Основы психодиагностики личности этика психолога диагноста ошибки психолога диагноста

Этический кодекс психолога-диагноста

Чтобы предотвратить
неправильное употребление психологиче­ских
тестов, опросников и других методик,
что в настоящее время наблюдается очень
часто, существует насущная необходимость
в соблюдении ряда предосторожностей:
относительно самих методик; их оценок;
последующего использования результатов.
Вопросы рас­пространения и использования
диагностических методик должны
подчиняться и в нашей стране этическим
стандартам или кодексу профессиональной
этики, как это практикуется в других
странах, в частности в Америке. В кодексе
профессиональной этики психоло­га-диагноста
особое внимание должно быть уделено
критическим ситуациям, в которых могут
иметь место конфликты ценностей, как,
например, в отношениях между развитием
науки на благо человече­ства и защитой
прав и благополучия отдельных индивидов.
Рас­смотрим основные
этические проблемы, связанные с обла­стью
психодиагностики, которые уже нашли
определенное решение в западной
психологии.

1. Уровень квалификации
людей,
применяющих
диагностиче­ские методики. Требование,
чтобы диагностические методики
при­менялись только достаточно
квалифицированными экспериментато­рами,
является первым шагом по защите индивида
от их неправиль­ного использования.
Конечно, необходимая квалификация
меняется в зависимости от типа
диагностической методики. Так, для
пра­вильного применения индивидуальных
тестов интеллекта и большин­ства
личностных тестов и опросников требуется
относительно дли­тельный период
интенсивного обучения, в то время как
для тести­рования достижений в учебной
и профессиональной деятельности нужна
минимальная специальная психологическая
подготовка. Сле­дует также заметить,
что студенты, которые участвуют в
учебном тестировании, обычно не готовы
к самостоятельному проведению
диагностического обследования других
людей и к интерпретации тестовых оценок.

В идеальном случае хорошо
подготовленный психолог-диагност
должен выбирать методики, которые
подходят как для частной це­ли, с
которой он проводит диагностирование,
так и для конкретного человека, которого
он обследует. Он также должен хорошо
знать соответствующую научную литературу,
касающуюся выбранной ме­тодики, и
быть способен оценить технические
параметры таких ее характеристик, как
нормы, надежность и валидность. Известно,
что результаты диагностирования
чувствительны ко множеству условий
его проведения. Поэтому психодиагност
делает выводы или дает ре­комендации
только после рассмотрения диагностической
оценки (или оценок) в свете другой
касающейся индивида информации. Главное
же, он должен быть достаточно осведомлен
в психологии, чтобы уберечься от
неоправданных выводов в своей
интерпретации полученных оценок. Если
диагностирование проводится людьми
других профессий, желательно, чтобы
имелся квалифицированный
психо­лог-консультант, который поможет
обеспечить необходимые условия для
правильной процедуры и последующей
правильной интерпрета­ции диагностических
оценок.

Неверные представления о
характере и цели обследования, а также
неправильные интерпретации диагностических
результатов лежат в основе многих
распространенных ошибок и критических
замечаний в адрес психологической
диагностики. Кроме того, воз­растающая
сложность психологических знаний
неизбежно приводит к усилению
специализации в психологии. В этом
процессе зарубеж­ные специалисты по
психологическому тестированию все
больше и больше сосредоточивают свое
внимание на техническом совершен­ствовании
тестов и опросников и утрачивают
контакты с тем, что происходит в смежных
отраслях науки, таких, как педагогика,
дет­ская психология, психология
индивидуальных различий и генетиче­ская
психология30.
Однако оценки по тесту могут быть
правильно поняты только в свете всех
соответствующих знаний относительно
тех областей психики, которые тест
должен измерить.

Кого считать квалифицированным
психологом-диагностом? Очевидно, в
связи с разнообразием областей
исследования и, следова­тельно,
специализацией в подготовке ни один
психолог не является одинаково
квалифицированным во всех областях.
Признавая этот факт, психологи,
разрабатывающие основы практической
психоло­гии, считают, что психолог
должен знать границы компетентности
и ограниченность своих методов и не
предлагать свои услуги, а также не
использовать технику, которые не
удовлетворяют профессио­нальным
стандартам, установленным в отдельных
областях. Кроме того, на Западе видят
различие, существующее между психологом,
работающим в системе научных или
государственных учреждений, например,
в школе, университете, клинике или
государственных ор­ганах, и психологом,
занятым самостоятельной практической
дея­тельностью. Поскольку независимый
психолог-практик менее подчи­нен
оценкам и суждениям квалифицированных
коллег, чем психо­лог, работающий в
учреждении, он, по представлениям
Американ­ской психологической
ассоциации, должен отвечать более
высоким требованиям к профессиональной
квалификации. Это же справедли­во и
в отношении психологов, ответственных
за контроль над дру­гими учрежденческими
психологами или консультирующих этих
психологов.

Полезный зарубежный опыт
состоит также в том, что для повы­шения
профессиональных норм и качества
психологического обсле­дования
населения квалифицированным психологам
предоставляют­ся лицензии и
удостоверения.

2. Использование
диагностических методик.
Право
приоб­ретения и последующего
использования методик диагностики
долж­но предоставляться лицам, имеющим
определенную квалификацию. Но сегодня
приобретать их могут все. Могут быть,
конечно, и ин­дивидуальные покупатели
тестов, например студенты, которым
мо­жет потребоваться какой-то тест
для учебных или исследователь­ских
целей. Американские психологи считают,
что они должны иметь заказ на приобретение
методики, скрепленный подписью
пре­подавателя психологии или другого
лица, который берет на себя от­ветственность
за ее правильное использование. В
зарубежных эти­ческих кодексах
психологов-диагностов предлагается
ограничить распространение диагностических
методик. Это ограничение имеет двоякую
цель: неразглашение содержания методик
и предупрежде­ние их неправильного
применения. Доступ к таким методам
должен быть ограничен теми людьми, кто
имеет профессиональную заинте­ресованность
и гарантирует их правильное использование.
Диагно­стические оценки, как и сами
методики, передаются только лицам,
которые способны их интерпретировать
и использовать надлежащим образом.

Другие профессиональные
обязательства должны быть связаны с
продажей психологических методик,
осуществляемой их авторами и
разработчиками, а также издателями.
Недопустимы какие-либо за­явления
относительно достоинств методики при
отсутствии доста­точных объективных
оснований. Методику нельзя выпускать
для общего применения преждевременно.
Когда вначале ее распространяют только
для исследовательских целей, это условие
должно быть ясно указано и соответственно
должно быть ограничено распространение
методики. Руководство по ее использованию
должно предоставлять достаточные
данные, позволяющие оценить методику
как таковую, а также давать полную
информацию относительно ее проведения,
способов оценки и норм. Руководство
должно являться действительным
изложением того, что известно о методике,
а не средством рекламы, предназначенным
для того, чтобы показать ее в выгодном
свете. Обязанностью автора и издателя
диагностических методов является их
периодическая проверка и повторная
стандар­тизация с целью предотвратить
их устаревание. Быстрота, с кото­рой
методика устаревает, зависит от ее
содержания. Методики и их основные
части нельзя печатать в газете, журнале
или популярной брошюре ни в целях
описания, ни для использования их при
само­оценке. Видный американский
тестолог А. Анастази считает, что в этих
условиях самооценивание не только
приведет к таким крупным ошибкам, как
признание бесполезности методики, но
может также быть психологически вредным
для индивида. Кроме того, любая гласность
в отношении содержания методики сделает
недействи­тельным ее будущее применение
другими людьми. Представление методических
материалов таким способом приводит к
созданию ошибочной, искаженной картины
психологического обследования в целом.
Такое разглашение может породить либо
наивную доверчи­вость, либо огульное
противодействие со стороны общественности
всем направлениям психологической
диагностики.

