Открыв дверь на меня повеяло степным ветром ошибка

Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях …

  • Открыв дверь, на меня повеяло степным ветром.
  • Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны.
  • Временами по реке пробегала лёгкая зыбь, сверкая на солнце.
  • Узнав о происшедшем, у неё возникла мысль навсегда уехать из города.

Тип вопроса: Несколько правильных вариантов

Ответ на этот вопрос уже получили: 7 раз(а)

Помогли ответы? Ставь лайк 👍

Вопрос задал(а): Анонимный пользователь, 13 Ноябрь 2020 в 16:08
На вопрос ответил(а): Анастасия Степанова, 13 Ноябрь 2020 в 16:08

1) Я оставлю рассказ незаконченным, не упомянув о дорожном происшествии.

2) Когда ты придешь с работы, дом встретит тебя теплом и запахом пирогов.

5) Опальный писатель был отправлен в Сибирь и находился там долгие годы.

Деепричастие в деепричастном обороте и сказуемое должны относится к одному субъекту.

3) Затем Глебов стал директором, проработав в этой должности полгода.

Деепричастный оборот не может употребляться в предложении со страдательной конструкцией. Сказуемое должно быть выражено глаголом в активном залоге.

4) Открыв дверь, я почувствовал, как на меня повеяло холодом.

Деепричастный оборот не может употребляться в безличном предложении.


Подборка по базе: Терминологический словарь аккредитация.docx, защитное слово.docx, 150 слов.pdf, война-жесточе нету слова.doc, защитное слово.docx, Зимние забавы 29 слов.doc, Дефектологический словарик.docx, порядок слов в предложении.docx, урок 10 проект словесные инф модели.docx, защитное слово.docx


(не)прочитанная книга; ей (не)здоровится
очень (не)надёжные аргументы; (не)смотря на авторитет докладчика

Не пишется раздельно со всеми словами, представленными в рядах …
(не)покрытая снегом земля; письмо (не)отправлено
(не)узнавая друг друга; учиться (не)хуже других

Двойные согласные пишутся во всех словах, представленных в рядах …
апе(л, лл)яция, ко(м, мм)ентарий
ко(м, мм)ерческий, криста(л, лл)

Двойные согласные пишутся во всех словах, представленных в рядах …
ко(р, рр)упция, ра(в, вв)ин
а(б, бб)ревиатура, апе(л, лл)яция

Буква э пишется во всех словах, представленных в рядах …
ма..стро, м..рия
с..р, силу..т

Буква е пишется во всех словах, представленных в рядах …
пр..валировать, непр..ходящие (ценности)
пр..вратный, пр..рогатива

Буква о пишется во всех словах, представленных в рядах …
свеж.., девч..нка
медвеж..нок, чащ..ба

Одна и та же буква пишется во всех словах, представленных в рядах …
боч..нок, чесуч..вый, чащ..ба
д..летант, прив..легия, пр..оритет

Слитно пишутся все прилагательные, представленные в рядах …
(лето)писный, (водо)непроницаемый
(естественно)научный, (высоко)пропрофессиональный

Пол- пишется через дефис во всех словах, представленных в рядах …
(пол)ананаса, (пол)России
(пол)лимона, (пол)урока

Через дефис пишутся все слова, представленные в рядах …
что(нибудь), всё(таки)
такой(то), кое(откуда)

Через дефис пишутся все слова, представленные в рядах …
(волго)камский, (юго)запад
(кое)как, (грамм)молекула

Орфографические ошибки допущены при написании причастий в словосочетаниях …
стелящиеся по земле растения
тяжело дышущий больной

Орфографические ошибки допущены при написании причастий в словосочетаниях …
затеенная игра
задерженный поездК орфоэпическому словарю следует обратиться для правильного выбора варианта в паре …
нена[сн]ый – нена[стн]ый

Как лексические квалифицируются ошибки, связанные с …
неразличением паронимов

Деепричастный оборот употреблён верно в предложении …
Все вдруг засуетились, загрохотав стульями.

Грамматическая ошибка допущена в предложении …
А потом Виктор проводил Свету до своего дома.

Грамматическая ошибка допущена в предложении …
Развитие общественного движения и распространение новых идей происходило вопреки всех цензурных и идеологических усилий режима.

Грамматическая ошибка допущена в предложении …
При этом необходимо ссылаться не столько на В. Суворова, сколько обратить внимание на дискуссию вокруг его книг.

Как лексические квалифицируются ошибки, связанные с нарушением …
норм лексической сочетаемости

Речевая ошибка обнаруживается в предложении …
Учитесь дорожить каждой минутой своего времени.

Речевая ошибка обнаруживается в предложении …
В этом году нам удалось повысить выпуск готовой продукции.

Речевая ошибка обнаруживается в предложении …
Седан, или лимузин, считается одним из самых популярнейших видов автомобиля.

Речевая ошибка допущена в предложении …
А как вы считаете, мнимый человек может заболеть таким образом?

Речевая ошибка допущена в предложении …
Артистичный талант стал проявляться в ней с раннего детства.

Речевая ошибка допущена в предложении …
Мы не сможем отступить назад и сдать свои позиции.

Речевая ошибка допущена в предложении …
Большая половина присутствующих согласилась с мнением выступающего и поддержала его.

Речевая ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога, обнаруживается в предложении …
Мы не смогли приехать вовремя благодаря изменению в расписании движения поездов.

Ошибка в употреблении падежной формы существительного допущена в предложении …
По завершению войны со Швецией в 1661 году Россия по-прежнему оставалась отрезанной от морских торговых путей.

Как речевые квалифицируются ошибки, связанные с …
нарушением норм лексической сочетаемости.

Тавтология допущена в предложении …
После завершения учёбы наши обучающиеся легко находят работу.

Тавтология, которая свидетельствует о недостаточной языковой грамотности, допущена в предложении …
Судя по тем находкам, которые они нашли, уже можно говорить о возможности продолжить исследования в этой области.

Лексическая ошибка допущена в предложении …
Безусловно, данный принцип является необходимым условием реализации принятых решений. Грамматические ошибки допущены в предложениях …


Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов старших курсов.
Целью данной организации является выявление и указание на нарушения в работе предприятий.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
Тридцать один делегат прибыли на совещание.
Тысяча книг поступили в библиотеку университета.

Грамматически правильно построены словосочетания …
в деревне Волчихе
храм в селе Никольском-Архангельском
из города Нижний Новгород

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Эрмитаж.
Читая романы Дюма, пробуждается интерес к истории.

Правильно построены предложения …
Наш НИИ известен по всей стране.
ЕГЭ по математике большинством выпускников был сдан удовлетворительно.
ВАК утвердила Смирнова в звании доцента.

Соответствуют грамматической норме формы имён собственных в предложениях …
Лучшие роли Лоуренса Оливье – в фильмах тридцатых годов.
Я читала произведения Чарльза Диккенса.
Она была восхищена картиной «Коронация Марии Медичи» Питера Пауля Рубенса.

Правильно построены предложения …
МОК принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в Сочи.
При заполнении документа требуется указать свой ИНН.

Грамматически правильно построены предложения …
Две недавно отремонтированные комнаты сдаются внаём.
Мы побывали в знаменитом музее-квартире А.А. Ахматовой в Петербурге.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
Преподаватели научат детей разбираться и привьют им любовь к живописи.
По приезду из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
Прошу вас объяснить о причинах опоздания.
Инженер рассказал нам, как осушали эти болота и о строительстве комбината.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
И эти люди пытаются нам объяснить о том, как строить инновационную экономику!
Я думаю то, что произошедшее является ошибкой.

Грамматически правильно построены предложения …
Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой.
О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
Выезжая за границу, у туристов зачастую отсутствует медицинская страховка.
Член партии не должен делать заявлений от лица партии, противоречащие решениям выборных органов.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
У пятерых подруг был свой словарь, понятный только им.
За прошедший год было обследовано около тридцати тысяч пятисот гектар леса.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.
Немало лет прошли с тех пор …

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
Мы приближались к станции Москве-Пассажирской.
Ребята встретились на углу улицы Петровка.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
На выборах в профком не хватило бюллетней.
Реакция о событиях на факультете была непредсказуемой.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
Он не только был суров, но и справедлив.
Мама любила повторять мне: «Не порть впечатление о себе».

Неправильно построены предложения …
Большую помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали учитель физкультуры и завуч.
Приведённые факты в докладе свидетельствовали о больших успехах выпускников.

Грамматические ошибки допущены в предложениях …
Из-за моря выступали горы, на вершинах которых лежали облака, подобные больших снежных шапок.
На конференции было подчёркнуто, что для нормализации работы отдела потребуются несколько месяцев. Синтаксические ошибки допущены в предложениях …


Преподаватель подчеркнул о том, что в работе имеется ряд ошибок.
Студент утверждал о том, что в течение недели работа будет выполнена.

