Отзыв на статью содержит много критических замечаний ошибка

Рецензирование научной статьи – обязательное требование, предъявляемое ВАК к каждой публикации в журналах, включенных в список ВАК. Кроме того, рецензирование статьи проводится во всех иностранных изданиях, индексируемых в базах цитирования Scopus и WoS.

Содержание:

Рецензия должна кратко отразить содержание научной статьи, в рецензии предоставляется информация о значимости работы для практической деятельности, отражается степень новаторства исследования.

Правила написания рецензии на научную статью

Рецензия на научную статью – это мнение эксперта, который дает оценку проведенному исследованию. Правилами ВАК регламентируется не только содержание документа, но и его структура и оформление. Объем рецензии обычно не превышает 4000 знаков.

Написание рецензии на научную статью поручают исследователю, обладающему экспертными знаниями в предметной области. Приступая к написанию рецензии, ученый должен внимательно изучить текст работы, сделать его анализ и вынести свое заключение о материале.

Не нужно пересказывать содержание работы или бездоказательно ее критиковать. Рецензент должен высказывать свое мнение обоснованно, корректно и доброжелательно.

Рецензент должен указать на недочеты статьи, если таковые имеются, – эта информация будет использована автором статьи при доработке. При написании отзыва рекомендуется избегать канцеляризмов, излагая мысли четко, логично, последовательно, доступно и, по возможности, кратко.

Существует целый перечень речевых оборотов, которые рекомендуется использовать при подготовке текста рецензии. Использование фраз-шаблонов поможет существенно ускорить процесс работы над отзывом и сохранить требуемую структуру документа. Не стоит уточнять, что текст отзыва не должен содержать грамматических ошибок.

Работа над рецензией займет некоторое время, поэтому материалы на рецензирование следует предъявлять заблаговременно.

План рецензии на научную статью

Рецензент пишет официальный отзыв о будущей публикации, опираясь на общепринятый план, который должен содержать следующие пункты:

  • краткое описание проблемы исследования;
  • степень актуальности темы работы;
  • анализ наиболее важных аспектов исследования, раскрытых автором в тексте, а также недочетов;
  • рекомендация по доработке статьи или исследования.

План написания рецензии включает описание положительных и отрицательных сторон исследования, ставшего основой статьи. На выводы и рекомендации отводятся 2–4 предложения, актуальность работы также описывается 2–3 предложениями. Также документ должен содержать точную и полную информацию и об авторе публикации, и о ее рецензенте.

Примерный план для написания рецензии

Оформление рецензии на статью по ГОСТу

Оформлять рецензию на статью следует с учетом требований выбранного издания. В этом случае можно с большей уверенностью рассчитывать на то, что исследовательская работа будет одобрена и принята в научный журнал для публикации.

Стандарт, на который нужно ориентироваться в первую очередь, – ГОСТ 7.32–2001. Именно он регламентирует основные положения оформления рецензий.

  1. Размер шрифта должен быть 12 или 14.
  2. Межстрочный интервал – 1,5.
  3. текста – Times New Roman.
  4. Лист – классический, формат бумаги – А4. Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.
  5. Содержание документа:
    • указание полного названия работы, на которую выполнено рецензирование;
    • сведения об авторе статьи (личные данные студента, курс, группа);
    • ФИО и ученая степень рецензента, занимаемая им должность и звание;
    • число, подпись, печать учреждения.

В учебном заведении могут быть собственные правила заполнения рецензии и ее визуального оформления. Обязательно уточните этот момент у преподавателя.

Пример рецензии на научную статью

рецензия на научную статью образец

Рецензия на научную статью: пример по экономике

Список шаблонных фраз для написания рецензии:

  • В статье дан подробный анализ
  • Данная работа демонстрирует…
  • Актуальность исследуемой темы заключается в…
  • Особое внимание в исследовании было уделено проблеме (вопросу, теории, идее)…
  • На конкретных примерах автор доказывает, что…
  • Теоретическая значимость статьи заключается в…
  • Автором детально изучены (описаны, рассмотрены, представлены)…
  • Основная концепция статьи – …

Содержание логически взаимосвязано, а теоретические аспекты и выводы подтверждаются цитатами из компетентных источников.

Грамотно написанная рецензия – это не просто представление и оценка исследовательской работы. Этот отзыв демонстрирует ценность проведенного исследования, подтверждает научную состоятельность статьи и глубину проработки темы.

Рецензия на статью для журнала ВАК

Чтобы опубликовать статью в журнале ВАК, вместе с текстом будущей публикации нужно предоставить в издание и рецензию на статью. Рецензенты для статьи ВАК могут быть внутренними или внешними.

В первом случае документ подписывается научным руководителем автора и на нем ставится печать высшего учебного заведения, где учиться или работает исследователь. Внутренняя рецензия на статью ВАК составляется членами аттестационной комиссии, работающими на кафедре, где планируется защита соискателя.

Читайте далее: Как писать статью ВАК для публикации?

Во втором случае рецензию пишет сотрудник стороннего вуза. Внешняя рецензия делится на два вида:

  • рецензирование осуществляется официальными оппонентами исследователя;
  • рецензирование выполняют члены редакционной коллегии или специальной комиссии непосредственно перед публикацией.

При подготовке рецензии следует отразить проработку исследуемой автором проблемы и дать оценку актуальности методики, выбранной для проведения.

Отзыв научного руководителя на статью

Рецензирование – важная часть в механизме отбора и утверждения научных статей для публикации. Положительный отзыв научного руководителя поможет представить автора в более выгодном свете и увеличить его шансы на размещение статьи в выбранном издании.

Отзыв руководителя – ученого с признанным авторитетом и ученой степенью – позволит более точно оценить уровень статьи. Квалификация научного руководителя уже подтверждена Высшей аттестационной комиссией, поэтому его мнение учитывается при вынесении решения о публикации.

Образец отзыва научного руководителя на статью

При написании отзыва руководитель соискателя ученой степени должен руководствоваться принципом объективного и беспристрастного суждения. Стоит помнить, что статья в обязательном порядке проходит этап рецензирования и качество рукописи будут оценивать и другие эксперты.

Критика статьи должна быть обоснованной, а в заключение приводится мнение о том, заслуживает ли работа быть опубликованной в открытой печати. Отзыв научного руководителя пишется в свободной форме, также указывается вся необходимая информация об ученом, написавшем отзыв.

В научном сообществе отзыв руководителя часто пишут сами авторы публикаций, но стоит помнить, что документ заверяется подписью научного руководителя и именно он несет ответственность за содержание документа.

Написать рецензию на научную статью можно, обладая высоким уровнем компетенций и зная правила оформления этого документа. Автору статей стоит самому попробовать писать рецензии на публикации своих коллег.

Этот навык пригодится в дальнейшей работе, а также поможет развить критическое мышление и способность кратко и емко формулировать содержание научных работ. Как показывает практика, многие ученые, имея большой опыт написания рецензий, начинают заниматься этим на постоянной основе.

При написании научного исследования или любого другого типа научной работы, необходима рецензия на статью. Рецензия пишется в соответствии с правилами, которые изложены в государственном стандарте. Структура текста предусматривает последовательное изложение оценки специалиста информации о результатах статьи и соответствие ее содержания поставленным целям.Что такое рецензия, кто ее составляет, каков объем и структура — на эти и другие вопросы ответим в нашей статье. 

Что такое рецензия на статью и для чего она нужна

Рецензия — это официальный документ, который пишется экспертом – специалистом в определенной области знаний. Рецензия представляет собой текст, содержащий профессиональную и объективную оценку научного исследования, проведенного автором работы. Это своего рода оценка научного труда, которая включает в себя отзыв о положительных и отрицательных сторонах рецензируемого документа, замечания, рекомендации, анализ, то есть, всесторонний разбор статьи, дипломной работы, автореферата и прочих исследовательских работ. 

recenziya-na-statyu

Рецензент должен подтвердить или опровергнуть профессиональную компетентность автора работы, рекомендовать ее к публикации в издании либо указать на детали, которые необходимо доработать. Экспертное мнение ставит своей задачей определить место статьи в научных кругах, подтвердить актуальность выбранной темы, ее практическую значимость, достоверность полученных научных результатов, дальнейшие перспективы практического применения изложенных фактов, внутреннюю логику текста, целесообразность методов исследования, обоснованность выводов и оценивает соблюдение общепринятых правил оформления.

Необходимость экспертной оценки научной статьи прописана в правилах исследовательских и образовательных учреждений, это свидетельствует о ее важности и о том, что любая научная работа должна быть объективно оценена компетентными лицами, что подтвердит ее научную ценность. Рецензии пишутся не только на исследовательские работы, но и на книги, статьи, целые области искусства, архитектуры, моды, литературы, выставок и т.д. Рецензенты – это специалисты, имеющие представление о том, как писать рецензию на статью.

Рецензия имеет статус официального документа. В роли рецензентов выступают лица с высоким профессиональным статусом в определенной сфере деятельности: с ученой степенью по специальности, которая соответствует теме работы.

