Отметьте предложения со стилистическими ошибками вызванными неоправданным употреблением тропов

Вопросы и задания для самостоятельной работы

I.
Подготовьте
ответы

на следующие вопросы:

  1. Как
    нужно выбирать тему публичного
    выступления?

  2. В чем состоит
    особенность выступления как разновидности
    публичной речи?

  3. Какова композиция
    выступления?

  4. Какие выделяют
    этапы подготовки выступления?

II.
Выполните следующие задания:

Задание 1.
Напишите агитационную речь о туристических
поездках: а) для студенческой аудитории;
б) для пенсионеров; в) для учеников
младших классов.

Задание 2.
Составьте краткую приветственную речь
по случаю Дня учителя: а) от имени
студента; б) от имени вузовского
преподавателя, учитывая их различный
жизненный опыт и различный менталитет.

Практическое занятие 9. Основные положения культуры речи

I.
Дайте
ответы

на следующие вопросы:

  1. Что изучает
    культура речи? Какие значения термина
    вы знаете?

  2. Как
    культура речи связана с риторикой?

  3. Когда зародилась
    риторика? Как она развивалась?

  4. Когда появилась
    культура речи?

  5. Какие два этапа
    овладения речевой культурой вы знаете?
    Из чего они складываются?

  6. Какое значение
    имеет овладение правильной речью?
    Назовите основные критерии правильной
    речи.

  7. Что входит в
    понятие речевого мастерства?

  8. Какие вы можете
    назвать качества красивой речи?
    Охарактеризуйте основные качества
    красивой речи.

II.
Прослушайте
и обсудите

следующие сообщения:

  1. Основные качества
    речи.

  2. Изобразительно-выразительные
    средства.

III.
Выполните
следующие задания:

Задание 1.
Определите,
какие качества красивой речи можно
отметить в приведенном ниже выступлении.
Какими языковыми средствами это
достигается?

Нобелевская речь
Ивана Алексеевича Бунина (1933)

«Ваше высочество,
милостивые государыни, милостивые
государи!

Девятого ноября,
в далекой глуши, в старинном провансальском
городе, в бедном деревенском доме,
телефон известил меня о решении Шведской
академии. Я был бы неискренен, ежели бы
сказал, как говорят в подобных случаях,
что это было наиболее сильное впечатление
во всей моей жизни. Справедливо сказал
великий философ, что радости, даже самые
резкие, почти ничего не значат по
сравнению с таковыми же чувствами
печали. Ничуть не желаю омрачать этот
праздник, о коем я навсегда сохраню
неизгладимое воспоминание, я все-таки
позволю себе сказать, что скорби,
испытанные мною за последние 15 лет,
далеко превышали мои радости. И не
личными были эти скорби, – совсем нет!
Однако твердо могу сказать я и то, что
из всех радостей моей писательской
жизни это маленькое чудо современной
техники, этот звонок телефона из
Стокгольма в Грас, дал мне как писателю
наиболее полное удовлетворение.
Литературная премия, учрежденная вашим
великим соотечественником Альфредом
Нобелем, есть высшее увенчание
писательского труда! Честолюбие
свойственно почти каждому человеку и
каждому автору, и я был крайне горд
получить эту награду со стороны судей
столь компетентных и беспристрастных.
Но думал ли я девятого ноября только о
себе самом? Нет, это было бы слишком
эгоистично. Горячо пережив волнения от
потока первых поздравлений и телеграмм,
я в тишине и одиночестве ночи думал о
глубоком значении поступка Шведской
академии. Впервые со времени учреждения
Нобелевской премии вы присудили ее
изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник,
пользующийся гостеприимством Франции,
по отношению к которой я тоже навсегда
сохраню признательность. Господа члены
Академии, позвольте мне, оставив в
стороне меня лично и мои произведения,
сказать вам, сколь прекрасен ваш жест
сам по себе. В мире должны существовать
области полнейшей независимости. Вне
сомнения, вокруг этого стола находятся
представители всяческих мнений, всяческих
философских и религиозных верований.
Но есть нечто незыблемое, всех нас
объединяющее: свобода мысли и совести,
то, чему мы обязаны цивилизацией. Для
писателя эта свобода необходима особенно,
– она для него догмат, аксиома. Ваш жест,
господа члены Академии, еще раз доказал,
что любовь к свободе есть настоящий
национальный культ Швеции.

