Эта статья поможет начинающим мыловарам избежать распространенных ошибок, ведь, так хочется, чтобы каждое мыло получалось таким, каким задумывалось! Конечно, опыт приходит постепенно, но лучше не допускать ошибок и знать о последствиях того или иного действия, чтобы результат не разочаровывал, а процесс мыловарения приносил только удовольствие.
Ниже я расскажу о наиболее часто встречающихся проблемах, с которыми так или иначе сталкивается начинающий мыловар, о причинах их возникновения и опишу способы решения.
- Проблема №1. Готовое мыло разваливается или крошится, слои мыла не сцепились друг с другом
Почему это происходит?
Причина 1. В мыльную основу добавлено слишком много сухих скрабящих частиц (молотый кофе, корица и др.)
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! Не добавляйте более двух чайных ложек сухих скрабящих частиц на 100 граммов мыла.
Причина 2. Мыло содержит несколько слоев, вставок, вплавляемых деталей, которые плохо сцепились между собой.
Способ решения. Всегда сбрызгивайте все слои, вплавляемые детали, вставки и формочку спиртом, не допускайте полного остывания первого слоя до того, пока не залит следующий слой. Также, перед заливкой следующего слоя предыдущий можете слегка поцарапать палочкой или ножом (такой способ сцепления подходит, если вы создаете непрозрачные слои).
Причина 3. Мыло высохло.
Способ решения. Не храните мыло более 5 месяцев и всегда используйте упаковку, например, пищевую пленку.
- Проблема №2. Готовое мыло плохо мылится
Почему это происходит?
Причина 1. Мыло высохло.
Способ решения. Не храните мыло более 5 месяцев и всегда используйте упаковку, например, пищевую пленку.
Причина 2. Добавление большого количества базовых масел.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! На 100 граммов мыльной основы старайтесь добавлять не более 1/3 чайной ложки базового масла.
- Проблема №3. Мыльная основа мутнеет, образуются пузырьки воздуха
Почему это происходит?
Причина 1. Перегревание и кипение мыльной основы.
Способ решения. Желательно плавить основу на водяной бане, так основа никогда не перегреется. Если же вы используете микроволновую печь, установите на ней мощность не более 600 Вт и внимательно следите за процессом плавления. Сбрызните расплавленную основу спиртом, если пузырьки все-таки появились.
Причина 2. Интенсивное перемешивание горячей мыльной основы.
Способ решения. Перемешивайте горячую мыльную основу спокойно и не торопясь во избежание нежелательных пузырьков воздуха.
- Проблема №4. Расплавились вплавляемые детали
Почему это происходит?
Причина. Заливаемая основа слишком горячая.
Способ решения. Обязательно дайте основе немного остыть перед заливкой. Для этого 2-2,5 минуты мешайте ее, не допуская образования пленки на поверхности. Как только основа немного остынет, аккуратно залейте ее в форму не направляя струю на вплавления.
- Проблема №5. Слои мыла окрасили друг друга
Почему это происходит?
Причина. Использование мигрирующих красителей*.
Способ решения. При создании многослойного мыла, а также мыла со свирлами, вплавлениями и разноцветными вставками используйте немигрирующие красители**.
- Проблема №6. Готовое мыло потемнело
Почему это происходит?
Причина. Использование отдушки с ванилью.
Способ решения. Используйте стабилизатор ванили или основу Crystal HCVS, в которой уже содержится до 2% ванили или отдушек с ванилью.
- Проблема №7. Готовое мыло сушит кожу
Почему это происходит?
Причина 1. В мыло добавлено большое количество отдушек.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! Отдушек не должно быть более 4-10% от общего объема мыла.
Причина 2. В основу не добавлено или добавлено небольшое количество базовых масел.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! На 100 граммов мыльной основы добавляйте 1/4 — 1/3 чайной ложки базового масла.
Причина 3. Использование марганцовки, в качестве красителя.
Способ решения. Не окрашивайте марганцовкой мыло, т.к. даже при ее небольшом содержании, мыло будет сушить кожу.
- Проблема №8. Мыло не застывает
Почему это происходит?
Причина. В основу добавлена вода.
Способ решения. Никогда не добавляйте в основу воду. Даже в небольшом количестве она нарушает химический состав основы и не дает ей застыть.
- Проблема №9. В готовом мыле не чувствуется аромат отдушки или эфирного масла
Почему это происходит?
Причина 1. В основу добавлено небольшое количество отдушки или эфирного масла.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! Количество отдушки или эфирного масла должно быть 4-10% от общего объема мыла.
Причина 2. Отдушка или эфирное масло были добавлены в слишком горячую основу и улетучились.
Способ решения. Соблюдайте последовательность добавления ингредиентов в мыльную основу и не добавляйте отдушку или эфирное масло в слишком горячую основу! В жидкую растопленную основу сначала добавьте базовое масло, затем краситель, а чуть позже, когда основа немного остынет, отдушку или эфирное масло.
- Проблема №10. Краситель не окрашивает основу
Почему это происходит?
Причина 1. Использование неразведенного минерального пигмента.
Способ решения. Разведите минеральные пигменты водой или глицерином в пропорции 1:3 или 1:4, хорошо взболтайте!
- Проблема №11. Мыло не извлечь из пластиковой формы
Почему это происходит?