Критерии для рецензирования статьи

Редакции журналов заинтересованы в том, чтобы с ними сотрудничали высококвалифицированные специалисты и именитые ученые в различных областях знаний. Чаще всего они являются внештатными научными сотрудниками издательств и привлекаются к работе в случае необходимости. Авторы, направляя свою работу на публикацию, обычно предварительно наводят справки о том, кто является рецензентом в конкретном журнале.
Традиционные критерии для профессионального рецензирования статьи: 

  1. Соответствие содержания статьи тематике издания, в котором планируется публикация. 
  2. Наличие анализа литературных источников и описания степени разработанности исследуемой проблемы.
  3. Наличие проблемы и описание ее решения.
  4. Научность. Рецензенты требуют логичного и понятного читательской аудитории изложения мыслей научным языком. Необходима подача материала в принятых в научном сообществе понятиях без двоякого изложения материала, а также точности словоупотребления.
  5. Стилистически правильное использование понятийного аппарата.
  6. Соблюдение объема текста требованиям редакции.
  7. Наличие аннотации и перечня ключевых слов на русском и английском языках.
  8. Завершенность изложения — публикация должна описывать решение поставленной проблемы.
  9. Соблюдение формально-технических требований к оформлению статьи (шрифт, кегль, ссылки), правил форматирования всего текста, а также оформления списка использованной литературы, которое требует издательство. И автор при написании статьи, и рецензент при оценке статьи идут по одному маршруту – проводят анализ источников литературы, узнают степень разработанности проблемы и находят неизученные ранее области знаний. 
  10. Проверка методов и результатов исследования. Появление этого критерия обусловлено тем, что научному сообществу необходимо доверять результатам исследования.

Если рецензент положительно отозвался об описанном исследовании и рекомендовал статью к публикации, то результаты, освещенные в ней, соответствуют научным стандартам и заслуживают внимания широкой научной общественности. Если же эксперт обнаруживает недочеты, то он должен известить о них не только самого автора, но и редакцию. Рекомендация о том, что статья требует доработки – это признак того, что научная работа может быть допущена к публикации после исправления, а для самого журнала — это признак того, что репутация журнала не пострадает, так как авторитетный рецензент оценил статью по достоинству.

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д. 

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил: 

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе. 
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения. 
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок. 
  5. Аргументированное резюме. 

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель. 
  3. Научная и практическая значимость работы. 
  4. Положительные стороны и недочеты. 
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля. 

recenziya-na-statyu-primer

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей — резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент. 

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Требования к оформлению

Стандарт, на который нужно ориентироваться –  это ГОСТ 7.32-2001. На основе этого документа учебные и научные учреждения разрабатывают собственные методические указания о правилах составления рецензий.

Техническое оформление:

  • Размер шрифта 12 или 14;
  • Межстрочный интервал – 1,5;
  • Шрифт текста – Times New Roman; 
  • Формат бумаги – А4. 
  • Правое поле – 1 см, остальные – по 2 см.

Требования к тексту:

  • лаконичность описания;
  • акцент на положительных моментах изложения;
  • не нужен подробный пересказ текста исследования;
  • выражение личного мнения с аргументами.
  • четкое и понятное читателям оформление мыслей. 

Виды рецензий на научную статью

Существуют две распространенные классификации рецензий:

  1. Внутренняя: рецензия на статью от имени эксперта, который является работником этого же учебного учреждения или непосредственным научным руководителем автора работы.
  2. Внешняя: если редакция журнала, в котором человек хочет опубликовать свою статью, назначает в качестве рецензента эксперта со стороны.

Виды рецензий на научные работы:

Рецензия на научную статью

Рецензия на статью пишется, когда автор претендует на то, чтобы его работа была опубликована в научном журнале. Это необходимо тем, кто собирается связать свою жизнь с научной деятельностью. В рамках подготовки к защите диссертации соискатель должен опубликовать большое количество статей в научных журналах, и на каждую статью необходима рецензия.

recenziya-na-nauchnuyu-statyu

Рецензия на ВКР 

Рецензентом может быть назначен преподаватель факультета / института, руководитель организации, в которой студент проходил преддипломную практику. В рецензии на ВКР, аналогично другим видам экспертиз, отмечаются и положительные, и отрицательные моменты исследования, присутствует описание новизны работы и другие общепринятые параметры оценки. В резюме должна стоять оценка, которой, по мнению рецензента, достоин автор работы, в словесном выражении.

Рецензия на статью: пример написания

Рецензия на диссертацию 

Если человек, получив диплом бакалавра, стремится заниматься научными исследованиями в дальнейшем и получить степень магистра и далее кандидата наук, он пишет диссертацию. Рецензия на диссертацию должна быть максимально объективной, написана компетентно с учетом всех требований к написанию экспертной оценки.

Все виды рецензий имеют одинаковую структуру. Требования к содержанию, объему, стилю также аналогичны. 

Пример, как написать рецензию на научную статью:

Рецензия

На статью Гайворонской Л.А. «О деятельности среднего и малого бизнеса в России», размещенной на сайте электронного журнала Financial Time http://article.ru/stat.php/. Актуальность темы заключается в необходимости поддержки государством малого и среднего бизнеса , поэтому автор описывает меры государственной финансовой поддержки предпринимательства в РФ в современных условиях. Автор дает детальную характеристику принципам формирования и реализации государственной политики в этой области и выделяет ведущие принципы как ведущие факторы поддержки предпринимателей на государственном уровне: приоритетность, комплексность , прозрачность, избирательность. К недостаткам исследования проблемы следует отнести то, что автор не дает рекомендации о возможных мероприятиях по устранению недостатков в деятельности органов государственной поддержки, а лишь констатирует факты. Проблема финансирования компаний малого бизнеса рассмотрена автором достаточно полно, но требует уточнения вопрос ее эффективности с позиции методики практического расчета показателей. Статья рекомендуется к печати после устранения указанных замечаний.

Рецензент: Дунаевская А.И., доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической аналитики.

21.11.2018

Как составить рецензию для ВАК-журнала

Составлением рецензии на статью занимается научный руководитель претендента на публикацию. Документ должен быть заверен экспертом с  указанием информационных данных о рецензенте: его звании, должности, ученой степени при ее наличии. Подпись автора должна быть заверена печатью организации. Задача куратора – предоставить объективную оценку рецензируемой работе с описанием его сильных и слабых сторон.

Содержание рецензии на статью в ВАК:

  1. Актуальность проблемы исследования.
  2. Всестороннее изучение исследуемой проблемы.
  3. Соответствие содержания текста плану исследования.
  4. Обоснованность выводов.
  5. Перспективность исследования.

Образец рецензии для публикации:

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на научно-исследовательскую работу (статью) старшего преподавателя кафедры психологии, образования и развития

Речевые шаблоны для написания рецензии на статью

Рецензирование – это особый жанр, который не имеет ничего общего с художественным стилем, поэтому текст рецензии состоит из шаблонных фраз и клише:

      • автор пишет о существующих проблемах в современной педагогике …;
      • автор статьи придерживается следующей точки зрения на…;
      • автор продемонстрировал умение анализировать…;
      • точка зрения автора данной работы подкрепляется…;
      • данная статья – это образец глубокой разработки темы…;
      • безусловная заслуга автора заключается в …;
      • автор изучил и преподнес фактический материал как практическое подтверждение …;
      • утверждения автора логически взаимосвязаны и подтверждены фактическим материалом о …;
      • в статье обоснованы современные аспекты…;
      • к недостаткам исследования следует отнести … ;
      • качество оформления статьи требует …

Как стать рецензентом

Каждый специалист, имеющий соответствующее (высшее) образование, может стать рецензентом, если он разбирается в определенном направлении или теме. Чтобы стать востребованным рецензентом, необходимо иметь определенную репутацию в научных кругах. Это означает, что эксперт должен иметь не только багаж академических знаний, но и практическое подтверждение им: собственные научные публикации, ученую степень или звание, подтверждение участия в научных конференциях, симпозиумах разного уровня.

Образец рецензий на научные статьи

Для того, чтобы иметь представление о сути написания рецензии в интересующей вас области, необходимо не только изучить теорию ее составления, но и ознакомиться с образцами готовых экспертных оценок:

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по медицине

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по педагогике

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по экономике

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по праву

Рецензия на статью: пример написанияРецензия на статью по психологии

Для многих учащихся ВУЗов, аспирантов и научных сотрудников вопрос написания различных работ является довольно проблемным. В частности, бывает трудно учесть все требования и грамотно составить отзыв на публикацию. Сегодня я решил разместить информацию о том, как пишется рецензия на научную статью, пример которой можно будет увидеть далее.

Что такое рецензия

Перед публикации статьи в серьезном издании, требуется написание рецензии на нее. При этом рецензирование считается одной из наиболее важных частей при отборе и утверждении работ. Кроме того, это повышает качество публикуемых статей.

Чтобы опубликовать в журнале из Перечня ВАК статью, требуется не меньше двух рецензий. Такие же требования имеются у ряда изданий, которые готовятся подавать документы, чтобы их включили в этот перечень. Однако подобные отзывы требуются и для других целей в рамках получения высшего образования и подачи научных публикаций. Это касается и гуманитарных, и технических специальностей, и вводит в затруднение как студентов, к примеру, магистрантов, так и научных сотрудников.

