Открытие выставочного вернисажа ошибка

Как правильно: открытие выставки или открытие вернисажа?

27 ноября 2013 16:05

Администрация города Екатеринбурга в преддверии голосования за место проведения Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020», которое состоится 27 ноября 2013 года в Париже, в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» продолжает рассматривать вопросы, связанные с выставочной тематикой.

Зачастую в новостях о культуре, опубликованных на сайтах даже именитых информагентств, можно встретить словосочетания: «открытие вернисажа» или «вернисаж продлится до конца года». Употребление таких оборотов нельзя признать корректным.

Вернисаж — это торжественное открытие художественной выставки. Поэтому «открытие вернисажа» представляет собой не что иное, как плеоназм — лексически избыточный оборот речи, в котором присутствует несколько языковых форм, выражающих одно и то же значение. Не может длиться вернисаж (открытие выставки) и «в течение месяца» или «до конца года».

Таким образом, корректны варианты: открытие выставки состоится 27 ноября, вернисаж состоится 27 ноября, выставка будет проходить с 27 ноября по 27 декабря.

Фото Анны Храновской

Ключевые слова:
выставка, русский язык

Материалы по теме

Как правильно: одноврЕменно или одновремЕнно?
21 августа 2014 16:23
Как правильно: Екатеринбург стоит на реке Исети или на реке Исеть?
19 декабря 2013 12:59
Как правильно: пылесошу или пылесосю, побежду или победю?
18 декабря 2013 14:01
Как правильно: совесть мучит или мучает?
17 декабря 2013 19:21
Как правильно: имеет место или имеет место быть?
13 декабря 2013 18:53
Как правильно: дозвониться на небеса или дозвониться до небес?
11 декабря 2013 19:01
Как правильно: тракторы или трактора, грейдеры или грейдера?
10 декабря 2013 17:05
Как правильно: в заключении или в заключение?
5 декабря 2013 15:50
Как правильно: окончить или закончить вуз?
4 декабря 2013 16:49
Осужденный, приговор, протокол: куда поставить ударение?
3 декабря 2013 16:35
Как правильно: премИровать или премировАть?
2 декабря 2013 15:32
Как правильно: лИфты или лифтЫ, лИфтовый или лифтовОй?
29 ноября 2013 15:13
Как правильно: в Дубаи, Дубае или Дубаях, в Сочи или в Сочах?
28 ноября 2013 14:41
Как правильно: выставочный экспонент или экспонат, в экспозиции или на экспозиции?
26 ноября 2013 15:02
Как правильно: паралимпийский или параолимпийский?
25 ноября 2013 13:19
Как правильно: инженеры или инженера, токари или токаря?
22 ноября 2013 16:32
Как правильно: пять килограмм или пять килограммов?
21 ноября 2013 15:54
Видеотрансляция, макроэкономика и мини-юбка: как правильно писать сложные слова?
20 ноября 2013 15:45
Как правильно: разыскной или розыскной?
19 ноября 2013 12:38
Как правильно: машет или махает?
18 ноября 2013 12:32
Как правильно: много помидор или помидоров, носок или носков, чулок или чулков, грузин или грузинов?
14 ноября 2013 13:52
Как правильно: пятиста или пятисот, трехстам или тремстам?
13 ноября 2013 18:56
Как правильно: обеспЕчение или обеспечЕние?
12 ноября 2013 15:01
Казахские слова прочно прописались в русских словарях
11 ноября 2013 13:10
Как правильно: новорождЕнный или новорОжденный?
8 ноября 2013 15:01
Как правильно: удовлетворять потребности или удовлетворять потребностям?
7 ноября 2013 15:31

Всего найдено: 4

Правильно ли писать: «открытие вернисажа»? Или это тавтология?

Ответ справочной службы русского языка

Это плеоназм (речевая ошибка).

Добрый день!
Помогите, пожалуйста, правильно написать слово «фотовернисаж«. Как оно пишется — слитно или раздельно?
Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание.

Добрый день! Можно ли сказать «вернисаж выставки»? Или это избыточное сочетание?

Ответ справочной службы русского языка

Словосочетание _вернисаж выставки_ неправильное, лексически избыточное. _Вернисаж_ — торжественное открытие художественной выставки.

К вопросу № 216614: согласен с Вами, но только в том
случае, если сово «биеннале» подразумевает выставку.
А если подразумевается, что это вернисаж (м.р.)?

Ответ справочной службы русского языка

Мы не заявляем категорически, что возможна только форма женского рода. В значении ‘фестиваль’, конечно, слово _биеннале_ может использоваться и как слово мужского рода. Однако о биеннале современного искусства в Москве чаще пишут в женском роде, поэтому и был рекомендован этот вариант.

Что такое вернисаж? Лексическое значение слова

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Что такое вернисаж? Пожалуй, многие, отвечая на этот вопрос, скажут, что это что-то, связанное с выставкой картин. Но вот что именно подразумевается под данным термином, известно не всем. Подробная информация о том, что такое вернисаж, будет изложена в статье.

Что сказано в словаре?

Согласно толкованиям, изложенным в словарях, лексическое значение слова «вернисаж» выглядит следующим образом.

Во-первых, это название открытия художественной выставки, которое проходит в торжественной обстановке с приглашением специальных гостей. Пример: «Известный в Европе искусствовед Смолянинов был нарасхват, его часто приглашали на вернисажи – то в Вену, то в Париж, то в Прагу, поэтому застать его в Москве было довольно трудно».

Во-вторых, это слово означает также и проведение закрытого просмотра художественной выставки. Пример: «Андрей понял, что попасть на вернисаж полотен семнадцатого века, проводившийся в конце месяца, без подключения связей ему не удастся, ведь просмотр закрытый, на него были приглашены только корифеи искусствоведения».

И, наконец, в-третьих, вернисажем называют и выставку-продажу изделий художественного творчества. Пример: «Последнее время Галина Ивановна не пропускала ни одного вернисажа, так как приобщение к прекрасному было для нее очень радостно. А недавно ей удалось недорого купить замечательный браслет из янтаря».

Синонимы

Чтобы как можно точнее ответить на вопрос, что такое вернисаж, приведем синонимы к этому слову.

Среди них находятся такие, как:

  • выставка;
  • день;
  • открытие;
  • мероприятие;
  • просмотр;
  • показ;
  • фотовернисаж;
  • представление;
  • экспозиция;
  • биеннале;
  • салон.

Далее для закрепления понимания значения слова «вернисаж» перейдем к рассмотрению его происхождения.

Этимология

Интересным фактом является то, что происхождение изучаемого лингвистического объекта тесно связано с латинским существительным vernix, обозначающим «лак». От него во французском языке произошло слово vernis в том же значении. А затем образовался французский глагол vernisser – «лакировать», от которого, в свою очередь, произошло существительное vernissage, означающее лакировку.

Возникает резонный вопрос. Причем здесь «лакировка», как она связана с открытием выставки? Ответ простой: изначально вернисажем называлось покрытие лаком картин, которое французские художники производили непосредственно перед началом демонстрации полотен. А позже так стал называться и день ее открытия. В русский язык это слово пришло в первоначальном значении в начале XX столетия, а с конца века оно стало употребляться в значении выставки-продажи.

Правописание и ударение

Нередко изучаемое нами слово вызывает затруднения в плане его правильного написания и постановки ударения.