И еще несколько
слов – для окончания этой небольшой
речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю
ваш королевский дом, вашу страну, ваш
народ, вашу литературу. Любовь к искусству
и к литературе всегда была традицией
для шведского королевского дома, равно
как и для всей благородной нации вашей.
Основанная славным воином, шведская
династия есть одна из самых славных в
мире, его величество король, король-рыцарь
народа-рыцаря, да соизволит разрешить
чужеземному, свободному писателю,
удостоенному вниманием Шведской
академии, выразить ему свои почтительнейшие
и сердечнейшие чувства».

Задание 2.
А.
Укажите, как называется троп, состоящий
в употреблении слова в смысле, обратном
буквальному, с целью насмешки:

1) ирония; 2) метафора;
3) олицетворение; 4) эпитет; 5) сравнение

Б.
Укажите, как называется троп, основанный
на переносе названия с части на целое:

1) синекдоха; 2)
олицетворение; 3) эпитет.

В.
Укажите, как называется троп, основанный
на переносе названия по сходству
признаков:

1) метафора; 2)
сравнение; 3) олицетворение; 4) эпитет

Задание 3.
Найдите изобразительно-выразительные
средства (инверсия, анафора, параллелизм,
градация, ассонанс, аллитерация, антитеза)
в данных предложениях.

1) Мне ничего на
земле не надо, — / Ни громов Гомера, ни
Дантова дива. (А. Ахм.) 2) Надеюсь, / верую:
вовеки не придет / ко мне / позорное
благоразумие. (В. Маяк.) 3) Но в искушениях
долгой кары, / перетерпев судеб удары,
окрепла Русь. //Так тяжкий млат, дробя
стекло, кует булат. (А. П.) 4) Без вас хочу
сказать вам много, / при вас я слушать
вас хочу; / Но молча вы глядите строго,
/ и я в смущении стою. (М. Л.) 5) Клянусь я
первым днем творенья,//клянусь его
последним днем, / клянусь позором
преступленья / и вечной правды торжеством.
(М. Л.) 6) Как мало пройдено дорог, / как
много сделано ошибок. (С. Ес.) 7) Где стол
был яств, там гроб стоит. (Г. Держ.) 8) Коль
рубить, так без рассудку, / Коль грозить,
так не на шутку, / Коль ругнуть, так
сгоряча, / Коль рубнуть, так уж сплеча!
(А. Т.) 9) И все где-то что-то шуршало,
ползло, пробиралось. (И. Бун.) 10) Пирует
Петр. И горд, и ясен, и славы полон взор
его. И царский пир его прекрасен. (А. П.)
11) Волга! Волга!.. Весной многоводной ты
не так заливаешь поля, как великою
скорбью народной переполнилась наша
земля. (Н. Некр.) 12) Нева вздувалась и
ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. П.)
13) Любви безумную тревогу / Я безотрадно
испытал. (А. П.)

Задание 4. Отметьте
различные тропы (метафоры, метонимии,
синекдохи, эпитеты, сравнения,
олицетворения, гиперболы, литоты,
перифразы) в данных предложениях.

1) В дымных тучках
пурпур розы, / Отблеск янтаря. (А. Фет) 2)
Небеса опускаются наземь, / точно занавеса
бахрома. (Б. Паст.) 3) А Петербург неугомонный
уж барабаном пробужден/ (А. П.) 4) Была так
поздно, что стало уже рано. (А. Солж.) 5)
Люблю я пышное природы увяданье. (А. П.)
6) Погубленных березок вялый лист, / Еще
сырой, еще живой и клейкий, / Как сено
из-под дождика, душист.(А. Тв.) 7) Изрыдалась
осенняя ночь ледяными слезами.(А. Фет)
8) Приветствую тебя, пустынный уголок,
/ Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.
(А. П.) 9) Ваш шпиц, прелестный шпиц, не
более наперстка. (А. Гриб.) 10) Одни дома
длиною до звезд, другие до луны. (В. Маяк.)
11) И слышно было до рассвета, как ликовал
француз. (М. Л.) 12) Игру его любил творец
Макбета. (А. П.) 13) Старый клен на одной
ноге стережет голубую Русь (С. Ес.) 14) В
сто сорок солнц закат пылал…(В. Маяк.)
15) Туч вечерних червонный ковер /
Самоцветными несся шелками. (В. Луг.) 16)
На глаза осторожной кошки / Похожи твои
глаза. (А. Ахм.) 17) Ночь металась за окнами,
то распахиваясь стремительным белым
огнем, то сжимаясь в непроглядную тьму.
(К. Пауст.) 18) Нет, не пошла Москва моя / К
нему с повинной головою. (А. П.) 19) На
родину тянется туча, / Чтобы только
поплакать над ней. (А. Фет) 20) Осыпал лес
свои вершины, сад обнажил свое чело,
дохнул сентябрь, и георгины дыханьем
ночи обожгло. (А. Фет) 21) Ах, зимой застынут
фарфором шесть кистей рябины в снегу,
точно чашечки перевернутые, темно-огненные
внизу. (А. Возн.)

