Ошибка электронной дроссельной заслонки

Электронная дроссельная заслонка, принципы работы и диагностики

Привет всем.

Прошлый раз мы говорили о диагностике электронной педали газа (ЭПГ), сегодня поговорим о диагностике электронной дроссельной заслонки с электрическим приводом.

Данная дроссельная заслонка также как и датчик положение педали акселератора представляет собой сдвоенный потенциометр. Существуют разные варианты её исполнения, как и у ЭПГ, при этом методы диагностики одинаковые для всех типов подобных датчиков.

Рассмотрим электросхему дроссельной заслонки.

Электросхема блока дроссельной заслонки с электрическим приводом

Блок дроссельной заслонки чаще всего имеет 6 контактов. Два контакта (масса и напряжение) идут на двигатель, который открывает и закрывает дроссельную заслонку. В зависимости от напряжения подаваемого с электронного блока управления (ЭБУ) двигателя, мотор дроссельной заслонки открывает её на требуемый в зависимости от ситуации угол (холостой ход, ускорение, глушение двигателя и т.п.).

Другие 4 контакта это масса и 5V, которые подаются на два потенциометра (переменных резисторов) дроссельной заслонки и выводы с этих потенциометров, по сигналам которых ЭБУ `понимает` на какой угол в данный момент открыта дроссельная заслонка.

Здесь принцип такой же как и в электронной педали акселератора. Сигналы дублируются с двух потенциометров для надежности и перепроверки насколько повернулась дроссельная заслонка.

Однако, в отличие от педали, питание приходит одно сразу на 2 датчика, масса тоже одна, и 2 сигнала с переменных резисторов TPS1, TPS2. При этом существуют дроссельные заслонки с 8 контактами. В этом случае у каждого потенциометра свои независимые 5 вольт и своя масса.

Как же проверить дроссельную заслонку с электронным приводом?

Здесь существует проверочное правило для блока управления: напряжение с 1 датчика + напряжение со второго датчика в сумме составляет около 5 вольт.

Формула проверки электронной дроссельной заслонки: V tps1 + V tps2 ≈ 5V

На графике осциллограммы можно увидеть, что при росте Vtps1 — Vtps2 уменьшается. Примерно на 45° угла наклона напряжение с каждого датчика приблизительно равны. Данный принцип работы позволяет электронному блоку управления двигателя надежно оценить исправность работы блока электронной дроссельной заслонки. Таким образом при проверке работоспособности дросселя в фактических параметрах мы можем посмотреть, как себя ведут датчики по напряжениям первого и второго потенциометров и по проценту открытия. При угле 45° напряжение должно совпадать.

График работы электронной дроссельной заслонки зависимость напряжения от угла открытия

Если смотреть по времени открытия и закрытия дроссельной заслонки то напряжение на первом потенциометре должно быть обратно пропорциональным на втором, при достижении 45° графики должны пересекаться, таким образом получается такая осциллограмма открытия — закрытия дросселя.

График работы электронной дроссельной заслонки зависимость напряжения от времени

При ошибке на дроссельную заслонку, нужно:

► Считать код неисправности и расшифровать его. Подробнее об алгоритмах диагностики писалось здесь. Действовать согласно инструкциям по расшифровке кода неисправности.

► проверить сигналы приходящие на неё (убедиться в целостности проводов, контактов, наличии массы для проверки можно подкинуть свою);

► убедиться в целостности механической части, проверить шестеренки на износ. При необходимости заменить. Существуют готовые ремкомплекты или можно напечатать на 3D принтере;

► Подсоединить осциллограф и убедиться в правильности графиков указанных выше;

► При неверных данных возможен износ резистивного слоя одной из дорожек переменного потенциометра (можно попробовать восстановить дорожку с помощью простого карандаша);

► Заменить неисправный дроссельный узел, если проводка исправна и показания осциллограммы не соответствует приложенным выше данным.

► Если с проводкой и дроссельным узлом всё хорошо, то везти на диагностику электронный блок управления двигателем. Сразу бросаться его менять не стоит, т.к. их успешно восстанавливают за относительно небольшие деньги по сравнению с новым или даже бушным блоком.

На этом всё, до новых встреч!

На чтение 7 мин Просмотров 10.9к. Опубликовано 23.10.2020
Обновлено 30.01.2022

Вплоть до конца 1980-х годов у большинства автомобилей было довольно простое управление дроссельной заслонкой. Вы нажали на педаль акселератора, дроссельная заслонка открылась, воздух поступил в двигатель, где он смешался с бензином и сгорел.

Педаль газа с тросиком

Педаль газа с тросиком

Сгорающий газ приводил в движение колеса автомобиля. Если вы хотели ехать быстрее, всё, что вам нужно было сделать, это нажать педаль сильнее — дроссельная заслонка открывалась шире, давая автомобилю больше мощности.

Но электронное управление дроссельной заслонкой, которое называют электронная педаль газа, использует электрические, а не механические сигналы управления.

электронная педаль газа в салоне автомобиля

Электронная педаль газа

Давайте разберёмся, для чего это сделали. Из каких элементов состоит электронный дроссель (ЭД), как он работает, какие у него есть преимущества, какие бывают признаки неисправности.

Из чего состоит электронное управление дросселем?

Когда вы нажимаете педаль газа, вместо открытия дроссельной заслонки задействуется модуль педали акселератора, который преобразует силу, с которой вы нажимаете на педаль, в электрический сигнал.

Затем этот сигнал отправляется в электронный блок управления (ЭБУ), который учитывает его, а также внешние сигналы, чтобы открыть дроссельную заслонку для оптимальной эффективности и производительности.

Схема работы электронного управления дросселем

Это сложная система, но она дает много преимуществ с точки зрения износа двигателя, производительности, эффективности и экологии. Однако, как и любая сложная система, она несовершенна, и у водителей много вопросов по ней.

Типичная электронная система управления дроссельной заслонкой обычно состоит из трёх основных частей:

  1. модуль педали акселератора;
  2. привод (электрический моторчик) заслонки;
  3. блок управления двигателем.

электронная дроссельная заслонка и рядом моторчик

При использовании электронной педали акселератора пропадает необходимость в регуляторе холостого хода (РХХ). Теперь обороты ХХ устанавливаются поворотом заслонки тем же моторчиком.

Блок управления двигателем выбирает правильное программное обеспечение на основе информации от датчиков положения педали акселератора, оборотов двигателя, датчика скорости и переключателей круиз-контроля.

датчик положения педали акселератора

Датчик положения педали акселератора

Как работает электронное управление дроссельной заслонкой

По сравнению с тросиковым дросселем в Е-газ добавили две детали:

  1. моторчик вращения заслонки;
  2. второй (контрольный) датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ №2).

ДПДЗ №2 работает в «противофазе» с первым — его сигнал увеличивается или уменьшается на ту же величину, что сигнал с основного ДПДЗ №1.

изменение сопротивления датчиков положения дроссельной заслонки

Электронные дроссельные заслонки могут отличаться процентом открытия в обесточенном состоянии и типом ДПДЗ.

