Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок где ошибка

Размещено 3 года назад по предмету
Русский язык
от katrusy2002

В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости Устраните этот недочет
Подавляющее количество заданий было выполнено.
Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок

  1. Ответ на вопрос

    Ответ на вопрос дан
    LLoo8

    Ответ:

    Подавляющее большинство заданий было выполнено.

    Особый интерес ученики проявили к выставке школьных поделок

    Объяснение:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Ответы по русскому языку

Задания с ответами к лабораторным работам по русскому языку

Задание 1. Определите значение следующих слов. Составьте словосочетания.

  1. 1. Абонемент – право пользования чем-либо в течении определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право. Библиотечный документ. Абонент – тот кто имеет абонемент. Абонент телефонной сети.

Абстракция – мысленное отвлечение от тех или иных сторон, отвлечённое понятие, теоретическое обобщение. Абстракция материи.

Аксиома – положение, принимаемое без доказательств в качестве исходного для данной теории. Неоспоримая истина. Аксиома геометрии.

Аллегория – иносказание. Содержащий аллегорию.

Альманах – непериодический  сборник произведений литературно-художественного, исторического и публицистического характера различных авторов-современников. Альманах кинопутешественников.

Амплуа – специализация актёра на положение ролей. Амплуа комика.

Апогей – высшая ступень, наивысший расцвет чего-либо. В апогее славы.

Апостроф – надстрочный знак в виде запятой. Поставить апостроф.

Апофеоз – прославление, торжественное завершение мероприятия. Апофеозом в концерте было… .

Ассоциация – объединение лиц или учреждений одного рода деятельности. Ассоциация научных работников.

Баллотироваться – выставлять свою кандидатуру. Баллотироваться в депутаты.

Беллетристика – художественное повествовательная литература. В этом магазине одна беллетристика.

Вираж – поворот. Крутой вираж.

Виртуоз – человек, достигший высокой степени мастерства в каком-либо деле. Виртуоз в цирке.

Витраж – картина или узор из цветных стёкол. Цветной витраж.

Габарит – предельные внешние очертания предметов. Габарит железнодорожного состава.

Гамма – последовательная смена каких-либо явлений. Гамма красок.

Гарантия – ручательство, порука в чём-либо. Часы с гарантией.

Гипотеза – всякое предположение, догадка. Строить гипотезы.

Глашатай – тот, кто провозглашает, утверждает что-либо. Глашатай правды.

Гравёр – специалист по гравировке. Высококлассный гравёр.

Гравюра – рисунок, вырезанный гравером на гладкой поверхности какого-либо материала. Гравюра на дереве.

Задания для лабораторных работ по русскому языку

  1. Дебатировать – обсуждать какой-либо вопрос. Дебатировать вопрос.

Дебют – первое выступление на каком-либо поприще. Удачный дебют.

Декларация – название некоторых официальных документов. Торговая декларация.

Дилемма – положение, при котором выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. Перед нами встала дилемма.

Дилетант – любитель, тот кто занимается чем-либо без специальной подготовки. Дилетант в этом вопросе.

Дубликат – второй экземпляр какого-либо документа, имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником. Дубликат накладной.

Закоснелый – застарелый. Закоснелая привычка.

Закостенелый – отвердевший. Закостенелые пальцы.

Заурядный – обыкновенный, посредственный. Заурядные способности.

Имитация – подделка подо что-либо. Имитация голоса.

Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания значимости какого-либо слова. Инверсионная речь.

Инцидент – случай, происшествие. Пограничный инцидент.

Каламбур – остроумная шутка. Плохой каламбур. Игра слов.

Кампания – работа, проводимая в определённый период для осуществления какой-либо важной задачи. Летняя кампания.

Кардинальный – главный. Самый существенный. Кардинальный вопрос.

Клише – избитое, ходячее выражение. Печатная форма для воспроизведения иллюстраций. Цинковое клише.

Когорта – крепко сплочённая общими целями группа людей. Военная когорта.

Колосс – статуя, колонна. Колосс Родосский.

Коммюнике – официальное правительственное сообщение по международным вопросам. Услышать коммюнике по радио.

Компания – общество, группа лиц, проводящих вместе время или чем-либо объединённых. Шумная компания.

Компетентный – знающий, основанный на осведомлённости. Компетентный сотрудник.

Косный – тяготеющий к чему-либо привычному, отсталый. Косный ум. 

  1. Ландшафт – часть земной поверхности, для которой характерно определённое сочетание рельефа, климата и т.п. Горный ландшафт.

Лаконичный – отличающийся лаконизмом, немногословный, краткость, сжатость речи. Лаконичный ответ.

Лейтмотив – основная мысль, неоднократно повторяемая и подчёркиваемая. Лейтмотив книги.

Лексикон – запас слов и выражений. Ограниченный лексикон.

Лучезарный – полный света, сияния, блеска. Лучезарная улыбка.

Марево – дымка, туман. Белёсое марево.

Маринист – художник, рисующий марины (морской вид). Талантливый маринист.

Меморандум – дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-либо вопрос. Предъявить меморандум представителю.

Мемуары – записи людей  о событиях прошлого, в которых они участвовали или наблюдали. Они пишут свои мемуары.

Мизерный – ничтожно малый, очень скудный. Мизерный процент.

Миссия – поручение, задание. Тягостная миссия.

Мораторий – отсрочка платежей, следствие каких-либо чрезвычайных обстоятельств, устанавливаемая правительством. Объявить мораторий.

Мотель – гостиница для автотуристов. Придорожный мотель.

Нарочитый – умышленный, подчёркнутый, показной. Нарочитое безразличие.

Невежа – грубый, невоспитанный человек. Круглый невежа.

Невежда –необразованный, малосведущий человек. Невежда в музыке.

Нивелировать – уничтожить, сгладить различия между кем-, чем-либо. Он хочет нивелировать нас.

Нигилист – человек, отрицательно относящийся ко всему общепризнанному. Этот человек был нигилистом. 

  1. Обаяние – притягательная сила, исходящая от кого -, чего-либо; очарование. Обаяние женщины.

Обоняние – способность к восприятию и различению запахов. Тонкое обоняние.

Огульный – касающийся всех, всего подряд, без разбора. Огульная характеристика сотрудников.

Околица – окраина селения. Жить на околице.

Оптимальный – наиболее благоприятный, наилучший. Оптимальный вариант.

Ореол – атмосфера, обаяние славы, почёта и т.п., окружающие кого -, что-либо. Окружённый ореолом славы.

Осенять – внезапно появиться, возникнуть, прийти на ум. Осенила мысль.

Оснастка – совокупность снастей, которыми оборудовано судно. Судно с прекрасной оснасткой.

Острастка – угроза или наказание в предупреждение возможных проступков. Дать острастку.

Палитра – совокупность красок, красочный сочетаний в отдельной картине, в творчестве художника, совокупность выразительных средств какой-либо области искусства. Богатая палитра.

Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с обычным, противоречащим здравому смыслу.

Педант – человек излишне строгий в выполнении всех формальных требований. Сверхъестественный педант.

Плеяда – группа выдающихся деятелей на каком-либо поприще в одну эпоху. Плеяда русских поэтов.

Поделка — мелкое изделие, изготовленное ручным способом. Поделки из кости.

Подоплёка – действительная, но скрытая причина, основание чего-либо. Тайная подоплёка.

Постскриптум – приписка в конце письма после подписи. P.S. В каждом его письме был постскриптум.

Преемник – продолжатель чьей-либо деятельности, каких-либо традиций; последователь. Он был его преемником.

Прецедент – случай, имевший место в прошлом и служащий примером или оправданием для последующих случаев подобного рода. Поучительный прецедент.

Приоритет – преобладающее, первенствующее значение чего-либо. Уступить приоритет.

Прозорливый – проницательный, умеющий предугадывать. Прозорливый человек. 

  1. Расселина – глубокая трещина, узкое ущелье. Упал в расселину.