Задание 5.
Отметьте
предложения со стилистическими ошибками,
вызванными неоправданным употреблением
тропов.

1) В морозном
обличье, как и полагается, набросив на
плечи елей пышные шапки, пришел Новый
год. 2) Древние русские города явились
цитаделью русского национального
зодчества, животворным источником
самобытной культуры нашего народа. 3)
Отдельные северные места, где льдины
гложут валунные берега и только в узкие
проемы летних месяцев отступает холодная
Арктика, пропуская корабли по свинцовой
дорожке ледяной воды, тоже наша земля.
4) Стихи Маяковского горели ярким огнем
на фоне строительства новой жизни. 5)
Год трудов и надежд, вот он понесся
навстречу современнику, стуча колесами
на стыках дней. 6) Забота о воспитании
девушек и юношей, об их добром имени
пронизывает вечерние беседы. 7) Учителя
не поленились зажечь огонь в моих глазах.
8) Популярные трассы лесопарка допоздна
звенят голосами, трудятся с максимальной
нагрузкой. 9) У розового зрения любви
два глаза: глаз радужного мира и глаз
глубинного взгляда. 10) Северный олень
неприхотлив, не требует ухода и с радостью
отдает человеку прекрасное оленье мясо,
шкуры, рога.



Скачать материал

Стили и типы текстовАвтор проекта – учитель русского языка и литературы школы...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 154 человека из 48 регионов

  • Сейчас обучается 41 человек из 22 регионов

  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Стили и типы текстовАвтор проекта – учитель русского языка и литературы школы...

    1 слайд

    Стили и типы текстов
    Автор проекта – учитель русского языка и литературы школы № 137
    Кировского района г. Казани

  • СодержаниеСтилистическая принадлежность  текстов
Характеристики стилей тексто...

    2 слайд

    Содержание
    Стилистическая принадлежность текстов
    Характеристики стилей текстов
    Жанры текстов различных стилей
    Типы текстов
    Дидактическое приложение к разделам

  • Стилистическая принадлежность текста     Разговорный стиль: непринужденное об...

    3 слайд

    Стилистическая принадлежность текста
    Разговорный стиль: непринужденное общение, неофициальная обстановка, 1 – 1.
    Публицистический стиль: официальная обстановка, призывность, эмоциональность, 1 – много.
    Художественный стиль: в художественной литературе, образность, эмоциональность, 1 – много.
    Научный стиль: официальная обстановка, абстрактность, точность, 1 – много.
    Официально – деловой стиль: официальная обстановка, бесстрастность, точность, 1 – много.

  • Разговорный стильСфера употребления : ежедневное общение . 
Задача речи: комм...

    4 слайд

    Разговорный стиль
    Сфера употребления : ежедневное общение .
    Задача речи: коммуникативная.
    Стилевые черты: эмоциональность, оценочность. Языковые средства: а) общеупотребительная лексика;
    б) эмоционально окрашенная лексика;
    в)просторечная лексика;
    г) простые предложения;
    д) неполные предложения;

  • Публицистический стильСфера употребления : общественно-экономические, политич...

    5 слайд

    Публицистический стиль
    Сфера употребления : общественно-экономические, политические, культурные отношения, газеты, журналы.
    Задача речи: информирование с одновременным воздействием на читателя, внушение ему определенных взглядов, идей.
    Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
    Языковые средства: а)общественно – политическая лексика;
    б) эпитеты, сравнения, метафоры;
    в) побудительные предложения;
    г) распространенные обращения;
    д) вводные слова, сложные синтаксические конструкции.