  • Полностью закрытые в обесточенном состоянии — одна пружина на полное закрытие.
  • Приоткрытые на 5-7% — две пружины, точка равновесия в зоне приоткрытия. Это позволяет двигателю работать на малых оборотах в случае
    полного выхода из строя электроники дросселя. Такие заслонки являются более современными, чем полностью закрытые, с которыми, в случае поломки, двигатель не будет работать совсем.
  • С контактными ДПДЗ — внутри ползунковые переменные резисторы.
  • С бесконтактными ДПДЗ — внутри нет трущихся подвижных контактов, сигнал на выходе формируется электроникой.

разобранная дроссельная заслонка

Принцип работы Е-газа:

  1. Водитель нажимает на педаль акселератора. Степень нажатия через датчики переводится в электрический сигнал и по проводам передаётся в ЭБУ.
  2. ЭБУ управляет закрытием/открытием заслонки ШИМ-питанием через моторчик. Меняется как скважность ШИМа, так и полярность.
  3. По сигналам с ДПДЗ анализируется положение заслонки и меняется управляющий сигнал при необходимости.
  4. Контролируются ошибки в работе дроссельной заслонки.

Преимущества электронного управления дроссельной заслонкой

Электронные системы управления дроссельной заслонкой могут показаться немного бессмысленными. В конце концов, если механическая система работает, зачем её усложнять?

Надежность

Механические дроссельные системы, поскольку они состоят из множества движущихся частей, подвержены значительному износу. В течение срока службы автомобиля различные компоненты могут изнашиваться.

Электронная система управления дроссельной заслонкой имеет сравнительно немного движущихся частей — она ​​посылает сигналы с помощью электрического импульса, а не движущихся частей. Это снижает износ и объём технического обслуживания.

Безопасность

Е-газ добавляет ряд преимуществ безопасности по сравнению с механическими системами. При механическом управлении степень открытия или закрытия дроссельной заслонки зависит только от действий водителя.

Благодаря ЭД блок управления не только считывает данные, поступающие от ноги водителя, нажимающей на педаль газа, но также проверяет сигналы, поступающие от пробуксовывающих колес, системы рулевого управления и тормозов, помогая исправить ошибку водителя и удержать машину под контролем.

Другими словами, E-GAS может учесть несколько факторов, которые влияют на скорость и управление автомобиля, а не только ногу на педали.

Электронное управление дроссельной заслонкой позволяет интегрировать передовые функций безопасности водителя, такие как адаптивный круиз-контроль, системы блокировки тормозов и электронный контроль устойчивости, делая автомобиль более безопасным в сложных погодных условиях (дождь, снег, гололед и др.).

Кроме того, электронный дроссель реагирует быстрее, чем водитель в ситуации, когда шины не обладают достаточным сцеплением с дорогой, обеспечивая вам безопасность и удерживая машину на дороге.

Экологичность и экономичность

Управление дроссельной заслонкой через ЭБУ позволяет снизить вредные выбросы в атмосферу и повысить экономичность автомобиля. Это достигается благодаря тому, что блок управления учитывает не только нажатие на педаль, но и данные от многих датчиков: скорости, кислорода, температуры и др.

Симптомы неисправности электронного дросселя

Как и любая другая деталь автомобиля, система управления дроссельной заслонкой также может подвергаться повреждениям и износу. Есть признаки и симптомы, на которые следует обращать внимание, чтобы защитить автомобиль от дальнейших повреждений.

разобранный эд

  1. У машины могут быть рывки и провалы при ускорении, она может дергаться при разгоне. Возможны пропуски зажигания. Если вы заметили какие-либо из этих симптомов или резкое переключение передач, то возможно есть проблема с электронным дросселем.
  2. Неисправности электронного управления дроссельной заслонкой могут вызывать проблемы при переключении передач. Это может быть ощущение залипания или медленное переключение между передачами. Возможна проблема с выходом из определенной передачи, как будто она застряла.
  3. Ещё одним признаком неисправности ЭД являются проблемы с отображением силовых характеристик. Это означает, что автомобиль будет отображать неправильные данные или данные, которые невозможны в текущей ситуации.
  4. Двигатель может глохнуть без какой-либо видимой причины. Это может быть признаком серьезной проблемы и даже привести к повреждению двигателя, поэтому эту проблему необходимо устранить как можно скорее.
  5. Дополнительным признаком, который может указывать на необходимость проверки Е-газ, является то, что у вас появляются быстрые и непреднамеренные скачки скорости во время вождения. Это большая проблема безопасности, поскольку это может произойти, когда вы позади другой машины или на повороте.
  6. На приборной панели может гореть лампочка Check Engine. Это является признаком какой-то неисправности, обнаруженной ЭБУ. Узнать ошибку и причину неисправности можно с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.
  7. И последний симптом неисправности электронного управления дроссельной заслонкой — это резкое увеличение расхода топлива. Если вы понимаете, что не можете проехать так же много километров на таком же объёме топлива как раньше, это явный признак того, что нужно сделать диагностику автомобиля.

Аварийный (отказоустойчивый) режим ЭД

Как и большинство сложных систем, электронные системы управления дроссельной заслонкой имеют ряд аварийных режимов (Failsafe Mode). Они предназначены для того, чтобы поддерживать работу системы или обеспечивать безопасное завершение работы, если что-то пойдет не так.

failsafe engine mode

Вообще говоря, при первых признаках проблемы большинство электронных средств управления дроссельной заслонкой закрывают дроссельную заслонку и возвращаются в режим холостого хода.

Так, например, если блок управления двигателем обнаруживает проблему с датчиком, система переходит на холостой ход, предотвращая открытие дроссельной заслонки.

Также в ЭД встроено несколько резервов. Например, датчиков положения используется по две штуки. Если датчик неисправен или два датчика в одном положении передают разные показания, система закрывает дроссельную заслонку, оставляя двигатель на холостом ходу.

Всё это не означает, что в электронных системах управления дроссельной заслонкой нет проблем. Скорее, они были разработаны с рядом аварийных режимов, которые при правильной работе должны предотвратить неожиданное ускорение автомобиля.

В последнее время автопроизводители добавляют еще один аварийный режим: отключение тормозами. Такие ЭД уже доступны на некоторых немецких автомобилях. Они позволяют водителю вмешиваться и блокировать систему дроссельной заслонки. Если Е-газ каким-то образом неисправен и дроссельная заслонка открывается сама по себе, то нажатие на тормоз закроет её.

Типичная неисправность

Электронная дроссельная заслонка.
Электронная дроссельная заслонка — чудесная вещь!

И для экологии хорошо, и мощность удобно регулировать, и регулятор холостого хода не нужен! Вот только что за ней уход нужен об этом многие забывают, или просто не знают.

На современных машинах даже ошибка есть — «Расход воздуха слишком мал» . Если вылезла такая — загляни в первую очередь в воздушный фильтр на предмет загрязненности, а затем и в дроссель. Иногда можно увидеть такое…

На холостом ходу угол открытия дроссельной заслонки более 6 градусов, тогда как нормальные показания (без нагрузки) не более 4 градусов.
Обратите внимание на приведённый скрин. Это показания с диагностического прибора. На холостом ходу угол открытия дроссельной заслонки более 6 градусов, тогда как нормальные показания (без нагрузки) не более 4 градусов.

