», перед дательным падежом слов «весь», «всякий», «всяческий», «второй», «многие», «вторник».

      59

      деньгА́м, деньгА́ми, о деньгА́х

      дЕ́ньгам, о дЕ́ньгах, дЕ́ньгами

      Сначала ударение во всех формах этого слова оставалось на корне и никуда не переходило. Говорили «де́ньгам», «де́ньгами». Дореволюционная норма была именно такая.
      Однако далее в речевой практике стало преобладать ударение на второй слог, то есть на окончании. В результате новое ударение зафиксировали составители словарей, в том числе орфоэпических. А произношение «де́ньгами» признали устаревшим.

      60

      я скучаю по тебе

      скучаю за тобой

      не соответствует нормам русского языка. Выражение скорее относится к жаргонизмам,

      61

      давай решим

      давай порешаем

      глагол «порешать» существует, но имеет определение «решать в течение какого-то времени»

      62

      лучше

      более лучше

      избыточное слово — «более»

      TutorOnline

      tutoronline.ru

      Опытные преподаватели по любым дисциплинам  

      В TutorOnline обучают дошкольников, школьников, студентов, взрослых с любым уровнем подготовки.  Это полномасштабная онлайн-школа, создавшая для своих учеников уникальный сервис для общения и обучения.  Здесь вы найдете репетиторов с высоким профессиональным уровнем. Репетиторы проходят тщательный отбор.  Занятия с преподавателем онлайн эффективнее, удобнее и в 2 — 3 раза доступнее обычных.

      Тонкости русского языка. Обратите внимание


      Твёрдое произношение согласного звука перед гласным «е» воспринимается теперь как устаревшее. Лингвисты настоятельно рекомендуют смягчить произношение таких слов, как «пресса», «рельсы», «брюнет», «патент», «декада», «термин», «тенор», «терминал», «демагог», «декорация», крем» , «депрессия», «гарем» … Во всех этих словах сегодня согласный звук перед «е» произносится мягко. 

      «Евро», «пенальти», «сирокко», в общем, всё «несъедобное», — мужского рода.
      «Салями», «мацони», «кольраби», «иваси», всё «съедобное», — женского.

      Глаголы «занять» и «одолжить» в повседневной речи часто не различают. «Занять» — значит «взять в долг». Одолжить — «дать в долг».

       Как не следует говорить – лишние слова или «масло масляное»:
      «истинная правда»/правда — сама по себе уже истинная
      «высший предел» /«предел» и есть крайняя грань или высшая степень чего-либо
      «ведущий лидер» /«лидер» и есть «первый, идущий впереди»
      «основные принципы» / принципы не могут быть второстепенными
      «свободная вакансия» /вакансия как раз и означает наличие незанятого рабочего места
      «реальный факт»/«факт» и обозначает действительное, неоспоримое событие
      «прогрессировать вперёд»
      «хронометраж времени»
      «биография жизни»
      «продублировать дважды»

      Буква «Ё» всегда стоит под ударением. Правильно — свёкла, планёр, манёвры, осуждённые, новорождённые, передохнём 

      Слова-«паразиты»

      Постарайтесь не злоупотреблять этими словами
      так сказать…
      ну…
      это…
      видите ли…
      э-э-э
      значит,
      вообще
      короче,
      вот
      честно говоря
      ёкэлэмэнэ
      ёпэрэсэтэ,
      ядрёна-матрёна
      тыры-пыры

      Некоторые филологи отмечают и положительную сторонуу слов-«паразитов» — иногда они не столько паразитируют на нашей речи, как помогают ей – заполняют паузы, пока мы думаем, придают разные оттенки.
      Эти слова начинают раздражать, когда их слишком много.

