Основные ошибки при создании логотипа

Ошибки при создании логотипа. Руководство для заказчиков и дизайнеров

Большинство уже давно знает, что такое логотип и как важен для бренда, ведь это первый визуальный контакт с потребителем. В этой статье приведем примеры распространенных ошибок в логотипостроении, собранные за многолетний опыт работы в этой сфере. Эта информация будет полезна как начинающим дизайнерам, так и заказчикам, которые смогут направлять своих исполнителей в нужное русло и не допустят халтуры.

1. Создание логотипа. Начало

Распространенной ошибкой у дизайнеров является работа сразу в графической программе после общения с клиентом или получения предоплаты. Исполнители объясняют это тем, что внезапно осенило, посетила муза и накрыло вдохновение. И нельзя терять ни минуты, а приступать сразу к делу. Такое конечно бывает, но проблема в том, что пропущен этап подготовки, анализа компании и сбора данных о конкурентах, целевой аудитории и другие важные детали. Даже если это и было сделано, то первые “гениальные” идеи, которые приходят к разработчику на ум, окажутся самыми банальными.

Как создать логотип

По хорошему нужно идти по такому плану:

  • Обсуждение с заказчиком и изучение брифа
  • Анализ конкурентов, сферу деятельности клиента и пр.
  • Составление карты ассоциаций
  • Отсеивание банальных идей, иногда несколько дней, то, что казалось вчера гениальным, сегодня рискует оказаться банальным
  • Наброски на бумаге и преобразование идей в образы
  • Отбор вариантов, и только тогда отрисовка в графической программе. 
  • Далее идет работа со шрифтами цветами и пр.

2. Растровая и векторная графика

Эту ошибку включил в список больше для заказчиков. Некоторые думают, что найдя в интернете картинку смогут использовать в виде логотипа, да еще и распечатать где-нибудь. Или создать логотип в онлайн генераторе, скачать файлы в формате PNG или JPEG, а потом негодовать из-за того, что типографии разворачивают обратно за векторным форматом. Логотипы создаются в векторной графике, форматы CDR, Ai, SVG, EPS и PDF. Даже если не планируете ничего печатать, далеко не факт, что печать не пригодится через некоторое время, а логотип уже засветился перед массой клиентов. Запомните — вектор для печати, этот формат не содержит пикселей, легко масштабируется без потери качества. Растровая графика — это картинка с пикселями, большим весом и не предназначена для редактирования.

вектор растр

3. Выбор шрифта в логотипе

Это очень важный этап, который недооценен заказчиками и еще хуже, когда им пренебрегают дизайнеры. Необходимо, что бы шрифт был читабельным и передавал нужные ассоциации визуально. Это зависит от сферы деятельности компании, поставленной задачи или заложенной идеи в логотип. 

  • Не используем сложных и неразборчивых шрифтов, пусть даже красивых. Особенно когда нейминг компании длинный и состоит из нескольких слов.
  • Обращаем внимание на уместность и соседство шрифтов между собой. 
  • Строгий, толстый, визуально тяжелый шрифт вряд ли подойдет для салона красоты, если конечно идеей не заложено обратное.
  • Чаще прислушивайтесь к внутренним ощущениям, логотип призван вызывать правильные ассоциации и эмоции. Дизайнер должен видеть общую картину и продумывать как шрифты будут работать не только в логотипе, но и на других рекламных носителях. Шрифт в логотипе, заголовки, подзаголовки и основной текст.

Выбор шрифта в логотипе

4. Выбор и разработка знака

На самом деле, это сложная и длинная тема с кучей исключений и нюансов. Первое с чего хочется начать, должен ли логотип отражать вид деятельности компании. Как показывает практика, часто клиенты ожидают увидеть идею логотипа прямо в лоб. Недвижимость —  дом, парикмахерская — ножницы, автомойка — машина и т.д. И ладно если сфера одна, а если у компании их несколько и разные, то на какой сфере остановиться? Как вариант предлагайте клиенту собирательный образ, возможно абстрактный, который должен работать на подсознательном уровне. Так же давайте остановимся на очень важных технических моментах.

Идея в знаке

5. Избегайте ненужных эффектов

Множество теней, градиентов, 3D эффектов, иначе испортите даже самую простую форму. Без них логотип запомнится гораздо лучше, печатать и масштабировать будет проще.

Тень обоснована идеей, а не графическим эффектом, который засоряет визуальный образ логотипа.

тень в логотипе

Градиенты в логотипе должны быть уместны. В данном примере он обоснован формой.

градиенты в логотипе

Эффект свечения в логотипе. Так же обоснован идеей и применим только на темном фоне.

свечение в лого

Объем в логотипе обоснован идеей, а не просто желанием.

объем в логотипе

Важно помнить, все эффекты которые могут быть реализованы в реальной жизни: конструкции, вывески и пр. должны там и оставаться, не нужно переносить псевдо-эффекты на логотип, оставим это дело за материалами.

Логотип в использовании

6. Форма знака в логотипе

У многих логотипов прослеживается проблема несоответствия формы и сути. Там где ожидаешь увидеть что-то мягкое и приятное, взгляд упирается в острое и ровное. Что подсознательно отталкивает и сходу непонятно в чем проблема. Перед созданием логотипа необходимо изучить психологическое влияние на человека тех или иных фигур. Например строительству вряд-ли подойдут волнистые линии, для крепкой и стабильной компании так себе ассоциации.

