Основания для актуализации сведений об объекте нвос ошибки

Последнее обновление: 22.09.2020

Часто задаваемые вопросы

  • Государственные услуги

    • Ведение реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду

    • Выдача заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции

    • Выдача заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения

    • Выдача комплексного экологического разрешения

    • Выдача разрешений на временные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)

    • Выдача разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и фло

    • Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными

    • Выдача удостоверений общественных инспекторов по по охране окружающей среды

    • Государственная услуга по согласованию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

    • Проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня

    • Проведение ГЭЭ и ГГЭ в режиме «одного окна». Частые вопросы

    • Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдача разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)

    • Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации

    • Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания

    • Выдача разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации

    • Выдача разрешений на акклиматизацию новых видов для фауны Российской Федерации объектов животного мира

    • Выдача разрешений на гибридизацию объектов животного мира

    • Выдача разрешений на переселение объектов животного мира в новые места обитания

    • Выдача разрешений на трансграничное перемещение отходов

    • Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IV класса опасности

    • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или)деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории

    • Выдача разрешений на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ

    • Выдача разрешений на создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации

    • Выдача разрешений на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию подводных линий связи во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

    • Выдача разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации

    • Выдача разрешений на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации

    • Выдача разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты

    • Согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации

    • Согласование проектов работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде

    • Регистрация искусственных островов, установок, сооружений и прав на них

    • Выдача заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья

    • Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья, а также редких и находящихся под угрозой исчезнове

    • Выдача разрешений на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации

    • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения

    • Выдача разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения

    • Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, на особо охраняемых природных территориях федерального значения

    • Выдача разрешений на ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций

    • Государственная услуга по подтверждению отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности

    • Выдача разрешений на проведение буровых работ во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации

    • Учет зоологических коллекций, представляющих научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, а также отдельных выдающихся коллекционных экспонатов и ведения на основе такого учета реестра зоологических коллекций

    • Выдача разрешения на временные сбросы

  • Деятельность

  • Кадровое обеспечение

  • Надзорная деятельность

  • Общественный контроль

  • Расширенная ответственность производителя

  • Актуализация сведений об объекте НВОС

  • Внесение изменений в лицензию

  • Использование и охрана атмосферного воздуха

  • Использование и охрана водных объектов

  • Использование и охрана земель

  • Корректировка сведений об объекте НВОС

  • Общие вопросы

  • Постановка объекта НВОС на государственный учет

  • Предоставление лицензии

  • Разрешительная документация и отчетность

  • СИТЕС

  • Снятие объекта НВОС с государственного учета

  • Трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции

Корректировка сведений об объекте НВОС

Что является результатом выполнения административных процедур, в случае исправления ошибок?

В соответствии 55 Правил создания и ведения
государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на
окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский
Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830) юридическому лицу
или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную
деятельность на объекте, выдается свидетельство о постановке объекта на государственный
учет в форме выписки из государственного реестра.

В какой срок осуществляется корректировка учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре, в случае исправления ошибок?

В соответствии с пунктом 51 Правил создания и
ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский
Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), срок исправления
допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок в учетных сведениях об
объекте, содержащихся в государственном реестре, не превышает 5 рабочих дней со
дня регистрации соответствующего заявления.

Какие документы необходимо предоставить для исправления ошибок в учетных сведениях объектов НВОС, содержащихся в государственном реестре?

В соответствии с пунктом 52 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, должны содержать:

полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

наименование объекта, поставленного на государственный учет;

место нахождения объекта;

код объекта в государственном реестре;

информацию о допущенных описках, опечатках, арифметических ошибках в сведениях, содержащихся в государственном реестре;

основания и доводы, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения.

Заявления, сведения и документы, представляемые для корректировки сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 21 Правил № 830.

Как можно исправить ошибки в учетных сведениях об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре?

В соответствии с пунктом 51 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, вправе по своей инициативе и (или) по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, исправить допущенные описки, опечатки, арифметические ошибки в учетных сведениях, содержащихся в государственном реестре.

Заявление о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, в случае необходимости исправления описок, опечаток и арифметических ошибок юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 21 Правил № 830.

В какой срок осуществляется корректировка учетных сведений об объекте в государственном реестре в связи с утратой единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности и наоборот?

В соответствии с пунктом 54 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), срок рассмотрения заявления о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, не должен превышать 15 рабочих дней с даты регистрации такого заявления.

Какие документы необходимо предоставить для корректировки учетных сведений об объекте в случае утраты единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности и наоборот?