      ПОМОЩЬ В УЧЕБЕ. ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ И УСЛУГИ


      TutorOnline
      tutoronline.ru
      репетиторы м онлайн-курсы для школьников и студентов

      Фоксфорд
      foxford.ru
      онлайн-школа, поможет улучшить оценки, сдать ЕГЭ, ОГЭ

      Автор24
      a24help.ru
      преподаватели и эксперты помогают учиться лучше

      Напишем
      napishem.ru
      помощь в учебе для студентов

      Всё сдал
      vsesdal.com
      онлайн-сервис помощи студентам

      Kampus
      kampus.ai
      получение ответа на любой учебный вопрос в течение 30 минут

      Инглекс
      englex.ru
      занятия по английскому с сильными преподавателями

      Ваш Репетитор
      repetitors.info
      профессиональные репетиторы по всем предметам

      Что у вас было по русскому языку? Пять? А сейчас вы гуглите, как пишется «ни при чем»? Знайте, в этом вы не одиноки: еще 141 тысяча пользователей задают этот вопрос гуглу ежемесячно. Но почему мы забываем то, чему нас учили в школе, что с этим делать и когда мы уже запомним все правила? Разбираемся, как пишутся 10 слов, которые русскоязычные пользователи сети гуглят чаще всего.

      Окей, гугл: почему забываются школьные правила?

      8 000 000 — именно столько раз пользователи «Яндекса» ежемесячно обращаются к всевидящему оку с вопросом «как пишется?…». По данным «Вордстата», количество поисковых запросов с этой фразой за год увеличилось почти на 3 миллиона, а по прогнозам аналитиков Google Trends, их число будет только расти. Несмотря на то что автокорректор избавил нас от необходимости проверять написание слов по орфографическому словарю, мы все равно задаемся вопросом их правильного написания.

      Орфографические ошибки, которые мы совершаем, — следствие жизненно необходимого для организма процесса под названием «забывание». С точки зрения физиологии забывать не только нормально, но даже полезно: как только мы учимся чему-то новому, мозг стремится освободить несколько гигабайт памяти для этой информации, поэтому реструктурирует уже имеющуюся. Например, когда вы учите новый язык со своей грамматикой и орфографией, знания о родном языке подвергаются изменениям. Так что, если вы забыли, как пишется слово «винегрет», не пугайтесь: оно по-прежнему хранится в вашей памяти, мозг его не удалил, просто заархивировал.

      Посмотрим, какие слова и правила мозг архивирует чаще всего.

      Топ-10 популярных орфографических запросов к Google

      Я тут ни при чем

      Топ-10 открывает запрос «не при чем». Большинство возникающих орфографических вопросов можно решить, если знать, к какой части речи относится пугающее слово. «Ни при чем» — это местоимение с предлогом ПРИ и частицей НИ. По правилам русской грамматики местоимения в форме косвенных падежей (а это все падежи, кроме именительного) пишутся с предлогами раздельно. Как это запомнить? Легко: вспомните, как пишется «без тебя». Написание этих слов вряд ли вызывает трудности, а ведь это тоже местоимение с предлогом — «без» + «ты» в родительном падеже. Так вот, «без тебя» пишется раздельно по тому же правилу, что и «ни при чем».

      И я, и я, и я того же мнения

      Запрос «то же самое как пишется», по версии Google Trends, является сверхпопулярным: его востребованность за год увеличилась более чем на 5000%. В деловой переписке слова «тоже», «также», «то же самое» появляются регулярно, и в случае с ними автокорректор нередко готов расписаться в собственном бессилии — в зависимости от смысла, который мы хотим передать, эти слова могут писаться слитно или раздельно. Сравним два предложения:

      1. Для празднования юбилея компании было выбрано то же место, что и в прошлом году.

      2. Я тоже иду на корпоратив в эти выходные.

      Попробуем в первом предложении отбросить частицу ЖЕ: смысл не поменялся — значит, пишем раздельно. Попробуем проделать такой же маневр со вторым предложением: не выходит — значит, пишем слитно. Можно воспользоваться и другим способом: попробуем заменить «тоже» во втором предложении на И, поставив этот союз в начало — «и я иду на корпоратив». Если такая замена возможна, пишем слитно.