Причина 1. Использование пластиковой формы с царапинами и микротрещинами на внутренней стороне.
Способ решения. Поставьте форму с готовым мылом на несколько секунд в холодильник, это облегчит процесс извлечения мыла. Если такой способ не поможет, осторожно вставьте между стенкой формы и мылом тонкий нож или что-нибудь острое (необходимо, чтобы в этом месте образовался воздушный пузырь, такое действие ослабит сцепление мыла со стенкой формы), делайте это аккуратно, не повреждая мыло, повторите в четырех-пяти местах. Затем надавите на дно формы с обратной стороны – мыло должно легко извлечься.
Причина 2. Мыло окончательно не застыло.
Способ решения. Дождитесь полного застывания мыла, на ощупь оно должно быть прохладным.
- Проблема №12. На поверхности готового мыла появился белый (мучнистый) налет
Почему это происходит?
Причина 1. Использование в качестве добавки шоколада или какао.
Способ решения. Не используйте шоколад или какао в качестве добавки при изготовлении мыла.
Причина 2. Использование муравьиного спирта, в качестве жидкости от пузырьков.
Способ решения. Используйте этиловый спирт или салициловую кислоту (продается в аптеке).
- Проблема №13. В готовом мыле появилась плесень
Почему это происходит?
Причина. Использование в качестве добавок цедры цитрусовых, свежих фруктов и овощей, кофе в жидком виде, сливок (молока).
Способ решения. Не используйте вышеперечисленные продукты при изготовлении мыла.
- Проблема №14. Мыло окрашивает кожу и воду
Почему это происходит?
Причина. В основу добавлено большое количество красителя.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! Красителей должно быть 0,5-4% от общего объема мыла.
- Проблема №15. На поверхности мыла образовались жирные следы
Почему это происходит?
Причина. В основу добавлено большое количество базовых масел.
Способ решения. Соблюдайте пропорцию! На 100 граммов мыльной основы добавляйте не более 1/3 чайной ложки базового масла.
- Проблема №16. Добавленные в мыло сухоцветы или скрабящие сухие частицы распределились неравномерно
Почему это происходит?
Причина. Сухоцветы или скрабящие сухие частицы были добавлены в горячую основу.
Способ решения. Дайте основе немного остыть, перед тем как добавить сухоцветы или скрабящие сухие частицы. Для этого помешайте 2-2,5 минуты основы, не допуская образования пленки на поверхности.
Вот, пожалуй, мы и обсудили наиболее часто встречающиеся проблемы при мыловарении из основы и способы их решения. «Предупрежден – значит вооружен!» — так гласит крылатая фраза и, теперь, вооружившись полученными знаниями, смело творите! Желаю вам удачи!
* Мигрирующие красители смешиваются («мигрируют») в одном многоцветном мыле, проникая друг в друга через границу основы даже в готовом (застывшем) мыле. Мигрирующие красители желательно использовать только в одноцветном мыле.
** Немигрирующие красители не смешиваются (не «мигрируют») в одном мыле. Такие красители используются в многоцветном мыле.
автор: Мария Ко
Обновлено: 23 апреля 2019
В этой статье хочу рассказать о частых ошибках и неприятностях, которые могут подстерегать нас при мыловарении. Создание мыла ручной работы подразумевает аккуратность и знание некоторых особенностей тех веществ, с которыми придется работать. Некоторые правила, возможно, будет непросто понять без практики, но поверьте, я пишу об этом не просто так. Для мыловарения в домашних условиях все нижеописанное весьма важно.
Начнем с самого простого — ошибки при изготовлении мыла ручной работы из мыльной основы.
Техника безопасности при работе с основой. Казалось бы, ничего сложного и особо опасного при изготовлении мыла таким способом нет. Не могу сказать, что вы сильно заблуждаетесь, но:
от сильно разогретой основы можно получить ожоги, особенно, если основа нагревалась в микроволновой печи – там сложнее уследить за процессом.
Используя отдушки и эфирные масла, тоже надо быть осторожными. Не стоит их разводить или смешивать в посуде, которая используется при приготовлении пищи. Иначе, мыловар может столкнуться с серьезными проблемами со здоровьем. Все дело в том, что косметические отдушки могут содержать химические вещества, которые влияют на работу печени и почек, если попадают в организм. Ну а эфирные масла часто очень летучие и легко испаряются. Они могут вызывать аллергию различной степени тяжести. Прежде чем заниматься ароматерапией – прочтите хотя бы несколько статей на эту тему.
Приступая к мыловарению нужно четко знать, что хотите получить в результате.
Этого правила стоит придерживаться новичкам. Лучше сесть и записать, как Вы собираетесь добавлять ингредиенты, последовательность действий. Потому что при начавшемся процессе иногда приходится действовать быстро. Например, английская мыльная основа очень быстро застывает. И, будучи неопытным мыловаром, Вы, вполне вероятно, растеряетесь, положите в спешке, что-то не то. И если не мыло ручной работы (вашей, между прочим, работы), то настроение может быть испорчено.
Мыльную основу нельзя перегревать и доводить до кипения.
Фабричная мыльная основа при перегревании теряет жидкость, прозрачная основа становится мутной, появляются ненужные пузырьки или пена. При испарении жидкости у основы меняется уровень рH и наше мыло становится хуже качеством.
