Президент всегда входит последним — таков протокол. За секунду до его появления откуда-то сверху, будто с небес, раздается исполненный государственного величия, очень похожий на левитановский голос: «Президент России…» Затем — имя, отчество и фамилия.
Всего пять слов. Но эти пять слов заставляют присутствующих прервать разговоры. Тому, кто сидел, велят подняться. Кто держал руки в карманах, повинуясь этому голосу, вытягивает их по швам. Все замирают, и в зале воцаряется напряженная тишина.
Голос принадлежит народному артисту России Евгению Хорошевцеву. Его должность называется так: диктор протокольных мероприятий президента Российской Федерации. В течение восьми лет баритональный бас возвещал появление первого лица с доведенной до автоматизма чеканностью: «Президент России Владимир Владимирович Путин!» Вот этот автоматизм, когда живой голос работает уже на подсознательном уровне, и сыграл с Хорошевцевым не сказать чтобы злую, но забавную шутку. Дело было нынешним летом на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Шла церемония вручения премий за большие заслуги в области энергетики. Дмитрий Медведев должен был выступить с небольшой речью. И в тот момент, когда он выходил на сцену, на весь зал прозвучало: «Президент России Вла… Дмитрий Анатольевич Медведев!» Раздались смешки. Не смог сдержать улыбки и сам президент…
Рефлекс
— Это попало и в телетрансляцию, и газеты потом написали… Над вашей оговоркой смеялась вся страна. Как же вы так?
— Рефлекс. Рефлексы Павлова никто не отменял.
— Вы не обиделись на прессу?
— Честно сказать, не совсем понимаю, почему этот казус доставил журналистам такую радость. Ну, чуть оговорился, с кем не бывает. Нет, все давай писать. «Комсомолка» написала: «Диктору больше не наливать!»
— А там наливали?
— Да, пиво «Балтика»… Но я-то тут при чем? Я вообще этим делом не увлекаюсь, тем более на работе, и все это знают. Вот так — напишут, а потом не отмоешься. Люди скажут: «О-о-о, ну все понятно…»
— Медведев на вас не обиделся?
— Надеюсь, что нет. Во всяком случае мне он ничего не сказал. Да ему и самому стало смешно. Там все хохотнули — и Миллер, и Матвиенко…
— А в администрации президента вам после не устроили «разбор полетов»?
— Нет. Только сказали: «Вот мы и дошутились».
— Дошутились?
— Ну да. В кулуарах Кремля со мной иногда так шутят: «Ты только не назови Медведева Владимиром Владимировичем». Я ж говорю, рефлекс. Очень трудно отвыкнуть. Я первые разы все время читал по бумажке, чтобы, не дай бог, не ошибиться. Хотя, казалось бы, ну что там запоминать — всего-то пять слов. Но вот видите, как подсознание срабатывает…
В Кремле вне штата
— Этот текст из пяти слов, который вы произносите, он кем-то утвержден?
— А как же!
— Почему «президент России», а не «президент Российской Федерации»?
— Если посмотреть в Конституцию, то мы увидим: «Российская Федерация — Россия». То есть можно и так, и так. Но когда встреча с военными, добавляют: «Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России…»
— Перед выходом президента где вы находитесь?
— В зале. Там же, где все.
— А где микрофон?
— Микрофон рядом со мной, на стоечке.
— Дверь, из которой должен выйти президент, плотно закрыта. Как же вы узнаете, что пора объявлять?
— Она закрыта неплотно. В ней оставлена щелочка. В эту щелочку я смотрю.
— Вы видите, что президент приближается к створу дверей, и в этот момент произносите свой текст?
— Нет, жду команды. Ведь мало ли что. Вдруг он у двери с кем-то задержится.
— А кто дает команду объявлять?
— Шеф протокола. Марина Валентиновна Ентальцева.
— Она — ваш непосредственный начальник?
— Да. Хотя в штате президентской администрации я не состою. Мне шестьдесят пять лет скоро исполнится. А состоять на госслужбе можно в возрасте не старше шестидесяти. Поэтому я работаю по договору.