Другим, распространенным
на Западе, но не отвечающим профес­сиональным
требованиям видом деятельности является
тестирова­ние по почте, заочно.
Выполнение индивидом каких-либо тестов
способностей или тестов личности не
может быть правильно оцене­но с
помощью тестовых бланков, высылаемых
ему по почте и по почте же отправляемых
обратно для оценки и интерпретации.
Такой способ не только не обеспечивает
контроля за соблюдением усло­вий
тестирования, но предполагает также
интерпретацию тестовых оценок в
отсутствие другой, относящейся к
индивиду информации. При таких
обстоятельствах тестовые результаты
не только могут оказаться бесполезными,
но и принесут вред.

3. Обеспечение тайны
результатов обследования.
Вопрос,
возникающий в особенности в связи с
использованием личностных тестов,
касается посягательства на тайну
личности. Для зарубеж­ных диагностов
это больной вопрос, поскольку о сущности
некото­рых тестов, раскрывающих
эмоциональные и мотивационные
осо­бенности, а также установки
личности, субъекту не сообщается, он
может проявить такие черты в ходе
тестирования, не осознавая, что он это
делает. Хотя лишь немногие тесты
замаскированы и неуло­вимы настолько,
чтобы попасть в эту категорию;
существование та­ких непрямых методов
диагностирования налагает серьезную
ответ­ственность на использующих их
психологов. Для эффективности
обследования, может быть, необходимо
держать испытуемого в не­ведении
относительно специфических способов,
которыми должны интерпретироваться
его ответы на любой тест. Однако личность
не должна подвергаться какому-либо
обследованию обманным путем. В этой
связи первостепенное значение имеет
обязательное ясное по­нимание
испытуемым способов и целей использования
его диагно­стических результатов.
Такова принципиальная позиция
большинст­ва зарубежных психодиагностов.
Хотя беспокойство, касающееся
посягательства на тайну личности, чаще
всего проявляется по от­ношению к
тестам личностным, его логично отнести
к любому типу методик. Конечно, и
интеллектуальные тесты, и тесты
способно­стей, и тесты достижений
могут обнаружить такие недостатки в
на­выках и знаниях, которые индивид
предпочитает не раскрывать. Кроме того,
любое наблюдение за поведением индивида
во время интервью, беседы и других
исследований личности может открыть
такую информацию, которую он сам не
знал или которую предпочи­тал скрывать.
Таким образом, любые методы психологического
ис­следования, а не только тесты таят
в себе возможность проникно­вения в
тайну личности. Конечно, возникающие
конфликты ценно­сти психологического
исследования и посягательства на тайну
лич­ности могут быть разрешены в
каждом конкретном случае, однако в
действительности эта проблема не так
проста, и ее решение требует большой
осторожности со стороны психологов и
других профессио­налов. Чтобы оградить
тайну личности, нельзя сформулировать
универсальные правила, можно предусмотреть
только общие пути. При применении этих
общих способов к специфическим случаям
необходимы этическая сознательность
и профессиональная ответст­венность
каждого психолога. Решения нужно
вырабатывать в зави­симости от
конкретных обстоятельств.

Когда обследование проводится
в интересах общества или какого-либо
учреждения, обследуемый должен быть
полностью проинфор­мирован о том,
как будут использоваться его оценки.
Желательно также объяснить ему, что
правильная оценка будет выгодна самому
обследуемому, так как ему не принесет
пользы, если он займет ме­сто, на
которое в дальнейшем у него не хватит
сил или для которо­го он потом будет
признан непригодным. Диагностические
резуль­таты, полученные в клинике
или консультации, не могут быть при­менены
в интересах этих учреждений, если клиент
не даст своего согласия на это.

Какова бы ни была цель
обследования, сохранение тайны лично­сти,
по мнению А. Анастази, включает два
ключевых понятия: ре­левантность и
информированное согласие. Информация,
которую предоставляет индивид, должна
соответствовать (релевантна) цели
диагностирования. Важность этого
принципа состоит в том, что все
практические усилия должны быть
направлены на установление валидности
методики для конкретной диагностической
или прогностической цели, с которой он
применяется. Только инструмент, валидный
данной цели, обеспечивает релевантную
информацию.

Понятие «информированное
согласие» нуждается в следующем
пояснении. Обследуемый должен быть,
конечно, осведомлен о цели обследования
и характере возможных данных, которые
могут быть получены, а также о дальнейшем
способе их употребления. Однако ему не
могут быть показаны образец теста или
бланк протокола, так как такая информация
обычно делает тест недействительным,
лишает его силы.

Диагностические процедуры
и экспериментальные планы, кото­рые
охраняют право индивида отказываться
от участия в обследо­вании и,
следовательно, защищают тайну его
личности, осложняют работу психолога
и повышают требования к его квалификации.
При правильных взаимоотношениях и
взаимном уважении психолога и обследуемого
число отказов от участия в диагностировании
может быть сведено к незначительной
величине.

4. Конфиденциальность.
Как и проблема
сохранения тайны, проблема конфиденциальности
волнует зарубежных психодиагно­стов.
Она имеет много сторон. Основной вопрос
ставится так: «Кто будет иметь доступ
к диагностическим результатам?» С одной
сто­роны, существует необходимость
неразглашения содержания теста и
опасность неверного понимания тестовых
оценок, с другой — объективная
необходимость для разных лиц знать
результаты тес­тирования.

В настоящее время усилилось
осознавание индивидом собственного
права иметь доступ к результатам своего
обследования. Он также дол­жен иметь
возможность комментировать содержание
своего ответа и в случае необходимости
разъяснять или исправлять фактическую
инфор­мацию. Должны быть соблюдены
соответствующие меры предосторож­ности,
направленные против неправильного
использования и неверной интерпретации
диагностических результатов.

Один из этических вопросов
конфиденциальности обследования
школьников состоит в том, сообщать ли
родителям ученика резуль­таты
тестирования, но исследователи чаще
всего приходят к мысли, что важнее
определить, как это делать. Обычно
родители имеют за­конное право на
получение информации о своем ребенке.
Чаще всего они хотят получить такую
информацию. Кроме того, в некоторых
случаях школьная неуспеваемость ребенка
или затруднения эмоцио­нального
характера могут отчасти возникать
из-за взаимоотношений ребенка и
родителей. В таких условиях контакт
консультанта, психоло­га-диагноста
с родителями имеет первостепенное
значение как для то­го, чтобы понять
причины полученных результатов, так и
для того, чтобы установить с родителями
сотрудничество.

Если обследование проводится
в учреждении, например в школе, су­де
или при оформлении на работу, индивид
должен быть заранее про­информирован
о его целях, о том, как будут использоваться
его резуль­таты, и об их доступности
тем лицам, кто в них заинтересован.
Разные ситуации возникают, когда
диагностические результаты запрашиваются
людьми, например, в тех случаях, когда
будущий наниматель или кол­ледж
просят предоставить им данные тестового
обследования индиви­да, проведенные
в школе. В таких случаях требуется
получить согласие индивида на передачу
данных. Это же относится и к обследованию
в клинике или консультации, а также к
тестированию, осуществленному с
исследовательскими целями.

Другая проблема относится
к сохранению диагностических данных
в учреждениях. С одной стороны, данные
об индивидах, получаемые и сохраняемые
в течение длительного времени, могут
быть очень полез­ными не только для
исследовательских целей, но и для
правильного понимания и консультирования
самого индивида. Однако их ценность
предполагает правильное использование
и правильную интерпретацию. В случаях,
когда данные получены либо для длительного
использова­ния в интересах индивида,
либо для научных целей, для предотвраще­ния
неправильного их применения необходимо,
чтобы доступ к ним на­ходился под
чрезвычайно строгим контролем.