Чтобы избежать перегревания основы ее лучше растапливать на водяной бане. Так лучше удается контролировать процесс.
Принцип умеренности
Часто начинающие мыловары, делая мыло ручной работы, «от души» добавляют в него красители, масла, различные добавки и отдушки. Руководствуются обычно желанием сделать мыло красивым, душистым или хотят сделать мыло особо полезным. Такие похвальные, в общем-то, стремления могут превратить мыловарение в домашних условиях в сплошное разочарование. А все от отсутствия умеренности! Слишком большое количество красителя в мыле может окрашивать и кожу. Согласитесь, неприятно. Яркие насыщенные цвета в многослойном мыле будут окрашивать постепенно более бледные слои. Лишние полезные масла и витамины в мыльной основе будут выступать капельками. Основа много масел не принимает. Поэтому, ограничьтесь половиной чайной ложки всех полезных масел на 100 грамм мыльной основы.
Воду в мыльную основу добавлять не нужно.
Добавление воды необходимо при варении мыла «с нуля» или из детского мыла. В мыльной основе она никакой пользы не принесет. Прозрачная мыльная основа помутнеет, и будет хуже застывать. Если есть желание сделать мыло более полезным – киньте бумажный пакетик с травой в растапливающуюся мыльную основу – через десять минут заварится не хуже, чем в воде.
Как ведут себя некоторые добавки в мыле.
Сахар, шоколад, мед – хорошо плавят мыло. Для полезности в основу можно добавить мед – но не очень много. Шоколада на 100 грамм основы – 1 кубик. Дает интенсивный коричневый цвет, и немного запах. Застывает чуть дольше. Мед и сахар очень актуальны при расплавлении стружки из детского мыла.
Порошковая ваниль и корица – не дают ожидаемого запаха в мыле. Ваниль со временем придает мылу желтоватый оттенок. Это касается и мыла «с нуля»
Лепестки розы в мыле ручной работы могут приобрести весьма неожиданный зеленый цвет – лучше украшать мыльными розами. Цветы гибискуса (каркаде) тоже бесполезно добавлять в мыльную массу – совершенно не окрашивают, а сами становятся серого цвета.
Добавление в мыло соли тоже имеет свои особенности. Если варить мыло «с нуля», соль добавляют на эапе легкого следа, когда после смешивания щелочи и месел масса чуть загустеет. При добавлении в горячую мыльную массу из детского мыла – расслаивает ее. В результате химической реакции образуются вода и мыльные хлопья. Мыльную основу соль очень быстро загущает. После застывания соль может кристаллами выступать на поверхности соли. Солевое мыло почти не окрашивается пищевыми красителями.
Ментол кристаллический разводится алкоголем, лучше спиртом. В мыльной основе тоже неплохо расходится.
Все сухие добавки в мыльную основу оседают на дне формы. Это касается скрабящих веществ, порошковых красителей
Зеленка в мыле не дает такого яркого изумрудного цвета. Она выцветает.
Много кофе-порошка в мыле или сухих травок будут ощущаться кожей как жесткая мочалка. А это не всегда приятно. Кофе-жидкость не дает кофейного запаха.
Окрашивать мыло марганцовкой не надо! В лучшем случае, будет просто сушить, в худшем — можете не уследить, не размешаные кристалы марганца попадут в мыло а потом и на вашу кожу. Может быть ожог.
Рейтинг
☆
☆
☆
☆
☆
0.0
(0 голосов)
💬
Комментировать
16
👍
Нравится
66
Все!!! Заразилась мылком!!!!Это девочки-мыловары, все благодаря вам!!!))) Теперь осваиваю информацию.. Думаю тоже попробовать самой сварить такую красоту. Вот что нашала.
Статья: Типичные ошибки начинающих мыловаров
12.04.2010
Я не специалист-технолог, но с производственным мыловарением встречаюсь каждый день. Дело в том, что я работаю на мыловаренном предприятии но не мыловаром, а менеджером. Но познакомилась с мыловарением я задолго до того, как попала в коллектив Ароматика-soap. В ту далекую пору, не было в свободной продаже ни мыльной основы, ни других компонентов, популярных сейчас. Варили исключительно из детского мыла. С появлением мыльной основы, этот процесс стал значительно приятнее и проще, но есть некоторые моменты, на которых хочется остановиться. Оговорюсь сразу: ни на какие лавры я не претендую, просто, хочу поделиться своим мыловаренным опытом с Вами. А необходимость написать эту статью возникла потому, что Ваши письма с вопросами попадают именно ко мне и отвечаю на них либо я, либо наш мыловар-технолог, а эта статья – ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы начинающих мыловаров.
Начнем с азов, т.е. с мыла из основы. В предыдущих выпусках мы уже касались этой темы, даже делали мастер-класс. Но, как выяснилось, не плохо было бы разложить все по полочкам.
Пять простых правил мыловара, которыми не стоит пренебрегать.
1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
По собственному опыту знаю, что некоторые мыловары пренебрегают правилами техники безопасности при мыловарении. Большинство мыловаров относится серьезно только к приготовлению “мыла с нуля”, а к “мылу из основы” – не очень. В самом деле, что здесь такого страшного, когда не используется никаких серьезных, требующих особого отношения компонентов? “Максимум, что может произойти- легкий ожог горячей мыльной основой” — думают некоторые начинающие мыловары. Но это не так, спешу развеять эти заблуждения.