7. Перегруженность в логотипе

Перегруз в шрифтах, цветах, в количестве элементов. Это не значит, что логотип должен быть простым в доску, даже сложный элемент реально сделать читаемым и понятным при беглом взгляде. И напротив, можно из примитивных фигур нагородить винегрет, что не лучшим образом отразится на запоминаемости.

перегруженность в логотипе

8. Композиция в логотипе

Это проблема касается всех графических элементов. Шрифты на разном уровне, размер знака и шрифта, общее количество элементов, свободное поле, отступы и пр.

Часто встречается несоответствие в фирменном стиле логотипа и фирменных элементов, паттерна и пр. Шрифт мягкий и скругленный, а знак острый и ровный. Знак массивный, а шрифт маленький или наоборот. 

композиция в логотипе

9. Цвет в логотипе

Сразу хочу посоветовать дизайнерам начинать работу в ЧБ. Так цвет не будет отвлекать от построения, ведь он имеет огромное влияние на восприятие. К частым ошибкам можно отнести количество цветов. Если много,есть риск разбить цельную форму, лучше максимум 2,3 цвета.Перепроверьте влияние цветов на человеческую психику, чтобы вызвать нужные ассоциации, а не кричащий фиолетовый, когда идет речь об ЭКО-продуктах. Используйте цвет для выделения объекта или слова, если этого требует задача. Или напротив, уравновешивайте композицию за счет цвета.

цвет в логотипе

10. Применение логотипа

Практически любой логотип должен отлично смотреться в черно-белом исполнении если планируется его печать в дальнейшем. Стоит учесть его размещение на разных носителях. Логотип в мониторе смотрится совсем по другому, чем на майке или ручке. В некоторых случаях требуется тиснение, вырезание или иные нестандартные методы нанесения на материалы. К примеру разработка сильно высокого логотипа может усложнить дальнейшее размещение на рекламной и деловой продукции с большим количеством текста по соседству.

Применение логотипа

11. Неверная приоритетность в логотипе

Часто дизайнеры по невнимательности или неопытности путают приоритеты или смысловую нагрузку. Выделяют цветом, массой, не то что необходимо по смыслу. Зритель должен считывать образ правильно и в нужном приоритете. Большие, яркие и контрастные формы бросаются в глаза, мелкие и пастельные — меньше. Должна быть точная иерархия между элементами, знаком и текстом.

Приоритетность

12. Презентация логотипа

Отсутствие презентации может похоронить качественный логотип. Это как показать пол работы. Красиво визуализируйте варианты логотипа на сопутствующей продукции, которая соответствует тематике бизнеса. Дайте полное описание и обоснование той или иной идеи. Это лучше раскроет замысел и обоснует почему так и не иначе. Заказчикам советуем напротив, обращать внимание на чистый логотип, многие дизайнеры предлагают халтуру обернутую в красивое оформление, а если отбросить окружение и посмотреть на белом фоне, то ничего особенного.

презентация

13. Количество вариантов

С вопроса о количестве вариантов начинается каждое обращение в студию. Стоит помнить, что это не важно от слова совсем. Можно решить задачу с первого варианта, так и не решить ее с 10-го, убив кучу времени и нервов. Что касается дизайнеров, как бы не хотелось показать много вариантов, этого делать не стоит — клиент запутается однозначно. Не нужно сваливать на него все наработки и мысли. Потрудитесь уже до конца, и проведите отбор перед отправкой презентации.

14. Плагиат

Заимствование чужих работ всегда было и будет. Гораздо меньше у студий, больше у начинающих и недобросовестных дизайнеров, когда репутации толком ещё нет. К тому же, новички грешат банальными идеями, что чревато повторами, даже неосознанными. Ничего страшного в этом нет, если заметите заранее. Для этого используйте поиск по картинке, во всех известных поисковиках, на первом этапе такой проверки будет достаточно.

проверка по картинкам

Выводы

  • Спрашивайте у дизайнера наработки, эскизы и прочее, если не было предоставлено аргументации тех или иных решений в презентации. 
  • Не используйте много шрифтов и цветов. Избегайте ненужных эффектов, таких как градиентов, объема и пр. Также следите за визуальной чистотой знака и логотипа, перегружать не стоит — отразится на запоминаемости и считывании идеи. 
  • Не упирайтесь в количество вариантов, не в количестве счастье, а в качестве и результате. 
  • Если в компании широкий спектр услуг, лучше обратить внимание на логотипы в виде абстракций, которые передают собирательный образ или намекают на вид деятельности. Так же не стоит отражать вид деятельности слишком очевидным. В такой же сфере эти идеи и образы уже давно использованы. 
  • Ну и проверить логотип доступными способами, дело 5 минут, а сохранит кучу нервов и средств.

15. Возражения

Многие возразят, что студия Лебедева делает, последнее время, совсем не так и наплевала на все ваши правила. Отчасти это правда, но и верным решением это назвать нельзя. Стоит понимать, что логотип должен решать определенные задачи и вызывать нужные эмоции, ассоциации.  А такого рода работы считаем неким экспериментом, прощупывание рынка и желание попасть в тренды. Безусловно такой стиль узнаваем, эта задача достигнута, но дальше эксперимента это не уйдет. Сложно представить, что такие лого будут повсеместно. Хаус нашему миру обеспечен 😉 Да и применять их в типографии очень сложно.