Сняли, помыли заслонку, вон какая красота.

Сняли, помыли заслонку, вон какая красота.
Вот и показания сразу вошли в норму.

Вот и показания сразу вошли в норму.
Есть, конечно же, соблазн сэкономить немного денег и провести эту операцию самому, тем более, как пишут в интернете «ничего сложного тут нет». НО!

Нередки случаи, когда люди, самостоятельно помывшие дроссель, или дядя Ваня в гараже помыл приезжают с бешеными глазами и плавающими холостыми оборотами и просят «сделать что-нибудь».

Не нужно забывать, что в блоке управления двигателем сохраняются старые значения положения дросселя, и он не понимает что делать, когда дроссель помыли. После промывки обязательно нужна адаптация дросселя под новые положения.

Доверяйте профессионалам
Иначе может быть как-то так…

Вот что бывает, если долго не мыть дроссельную заслонку.
Вот что бывает, если долго не мыть дроссельную заслонку. Дроссель электронный, ручки вот они. Для тех кто не в курсе- дроссель должен быть закрыт.

В этом случае хозяин до того запустил автомобиль (долгое время не обслуживал или экономил на всём), что дроссельная заслонка просто застыла в одном положении, и только специнструмент в виде мощной отвертки помог ей сдвинуться с места. Здесь только замена узла, отмыть не удалось…

Иноземцев Тимофей Александрович
© Легион-Автодата

(ник на форуме — tirim)
г. Подольск (Московская обл.)
+7 (925) 451-06-83
avto-mexanic@mail.ru

Тренд автомобильного инжиниринга всех последних лет – планомерное отстранение водителя от непосредственного управления машиной. Пока, слава богу, мы не дошли массово до потери жесткой связи наших рук и ног с поворачивающимися колесами и тормозами, но к тому все явно идет… Как минимум, ни один автомобиль в наши дни уже не выпускается без электронной дроссельной заслонки, при которой мы не отдаем прямую команду дросселю «больше воздуха!» правой ногой через тросик, а высказываем пожелание блоку управления двигателем, который уже сам отправляет команду на заслонку. Хорошо это или плохо, и как с этим жить?

История вопроса

Принято считать, что так называемый E-газ – это технология последнего примерно десятилетия. В чистом виде – да, но интегрированный электропривод в дроссельных заслонках появился гораздо раньше – еще в 80-х. В те годы на оси заслонки с одной стороны располагался сектор газа, связанный с педалью акселератора классическим тросиком (да-да, «колесико», которое приводится в движение тросиком от педали, называется «сектором газа»!), а с другой стороны ось заслонки соединялась через шестеренчатую передачу с небольшим электромотором.

Собственно, на поведение машины при движении моторчик влияния не оказывал – связь с ногой водителя была олдскульная, механическая и четкая: как надавишь, так и поедешь! А вступал в работу электромотор только в режиме холостого хода, корректируя степенью приоткрытия заслонки обороты при прогреве и после прогрева, а также чуть добавляя газку при включении мощных потребителей электроэнергии и крутящего момента – кондиционера летом, ГУРа на морозе, разных обогревов и т.п. Чуть позже функции моторчика в дросселе расширились – при практически неизменной конструкции добавилось электронных команд: он стал управлять не только оборотами холостого хода, но и оборотами в движении – при включении круиз-контроля и при активации антипробуксовочной системы.

Сейчас же все достигло «апофигея технологичности» – механическая связь заслонки с педалью газа исчезла в принципе, и все команды – как от ноги водителя, так и от сервисных систем – дроссель получает лишь при посредничестве блока управления двигателем. Причин тому – три:

  • Экологические требования;
  • Рост экономии топлива;
  • Удобство в реализации множества современных функций автомобиля.

Электронный дроссель в наши дни

Итак, прямая связь дроссельной заслонки с педалью упразднена полностью и окончательно. Как я уже говорил, нажатием на педаль мы отправляем сигнал в блок управления, а тот в свою очередь анализирует обстановку и множество параметров, а затем отдает команду на подачу воздуха. При этом надо сказать, что за добрый десяток лет развития тандема электронной педали газа и электронного дросселя в его современном понимании система благополучно переросла ряд детских болезней – как чисто физических, так и софтовых.

Изнашивающиеся скользящие контакты датчиков положения заслонки вытеснила бесконтактная индуктивная связь, появилось множество новых функций – не настолько явных, чтобы занять строчку в техническом описании автомобиля, но в комплексе достаточно важных.

Например, ход педали газа стал нелинейным, что позволило лучше контролировать автомобиль во время начала движения: при мощном моторе (где заслонка имеет большой диаметр) исчез риск избыточно резко рвануться вперед при легком касании педали – электронный дроссель в первой четверти хода педали газа реагирует намеренно вяло.

E-газ позволяет наиболее оптимально провести разгон на авто с турбированным двигателем, в значительной мере борясь с турбоямой и обеспечивая более ровное ускорение с низов. Е-газ поможет и при режиме «педаль в пол», когда в случае классической тросовой заслонки первые мгновения идет неоптимальное сгорание смеси, и теряются секунды на разгоне. Конечно же, нельзя не упомянуть эффективную систему автоматического управления тягой мотора для борьбы со сносами и проскальзываниями ведущих колес.

При этом, правда, нужно отметить, что поведение электронного дросселя на бюджетных машинах по-прежнему серьезно отличается от среднеценовых и, тем более, премиальных автомобилей. В «бюджетках» E-газ, к сожалению, излишне туповат, задумчив и не способствует получению истинного удовольствия от драйва.

Да еще порой и на безопасность влияет отрицательно – дроссель с неоптимальным управляющим программным обеспечением реагирует на нажатие педали с задержкой, выдавая момент на колесах тогда, когда уже поздно. При отсутствии систем стабилизации зимой на скользком покрытии и в повороте такая реакция машины способна свести на нет ваши традиционные навыки зимнего вождения и создать аварийную ситуацию…

Простота и сложность электронного дросселя

Обычно внедрение электроники сопровождается невероятным усложнением конструкции. В случае с дросселем все с точностью до наоборот! Вдумчиво изучив его, можно обнаружить, что он невероятно прост и лишен ряда хитрых технических решений, имевшихся прежде у классических дросселей с тросовым приводом. А уж старый добрый двухкамерный карбюратор по сравнению с E-дросселем – и вовсе сложнейший и дорогущий в производстве прибор эпохи «стимпанк»…

Во-первых, конечно же, E-дроссель не нуждается в регуляторе холостого хода –  клапане подачи воздуха по тоненькому каналу, управляемому шаговым двигателем, который склонен к загрязнению картерными газами и нестабильной работе. В случае электронного дросселя клапан регулировки холостого хода исчезает – ХХ обеспечивается приоткрытием основной заслонки – ведь она и так электроуправляемая, а стало быть, прекрасно справляется с регулировкой оборотов, подстраиваясь под включенные потребители, температуру наружного воздуха и антифриза, и т.п.