Знаете ли Вы, что даже такой “не серьезный” компонент как косметическая отдушка, содержит определенные химические вещества, которые, при попадании в организм человека способны создать “горе-мыловару” проблемы с почками и печенью. Работать с отдушками нужно в перчатках , а посуду, используемую для меры желательно использовать в последствии только для отдушек. Это я к тому, что нельзя, например, использовать кухонную посуду и утварь, которую Вы планируете потом использовать для еды или приготовления пищи. Все выше сказанное справедливо так же для всех косметических компонентов, используемых в мыловарении.
2. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К МЫЛОВАРЕНИЮ, ХОРОШО ПРОДУМАЙТЕ ВАШЕ МЫЛО.
Это означает, что нужно придумать Ваше будущее мыло, его цвет, аромат, форму. Можно набросать его эскиз. Также необходимо, если у Вас нет рецепта, рассчитать сколько и каких компонентов потребуется и заранее приготовить рабочее место. Таким образом, Вы точно будете знать, что в итоге хотите получить и не будете отвлекаться на лишнее непосредственно во время самого процесса. Опытные мыловары, конечно могут рассчитывать компоненты и на глаз, но на первоначальном этапе лучше все продумать.
3. НЕ ДОВОДИТЕ МЫЛЬНУЮ ОСНОВУ ДО КИПЕНИЯ.
Растапливая основу, делайте это, лучше всего, на водяной бане. Почему? Многие пользуются микроволновкой — так быстрее. А потому, что фабричная мыльная основа имеет определенный уровень pH, а разогревая ее в микроволновой печи, довольно сложно рассчитать время, за которое она закипит. А кипение вредно нашей основе потому, что жидкость, содержащаяся в основе испаряется, и ее pH нарушается.
4. КРАСИТЕЛИ, АРОМАТИЗАТОРЫ И НАПОЛНИТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ РАЗУМНО.
Не редки случаи, когда переборщив с красителем, можно получить красящее мыло, а это не очень-то эстетично. Или, если используются два вида основы, например, белый и красный (при передозе красителя) более яркий краситель начнет постепенно проникать в более светлую половину мыла. Это особенно справедливо для долго хранящегося мыла.
С ароматизаторами то же самое. Не говоря о том, что можно получить вместо “ароматного” “слишком пахучее” мыло, тем самым испортив его. С эфирными маслами так же следует обращаться осторожно. Лучше почитать любую специализированную литературу по использованию эфирных масел.
С наполнителями та же история: переборщив со скрабящими частицами получим вместо скрабящего массажа — жесткую терку.
5. ЧТО НЕ СТОИТ ДОБАВЛЯТЬ В МЫЛО
— розовые лепестки красного цвета в мыле становятся зелёными;
— каркадэ (цветки гибискуса), которым пытаются выкрасить мыло в красный, сереют — нет смысла в этой добавке
— соль, добавленная в горячую мыльную массу, разлагает содержимое кастрюли на воду и мыльные хлопья
— зелёнка в мыле выцветает.
— кофе (в смысле жидкость) запаха продукту не придаёт.
— скрабящие кусочки оседают на дне и не распределяются равномерно
— если добавить слишком много масел, они потом выступают капельками на поверхности мыла
— взбитая пена превращает мыло в суфле
— большое количество травок превращает мыло в жёсткий скраб
— слишком много масел — мыло может не мылиться или становиться «жирным» наощупь
— растворённая в мыле соль может выступить жёсткими кристаллами
— вино придает мылу синеватый оттенок
— сухие красители не растворяются, а оседают частичками
— от меда и сахара смесь становится жиже (их используют для плавления мыла)
— корица-приправа (в смысле порошок) запаха не дает
— порошковая ваниль также не дает запаха. (или дает, но запах даже отдаленно ваниль не похож)
Еще более подробно про ошибки мыловаров и их устранение можно почитать здесь:
http://www.nature-rus.ru/Rezepts/seife/zubereiten/Troubelshooting.html
Надеюсь, что эта статья поможет начинающим мыловарам избежать наиболее типичных ошибок. Успехов Вам в мыловарении, качественной мыльной основы и отличного результата.!
Материал собрала и подготовила, а так же взяла кое-что из собственного опыта Егорова Наталья, менеджер компании Ароматика –soap.
http://aromatika-soap.com/ — Все для счастья мыловара!
ссылка
Как и всякое дело, домашнее мыловарение не терпит мелочей. Особенно это касается создания мыла «с нуля» в домашних условиях.
Соблюдение техники безопасности, правил химических реакций и обхождения с химпрепаратами, точность в измерениях количества продукта и рабочих температур, соблюдение технологии – обязательные условия для домашних мыловаров.
Придерживаясь обязательных правил, вы сможете создать самое оригинальное, самое красивое, самое лучшее по всем параметрам мыло. Но иногда случается, что новички и более продвинутые мылоделы допускают ошибки, их мыло из основы не получается таким, как нужно. Какие же ошибки возможны и как их избежать, рассмотрим ниже.
