Основная ошибка возникающая при нарушении закона тождества это подмена понятия тавтология паралогизм

1. Приведите в соответствие:
форма мышления, в которой отражается связь предмета и его признака, и которая может быть либо истинной, либо ложной
суждение
форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках
понятие
форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
умозаключение

2. Истинность мысли по содержанию:
актуальность информации, содержащейся в ней
соответствие её действительности
максимальная приближенность её к действительности
интерпретация действительности

3. Виды несовместимых суждений:
частично совместимые
противоречащие
противоположные
тождественные

4. Приведите в соответствие:
два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одно из них ложно
закон непротиворечия
всякая мысль в процессе рассуждения тождественна самой себе
закон тождества
всякая мысль признается истинной, если имеет достаточное основание
закон достаточного основания
два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными
закон исключенного третьего

5. Основная ошибка, возникающая при нарушении закона тождества — …
Подмена понятия
Тавтология
Паралогизм

6. (…) — это целостный образ предмета, возникающий при непосредственном воздействии его на органы чувств.
Восприятие
Познание
Представление

7. Согласно закону тождества всякая мысль в процессе рассуждения …
должна продолжать предыдущую
не должна противоречить предыдущей
должна быть тождественна самой себе
должна быть обоснована

8. Основатель формальной логики – (…)
Платон
Аристотель
Гегель

9. Основные формы мышления:
восприятие
суждение
умозаключение
представление
понятие

10. (…) — это процесс отражения объективного мира сознанием человека.
Представление
Восприятие
Познание

11. Логика – наука
о видах человеческой деятельности
о физиологии высшей нервной деятельности человека
о взаимодействии человека и природы
о взаимодействии между людьми
о мышлении как средстве познания

12. (…) — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, воспринимаемого ранее.
Познание
Восприятие
Представление

13. Суждения «Всякая наука имеет свой предмет исследования» и «Ни одна наука своего предмета исследования не имеет» …
находятся в отношении противоречия
находятся в отношении противоположности
могут быть одновременно истинными

14. Суждения «Каждая страна имеет свои особенности» и «Некоторые страны никаких особенностей не имеют» …
находятся в отношении противоречия
находятся в отношении противоположности
могут быть одновременно истинными

Узнай ответ

Основная ошибка, возникающая при нарушении закона тождества — … Варианты ответа: а) Подмена понятия б) Паралогизм в) Тавтология

Решён56 просмотров26.02.2023Логика

Основная ошибка, возникающая при нарушении закона тождества — …

Варианты ответа:

а) Подмена понятия

б) Паралогизм

в) Тавтология

Вопрос закрыт для новых ответов.

Uchitel Выбран как лучший ответ 26.02.2023

Реклама

Здесь могла бы быть ваша реклама

Под законом вообще разумеется внутренняя, существенная, необходимая связь между предметами и явлениями, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях.

Каждая наука изучает свои специфические законы.

Так, в физике это закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения. В биологии – закон единства организма и среды, закон наследственности и т. п.

Логический закон – это внутренняя, необходимая, существенная связь между мыслями, рассматриваемыми со стороны их формы.

Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения.

Основные формально-логические законы:

    1. закон тожде­ства;
    2. закон непротиворечия;
    3. закон исключенного третьего;
    4. закон достаточ­ного основания.

Эти законы выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления.

Они называются основными потому, что носят наиболее общий характер и определяют собой действие других неосновных за­конов, которые могут выступать как форма их проявления:

    • закон обратного отношения объема и содержания понятия;
    • закон распре­деленности терминов в суждении;
    • закон двойного отрицания;
    • законы построе­ния умозаключения.

Закон тождества

Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления — его определенность — выражает закон тождества.

Закон тождества:

  • всякая мысль в процессе познания должна быть тождественна самой себе (а есть а, где под а понимается любая мысль).

Или, всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе:

    1. Об одном и том же;
    2. То же самое;
    3. В одно и то же время;
    4. В одном и том же отношении.

Другими словами, объем и содержание мыслей должны быть уточнены и оставаться неизменными до конца рассуждения.

