Ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости что это

Что он представляет собой конструктивно?
Это терморезистор, заключенный в латунную оболочку с выводами.
Сопротивление терморезистора напрямую зависит от температуры. При ее повышении, сопротивление уменьшается, и электронный блок управления по этому признаку начинает действия по стабилизации температуры ОЖ.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости, как его найти?
Естественно, он будет находиться в месте, в котором его наконечник сможет напрямую контактировать с охлаждающей жидкостью. Как правило, ДТОЖ монтируется (вкручивается по резьбе) в выпускной патрубок ГБЦ.
Возможны варианты нахождения датчика на верхнем шланге радиатора или на корпусе термостата.
В любом случае его месторасположение должно быть таким, чтобы он располагался на пути потока ОЖ от двигателя автомобиля к радиатору.

Основные признаки неисправности ДТОЖ К ним можно отнести следующие.
1) Двигатель машины работает не стабильно, начинает троить, иногда просто глохнет.
2) Холостые обороты “пляшут” в диапазоне 200-1500 об/мин.
3) Движок трудом заводится.
4) В холодную погоду неожиданно включается вентилятор охлаждения (т.е. уменьшение сопротивления терморезистора идет вразнобой со значениями нагрева).
5) Без причин возрастает расход топлива (не работает система охлаждения).
6)Следующая неисправность: из выхлопной трубы внезапно начинает идти темный или совсем черный дым.
Все эти проблемы можно отнести к неисправностям ДТОЖ, но всякий агрегат перед ремонтом или заменой нуждается в проверке.
Проверка.
Алгоритм проверки датчика несложен. Понадобится тестер, термометр, емкость с ОЖ (водой). ДТОЖ следует поместить в емкость с водой, нагрев которой можно изменять и контролировать термометром.

Проверка датчика ОЖ

Тестер нужно выставить в режим омметра, присоединить щупы к выводам датчика. Далее свериться с таблицей:

МБ.
VAG.

После выявления признаков неисправности ДТОЖ можно принимать решение о том, что делать: проверить еще раз, заменить узел или ремонтировать.
Может кому пригодится.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенно ДТОЖ) — устройство, которое контролирует температуру охлаждающей жидкости двигателя и через ЭБУ (касается инжекторных автомобилей) влияет на количество оборотов мотора, угол опережения зажигания, качество топливной смеси и частоту вращения вентилятора охлаждения, расположенного около радиатора.

Поэтому неисправность датчика влечет за собой появление ряда ошибок и сбоев в работе двигателя.

Отдельно поговорим об ошибках датчика, которые появляются в ЭБУ, и особенностях их устранения.

На каких авто часто возникает такая проблема

Неисправность ДТОЖ может возникать на многих автомобилях, но по статистике чаще всего она встречается на машинах ВАЗ-2107, 2110, 2112, Приора и 2114. Из иномарок с такими трудностями, как правило, сталкивается Пассат Б3.

Во всех случаях симптомы неисправности похожи, что упрощает ее диагностику и поиск.

Где находится ДТОЖ

Многие автовладельцы не знают, в каком месте искать ДТОЖ. Часто он расположен на двигателе возле магистрали выпуска отработанных газов, что позволяет быстро к нему добраться и заменить.

В большинстве случаев он может находится в следующих местах:

  • радиатор;
  • верхний патрубок, который соединяет радиатор и блок цилиндров;
  • кожух термостата;
  • под крышкой ГБЦ.

Место расположения датчика температуры Приора

Конструкция датчика

ДТОЖ имеет простую конструкцию, обеспечивающую надежность и точность работы. При подключении один вывод крепится к кузову с «массой», а второй — к бортовой 12-вольтной сети машины.

Устройство состоит из следующих элементов:

  • термистор — деталь с сопротивлением, которое меняется с учетом температуры ОЖ;
  • электрический разъем;
  • корпус датчика;
  • уплотнительная прокладка.

До появления термисторов использовался упрощенный датчик — термореле. При нагреве до определенной температуры контакты замыкались и помогали в прогреве мотора. После охлаждения происходило размыкание контактной группы и разрыв цепи.

Для чего нужен ДТОЖ, принцип работы

Встроенные в автомобиль датчики температуры охлаждающей жидкости работают от 5 В. Электрический импульс подается на блок управления двигателем, который контролирует показатели и определяет дальнейший алгоритм действий.