В ходе мыловарения мыльная масса не загустевает
Причина может заключаться в неправильном количестве едкого натра NaOH. Если работаете с новым рецептом, пересчитайте его на специальном мыльном калькуляторе, который можно найти в справочной литературе или во Всемирной паутине.
Если же количество щёлочи взято верно, то причиной может быть большой процент содержания «размягчающих» масел, например, подсолнечного, сафлорового и прочих. Здесь должно помочь обычное перемешивание массы миксером на протяжении 20 минут. Если нет возможности перемешать миксером, то массу ставят в печку с температурой 70-100° C и продолжают регулярно мешать.
Мыло получается ломким
При резке готового мыла, если оно рассыпается, разламывается и при этом жжёт руки, возможны:
- переизбыток едкого натра;
- отсутствие / недостаток какого-то масла, нужного по рецепту;
- использование определенного вида эфирного масла.
Проблему можно решить так:
- Проверить вес ингредиентов. Возможно, просто неправильно показывают весы. Рекомендуется взвешивать каждый из компонентов будущего мыла по отдельности, не веря этикеткам.
Если подозреваете, что какое-либо масло в мыле отсутствует, взвесьте готовый мыльный блок, сравните этот вес с рассчитанным теоретически. Если масло действительно отсутствует, мыло можно растопить заново, введя недостающий компонент. - Если проблема заключена в присутствии определённого эфирного масла, то мыло надо снова растопить и добавить в массу дополнительное количество жидкости.
Также мыло может быть ломким из-за наличия в нём большого количества жиров, застывающих при комнатной температуре, из-за уменьшенного объёма воды или добавления соли. На качество самого мыла эти недостатки не влияют, хотя впечатление производят не особо приятное. В таком случае рекомендуется нарезать мыльный блок струной или тонкой проволокой, чтобы кусочки мыла не рассыпались.
Мыло распадается на части из-за повышенной мягкости
Если при нарезке мыла чувствуется, что оно очень мягкое и маслянистое и при этом распадается на части, а сварено точно по рецепту, то причина заключается в том, что не соблюдена технология варки. Точнее, масса не прошла гелевую фазу.
Решить проблему можно, если:
- Дать мылу дополнительно дозреть дней 10 – 14.
- Нарезать мыло струнной проволокой / леской.
Мыло похоже на сыр с дырочками
Когда мыло готово, если его разрезают, могут проявиться полости, напоминающие дырки в сыре.
Дырочки – результат присутствия пузырьков воздуха, они не опасны. Но из них может вытекать жидкость.
Это, возможно, безобидное жидкое или эфирное масло, но может быть и раствор щёлочи, который разъедает кожу.
Важно! Не забывайте соблюдать меры безопасности и варить мыло в защитной одежде, особенно очках и резиновых перчатках.
Точно установить вид жидкости помогут тестовые полоски для определения уровня рН. Если действительно вытекает раствор щёлочи, мыло надо растопить, всю массу хорошо перемешать. Если же вытекает жирное или эфирное масло, то причина та же – плохо размешанная при варке мыльная масса. Такое мыло неопасно. Можете использовать его для бытовых нужд.
Мыльный блок получился маслянистым
Если готовое мыло получается слишком маслянистым, то возможны несколько причин, которые описаны в таблице ниже. Также указаны способы их устранения:
Признаки маслянистого мыла | Причина | Способ устранения |
Маслянистая и жирная поверхность | Переизбыток жира в составе | Если такое мыло не крошится, на кусочки не разваливается, им можно пользоваться после дополнительного дозревания. Некоторые виды жиров, к примеру, масло какао, слабо омыляются щелочами, выпадают тонким слоем по поверхности мыльного блока, также создавая маслянистый эффект. Но в таком случае общее качество сваренного мыла не страдает. Однако проверить в сомнительном мыле уровень рН просто необходимо. |
Маслянистая и жирная поверхность | Недостаток NaOH | Если же в жирном мыле недостаточно щёлочи, то в ходе варки не прошёл процесс омыления. Так ли это, легко проверить, если слить масло в отдельную посуду и определить вес такого масла. Нужно ещё взвесить и сам блок мыла. Обе цифры надо сложить и сравнить сумму с теоретически просчитанным весом мыла. Если разница в показателях существенная, то NaOH действительно не хватает. |
Жирная поверхность | Плохая по качеству щёлочь NaOH | Использовать качественный продукт |
Жирная поверхность | Не состоялась или частично прошла химическая реакция. | Растопить мыло заново с добавлением неомыленного масла. Залить продукт в форму. В ходе переваривания можно ввести дополнительно жидкость или ещё масло, т.к. его количество уменьшилось при первом варении. |
На поверхности мыла выступает жидкость
Случается, что готовое мыло не получается твёрдым, его покрывает неприятная на вид и ощупь жидкость. Слизкая масса присутствует на дне формы или вообще выливается из продукта при разрезании. Этот сердечник не только неприятный, но и едкий. Всегда работайте в перчатках с высокими обшлагами!
Если с вашим мылом произошла подобная неприятность, растопите его вместе с этой слизью. Не бойтесь добавить в массу ещё немножко масла.
Мыльная масса начинает распадаться ещё при варке
Такое может случиться и до, и после ввода эфирных масел. В обоих случаях масса расслаивается, щёлочь от масла отделяется, образуются отдельные хлопья.