Закон тождества может быть выражен формулой:

    • В классической логике: А есть А; А = А, где под А понимается любая мысль.
    • В символической логике: р → р (если р, то р), где р – любое высказывание, → — знак импликации.

Следствия из закона тождества:

    1. нельзя отождествлять различные мысли;
    2. нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные.

Закон тождества требует от мышления точности, ясности, определенно­сти, адекватности, однозначности.

Ошибка при нарушении закона тождества:

Отождествление различных понятий представляет собой логическую ошибку – подмену понятия, которая  может быть как неосознанной, так и преднамеренной.

Например, одно ли и тоже сначала сказать: «У него болит голова», затем – «У него что-то с головой», а потом – «Больной на всю голову»? Естественно, что в данном примере произошла преднамеренная подмена первоначальной мысли.

Причины нарушения закона тождества:

    1. логическая – отсутствие логической культуры, нетребовательность к точности мысли;
    2. лингвистическая – омонимичность языка (наличие в нем разных позначению, но одинаковых по звучанию и написанию слов);
    3. психологическая – ассоциативность мышления.

Нарушение этих требований в процессе рассуждения нередко бывает связано с различным выражением одной и той же мысли в языке.

Употребление многозначных слов может привести к ошибочному отождествлению различных мыслей.

Значение закона тождества для работы юриста

Соблюдение требований закона тождества имеет важное  значение в работе юриста, требующей употребления понятий в их точном значении. При разбирательстве любого дела важно выяснить точный смысл понятий, которыми пользуется обвиняемый или свидетели, и употреблять эти понятия в строго определенном смысле. В противном случае предмет мысли будет упущен и вместо выяснения дела произойдет его запутывание.

Закон непротиворечия

Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия.

Закон непротиворечия:

  • два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Закон формулируется следующим образом:

  • неверно, что А и не-А (не могут быть истинными две мысли, одна из которых отрицает другую).

Два противоположных суждения не могут быть одновременно ис­тинными, по крайней мере, одно из них необходимо ложь. Другими словами, при истинности одного из противоположных суждений второе необходимо ложно, но они могут быть одновременно ложными.

Т.е. нельзя одновременно утверждать и отрицать что-либо. Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений.

Закон непротиворечия выражается формулой ():

    • В классической логике: не может быть одновременно А и не-А, А и В.
    • В символической логике: ┐(р Λ ┐р) (неверно, что р и не-р одновременно истинны),

где р — любое высказывание, ┐р – отрицание высказывания р, знак ┐ перед всей формулой – отрицание двух высказываний, соединенных знаком конъюнкции.

Некоторые авторы формулируют этот закон как закон противоречия:

  • «А не может в одно и то же время быть В и не-В», или:
  • «из двух суждений, из которых одно утверждает то, что другое отрицает, одно должно быть ложным».

Смысл этого закона заключается в том, что ничто не может в одно и тоже время, в одном и том же отношении иметь противоречащие качества.

Мы, например, никак не можем себе представить, чтобы бумага была в одно и то же время и белая и не-белая, например красная. Ни одно качество не может в одно и то же время и присутствовать и отсутствовать.

Таким образом, закон противоречия требует, чтобы мы одной и той же вещи, в одно и то же время, в одном и том же отно­шении не приписывали противоречащих предикатов В и не-В.

Подробнее о законе непротиворечия

Для правильного его понимания необходимо иметь в виду следующее:

  • утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать (1) то же самое (2) о том же самом предмете, (3) взятом в то же самое время и (4) в том же самом отношении.

Закон противоречия выражает одно из коренных свойств логического мышления — непротиворечивость, последовательность мышления. Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывает критическое отношение ко всякого рода неточности, непоследовательности в мыслях и действиях.

Закон непротиворечия требует от мышления непротиворечивости, после­довательности рассуждения.

Ошибка при нарушении закона непротиворечия:

«Противоречивость в рассуждении». В случае ошибки допускается следствие: (p Λ ­ р) → q, читается: если р и не-р, то q, что означает: «из лжи следует все что угодно».

Значение закона непротиворечия для работы юриста

Умение вскрывать и устранять логические противоречия, нередко встречающиеся в показаниях свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, играет важную роль в судебной и следственной практике.