Расщелина – большая щель, трещина в чём-либо. Открылась расщелина.

Ратификация – утверждение верховным органом государственной власти страны международного договора, заключенного её уполномоченным. Вчера состоялась ратификация договора.

Скрупулёзный – точный до мелочей, чрезвычайно тщательный. Скрупулёзный разбор.

Титульный – являющийся титулом. Заглавие книги. Первая страница книги. Титульный лист.

Фиктивный – являющийся фикцией (видимость чего-либо), мнимый. Фиктивный брак.

Фимиам – восторженная похвала, лесть; вещество для курения. Курить фимиам.

Форсировать – усилить, ускорить. Форсировать стройку.

Форум – широкое представительное собрание. Всемирный форум.

Щепетильный – строго, до мелочей принципиальный в отношениях. С кем-либо или по отношению к чему-либо. Щепетильный человек.

Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равносильное другому. Эквивалент данного решения.

Экскурс – отступление от главной темы для освещения дополнительного вопроса. Экскурс в область математики.

Экслибрис – книжный знак, ярлык на внутренней стороне переплёта или обложки книги, указывающий владельца книги. Гравюрный экслибрис.

Экспромт – речь, остроумный ответ, произнесенные без предварительного обдумывания. У него получился неплохой экспромт.

Эстетика – система чьих-либо взглядов на искусство или на какой-либо его вид. Красота, художественность чего-либо. Эстетика Пушкина.

Этика – нормы поведения, мораль человека, общественной или профессиональной группы. Врачебная этика.

Эффектный – производящий сильное впечатление. Она была эффектна.

Эффектный стиль поведения.

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении слов с отвлеченным и конкретным значением.

  1. Керн в памяти Пушкина осталась лишь мимолётным видением.
  2. В Риге выявлен притон наркоманов.
  3. Когда Русь была раздроблена, её смогло покорить татаро-монгольское войско.
  4. Чем отличается холерик от других типов темперамента?
  5. Я хочу выучить языки так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного или прибалтийского язычного населения.
  6. В парке стоит памятник архитектуры.
  7. Почти все изделия безымянны, только некоторые имеют авторов. Почти все изделия, за исключением некоторых, не имеют авторов.
  8. Павел – в первых рядах строителей узкоколейки.

Задание 3. С данными словами-паронимами составьте словосочетание.

  1. Бережное отношение; бережливый человек; бракованный шкаф, браковочный цех; веский аргумент, весомый вклад в общее дело; выборный орган; выборочная проверка; осиное гнездо; птичье гнездовье; драматичный актёр; драматичный эпизод; жилищный вопрос; жилой дом;

задерживать нарушителя; сдерживать эмоции.

  1. Изготовить мебель; приготовить обед; мифический образ; мифологический герой; основание города; обоснование заявления; особый случай; особенный праздник; подменить сотрудника; заменить деталь; представить к награде; предоставить отпуск; романтичный юноша; романтический круиз; эффектный мужчина; эффективный процесс. 

Задание 4. Объясните различия между приведёнными паронимами, составьте словосочетание  с каждым из них.

  1. Факт – истинное событие, явление. Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер. Действительный факт. Фактор времени.

Проблемный – содержащий в себе проблему. Проблемный вопрос.

Проблематичный – предположительный, недоказанный, сомнительный. Проблематичное решение.

Стилевой – совокупность характерных признаков, особенностей. Стилевые поправки.

Стилистический – значение такое же, так как также является прилагательным к слову стиль, кроме того стилистический – относящийся к стилю изложения. Стилистические особенности романа. Стилистическое своеобразие.

Сытый – вполне утоливший свой голод. Сытый человек.

Сытный – хорошо насыщающий (о еде, пище). Сытный обед.

Методичный –строго последовательный. Методичный огонь по противнику.

Методический — прилагательное и методика. Методический план.

Статичный – нет движения, действия, развития. Статичная форма.

Статический – относящийся к статике. Статическая теория.

Командированный – находящийся в командировке. Командированный сотрудник.

Командировочный – относящийся к командировке. Командировочные расходы.

Одеть – облечь в какую-либо одежду. Одеть ребёнка.

Надеть – прикрепить какой-либо предмет на что-либо. Надеть очки.

Целый – неразрушенный, непорванный, неповреждённый. Целый и невредимый. Целая группа.

Цельный – не составной, из одного вещества, неразбавленный, натуральный. Цельная полоса железа. Цельное вино. 

  1. Абонент- тот кто имеет абонемент. Абонент телефонной связи.

Абонемент – право пользования чем-либо. Библиотечный абонемент.

Боязно – страшно. Боязно в холодной воде.

Боязливо – склонность с боязни, несмелость, робкость. Боязливо оглянуться назад.

Неприглядный – непривлекательный на вид, невзрачный. Неприглядный вид.

Непроглядный – ничего нельзя разглядеть. Непроглядная тьма.

Осудить – признав виновным, вынести приговор. Осудить виновного.

Обсудить – всесторонне рассмотреть, обдумать. Обсудить вопрос.

Цветной – окрашенный в какой-либо цвет. Цветной карандаш.

Цветовой – прилагательное и цвет. Цветовая гамма.

Фасонный – сделанный по определённому образцу. Фасонный профиль.

Фасонистый – щеголеватый, франтоватый. Фасонистый юноша.

Нетерпимый – такой, что нельзя терпеть, с которым нельзя мириться. Нетерпимый поступок.

Нестерпимый – невозможно стерпеть, невыносимый. Нестерпимая боль.

Личный – принадлежащий данному лицу. Личная собственность.

Личностный – относящийся к личности. Личностной фактор.

Глинистый – содержащий глину. Глинистый берег.

Глиняный – сделанный из глины. Глиняный кувшин. 

Задание 5. Все слова разделите на две группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый — масляный.

Масленый – взгляд, глаза, голос, лицо, речь, руки, слова, улыбка, бумага.

Масляный – бак, запах, картина, краска, лак, лампа, лужа, плёнка, портрет, пятно. 

Задание 6. Выберите из приведённых паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

  1. Перед нами встал вопрос.
  2. Отчёт предоставляется в двух экземплярах.
  3. Актёр играл главную роль.
  4. Девочка надела маскарадный костюм.
  5. Преподаватель провёл опрос студентов.

В данных предложениях выбор правильного слова диктуется его точным лексическим значением. 

Задание 7. В приведённых предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочёт.

  1. Половина игры уже прошла.
  2. Все дети очень обрадовались.
  3. Внеклассная работа имеет положительное значение в развитии детей.
  4. Этот актёр уже давно заслужил славу у зрителей.
  5. Значительное количество заданий было выполнено.
  6. Особый интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

Задание 8. Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.

Лексическая сочетаемость нарушена намеренно:

живой труп, обыкновенное чудо, очевидное – невероятное, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Лексическая сочетаемость нарушена в результате незнания истинного значения слова:

Три единственные дочери, большая или меньшая половина, зайтись лёгким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу.

Задание 9. Назовите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.

  1. Одержать успехи = одержать победу + добиться успехов.
  2. Оказать внимание = оказать помощь + уделить внимание.
  3. Поставить вечер, концерт = организовать вечер.
  4. Потерпеть потери = понести потери + потерпеть поражение.
  5. Поднять тост = поднять бокал.
  6. Играть значение = иметь значение + играть роль.
  7. Оказать вред = нанести вред + нанести ущерб.
  8. Брать, взять ставку на что-нибудь = поставить на кон.
  9. Занять звание чемпиона = стать чемпионом + заслужить звание чемпиона.
  10. Защитить степень = получить степень + защитить диссертацию.
  11. Производить воздействие = оказать воздействие.
  12. Возглавить идеи = выдвинуть идеи. 

Задание 10. С приведенными синонимами (иноязычными и русскими) составьте словосочетания и отметьте смысловые и стилистические различия.

  1. Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты труда предназначены для внутреннего потребления. Публицистический стиль.

Естественное поведение – нормальное, обычное поведение. Разговорный стиль. Литературно-художественный стиль.