написание рецензии

Кому-то кажется термин «рецензирование» замысловатым, но его можно описать достаточно просто: статью проверяют на логичность и подлинность содержания, а также на соответствие требованиям к оформлению. Однако такая несложная процедура связана с субъективным усмотрением рецензентов. Поэтому нужно совершенно точно знать, как правильно оформить документ, и что в нем должно содержаться.

Рецензия – это специальный документ, который составляется рецензентом. Последним может быть ученый со степенью, который разбирается в вопросах содержания публикации, а также работает в той же сфере, специализируется в той же дисциплине, что и автор.

Рецензентом приводится в краткой форме анализ публикации, оценка. Все это делается в соответствии с особыми критериями. Также оценивают объем, составление аннотации, выбор ключевых слов на разных языках. Еще смотрят на то, насколько грамотно написаны ссылки, как оформлена библиография.

Разновидности рецензий

В зависимости от цели составления, документ могут писать разные рецензенты. Он бывает следующих разновидностей:

Реально ли потребителю защитить свои права в РФ?

ДаНет

  1. Внутренняя рецензия составляется научным руководителем. Подпись преподавателя заверяет университет или то учреждение, в котором проходит обучение или работает автор.
  2. Внешняя рецензия – для этого рецензентами назначаются редакторы журналов или члены редакторской коллегии. Так или иначе, документ должны составлять специалисты с авторитетом и ученой степенью. Ряд организаций требует у того, кто будет его писать, наличие напечатанных публикаций в профильных журналах за последние несколько лет (как правило, за три года).

Примерный план составления

Есть два варианта плана, как написать рецензию на статью. Первый вариант можно назвать упрощенным, а второй — уже несколько сложнее и более развернутый. Если вас интересует более простой план, который позволяет понять, как грамотно писать рецензию, то он включает такие пункты:

  1. Вступление о предмете исследования.
  2. Личные впечатления о прочитанном, основные аспекты, которые формируют ход публикации.
  3. Степень важности проблемы, которая освещается.
  4. Выводы.

Этот план больше подходит студентам и начинающим рецензентам, у которых нет достаточного опыта для написания критических замечаний.

В развернутом плане будет такая структура:

  1. Сведения о рассматриваемой статье.
  2. Степень важности проблемы и ее актуализация.
  3. Указание на основной рассматриваемый аспект в публикации (возможен краткий анализ содержания).
  4. Собственные аргументы и впечатления от исследования.
  5. Конструктивная критика и отрицательные стороны.
  6. Выводы.

Объем

Вопрос объема является неоднозначным, так как этот нюанс будет во многом зависеть от конкретной темы и научной дисциплины. Обычно отзыв занимает до трех с половиной тысяч печатных знаков. Это соответствует приблизительно 1,5 страницам вордовского текста с 12 кеглем.

Чтобы придать отзыву стилистическую завершенность, обязательно используйте специальные обороты и тематические выражения, который подчеркнут ваш профессионализм и осведомленность в тематике и дисциплине.

Краткий словарь фраз

Если вы хотите грамотно написать отзыв, используйте следующие слова и предложения, которые можно вставить в текст:

  1. В статье автора или в работе…
  2. Научное исследование посвящено следующей проблеме…
  3. Важным аспектом статьи, в котором автор достиг положительного результата…
  4. Подводя итоги всего исследования или его отдельной части…
  5. Можно указать на несовершенство статьи в том…

В последнем пункте важно сказать не только про недостатки, но и сказать о положительных сторонах публикации.

Добавьте следующую фразу: «Однако, нельзя не сказать о … »

Вместо многоточия укажите на то, в чем автор достиг определенной степени мастерства, что ему удалось доказать, и к какому выводу он пришел.

Чем должен руководствоваться рецензент

Если вы хотите сделать все грамотно, придерживайтесь особых правил составления документа. В таком случае ваш отзыв будет принят в специализированном издании. Составляя рецензию, обращайте внимание на следующие требования:

  1. Описывая важность тематики в современных условиях и ее актуальность, делайте это максимально лаконично.
  2. Указывая на основной аспект, выбирайте тот тезис, который вы считаете главным, без дополнительных и второстепенных нюансов.
  3. Во время краткого пересказа содержания помните, что нужно указать на выводы исследования и акцентировать внимание на удачных тезисах автора.
  4. Указывая на отрицательные стороны, пишите исключительно по теме, без ссылок на дополнительные источники.
  5. В заключительных фразах скажите про положительные стороны.
  6. В обязательном порядке скажите про даты и точные факты, но без ущерба доходчивости и краткости документа.

требования к написанию рецензии

В качестве дополнительных требований, по которым следует делать отзыв, можно использовать следующие:

  1. Укажите на оригинальность публикации.
  2. Перечислите основные недочеты и ваши критические замечания.
  3. Скажите про ваши личные впечатления во время прочтения научного труда, но делайте это аргументированно.
  4. Руководствуйтесь беспристрастностью и старайтесь быть объективным.
  5. Рекомендуется также лично пообщаться с автором.

Если вы будете соблюдать указанные выше требования, ваш отзыв будет принят к печати в журнале или для размещения на сайте, и т. п.

Что не допускается при составлении рецензии

Помимо обязательных пунктов, есть также определенные моменты, которые ни в коем случае не должны встречаться в тексте, а именно:

  1. Никогда не пишите ругательные высказывания или радикальные призывы с насильственным характером.
  2. Не стоит попросту пересказывать текст исследования, так как это могут сделать читатели, но никогда – критики и люди со специальной подготовкой.
  3. Не допускается включение личного мнения без аргументации.
  4. Не стоит писать пространные отвлеченные рассуждения.
  5. Всегда четко оформляйте мысли и не уделяйте чрезмерно много внимания нюансам, которые можно посчитать второстепенными.
  6. Не допускается неподготовленность рецензента, наличие орфографических и фактических ошибок.
  7. Не пишите исключительно в негативном духе, указывайте и на положительные аспекты.
  8. Не стоит писать о личных вкусах и предпочтениях.

Обратите внимание на эти пункты, и вас не обвинят в неграмотности или необъективности.

Пишем рецензию легко: критерии к содержанию

При написании для начала укажите на общую оценку статьи. Она будет состоять из нескольких критериев, каждый из которых можно оценить как «достаточно», «слабо», «недостаточно» и включить в текст. Критерии будут следующими:

  1. Проблемность. Исследование должно быть посвящено отдельной проблематике и указывать на ее сущность, указывать на варианты решения.
  2. Актуальность. Статья должна соответствовать современным научным и социальным реалиям.
  3. Научность. Автор должен рассматривать предмет исследования с точки зрения ученого, даже если он сам по себе прикладной и технический.
  4. Новизна. Результаты и выводы, к которым пришел автор, должны иметь научную новизну. Она может заключаться и в применении новых методов, которые раньше не использовали при рассмотрении той или иной тематики.
  5. Завершенность. Исследование должно быть целостным. Так, автору нужно начать с постановки задач и цели, а завершить текст – их решением.
  6. Обоснованность. Результат нужно обосновать, используя определенный инструментарий – конкретные методы, эксперименты, математическое моделирование, и пр.
  7. Структурированность. В статье должна быть четкая и понятная структура, которая в публикациях соответствует наличию разделов и подразделов. Они могут быть посвящены актуальности, анализу фактов и теорий, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе, заключению, и пр.
  8. Характеристика формулировок. Положения публикации должны быть сформулированы в качестве четких лаконичных фраз и строго определять сущность вклада исследования в науку и развитие дисциплины.
  9. Понятность. Статьи нужно писать таким языком, который будет понятен средним специалистам в той или иной сфере. Требуется использование общепринятых терминов.
  10. Компактность. Научный труд не должен быть чрезмерно объемным. Размер текста регулируется содержанием в нем четкой выверенной информации.

После оценки данных критериев можно включить и замечания по существу. Дополнительные советы вы сможете почерпнуть из следующего видео:

Пример рецензии

Сегодня готовый пример документа можно бесплатно скачать. Приведем образец краткого отзыва на публикацию в области психологии. Напомним, что это лишь приблизительный пример, и вы можете (и скорее всего, даже должны!) включать дополнительные подпункты в зависимости от конкретной тематики. Итак, текст может быть следующим:

  1. Рецензия на статью «Психологические аспекты обучения в школьных учреждениях» аспиранта кафедры психологии Педагогического университета, Лапушкиной Натальи Васильевны.
  2. В статье рассматриваются главные психологические аспекты, которые направлены на улучшения успеваемости и обучаемости детей в школе, проводится поведенческий анализ конкретных групп школьников по возрасту.
  3. Актуальность исследуемой проблемы не подлежит сомнениям, потому как современный уровень школьного обучения значительно отстает от реалий времени, и в значительной степени это зависит от неграмотного подхода педагогов к ученикам.
  4. Автор провел глубокую работу и предоставил рекомендации в отношении нормализации психологического климата в учебных заведениях. Присутствует вывод о том, что психологические знания преподавателей недостаточны, и учителя не желают искать контакт с детьми.
  5. Научная статья в полной мере соответствует ряду требований и ее можно рекомендовать для публикации.
  6. ФИО рецензента, другая личная информация, подпись и печать.