Еще в систему холостого хода при классическом дросселе часто входили дополнительные байпасные воздушные каналы в обход заслонки, также весьма склонные к засорению. Эти каналы открывались не плавно, а по принципу «вкл/выкл», внешними электроклапанами – к примеру, для компенсации нагрузки на двигатель при включении кондиционера. В электронном дросселе это все тоже оказалось ненужным – компенсация просадки оборотов делается опять же самой дроссельной заслонкой.

Также у классического дросселя имелся подогрев антифризом от системы охлаждения, поскольку все вышеупомянутые тоненькие каналы в холодное время боялись обмерзания. В электронном дросселе, особенно если монтируется он на пластиковом впускном коллекторе, нужды в подогреве часто нет – штуцеры подвода и отвода антифриза из него исчезают.

Иначе говоря, электронный дроссель взял на себя сразу несколько функций, до предела упростив свою механическую часть.

Да, по «механике» ломаться стало практически нечему – настолько все там просто и примитивно: простейший электромоторчик, который через пару пластиковых, но достаточно крепких шестеренок связан с осью заслонки, да возвратная пружина на той же оси.

Собственно, даже вопрос периодической чистки дросселя заметно снизил свою актуальность после избавления от системы узких байпасных каналов. Однако существенно усложнилась электронная часть, преподносящая порой сюрпризы – как объяснимые, так и совершенно загадочные и беспричинные.

Проблема заключается в том, что электронная плата дросселя, являющаяся, по сути, только сдвоенным датчиком, отслеживающим положение и динамику открытия заслонки, зачастую неремонтопригодна и отсутствует в продаже. Если электродвигатель при подаче диагностических 12 вольт ровно жужжит, редукторные шестеренки не имеют повреждений и заеданий, а в проводке от заслонки к ЭБУ нет плохих контактов, может потребоваться замена дроссельной заслонки в сборе. Увы.

И вот тут-то многие могут столкнуться с неприятным сюрпризом. На Лада Гранта этот узел в сборе стоит 5 000 рублей, что немало, но в целом подъемно, а на Volkswagen Polo Sedan – 25 000 рублей… Такая сумма способна пробить серьезную дыру в бюджете, а расстройства добавит тот факт, что обе детали, за 5 и за 25 тысяч рублей, технически почти идентичны, но конструктивно и программно несовместимы.

Что делают «jetter», «шпора» и «бустер педали газа»?

Говоря об электронном дросселе, этот класс устройств нельзя не упомянуть. Под такими названиями известен популярный гаджет для машин с E-газом, который, по словам производителей, «дает рост динамике и скорости». «Джеттер» – небольшая коробочка, включающаяся в цепь между педалью газа и блоком управления двигателем и искажающая сигнал педали так, чтобы заставить ЭБУ думать, что «тапка в полу», когда вы лишь слегка коснулись акселератора.

На самом деле, ни скорости, ни динамики эти гаджеты не добавляют и добавить не могут. Они просто меняют электромеханическую характеристику педали акселератора. Характеристика педали всегда нелинейна – изначально электронная педаль чаще всего настроена так, чтобы в первой половине хода быть малоотзывчивой, выдавая четверть мощности двигателя, а за оставшуюся половину выдавать остальные три четверти. Это, безусловно, весьма упрощенное описание, цифры тоже условны, но суть именно такова. «Джеттер» же меняет заводскую характеристику «наизнанку» – педаль начинает выдавать почти всю мощность двигателя на первой половине хода, субъективно делая машину «резкой». Некоторый эффект действительно ощутим, особенно при первом сравнении, но надо понимать, что ничего такого, чего бы нельзя было сделать ногой без применения электронной «примочки», не происходит.

Собственно говоря, программные аналоги «джеттера» давно имеются во многих автомобилях высокого класса. Там это называется переключением режимов вождения, под которыми понимается управление настройками двигателя, КПП и иногда – шасси, если в нем имеются управляемые амортизаторы. Смена режима «нормал» на «спорт» (названия могут быть иными в авто разных марок и моделей) включает в себя наряду с изменением массы других настроек и коррекцию характеристики педали газа, как это делает и «джеттер».

Заслонка изнутри

Перед нами дроссельная заслонка Volkswagen Polo Sedan. Машина приехала на сервис с жалобой на неадекватное поведение педали газа, горящий «чек» и двигатель, явно не развивающий положенную мощность. Диагностика выявила неисправность дроссельной заслонки, которая и была заменена по гарантии. Никаких более глубоких причин выхода её из строя дилерский сервис искать не стал, поскольку подобные процедуры не предусмотрены регламентом. Пользуясь случаем, на примере «приговоренной» заслонки изучим её устройство и попробуем обнаружить неисправность. Ведь гарантия сохранилась не у всех!

Снаружи на дросселе видны четыре отверстия, через которые болты притягивают дроссель к коллектору, небольшой зазор в закрытом состоянии для поступления в цилиндры воздуха в режиме холостого хода, а также логотип итальянского производителя Magneti Marelli. Кстати, одной из старейших в мире компаний, производящих автомобильную электронику.

Вот электрический разъем – по нему на электромоторчик заслонки приходит с блока управления сигнал на поворот заслонки на тот или иной угол, а обратно передается информация о положении.

008

Механическая часть редуктора прячется под влагозащищенной крышкой с эластичной прокладкой, которую удерживают несколько тугих пружинных скобок-защелок. Снимаются они отверткой.

009

Крышка снята – под ней виден механизм редуктора. Трехлопастной «пропеллер» из тонких металлических проводников на шестеренке – это своего рода ротор «генератора». А катушка, выполненная в виде печатных проводников на электронной плате строго напротив ротора, – статор этого «генератора». Сам «генератор» является датчиком, вырабатывающим слабые сигналы, говорящие о характере вращения оси дроссельной заслонки.

Смысл такой сложной конструкции – в избавлении от ненадежных скользящих контактов, которые были на первых электрических дросселях. Современный датчик, работающий по принципу «генератора», – полностью бесконтактный и не имеет изнашивающихся частей.

Особенность механизма заслонки – работа при полном отсутствии смазки, которая способна замерзнуть или, наоборот, – отвердеть, высыхая. Шестерни практически не имеют выработки – их состояние можно назвать безупречным, как и чистоту внутри корпуса. Очевидно, что ни влага, ни пыль в корпус заслонки не попадали!

016

Моторчик легко проверить, просто подав на него 12 вольт – как на отключенный от редуктора, так и на соединенный с шестернями. Это покажет отсутствие заеданий в механизме. Жужжит! А если бы не жужжал, то мотор можно легко извлечь и заменить – китайцы торгуют ими примерно по 1 000 рублей.

Главный электронный модуль (на плате которого, кстати, помимо лого Magneti Marelli стоит маркировка Hella), увы, проверить на дефекты вряд ли удастся. Отсутствие сигнала читается, а вот причина отсутствия – неясна…

В общем-то, на стадии диагностики электронного модуля и наступает тупик. Все остальные части механизма дросселя исправны и целы – нет обратной связи по положению от одного из датчиков. Плата требует замены – это было бы не слишком сложно, будь возможность её приобрести.