Сначала разберемся с правописанием. Неправильными вариантами являются такие, как: «вирнисаж, вирнесаж, вирнесаш, вирнисаш, вернесаж, вернесаш». Это слово относится к словарным, то есть проверочных слов к нему не существует. Поэтому нужно запомнить, что единственно верным вариантом написания является «вернисаж».

Теперь перейдем к ударению. В слове вернисаж оно ставится на третьем, последнем слоге «саж».

Другие значения

В заключение изучения вопроса о том, что такое вернисаж, отметим, что у этого слова существует и ряд других значений. Рассмотрим их.

Поиск ответа

Всего найдено: 4

Правильно ли писать: «открытие вернисаж а»? Или это тавтология?

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Помогите, пожалуйста, правильно написать слово «фото вернисаж «. Как оно пишется — слитно или раздельно? Спасибо за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Можно ли сказать » вернисаж выставки»? Или это избыточное сочетание?

Ответ справочной службы русского языка

Словосочетание _ вернисаж выставки_ неправильное, лексически избыточное. _ Вернисаж _ — торжественное открытие художественной выставки.

К вопросу № 216614: согласен с Вами, но только в том случае, если сово «биеннале» подразумевает выставку. А если подразумевается, что это вернисаж (м.р.)?

Ответ справочной службы русского языка

Мы не заявляем категорически, что возможна только форма женского рода. В значении ‘фестиваль’, конечно, слово _биеннале_ может использоваться и как слово мужского рода. Однако о биеннале современного искусства в Москве чаще пишут в женском роде, поэтому и был рекомендован этот вариант.

Как правильно +

Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»

—>

ВЕРНИСАЖ. Присутствовать на вернисаже — на вернисаже собрана коллекция. Как правильно?

«Ах, вернисаж, ах, вернисаж! Какой портрет, какой пейзаж!». Помните слова известной песни? Да, не такое уж и простое это слово – «вернисаж». Часто, даже не задумываясь, мы используем его в речи ошибочно. Попробуем понять, что же такое «вернисаж» и как верно употреблять данное слово.

ВЕРНИСАЖ. Присутствовать на вернисаже — на вернисаже собрана коллекция. Как правильно?

Вернисаж — это торжественное открытие художественной выставки. На это мероприятие приглашают известных людей. Так что вернисаж — это открытие выставки, а не сама выставка.

Рассмотрим примеры, как нужно и как нельзя употреблять в речи слово «вернисаж».

Неправильное употребление:

Я уже два раза был на этом вернисаже. ( Открытие происходит один раз, поэтому дважды на него попасть невозможно).

На этом вернисаже собрана неплохая коллекция .( Вернисаж- это мероприятие¸ а не коллекция).

Правильное употребление.

На вернисаж были приглашены не только художники, но известные люди города.

Таким образом, отвечая на вопрос заголовка статьи, можно сказать, что верное будет сказать так: «Присутствовать на вернисаже».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

источники:

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B6

http://kak-pravilno-plus.ru/2017/10/11/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B6-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BD%D0%B0-%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B6/

Лексические ошибки

1. Ошибки появляются
там, где слово употребляется совсем
не в том значении, которое присуще ему
в языке
, гденарушается смысловая
точность слова
: «он упал навзничь и
уткнулся лицом в землю» («навзничь» –
вверх лицом); «Он пристально слушал мой
рассказ» (пристально можно смотреть, а
слушать надо внимательно); «Памятник
поражает своими причудливыми габаритами»
(габариты – это размеры, причудливой
может быть форма).

2. Ошибочным является
употребление слова, при котором
утрачивается важный характеризующий
признак, который выделяет обозначаемое
понятие в ряду близких ему
. Например,
в предложении «Вернисаж продолжался в
течение месяца» слово «вернисаж»
употреблено неправильно, поскольку
обозначает «торжественноеоткрытиехудожественной выставки».

3. Часто при
употреблении слова нарушается
соразмерность соединяемых понятий
.
Слово, оказываясь в несоответствующем
окружении, утрачивает значительность
своего содержания. Например, слово
«форум» имеет значение «широкое,
представительное собрание, имеющее
большое общественное значение». Поэтому
его можно употребить в словосочетании
«форум молодежи азиатских стран», но
нельзя употребить в выражении «форум
учителей областного центра». Высокое,
книжное слово «корифей» имеет значение
«выдающий деятель на каком-либо поприще»,
поэтому выражение «корифей футбола или
хоккея» можно употребить разве что в
ироническом смысле. Аналогично высокое,
книжное слово «плеяда» со значением
«группа выдающихся деятелей одной
эпохи, одного направления» не может
входить в сочетание типа «плеяда
ди-джеев».

4. Много ошибок
допускается при смешении паронимов– слов, близких по звучанию, но не
совпадающих по смыслу: «Люди начали
радостно и хлопотно выполнять приказание»
(вместо «хлопотливо»); «Сломленная
челюсть отчаянно болела» (вместо
«сломанная челюсть»).

5. Ошибками являются
лексические анахронизмывнеисторические употребления слов:
«Печорин получилпутевкуна Кавказ»;
«Наташа Ростова стремительно пробежала
похоллу». Конечно, ни о каких путевках
нельзя говорить применительно к началу
19 века. Во времена Наташи Ростовой
просторная комната в доме называласьзалой, слово холл было заимствовано
из английского языка гораздо позже.

6. Ошибки могут
быть связаны с нарушением сочетаемости
слов: «родилась традиция» («традиция»
– обычай, установившийся порядок,
унаследованный от предшествовавших
поколений; традиция родиться не может,
она может сохраниться, быть унаследованной
и т.д.). Специалисты по культуре речи
считают ошибочным употребление такого
словосочетания, как «памятные сувениры»,
поскольку слово «сувенир» само по себе
обозначает «подарок, сделанный на
память».

7. Часто ошибки
допускаются при воспроизведении
фразеологических оборотов: «факир
(вместо «калиф») на час», «выбивать из
нормы (вместо «колеи»)», «играть значение
(вместо «роль»)», «львиная часть (вместо
«доля»)». Чаще всего ошибки связаны с
неправомерной заменой компонента
фразеологизма «играть главную (вместо
«первую») скрипку». Ошибка может
возникнуть и при замене грамматической
формы слова: «сломив (вместо «сломя»)
голову», «скрипя сердцем (вместо «скрепя
сердце»)». В последнем примере
переосмысляется значение глагола, от
которого образована деепричастная
форма, входящая во фразеологизм: вместо
«скрепить» подразумевается «скрипеть».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

сроочно народ!
Лексика. Фразеология. 9класс

Вариант II

1. Укажите неверное утверждение.

A. В лексике изучается словарный состав языка.
Б. К неологизмам могут относиться ранее извест­-
ные слова, которые приобрели новые значения.

В.Все заимствованные слова подчиняются законам русского языка.

Г. Фразеологизм может иметь синонимы.

2. Найдите синонимические пары:

а) анархия — свободолюбие;

б) бытие — существование;

в) равнодушие — лицемерие;

г) реальный — истинный;

д) чопорный — церемонный;

е) гнетущий — забитый.

3. Выберите пары антонимов:

а) прогресс — отрицание;

б) тучный — худой;

в) легальный — бездарный;

г) консерватор — новатор;

д) невежественность — идейность;

е) смиренный — гордый.