— На каких условиях?
— Без комментариев.
— У вас имеется кремлевское удостоверение?
— Пока нет, но скоро будет. Обещали.
— Как же вы в Кремль проходите? Неужели всякий раз пропуск заказываете?
— У меня есть удостоверение Государственного Кремлевского дворца. По нему можно пройти на территорию Кремля.
— А дальше как? Вам ведь внутрь надо.
— Мне выдаются для этого специальные временные пропуска.
— И давно вы в роли диктора протокольных мероприятий?
— С первой инаугурации Путина. Позвонили, сказали: «Предлагаем вам провести инаугурацию».
— Речь шла о разовом мероприятии?
— О разовом. А сейчас — вручение орденов и медалей, вручение верительных грамот, подписание договоров с иностранцами… Плюс многие встречи, которые происходят на выездах. Словом, всюду, где нужно объявлять.
— Включая загранвизиты?
— Нет. Там у них свой протокол. Еще бывают торжественные обеды или ужины, которые устраивает президент России по случаю официальных визитов глав разных стран в Москву. И нужно объявить всех приглашенных официальных лиц двух стран, кто подходит к двум президентам — нашему и, допустим, германскому. Объявляешь: «Председатель правления Открытого акционерного общества «Газпром» Алексей Борисович Миллер». Или: «Заместитель председателя правительства — министр финансов России Алексей Леонидович Кудрин». Там целый список. Читаешь, пока они идут, здороваются… Вот такая работа.
— Она накладывает на вас какие-то ограничения?
— Никаких. Абсолютно.
— Когда вы требуетесь, вас вызывают?
— Именно так.
— Вы не можете, не спросив разрешения, отлучиться из Москвы, куда-то уехать по своим делам?
— Я могу уехать, если на ближайшее время никаких протокольных мероприятий не запланировано.
— А вдруг что-нибудь экстренное?
— На экстренный случай есть мой коллега Евгений Кочергин. Он когда-то работал диктором на ЦТ, вел программу «Время». Если что — он меня выручает. Мы договорились с ним об этом.
«Я президенту вопросов не задаю»
— Вы лично знакомы с Путиным и Медведевым?
— Конечно. С Медведевым я познакомился еще тогда, когда он был заместителем главы администрации.
— А беседовать с тем и другим вам приходилось?
— Беседовать — нет. Я президенту вопросов не задаю, в разговор, если не просят, не вступаю. Мы здороваемся — и все.
— Когда вы объявляете выход главы государства, вам позволено интонационно варьировать текст или тут тоже жесткий стандарт?
— В выборе интонации я абсолютно свободен. Если встреча с военными, я говорю очень твердо, отрывисто: «Президент России… Верховный главнокомандующий… Дмитрий… Анатольевич… Медведев!» Но на официальном обеде, где все сидят, я то же самое скажу мягче. Или, допустим, президент встречается с молодежью…
— Тут надо теплее?
— Конечно, теплее. Чего пугать-то?
Говорит и показывает Красная площадь
— А как вас нашли? Откуда в Кремле узнали, что вы обладаете таким голосом?
— Мой голос давно на слуху. С 68-го года я вел праздничные демонстрации 1 Мая и 7 Ноября. «Да здравствует 1 Мая!»… и так далее. Я работал в паре с Юрием Борисовичем Левитаном. Читали лозунги и призывы ЦК КПСС… Мы это все раскладывали на два голоса.
— Ну, хорошо, а Левитан-то как узнал о ваших способностях?