5. Сообщение результатов
обследования.
Психологи
много размышляют о том, как сообщать
результаты обследования в форме
содержательной и пригодной для
использования. Ясно, что инфор­мацию
нельзя передавать в том виде, в каком
она получена. Ее нужно сопровождать
объяснениями психологов-профессионалов.
Например, когда родителям сообщают
тестовые оценки их детей, рекомендуется
устроить общее собрание, на котором
консультант или школьный психолог
объяснит цель и характер выводов,
которые целесообразно сделать на основе
полученных результатов, и грани­цы
использования данных. Затем можно
раздать родителям пись­менные сведения
об их детях и дать объяснения на
конкретном примере для какого-либо
родителя, позволившего это сделать.
Не­зависимо от того, в каком виде
сообщаются тестовые данные, важ­ное
условие заключается в том, чтобы
предоставить их с помощью описания
уровней выполнения, а не только в
числовой форме. Осо­бенно существенно
соблюдать это условие для тестов
интеллекта, которые интерпретируются
неверно чаще, чем тесты достижений.

При сообщении результатов
учителям, школьным администрато­рам,
нанимателям рабочей силы и другим лицам
следует соблюдать такие же предосторожности.
Сообщения об уровне выполнения и
качественные описания, сделанные
простым языком, предпочти­тельнее
специфических числовых данных, за
исключением тех слу­чаев, когда
результаты теста сообщаются опытному,
хорошо подго­товленному
психологу-профессионалу.

При сообщении результатов
любых диагностических методов же­лательно
принимать во внимание характеристики,
особенности того человека, кому
передается информация. Это касается
не только его образовательного уровня
и знаний по психологии и тестологии,
но также и его ожидаемой эмоциональной
реакции на информацию. Если речь идет
о родителях или учителях, например, то
их эмоцио­нальные конфликты с ребенком
могут препятствовать спокойному и
рассудительному восприятию фактической
информации о ребенке.

Последняя, но не менее
важная проблема касается сообщения
ре­зультатов обследования самому
индивиду, будь то ребенок или взрос­лый.
В этом случае, как и при сообщении данных
третьему лицу, при­менимы те же самые
меры предосторожности против неправильной
ин­терпретации. Однако здесь особенно
важна индивидуальная эмоцио­нальная
реакция на информацию, если индивид
занят изучением своих собственных
достоинств и недостатков. Когда индивиду
сообщают его диагностические результаты,
следует не только сопровождать их
ин­терпретацией, проводимой
компетентными психологами, но нужно
соз­дать благоприятные возможности
для индивидуальной консультации
каждого, кто может быть эмоционально
обеспокоен такой информаци­ей.
Например, студент колледжа может быть
серьезно обеспокоен, оза­дачен, узнав
о том, что он плохо выполнил тест школьных
возможно­стей. Способный школьник
может приучиться к лености и
безынициа­тивности или может стать
непослушным и перестать действовать
со­обща с товарищами, если он обнаружит,
что по своим способностям он намного
превосходит своих сверстников. Развитие
серьезных личност­ных нарушений
может быть ускорено, если больному
индивиду сооб­щить его оценку по
личностному тесту. Такие вредные
воздействия мо­гут возникать, конечно,
независимо от того, правильной или
непра­вильной является сама оценка.
Даже в том случае, если обследование
было тщательно проведено, а полученные
оценки правильно интерпре­тированы,
их знание без возможности обсудить их
в дальнейшем может быть вредным для
индивида.

Таковы основные проблемы,
затрагиваемые в этических стандар­тах
зарубежных психодиагностов. Предлагаемые
способы их реше­ния могут быть
полезными отечественной психологической
диагно­стике, которая делает пока
первые шаги в направлении создания
норм профессиональной этики.

6. О социально-психологических
основаниях этического ко­декса
психолога-диагноста.
Психолог
должен придавать большое значение
достоинству и ценности бытия каждого
отдельного человека. Он принимает на
себя обязательство улучшать понимание
человеком самого себя и других людей.
Следуя этим обязательствам, он охраняет
благополучие каждого человека, который
может нуждаться в его по­мощи, а также
любого человека, который может быть
объектом его изучения. Он не только сам
не использует свое профессиональное
по­ложение или связи во вред
обследуемого, но также сознательно не
по­зволит воспользоваться плодами
своего труда другим с целью, несо­вместимой
с ценностью этических эталонов.
Испрашивая для себя воз­можности
диагностического обследования, свободы
и сообщения ре­зультатов, он принимает
на себя ответственность на основаниях
ком­петентности, на которую он
претендует, объективности в сообщении
данных психодиагностического обследования
и тех открытий в лично­стном мире
индивида, которые он обнаружил, и
внимания к социаль­ным запросам и
интересам своих коллег и общества.

Среди тех основных принципов,
которые могут составлять этиче­ский
кодекс психолога-диагноста, в первую
очередь должны быть названы:

  1. благополучие обследуемого
    индивида;

  2. ответственность, в основе
    которой объективность, честность и
    поддержание высоких норм в своей
    работе;

3) моральные и правовые
стандарты, соответствующие мораль­ным
требованиям общества;

  1. корректность и сдержанность
    в публичных заявлениях;

  2. конфиденциальность,
    гарантирующая сохранность информации
    об индивиде;

  3. отношения с обследуемым,
    основанные на доверительности,
    ин­формировании его о цели обследования
    и о последующем характере использования
    результатов;

  4. неразглашение результатов
    обследования;

  5. меры предосторожности в
    обследованиях;

  6. условия, возможности и
    ограничения в публикации методик;

10) интерпретация диагностических
результатов.

Впервые нормы профессиональной
этики для разработчиков и пользователей
психодиагностических методик были
разработаны в Ярославском государственном
университете в НПЦ «Психодиагностика»
под руководством Рукавишникова А. А.

На современном этапе развития психодиагностики как науки и практической деятельности соблюдение этических принципов психодиагностики, формирование этической позиции психолога-диагноста приобретают особое значение.

Современное информационное общество, трансформируя образ жизни и сознание человека, создает особое пространство и для психодиагностической деятельности.

Профессиональная деятельность современного психолога-диагноста реализуется в среде, характеризующейся широким распространением профессиональной психологической и научно-популярной информации, доступностью профессионального психодиагностического инструментария и высокой популярностью разного рода тестирования.

Особая востребованность психологической диагностики обуславливается появлением проблем, связанных с активным развитием технологий. Проблемы взаимодействия с информационной средой все острее встают перед каждым современным человеком и решать их приходится без опоры на опыт предыдущих поколений.

Экономическая, политическая, экологическая и социальная напряженность жизненной среды современного человека, обилие доступной, но зачасгую противоречивой психологической информации повышают интерес людей к психологическим проблемам и формирует потребность в психологической помощи, с одной стороны, но не приводят к постановке профессионального психологического диагноза — с другой.

Все вышесказанное требует от профессионального психолога-диагноста особого внимания к соблюдению этических принципов в своей деятельности.

Профессиональная этика — это одна из отраслей этической науки. Однако часто при употреблении этого понятия подразумевается определенный свод правил и норм, которыми руководствуются представители определенной профессии.

Важно запомнить!

Профессиональная этика — это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных профессиональной деятельностью или сопряженных с ней.

Профессиональная этика является результатом сходных интересов и требований к поведению людей, объединенных одной профессией.

Традиции профессиональной этики развиваются вместе с самой профессией, и в настоящее время принципы и нормы профессиональной этики могут быть закреплены на законодательном уровне, зафиксированы в этических кодексах профессиональных сообществ или же выражаться в общепринятых нормах морали.

Понятие профессиональной этики связано, прежде всего, со спецификой той профессии, в отношении которой употребляется данный термин. Например, врачебная тайна и «клятва Гиппократа» относятся к профессиональной этике врачей, а беспристрастная подача правдивых фактов — часть профессиональной этики журналистов.

  • Очень часто с необходимостью соблюдения принципов профессиональной этики сталкиваются специалисты профессий типа «человек — человек» — педагоги, медики, работники сферы обслуживания, журналисты, так как непосредственный контакт с другими людьми предъявляет повышенные нравственные требования.
  • Важно запомнить!
  • Этические принципы деятельности психолога зафиксированы в Этическом кодексе Российского психологического общества (Приложение 1).
  • Этические нормы психодиагноста включают в себя основные этические принципы работы психолога, требования к его личностным, профессиональным качествам и уровню квалификации, необходимому для осуществления конкретных видов и форм психологической деятельности, а также требования к психодиагностическому инструментарию.