Фальшивый документ – поддельный, ненастоящий документ. Разговорный стиль.

Искусственный – сделанный наподобие настоящего, природного. Искусственный глаз. Научный стиль. Присуща многостильность.

Вакуум – состояние заключенного в сосуд газа, имеющего давление значительно ниже атмосферного. Научный стиль. В этом сосуде образовался вакуум.

Пустота – ничем не заполненный. В комнате было пусто. Пустота в душе. Душевная пустота – не способный мыслить, чувствовать. Разговорный стиль, литературно-художественный.

Антогонистический – непремиримо враждебный. Антогонистические классы. Публицистический стиль.

Враждебный – полный неприязни ненависти. Враждебный взгляд. Литературно-художественный стиль, разговорный стиль.

Вибрировать – находится в состоянии вибрации. От шума стекла вибрировали. Научный стиль.

Дрожать – трястись, сотрясаться, испытывать дрожь. Дрожать всем телом. Литературно-художественный, разговорный стили.

Дискутировать – публично обсуждать какой-либо спорный вопрос. Дискутировать по важной проблеме. Публицистический стиль.

Спорить – возражать кому-либо, доказывать что-либо. Спорить о литературе. Разговорный, литературно-художественный стили. 

  1. Демонстрировать – представить для обозрения, публично показать. Демонстрировать новые достижения. Публицистический стиль.

Показывать – представить для разглядывания, указать на кого-то, что-либо. Показать новый график работы. Разговорный, литературно-художественный стили.

Дистанция – расстояние, промежуток между чем-либо. Длинная дистанция. Научный стиль.

Расстояние – пространство, разделяющее два пункта, предмета. Близкое расстояние. Разговорный, литературно-художественный стили.

Оптимистический — (оптимистика) проникнутый оптимизмом, бодрое и радостное мироощущение. Оптимистическое мироощущение. Оптимистические прогнозы. Публицистический, научный стили.

Жизнерадостный – радующийся жизни. Жизнерадостная улыбка. Разговорный, литературно-художественный стили.

Индифферентный – безразличный. Индифферентный раздражитель. Научный стиль.

Равнодушный – безучастный к окружающему, происходящему. Равнодушный человек. Разговорный стиль.

Монолитный – сплочённый. Монолитный коллектив. Публицистический стиль.

Единый – цельный, неразделимый. Единое государство. Один и тот же, общий, одинаковый. Единое мнение. Присуща многостильность. 

Задание 11. С помощью толковых словарей ответьте на следующие вопросы.

  1. Что общего между словами рынок и базар? Чем они различаются.

Рынок и базар. Общий смысл – место торговли. Различие. Рынок – сфера товарного обращения, товарооборота. Пример: внешний рынок, мировой рынок. Базар – беспорядочный говор, крик, шум (в разговорной лексике). 

  1. В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких — кушать? Можно ли сказать: По утрам я кушаю только творог?

Кушать – в первом лице не употребляется (в литературной речи). По утрам я ем только творог. 

  1. Как правильно; Мой отец — по профессии терапевт, а по специальности врач или Мой отец — по профессии врач, а по специальности терапевт?

Мой отец – по профессии врач, а по специальности терапевт. 

  1. Как правильно: Завтра я не сумею к тебе зайти или завтра я не с могу к тебе прийти? Чем различаются глаголы суметь и смочь, зайти и прийти?

Завтра я не смогу к тебе прийти.

Зайти – идя, по пути побывать где-либо, посетить кого-либо, уйти далеко, подойти не прямо, а со стороны.

Прийти – достичь какого-либо места, появиться где-либо.

Суметь – оказаться достаточно умелым для чего-либо.

Смочь – получить возможность сделать что-либо. 

  1. Можно ли спросить: Кем трудится твоя мама?

Кем работает твоя мама?

Трудиться – работать для кого-либо, над чем-либо; а в данном предложении стоит вопросительное слово – кем. 

  1. Правильно ли сказано: Сегодня мы с супругом обязательно пойдем в кино?

Сегодня мы с супругом обязательно пойдём в кино (сказано правильно). 

  1. Можно ли так сказать: В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы? Чем различаются слова педагог, учитель и преподаватель?

В нескольких городских школах учителя иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы.

Педагог – лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой как профессией.

Учитель – тот, кто преподаёт какой-либо учебный предмет в школе.

Преподаватель – тот, кто занимается преподаванием в высшей или средней школе. 

  1. Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинник и новорожденный? Кто такой юбиляр?

            В день рождения человека на свет – новорожденный.

            Юбиляр – лицо, учреждение, город и т.п., юбилей которого празднуется (обычно исчисляется десятилетиями, столетиями и т.п.).

Именинник – человек в день своих именин (личный праздник кого-либо, приходящийся на день, в который церковь отмечает память одноимённого святого). 

Задание 12. Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

  1. Милая, добрая, отзывчивая – так говорили о ней все.
  2. Это качество свойственно всем писателям.
  3. Строительство школы не должно останавливаться на мёртвой точке.
  4. Питательная маска улучшает кожу.
  5. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой стороны, даже выше интересов государства.
  6. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к конкурсу больше участников. 

Задание 13. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения. 

  1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

О автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

  1. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.

В институте разработаны новые методики по этой проблеме.

  1. Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

Больной был немедленно госпитализирован.

  1. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера.

Фирма объявила о вакансии на место главного бухгалтера.

  1. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.

До сих пор неизвестно, кто же автор этого уникального творения.

  1. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны.

Уже в начале его творческого пути обозначились сильные и слабые стороны.

  1. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Между природой и человеком уже не существует разницы.

  1. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных произведений.

  1. У нее были очень огромные глаза.

У неё были огромные глаза.

  1. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.

  1. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.

Необходимо реалистично взвесить наши экономические шансы. 

Задание 14. Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.

Допустимы следующие словосочетания:

Информационное сообщение;

вечерняя серенада;

экспонаты выставки;

народный фольклор;

прейскурант цен;

для проформы;

монументальный памятник;

необычный феномен;

реальная действительность;

период времени;

огромная махина. 

Задание 15. Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.

  1. Абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, кампания, контекст, кворум, меморандум, регресс, стереотип.
  2. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный, позитивный, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный.
  3. Альтруизм, апелляция, апогей, имитировать, манкировать, приоритет, тарифицировать, филигранный, формальный, эксцентричный. 
  1. Абитуриент – тот, кто оканчивает среднюю школу. Выпускник.

Абориген – коренной житель страны, какой-либо местности. Местный долгожитель.

Адаптация – приспособление функций организма к условиям существования. Приспособление.

Ажиотаж – сильное возбуждение, волнение. Горячка.

Компания – работа, проводимая в определённый период для осуществления какой-либо задачи. Мероприятие.

Контекст – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельно входящего в него слова или фразы. Тесная связь. Соединение.

Кворум – установленное законом или уставом количество присутствующих на собрании какого-либо органа, при котором их решения являются правомочными.

Меморандум – дипломатический документ.

Регресс – движение назад, изменение к худшему.

Стереотип – повторение. Шаблон. Трафарет. 

  1. Адекватный – равный, тождественный, вполне соответствующий. Равный.

Гипертрофированный – чрезмерное увеличение какого-либо органа, вследствие болезни, работы.

Лояльный – корректно, благожелательно относящийся к кому-либо, чему-либо.

Одиозный – неприятный, противный.

Позитивный – положительный.

Спонтанный – самопроизвольный.

Тривиальный – избитый, пошлый. Обыкновенный.

Утилитарный – основанный на стремлении к практической пользе или выгоде.

Фатальный – роковой, неотвратимый. Неизбежный. 

  1. Альтруизм – бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать личными интересами.

Апелляция – обжалование какого-либо постановления в высшую инстанцию. Обращение.

Апогей – высшая точка развития чего-либо. Вершина. Расцвет.

Имитировать – подражать.

Манкировать – небрежно относиться к кому-либо, чему-либо. Пренебрегать.