Нельзя, правда, не упомянуть, что некоторое время назад на форумах владельцев Polo Sedan бурно обсуждался массовый выход дроссельных узлов из строя из-за окисления залитых в пластик контактных линий, идущих от платы к внешнему разъему – из-за этого ближние друг к другу контакты замыкались между собой.

Самодельщики разработали несложную технологию устранения контакта там, где его быть не должно, доступную многим буквально на кухонном столе. Но эта история несколько лет как сошла на нет (видимо, она была связана с нарушением техпроцесса при производстве определенной партии дроссельных узлов), и в нашем случае характерных признаков обнаружить не удалось. Да и дроссель принадлежал машине, выпущенной значительно позже проблемных лет.

В итоге дорогостоящий узел все же отправился в утиль, оставив владельца в недоумении от разницы цен на фольксвагеновский и вазовский дроссели, а также с чувством облегчения от того, что дефект проявился до истечения гарантийного срока.

Опрос

Бывали ли у вас проблемы с электронным дросселем?

Электронная дроссельная заслонка неисправности

Электронный дроссель — как он работает?

Природа человека заставляет его искать более выгодные пути существования. Согласитесь, все мы, если есть возможность, предпочитаем избежать сложностей и выбираем вариант «попроще», при чем это касается как рабочих моментов, так и повседневного быта. Вот и получилось, что одной из основных тенденций автомобилестроения наших дней есть максимальное исключение человеческого фактора в тех местах, где без него прекрасно справляются электронные системы. Конечно, довольно часто, при управлении транспортным средством, водитель может допускать некоторые погрешности: не до конца выжимает педаль сцепления или не своевременно переключает передачу, и хоть, на первый взгляд, это не серьезные проступки, однако, систематическое их повторение пагубно сказывается на работе двигателя и трансмиссии.

С развитием технологической стороны нашего существования, совершенствуется и конструкция машин. Поэтому, совсем не удивительно, что электронные системы, способные с большой точностью управлять различными механизмами, постепенно внедрились и в конструкцию современных автомобилей. В списке первых успешных устройств такого рода числится электронная дроссельная заслонка (дроссель), которую отечественные разработчики, наряду со своими зарубежными коллегами, не так давно начали массово устанавливать на транспортные средства. Если данный вопрос Вас заинтересовал и Вы не прочь более детально вникнуть в его суть, тогда уделите несколько минут своего времени на прочтение этой статьи.

1. Назначение электронного дросселя

Дроссельная заслонка – это один из конструктивных элементов впускной системы, устанавливаемых на автомобилях с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Главным ее назначением есть регулировка количества воздушных потоков, поступающих в двигатель для выработки топливно-воздушной смеси. Размещается дроссельная заслонка между впускным коллектором и воздушным фильтром.

Более усовершенствованным вариантом стандартного дросселя — считается электронный вид данного устройства. Электронная дроссельная заслонка, также как и традиционный механизм осуществляет контроль за объемом потоков воздуха, поступающих в камеру внутреннего сгорания мотора. Когда водитель нажимает на педаль «газа», положение установленной в корпусе заслонки меняется (открывается) и через нее проходит переменный поток воздуха. Использование такого механизма позволяет добиться большей экономичности и рабочей стабильности, ведь ошибка человека (человеческий фактор) при управлении агрегатом полностью исключается.

Автомобильные бензиновые системы, использующие электронную дроссельную заслонку теперь не редкость и в нашей стране, а в первые они появились на немецких автомобилях, выпущенных во второй половине 90-х годов. На отечественные просторы они пришли через вторичный рынок, оставив на память такие популярные в свое время машины как Golf, Volkswagen Passat B5 и некоторые другие.

Впервые, система электронной дроссельной заслонки была использована на гоночном автомобиле в далеком теперь, 1985 году. В те времена, компания Volkswagen проводила эксперименты над вторым поколением автомобилей Golf, стараясь сделать из него гоночный спорткар. С этой целью, машину оборудовали сразу двумя двигателями, а что бы синхронизировать их мощность была использована система E-Gas. Дроссель одного из них управлялся традиционным механическим путем, а вот для работы другого использовали электропривод, синхронизирующий положение заслонки. В результате эксперимента, разработчикам удалось добиться суммарной мощности мотора в 500 лошадиных сил, при чем разгон до 100 км. занимал всего 3,4 секунды.

В целом, суть системы электронного дросселя, заключается в полном автоматическом (электронном) управлении приводом дроссельной заслонки. Конечно, это сделано совсем не для того, что бы убрать механическую связь между устройством и педалью «газа», а для того, что бы обеспечить более качественное приготовление топливно-воздушной смеси. Именно благодаря электронной системе появилась возможность значительно изменить и лучше регулировать ее приготовление, что, в свою очередь, повлияло на уменьшение расхода топлива и большую эффективность его сжигания, тем самым уменьшив количество вредных выбросов.

2. Устройство электронного дросселя

Как мы уже говорили, на большинстве современных транспортных средств, механический привод дроссельной заслонки заменен на электрический, управляющейся электронным блоком. Данный факт способствует достижению оптимальной величины крутящего момента при любом рабочем режиме двигателя автомобиля. Кроме того, не на последнем месте среди преимуществ использования такой системы, находится выполнение экологических требований и безопасность передвижения.

Основными отличительными особенностями дросселя с электрическим приводом являются:

— полное отсутствие связи между дроссельной заслонкой и педалью акселератора (педаль «газа»);

— возможность регулирования холостого хода путем перемещения соответствующей заслонки.

При переходе на электронное управление, механизм заслонки остался прежним, а кардинальным изменениям подверглась только система привода. В традиционном устройстве этого прибора, ее ось связывается с педалью «газа» при помощью троса и когда водитель нажимает на педаль, происходит его сокращение, что, в свою очередь, заставляет заслонку поворачиваться, тем самым открывая ее. Движением оси в электронном дросселе, управляет специальный электромотор, а прямая связь между заслонкой и «газом» полностью отсутствует. В этом случае, педаль газа выполняет роль пульта дистанционного управления, а быстро и ровно менять положение заслонки (настолько, насколько это нужно для работы двигателя при заданной нагрузке) помогает «умная» электроника. Как результат, уменьшение потери мощности, сокращение топливных затрат, а заодно и выполнение роли пускового устройства для холодного двигателя.

Электронная составляющая управления дроссельной заслонки дает возможность влиять на величину крутящего момента, даже при отсутствии физического воздействия на педаль. Система сама включает все входные датчики, исполнительное устройство и блок управления работой двигателя.

Кроме датчика положения дросселя, в электронной системе управления также используется датчик положения педали акселератора, выключатель положения «тормоза» и выключатель положения педали «сцепления». Также важную роль в работоспособности системы управления дросселя играет использование сигналов от автоматической коробки передач, климатической установки, тормозной системы и системы круиз-контроля.