В соответствии с пунктом 52 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, должны содержать:

полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

наименование объекта, поставленного на государственный учет;

место нахождения объекта;

код объекта в государственном реестре;

информацию об объекте (объектах), сведения о котором предполагаются к включению в государственный реестр или исключению из государственного реестра, в случае утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности, или объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности;

основания и доводы, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения;

заявку на постановку объекта на государственный учет в отношении каждого из объектов, предполагаемых к постановке на государственный учет, заявление о снятии объекта с учета в отношении каждого из объектов, предполагаемых к снятию с государственного учета.

Согласно пункту 53 Правил № 830 к заявлению о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, могут быть представлены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы юридического лица или индивидуального предпринимателя об утрате объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности или об объединении объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности.

Заявления, сведения и документы, представляемые для корректировки сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 21 Правил № 830.

Что делать если объекты утратили единство назначения и (или) неразрывную физическую или технологическую связанность, и наоборот?

В соответствии с пунктами 21, 46 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), в случае утраты объектом единства назначения и (или) неразрывной физической или технологической связанности либо объединения объектов по единому назначению и (или) установлению неразрывной физической или технологической связанности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, подают в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией заявление о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, с приложением заявлений об исключении учетных сведений об объекте из государственного реестра в отношении каждого из объектов, сведения о которых предполагается исключить из государственного реестра, заявок о постановке объекта на государственный учет в отношении каждого из объектов, предполагаемых к постановке на государственный учет.

Заявления, сведения и документы, представляемые для корректировки сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 21 Правил № 830.

Что является результатом выполнения административных процедур услуги при корректировке учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся государственном реестре, в случае исключения дублирующихся сведений об объекте из государственного реестра?

В соответствии с пунктом 55 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), по результатам рассмотрения заявления о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляется уведомление об исключении дублирующихся учетных сведений об объекте из государственного реестра либо об отказе в корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, с указанием причин отказа и обоснования принятого решения.

В какой срок осуществляется корректировка учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре, в случае исключения дублирующихся сведений об объекте?

В соответствии с пунктом 54 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), срок рассмотрения заявления о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, не должен превышать 15 рабочих дней с даты регистрации такого заявления.

Какие документы необходимо предоставить для исключения из государственного реестра дублирующего объекта?

В соответствии с пунктом 52 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 07.05.2022 № 830 (далее – Правила № 830), заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, должны содержать:

полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его основной государственный регистрационный номер, номер и дату внесения записи об аккредитации филиала иностранного юридического лица в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (для иностранных юридических лиц), идентификационный номер налогоплательщика, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

наименование объекта, поставленного на государственный учет;

место нахождения объекта;

код объекта в государственном реестре;

информацию об объекте (объектах), сведения о котором предполагаются к исключению из государственного реестра;

наименование, место нахождения, код объекта (объектов) в государственном реестре, учетные сведения о котором предполагаются к исключению из государственного реестра;

основания и доводы, на основании которых заявитель просит изменить содержащиеся в государственном реестре учетные сведения.

Согласно пункту 53 Правил № 830 к заявлению о корректировке учетных сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, могут быть приложены документы (при наличии) либо их копии, подтверждающие доводы юридического лица или индивидуального предпринимателя о факте внесения в государственный реестр сведений об одном и том же объекте 2 раза и более.

Заявления, сведения и документы, представляемые для корректировки сведений об объекте, содержащихся в государственном реестре, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 21 Правил № 830.

Показано 1 — 10 из 18

В каком интересном и практически безвыходном положении находится сегодня природопользователь, когда речь идет о категории объекта НВОС[1], которая вне зависимости от самого природопользователя и его неизменной на протяжении многих лет деятельности взяла и резко с 01.01.2021 сменилась на другую. Такое положение ему обеспечило само российское законодательство в то время, как вступили в силу Критерии № 2398[2], а основания для актуализации учетных сведений об объекте НВОС остались прежними.

Присвоение объекту НВОС категории 

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами (далее — ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах. Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС в зависимости от уровня НВОС согласно критериям отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. ЮЛ и ИП самостоятельно определяют категорию своего объекта и указывают ее в заявке о постановке на государственный учет. Далее ЮЛ и ИП получают свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС с указанием в нем присвоенной категории.

До 01.01.2021 действовали Критерии № 1029[3], в соответствии с которыми ЮЛ и ИП на протяжении чуть более пяти лет определяли категории своим объектам НВОС и вставали на государственный учет. Однако с 01.01.2021 некоторые виды деятельности, осуществляемые ЮЛ и ИП на своих объектах НВОС, стали уточненными новыми критериями, определяющими иную категорию объекта НВОС, отличающуюся от определяемой Критериями № 1029. Так, многие уже поставленные на государственный учет объекты НВОС с полученными до 01.01.2021 свидетельствами перешли в статус несоответствия действующим критериям в части уровня НВОС. Поэтому сейчас появляются вопросы о необходимости прохождения процедуры актуализации учетных сведений об объекте НВОС в связи с вступлением в силу новых критериев, а также вопросы о реализации данной процедуры на практике.