образец рецензии на научную статью

Рис.1 Образец рецензии на научную статью. Нажмите, для просмотра в полном размере…

В заключение

Составление рецензии – это проблемная процедура, так как четко сформулировать свое мнение в отношении исследования и выразить его в нескольких страницах бывает трудно не только для студентов-магистрантов или аспирантов, но и для серьезных ученых. Такие документы составляются как для одобрения публикации статьи, так и для внутреннего пользования при защите дипломов, курсовых, для выполнения студенческих проектов, а также просто в качестве тренировки для учащихся ВУЗов.

Процесс написания можно сделать значительно проще, если следовать определенному плану и писать собственную оценку, в соответствии с критериями. Готовый образец также помогает определиться с формулировками.

🟠 Пройдите опрос и получите бесплатную консультацию

🟠 Введите свой вопрос в форму связи с бесплатным юристом

Исправьте ошибки в использовании однородных членов предложения:

1.В каждой бригаде имелось в среднем тридцать работников и триста гектаров пашни.
2.Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
3.В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы.
4.Дополнительный материал для доклада я брал из газет и брошюр, книг и журналов.
5.Я люблю игру на скрипке и петь.
6.Газета обратилась с призывом к молодежи и девушкам города Пензы.
7.К писателю приходили письма с пожеланиями избавления от болезни и долголетней жизни.
8.Снисхождения заслуживают люди, признающие критику, и которые исправляют свои ошибки.
9.Перед нами был сборник коротких, но правдивых новелл.
10.Лекции были не только прочитаны в институте, но и в колледже.
11.В городе построены не только школы и больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительские учреждения.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A)  Олег старался отцепить санки, а они точно приросли, а седок поворачивался и мотал головой, а Алена только глядела вслед другу.

Б)  Путешествуя с рюкзаком по туристским тропам, требуется немалая выносливость.

В)  Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

Г)  Дом полон людьми.

Д)  Одним из российских обычаев, ценившимися многими ста-рыми москвичами, было устное рассказывание.

1)  неправильное построение сложного предложения

2)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)  ошибка в построении предложения с однородными членами

5)  неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)  нарушение норм управления

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Спрятать пояснение

Пояснение.

Разберём ошибки.

А)  Неправильное построение сложного предложения: неуместно часто употребляется союз А. Корректно: Олег старался отцепить санки, а они точно приросли, в это время седок поворачивался и мотал головой, а Алена только глядела вслед другу.

Б)   Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом: нарушена связь между деепричастным оборотом и глаголом-сказуемым. Корректно: Когда путешествуешь с рюкзаком по туристским тропам, требуется немалая выносливость.

В)  Ошибка в построении предложения с однородными членами. Корректно: В ходе обсуждения вопроса БЫЛО ВЫСКАЗАНО много критических замечаний и ВНЕСЕНЫ ценные предложения.

Г)  Нарушение норм управления. Корректно: Дом полон людей (в родительном падеже).

Д)  Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Корректно: Одним из российских обычаев ( из какИХ?), ценившИХся многими старыми москвичами, было устное рассказывание. Или: Одним (какИМ?)из российских обычаев , ценившИМся многими старыми москвичами, было устное рассказывание.

Ответ:15476.


Подборка по базе: КУРСОВАЯ ПОЛЯКОВА.pdf, 65 — 92г Нормы расхода ГСМ..doc, Ответы на итоговый тест курсов школа современного учителя биолог, Теоретические факторы функционирования языковой нормы.docx, лексические нормы.docx, Курсы повышения квалификации. Доклад на тему_Языковые нормы русс, Контрольная работа морфологические нормы современного русского л, ПО современного компьютера 2.docx, Лексические нормы .pptx, согласие свыше ниже нормы.docx


Два или несколько управляющих слов могут имеет общее дополнение, только если они требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, создание и финансирование предприятия. Неправильными являются предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления: *помогать и заботиться о ветеранах, *подготовка и руководство кадрами. В таких случаях следует добавить ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее существительное при первом слове: помогать ветеранам и заботиться о них, подготовка кадров и руководство ими.

Употребление деепричастных оборотов

Деепричастие обозначает дополнительное действие по отношению к основному действию, выраженному сказуемым, и должно относиться к тому же субъекту. Сравните:

Употребление деепричастного

оборота возможно

Употребление деепричастного

оборота невозможно

1. Если действие, выраженное деепричастием, относится к подлежащему:

Приезжая из командировки, отец всегда привозил подарки (Отец приезжал, и отец привозил)
2. В безличном предложении при инфинитиве:

Переводя статью, можно пользоваться словарем.
3. Если подлежащее в предложении отсутствует, но оно подразумевается:

В столовой, громко разговаривая, накрывают на стол (Они разговаривают, и они накрывают)

1. Если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным субъектам:

*Приезжая из командировки, на отца всегда наваливалась усталость (отец приезжал, усталость наваливалась)

2. Если в безличном предложении нет инфинитива:

*Прочитав это письмо, ему стало грустно.
3. Если предложение представляет собой пассивную конструкцию:

*Получив двойку, мальчик был наказан родителями (мальчик получил, наказали родители)

Упражнения

1. Поставьте сказуемое в нужной форме.

1. Большинство работ этого литературоведа посвящен… исследованию творчества Некрасова. 2. В очереди стоял… 21 человек. 3. Сотня выпущенных голубей разлетел…сь в разные стороны . 4. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала. 5. По стенам был… навешан… несколько картин. 6. Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены. 7. Несколько студентов из нашей группы принял… участие в конференции. 8. Во дворе стоял… две машины. 9. Котенок Мурка играл… с клубком. 10. Большинство рекордов установлен… нашими спортсменами. 11. Интеллигенция, и особенно образцовые писатели, всегда считал…сь хранител… чистоты литературного языка. 12. Газета «Аргументы и факты» опубликовал… интервью с женой президента. 13. Его малодушие, вернее, его трусость, поразил… всех. 14. Масса новостей обрушил…сь на меня после отпуска. 15. «Известия» не раз писал… о проблеме безработицы в провинции. 16. На кусте перед домом распустил…сь две белоснежные розы. 17. В библиотеку поступил… тысяча новых книг.

2. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в согласовании. Исправьте их.

1. Три машины стояло перед окнами. 2. Ряд новых строительных материалов поступил в продажу. 3. Громадное большинство населения России голосовали за этого кандидата в президенты. 4. Первых два года после окончания университета он не мог найти работу по специальности. 5. Полгода пролетели совсем незаметно. 6. Река Волхов уже замерз. 7. Несколько специалистов направлено в зону бедствия. 8. В соревнованиях принимали участие 1131 человек. 9. «Аргументы и факты» всегда была одной из популярнейших газет в нашей стране. 10. Большая часть домов на нашей улице построены еще в 19 веке. 11. В нашу группу зачислены несколько новых студентов. 12. Два лучших российских пловца примут участие в чемпионате мира. 13. На ремонт ушло почти десяток тысяч рублей. 14. Никто: ни депутаты, ни министры, ни президент – не имеют права нарушать конституцию. 15. Несколько профессоров нашего университета читали лекции за рубежом. 16. Большинство людей молчали.

3. Поставьте существительные в скобках в нужный падеж, используя, если это необходимо, нужные предлоги.

1. Анонс (новый фильм) уже не раз передавали по радио. 2. Заведующий (кафедра) уехал в командировку. 3. У этого ребенка с детства наблюдался талант (рисование). 4. По (возвращение) из дальней поездки особенно ценишь домашний уют. 5. Вопреки (народные приметы) весна в этом году была холодной. 6. Отзыв (диссертация) содержал несколько критических замечаний. 7. Российский шахматист имел явное преимущество (соперник). 8. Новое издание словаря идентично (предыдущий). 9. Чувство патриотизма свойственно (многие наши пенсионеры). 10. Еще долгое время он был рассержен (эта глупая шутка). 11. Эти выводы обосновываются (точные экспериментальные данные). 12. Надо иметь свою собственную точку зрения (любой вопрос). 13. Жителей этого района необходимо предостеречь (опасность) возможного наводнения. 14. Воины были преисполнены (отвага). 15. Болельщики «Зенита» были явно разочарованы (результат) матча. 16. В диссертационном исследовании необходимо базироваться (точные данные). 17. По (приезд) в столицу он сразу же отправился на обзорную экскурсию. 18. Оплата (обучение) на коммерческом отделении вуза производится в установленные сроки. 19. Докладчик оперировал (точные данные). 20. Альпинистов не покидала уверенность (благоприятный исход) их экспедиции.

4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм управления.

1. Поезд прибывает согласно расписания. 2. Вопреки советов родителей он решил поступать в театральный институт. 3. По окончанию переговоров стороны подписали важные соглашения. 4. Жажда к знаниям с детства была его отличительной чертой. 5. Управляющий банка сегодня не принимает. 6. Будучи отличником, он не мог не осознавать своего превосходства перед одноклассниками. 7. Следует уделять большее внимание на дисциплину сотрудников. 8. Благодаря забот матери он ни в чем не нуждался. 9. У директора были все основания тревожиться о судьбе своего предприятия. 10. Данная формулировка сходна предыдущей. 12. Не стоит уделять внимание на такие мелочи. 13. С раннего детства сказки учат детей отличать добро и зло. 14. Уверенность в успех всегда отличала нашу команду. 15. Нельзя не удивляться таким трудолюбием.

5. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм управления в конструкциях с однородными членами предложения.

1. Научная работа требует прежде всего умелого подбора и тонких наблюдений над фактами. 2. Наш отдел осуществляет сбор и обмен информацией. 3. Этот успешный бизнесмен любит и покровительствует театру. 4. Жители микрорайонов могут сами образовывать и распоряжаться общественными фондами. 5. Я никак не могу понять, а потому и смириться с создавшейся ситуацией. 6. Институт усовершенствования учителей, используя передовой опыт ряда школ, решил познакомить и распространить его среди педагогов области. 7. Мои должностные обязанности состоят в подборе и руководстве кадрами. 8. По положению о Центре его директор распоряжается и управляет финансами. 9. Необходимо ознакомиться и распространить текст этого постановления. 10. Для подачи и сброса воды с полей устроена специальная оросительная сеть.

6. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением норм управления. Исправьте их.

1. Мне было понятно о том, что эта акция была задумана против меня заранее. 2. А теперь пора подвести итог проделанного расследования. 3. По истечении срока договора вы можете его продлить на тех же условиях. 4. Руководителю МЧС было поручено выяснить о причинах катастрофы. 5. Со всеми жалобами вы можете обращаться к заведующей почтой. 6. Эта хрупкая девушка за спасение утопающего была удостоена правительственной наградой. 7. Каждый из выступавших имел свою точку зрения по этому непростому вопросу. 8. Согласно приказа директора наш рабочий день теперь начинается на полчаса раньше. 9. Дело чести всякого руководителя предприятия проявлять заботу и внимание к каждому отдельному рабочему и служащему. 10. Подросткам свойственно уделять слишком большое внимание на свою внешность. 11. Амбициозность и честолюбие часто бывают свойственны для политических лидеров. 12. Руководитель написал очень хороший отзыв на мою курсовую работу. 13. Туристы не перестают удивляться своеобразием архитектуры этого древнего города. 14. Все были поражены его отвагой и мужеством. 15. Президент выступил по телевидению и высказал свое мнение на происходящие события в бывшей советской республике.

7. Исправьте предложения с неправильно употребленными деепричастными оборотами. Дайте варианты исправленных предложений.

1. Дочитав роман, мне подумалось, что его финал достаточно банален 2. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 3. Будучи сыном директора, он был отправлен на учебу за границу. 4. Увидев подругу после долгих лет разлуки, у меня на глаза навернулись слезы. 5. Читая роман, перед глазами явственно встает картина войны. 6. Будучи в Москве, мне больше всего запомнилась экскурсия в Кремль. 7. Переговоры зашли в тупик, но, пообещав нашим партнерам значительную скидку, договоренность между нами была достигнута. 8. Ознакомившись с результатами экзаменов, деканом было собрано совещание. 9. Открыв сборник произведений этого писателя, меня сразу заинтересовал один рассказ. 10. Закончив университет с отличием, он был принят на работу в очень престижную компанию.

8. Найдите предложения, в которых нарушены синтаксические нормы. Исправьте их.

1. Уверенность Наполеона в успех зимней кампании значительно поколебалась после бородинского сражения. 2. Газета «Московский комсомолец» в этом году значительно увеличила свой тираж. 3. Все эти жалобы, как выяснилось после соответствующей проверки, ни на чем не обоснованы. 4. Изучая экономические процессы, происходящие в нашем обществе в последние годы, обнаруживается определенная закономерность. 5. Согласно распоряжению ректора курение в университете запрещено. 6. Вопреки желания многих генералов Кутузов приказал оставить Москву.7. Двадцать один студент университета принял участие в археологической экспедиции. 8. Большая часть населения сегодня находятся за чертой бедности. 9. В книге полно излагается и рассматривается программный материал. 10. Находясь в эмиграции, Марина Цветаева испытывала ностальгию. 11. Очередной отпуск предоставляется по завершении года работы на предприятии. 12. Мать никогда не жаловалась о том, что ей живется трудно. 13. Творчество поэта проникнуто чувством любви и восхищения характером русского народа. 14. В своем выступлении министр указал о тех недостатках, которые еще имеют место в работе правительства. 15. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. 16. Почти полстраны проголосовали за этого кандидата. 17. Современный кинематографический бомонд, особенно известные режиссеры, сценаристы, актеры, стараются не ссориться с властью. 18. Ряд банков сумел встроиться в послекризисную экономику страны.

Тестовые задания

1. Отметьте предложения, в которых нарушены нормы согласования.

1. Несколько человек были убиты.

2. Полшколы участвовало в городской олимпиаде.

3. Пять неуспевающих учеников остались на второй год.

4. В нашем районе строятся семь новых школ.

5. Мой любимый цветок роза наконец-то зацвела.

6. Четыре наши студента поедут на конференцию.

7. «Известия» не раз писали об этом.

8. Большинство молодежи вышли на митинг.

9. Тысяча демонстрантов нуждалась в помощи.

10. Ничто, даже самые смешные анекдоты, не могли ее рассмешить.

11. Эти две старинных броши – память о моей бабушке.

12. При наводнении пострадал 1031 человек.

13. Часть поздравительных телеграмм были уже разосланы.

14. Масса писем поступила в редакцию.

15. Первых два месяца учебы мне давались с трудом.

2. Отметьте словосочетания, в которых нарушены нормы управления:

1) убедиться о достоинствах работы

2) талант в точных науках

3) по возвращении из отпуска

4) тревожиться о детях

5) идентичный прежней формулировке

6) предостеречь об опасности

7) отзыв на диссертацию

8) преимущество перед противником

9) сделать отчет по работе

10) преисполнен отвагой

11) препятствовать развитие

12) примириться перед неудобствами

13) оплатить покупки

14) уверенность в завтрашний день

15) удивляться трудолюбию

16) точка зрения на данную проблему

17) тосковать по матери

18) вопреки указания директора

19) разочарован в жизни

20) заведующие кафедрами

3. Отметьте предложения, которые можно употребить с данными деепричастными оборотами.

А. Прочитав эту книгу,… 1) она произвела на меня большое впечатление;

2) мне захотелось поделиться с кем-нибудь

своими мыслями;

3) я задумался о дальнейшей судьбе героини;

4) меня заинтересовала судьба главных героев;

5) можно многое узнать о событиях тех лет;

6) мне стало немного грустно;

7) не забудьте вернуть ее в библиотеку.

Б. Вернувшись из отпуска,… 1) у меня еще оставалось несколько дней до

выхода на работу;

2) я сразу же навестил родителей;

3) меня ждал дома сюрприз;

4) мне очень не хотелось на работу;

5) надо позвонить друзьям;

6) всегда делишься впечатлениями;

7) он был ошеломлен этой новостью.

4. Отметьте предложения, в которых деепричастные обороты использованы неправильно:

1) слушая хорошую музыку, всегда думаешь о чем-нибудь прекрасном;

2) работая над диссертацией, у меня совсем не оставалось свободного времени;

3) читая эти проникновенные стихи, невольно начинает щемить сердце;

4) редактируя рукопись, следует учитывать авторский текст;

5) написав этот сценарий, драматург был подвержен критике;

6) уходя из дома, не забывайте выключить свет;

7) прочитав его письмо, ему стало радостно на душе;

8) книги Чехова я могу читать, открывая их на любой странице;

9) еще будучи маленьким, мне нравились шахматы;

10) отдохнув, мысли лучше идут на ум.

Итоговое упражнение по русской речевой культуре

Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением норм современного литературного языка.

1. Дивиденты были распределены между акционерами в зависимости от числа акций.

2. С новостями спорта вас познакомит мой коллега Мария Киселева.

3. У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабатывают.

4. Далеко не все политики, которые вершат нашими судьбами, достойны уважения.

5. Помочь уставшим клеткам головного мозга помогает фосфор, содержащийся в рыбных продуктах.

6. Зайдя в библиотеку, меня заинтересовало значение такой науки, как политология.

7. Пусть в Новом году исполнятся все ваши надежды.

8. На саммите были подписаны черезвычайно важные договоры.

9. Эти две растительные культуры прекрасно соседствуют вместе на одной грядке.

10. Год был необычен в том, что мы впервые начали работать вместе с муниципальными советами.

11. Подскользнувшись в гололед, моя подруга сломала руку и вынуждена была целый месяц сидеть на больничном.

12. Депутат встретился с тысячью пятьюстами избирателями.

13. Приготовив это блюдо на скорую руку, Ваша цель удивить гостей будет обязательно достигнута.

14. Могут начаться столкновения между людьми на бытовом уровне, потому что капля терпения населения переполнена.

15. В работе семинара участвовали двадцать один человек.

16. Его слова внушают мне большое сомнение.

17. Очередной отпуск предоставляется по завершению года работы на предприятии.

18. Газета сообщила, что в нашем городе вновь открывается новый магазин.

19. Мы мало думаем об организации досуга и свободного времени наших детей.