  • Художественный стильСфера употребления :используется в художественных текстах...

    6 слайд

    Художественный стиль
    Сфера употребления :используется в художественных текстах.
    Задача речи: изобразить живую картину, передать читателю эмоции, которые использует автор.
    Стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность.
    Языковые средства: а) конкретные слова, слова с переносным значением, эмоционально-оценочная лексика;
    б) использование изобразительно-выразительных средств;
    в) предложения побудительные, вопросительные, с однородными членами.
    г) эстетическая функция стиля.

  • Научный стильСфера употребления : используется в  монографиях, докладах, лекц...

    7 слайд

    Научный стиль
    Сфера употребления : используется в монографиях, докладах, лекциях, теоретических трактатах.
    Задача речи: сообщить новые сведения об одной из областей знания.
    Стилевые черты: точность, лаконичность, отвлеченное значение, вневременное действие.
    Языковые средства: а) конкретные слова;
    б) термины;
    в) использование слов с абстрактным значением;
    г) глаголы с вневременным значением.

  • Официально - деловой стильСфера употребления : используется в  деловых бумага...

    8 слайд

    Официально — деловой стиль
    Сфера употребления : используется в деловых бумагах, сфере делового общения.
    Задача речи: сообщение информации.
    Стилевые черты: точность, лаконичность, конкретность.
    Языковые средства: а) конкретные слова;
    б) канцеляризмы;
    в) использование заданных шаблонов;
    г) информативная функция стиля.

  • Жанры разговорного стиляМонолог- высказывание одного лица.
Диалог-общение дву...

    9 слайд

    Жанры разговорного стиля
    Монолог- высказывание одного лица.
    Диалог-общение двух лиц.
    Полилог- общение нескольких лиц.
    Личное письмо – письменное послание личного плана.

  • Жанры публицистического стиляИнтервью – вопросно – ответная форма общения жур...

    10 слайд

    Жанры публицистического стиля
    Интервью – вопросно – ответная форма общения журналиста и интервьюируемого. Вопросы должны быть заданы четко и конкретно, необходимо знание дополнительных сведений о собеседнике.
    Репортаж – рассказ о событии, участником которого был автор. Небольшой по объему, емкий по содержанию, содержит конкретные сведения и факты. Но не подводит итогов. Для репортажа лучше всего подходит стилистически нейтральная лексика.
    Открытое письмо – открытое письменное обращение к кому-либо.
    Содержит все привычные признаки письма: обращения, указание адресата, даты написания, подписи обращающегося.
    • Портретный очерк – описание внешности, деятельности, особенностей характера героя.

  • Жанры художественного стиляВсе литературные жанры : рассказ, повесть, роман и...

    11 слайд

    Жанры художественного стиля
    Все литературные жанры : рассказ, повесть, роман и другие.

  • Жанры научного стиляДоклад- публичное выступление по узкой специальной темати...

    12 слайд

    Жанры научного стиля
    Доклад- публичное выступление по узкой специальной тематике.
    Лекция – учебное выступление.
    Монография – труд одного автора на специальную тематику.
    Трактат – объёмный научный труд.

  • Виды деловых бумагАвтобиография –описание жизни от лица автора.
Заявление - п...

    13 слайд

    Виды деловых бумаг
    Автобиография –описание жизни от лица автора.
    Заявление — письменная просьба о чем-либо.
    Резюме – краткое описание деловых качеств личности.
    Докладная – письменное сообщение о поступках и действиях субъекта.

  • Типы текстовПовествование – последовательное изложение какого – либо события;...

    14 слайд

    Типы текстов
    Повествование – последовательное изложение какого – либо события; сюжетность, наличие действия.
    Описание – передача наиболее ярких внешних и внутренних черт предмета, пейзажа, человека; от общего к деталям и к оценке.
    Рассуждение – размышление о чем – либо; от тезиса к аргументам и выводу.

  • Раздел «Стили и типы текстов»Прочитайте текст, определите его стилевую и типо...

    15 слайд

    Раздел «Стили и типы текстов»
    Прочитайте текст, определите его стилевую и типовую принадлежность:

    (1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть, любите ли вы читать книги?
    (3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, удлиняющие жизнь. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был.
    (7) Человек узнает из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.
    (8) Есть и другие. (9) Потраченное на них время вычеркнуто из жизни.