4. Укажите слово, составные части которого имеют значения
«земля» и «учение»:

а) география; в) зоология; д) геология;

б) биология; г) экология; е) философия.

5. Найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лек­
сического значения слова.

A. Открытие выставочного вернисажа.

Б. Концерты проходили при полном аншлаге.

B. Наш сосед — абонемент городской телефон­
ной сети.

Г. Состоялось открытие монумента в честь Бо­родинского сражения.

6. Укажите примеры, в которых допущены ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости слов.

A. Задача, поставленная нами, достигнута.
Б. Успехами мы не блещем.

B. Царское правительство устроило гонение на
передовых людей.

Г. Воздух чист. Дышится свежо.

7. Найдите предложения с фразеологизмами.

A. Дерево глубоко пустило корни.

Б. Марья гораздо глубже пустила корни, чем ду­мали прежде.

B. Внук специально пустил козла в огород.

Г. Крестьяне нередко пускали красного петуха на барские усадьбы.

8. Укажите фразеологизмы со значением «ручаться, быть совер-­
шенно уверенным»:

а) один на один; г) хоть пруд пруди;

б) биться об заклад; д) не сойти с этого места;

в) лед тронулся; е) провалиться на этом месте.

9. Найдите однокоренные слова к слову гореть:

а) гористый; в) огарок; д) горевать;

б) горница; г) гарем; е) загар.

10. Укажите слова с буквой е в корне:

а) эм..грант; г) кр..терий;

б) пер..ферия; д) с..нтиментализм;

в) эксп..ртиза; е) д..летантство.

сроочно народ!
Лексика. Фразеология. 9класс

1. Укажите неверное утверждение.

A. В лексике изучается словарный состав языка.
Б. К неологизмам могут относиться ранее извест­-
ные слова, которые приобрели новые значения.

В.Все заимствованные слова подчиняются законам русского языка.

Г. Фразеологизм может иметь синонимы.

2. Найдите синонимические пары:

а) анархия — свободолюбие;

б) бытие — существование;

в) равнодушие — лицемерие;

г) реальный — истинный;

д) чопорный — церемонный;

е) гнетущий — забитый.

3. Выберите пары антонимов:

а) прогресс — отрицание;

б) тучный — худой;

в) легальный — бездарный;

г) консерватор — новатор;

д) невежественность — идейность;

е) смиренный — гордый.

4. Укажите слово, составные части которого имеют значения
«земля» и «учение»:

а) география; в) зоология; д) геология;

б) биология; г) экология; е) философия.

5. Найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лек­
сического значения слова.

A. Открытие выставочного вернисажа.

Б. Концерты проходили при полном аншлаге.

B. Наш сосед — абонемент городской телефон­
ной сети.

Г. Состоялось открытие монумента в честь Бо­родинского сражения.

6. Укажите примеры, в которых допущены ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости слов.

A. Задача, поставленная нами, достигнута.
Б. Успехами мы не блещем.

B. Царское правительство устроило гонение на
передовых людей.

Г. Воздух чист. Дышится свежо.

7. Найдите предложения с фразеологизмами.

A. Дерево глубоко пустило корни.

Б. Марья гораздо глубже пустила корни, чем ду­мали прежде.

B. Внук специально пустил козла в огород.

Г. Крестьяне нередко пускали красного петуха на барские усадьбы.

8. Укажите фразеологизмы со значением «ручаться, быть совер-­
шенно уверенным»:

а) один на один; г) хоть пруд пруди;

б) биться об заклад; д) не сойти с этого места;

в) лед тронулся; е) провалиться на этом месте.

9. Найдите однокоренные слова к слову гореть:

Тестовые задания по русскому языку «Стартовый контроль» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Стартовый контроль по русскому языку 8-й КЛАСС

Выполните задания А1–А19.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ЛгАла; 2) клАла;

3) пролИла; 4) порвАла.

А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

1) Побывать на вернисаже картин известного художника.

2) Сегодня в театре аншлаг.

3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.

4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.

А3. В каком слове пишется и?

1) В прославивш_м автора романе;

2) с сильно бьющ_мся сердцем;

3) в побледневш_м небе;

4) на качающ_мся пароме.

А4. В каком слове пишется буква я?

1) Пол_щие дачники; 2) недорого сто_щие книги;

3) бре_щий полет; 4) леч_щий врач

А5. На месте каких цифр необходимы запятые?

Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша открыла дверь.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.

А6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая текст учебника,

1) не отвлекайтесь; 2) каждая фраза должна обдумываться;

3) необходим словарь; 4) это займет не меньше часа.

А7. Укажите предложение, в котором границы (вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены).

1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали на мост.

2) Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.

4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.

А8. В каком предложении не нужно ставить тире?

1) Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.

2) Лень и трусость самые дурные пороки.

3) Льды как льды, пустыни как пустыни.

4) У войны короткий путь, у любви далекий.

А9. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) (Не)проснувшийся город; 2) (не)заживающая долго рана;

3) работа (не)проделана; 4) (не)смыкая глаз.

А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) Раста_вший снег; 2) застав_вший отступить;

3) разве_ли сомнения; 4) ла_л на незнакомца.

А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?

1) Свернуть направ_; 2) глядеть искос_;

3) наесться досыт_; 4) отмыть добел_.

А12. В каком слове на месте пропуска пишется буква н?

1) На улице безветре_о; 2) поступать ветре_о;

3) студентка сосредоточе_а и внимательна; 4) не раз чита_ая книга..

Прочитайте текст и выполните задания В1–В3, С1.

(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? ( Д.С. Лихачев . )

В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

В2. Из группы предложений под номерами 1–4 выберите номер безличного предложения.

В3. Из группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным словом.

не торопясь, сообразуясь

Ответы к заданиям в 8 классе

Стартовый контроль по русскому языку 10 класс

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

$1 1) нормировАть 2) прИбыв 3) нет кОнусов 4) зАгодя

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употребляется неверно?

$1 1) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.

$1 2) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.

$1 3) Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.

$1 4) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на гору.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

$1 1) С тремястами новобранцами $1 2) Жареные тетерева

$1 3) Ихние друзья $1 4) Лягте на кушетку

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Решая экзаменационные задачи,

$1 1) от учеников потребуется доскональное знание программы.

$1 2) вам понадобятся транспортир и калькулятор.

$1 3) будьте внимательны при записи ответа.

$1 4) главное внимание должно быть уделено аргументации ответов.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

$1 1) Туристам, любящим путешествовать по Южной Америке и при этом ни разу не бывавшим в Перу, понравится предложение нашей фирмы.

$1 2) Для церкви Святого Сикста в Пьяченце Рафаэль создаёт самое совершенное своё творение – картину «Сикстинскую Мадонну».

$1 3) Те, кто хорошо напишет все текущие контрольные работы, будут освобождены от экзамена.

$1 4) Вопреки ожиданиям главнокомандующего, враг отказался сдать крепость без боя.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

$1 1) На следующее утро экипаж наш был уже в крепости Сен-Мартен, которая находилась за сто верст от замка графа.

$1 2) Я увидел необходимость переменить тему разговора, который мог бы закончиться для меня невыгодным образом.

$1 3) Весь гарнизон ждал новостей из крепости, которую мятежники осадили неделю назад.