Ориентация на этические принципы помогает психологу определить собственную профессиональную и личную позицию как в психодиагностической деятельности, так и в исследовательских и теоретических разработках, осознать меру ответственности за результаты своей работы перед обследуемым, обществом и самим собой, границы собственных возможностей и возможностей психодиагностики. Этические принципы призваны обеспечить доверие к психологу со стороны обследуемого, без чего невозможны ни психологическая диагностика, ни психологическая помощь.

  1. Важно запомнить!
  2. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий[1].
  3. Требования к личностным и профессиональным качествам психолога включают в себя личностные характеристики, обеспечивающие эффективную деятельность.
  4. Требования к психодиагностическому инструментарию — надежность, валидность.
  5. Среди этических принципов, имеющих наибольшее значение в процессе психодиагностики, можно выделить следующие.

Принцип уважения ориентирует психолога-диагноста на необходимость уважения достоинства, прав и свобод личности.

Соблюдение данного принципа исключает проявления дискриминации по любым признакам: по признаку социального положения, материальной обеспеченности национальной и расовой принадлежности, сексуальной ориентации, религиозных верований.

Психодиагност основывается в своих выводах исключительно на информации, полученной с использованием научных методов, демонстрируя беспристрастность на всех этапах психодиагностического обследования.

Принцип ответственности в деятельности психолога-диагноста предполагает, прежде всего, организацию психодиагностического процесса таким образом, чтобы интересы обследуемого были соблюдены. Применяемые методики и процедура обследования должны быть безопасны для здоровья обследуемого и не представлять его в ложном виде.

Взаимодействие психолога и обследуемого должно основываться на добровольном согласии обследуемого. Если психодиагностическая процедура может сопровождаться какими-либо рисками, негативными переживаниями, дискомфортом, психолог-диагност обязан предупредить об этом обследуемого и с уважением отнестись к отказу участвовать в обследовании, невзирая на мотивы отказа.

При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета; в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. Обследуемые должны быть осведомлены о целях и способах использования информации, полученной в ходе обследования.

Если обследование производится с целью определения уровня психологического развития человека, при конкурсном отборе или при поступлении на работу, то обследуемый имеет право знать не только цели обследования, но и то, каким образом будут делаться выводы по итогам обследования и кем будет приниматься решение по результатам психологической диагностики.

В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

Основная ответственность за надлежащее применение на практике психодиагностического инструментария лежит на психологах и организациях, использующих его.

Принцип конфиденциальности предполагает неразглашение сведений, полученных в ходе обследования. Психолог ответственен за конфиденциальность информации и сообщает ее строго оговоренному кругу лиц.

Психолог предоставляет заказчику сведения, не выходящие за рамки вопросов, поставленных заказчиком и отраженных в целях обследования.

Психолог-диагност должен принимать меры по обеспечению конфиденциальности полученных в ходе обследования результатов, а также безопасного хранения диагностических данных и контроля путей их распространения. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты обследования ребенка.

Важно запомнить!

Психолог имеет право нарушить принцип конфиденциальности без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также если это направлено:

  • — на обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;
  • — проведение необходимых профессиональных консультаций.

Психолог должен уведомить заказчика о возможностях современной психологической науки в области поставленных задач и о пределах своей профессиональной компетентности. Психолог также должен поставить заказчика в известность об этических принципах психологической деятельности и получить его согласие на их соблюдение.

Общение психолога должно быть профессиональным. Психолог должен владеть методами наблюдения, психодиагностической беседы, психологопедагогического воздействия, чтобы поддерживать у обследуемого чувство симпатии и доверия.

Атмосфера обследования должна быть доверительной и безопасной. Особенное внимание следует уделять этому при работе с детьми. Очень важно войти в контакт с ребенком, расположить его к себе, вызвать у него симпатию и доверие.

В противном случае результаты обследования могут оказаться недостоверными.

Для повышения достоверности результатов психолог должен использовать данные, описанные в психологической литературе, соотносить собственные результаты с результатами коллег, использовать современные методы обработки данных.

Психолог-диагност должен применять методики, которые адекватны целям проводимого обследования, возрасту, полу, образованию, состоянию обследуемого, условиям проведения обследования.

Также он должен располагать сведениями о валидности и надежности используемого диагностического инструментария, ограничениях, связанных с его применением и требованиями к квалификации психодиагноста.

Психодиагност, применяющий методики, должен знать требования к методикам разного типа.

Важно запомнить!

«Стандарты для образовательных и психологических тестов» (Standards for educational and psychological tests, American Educational Research Association, 1985) дают общие рекомендации относительно процедуры, которым должны следовать издатели и пользователи тестов, для того, чтобы гарантировать корректное применение стандартизированных процедур.

Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено обследуемому только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

  • Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы.
  • Психолог несет личную ответственность за принятое решение и поставленный психологический диагноз.
  • Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик направлен на сохранение профессиональной тайны.
  • Психолог-диагност не должен передавать лицам, не уполномоченным проводить психодиагностическое обследование, методические [2]
  • материалы по проведению, обработке методик, а также результаты диагностики.
  • Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и оказанию психологического воздействия профессионально неподготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по своему незнанию пользуется услугами таких лиц.
  • Задание для размышления
  • Назовите причины запрета широкого распространения профессиональных психодиагностических методик.

Особые требования предъявляются к работе с компьютеризированными тестами. В этом случае существует высокий риск получения неточных данных. Наибольшие проблемы возникают с установлением надежности и валидности компьютерных методик.

Компьютеризация любой бланковой методики требует в обязательном порядке проверки модифицированного варианта на надежность и валидность, а также разработки новых тестовых норм.

Механическое перенесение психодиагностических методик в интернет-пространство без проведения ранее указанных процедур недопустимо.

Также компьютерное тестирование не может проводиться непосредственно самим обследуемым, без участия психолога-диагноста. Неквалифицированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, может оказывать психотравмирующее воздействие.

В связи с развитием информационных технологий широкое распространение получает онлайн-тестирование или использование психологических тестов в компьютерных сетях, предполагающее обратную связь с обследуемым. Этот вид тестирования связан с множеством психологических и этических проблем.

Наиболее опасно распространение в компьютерных сетях непрофессиональных тестов, на основе которых делаются неоправданные заключения и рекомендации. Непрофессиональное тестирование — это самостоятельное прохождение подобранных случайным образом тестовых методик, заполняемых из любопытства.

В таком случае могут предлагаться для заполнения тестовые методики, не соответствующие нужному возрасту, содержащие ошибки в вопросах и заданиях, а также тесты, придуманные для развлечения.

Результаты таких методик не соответствуют действительности и не могут дать адекватного представления о психологических характеристиках обследуемого.

Важно запомнить!

Профессиональное компьютерное тестирование обязательно проводится с участием психолога-диагноста.

мотрена потенциально опасная обратная связь, т.е. участникам не сообщаются результаты тестирования. Отмечается высокая эффективность онлайн-тестирования при использовании ряда опросников интересов, а также опросников мнений[3].

Источник: https://studme.org/247351/psihologiya/eticheskie_printsipy_rabote_psihologa_diagnosta

Профессионально-этические принципы в психодиагностике

  • Специалист в области психодиагностики не просто работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия на них, а это налагает огромную ответственность:
    Результаты психологических исследований всегда имеют личностный смысл для обследуемого.
  • Важнейшее требование профессиональной этики психолога — не причинить морального ущерба личности.
  • Психодиагностическим исследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков», предвзятого отношения к обследуемому.

Как обоюдоострое оружие — диагностическая методика, тест, может быть доверено только специалистам, имеющим необходимый опыт работы (а в случае функционирования системы контроля за профессионально-этической деятельностью психологов — имеющим соответствующую лицензию).