Все эти сигналы датчиков поступают в блок управления работой двигателя, который преобразует их в управляющие воздействия на модуль заслонки дросселя. Подводя итог сказанного, к основным элементам электронного дроссельного узла стоит отнести:

— электронный блок управления («мозг» системы);

— сам механизм, в состав которого входят корпус, ось и заслонка;

— управляющийся приводом дроссельной заслонки электрический мотор; датчик положения педали «газа» и датчик положения заслонки дросселя.

Датчик положения заслонки находится на ее корпусе и как только шестерня, закрепленная на торце оси, начинает перемещаться, вместе с ней меняется и сигнал датчика. Эти данные фиксируются, а сигнал о них, напряжение которого, кстати, меняется в зависимости от положения, подается в блок управления. Последний, в ходе обработки сигнального напряжения переводит его в проценты: значение от 0 до 100% — заслонка закрыта; 100% — полностью открыта.

Датчик, который устанавливается на педаль «газа», занимается фиксированием ее положения, а затем передает эти данные блоку управления. Он, естественно, их обрабатывает и в зависимости от положения педали запускает привод заслонки (открывает ее или закрывает).

Также, существует и обратная связь. Датчик отслеживает любое положение заслонки и передает сигнал на блок управления, который затем сравнивает угол ее открытия с положением педали «газа». Благодаря такой связи, электронное управление может поддерживать холостой ход двигателя, контролируя при этом, оптимально выгодное (с точки зрения заданных параметров) положение заслонки. Использование электропривода помогло решить проблему управления множественными дросселями.

3. Неисправности электронного дросселя

Рано или поздно любая деталь выходит из строя, о чем может свидетельствует ряд характерных признаков. В этом плане, не есть исключением и описанный выше датчик дросселя.

К характерным неисправностям данного механизма относят:

— повышенные обороты двигателя в режиме работы холостого хода;

— увеличение уровня расхода топлива; прекращение работы двигателя на нейтральной передаче;

— в отдельных случаях может загораться и гореть продолжительное время световой индикатор «Check Engine»;

— при разгоне автомобиля наблюдаются резкие рывки; утрудняется запуск силового агрегата.

Все это свидетельствует о неисправности датчика положения заслонки, а следовательно и о необходимости его замены.

Учитывая сложность механизма электронного дроссельного узла, существенно усложняющего конструкцию автомобиля, неудивительно, что он, как и многие другие сложные устройства, является потенциальным источником проблем. Так, например, в значительной степени отрицательному влиянию подвержена электроника и в условиях экстремально низкой температуры или влажности может работать неправильно.

Если поломка приключилась после истечения гарантийного срока обслуживания, то замена электронного дросселя выльется владельцу в существенные материальные траты. Как правило, ремонтным работам такое устройство не подлежит и меняется целиком. Механизм заслонки, в описываемом виде дроссельного узла, ничем не отличается от стандартного типа, поэтому необходимость периодической чистки сохраняется. Особенно это касается случаев, когда автомобиль эксплуатируется практически на грани своих возможностей.

Некоторые автомобилисты, исходя из собственного опыта, выделяют следующие проблемы электронных дросселей:

— проводка часто трескается и рассыхается, случаются замыкания;

— дроссельная заслонка либо вообще не работает, либо работает с серьезными перебоями;

— может выходить из строя управляющий дросселем электрический моторчик (код ошибки 022 – авария дросселя);

— дроссельная заслонка перестает «слушаться» электронику: изношенный моторчик то реагирует на нее, то нет;

— появляются проблемы с потенциомерами, а так как они зашиты в плату, добраться до них практически невозможно.

Как видите, за все когда-то приходится платить и способность электронного дросселя улучшать работу транспортного средства, сполна компенсируется частыми проблемами, возникающими из-за сложности его конструкции.

Подписывайтесь на наши ленты в Facebook, Вконтакте и Instagram: все самые интересные автомобильные события в одном месте.

Была ли эта статья полезна?

auto.today

Электронная педаль газа — дроссельная заслонка под контролем

Электронная педаль газа

На современных автомобилях вместо обычного тросикового привода управления дроссельной заслонкой устанавливается так называемая «электронная педаль газа». В таких авто положением дроссельной заслонки управляет электроника. Когда вы нажимаете или отпускаете педаль газа, информация об этом идёт в блок управления (ЭБУ) и только после обработки и корректировки уже даётся команда в модуль дроссельной заслонки. О плюсах и минусах такой системы, а также о признаках неисправностей и пойдёт речь в данной статье.

Для тех, кто привык к механическим приводам, где нажатие на педаль газа напрямую вызывает перемещение дроссельной заслонки, будет непривычным и неизвестным управление автомобилем с электронной системой. Чтобы разобраться, нужно понять принцип работы «электронной педали» и её отличие от обычной механической.

В механическом приводе управления дроссельной заслонкой к педали газа прикреплён тросик, который идёт напрямую из салона в подкапотное пространство и другим концом прикручивается к приводу управления дросселем (полукруглая железная деталь рядом с дросселем). При нажатии на педаль тросик натягивается и тянет на себя эту деталь, которая напрямую соединена с дроссельной заслонкой и находится обычно с ней на одной оси вращения. Заслонка приоткрывает или закрывает трубопровод, по которому в двигатель подаётся воздух. Остальное делает электроника. Чтобы добиться нужного крутящего момента, электронный блок изменяет момент зажигания и момент впрыска топлива в камеру сгорания. Тем самым регулируется топливно-воздушная смесь и достигается требуемая величина крутящего момента.

Здесь всю работу на себя берёт электроника. На педальном механизме установлены датчики положения педали газа. Информация с этих датчиков поступает в электронный блок управления, в котором анализируются все необходимые параметры для оптимального изменения величины крутящего момента. Эти параметры анализируются постоянно, непрерывно и при нажатии на педаль газа, после совершения нужных рассчётов электроника подаёт команду в модуль управления дроссельной заслонкой. Команда — это сигнал изменения положения заслонки на определённую величину угла.

Получив такую команду, модуль управления выполняет перемещение дроссельной заслонки. Для этого используется электродвигатель. Положение заслонки меняется, также при необходимости меняются момент зажигания и впрыска, достигается нужный крутящий момент и автомобиль трогается с места или ускоряется.

В модуле управления расположены угловые датчики положения дроссельной заслонки, информация с них поступает также в электронный блок, тем самым происходит обратная связь и электроника «узнаёт», в каком положении сейчас находится заслонка, выполнилась ли команда на изменение угла и т.п. Данная информация со всех датчиков поступает в блок управления постоянно. При изменении какого-либо параметра мгновенно принимаются меры для оптимального изменения других важных параметров. Благодаря этому достигается оптимальная работа двигателя, нужный крутящий момент, оптимальный расход топлива, а также устойчивая работа двигателя на холостых оборотах.