$1 4) Каротин, который содержится в моркови, очень полезен для зрения.

Прочитайте текст и выполните задания А7 – А 12.

(1)…(2)Во время цунами необычно высокие волны прибоя неожиданно появляются на побережье при опускании, поднятии или изменении дна океана. (3)Такие нарушения поверхности дна происходят одновременно на большой территории и являются результатом не только землетрясений и извержений подводных вулканов, но и обвалов больших участков суши в океан, подводных сдвигов, оползней. (4)Однако, по многочисленным наблюдениям, в 95% случаев цунами возникают вследствие сильных подземных землетрясений. (5)Сам факт регистрации подобного землетрясения уже несёт информацию о возможном цунами. (6)…детальная обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты его эпицентра и магнитуду, возможность возникновения цунами с опасной высотой волны.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

$1 1) Все стихийные бедствия нарушают привычный уклад жизни.

$1 2) По мере уменьшения глубины океана скорость движения и размеры волны уменьшаются.

$1 3) К наиболее опасным морским геологическим явлениям природного происхождения относятся цунами.

$1 4) Магнитуда землетрясения – величина, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

$1 1) Наоборот, $1 2) Более того,

$1 3) Чтобы $1 4) Несмотря на это,

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложениятекста?

$1 1) Позволяет определить координаты (предложение 6)

$1 2) Такие нарушения происходят (предложение 3)

$1 3) Волны неожиданно появляются (предложение 2)

$1 4) Факт несёт информацию (предложение 5)

А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложениятекста.

$1 1) Сложное бессоюзное $1 2) Простое осложненное

$1 3) сложносочиненное $1 4) Сложное с сочинительной и бессоюзной связью между частями

А11. Укажите предложение, в котором есть производный предлог.

$1 1) 4 2) 6 3) 5 4) 3

А12. Укажите значение слова ДНО (ДНА) в предложении 3.

$1 1) Нижняя часть углубления, выемки $1 2) Низ, основание сосуда, вместилища

$1 3) Грунт под водой водоёма $1 4) Верхняя часть твёрдого головного убора

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

При посещении охотничьего замка туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале, а также великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых изображе(4)ы были прежние владельцы.

$1 1) 1, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3 4) 2

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

$1 1) Спл..чённый, доск..нально, покл..нение $1 2) Оч..ровать, препод..ватель, выг..реть

$1 3) Г..ристый, ч..столюбие, землетр..сение $1 4) Подтв..рдить, ут..пический, бл..стательный

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

$1 1) Пр..берегать, пр..обладать, пр..неприятный $1 2) Под..тожить, прд..стория, сверх..нтересный

$1 3) Ни..провергать, ра..считывать, не..говорчивый $1 4) Над..едливый, из..бразить, поз..быть

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

$1 1) Расплат..шься, угнета..мый $1 2) Бре..шься, прикле..вший

$1 3) Раска..шься, упорядоч..нный $1 4) Пристро..шь, атаку..мый

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

$1 1) А, Б, В 2) А, Г 3) Б, В, Г 4) А, В

Ответы к заданиям по русскому языку для 10 класса

Тест по теме «Лексика.Фразеология.Орфография»,9 класс

Данный материал позволяет проверить знания учащихся 9 классов по темам , изученным с 5-8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Лексика.Фразеология.Орфография»,9 класс»

Лексика. Фразеология. Орфография.

1.Укажите неверное утверждение.

а) С течением времени лексические значения слов могут изменяться.

б) Антонимы обязательно относятся к одной части речи.

в ) Омонимы- слова, противоположные по лексическому значению.

г) Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

2.Найдите синонимические пары:

а) воззрения- предположения;

б) потворство- либерализм;

в) лицемерный- ошибочный;

г) негласный- тайный;

е) судьба- фортуна.

3.Выберите пары антонимов:

а) ложный- истинный; г) рутина- истина;

б) оптимист- труженик; д) симпатия- хвала;

в) заносчивый- скромный; е) экспорт- импорт.

4.Укажите слово, составные части которого имеют значения «жизнь» и «учение»:

а) география; г) биография;

б) биология; д) экология;

в) философия; е) астрономия.

5.найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Сообщи в газету о свободных вакансиях.

б) Мы вернулись в родные пенаты.

в ) Плеяда великих поэтов прошлого века.

г) Оплатите услуги строго по прейскуранту.

6.Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов:

а) коричневый платок; г) карий чулок;

б) степенный автомобиль; д) степенный человек;

в) пахать землю; е) пахать воду

7.Найдите предложения с фразеологизмами.

а) К 10 часам утра караул , одетый с иголочки ,вышел из казармы.

б) Партизан, словно иголка в стогу сена, затерялся в лесу .

в ) Мать искала иголку в запутанных нитках.

г) Он сидел как на иголках: ему уже давно пора было идти домой.

8.Укажите фразеологизмы со значением «быстро бежать»

а) не покладая рук; г) сломя голову;

б) до седьмого пота; д) во все лопатки;

в) выбиться из сил; е) на всех парусах.

9. Найдите однокоренные слова к слову РАСТИ

а) возвращение; г) рослый;

б) возраст; д) вращаюсь;

в) выращивать; е) расточка.

10. Укажите слова с буквой О в корне.

источники:

http://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-startoviy-kontrol-klass-419638.html

http://multiurok.ru/files/tiest-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia-orfoghrafi.html

сроочно народ!
Лексика. Фразеология. 9класс

1. Укажите неверное утверждение.

A. В лексике изучается словарный состав языка.
Б. К неологизмам могут относиться ранее извест­-
ные слова, которые приобрели новые значения.

В.Все заимствованные слова подчиняются законам русского языка.

Г. Фразеологизм может иметь синонимы.

2. Найдите синонимические пары:

а) анархия — свободолюбие;

б) бытие — существование;

в) равнодушие — лицемерие;

г) реальный — истинный;

д) чопорный — церемонный;

е) гнетущий — забитый.

3. Выберите пары антонимов:

а) прогресс — отрицание;

б) тучный — худой;

в) легальный — бездарный;

г) консерватор — новатор;

д) невежественность — идейность;

е) смиренный — гордый.

4. Укажите слово, составные части которого имеют значения
«земля» и «учение»:

а) география; в) зоология; д) геология;

б) биология; г) экология; е) философия.

5. Найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лек­
сического значения слова.

A. Открытие выставочного вернисажа.

Б. Концерты проходили при полном аншлаге.

B. Наш сосед — абонемент городской телефон­
ной сети.

Г. Состоялось открытие монумента в честь Бо­родинского сражения.

6. Укажите примеры, в которых допущены ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости слов.

A. Задача, поставленная нами, достигнута.
Б. Успехами мы не блещем.

B. Царское правительство устроило гонение на
передовых людей.

Г. Воздух чист. Дышится свежо.

7. Найдите предложения с фразеологизмами.

A. Дерево глубоко пустило корни.

Б. Марья гораздо глубже пустила корни, чем ду­мали прежде.

B. Внук специально пустил козла в огород.

Г. Крестьяне нередко пускали красного петуха на барские усадьбы.

8. Укажите фразеологизмы со значением «ручаться, быть совер-­
шенно уверенным»:

а) один на один; г) хоть пруд пруди;

б) биться об заклад; д) не сойти с этого места;

в) лед тронулся; е) провалиться на этом месте.