20. Нужно тщательно изучить ситуацию и не делать скоропостижных выводов.

21. Осенью, как обычно, ожидается сокращение уровня цен на фрукты и овощи.

22. Вырученная сумма от продажи земли может приблизиться к трехстам десяти миллионам рублей.

23. Экскурсовод сказал, что в этом месте парка, скрытном от всех, Пушкин любил сидеть в книгой в руках.

24. Детям не страшно, потому что этот король самый добрейший из всех монархов, что правили в жизни и в сказках.

25. По этому поводу она одела лучшее свое платье в горошек, перешитое из бабушкиного.

26. В Испании в некоторых кафе вы можете выпить восхитительный кофе всего за одно евро.

27. Родители всегда заботятся и переживают за детей, даже если они уже взрослые.

28. Трое моих ближайших подруг собираются поступать в университет на экономический факультет.

29. К нам постепенно возвращается, и сейчас уже можно сказать безвозвратно возвращается, торжество веры.

30. На мой взгляд, если хотя бы тридцать минут в день каждый будет уделять на приятную беседу со словарями, в мире не останется невежд.

31. А вообще-то, если честно, я постоянно нахожусь в перманентном состоянии депрессии.

32. Иные возможные противопоказания должен предусмотреть врач, ставящий процедуры.

33. Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений.

34. Надвигается радостное для всех любителей футбола событие – чемпионат мира.

35. Несколько занятий были перенесены на субботы, а несколько вообще отменены.

36. Наконец-то у меня дошли руки заменить старые занавески на красивую белоснежную тюль.

37. Генеральный директор не мог скрыть радости, глядя на подписанные с таким трудом договора.

38. Щенок доставляет мне столько радости, что я не сержусь на него даже за изгрызенный тапок.

39. В конференции приняли участие многие ректоры университетов и заведующие ведущих кафедр.

40. С помощью этого электрообогревателя температура в вашем доме всегда будет комфортабельной.

Ключи к заданиям

Орфоэпические и акцентологические нормы

Тестовые задания

1. 1, 3, 5, 6, 7, 8

2. 1, 4, 5, 7, 9, 10

3. 3, 6, 7, 8, 10

4. 3, 6, 7, 8, 9, 10

5. 2, 3, 6, 7, 10, 11, 13, 15

6. 3, 5, 7, 10, 11

7. 2, 3, 6, 9, 10, 12

8. 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12

9. 3, 5, 6, 9, 13, 14

10. 1, 3, 6, 9, 10, 12, 15.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Упражнения

1.

1. Работа над проектом возобновилась после короткого перерыва. 2. Все эти песни почерпнуты из копилки фольклора Севера. 3. Премьера оперы состоялась в прошлом году. 4. Очерк, опубликованный во вчерашнем номере «Комсомольской правды», затрагивает проблемы морали. 5. Люди все больше и больше отдаляются от природы. 6. У каждого свое понятие родины. 7. Он всего лишь описал случай, который произошел с ним. 8. Главным в любви являются не слова, а те чувства, которые испытывают люди, общаясь. 9. Ясность цели позволяет настойчиво добиваться намеченного. 10. Он прошел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в экстремальных обстоятельствах, быстро принимать решения. 11. Автор рассказывает о тех событиях, участником которых является он сам, он не ограждает себя от реальной жизни. 12. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются загадкой. 13. Твардовский был одним из образованнейших людей в своем кругу. 14. В «Песне о Соколе» звучит мотив самопожертвования. 15. Художественно оформленный интерьер библиотеки, а также внимательность работников понравились всем. 16. Он снова ощутил, что его охватило болезненное чувство одиночества. 17. Пологий берег покрылся непроходимыми зарослями. 18. Резюмируя, можно сказать: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию. 19. Если он волновался, то начинал во время разговора очень сильно жестикулировать. 20. С наступлением долгожданного лета многие начинают выезжать на пикники.

2.

1. Простодушные люди часто принимают желаемое за действительное. 2. Для провинциального городка директор школы был весьма значительной фигурой. 3. Слушателям представилась возможность посетить Эрмитаж. 4. Собрание для студентов-дипломников V курса состоится в 16 часов. 5. Вывод автора статьи кажется мне достаточно проблематичным. 6. У этого актера несомненный комический талант. 7. Эти североафриканские племена всегда отличались воинственным характером. 8. Заглавную роль в фильме «Гамлет» блестяще сыграл И. Смоктуновский. 9. В диссертации недостаточно представлен иллюстративный материал. 10. Многим пенсионерам с трудом удается сыскать средства к существованию. 11. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины. 12. Жизнь ее вошла в ту будничную колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. 13. Ко всему была готова Оксана и все же не ожидала столь сурового, даже враждебного приема. 14. Петр уже не мог соединить свои воспоминания в ту гармоничную цельность чувства, которая переполняла его в первое время. 15. В той ситуации его поведение выглядело вполне логичным.

3.

1) не подверженного 3) невежда 4) эффектных 5) надевать 7) смертельным 8) скрытный 11) реалистического 13) дипломатические 14) техничное 15) рекомендованной.

4.

1) роль… играет (важное значение … имеет) 2) добивалась успехов (одерживала победу) 3) подвести итоги (огласить результаты) 4) произвел … впечатление (оказал воздействие) 5) снизить стоимость 6) придают … значение (уделяют внимание) 7) внимательно слушали 8) сильным выражениям 9) акцент делается 10) переходят … границы 11) большая часть 12) уделять … внимание 13) понесли … потери 14) получил степень 15) произвела … впечатление 16) давать … обещаний 17) снискать уважение 18) делать проблему 19) сохраняют … отношение 20) ситуацию, которая сложилась.

5.

1) курили фимиамы (пели дифирамбы) 2) не ударил лицом в грязь 3) кошки скребут на сердце (сердце рвется на части) 4) на чем свет стоит 5) на круги своя 6) водой не разольешь 7) как за каменной стеной 8) как две капли воды 9) душа ушла в пятки (язык прилип к гортани) 10) развешивали уши 11) брили под одну гребенку 12) набивать шишки (спотыкаться на ровном месте) 13) сводит в могилу 14) львиная доля 15) красной нитью проходит.

6.

1) плодотворный 2) непрофессионал (любитель) 3) равнодушно (безразлично) 4) притупляется 5) оттенки 6) вероисповеданиям 7) избит 8) инакомыслящих 9) подражать 10) благотворительностью 11) человеконенавистником 12) преобладает 13) важным (основным, главным) 14) первенство 15) общительным.

7.

1. Описывая Бородинское сражение, Толстой выносит окончательный приговор войне. 2. Туристы, посещающие Петербург, острее ощущают его красоту, нежели люди, постоянно живущие здесь. 3. После прочтения этой статьи я много думала. 4. В докладе было приведено много фактов этих недавних событий. 5. Инициатором этого движения является судостроительный завод. 6. При ответе абитуриент должен излагать суть вопроса. 7. В этих событиях первую скрипку играют военные. 8. Хозяйка, в надетом на обнаженную шею дорогом ожерелье, привлекла восхищенные взгляды гостей. 9. В их жизни приближались радостные события. 10. Книга этого писателя вызывает огромный интерес у читателя. 11. Славу Каранчецову принесла главная роль в легендарном спектакле «Юнона и Авось», где он создал образ графа Резанова. 12. Этот человек мне решительно несимпатичен. 13. На спектаклях нашего драматического театра всегда аншлаг. 14. Трудно представить себе общество роскошнее (более роскошное), чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе. 15. Прочитав доклад, профессор резюмировал основные положения своего выступления. 16. Расставшись, они ради детей сохранили дружеские отношения. 17. В этой экстремальной ситуации он повел себя как настоящий друг, снискав тем самым мое искреннее уважение. 18. Эта проблема выеденного яйца (ломаного гроша) не стоит, ее можно решить очень быстро и без особых усилий. 19. Президент поздравил ветеранов и вручил им сувениры. 20. Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать.

Тестовые задания

1. 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16

2. 1, 3, 6, 8, 9, 11, 17, 18, 20

3. 1, 3, 4,5,6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 20

4. 2, 3, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 18, 20

5. 1д, 2в, 3б, 4а, 5г

6. 1е, 2г, 3а, 4в

7. 1г, 2е, 3в, 4б

8. 1д, 2е, 3а, 4в

9. 2, 4, 5, 6, 8, 11,13, 15, 16, 18, 19.

ГРАММАТИЧЕСКиЕ НОРМЫ

Морфологические нормы

Упражнения

1. 

1) иваси, кольраби, салями, Килиманджаро, Зимбабве, мозоль, Миссисипи;

2) Гаити, виски, Осло, кутюрье, какаду, тюль, гризли, пенальти, хинди, Сочи, конферансье, фламинго, крупье, толь, кенгуру, атташе, секретарь; 3) бра, барокко, амплуа, эмбарго, меню, кашне, резюме, боа, какао, портмоне, табу, фойе, кашпо, жабо; 4) жадина, протеже, недотрога, ябеда, невежда, визави, коллега, забияка.

2.