  • Тестовые заданияПриведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи...

    16 слайд

    Тестовые задания
    Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи
    Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ёе главная составная часть — белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических катализаторов- ферментов. А все ферменты являются белками.
    1) разговорному
    2) художественному
    3) газетно-публицистическому
    4) официально-деловому
    5) научному

    Правильный ответ
    Правильный ответ 5

  • Тестовые заданияПриведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи...

    17 слайд

    Тестовые задания
    Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи
    Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
    Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
    Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго, — не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою — и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
    1) разговорному
    2) художественному
    3) газетно-публицистическому
    4) официально-деловому
    5) научному
    Правильный ответ
    Правильный ответ 3

  • Тестовые заданияОтметьте предложения со стилистическими ошибками, вызванными...

    18 слайд

    Тестовые задания
    Отметьте предложения со стилистическими ошибками, вызванными неоправданным употреблением тропов.
    1) В морозном обличье, как и полагается, набросив на плечи елей пышные шапки, пришел Новый год.
    2) Древние русские города явились цитаделью русского национального зодчества, животворным источником самобытной культуры нашего народа.
    3) Отдельные северные места, где льдины гложут валунные берега и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледяной воды, тоже наша земля.
    4) Стихи Маяковского горели ярким огнем на фоне строительства новой жизни.
    5) Год трудов и надежд, вот он понесся навстречу современнику, стуча колесами на стыках дней.

    Правильный ответ
    Правильный ответ: 1, 2, 3, 4, 5

Краткое описание документа:

Данный проект представляет собой учебно- методический материал по одной из тем языкознания «Стили и типы текстов». Он сделан в виде презентации, состоящей из 18 слайдов. Первый слайд содержит информацию обо всей работе. В ней представлены необходимые материалы по различным стилям и типам текстов, даны варианты текстов различных стилей, а также тренировочные задания по темам. От каждого слайда при помощи гиперссылки можно вернуться к содержанию и наоборот. Материал может быть использован при изучении тем по стилистике без ограничения класса, поскольку информация подана в доступной, привлекательной форме.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 299 922 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
4 из 5

  • 26.03.2014
  • 5899
  • 57
  • 26.03.2014
  • 2304
  • 0
  • 26.03.2014
  • 2199
  • 0
  • 26.03.2014
  • 1661
  • 0

Рейтинг:
1 из 5

  • 26.03.2014
  • 1937
  • 6
  • 26.03.2014
  • 1218
  • 0
  • 26.03.2014
  • 750
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Неудачная
    образность речи. Степь
    цвела: словно факелы стояли красные и
    желтые тюльпаны, голубые колокольчики,
    степные маки

  • Нарушение
    образного сходства сближаемых в тропе
    предметов:Судья
    был такой же простой и скромный,
    как
    и его кабинет
    ;

  • Стилистически
    немотивированное обращение к
    тропам:Сегодня
    выясняют отношения столичные бойцы
    клинка; Захватывающая дуэль шахматных
    амазонок продлится завтра;

  • Ложный
    пафос и неуместный комизм Доярки
    увлеченно готовят коров к технической
    революции на ферме;

  • Обращение
    к тропам в жанрах, исключающих
    использование экспрессивных
    элементов.Следствием
    установлено, что самовольно отчужденный
    автомобиль вследствие нарушения
    угонщиком правил дорожного движения
    унес две молодые жизни

  • Употребление
    тропов может стать причиной неясности
    высказывания или исказить мысль автора.

В гости к жителям микрорайона придут
народные мстители

  • В
    текстах строго информативного назначения
    не следует употреблять образные
    перифразы:

Московским капитанам сухопутных
кораблей
приходится иметь дело
осенью с листопадом, зимой — с гололедицей,
круглый год —
с неопытными соседями
по трассе
.

  • Имя,
    используемое в антономазии, не достаточно
    известно:Работник
    милиции имеет оружие и владеет приемами
    самбо. Однако основная сила
    Анискиных.

  • Неуместная
    синекдоха: Стюардесса
    посмотрела на меня
    нежным
    глазом
    и
    пропустила вперед.

  • Неоправданная
    гиперболизацияБольше
    жизни он полюбил

    свою профессию землекопа за ее
    особую,
    скромную, неброскую красоту
    .