Грамматически правильное продолжение предложения представлено в рядах …
Не имея часов, …
можно определить время.
я смог определить время.

Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях …
Открыв дверь, на меня повеяло степным ветром.
Узнав о происшедшем, у неё возникла мысль навсегда уехать из города.

Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях …
Прослушав лекцию о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев.
Прочитав роман, я знакомился с творчеством нового для меня писателя.

Правильно построены словосочетания …
по приезде делегации
во исполнение приказа

Неправильно построены словосочетания …
уверенность в свои силы
описывать о событиях

Ошибки в управлении глаголов допущены в словосочетаниях …
интересоваться о результатах аттестации вуза
подтвердить об участии в летней школе

Ошибки в управлении глаголов допущены в предложениях …
Он всегда жаждал к славе и стремился победы.
У входа в университет висит объявление с просьбой оплатить за обучение в этом семестре.

Синтаксические ошибки допущены в предложениях …
На заседании было рассмотрено ряд вопросов, связанных с транспортом.
Жуки-носороги относятся к семейству пластинчатоусых, широко распространённым в лесной зоне.

Неправильно построены словосочетания …
отклик по произведению
отметить о важности

Правильно построены словосочетания …
управляющий фондом
заведующий отделом

Нормы управления нарушены в словосочетаниях …
проявлять заботу и внимание о родителях
подбор и наблюдение за фактами

Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях …
наперекор здравого смысла
сообразно интереса студентов
благодаря невнимательности секретаря

Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях …
В те годы, поступив в университет, у нас было огромное желание учиться.
Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.

Правильно построены словосочетания …
указать дату экзамена
оплатить страховой полис

Правильно построены словосочетания …
предложение завкафедрой Николаева
совещание с замдиректора Ивановым

Нормы согласования сказуемого с подлежащим нарушены в предложениях …
Газета «Известия» опубликовали критическую статью о положении дел на комбинате.
Многие из тех, кто знали Чехова, вспоминали о его лютой ненависти к самовозвеличиванию и чванству.

Правильно построены словосочетания …
руководство по игре на гитаре
заключение о результатах проверки

Правильно построены словосочетания …
не могу не прочитать эту книгу
не внушать доверия
весь семестр не получать стипендии

Нормы употребления предлогов нарушены в предложениях …
Понесены большие убытки благодаря пожару.
Мазь для ревматизма должна помочь. Ошибки в употреблении определительных местоимений допущены в предложениях …


Поезд останавливался на любой станции.
Назовите всякий день – я приду.

На месте пропуска необходимо вставить местоимение любой в предложениях …
Ты можешь выбрать … дом.
… студент имеет право на апелляцию.

Правильно образованы формы степеней сравнения прилагательных …
хороший – наилучший
интересный – наиболее интересный

Правильно образованы формы сравнительной степени прилагательных …
маленький – меньше
крепкий – более крепкий

Формы прилагательных правильно использованы в предложениях …
Он из тех людей, которые способны на самопожертвование.
Они хорошо знакомы.
Это перевал опасен для перехода в зимнее время.

Правильно образованы формы превосходной степени прилагательных …
важный – наиболее важный
важный – наиважнейший

Правильно употреблено местоимение 3-го лица в сочетаниях …
за исключением его
по поводу их

На месте пропуска необходимо вставить местоимение всякий в предложениях …
Он любит … музыку.
Он сказал без … намёка.

Ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных допущены в предложениях …
Света гораздо красивше Лены.
Вчера ты был более весел.

Правильные формы сравнительной степени прилагательных представлены в рядах …
жёсткий – менее жёсткий
плохой – хуже
молодой – помоложе

Ошибки в употреблении выделенных форм местоимений допущены в предложениях …
Сюда приезжают любые туристы.
Мать попросила дочь налить себе воды.

Формы местоимений неправильно использованы в предложениях …
Из института на судно пришло письмо, и вскоре оно снялось с якоря.
У ней нет имени.

Формы местоимений неправильно использованы в предложениях …
Она написала книгу о своей подруге – бывшей заключённой, которая была издана в прошлом году.
Тайна строения Венеры, казалось, надолго скрыта от науки: её не видно.

Правильно образованы формы степеней сравнения прилагательных …
прогрессивный – более прогрессивный
маленький – меньше

Ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных допущены в предложениях …
Кофточка связана из самой тончайшей шерсти.
Этот фасон более женский, чем мужской.

Правильно образованы формы превосходной степени прилагательного добрый …
наиболее добрый
наидобрейший
самый добрый

Правильно образованы формы сравнительной степени прилагательных …
плохой – хуже
сильный – менее сильный

На месте пропуска необходимо вставить местоимение каждый в предложениях …
… член семьи имеет свои обязанности.
… пять часов следует принимать лекарство.

Правильные формы превосходной степени прилагательных представлены в рядах …
сложный – наисложнейший
хороший – лучший

Ошибки в употреблении местоимений допущены в предложениях …
Учебник должен получить любой ученик.
Ты можешь выбрать всякий цвет. Правильные формы числительных использованы в предложениях …


Он расплатился за своё легкомыслие пятьюстами долларами.
Температура там поднимается до четырёхсот градусов.

Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях …
пятьюстами рублями
более шестисот человек

Правильные формы составных количественных числительных использованы в словосочетаниях …
более тысячи пятисот восьмидесяти рублей
с тысячью пятьюстами восемьюдесятью рублями

Неправильные формы числительных использованы в словосочетаниях …
пятеро девочек
четверо инженеров

Правильные формы числительных использованы в предложениях …
На разбор завалов было брошено более пятисот единиц техники.
Мы располагали восемьюстами долларами.

Правильные формы собирательных числительных использованы в словосочетаниях …
трое подозрительных лиц
отсутствовать трое суток
мать семерых детей

Правильные формы родительного падежа числительных использованы в словосочетаниях …
прожить около девяноста лет
прошло более шестисот лет

Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях …
на обеих сторонах
обоим друзьям
обоими окнами

Правильные формы числительных использованы в предложениях …
В приготовленную смесь влить полтора литра воды.
Собрание книг составляло более полутора тысяч экземпляров.

Правильные формы творительного падежа числительных использованы в рядах …
семьюстами пятьюдесятью сорока
четырьмястами девяноста

Неправильные формы числительных использованы в словосочетаниях …
четверо докторов
пять знакомых

Правильные формы дробных числительных использованы в словосочетаниях …
умножить на пять четвёртых
разбавить тремя четвёртыми стакана молока
остановиться на семнадцати двадцать восьмых

Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях …
более полутораста килограммов
к полутора литрам воды
добавить полторы ложки соли

Правильные формы числительных использованы в предложениях …
На ста страницах излагалось содержание работы.
Этот экземпляр оказался без сто тридцать пятой страницы.

Правильные формы родительного падежа числительных использованы в предложениях …
Мой отец на заводе проработал более сорока лет.
Для регистрации нашему кандидату не хватило двухсот голосов.

Неправильные формы порядковых числительных использованы в предложениях …
Трёхсотлетие Петербурга отмечалось в двух тысяча третьем году.
Этот экземпляр книги оказался без ста сорока третьей страницы.

Правильные формы творительного падежа числительных использованы в словосочетаниях …
заманивать двумястами процентами годовых
следует разобраться с девяноста заявлениями

Правильные формы числительного тысяча использованы в предложениях …
Он не поверил бы и тысяче доводов, пока сам, на собственном опыте, не убедился бы в этом.
Ей показалось, что сердце закололось тысячью маленьких иголочек.

Появление синтаксических речевых недочетов обусловлено незнанием:

1) порядка слов в предложении;

2) координации подлежащего и сказуемого;

3) согласования определений и приложений;

4) правил управления;

5)правил использования причастных и деепричастных оборотов.
ЛЕКЦИЯ 6. Богатство, выразительность и чистота как коммуникативные качества речи

  1. Богатство как коммуникативное качество речи
  2. Выразительность как коммуникативное качество речи

3. Чистота как коммуникативное качество речи
Богатая речь определяется как речь, в которой запас слов, моделей словосочетаний и предложений, находящихся в активном словаре, является большим, чем в обычном наборе, и используется для незатруднительного и целесообразного общения.

Активный словарь — лексические единицы, которые говорящий (пишущий) на данном языке активно, без затруднений употребляет в речи в противовес пассивному словарю.
Пассивный словарь предполагает контекстное понимание языковых единиц, но не использование их в обычном речевом общении.

Плеоназм – выражение мысли разными словами, имеющими один и тот же смысл: свободная вакансия; прейскурант цен, потенциальные возможности.

Полисемия — наличие различных, но в какой-то мере связанных между собой значений и смыслов одного и того же слова; различных интерпретаций одной и той же языковой модели в зависимости от контекста.

Паронимы – это слова, близкие, главным образом, только по звучанию: невежа – невежда и др.