Приоритет – преобладание, первенствующее значение чего-либо. Преобладание.

Тарифицировать – определить тариф на основе той или иной классификации объектов обложения или оплаты. Установление тарифов.

Филигранный – тонко сработанный. Точный.

Формальный – существенный только по видимости, по форме – поверхностный.

Эксцентричный – странный, с причудами, из ряда вон выходящий. Странный. Помешанный. 

Задание 16. Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже фразеологизированным выражениям.

Валять дурака – ничего не делать, бездельничать. Употребляется в разговорной речи, неодобрительное.

Задать баню – сильно ругать кого-либо. Просторечие.

Кот наплакал – мало сделать, мало чего-либо, кого-либо.

Умыть руки – отказываться от участия в чём-либо. Неодобрительное.

Шевелить мозгами – серьёзно думать, как следует соображая. Употребляется в разговорной речи, в шутливом тоне.

Море по колено – всё нипочём, не страшно. В разговорной речи.

Рукой подать – довольно близко, не так далеко. В разговорной речи.

Ума не приложить – не понять, не сообразить что-либо. В разговорной речи.

Положа руку на сердце – со всей откровенностью, правдиво.

Средь бела дня – открыто, не скрываясь.

Сизифов труд – нескончаемая, бесплодная работа.

Тяжёлый на подъём – не любящий выходить, выезжать куда-либо.

Тёртый калач — очень опытный, много испытавший на своём веку человек.

Ахиллесова пята – уязвимое, слабое место, сторона. Книжный стиль.

Остальные ответы по русскому языку

Список ответов по всем предметам

ПРИМЕРЫ
олимпиадных заданий по русскому языку для учащихся 9-го класса

Задание 1. Внимательно
прочитайте текст, вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Много вид_л я на св_ем веку
красивых жен_-щин много встречал жен_щин еще _б_ятельнее Пушкиной но н_когда
(не)вид_вал я жен_щины которая с_ед_няла(бы) (в)себе такую закон_-че(н,нн)ость
кла(с,сс)ически прав_льных черт и стана. Ростом высокая с (басн_словно) тонкой
талией при (р_скошно)развитых пл_чах и груд_; ее мал_нькая г_ловка как лил_я
(на)стебл_ колыхалась и грац_озн_ п_в_рачивалась (на)тонкой ше_ тако_о
красиво_о и правильно_о проф_ля я (не)вид_л (н_)когда более а кожа глаза зубы
уши.

30 баллов

За каждую орфографическую и
пунктуационную ошибку снимается 1 балл.

Задание 2. Работа с
текстом. Выполните комплексный анализ текста:

а) озаглавьте текст
________________________

1 балл

б) к какому стилю и типу речи
относится данный текст (аргументируйте ответ)? _____________

4 балла

в) укажите
изобразительно-выразительные средства ___________________________________

5 баллов

Задание 3. Поставьте
ударение в словах. Подчеркните те случаи, в которых допускаются варианты:

а) баловать;

б) броня;

в) оптовый;

г) досуг;

д) знамение;

е) лоскут;

ж) некролог;

з) мизерный.

5 баллов

За каждый неправильный ответ
снимается 0,1 балла.

Задание 4. К данным
существительным подберите форму единственного числа и, указав род, составьте
словосочетания по схеме: сущ. ед. ч. + прил.

а) Жирафы
______________________________;

б) скирды _______________________________;

в) босоножки
___________________________;

г) какаду
_______________________________.

5 баллов

За каждый неправильный ответ
снимается 0,1 балла.

Задание 5. В каждом
словосочетании подберите синоним к слову адский. В каком случае это невозможно?
Почему?

а) Адская работа
_________________________;

б) адская жара
___________________________;

в) адская дорога
__________________________;

г) адский замысел
_______________________;

д) адский камень
________________________.

5 баллов

За каждый неправильный ответ
снимается 0,1 балла.

Задание 6. Найдите в
тексте фразеологизмы и объясните их значение.

Если кто-то сует свой нос в ваши
дела и пытается водить вас за нос и даже оставить с носом, то, встретившись с
ним нос к носу, скажите ему: “Мне это не по ноздре!”. И он поймет, что вам это
не нравится, и сразу перестанет крутить носом и задирать нос. Если же он и
носом не поведет, суньте ему под нос настоящие правила.

5 баллов

За каждый неправильный ответ
снимается 0,1 балла.

Задание 7. Восстановите
паронимические пары, дайте толкование слов, в них входящих:

а) гнездо
________________________________;

б) главный
_______________________________;

в) бережный
_____________________________.

5 баллов

За каждый неправильный ответ
снимается 0,1 балла.

Задание 8. Определите
значение слова легкий в строках А.С. Пушкина:

а)

Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли?
Все так же легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?

б)

И мысли в голове волнуются в
отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы тянутся к перу, перо – к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.

в)

Шум, споры, легкое вино
Из погребов принесено
На стол услужливым Отоном.

5 баллов

За каждый неправильный ответ
снимается 1 балл.

Задание 9. Укажите
средства и приемы художественной выразительности в тексте:

Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк,
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария,
Молчаньем манит мутный мрак…

5 баллов

За каждый неправильный ответ
снимается 0,1 балл.

Задание 10. В приведенных
предложениях допущены ошибки, устраните их, указав причину:

а) Внеклассная работа играет
положительное значение в развитии детей.

б) Он твердо держал штурвал руля.

в) Особенный интерес ученики
проявили к выставке школьных поделок.

3 балла

За каждый неправильный ответ
снимается 1 балл.

Задание 11. Чем
объясняется различие в пунктуации “вот-вот” и “вот, вот” в
предложениях?

а) Вот-вот растает снег.

б) Вот, вот, об этом я и говорю.

4 балла

За каждый неправильный ответ
снимается 2 балла.

Задание 12. Какими по
типу строения грамматической основы являются предложения?

Что за день! Что за чудеса!

3 балла

Всего 85 баллов.

Максимальное количество баллов за
всю работу – 100 баллов.

помогите с русским . очень надо

Задание 1. Найдите ошибки на сочетаемость, объясните их. Предложения исправьте.
Вариант №3
Л. Н. Толстой раскрывает чувства, мысли и даже дыхание каждого члена семьи Ростовых. Его скоропостижный отъезд удивил всех. Искусство оказывает большое влияние на повышение культурности людей. В этих событиях важную скрипку играют военные. В этом году на даче случилась со мной интересная история. Большая половина игры уже прошла. Подавляющее количество заданий было выполнено. Студенты исправили недочеты в работе. Человечество в наши дни очень сильно переживает из-за терроризма, который увеличивается с каждым днем. Это произойдет тогда, когда каждый член человечества будет руководствоваться в своих поступках заповедями морали.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные со смешением паронимов. При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями.
Вариант №3
Большинство студентов смогли ответить на вопрос, данный преподавателем. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям. Мы живем в одном доме, но на различных этажах. Студентами представлена полная свобода в выборе темы курсовой работы. Командировоч-ный уже выполнил задание полностью. Учреждения коммуны являлись одновременно и законодательными и исполняющими органами. В семье человек получает первые ценовые установки. Ценная политика фирмы рассчитана на привлечение покупателей с разными доходами. Правильная экономичная политика правительства приведет к расцвету государства. Эта аудитория не приспособлена для длинных лекций.