      Давай до свидания

      «До свидания» — раздельно, и только так, потому что этот вариант прощания восходит своими корнями к существительному «свидание» в родительном падеже. ДО — это предлог, а существительные с предлогом всегда пишутся раздельно! Чтобы убрать всякие сомнения, попробуем поставить между этими словами прилагательное: «до скорого свидания». Получилось, а значит, пишем раздельно.

      «А с мягким знаком можно написать?» — спросит пытливый читатель. Если вы поэт и стремитесь сохранить рифму и размер вашего шедевра — можно.

      Спишемся позже

      Без этого глагола жизнь в век мессенджеров и соцсетей невообразима! Помните, как ваша учительница русского языка когда-то рассказывала про спряжение глагола? «Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить, к первому — все остальные», — говорила она. «Бла-бла-бла, исключения… Бла-бла-бла» — где-то здесь вы проваливались в глубокий сон, а благородная миссия педагога нести свет и просвещение утрачивала всякий смысл. И вот, спустя 10–15–20 лет, вдруг оказывается, что школа прекрасно научила списывать, но не списываться.

      А спряжение все-таки имеет значение, ведь, чтобы написать слово «спишемся» правильно, нужно вспомнить его инфинитив, или неопределенную форму глагола. «Списаться» оканчивается на -ать — значит, глагол относится к первому спряжению. В глаголах первого спряжения в безударных окончаниях (читать как «в непонятных случаях») пишутся гласные буквы Е, У, Ю, а в глаголах второго спряжения — буквы И, А, Я. Вывод: «спишемся» пишется через Е.

      Ухожу в никуда

      Наречия в русском языке — одна из самых сложных тем, и коварное «в никуда» — это среднестатистическое наречие с предлогом. Чаще всего мы используем такую конструкцию с глаголами движения: «уйти в никуда», «привести в никуда». В этих случаях наречие «никуда» используется как существительное: иду (куда?) в театр, (куда?) в школу, (куда?) в никуда. Запомнить написание этого наречия можно с помощью аналогии: табор уходит в небо, а дорога — в никуда.

      Поэтому или по этому

      Наречие «поэтому» водит дружбу с «цыганами» и «цыпочками», так как тоже относится к числу исключений из общего правила. Все наречия, образованные от местоимений и прилагательных с помощью приставки ПО и оканчивающиеся на -ОМУ, -ЕМУ, -ЦКИ, -СКИ, -ЬИ, пишутся через дефис. По-волчьи выть, по-новому жить, но поэтому исключения учить.

      Впрочем, если вы напишете «по этому» раздельно, вы тоже будете по-своему правы: слитно пишется только наречие, а вот указательное местоимение «этот» с предлогом ПО — раздельно. По этому поводу к гуглу уже можно не обращаться.

      Не обязательно знать все правила. Но это не точно

      Чтобы понять, как писать любое наречие с «не», достаточно запомнить три случая, в которых они пишутся слитно:

      1. Слитно пишутся наречия, которые не употребляются без НЕ, например: нелепо, недоумевающе.

      2. А также наречия, оканчивающиеся на -О, -Е, которые можно заменить синонимом без НЕ, например: неплохо (то есть хорошо). Положение актуально только до тех пор, пока рядом не появится противопоставление с союзом А (не смешно, а грустно) или слова ВОВСЕ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ДАЛЕКО НЕ, ОТНЮДЬ НЕ.

      3. Отрицательные наречия, например некогда или несколько, тоже пишутся слитно.

      Ваше наречие не вписывается в эти три пункта или заканчивается не на -О, -Е? Смело пишите раздельно.

      Что там насчет зарплаты?

      Не только мы, но и автокорректор может сомневаться в написании некоторых слов: ему не дают покоя омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению и написанию. «Насчет» — одно из них.