9. Найдите однокоренные слова к слову гореть:

Тестовые задания по русскому языку «Стартовый контроль» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Стартовый контроль по русскому языку 8-й КЛАСС

Выполните задания А1–А19.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) ЛгАла; 2) клАла;

3) пролИла; 4) порвАла.

А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

1) Побывать на вернисаже картин известного художника.

2) Сегодня в театре аншлаг.

3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.

4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.

А3. В каком слове пишется и?

1) В прославивш_м автора романе;

2) с сильно бьющ_мся сердцем;

3) в побледневш_м небе;

4) на качающ_мся пароме.

А4. В каком слове пишется буква я?

1) Пол_щие дачники; 2) недорого сто_щие книги;

3) бре_щий полет; 4) леч_щий врач

А5. На месте каких цифр необходимы запятые?

Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша открыла дверь.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.

А6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая текст учебника,

1) не отвлекайтесь; 2) каждая фраза должна обдумываться;

3) необходим словарь; 4) это займет не меньше часа.

А7. Укажите предложение, в котором границы (вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены).

1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали на мост.

2) Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.

3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.

4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.

А8. В каком предложении не нужно ставить тире?

1) Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.

2) Лень и трусость самые дурные пороки.

3) Льды как льды, пустыни как пустыни.

4) У войны короткий путь, у любви далекий.

А9. В каком словосочетании не пишется слитно?

1) (Не)проснувшийся город; 2) (не)заживающая долго рана;

3) работа (не)проделана; 4) (не)смыкая глаз.

А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) Раста_вший снег; 2) застав_вший отступить;

3) разве_ли сомнения; 4) ла_л на незнакомца.

А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?

1) Свернуть направ_; 2) глядеть искос_;

3) наесться досыт_; 4) отмыть добел_.

А12. В каком слове на месте пропуска пишется буква н?

1) На улице безветре_о; 2) поступать ветре_о;

3) студентка сосредоточе_а и внимательна; 4) не раз чита_ая книга..

Прочитайте текст и выполните задания В1–В3, С1.

(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? ( Д.С. Лихачев . )

В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.

В2. Из группы предложений под номерами 1–4 выберите номер безличного предложения.

В3. Из группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным словом.

не торопясь, сообразуясь

Ответы к заданиям в 8 классе

Стартовый контроль по русскому языку 10 класс

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

$1 1) нормировАть 2) прИбыв 3) нет кОнусов 4) зАгодя

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употребляется неверно?

$1 1) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.

$1 2) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.

$1 3) Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.

$1 4) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на гору.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

$1 1) С тремястами новобранцами $1 2) Жареные тетерева

$1 3) Ихние друзья $1 4) Лягте на кушетку

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Решая экзаменационные задачи,

$1 1) от учеников потребуется доскональное знание программы.

$1 2) вам понадобятся транспортир и калькулятор.

$1 3) будьте внимательны при записи ответа.

$1 4) главное внимание должно быть уделено аргументации ответов.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

$1 1) Туристам, любящим путешествовать по Южной Америке и при этом ни разу не бывавшим в Перу, понравится предложение нашей фирмы.

$1 2) Для церкви Святого Сикста в Пьяченце Рафаэль создаёт самое совершенное своё творение – картину «Сикстинскую Мадонну».

$1 3) Те, кто хорошо напишет все текущие контрольные работы, будут освобождены от экзамена.

$1 4) Вопреки ожиданиям главнокомандующего, враг отказался сдать крепость без боя.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

$1 1) На следующее утро экипаж наш был уже в крепости Сен-Мартен, которая находилась за сто верст от замка графа.

$1 2) Я увидел необходимость переменить тему разговора, который мог бы закончиться для меня невыгодным образом.

$1 3) Весь гарнизон ждал новостей из крепости, которую мятежники осадили неделю назад.

$1 4) Каротин, который содержится в моркови, очень полезен для зрения.

Прочитайте текст и выполните задания А7 – А 12.

(1)…(2)Во время цунами необычно высокие волны прибоя неожиданно появляются на побережье при опускании, поднятии или изменении дна океана. (3)Такие нарушения поверхности дна происходят одновременно на большой территории и являются результатом не только землетрясений и извержений подводных вулканов, но и обвалов больших участков суши в океан, подводных сдвигов, оползней. (4)Однако, по многочисленным наблюдениям, в 95% случаев цунами возникают вследствие сильных подземных землетрясений. (5)Сам факт регистрации подобного землетрясения уже несёт информацию о возможном цунами. (6)…детальная обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты его эпицентра и магнитуду, возможность возникновения цунами с опасной высотой волны.

А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

$1 1) Все стихийные бедствия нарушают привычный уклад жизни.

$1 2) По мере уменьшения глубины океана скорость движения и размеры волны уменьшаются.

$1 3) К наиболее опасным морским геологическим явлениям природного происхождения относятся цунами.

$1 4) Магнитуда землетрясения – величина, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении.

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

$1 1) Наоборот, $1 2) Более того,

$1 3) Чтобы $1 4) Несмотря на это,

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложениятекста?

$1 1) Позволяет определить координаты (предложение 6)

$1 2) Такие нарушения происходят (предложение 3)

$1 3) Волны неожиданно появляются (предложение 2)

$1 4) Факт несёт информацию (предложение 5)

А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложениятекста.

$1 1) Сложное бессоюзное $1 2) Простое осложненное

$1 3) сложносочиненное $1 4) Сложное с сочинительной и бессоюзной связью между частями

А11. Укажите предложение, в котором есть производный предлог.

$1 1) 4 2) 6 3) 5 4) 3

А12. Укажите значение слова ДНО (ДНА) в предложении 3.

$1 1) Нижняя часть углубления, выемки $1 2) Низ, основание сосуда, вместилища

$1 3) Грунт под водой водоёма $1 4) Верхняя часть твёрдого головного убора

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

При посещении охотничьего замка туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале, а также великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых изображе(4)ы были прежние владельцы.

$1 1) 1, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3 4) 2

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

$1 1) Спл..чённый, доск..нально, покл..нение $1 2) Оч..ровать, препод..ватель, выг..реть

$1 3) Г..ристый, ч..столюбие, землетр..сение $1 4) Подтв..рдить, ут..пический, бл..стательный

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

$1 1) Пр..берегать, пр..обладать, пр..неприятный $1 2) Под..тожить, прд..стория, сверх..нтересный

$1 3) Ни..провергать, ра..считывать, не..говорчивый $1 4) Над..едливый, из..бразить, поз..быть

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

$1 1) Расплат..шься, угнета..мый $1 2) Бре..шься, прикле..вший

$1 3) Раска..шься, упорядоч..нный $1 4) Пристро..шь, атаку..мый

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

$1 1) А, Б, В 2) А, Г 3) Б, В, Г 4) А, В

Ответы к заданиям по русскому языку для 10 класса

Тест по теме «Лексика.Фразеология.Орфография»,9 класс

Данный материал позволяет проверить знания учащихся 9 классов по темам , изученным с 5-8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Лексика.Фразеология.Орфография»,9 класс»

Лексика. Фразеология. Орфография.

1.Укажите неверное утверждение.

а) С течением времени лексические значения слов могут изменяться.