— Очень просто. Когда по радио шли репортажи с Красной площади о демонстрации трудящихся, ЮрБор (так ласково все дикторы называли Левитана) с Ольгой Сергеевной Высоцкой комментировали происходящее на площади из студии в ГУМе. Но в это же время для демонстрантов шла фонограмма с маршами и песнями, где они на маршах читали призывы и лозунги. Я записывал их голоса, а потом мы подкладывали музыку. В общем, я делал музыкально-текстовое оформление. Запись проходила в Доме звукозаписи на улице Качалова. И вот однажды я позволил себе сделать замечание: «Юрий Борисович, мне кажется, в этом месте вы напрасно паузу сделали. Это ведь одна мысль, а вы ее чуть-чуть разорвали, давайте попробуем соединить». Он говорит: «Ты меня все учишь, учишь. Иди-ка, прочитай сам, а я тебя послушаю». Я согласился. Подошел к микрофону, стал читать. Прочитал блок, в котором было три лозунга. Он зовет меня и говорит: «Запомни, с этого времени и по день моей смерти на Красной площади я буду читать только с тобой, больше ни с кем». И он ни разу не отказался от этих своих слов. Ни разу!
— Но он же не мог доверить вам микрофон. Кому вещать на Красной площади — это, сами понимаете, было не его дело.
— Разумеется. Я сразу сказал: «Вы шутите, Юрий Борисович? Дикторов, ведущих демонстрации, МГК партии утверждает». Он говорит: «За это не волнуйся». И устроил мне прослушивание. Собрались большие партийные начальники, ответственные за это дело, и Левитан сказал: «Вот есть актер с хорошим голосом, давайте его послушаем, может быть, он нам подойдет». Они послушали и сказали: «А что, голос молодой, звонкий… Давайте в пару к вам». И утвердили. С тех пор мы с ним вместе и работали. До самой его смерти. Он умер в 1983 году, 4 августа. Накануне, в последних числах июля, мы с ним встречались, записывали сводки Совинформбюро для музея в Германии. Кое-что не успели записать, договорились встретиться после отпуска и завершить работу. Я уехал на юг, первые дни не смотрел телевизор, не читал газет. И вот утречком лежу на пляже, вдруг откуда-то порывом ветра газетный лист срывается и падает мне на лицо. Я гляжу — в черной рамочке: «Юрий Левитан». Некролог. Меня как подбросило. Я стал звонить в Москву — Наташе, дочери его. Она говорит: «Женя, уже поздно. Только что похоронили. Ты уж не собирайся, отдыхай. Приедешь — вместе сходим на кладбище». А ровно через год мне звонят из Белгорода: «Евгений Александрович, мы знаем, что вы с Юрием Борисовичем вместе работали. У нас на днях годовщина первого салюта. Намечаются торжественные мероприятия. Очень хотелось бы, чтобы вы их вели. Мы вам заплатим, приезжайте». И вот еду в СВ вместе с первым секретарем белгородского обкома. И он мне говорит: «А вы знаете, Женя, что в этот же день здесь, в Белгороде, Юрий Борисович умер?» Я не суеверный человек, но тут мне стало плохо с сердцем. Эти же дни, этот же город… Думаю: все, хана… Секретарь обкома всполошился: «Только не умирайте, Евгений Александрович, я вас умоляю… я уже вызвал «скорую»… Ну, приехала «скорая». Откачали меня… Вот такие бывают совпадения. Лучше, конечно, не обращать на них внимания, ни к чему хорошему это не ведет.
Правильное дыхание
— У вас актерское образование?
— Да. Я увлекся театром, когда мне девять лет было. Начинал в ДК имени Зуева. Там была молодежная театральная студия. Руководил ею Владимир Владимирович Книппер, племянник Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. И он решил при студии создать детский сатирический театр «Еж». Стал набирать ребят из соседних школ, а я жил на Лесной улице, рядышком. Меня взяли, и я играл там все главные роли. А когда мне исполнилось шестнадцать лет, Книппер привел меня к Наталье Ильиничне Сац. Она только что вернулась из горьковской ссылки и была художественным руководителем детского отдела Всероссийского гастрольно-концертного объединения, переименованного позже в Москонцерт. Привел и говорит: «Наталья Ильинична, я очень хочу, чтобы вы послушали этого мальчика». Она командует: «Мальчик, читай!» Я прочитал. Она говорит: «Я беру его». И взяла меня в детский отдел. В моей трудовой книжке так и записано: «Артист детского отдела». То есть даже образования не было, а уже артист.