Суть работы термистора проста. При холодном моторе он имеет наибольшее сопротивления, но по мере нагрева оно постепенно снижается.

В некоторых современных машинах (и ДВС) датчик может выполнять и другие функции. Полученная от него аналоговая информация помогает ЭБУ управлять термостатом с электронным управлением.

Принцип действия ДТОЖ зависит от его вида, они отличаются по температурному коэффициенту, который бывает:

  1. Отрицательный. Предусматривает снижение сопротивления при нагреве.
  2. Положительный. Устроен таким образом, что при росте температуры сопротивление увеличивается.

От правильности работы датчика контроля ОЖ зависят следующие функции авто:

  • подготовка топливной смеси для дальнейшей подачи ее в цилиндры;
  • установка корректного угла зажигания, от которого зависит расход топлива, мощность мотора и количество вредных выбросов;
  • повышение оборотов холодного мотора;
  • включение вентилятора для охлаждения антифриза или тосола в системе.

Почему датчик температуры показывает неправильно низкую температуру

Датчики ДТОЖ имеют свойство ошибаться и зачастую неправильно определяют температуру. Один из вариантов — значительное занижение параметра на 10-15 градусов.

В таком случае система уже нагрета выше нормы, но информация на приборной панели не отображается.

Результатом может стать увеличение уровня ОЖ и перегрев мотора.

  • «зависание» термостата;
  • недостаточный уровень охлаждающей жидкости;
  • отключение ДТОЖ от ЭБУ;
  • сбои в цепочке питания или отправки информации;
  • поломка ЭБУ;
  • загрязнение датчика;
  • брак изделия.

Про способы диагностики неисправностей мы поговорим ниже.

Почему датчик температуры показывает неправильно высокую температуру

Обратная ситуация, когда датчика показывает слишком высокую температуру ОЖ.

На приборной панели появляется сообщение о перегреве или указывается завышенный показатель, но на практике отклонений в температуре нет.

При этом блок управления ограничивает дальнейший нагрев мотора, что приводит к сбоям в пуске и увеличению расхода топлива.

  • дефицит охлаждающей жидкости в системе из-за повреждения радиатора или трубок;
  • проблемы с уплотнением или повреждения на радиаторной крышке;
  • неисправность вентилятора системы охлаждения;
  • застрявший термостат;
  • сбои в работе водяного насоса;
  • забитый мусором радиатор;
  • проблемы с датчиком температуры;
  • некачественный или вовремя не замененный антифриз.

Почему постоянно дергается стрелка температуры ДТОЖ

Иногда указатель температуры ОЖ, установленный на приборной панели, работает некорректно. Из-за ошибок в интерпретации возможен перегрев мотора, снижение его тяги или иные трудности.

  • снижение уровня ОЖ ниже допустимой нормы в результате утечки или других причин;
  • повреждение крыльчатки насоса;
  • загрязнение радиатора и ухудшение теплообмена;
  • появление воздуха в системе охлаждения;
  • неисправности реле или вентилятора;
  • повреждение термостата;
  • проблемы с разъемами в цепи;
  • сбои в работе ДТОЖ;
  • проблемы в работе термостата.

Как распознать неисправность ДТОЖ

Как отмечалось, датчик контроля температуры ОЖ имеет простую конструкцию и редко выходит из строя.

  • снижение оборотов мотора вплоть до остановки;
  • трудности с прогревом двигателя;
  • увеличение потребления горючего;
  • проблемы с пуском ДВС;
  • усиление детонации при отключении зажигания;
  • протечка корпуса датчика;
  • частые проблемы с перегревом;
  • повышенные холостые обороты.

Дополнительным признаком неисправности являются ошибки, которые выдает ЭБУ. Подробнее по типу кодов и их расшифровке мы остановимся в отдельном разделе.

Как проверить ДТОЖ

При появлении подозрений на неисправность датчика можно обратиться на СТО или сделать работу самостоятельно.

При выборе последнего варианта доступно два пути:

  1. Проверка без термометра со снятием и прямо на авто.
  2. Проверка с термометром со снятием и прямо на авто.