Если это произошло до введения эфирного масла, причина – добавление в массу горячих компонентов. Это могут быть растопленный и перегретый мед или масло для пережиривания. В таком случае мыльную массу растапливают в духовом шкафу при температуре 100 градусов и периодически помешивают, пока масса не сделается однородной. По консистенции масса должна напоминать вазелин, тогда в неё добавляют, как обычно, эфирные масла и краситель.
Если распад массы случился после добавки эфирного масла, массу растапливать не надо, размешайте её вручную. Если такую массу начать растапливать, дорогостоящие эфиры из неё улетучатся, поэтому приложите усилия и добейтесь результата без нагревания. Но если вручную перемешать не получается, недоваренное мыло всё же придётся нагреть.
Белые точки или порошковый налёт на мыле
Появившиеся белые точечки могут быть кристаллами гидроксида соды, то есть щёлочи. Такое происходит, если едкий натр растворился в жидкости не полностью. Аккуратно, чтобы не обжечь руки, следует протестировать кристаллики тестовыми полосками.
Если действительно белые точки окажутся щёлочью, мыло надо выбросить обязательно!
Но есть и вариант, что белые вкрапления – пузырьки воздуха с элементами содового пепла, которые образовались при смешивании массы миксером.
Если же готовое мыло покрыто тонким белёсым налётом, так называемым «содовым пеплом», то это – всего лишь оптическое явление. Сода на качество мыла существенно не влияет, она лишь вызывает неэстетичное восприятие кусочков мыла. Налёт можно убрать, смыв его водой или срезав ножом.
Совет. Чтобы выпадение «пепла» не случилось в дальнейшем, сырое мыло, помещённое в форму, накрывают целлофаном.
Однако надо быть внимательным, чтобы не перепутать налёт с кристаллами щёлочи. Узнать это можно, увлажнив мыло и проведя по поверхности тест-полоской, чтобы определить уровень рН.
Неоднородная текстура готового мыла
В случае непрохождения гелевой фазы при мыловарении либо недостаточной изоляции готового продукта, могут появиться отличные по цвету углы и края у свежесваренного мыла. В таком случае необходимо дополнительное дозревание – до 6-ти недель.
Если же крохкость или выделение жидкости из мыльной массы продолжает сохраняться, то это признак плохого смешивания массы при варке.
Здесь надо измельчить мыло на тёрке и вновь его растопить, добавив немного жидкости.
Эффект неоднородности наиболее неприятен в случаях с изготовлением «мраморного» мыла.
После растворения мраморный рисунок уже не восстановится. Как замещающий вариант, можно в растопленную «мраморную» массу ввести контрастные по цвету кубики другого мыла.
Мыло из формы не извлекается
Чтобы мыло хорошо из формы выходило, готовому продукту дают отстояться несколько часов при комнатной температуре. Затем формы помещают в морозилку, а через время извлекают и дают немного оттаять. В результате талая вода, скопившаяся в формочке, помогает мылу легко из неё выйти.
Для лучшего извлечения мыла из формы её предварительно можно смазать жиром или обложить целлофаном. В качестве жировой смазки используют смесь пчелиного воска и масла из оливок.
Неприятный запах
Неприятный запах в свежеприготовленном мыле могут дать добавки: кофе, молоко, проч. Здесь необходимы время и терпение, т.к. в процессе дозревания чуждые запахи улетучиваются, а запланированные начинают проявляться. Размещение мыла на полках для дозревания с хорошим проветриванием значительно этому способствует.
Но если неприятный запах проявляется через время после того, как мыло уже готово, это является признаком испорченного мыла, оно просто сделалось прогорклым. Такое происходит в исключительных случаях. Причиной может стать несвежее масло в качестве одного из ингредиентов либо несовместимость компонентов друг с другом.
Внимательно выбирайте рецепты и ингредиенты в них при создании собственного мыльного шедевра.
Видео
О распространенных ошибках при мыловарении в домашних условиях узнайте из видео ниже:
Ошибки начинающих мыловаров
Есть множество типичных ошибок, которые допускают многие начинающие мыловары. Мы собрали их здесь, чтобы Вы их смогли избежать.
1. При добавлении соли в горячую мыльную массу (при изготовлении мыла из детского), она разлагается на свои составляющие: воду и мыльные хлопья.
2. Кофе (заваренный напиток) не придает мылу никакого или слабый запах. А сразу после приготовления может иметь неприятный запах.
3. Если добавить в мыло слишком большое количество масел (базовых или эфирных), они выступят на его поверхности капельками, а мыло будет очень плохо мылиться.
4. Ванилин (порошок) не придает мылу ожидаемого запаха, поэтому не стоит использовать его в качестве ароматизатора. Зато цвет даст от бежевого до коричневого в мыле с нуля.
5. Красные и розовые лепестки роз становятся в мыле зеленых оттенков.
6. Каркаде придает мылу грязный серо-зелено-фиолетовый оттенок. То же самое с красным вином, свекольным соком, ягодным вареньем и подобными ингредиентами.
7. Если перед изготовлением мыла с люфой не подержать люфу в горячей воде или над паром (чтобы расправилась и смягчилась), она останется жесткой и, скорее всего, будет сильно царапать кожу.