Джон федор

Вот отзыв заказчика на это творение: https://www.artlebedev.ru/johnfedor/feedback/

1 этап. Исследование, сбор и анализ конкурентов

Как и любая разработка, первым этапом всегда должно быть исследование, сбор и анализ необходимой информации, построение концепции и выбор стратегии. В случае с разработкой логотипа нужно уделить особое внимание фирменному стилю конкурентов. Анализ логотипов компаний, представленных в интересующей сфере рынка, позволит избежать ошибки похожести логотипа или наоборот несоответствию тенденциям.

В ходе анализа конкурентов собирается информация о визуальном стиле компаний, которые представлены в органической выдаче топ ста по основным поисковым запросам соответствующим услугам и товарам, продаваемых компанией. А также изучаются те бренды, которые клиент считает своими прямыми конкурентами, в связи с их позиционированием и геолокации в режиме оффлайн.

Анализ логотипов и элементов фирменного стиля позволяет определить основные категории логотипов в изучаемой сфере рынка, выделить общие черты, тенденции и уникальные идеи, позволяющие выделиться компаниям на общем фоне.

Из полученных результатов формируются выводы, распределяющие логотипы конкурентов по типу, структуре, цветовой палитре и смысловому содержанию в соответствующие, определенным критериям, концепции.

Данная категоризация и полученная информация о трендах в фирменном стиле компаний-конкуренов имеет большую значимость при формировании концепций разработки логотипа и дает необходимые знания, для избежания ряда ошибок на этапе разработки.

2 этап. Процесс разработки логотипа

Имея прочную базу, основанную на аналитике, можно переходить к творческому процессу.  Погружаясь в него не забывайте обозначенные цели и придерживайтесь основной концепции. Оторванность от первоначальной идеологии — одна из распространенных ошибок при разработке логотипа, что грозит созданием логотипа, не выражающего в себе суть компании и не передающего ее уникальность.

Придерживаясь основных принципов разработки логотипа, вы не совершите и другие, распространенные ошибки.

логотип должен выражать концепцию компании

Ошибки при разработке логотипа

Стремясь к необычности и уникальности логотипа зачастую разработанный логотип получается  очень сложным.

Основные ошибки:

  • Перегруженность лишними деталями
  • Сложные абстрактные образы
  • Нечитаемые шрифты
  • Неоднозначная (ошибочная) ассоциативная связь логотипа со сферой деятельности
  • Сложность использования логотипа на ограниченных по размеру поверхностях, в документации, при брендировании автотранспорта.

В результате это вызывает у потенциальных клиентов обратный  эффект. Такой логотип не запомниться и нужные ассоциации с брендом не возникнут. Дополнительно, владельцы такого логотипа могут столкнуться и с техническими сложностями при использовании логотипа на разных носителях.

Важность шрифтов в логотипе

Отдельно нужно уделить внимание выбору шрифтов. По типу логотипы могут делиться на графические, шрифтовые и комбинированные, где есть графический символ и текст. Поэтому в двух из трех случаев без подбора или разработки шрифта не обойтись. Сложные, плохо читаемые шрифты, а также использование более двух видов шрифтов будут ошибками при разработке логотипа.

Проблема с растровыми изображениями

Не стоит использовать в логотипе растровые изображения. Связано это, в первую очередь, с техническими ограничениями. Пиксельные изображения невозможно масштабировать без потери качества изображения. Для логотипа это критически. Так как логотип нужно будет использовать на носителях абсолютно разного размера.

В первую очередь нужно учитывать возможность использования логотипа на документации и в черно-белом варианте. Для этого необходимо сразу иметь подходящий формат логотипа. Так зачастую цветные логотипы при черно-белой печати теряют элементы из-за того, что они сливаются с другими элементами или фоном.

При разработке макетов брендирования офисных принадлежностей, к примеру таких как ручки и карандаши, нужно принимать во внимание маленькую площадь носителей фирменного стиля, чтобы избежать деформации графического символа или текстового содержания логотипа. В данном случае использование растровых изображений невозможно, в связи с их непропорциональным масштабированием всех элементов логотипа.

Отдельное внимание нужно уделить и использованию логотипа на больших поверхностях, таких как ситиборды и транспортное средство. В данном случае растровые изображения низкого качества будут заметно «пикселить», что также является неприемлемым при использовании логотипа.

Важность разработки под различные носители

Стоит избегать основного акцента в логотипе на цвет или динамические спецэффекты. Печатные носители фирменного стиля не смогут передать данные акценты,  логотип не должен теряться если они пропадают. Грамотным подходом в данном случае будет разработка нескольких вариантов логотипа для разных носителей.

  1. Так, хорошо иметь полноцветный логотип для рекламных носителей, и монохромный вариант для документации.
  2. Возможна разработка логотипа с графическим элементом и названием компании и отдельно упрощенного логотипа, состоящего только из графического символа.
  3. В шрифтовых логотипах это могут быть варианты логотипа из полного названия и логотипа из аббревиатуры.