Фразеологизмы– устойчивые, семантически неделимые сочетания слов: спустя рукава, бить ключом, остаться с носом, собаку съел и т.п.

Выразительность – это качество речи, которое своими свойствами и особенностями поддерживает внимание и интерес у слушателей (читателей).

Интонация — разнообразные оттенки голоса чтеца, которые отражают смысловую и эмоциональную стороны речи.

Логическое ударение – это выделение голосом наиболее важного в смысловом отношении слова или группы слов во фразе.
Паузы бывают трех типов: логические, психологические, ритмические. Логические паузы большей частью совпадают со знаками препинания. Психологические паузы делаются перед словами, для автора эмоционально важными (какие он особенно хочет выделить), и не зависят от знаков препинания. Ритмические паузы встречаются только в стихах (ставятся после каждой стихотворной строки).
Темп – это скорость речи, ее замедление или убыстрение, он зависит от характера речи и задач говорящего.
Сила голоса – степень громкости звучания речевого аппарата (тихо — громко).
Высота голоса – это движение голоса вверх и вниз, его повышение или понижение.
Тон – выражение голосом душевного состояния говорящего, его личного отношения (чувств) к объекту или предмету речи (разговора).

Техника речи – это система работы говорящего (оратора, чтеца) над своим речевым аппаратом.

Техника речи, интонационная логика звучащей речи, эмоционально-образная экспрессивность (выразительность) – три взаимосвязанных компонента интонации, выразительная триада, составляющая основу исполнительского мастерства, сущность которого состоит в умении «рисовать интонацией».

Чистая речь – речь без чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, варваризмов, просторечия, вульгаризмов и пр.).

Диалектизмы – слова, обороты, которые являются принадлежностью не общего языка народа, а того или иного местного говора (территориального диалекта).
Варваризмы (от лат. – бормочущий, всякий чужеземец, не владеющий латынью) – неоправданное заимствование иноземной лексики.

Канцеляризмы – это словесные шаблоны, стереотипы, которые употребляются в ситуации делового общения, при оформлении деловых бумаг, документов, там, где необходимы устойчивые формы речи, не требующие особых речевых находок, красоты и выразительности языка, а, напротив, предполагающие речевой автоматизм, принятые трафареты.

Жаргонизмы – слова и устойчивые словосочетания, свойственные разговорной речи людей, объединенных общностью интересов, знаний, социальным положением,

Просторечные слова – разновидность национального языка, которая не соответствует нормам литературного словоупотребления (транвай, ихний, нету, шо же (делать), промеж, шибко, тутошний, спечь др.).

ЛЕКЦИЯ 7 . Точность, логичность, уместность и доступность

как коммуникативные качества речи

  1. Точность речи.
  2. Логичность речи

3. Доступность речи

4. Уместность речи
Точная речь – речь, в которой слова строго соответствует обозначенным предметом, явлениям действительности и замыслам говорящего (пишущего).
Смысловая точность есть строгое соответствие выбранного слова, того, что это слово выражает, предмету, явлению действительности и той реальности, которую это слово называет.

Интенциональная точность – строгое соответствие замыслу говорящего той цели, которой он хочет добиться в общении.
Логичная речь — речь, в которой слова и фразы в одном выска­зывании и высказывания в целом тексте не противоречат в смыс­ловом отношении друг другу, законам мышления и логике взаимо­связей между предметами и явлениями реального мира.
Требования логичности

1.Сочетание одного слова с другим не должно быть противоречивым.

2. Необходим правильный порядок слов.

3. Важен правильный выбор служебных слов-связок — предлогов, союзов, частиц, вводных конструкций и т. п.

4. Обязательна ясность и правильность выражения языковыми средствами связи отдельных высказываний в тексте.
Доступная речь — это речь, языковая структура которой облегчает опознавание получателем выраженной ею ин­формации. Иными словами, доступная речь — это речь понятная.
Уместная речь — речь, языковая структура которой приведена в соответствие с условиями общения. Под условиями общения бу­дем понимать место, время, жанр и задачи коммуникативного про­цесса.

Речевая культурная ситуация — совокупность языкового и неязыкового окружения, влияющего на коммуникан­тов: их взаимоотношения, состояния, эмоции, знания, убеждения и др.
Речевой этикет — сложившаяся в языке и речи система устой­чивых выражений, употребляющихся в ситуациях установления и поддержания контакта.

ЛЕКЦИЯ 8. Функциональные стили. Официально-деловой стиль.

  1. Функциональные стили.
  2. Языковые средства оформления деловых бумаг.
  3. Типичные ошибки в языке деловых бумаг.
  4. Некоторые элементы административного речевого этикета.
  5. Личные документы: типология, образцы, языковое оформление.
  6. Особенности устной деловой речи

Функциональный стиль – исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе разновидность литературного языка, представляющая собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно осознанно использующихся в различных сферах жизни.

Выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорно-обиходный и художественный.
Функциональные стили неоднородны; каждый из них представлен рядом жанровых разновидностей, например, в научном стиле – монография, учебный текст, диссертация; в официально-деловом – инструкция, справка, приказ; в публицистическом – очерк, репортаж и т.д.

Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы социально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри их, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности.
Различают следующие подстили (разновидности) делового стиля:

  1. собственно официально-деловой (канцелярский),
  2. юридический (язык законов и указов),
  3. дипломатический.

Основные особенности официально-делового стиля – это точность, исключающая возможность каких бы то ни было инотолкований и неясностей; языковой стандарт – стремление к выражению мысли единообразным способом, использование для этого готовых формул-клише.
Языковые средства, образующие относительно замкнутую систему деловой речи.

  1. Термины и профессионализмы
  2. Нетерминологические слова, употребляющиеся преимущественно в административно-канцелярской речи
  3. Имена существительные – названия людей по признаку, обусловленному каким-либо действием или отношением.
  4. Отглагольные существительные
  5. Предлоги, выражающие стандартные аспекты содержания.
  6. Стандартные словосочетания, с помощью которых передаются, например, предупреждение, мотивация действия, причинно-следственные отношения, а также устойчивые словосочетания с окраской официально-делового стиля.
  7. Стандартные словосочетания, закрепленные в ГОСТах.
  8. «Расщепленные» сказуемые.
  9. «Нанизывание» падежей, преимущественно родительного.
  10. Готовые синтаксические конструкции.
  11. Утверждения через отрицание, в которых адресат санкционирует

административные действия.

  1. Страдательный залог при необходимости подчеркнуть факт

совершения действия.

  1. Глаголы в неопределенной форме в значении повелительного

наклонения, носящего предписывающий характер.
Заявление – документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Декану экономического факультета

Московского государственного

университета им. М.В.Ломонооава

проф. Белоцерковскому С.В.

студента группы П-5

Сергеева Олега Владимировича
Заявление

Прошу разрешить мне не посещать занятия в университете с 10 по 17 марта 2003 года в связи с поездкой в г. Ставрополь для участия в открытом чемпионате Северного Кавказа среди студентов по волейболу.
2.03.2003 г. Сергеев

Доверенность — документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какое-либо действие (чаще всего – получить что-либо).

Доверенность

Я, Светлова Вероника Павловна, проживающая в студенческом общежитии №3 Саратовского инженерно-строительного университета по адресу: ул. Чехова, дом 14, комната 115, доверяю Григорьевой Ольге Викторовне, проживающей по адресу: ул. Менделеевская, дом 7, квартира 56, паспорт (серия, номер, кем выдан и когда выдан), получить помощь, начисленную мне за апрель 2003 года.
4.05.2003 г. Светлова

Резюме – краткое письменное изложение биографических данных, характеризующих образовательную подготовку, профессиональную деятельность и личные качества человека, претендующего на ту или иную работу, должность.
Разновидности устной деловой коммуникации:

— деловая беседа;

— переговоры;

— деловое общение;

— деловой телефонный разговор;

— прием посетителей;

— собеседование при приеме на работу.

ЛЕКЦИЯ 9. Научный стиль

  1. Особенности научного стиля.
  2. Композиция научного текста.
  3. Подстили и жанры научного текста

Обслуживает сферу науки и производства. Основной его целью является сообщение объективной информации, доказательство истинного научного знания. Научные тексты ориентированы на читателя-профессионала. Доминанта научного стиля – понятийная точность.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, объективность, логичность, абстрактность, информационная насыщенность.
Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности. Термины являются смысловым ядром специального языка и передают основную содержательную информацию.
Схема построения вводной части научного произведения (автореферата, дипломной работы, проблемной статьи и т.п.):

— обоснование актуальности научного исследования (актуальность проблемы);

— характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса;

— выделение конкретного вопроса (предмета исследований);

— выдвижение гипотезы;

— обоснование использования избранной теории (метода);

— предварительное формулирование выводов.
Схема построения заключительной части научного произведения:

краткое изложение научного исследования;

— окончательная формулировка выводов;

— список авторских работ.
Традиционно в научном стиле выделяют три подстиля:

— собственно научный;

— учебно-научный;

— научно-популярный.
Аннотация это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Речевые стандарты для составления аннотации

Статья (работа) опубликована (помещена, напечатана …) в журнале …

Статья посвящена вопросу (теме, проблеме …)

Статья представляет собой обобщение (обзор, изложение, анализ, описание …) (чего?)