Одно из основных требований, предъевляемых к версии в судебном исследовании, состоит в том, чтобы при анализе совокупности фактических данных, на основе которых она построена, эти данные не противоречили друг другу и выдвинутой версии в целом. Наличие таких противоречий должно привлечь самое серьезное внимание следователя. Однако бывают случаи, когда следователь, выдвинув версию, которую он считает правдоподобной, не принимает во внимание факты, противоречащие этой версии, игнорирует их, продолжает развивать свою версию вопреки противоречащим фактам.

Закон исключенного третьего

Закон непротиворечия действует по отношению ко всем несовместимым друг с другом суждениям. Он устанавливает, что одно из них необходимо ложно. Вопрос о втором суждении остается открытым: оно может быть истинным, но может быть и ложным.

Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений.

Закон исключенного третьего:

  • два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо b, либо не-b. Истинно либо утверждение некоторого факта, либо его отрицание.

Это логический закон, согласно которому истинно либо само высказыва­ние, либо его отрицание. Другими словами, одно из них всегда истинно, вто­рое – ложно, третьего не дано.

Противоречащие (контрадикторные) суждения

Противоречащим (контрадикторным) называются суждения, в одном из которых что-либо утверждается (или отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом — отрицается (утверждается) о некоторой части этого множества. Эти суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными: если одно из них истинно, то другое ложно и наоборот.

Например, если суждение «Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» истинно, то суждение «Некоторым гражданам Российской Федерации не гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» ложно. Противоречащим являются также два суждения об одном предмете, в одном из которых что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается. Например: «П. привлечен к административной ответственности» и «П. не привлечен к административной ответственности». Одно из этих суждений необходимо истинно, другое — необходимо ложно.

Этот закон можно записать:

    • В классической логике: А либо не-А.
    • В символической логике с помощью дизъюнкции:

p V ┐p,

где р — любое высказывание, ┐p — отрицание высказывания р.

Подобно закону непротиворечия закон исключенного третьего выражает последовательность, непротиворечивость мышления, не допускает противоречий в мыслях. Вместе с тем, действуя только в отношении противоречащих суждений, он устанавливает, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но также и одновременно ложными: если ложно одно из них, то другое необходимо истинно, третьего не дано.

Конечно, закон исключенного третьего не может указать, какое именно из данных суждений истинно. Этот вопрос решается другими средствами. Значение закона состоит в том, что он указывает направление в отыскании истины: возможно только два решения вопроса, причем одно из них (и только одно) необходимо истинно.

Закон исключенного третьего требует ясных, определенных ответов, указывая на невозможность отвечать на один и тот же вопрос в одном и том же смысле и «да» и «нет», на невозможность искать нечто среднее между утверждением чего-либо и отрицанием того же самого.

Закон исключенного третьего требует от мышления последовательности, завершенности рассуждения.

Ошибка при нарушении закона исключенного третьего:

«Непоследовательность в рассуждении». Довести рассуждение до логиче­ского конца означает установить, какое из противоречащих суждений истинно, а какое ложно.

Значение закона исключенного третьего для юридической практики

Важное значение имеет этот закон в юридической практике, где требуется категорическое решение вопроса. Юрист должен решать дело по форме «или-или»:

  • Данный факт либо установлен, либо не установлен.
  • Обвиняемый либо виновен, либо не виновен.

Jus (право) знает только: «или-или».

Закон достаточного основания

Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т.е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства, обосновать истинность своего утверждения. В противном случае обвинение будет необоснованным.

Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания:

  • всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть b, то есть и его основание а.

Всякая мысль признается истинной, если она имеет на то достаточное ос­нование.

Другими словами, для того, чтобы принять мысль за истинную, необхо­димо привести другую мысль, из которой вытекает ее истинность.

Символической записи не имеет, так как допускает разные формы обос­нования: иногда достаточно непосредственного восприятия, иногда необходимо использование умозаключения.

Закон достаточного основания требует от мышления обоснованности, до­казательности, аргументированности рассуждения.

Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека. Истинность некоторых суждений подтверждается путем их непосредственного сопоставления с фактами действительности. Так, для человека, явившегося свидетелем преступления, обоснованием истинности суждения «Н. совершил преступление» будет сам факт преступления, очевидцем которого он был. Но личный опыт ограничен. Поэтому человеку в своей деятельности приходится опираться на опыт других людей, например на показания очевидцев того или иного события. К таким основаниям прибегают обычно в следственной и судебной практике при расследовании преступлений.

Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве основания своих мыслей опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности.

Истинность законов, аксиом подтверждена практикой человечества и не нуждается поэтому в новом подтверждении. Для подтверждения какого-либо частного случая нет необходимости обосновывать его при помощи личного опыта. Если, например, нам известен закон Архимеда (каждое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость), то нет никакого смысла погружать в жидкость какой-либо предмет, чтобы выяснить сколько он теряет в весе. Закон Архимеда будет достаточным основанием для подтверждения любого частного случая.

Благодаря науке, которая в своих законах и принципах закрепляет общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования наших мыслей не прибегаем всякий раз к их проверке, а обосновываем их логически, путем выведения из уже установленных положений.

Таким образом, достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Если из истинности суждения а следует истинность суждения b, то а будет основанием для b, a b — следствием этого основания.

Связь основания и следствия является отражением в мышлении объективных, в том числе причинно-следственных связей, которые выражаются в том, что одно явление (причина) порождает другое явление (следствие). Однако это отражение не является непосредственным. В некоторых случаях логическое основание может совпадать с причиной явления (если, например, мысль о том, что число дорожно-транспортных происшествий увеличилось, обосновывается указанием на причину этого явления — гололед на дорогах). Но чаще всего такого совпадения нет. Суждение «Недавно был дождь» можно обосновать суждением «Крыши домов мокрые»; след протекторов автомобильных шин — достаточное основание суждения «В данном месте прошла автомашина». Между тем мокрые крыши и след, оставленный автомашиной, — не причина, а следствие указанных явлений. Поэтому логическую связь между основанием и следствием необходимо отличать от причинно-следственной связи.

Подробнее об обоснованности

Обоснованность — важнейшее свойство логического мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. В этом состоит коренное отличие научного мышления от мышления ненаучного, которое характеризуется бездоказательностью, способностью принимать на веру различные положения и догмы. Это особенно характерно для религиозного мышления, опирающегося не на доказательство, а на веру.

Закон достаточного основания не совместим с различными предрассудками и суевериями. Например, существуют нелепые приметы: разбить зеркало — к несчастью, рассыпать соль — к ссоре и т.д., хотя между разбитым зеркалом и несчастьем, рассыпанной солью и ссорой нет причинной связи. Логика — враг суеверий и предрассудков. Она требует обоснованности суждений и не совместима поэтому с утверждениями, которые строятся по схеме «после этого — значит, по причине этого». Эта логическая ошибка возникает в случаях, когда причинная связь смешивается с простой последовательностью во времени, когда предшествующее явление принимается за причину последующего.

Ошибка при нарушении закона достаточного основания:

«Бездоказательное рассуждение», «декларативность», «необоснован­ность, неаргументированность рассуждения». Всякий раз, когда на вопрос «почему?» следует ответ «потому что» про­исходит нарушение закона достаточного основания.

Значение закона достаточного основания для юридической практики

Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу.

Значение закона достаточного основания в юридической практике состоит, в частности, в следующем. Всякий вывод суда или следствия должен быть обоснован. В материалах по поводу какого-либо дела, содержащих, например, утверждение о виновности обвиняемого, должны быть данные, являющиеся достаточным основанием обвинения. В противном случае обвинение не может быть признано правильным. Вынесение мотивированного приговора или решения суда во всех, без исключения, случаях является важнейшим принципом процессуального права.