Изменение категории объекта НВОС 

Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС, однако прохождение данной процедуры возможно по весьма ограниченному перечню оснований, закрепленных п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[4].

Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации при условии представления ЮЛ и ИП следующих сведений:

• о замене ЮЛ или ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

• реорганизации ЮЛ в форме преобразования; изменении наименования ЮЛ; адреса (места нахождения) ЮЛ;

• изменении фамилии, имени, отчества (при наличии) ИП; места жительства ИП; реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП;

• об изменении места нахождения объекта НВОС; характеристик технологических процессов основных производств; характеристик источников загрязнения окружающей среды; характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ; характеристик технических средств по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ; технологий использования отходов производства и потребления; технологий обезвреживания отходов производства и потребления; технологий размещения отходов производства и потребления.

Пока ЮЛ и ИП не представят указанные выше сведения об объекте НВОС, их актуализация не состоится. Однако абсолютно не важно представление ЮЛ и ИП других сведений, которые, очевидно, могли бы повлиять на категорию объекта НВОС, если такого основания нет в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, как случилось с «неоснованием» в виде новых критериев.

Позиции Минприроды и Росприроднадзора 

Законодатель мог бы предусмотреть еще на стадии вступления в силу Критериев № 2398:

• право или обязанность ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на поставленном на государственный учет объекте НВОС, представить в течение определенного времени заявку об изменении категории в случае изменения критериев

 или

• неприкосновенность и актуальность присвоенных до 01.01.2021 категорий объектов НВОС до наступления какого-либо определенного события.

Все это время позиции Минприроды России и Росприроднадзора в отношении сложившейся ситуации несколько отличались друг от друга.

Минприроды России выражало свое мнение в разъяснительных письмах[5], сообщая, что изменение категории из-за вступления в силу Критериев № 2398 чисто гипотетически возможно, если обратиться в Росприроднадзор, но, т.к. именно Росприроднадзор является оператором государственного реестра объектов НВОС, по всем вопросам данного характера следует обращаться к нему.

Росприроднадзор, напротив, считает, что законом не предусмотрены подобные основания, поэтому миссия невыполнима. Отсюда множественные отказы в актуализации и открыто размещенные обоснования такой позиции на официальном сайте Росприроднадзора[6].

Попытки разрешения существующей неясности 

При этом практика по всей России складывается со всевозможным разнообразием результатов. Успешные случаи изменения категории в рамках логично присутствующего, но официально отсутствующего на то основания, безусловно, радовали. Однако природопользователи также сталкивались с отказами по причинам, уже приведенным выше.

Здесь же можно сказать, что по букве закона отказы в актуализации в связи с изменениями критериев обоснованы, но ведь одной из целей государственного учета объектов НВОС посредством ведения государственного реестра объектов НВОС является получение достоверной информации об объектах НВОС. За этот период времени приоритет данной цели был определенно приглушен. Хотя природопользователи самостоятельно шли навстречу достоверности сведений в реестре и готовы были переработать всю свою документацию в порыве желания соответствовать новой категории, и все же большинство столкнулось с противостоянием такой инициативы.

Опять же действия природопользователя при подаче заявления об актуализации в связи с изменениями категории более чем обоснованы, ведь ответственный природопользователь всегда будет обеспокоен наличием корректной и актуальной в соответствии с природоохранным законодательством документации, а на категории завязано слишком много предъявляемых к объекту НВОС требований. Именно от категории зависит вид разрешительной документации, перечень и состав отчетности, способ исчисления платы за НВОС, особенности контрольной (надзорной) деятельности. При государственном экологическом надзоре могут возникнуть соответствующие вопросы, которых бы хотелось избежать заранее.

О недостаточности существующих оснований для актуализации учетных сведений об объекте НВОС мы уже говорили на страницах журнала[7] и пришли к этому выводу довольно обосновано. Остается непонятным только то, почему законодатель не предусмотрел возможность изменения категории в связи с выходом Критериев № 2398 хотя бы не в виде актуализации, а, например, в виде уточнений сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов НВОС.

Уделим внимание некоторым проектам нормативных правовых актов, карточки которых размещены на федеральном портале таких проектов regulation.gov.ru.

Одним из них[8] в изначальной версии предлагалось внести в Правила № 572[9] изменения, которые могли бы в какой-то мере разрешить существующую неясность в действиях путем изложения п. 39 Правил № 572 в следующем виде:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки, а также по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, вправе изменить категорию объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) принять решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в случае изменения критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий[10].