  • Неоправданная
    литота: Небольшой
    сибирский городок

    Ангарск, хорошо знакомый любителям
    конькобежного спорта своими двумя
    скоростными катками, пополнился еще
    одним собратом — катком «Ермак»
    .

  • Двусмысленность
    при метафорическом словоупотреблении:Трудно
    было им сделать первый шаг и еще труднее
    шагать по этому пути. Но у тех, кто избрал
    его,
    крепкие
    руки
    и большая
    воля. И поэтому они не свернут с избранной
    дороги…

  • Противоречивость
    тропов, соединенных автором:Молодая
    поросль наших фигуристов вышла на лед.

Человек — чистая доска, на которой
внешнее окружение вышивает самые
неожиданные узоры

  • Метафорическое
    значение слова не должно вступать в
    противоречие с его предметным значением:
    Следом за тягачами
    и колесными тракторами по дороге скачет
    серая проселочная пыль
    .

  • Слова,
    используемые в тропах, должны сочетаться
    друг с другом и в своем прямом значении:

Вернувшись домой, Логачева вместе с
односельчанами начала залечивать шрамы
войны: зарывала траншеи, блиндажи,
воронки от бомб.

  • Нарушение
    закона эстетического соответствия
    сближаемых понятий:Ты
    рта раскрыть мне не даешь, а я не
    богородица
    , и
    седина — она не вошь, — не с грязи, чай,
    заводится
    .

  • Сопоставление
    несопоставимых предметов:

«…Черные глаза блестели, точно
выпуклые носки новеньких, купленных на
прошлой неделе галош
».

  • Недопустима
    также эстетизация явлений, лишенных в
    нашем представлении романтического
    ореола: На вывозке
    органических удобрений занято все
    живое тягло, работа кипит, но в эту
    мажорную симфонию вплетаются минорные
    нотки…

  • Метафорические
    выражения не должны «подрывать»
    логическую сторону речи.

«Нам разум дал стальные руки -крылья,
а
вместо сердца пламенный мотор».

  • Проявление
    основного, необразного значения слов
    в металогической речи: За
    стеклом
    стоят,
    прижавшись, Скотт, Горький, Бальзак,
    Моруа
    …; Лиза
    с матушкой жили бедно, и, чтобы
    прокормить
    старушку-мать,
    бедная Лиза собирала в поле цветы….

  • «непредвиденная
    образность»:

— невольное олицетворение: Моторы,
получаемые после капремонта,
имеют
очень короткую жизнь
; Два рулона
сняли свои рубашки и катались
в произвольном положении по рулонам,
стоящим на торце
.

  • невольные эпитеты Миллионы крылатых
    и бескрылых
    врагов садов и огородов
    будут уничтожены
    ,

  • метафоры В полевом вагончике на стенах
    висят
    рубежи колхоза,

  • Метонимии Высокой оценки заслуживает
    работа
    туалетного цеха,

  • синекдохи Инженерная мысль
    проникла в
    канализационную
    систему
    ; На месте происшествия
    обнаружена гармошка, на которой
    приклеена
    девушка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистические ошибки: виды и примеры

Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. В данной статье мы на примерах разберем распространенные виды стилистических ошибок и рассмотрим, как их исправить.