разработка логотипа под различные носители

Настоятельно рекомендуем избежать соблазна подражать в логотипе уже известным брендам.

Во-первых,  логотип  при регистрации охраняется от посягателей законом. И в случае если докажут, что ваш логотип похож до степени смешения, вы можете не отделаться предупреждением.

Во-вторых, ваш бренд не будет иметь возможность развиваться самостоятельно. Не только положительные ассоциации с другой компанией, но и весь негатив может незаслуженно достаться вашей компании.

не используйте известные бренды в логотипе

Тренды и традиционный подход

Стремление поддаться модным веяньям так же может вызвать ряд ошибок при разработке логотипа.  Так, желая соответствовать современным тенденциям, часто используются приемы, не подходящие логотипу, его структуре или сфере деятельности кампании. Хорошим примером здесь будет использование градиентов. Далеко не каждый логотип будет органично смотреться при таком многообразии оттенков. Использование этого приема в угоду моде и супротив органичности может привести к серьезной проблеме в восприятии логотипа.

логотип должен быть информативным и красивым

Эстетическое восприятие логотипа зависит от многих параметров, таких как выбранной композиции, пропорциональности, цветовой схемы и органичного сочетания всех параметров. Как у любого результата творчества логотипу сложно дать объективную оценку. Поэтому нужно оценить логотип не только по субъективным показателям нравиться — не нравиться, но и соотнести полученный вариант на предмет решения поставленных задач и соответствия первоначальной концепции. Логотип не только красивая картинка, а графическое выражение сути компании. Со временем символ начинает присоединять в себя уже ассоциации и смысловые нагрузки идущие от деятельности компании, но на первых этапах развития бренда его символика будет определяющей.

Ваш логотип ― это первое, на что смотрят люди. От него напрямую зависит, как люди запомнят вас и с чем будут ассоциировать ваш бренд. В данной статье мы разберем несколько самых распространенных ошибок, которые люди допускают при создании логотипа. Кстати, эти советы вы также можете использовать при создании своих креативов.

Подписывайся на наш Телеграм канал и узнавай все самое интересное первым!

К счастью, ошибки такого рода легко исправить, если вы знаете, в каком направлении нужно работать. Давайте начнем.

Цвет

Очень много ошибок, которые допускают дизайнеры при создании логотипа, связаны с плохим использованием цвета. Вот несколько наиболее распространенных, и то, как их можно избежать:

Ошибка №1: Использование цветов логотипа, которые не имеют отношения к вашему бренду

Цвета неразрывно связаны с нашими эмоциями. Думайте о цвете, как о части вашего бренда.

Ваш логотип должен отражать ваш бренд. Одна из самых критичных ошибок логотипа, которую вы можете совершить, ― это использовать цвета, которые нигде не присутствуют в вашем бренде. Именно этого следует избегать любой ценой.

Ошибка №2: Не сочетающиеся оттенки

Одна из наиболее распространенных причин, по которым цвета не работают вместе, заключается в том, что они имеют различную насыщенность и значения. Если вы не опытный дизайнер, сделать чистые красные тона с пастельно-голубым цветом сложно.

Если вы посмотрите на таблицу ниже, вы поймете, что мы имеем в виду:

Лучше выберите цвета логотипа с одинаковой насыщенностью:

Отличным примером является логотип Mastercard: обратите внимание, что оттенки каждого цвета одинаковы. Теперь представьте, если красный круг стал на 50% менее насыщенным. Будет ли пастельно-красный работать с яркими оттенками остальной части логотипа? Наверное, все-таки, нет.

Ошибка №3: Слишком много цветов

Фактически, использование слишком большого количества цветов сигнализирует о том, что вы не можете решить, с какой палитрой работать, что, в свою очередь, делает ваш креатив непонятным, и, следовательно, он с меньшей вероятностью хорошо сконвертит на вашей целевой аудитории.

Логотип Pepsi является отличным примером простой, но эффективной комбинации цветов. Обратите внимание, как Pepsi также использовала отрицательное белое пространство, чтобы разделить цвета и подчеркнуть их контраст.

В идеале, это помогает работать с двумя-тремя цветами, которые имеют четкое отношение друг к другу.

Ошибка №4: Использование градиентных логотипов без оценки их контекста

В нашем постоянно действующем цифровом мире градиентные логотипы становятся основным логотипом для многих предприятий.

Однако, эти логотипы имеют строгие правила дизайна, определяющие, где возникают градиенты и скорость перехода между цветами. Убедитесь, что вы соблюдаете правила градиента, используемые в вашем креативе или бренде.

Например, правила Mozilla в отношении логотипа и бренда являются отличным способом понять уровень детализации, который используется при использовании градиентов логотипа для более широкой идентичности бренда.

Формы и символы

За тонной вариантов логотипов скрывается нечувствительность к форме и символике. Поскольку оба эти элемента являются неотъемлемой частью того, как ваш логотип несет смысл, очень важно, чтобы вы знали, что делать, а что ― нет.

Ошибка №5: Неуместные креативы

Ваш логотип является символом, используемым рядом или отдельно от вашего логотипа. Знаки отличного креатива имеют простую, но эффективную связь с текстом крео, а также могут работать изолированно.

Плохие креативы борются за внимание, не имеют никакого смысла и ухудшают конверт. Убедитесь, что креатив, который вы используете, имеет отношение к тексту, даже если он очень прост.