— Актерское образование вы все-таки получили или нет?
— Получил. Там же, у Натальи Ильиничны Сац. Она захотела создать Детский музыкальный театр — тот самый, впоследствии знаменитый. И ей нужны были молодые кадры. Так появилась студия, где мы занимались актерским мастерством, сценической речью, вокалом… У нас были также классический танец, характерный танец, фортепьяно… В этой студии мне поставили правильное дыхание и поставили голос. А высшее образование у меня — режиссерское. Я окончил ГИТИС. На курсе со мной учились Женя Петросян, Гена Белов, Вадик Мулерман, а на параллельном — Алла Борисовна. Всю жизнь я работал на радио. Мне выпало счастье делать радиопостановки с Анатолием Эфросом, Саввой Кулишом, Станиславом Любшиным, Анатолием Васильевым, Алексеем Баталовым… Когда упразднили Всесоюзное радио, я оказался на «Радио-1», был там генеральным директором.
— Актерская карьера не сложилась?
— Да как сказать… Чуть-чуть снимался в кино. На телевидении тоже были какие-то роли. Три года играл Архивариуса в телепрограмме «Старая квартира». Недавно в двух фильмах отснялся, они, наверное, скоро выйдут на экран.
«Я и сейчас заикаюсь»
— Это правда, что вы в детстве заикались?
— А я и сейчас заикаюсь. Немножко. Никуда это не делось. Но научился говорить плавно, не торопясь. Когда же начинаю волноваться, не могу ни слова произнести. Я знаю, на какие буквы у меня иной раз случается запинка. На «с», на «п», еще на некоторые… Поэтому приходится постоянно себя контролировать. Появились какие-то свои приспособления. Например, я всегда делаю паузу перед трудным для меня словом. Попробуй в прямом эфире «забуксовать» — и привет, тебя уже больше не позовут, никакой текст читать не доверят. Правда, в театрах есть артисты, которые заикаются, но когда входишь в образ, странное дело, заикание куда-то пропадает. По себе знаю.
— Голосу Левитана внимала вся страна. И не было в ней человека, не знавшего, кому этот голос принадлежит. Этот голос имел имя и фамилию. А ваш? Услышав его, многие ли могут воскликнуть: «О, да это же Евгений Хорошевцев!»?
— Мой голос наверняка известен многим, а вот имя — едва ли. У меня все же не тот успех, какой был у Левитана. Пока не тот. Так что есть к чему стремиться.
Встреча с Брежневым на Мавзолее
Дело было в конце 1970-х. Евгений Хорошевцев и Юрий Левитан вели репортаж с праздничной демонстрации на Красной площади. Когда она закончилась, к ним с верхней трибуны Мавзолея спустился Брежнев. Увидел Левитана, поздоровался и говорит: «Сегодня так хорошо все прошло, что я даже не выдержал, прослезился». Повернулся к Хорошевцеву: «Здравствуйте, Женя!» Тот ответил: «Здравствуйте, Леонид Осипович!» Возникла пауза. «Я вижу, — вспоминает Хорошевцев, — как первый секретарь Московского горкома Виктор Васильевич Гришин машет мне кулаком. Ну все, думаю, моя карьера на этом закончилась. Страшная была пауза. Наконец Брежнев нашел что ответить: «Но, вы-то, Женя, должны знать, что Леонид Осипович — это Утесов, а я — Леонид Ильич». Тут уже все рассмеялись, и это меня спасло. Мне потом Левитан говорит: «Ну ты что, с ума сошел?» Я говорю: «Сам не знаю, Юрий Борисович, как это вырвалось»… Вот такие были времена».
На официальных церемониях в Кремле Евгений Хорошевцев произносит всего пять слов. Зато каких! / Фото: «Вечерняя Москва»
Его должность — диктор протокольных мероприятий президента Российской Федерации. Баритональный бас, исполненный государственного величия, произносит всего пять слов: «Президент России Владимир Владимирович Путин!» И все замирают, обратив взоры туда, откуда через несколько секунд выйдет глава государства.