27 распространенных видов стилистических ошибок

Вид ошибки Пример стилистической ошибки Исправление ошибки
1 Нарушение сочетаемости Улучшить уровень Повысить уровень
2 Неправильный выбор паронима Одеть шапку Надеть шапку
3 Тавтология В книге записей записано… В книге записей отмечено…
4 Смешение прямой и косвенной речи Мальчик сказал, что я пойду играть в футбол Мальчик сказал, что пойдет играть в футбол
5 Нарушение устойчивого словосочетания У палки есть два конца Палка о двух концах
6 Лексическая избыточность (плеоназм) Управленческий менеджмент Использовать либо «управление», либо «менеджмент»
7 Лексическая недостаточность Поставьте прививки минимум за 10 дней до участия в выставке Поставьте животному прививки минимум за 10 дней до участия в выставке
8 Повторы слов Кот – это домашнее животное. Коты любят мясо и молоко. В деревнях коты ловят мышей. Домашние коты преданны своим хозяевам Кот – это домашнее животное. Эти маленькие хищники любят мясо и молоко. В деревнях зверьки ловят мышей. Домашние Барсики и Муськи преданны своим хозяевам
9 Неоправданное употребление синонимов Прославленный памятник Чижику-Пыжику снова украли Известный памятник Чижику-Пыжику снова украли
10 Неоправданное употребление омонимов Рядом с домом была лавка. (Скамейка или магазинчкик?) Рядом с домом была лавка старьевщика.
11 Речевые штампы Более 20 лет наша компания занимается добычей черного золота Более 20 лет наша компания занимается добычей нефти
12 Канцеляризмы Жильцами дома были приняты самостоятельные меры по уборке снега во дворе Жильцы дома сами почистили снег во дворе
13 Смешение стилей Читатель оставил к статье свинский комментарий Читатель оставил к статье оскорбительный комментарий
14 Употребление устаревших слов Нужно бдеть о безопасности работы Нужно заботиться о безопасности работы
15 Нарушение согласования в падеже между однородными членами и обобщающим словом Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляника, клубника, малина, вишня Мама за лето сварила варенье из разных ягод: земляники, клубники, малины, вишни
16 Ошибки в грамматической координации главных членов предложения Более 10 000 автомобилей сданы по программе утилизации Более 10 000 автомобилей сдано по программе утилизации
17 Ошибки в согласовании определений и приложений В углу стоял диван-кровать, застеленная покрывалом В углу стоял диван-кровать, застеленный покрывалом
18 Неправильный выбор формы управления Помимо музыкальных композиций, вы увидите танцевальные номера Вы увидите музыкальные и танцевальные номера
19 Использование в качестве однородных различных синтаксических элементов Он шел мимо парохода, сияющего огнями и который отчаливал от берега Он шел мимо парохода, сияющего огнями и отчаливающего от берега
20 Смешение времен в причастиях Он основал компанию, занимающуюся торговлей Он основал компанию, занимавшуюся торговлей
21 Неверное использование деепричастного оборота Вытянув экзаменационный билет, мне стало плохо Вытянув экзаменационный билет, я почувствовал себя плохо
22 Нарушение порядка слов в предложении Важный гость в мероприятии обязательно примет участие Важный гость обязательно примет участие в мероприятии
23 Нанизывание падежей Для решения задачи повышения уровня квалификации сотрудников… Чтобы повысить квалификацию сотрудников…
24 Пропуск предлога Я мечтаю съездить в Париж, Рим, Кубу Я мечтаю съездить в Париж, Рим, на Кубу
25 Разрыв предложно-падежных сочетаний Украшение не шло к и так роскошному наряду Украшение не шло к наряду, и так роскошному
26 Соединение в одном ряду родовых и видовых понятий В саду росли деревья, цветы, розы, пионы В саду росли цветы и деревья

Или: в саду росли розы, пионы, липы

27 Избыток придаточных предложений Он пришел в дом, где часто бывал в юности, когда там собирались начинающие поэты, где впервые побывал на балу. Он пришел в дом, где часто бывал в юности. Тогда там собирались начинающие поэты. В этом доме он впервые побывал на балу.

Мы рассмотрели примеры стилистических ошибок. Как видите, видов ошибок много – запомнить их все довольно сложно. Но есть работающий способ избегать ошибок. Секрет банален – пишите проще:

  • Используйте только те слова, в значении которых вы уверены.
  • Не применяйте фразеологизмы, пословицы и т.д. Они редко уместны. Умелое использование крылатых выражений требует мастерства.
  • Используйте простые предложения. Избегайте сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

Рекомендуем

Что такое копирайтинг, SEO копирайтинг и с чего начать новичку?

В этой статье я подробно расскажу, что такое копирайтинг, чем он отличается от SEO-копирайтинга и рерайтинга. Как заработать на написании текстов …

Как написать пресс-релиз для компании?

В данной статье приводится мой личный взгляд на пресс-релизы, основанный на многолетнем опыте работы в СМИ и PR.

  • Отметьте предложение содержащие ошибки кукушкин лен размножается семенами
  • Отметьте предложение где нет речевых ошибок
  • Отметьте правильные предложения знаком исправьте предложения содержащие ошибку look at that man
  • Отметьте правильное утверждение орфографические ошибки powerpoint подчеркивает
  • Отметьте ошибки средней статистической стойки волейболиста