Проверка без термометра со снятием и прямо на авто

Если под рукой нет измерителя температуры, действуйте следующим образом:

  1. Осмотрите ДТОЖ на факт потеков охлаждающей жидкости или ржавчины.
  2. Снимите разъем с датчика или демонтируйте устройство полностью. При выборе второго варианта отключите клеммы-контакты и убедитесь в подаче питания.
  3. Подключите щупы мультиметра к выводам датчика и измерьте сопротивление на холодном двигателе. Для обеспечения нужной температуры может потребоваться выкручивание датчика и окунание ДТОЖ в холодную воду.
  4. Запустите мотор и дождитесь момента запуска вентилятора. Если датчик выкручен, окуните его в кипяток.
  5. Еще раз измерьте переходное сопротивление.
  6. Сравните полученные данные с теми, что приводит завод-изготовитель.

С термометром

Более распространенный вариант — проверка ДТОЖ путем снятия и с применением термометра.

Алгоритм такой:

  1. Дайте двигателю остыть до 40-50 градусов Цельсия.
  2. Снимите клемму «минус» с АКБ.
  3. Отбросьте колодку питания от ДТОЖ.
  4. Открутите датчик (немного жидкости может пролиться).
  5. Наберите чайник воды и нагрейте последнюю.
  6. Опустите в теплую воду часть датчика, которая проводит измерения;
  7. Подключите мультиметр на выводах ДТОЖ и переключите устройство в режим омметра.
  8. Опустите в воду электронный термометр.
  9. Измеряйте показания омметра и термометра с шагом где-то 5 градусов.
  10. Делайте записи в специальном документе.
  11. Сравните данные с информацией к мануалу автомобиля.

Зажимать устройство необходимо с помощью ключа до упора без фанатизма, после подключить его и залить охлаждающую жидкость.

Читайте также:

Можно ли отключить датчик

В задачу датчика ДТОЖ входит обеспечение стабильной работы мотора. От правильности функционирования прибора напрямую зависит работоспособность автомобиля. Снимать датчик и ездить без него нельзя.

Нарушение этого правила может привести к сбоям в системе охлаждения и ряду других последствий:

  • повышение температуры выше допустимого уровня;
  • перегорание прокладки;
  • увеличение расхода горючего;
  • трудности с пуском мотора «на холодную»;
  • появление ошибки обрыва цепи от ЭБУ.

Ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости

Одним из первых на сбои ДТОЖ реагирует блок управления автомобиля. В нем формируются ошибки, по которым можно узнать причину неисправности и устранить нее. Ниже приведем список основных ошибок, их причины и способы устранения.

Р0115 — «ДТОЖ — неисправность электрической цепи»

Появление ошибки свидетельствует о выходе напряжения за пределы 0.14 — 4.91 В, что соответствует температурному диапазону от -40 до +140 градусов Цельсия.

Причины появления кода в следующем:

  • КЗ в цепочке ДТОЖ;
  • нарушение целостности внутренних элементов;
  • повреждение изоляции проводов;
  • обрыв электрической цепи.

Ошибка Р0115, как правило, появляется со следующими неисправностями:

  • трудности с пуском двигателя на «холодную»;
  • включение блоком управления аварийного режима и прием температуры ОЖ на уровне +80 градусов Цельсия (может отличаться в зависимости от марки / модели авто);
  • колебания оборотов до прогрева силового агрегата до +80 градусов Цельсия.

При появлении кода Р0115 можно продолжать пользоваться авто, но лучше устранить проблему сразу при появлении неисправности.

Р0116 — «ДТОЖ, диапазон / производительность»

Также причиной может быть сохранение одинакового напряжения с момента остановки силового агрегата до следующе запуска.

В большинстве случаев неисправность объясняется поломкой ДТОЖ или термостата.

Распознать ошибку Р0116 можно по ряду симптомов:

  • неустойчивая работа мотора до прогрева;
  • принудительный перевод ДВС в аварийный режим;
  • сложности с пуском силового агрегата на «горячую» или «холодную».

Для решения сбоев, связанных с ошибкой Р116, придется отремонтировать или поменять термостат, проверить ДТОЖ.

Появление такого кода не критично и позволяет продолжать эксплуатацию авто. При этом затягивать с посещением СТО не стоит.

Р0017 — «ДТОЖ, низкий уровень сигнала на выходе»

В большинстве случаев ошибка появляется, если от датчика к ЭБУ приходит напряжение меньше 0.14 В. Для многих случаев этот параметр является пороговым, но для каждого авто он может отличаться.

  • обрыв одного или более проводов, которые идут от датчика к блоку управления;
  • нарушение целостности электрического разъема датчика;
  • поломка ДТОЖ;
  • окисление контактов;
  • КЗ между сигнальными контактами.