      Если вы договорились насчет вашего гонорара, то перед вами предлог и он пишется слитно: его легко можно заменить предлогом покороче — О (ОБ), и смысл не изменится. Гонорар вам переведут в установленные сроки на ваш сберегательный счет, и вот это уже существительное «счет» с предлогом «на». Подтверждает этот факт прилагательное, которое можно спокойно поставить между ними.

      (Не)смотря ни на что

      «Несмотря на» — еще один омофон, который может быть как предлогом, так и деепричастием. Если вы написали это слово верно, НЕСМОТРЯ НА то что не знали правила, — вы использовали предлог. В этом случае он заменяет слова «хотя» или «вопреки» и пишется с НЕ слитно.

      А если вы сочиняете будущий бестселлер, где герой идет по улице, не смотря на прохожих, и мечтает поскорее обнять героиню — не забудьте поставить пробелы между этими тремя словами. Ведь перед вами деепричастие, которое по правилу пишется с НЕ раздельно.

      Не вовремя гречка закончилась

      Как писать наречия с НЕ, мы выяснили (напомним: раздельно). Теперь про само «вовремя». Тут правильных ответов снова два — бывает и слитно, и раздельно. Сравните:

      1. Аппетит приходит во время еды.

      2. Иван, вы опять пришли на работу не вовремя!

      Прислушайтесь к тому, как вы произносите эти слова. В первом случае ударение на Е, потому что перед вами существительное «время» с предлогом ВО. А во втором — наречие, которое всегда будет писаться слитно.

      Ну как, запомнили? Надеемся, что да, но если вдруг нет — не отчаивайтесь. Даже если через месяц вам придется делать квартальный отчет и мозг в очередной раз забудет все перечисленные правила, гугл всегда придет на помощь!

      1.     Основные
      типы орфографических ошибок. Методика работы над предупреждением и исправлением
      ошибок.

      Орфография в школе
      служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка:
      фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису,
      лексике. Для учащихся начальных классов важнейшими являются такие
      орфографические темы, как: правописание безударных гласных в корне слова, в
      приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных – звонких и глухих,
      непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; употребление
      заглавных букв; перенос слов; слитно – раздельные и дефисные написания и др.
      Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество
      орфографических ошибок. Орфографические ошибки– это один из видов ошибок по
      русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и природа их тоже
      различна. Поэтому внутри этой категории ошибок должна быть проведена более
      детальная классификация

      Для успешной
      организации работы над ошибками учитель должен знать причины допускаемых
      учащимися орфографических ошибок.

      К ним относятся

      -отсутствие
      систематической работы над ошибками.

      -неумение ученика
      контролировать себя во время письма и проверять написанное.

      -непрочное знание основ
      грамматики, неумение применять приобретенные знания; недостаточное развитие
      орфографической зоркости или фонетического слуха; небольшой объем словарного
      запаса ,слабая техника чтения.

      -причины, связанные с
      усвоением учащимися правил правописания.

      -причины, связанные с
      индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся.

           
      Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение.

      Приемы предупреждения
      ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы
      ,этапы ее усвоения, возраста учащихся, их развития и индивидуальных
      особенностей. Учителю необходимо применять приемы, обеспечивающие легкость и
      прочность зрительного восприятия. Такими приемами являются:

      -вынесение слов на
      доску на неизученное правило с указанием орфографической трудности

      -выборочное
      комментирование

      -проговаривание

      -диктанты

      -грамматические разборы

      овладение общим
      способом решения орфографической задачи:

      1)произношение слова
      -распознавание орфограммы

      2)определение места
      орфограммы в слове

      3)определение способа
      проверки

      4)проверка слова

      5)контроль

      6)запись слова

      б)Развитие
      орфографического внимания.

          
      Чтобы не притуплялось орфографическое внимание обучающихся, необходимо
      применять такие формы работы над ошибками, которые заставляли
      бы детей активно мыслить ,творчески работать.