8. Добавленная в мыло свежая цедра цитрусовых со временем плесневеет. Перед добавлением её нужно высушить на солнце или возле батареи. То же самое происходит с кусочками свежих фруктов, овощей, незасушенными (а порой даже с засушенными) лепестками цветов, травами и пр.
9. При изготовлении мыла с цветными фигурными вставками (роллами, сердечками и пр.) важно не перегреть основу, которой все эти вставки заливаются. Она должна быть жидкой, но уже чуть остывшей, иначе все красивые вкрапления расплавятся.
10. Зеленка, добавленная в мыло, очень быстро выцветает.
11. Сухие (порошковые) красители, добавленные в мыло, не растворяются, а оседают крупинками. Перед добавлением их необходимо растворить в спирте, воде или глицерине (в зависимости от красителя).
Ошибки изготовления мыла «с нуля»
1. Мыло не густеет (не схватывается)
Убедитесь, что Вы взяли верное количество NaOH. Новые рецепты проверьте с помощью мыльного калькулятора. Если Вы взяли верное количество щелочи, то вероятно в Вашем мыле содержится слишком высокий процент «мягких» масел, таких как подсолнечное, сафлоровое и т.д. В беде может помочь продолжительное (не мене 15-20 минут) размешивание массы с помощью миксера. Если миксера нет, мыльную массу следует поставить в печь, разогретую до 70-100° C, и регулярно помешивать.
2.Получается ломкое, обламывающееся мыло
Если мыло разламывается, рассыпается при разрезании блока на кусочки и кроме того жжет руки, то возможно Вы добавили слишком много едкого натра (или забыли добавить какое-нибудь из подготовленных масел). Причины могут быть самые прозаичные: например, у Вас неверно показывают весы. Обязательно взвешивайте компоненты, не полагаясь на этикетки. Если имеется подозрение, что в готовом мыле отсутствует какое-нибудь из масел рецепта, Вам просто необходимо взвесить готовый блок и сравнить его вес с теоретически рассчитанным. После обнаружения нехватки масла, Вы можете снова растопить мыло и добавить недостающий компонент. Если в мыле содержится значительное количество жиров, твердеющих при комнатной температуре, и, кроме того, был уменьшен состав воды или добавлена соль, Вы можете наблюдать тот же эффект. В этом случае на качество мыла это никак не влияет и является чисто оптическим недостатком. В этом случае можем порекомендовать разрезать мыло на кусочки с помощью гитарной струны. А из мыльной щепы можно сделать пару хороших мыльных шариков. К ломке готового мыла могут привести и некоторые использованные эфирные масла. В этом случае может помочь добавление в предварительно растопленное мыло дополнительного количества жидкости.
3. Получается слишком мягкое мыло, распадающееся на части при резке
Если мыло нельзя разрезать без распадения его на части и при этом оно еще и очень мягкое, маслянистое, и Вы все сделали правильно и по верному рецепту, то Ваше мыло скорее всего не смогло пройти гелевую фазу. Для решения этой проблемы существует два варианта: или оставить мыло дозревать на дополнительные 10 — 14 дней, или разрезать мыло тонкой гитарной струной.
4. Эффект сыра эмменталя
Если Вы при разрезании мыльного блока на кусочки обнаружите дыры, подобные дырам знаменитого эмментальского сыра, будьте предельно осторожны: сразу наденьте перчатки (впрочем, они всегда должны быть на Вас одеты, если Вы работаете с находящимся в стадии подготовки мылом). Сами по себе дыры не опасны (воздушные пузырьки) — опасна собирающаяся в них жидкость. Это может быть и безопасное эфирное или жидкое масло, но и разъедающий кожу щелочной раствор. Определить что это можно с помощью полосок, определяющих уровень рН. Если это действительно щелочной раствор, Вам следует это мыло растопить и хорошо перемешать мыльную массу. Если жидкость — эфирное или жирное масло, значит, мыльную массу при приготовлении плохо размешивали.
5. Маслянистый мыльный блок
Если мыло, которое Вы достаете из формы, слишком маслянисто, возможно было положено недостаточно NaOH, или слишком много дополнительного жира. Если из мыла не выступает жидкость, и оно не крошится и не распадается на кусочки, то, возможно, оно будет пригодно к использованию после некоторого дополнительного времени дозревания. В любом случае проверьте уровень рН. Некоторые жиры, например, масло какао, плохо омыляются щелочным раствором, выпадая тонким слоем снаружи мыльного блока. Если мыло не слишком пережиренно, этот слой не оказывает особого влияния на общее качество готового продукта.
6. Масляный слой на мыле
Это может случиться у каждого: после остывания на мыле остается небольшой слой масла. Возможно, Вы взяли слишком мало едкого натра (NaOH), и масло попросту не омылилось. Проверить это можно очень просто: слейте масло в отдельный стаканчик и взвесьте его вес. Также измерьте вес мыльного блока. Сложите оба показателя и сравните с теоретически рассчитанным весом. Если данные не сходятся, и разница существенна, значит на лицо нехватка NaOH. Качество NaOH также может быть причиной неомыления части масла. Еще одна возможная причина: химическая реакция не произвошла или прошла не полностью. В этом случае необходимо растопить мыло вместе с неомыленным маслом и снова залить в форму. Не забудьте добавить масло, иначе мыло получится слишком едким. Можно даже добавить еще жидкости или дополнительное масло, так как при первом приготовлении наверняка были неизбежные потери.