Неисправность можно распознать по следующим симптомам:

  • сложности пуска двигателя на холодную;
  • работа вентиляторов без остановки;
  • колебания оборотов мотора до выхода на оптимальную температуру.

Р0118 — «Высокий уровень сигнала»

Код фиксируется в ЭБУ, если напряжение на выходе датчика больше 4.91 Вольт в течение 0,5 с и более. Причины, симптомы и способы устранения аналогичны тем, что характерны для Р0117. В большинстве случаев причиной является обрыв цепи ДТОЖ.

Р0119 — «Ненадежный контакт электрической цепи»

Появление ошибки свидетельствует о том, что от ЭБУ на ДТОЖ приходит ошибочный или обрывистый сигнал. Это может объясняться плохим контактом или нарушением целостности изоляции.

Определить неисправности можно по следующим признакам:

  • трудности с пуском двигателя, который не прогрет;
  • нестабильная работа холодного мотора.

Также стоит пошевелить проводами для выявления КЗ и почистить контактные соединения.

Датчик температуры ОЖ — конструктивно простой, но важный узел. От правильности его работы зависит функционирование двигателя, качество подготовленной горючей смеси и экономичность.

Повреждение детали может привести к сбоям в работе и даже поломки силового агрегата. Для предотвращения таких проблем важно вовремя реагировать на симптомы поломки и устранять их.

Ошибки датчика температуры охлаждающей жидкости

Работающий мотор нагревает все элементы конструкции двигательной системы. Температура может доходить до 2500 градусов. Понятно, что в ходе долгой эксплуатации, такой перегрев не сможет выдержать ни один, даже очень твердый, материал. Это неминуемо привело бы к раннему износу и выходу из строя всех связанных систем и деталей.

Для предотвращения этого, автомобиль снабдили охлаждающей системой, для нейтрализации больших температур и создания оптимальных режимов работы всех составляющих. Измерение температуры происходит с помощью датчика температуры охлаждающей жидкости. Рассмотрим какие ошибки выдает датчик и способы их устранения.

Датчик указателя температуры ОЖ, как элемент системы охлаждения

Охлаждающая система – совокупность и слаженное взаимодействие устройств, которые подводят охлаждающую жидкость к накаленным участкам, и отводят излишки теплоты наружу. Она постоянно поддерживает оптимальный тепловой режим деталей, регулируя через блок управления показатели, при разных условиях работы мотора.

Отклонения недопустимы и в сторону чрезмерного охлаждения. В таких условиях топливная смесь, взаимодействуя с холодными стенками, конденсируется на них и стекает в картер, загрязняя и разжижая масло. Низкая температура становится причиной увеличения густоты масла, затруднительной ее подачи в цилиндр, что опять же, негативно сказывается на работе мотора.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – это информационная, сигнальная часть такой системы. С его помощью осуществляется передача данных в ЭБУ об изменения температуры в процессе теплообмена. Там определяются рабочие параметры двигателя и принимаются решения по его регулированию.

За что отвечает датчик ож?

  1. Выставление угла зажигания. Правильная его регулировка обеспечивает максимальное сгорание топлива, а значит уменьшение его расхода. Повышение КПД двигателя и мощностных его характеристик.
  2. Корректируется состав топливной смеси, за счет изменения положения заслонки и обеспечения доступа большего (или меньшего) объема воздуха в смесь. Благодаря этому стабилизируются обороты в разных режимах работы, уменьшается токсичность выхлопных газов.
  3. Поддерживается обратная связь с датчиком кислорода, необходимая для регуляции пропорций смеси для двигателя. Пока не будет изменений температуры хладагента, ЭБУ не воспримет сигнала кислородного датчика, не обогатит смесь в режиме холостого хода, что приведет к нестабильной работе мотора. Т.е. осуществлять контроль повышения оборотов в этом режиме.
  4. Осуществляется контроль вращательных характеристик коленчатого вала, продувке устройства улавливания отработанных паров газа, блокировки трансформатора АКПП при перегреве.
  5. В автомобилях, где отсутствует датчик принудительного охлаждения, датчик температуры ОЖ выполняет функцию включения вентилятора.