Образец нормативно-правового регулирования психодиагностической, деятельности психолога — многочисленные и постоянно дополняемые документы Американской психологической ассоциацией.

  1. Тесты должны отвечать требованиям — в «Стандартах для психологических и образовательных тестов».
  2. Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».
  3. Выполнение Кодекса этики обеспечивается действиями Комитета APA по этике, занимающегося расследованием жалоб на членов ассоциации и вынесением по ним решений.
  4. Правила и порядок работы этого комитета, годовые отчеты о его деятельности, публикуются в журнале «Американский психолог»— официальном печатном органе APA.
  5. Подготовлен справочник с ми и иллюстрациями применения этических норм.
  6. Американская психологическая ассоциация через свои многочисленные бюро и комитеты: обеспечивает руководством и информацией своих членов, осуществляет текущий контроль за событиями, распространяет стандарты, инструкции, положения и заявления по вопросам, которые могут представлять проблему для практикующих психологов.
  7. Американская психологическая ассоциация издала Общие инструкции для поставщиков психологических услуг и Специальные инструкции по поставкам для оказания помощи тем, кто занимается профессионально психологической практикой.
  8. Комитет APA по психологическим тестам и психологической оценке CPTA — занимается рассмотрением проблем практики надежного тестирования и оценки, обеспечением технического консультирования в отношении такой практики.
  9. Комитет СРТА также анализирует работу Объединенного комитета по практике тестирования JCTP., который разработал Кодекс честной практики тестирования в образовании (1988).
  10. Также комитет JCTP готовит «Положение о правах и обязанностях лиц, проходящих тестирование».
  11. В 1993 г. создан Совет по тестированию и оценке при поддержке министерств обороны, просвещения и труда.

Этические принципы психодиагностического обследования:

  • осознание испытуемым цели обследования, цели и способов её использования,
  • право на отказ от психологического обследования,

Информирование обследуемого об использовании полученных результатов:

  • когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения,
  • результаты обследования, по личной просьбе, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если человек не дает на это согласия.

если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.

  • при тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей,
  • родителям должны быть сообщены результаты тестирования,
  • доступ к полученным результатам подлежит строгому контролю,
  • обследуемый имеет право знать о результатах тестирования в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты.
  • при сообщении результатов учитывать особенности человека, которому они предназначены,
  • человеку не должны сообщаться результаты его обследования без интерпретации специалистами.

Предание гласности даже каких-либо отдельных заданий теста может сделать невалидным последующее применение теста к другим людям.

Публикация тестов в широкой печати может привести к формированию психологически вредящих самооценок у некоторых читателей, когда результаты самопроверки противоречат представлениям о себе.

Так в США учреждена Ассоциация издателей тестов. Члены этой организации взяли на себя обязательство следовать принципу честности в распространении своей продукции, а также содействовать повышению их ценности в глазах общественности.

  1. В популярных изданиях авторы-психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну, описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит валидности методики.
  2. В связи с этим выделяют перечень принципов социальной нравственности, которые касаются каждого специалиста, в той или иной степени работает с людьми.Эти принципызакреплены в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:
  3. Принципы социальной нравственности:
  • принцип ответственности (исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации);
  • принцип компетентности (знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование);
  • принцип этической и юридической правомочности (использование полученной информации в рамках действующего законодательства);
  • принцип квалифицированной пропаганды психологии (организация работы с целью создать у испытуемого в результате исследований благоприятное впечатления о психологической диагностике);
  • принцип конфиденциальности (неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности);
  • принцип благополучия испытуемого (испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение. Ему не должен быть нанесен вред);
  • принцип профессиональной кооперации (возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также психодиагностической оценки испытуемых);
  • принцип информирования клиента о целях обследования (испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки);
  • принцип морально-позитивного эффекта обследования (добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения);
  • принцип гражданственности и патриотизма (умелое сочетание принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает).

Источник: https://psydep.susu.ru/eticheskie-principy/

Морально-этические аспекты в работе психодиагноста

Уровень развития психодиагностики не так высок как на Западе. Этические проблемы редко обсуждаются нашими психодиагностами и часто нарушаются.

Наши ученые считают, что нельзя подгонять научные данные под требования социального заказа. Например, Эльконин отказался выполнять социальный заказ в начале обучения с шести лет в школе. Так как до 7 лет ребенок все необходимое получает в игре. У детей, учившихся по системе 1-4, психическое развитие ниже, чем у обучавшихся по системе 1-3.

Психолог-практик должен при оказании помощи опираться на свое научное мышление и знание психологии (не переходя на житейский обыденный уровень).

На Западе существует большое количество этических принципов и требований, специальные кодексы профессиональной этики, этические стандарты.

Общие этические принципы для психодиагностов:

  • I. Использование и распространение психодиагностических методик
  • II. Обеспечение тайны личности
  • III. Конфиденциальность диагностических результатов
  • IV. Проблема сообщения полученных результатов клиенту

I. Проблема использования и распространения психодиагностических методик включает в себя несколько аспектов:

1. Проблема использования психодиагностических методик. Только достаточно квалифицированные люди должны использовать психодиагностические методики.

Наиболее длительное и интенсивное обучение должны пройти люди, занимающиеся индивидуальными интеллектуальными и проективными тестами.

Для использования тестов достижения, групповых интеллектуальных тестов и опросников — минимальная подготовка.

Квалификация психодиагноста проявляется:

  • в умении выбирать психодиагностические методики с учетом:
    1. цели, ради которой проводится обследование
    2. особенностей испытуемого
  • в знании теории психодиагностики, умении оценить психометрические параметры методики
  • при обследовании учитывает множество факторов, которые могут повлиять на результаты обследования и не делает поспешных выводов и не дает неоправданных результатов на основе одной методики (только в свете всей полученной информации).
  • главное, что психодиагност должен быть психологом, так как его задачей является интерпретация результатов обследования. Ошибки интерпретации приводят к ошибкам в диагнозе, следовательно, критика в адрес психодиагностики.

В настоящее время возрастает сложность психологических знаний и растет специализация в психологии. Ни один психолог не считается одинаковым специалистом во всех областях. Психолог знает границы своей компетентности.

Американцы разделяют психодиагностов, которые работают в системе учреждений (школы, вузы, центры) и которые заняты самостоятельной практической деятельностью (эти специалисты должны соответствовать более высоким требованиям профессиональной квалификации). В США введены законы о предоставлении лицензии и выдаче удостоверений психологов.

Лицензии регулируют психологическую и психодиагностическую практику, а удостоверение психолога узаконивает подтвержденное звание психолога. Для этого нужно пройти стажировку в каком-либо учреждении под руководством опытного психодиагноста в течение 1-3 лет. После этого экзамен на знание психодиагностики.

Нарушение любого пункта этического кодекса дает основание к тому, что отбирается удостоверение и лицензия. Есть еще удостоверение по специальности, выдаются специальные дипломы и издается специальный справочник со списком всех дипломированных специалистов.

2. Распространение психодиагностические методик — проводится через издателей и специальных распространителей, имеющих на это право. Психодиагностические методики не поступают в свободную продажу. Право приобретения предоставляется людям, имеющим определенную квалификацию.

Распространители должны следить, чтобы методики попадали в руки квалифицированным специалистам. Существуют специальные каталоги с требованиями, которым должны соответствовать покупатели — наличие диплома и удостоверения.

Выпускники должны иметь заказ на покупку, заверенный преподавателем (он берет ответственность на себя за использование методик).

Две цели ограничения распространения методик:

  1. неразглашение диагностических материалов
  2. предупреждение неправильного применения
  1. Контроль распространителей ограничен, поэтому основная ответственность за использование и интерпретацию лежит на самих психодиагностах (гарантом является совесть психодиагностов).
  2. Требования, касающиеся создателей и распространителей методик.
  3. Создатели:
  • нельзя выпускать методики преждевременно, они должны быть проверены и выпущены в продажу
  • недопустима реклама методики
  • некоторые методики выпускаются только для исследовательских целей, в результате получаются дополнительные данные.
  • некоторые методики должны сопровождаться руководством с достаточными сведениями для осуществления проведения и анализа результатов. Руководство должно содержать все необходимые сведения.
  • каждый автор методики должен проверять нормы методики так часто как необходимо для предотвращения ее старения.