Автор ставит (освещает) следующие проблемы …

останавливается на следующих проблемах …

касается следующих вопросов …

В статье рассматривается (затрагивается, обобщается …) (что?)

говорится (о чем?)

делается оценка (анализ, обобщение) (чего?)

представлена точка зрения (на что?)

затронут вопрос (о чем?)

Статья адресована (предназначена) (кому?)

может быть использована (кем?)

представляет интерес (для кого?)
Реферат это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы реферата.

ЛЕКЦИЯ 10. Культура публичной речи

  1. Особенности публичной речи.
  2.   Ораторское искусство как социальное явление
  3.   Контакт с аудиторией
  4.   Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.
  5. Приемы управления аудиторией.

 Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Ораторское искусство — исторически сложившаяся наука о красноречии и учебная дисциплина, излагающая основы ораторского мастерства.
Особенности ораторского искусства:

1. Используется в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической и др. Наиболее широкое применение находит в политической деятельности.

2. Огромную роль играет нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

3. Явление историческое, т.е. оно меняется.

4. Имеет сложный синтетический характер.

5. В зависимости о сферы применения подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках — следующие. виды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).

 Факторы, влияющие на установление контакта с аудиторией:

1. актуальность обсуждаемого вопроса,

2. личность оратора,

3. поведение оратора,

4. внешний вид,

5. его подготовленность,

6. учет особенности аудитории.

 Риторический канон:

1) нахождение, изобретение (инвенция)

2) расположение (диспозиция) – деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение;

3) словесное выражение (элокуция) – отбор слов и выражений, тропов и риторических фигур;

4) запоминание;

5) произнесение.
Орфографические и пунктуационные нормы

Задание 1 . Восстановите текст

Еще только десятый час (на)исходе а уже (н…)куда (н…)денеш…ся от тяж…лого зноя каким дыш…т полдень. Раскален…ый воздух едва колыш…тся над (не)мощен…ой песчан…ой дорогой. Еще (не)кошен…ая (на)половину иссохшая трава никнет и стел…тся от зноя почти (не)выносимого для живого существа. Дремл…т без живительной влаги зелень рощ… и пашен…. Что(то) (не)внятное беспр…стан…о шепчет в полудремоте неугомон…ый кузнечик. Н… человек, н… насекомое н… животное никто уже больше не бор…тся с истомой. (По)видимому все …дались убедившись что сила истомы овладевшей ими (не)победима и (не)преодолима.
Звали мужчину Петр Иванович. Он изв…няясь за свой внешний вид сообщил нам что весной застудил ноги и теперь вынужден даже в жару ходить в валенках. Рас…казывая он (не)заметно подвел нас к домику и смущаясь пригласил войти. В комнате с высокой до…атой перегородкой сплош… увешан…ой пл…катами и картинками с видами леса нас встретила молодая красивая хозяйка с ч…рными до блеска волосами и (ярко) голубыми глазами. На ней было скромное ситц…вое платье с какими(то) замысловатыми разводами совершен…о (не)понятного цвета. (Не) успели мы (как) следует поздороват…ся с ней как она уже поставила на стол большое деревян…ое блюдо с варен…ыми грибами чашку с печен…ым в золе картофелем квашен…ую капусту мочен…ые яблоки молоко хлеб.

Деревня Маниловка (не)многих могла заманить своим местоположением. Днем господский дом стоял на юоу то(есть) на возвышении… открытом всем ветрам. На покатости горы одетой подстрижен…ым дерном были ра…бросан…ы (по)английски две – три клумбы пять – шесть берез (не)большими купами возносили свои мелколис…ые жиденькие вершины. Под двумя из них видна была (не)большая но высокая б…седка с надписью «Храм уед…нен…ого размышления» пониже был покрытый зеленью пруд отнюдь(не)диковин…ый в английских садах рус…ких помещиков. У подошвы этого возвышения темнели серенькие бр…венчатые избы сосчитан…ые нишим героем. (Ни)где между тем (не)было (н…) р…стущего деревца (н…)какой-нибудь зелени.
Орфоэпические нормы

Задание 1.

1) разделите слова на две группы в зависимости от произношения согласного перед буквой е:

бандероль, берет, генетика, деликатес, дельта, депрессия, дегустация, идентичный, тезис, дефис, критерий, кратер, кредо, свитер, синтез, сонет, полонез, кларнет, эстет, шинель, экстерн, темп, штемпель, террор, теннис, декольте, конгресс, барельеф, дедукция, дезинформация, декада, демон, сессия, тема, кофе, кафе, рефери, территория, рейтинг, дефиле, диспансер, партер, коттедж, патетика, лотерея, бутерброд, майонез;

2) разделите слова на две группы в зависимости от того, какой звук произносится в ударном слоге (о или е):

свекольный, посаженный отец, затекший, оседлый, афера, блеф, бытие, острие, маневр, разновременный, одноплеменный, разноплеменный, забредший, шелковый, женоненавистник, желчь, одноименный, гренадер, отцветший, осетр, старьевщик, недоуменный, длинношерстный;

3) расставьте ударения в словах:

апостроф, аналог, анатом, асимметрия, аристократия, арахис, баловать, бензопровод, бронировать (место), бронированный (автомобиль), взбодрить, включим (телевизор), ворвалась, возбуждено, в стенах (института), вероисповедание, вылила, гофрировать, гарантированный, генезис, гравированный, грунтовые, грушевое (варенье), догмат, договор, знамение, зубчатый, изыск, исчерпать, кашлянуть, колледж, корысть, кухонный, мощностей, нажили (врагов), (работа) начата, близки, диспансер, дожил, добыча, дремота, жалюзи, закупоривать, заржаветь, законнорожденный, замерло, избалованный, искра, исконно, квартал, кухонный, красивее, мастерски, медикаменты, мизерный, надолго, новорожденный, кулинария, мусоропровод, мытарство, обетованный, обнял, наверх, обеспечение, оптовый, ободрить, пролила, одновременно, звоним, отбыла (в неизвестном направлении), (студенты) правы, премировать, приданое, присовокупить, рассердится, сливовый, перезвонишь, перчить, плесневеть, продана, (девушка) права, ржаветь, свекла, симметрия, сливовое (варенье), сосредоточение, правы, столяр, танцовщица, тефтели, теплится, торты, убыстрить, украинец, холеный, петлями, (он) налил, (девушка) занята, длинна, побеленный, повторить, подсадная утка, принудить, наняло, Пикассо, повторенный (материал), погруженный (в воду), прикус, (жизнь) прожита, проторенный, скоростей, (о) средствах, стенография, табу, тяжки (обстоятельства), углубить, характерный (поступок), ракушка, (нет) туфель, спало, сыто, средство, копированный, статуя, танцовщик, украинский, усугубить, отключим, феномен, ходатайствовать, черпать, шофер, щавель, эксперт, языковой (феномен), шасси, щегольски, языковая (колбаса).
Морфологические нормы

Задание 1. Употребите словосочетания в единственном числе

Старинные рояли, заказные бандероли, старинные банкноты, кожаные туфли, новые расценки, большие мозоли, войлочные тапки, спелые помидоры, широкие проруби, наши плацкарты, эффективные шампуни, новые ботинки, высокие ботфорты, обновленные табели, офицерские погоны, железные рельсы, прекрасные лебеди, торжественные залы, воздушные вуали, молодые рыси.

Задание 2. Употребите данные несклоняемые существительные и аббревиатуры с именами прилагательными

А) пальто, кофе, пенсне, кольраби, иваси, такси, пенальти, рандеву, Тбилиси, Сочи, какаду, кенгуру, крупье, протеже, Миссисипи, Онтарио, алиби, атташе, резюме, кавасаки, контральто, жюри, бренди, салями, авеню, Осло, фламинго, суфле, кимоно.

Б) ТСЖ, МГУ, ДТП, МЧС, МИД, ООН, КГБ, ФСБ, МКАД.

Задание 3. Употребите данные имена собственные в одном из косвенных падежей

Леся Украинка, Джузеппе Верди, Жюль Верн, Ярослав Гашек, Валентин Черных, Лиля Брик, Патрик Зюскинд, Гарриет Бичер Стоу, Шарлотта Бронте Жан – Жак Руссо, Жорж Помпиду, Иван Дурново, Павел Ремень, Иван Сокол, Эмиль Золя.