1. Определите логическую уловку:
а) софизм+
б) паралогизм
в) аналогия
г) тавтология
д) дихотомия

2. ____________ – это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
а) Доказательство+
б) Тавтология
в) Аргументация

3. ____________ – это операция обоснования каких либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.
а) Опровержение
б) Убеждение
в) Аргументация+

4. Простой категорический силлогизм:
а) вид непосредственного умозаключения
б) общеутвердительное суждение
в) заключение, которое следует из посылок с необходимостью
г) умозаключение об отношении двух крайних терминов на основании их отношения к среднему термину+

5. Что такое условно-разделительное умозаключение, которое содержит две альтернативы?
а) Дилемма+
б) Тетралемма
в) Трилемма

6. Что такое преобразование суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом – субъект исходного суждения?
а) Обращение
б) Противопоставление предикату+
в) Превращение

7. Определите основную функцию индуктивных выводов в процессе познания:
а) сравнительный анализ
б) объяснение
в) генерализация+
г) систематизация
д) классификация

8. Умозаключения, где заключение с необходимостью следует из посылок:
а) проблематичные
б) недемонстративные
в) непосредственные
г) демонстративные+

9. Непреднамеренная логическая ошибка:
а) паралогизм+
б) софизм
в) тавтология

10. Что такое «логическая диверсия»?
а) случайное отступление от тезиса
б) использование заведомо ложных доводов
в) переключение внимания на обсуждение других проблем+
г) противоречие в аргументации

11. Выберите основные формы мышления (несколько вариантов ответа):
а) восприятие
б) суждение+
в) умозаключение+
г) представление
д) понятие+

12. ____________ — это процесс отражения объективного мира сознанием человека.
а) Представление
б) Восприятие
в) Познание+

13. Что такое логика?
а) наука о видах человеческой деятельности
б) наука о физиологии высшей нервной деятельности человека
в) наука о взаимодействии человека и природы
г) наука о взаимодействии между людьми
д) наука о мышлении как средстве познания+

14. ____________ — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, воспринимаемого ранее.
а) Познание
б) Восприятие
в) Представление+

15. Определите характер данных суждений «Всякая наука имеет свой предмет исследования» и «Ни одна наука своего предмета исследования не имеет»:
а) находятся в таком отношении противоречия
б) находятся в таком отношении противоположности+
в) могут быть одновременно истинными

16. Определите характер данных суждений «Каждая страна имеет свои особенности» и «Некоторые страны никаких особенностей не имеют»:
а) находятся в таком отношении противоречия+
б) находятся в таком отношении противоположности
в) могут быть одновременно истинными

17. Истинность мысли по содержанию это:
а) актуальность информации, содержащейся в ней
б) соответствие её действительности+
в) максимальная приближенность её к действительности
г) интерпретация действительности

18. Согласно закону тождества всякая мысль в процессе рассуждения должна:
а) продолжать предыдущую
б) противоречить предыдущей
в) быть тождественна самой себе+
г) быть обоснована

19. Кто является основателем формальной логики?
а) Платон
б) Аристотель+
в) Гегель

20. «Предвосхищение основания» это:
а) предергивание фактов
б) использование сомнительных аргументов+
в) подмена тезиса
г) использование заведомо ложных аргументов
д) недостаточность аргументации

21. «Сведение к абсурду» это:
а) прямое опровержение+
б) косвенное опровержение
в) косвенное доказательство
г) прямое доказательство

22. Участник аргументации, который выдвигает и отстаивает определенное положение:
а) аудитория
б) оппонент
в) пропонент+
г) субъект
д) полемист

23. Выделите виды несовместимых суждений(несколько вариантов ответа):
а) частично совместимые
б) противоречащие+
в) противоположные+
г) тождественные

24. Основная ошибка, которая возникает при нарушении закона тождества:
а) Подмена понятия+
б) Тавтология
в) Паралогизм

25. ____________ — это целостный образ предмета, возникающий при непосредственном воздействии его на органы чувств.
а) Восприятие+
б) Познание
в) Представление

26. Что такое преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения?
а) Обращение
б) Превращение+
в) Противопоставление предикату

27. Что такое энтимема?
а) вид индуктивного умозаключения
б) модус силлогизма
в) сокращенный силлогизм+
г) вид непосредственного умозаключения

28. Определите, что такое умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств?
а) Научная индукция+
б) Популярная индукция

29. Средний термин простого категорического силлогизма:
а) в заключении является субъектом
б) в заключении является предикатом
в) входит в обе посылки и отсутствует в заключении+
г) является частью каждой посылки и заключения