Л. Н. Толстой раскрывает чувства и мысли каждого члена семьи Ростовых. (чувств и мыслей несколько, а дыхание — оно одно, его раскрыть невозможно. ) Его скорый отъезд удивил всех. (скоропостижно — так обычно говорят о смерти) . Искусство оказывает большое влияние на культурность людей. ( повышение — уже избыточное слово при словах большое влияние. ) В этих событиях первую скрипку (или важную роль) играют военные. (важной скрипки нет, есть или первая скрипка, или важная роль) . В этом году на даче произошла со мной интересная история. (случилось — неуместно, т. к. образовано от слова случай. иными словами произошел интересный случай) . Половина игры уже прошла. Или большая часть игры уже прошла. ( Половина — это ровно 50%. Её не может быть больше или меньше). Большее количество заданий было выполнено. (количество и подавляющее несочетаемые слова) . Студенты исправили ошибки в работе или Студенты устранили недочеты в работе. ( потому что исправить недочёты — это небольшие замечания, их устраняют, а исправляют только ошибки) . Человечество очень сильно переживает из-за терроризма, который увеличивается с каддым днём. (здесь тавтология в наши дни-с каждым днём, повторять нельзя) . Это произойдет тогда, когда каждый человек (или член общества) будет руководствоваться в своих поступках нормами морали. (заповедей морали нет. есть либо просто заповеди, либо нормы морали) .

1. предложение слово «данный» надо изменить на «заданный»
2. предложение слово «походить» исправить на «ходить.
3. предложение слово «различных» изменить на «разных»
4. предложение слово «представлена» изменить на «предоставлена»
5. предложение слово «командировочный» изменить на «командированный»
6. предложение слово «исполняющими» изменить на «исполнительными»
7. предложение слово «ценовые» изменить на ценностные
8. предложение слово «ценная» изменить на «ценовая»
9. предложение слово «экономичная» изменить на «экономическая»
10. предложение слово «длинных» изменить на «долгих»

Границы лексической сочетаемости большая половина игры уже прошла

Верное словоупотребление предполагает знания и четкое разграничение полисемии (многозначности). Значения многозначного слова реализуются в разных контекстах, в разной сочетаемости слова с другими словами.

При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слова, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т.д. Например: 1.Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались.

Верное словоупотребление предполагает четкое разграничение омонимов и правильное использование в речи синонимов. Незнание омонимов приводит к нарушению точности словоупотребления, к двусмысленности выражения, к каламбурам. Особенно часты ошибки такого рода в устной и письменной речи учащихся, так как речевые навыки школьников находятся в процессе становления. Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. Они отличаются функционально-стилистической окраской и оттенками значения. Употребление синонимов без учета их признаков может привести к речевой ошибке. Например, У моего друга тяжелый характер. Пришлось долго нести трудный рюкзак.

Характер может быть только трудный, рюкзак – только тяжелый. А дорога может быть и тяжелой, и трудной.

Велика опасность неразличения в речи однокоренных слов, близких по значению и по сфере употребления, но разных по словообразовательной структуре (паронимов): адресат (лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление) – адресант (лицо или организация, посылающая почтовое отправление). Паронимы обычно сочетаются с разными словами. Например, прилагательное сытный сочетается с неодушевленными существительными: сытный ужин, суп, а прилагательное сытый – с одушевленными: сытый ребенок.

Иногда паронимы сочетаются с одним и тем же словом, но значение полученных словосочетаний разное: инженерская мысль – мысль, принадлежащая инженеру, инженерная мысль – любая техническая мысль.

Практическое занятие по теме «Лексические нормы» (10-11 классы)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект учебного занятия

преподавателя ООККиИ Проскуриной Веры Леонидовны

по дисциплине «Культура речи»

Дата проведения 26.11.2013

Время проведения 1 пара (8.30-10.05)

Форма обучения: по количеству — индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная), по времени и месту проведения – аудиторная.

Форма организации обучения: практическое занятие.

Методы обучения: словесные (объяснение, беседа, лекция), практические (упражнения, выполнение заданий).

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал (индивидуальные задания для промежуточного контрольного среза).

Оформление учебной доски: тема, схемы, таблица. Индивидуальные и групповые задания на карточках.

Тема «Лексические нормы».

Цель учебного занятия:

Задачи учебного занятия:

образовательная: усвоить понятие лексических норм, актуализировать изученные лексические категории и нормы других уровней системы.

развивающая: развитие умений, навыков распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты; сформировать навыки употребления лексических норм; закрепить умения использовать теоретические знания на практике.

воспитательная: формирование языковой компетенции; формирование умения соотносить результаты своей работы с поставленными целями.

План учебного занятия

Организационный момент (1 мин)

Проверка домашней работы и опрос обучающихся (5 мин)

Мотивационный этап (4 мин)

Выполнение практических заданий (55 мин)

Контрольный срез (15 мин)

Проверка и оценка знаний обучающихся (3мин)

Задание на дом (3 мин)

Подведение итогов учебного занятия (3 мин)

Методика проведения урока

Проверка наличия контингента обучающихся и готовности аудитории к учебному процессу.

2. Проверка домашней работы. Теоретический диктант:

Раздел лингвистики, который изучает слово, структуру словарного состава языка, функционирование словарного состава языка, развитие словарного состава языка

Словарный запас языка

Словарный запас 1 человека

Слова одной части речи с одинаковым ЛЗ, но которые отличаются его оттенками и употреблением в речи

Слова одной части речи с противоположным ЛЗ

Слова одной части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по ЛЗ

Слова одной части речи, похожие по написанию и звучанию, но разные или частично по ЛЗ

Слова с одним ЛЗ

Слова с несколькими ЛЗ

Раздел лингвистики о происхождении слов

3. Мотивационный этап

По какому признаку эти слова можно разделить на несколько групп? (разные лексические пласты)
Терраса, собака, мама, берёза, ланиты, профессия, экватор, ворота, врата, юбка, буфет, туфли, медведь, волк, жалюзи, профессор, уста, планшет.

Мыслительная работа, устный ответ,

зрительное восприятие материала

4. Практическая работа. Выполнение групповых заданий (4 группы по 3-4 человека)

1 ) Речевая недостаточность и речевая избыточность.

1 группа: В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

2 группа: Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме.
1. Информационное сообщение, вечерняя серенада,
травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, свободная вакансия, прейскурант цен, для проформы.
2. Автобиография жизни, монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, движущий лейтмотив, демобилизация из армии.

3 группа: Подчеркните избыточные слова. Разграничьте плеоназм и тавтологию.

1. При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного. 2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов. 3. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход. 4. В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы. 5. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других. 6. Стоит, кажется, шагнуть один шаг – и ты уже в другом измерении. 7. Закон нужен для тех, кто систематически и ежедневно нарушает тишину. 8. Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию.

4 группа: Найдите в предложениях случаи речевой недостаточности. Восполните недостающий компонент словосочетания.
1. Москвичи обеспечены жильем лучше, чем в среднем по стране. 2. Россия может выйти из переговорного взаимодействия по урегулированию в этом регионе, если не будут учитываться ее предложения и посреднические усилия. 3. С начала сезона это уже пятый раз, как он забивает. 4. Депутаты знают, что его власть истекает уже в июне. 5. Тогда у одного из ее авторов возникла мысль о передаче развлекательной и музыкальной. 6. У них вся концентрация вокруг личности президента. 7. Мы намерены идти навстречу и развивать сотрудничество. 8. Нам нужно найти точки соприкосновения и довести до результата. 9. Для закупок современного русского искусства у музеев недостает средств.

2) Системные отношения в лексике

1 группа: Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.
Дипломат — дипломант — дипломник.
Цветистый — цветной — цветовой — цветочный — цветастый.

Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами встал — стал вопрос… 2. Отчет представляется — предоставляется в двух экземплярах. 3. Актер играл главную — заглавную роль. 4. Девочка одела— надела маскарадный костюм. 5. Учитель провел — произвел опрос учащихся.

2 группа: Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1. Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Меня привлекли ранние романические произведения. А. С. Пушкина. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Он давно мечтал о заглавной роли в «Преступлении и наказании». 8. Она пришла в цветистом платье.

3 группа: В приведенных синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, а также просторечные слова. Употребите их в предложениях соответствующей стилистической окраски. Где можете, продолжите синонимический ряд.
Глаза — очи — гляделки — …
Обманывать— морочить— околпачивать…
Есть — кушать — уплетать — …
Вздор— ерунда— чепуха— …
Ругать — бранить — костерить — …

4 группа: Найдите ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов. Исправьте текст.
После тяжелого приступа больной начал отходить. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья. Врач обошел седьмую палату. Доктор решил это лекарство оставить. Обстановка выглядит мрачной.