Задание 4. Употребите данные географические названия с предлогом около

Бородино, полуостров Таймыр, село Горюхино, город Кстово, озеро Ильмень, город Нижний Новгород, гора Эльбрус, штат Техас.

Задание 5. Образуйте формы им. п. множественного числа и расставьте ударения

Адрес, ректор, квартал, рапорт, фельдшер, выговор, офицер, вексель, маляр, тренер, бант, директор, катер, инженер, сорт, тост, редактор, слог, токарь, порт, профессор, терем, погреб, торт, якорь, луг, кучер, циркуль, фронт, шофер, почерк, цех, лектор, бухгалтер, трактор, договор, отпуск, паспорт, сторож, веер, бухгалтер, штемпель, герб, пекарь, инспектор.

Задание 6. Образуйте формы родительного падежа множественного числа и расставьте ударения

Ботинки, валенки, армяне, монголы, амперы, килограммы, помидоры, парижане, носки, погоны, цыгане, чулки, англичане, солдаты, партизаны, гардемарины, узбеки, таджики, простыни, кочерги, донья, вафли, блюдца, апельсины, яблоки, рельсы, кегли, кружевца, гектары, захолустья, болотца, сумерки, ясли, грабли, свечи, помои, будни, потемки, плечи, няни, басни, баржи, сплетни, усадьбы, туфли, платья, песня, ставни, киргизы, туркмены, гектары, доли, баклажаны, гольфы, вишни, клипсы, черешни, дела, полотенца, цапли, одеяла, наволочки.

Задание 7. Прочитайте следующие предложения

1. Ректор выступил перед 153 студентами. 2. Мастером было списано (тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44). 3. Вес помидора достигает 400 граммов. 4. Потребовалось (шесть, шестеро, ножницы). 5. Книга снабжена 34 чертежами. 6. Было захвачено более 380 солдат противника. 7. Урожай составляет более 234 (центнер) с гектара. 8. Библиотека пополнилась 467 книгами. 9. 250 – это немного по сравнению с 367 автобусами, перевернутыми накануне, но если к ним прибавить эти 250, то можно сделать вывод, что ущерб составляет более 600 автобусов. 10. Аттестаты выданы 880 учащимся.

Задание 8. Образуйте форму мужского рода прошедшего времени глаголов. Особо отметьте возможность образования вариативных форм

Поникнуть, продрогнуть, промокнуть, крикнуть, увянуть, вернуть, завянуть, пискнуть, меркнуть, гаснуть, привыкнуть, прилипнуть, мокнуть, прикрикнуть, сохнуть, глохнуть, слепнуть.

Задание 9. Образуйте форму 3 лица единственного числа глаголов. Укажите случаи вариативности

Мурлыкать, двигать, щипать, плескаться, брызгать, глодать, капать, махать, черпать, рыскать, кудахтать, мазать.
Синтаксические нормы

Задание 1. Выберите вариант, соответствующий синтаксическим нормам согласования подлежащего и сказуемого

1. Ряд стульев (стоял – стояли) вдоль стены. 2. Семь студентов (сбежало – сбежали) с лекции. 3.В библиотеку (поступило – поступили) двадцать две новые книги. 4. Тысяча поклонников таланта артиста (пришла – пришли –пришло) на его бенефис. 5. Три года (пролетели – пролетело) как один день. 6. Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли) решить задачу. 7.Правительство России, в том числе председатель и его первый заместитель, много (сделали – сделало) для решения социальных проблем. 8. Большинство студентов не (смогли – смогло) сдать сессию хорошо. 9.Мать с детьми (уехала – уехали) в деревню.10.Все, кто не потерял еще головы, (был – были) против.11.Девушка – пилот умело (вела – вел) машину. 12.Два солдата с котомками устало (глядело – глядели) на окна поезда. 13. Народ Франции, как и народы России, не (может – могут) забыть военные бедствия. 14. В кабинет (вошел – вошла) девушка – секретарь и (доложил – доложила) о вновь прибывших. 15. Полчаса, проведенные в компании интересного рассказчика, (прошло – прошли) незаметно.

Задание 2. Выберите нужную форму определения, согласующуюся с определяемым словом

1. Три (лучших – лучшие) работы были отправлены на конкурс. 2. Комната делилась на две (неравные – неравных) части. 3.Два (высокие –высоких) дома привлекли наше внимание. 4.(Лучшие – лучших) две песни будут отправлены на конкурс. 5. Привлекает прекрасное обслуживание в (новом – новой) кафе-столовой. 6. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях). 7.(Загоревший – загоревшие) брат с сестрой вернулись от бабушки. 8.(Российская – российские) печать, радио и телевидение дают представление о событиях, происходящих в Европе. 9.Автор повестей родился в селе (Горюхино – Горюхине).10.Нижегородцы часто гуляют на улице (Большая Покровская – Большой Покровской).

Задание 3. Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях (учтите, что среди них есть правильные)

Одеть пальто, удивляться беспечностью, уделять внимание на форму и содержание, тормозить процессу, поражаться росту, заведующий библиотеки, скучать за родителей, скучать по вас, посвятить книгу для детей, поражаться росту, отзыв на кандидата, уделять внимание воспитания ребенка, подвести итог написанного, выяснить о причинах, понимать об ответственности, оплатить за проезд, интересоваться о новых технологиях, проявлять заботу к близким, понимать о необходимости перемен, проводить аналогию твоей работы и моей, удостоен наградой, согласно желания матери, указать о дате экзамена.

Задание 4. Найдите ошибки в предложениях с причастными оборотами. Отредактируйте предложения

1. Роман содержит критику предрассудков, господствующих на родине писателя в прошлом веке. 2. Задание, выполняющееся вами, не вызывает особых затруднений. 3. Автор проинформировал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. 4. Мы пойдем на премьеру спектакля, создающегося силами актеров драмтеатра. 5. Ученики, напишущие плохо эту работу, должны будут ее переписать. 6. Я держал книгу, служащую мне как помощник и которой я пользовался в случае затруднений. 7. Директор выяснил имена людей и нашел их в своих цехах, кравших детали. 8. Каждый человек, пожелавший бы участвовать в этом конкурсе, должен написать заявление. 9. Прочитанная лекция для учеников об использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 10. Студенты, участвовавшие в викторине и которые хотят улучшить свой результат, должны подойти к организаторам.

Задание 5. Найдите ошибки в предложениях с деепричастными оборотами. Отредактируйте предложения

1. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили и бросились в воду. 2. Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами. 3. Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 4. Мой рассказ будет неполным, не упомянув о поездке в Москву. 5. Открыв дверь, на меня повеяло степным ветром. 6. Тогда, узнав о происшедшем, у нее возникла мысль навсегда уехать из города. 7. Знакомясь с оглавлением книги, она может показаться слишком сложной. 8. Попрощавшись с ней, возникло желание снова увидеть. 9.Прочитав работу второй раз, мне кажется, что основные положения в ней отражены. 10. В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.
Лексические нормы

Задание 1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением слова в несвойственном ему значении

1. Сергей одолжил у подруги тысячу рублей. 2. Мы услышали звон молотка. 3. В поликлинике предлагается полное излечение гипертоников и других болезней. 4. Благодаря кризису цены на многие товары опять поднялись. 5. Перед школой я обратно прочитал стихотворение А.С. Пушкина. 6. Почти все работы безымянны, и лишь немногие имеют авторство. 7. «Задонщина» до сих пор привлекает внимание современников. 8. Во дворе дома стоит мезонин.

Задание 2. Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях. Отредактируйте предложения

1. Лаборант Сергеев был назначен директором. 2. Ручка была сломана. 3. После тяжелой болезни отец начал отходить. 4. Бизнесмен обещал обуть всю страну. 5. Он решил оставить эту девушку. 6. Посылка была доставлена Сергеевым. 7. Недостаток машины был очевиден.

Задание 3. Найдите и устраните ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости

1. Мы ожидаем роста жизни к следующему году. 2. Обладание собственностью сейчас является обычным делом. 3. Воспитатель проверил состояние чистоты комнат детей. 4. Первая трудность произошла с мебелью. 5. Руководитель подвел результаты встречи. 6. Проходит процесс формирования профессиональной компетенции. 7. В ВУЗе осуществляется повышение подготовки специалистов. 8. Это произведение имеет высокую глубину философской мысли.

Задание 4. Найдите и устраните ошибки, допущенные в результате смешения паронимов

1. Печорин не размахивал руками, что говорит о его скрытом характере. 2. Гостям предложили сытый ужин. 3. Катер подошел к причалу, началась шумная и суетная посадка. 4. Преподаватель объяснил доходно новый материал. 5. Девушка пришла в цветистом платье. 6. Отпуск представлен руководством в мае. 7. Внимание писателя сосредоточено на душевном мире писателя. 8. Дружественный совет – лучшее лекарство от депрессии.