Другим проектом нормативного правового акта[11] предлагалось утверждение новых правил создания и ведения государственного реестра объектов НВОС взамен Правил № 572, в соответствии с которыми могла бы быть создана новая процедура — изменение присвоенной объекту НВОС категории в зависимости от уровня НВОС в случае изменения критериев отнесения объектов  НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. Проектом предусматривалось обеспечение приведения уполномоченным на ведение государственного реестра объектов НВОС органом (далее — уполномоченный орган) сведений, содержащихся в государственном реестре, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу изменений: по заявлению ЮЛ, ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте НВОС, и (или) по инициативе уполномоченного органа.

Минэкономразвития России в Заключении об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления ‎Правительства РФ «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие ‎на окружающую среду» негативно отнеслось к предложенному Минприроды России сроку и посчитало необходимым разграничить случаи и установить сроки изменения сведений государственного реестра отдельно для каждого. Также Минэкономразвития России совершенно справедливо заметило, что в некоторых случаях срок в 6 месяцев для подачи заявления представляется завышенным, а в некоторых случаях — недостаточным, т.к. возникнет необходимость приведения документации предприятия в соответствие с требованиями законодательства для новой категории (как, например, с переходом со II на I категорию). На основании этого Минэкономразвития России дополнительно предложило включить в проект акта положение, которое позволит гарантировать хозяйствующим субъектам возможность осуществления деятельности в соответствии с уже присвоенной категорией НВОС до момента получения ‎и согласования всей необходимой документации.

Правила № 830 

Эти пункты заключения Минэкономразвития России к данному проекту акта интересны потому, что с 01.09.2022 вступят в силу новые правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС (далее — Правила № 830[12]), которые введут случаи корректировки уполномоченным органом учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, среди которых будет изменение Критериев № 2398.

Данная корректировка будет осуществляться по инициативе уполномоченного органа и (или) по заявлению ЮЛ или ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте НВОС.

Заглянем в будущее и постараемся разобраться, что потребуется от природопользователя после вступления в силу Правил № 830.

1. С 01.09.2022 ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, будут вправе со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 подать заявление о корректировке присвоенной объекту НВОС категории в зависимости от уровня НВОС в связи с изменениями Критериев № 2398.

2. Если ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 не подадут соответствующее заявление, уполномоченный орган направит ЮЛ и ИП уведомление о необходимости такой корректировки.

3. Если ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, по истечении 3 месяцев с даты направления уведомления в очередной раз не направят соответствующее заявление, уполномоченный орган самостоятельно осуществит корректировку учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре, в целях их приведения в соответствие с изменениями и выдаст свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС в форме выписки из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.

Таким образом, Минприроды России учло предложение Минэкономразвития России в части разграничения случаев и установления для каждого из них сроков изменения сведений государственного реестра. При этом природопользователь сможет «оттянуть» корректировку присвоенной объекту НВОС категории максимум на полгода со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 и в течение этого времени заниматься приведением документации предприятия в соответствие с требованиями законодательства для новой категории. По истечении 6 месяцев при нарушении соответствующих требований природопользователь будет нести административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ[13].

Правила № 830 не отвечают на вопрос, будет ли распространяться данное право на тех природопользователей, категория объектов НВОС которых изменилась еще с 01.01.2021 вместе с вступлением в силу Критериев № 2398. Или природопользователю необходимо будет ждать выхода новых изменений Критериев № 2398 после 01.09.2022, чтобы подать заявление о корректировке присвоенной категории? Разумеется, покажет только практика, однако есть риск, что природопользователь снова столкнется с отсутствием оснований уже для корректировки учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.

Ответственность 

В любом случае раньше 01.09.2022 природопользователь не приобретет право на подачу заявления о корректировке присвоенной категории, поэтому следует порассуждать на тему того, что именно нарушает и нарушал все это время природопользователь, осуществляющий деятельность на объекте НВОС с присвоенной категорией до 01.01.2021 при отсутствии оснований актуализации учетных сведений об объекте НВОС, и как он может себя обезопасить?


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[3] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (утратило силу с 01.01.2021).

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[5] Письмо Минприроды России от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет».

[9] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (в ред. от 20.04.2022).

[10] Выделено автором.

[12] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830.

[13] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

Оставить заявку на актуализацию НВОС

Объектом НВОС по закону является объект, или же их совокупность, имеющие единое назначение, либо неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

  1. Когда требуется актуализация НВОС
  2. Как актуализировать сведения об объекте НВОС
  3. Сроки и возможные штрафы

Когда требуется актуализация НВОС

Несколько лет назад все объекты негативного воздействия на окружающую среду были поставлены на учет. Но практически сразу встал вопрос – как изменить сведения о своем объекте в государственном реестре? Ведь производственные объекты развиваются, расширяются, меняют технологию, переезжают, продаются и покупаются. Все это нужно отразить в сведениях об объекте НВОС.