Что представляет собой ДТОЖ

Современные датчики – это термисторы, с полупроводником, с легкостью изменяющимся сопротивлением, при колебаниях температуры. Повышение t влечет за собой увеличения количества свободных электронов в материале полупроводника, что и является причиной падения сопротивления. Т.е. обладает обратно – пропорциональной зависимостью, с отрицательным коэффициентом. Исходное сопротивление соответствует напряжению 5В. По мере нагревания двигателя, сопротивление падает до 0, и наоборот, в холодном состоянии мотора, оно максимальное. Отклонения от этого параметра фиксирует ЭБУ.

Полупроводниковый резистор помещен в металлический корпус, с высокой теплопроводностью. Там находится, также, резьбовое крепление и электрический разъем, для соединения с бортовым компьютером.

Прибор миниатюрный, вмонтирован в выходную магистраль блока цилиндров, а точнее, его головки. Просто вкручивается в отверстие, специально отведенное для него. В разных моделях автомобилей, он может находиться в термостате или рядом с ним. Главное, чтобы был контакт с охлаждающими жидкостями.

Чтобы получать максимально правдивую информацию о температурах, монтируют на выходе радиатора дополнительный датчик.

Некорректная работа ДТОЖ. Ориентиры для водителя.

Простота устройства прибора, гарантирует его долгий эксплуатационный срок. Но иногда он дает сбои. Если датчик поломался, его надо менять. Это расходная деталь, ремонту не подлежит. Однако подавляющее большинство случаев неисправности связано с целостностью электрической цепи. Обрывы, отходы контактов, ржавчина и загрязнения – вот основные провокаторы размыкания цепи. Как раз эти неполадки каждый автолюбитель способен сам определить и устранить.

Устройство не ломается одномоментно, незадолго до «гибели» он подает сигналы бедствия, которые водитель должен уметь распознавать. Среди них:

  • Не включается вентилятор. Это, конечно не основной симптом, однако, самый первый тревожный звоночек;
  • Возросший расход бензина;
  • Слишком высокие обороты в холостом режиме;
  • Характерные звуки детонации двигателя;
  • Затрудненный запуск;
  • Повышенный нагрев мотора, вплоть до абсолютного перегрева;
  • Сообщение бортового компьютера об ошибке.

Среди множества причин поломки прибора, выделим самые важные:

  • Плохое качество охлаждающей жидкости. Приводит к покрытию поверхности чувствительного элемента кристаллическим осадком, а также, разрушает поверхность датчика;
  • Утечка и снижение уровня антифриза. Причиной становится изношенная прокладка. Разгерметизация корпуса;
  • Некачественный, контрафактный, прибор;
  • Нарушение целостности электроцепи. Это целый комплекс причин – коррозия, неровная подача тока (скачки напряжения), обрывы, плохая пайка пинов, неправильное подсоединение контактов, короткие замыкания, потеря напряжения, накопившийся нагар на проводах;
  • Загрязнение.

Самостоятельная диагностика неисправностей ДТОЖ

При первых подозрениях на неполадки, необходимо проверить датчик.

Конечно, никто не отменяет ваших визитов в специализированные сервисные центры. Там вам проведут качественное тестирование профессиональным сканером, точно определят факт и причины поломки. Правильно устранят их. Да еще, сами найдут для вашего автомобиля подходящую модель прибора и профессионально заменят его, с соблюдением всех рекомендаций производителя. Лепота!

Однако, в целях экономии, нужно научиться проверять исправность датчика ОЖ самостоятельно. Тем более, большую часть проблем каждый водитель в состоянии решить сам.

  1. Тестирование термометром. Приготовим чайник (любую металлическую емкость), электронный термометр, ручку и бумагу (будете записывать показания и рассчитывать коэффициент), мультиметр.

Демонтируйте датчик, слив антифриз до отметки, когда прибор больше не погружен в него. Подключаем к нему мультиметр, для измерения сопротивления. Пока вода холодная, сделайте первый замер и запишите показания на бумаге. Включите конфорку под чайником, нагрейте воду. Снимите показания мультиметра при температурах: 25, 30, 35, 40, 45. Результаты нужно сравнить с эталонными величинами, записанными в технической карте автомобиля. Когда под рукой нет карты, необходимо вычислить коэффициент, разделив каждый показатель сопротивления на соответствующее значение температуры. В случае, когда датчик работает исправно, вы каждый раз получите одно и то же число. Если полученные коэффициенты сильно отличаются друг от друга – датчик сломался.

  1. Без термометра. Если под рукой не оказался термометр — тоже не беда. Замер производите при холодной воде и когда она окончательно закипит. Тогда его температура будет 100 градусов, значение сопротивления должно лежать в диапазоне 190 – 210 ОМ.