Задание 5. Подберите русские синонимы к следующим заимствованиям

Инфантильный, аудитор, иммунитет, актуальный, адекватный, корректный, вердикт, адаптация, фальсификация, коммуникация, антагонизм, ностальгия, иммиграция, тривиальный, компетентный, дефект, фиаско, акцент, дебаты, консенсус.

Задание 6. Найдите случаи тавтологии и отредактируйте предложения

Тавтология (от греч. То же самое слово) чрезвычайно распространена в современной речевой практике, например: Роль судьи принадлежит третейским судьям (ср.: Роль арбитра принадлежит третейским судьям). Мы решили встретиться, чтобы решить нашу проблему (ср.: Мы договорились встретиться, чтобы решить нашу проблему).

1. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа. 2. Общежитие – дом, в котором многие студенты живут долгих пять лет. Какой будет эта жизнь – зависит от самих жителей общежития. 3. Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 4. Одной из проблем данного текста является проблема воспитания. 5. Урок посвящен творчеству гениев художественного творчества.

Задание 7. Объясните, почему данные словосочетания являются плеоназмами

Плеоназм – (от греч. излишество) – многословие, повторение однозначного слова, которое ничего не добавляет к сказанному (написанному), например: На заводе зря пропадают ценные материалы (ср.: На заводе пропадают ценные материалы). В этих и других подобных случаях смысл лишнего слова уже заложен в рядом стоящем слове.

Народная демократия, внутренний интерьер, автобиография жизни, народный фольклор, толпа людей, изысканный деликатес, демобилизация из армии, реальная действительность, экспонат выставки, мизерные мелочи, прейскурант цен, свободная вакансия, огромная махина, вечерняя серенада, необычный феномен, ведущий лидер, странный парадокс.

Задание 8. Определите значение просторечных слов, подберите литературные синонимы (если возможно, то и книжные и разговорные)

Осрамиться, спятить, ушлый, балбес, облапошить, расфуфыриться, манатки, дохлый, одержимый, зазорный, зупудрить, богатей, туфель, таперича, небось, тутошний, ихний, пузо, смыться, барахло, укокошить.

Задание 9. Найдите лексические ошибки, определите их тип и отредактируйте предложения

1. Ученый стоял у источников самолетостроения. 2. Я мыслю, что сдам экзамены. 3. После повторного анализа были получены отличные данные. 4. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 5. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 6. Достоинство Куприна в том, что нет ничего лишнего. 7. Коллектив принимает усилия для выполнения договорных обязательств. 8. На уроках ребята хорошо ведут. 9. Попробуем определить нашу будущую перспективу. 10. Необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать и устранить дефекты и недостатки. 11. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. 12. Есть большое стремление заполучить издание детектива. 13. Вы хотите раскрепостить аудиторию или просто ловите кайф на сцене? 14. Все сильнее ностальгия по прекрасному. 15. Львиная часть наследства досталась старшему сыну. 16. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 17. Президент фирмы признал всех к взаимному сотрудничеству. 18. Командир сказал сматывать удочки. 19. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 20. В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 века представляет собой более пеструю картину. 21.Петров назначен директором. 22. Дети завели собаку. 23. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 24. Прошу представить мне очередной отпуск. 25. Иногда на прием к директору приходят рабочие и начинают качать права. 26. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 27. Необходимые и насущные вопросы обучения детей должны быть решены в кратчайшее время. 28. Награды вручили при широкой аудитории людей. 29. Я уже чувствую после болезни хорошо. 30. Тов. Павлов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным беззаветным работником.
Стилистика текста

Задание 1. Напишите автобиографию и резюме

Задание 2. Используя содержание публицистического текста, напишите биографию в официально-деловом стиле

Вячеслав Иванович Трубников – сибиряк (родился в Иркутске, куда его семья в военное лихолетье приехала в эвакуацию), из рабочей семьи, окончил в 1967 году престижный МГИМО и сразу же пошел во внешнюю разведку. До того как стать резидентом в Индии, он поработал в соседней стране – Бангладеше. После возвращения из Индии он недолго возглавлял в чине генерал-майора отдел Южной Азии первого главного управления КГБ. В начале 1992 года его назначают первым заместителем директора Службы внешней разведки, которую тогда возглавлял Евгений Примаков. В начале января 1996 года Е. Примаков становится главой российского Министерства иностранных дел. Генерал-полковник В. Трубников меняет его на посту руководителя внешней разведки. Что и говорить, взлет стремительный. Параллельно с работой во внешней разведке В. Трубников занимает ряд других постов. В начале февраля 1996 года его вводят в состав Совета безопасности России, полгода спустя – в Совет обороны. Чуть позже он становится членом ВЧК (Временной чрезвычайной комиссии) при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины. В 1997 году новые назначения: в Совет по внешней политике и правительственную комиссию с длинным названием по борьбе с незаконными экспортно-импортными валютно-финансовыми операциями. Одним словом, к своей новой должности В.И. Трубников подготовлен предостаточно.

Задание 3. Напишите заявление с просьбой отсрочить вам сдачу экзамена на две недели по следующей схеме

1. Наименование адресата (учреждения, должностного лица).

2. Наименование подателя заявления (фамилия, инициалы, должность или адрес).

3. Наименование документа (заявление).

4. Текст заявления.

5. Указание на приложение и опись прилагаемых бумаг.

6. Подпись.

7. Дата.

Задание 4. Напишите доверенность на получение вашей стипендии

Задание 5. Отредактируйте текст. Напишите определение в научном стиле

Разговорная речь – основная функциональная разновидность русского языка. В ней проявляется вся неофициальная жизнь людей. В речи говорящий всегда заявляет о себе как о личности. Необходимым условием речевого общения является коммуникативная заинтересованность адресанта и адресата (адресатов). Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел говорящего – основное условие успешного речевого общения. Многообразие форм человеческой жизни рождает выбор тем речевого общения. В разговорной речи существуют свои специфичные средства привлечения внимания.

Задание 6. Выберите научную статью по своей специальности и напишите аннотацию, рецензию, реферат, конспект

Задание 7. Сделайте правильное библиографическое описание источника

М.Н. Вятютнев Теория учебника русского языка как иностранного 144 с. М Русский язык 1990

М Просвещение 1986 167 с. Гаффари З.Ч. Изучение семантической эволюции слова к курсе истории русского языка

Гвоздев А.Н. М Учпедиз 1955 463 с. Очерки по стилистике русского языка 49.

Богин Г.И. 1984 17 с. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов автореф. дис…. д-ра фил. наук 10.02.01. Л

Журнал «Вопросы психологии» 1988 №4 С.70-78 Божович Е.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач

Задание 8. Исправьте ошибки в оформлении библиографического списка

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка, М.Н. Кожина, – 2-е изд. доп. и перераб.- М, Просвещение, 1983. – 223 с.

2. Колесникова, Т.М. Опора на языковое чутье при обучении русскому языку в начальных классах, Дис… канд. пед. наук: 13.00.02, Т.М. Колесникова – М 1999 – 167 с.

3. Колесов, В.В.: Мир человека в слове Древней Руси, Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 311 с.

4. Костомаров В.Г., Митрофанова О.Д. Методика преподавания русского языка как иностранного М.: Русский язык, 1990. – 267 с.

5. И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, В.А. Сластенин Е.Н. Шиянов. Педагогика – М: Школа – Пресс, 2000. – 512 с.

6. Гохлернер М.М. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. – 1983, №4, С.137-142.

Задание 9. Составьте библиографическое описание источников по вашей специальности (8-10 источников)

Вопросы к теоретической части зачета

  1. Культура речи как современная синтетическая дисциплина.
  2. Основные понятия курса.
  3. Функции языка и речи.
  4. Литературный язык и его разновидности.
  5. Территориальные диалекты.
  6. Просторечие.
  7. Жаргоны.
  8. Коммуникативные качества речи.
  9. Норма. Варианты норм.
  10. Правильность речи.
  11. Орфоэпические нормы.
  12. Употребление форм имен существительных.
  13. Употребление форм имен прилагательных.
  14. Употребление некоторых форм местоимений.
  15. Употребление имен числительных.
  16. Употребление форм глагола.
  17. Правильность речи. Синтаксические нормы.
  18. Точность речи.
  19. Логичность речи.
  20. Доступность речи.
  21. Уместность речи.
  22. Богатство как коммуникативное качество речи.
  23. Выразительность как коммуникативное качество речи.
  24. Чистота как коммуникативное качество речи.
  25. Функциональные стили.
  26. Языковые средства оформления деловых бумаг.
  27. Типичные ошибки в языке деловых бумаг.
  28. Некоторые элементы административного речевого этикета.
  29. Личные документы: типология, образцы, языковое оформление.
  30. Особенности устной деловой речи.
  31. Особенности научного стиля.
  32. Композиция научного текста.
  33. Подстили и жанры научного текста.
  34. Особенности публичной речи.
  35.   Ораторское искусство как социальное явление.
  36.   Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

Вариант зачетного билета

1. Восстановите текст.