Объект НВОС может изменить свою категорию либо характеристики производства и воздействия на окружающую среду, в результате чего становится необходимо актуализировать сведения о нем в реестре таких объектов, который ведет государство.

Согласно ст. 69.2 ФЗ № 7, актуализация сведений об объекте НВОС может понадобиться, если:

  • произошла замена, реорганизация, изменение других данных о юридическом лице или ИП, которые эксплуатируют объект;
  • изменился адрес местонахождения самого объекта негативного воздействия;
  • изменились технологические процессы и/или параметры источников загрязнения окружающей среды;
  • изменились параметры ГОУ, очистных сооружений, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов.

Как актуализировать сведения об объекте НВОС

Обязанность подать заявление через Личный кабинет природопользователя об актуализации сведений наступает разу, подать его нужно в течение 30 дней с момента регистрации изменений адреса, наименования, собственника и других реквизитов. Если дело касается изменения технологии производства и других технических параметров, то подать заявление желательно сразу после их появления, так как срок для таких случаев не указан. Сведения об изменениях нужно подтвердить соответствующими документами.

Кроме указанных оснований для актуализации, она может понадобиться в связи с тем, что изменились критерии постановки на учет объектов и присвоения им категорий. Ранее критерии устанавливались Постановлением Правительства РФ № 1029, теперь его заменило Постановление Правительства РФ № 2398.

Со сменой НПА изменились и сами критерии, поэтому необходимо проверить, актуальна ли сейчас категория вашего объекта. Согласно Письму Минприроды России от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет», в случае изменения критериев отнесения объектов, НВОС к объектам I, II, III и IV категорий для изменения категории ранее поставленного на учет объекта НВОС можно обратиться в Росприроднадзор или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта с предоставлением конкретной информации по объекту, согласно которой нужно сменить категорию. При этом можно сменить не только категорию объекта, но и уровень надзора (федеральный или региональный).

Если вы обнаружили ошибку, опечатку в прошлом заявлении о постановке на учет, которое подавали ранее, то исправление таких ошибок тоже можно провести через процедуру актуализации сведений в соответствии с п.2.2 Письма Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

Форма заявления на актуализацию сведений об объекте НВОС не установлена, подача производится через Личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора. Возможна подача заявления в бумажном виде согласно Административному регламенту Росприроднадзора по госучету объектов НВОС, утвержденному Приказом Росприроднадзора № 104. Не забудьте, что заявление подается в ту же инстанцию, в которой была проведена постановка на учет.

Сроки и возможные штрафы

После актуализации НВОС в течение 10 рабочих дней природопользователь получит новое свидетельство об актуализации учетных сведений. Плата за проведение актуализации не взимается.

Актуализация сведений об объекте НВОС – не право, а обязанность. Если она не выполнена вовремя, наступят санкции в соответствии со ст. 8.46 КоАП РФ, а именно штрафы до 100 тысяч рублей для юрлиц.

Чтобы актуализировать все сведения и отчетность по экологии вовремя, достаточно заказать экологическое сопровождение в ЭкоПромЦентре. Наши экологи своевременно заполнят все формы отчетности и подадут документацию в надзорные органы за вас. Это оптимальный вариант для экономии времени и средств на поиск эколога в штат.

Остались вопросы? Получите бесплатную консультацию по телефону +7 (812) 425-61-45, или оставьте заявку на сайте!

Оставить заявку

II. Порядок подачи документов, подтверждающих необходимость

актуализации сведений об объекте НВОС, и их рассмотрения

2.1. В соответствии со статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ:

2.1.1. В случае замены юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, реорганизации юридического лица, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий в настоящее время деятельность на объекте НВОС (правопреемник по объекту НВОС), представляет в уполномоченный орган:

документы, подтверждающие смену собственника;

документы, подтверждающие реорганизацию юридического лица, осуществлявшего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, принимающем объект НВОС, и уровнях негативного воздействия принимаемого объекта НВОС (в случае их изменения).

2.1.2. В случае изменения наименования юридического лица, его адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в уполномоченный орган:

документы, подтверждающие изменение наименования юридического лица, его адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.

2.1.3. В случае изменения места нахождения объекта НВОС, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет, представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию о месте нахождения объекта НВОС и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил.

2.1.4. В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет, представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения), предусмотренных в пункте 5 Правил.

2.1.5. В случае изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществившим постановку объекта НВОС на государственный учет, представляются в уполномоченный орган:

актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления и уровнях негативного воздействия объекта НВОС, предусмотренных в пункте 5 Правил.

2.2. В случае необходимости исправления допущенных при внесении сведений описок, опечаток и арифметических ошибок территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки (пункт 39 Правил).

При этом юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществивший постановку объекта НВОС на государственный учет, представляет в уполномоченный орган заявление о необходимости исправления технических ошибок с указанием перечня необходимых исправлений.