Чтобы изменить величину крутящего момента, электронный блок управления может изменить один или несколько параметров:

  • угол открытия дроссельной заслонки
  • давление наддува (если двигатель с турбонаддувом)
  • момент зажигания
  • момент впрыска топлива
  • включение/отключение цилиндров

Величина крутящего момента постоянно корректируется и зависит от следующих факторов:

  • условия запуска двигателя
  • устойчивые обороты холостого хода
  • содержание O2 в отработавших газах
  • ограничения по мощности и количеству оборотов
  • АКПП (при переключении передач)
  • контроль тяги при торможении
  • принудительный холостой ход при торможении
  • работа оборудования (климат-контроль, кондиционер)
  • круиз-контроль (включен ли режим)

В электронной системе предусмотрена контрольная лампа EPC, которая загорается на приборной панели при наличии какой-либо неисправности в системе или при нарушении её работы. Если сигнал с датчиков перестанет приходить или будет приходить неверным, эта лампа оповестит вас об этом.

В приводном механизме педали газа размещены 2 датчика — это потенциометры со скользящим контактом, эти контакты соприкасаются с контактными дорожками. Один датчик нужен для того, чтобы отправлять информацию о положении педали. Второй является контрольным и также передаёт информацию.

При изменении положения педали газа происходит изменение сопротивления этих датчиков, электронный блок «видит» это по изменению значения напряжения.

Если возникают какие-то неполадки, то как правило нужно заменить один или оба датчика, а также проверить контакт между датчиком и дорожками. Бывает, что на эти дорожки попадает грязь или пыль и нужного контакта не достагается. В этом случае их необходимо хорошо почистить.

При отсутствии сигнала с одного датчика положения педали газа:

  • регистрируется неисправность, включается контрольная лампа EPC
  • работа на холостых оборотах до того момента, пока система не опознает работоспособность второго датчика
  • после проверки и получения сигнала со второго датчика можно ехать дальше
  • при нажатии на педаль газа до упора обороты будут расти медленно
  • система будет пытаться себя «подстраховать», определяя холостой ход по сигналам торможения и положению педали тормоза
  • отключатся дополнительные системы, влияющие на работу двигателя — круиз-контроль

При отсутствии сигналов с двух датчиков положения педали газа одновременно:

  • регистрируется неисправность, включается контрольная лампа EPC
  • на педаль газа не реагирует
  • на холостом ходу обороты повышены до 1500 об/мин

При отсутствии сигнала с одного датчика положения дроссельной заслонки:

  • регистрируется неисправность, включается контрольная лампа EPC
  • отключается круиз-контроль и принудительный холостой ход
  • нормально реагирует на педаль газа

При отсутствии сигнала с обоих датчиков положения дроссельной заслонки:

  • выключается привод заслонки
  • на педаль газа не реагирует
  • холостые обороты повышены до 1500 об/мин

Таким образом, по симптомам можно определить, какой именно датчик вышел из строя. Если вы разбираетесь в электрике, можно заменить их самостоятельно. Иначе лучше доверить это специалистам. Диагностика в автосервисе покажет точную причину.

vmiredorog.ru

Электронная педаль газа, дроссельная заслонка.

Подробности Просмотров: 36185

Устройство и принцип действия

При электронном приводе акселератора перемещение дроссельной заслонкиосуществляется при помощи электродвигателя. При этом отпадает необходимость втрадиционной механической связи между педалью акселератора и дроссельнойзаслонкой.Это означает, что намерение водителя с педали акселератора передается в

блок управления. Затем осуществляется перемещение дроссельной заслонки.

Благодаря этому блок управления может посредством перемещения дроссельнойзаслонкой влиять на величину крутящего момента двигателя даже в том случае, когдаводитель не меняет положения педали акселератора.

Это дает возможность достижения лучшей координации между системами двигателя.

Ниже Вы увидите, что электронный привод акселератора – это значительно больше, чем простаязамена механического привода.

Механическое перемещение

дроссельной заслонки Водитель нажимает педаль акселератора,и через тягу акселератора усилие непосредственно передается на дроссельнуюзаслонку и вызывает ее перемещение. Электронное управление двигателем при этомне имеет никакой возможности повлиять на положение дроссельной заслонки.Чтобы изменить крутящий момент двигателя, необходимо воздействовать на другиепараметры режима двигателя, например, на момент зажигания и впрыска топлива.Только в режиме холостого хода и при действии круиз-контроля осуществляется

электронное регулирование работой двигателя.

Электронно-электрическое перемещение дроссельной заслонки

В этом случае перемещение дроссельной заслонки по всему пути происходит приэлектронном управлении и электрическом приводе.Водитель в соответствии с его намерениями по изменению мощности двигателя нажимаетпедаль акселератора. Положение педали отслеживается датчиками, и соответствующиесигналы передаются блоку управления двигателя. Далее происходит перемещениедроссельной заслонки в соответствии с намерениями водителя.Если же появляется необходимость изменения крутящего момента двигателя по причинамобеспечения безопасности движения или экономии топлива, блок управления двигателяможет изменить положение дроссельной заслонки без изменения водителем положенияпедали акселератора. Достоинство такого регулирования состоит втом, что блок управления определяет положение дроссельной заслонки в соответствии спожеланиями водителя, экологическими требованиями, необходимостью обеспечения

безопасности движения и снижения расхода топлива.

Описание системы

“Инструментами” управления двигателем в части крутящего момента двигателя являютсядроссельная заслонка, давление наддува, момент впрыска топлива, отключение цилиндров и

момент зажигания.

Регулирование крутящего момента двигателя посредством механическогопривода дроссельной заслонкиРазличные сигналы, касающиеся величины крутящего момента двигателя, поступают в блокуправления двигателя и там обрабатываются. Однако оптимальной величины крутящегомомента получить не удается, поскольку блок управления двигателя не может оказатьпрямого воздействия на дроссельную заслонку, управляемую механически педальюакселератора.Регулирование крутящего момента двигателя посредством электронногоуправления дроссельной заслонкойВ этом случае возможно достижение оптимального значения крутящего момента

посредством электронного регулирования работой двигателя.

Как это происходит?Блок управления двигателем суммирует все внешние и внутренние требования в отношениивеличины крутящего момента двигателя и по ним рассчитывает необходимую величину

момента. Это намного точнее и эффективнее, чем было прежде.

Внутренние требования предъявляются со стороны:- условий пуска двигателя;- подогрева катализатора;- регулирования холостого хода;- ограничения мощности;- ограничения частоты вращения;

— регулирования состава смеси по содержанию кислорода в отработавших газах.

Внешние требования предъявляются со стороны:- автоматической коробки передач (в точках переключения);- тормозной системы (контроль тяги, режим принудительного холостого хода);- климатической установки (включение и выключение компрессора);

— круиз-контроля.

Процесс регулирования

После оценки всех внутренних и внешних требований в отношении величины крутящегомомента блок управления двигателя рассчитывает оптимальный крутящий моментдвигателя. Фактический крутящий момент определяется расчетом по частоте вращения двигателя,

сигналу о нагрузке двигателя и моменту зажигания.

В ходе регулирования блок управления двигателя сначала сравнивает фактическийкрутящий момент с оптимальным моментом. Если эти величины не совпадают, блокуправления двигателя расчетом определяет направление и величину необходимоговоздействия в целях достижения совпадения фактического и оптимального крутящего

момента.