Еще только десятый час (на)исходе а уже (н…)куда (н…)денеш…ся от тяж…лого зноя каким дыш…т полдень. Раскален…ый воздух едва колыш…тся над (не)мощен…ой песчан…ой дорогой. Еще (не)кошен…ая (на)половину иссохшая трава никнет и стел…тся от зноя почти (не)выносимого для живого существа. Дремл…т без живительной влаги зелень рощ… и пашен…. Что(то) (не)внятное беспр…стан…о шепчет в полудремоте неугомон…ый кузнечик. Н… человек, н… насекомое н… животное никто уже больше не бор…тся с истомой. (По)видимому все …дались убедившись что сила истомы овладевшей ими (не)победима и (не)преодолима.

2. Выполните следующие задания:

А) расставьте ударения в словах:

диспансер, начала, эксперт, кидаться, бензопровод, завидно, дозвониться, дефис, кедровый, тесно;

Б) образуйте формы именительного падежа множественного числа от следующих существительных:

директор, слесарь, ордер, пропуск, офицер;

В) образуйте формы родительного падежа множественного числа от следующих существительных:

сумерки, дупло, ясли, лезвие, одеяло;

Г) объясните ошибки в следующих предложениях:

Студенту В.Г. Белыху срочно явиться на военную кафедру.

Профкомовская проверка помогла вскрыть ряд недочетов.

После окончания школы Фролов поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

В школе мы получаем знания не только по общеобразовательным предметам, но и специальным дисциплинам.

По обоим сторонам строительной площадки возвышались аккуратно сложенные штабели кирпичей.

Д) прочитайте следующие предложения:

Шахтеры выдали на-гора около 127 тонн угля.

В городе открыли (2) годичные курсы по подготовке секретарей-машинисток.

(Четверо, четыре, аспирантки) направляются в распоряжение института.

  1. Ваши подчиненные не явились на субботник. Напишите соответствующий документ вышестоящему начальству.
  2. Правильность речи. Синтаксические нормы.

Главная / Ответы на новые тесты / Русский язык и культура речи / Страница 9

Русский язык и культура речи — ответы часть 9

Упражнение 46526:


Номер

Определите тип сложного предложения: «Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих...»:

Ответ:

 1) бессоюзное 

 2) сложноподчиненное 

 3) сложносочиненное 

 4) с разными типами связи 


Упражнение 46527:


Номер

Оратор должен выполнить поставленную задачу с минимальной затратой усилий, времени и речевых средств – это принцип построения публичной речи, который определяется как ...

Ответ:

 принцип экономии 

 принцип аналогии 

 «закон края» 

 принцип усиления 


Упражнение 46528:


Номер

Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях ...

Ответ:

 Облака пара мерцают зелёным огнём, как живые вихрятся, кудрявятся, медленно и плавно колышатся. (Ф. В. Гладков) 

 Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки едва шевелются. (И. С. Тургенев) 

 Вы замучили, обезличили мать, сестра безнадёжно забита. (А. П. Чехов) 

 Передвинешься на середину рейда – море спрячется, зато вдруг раздвинется весь залив налево. (И. А. Гончаров) 


Упражнение 46529:


Номер

Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях ...

Ответ:

 По улицам слона водили, как видно на показ (Крылов). 

 За последние три года овраги подошли к саду в плотную (Паустовский). 

 В городском саду без умолку кричали и громоздились галки (Куприн). 

 Когда в комнате мало-мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы (Пришвин). 


Упражнение 46530:


Номер

Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях ...

Ответ:

 Их взгляды были очень ограничены. 

 Однообразный цокот кованных копыт лошадей действовал на едущих усыпляюще. 

 Я очень ветрено, быть может, поступила. 

 Наконец лодка спущена на воду и наше путешествие началось. 


Упражнение 46531:


Номер

Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях ...

Ответ:

 После инциндента с карикатурой между друзьями возникла ссора. 

 Ничто не могло расшевелить этого ко всему индиферентного человека. 

 Открытия русских учёных Яблочкова и Попова не имели прецедента в мировой науке. 

 Он был интеллигентным человеком. 


Упражнение 46532:


Номер

Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях ...

Ответ:

 Сыновья были необразованны и избалованы. 

 Мысли её путанны. 

 Территория около нового дома ещё не благоустроена. 

 Наши возможности не ограниченны, а безграничны. 


Упражнение 46533:


Номер

Орфографические ошибки допущены при написании выделенных слов в предложениях ...

Ответ:

 Особняк в стиле Ренесанса с колоннадой и подвесными галлереями расположился на склоне горы. 

 Иванов сходил с трибуны с видом победителя, не замечая, что скомпроментировал себя необдуманной импровизацией. 

 Сейчас он стоит около своей коллекции и объясняет что-то официальному оппоненту. 

 Рецензент доказывал, что книга представляет собой компиляцию, а местами и прямой плагиат. 


Упражнение 46534:


Номер

Орфографические ошибки допущены при написании причастий в словосочетаниях ...

Ответ:

 затеенная игра 

 задерженный поезд 

 выкаченная из подвала бочка 

 выкачанная вода 


Упражнение 46535:


Номер

Орфографические ошибки допущены при написании причастий в словосочетаниях ...

Ответ:

 стелящиеся по земле растения 

 тяжело дышущий больной 

 пригласить лечащего врача 

 трепещущий от ветра флаг 


Упражнение 46536:


Номер

Основными особенностями языка рекламы являются ...

Ответ:

 образность, афористичность 

 лаконичность, синтаксическая расчленённость 

 диалогичность 

 стандартизованность 


Упражнение 46537:


Номер

Основой речевой коммуникации является принцип _____________.

Ответ:

 кооперации 

 последовательности 

 децентрической направленности 

 равной безопасности 


Упражнение 46538:


Номер

Отвлекают внимание аудитории ...

Ответ:

 лишние, механические движения оратора 

 одежда яркого цвета 

 отсутствующий взгляд 

 зрительный контакт со слушателями 


Упражнение 46539:


Номер

Отвлечённость и обобщённость научного стиля проявляются в широком употреблении ...

Ответ:

 существительных с абстрактным значением 

 местоимения мы 

 местоимений ты, вы 

 форм 1-го лица единственного числа глаголов 


Упражнение 46540:


Номер


Ответ:

 разговорная лексика, эллиптичность 

 общественно-политическая лексика, оценочность 

 терминологичность, объективность 

 конкретность, образность 


Упражнение 46541:


Номер

Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):

Ответ:

 из аэропортА 

 из аэропОрта 

 бАлованный 

 балОванный 

 запломбИрованный 

 запломбирОванный 


Упражнение 46542:


Номер

Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова

Ответ:

 индивидум 

 индивидуум 

 комфорка 

 конфорка 

 скурпулезный 

 скрупулезный 


Упражнение 46543:


Номер

Отсутствие в речи лишних слов, слов-«сорняков», слов-«паразитов» называется ...

Ответ:

 чистотой речи 

 выразительностью речи 

 уместностью речи 

 правильностью речи 


Упражнение 46544:


Номер

Официально-деловой стиль обслуживает сферу:

Ответ:

 письменных официальных и деловых отношений 

 профессиональных отношений 

 только канцелярских отношений 

 письменной речи 


Упражнение 46545:


Номер

Официально-деловую окраску имеют слова, представленные в рядах ...

Ответ:

 вышеуказанный, надлежащий 

 наказуемость, содеянное 

 репортаж, провокация 

 беспрецедентный, экспериментальный 


Упражнение 46546:


Номер

Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении ...

Ответ:

 Семён Никитич допил чай и сказал «У меня есть разговор». 

 Леонид Андреев, уже приобретя широкую известность, спрашивал в одном письме: «Не начать ли мне писать под псевдонимом?» 

 «Не к нам ли? – подумал Вадим. – Но этого не может быть!» 

 «Картина заиграла, нота сильная!» – восторженно отзывались посетители выставки. 


Упражнение 46547:


Номер

Ошибка в оформлении прямой речи допущена в предложении ...

Ответ:

 «Нам не о чем больше говорить» – подумал я и отошёл в сторону. 

 Они со мной здороваются, а я им отвечаю: «Здравствуйте, здравствуйте!» 

 «Всё это – моё, – думал он, – когда-нибудь сяду на летучий корабль и улечу». 

 Николенька всё думал: «Что за человек был мой отец?» 


Упражнение 46548:


Номер

Ошибка в употреблении падежной формы существительного допущена в предложении ...

Ответ:

 По завершению войны со Швецией в 1661 году Россия по-прежнему оставалась отрезанной от морских торговых путей. 

 Во второй половине 30-х гг. многие писатели были репрессированы или отлучены от литературы. 