В случае, если данные исправления влияют на состав сведений, содержащихся в свидетельстве о постановке объекта на государственный учет или свидетельстве об актуализации сведений об объекте, информация о внесенных исправлениях в течение 5 дней со дня получения соответствующего заявления направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в том числе посредством выдачи свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте НВОС.

2.3. Актуальные сведения, а также документы, подтверждающие необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, могут быть представлены юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган как в электронном виде с использованием средств ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» посредством заполнения электронного средства формирования заявки в «Личном кабинете», размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет», так и посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении.

2.4. При актуализации учетных сведений об объекте НВОС на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта НВОС в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) может быть принято решение о включении (исключении) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (пункт 29 Правил).

2.5. Территориальный орган Росприроднадзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте.

В случае изменения категории объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду, включения (исключения) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на основании сведений, поступивших при актуализации учетных сведений об объекте, в свидетельство об актуализации сведений об объекте включаются сведения об указанных изменениях (пункт 32 Правил).

2.6. В соответствии с пунктами 30 и 31 Правил:

2.6.1. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте НВОС принято решение о включении объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр, а также сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений и документов в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора.

Территориальный орган Росприроднадзора включает информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный реестр и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте НВОС в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений и документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте НВОС.

2.6.2. В случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение об исключении объекта из перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в федеральный государственный реестр, а также сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений направляются территориальным органом Росприроднадзора в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней со дня получения таких сведений и документов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно своей компетенции включает информацию об актуализации сведений об объекте в региональный реестр и выдает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте в течение 10 рабочих дней со дня получения сведений и документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте.

2.7. В случае непредставления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателям по собственной инициативе сведений и документов, необходимых для включения объекта в государственный реестр, для актуализации учетных сведений об объекте и исключения сведений об объекте из государственного реестра и находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно запрашивают такие сведения и документы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

2.8. Запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:

а) представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием с государственного учета объекта;

б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

2.9. При поступлении информации, необходимой для актуализации учетных сведений, в электронном виде с использованием средств ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» посредством «Личного кабинета», размещенного по адресу https://lk.fsrpn.ru, или Модуля природопользователя, опубликованного на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет», свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС формируется и направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в электронном виде.

2.10. При поступлении информации, необходимой для актуализации учетных сведений, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте НВОС направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

2.11. В случае поступления соответствующего запроса юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего сведения и документы о необходимости актуализации учетных сведений об объекте НВОС, о представлении свидетельства об актуализации учетных сведений об объекте НВОС почтовым отправлением, уполномоченный орган на безвозмездной основе направляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю запрашиваемое свидетельство почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о получении.

В каком интересном и практически безвыходном положении находится сегодня природопользователь, когда речь идет о категории объекта НВОС[1], которая вне зависимости от самого природопользователя и его неизменной на протяжении многих лет деятельности взяла и резко с 01.01.2021 сменилась на другую. Такое положение ему обеспечило само российское законодательство в то время, как вступили в силу Критерии № 2398[2], а основания для актуализации учетных сведений об объекте НВОС остались прежними.

Присвоение объекту НВОС категории 

Объекты НВОС подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами (далее — ЮЛ) и индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах. Присвоение объекту НВОС соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов НВОС в зависимости от уровня НВОС согласно критериям отнесения объектов НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. ЮЛ и ИП самостоятельно определяют категорию своего объекта и указывают ее в заявке о постановке на государственный учет. Далее ЮЛ и ИП получают свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС с указанием в нем присвоенной категории.

До 01.01.2021 действовали Критерии № 1029[3], в соответствии с которыми ЮЛ и ИП на протяжении чуть более пяти лет определяли категории своим объектам НВОС и вставали на государственный учет. Однако с 01.01.2021 некоторые виды деятельности, осуществляемые ЮЛ и ИП на своих объектах НВОС, стали уточненными новыми критериями, определяющими иную категорию объекта НВОС, отличающуюся от определяемой Критериями № 1029. Так, многие уже поставленные на государственный учет объекты НВОС с полученными до 01.01.2021 свидетельствами перешли в статус несоответствия действующим критериям в части уровня НВОС. Поэтому сейчас появляются вопросы о необходимости прохождения процедуры актуализации учетных сведений об объекте НВОС в связи с вступлением в силу новых критериев, а также вопросы о реализации данной процедуры на практике.

Изменение категории объекта НВОС 

Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте НВОС, однако прохождение данной процедуры возможно по весьма ограниченному перечню оснований, закрепленных п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ[4].