3) Лексическая стилистика

1 группа: Найдите историзмы и архаизмы. Исправьте предложения, заменив их общеупотребительными словами.

1. В конце каждого письма Александр Львович неукоснительно справлялся о том, что играют сейчас в петербургских театрах и каковы сейчас погоды в Петербурге.

2. .…. спросил у Вильгельма, как бы осердившись.

3. Он прошел по окраине пражского предместья и стал искать харчевни.

4. Мебель была мягкой, столы широкие, диваны покойные.

5. В это время мимо проносится в прекрасных санях какой-то статский советник с белым плюмажем и, вглядевшись в Вильгельма, низко ему кланяется.

6. В Пьемонте карбонарии, друзья вольности, восстали против иезуитов, судей, против короля.

7. Мелькают тракты, версты, запыленные листы придорожных деревьев.

2 группа: Найдите в тексте неологизмы. Перепишите, определите причину их появления: а) появление новых реалий, б) стремление найти экспрессивную форму выражения, в) уточнение понятия, г) русификация.

Курить страсть хочется, но пришлось завязать. Пневматический гидростат в сложенном виде умещается в рюкзаке. Под водой он наполнятся воздухом и надежно защищает акванавтов. Прекрасный организатор веселых и вместе с тем интеллектуальных встреч, которые он называл междуусобчиками. У Кравцова экскаватор третью неделю загорает. Бегуны дали высокую оценку новому покрытию «спортану», которое только что поступило в распоряжение спортсменов. =

Ну, ребята, вместо шалашстроя будет нам блиндажстрой.

3 группа: Распределите слова в предложениях по группам: диалектные слова, профессионализмы, научные термины, жаргонизмы.

Мать с ухватом не сладится, нагибается низко, старый кот к махотке крадется на парное молоко. На основе научной классификации почв осуществляется пробное картирование почв. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу. Я знаю, почему она сделала такой финш ушами. Шатун угробили. У него есть ладило – фуганок длиной больше, чем в два его роста.

4 группа: Определите фонетические и морфологические признаки иноязычных слов. Определите стилистическую группу этих заимствованных слов.

Вуаль, гектар, батальон, экипаж, бумеранг, бриджи, фальстарт, арфа, фокус, штанга, стеллаж, такси, беж, архив, маникюр.

Определите, к какой группе устаревших слов (архаизмам или историзмам) можно отнести данные слова.

Шелом, стрелец, пищаль, редут, братчина, смерд, холоп, боярин, знатный, бригадир, дабы, ликбез, втуне, буки, рцы.

источники:

http://pedlib.ru/Books/6/0378/6_0378-27.shtml

http://infourok.ru/prakticheskoe_zanyatie_po_teme_leksicheskie_normy_10-11_klassy-452750.htm

Задание
1.
Определите
значения паронимов и составьте с ними
предложения: болотный
– болотистый, надеть – одеть, методичный
– методический, отборный – отборочный,
целый – цельный, неприглядный –
непроглядный.

Задание
2
. В
приведённых предложениях нарушены
границы лексической сочетаемости.
Исправьте эти ошибки.

1) Большая половина
игры уже прошла. 2) Все дети страшно
обрадовались. 3) Подавляющее количество
заданий было выполнено. 4) Внеклассная
работа играет положительное значение
в развитии детей. 5) Особенный интерес
ученики проявили к выставке школьных
поделок. 6) В нашем магазине дешёвые
цены.

Задание
3
. Укажите
значения заимствованных слов, подберите
синонимы русского происхождения.

Адаптация,
ажиотаж, гипертрофированный, одиозный,
апогей, филигранный, эксцентричный.

Задание
4.
Определите
род имён существительных: фамилия,
рояль, кофе, тюль, шампунь, рельс, мозоль,
туфля, пари, бюро, пианино, какаду, табель,
фойе, кашне, невежда, шимпанзе, меню.

Задание
5.
Поставьте
имена существительные в И.п. мн.ч.:
бухгалтер,
директор, адрес, токарь, договор, лектор,
офицер, шофёр, торт, крем, свитер, джемпер,
пекарь, трактор, диспетчер, повар, сторож.

Задание
6.
Образуйте
простые и сложные формы степеней
сравнения от имён прилагательных:
тонкий, узкий,
хороший, горький, широкий, злой.

Задание 7.
Найдите и исправьте ошибки в выборе
форм числительных.

1)
У четверых
претенденток на медаль шансы примерно
равны. 2) На обеих берегах реки раскинулись
леса. 3) Деревня находится в полтора
километра от станции. 4) Более чем в
триста пятьдесят залах хранится почти
три миллиона произведений искусства.
5) Проект «Модернизация образования»
уже позволил провести капремонт в двести
восемьдесят семи школах губернии. 6)
Съёмки проходили на брестской земле,
где в триста метрах от настоящей крепости
выстроили её копию.

Задание
8
. Поставьте
существительные
в нужном падеже, добавив, если нужно,
предлог.

Удивляться
(способности), отличаться (работа),
примириться (недостатки), приветствовать
(победители), вовлечь (работа), убедиться
(правота), преклонение (талант), отметить
в докладе (достижения).

Задание
9.
Найдите
и исправьте ошибки; укажите тип и характер
каждой ошибки.

1) Узнав эту
прекрасную новость, радости его не было
предела. 2) Под разные музыки мы будем
танцевать. 3) В феврале месяце начнутся
занятия. 4) Букинистический магазин
покупает от населения художественную
и научно-техническую литературу. 5) Из-за
любви люди часто делают необдуманные
поступки. 6) Садовник спросил, который
оказался около берез: «А вы знаете, чем
пахнут березы?»

Основная литература

1. Ипполитова Н.А.,
Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и
культура речи: учеб./ под ред.
Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2006.

2. Черкасова М.Н.
Русский язык и культура речи: Учебное
пособие. М.: Дашков и К, 2010.

3. Штрекер Н.Ю.
Русский язык и культура речи: Учеб.
пособие для вузов. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007.

Дополнительная
литература

1. Введенская Л.А.,
Павлова Л.Г. Русский язык и культура
речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2005.

2. Голуб И.Б. Русский
язык и культура речи: Учебное пособие.
М.: Логос, 2003.

3. Скворцов Л.И. О
культуре русской речи. М.: Либроком,
2009.

Словари и справочники

  1. Александрова З.Е.
    Словарь синонимов русского языка:
    Практический справочник. М.: Русский
    язык – Медиа, 2003.

  2. Бельчиков Ю.А.,
    Панюшева М.С. Словарь паронимов
    современного русского языка. М.: Русский
    язык, 1994.

  3. Васюкова И.А.
    Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС
    КНИГА, 2001.

  4. Выразительные
    средства русского языка и речевые
    ошибки и недочёты: Энциклопедический
    словарь-справочник/ Под. ред. А.П.
    Сковородникова. М.: Флинта: Наука, 2009.

  5. Гоннова Н.В.,
    Сидорова Н.Н. Словарь-справочник по
    культуре речи. Самара: Изд-во СГПУ, 2006.

  6. Иванова Т.Ф. Новый
    орфоэпический словарь русского языка.
    Произношение. Ударение. Грамматические
    формы. М.: Русский язык — Медиа, 2004.

  7. Иванова Т.Ф.,
    Черкасова Т.А. Русская речь в эфире.
    Комплексный справочник. М.: Русский
    язык – Медиа, 2004.

  8. Орфоэпический
    словарь русского языка. Произношение,
    ударение, грамматические формы / Под
    ред. Р.И. Аванесова. М.: Русский язык,
    2000.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Найдите ошибки, исправьте предложения.