      Например, если
      оказалось плохо усвоенным раздельное написание предлогов с местоимениями или с
      существительными и учащиеся делают ошибки типа«КОМНЕ, СНИМ, НАДОМНОЙ » то
      дается задание подыскать примеры с тем же предлогом при других местоимениях (к
      тебе, к вам, с нами. с ней, над нами) или же с теми существительными ,но с
      другими предлогами (за оврагом, к оврагу ,у оврага,)а также просклонять
      письменно данное существительное

      Итак, орфографические
      ошибки делятся на следующие типы:
      собственно орфографические, фонетико–орфографические и грамматико–
      орфографические. Теперь более подробно об этих типах.
      Собственно орфографические ошибки – это такое написание слова, при котором
      нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических
      и грамматических норм, законов языка. К собственно орфографическим ошибкам
      относятся:
      1. Нарушение правил написания гласных и мягкого знака после
      шипящих и Ц: шырокий, жыр, ещо, делаеш.
      2. Искажение написания значащих частей слова, а именно: основы,
      корня, приставки, суффикса и окончания: пригаваривать, деректор,
      песталет,варота, глоза.
      3. Неправильное написание начальной формы слова: адютант,
      шеснадцать и т.д.
      4. Неправильный перенос слов: пос – тупить, соз – нание. Причиной появления
      ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует считать незнание
      школьниками морфемной и словообразовательной структуры перечисленных слов.
      5. Нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании слов: кним,
      гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание учащимися правил
      слитного и дефисного написания слов.
      6. Неправильное написание сложных слов, особенно соединительных гласных:
      параход, сталетие, пешоход и др.
      7. Ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие ошибки реже
      встречаются по сравнению с другими группами. 

      Фонетико–орфографические
      ошибки характеризуются тем, что написание того или иного слова противоречит не
      только орфографическим
      правилам, но и орфоэпическим нормам.

      К
      фонетико–орфографическим ошибкам относятся несколько их
      разновидностей:
      1. Отражение на письме национальных особенностей произношения русских звуков:
      а) ошибки, связанные с неправильным произношением согласных и гласных звуков:
      прыкрыть, зимный, прыбыл;
      б) ошибки, вызванные неправильным произношением согласных звуков: просба,
      менше, возми;
      2. Отражение на письме произносительных особенностей южнорусских
      диалектов: береть, знають.
      3. Отражение на письме индивидуальных особенностей произношения звуков
      учащимися: ледакция (вместе редакция), соколад (вместо шоколад).
      Грамматико–орфографические ошибки – это такие образования форм или построения
      словосочетаний и предложений, которые противоречат грамматическим законам
      языка. Иногда грамматико–орфографические ошибки называют языковыми. Они подразделяются
      на грамматико–морфологические и грамматико–синтаксические.
      Грамматико–орфографические ошибки называются грамматико–морфологическими тогда,
      когда нарушение норм литературного языка связано с изменением и образованием
      формы слова.
      К грамматико–морфологическим ошибкам относятся:
      1.Употребление неправильных форм именительного падежа множественного числа:
      ухи, шофера, трактора.
      2. Искажение форм родительного падежа множественного числа существительных: У
      спортсмен не было времени.; В зале не было зрителев.
      3. Образование форм множественного числа от существительных, не имеющих форм
      множественного числа: Он упал без сознаний.; Учитель обращал вниманий на людей.

      4. Употребление одного рода вместо другого: Гвоздь была большая.; У
      орла была крыла,