1. ООН приняла к рассмотрению документ. 2. Летом мы ездили на живописный Капри. 3. Настоящая «Боржоми» производится только в Грузии. 4. ПГУПС праздновал юбилей. 5. Эта женщина – известный кутюрье. 6. Перед нами расстилалась знаменитая Лимпопо. 7. ФРГ не принимала участия в саммите. 8. Килиманджаро всегда привлекала туристов. 9. Мы вышли на широкую авеню. 10. На даме было накинуто пушистое боа. 11. Эта девушка – моя протеже. 12. В нашей группе учатся студенты, приехавшие из далекой Марокко. 13. Он надел шерстяное кашне. 14. Маленький пони бегал по кругу. 15. СНГ образовано после распада СССР. 16. Попробуйте этот французский бренди. 17. По утрам я пью черный кофе. 18. Сергей – мой коллега. 19. Между нами было заключено пари. 20. По озеру плавал белоснежный лебедь. 21. Я отдал за этот сувенир последний евро.

3.

1. Музей-квартира открыт до 6 часов вечера. 2. Мы купили новое кресло-кровать. 3. Гостям подали традиционный хлеб-соль. 4. Плащ-палатка уже упакована в рюкзак. 5. Недалеко от нашего дома открыт новый луна-парк. 6. Новая школа-интернат была построена совсем недавно. 7. Женщина-посол сделала заявление. 8. Царь-пушка перевезена в музей. 9. Новое платье-костюм висело в шкафу. 10. На столе отца стоит старинное пресс-папье.

4.

1) договор, бухгалтер, слесарь, крем, почерк, лектор, ректор, тренер, месяц, слог, инженер, шофер, порт, редактор, торт, возраст, выговор, офицер, диспетчер, принтер, госпиталь;

2) доктор, купол, сторож, профессор, веер, повар, катер, паспорт, директор, хутор, вексель, ордер;

3) якорь, инспектор, прожектор, год, полюс, цех.

5.

1. Для проведения докладов были приглашены опытные лекторы. 2. На вакантные места требуются бухгалтеры с большим стажем работы. 3. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шоферы. 4. На полях уже взошли хлеба. 5. В этом ресторане работают первоклассные повара. 6. Какие только кремы не используют женщины в борьбе со старостью! 7. Университету требуются новые корпуса. 8. При входе в университет проверяют пропуска. 9. Туристические лагеря обычно располагают вблизи озера. 10. На совещании были подписаны важные договоры. 11. Ректоры многих ведущих вузов приняли участие в этой конференции. 12. Диспетчеры аэропорта несут огромную ответственность за безопасность полета. 13. Складу требуются на постоянную работу сторожа. 14. Ордена и медали на груди ветеранов напоминали нам о тяжелейшей победе в минувшей войне. 15. Свирель может издавать очень высокие и чистые тоны. 16. В кондитерском отделе этого магазина вы можете купить самые разнообразные торты. 17. Самые опытные тренеры были приглашены для работы с нашей сборной. 18. Кожаные ремни и различные пояса продаются в галантерейном отделе универмага. 19. Ордера на новые квартиры будут выдаваться со следующей недели. 20. Когда-то считалось, что наши учители – Маркс, Энгельс и Ленин.

6.

1. … тысячей пятьюстами шестьюдесятью … 2. К ста девяноста четырем прибавить шестьсот двадцать. 3. … на четырехстах шестидесяти пяти гектарах … 4. Из двухсот девяноста … 5. … в тысяче шестистах семидесяти пяти километрах … 6. … тысячей … 7. … к тысяче тремстам двадцати пяти … около восьмисот пятидесяти … 8. … шестью тысячами пятьюстами шестьюдесятью семью … . 9. … семисот девяноста … 10. … двумя тысячами тремястами семьюдесятью девятью… .

7.

1. К полутора килограммам сахара надо добавить сок 10 лимонов. 2. Четыре женщины одиноко стояли на причале. 3. Машины стояли у тех и у других ворот. 4. Лагерь находится в полутораста километрах от поселка. 5. Этот план рассчитан до две тысячи пятого года. 6. У обеих сестер были невероятно лучистые глаза. 7. Три профессора нашего университета принимали участие в международной конференции. 8. На обоих берегах реки располагались туристические палатки. 9. Я не досчитался двухсот рублей. 10. Паром с пятьюдесятью шестью пассажирами отчалил от берега. 11. Университет находится в полутора километрах от общежития. 12. Мы сдаем в аренду площадь от двухсот шестидесяти пяти квадратных метров. 13. У меня живет собака и три кота. 14. В район бедствия прибыл самолет с восьмьюдесятью девятью тоннами гуманитарного груза. 15. Прожиточный минимум в этом году равнялся двум тысячам двумстам пятидесяти рублям.

8.

1. На тех и на других выборах в Госдуму победили демократы. 3. Семинар вели два доцента. 4. Из трех подруг никто не поступил в университет. 6. На тех и на других очках сломались дужки. 7. Вес некоторых рыб равнялся полутора килограммам. 10. Я отправилась на рынок с тысячей пятьюстами рублями. 11. На вечер Виктор пришел с обеими сестрами. 12. С две тысячи пятого года вступил в силу закон о монетизации льгот.

9.

1. На пьедестале почета стояли три российские спортсменки. 3. По обеим сторонам дороги зеленели деревья. 4. Поезд с восьмьюдесятью двумя участниками соревнования должен прибыть с минуты на минуту. 5. В доме отдыха оказались люди самых разных профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, шоферы. 6. Этот кофе для меня слишком крепкий, надо разбавить его молоком. 9. Он не любил вспоминать о тех полутора годах, которые он провел в ссылке. 10. Проработав пять лет в казино, она стала очень опытным крупье. 11. В последние годы ЮАР стала очень привлекательным местом отдыха для богатых людей. 13. Щенок опять изгрыз мою тапку. 15. Зачем вы растите сына таким недотрогой? 16. Редкий цветовод может похвастаться тем, что в его саду растет более трехсот видов растений. 18. При входе в институт у нас проверяют пропуска. 19. Между друзьями было заключено пари о исходе финального матча.

Тестовые задания

1. Отметьте существительные женского рода:

2, 5, 6, 10, 11, 12.

2. Отметьте существительные мужского рода:

1, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 12.

3. Отметьте существительные среднего рода:

3, 5, 7, 8, 11, 12.

4. Отметьте существительные общего рода:

3, 5, 6, 9, 10.

5. Отметьте существительные, которые в форме единственного числа относятся к женскому роду:

1, 3, 5, 7, 8.

6. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –ы (-и):

1,4, 5, 6, 8, 9.

7. Отметьте существительные, которые в именительном падеже множественного числа имеют окончания –а (-я):

1,4, 7, 9.

8. Отметьте существительные, форма именительного падежа множественного числа которых образована неправильно:

1,5, 6, 8, 9.

9. Отметьте сочетания, в которых нарушены нормы употребления числительных:

1,3,4, 5, 7, 12, 13, 14.

Синтаксические нормы

Упражнения

1.

1. Большинство работ этого литературоведа посвящено исследованию творчества Некрасова. 2. В очереди стоял 21 человек. 3. Сотня выпущенных голубей разлетелась в разные стороны. 4. Ряд специалистов направлен на заводы Урала. 5. По стенам было навешано несколько картин. 6. Полмесяца прошло с тех пор, как начались экзамены. 7. Несколько студентов из нашей группы приняли участие в конференции. 8. Во дворе стояли две машины. 9. Котенок Мурка играл с клубком. 10. Большинство рекордов установлено нашими спортсменами. 11. Интеллигенция, и особенно образцовые писатели, всегда считалась хранителем чистоты литературного языка. 12. Газета «Аргументы и факты» опубликовала интервью с женой президента. 13. Его малодушие, вернее, его трусость, поразило всех. 14. Масса новостей обрушилась на меня после отпуска. 15. «Известия» не раз писали о проблеме безработицы в провинции. 16. На кусте перед домом распустились две белоснежные розы. 17. В библиотеку поступила тысяча новых книг.

2.

1. Три машины стояли перед окнами. 4. Первые два года после окончания университета он не мог найти работу по специальности. 5. Полгода пролетело совсем незаметно. 6. Река Волхов уже замерзла. 8. В соревнованиях принимал участие 1131 человек. 9. «Аргументы и факты» всегда были одной из популярнейших газет в нашей стране. 10. Большая часть домов на нашей улице построена еще в 19 веке. 11. В нашу группу зачислено несколько новых студентов. 13. На ремонт ушел почти десяток тысяч рублей. 14. Никто: ни депутаты, ни министры, ни президент – не имеет права нарушать конституцию. 16. Большинство людей молчало.

3.