— Скажите, почему «президент России», а не «президент Российской Федерации»? Если это протокольное мероприятие, то должность Путина, вероятно, должна прозвучать так, как она называется официально.
— Дело в том, что в Конституции написано: «Российская Федерация (Россия)».
Стало быть, нет никакого противоречия между конституционным названием нашей страны и тем, как я ее именую, объявляя выход президента. Ведь если до конца следовать официальным регалиям, то надо объявлять: «Президент Российской Федерации, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России…»
— Однажды, когда президентом был сменивший Путина Медведев, с вами произошел казус, который многим запомнился. В тот момент, когда Дмитрий Анатольевич выходил к трибуне, чтобы выступить с речью, на весь зал прозвучало: «Президент России Вла… Дмитрий Анатольевич Медведев!» Как вы могли так оговориться?
— Рефлекс. Четыре года подряд произносить одно имя и вдруг переключиться на другое…
— «Комсомольская правда» тогда вышла с заголовком «Диктору больше не наливать!» А Дмитрий Медведев не обиделся?
— Нет. У него с чувством юмора все в порядке. Когда я на «Авторадио» работал, там произошел потрясающий случай. Сидит диктор, через минуту ему выходить в прямой эфир. Я ему говорю: «Сейчас пойдет песня Бернеса «Шаланды, полные кефали». Только ты, упаси тебя бог, не скажи «фекалий». Он включает микрофон и говорит: «Марк Бернес поет песню «Шаланды, полные фекалий».
Идет песня. Пока она звучит, я ему говорю: «Когда закончится, скажи: «Марк Бернес исполнил песню…» И назови ее правильно. Песня кончается, он говорит: «В исполнении Марка Бернеса прозвучала песня…» — и повторяется то же самое.
— Вы объявляете выход не только российских официальных лиц, но и иностранных гостей. А у них бывают такие имена, что язык сломать можно. Как вы не ошибаетесь? Я накануне репетирую.
— Помню, мне предстояло объявить: «Посол Гватемалы в России Артуро Ромео Дуарте Ортис». Я думал, что никогда в жизни не выговорю это.
— Многие говорят, что ваш голос похож на голос Юрия Левитана.
— Мне лестно это слышать. Я ведь был знаком с Юрием Борисовичем.
Однажды мы вместе с ним вели репортаж с праздничной демонстрации на Красной площади. Когда она закончилась, к нам с верхней трибуны мавзолея спустился Брежнев. Увидел Левитана, поздоровался и говорит: «Сегодня так хорошо все прошло, что я даже не выдержал, прослезился».
Повернулся ко мне: «Здравствуйте, Женя!» Я ответил: «Здравствуйте, Леонид Осипович!» Возникла пауза.
Я вижу, как первый секретарь Московского горкома Виктор Васильевич Гришин машет мне кулаком. Ну все, думаю, моя карьера закончилась. Страшная была пауза. Наконец Брежнев нашел, что ответить: «Вы, Женя, должны знать, что Леонид Осипович — это Утесов, а я — Леонид Ильич». Тут все рассмеялись, и это меня спасло. Мне потом Левитан говорит: «Ты что, с ума сошел?» Я говорю: «Сам не знаю, как это вырвалось».
Вот такие были времена.
ДОСЬЕ
Хорошевцев Евгений Александрович — актер, телеведущий, диктор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990). Народный артист РФ (2001). С 2000 года по настоящее время работает диктором протокольных мероприятий президента России. В 2010 году был награжден орденом Почета.
Кремлевский диктор Евгений Хорошевцев объявляет президента России Владимира Путина на всех крупных и значимых мероприятиях: от инаугурации до переговоров с зарубежными партнерами. В интервью РИА Новости он рассказал о том, как на оговорки реагирует Путин, где диктор нашел себе преемника и почему телеведущий Андрей Малахов не смог бы работать в Кремле.