Для этого у блока управления есть два пути.

На одном пути регулированию подлежат параметры, которые влияют нанаполнение цилиндров. При этом речь идет о параметрах, изменение которыхотносительно долго влияет на направление изменений крутящего момента двигателя.Эти параметры:- угол открытия дроссельной заслонки и

— на двигателях с турбонаддувом давление наддува.

На втором пути изменению подлежат параметры, которые относительно быстроизменяют величину крутящего момента вне зависимости от наполнения цилиндров.К этим параметрам относятся:- момент зажигания;- момент впрыска топлива;

— отключение цилиндра(ов).

Электронный привод дроссельной заслонки состоит из:

— педального модуля с датчиками положения педали акселератора;- блока управления двигателя;- модуля управления дроссельной заслонки;

— контрольной лампы электронного привода дроссельной заслонки.

Педальный модуль

посредством датчиков непрерывно определяет положение педали акселератора и передаетсоответствующий сигнал блоку управления двигателя.

Блок управления двигателя

определяет по этому сигналу намерение водителя в отношении изменения мощностидвигателя и отвечает на это соответствующим изменением крутящего момента двигателя. Дляэтого блок управления подает управляющий сигнал приводу дроссельной заслонки дляприоткрытия ее или, наоборот, некоторого закрывания. При этом принимаются во вниманиедругие пожелания в отношении крутящего момента двигателя, например, со стороныклиматической установки. В этом и состоит смысл “электронного привода

акселератора” (дроссельной заслонки).

Модуль управления дроссельной заслонки

обеспечивает требуемую массу воздуха, поступающего в цилиндры.Привод дроссельной заслонки воздействует на дроссельную заслонку в соответствии скомандами блока управления двигателя. О положении дроссельной заслонки постояннопоступают сигналы от угловых датчиков положения дроссельной заслонки в блок

управления двигателя.

Контрольная лампа электронного привода акселератора сигнализирует водителю, что в системеэлектронного привода имеется неисправность.

Действие электронного привода

На холостом ходу

Блок управления двигателем узнает по сигналам от датчиков положения педалиакселератора, что педаль не нажата. Начинается режим регулирования холостого

хода.

Блок управления двигателем управляет приводом дроссельной заслонкой; при помощиэлектродвигателя дроссельная заслонка перемещается.В зависимости от того, насколько различаются фактическая и оптимальная величины частоты

вращения двигателя, зависит величина изменения угла открытия дроссельной заслонки.

Оба угловых датчика положения дроссельной заслонки непрерывнопередают информацию блоку управления двигателя. Датчики расположены в модуле

управления дроссельной заслонкой.

Перемещение педали акселератора

Блок управления двигателя из сигналов от датчиков положения педали акселератораполучает информацию о положении педали. Желаемое водителем перемещениедроссельной заслонки осуществляется по команде блока управления посредствомпривода дроссельной заслонки. Дополнительно поступают соответствующиекоманды по изменению момента зажигания, впрыска и, при необходимости, величины

давления наддува.

Оба угловых датчика определяют положение дроссельной заслонки и сообщают о нем блокууправления.

Для расчета необходимого положения дроссельной заслонки блоком управленияпринимаются во внимание дополнительные требования.

Например:- по ограничению частоты вращения двигателя;- со стороны круиз-контроля (GRA);- со стороны системы контроля тяги (ASR);

— со стороны регулирования принудительного холостого хода (MSR).

Если в конечном счете это все отражается в необходимости изменения крутящего момента,может быть изменено положение дроссельной заслонки без какого-либо воздействия водителя

на педаль акселератора.

Модуль педали акселератора состоит из:

— педали акселератора;- датчика 1 положения педали акселератора G79- датчика 2 положения педали акселератора G185.Используются два одинаковых датчика для обеспечения максимально возможнойнадежности. Здесь речь идет о резервированной системе.

Это означает, что вполне было бы достаточно информации от одного датчика.

Использование сигналовПосредством сигналов от обоих датчиков положения педали акселератора блокуправления двигателя узнает положение педали в каждый момент времени.Оба датчика представляют собой потенциометры со скользящим контактом,укрепленным на общем валу. При каждом изменении положения педали изменяетсясопротивление датчиков и, соответственно, напряжение, которое передается на блок

управления двигателя.

Работа при отсутствии сигнала

При отсутствии одного сигнала- Это вносится в регистратор неисправностей, и включается контрольная лампаэлектронного привода акселератора.- Система управляется сначала на холостом ходу. Когда будет опознан второй датчик входе определенного контрольного срока на режиме холостого хода, опять будетвозможно движение автомобиля.- При полном нажатии на педаль частота вращения двигателя увеличиваетсямедленно.- Дополнительное опознавание холостого хода по положению педали осуществляетсяпосредством выключателя сигналов торможения F или выключателя поположению тормозной педали F47.- Комфортные функции, например, круиз- контроль или регулирование двигателем в

режиме принудительного холостого хода, отключаются.

При отсутствии обоих сигналовЭто вносится в регистратор неисправностей, и включается контрольная лампа электронногопривода акселератора.- Двигатель работает только на повышенных оборотах холостого хода (максимально

1500 об/мин) и не реагирует на педаль акселератора.

Модуль управления дроссельной заслонки

расположен на впускной трубе. Он служит для обеспечения подачи нужного количества воздуха вцилиндры.

Устройство, Модуль состоит из:- корпуса дроссельной заслонки;- дроссельной заслонки;

— привода дроссельной заслонки G186;

— углового датчика 1 привода дроссельной заслонки G187;- углового датчика 2 привода дроссельной заслонки G188.

ДействиеОткрытие и закрытие дроссельной заслонки осуществляется электродвигателем по сигналублока управления двигателя. Оба угловых датчика посылают сигналы блокууправления двигателя о положении дроссельной заслонки.

Два датчика установлены в целях повышения надежности системы.

Работа при отсутствии сигналов

Если блок управления двигателя получает от одного из угловых датчиков неразличимый сигналили вообще не получает никакого сигнала:- Это вносится в регистратор неисправностей, и включается контрольная лампаэлектронного привода акселератора.- Подсистемы, которые в какой-то степени определяют крутящий момент (например,круиз-контроль, регулирование двигателя в режиме принудительного холостого хода)отключаются.- Для контроля оставшегося датчика используется сигнал нагрузки.

— Педаль акселератора действует нормально.

Если блок управления двигателя получает от обоих угловых датчиков неразличимые сигналыили вообще не получает никаких сигналов:- Это вносится в регистратор неисправностей, и включается контрольная лампаэлектронного привода акселератора.- Привод дроссельной заслонки отключается.- Двигатель работает только с повышенной частотой холостого хода 1500 об/

мин и больше не реагирует на педаль акселератора.

boschdiagnost.ru


Смотрите также

  • Ошибка электронного ручника тигуан
  • Ошибка электронного ручника passat b6
  • Ошибка электронного ключа 800000d1 алекс флешера
  • Ошибка электронного ключа 800000d1 алекс флешер
  • Ошибка электронно цифровая подпись некорректна