30. Согласно первому правилу простого категорического силлогизма, в силлогизме должно быть только такое количество терминов:
а) два
б) три+
в) четыре


Подборка по базе: радмир тесты.docx, ИСИ ВОПРОСЫ с ответами.doc, Дисциплина 2 — Ответы на тесты.docx, Дисциплина 1 — Ответы на тесты.docx, 3 курс экзам тесты топан рус.docx, ОГЭ Обществознание. Вариант с ответами.docx, Задание 1 ОГЭ по географии с ответами.docx, история тесты.docx, Неврология тесты 50%.docx, МАТЕМАТИКА — ТЕСТЫ-1.docx


Логика (теория аргументации, суждение, умозаключение). Тесты с ответами (2020 год)

    Вопрос:

Основные формы мышления:

Варианты ответа:

  1. — восприятие
  2. (+) суждение
  3. (+) умозаключение
  4. — представление
  5. (+) понятие

Вопрос:

(…) — это процесс отражения объективного мира сознанием человека.

Варианты ответа:

  1. — Представление
  2. — Восприятие
  3. (+) Познание

Вопрос:

Логика – наука

Варианты ответа:

  1. — о видах человеческой деятельности
  2. — о физиологии высшей нервной деятельности человека
  3. — о взаимодействии человека и природы
  4. — о взаимодействии между людьми
  5. (+) о мышлении как средстве познания

Вопрос:

(…) — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, воспринимаемого ранее.

Варианты ответа:

  1. — Познание
  2. — Восприятие
  3. (+) Представление

Вопрос:

Суждения «Всякая наука имеет свой предмет исследования» и «Ни одна наука своего предмета исследования не имеет» …

Варианты ответа:

  1. — находятся в отношении противоречия
  2. (+) находятся в отношении противоположности
  3. — могут быть одновременно истинными

Вопрос:

Суждения «Каждая страна имеет свои особенности» и «Некоторые страны никаких особенностей не имеют» …

Варианты ответа:

  1. (+) находятся в отношении противоречия
  2. — находятся в отношении противоположности
  3. — могут быть одновременно истинными

 Вопрос:

Приведите в соответствие:

Варианты ответа:

  1. — форма мышления, в которой отражается связь предмета и его признака, и которая может быть либо истинной, либо ложной
  2. (+) суждение
  3. — форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках
  4. (+) понятие
  5. — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
  6. (+) умозаключение

Вопрос:

Истинность мысли по содержанию:

Варианты ответа:

  1. — актуальность информации, содержащейся в ней
  2. (+) соответствие её действительности
  3. — максимальная приближенность её к действительности
  4. — интерпретация действительности

Вопрос:

Виды несовместимых суждений:

Варианты ответа:

  1. — частично совместимые
  2. (+) противоречащие
  3. (+) противоположные
  4. — тождественные

Вопрос:

Приведите в соответствие:

Варианты ответа:

  1. — два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одно из них ложно
  2. (+) закон непротиворечия
  3. — всякая мысль в процессе рассуждения тождественна самой себе
  4. (+) закон тождества
  5. — всякая мысль признается истинной, если имеет достаточное основание
  6. (+) закон достаточного основания
  7. — два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными
  8. (+) закон исключенного третьего

Вопрос:

Основная ошибка, возникающая при нарушении закона тождества — …

Варианты ответа:

  1. (+) Подмена понятия
  2. — Тавтология
  3. — Паралогизм

Вопрос:

(…) — это целостный образ предмета, возникающий при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Варианты ответа:

  1. (+) Восприятие
  2. — Познание
  3. — Представление

Вопрос:

Согласно закону тождества всякая мысль в процессе рассуждения …

Варианты ответа:

  1. — должна продолжать предыдущую
  2. — не должна противоречить предыдущей
  3. (+) должна быть тождественна самой себе
  4. — должна быть обоснована

Вопрос:

Основатель формальной логики – (…)

Варианты ответа:

  1. — Платон
  2. (+) Аристотель
  3. — Гегель

 Вопрос:

Приведите в соответствие

Варианты ответа:

  1. — потеря тезиса, логическая диверсия
  2. (+) ошибки в отношении тезиса
  3. — основное заблуждение, предвосхищение основания
  4. (+) ошибки в отношении аргументов
  5. — мнимое следование, аргумент к авторитету
  6. (+) ошибки в отношении демонстрации

Вопрос:

«Предвосхищение основания»:

Варианты ответа:

  1. — предергивание фактов
  2. (+) использование сомнительных аргументов
  3. — подмена тезиса
  4. — использование заведомо ложных аргументов
  5. — недостаточность аргументации

Вопрос:

«Сведение к абсурду» — это:

Варианты ответа:

  1. (+) прямое опровержение
  2. — косвенное опровержение
  3. — косвенное доказательство
  4. — прямое доказательство

Вопрос:

Участник аргументации, выдвигающий и отстаивающий определенное положение:

Варианты ответа:

  1. — аудитория
  2. — оппонент
  3. (+) пропонент
  4. — субъект
  5. — полемист

Вопрос:

Логическая уловка:

Варианты ответа:

  1. (+) софизм
  2. — паралогизм
  3. — аналогия
  4. — тавтология
  5. — дихотомия

Вопрос:

(…) – это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Варианты ответа:

  1. (+) Доказательство
  2. — Тавтология
  3. — Аргументация

Вопрос:

(…) – это операция обоснования каких либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими применяются также речевые, эмоционально-психологические и другие внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

Варианты ответа:

  1. — Опровержение
  2. — Убеждение
  3. (+) Аргументация

Вопрос:

Непреднамеренная логическая ошибка – (…)

Варианты ответа:

  1. (+) паралогизм
  2. — софизм
  3. — тавтология

Вопрос:

«Логическая диверсия»:

Варианты ответа:

  1. — случайное отступление от тезиса
  2. — использование заведомо ложных доводов
  3. (+) переключение внимания на обсуждение других проблем
  4. — противоречие в аргументации

Вопрос:

Виды прямого доказательства:

Варианты ответа:

  1. (+) дедуктивное
  2. — разделительное
  3. (+) по аналогии
  4. — апагогическое
  5. (+) индуктивное

Вопрос:

Антитезис – это:

Варианты ответа:

  1. (+) противоречащее тезису суждение
  2. — противоположное тезису суждение
  3. — любое несовместимое с тезисом суждение
  4. — суждение, полученное путем превращения тезиса

Вопрос:

Логическая связь между аргументами и тезисом:

Варианты ответа:

  1. — дедукция
  2. (+) демонстрация
  3. — вывод
  4. — конъюнкция

Вопрос:

Основные виды аргументации:

Варианты ответа:

  1. — убеждение
  2. (+) критика
  3. — утверждение
  4. — внушение
  5. (+) доказательство

Вопрос:

Соответствие

Варианты ответа:

  1. — достоверность аргументов —
  2. (+) «основное заблуждение»
  3. — автономное обоснование аргументов —
  4. (+) круг в аргументации
  5. — непротиворечивость аргументов —
  6. (+) противоречие в аргументах
  7. — достаточность аргументов —
  8. (+) чрезмерное доказательство

Вопрос:

Ошибка, допущенная в следующем отрывке: «Сколько получится, если из двенадцати отнять четыре? Однажды падишах спросил Бирбала: -Скажи мне, Бирбал, сколько останется, если из двенадцати отнять четыре? -Ничего не останется, — ответил Бирбал. -Как это ничего? — удивился падишах. -А так, — ответил Бирбал, — если из двенадцати месяцев вычесть четыре времени года, что же останется? Ничего!» /Поучительные истории о падишахе Акбаре и его советнике Бирбале. М., 1976/

Варианты ответа:

  1. — потеря тезиса
  2. (+) частичная подмена тезиса
  3. — тавтология
  4. — недостаток аргументов

Вопрос:

Суждение, которое будет антитезисом для тезиса «На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников были приговорены к смертной казни»

Варианты ответа:

  1. — На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников не были приговорены к смертной казни.
  2. — На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных нацистских преступников были казнены.
  3. (+) На Нюрнбергском процессе ни один особо опасный нацистский преступник не был приговорен к смертной казни.