Распространители:

  • нельзя печатать отдельные части методики или отдельные задания, так как они могут быть использованы для самооценивания индивидов, что приводит к ошибкам диагноза и признанию бесполезности методики
  • бесконтрольное распространение делает методику бесполезной для применения специалистами.

II. Обеспечение тайны личности

Использование методик касается посягательства на тайну личности — общественное мнение. Недостаточно получить только согласия испытуемого, так как он может проявить некоторые особенности, которые он не осознает, осознавая их, мог бы не согласиться. Личность не должна подвергаться диагностированию обманным путем.

Обязательно ясное понимание клиентом способов и целей использования результатов диагностики. Психологу нужно знать, что такое право на тайну — индивид сам решает в какой степени ему делиться своими мыслями, чувствами и событиями личной жизни.

Универсальные правила решения этой проблемы нет, надо опираться на совесть психодиагноста.

Цель диагностирования:

  1. индивидуальное консультирование
  2. экспертиза ради задач какого-то учреждения (например, для профотбора)
  3. научное исследование

Психодиагност не вторгается в тайну личности, в нее добровольно посвящают. Но клиент должен быть предупрежден о том, что в ходе исследования может быть получена та или иная информация (в чем сам клиент, может быть, себе отчета не отдает)

Испытуемый должен быть полностью проинформирован о способах использования результатов его диагностирования. Реальная оценка особенностей испытуемого выгодна самому испытуемому. Клиентов предупреждают, что результаты его обследования не будут использоваться в целях учреждения без его согласия.

Исследования проводятся анонимно, что обеспечивает сохранение тайны личности. Психолог должен установить доверительные отношения, контакт с испытуемым.

Два основных понятия обеспечения тайны личности:

  1. Релевантность обследования цели — обследование должно давать только ту информацию, которая необходима для цели обследования
  2. Информированное согласие — любой испытуемый должен быть уведомлен о цели, способе использования полученной информации, согласие абсолютно осознанное при полной информированности. Но нельзя раскрывать сути самой методики, знакомить с заданиями.

Особая проблема — диагностирование детей.

Безусловно, нужно получить согласие со стороны родителей ребенка или его представителей: усыновителей, попечителей… Одни методы требуют согласия только представителей (тесты достижения и способностей), другие (личностные методы) — согласие самого ребенка или его родителей. Любой индивид вправе отказаться от диагностирования.

III. Конфиденциальность результатов

Кто будет иметь доступ к результатам диагностики? Каждый индивид имеет право доступа к собственным результатам и право комментировать их для психолога. Родители несовершеннолетнего ребенка:

  • имеют право знать результаты
  • не имеют (есть противоречие с правом ребенка на тайну личности).
  • Если ребенок достиг 18 лет, родители не имеют право требовать результаты.
  • Сообщение результатов диагностики ребенка родителям — индивидуальное консультирование (подробно объяснены особенности методики родителям).
  • Без ведома и согласия испытуемого, нельзя передавать результаты обследования третьим лицам.
  • Сохранение результатов:
  • хорошо было бы сохранять в течение длительного времени в учреждении
  • иногда некоторые лица могут делать свои выводы об индивиде на основе устаревших данных о нем (возможны ошибочные выводы).

Данные, полученные много лет назад, могут использоваться с согласия самого испытуемого. Данные должны сохраняться под строжайшим контролем, что усложняется с использованием компьютерных сетей (результаты должны быть закодированы)

IV. Сообщение результатов диагностирования

Сообщение результатов диагностирования — должны быть произведены в содержательной форме, не должны передаваться в виде цифр, чисел, специфических психологических описаний. В виде психологической характеристики без использования специальной психологической терминологии, понятным языком для любого нормального человека.

Информация должна передаваться индивидуально в руки испытуемого и должна сопровождаться объяснениями, интерпретациями полученной информации.

При передаче нужно принимать специфические характеристики (эмоциональные проявления родителей, не ущемлять достоинства испытуемого) Если передать информацию без дополнительного разъяснения, то информация может принести вред испытуемому.

Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/psychodiagnostics/157-2008-08-26-15-06-01.html

Этика психодиагностики

Любая деятельность психолога-профессионала предполагает следование определенным нормам, регламентирующим в первую очередь взаимоотношения с клиентами и коллегами. Психолог несет особую ответственность за выбор нравственной позиции и принципов работы.

При проведении психоджиагностики каждый психолог должен соблюдать и этические нормы и принципы своей работы. Когда на базе психодиагностики ставится медицинский или судебно-психологический диагноз, производится конкурсный отбор или прием на работу, возникает ситуация, потенциально серьезно затрагивающая судьбы людей.

Поэтому в принципах психодиагностики заложены одновременно социально-этические требования к психологу.

Принцип Ответственность

Принцип Компетентность.

Принцип Конфиденциальность. Гарантировать сохранность информации об индивиде, которая получена психологом в ходе диагностики — первейшая обязанность психолога.

Принцип Благополучие клиента.

Принцип научной обоснованности требует от психодиагностической методики, чтобы она была, как минимум, валидной и надежной, т.е. давала результаты, заслуживающие доверия.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред клиенту.

Если диагностика проводится для конкурсного отбора, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатов диагностики для обследуемого, требующим информирования клиента о том, что и как у него будет выясняться, каковы результаты обследования, кем и как они будут использоваться.

Принцип объективности выводов требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, полученных с применением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящих тестирование или пользующихся его данными.

Принцип эффективности рекомендаций предполагает, что они должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать рекомендации, практически бесполезные или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

  • При проведении психодиагностики предлагается соблюдать следующие морально-этические нормы:
  • · человека нельзя подвергать обследованию вопреки его воле, исключая особые случаи из судебной и медицинской практики, оговоренные законом;
  • · перед тестированием нужно предупредить клиента о том, что в ходе исследования он может невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам не осознает;
  • · любой человек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могут использоваться;
  • · результаты тестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания;
  • · при тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования;
  • · главная ответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит на психологах и на лицах и организациях, пользующихся тестами.
  • Психологи, применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшем психологическом образовании или ученую степень не ниже кандидата психологических наук (или соответствующую ей), а иные лица, причастные к этой практике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.

Специфические этические проблемы возникают при психодиагностике лиц с отклонениями в развитии. На это должен обращать внимание любой психолог независимо от его специализации — клинический психолог, психолог-консультант, психолог сферы образования и особенно специальный психолог.

  1. Вопрос о необходимости информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением.
  2. Вопрос об изменении образа Я клиента.
  3. Вопрос о понимании границ своей компетентности
  4. Вопрос о толерантности психолога

Вопрос о дефект-центризме связан с низкой профессиональной компетентностью или профессиональной деформацией специалиста. Самым ярким примером является подход к клиенту как к объекту — носителю определенного симптома, составной части синдрома. Такое отношение не подразумевает ценностного и целостного подхода к личности клиента, к системе его жизненных отношений.

Широкое понимание этики — в определении ее как самоанализа и систематического осмысления предпосылок и следствий профессиональных действий, затрагивающих других людей и самого профессионала.

Практика показывает острую актуальность формирования у будущего психолога и общих этических убеждений, и способности вникать в специальные этические вопросы в отдельных направлениях своей деятельности.

Однако изучение этики не должно ограничиваться когнитивной составляющей, сюда обязательно должны включаться обучение по моделям, тренировка эмпатии, развитие умения делать логичные выводы и т.д.