7. Выступающая жидкость
Иногда так случается, что вместо прочного, ароматного мыла, образуется нечто, покрытое слизкой пленкой, которая, в худшем случае, капает из старой формы на полку. С тем же ужасом мыловар смотрит на жидкое или желеобразное образование на дне формы. Порою, эта жидкость выливается из ядра блока при разрезании. Этот жидкий сердечник очень неприятен, тем более, потому что едок. Поэтому, на всякий случай, при разрезании мыла на кусочки всегда надевайте перчатки. Неважно внутри или снаружи скопилась жидкость, мыло следует снова растопить вместе с этой выступившей жидкостью. В сомнительном случае можно даже добавить немного дополнительного масла.
8. Сырая мыльная масса распадается еще в кастрюле
Бывает так, что мыльная масса начинает распадаться на отдельные комочки прямо в кастрюле: щелочь отделяется от масла, кроме того, в массе начинают плавать отдельные мыльные хлопья. Если это происходит до добавления в массу эфирных масел, то причиной может быть добавление слишком горячих добавок: например, меда или масла для пережиривания. Для устранения данного дефекта можно растопить масло в духовке при 100градусах, временами помешивая, до тех пор пока масса не приобретет гомогенное состояние. После того, как масса начнет напоминать по консистенции вазелин, в нее можно будет как обычно добавлять эфирные масла и краску. Если же распадение массы происходит после добавления эфирного масла, растапливать мыло в духовке не стоит, так как тем самым Вы выпарите все дорогостоящие эфирные масла, которые Вы использовали в рецепте. Устранить этот дефект можно, размешивая массу вручную. При определенной доли упорства и терпения, Вы достигните Вашей цели. Если же размешивание не омогает, остается один путь — духовка, со всеми вытекающими для эфирного масла последствиями.
9. Белый порошкообразный налет на мыле
На готовом мыле образуется тонкий белесый налет, так называемый «содовый пепел». Это — проблема оптики, т.е. не оказывает существенного влияния на качество мыла, а неприятна только для эстетического восприятия. Предотвратить этот эффект можно, накрывая сырое мыло после помещения его в форму целлофановым пакетом. Устранить этот дефект можно, смыв слой или срезав его ножом, или после закладки в форму и после нарезки попшикайте спиртом. Будьте внимательны, не перепутайте этот дефект с выкристаллизовавшейся щелочью. Чтобы узнать наверняка, что это, слегка намочите мыло и проведите по нему тест-полоской, определяющей уровень Ph.
10. Белые точки в мыле
Внимание! Этими точками могут оказаться кристаллы гидроксида соды, т.е. щелочи! Это может произойти, если кристаллы едкого натра не полностью растворились в жидкости. Можете протестировать пару кристалликов тестовой полоской. Если это NaOH, мыло придется выбросить — других вариантов нет. Но это могут быть случайно образовавшиеся в мыле при смешивании миксером воздушные пузырьки с сегментами содового пепла.
Выражено неравномерная текстура мыла
Если мыло было недостаточно изолировано или лишь частично прошло гелевую фазу, могут образовываться нерегулярные, отличающиеся по цвету и крошащиеся края или углы. Этот эффект может со временем (при дозревании) исчезнуть. Если, все же, спустя 6 недель он еще заметен, а кроме того, мыло само по себе крошиться или выделяется жидкость, то это означает, что при приготовлении мыло плохо смешалось. В этом случае мыло необходимо накрошить на терке и снова растопить с небольшим количеством жидкости. Хуже всего этот эффект воздействует на мыло с мраморной текстурой, так как в этом случае, после топления, рисунок мыла восстановить нельзя. Как вариант можно добавлять в такое растопленное мыло маленькие кубики готового мыла контрастного цвета.
11. Мыло не хочет вылезать из формы
Этому можно помочь, поместив форму в морозильник. Дать мылу как следует промерзнуть, а затем слегка оттаять. В результате этого между мылом и формой образуется талая вода, благодаря которой мыло с легкостью покинет форму. Формы можно прокладывать пакетиками или намазывать жиром, например, смесью оливкового масла и пчелиного воска.
12. Кристаллы NaOH в готовом мыле
Беспримерно наихудший из возможных дефектов, так как подразумевает, что мыло будет необходимо утилизировать, т.е. выбросить. Причина — кристаллы щелочи плохо растворились в щелочном растворе во время приготовления. Будьте внимательны и работайте тщательно, чтобы не пропустить ни одного кристалла.
13. Мыло плохо пахнет
Этому могут быть несколько причин. Например, кофейные или молочные мыла тем знамениты, что первые дни могут иметь далеко не приятный запах. Этому может помочь только терпение. Плохой запах улетучится и в течении следующих недель «пробьется» планируемый вами аромат. Складирование мыла для дозревания на хорошо проветриваемых полках значительно этому способствует. Если же мыло начинает спустя нескольких недель или месяцев издавать неприятный запах, то, скорее всего, Ваше мыло прогоркло. К счастью такое может произойти лишь в исключительных случаях, например, если использованное масло было не первой свежести. Тоже бывает, когда использованные компоненты оказались несовместимы друг с другом.
[color=#993300]Источники:
Линда Гэмблин «Мыло ручной работы»