б) Антонимы обязательно относятся к одной части речи.

в ) Омонимы- слова, противоположные по лексическому значению.

г) Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.

2.Найдите синонимические пары:

а) воззрения- предположения;

б) потворство- либерализм;

в) лицемерный- ошибочный;

г) негласный- тайный;

е) судьба- фортуна.

3.Выберите пары антонимов:

а) ложный- истинный; г) рутина- истина;

б) оптимист- труженик; д) симпатия- хвала;

в) заносчивый- скромный; е) экспорт- импорт.

4.Укажите слово, составные части которого имеют значения «жизнь» и «учение»:

а) география; г) биография;

б) биология; д) экология;

в) философия; е) астрономия.

5.найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Сообщи в газету о свободных вакансиях.

б) Мы вернулись в родные пенаты.

в ) Плеяда великих поэтов прошлого века.

г) Оплатите услуги строго по прейскуранту.

6.Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов:

а) коричневый платок; г) карий чулок;

б) степенный автомобиль; д) степенный человек;

в) пахать землю; е) пахать воду

7.Найдите предложения с фразеологизмами.

а) К 10 часам утра караул , одетый с иголочки ,вышел из казармы.

б) Партизан, словно иголка в стогу сена, затерялся в лесу .

в ) Мать искала иголку в запутанных нитках.

г) Он сидел как на иголках: ему уже давно пора было идти домой.

8.Укажите фразеологизмы со значением «быстро бежать»

а) не покладая рук; г) сломя голову;

б) до седьмого пота; д) во все лопатки;

в) выбиться из сил; е) на всех парусах.

9. Найдите однокоренные слова к слову РАСТИ

а) возвращение; г) рослый;

б) возраст; д) вращаюсь;

в) выращивать; е) расточка.

10. Укажите слова с буквой О в корне.

источники:

http://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-startoviy-kontrol-klass-419638.html

http://multiurok.ru/files/tiest-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia-orfoghrafi.html

Сегодня
мы…

· Продолжим разговор о лексических нормах.

· Поговорим о том, как справиться с речевой избыточностью.

· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ по
русскому языку.

И перед
нами – шестое задание. И вот как оно звучит:

Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это
слово.

У этого
задания может быть и вариант. Иногда нам нужно заменить неверно
употреблённое слово
. Но к этому варианту мы обратимся позже.

Проанализируем
это задание.

В
упрощённой форме оно звучит так: где в этом предложении лишнее слово? При этом
лишним чаще всего оказывается существительное или прилагательное. Нам нужно его
найти и выписать в графу ответов.

И в
чём состоит суть этого задания?

Во-первых,
мы должны продемонстрировать своё умение определять лексическое значение слова.
Во-вторых, мы должны учитывать особенности сочетаемости слова. Наконец, мы
тренируемся видеть лексические ошибки!

Обратимся
к теоретической части этого задания.

Лексические
нормы
– это нормы, которые определяю правильность выбора слова из ряда
единиц, близких ему по значению или по форме. А также употребления слова в тех
значениях, которое оно имеет в литературном языке.

Иногда мы
неверно понимаем значение слов, и тогда могут возникать лексические ошибки.

К таким
ошибкам относится так называемая речевая избыточность. То есть
многословие, повторение одних и тех же слов и мыслей.

Речевая
избыточность может проявляться в нескольких формах. Основные – это плеоназм
и тавтология
.

Плеоназм
– это употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов.

При
плеоназме одно из слов лишнее, потому что его значение совпадает со значением
слова, которое стоит рядом. Например, местный абориген, спускаться вниз.

Плеоназмы
часто появляются при соединении синонимов.

Например,
мужественный и смелый.

Но очень
часто плеоназмы – это словосочетания, и это может помочь нам при выполнении
задания.

А тавтология
– это повторение однокоренных или одинаковых слов.

При тавтологии
одно слово становится лишним, потому что повторяет корень слова, которое стоит
рядом.

Иногда
тавтология может появляться при соединении иноязычного слова и русского,
которое дублирует его значение.

Например,
рассказать рассказ, возобновить вновь, памятный сувенир.

И в чём
же трудности этого задания?

В том,
что мы чаще сталкиваемся в нём с плеоназмами, а это – не однокоренные слова.
Так что нам нужно проявить языковое чутьё. А столько слов в разных сочетаниях
запомнить просто невозможно.

Давайте
возьмём для примера такое задание ЕГЭ.

Нужно
исключить лишнее слово вот в таком предложении.

Мы
прибыли в Москву только двадцать пятого марта и поэтому не смогли попасть на состоявшееся
двумя днями ранее открытие вернисажа выставки «Новое русское искусство».

С чего мы
начнём? Конечно же, с чтения предложения. Мы внимательно и вдумчиво читаем наш
пример.

И после
этого мы приступаем к поиску так называемого «сигнала ошибки». То есть
мы ищем в тексте смысловое противоречие. Где может прятаться ошибка? Может
быть, есть какие-то сочетания слов, которые сразу же кажутся неверными, будто
бы «царапают» восприятие?

И мы
видим, что в тексте имеется такое место, где может находиться эта ошибка.

Эту
проблемную зону мы выделяем. Три слова – открытие вернисажа выставки.

А что вообще может быть проблемной зоной?

Словосочетания, значение которых нам
непонятно.

Словосочетания с иноязычными словами.

Сочетания слов, значение которых вызывает у
нас ощущение неправильности.

И сочетания слов, где повторяется один и тот
же корень.

Итак, мы
обозначили участок предложения, где есть проблема. Но в каком слове она
заключена?

Теперь
нам нужно определить тип ошибки. Для этого мы определяем лексическое
значение
каждого слова в данном контексте, то есть в этом предложении.

Открытие
здесь – это начало какого-то мероприятия.

Слово вернисаж
обозначает торжественное открытие художественной выставки.

А выставка
– это собрание каких-то предметов, которые предназначены для обзора, а также
мероприятие, связанное с просмотром этих предметов.

И мы
видим, что в значении слова вернисаж заключаются два других слова – открытие
выставки
. Но эти слова в тексте уже есть! Получается, что слово вернисаж
просто дублирует те значения, которые уже есть в предложении. И значит, перед
нами плеоназм. И слово вернисажа в предложении является лишним.

И теперь,
когда работа закончена, мы можем записать ответ. Слово мы указываем либо в
начальной форме, или в форме, в которой слово стоит в самом предложении.

Нам
подходит как вариант вернисаж, так и вариант вернисажа.

И теперь
мы можем построить алгоритм работы над этим заданием.

· Сначала мы внимательно читаем предложение.

· Потом обозначаем «проблемную зону», ищем сигналы ошибки.

· Определяем лексическое значение слов проблемной зоны.

· И находим лишнее слово.

Осталось
записать его в графу ответа.

Но ведь
мы можем учесть ещё и подсказку!

Мы
говорили о том, что очень часто лексические ошибки проявляются именно в
словосочетаниях.

Может
быть, мы можем построить решение на анализе словосочетаний в предложении?

Попробуем.
Возьмём для примера вот такое предложение:

Живя в
веках, произведения народного фольклора обогащались чертами нового
мировоззрения, меняющегося быта.

И начнём
мы всё с того же – внимательно прочитаем предложение.

А потом
займёмся выделением словосочетаний. Мы выписываем из предложения все
словосочетания.