Ошибка №6: Нет визуальной иерархии

Должны быть четкие отношения между выбранными шрифтами, которые следуют логической и интуитивной иерархии дизайна. Куда глаз хочет посмотреть в первую очередь? Какую информацию мы получаем и в каком порядке? Существует ли естественный поток между креативом, основным шрифтом и дополнительным?

Визуальная иерархия ― все о проектировании, чтобы соответствовать естественным привычкам глаза. Сначала мы видим большие вещи, высокий контраст и яркие цвета, затем маленькие вещи, низкий контраст и тусклые цвета.

Ошибка №7: Запутанная шкала

Масштаб может оказать огромное влияние на то, как мы обрабатываем изображение. Даже простые изменения в размерах элементов вашего креатива могут иметь большое значение.

Распространенная ошибка, которую делают люди ― это огромное лого с крошечной строчкой текста. Как мы уже говорили, визуальная иерархия ― это проектирование. Это означает создание гармонии между масштабами каждого элемента вашего логотипа.

Шрифты

Шрифты являются классическим примером старого изречения: «это не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите». Имея это в виду, выбор правильного шрифта является важной частью вашего крео. Одна из самых распространенных ошибок, связанных с креативом, заключается в плохом использовании шрифтов в той или иной форме.

Ошибка №8: Выбор неподходящего шрифта

Важно выбрать шрифт, который более менее соответствует вашему креативу/логотипу. Также убедитесь, что ваш шрифт достаточно контрастный, чтобы его было легко увидеть. Слишком малый вес или отсутствие различия между текстом и цветом фона затрудняют чтение вашего логотипа.

Вот небольшой пример того, как делать не нужно:

Ваш шрифт должен соответствовать характеру предлагаемого вами продукта или услуги. Современные шрифты Sans Serif ― отличный вариант для начала, потому что они гибки и хорошо видны. Исследуйте разные шрифты, пока не найдете тот, который будет идеально подходить и хорошо конвертить.

Ошибка №9: Небрежное выравнивание и кернинг

Если вы не используете графический логотип или нестандартный шрифт, обычно вы хотите, чтобы текст вашего логотипа располагался правильно.

Что касается кернинга (расстояние между буквами), распространенная ошибка, которую делают люди со шрифтами логотипа, заключается в применении равного расстояния в отличие от оптического. Вместо того, чтобы использовать ровно одинаковые пробелы между буквами, сосредоточьтесь на том, чтобы сделать ваш шрифт читабельным.

Ошибка №10: Плохие пары шрифтов

Второстепенные шрифты в вашем логотипе должны значимо поддерживать ваш основной шрифт. Распространенной ошибкой дизайна логотипа является плохое сочетание шрифтов.

Совет. При разработке логотипа придерживайтесь не более двух шрифтов, обычно одного более доминирующего и одного менее доминантного.

Основной шрифт должен описывать наиболее запоминающуюся единицу информации ― например, название бренда, который вы рекламируете.

И что бы вы ни делали, не используйте более одного сложного дизайна шрифта!

Задайте себе эти вопросы

В конечном счете, люди делают ошибки со своими логотипами, потому что они не следуют нескольким основным принципам. Чтобы избежать этого, полезно задать себе несколько вопросов о вашем логотипе с точки зрения вашей целевой аудитории:

• Вы четко видите логотип?
• Это выглядит хорошо?
• Имеет ли это смысл визуально?
• Гармонируют ли между собой цвета?
• Все ли друг другу соответствует?
• Кликнули бы вы по объявлению с таким крео или нет?

Дизайн ― это оправдание каждого выбора, который вы делаете концептуально. Хотя может быть заманчиво добавить к вашему логотипу десять форм, пятнадцать шрифтов и всю цветовую гамму, это не создаст у вашей ЦА впечатления, которое вы ожидаете получить.Изучение основ дизайна креатива позволяет эффективно нарушать правила там, где это необходимо. До тех пор избегайте ошибок при создании крео, сохраняя простоту.

Ну а если вы хотите 100% получить конвертящий креатив ― доверьте его специалистам. На эту тему мы уже писали статью. Советуем ознакомиться ?

А на этом пора заканчивать. Желаем высокого профита и хорошего конверта!

Если у вас есть ощущение, что в вашем логотипе что-то не так — статья подскажет, в чём дело.

Каждый день на протяжении 7 лет мы делаем сотни логотипов и фирменных стилей, обучаем студентов и проводим аудит дизайна заказчиков. «Логомашина» впитала опыт более 1300 реализованных проектов и выделила 4 основные группы ошибок в логотипах, которые встречаются наиболее часто.

1. Устаревшие приемы

Устаревшую графику тяжело распознать и измерить. Даже очень хороший дизайнер не всегда сможет объяснить, почему одна графика — устарела, а другая — нет.

Чаще всего дело в устаревших приемах: когда Photoshop только появился, графическим дизайном стали заниматься все подряд, применяя встроенные в программу эффекты как попало. Тогда эти приемы смотрелись свежо и инновационно, но сейчас они устарели, и мы воспринимаем их иначе.