— Евгений Александрович, вы уже не первый год ведете фестиваль «Спасская башня», у вас наверняка появились свои любимцы. Какие коллективы нравятся вам больше остальных? Почему?
— Оркестр из Казахстана во время своего первого выступления на фестивале «Спасская башня» поразил всех нас. Это блеск. Еще мне понравилось первое выступление коллектива Top Secret DrumCorps (Швейцария). Но у российского оркестра нет равных, это любимцы публики, мои тоже. Все их выступления проходят на ура. Россия самая музыкальная страна. Я ничего лучше Дунаевского пока не слышал, если не брать в расчет серьезные классические произведения. Наши русские вальсы и марши лучшие.
— Как вы готовитесь к этому мероприятию, как подготавливаете голос? Делаете специальные упражнения, какие? Может быть, на это время приходится отказаться от каких-то продуктов, наоборот, что-то ввести в свой рацион?
— Я делаю упражнения, которые мне показывал Юрий Борисович Левитан, распеваюсь, делаю артикуляционную гимнастику, чтобы голос был разогрет. Вообще самая лучшая постановка голоса у тех, кто занимается академическим вокалом, от этого и правильная постановка голосовых позиций. И никаких ограничений у меня нет, и ем все, что люблю.
— Кто из известных во всем мире дикторов являлся для вас примером и авторитетом, если не брать в расчет Левитана, с которым вы работали?
— Это, конечно, Ольга Сергеевна Высоцкая. Она была ласточка, и знала все досконально.
— Есть ли сейчас вообще такая профессия как диктор? В чем проблема современных специалистов, на ваш взгляд? Дружат ли они с русским языком?
— Знание русского языка сегодня является проблемой, а эти знания нужны обязательно. Есть словарь Розенталя для дикторов телевидения и радио. Все, что там написано, актуально и на сегодняшний день. «Кофе» не оно, а он. Нужно говорить не «за закрытыми дверями», а «за закрытыми дверьми». Нужно правильно произносить фамилии, подходить к человеку и спрашивать, как произносится его имя. К сожалению, сейчас этим вопросам уделяют мало внимания. Я всегда читаю текст до начала мероприятия. Если вижу что-то не то, то вычеркиваю. Но главная проблема — низкая грамотность. Недавно мне написали в сценарии слово «дережер».
— Вы долгие годы работаете в Кремле на всех значимых, крупных и важных мероприятиях. Давно вас не видели, продолжаете работать?
— Я работаю, но мне дают отдохнуть, у меня есть сменщик. Но скоро проведу одно крупное мероприятие с участием президента страны.
— Тема преемника в этом году особенно актуальна. И вы в начале года говорили, что выбираете. Нашли? Где вы присматриваетесь к кандидатам: слушаете радио, смотрите телевизор, на актерских факультетах?
— Нашел. Он ходит ко мне заниматься. Этот мальчик написал письмо Путину, в котором сообщил, что хочет вести военный парад. Это письмо дошло до меня с припиской: «посмотрите». Вот сейчас учу его, занимаюсь, но к мероприятиям с участием президента Путина он пока еще не готов.
— Последний месяц все бурно обсуждали переход Андрея Малахова с Первого канала на «Россию 1», отмечая его качества как ведущего. Как считаете, Малахов бы справился с вашей работой в Кремле?
— Нет, никогда. Такой голос не подходит абсолютно. Тут нужно держать определенную грань, не выходить за нее.
— За время вашей работы в Кремле случались различные казусы. Есть ли такая ошибка, которая вам запомнилась, за которую стыдно, или на которую обратило внимание руководство страны?
— Были такие ошибки. Во время награждения я произнес «Орден Дружбы народов», такая награда была в советское время, а сейчас — «Орден дружбы». Путин сказал мне, я ему пообещал, что такое больше не повторится. И еще я один раз вместо «Орден Почета» произнес «Орден Знак Почета». Тоже получил замечание от президента. За это, конечно, стыдно.