Живя в
веках,

Произведения
фольклора,

Народного
фольклора,

Обогащались
чертами,

Чертами
мировоззрения,

Нового
мировоззрения.

Следующий
наш шаг – мы анализируем словосочетания. Какие из них могут
существовать, а какое содержит ошибку?

Жить в
веках вполне можно. И с произведениями фольклора мы нередко встречались.

А вот
может ли быть фольклор народным? Выделим это сочетание слов и двинемся дальше.

Можно
обогащаться какими-то чертами.

Особенно
чертами мировоззрение.

Мировоззрение
может быть новым.

И быт
может меняться.

И у нас
осталось одно словосочетание под вопросом. Проанализируем его более подробно.

Народный
фольклор.

Фольклор
– это народной творчество. Он не может быть не народным. Значит, в лексическом
значении слова фольклор уже присутствует компонент «народный», и его не надо
выражать при помощи прилагательного. Именно слово народный в этом
предложении будет лишним.

Теперь
нам осталось только записать наш ответ.

И опять
мы можем вписать слово фольклор – в начальной форме. Или фольклора
– в форме, в которой слово употребляется в предложении.

И теперь
мы можем создать второй алгоритм для этого задания!

· Сначала мы внимательно читаем предложение.

· Потом выписываем из него все словосочетания.

· Анализируем каждое словосочетание, выбирая те, которые кажутся
ошибочными.

· Анализируем словосочетание, которое содержит ошибку. Находим при
этом лишнее в словосочетании слово.

Готово!
Задание выполнено.

Так о чём же нам нужно помнить при работе с
лексическими ошибками?

· В этом задании
лексическая избыточность может проявляться в нескольких формах. Чаще всего это
плеоназм – употребление рядом близких по смыслу слов.

· Особенное внимание при
анализе предложения нужно уделать иноязычным словам, потому что лексическая
ошибка очень часто связана именно с ними.

· Часто речевая
избыточность связана со словосочетаниями, поэтому нам может помочь анализ
словосочетаний в предложении.

Лексическая сочетаемость это способность слова сочетаться с определённым кругом других слов. Эта способность слова в значительной степени зависит от смысловых особенностей слова, его значения.

Лексическая сочетаемостьРассмотрим слова, употребления которых часто приводит к лексическим ошибкам.

Авангард. В русском литературном языке слово закреплено в значении «часть войск, находящаяся впереди главных сил», оно употребляется и в переносном расширенном значении «передовая, ведущая часть какой-нибудь общественной группы, класса». Не следует употреблять избыточное словосочетание передовой авангард (ср. также быть, находиться в передовом авангарде и т.п.). В современном русском языке слово авангард имеет и ещё одно значение, которое является более употребительным «культурное движение 20 века, абсолютно противоположное  классическому искусству, порывающее с устоявшимися принципами и нормами и основанное на поиске принципиально новых выразительных средств художественного языка и способов воздействия на аудиторию».

Вернисаж (франц. vernissage) торжественное открытие художественной выставки, например: приглашать на вернисаж, состоялся вернисаж и т.п. В современной устной и письменной речи слово вернисаж нередко употребляется в расширенном значении «выставка вообще», «экспозиция» и т.п. Например: вернисаж продлится три недели (о работе выставки) и т.п. Такое употребление противоречит значению слова вернисаж и в литературной речи не рекомендуется.

Заведующий тот, кто заведует чем-нибудь, начальник. В современном русском языке слово заведующий управляет зависимыми существительными в творительном падеже без предлога. Например: заведующий сберкассой, заведующий фермой и т.д. Неправильно: заведующий клуба (вместо заведующий клубом), заведующий участка, сектора и т.п. (вместо заведующий участком, сектором и т.п.).

Заглавный относящийся к заглавию, содержащий в себе заглавие. Например: заглавный лист, заглавная страница и т.п. Употребление прилагательного заглавный вместо главный, основной и т.п. противоречит литературной норме. Неправильно: она является заглавной героиней романа; заглавное событие в жизни; решить заглавный вопрос и т.п.

Кавалькада группа всадников. Не допускайте плеоназма (оборота речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значению) конная кавалькада.

Корректив (от лат. сorrekcio) поправка, частичное изменение. В общелитературной речи следует избегать употребления этого слова без надобности (т.е. не в терминологических значениях, связанных например, с корректировкой стрельбы, направления движения чего-нибудь и т.п.). В этом случае уместнее использовать стилистически нейтральные общеупотребительные слова поправка, изменение, уточнение, исправление и т.п., которые могут точнее и выразительнее характеризовать соответствующий предмет речи. Например: жизнь внесла свои коррективы (лучше: поправки, изменения) в наши проекты и планы и т.п.

В современной устной и письменной речи нередко встречается неправильное, избыточное выражение коррективы и поправки, в котором стоят рядом два однозначных слова. Например: принять проект без коррективов и поправок, внести коррективы и поправки в свой доклад и т.п. В литературной речи такого рода избыточные выражения недопустимы.

Лексическая сочетаемостьКрайний предельный или находящийся с краю чего-нибудь. Например: крайний срок, крайние меры, крайнее кресло в первом ряду и т.п. Неправильно употреблять слово крайний по отношению к человеку, стоящему в очереди.

Плеяда группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления. Данное слово употребляем только для обозначения людей.

Первенство первое место в соревнованиях. В современной устной и письменной речи нередко встречается неправильный оборот одержать первенство (правильно: завоевать первенство). Ошибка возникает в результате смешения выражений одержать победу и завоевать первенство.

Подпись роспись. В современном русском языке однокоренные слова подпись и роспись различаются по своим значениям и употреблению. Подпись собственноручно написанная фамилия или надпись под чем-либо. Например: поставить свою подпись; сбор подписей под обращением; подписи под рисунком и т.п. Неправильно: поставить роспись в ведомости. Роспись употребляется в следующих значениях: 1) инвентарь, письменный перечень чего-нибудь (например: роспись доходов и расходов; роспись материального имущества); 2) действие по глаголу расписать (т.е. разнесение записей в разные места, рубрики; например: роспись цифровых данных); 3) «настенная живопись» (например: роспись стен и потолка; внутренняя роспись древнего храма и т.п.).

Половина одна из двух равных частей целого. Например: половина книги прочитана; прошла половина зимы; взял половину яблока и т.п. Не рекомендуется употреблять в литературной речи выражения большая половина и меньшая половина, в которых слово половина выступает в расширенном значении «одна из двух частей вообще» или даже просто «часть чего-нибудь».

Такими ошибочными, недопустимыми в литературной речи являются конструкции типа: на две равные половины (правильно: на две равные части или пополам); в последней половине декабря (правильно: во второй половине декабря); на две или на три неравные половины (правильно: на две или на три неравные части) и т.п.

Остались вопросы? Хотите знать больше о лексической сочетаемости слов?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сегодня
мы…

· Продолжим разговор о лексических нормах.

· Поговорим о том, как справиться с речевой избыточностью.

· Узнаем, как подготовиться к решению такого задания на ЕГЭ по
русскому языку.

И перед
нами – шестое задание. И вот как оно звучит:

Отредактируйте
предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это
слово.

У этого
задания может быть и вариант. Иногда нам нужно заменить неверно
употреблённое слово
. Но к этому варианту мы обратимся позже.