 Геологические исследования на Урале, в Якутии, на Кольском полуострове, в Средней Азии позволили открыть новые залежи полезных ископаемых. 

 Ответ следует строить так, чтобы экзаменаторы могли видеть: абитуриент осознанно вписывает события культурной жизни в контекст эпохи. 


Упражнение 46549:


Номер

Ошибка в употреблении фразеологизма допущена в предложении ...

Ответ:

 Я тебя серьёзно спрашиваю, а ты всё язык плетёшь. 

 Как услышала Мария эту новость, так и потеряла дар речи. 

 Сон на этот раз заставил себя ждать более обыкновенного. 

 Мы завтра уезжаем, так что у нас чемоданное настроение. 


Упражнение 46550:


Номер

Ошибки в образовании сравнительной степени прилагательных допущены в предложениях ...

Ответ:

 Света гораздо красивше Лены. 

 Вчера ты был более весел. 

 Отношение к людям должно быть мягче. 

 Сергей был честнее из всех нас. 


Упражнение 46551:


Номер

Ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных допущены в предложениях ...

Ответ:

 Кофточка связана из самой тончайшей шерсти. 

 Этот фасон более женский, чем мужской. 

 Он был выше всех ребят. 

 Он был интереснейшим собеседником. 


Упражнение 46552:


Номер

Ошибки в произношении слов и постановке ударения связаны с нарушением _________ норм.

Ответ:

 орфоэпических 

 словообразовательных 

 лексических 

 орфографических 


Упражнение 46553:


Номер

Ошибки в расстановке знаков препинания допущены в предложениях ...

Ответ:

 Кто хочет достигнуть великого, тот должен как говорит Гёте уметь ограничивать себя. 

 Если хочешь быть умным научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать. 

 У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности. 

 Замечено, что те, кто кричит громче всех, требуя свободы, не очень охотно терпят её. 


Упражнение 46554:


Номер

Ошибки в употреблении выделенных форм местоимений допущены в предложениях ...

Ответ:

 Сюда приезжают любые туристы. 

 Мать попросила дочь налить себе воды. 

 Учитель попросил, чтобы ученик прочитал свой доклад. 

 Любой человек имеет право на защиту. 


Упражнение 46555:


Номер

Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях ...

Ответ:

 Прослушав лекцию о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев. 

 Прочитав роман, я знакомился с творчеством нового для меня писателя. 

 Читая эту книгу, я получаю огромное наслаждение. 

 Перелистав странички своего дневника, я неожиданно для себя нашла старую фотографию. 


Упражнение 46556:


Номер

Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях ...

Ответ:

 В те годы, поступив в университет, у нас было огромное желание учиться. 

 Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды. 

 Схватив зонт, она выбежала из квартиры. 

 Приехав в столицу, я первым делом нашёл работу. 


Упражнение 46557:


Номер

Ошибки в употреблении деепричастного оборота допущены в предложениях ...

Ответ:

 Открыв дверь, на меня повеяло степным ветром. 

 Узнав о происшедшем, у неё возникла мысль навсегда уехать из города. 

 Встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны. 

 Временами по реке пробегала лёгкая зыбь, сверкая на солнце. 


Упражнение 46558:


Номер

Ошибки в употреблении местоимений допущены в предложениях ...

Ответ:

 Учебник должен получить любой ученик. 

 Ты можешь выбрать всякий цвет. 

 Это может сделать каждый человек. 

 Здесь бывают всякие люди. 


Упражнение 46559:


Номер

Ошибки в употреблении определительных местоимений допущены в предложениях ...

Ответ:

 Поезд останавливался на любой станции. 

 Назовите всякий день – я приду. 

 Не надо говорить всякую ерунду. 

 Каждый из нас мечтал побывать на море. 


Упражнение 46560:


Номер

Ошибки в управлении глаголов допущены в предложениях ...

Ответ:

 Он всегда жаждал к славе и стремился победы. 

 У входа в университет висит объявление с просьбой оплатить за обучение в этом семестре. 

 На предприятии систематически осуществляется контроль над качеством продукции. 

 Интервью ректора привлекло внимание студентов и преподавателей. 


Упражнение 46561:


Номер

Ошибки в управлении глаголов допущены в словосочетаниях ...

Ответ:

 интересоваться о результатах аттестации вуза 

 подтвердить об участии в летней школе 

 базироваться на данных эксперимента 

 игнорировать мнение коллег 


Упражнение 46562:


Номер

Ошибки в управлении допущены в предложениях ...

Ответ:

 Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при предъявлении студенческого билета. 

 В случае нарушения данной инструкции учащийся допускается к занятиям только с письменного разрешения заведующего лаборатории. 

 Благодаря умелому руководству, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое. 

 Управляющий производством отклонил данное предложение. 


Упражнение 46563:


Номер

Ошибки допущены при написании прописной и строчной буквы в рядах ...

Ответ:

 Мариинский Театр оперы и балета 

 Туманность Андромеды 

 Великая Отечественная война 

 Театр драмы и комедии на Таганке 


Упражнение 46564:


Номер

Ошибки, связанные с отступлением от нормы в произношении — это ошибки:

Ответ:

 орфографические 

 пунктуационные 

 орфоэпические 

 морфологические 


Упражнение 46565:


Номер

Ошибочным является утверждение, согласно которому ...

Ответ:

 чтобы выяснить происхождение слова, надо обратиться к толковому словарю 

 сведения о морфологических и синтаксических свойствах слова содержатся в грамматическом словаре 

 фразеологические словари содержат устойчивые обороты (фразеологизмы) 

 словари паронимов включают слова, разные по смыслу, но близкие по звучанию 


Упражнение 46566:


Номер

Ошибочным является утверждение, согласно которому ...

Ответ:

 cведения о морфологических и синтаксических свойствах слова содержатся в толковом словаре 

 чтобы выяснить происхождение слова, надо обратиться к этимологическому словарю 

 в диалектном словаре объясняются значения слов, распространённых в той или иной местности, и, как правило, непонятных для носителя литературного языка 

 словообразовательные словари – словари, показывающие членение слова на составляющие их морфемы (значимые части), словообразовательную структуру слова, а также совокупность слов (словообразовательное гнездо) с данной морфемой 


Упражнение 46567:


Номер

Парламентские речи являются жанром ____________ красноречия.

Ответ:

 социально-политического 

 судебного 

 академического 

 духовного 


Упражнение 46568:


Номер

Перед союзом как запятую следует поставить в предложениях (знаки препинания не расставлены) ...

Ответ:

 Преобразования в сфере культуры как и в других областях опирались на достижения того времени. 

 Залив угрюмо блестел по ночам как чёрное стекло и отражал звёзды. 

 Традиционно в России существовало как прямое так и косвенное налогообложение. 

 Монументальное полотно А. А. Иванова «Явление Христа народу» известно как крупнейшее произведение русской живописи первой половины XIX века. 


Упражнение 46569:


Номер

По месту расположения принято выделять ...

Ответ:

 наружную рекламу 

 рекламу на транспорте 

 рекламу в СМИ 

 аудиорекламу 


Упражнение 46570:


Номер

По нормам современного русского литературного языка в безударном положении гласный /о/:

Ответ:

 не произносится только в глаголах 

 всегда произносится 

 произносится в первом предударном слоге 

 не произносится 


Упражнение 46571:


Номер

Поддержать внимание аудитории оратору помогают ...

Ответ:

 эмоциональная разрядка 

 голосовой контакт 

 замечания в адрес слушателей 

 «бегающий» взгляд 


Упражнение 46572:


Номер

Подстилями официально-делового стиля являются:

Ответ:

 законодательный, канцелярский, дипломатический 

 научно-учебный, канцелярский 

 ораторский, научно-технический 

 дипломатический, научно-популярный 


Упражнение 46573:


Номер

Пол- пишется через дефис во всех словах, представленных в рядах ...

Ответ:

 (пол)ананаса, (пол)России 

 (пол)лимона, (пол)урока 

 (пол)столовой ложки, (пол)Москвы 

 (пол)слова, (пол)огурца 


Упражнение 46574:


Номер

Последовательность, непротиворечивость высказывания или построение речи в соответствии с законами логики, с отношениями и связями реальной действительности называется _______ речи.

Ответ:

 логичностью 

 ясностью 

 экспрессивностью 

 информативной насыщенностью 


Упражнение 46575:


Номер

Похвальное слово – это вид ______________ выступления.

Ответ:

 протокольно-этикетного 

 информационного 

 убеждающего 

 призывающего к действию 


  • Открыв дверь моим глазам предстала странная картина ошибки
  • Открытие порта ошибка 797 континент ап
  • Откройте приложение mi band 3 ошибка
  • Открытие порта ошибка 680 отсутствует гудок
  • Открепленная подпись при снятии подписи произошла ошибка