      5. Образование формы
      единственного числа от существительных, имеющих только форму множественного
      числа: Ножница моя пропала.
      6. Использование неправильных форм причастий: Местами видны черные земли,
      освободившие от снега.
      7. Употребление неправильных форм деепричастий: Возвращая домой,мы заехали к
      товарищу.
      8. Неправильные формы предлога в сочетании со знаменательными словами: к мне
      подошёл товарищ, с мной не разговаривает.
      Грамматико–орфографические ошибки считаются грамматико–синтаксическими, если
      они появились вследствие нарушения грамматических правил построения свободных
      словосочетаний и предложений. К этой категории ошибок относятся:
      1. Неправильное согласование слов: Каждый из них должны были собрать
      металлолом.; смертельная усталость.
      2. Нарушение законов управления слов: Скоро позвонили у меня.;Сколько время
      осталось?
      3. Неправильное управление вида глагола: Антону всё время стало хуже
      (становилось).; Я решил покупать (купить) себе собаку.
      4. Несоответствие деепричастного оборота основной части предложения или
      неуместное его употребление в предложении: Возвращаясь из школы,начался дождь.;
      Я поехал купить собаку, долго думая.
      5. Несоответствие союзов с содержанием предложения: Татьяна бьет собаку, потому
      что она не спала.
      Наблюдения на уроках, анализ ученических работ, изучение классификации ошибок
      позволяют сделать вывод, что учащиеся наиболее часто допускают орфографические
      ошибки на следующие темы.
      В I классе:
      1) Жи, ши (например: ершы, пружына…)
      2) Ча, ща (например: рощя, трещят…)

      3)
      Чу, щу (например: хлопочют, блещют…)
      4) Ударные и безударные гласные (польцы, сталы…)
      5) Парные звонкие и глухие согласные (дуп, колхос).
      А также прочие ошибки: пропуски букв, искажение, дописывание
      лишней гласной.
      Во 2 классе:
      1) Правописание звонких и глухих согласных на конце слов (сапок, галстуг…)
      4) Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением (польто,
      помедоры…)
      5) Правописание непроизносимых согласных (радосный, чесный, позно…)
      6) Не с глаголами (негорит, неидет…).
      В 3 классе:
      1) Правописание гласных и согласных в корне слова (принисет, отцвитает,
      алея…)
      2) Изменение имён прилагательных по падежам (утренния…)
      3) Правописание безударных личных окончаний глаголов (колят дрова,
      шепчит, светет…)
      Также в 3 классе допускаются ошибки в словах с непроверяемыми
      написаниями (кавер, издавно…), часто встречается слитное написание,
      пропуски букв, замены букв.
      В результате анализа было также выявлено, что очень часто у учащихся
      встречаются ошибки на замены согласных букв.
      В работах первоклассников чаще заменялись аффрикаты [ч], [ц]. Буква
      ч заменялась буквами т, ц, щ, ш: «сатёк», сацок» (сачок). Слово цветы
      писалось так: «светы», «тветы». В слове трещали буква щ заменялась буквами
      ч, ц, ш, ж: «тречали», «трешали», «трецали».
      В работах учащихся 2 и 3 классов эти замены были также
      многочисленны: «пецально» (печально), «крицали» (кричали) и т.д.
      Взаимозамены свистящих и шипящих встречались реже. Примеры подобных ошибок:
      «Шоня» (Соня), «Сура» (Шура), «пусистая» (пушистая). Часто
      встречались ошибки на смешение звонких и глухих согласных: «пегали»
      (бегали), «боймал» (поймал), «на луку» (на лугу) и др.
      Недостаточное различение твердых и мягких фонем появилось в
      следующих ошибках: «кастёрь» (костер), «прижки» (прыжки), «мохь» (мох) и
      т.п.
      Помимо указанных ошибок, значительное место в работах учащихся 1 ­
      3 классов занимают ошибки на пропуски, лишнюю вставку букв, что
      свидетельствует о недостаточной сформированности звукового анализа у
      детей .
      Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок –
      закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных
      и субъективных причин. Объективными причинами являются:
      ­ незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;
      ­ оперирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в устной
      речи;  психофизическая усталость детей к концу письменной работы;
      ­ наличие в словарях с той или иной орфограммой трудных случаев в применении
      орфографических правил.
      1) Незнакомые учащимся орфографические нормы делятся на не
      изучаемые к моменту письменной работы и на изучаемые в школе. Нормы, не
      изучаемы к моменту письма, относятся либо к программе данного класса,
      либо к программе следующих классов. Ошибки на не изучаемые в школе орфограммы
      могут появиться в любом классе. Из данного факта вытекают следующие
      методологические правила: перед письменной работой необходимо предупреждать
      возможные орфографические трудности, не включать их в число ошибок при оценке
      орфографической грамотности (например: в начальной школе не изучается тема
      «Наречие», поэтому ошибки в написании наречий учитель не учитывает при оценке
      орфографической грамотности).
      2) В силу связи орфографии со всеми разделами языкознания, имеет большое
      значение понимание детьми семантики слов, их структурно ­семантической
      близости, так как формирование орфографических умений требует оперирования
      большим количеством слов.
      3) Как показывают специальные наблюдения, орфографические ошибки чаще всего
      появляются в конце письменной работы. Учитывая этот факт необходимо перед
      окончанием работы делать небольшой перерыв, который должен снять
      психофизическую усталость. Например, такие физминутки помогут при снятии
      психофизического напряжения:
      1. «Мы учимся письму.
      Для чего? Почему?
      Из крючков, из крючков
      Из кружков, из кружков
      Сможем буквы написать.
      Если будем мы стараться,
      Буквы будут получаться.
      Пальцы наши потрудились
      И немножко утомились.
      Дружно мы из встряхнем
      И опять писать начнем».
      2. «Руки положить на парту, голову – на руки. Закрываем глазки – отдыхаем.
      Посчитаем до десяти, открываем глазки, поднимаем голову, продолжаем
      работу».
      4) Методологическим правилом должно стать внимание к словам,
      имеющим трудные случаи применения орфографических правил. Его
      систематическая реализация предупреждает появление орфографических
      ошибок.