Источник: https://studbooks.net/1607221/psihologiya/etika_psihodiagnostiki

Этические нормы работы психодиагноста

  • Исходя из того, что психодиагностическое обследование представляет собой социальное взаимодействие «экспериментатор — испытуемый» и ориентировано на достижение позитивной социальной цели, в организации и проведении психологического обследования обязательно соблюдение профессионально — этических норм психодиагностики.
  • Этические нормы психодиагностики — это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц.
  • Они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, являются кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста, принимающего участие в проведении психодиагностического исследования.

Морально — этические принципы психолога — диагноста являются частью совокупности общечеловеческих норм, регламентирующих поведение личности в соответствии с требованиями долга, моральной обязанности по отношению к обществу, честности, принципами гуманизма и т.д.

Вместе с тем, профессиональная деятельность психолога наряду с указанными выше общими требованиями предъявляет и ряд требований специфического характера, вытекающих из особенностей самой психодиагностической деятельности.

В своей работе психолог-практик обязан руководствоваться профессионально-этическими нормами, выражающимися в этических принципах:

1) Принцип соблюдения тайны. Деятельности практического психолога, как и многим другим видам деятельности свойственна профессиональная тайна — следование правилу, согласно которому определенная информация может быть известна только узкому кругу специалистов.

Этого требуют интересы клиента, а также самого психолога. Это задача не простая. Позиция и статус психолога в системе профессиональной коммуникации таковы, что он обязан предоставлять определенную психологическую информацию. Под этим видом могут предъявляться требования и относительно персональной информации.

Профессиональный долг психолога не позволяет ему предоставлять информацию о клиенте большинству должностных лиц. Прежде всего, психолог отстаивает права своего клиента, и конфиденциальность является их существенной частью.

Соблюдение профессиональной тайны отражает принцип конфиденциальности, который разделяют все психологи мира. В то же время профессиональная тайна и конфиденциальность имеют свои границы.

Если клиент сообщил какую-либо информацию о возможной опасности для своей жизни, здоровья, благополучия или жизни других людей, то психолог примет меры для ее предотвращения. А это может потребовать вмешательства других людей и разглашения информации.

Например, психолог не может оставить без внимания сообщение о задуманном самоубийстве, преступлении или побеге ребенка из дома. О возможности обсуждать проблему клиента с коллегами, также сообщается на начальной стадии работы. В группе психолог прикладывает усилия к формированию таких групповых норм, которые создают атмосферу конфиденциальности;

2) Принцип ненанесения ущерба — один из основных принципов деятельности практических психологов, предполагающий, что результаты, полученные в ходе взаимодействия с клиентом, ни в коем случае не должны причинить ему вред. Этот принцип имеет медицинское происхождение. Он призывает психолога к сдержанности и даже известному консерватизму во всем, что затрагивает здоровье, социальное положение и способность человека решать свои проблемы.

· Клиент может быть травмирован в процессе общения с психологом в результате получения ошеломляющей его информации о себе, своем поведении, с которой он не знает, что делать. Он может укрепиться в мысли о невозможности найти нужную ему помощь.

  1. · Неправильные действия психолога могут сформировать зависимость и пассивность клиента.
  2. · Вред может быть нанесен неосторожным поведением психолога с людьми, которые имеют власть над клиентом, и могут употребить во зло все, что они узнали из общения с психологом.
  3. · Психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным научным стандартам.
  4. Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека;

3) Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов;

4) Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Он предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения достоверности исследования;

5) Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Психолог проявляет доброжелательное отношение, умение слушать, понимать, осмысливать, относиться серьезно к неприятностям и проблемам клиента;

6) Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации должны быть обязательно полезны для того, кому даются;

7) Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений предполагает, что психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности. Он должен четко представлять границы своих профессиональных возможностей, применять только проверенные методы работы.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s26324t5.html

    1. Этика и ответственность психолога-диагноста

Психолог несет
ответственность за соблюдение интересов
обследуемого лица, за обеспечение его
психологического комфорта на всех
этапах психодиагностического обследования,
закрепленную в форме определенных норм
и правил профессионального поведения.
В основе профессиональной этики –
признание права каждого человека на
неприкосновенность его психики, его
души. Психолог-диагност должен уважать
достоинство, права и свободы личности,
религиозные и моральные убеждения
обследуемого, учитывать их при организации
и проведении исследования, подборе
методических средств. В психодиагностическом
обследовании не допустима дис­криминация
по признаку социального происхождения,
национальной принадлежности, материальной
обеспеченности, сексуальной ориентации
и т. п.

Соблюдение этических
норм психодиагноста обеспечивается
требованиями, которые предъявляются к
принципам работы психолога, к его
личностным и профессиональным качествам
и к инструментарию.

К основным принципам
работы психолога можно отнести:

  • принцип
    ответственности;

  • принцип
    компетентности;

  • принцип
    безоценочности;

  • принцип
    конфиденциальности.

Принцип
ответственности
предполагает
ответственность психолога-диагноста
за сохранение психического и физического
здоровья, эмоционально-соматического
комфорта, социального благополучия
обследуемого в процессе диагностики.
Психолог-диагност отвечает за соблюдение
интересов обследуемого на протяжении
всего обследования – от постановки
задачи, организации и проведения
исследования до обработки полученных
ре­зультатов и интерпретации. Если
психодиагностическое обследование
сопровождается каким-либо временным
ущербом и вызывает ощущение
эмоционально-соматического дискомфорта,
например, вследствие использования
неприятных эмоциогенных воздействий,
то психолог не должен оказывать давление
при принятии решения об обследовании.
К психодиагностическим процедурам
привлекаются только те, кто дал
добровольное согласие. В случае
несовершеннолетия обследуемого
психодиагност получает согласие на его
участие в обследовании у родителей или
опекунов. Психодиагност должен быть
готов спокойно принять отказ обследуемого
от участия в работе на любом этапе и с
уважением относиться к его причинам,
мотивам, интимным переживаниям, чувству
собственного достоинства.

Психодиагност не
ограничивает свободу обследуемого,
который может прекратить психодиагностическую
работу или обратиться за консультацией
к другому психологу или иному специалисту.
Он поддерживает у обследуемого способность
самостоятельно принимать решения
относительно дальнейшего совместного
разрешения проблем и не вмешивается в
действия, предпринимаемые другими
специалистами. Однако он может отказаться
продолжать психодиагностические
процедуры, если они одновременно
осуществляются другими специалистами
или коллегами-психологами.

Если ход обследования
требует маскировки или искажения
истинных целей и задач, то психолог
должен убедиться, что это не приведет
к заметному и длительному ущербу.
Необходимость искажения целей
исследования, инструкций должна быть
раскрыта после окончания экспериментальной
программы. Психолог-диагност несет
ответственность за точность и
объективность психологического диагноза,
за адресность его использования, за
недопустимость использования полученных
сведений во вред обследуемого. Особая
ответственность ложится на психодиагноста
при написании психологического
заключения, нередко играю­щего решающую
роль в судьбе обследованного лица.
Письменная характеристика требует
чрезвычайной осторожности и сдержанности
в изложении и интерпретации полученных
результатов. В данном случае необходимо
учитывать особенности не только научного,
но и обыденного понимания ряда
психологических категорий, например
таких, как дезадаптированный, умственно
отсталый, задержка психического развития
и т. п. Ответственность психолога-диагноста
распространяется и на форму передачи
психологических сведений. Результаты
и рекомендации передаются в терминах,
понятных заказчику и не допускающих
многозначности трактовок или домыслов.

Профессиональный
статус психолога определятся не только
личными особенностями и способностями,
но и квалификацией, отражающей уровень
выполнения про­фессиональных
обязанностей. Принцип
компетентности
предполагает,
что психодиагностическое обследование
всегда выполняется квалифицированным
психологом, имеющим базовое высшее
психологическое образование. Он
ориентирует психодиагноста на каждодневную
практическую работу в соответствии с
научными принципами, установленными
закономерностями развития и проявлений
психики и научно обоснованным личным
опытом. Компетентность психодиагноста
определяется тем, насколько он осведомлен
в современных научных исследованиях в
своей области и способен поддерживать
на высоком уровне свои профессиональные
знания и умения.