Сведения об объектах НВОС подлежат актуализации при условии представления ЮЛ и ИП следующих сведений:

• о замене ЮЛ или ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС;

• реорганизации ЮЛ в форме преобразования; изменении наименования ЮЛ; адреса (места нахождения) ЮЛ;

• изменении фамилии, имени, отчества (при наличии) ИП; места жительства ИП; реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП;

• об изменении места нахождения объекта НВОС; характеристик технологических процессов основных производств; характеристик источников загрязнения окружающей среды; характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ; характеристик технических средств по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ; технологий использования отходов производства и потребления; технологий обезвреживания отходов производства и потребления; технологий размещения отходов производства и потребления.

Пока ЮЛ и ИП не представят указанные выше сведения об объекте НВОС, их актуализация не состоится. Однако абсолютно не важно представление ЮЛ и ИП других сведений, которые, очевидно, могли бы повлиять на категорию объекта НВОС, если такого основания нет в п. 6 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ, как случилось с «неоснованием» в виде новых критериев.

Позиции Минприроды и Росприроднадзора 

Законодатель мог бы предусмотреть еще на стадии вступления в силу Критериев № 2398:

• право или обязанность ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность на поставленном на государственный учет объекте НВОС, представить в течение определенного времени заявку об изменении категории в случае изменения критериев

 или

• неприкосновенность и актуальность присвоенных до 01.01.2021 категорий объектов НВОС до наступления какого-либо определенного события.

Все это время позиции Минприроды России и Росприроднадзора в отношении сложившейся ситуации несколько отличались друг от друга.

Минприроды России выражало свое мнение в разъяснительных письмах[5], сообщая, что изменение категории из-за вступления в силу Критериев № 2398 чисто гипотетически возможно, если обратиться в Росприроднадзор, но, т.к. именно Росприроднадзор является оператором государственного реестра объектов НВОС, по всем вопросам данного характера следует обращаться к нему.

Росприроднадзор, напротив, считает, что законом не предусмотрены подобные основания, поэтому миссия невыполнима. Отсюда множественные отказы в актуализации и открыто размещенные обоснования такой позиции на официальном сайте Росприроднадзора[6].

Попытки разрешения существующей неясности 

При этом практика по всей России складывается со всевозможным разнообразием результатов. Успешные случаи изменения категории в рамках логично присутствующего, но официально отсутствующего на то основания, безусловно, радовали. Однако природопользователи также сталкивались с отказами по причинам, уже приведенным выше.

Здесь же можно сказать, что по букве закона отказы в актуализации в связи с изменениями критериев обоснованы, но ведь одной из целей государственного учета объектов НВОС посредством ведения государственного реестра объектов НВОС является получение достоверной информации об объектах НВОС. За этот период времени приоритет данной цели был определенно приглушен. Хотя природопользователи самостоятельно шли навстречу достоверности сведений в реестре и готовы были переработать всю свою документацию в порыве желания соответствовать новой категории, и все же большинство столкнулось с противостоянием такой инициативы.

Опять же действия природопользователя при подаче заявления об актуализации в связи с изменениями категории более чем обоснованы, ведь ответственный природопользователь всегда будет обеспокоен наличием корректной и актуальной в соответствии с природоохранным законодательством документации, а на категории завязано слишком много предъявляемых к объекту НВОС требований. Именно от категории зависит вид разрешительной документации, перечень и состав отчетности, способ исчисления платы за НВОС, особенности контрольной (надзорной) деятельности. При государственном экологическом надзоре могут возникнуть соответствующие вопросы, которых бы хотелось избежать заранее.

О недостаточности существующих оснований для актуализации учетных сведений об объекте НВОС мы уже говорили на страницах журнала[7] и пришли к этому выводу довольно обосновано. Остается непонятным только то, почему законодатель не предусмотрел возможность изменения категории в связи с выходом Критериев № 2398 хотя бы не в виде актуализации, а, например, в виде уточнений сведений об объекте НВОС в государственном реестре объектов НВОС.

Уделим внимание некоторым проектам нормативных правовых актов, карточки которых размещены на федеральном портале таких проектов regulation.gov.ru.

Одним из них[8] в изначальной версии предлагалось внести в Правила № 572[9] изменения, которые могли бы в какой-то мере разрешить существующую неясность в действиях путем изложения п. 39 Правил № 572 в следующем виде:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включившие сведения об объекте в федеральный государственный реестр или региональный государственный реестр, по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, или по своей инициативе вправе исправить допущенные при внесении сведений описки, опечатки и арифметические ошибки, а также по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте, вправе изменить категорию объекта в зависимости от уровня негативного воздействия на окружающую среду и (или) принять решение о включении (исключении) объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в случае изменения критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий[10].