— Пресса ловко подмечает ваши неудачи, например, когда вы объявляли министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева. Что произошло? Почему вы не смогли произнести его имя, и в итоге пришлось извиниться в присутствии Путина и его зарубежного коллеги? Это было волнение? А сам Колокольцев или Путин что-то сказали вам после этого инцидента?
— Я объясню, что случилось. Дикторы всегда читают чуть вперед, глазами смотрят на текст, который идет дальше. После фамилии министра внутренних дел России нужно было произнести имя его коллеги из Узбекистана, и я на нем зациклился, да так, что не смог произнести фамилию Владимира Колокольцева. Я потом подошел к нему и спросил, не обиделся ли он на меня. Он сказал, что все понимает и что он очень удивился, как точно я произнес имя его коллеги из Узбекистана. То же самое было и с Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Петербурге, когда он стал президентом. Тогда только ленивый ко мне не подошел и не сказал, только не ошибись, не скажи Владимир Владимирович. И накрутили. Диктору нельзя под руку говорить. Он мне ничего не сказал, все посмеялись. Может быть, поняли, что это пророчество.
— Президент России, министры проводят переговоры с иностранными гостями. На ваш взгляд, имена представителей каких стран являются самыми сложными для произношения?
— Монгольские. Это длинные имена, много согласных. Они тяжелы для произношения.
— Если говорить о президенте Путине, вы давали ему советы профессиональные? С ним работали специалисты, учили, как правильно говорить?
— Лично я долгое время просил его референтов на слове «обеспечение» ставить ударение на третий слог. Президент сейчас говорит правильно. И недавно он уже сам поправил кого-то из журналистов, который сделал в слове неправильное ударение. Но лично не давал никогда советов Путину, и никогда не слышал, чтобы кто-то с ним занимался. Он сам понимает, что президент страны должен говорить правильно, на правильном русском языке. Вообще можно с ума сойти при его объеме выступлений, он держит все цифры в голове, анализирует.
— Ваш голос узнаваем и хорошо известен. А часто в компаниях вас просят что-то сказать своим фирменным голосом?
— Я стараюсь этого не делать. А просят о таком только нахалы.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 июня. Казус произошел сегодня на XII Петербургском международном экономическом форуме во время торжественной церемонии вручения Международной энергетической премии «Глобальная энергия-2008». Об этом передает корреспондент ИА «Росбалт-Петербург».
Когда участники и гости церемонии расселись в зале, повисла достаточно длительная пауза и, наконец, из-за кулис появился президент России Дмитрий Медведев. Однако диктор, объявляя появление Медведева, явно ошибся: «Президент Российской Федерации Владимир…», — сказал диктор, и поняв свою ошибку, быстро исправился.
Зал отреагировал дружным хохотом.
На официальных церемониях в Кремле Евгений Хорошевцев произносит всего пять слов. Зато каких! / Фото: «Вечерняя Москва»
Его должность — диктор протокольных мероприятий президента Российской Федерации. Баритональный бас, исполненный государственного величия, произносит всего пять слов: «Президент России Владимир Владимирович Путин!» И все замирают, обратив взоры туда, откуда через несколько секунд выйдет глава государства.
— Скажите, почему «президент России», а не «президент Российской Федерации»? Если это протокольное мероприятие, то должность Путина, вероятно, должна прозвучать так, как она называется официально.
— Дело в том, что в Конституции написано: «Российская Федерация (Россия)».
Стало быть, нет никакого противоречия между конституционным названием нашей страны и тем, как я ее именую, объявляя выход президента. Ведь если до конца следовать официальным регалиям, то надо объявлять: «Президент Российской Федерации, Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России…»
— Однажды, когда президентом был сменивший Путина Медведев, с вами произошел казус, который многим запомнился. В тот момент, когда Дмитрий Анатольевич выходил к трибуне, чтобы выступить с речью, на весь зал прозвучало: «Президент России Вла… Дмитрий Анатольевич Медведев!» Как вы могли так оговориться?
— Рефлекс. Четыре года подряд произносить одно имя и вдруг переключиться на другое…
— «Комсомольская правда» тогда вышла с заголовком «Диктору больше не наливать!» А Дмитрий Медведев не обиделся?