Психолог-диагност
должен постоянно осознавать свою
компетентность и ее границы. Психодиагност
берется за решение только тех задач и
вопросов, которые входят в сферу его
профессиональной компетенции. Поэтому
стремление к повышению и совершенствованию
своих знаний, методической оснащенности
своей работы естественная профессиональная
потребность психодиагноста, которая
может быть реализована самыми различными
способами: самостоятельное совершенствование,
участие в конференциях, симпозиумах и
съездах психологов, участие в работе
общества психологов, написание монографий,
статей, методических пособий и руководств
и т. д.

Психодиагност в
совершенстве владеет навыками
психодиагностической беседы, наблюдения
и тестирования, то позволяет ему не
только эффективно решать поставленную
задачу, но и поддерживать у обследуемого
чувство удовлетворения от общения со
специалистом.

Профессионализм
психолога-диагноста проявляется в том,
что он не позволяет вовлечь себя в
профессионально неясную ситуацию,
например, согласиться на проведение
исследования с не уточненными целями
и способами использования полученных
сведений или на организацию экспериментальной
работы, где его роль или функции окажутся
неуместными или двусмысленными.

Психодиагност
соблюдает особую осторожность, чтобы
его обещания не вызвали необоснованных
ожиданий у клиента, осуществить которые
он профессионально не способен. Заказчик
должен заранее получить представление
о профессиональных возможностях
психолога, пределах его компетентности
и доступности решения поставленных
задач.

Профессиональная
компетентность психолога-диагноста
нередко рассматривается как компонент
диагностического процесса, такой же
важный, как научно обоснованный выбор
психодиагностических средств.
Профессиональная компетентность
основывается на владении специфическими
психологическими знаниями, позволяющими
дать надежное, объективное заключение,
в том числе знаниями по общей, возрастной,
дифференциальной, социальной и специальной
психологии, а также по психопатологии
и психиатрии.

Профессиональная
компетентность психодиагноста во многом
основана на общенаучных и общекультурных
знаниях, которые определяют широту его
взглядов. Глубина социального видения
необходима для объяснения многих форм
поведения человека.

В. К. Гайда выделил
пять сфер знаний, необходимых
психодиагносту:

  • знания об условиях
    принятия заказа на исследование;

  • знание условий
    (фоновых причин), вызывающих изменения
    в поведении;

  • технологические
    знания;

  • знания о возможных
    изменениях в поведении под влиянием
    диагностического процесса;

  • сравнительные
    знания.

В процессе
диагностики психолог-диагност реализует
еще один принцип – принцип безоценочности
и беспристрастности. Психодиагност
выполняет свои обязанности независимо
от того, какое субъективное впечатление
производит обследуемый своим внешним
видом, умозаключениями, социальной
позицией, независимо от его индивидуальной
истории жизни и пережитых событий. На
психодиагностическую гипотезу,
объективность психологического
заключения не должны влиять сходство
личностных свойств, близость
психологических, религиозных, культурных
и социальных установок, В процессе
диагностики психолог не дает опенки ни
высказываниям, ни стилю работы, ни
состоянию психических функций. При
написании заключения психодиагност
избегает употреблять выражения «хорошая
память», «хорошие способности», «плохой
характер», «плохой интеллект» и т. п.

Принцип
конфиденциальности играет важную роль
в работе психолога. Уважение и доверие
к психологу со стороны обследуемого
или коллектива определяются прежде
всего тем, насколько сохраняется в тайне
психологическая информация. Данный
принцип предполагает неразглашение
результатов диагностики без персонального
согласия на это диагностируемого.
Материал, полученный психологом в
процессе психодиагностического
обследования или консультирования на
основании доверительных отношений, не
должен случайно и тем более сознательно
разглашаться. Психодиагност информирует
обследуемого, о том, какая информация
и в каком объеме может быть передана
заказчику или раскрыта в общении с
другими специалистами. В случае
необходимости, например при разрешении
конфликтов между педагогом и учащимися,
при определении профес­сиональной
компетентности конкретного члена
коллектива, результаты психодиагностического
обследования могут афишироваться таким
образом, чтобы не скомпрометировать ни
обследуемого, ни заказчика, ни самого
психолога, ни психологическую науку в
целом. Форма передачи и объем информации
заранее продумываются психологом с
учетом адресата, индивидуальных
особенностей самого обследуемого я
специфики ситуации.

Если психодиагностическое
обследование проводится по заказу, то
психолог предварительно согласовывает
с заказчиком круг лиц, имеющих доступ
к материалам, содержащим психологическую
информацию об обследуемых. Согласовываются
также ее форма (письменные характеристики,
сводное таблицы, компьютерный вариант),
место и длительность хранения.

При опубликовании
результатов психологических исследований
психолог обязан изменить фамилии
участников обследования или использовать
известный только ему код.

Однако в работе
психолога-диагноста встречаются случаи,
когда принцип конфиденциальности может
быть нарушен. Это происходит прежде
всего тогда, когда полученные сведения
или наблюдаемое поведение указывают
на опасность для жизни самого обследуемого
или окружающих людей (использование
наркотиков, готовность к совершению
самоубийства и т. п.).

При тестировании
несовершеннолетних детей следует
принимать во внимание тот факт, что
родители могут обратиться к психологу
за результатами тестовых заданий своего
ребенка. Такое требование может означать
конфликт с собственным правом ребенка,
особенно старшего возраста, на сохранение
в тайне индивидуальных психологических
данных. В данном случае вопрос заключается
не столько в том, сообщать или не сообщать
родителям сведения о проблемах ребенка,
известных психологу, сколько в том, как
это сделать, не причинив вреда ребенку.
При этом психологу чрезвычайно важно
сохранить доверие ребенка, не разрушить
сложившихся доброжелательных
взаимоотношений с ним.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Одной из важнейших так называемых технических ошибок можно считать выбор неадекватных диагностических методов. Это может быть связано с использованием методов или методик, непригодных для решения поставленной задачи, не соответствующих требуемому уровню валидности и надежности. Часто это происходит с использованием методов экспресс-диагностики. Основными причинами могут быть: недостаточное владение техникой проведения выбранной методики, плохое знание ее псиометрических свойств, неоправданное использование одной и той же (симпатичной диагносту) методики при решении абсолютно разных диагностических задач, а также стремление сэкономить время.

Еще одной ошибкой может быть принятие неправильных диагностических решений. Подобного рода неточности могут возникать вследствие неверной интерпретации диагностических показателей. Например, когда психолог делает вывод по результатам лишь одной шкалы или  суб-шкалы методики, игнорируя при этом показатели других шкал (методики СЖО, ММРI). Эти ошибки могут быть вызваны недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях, а также переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.

Значительное количество ошибок происходит на этапе  сообщения обследуемому результатов тестирования. Назовем это некорректным сообщением психодиагностических результатов. Эта ошибка, по мнению И. Л. Соломина, может проявляться, во-первых, в преждевременном изложении результатов тестирования без предварительной работы с клиентом; во-вторых, в передаче клиенту заключения в письменном или компьютерном виде; в-третьих, в некорректном языке описания личности при сообщении результатов тестирования.

* * *

Существуют различные способы получения психологической информации о личности, которые условно можно обозначить как объективный, субъективный и проективный. Каждый из способов обладает своими преимуществами и ограничениями при использовании в практической деятельности психолога. Надежность психологической информации обеспечивается комплексным исследованием.

Необходимость изучения психологической диагностики личности связана с усилением роли человека как субъекта жизненных достижений, а также с потребностью человека в самопознании, которая возрастает в условиях социально-экономических трансформаций.

  • Основными элементами структуры международного договора являются найдите ошибку
  • Основными факторами способствующими возникновению ошибок являются
  • Основными способами защиты населения от сдяв являются найдите допущенную ошибку
  • Основными причинами возникновения врачебных ошибок могут быть
  • Основными источниками внутренних отказов являются ошибки