Вот топ-3 устаревших приема, которые легко распознать в логотипе. Возьмем в качестве примера логотип Burger King:

1.1. Тень

Тень — крайне неуместный прием в логотипе: зачем симулировать отбрасывание объектом тени в ненатуральных для этого сценариях?

1.2. Свечение

Как и с тенью, симуляция свечения логотипа смотрится нелепо и создает массу неудобств в его использовании:

1.3. Иллюзия 3D / тиснение

Все та же логика относится и к симуляции 3D в логотипе — использовать такой вариант на различных носителях будет крайне неудобно:

Исключения

Конечно, встречаются случаи, когда тень, иллюзия 3D или свечение смотрятся уместно в логотипах, но только если эти приемы дополняют концепцию и использованы с умом:

Pragmatika on Dribbble / Dmitry Lepisov on Dribbble / Logomachine on Logomachine.ru

Но даже у таких логотипов должна присутствовать монохромная версия без примененных эффектов для использования, например, на печатных носителях.

2. Неудачный подбор цветов

У каждого цвета свои параметры тона, насыщенности, яркости, и свое место в конкретной цветовой модели. Научиться воспринимать цвета как дизайнер — отдельная суперсила.

Вот несколько самых частых ошибок, связанных с подбором цветов в логотипе на примере Chupa Chups:

2.1. Слишком насыщенно

Благодаря эволюции, наши глаза привыкли быстрее реагировать на более насыщенные цвета, чтобы мы могли быстрее обнаружить опасность и защититься от хищника. Следовательно, яркие цвета вызывают более высокую нагрузку на нашу сетчатку.

Слишком насыщенные цвета раздражают глаза пользователя, людям тяжело на них смотреть:

2.2. Мало контраста

Контраст в дизайне — крайне важный элемент, и если цвета в логотипе будут недостаточно контрастными — логотип будет хуже читаться и цвета в нем сольются вместе.

Чтобы проверить свой логотип на контрастность, примените эффект ч/б — менее контрастные цвета станут ближе друг к другу по уровню серости:

2.3. Грязные градиенты

Даже из хорошего цветового сочетания может получиться неудачный градиент, если при его создании не учитывать светотень. Распознать грязный градиент можно по нежелательным серым оттенкам, возникающим на стыке цветов:

Исключения

Иногда яркие или мало контрастные цвета играют на руку фирменному стилю, но даже в таких случаях правила не нарушаются, а используются приемы «на грани»:

Broklin Onjei for Creative Invention Studio on Behance / Chase Turberville for Focus Lab on Dribbble / Mihai Dolganiuc on Dribbble

3. Перегруженность

Перегруженность логотипа возникает, если разместить в нем слишком большое количество элементов. Это ведет к плохой читаемости логотипа — пользователь не сможет понять, что на нем изображено, и с меньшей вероятностью узнает ваш бренд при следующем контакте.

Перегруженный элементами логотип может смотреться хорошо в большом размере, но чаще всего люди взаимодействуют с логотипом иначе: издалека или при беглом взгляде, и это нужно учитывать! Уменьшите или примените размытие к своему логотипу, чтобы проверить его читаемость в более реальных условиях.

Возьмем в качестве примера логотип NETFLIX:

3.1. Много графических элементов

Если графика не помогает, а мешает воспринимать информацию, её нужно чистить:

Если посмотреть на логотип в размытии, перегруженность становится еще более очевидной:

3.2. Много шрифтов

Вторая причина, по которой в логотипе возникает перегруженность — большое количество использованных шрифтов:

Размоем логотип еще раз, чтобы лучше увидеть не сочетающиеся по графике шрифты:

Лучше ограничиться одним шрифтом либо сочетающейся шрифтовой парой.

Исключения

Справедливости ради, через время люди в любом случае станут узнавать вас по стилю, а не по логотипу. Например, у Starbucks много деталей в знаке, но проехав мимо их кофейни, вы в любом случае узнаете, что это Starbucks:

4. Слабая композиция

Слабую композицию непросто распознать при беглом взгляде, будучи не дизайнером. Мы выделили 4 самые частые причины проблем в композиции, рассмотрим их на примере логотипа Microsoft:

4.1. Ошибки в пропорциях

Дизайнеры называют ошибки в пропорциях ошибками «по массе». Под «массой» элементов понимается их «плотность» относительно других элементов в логотипе — когда один объект визуально сильно больше другого, возникает дисбаланс:

4.2. Плохое выравнивание

Равновесие элементов в логотипе нарушено, если возникает ощущение того, что композиция «завалена» в какую-то из сторон — логотип сразу кажется «неустойчивым», вызывая диссонанс:

4.3. Мало воздуха

Если расположить элементы слишком близко друг к другу, то есть пренебречь «воздухом» между ними, может возникнуть «каша»:

4.4. Много воздуха

Иногда расстояния между элементами оказываются слишком большие, из-за чего возникает ощущение «дыр» в логотипе, что также вносит дисбаланс.

Исключения

Иногда брендам удается выделиться за счет игр с композицией, но с такими приемами важно быть осторожными:

Финальный чеклист — проверьте графику в своем логотипе:

  • Используются устаревшие графические приемы: тень, свечение, 3D?

  • Цвета слишком насыщенные для человеческих глаз? В ч/б варианте слишком мало контраста? В градиентах есть грязь?