Проанализируем
это задание.

В
упрощённой форме оно звучит так: где в этом предложении лишнее слово? При этом
лишним чаще всего оказывается существительное или прилагательное. Нам нужно его
найти и выписать в графу ответов.

И в
чём состоит суть этого задания?

Во-первых,
мы должны продемонстрировать своё умение определять лексическое значение слова.
Во-вторых, мы должны учитывать особенности сочетаемости слова. Наконец, мы
тренируемся видеть лексические ошибки!

Обратимся
к теоретической части этого задания.

Лексические
нормы
– это нормы, которые определяю правильность выбора слова из ряда
единиц, близких ему по значению или по форме. А также употребления слова в тех
значениях, которое оно имеет в литературном языке.

Иногда мы
неверно понимаем значение слов, и тогда могут возникать лексические ошибки.

К таким
ошибкам относится так называемая речевая избыточность. То есть
многословие, повторение одних и тех же слов и мыслей.

Речевая
избыточность может проявляться в нескольких формах. Основные – это плеоназм
и тавтология
.

Плеоназм
– это употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов.

При
плеоназме одно из слов лишнее, потому что его значение совпадает со значением
слова, которое стоит рядом. Например, местный абориген, спускаться вниз.

Плеоназмы
часто появляются при соединении синонимов.

Например,
мужественный и смелый.

Но очень
часто плеоназмы – это словосочетания, и это может помочь нам при выполнении
задания.

А тавтология
– это повторение однокоренных или одинаковых слов.

При тавтологии
одно слово становится лишним, потому что повторяет корень слова, которое стоит
рядом.

Иногда
тавтология может появляться при соединении иноязычного слова и русского,
которое дублирует его значение.

Например,
рассказать рассказ, возобновить вновь, памятный сувенир.

И в чём
же трудности этого задания?

В том,
что мы чаще сталкиваемся в нём с плеоназмами, а это – не однокоренные слова.
Так что нам нужно проявить языковое чутьё. А столько слов в разных сочетаниях
запомнить просто невозможно.

Давайте
возьмём для примера такое задание ЕГЭ.

Нужно
исключить лишнее слово вот в таком предложении.

Мы
прибыли в Москву только двадцать пятого марта и поэтому не смогли попасть на состоявшееся
двумя днями ранее открытие вернисажа выставки «Новое русское искусство».

С чего мы
начнём? Конечно же, с чтения предложения. Мы внимательно и вдумчиво читаем наш
пример.

И после
этого мы приступаем к поиску так называемого «сигнала ошибки». То есть
мы ищем в тексте смысловое противоречие. Где может прятаться ошибка? Может
быть, есть какие-то сочетания слов, которые сразу же кажутся неверными, будто
бы «царапают» восприятие?

И мы
видим, что в тексте имеется такое место, где может находиться эта ошибка.

Эту
проблемную зону мы выделяем. Три слова – открытие вернисажа выставки.

А что вообще может быть проблемной зоной?

Словосочетания, значение которых нам
непонятно.

Словосочетания с иноязычными словами.

Сочетания слов, значение которых вызывает у
нас ощущение неправильности.

И сочетания слов, где повторяется один и тот
же корень.

Итак, мы
обозначили участок предложения, где есть проблема. Но в каком слове она
заключена?

Теперь
нам нужно определить тип ошибки. Для этого мы определяем лексическое
значение
каждого слова в данном контексте, то есть в этом предложении.

Открытие
здесь – это начало какого-то мероприятия.

Слово вернисаж
обозначает торжественное открытие художественной выставки.

А выставка
– это собрание каких-то предметов, которые предназначены для обзора, а также
мероприятие, связанное с просмотром этих предметов.

И мы
видим, что в значении слова вернисаж заключаются два других слова – открытие
выставки
. Но эти слова в тексте уже есть! Получается, что слово вернисаж
просто дублирует те значения, которые уже есть в предложении. И значит, перед
нами плеоназм. И слово вернисажа в предложении является лишним.

И теперь,
когда работа закончена, мы можем записать ответ. Слово мы указываем либо в
начальной форме, или в форме, в которой слово стоит в самом предложении.

Нам
подходит как вариант вернисаж, так и вариант вернисажа.

И теперь
мы можем построить алгоритм работы над этим заданием.

· Сначала мы внимательно читаем предложение.

· Потом обозначаем «проблемную зону», ищем сигналы ошибки.

· Определяем лексическое значение слов проблемной зоны.

· И находим лишнее слово.

Осталось
записать его в графу ответа.

Но ведь
мы можем учесть ещё и подсказку!

Мы
говорили о том, что очень часто лексические ошибки проявляются именно в
словосочетаниях.

Может
быть, мы можем построить решение на анализе словосочетаний в предложении?

Попробуем.
Возьмём для примера вот такое предложение:

Живя в
веках, произведения народного фольклора обогащались чертами нового
мировоззрения, меняющегося быта.

И начнём
мы всё с того же – внимательно прочитаем предложение.

А потом
займёмся выделением словосочетаний. Мы выписываем из предложения все
словосочетания.

Живя в
веках,

Произведения
фольклора,

Народного
фольклора,

Обогащались
чертами,

Чертами
мировоззрения,

Нового
мировоззрения.

Следующий
наш шаг – мы анализируем словосочетания. Какие из них могут
существовать, а какое содержит ошибку?

Жить в
веках вполне можно. И с произведениями фольклора мы нередко встречались.

А вот
может ли быть фольклор народным? Выделим это сочетание слов и двинемся дальше.

Можно
обогащаться какими-то чертами.

Особенно
чертами мировоззрение.

Мировоззрение
может быть новым.

И быт
может меняться.

И у нас
осталось одно словосочетание под вопросом. Проанализируем его более подробно.

Народный
фольклор.

Фольклор
– это народной творчество. Он не может быть не народным. Значит, в лексическом
значении слова фольклор уже присутствует компонент «народный», и его не надо
выражать при помощи прилагательного. Именно слово народный в этом
предложении будет лишним.

Теперь
нам осталось только записать наш ответ.

И опять
мы можем вписать слово фольклор – в начальной форме. Или фольклора
– в форме, в которой слово употребляется в предложении.

И теперь
мы можем создать второй алгоритм для этого задания!

· Сначала мы внимательно читаем предложение.

· Потом выписываем из него все словосочетания.

· Анализируем каждое словосочетание, выбирая те, которые кажутся
ошибочными.

· Анализируем словосочетание, которое содержит ошибку. Находим при
этом лишнее в словосочетании слово.

Готово!
Задание выполнено.

Так о чём же нам нужно помнить при работе с
лексическими ошибками?

· В этом задании
лексическая избыточность может проявляться в нескольких формах. Чаще всего это
плеоназм – употребление рядом близких по смыслу слов.

· Особенное внимание при
анализе предложения нужно уделать иноязычным словам, потому что лексическая
ошибка очень часто связана именно с ними.

· Часто речевая
избыточность связана со словосочетаниями, поэтому нам может помочь анализ
словосочетаний в предложении.

  • Открытая вакансия лексическая ошибка
  • Отличие бага от ошибки
  • Открыта дверь пассажира форд фокус 2 ошибка
  • Отладка программы классификация ошибок
  • Открывая новую вкладку браузера информация может быть потеряна ошибка егэ