1. Анонс нового фильма уже не раз передавали по радио. 2. Заведующий кафедрой уехал в командировку. 3. У этого ребенка с детства наблюдался талант к рисованию. 4. По возвращении из дальней поездки особенно ценишь домашний уют. 5. Вопреки народным приметам весна в этом году была холодной. 6. Отзыв о диссертации содержал несколько критических замечаний. 7. Российский шахматист имел явное преимущество перед соперником. 8. Новое издание словаря идентично предыдущему. 9. Чувство патриотизма свойственно многим нашим пенсионерам. 10. Еще долгое время он был рассержен этой глупой шуткой. 11. Эти выводы обосновываются точными экспериментальными данными. 12. Надо иметь свою собственную точку зрения на любой вопрос. 13. Жителей этого района необходимо предостеречь от опасности возможного наводнения. 14. Воины были преисполнены отваги. 15. Болельщики «Зенита» были явно разочарованы результатами матча. 16. В диссертационном исследовании необходимо базироваться на точных данных. 17. По приезде в столицу он сразу же отправился на обзорную экскурсию. 18. Оплата обучения на коммерческом отделении вуза производится в установленные сроки. 19. Докладчик оперировал точными данными. 20. Альпинистов не покидала уверенность в благоприятном исходе их экспедиции.

4.

1. Поезд прибывает согласно расписанию. 2. Вопреки советам родителей он решил поступать в театральный институт. 3. По окончании переговоров стороны подписали важные соглашения. 4. Жажда знаний с детства была его отличительной чертой. 5. Управляющий банком сегодня не принимает. 6. Будучи отличником, он не мог не осознавать своего превосходства над одноклассниками. 7. Следует уделять больше внимания дисциплине сотрудников. 8. Благодаря заботам матери он ни в чем не нуждался. 9. У директора были все основания тревожиться за судьбу своего предприятия. 10. Данная формулировка сходна с предыдущей. 12. Не стоит уделять внимание таким мелочам. 13. С раннего детства сказки учат детей отличать добро от зла. 14. Уверенность в успехе всегда отличала нашу команду. 15. Нельзя не удивляться такому трудолюбию.

5.

1. Научная работа требует прежде всего умелого подбора фактов и тонких наблюдений над ними. 2. Наш отдел осуществляет сбор информации и обмен ею. 3. Этот успешный бизнесмен любит театр и покровительствует ему. 4. Жители микрорайонов могут сами образовывать общественные фонды и распоряжаться ими. 5. Я никак не могу понять создавшуюся ситуацию, а потому и смириться с нею. 6. Институт усовершенствования учителей, используя передовой опыт ряда школ, решил познакомить с ним педагогов области и распространить его среди них. 7. Мои должностные обязанности состоят в подборе кадров и руководстве ими. 8. По положению о Центре его директор распоряжается финансами и управляет ими. 9. Необходимо ознакомиться с текстом этого постановления и распространить его. 10. Для подачи воды и сброса ее с полей устроена специальная оросительная сеть.

6.

1. Мне было понятно то, что эта акция была задумана против меня заранее. 2. А теперь пора подвести итог проделанному расследованию. 4. Руководителю МЧС было поручено выяснить причины катастрофы. 6. Эта хрупкая девушка за спасение утопающего была удостоена правительственной награды. 7. Каждый из выступавших имел свою точку зрения на этот непростой вопрос. 8. Согласно приказу директора наш рабочий день теперь начинается на полчаса раньше. 9. Дело чести всякого руководителя предприятия проявлять заботу о каждом отдельном рабочем и служащем и внимание к ним. 10. Подросткам свойственно уделять слишком большое внимание своей внешности. 11. Амбициозность и честолюбие часто бывают свойственны политическим лидерам. 12. Руководитель написал очень хороший отзыв о моей курсовой работе. 13. Туристы не перестают удивляться своеобразию архитектуры этого древнего города. 15. Президент выступил по телевидению и высказал свое мнение о происходящих событиях в бывшей советской республике.

7.

1. Дочитав роман, я подумал, … (Когда я дочитал роман, мне подумалось, что …) 2. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае следует учитывать местные особенности (При применении той или иной формы организации труда следует …). 3. Будучи сыном директора, он отправился на учебу за границу (Благодаря тому что он был сыном директора, он был отправлен …). 4. Увидев подругу после долгих лет разлуки, я почувствовала, что у меня на глаза навернулись слезы (Когда я увидела подругу после долгих лет разлуки, у меня на глаза …). 5. Читая роман, я явственно представляю картины войны (Когда я читаю роман, перед глазами …). 6. Будучи в Москве, я больше всего запомнил экскурсию в Кремль. (В Москве я больше всего запомнил …). 7. Переговоры зашли в тупик, но, пообещав нашим партнерам значительную скидку, мы достигли договоренности (… но, после того как мы пообещали партнерам значительную скидку, договоренность …). 8. Ознакомившись с результатами экзаменов, декан собрал совещание (После ознакомления с результатами экзаменов декан собрал совещание). 9. Открыв сборник произведений этого писателя, я сразу заинтересовался одним рассказом (Когда я открыл сборник …, меня …). 10. Закончив университет с отличием, он поступил на работу в очень престижную компанию (Поскольку он закончил университет с отличием, он был принят …).

8.

1. Уверенность Наполеона в успехе зимней кампании значительно поколебалась после бородинского сражения. 3. Все эти жалобы, как выяснилось после соответствующей проверки, ничем не обоснованы. 4. Изучая экономические процессы, происходящие в нашем обществе в последние годы, мы обнаруживаем определенную закономерность. 6. Вопреки желанию многих генералов Кутузов приказал оставить Москву. 8. Большая часть населения сегодня находится за чертой бедности. 12. Мать никогда не жаловалась на то, что ей живется трудно. 13. Творчество поэта проникнуто чувством восхищения характером русского народа и любви к нему. 14. В своем выступлении министр указал на те недостатки, которые еще имеют место в работе правительства. 15. Я думаю, что, окончив институт, я смогу осуществить свою мечту. 16. Почти полстраны проголосовало за этого кандидата. 17. Современный кинематографический бомонд, особенно известные режиссеры, сценаристы, актеры, старается не ссориться с властью.
Тестовые задания

1. Отметьте предложения, в которых нарушены нормы согласования:

1, 3, 4, 5, 6, 10, 11, 13, 15.

2. Отметьте словосочетания, в которых нарушены нормы управления:

1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 18, 19.

3. Отметьте предложения, которые можно употребить с данными деепричастными оборотами:

А. 2), 3), 5), 7) Б. 2), 5), 6).

4. Отметьте предложения, в которых деепричастные обороты использованы неправильно:

2), 3), 5), 7), 9), 10).

Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Все семь пришедших были приятно удивлены добродушным приёмом и надеялись на то, что будут приглашены на вторую встречу, которая, по прогнозам, должна была состояться через месяц.

2) Вследствие густого тумана вылеты самолётов были отменены.

3) Необходимость в сумке-термосе может возникнуть во время длительной поездки на машине либо по приезду на дачу в жаркий полдень.

4) Стараясь убедить читателей, многое зависит от того, какие примеры вы приводите.

5) Начав заниматься музыкой, я полюбил оперу.

6) В день рождения выдающегося пианиста в программе, названной «Романтизм от восхода до заката», будут звучать самые известные концертные произведения.

7) Нередко художник-витражист дополняет свой рисунок чёрными линиями, которые нанесены кистью на поверхность стекла.

8) Студент грустно сказал, что я еще пока не готов отвечать.

9) Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

А) ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 9 состоит в том, что к сказуемому было внесено относятся два дополнения. Но если предложения можно внести, то вот критические замечания не вносят, их делают. Поэтому общего сказуемого не получается. Добавляем второе сказуемое:

Приведём верное написание: В ходе обсуждения вопроса было сделано много критических замечаний и внесено ценных предложений.

Пункт правила 7.6.1

Читать правило

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом в предложении 3 заключается в том, что непроизводный предлог «по» в значении «nосле чего-либо» употребляется с именем существительным ПРИЕЗД только в форме предложного падежа:

Приведём верное написание: Необходимость в сумке-термосе может возникнуть во время длительной поездки на машине либо по приездЕ на дачу в жаркий полдень.

Пункт правила 7.7.2

Читать правило

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом в предложении 4 вызвана тем, что деепричастие «стараясь» относится к подлежащему «многое». Получается, что оно старается, и оно же зависит. Добавим в предложение инфинитив с со словом «следует», к нему и привяжем деепричастный оборот:

Предложение можно перестроить так: Стараясь убедить читателей, следует помнить, что многое зависит от того, какие примеры вы приводите.

Пункт правила 7.8.1

Читать правило

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью в предложении 8 состоит в том, что при попытке передать чужое высказывание остались неизменёнными местоимения.

Приведём верное написание: Студент грустно сказал, что ОН еще пока не готов отвечать.

Пункт правила 7.9.1

Читать правило

Д) ошибка в употреблении имени числительного в предложении 1 вызвана тем, что при причастии ПРИШЕДШИЕ следовало бы употребить собирательное числительное СЕМЕРО , а не количественное семь.

Приведём верное написание: Все сеМЕРО пришедших были приятно удивлены добродушным приёмом и надеялись на то, что будут приглашены на вторую встречу, которая, по прогнозам, должна была состояться через месяц.

Пункт правила 7.10.1

Читать правило

Ответы в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
9 3 4 8 1

Ответ: 93481        

  • Отзыв на кандидата ошибка
  • Отдохнув мысли лучше идут на ум речевая ошибка
  • Отдохнув мысли лучше идут на ум где ошибка
  • Отделанная шерстью горностая ошибка
  • Отдать должную дань какая ошибка