      Довольно
      часто, анализируя ошибки, допущенные детьми в диктантах,
      учитель обнаруживает «прочие» ошибки: лишний мягкий знак, лишняя буква,
      пропуск букв и т.д. Наблюдения показывают, что не так уж и «безобидны» эти
      ошибки. А причин их возникновения довольно много.
      Первая причина. Детям так слышится: «Косьтя».
      Вторая причина. Дети пишут так, как говорят: «тигор, млыши».
      Известно, что легче ошибку предупредить, труднее её исправить. Чтобы
      легче было предупредить ошибки, учителю надо знать слова, в которых
      младшие школьники допускают ошибки. Для этого надо внимательнее
      прислушиваться к тому, как говорят дети.
      Третья причина. Дети добросовестно учат правила (жи ­ ши: лыжи,
      шина), научились делать проверку (шары – шар, коза – козы). Теперь этот
      ученик уверен и даже пытается доказать, что слова надо писать именно так, а
      не иначе: «кошичка», «шишичка».
      Четвертая причина. У детей мал запас слов, они ещё не наблюдательны,
      и хотя они выучили правила, но многие ещё не умеют писать большие и
      трудные слова: «Валгаград», «Козань».
      Пятая причина. Это когда учитель, боясь перегрузки, учит детей на
      очень лёгком материале, даже для списывания с доски дает такие слова, как
      сад – сады, дуб – дубы.
      Отсюда и получается, что если учитель сам составляет контрольные
      диктанты, то весь класс выполняет их очень хорошо, а если же контрольный
      диктант даёт администрация, то класс справляется с трудом.
      Шестая причина состоит в том, что учитель не всегда проводит
      систематическое попутное повторение изученного. «Где брать время? –
      говорит такой учитель. – Повторяем в конце года, в конце четверти».
      А ведь на повторение и требуется 6 ­ 7 минут, чтобы, списывая с доски
      6 ­ 8 слов, суметь и закрепить новое, и повторить старое. Например: при
      изучении безударных гласных в корне, проверяемых ударением, дети повторяют
      мягкий знак: караси – карась, косари – косарь, кольцо – кольца,
      корабли – корабль.
      Систематическое попутное повторение хорошо помогает всем
      ученикам, но особенно детям с ослабленной памятью.
      Седьмая причина. Учитель, особенно молодой, в качестве «разминки»
      дает детям задания для самостоятельного выполнения такого типа (второй
      класс, 1 четверть): «Спишите с доски слова и рядом припишите проверочные
      слова».
      Тянуть, тропа, окно, письмо.
      Вот как некоторые дети выполнили задание:
      Тянуть – тянит, тропа – тропачька, окно – окны, письмо – письмы.
      Здесь можно дать только один совет: детей сначала нужно научить, а уж
      потом их контролировать.
      Предупреждение ошибок в словах, продиктованных учителем, состоит в
      следующем: прежде чем писать продиктованные слова ( а особенно если они
      на неизученное правило), ученики хором проговаривают их, потом каждый
      ученик проговаривает (шёпотом); затем учитель еще раз диктует это слово,
      показывая трудную букву. Дети пишут продиктованное слово.
      Систематическое попутное повторение изученного, своевременное
      предупреждение ошибок – всё это способствует тому, что дети хорошо
      запоминают написание трудных слов и хорошо справляются с ними в
      контрольных диктантах. А добиваться грамотного письма – это основная
      задача учителя .