Замена ДТОЖ и сброс ошибки

  1. Замена ДТОЖ – несложная процедура. Нужно начала демонтировать ее, предварительно слив жидкость и отсоединив от аккумулятора. Очистить посадочное место от загрязнений. Затем вкрутить на его место новый прибор. Долить недостающий антифриз (лучше тоже новый) и соединить клемму аккумулятора.
  2. Удалить код из памяти ЭБУ. Для этого:

— надавить и удерживать кнопку сброса пробега;

— высвечиваются все позиции на ЖКИ;

— надавить на любую кнопку, чтобы появилась версия программы бортового компьютера;

— следующее нажатие на кнопку выведет на экран все зафиксированные и сохраненные коды неполадок. Среди них найдите №4. Это и есть ошибка датчика температуры ОЖ;

— сброс осуществляется трехсекундным нажатием кнопки сброса пробега;

— когда датчик заменен, повторите всю процедуру заново, чтобы проверить наличие (или отсутствие) ошибки.

Итак, стало понятно, что внимательное отношение к автомобилю – залог долгого его служения. Не заливайте горючее и другие расходные материалы, в том числе и охлаждающую жидкость, низкого качества. Вовремя проводите чистку и замену деталей, регулярно проверяйте их исправность. Научитесь распознавать симптомы их нарушенной работы.

Источник

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) не так прост, как может показаться на первый взгляд. Многие думают, что он отвечает только за включение/выключение вентилятора охлаждения и отображение температуры ОЖ на приборной панели. Поэтому, при неисправностях двигателя, не обращают на него особого внимания. Именно поэтому я решил написать эту статью и рассказать в ней о всех признаках неисправности ДТОЖ.

Но для начала небольшое пояснение. Датчиков температуры ОЖ два (в некоторых случаях 3) — один дает сигнал стрелке на приборной панели, второй (2-х контактный) — контроллеру. Далее будет идти речь только об втором датчике, который передает информацию ЭБУ.

И так, первый признак — плохой запуск двигателя на холодную. Как это происходит — двигатель запускается и сразу же глохнет. Более-менее работает только с подгазовкой. После прогрева эта проблема уходит. Почему это может происходить? Датчик температуры ОЖ может подавать в контроллер не верные показания. К примеру, что двигатель уже прогрет (температура 90+ градусов). Для запуска холодного двигателя, как известно, нужно больше топлива, чем для горячего. А так как ЭБУ «думает», что двигатель горячий, то и дает ему мало топлива. От этого и плохой запуск на холодную.

Второй признак — плохой запуск двигателя на горячую. Здесь все с точностью наоборот. ДТОЖ может все время подавать заниженные показания, т.е. «говорить» контроллеру, что двигатель холодный. Для холодного запуска это нормально, а вот для горячего — плохо. Горячий мотор попросту будет заливать бензином. Здесь, кстати, может появляться ошибка P0172 — богатая смесь. Проверьте свечи зажигания — они должны быть в черном нагаре.

Третий признак — повышенный расход топлива. Это последствие, которое вытекает из 2-го признака. Если двигатель заливает бензином, то естественно вырастет и расход.

Четвертое — хаотичное включение вентилятора охлаждения. Т.е. двигатель работает вроде бы нормально, только иногда ни с того, ни с сего может включиться вентилятор. Это уже прямой признак неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости. Датчик может давать скачкообразные показания. Т.е. если реальная температура ОЖ повысилась на 1 градус, датчик может «сказать», что она повысилась на 4 градуса или же вообще не среагировать. Так вот, если температура включения вентилятора 101 градус, а реальная температура ОЖ 97 градусов (рабочая), то, перескочив на 4 градуса, датчик «скажет» ЭБУ, что температура уже 101 градус и пора включать вентилятор.

Хуже, если происходит наоборот — датчик иногда может занижать показания. Температура ОЖ может уже дойти до температуры кипения, а датчик будет «говорить», что температура в норме (к примеру, 95 градусов) и поэтому ЭБУ не будет включать вентилятор. Таким образом вентилятор может включится, когда двигатель уже закипел или же вообще не включиться.

Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Я не буду показывать таблици со значениями сопротивлений датчика на определенной температуре, так как считаю этот способ проверки не совсем точным. Самая простоя и быстрая проверка ДТОЖ — просто снять с него фишку. Двигатель перейдет в аварийный режим, включится вентилятор, топливная смесь будет приготавливаться на основе показаний других датчиков. Если при этом двигатель стал работать лучше, то однозначно нужно менять датчик.

Для следующей проверки датчика температуры ОЖ понадобится диагностическое оборудование. Первое — нужно проверить показания температуры на холодном двигателе (к примеру утром). Показания должны соответствовать температуре окружающей среды. Допускается небольшая погрешность в 3-4 градуса. И после запуска двигателя температура должна плавно подниматься, не перескакивая между показаниями. Т.е. если температура была 33 градуса, а потом резко стала 35 или 36 градусов, это говорит о неисправности датчика.

ДТОЖ видео

Источник

Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости

Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.

Принцип действия и функции прибора

Конструкция и принцип работы измерителя температуры мало изменились с момента его первого применения на авто. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний выросла. Прибор представляет собой термический переменный резистор, заключенный внутрь металлического корпуса с резьбовым наконечником. При нагреве термоэлемент снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (иначе – контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.

От работы температурного датчика зависят следующие функции:

  1. Традиционно от сигналов измерителя функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости.
  2. Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры (около 100 °С).
  3. Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе.
  4. Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.

Конструкцией современного авто может предусматриваться установка нескольких измерителей нагрева, отвечающих за определенные функции. Их расположение бывает разным:

  • на верхнем патрубке, ведущем от блока цилиндров к радиатору;
  • в корпусе термостата;
  • в головке цилиндров;
  • непосредственно в радиаторе.

Отличить термоэлементы от других типов датчиков несложно. Все приборы, встроенные в систему охлаждения двигателя и соединенные проводами с контроллером, предназначены для замеров температуры. Единственный момент: когда вы станете искать местонахождение температурного измерителя с целью проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. Когда на машине стоит несколько термических элементов, их функции обычно распределяются так:

  • измеритель, встроенный в патрубок, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
  • прибор, стоящий в радиаторе, обеспечивает включение охлаждающего вентилятора (или двух);
  • датчик в головке цилиндров отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.

На большинстве автомобилей низшей и средней ценовой категории применяется один температурный датчик, выполняющий все функции одновременно. Обычно он стоит на корпусе термостата либо на верхнем патрубке радиатора.

Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?

В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:

  • перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
  • охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
  • протечка антифриза из-под корпуса детали;
  • вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.

Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:

  1. Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
  2. Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
  3. Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.

Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.

Испытание на работоспособность

Самый эффективный способ проверки – это диагностика с помощью диагностического оборудования, в простонародье – «автосканер». Это наиболее точный способ для выявления любых неисправностей автомобиля, и здесь есть 2 варианта – ехать на сервис либо приобрести сканер для личных нужд. На данный момент второй вариант будет наиболее предпочтительным, т.к. за короткий промежуток времени сэкономит вам много денег. На рынке очень большое количество диагностических приборов на любой вкус и цвет.

Если ваш бюджет ограничен либо вы просто не хотите тратить больших сумм на приобретение устройства, то можем порекомендовать вам адаптер Корейского производителя Scan Tool Pro Black Edition.

Адаптер совместим с 99% авто, начиная с 1993 года выпуска, подключается по Bluetooth либо Wi-Fi к любому устройству на Android и iOS и Windows. Примечательным является тот момент, что, несмотря на свою невысокую стоимость в районе 2 – 2,5 тыс.руб. устройство видит не только двигатель, как большинство бюджетных адаптеров, но и другие узлы, и агрегаты автомобиля. Так же показывает работу всех имеющихся датчиков в вашем авто в режиме реального времени.

Если подобных устройств у вас нет, а ближайший сервис очень далеко, то есть и другой способ проверки, в домашних условиях.

Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:

  1. Дайте двигателю остыть до 40—50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
  2. Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
  3. Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
  4. Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.

Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.

Для проведения испытаний вам понадобится:

  • мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
  • небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
  • термометр со шкалой до 100 °С.

Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.

Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости под нагревом, прозвоните его контакты омметром. Может статься, что прибор перегорел либо в нем возникло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл и элемент надо менять, поскольку ремонту он не подлежит.

Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.

Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.

Источник

  • Ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости рено меган 2
  • Ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости приора что делать
  • Ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости приора на что влияет
  • Ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости пассат б6
  • Ошибка датчика температуры охлаждающей жидкости матиз