  • ⇐ Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 45

  1. В 12 веке общая культура народа Руси находилась на высокой степени развития.
  2. На собрании присутствовали все пайщики паевого общества.
  3. Не обращая ни на что вокруг, он начал говорить.
  4. Он знает очень много интересного и очень понятливо рассказывает.
  5. Почти все изделия безымянны, только некоторые имеют авторство.
  6. Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.
  7. Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.
  8. Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

3. Что обозначают следующие выражения:

  1. попасть в котел
  2. намылить шею
  3. родиться в сорочке
  4. положа руку на сердце
  5. темная лошадка

4. Каким словарем надо воспользоваться, чтобы не ошибиться:

А. Орфоэпический словарь

Б. Фразеологический словарь

В. Словарь паронимов

Г. Словарь синонимов

Д. Толковый словарь

1. фальшивый или искусственный

2. поделки или подделки

3. главный или заглавный

4. лебединая песня

5. боливар

Вариант 3

  1. Теоретический вопрос. Продолжите определения.

Неологизмы – это…

Омонимы – это…

Фразеологизм – это…

Найдите ошибки, исправьте предложения.

    1. К такой мебели подходит только такой натюрморт одежды.
    2. Все дети страшно обрадовались новому мультфильму.
    3. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения.
    4. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.
    5. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов.
    6. В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.
    7. Большую роль в спортивной закалке имеет тренировка, выдержка, упорство.
    8. Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.

3. Что обозначают следующие выражения:

  1. стреляный воробей
  2. семи пядей во лбу
  3. бить баклуши
  4. попасть пальцем в небо
  5. метать громы и молнии.

4. Каким словарем надо воспользоваться, чтобы не ошибиться:

А. Орфоэпический словарь

Б. Фразеологический словарь

В. Словарь паронимов

Г. Словарь синонимов

Д. Толковый словарь

1. безлюдный или пустынный

2. на босу ногу – на босую ногу

3. августовский – августовский

4. глиняный – глинистый

5. фиаско

Справочные материалы

Лексический минимум

Авансирование— выдача вперед, заранее аванса (или других ценностей).

Агентство — местное отделение какого-нибудь учреждения.

Администрирование — 1) управление, руководство чем-нибудь (об администрации);

2) перен. управление чем-нибудь бюрократически, формально.

Ажиотаж — искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь.

Аккомодация — приспособление к чему-либо; адаптация.

Аккредитив — одна из наиболее распространенных форм банковских расчетов.

Альтернатива — необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных

решений.

Аналог — соответствие другому предмету, явлению или понятию.

Анамнез — история развития болезни.

Анестезия — обезболивание.

Аннулировать — отменять, объявлять недействительным.

Апартеид — политика насильственного разделения.

Апокалипсис — одна из книг «Нового завета», содержащая рассказы о судьбах мира и

человека, пророчества о «конце света».

Арбитраж — разрешение спорных вопросов арбитрами, третейским судом, а также

государственный орган, занимающийся таким разрешением.

Атташе — 1) младший дипломатический ранг; 2) дипломатический работник, являющийся представителем в какой-либо специальной области.

Афера — недобросовестное, мошенническое предприятие, дело.

Баккара — особый ценный сорт хрусталя.

Баллотироваться — выступать в качестве претендента на какую-либо выборную должность.

Бартер — обмен товарами или услугами без посредства денег.

Беспрецедентный — не имевший прецедента (случая) в прошлом.

Брифинг — информационная беседа для журналистов.

Брокер — профессионал, занимающийся посреднической деятельностью при заключении различного рода сделок.

Вернисаж — торжественное открытие художественной выставки.

Вероисповедание — религия, религиозная система.

Виртуальный — 1) способный к действию, возможный; 2) филос. несуществующий

непосредственно «сам по себе», но способный возникнуть при наличии известных условий.

Гегемония — руководство, первенствующее положение в руководстве.

Генезис — происхождение, возникновение.

Гиперинфляция — инфляция, характеризующаяся быстрым ростом цен и увеличением

денежной массы, выпущенной государством в обращение.

Гротеск — в искусстве: изображение чего-нибудь в фантастическом , уродливо-комическом виде.

Декларация — 1) официальное или торжественное, программное заявление;

2) название некоторых официальных документов с сообщением каких-нибудь нужных

сведений.

Дивиденд — доход, получаемый владельцем акции.

Диссидент — 1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания;

2) инакомыслящий.

Дифирамб — преувеличенная, восторженная похвала, «петь дифирамбы» — восхвалять сверх меры.

Еретик — последователь ереси (ересь — у верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам).

Имидж — представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе.

Импичмент — процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц

государства.

Импорт — вывоз из-за границы.

Инвестиции — долгосрочные капитальные вложения в производственную или другую сферу деятельности.

Инвестор — вкладчик; лицо, осуществляющее инвестиции.

Интервенция — агрессивное вмешательство государства во внутренние дела какой-н.

страны.

Интерпретация — истолкование, разъяснение смысла чего-н.

Инфантилизм — отсталость развития.

Инфляция — повышение общего (среднего) уровня цен в экономике.

Инцидент — происшествие, недоразумение, столкновение.

Ипохондрик — человек в угнетенном состоянии, с болезненной мнительностью.

Калейдоскоп — 1) оптический прибор-игрушка; 2) быстрая смена чего-либо (событий, лиц, впечатлений и др.).

Катаклизм — разрушительный переворот, катастрофа.

Каталог — составленный в определенном порядке перечень однородных предметов.

Кодекс — свод законов; перен. совокупность правил, убеждений.

Компрометировать — выставлять в неблаговидном свете, порочить.

Консенсус — общее согласие по спорному вопросу.

Корифей — выдающийся деятель на каком-л. поприще.

Кортеж — торжественное шествие, выезд.

Корысть — выгода, материальная польза.

Кредо — мировоззрение, чьи-нибудь убеждения.

Маркетинг — философия современного бизнеса, определяющая стратегию и тактику фирмы в условиях конкуренции.

Мезальянс — брак с лицом низшего социального положения; неравный брак.

Менеджер — служащий коммерческого предприятия, компании или банка, профессионально осуществляющий функцию управления.

Менеджмент — форма управления предприятием в условиях рыночной экономики.

Менталитет — склад ума; мироощущения; психология.

Меркантильный — 1) торговый, коммерческий; 2) торгашеский, мелочно-расчетливый, преследующий личную материальную выгоду.

Мизантроп — человеконенавистник.

Мизерный — маленький, весьма незначительный, ничтожный.

Некролог — статья, посвященная умершему, с характеристикой его жизни и деятельности.

Никчемный — ни для чего не нужный, плохой и бесполезный.

Ноу-хау — обобщающий термин для различных «секретов производства» — сведений,

имеющих промышленную или коммерческую ценность.

Панацея — средство, которое может помочь во всех случаях жизни.

Периферия — местность, отдаленная от центра; окраина.

Перманентный — постоянный, непрерывный.

Плеоназм — речевое излишество, вкрапление в речь, лишний слой.

Презентация — 1) предъявление переводного векселя лицу, обязанному совершить платеж; 2) общественное представление чего-л. нового, недавно появившегося.

Прерогатива — исключительное право, принадлежащее какому-л. государственному органу или должностному лицу.

Претензия — притязание, заявление права на обладание чем-н.

Прецедент — случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода.

Протекционизм — подбор людей на службу не по деловым признакам, а по знакомству, по протекции.

Рекламация — 1) жалоба, протест, возражение; 2) претензия к качеству продукции,

проданного товара, выполненной работы.

Ретроград — противник регресса.

Рецидив — 1) возврат болезни после кажущегося ее прекращения; 2) повторное проявление чего-н.

Соболезнование — сочувствие, сожаление.

Спонтанный — вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами; самопроизвольный.

Статус — правовое положение. Статус-кво — сложившееся положение в определенный

момент.

Стресс — состояние напряжения.

Суверенитет — полная независимость государства.

Тезис — положение, кратко излагающее идею, мысль.

Тенденция — направление развития, склонность, стремление.

Термин — слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой- нибудь специальной области науки, техники, искусства.

Третировать — обращаться с кем-нибудь пренебрежительно, свысока.