          
      Работа по предупреждению орфографических ошибок связана с работой по их
      исправлению. Процесс предупреждения и исправления орфографических ошибок
      включает последовательное выполнение определенных действий, необходимых для
      решения орфографической задачи.

      Речь и ее виды:
      аудирование, говорение, чтение и письмо.

      Речь
      это способ общения и взаимодействия посредством определенной
      системы.

          
      Речевая деятельность имеет следующие основные виды: чтение, аудирование
      (слушание), говорение, письмо.

         Такое
      понимание включено в методику преподавания языка (иностранного, в том числе).

         
      Говорение
      . Это понятие характеризует любую
      звучащую речь. В историческом отношении говорение является первичной языковой
      формой, возникшей намного раньше, чем письмо. С материальной точки зрения
      устная речь – это звуковые волны. Произносимое является результатом
      деятельности определенных органов человека (голосовой аппарат). Интонация
      является совокупностью тембра произнесения, темпа , продолжительности,
      громкости, мелодичности. Большое значение в устной речи придается отсутствию
      или наличию пауз, степени четкости в произношении, способности правильно
      расставить логические ударения. Говорение, обладая интонационным разнообразием,
      способно передать полноту переживаний, эмоций, настроений.

      Письмо. Этот вид языковой деятельности человека являет собой вспомогательную
      систему знаков, применяемую для фиксации говорения (звуковой речи). Вместе с
      тем, письмо можно назвать самостоятельной структурой. Кроме функции фиксации
      речи, письменная система позволяет усваивать накопленные знания, расширяя сферу
      коммуникации. Главной целью письма является фиксация произносимого с целью его
      сохранения. Этот вид речевой деятельности используется в общении между теми
      людьми, которые разделены временем, расстоянием.

          Аудирование
      процесс, предполагающий, как непосредственное, так и опосредованное (при помощи
      аудиозаписи, радио и прочего) взаимодействие слушающего и говорящего. В первом
      случае (при непосредственном контакте) у собеседников есть возможность
      применять не только языковые формы (вербальное общение), но и средства
      невербальной коммуникации (мимику, телодвижения, жесты), которые способствуют
      более результативному восприятию и пониманию.

         
       Чтение. В соответствии с простыми определениями чтение
      характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного
      текста. Эта специфическая форма языковой коммуникации людей является одним из
      опосредованных типов общения. При этом чтение не воспринимается в качестве
      одностороннего воздействия на читающего. Оно не выражается пассивным
      восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное
      взаимодействие между читателем и автором текста.

    • Орфографические или пунктуационные ошибки
    • Орфографическая ошибка это словарь
    • Орфографическая ошибка это пример
    • Орфографическая ошибка это определение
    • Орфографическая ошибка это как