  • Слишком много лишних графических элементов или шрифтов?
  • Есть проблемы с пропорциями или выравниванием? Между элементами слишком мало или много воздуха?

Если нравится наш полезный контент — подпишитесь на «Логомашину» в соцсетях: ВКонтакте | Instagram | Facebook

Все правила в графическом дизайне существуют для того чтобы их нарушать — это точно! Тут не важно согласны вы или нет — я тыщу раз так делал)

Конечно вся прелесть дизайна в том что слегка нарушив какие-то привычные рамки вы не улетите в бан потому-что в разумных пределах всё дозволено. Но для того чтобы полноценно оперировать всем спектром инструментов графического дизайна нужен не только опыт, но и знание теории.

К сожалению мне приходилось сталкиваться с людьми работающими в сфере дизайна не один год и при этом они показывали очень плохой дизайн.

Почему так бывает? Не все хотят вырасти в своей профессии. Кто-то  просто хочет «срубить бабла по быстрому». Кто-то оказался не на своём месте.

Бывает так что у человека есть тяга к музыке или преобладают организаторские способности, а он берётся за дизайн ну просто потому-что когда-то учился этому и хочет найти работу побыстрее.

Да. Такие дизайнеры всегда будут. Никуда от них не денешься, но не стоит на них ориентироваться. Нужно всегда ставить свою планку в дизайне как можно выше. Как говориться — быстрее! выше! стильнее!

Как обычно я пытаюсь всё рационализировать и структурировать. Постараюсь в этой статье классифицировать частые ошибки начинающих логомейкеров.

Возможно кто-то узнает себя. Вперёд!

Неправильная постановка рабочего процесса

Как только начинающий дизайнер научился работать в графическом пакете он как правило сразу начинает креативить в нём без предварительных набросков и мозгового штурма.

Как обычно думает начинающий дизайнер, взявшийся впервые за работу над логотипом:»сейчас я наконец сделаю эту совершенно новую геометрическую форму, которая существует лишь в пятом и седьмом измерении, но в нашем мире нигде до этого не была засвечена».

Новые геометрические формы не даются так просто и результат — ощущение что работа сделана «на коленке».

В лучшем случае дизайнер получит какой-то абстрактный узор, который одинаково подойдёт как под задачу заказчика так и для любого другого художественного задания на свободную тему.

Не стоит недооценивать качественный подход к разработке дизайна знака.

Начало работы это в первую очередь знакомство с брифом. Бриф как и техническое задание это набор простых вопросов на которые отвечает заказчик для того чтобы дать вам ориентир в разработке.

После знакомства с техзаданием идёт поиск идей, мозговой штурм и наброски на бумаге.

Все эти этапы позволяют собрать образ будущего бренда и если вы минуете их и сразу начинаете что-то креативить в иллюстраторе то «идёте в никуда».

Это то же самое что начать делать фундамент для дома заливая бетон произвольно в различных местах, удалённых друг от друга на различное расстояние.

Диссонанс знака

В большинстве случаев логотип состоит из двух частей — текстовая часть и графический элемент. Иногда может добавляться подстрочник, а иногда может отсутствовать графический элемент.

Если логотип состоит из 2-х и более элементов, то в этом случае обязательно, чтобы все составные части смотрелись в одном ключе. Они не должны повторять друг друга, но должны смотреться дружно.

Частые ошибки в построении логотипа это чрезмерно большой или маленький графический элемент. В первом случае он довлеет над написанием, а во втором теряется. Оба варианта неприемлемы.

У каждого элемента своя роль и не надо её приуменьшать или преувеличивать.

Другая проблема из того же разряда это резкое стилевое отличие знака от текстового блока. К примеру вы разработали красивый угловатый знак для IT компании, а для текстового блока выбрали пляшущий рукописный шрифт. Нонсенс — не правда ли?

«Форменное» безобразие

Поначалу хотел добавить этот подпункт в предыдущий раздел, но передумал. В этом пункте я хочу выделить слабую работу с геометрией.

О формах я уже писал ранее, здесь лишь хочу напомнить что каждая форма несёт в себе информацию, скрытый подтекст.

Как понять что вы взяли не ту форму для своего знака? К примеру у вас висит в разработке логотип для приюта домашних животных и вы взяли за основу колючую форму вместо мягких и плавных изгибов.

Это возможно не самый удачный пример, но смысл в том что резкие колючие формы символизируют опасность, а мягкие и плавные линии вызывают приятные ассоциации у наблюдателя.

Вам не обязательно каждый раз заглядывать в какую-то книгу чтобы понять что подразумевает та или иная форма, со временем вы будете правильно подбирать формы интуитивно.

Но для начала работы вам нужно знать что каждая форма что-то уже в несёт сама по себе.

Обилие деталей

Обилие деталей не всегда плохо и есть масса хороших примеров логотипов с большим количеством «микроэлементов». Но для того чтобы такая работа смотрелась хорошо нужно приложить усилия. Тут даже не количество деталей важно, а их порядок в расположении единство стиля.

В большинстве случаев лучше стараться сделать знак «проще». Т.е. нужно чтобы он удовлетворял задачам поставленным для него без лишних деталей.

Если посмотреть на изменения в логотипе Старбакс, то мы увидим как он упрощался

Не нужно забывать что мы делаем дизайн, а не занимаемся художественным поиском себя. У дизайна всегда есть какая-то задача и нам нужно её решить.