Турне — 1) путешествие по круговому маршруту; 2) поездка артистов на гастроли,

спортсменов на выступление.

Фейерверк — взлетающие в воздух цветные огни во время торжеств.

Феномен — о человеке или явлении, выдающемся, исключительном.

Форум — 1) площадь в Древнем Риме, где сосредоточивалась общественная жизнь города;

2) массовое собрание, съезд.

Ханжество — поведение, свойственное ханжам (ханжа- лицемер, прикрывающийся

добродетельностью и набожностью).

Ходатайство — официальная просьба.

Экзальтированный — находящийся в восторженно-возбужденном состоянии.

Эксклюзивный — исключительный; распространяющийся на ограниченный круг предметов.

Эксперт — специалист в какой-н. области, проводящий экспертизу.

Экспорт — вывоз за границу.

Эмансипация — освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков; отмена

ограничений, уравнение в правах.

Эпатаж — скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила

Эскорт — военный конвой, охрана, сопровождающие кого-, что-н.

Слова-паронимы

Адресат — адресант. Адресат — лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель); адресант — лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).

Анекдотический — анекдотичный. Анекдотический — присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); анекдотичный — смехотворный, нелепый (анекдотичный случай).

Будний — будничный. Будний — не праздничный (будний день); будничный — прозаичный, однообразный (будничная работа).

Воспитательный — воспитательский. Воспитательный — относящийся к воспитанию (воспитательная система); воспитательский — относящийся к воспитателю (воспитательская комната).

Всякий — всяческий. Всякий — каждый (всякая минута); всяческий — самый разнообразный (всяческие поиски).

Выборный — выборочный. Выборный — относящийся к выборам, избираемый голосованием (выборная должность); выборочный — частичный (выборочная проверка)

Гармонический — гармоничный. Гармонический — относящийся к гармонии (гармонический ряд); гармоничный — стройный, согласованный (гармоничная личность).

Главный — заглавный. Главный — основной, наиболее существенный, центральный, старший (главная улица); заглавный — относящийся к заглавию (заглавная роль).

Демократический — демократичный. Демократический — относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь); демократичный — характерный для демократии, демократа (демократичный поступок).

Динамический — динамичный. Динамический — относящийся к динамике, движению (динамическая теория); динамичный — обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп).

Дипломатический — дипломатичный. Дипломатический — относящийся к дипломатии, дипломату (дипломатический пост); дипломатичный — тонко рассчитанный, уклончивый (дипломатичное поведение).

Длинный — длительный. Длинный — имеющий большую длину (длинный доклад); длительный — долговременный (длительный отпуск).

Добровольный — добровольческий. Добровольный —совершаемый без принуждения (добровольный труд); добровольческий — относящийся к добровольцу (добровольческая инициатива, добровольческая армия).

Драматичный — драматический. Драматичный — выражающий сильные чувства, полный драматизма (драматичная ситуация); драматический — относящийся к драме (драматический кружок).

Дружеский — дружественный. Дружеский — относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча);дружественный — основанный на дружбе (дружественная страна).

Жалостный — жалостливый. Жалостный — выражающий скорбь, тоску, страдание; жалобный, печальный (жалостный голос); жалостливый — склонный к жалости, сочувствию; сердобольный, трогательный (жалостливые слова, люди).

Запасный — запасливый. Запасный — имеющийся в качестве запаса (запасный выход);запасливый —умеющий запасаться (запасливый человек).

Злой — злостный. Злой — исполненный чувства вражды (злой человек); злостный — имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик).

Исполнительный — исполнительский. Исполнительный — старательный, имеющий своей целью осуществление чего-либо (исполнительный работник); исполнительский — относящийся к исполнителю (исполнительское мастерство).

Командированный — командировочный. Командированный — лицо, находящееся в командировке (командированный специалист); командировочный — относящийся к командированному (командировочные расходы).

Комический — комичный. Комический— относящийся к комедии (комический персонаж);комичный —забавный (комичный вид).

Критический — критичный. Критический — относящийся к критике (критическая статья);критичный— обладающий способностью к критике (критичный подход).

Логический — логичный. Логический — относящийся к логике (логическое мышление); логичный— правильный, разумный, последовательный (логичное рассуждение).

Методический — методичный. Методический — относящийся к методике (методическая конференция); методичный — точно следующий плану (методичная работа).

Ненавистнический — ненавистный. Ненавистнический — проникнутый ненавистью (ненавистнические действия); ненавистный — вызывающий ненависть (ненавистный враг).

Нестерпимый — нетерпимый. Нестерпимый — такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод); нетерпимый — недопустимый (нетерпимое отношение).

Обеднеть — обеднить. Обеднеть — стать бедным (обеднеть в результате инфляции); обеднить — сделать бедным (обеднить жизнь).

Опасный — опасливый. Опасный — связанный с опасностью (опасный мост); опасливый —действующий осторожно (опасливый человек).

Описка — отписка. Описка — случайная ошибка при письме (досадная описка); отписка — ответ, не затрагивающий существа дела (дерзкая отписка).

Освоить — усвоить. Освоить — научиться пользоваться чем-л., включить в круг своей деятельности (освоить выпуск новой продукции); усвоить — сделать привычным; понять, запомнить (усвоить прочитанное).

Органический — органичныйОрганический — относящийся к растительному или животному миру (органическое вещество); органичный — неразрывно связанный, закономерный (органичная целостность).

Осуждение — обсуждение.Осуждение — выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника); обсуждение — всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы);

Ответный — ответственный.Ответный — являющийся ответом (ответная реакция);ответственный —несущий ответственность, важный (ответственный работник).

Отчетный — отчетливый.Отчетный — относящийся котчету (отчетный период); отчетливый— хорошо различимый (отчетливый звук)

Политический — политичный.Политический — относящийся кполитике (политический деятель); политичный — действующий дипломатично, осторожно (политичный намек).

Понятливый — понятный.Понятливый — быстро понимающий (понятливый человек); понятный— ясный (понятная причина).

Представительный — представительский.Представительный — производящий выгодное впечатление (представительная наружность); представительский — выборный (представительный орган); относящийся к представительству, представителю (представительские расходы).

Представление — предоставление.Представление — вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики); предоставление — выделение чего-то в чье-то распоряжение (предоставление кредита).

Приметливый — приметный.Приметливый — способный примечать (приметливый критик);приметный — заметный (приметное неудовольствие).

Реалистический — реалистичный.Реалистический — следующий реализму (реалистическая живопись); реалистичный — соответствующий действительности, вполне практический (реалистичная цель).

Скрытый — скрытный.Скрытый — тайный, невидимый (скрытая угроза); скрытный —неоткровенный (скрытный человек).

Тактичный — тактический.Тактичный — обладающий тактом (тактичный поступок);тактический —относящийся к тактике (тактическая задача).

Технический — техничный.Технический — относящийся к технике (технический прогресс);техничный — обладающий высоким мастерством (техничный актер).

Удачливый — удачный.Удачливый — счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь);удачный — успешный (удачный день).

Фактический — фактичный.Фактический — соответствующий фактам (фактическое положение дел); фактичный — содержащий много фактов (фактичный доклад).

Хозяйский — хозяйственный.Хозяйский — относящийся кхозяину; такой, как у хорошего хозяина (хозяйская заинтересованность); хозяйственный — занятый хозяйством, связанный схозяйством (хозяйственные вопросы).

Явный — явственный.Явный — очевидный, нескрываемый (явное превосходство);явственный — отчетливый, хорошо различимый (явственный шепот)

Ответы к тестовым заданиям


  • ⇐ Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • 45




  • Особая прерогатива лексическая ошибка
  • Основываться на фактах ошибка
  • Основы управления лошадью ошибки новичков шаг повороты остановки
  • Основы психодиагностики личности этика психолога диагноста ошибки психолога диагноста
  • Основу клеточной оболочки составляет плазматическая мембрана биологическая мембрана ошибки