Другим проектом нормативного правового акта[11] предлагалось утверждение новых правил создания и ведения государственного реестра объектов НВОС взамен Правил № 572, в соответствии с которыми могла бы быть создана новая процедура — изменение присвоенной объекту НВОС категории в зависимости от уровня НВОС в случае изменения критериев отнесения объектов  НВОС к объектам I, II, III и IV категорий. Проектом предусматривалось обеспечение приведения уполномоченным на ведение государственного реестра объектов НВОС органом (далее — уполномоченный орган) сведений, содержащихся в государственном реестре, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу изменений: по заявлению ЮЛ, ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте НВОС, и (или) по инициативе уполномоченного органа.

Минэкономразвития России в Заключении об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления ‎Правительства РФ «Об утверждении правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие ‎на окружающую среду» негативно отнеслось к предложенному Минприроды России сроку и посчитало необходимым разграничить случаи и установить сроки изменения сведений государственного реестра отдельно для каждого. Также Минэкономразвития России совершенно справедливо заметило, что в некоторых случаях срок в 6 месяцев для подачи заявления представляется завышенным, а в некоторых случаях — недостаточным, т.к. возникнет необходимость приведения документации предприятия в соответствие с требованиями законодательства для новой категории (как, например, с переходом со II на I категорию). На основании этого Минэкономразвития России дополнительно предложило включить в проект акта положение, которое позволит гарантировать хозяйствующим субъектам возможность осуществления деятельности в соответствии с уже присвоенной категорией НВОС до момента получения ‎и согласования всей необходимой документации.

Правила № 830 

Эти пункты заключения Минэкономразвития России к данному проекту акта интересны потому, что с 01.09.2022 вступят в силу новые правила создания и ведения государственного реестра объектов НВОС (далее — Правила № 830[12]), которые введут случаи корректировки уполномоченным органом учетных сведений, содержащихся в государственном реестре, среди которых будет изменение Критериев № 2398.

Данная корректировка будет осуществляться по инициативе уполномоченного органа и (или) по заявлению ЮЛ или ИП, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на объекте НВОС.

Заглянем в будущее и постараемся разобраться, что потребуется от природопользователя после вступления в силу Правил № 830.

1. С 01.09.2022 ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, будут вправе со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 подать заявление о корректировке присвоенной объекту НВОС категории в зависимости от уровня НВОС в связи с изменениями Критериев № 2398.

2. Если ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, в течение 3 месяцев со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 не подадут соответствующее заявление, уполномоченный орган направит ЮЛ и ИП уведомление о необходимости такой корректировки.

3. Если ЮЛ и ИП, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте НВОС, по истечении 3 месяцев с даты направления уведомления в очередной раз не направят соответствующее заявление, уполномоченный орган самостоятельно осуществит корректировку учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре, в целях их приведения в соответствие с изменениями и выдаст свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС в форме выписки из государственного реестра вместо ранее выданного свидетельства.

Таким образом, Минприроды России учло предложение Минэкономразвития России в части разграничения случаев и установления для каждого из них сроков изменения сведений государственного реестра. При этом природопользователь сможет «оттянуть» корректировку присвоенной объекту НВОС категории максимум на полгода со дня вступления в силу изменений Критериев № 2398 и в течение этого времени заниматься приведением документации предприятия в соответствие с требованиями законодательства для новой категории. По истечении 6 месяцев при нарушении соответствующих требований природопользователь будет нести административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ[13].

Правила № 830 не отвечают на вопрос, будет ли распространяться данное право на тех природопользователей, категория объектов НВОС которых изменилась еще с 01.01.2021 вместе с вступлением в силу Критериев № 2398. Или природопользователю необходимо будет ждать выхода новых изменений Критериев № 2398 после 01.09.2022, чтобы подать заявление о корректировке присвоенной категории? Разумеется, покажет только практика, однако есть риск, что природопользователь снова столкнется с отсутствием оснований уже для корректировки учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.

Ответственность 

В любом случае раньше 01.09.2022 природопользователь не приобретет право на подачу заявления о корректировке присвоенной категории, поэтому следует порассуждать на тему того, что именно нарушает и нарушал все это время природопользователь, осуществляющий деятельность на объекте НВОС с присвоенной категорией до 01.01.2021 при отсутствии оснований актуализации учетных сведений об объекте НВОС, и как он может себя обезопасить?


[1] Негативное воздействие на окружающую среду.

[2] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (в ред. от 07.10.2021).

[3] Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (утратило силу с 01.01.2021).

[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.03.2022).

[5] Письмо Минприроды России от 07.07.2021 № 12-50/9403-ОГ «О постановке объектов НВОС на государственный учет».

[9] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (в ред. от 20.04.2022).

[10] Выделено автором.

[12] Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2022 № 830.

[13] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 6, 2022.

  • Основание для исправления кадастровой ошибки
  • Освежитель воздуха редмонд ошибка е3
  • Основа словарные слова 1 2 класс вставь букву найди ошибку
  • Осведомленность потребителей типичные маркетинговые ошибки
  • Осн 1 2 атол 90ф ошибка