Вопрос:

Вид доказательства в примере «Очевидно, Петров завтра на экзамене по философии получит отличную оценку, т.к. все три года учебы в институте он учится только на «отлично»

Варианты ответа:

  1. — прямое дедуктивное
  2. (+) прямое по аналогии
  3. — косвенное разделительное

Вопрос:

Причина несостоятельности аргументов в рассуждении: «Куры летают, так как куры — птицы, а все птицы летают»

Варианты ответа:

  1. (+) недостоверность аргумента
  2. — противоречие в аргументах
  3. — недостаточность аргументов

  Вопрос:

Виды отношений несовместимости между понятиями:

Варианты ответа:

  1. (+) противоположность
  2. — частичная совместимость
  3. (+) соподчинение
  4. (+) противоречие
  5. — тождество
  6. — подчинение

Вопрос:

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия:

Варианты ответа:

  1. — ограничение
  2. (+) определение
  3. — обобщение
  4. — деление

Вопрос:

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности предметов, составляющих единое целое:

Варианты ответа:

  1. — соотносительные
  2. — конкретные
  3. — общие
  4. (+) собирательные

Вопрос:

Слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие

Варианты ответа:

  1. — Омонимы
  2. (+) Термин
  3. — Синонимы

Вопрос:

Определить, к какому виду относится данное понятие, значит дать ему:

Варианты ответа:

  1. — объем
  2. (+) логическую характеристику
  3. — значение
  4. — смысл
  5. — конкретность

Вопрос:

Отношение, в котором находятся два или более непересекающихся понятий, подчиненных общему для них понятию

Варианты ответа:

  1. — противоположность
  2. — равнообъемность
  3. (+) соподчинение
  4. — противоречие

Вопрос:

Логическая операция, раскрывающая объем понятия

Варианты ответа:

  1. (+) Деление
  2. — Ограничение
  3. — Определение

Вопрос:

Приведите в соответствие:

Варианты ответа:

  1. — совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии
  2. (+) содержание понятия
  3. — множество предметов, которое мыслится в понятии
  4. (+) объем понятия
  5. — определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки
  6. (+) класс, или множество

Вопрос:

(…) – наиболее общие понятия с предельно широким объемом.

Варианты ответа:

  1. — Общие нерегистрирующие понятия
  2. — Пустые понятия
  3. (+) Категории

Вопрос:

Соответствие термина и определения:

Варианты ответа:

  1. — объем одного понятия полностью в объем другого понятия
  2. (+) отношение подчинения
  3. — объемы понятий полностью совпадают, хотя их содержание различно
  4. (+) отношение равнообъемности
  5. — объемы понятий частично совпадают
  6. (+) отношение пересечения

Вопрос:

Понятия, которые содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию

Варианты ответа:

  1. — общие
  2. (+) соотносительные
  3. — собирательные

Вопрос:

Нарушение последовательности деления называется (…)

Варианты ответа:

  1. — деление с лишними членами
  2. (+) скачок в делении
  3. — неполное деление

Вопрос:

Слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия

Варианты ответа:

  1. (+) Омонимы
  2. — Термин
  3. — Синонимы

Вопрос:

Основание деления:

Варианты ответа:

  1. — результат деления понятия
  2. (+) признак, по которому производится деление
  3. — делимое понятие

Вопрос:

Слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно понятие, но отличающиеся оттенками значений или стилистической окраской

Варианты ответа:

  1. (+) Синонимы
  2. — Термин
  3. — Омонимы

Вопрос:

Дихотомическое деление представляет собой:

Варианты ответа:

  1. (+) деление понятия на два противоречащих друг другу понятия
  2. — деление по видоизменению признака
  3. — деление понятия на два противоположных друг другу понятия
  4. — деление по разным основаниям

  • Основная ошибка возникающая при нарушении закона тождества тест
  • Осетрина давно воспета гурманами рыбных блюд исправить речевую ошибку
  • Основная ошибка возникающая при нарушении закона тождества отождествление различных понятий
  • Осенью часто ходят холодные дожди найти речевые ошибки
  • Основная ошибка возникающая при нарушении закона тождества называется