— Нет. У него с чувством юмора все в порядке. Когда я на «Авторадио» работал, там произошел потрясающий случай. Сидит диктор, через минуту ему выходить в прямой эфир. Я ему говорю: «Сейчас пойдет песня Бернеса «Шаланды, полные кефали». Только ты, упаси тебя бог, не скажи «фекалий». Он включает микрофон и говорит: «Марк Бернес поет песню «Шаланды, полные фекалий».
Идет песня. Пока она звучит, я ему говорю: «Когда закончится, скажи: «Марк Бернес исполнил песню…» И назови ее правильно. Песня кончается, он говорит: «В исполнении Марка Бернеса прозвучала песня…» — и повторяется то же самое.
— Вы объявляете выход не только российских официальных лиц, но и иностранных гостей. А у них бывают такие имена, что язык сломать можно. Как вы не ошибаетесь? Я накануне репетирую.
— Помню, мне предстояло объявить: «Посол Гватемалы в России Артуро Ромео Дуарте Ортис». Я думал, что никогда в жизни не выговорю это.
— Многие говорят, что ваш голос похож на голос Юрия Левитана.
— Мне лестно это слышать. Я ведь был знаком с Юрием Борисовичем.
Однажды мы вместе с ним вели репортаж с праздничной демонстрации на Красной площади. Когда она закончилась, к нам с верхней трибуны мавзолея спустился Брежнев. Увидел Левитана, поздоровался и говорит: «Сегодня так хорошо все прошло, что я даже не выдержал, прослезился».
Повернулся ко мне: «Здравствуйте, Женя!» Я ответил: «Здравствуйте, Леонид Осипович!» Возникла пауза.
Я вижу, как первый секретарь Московского горкома Виктор Васильевич Гришин машет мне кулаком. Ну все, думаю, моя карьера закончилась. Страшная была пауза. Наконец Брежнев нашел, что ответить: «Вы, Женя, должны знать, что Леонид Осипович — это Утесов, а я — Леонид Ильич». Тут все рассмеялись, и это меня спасло. Мне потом Левитан говорит: «Ты что, с ума сошел?» Я говорю: «Сам не знаю, как это вырвалось».
Вот такие были времена.
ДОСЬЕ
Хорошевцев Евгений Александрович — актер, телеведущий, диктор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990). Народный артист РФ (2001). С 2000 года по настоящее время работает диктором протокольных мероприятий президента России. В 2010 году был награжден орденом Почета.
16.06.2008, 14:30
Диктор перепутал Путина с Медведевым
ФОТО:
Казус произошел на прошлой неделе на XII Петербургском международном экономическом форуме во время торжественной церемонии вручения Международной энергетической премии «Глобальная энергия-2008».
Когда участники и гости церемонии расселись в зале, повисла достаточно длительная пауза и, наконец, из-за кулис появился президент России Дмитрий Медведев. Однако диктор, объявляя появление Медведева, явно ошибся: «Президент Российской Федерации Владимир… — сказал диктор, и поняв свою ошибку, быстро исправился: — Дмитрий Анатольевич Медведев!»
Зал отреагировал дружным хохотом, президент Медведев тоже засмеялся.
Диктор Кремля рассказал, почему назвал Медведева Владимиром Владимировичем
Диктор протокольных мероприятий Кремля Евгений Хорошевцев рассказал, почему в 2008 году назвал премьер-министра России Дмитрия Медведева Владимиром Владимировичем.
«То же самое было и с Дмитрием Анатольевичем Медведевым в Петербурге, когда он стал президентом. Тогда только ленивый ко мне не подошёл и не сказал: «Только не ошибись, не скажи «Владимир Владимирович». И накрутили. Диктору нельзя под руку говорить», — приводит слова диктора РИА Новости.
Он отметил, что Медведев ничего ему не сказал и все посмеялись.
Ранее Хорошевцев рассказал, что готовит своего преемника.
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»
Подписывайтесь на наш канал в Дзен