Именно, решить задачу, а не выдумывать велосипед или усложнять жизнь себе и клиенту.

Как говорил знаменитый конструктор Михаил  Калашников:»Сделать сложно — легко, а сделать просто — сложно». Я не знаю насколько сложно изобрести автомат (Калашникову виднее, он занимался разработкой своего автомата несколько лет), но сделать простой и хороший логотип действительно сложно.

Неудачный пример стилизации спецтехники в логотипе.

В идеале, в процессе разработки знака все ненужные части логотипа должны отвалится и вуаляк — вот он наш торговый знак, без всякой лишней мишуры.

Отсутствие модульности

Даже в наше время есть дизайнеры которые не слышали о модульной сетке. Лично я считаю что не во всех случаях стоит использовать какую-то сетку, но модульность при построении знака нужно обязательно применять.

Что значит использовать модуль при построении логотипа? Это значит что вы выбрали величину одного из элементов как стандарт и далее величины остальных элементов будут соотносится с этой величиной.

Т.е. если вы взяли ширину, либо высоту буквы в логотипе за Х, то расстояние до графического элемента будет 0,5Х, а величина самого графического элемента 2Х.

Цифры 0,5 и 2 произвольны, здесь главное привязка к самому модулю Х. Ну и конечно желательно использовать целые числа при привязке к модулю.

Работа с цветом

Можно конечно просто всё залить одним цветом и отправить побыстрее уже…

Но если не торопится и делать всё более серьезно, то можно добиться хороших результатов.

Есть множество сервисов которые укажут вам довольно конкретные цветовые сочетания. Как правило человеческий глаз хочет равновесия.

Это значит что палитра должна подбираться таким образом чтобы все цвета гармонично существовали и дополняли друг друга.

Для подбора цвета есть цветовой круг, позволяющий выявлять гармоничные цветовые сочетания. Неправильный подбор цветов — это ошибка которая присутствует не только при разработке логотипов.

Плохая подача

Конечно плохая подача это ещё не ошибка, но если вы работаете на фрилансе, то это может стать решающим фактором. Почему?

Главная задача дизайнера это сделать красиво и если вы не можете посадить логотип в мокап или добавить глянец, то это обязательно скажется для вас не лучшим образом.

Благо что мокапов сейчас великое множество и использовать их не так уж сложно. Правда некоторые уже оскомину набили)

В большинстве случаев достаточно небольшой обработки перед отправкой файла чтобы показать как вы умеете не только делать красивые знаки, но и презентовать свои работы.

Бывает что вы тратите огромное количество времени для того чтобы придумать какой-то простой с виду значок или монограмму.

Когда вы отправляете заказчику этот знак на простом белом фоне то у него всё равно крутится мысль:»Тут и работы то никакой не видно. Чёрную закорючку на белом фоне набросал по-быстрому. Хорошо что я ему не полностью оплатил «.

Обидно конечно, но самое интересное что отчасти этот заказчик прав. Если вы ленитесь красиво презентовать свою работу, то вы всё равно лентяй)

Благо, не все клиенты настолько неразборчивы и некоторым действительно достаточно хорошего, лаконичного знака на белом фоне.

Но это как правило те люди у которых уже есть солидный опыт в дизайне и они хорошо знают что им нужно и способны оценить грамотно проделанную работу.

Конечно, хорошая подача не спасёт плохой знак.

Как избежать ошибок

Что делать чтобы избежать распространённых ошибок при разработке эмблем, торговых знаков, логотипов? Очевидно что на начальных этапах без ошибок всё-же не обойтись.

Но это вполне нормально. Не все заказчики профессиональные дизайнеры и некоторые ошибки могут пройти незамеченными. Конечно не стоит на это рассчитывать.

Напротив — желательно предъявлять к своим работам только самые жёсткие требования. Помните — высокие требования рождают профессионализм!

Необходимо постоянно повышать свой уровень читая соответствующую литературу и следить за трендами, обучаясь у других более опытных дизайнеров.

На начальных этапах очень поможет специалист с опытом, который направит в нужном направлении. Без должной обратной связи ваш рост может затянутся на долгие годы.

Где найти такого специалиста? Первый вариант это пойти на работу помощником в какую-нибудь мелкую студию или полиграфию, где с вам придётся работать в две смены за копеечную зарплату. Это хорошая школа которая в будущем обязательно окупится.

Второй вариант это пройти онлайн-обучение или найти коуча который возьмёт вас в помощники и будет попутно делиться опытом.

Ну и конечно практика! Больше делать логотипов, визиток, листовок, вывесок, баннеров и т.д. Наверняка первые заказы не будут стоить дорого, но при должном подходе вы сможете постоянно поднимать свой ценник.

Здесь справедливо утверждение:»сначала вы работаете на портфолио, а потом оно на вас».

Пишите в комментариях с какими вы сталкивались ошибками при создании лого и какую школу вам пришлось пройти. Возможно я что-то упустил.

  • Основные ошибки при сдаче экзамена на права
  • Основные ошибки при сварке электродом
  • Основные ошибки при приседаниях
  • Основные ошибки при сварке полипропиленовых труб
  • Основные ошибки при приеме мяча после подачи